Болезни Военный билет Призыв

Знакомство с буквой ц в старшей группе. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ц. Игра « Строим мост»

1. Закреплять умение слышать звук Ц в слогах, словах, тексте.

2. Закреплять умение давать характеристику звука по опорной схеме.

3. Упражнять детей в определении позиции звука в слове.

4. Упражнять детей в звуко-слоговом анализе и синтезе слов.

5. Развивать языковые представления на уровне слога.

6. Учить слоговому синтезу.

7. Закреплять зрительный образ буквы Ц.

8. Упражнять в составлении предложений по опорным схемам.

9. Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление.

Оборудование:

Иллюстрация к рассказу «Цыплёнок Цып-Цып», цыплёнок, мяч, дидактическое пособие «Птичка», картинки со звуком Ц в начале, середине и конце, дидактическая игра «Цветочная поляна», дидактическое пособие «Матрёшки», подносы с манкой, дидактическое пособие «Составь предложение».

Ход занятия:

Организационный момент. Выделение звука Ц из текста, из слов.

Сегодня я приготовила для вас очень интересную историю, послушайте её внимательно (из пособия Л.А. Боровских Я логично говорю.)

(демонстрация иллюстрации к рассказу).

Цыплёнок Цып-цып.

Цыпленок Цып-Цып вылупился из яйца и осмотрелся по сторонам. Он увидел вокруг большой мир. Ярко светило солнце, и росли красивые цветы. «Пойду-ка я погуляю», - подумал Цып-Цып и пошёл по лужайке. Среди цветов Цып-Цып увидел пуговицу и удивился, потому что на его одежде пуговиц не было. Цыпленок рассмотрел пуговицу со всех сторон и пошел дальше. По дороге он увидел цаплю. У цапли в колодец упало кольцо, и она не знала, как его достать. Увидев цыплёнка, цапля обрадовалась. «Помоги мне достать кольцо, цыплёнок», - обратилась она к нему с просьбой. «Как же я смогу его достать?» - опять удивился Цып-Цып. «Ты сядешь в ведро, я спущу тебя вниз, и ты сможешь достать кольцо. А потом я тебя подниму наверх», - рассказала ему свой план цапля. Так они и сделали. Цыпленок достал кольцо и отдал его цапле. Так у Цып-Цыпа появился друг.

Какой звук чаще других слышался в этом рассказе (Ц) какие слова со звуком Ц вы запомнили?

2. Характеристика звука по опорной схеме.

А вот и наш цыплёнок. Давайте расскажем ему всё про его любимый звук Ц. (по опорной схеме)

3. Преобразование слогов.

Цыплёнок предлагает вам поиграть в мяч.

Звуки в слогах нужно поменять местами (ца-ац, цо-оц и т.д.)

4. Определение позиции звука в слове.

Цыплёнок приготовил для вас задания. Посмотрите на птицу. К голове нужно положить картинку, где звук Ц слышится в начале, к туловищу — те, где звук слышится в середине, а к хвосту – те, где Ц в конце.

5. Звуко-слоговой анализ слова.

Вспомните, с кем подружился Цып-цып в рассказе (с цаплей). Давайте научим цыплёнка слышать все звуки в слове цапля (Выкладывают схему слова фишками).

6. Физминутка.

7. Развитие языковых представлений на уровне слога, слогового синтеза.

Ой, что это за полянки такие? На них растут цветы, но не простые. На цветочках – картинки. Сколько лучей у солнышка над полянкой – столько должно быть слогов в названии картинки на цветочке. (Дети раскладывают цветы по полянкам).

А вот ещё одно задание, чтобы отгадать слова, нужно поменять слоги местами..

На клумбе растут ты-цве. На грядке поспел рец-пе.

8. Закрепление зрительного образа буквы Ц.

Звук Ц мы обозначаем буквой Ц. давайте познакомим с ней цыплёнка.

На что похожа буква Ц? Давайте напишем её в воздухе, теперь пальчиком на подносах с манкой.

Чем отличаются звуки и буквы? (говорят с опорой на схему)

9. Развитие фонематического синтеза.

Цып-цып приготовил ещё одно задание. Нужно поставить матрёшек по росту и прочитать слово. (Дети читают слово яйцо). А как связаны между собой цыплёнок и яйцо? (Цыплёнок вылупляется из яйца).

10. Психогимнастика.

Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупы: сначала высунул головку, потом – правое крылышко, затем – левое.

11. Составление предложений по опорным схемам.

Давайте составим предложения про Цып-цыпа по схемам. Номер схемы указан на карточке.

12. Итог занятия.

Цыплёнку пора возвращаться домой. Скажите, чему вы сегодня научились? Какие были трудности?

Уважаемые читатели, если вас заинтересовало это занятие, напишите в комментариях и я выложу фото наглядного материала.

С чего же мы начнем? Что же сделаем самым первым?

Ребята, птицы тоже учат звуки в лесу. Под деревом доска с заданием.

Наши губы, язычок

Все время занимаются.

Знать им нужно как

Звуки получаются!

Сейчас мы и узнаем как же получается звук [Ц]. Возьмите зеркала, произнесите звук [Ц].

Губы открыты или закрыты при произношении звука Ц ?

А зубы открыты или закрыты?

Кончик языка находится вверху или внизу?

А спинка язычка?

Поднесите ладошку ко рту и произнесите звук Ц . Какая воздушная струя: теплая или холодная, длинная или короткая?

А теперь приложите ладошку к шее и произнесите звук Ц . Дрожат или не дрожат голосовые складки?

Ребята, воздушная струя встречает преграду?

Звук [Ц] звонкий или глухой?

Звук [Ц] мягкий или твердый?

Этот звук всегда твердый, у него нет младшего братика мягкого звука.

Ребята, теперь мы знаем, как образуется звук, мы можем его произнести, как скворчата. Вокруг себя повернитесь и в скворчат превратитесь.

Молодцы, скворчата, теперь могу я вас отпустить полетать по лесу, послушать, как другие птицы щебечут. Но будьте осторожны, в лесу много хищников! Если услышите звук [Ц], остановитесь и ни в коем случае не шевелитесь, так вас хищнике и не заметят. Педагог поочередно называет звуки, слоги.

Вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь.

Птицы по лесу летали

И немножечко устали.

Ребята, посмотрите птицы сели на ветви дерева отдохнуть. Давайте осторожно подойдем и посмотрим.

Посмотрите на нижнюю ветку дерева, кто здесь?

СКВОРЕЦ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КУКУШКА - певчая птица.

ЦАПЛЯ, ГОЛУБЬ, ДЯТЕЛ, ЛАСТОЧКА - хищная птица.

ЖАР-ПТИЦА, ПИНГВИН, ПОПУГАЙ, ФЛАМИНГО - сказочная птица.

СИНИЦА, ДИКИЙ ГУСЬ, ДИКАЯ УТКА, ЛЕБЕДЬ - не перелетная птица, не водоплавающая.

Скворец, цапля, жар-птица, синица - какие разные все птицы. А есть ли у них что-то общее?

Где же теперь птицы будут жить?

Ребята, поможем птичкам заселиться в домик. В первом скворечнике будут жить птицы в названиях которых звук [Ц] в начале и т.д.

Слова: скворец, цапля, синица, жар-птица.

С первым заданием справились! Все узнали о звуке. Теперь второе.

О чем это? Что же мы можем увидеть, написать и прочитать?

Чем же отличается звук и буква?

Сейчас мы познакомимся с буквой! Это буква Ц.

Буква Ц - внизу крючок,

Будто с краником бачок.

Ребята, посмотрите у буквы Ц есть крючок, хвостик.

Из скольки палочек состоит буква Ц?

Все ли палочки одинаковые по длине? (покажите одинаковые, самую длинную, самую короткую).

Как же написать букву Ц? СЛАЙД! Один - средняя палочка, два - длинная палочка, три - средняя, оставляем маленький хвостик, четыре - короткая.

Теперь мы знакомы с буквой Ц, мы можем ее вернуть на место! Педагог разворачивает плакат.

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц

Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, послушайте и угадайте какой первый звук в этих словах: цапля, цепочка, цыпленок, цветок (ответы детей)

Воспитатель: определите каким бывает звук Ц

Воспитатель: Правильно, слышится звук Ц.

Звук Ц- согласный, глухой, всегда твердый.

Артикуляция звука

Давайте вместе произнесем звук «Ц».

Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным

Послушайте стихотворение

Метелица

Над кузницей, мельницей, вьётся метелица,

По лесу танцует и по полю стелется,

А зайцы метелицы не боятся,

Под снегом танцуют и веселятся.

Повторяем чистоговорки

Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца!

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец!

II. Основная часть.

Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня идет Оля.

(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС) дети пишут букву Ц, разукрашивают крышу домика и неваляшку синим, в кармане пишут букву Ц.)

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Оля букву Ц на первом этаже, после буквы С.

Воспитатель: какую неваляшку выбираем?

Оля: синюю без колокольчика

Воспитатель: почему?

Оля: потому что Ц- согласный, глухой, только твердым.

2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Воспитатель: Обведи букву по контуру;

Напиши букву по точкам;

Сам напиши строчку этой буквы.

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

К сведению педагога: Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

Здесь ребенок может:

Дорисовать картинку по точкам;

Найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);

Раскрасить картинку;

Найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква).

5. Игра «Собери букеты»

Цели. Тренируя умение дописывать пропущенные в словах буквы, развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания по теме «Цветы», тренируем умение дифференцировать виды цветов (садовые и полевые).

Ход игры. Ребенок дает обобщающее название изображенным предметам: цветы. Взрослый предлагает проанализировать это слово и дописать его, вставляя буквы. Ребенок называет каждый цветок, вспоминает, к какому виду он относится (роза - садовый цветок, ромашка - полевой цветок и т. д., объясняет, почему цветы называются полевыми и садимыми, вспоминает, какие еще цветы относятся к тому и другому виду.

Взрослый предлагает составить из цветов на картинке два букета, распределив их по видам. Ребенок должен сам догадаться, в какой вазе будет стоять каждый букет. (Для этого ему надо, вставляя пропущенные буквы, дописать слова под низами.) Выполняя звуко-буквенный анализ слов полевые и садовые, он вписывает в них пропущенные буквы, обобщает их (гласные). Затем он указывает стрелками, в какую вазу нужно поставить каждый цветок.

В конце игры ребенку предлагается нарисовать в вазах свои букеты из полевых и садовых цветов.

6. Игра «Соня и цветы»

Цели. Закрепляем умение анализировать предложение по количеству слов и дописывать нужные по смыслу слова в недописанное предложение. Закрепляем умение определять в предложении предлог В и выделять его на схеме предложения как отдельное «маленькое слово». Продолжаем тренировать в составлении рассказов по сюжетной картинке.

Ход игры. Рассматривая картинку, ребенок отвечает на вопросы взрослого по ее сюжету. Ребенок читает незаконченное предложение, написанное под картинкой, анализирует его схему, дописывает недостающие слова (в, цветы). Взрослый предлагает составить рассказ о том, как девочка Соня выращивала в саду цветы.

7. Игра «Нарцисс»

Цели. Тренируем ребенка в умении узнавать буквы по их неполному написанию, читать слова, написанные по часовой стрелке. На примере слова нарцисс закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Ребенок должен назвать нарисованный цветок и рассказать все, что о нем знает. Взрослый подсказывает, что название этого цветка написано внутри рисунка. Узнавая недописанные буквы и комментируя их правильное написание, ребенок объясняет, как нужно прочитать название этого цветка (по часовой стрелке).

В заключение ребенок самостоятельно пишет слово нарцисс и составляет его звуковую и слоговую схемы.

Итог занятия.

Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ц. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ц].

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Рябова Любовь Юрьевна

Воспитатель

МАДОУ ГЦРР д/с№4 «Ёлочка»

р.п.Голышманово

Цель: - познакомить детей с глухим согласным звуком [Ц] и буквой Ц; продолжать учить детей определять место звука в трёх позициях; учить составлять схему слова.

Развивающая среда: разрезная азбука большого и малогоформата, сюжетные картинки, слоговая таблица, игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.

Орг. момент:

Сегодня ребята мы снова отправимся за новыми знаниями в Царство «Азбуки». Но для начала, отгадайте загадку: «Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыплёнок).

Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып)

(Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)

Анализ звука даёт воспитатель.

Вы наверное уже догадались о каком звуке и букве пойдёт речь (мы будем слушать и произносить звук [Ц]).

Звук [Ц], произносится всегда твёрдо. Преграда образуется передней частью стенки языка. Звук [Ц] сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука [Ц] ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.

3. Определение на слух слова со звуком [Ц] в четверостишии:

А сейчас, послушайте четверостишие и назовите слова со звуком [Ц]:

Любовалась цыплятками курица:

Что не цыплёнок- то умница!

Молодец, удалец,

Очень ценный птенец! (цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный птенец)

Произнесём звук [Ц] в слогах: Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!».

Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу!» (выразить мимикой испуг)

Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». (произнести более низким голосом)

  1. В народе, ребята о цыплятах есть такая пословица. Цыплят по осени считают .

Как вы думаете, что она означает? (говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах чего-либо). Давайте произнесём ещё раз и запомним.

5. Физ.минутка «Цапля»

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Ребята, определите место звука [Ц], в трёх позициях:

- в начале слова : цапля, цветок, цель.

- в середине : пуговица, курица, кольцо.

- в конце : заяц, певец, немец.

(Приведите свои примеры: огурец, скворец, мудрец, молодец и т.д.)


6. Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)

7. Ребята, а на что похожа буква Ц?

Вот такая буква Ц:

С коготочками на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

8. Место буквы в алфавите: - Ребята назовите соседей буквы Ц. (Х, Ч)

9. Чтение слоговой таблицы и слов.


Задание: из разложенных на полу слогов нужно составить слова и прочитать их.

ПА РЫ ПАРЫ

ЦА РИ ПАРИ

ЦЕ НЫ ЦАРИЦА

ЦЕНЫ

РЫЦАРИ

ПАНЫ

10. Итог: - С каким звуком познакомились? Дайте характеристику.

С какой буквой? На что она похожа?

Показ презентации "Буква Ц"

Список использованной литературы:

1.Бондаренко Т.М. 2006 г. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002166 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120182

2.Пожиленко Е.А.1999 г. «Волшебный мир звуков и слов» Пособие для логопедов

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Екатерина Шерстнёва
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц»

Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики» Звук и буква Ц .

Задачи :

1. Познакомить детей с новым согласным звуком – Ц ; его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука .

2. Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, способами произнесения звука ;

3. Познакомить с буквой Ц , упражнять в дифференциации понятий «звук » и «буква » .

4. продолжить работу по развитию воображение, память, логическое мышление;

5. Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;

6. развивать внимание, усидчивость.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Улыбнемся друг другу

И нашим гостям

Чудесных открытий

Желаем всем вам.

Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте , поговорим о звуках и буквах .

2. Артикуляционная гимнастика. Сегодня я вам хочу рассказать сказку. Но для начала, отгадайте загадку.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

Правильно, это цыплёнок.

В одной скорлупке жил цыпленок, в ней ему стало тесно, скучно и он захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего в яйце и покажем, как он вылезает из скорлупки : сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем - левое. И вот он вылез из скорлупки.

И что сказал цыпленок, как вы думаете?

(Цып-цып-цып)

Посмотрел цыплёнок вокруг себя и удивился : «Ац - оц - уц!»

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают) .

- Цыплёнок испугался : «Ца - цо - цу!»

Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз,

Погреем его : глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.

Цыплёнок успокоился и улыбнулся : «Ци-ци-ци.» «Какой прекрасный мир - сказал цыпленок. Ребята, а давайте пригласим цыпленка вместе с нами в страну звуков . Кто скажет, что это за страна? (страна в которой живут звуки и буквы ) Правильно ребята, а вот какие звуки живут в этой стране , вы сейчас сами попробуйте догадаться.

3. Актуализация опорных знаний

Упражнение «Лучики солнца» .

Мы каждый день в садике совершаем маленькие открытия . Каждое открытие для нас как лучик солнца! Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? Солнышко, а на лучиках солнца размещены, что? Правильно, буквы , которые вы уже знаете.

У вас на столах есть свои лучики солнца, подвиньте к себе работы! Вы видите, на каждом лучике написаны буквы ! А теперь задание, постарайтесь, разместите лучики по домикам. Но для начала, давайте вспомним. Ребята, а чем буква отличается от звука ? (букву видим и пишем , звук слышим и произносим ) Какие бывают звуки ? (гласные и согласные) Чем согласные звуки отличаются от гласных? Верно, гласные - звуки мы можем петь и тянуть и живут они в красном домике, а согласные звуки мы не можем петь и тянуть, потому что всегда мешает какая-то преграда и живут в синем домике.

А сейчас пришло время разместить буквы по домикам . А у доски разместят буквы Василиса и Саша . Размещаем лучики в каждый домик. Ребята, у кого так же? Молодцы! А теперь Василиса назови буквы , которые вы разместили в синий домик, а Саша в красный? Почему эти буквы вы разместили в этот домик, а Егор Киселёв, Жора, Миша какие буквы разместила в красный, синий дом, почему?Саша обясни, почему ты размести эти буквы в красный дом… . Василиса, почему ты разместил эти буквы в синий дом ?

Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие по стране звуков .

4. Формирование представлений о звуке .

4.1. Отгадывание загадок. - Вы любите загадки? Я хочу вам

загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться, какой новый звук мы встретим в нашей стране.

По ходу отгадывания загадок на экране появляется картинка – отгадка.

Итак, первая загадка :

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

У детей к нему огромный интерес

Сюда всегда открыты двери ,

Здесь выступают даже звери.

(цирк)

4.2. Выделение звука .

Ребята, а теперь давайте, произнесём слова отгадки, выделяя первый звук .

А теперь скажи Саша?Маша?Алёна?

Вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь ?

Правильно, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Ц» .

Сначала давайте познакомимся со звуком «Ц» .

4.3. Учимся произносить звук .

«Ц» - это имя звука , а каждое имя надо произносить четко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык и зубы)

Возьмите в руки зеркала и произнесите звук ц

Что делают губы? (улыбаются)

Произносим ц зубы видны? (зубы видны)

Произносим Ц…Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)

4.4. Характеристика звука

Отложит зеркала. Звук ц гласный или согласный? Почему (Ц – согласный! Он не поется, и во рту появляется преграда)

Ребята, я вам открою секрет , звук ц - он всегда твёрдый.

А сейчас, определите, пожалуйста, звук ц - звонкий или глухой? (глухой)

Итак, звук ц -согласный , твёрдый, глухой.

4.5. Упражнения в выделении звука ц из потока речи

Игра «Внимательные ушки»

Давайте поиграем в игру : «Кто внимательнее» и попробуем поймать звук «Ц» . Будьте внимательны, мы ловим твердый звук ц в словах . Я буду говорить слова, а вы хлопайте, если этот звук есть в слове :

Слова : Цапля-аист; царь-король; яйцо-цыпленок; театр-цирк; роза-цветок; браслет-цепочка; буквы-цифры .

4.6. Фонетическая зарядка со звуком ц : Подбор слов со звуком [ Ц ] .

А теперь придумайте вы слова, где звук «Ц» стоит в начале слова.

Молодцы!

5. Физкультминутка.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой)

6. Формирование представления о букве Ц

6.1. Знакомство с буквой Ц . Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звука . Каждый звук в этой стране живёт в своём доме. Как вы думаете в каком домике живет звук Ц ?

Правильно, в букве ц .

Ребята, а на что похожа буква ц ?

Посмотрите (показываю букву ) :

Вот какая буква Ц-

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

6.2. Написание буквы в воздухе Ц .

Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий) .

Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе . Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву . Дети за мной повторяют.

Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.

6.3. Написание буквы Ц на столе . А теперь также, давайте напишем букву ц на столе .

7. Зрительная гимнастика. Ребята, пока вы писали, ваши глаза устали.

Посмотрите на экран и проследите за зонтиками, шариком…. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать.

8. Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы ц .

8.1. А теперь возьмите листочек, переверните его и что вы видите? Правильно, перед вами буква ц . Давайте ее заштрихуем. Каким карандашом будем рисовать? (синим) . Почему? (обозначает согласный, твёрдый звук )

8.2. Нарисуйте рядом с буквой ц предмет , начинающий на звук ц . Ребята, подумайте, что можно нарисовать?

9. Итог занятия . Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу, и посмотрите в окно, нам светит солнышко. И в стране звуков тоже засветило солнышко, и на лучике солнца засиял звук ц . Ребята, с какой буквой мы сегодня понакомились буквой Ц )

-«Цыпленок, а тебе понравилось наше путешествие в страну звуков

-«Конечно, понравилось, и я хочу остаться жить в этом домике? Можно?»

-«Конечно, можно. Ведь твоё имя тоже начинается с этой буквы , а значит это тоже твой домик.»

А нам ребята пора прощаться с жителями страны звуков и букв и возвращаться в родной наш детский сад.

Молодцы, ребята! Урок закончен!