Болезни Военный билет Призыв

Акунин приключения фандорина. Любовь к истории. Коронация, или Последний из романов

Звание

Пристрастие его отца, Петра Исаакиевича Фандорина, к азартным играм , а также различным экономическим «прожэктам», привело в итоге к разорению семьи. Пётр Исаакиевич не выдержал удара судьбы и умер от сердечного приступа, не оставив сыну никаких средств к существованию. Как следствие, Эраст Фандорин был лишён возможности поступить в университет и получить высшее образование , и был вынужден сам себя содержать, для чего и поступил на службу. Интерес ко всему, что связано с расследованием преступлений, привёл его в московское полицейское управление, где его первым начальником и наставником стал следственный пристав Ксаверий Феофилактович Грушин.

В ходе расследования Эраст Петрович выясняет, что фортуна, столь немилостивая к его родителю, наделила его способностью выигрывать всегда и во все игры, связанные с азартом и риском (карты , кости , лотереи и т. д.).

Также Эраст Петрович приобретает привычку нумеровать все факты («это раз», «это два», «это три» и т. д.).

Кроме того, он знакомится с 17-летней Елизаветой (Лизанькой) Александровной фон Эверт-Колокольцевой, которая становится его женой. Однако в результате покушения на Эраста Петровича, совершённого в день свадьбы, Лизанька трагически погибает сразу после венчания . Это событие приводит к тому, что Фандорин приобретает две характерные черты - седые виски и лёгкое заикание (следствие эмоционального потрясения; заикание полностью исчезает, когда Фандорин изображает другого человека). К тому же, потрясение от смерти жены оказывается столь велико, что Фандорин утрачивает большую часть присущей ему эмоциональности (по выражению автора - «становится эмоциональным инвалидом »). Описано в романе «Азазель ».

После успешного завершения дела «Турецкий гамбит» Фандорин, несмотря на головокружительные предложения шефа жандармского управления, просит назначить его служить «куда подальше» и получает назначение секретарём посольства Российской империи в Японии.

1878 год. По пути к месту службы Фандорин раскрывает серию таинственных убийств, имевших место в Париже и на пассажирском корабле «Левиафан», имеет мимолётный роман в Индии с одной из пассажирок, Клариссой Стамп, послуживший причиной задержки его прибытия в Японию, и получает подарок, от которого не может отказаться - огромные и неудобные напольные часы - «Биг-Бен » в миниатюре. Они спасли ему жизнь, свалившись во время качки на море на голову покушавшейся на него особы. Описано в романе «Левиафан» .

1878 год. Иокогама, Япония. В Японии Фандорин опять оказывается вовлечён в политико-криминальную интригу, участниками которой становятся и виднейшие японские политики, и бандиты из притонов Иокогамы, а также таинственные ниндзя -синоби. Фандорин обретает дружбу и преданность бывшего разбойника Масахиро Сибаты, чью жизнь и честь (которая ценилась Масой больше жизни) спасла фандоринская удача в азартных играх. Масахиро (Маса) становится отныне камердинером Фандорина и его верным спутником во всех приключениях.

Кроме того, Эраст Петрович встречает прекрасную куртизанку О-Юми (настоящее имя Мидори). Между Мидори и Фандориным вспыхивает страсть. Мидори оказывается дочерью последнего главы древнего клана синоби Момоти Тамбы. Благодаря Момоти, Фандорин знакомится с навыками искусств ниндзя . С помощью Мидори, Масы и Тамбы Фандорин распутывает клубок интриг и карает главного акунина (злодея). Но, по роковому стечению обстоятельств, Мидори приходится пожертвовать своей жизнью ради спасения Эраста (в итоге выясняется, что О-Юми осталась жива, и даже родила ему внебрачного сына, но всё это останется навсегда тайной для Фандорина). После «гибели» Мидори Фандорин окончательно закрывает своё сердце и отдаёт всего себя изучению искусства «крадущихся» - синоби . Его наставником становится Момоти Тамба. Этот период жизни Эраста Петровича освещается во втором томе романа «Алмазная колесница ».

1882 год. Москва. Фандорин раскрывает исчезновение одной из сестёр Каракиных, наследниц громадного состояния. Описано в рассказе «Table-talk» (сборник «Нефритовые чётки»).

1882 год. Москва. Фандорин расследует обстоятельства пропажи старинного китайского веера с иероглифами «инь» и «ян» , обладающего, по преданию, волшебными свойствами. Описано в пьесе «Инь и Ян» .

В это же время Эраст Фандорин неожиданно для себя сталкивается с ещё одним сообществом любовников Смерти - на «Хитровке », в квартале московских преступников. «Смерть» - это прозвище необыкновенно красивой молодой женщины, известной тем, что всем, с кем она вступит в любовную связь, жить остаётся совсем немного. Столкнувшись со Смертью, Фандорин сначала не может понять, почему чистая, верующая девушка принимает любовь негодяев. Разгадка проста: зная о таинственном своем проклятии - обрекать на погибель своих возлюбленных - Смерть, топя своё тело в грязи, пытается очистить мир от подлецов и злодеев, погибающих вскоре после начала романа с ней. Кроме того, Фандорин приобретает нового знакомого - им становится московский беспризорник-подросток Сенька Скорик. Скорик также имеет свою тайну: он нашёл старинный клад серебра, с помощью которого хочет разбогатеть и этим привлечь внимание Смерти, очаровавшей его. Смерть же не хочет погубить ни Сеньку, ни Фандорина, поэтому отталкивает обоих. Дело осложняется тем, что именно в это время на «Хитровке» начинают происходить страшные по своей жестокости убийства. Фандорин начинает подозревать, что кровавые преступления каким-то образом связаны как со Смертью, так и с Сенькой, а точнее - с найденным им кладом. Описано в романе «Любовник смерти ».

Роман завершает сцена: в Баку Фандорина обманом завлекает в покинутое старое здание предатель Гасым, пособник большевиков, и оглушает его. Эраст Петрович приходит в себя связанный. Перед ним предстаёт «Одиссей»/«Дятел», который вскоре уходит. Гасым, зная, что Фандорин человек чести и не будет идти наперекор своей клятве, предлагает Эрасту Петровичу дать честное слово, что тот уедет и не будет мешать делам «Дятла». Фандорин отказывается.

Так как в концовке произведения, к которому относятся данные события, отсутствует чёткое описание того, кем именно и по отношению к кому были совершены определённые действия, можно предположить, что Гасым, одетый в чёрное, стреляет Фандорину в голову. Цитата: «Человек в чёрном поднял револьвер и выстрелил связанному в голову…»

Вне зависимости от сущности произошедшего в финале Фандорин лишается возможности направиться на выполнение важнейшего задания императора Николая - расследования Сараевского убийства , в результате чего могла быть предотвращена Первая мировая война, а за ней и Октябрьская революция . Описано в романе «Чёрный город ».

Во время отлучки Фандорина из Москвы, 5 июня 1914 года, с ним пытается встретиться его правнук Ластик (Эраст Николаевич Фандорин), однако ему удаётся лишь коротко пообщаться с Масой. Описано в «Детской книге» и упоминается в романе «Чёрный город».

Семья

  • Отец - Пётр Фандорин (? - 1876).
  • Мать - Елизавета Фандорина (? - 1856).
  • Супруги:
    • Елизавета Александровна фон Эверт-Колокольцева (1859 - 1876), в браке с 1876 по 1876 гг.
    • Елизавета Альтаирская-Луантэн, она же Клара Лунная (1882 - ?), в неофициальном браке с 1911 по (предположительно) 1912 гг.
  • Дети:
    • Тамба - «штабс-капитан Василий Рыбников» (1879-1905);
    • Сэр Александер Фандорин (1921-1994).

Род Фандориных

Основная статья: Фандорины

Эраст Петрович Фандорин связан родством с героями других произведений Бориса Акунина. Историю семьи Фандориных мы узнаём из серии романов «Приключения магистра», главный герой которых, внук Эраста Петровича Николас, занимается изучением своих корней. Уже в начале книги «Алтын-толобас » сообщается, что сын Фандорина - Александр Эрастович - стал знаменитым эндокринологом и одним из претендентов на получение Нобелевской премии , но, направляясь со своей супругой в Стокгольм , погиб во время крушения парома «Христиания». Его сын Николас посещает Россию, после серии приключений решает остаться здесь и женится на журналистке Алтын Мамаевой.

Фандорины - это русская ветвь рода фон Дорнов, восходящего к крестоносцам. В XVII веке обедневший дворянин Корнелиус фон Дорн приехал в Россию на поиски счастья, остался и принял православие, став Корнеем Фондориным. Данила Ларионович и Самсон Данилович Фондорины принимали участие в драматических событиях, происходивших во времена Екатерины II, о чём упоминается в романах «Внеклассное чтение » и «Квест ».

Награды

  • Орден Святого Владимира 4 степени (роман «Азазель»)
  • Орден Святого Станислава 3 степени (за участие в переговорах с Турцией («Турецкий гамбит »))
  • Орден Святой Анны 4 степени («Алмазная колесница », есть упоминание в «Смерти Ахиллеса»)
  • Орден Святого Владимира 3 степени (о награждении пишется в повести «Пиковый валет» (сборник «Особые поручения»), есть упоминание в книге «Коронация, или Последний из романов»)
  • Ордена Большой и малой хризантем (упоминается в повести «Пиковый валет» (сборник «Особые поручения»))

Книги об Эрасте Фандорине

  • «Азазель » - конспирологический детектив (действие происходит в 1876 году в Москве, Лондоне и Санкт-Петербурге)

Женщины Эраста Петровича Фандорина. Часть 5 и заключительная February 28th, 2018

Здравствуйте уважаемые.
Сегодня закончим нашу серию. В прошлый раз остановились вот тут вот:
У нас осталось 3 женщины Эраста Петровича из ныне известных. Давайте же вспомним из них.
Начнем с самой...ээээ...странной. Григорий Шалвович во всю потролил поклонников Эраста Петровича. Хотя,может просто так сложилось... Ибо сама книга в которой произошел потенциальный троллинг, по моему глубокому убеждению вообще слабейшая у автора. Хуже только "Девятый Спас". Но там вообще лично у меня огромные сомнения в том, что сам Акунин писал и продумывал сюжет. Очень слабо.

Практически все рисунки здесь и в предыдущих частях от художника Игоря Сакурова.

Я говорю о книге "Весь мир-театр". 1911 год. Фандорину 55 лет, он ждет,что его попросят начать расследование покушения на Столыпина, но уступает просьбе Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой разобраться с серией подозрительных событий и убийств в театре «Ноев ковчег». Погружаясь в новый для себя театральный мир, абсолютно внезапно влюбляется в актрису Элизу Альтаирскую-Луантэн (будущую звезду немого кино Клару Лунную) и в конце концов делает ей предложение.

Вы можете спросить- а в чем,собственно, троллинг? Ну,дело в том, что по семейному древу Фандориных о котором мы все узнали еще в "Алтын-толобасе", мы все знали в каком году погибнем Эраст Петрович, знали,что у него родится сын Александр, которого Фандорин уже не сможет увидеть, а матерью этого сына, будущего знаменитого британского профессора-медика, будет некая Лиза, последняя супруга или подруга Эраста Петровича. Могло бы сложится мнения, что госпожа Элиза это и есть искомый персонаж. Но в это мало кто поверил. Уж очень странная фигура,мягко говоря. Любовь,конечно, зла, но я не могу понять КАК вообще мог влюбиться Фандорин в эту даму. Неестественно:-)

Итак, что мы знаем о ней.
"Возраст — под тридцать. Из актерской семьи. Окончила театральное училище по классу балета, но пошла по драматической линии, благодаря сценическому голосу удивительной глубины и нежнейшего тембра. Играла в театрах обеих столиц, несколько сезонов назад блистала в Художественном. Злые языки утверждают, что ушла, не желая быть на равных с другими сильными актрисами, которых там слишком много. Перед тем как стать примой «Ноева ковчега», Альтаирская-Луантэн имела огромный успех в Петербурге с концертами в модном жанре мелодекламации.

Выглядить Элиза могла так...
Это имя уже не казалось Эрасту Петровичу чрезмерно претенциозным. Оно ей шло: далекая, как звезда Аль-Таир… В самом начале своей карьеры она ярко сыграла принцессу Грезу в одноименной ростановской пьесе — отсюда «Луантэн» (во французском оригинале принцессу Грёзу ведь зовут Princesse Lointaine, Далекая Принцесса). Вторая часть псевдонима, подчеркивающая недосягаемую отдаленность, появилась недавно, после короткого замужества. Газеты писали о нем как-то смутно. Муж актрисы был восточным князем, чуть ли не полувладетельным ханом, и в некоторых статьях Элизу даже именовали «ханшей»
".

Или так...
Что еще по сути... Настоящее имя Лиза, фамилия неизвестна. Была эффектна, с шармом, но вряд-ли действительно красива, чуть косила. Скорее Фандорина могла поразить ее улыбка.
Дама не очень умная,и в целом пустая. Но актриса великолепная. Именно в игре в театре и был смысл ее жизни. С детства.
Замуж выскочила рано за актера Сашу Лейкина, и тут же с ним разбежалась
Второй раз вышла замуж за блестящего офицера лейб-конвоя, старшего сына владетеля одного из кавказских ханств Искандера Альтаирского. Разрушила его карьеру, поссорила с близкими,а все только ради удовлетворения собственного Эго.

Втрой брак распался де-факто вообще на следующий день после брачной ночи. Муж захтел,чтобы она бросила театр, а она отказалась.В общем- зачем выходила. Развод был невозможен, но разбежались,хотя Искандер ее доставал. И можно понять почему...
В общем, в конце концов Фандрин сбрендил, и сделал ей предложение. В конце романа Элиза и Фандорин признаются друг другу в любви, и решают быть вместе, жить гражданским браком, не ограничивая свободу друг друга. При этом Элиза поставила одно твердое условие — никаких детей. Ну,типа намек....

Но видимо сам Акунин понял,что пустоватая кукла никак не подходит Фандорину. Да и сама книга неудачная. Все какое то дурацкое, Фандорин какой-то глупый, ревнует (sic!) Масу к Альтариской, Сенька Скорик из Парижа клоуном каким-то приехал, да и вообще эпик фейл.
Единственное,что хорошее - пьеса «в японском духе», которую сочинил Эраст Петрович — «Две кометы в беззвёздном небе».

Поэтому уже в следующей книге "Черный город" Фандорин де-факто отделывается от этой пустой кривляки и старается сбежать от нее подальше. Это приводит к погоне за революционерами и временный переезд в один из самых богатых городов империи - Баку. там же и происходит окончательный разрыв. Это был 1914 год, и события описываются в книге "Черный город". Книга на порядок получше предыдущей - интересные персонажи, тот же Гасым или Зафар, но тоже...не очень удачная. Вторичная.


Зато встретил настоящую восточную женщину Саадат Валидбекову - "опытная женщина с безупречной репутацией " :-)
Яркая,невыская,стрйная, умная, свободного нрава (и бухнуть и покурить - это легко) вдова, которая соблюдала восточные правила приличий. Интересная женщина.
"Ну, красоткой в конвенциональном смысле она, пожалуй, не была. Но лицо живое, интересное. А глаза — просто чудо. И брови хороши…
Напрасно он предположил, что мусульманская вдова прячет под кисеей чрезмерный нос. Нос был с горбинкой, но тонкий — совсем не такой, как у Месропа Карапетовича. Губы изящного рисунка, сочные. Такие жалко скрывать от взоров"


Юную дочь обедневшего бека выдал замуж в 16 за старого аристократа, и юная Саадат быстро научилась управляться с ним. Родила сына Турала (правда от итальянца Марио,а не от старого Бека:-). В 23 года стала вдовой, старый Валибеков умер от обжорства и чрезмерно частого посещения любовниц. В наследство получила неплохой нефтяной участок, и вскоре сделала состояние. Ибо умная, и знала, как надо себя вести на Востоке. Умная, но алчная. Миллионерша,которая везде и всюду ищет свой интерес. Но не подлая.

Большая любительница любовных утех. Но осторожная:-)) По ее концепции "в любовники годятся две разновидности мужчин: либо совсем простые, либо очень сложные. С первыми хорошо страстно и бездумно покувыркаться в постели; со вторыми, наверное, интересно поговорить («наверное» — потому что в реальности мужчин второго типа Саадат пока еще не встречала) ".
Как раз Эраст Петрович оказался вторым, а потом и первым одновременно:-))


У Саадат имелся заветный альбомчик — род почетной книги. Всего 87 экспонатов. Там только номер, дата и засушенный цветок.
До Фандрина лучшим был некий 29 - незабудка:-))
Впрочем, Баку чуть было не стал роковым городом для Эраста Петровича. Чуть не погиб верный Масахиро Сибата, а сам он был ранен выстрелом в упор в голову.....

Тут мои уважаемые читатели мы подошли к последней, а возможно и самой важной из женщин Фандорина. Так как книга "Не прощаюсь" вышла меньше месяца назад и далеко не все успели ее прочесть. А я в рамках своего повествования просто вынужден спойлерить. Пусть и аккуратно, но без этого никак, увы:-(((Поэтому для тех, кто не хочет знать,пока сам не прочтет,я загоню инфу под кат. Для остальных же - вперед! :-))

Ранение Эраста Петровича оказалось очень серьезным. Почти на 4 года Фандорин впал в кому. И если бы не верный Маса, он бы умер. Сразу. Но Масахиро Сибата, настоящий верный вассал и единственный друг вытащил его с того света, и даже пытался лечить. В постреволюционной России... В общем, к счастью Фандорин очнулся, но поначалу был очень немощным человеком, с трудом передвигаясь по дому. Но сила вернулась. Так получилось, что в конце жизни он стал прежним Эрастом Петровичем.

наверное это вспоминалось Эрасту в коме...

И встретил женщину своей жизни. 34-х летняя Мона была хороша. Скульптор, учившаяся к Кломиллы Клодель, человек чувствующий мир пальцами и создающая замечательные картины. Тонко чувствующая,но храбрая,добрая честная. Цельная,скажем так. И это не удивительно. Ибо имя ее Елизавета Анатольевна Турусова (Елизваета III), отец ее известный психоаналитик доктор Турусов,уехавший с женой в Швейцарию из Революционной России. А мать....а мать Варвара Андреевна Турусова (в девичестве Суворова). да-да, Варенька из "Турецкого гамбита", о которой мы с Вами уже говорили вот тут вот:
Как вы видите из имени и общества Моны с Петей Яблоковым ничего не получилось. Ну это было понятно еще тогда - любить из жалости невозможно. Варя очень изменилась после войны. Вышла замуж за хорошего и умного человека,которого преданно уважала. Жила умом. Но вот дочери говорила жить сердцем. Ибо всю жизнь любила Эраста и жалела, что не была настойчива тогда, еще в Турции. Плакала и говорила: "Ничего - это нормально - любить двух мужчин: одного с кем живешь и старишься, и другого- с которым ты вечно молодая. В нас женщинах, две природы. Одной нужен такой мужчина как твой отец, другой - такой как мой Эраст Фандорин. Но Фандориных больше не водится. Они все остались в прошлом веке..."


И вот как сложилась судьба. Когда Мона поняла, кто тот человек, который ее спас- она немного ошеломилась. А потом сделала то, что хотела ее мать - но не решилась - соблазнила Эраста Петровича. Интересно,что она забеременела от него после первого же секса.
И надо сказать, что последние пару месяцев жизни Фандорин был почти счастлив. Во всяком случае, эта женщина ему очень подходила. Это даже Маса признавал и уважал ее.

Интересная,сильная и хорошая женщина, с которой Эраст Петрович мог бы встретить старость. Но мы знаем, что он ушел от нас не немощным стариком, а в расцвете сил, делая то, к чему привык и что любил всей душой- быть полезным людям....
К ее чести Мона выяснила, как ушел Эраст и вместе с Масой отомстила.
Жаль, что Фандорин не познакомился со своим сыном Александром. Впрочем как и с первым от Мидори (тут- к счастью).
Вот на этом мы с Вами и остановимся. У Эраста Петровича было не так много женщин,как могло бы быть у такого красавца и умницы. Впрочем, как человек воспитанный и деликатный, он постарался бы скрыть от нас свои амурные путешествия:-))) А тех, о ком мы с Вами знаем, и незначительных, и тех, кто по словам Фандорина "оставили в душе прореху"мы разобрали.
Если будут книги о предыдущих приключениях Эраста Петровича (очень на это надеюсь) наверняка буду еще какие-то дамы:-)))
И да, не простите меня разбирать женщин Масы. По его словам их было 567 (точнее 569, но бразильянка умерла во время секса, а итальянка хотела его убить,но Масахиро ее опередил). Про детей я и вообще молчу:-))))
В общем то и все.
Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, Вам было интересно:-)
Приятного времени суток.

Эраст Фандорин - статский советник в отставке, служивший чиновником особых поручений при Московском генерал-губернаторстве. Он является собирательным образом аристократов 19 столетия: обаятельный, интеллигентный, неподкупный - таким его изобразил во всех романах Борис Акунин.

Список произведений по году издательства

За написание серии романов о самом интересном и загадочном герое в литературном мире Георгий Чхартишвили принялся в 1998 году. Первые четыре книги - "Азазель", "Турецкий гамбит", "Левиафан" и "Смерть Ахиллеса" - были написаны всего за несколько месяцев. Следующие два романа - "Особые поручения" (сборник повестей "Пиковый валет" и "Декоратор") и "Статский советник" были изданы в 1999 году. Начало нового столетия для Акунина было менее плодотворным: он издает книгу "Коронация, или Последний из романов".

В 2001 году автор радует своих поклонников произведениями "Любовница смерти" и "Любовник смерти". "Алмазная колесница" - роман, изданный в 2003 году, состоящий из книг "Ловец стрекоз" и "Между строк". "Инь и Ян" - пьеса, написанная специально для Алексея Бородина, режиссера Российского академического молодежного театра. В этом же, 2006 году автор издает книгу "Нефритовые четки". Сборник состоит из десяти рассказов. Действия происходят в разных странах, но преимущественно в столице России.

В 2009 году Акунину удалось издать тринадцатую книгу "Весь мир - театр", а еще через три года - "Черный город". Прессе стало известно, что вскоре Георгий Чхартишвили, он же Борис Акунин, список произведений про Эраста Фандорина пополнит пятнадцатым романом.

Внешность главного героя

Эраст Фандорин - белокожий, довольно высокого роста, черноволосый, с голубыми глазами и длинными ресницами. Он носил "тонкие черные усы, словно углем нарисованы". Эта часть лица сводила с ума не только женщин, но и мужчин. Иногда кажется, что своим вымышленным героем восхищается сам автор (Борис Акунин). Список произведений из двенадцати книг демонстрирует, что Фандорин мало меняется с возрастом. Благодаря ежедневным занятиям гимнастикой он продолжает великолепно выглядеть даже в 50 лет.

Фандорин невероятно удачлив в азартных играх любого рода. Дар перешел к нему вследствие любопытных обстоятельств: когда-то его отец, разорив семью из-за пристрастия к этому занятию, умер в результате На удачу Эраст Фандорин носит с собой нефритовые четки, которые помогают ему сосредоточиться.

Он владеет английским, французским, немецким, турецким, болгарским, японским, испанским и итальянскими языками, также планировал освоить китайский и арабский. В некоторых книгах выступал под разными прозвищами: он был Неймлесом, принцем Гэндзи, Кузнецовым, Юмрубашем; приятель граф Зуров называл его Эразмом, а одноклассники - Фундуком.

Существует даже официальный сайт Эраста Фандорина, на котором имеются сведения об истории его рода, биографии и некоторых личностных характеристиках. Разрешение на создание ресурса дал сам Борис Акунин. Список произведений и новости от автора прилагаются.

Эраста Фандорина

Первой девушкой героя стала семнадцатилетняя Елизавета фон Эверт-Колокольцева. По роковому стечению обстоятельств она погибает в день венчания, после чего Фандорин приобрел седые виски и манеру заикаться. Через два года после трагедии Эраст знакомится с куртизанкой О-Юми, которая родила от него сына. Еще через 8 лет у него складываются романтические отношения с Ариадной Опраксиной.

Эсфирь Литвинова была любовницей героя в романе "Статский советник". Княжна Ксения Георгиевна Романова влюбляется в Фандорина, но их отношения не имеют долгого продолжения из-за разного героев. Девушка под любопытным псевдонимом Смерть находится подле героя в произведении "Любовник смерти". Елизавета Анатольевна, появившаяся в романе "Весь мир театр", в 1920 году родила от Фандорина сына Александра.

Саадат Валидбекова - последняя женщина из книги "Черный город", в которой герой погибает. Борис Акунин список произведений про Эраста Фандорина мог закончить на четырнадцатом романе, но автор решил продолжить цикл пятнадцатым сборником "Планета Вода", который выйдет в скором времени.

Все книги об Эрасте Фандорине (автор - Борис Акунин). Список произведений по порядку в хронологии

Действия первых трех романов происходят в 1876-1878 годах. Далее автор нарушает хронологию, упускает три года жизни Эраста Фандорина и возвращается к ним в последних книгах. У читателя могут возникнуть некоторые сложности в отношении смыслового восприятия романов, поскольку в каждом из них есть намеки на еще неизведанное прошлое и будущее героя. Может, на этот эффект и рассчитывал Борис Акунин.

Список произведений про Фандорина в хронологическом порядке может выглядеть подобным образом: сначала следует прочитать первые три романа, затем - вторую повесть книги "Алмазная колесница". Далее - первый рассказ сборника "Нефритовые четки", а затем - "Смерть Ахиллеса". После этого рекомендуется ознакомиться с пьесой "Инь и Ян". Далее прочитайте со второго по четвертый рассказ из сборника "Нефритовые четки", а затем - повесть "Пиковый валет"; после этого возвратитесь к пятому рассказу сборника "Нефритовые четки", а затем ко второй части сборника "Особые поручения".

После этого по хронологии следует шестой рассказ сборника "Нефритовые четки", а затем - "Статский советник". Далее прочитайте седьмой и восьмой рассказ сборника "Нефритовые четки". После этого вам следует ознакомиться с "Коронацией", а затем - с последними двумя рассказами из сборника "Нефритовые четки". Далее прочитайте восьмой и девятый роман, а также первый том десятого романа. "Весь мир театр" и "Черный город" - в самом конце.

Вымысел и реальность в книгах про Эраста Фандорина

Излюбленные жанры Бориса Акунина - детектив и историческая проза, однако в некоторых своих романах он не придерживается хронологии исторических событий.

Лайнер "Левиафан", на котором Фандорин раскрыл серию убийств и их причину, в действительности был спущен на воду полвека спустя после событий, описываемых в романе.

Михаил Соболев, известный по прозвищу Ахиллес, - прототип Михаила Дмитриевича Скобелева, выдающегося военачальника. Маньяк-убийца, чьи злодеяния описываются в повести "Декоратор", впоследствии оказывается Джеком-Потрошителем. Генерал-губернатор Долгорукий является прототипом Владимира Андреевича Долгорукова; великий князь Симеон Александрович - прототип Сергея Александровича, московского генерал-губернатора.

Книга "Коронация, или Последний из романов", полна противоречий: соблюдено время коронации императора, но не возраст княжны Ксении Георгиевны и Михаила Георгиевича (в романе - Мики, которого убивает злодей Линд) - так задумал Борис Акунин. Список произведений о Фандорине полон и реальных исторических событий, таких как давка на Ходынском поле и в старообрядчестве.

Основные сведения
Имя: Эраст Петрович Фандорин
Дата рождения: 8 января 1856 года
Цвет волос: черные
Цвет глаз: голубые
Рост: два аршина восемь вершков, или 1,78 м (Хочется заметить, что сейчас такой рост считается средним, однако в конце XIX века, судя по всему, средний рост был заметно ниже - Аликс)
Телосложение: худощавый
Особые приметы: заикается (в сильном волнении или раздражении заикаться перестает), на виске шрам от пули доктора Линда.
Вредные привычки: курит сигары
Интересы, хобби: увлекается конструированием автомобилей и автогонками.
На каких языках говорит: английский, французский, немецкий, японский, турецкий.
Специальные навыки: печатает на пишущей машинке десятипальцевым методом.
Образование: незаконченное среднее (или все же среднее?) до 1899 года. В 1899 году в Бостоне прошел экстерном курс инженера-механика. Тема дипломной работы - идея вседорожного мототрипеда.
Семейное положение: вдовец с 1876 г. В 1920 году (или раньше?) женился во второй раз. Во втором браке - сын Александр.
Проживает: Москва, М.Никитская, одноэтажный флигель усадьбы тестя, действительного статского советника Александра фон Эверт-Колокольцева.
Отец: отставной поручик Петр Исаакиевич Фандорин, скончался в 1875 г.
Мать: умерла рано, имя неизвестно
Братья-сестры: нет
Краткая биография
Потомственный дворянин, Эраст Петрович Фандорин девятнадцати лет остался круглым сиротой. Матери он сызмальства не знал, а отец пустил состояние на пустые прожекты и приказал долго жить. Разбогатев в железнодорожнуюю лихорадку, в банковскую лихорадку Петр Фандорин разорился и не оставил своему единственному сыну ничего кроме долгов. Гимназию Эраст Петрович не закончил и поступил в полицию коллежским регистратором.
В двадцать лет был произведен вне очереди в чин титулярного советника. Стал числиться в Министерстве иностранных дел, в действительности работая на Третье отделение.
24 сентября 1876 года женился на Елизавете Александровне фон Эверт-Колокольцевой, дочери действительного тайного советника, 1859 г.р. В день свадьбы юная жена Фандорина погибла от взрыва бомбы, принесенной в дом действительного тайного советника посыльным от леди Эстер.
В 1877-1878 гг. принимал участие в Русско-турецкой войне. Находился в плену у турок, свободу выиграл в нарды. После завершения войны отбыл в Японию на дипломатическую службу.
С 1878 г. - второй секретарь российского посольства в Японии.
В 1882-1891 гг. сначала в чине коллежского асессора, а затем статского советника служил чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе. После того как прежнего главу Москвы сменил на этом посту великий князь Симеон Александрович, Фандорин отказался от предложенного ему поста обер-полицеймейстера Москвы и подал в отставку.
С 1896 года жил в Париже, однако впоследствии вернулся в Россию, где женился на Елизавете Анатольевне..?.., которая в 1920 или 1921 году родила ему сына Александра, находясь уже в эмиграции в Англии.
Кавалер:
Ордена св. Владимира 4 степени за дело "Азазель"
Ордена св. Станислава 3 степени за дело "Турецкий гамбит"
Ордена св. Анны 4 степени за дело "Алмазная колесница"
Японских орденов Большой и Малой Хризантем

Имя и фамилия
Особенного внимания заслуживают имя и фамилия героя.
Упоминая в нескольких местах о происхождении Эраста Петровича, Б.Акунин пишет, что род Фандорина идет от крестоносцев, что предки его служили еще царю Михаилу Федоровичу Романову и что Фандорин - это искаженная, адаптированная, русифицированная фамилия фон Дорн.
Но давайте смотреть в лицо правде. Фамилия Фандорина родилась из имени одного из героев фильма "Фантомас" - журналиста Фандора.
А что до имени Эраст, то в Интернете мне попадались разные разглагольствования, что, мол, Эрастом Б.Акунин назвал своего героя неспроста. Что, мол, намекал на какую-то особенную сексуальную ориентацию Фандорина и т.п. Не знаю, если и хотел г-н Б.Акунин подшутить таким образом над читателями, то уж в сексуальной ориентации самого Фандорина сомневаться не приходится. Тому в романах есть немало подтверждений.
Кстати, кое-то в И-нете писал и о том, что оба, Фандорин и Маса, - бисексуалы. Хм... Я не могу припомнить, чтобы хоть один малый намек указывал на бисексуальность Эраста Петровича и его "вассала", а критики, конечно, имеют право фантазировать в зависимости от степени своей испорченности.
Интересует меня вот что. Назвал ли Б.Акунин Фандорина Эрастом ради того, чтобы можно было провести параллель между "Азазелем" и "Бедной Лизой", или же имя Эраст было давно припасено для героя, а идея о параллели родилась, когда пришлось подбирать имя для невесты Фандорина?

Книги про Фандорина получили заслуженную популярность у любителей исторических детективов. Цикл произведений Новый детективъ (Приключения Эраста Фандорина) написан талантливым писателем Григорием Шалвовичем Чхартишвили под псевдонимом Борис Акунин. Главный герой – Эраст Петрович Фандорин – образцовый российский аристократ, проявивший себя гениальным следователем, сначала на поприще государственного служащего, затем как частный детектив.

Установилось мнение, которое я не разделяю, что читать произведения про Эраста Петровича следует согласно хронологии происходящих событий. Тем, кто придерживается такого же мнения опубликую книги про Фандорина в хронологическом порядке:

Эраст Фандорин. Книги по порядку согласно хронологии событий

(год происходящих событий, название произведения, место действия)

  • 1876 – конспирологический детективный роман Азазель (Москва, Лондон, Санкт-Петербург)
  • 1877-1878 – шпионский детектив Турецкий гамбит (Болгария, Румыния, Турция)
  • 1878 — герметичный детектив Левиафан (борт океанского лайнера рейса Саутгемптон - Калькутта)
  • 1878 Между строк — второй том издания Алмазная колесница (Йокогама, Токио,японские горы)
  • 1881 — рассказ Сигумо , сборник Нефритовые чётки (Йокогама)
  • 1882 — рассказ Table-talk , там же, (Москва)
  • 1882 – детективный роман о наёмном убийце Смерть Ахиллеса (Москва)
  • 1882 — экспериментальная пьеса Инь и Ян (подмосковная усадьба Сигизмунда Борецкого)
  • 1883 — рассказ Из жизни щепок, Нефритовые четки (Москва)
  • 1884 — рассказ Нефритовые четки , одноименный сборник (Москва)
  • 1886 — повесть о мошенниках Пиковый валет , сборник Особые поручения (Москва)
  • 1888 — рассказ Скарпея Баскаковых , Нефритовые четки (Пахринский уезд Московской губернии; по мотивам Собаки Баскервилей Конан Дойла)
  • 1889 — повесть о маньяке Декоратор , Особые поручения (Москва)
  • 1890 — рассказ Одна десятая процента , Нефритовые чётки - (Москва, Санкт-Петербург; по мотивам романа Незнакомцы в поезде Патрисии Хайсмит)
  • 1891 — рассказ Чаепитие в Бристоле , там же (Бристоль)
  • 1891 — политический детектив Статский советник (Москва)
  • 1894 — повесть Долина мечты (штат Вайоминг)
  • 1896 — великосветский детектив Коронация, или Последний из Романов (Москва)
  • 1897 — повесть Перед концом света (Вологодчина)
  • 1899 — повесть (Нормандия, недалеко от Сен-Мало)
  • 1900 — декадентский детектив Любовница смерти (Москва)
  • 1900 — диккенсовский детектив Любовник смерти (Москва) — действие происходит параллельно Любовнице смерти
  • 1903 — технократический детектив Планета Вода , сборник Планета вода (Карибы)
  • 1905 Ловец стрекоз — первый том издания Алмазная колесница (Санкт-Петербург, Москва)
  • 1906 — ностальгический детектив Парус одинокий , сборник Планета вода (Заволжская губерния)
  • 1911 — театральный детективный роман Весь мир театр (Москва)
  • 1912 – идиотический детектив Куда ж нам плыть? , сборник Планета вода (Польша)
  • 1914 — авантюрный детектив Чёрный город (Баку)
  • 1918 последний роман Не прощаюсь (Поезд Самара-Москва)

В первом детективе Азазель автор показывает главного героя как неуверенного, смышленого, романтического юношу, поступившего на государственную службу. Но, уже во втором романе Турецкий гамбит Эраст Петрович предстает перед читателем как детектив-супергерой: красавец, спортсмен, передовик во всех областях знаний. Он умен, неутомим, находчив, благороден, предан Царю и Отечеству. Мечта женщин. Идеал для мужчин. Помогает ему на поприще следователя редкий дар любимца фортуны – выигрывать любой спор или азартную игру.

Книги про Фандорина имеют экзотическую изюминку, которую автор ввел со знанием дела как ученый- японист. У Эраста Петровича после службы секретарём посольства Российской империи в Японии появляется обаятельный слуга-японец Маса, традиционные японские привычки, экзотично воспринимающиеся на российской земле. С Массой Эраст Петрович обучается восточным единоборствам. Но превосходит его, став членом древнего клана синоби где познаем навыки искусств ниндзя.

Читать книги про Фандорина увлекательно и познавательно. Они знакомят читателя с историей государства Российского, которой серьезно увлекается Григорий Шалвович Чхартишвили. Написаны произведения качественным, живым языком. Сюжеты небанальные, захватывающие. Есть неудачные, на мой взгляд, работы: не удалась экспериментальная пьеса Инь и Янь, откровенно слабой получился последний сборник Планета вода. Пересказывать содержание произведений не вижу смысла. Рекомендую полноценно читать, получая максимальное удовольствие.

Для благородного идеалиста Эраста Петровича по мнению Бориса Акунина нет места в новой Советской России, поэтому автор убивает полюбившегося миллионами почитателей Фандорина в романе Черный город. Новая книга Бориса Акунина Планета вода восполняет некоторые пробелы истории Эраста Петровича тремя эпизодическими расследованиями. Но, поклонники надеются, что как Конан Дойл оживил Шерлока Холмса, Борис Акунин сжалится над читателями и воскресит столь не вовремя и бездарно погибшего Эраста Фандорина новым произведением.

В 2017 году вышла новая книга Бориса Акунина Седмица Трехглазого. Убить змееныша – умело анонсированная издателями как новая книга про Фандорина. Дословно в аннотации читаем:

Исторический детективный роман в лучших традициях классических книг о Фандорине! Невероятные приключения старомосковского Шерлока Холмса!

Но, увы и ах. Новая книга 2017 года не о Фандорине. Борис Акунин в первом романе издания Седмица Трехглазого изобретает нового детектива — Маркела Трехглазого. Приключения его не менее увлекательны, но это не продолжение истории Эраста Фандорина.

В 2018 году, через обозначенный Акуниным трехгодовой интервал, опубликована новая книга о Фандорине — Не прощаюсь. Будем надеяться, что название символично и автор и дальше будет радовать читателей приключениями любимого героя.

Книги про Фандорина написаны в разных детективных стилях. Автор расширяет общепринятую классификацию детективного жанра, придумав новые стили: конспирологический, герметичный, великосветский, этнографический, декадентский, диккенсовский, театральный, ностальгический и даже идиотический.

Историю про Фандорина Борис Акунин рассказывал не в хронологическом порядке: то забегая вперед во времени, то возвращаясь. Это не мешает читателю воспринимать ход событий, потому как он следует за мыслью и замыслом автора.

Рекомендую к прочтению весь цикл произведений любителям детективных историй. Я читала книги про Фандорина не в хронологическом порядке, а порядке публикации. Такой порядок прочтения во многом соответствует осознанию автором своего героя, закладывает интригу и желание познакомиться с историей жизни Эраста Петровича поближе.

Эраст Фандорин. Книги по порядку публикации

(год издания, название, жанр, год и место действия)

  • 1998 - Азазель
  • 1998 - Турецкий гамбит
  • 1998 – Левиафан
  • 1998 - Смерть Ахиллеса
  • 1999 - Особые поручения - сборник повестей:
    • Пиковый валет
    • Декоратор
  • 1999 - Статский советник
  • 2000 - Коронация, или Последний из романов
  • 2001 - Любовница смерти
  • 2001 - Любовник смерти
  • 2003 - Алмазная колесница - этнографические детективные истории:
    • Ловец стрекоз - том первый
    • Между строк - том второй
  • 2006 - Инь и Ян
  • 2006 - Нефритовые чётки - сборник рассказов и небольших повестей:
    • Сигумо
    • Table-talk
    • Из жизни щепок
    • Нефритовые чётки
    • Скарпея Баскаковых
    • Одна десятая процента
    • Чаепитие в Бристоле
    • Долина мечты
    • Перед концом света
    • Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых
  • 2009 - Весь мир театр
  • 2012 - Чёрный город
  • 2015 - Планета Вода - сборник из трех повестей:
    • Планета Вода
    • Парус одинокий
    • Куда ж нам плыть?
  • 2018 — Не прощаюсь
  • 2021 ?

Книги про Фандорина продолжаются циклами произведений: Приключения магистра и Жанры . Читатель имеет возможность познакомится с внуком, правнуками Эраста Петровича, живущих в современном мире. Цикл Приключения магистра про внука Николаса Фандорина объединяет романы: Алтын-толобас (2000), Внеклассное чтение (2002). Правнук и правнучка становятся главными героями романов: Детская книга для мальчиков (2005), Детская книга для девочек (2012). Все романы за исключением последнего написаны Борисом Акуниным. Детская книга для девочек удачно написана писательницей Глорией Му по сценарию Бориса Акунина.