Болезни Военный билет Призыв

Жизнь от бога мне дана. К литературной переписке митрополита Филарета и А. С. Пушкина. Смирение и муза

Сентябрь богат событиями, о которых следует помнить любому христианину. Благодаря нашей статье вы сможете быть в курсе главных церковных праздничных дат и постов, которые будут происходить в сентябре 2017 года.

Однако сравнению с праздниками в церковном календаре на август сентябрь - довольно бедный на праздничные даты, но все же некоторые православные праздники в сентябре 2017 года, которые нужно знать всем, есть и в первом месяце осени.

Церковные праздники в сентябре 2017 года: календарь по дням

11 сентября, понедельник – Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, величайшего пророка, Крестителя Господа Иисуса Христа. В этот великий церковный праздник в народе соблюдают строгий пост. А также нельзя есть и готовить ничего круглого: хлеб, капусту, арбуз, яблоки, мак и даже картофель.

14 сентября, четверг – Церковное Новолетие. Праздник посвящен наступлению Нового года в богослужебном церковном календаре. К началу Новолетия в полях заканчивались многие работы, совершался обряд погашения в доме старого огня и разжигания нового, люди молились Богу о благословении на новый, начавшийся год.

21 сентября, четверг – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Великий двунадесятый церковный праздник, посвященный рождению будущей Богородицы. В церкви молились и благодарили Богородицу, которая покровительствует земледелию, семье и всем матерям.

27 сентября, среда – Воздвижение Креста Господня. Великий двунадесятых праздник, который установлен в память обретения Креста Господня в Иерусалиме возле горы Голгофы на месте Распятия Иисуса Христа. В этот день соблюдается строгий пост. В народе приметили, что на Воздвижение все пресмыкающиеся "сдвигаются", т.е. начинают активное передвижение в места зимовки. Также в этот день не стоит делать никаких важных дел, т.к. все начинания будут пустыми и бесполезными.

30 сентября, суббота – День святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Православные христиане чтят память четырех святых, принявших мученическую смерть во имя веры в Христа. В народе этот день имел название Вселенских бабьих именин.

Однодневные постные дни в сентябре 2017 года:

В сентябре нет многодневных постов, а будет несколько однодневных постов: 6, 8, 11, 13, 15, 20, 22, 27, 29 сентября. В эти дни следует отказаться от мясных и молочных продуктов, а также яиц, масла, сдобы.

В календаре церковных праздников в сентябре или 2017 года указаны все значимые для православных христиан события.

1 сентября почитаются мученики Агапий, Тимофей и Фекла. Тимофей посвятил свою жизнь изучению Священного Писания и проповедованию христианской веры. Он не устрашился гнева императоров и во всеуслышание заявил, что он христианин, верит в Господа, его силу, могущество и любовь к земным созданиям. Его пытали и мучили, после чего предали огню. Агапий и Фекла также пострадали за веру во Христа. Их отдали диким зверям на растерзание.

В этот же день отдают дань памяти мученику Андрею Стратилату. Будучи главным военачальником, он свято веровал в Господа и проповедовал свою веру среди воинов. Недруги оповестили правителя о его действиях, и он был схвачен вместе со своими единомышленниками. Их пытали и истязали, но они стойко переносили все муки. Когда их отпустили, воины во главе со своим предводителем, отправились принять крещение, но им устроили засаду и перебили всех. На месте их гибели появился источник, исцеляющий болезни и дарующий духовную силу.

1 сентября празднуется Донская икона Божьей Матери. У иконы просят защитить от врагов и помочь в сражении, о мире, исцелении заболеваний и заживлении ран.

2 сентября почитается пророк Самуил. В придании говорится, что он создал библейскую книгу Судей, занимался просветительством, мудро правил израильским народом, заботясь о благополучии и мире.

3 сентября почитается преподобная Марфа Дивеевская. Она посвятила жизнь служению Господу, отличалась кротостью и молчаливостью, много молилась, трудилась во время построения девичьей общины и скончалась в возрасте девятнадцати лет.

3 сентября празднуется Светописный образ иконы Пресвятой Богородицы. У Святых Врат Пантелеймоновской обители, в 1903 году, была сделана фотография, на которой возник образ Пресвятой Богородицы, принимающей подаяние.

4 сентября празднуется Грузинская икона Божьей Матери.Ей молятся об исцелении от различных недугов, просят даровать чудо материнства и избавить от одержимости нечистой силой.

5 сентября почитается мученик Лупп Солунский. Он проповедовал христианство, убеждал людей отказаться от язычества, уничтожал идолов и творил чудеса. Его казнили, через усечение мечом.

5 сентября почитается священномученик Ириней. Он был великим церковным деятелем и богословом, участвовал в формировании догматов и организации иерархии богослужения Церкви. Его труды стали основой формирования раннего христианского учения и являются первым свидетельством канонического признания четырех Евангелий.

6 сентября празднуется Петровская икона Божьей Матери. Ей молятся об обретении счастья в супружестве, об обретении чуда материнства, ее просят помочь во время тяжелых родов и исцелить от заболеваний.

6 сентября почитается священномученик Евтихий, который посвятил себя иноческой жизни. Он познал множество лишений, но не роптал на судьбу, продолжая свято веровать в Господа, молиться и поститься. За свою жизнь он сотворил множество чудес и исцелений. Ему молятся об исцелении от рака, о сохранении души от зла и об избавлении от пагубных привычек.

7 сентября почитается память апостола от семидесяти Тита, Критского епископа. Рожденный язычником, он познал истинную веру, был учеником апостола Павла и на протяжении всего жизненного пути проповедовал Христианство.

8 число особый день в календаре церковных праздников в сентябре 2017 года в России – Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Святыня не раз защищала русские земли от нашествия вражеских сил, проявляла чудеса исцеления людей от недугов, перед ней клялись в верности монархи и полководцы. Ее просят о защите и заступничестве, о сохранении единства государства, об избавлении от гнева и вражды, об исцелении болезней и о помощи в принятии верного решения.

8 сентября празднуется икона Умиление Псковско-Печерская. Ей молятся об укреплении веры, об окончании вражды, об избавлении от врагов, о благополучном замужестве, обретении счастья материнства и легких родах, о здоровье детей.

В этот же день празднуется икона Божьей Матери Владимирская – Елецкая. У нее просят защиты от врагов, о духовном и телесном исцелении.

9 сентября почитается преподобный Пимен Великий. Он проповедовал Слово Божие, своей чистой и искренней верой, мудростью, незлобивостью и самоотверженным служением Господу заслужил уважение и почитание.

10 сентября является днем памяти преподобного Моисея Мурина. Будучи разбойником и человеком, зависимым от алкоголя, он уверовал в Господа, понял, как ужасны его поступки и стал на путь истинный, отказавшись от пагубных привычек и соблазнов тленного мира, ради служения единому Богу. Ему молятся об усмирении низменных страстей и об избавлении от алкогольной зависимости.

11 числа празднуется один из основных церковных праздников в сентябре 2017 года – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он обличал человеческие пороки и греховный образ жизни, призывал людей покаяться и уверовать в Иисуса Христа – истинного Спасителя. Он обладал множеством добродетелей, истово веровал в Господа, молился, соблюдал строгий пост, жил в нищете, отказался от земных страстей и имел чистые помыслы. Иоанн не побоялся уличить самого Ирода в прелюбодеянии, жена которого, научает собственную дочь просить у царя отрубленную голову Иоанна. Ирод исполнил просьбу и отрубленную голову Пророка преподнесли в дар его падчерице на блюде во время одного из пиршеств. В этот день, по церковным канонам соблюдается строгий пост, а в вечер перед праздником, служится всенощное бдение.

12 сентября почитаются Святители Александр, Иоанн Постник и Павел Новый. Они жили в разное время, отличались добродетелью, благочестием и истинной верой во Христа, посвятили свою жизнь служению Господу и борьбе с языческой верой.

13 сентября почитается священномученик Киприан Карфагенский. Он был епископом, искусным латинским богословом и создателем канонического учения о единстве церкви и ее иерархии. В своих трудах он рассуждал об отступничестве и расколе, которые считал наиболее тяжкими грехами.

13 сентября празднуется положение честного пояса Пресвятой Богородицы. В свидетельствах описывается чудо избавления жены императора Льва Философа, от тяжкого заболевания после возложения на нее пояса Богоматери. Святыня была разделена на несколько частей и в разные времена исцеляла людей от эпидемий. Христиане свято веруют, что священный пояс помогает во время тяжелых родов, избавляет роженицу от мучений и помогает в появлении на свет здорового и крепкого малыша.

14 сентября празднуется икона Божьей Матери Всеблаженная. У нее просят защиты от предстоящих неприятностей, об избавлении от душевных мук и скорби, об установлении мира и взаимопонимания в семейной жизни и обретении счастья.

14 сентября празднуется икона Божьей Матери Августовская. Ей молятся о заступничестве, просят помощи в победе над врагами, о возвращении сыновей живыми и здоровыми с поля боя, о сохранении государства и предотвращении расколов.

В этот же день начинается церковное новолетие. Вечером, перед праздником, служится великая вечерня с чтением парамии. Христиан призывают переосмыслить жизнь и провести следующий церковный год в духовном и телесном труде, очиститься от греха и страстей, стать на путь добродетели.

14 сентября почитается Симеон Столпник и мать его Марфа Каппадокийская. Будучи христианкой, она воспитала сына, согласно канонам истинной веры. Симеон решил стать монахом и отправился в обитель, где неустанно молился и соблюдал строгий пост. Через некоторое время он отправился в пустыню, где выстроил столп, высотою в несколько метров и поселился внутри него. Там нельзя было прилечь и отдохнуть, а лишь стоять в вертикальном положении. Во время пребывания в столпе он истово молился и соблюдал строгий пост, практически отказавшись от пищи. Это стало началом нового вида подвижничества, под названием столпничество. Многие язычники, наблюдая его стойкость, силу веры и духа, отреклись от идолопоклонства и приняли крещение.За лишения, чистоту помыслов, святую веру, отречение от земных страстей и искушений, Господь наградил Симеона даром исцелять от телесных мук, душевных болезней и предвидеть будущее.


15 сентября празднуется икона Божьей Матери Калужская. Ей молятся об исцелении физических и душевных болезней, об избавлении от глухоты, просят о скорейшем заживлении повреждений и травм.

15 сентября почитаются преподобные Феодосий и Антоний Печерские. Феодосий Печерский был православным монахом, учеником Антония Печерского и одним из основателей Киево-Печерской лавры и церковной библиотеки. Он являлся одним из крупнейших православных подвижников, церковным идеологом и аскетом, который отрекся от земных благ и плотских утех, став на путь самосовершенствования. Он строго соблюдал воздержание, постился и молился, уединившись в пещере.

16 сентября почитается мученица Василиса Никомидийская. Она свято веровала во Христа и, будучи девятилетним ребенком, была схвачена и приведена на допрос к префекту Александру. Ее уговаривали отречься от Господа и уверовать в силу идолов, но она отказалась и была подвержена жестоким пыткам. Ее пытались сжечь и бросили на съедение диким зверям, но она осталась невредима. После этого Александр уверовал в силу Господа и отпустил девочку. В тот же день она мирно умерла после сотворения молитвы, а на месте ее смерти появился источник, который даровал исцеление страждущим христианам.

17 сентября празднуется икона Неопалимая Купина. У нее просят защиты в бою, о прощении совершенных грехов, об избавлении от психических заболеваний. Икона считается покровительницей и защитницей людей опасных, но значимых для человечества, профессий: пожарных, врачей, военных и летчиков. Она оберегает их от травм, опасных ситуаций и необдуманных поступков. Икона является оберегом домашнего очага, защищает от неприятностей и напастей.

18 сентября празднуется икона Божьей Матери Оршанская. Ее просят о помощи в разрешении трудных вопросов, молят об утешении и облегчении скорби, о поддержке и покровительстве в новых начинаниях, об исцелении от различных болезней.

18 сентября почитаются пророк Захарий и праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи. Они до преклонного возраста не могли иметь детей, но однажды, к святому Захарию пришел Ангел с благой вестью о скоро рождении сына. Он предал сомнению правдивое предсказание и моментально онемел за неверие. После рождения сына, нареченного Иоанном, он снова заговорил. Узнав о рождении Мессии, царь Ирод приказал убить всех детей,не достигших двухлетнего возраста, чтобы избавиться от Иоанна, но мать укрылась с ним в горах и истово молила Господа о спасении. Ее молитвы были услышаны, и она спаслась. Однако отца Иоанна, отказавшегося выдать местонахождение сына, убили во время богослужения в церкви. Праведная Елисавета умерла через сорок дней после своего мужа, а Иоанн оставался в пустыне под покровительством Господа, до момента своего явления народу Израиля.

19 сентября празднуется Михайлово чудо. Архистратиг Михаил остановил разрушение церкви, которую пытались затопить. Он является защитником слабых, обездоленных и немощных, показывает путь душам на небеса и взвешивает добродетели человека и его плохие поступки. В этот день категорически нельзя работать. Исключение составляют лишь люди, вынужденные трудиться по приказу начальника или занимающиеся богоугодными делами.

20 сентября почитается святитель Иоанн, архиепископ Новгородский. Он вершил добрые дела, помогал обездоленным и голодным, ратовал за мир, проводил духовные беседы, укрепляя веру христиан в Единого Господа, его силу и любовь к людям.

21 число, особый день в календаре церковных праздников в сентябре 2017 года – Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник считается днем всех женщин и матерей. Сегодня принято приходить в храм в лучших одеждах и благодарить Богоматерь за рождение Сына Божьего. В этот день можно обращаться к Деве Марии с искренними молитвами об обретении счастья в доме, здоровье и благополучии детей. Необходимо подавать милостыню всем страждущим, чтобы не стать бесплодными.

22 сентября празднуется память праведных Богоотец Иоакима и Анны. Они оставались бездетными до глубокой старости и горячо молились Господу о даровании им ребенка, смиренно и кротко уповая на Его милость. Ангел, явившийся им, известил благую весть о скором рождении у них Дочери, благословенной всем родом человеческим. Ее нарекли Марией.

23 сентября почитаются мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора. Сестры истово веровали во Христа, вели благочестивую и девственную жизнь, отказались от земных благ, страстей и искушений, проводя время в постах и молитвах. Своими молитвами они исцеляли болезни, а их непоколебимая вера вызвала гнев правителя Фронтона. Схватив их, он убеждал сестер отречься от Господа, но они были непреклонны. Придя в ярость, он до смерти замучил старшую из сестер и показал ее тело сестрам, но они были крепки в своей вере и не стали поклоняться идолам. Их постигла та же мученическая смерть.

24 сентября почитается преподобный Силуан Афонский. Он отличался крепким телосложением, богатырской силой и выдержкой. Закончив военную службу он поступил в Пантелеимонов монастырь, где он принес обет послушания, нестяжания и целомудрия. Он истово молился Иисусу Христу о прощении грехов, помощи в испытаниях и борьбе с искушениями. Он творил богоугодные дела и следовал всем заповедям, проведя жизнь в смирении и послушании.

25 сентября празднуется икона Божьей Матери Боянская. Ее просят об исцелении раковых заболеваний, об избавлении от душевных и физических недугов, о даровании покаяния и укреплении веры.

26 сентября празднуется икона Божьей Матери Дубовичская. Ей молятся об исцелении различных болезней, о даровании душевного покоя и умиротворения.

27 сентября отмечается Воздвижение Честного Креста Господня. Вечером, накануне праздника, в храмах вершится всенощное бдение – торжественное, праздничное, общественное богослужение продолжительного молитвословия, в которое включена малая вечерня, во время которой Крест переносится с жертвенника на престол. В этот день, люди традиционно облачаются в одежды фиолетового цвета и соблюдают строгий пост.

27 сентября празднуется икона Божьей Матери Леснинская. К ней обращаются за помощью для исцеления душевных и телесных недугов.

28 сентября празднуется икона Божьей Матери Новоникитская. Ей молятся об исцелении душевных и телесных болезней, об облегчении мук и скорейшем выздоровлении.

28 сентября почитается великомученик Никита Готфский. Он участвовал в распространении Христианства и вел проповедническую деятельность. Его схватили, подвергли истязаниям и пыткам, а после предали огню. Подле его гробницы свершались чудеса исцеления и избавления от физических и душевных мук. Ему молятся об избавлении тела от бесов, просят защиты от деяний колдунов и магов.

29 сентября празднует икона Божьей Матери «Призри на Смирение». Ей возносят молитвы и просят получить смирение себе и своим близким людям, перед ней каются за грешников, которые не видят зла в своих поступках, молятся об ушедших из этого мира и просят облегчить им иную жизнь. Перед иконой воздают просьбы не сбиться с пути истинного и оградиться от ложных учений, молятся об избавлении от недугов сердечно-сосудистой системы и женских половых органов.

30 сентября почитаются мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Мать воспитала своих детей в любви к Господу, и они вместе проповедовали христианство. Прознав об их деяниях, император Адриан предпринял попытки сбить их с пути праведного и уверовать в богиню Диану. Отказавшись, сестры подверглись ужасным пыткам и жестоким истязаниям, которые они переносили с мужественной стойкостью. Погибли они от меча, свято веруя в единого Господа.

На момент смерти Вера была двенадцати лет отроду, Надежда – десяти, а Любовь – девяти. Мать похоронила тела любимых дочерей и преставилась к Богуна третий день, сидя у их могил. Перед их иконой молятся о рождении детей и познании счастья материнства, о даровании детям крепкого здоровья, об исцелении женских болезней и избавлении от болей в суставах, просят защитить родных и дать им сил устоять перед искушениями, о возврате спокойствия, мира и счастья в семью.

30 сентября празднуется икона Божьей Матери Цареградская. Ей молятся об исцелении душевных и физических болезней, просят об укреплении веры и даровании сил для преодоления преград.

В этот же день празднуется икона Божьей Матери Макарьевская. Ее просят укрепить веру, исцелить от одержимости бесами и избавить от болезней, остановить и предотвратить пожары.

1 сентября – АндрейCтратилат. Тепляк. Фекла – свекольница. «Стратилат приспел – овес поспел». Ветер, дующий в этот день с юга, обещает хороший урожай овса. «На Феклу копай свеклу». Начинается уборка свеклы. Бабье лето. День памяти мученика Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников, молитвы к этому святому помогают в лечении душевных заболеваний . Был военачальником в римских войсках в правлении императора Максимиана (284 – 305). Получив титул «Стратилат» (главнокомандующий), он повел своё небольшое войско против полков персов и с именем Христа обратил их в бегство. Завистники донесли правителю Антиоху о вероисповедании Андрея, за что тот был подвергнут пыткам, а многих воинов распяли на деревьях, но никто из них не отрекся от Христа. Император Максимиан (284-305), опасаясь возмущений народа, освободил мучеников, но тайно приказал казнить всех порознь. Во время молитвы все мученики были усечены мечами. Произошло это около 302 года. День празднования Донской иконы Божией Матери. Празднство установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 году. Именины у Андрея, Тимофея, Николая, Феклы.

2 сентября – деньпророка Самуила, мученика Севира. Наступала пора уборки корнеплодов : «Самуил свеклу да морковку наверх потащил». Именинники Самуил.

3 сентября – святой Фаддей и святая Василиса. Если этот день ясный, надо ожидать, что еще четыре недели будет хорошая погода. Именинники Фаддей, Васса.

4 сентября - Агафон Огуменник. Счи­тают, что леший ночью выходит из лесу и бегает по селам и деревням, дурит и рас­кидывает снопы по гумнам. Мужики, надев тулуп наизнанку и вооружившись кочергой, выходили сторожить гумна. День обычно ветреный. Видом своим леший напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нем почти всегда красный кушак, левая пола кафтана за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана – правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. За добро леший отплатит всегда добром. День празднования Грузинской иконы Божией Матери. Именины у Ивана, Агафона, Исаака, Макара.

5 сентября Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Луппа Брусничник. На Луппу брусника поспевает . «Коли брусника поспела, то и овес дошел». Начинаются первые заморозки. «На Лупа мороз лупит овес». Журавли ле­тят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья. К этому времени поспевает клюква , а у березы появляется желтый лист. Брусника зрение оберегает, хранит яркость и зоркость очей человеческих. В народной медицине популярен брусничный лист: его настои и отвары обладают мочегонным и вяжущим действием, их применяют при желчных и почечных камнях, при подагре. Отвар снимает отек на горле при простуде, считается лучшем средством от ревматизма. Ягоды также очень полезны. Именины у Ефрема, Ивана, Елизаветы.

6 сентября – Евтихий тихий. Если на Евтихия дождь - будет сухая осень и хороший урожай на будущий год. Сухие ветки в тихую погоду с деревьев падают – к дождю. Если пасмурно и прохладно, дождя можно не ждать. Время сбора грибов . Когда-то давным-давно лес был для человека своим домом. И входя в него, человек ни с кем не договаривался, ни у кого и ничего не просил. На всё была воля Божья. Всё было в любви Богом дано человеку, и в любви человек отдавал своему собрату. И не было размежевания между Богом и людьми. С укоренением на Руси христианской веры отношения между Богом и человеком стали договорными и стали включать в себя понятие «торга». Без договора уже в лес не входили! И пословица «В чужой монастырь со своим уставом …» целиком и полностью отражает противопоставление природы и человека, словно бы не единый мир существует, а несколько.

Явление Пресвятой Богородицы преп. Сергию Радонежскому. Богородица явилась преподобному Сергию глубокой ночью, когда тот прочитал акафист Божией Матери и сел немного отдохнуть. Прозвучал голос: «Пречистая грядёт». Преподобный Сергий вышел в сени и был ослеплён ярким светом, в котором увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Преподобный Сергий склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте, молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твоё жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу. Я же никогда не оставлю места сего Своим попечением». Троицкий инок Амеросий в середине 15 века воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию. День празднования Петровской иконы Божией Матери. Перед Петровской иконой молился великий князь Иоанн Васильевич III , её брал с собой патриарх Иов, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство. Именины у Евтихия, Арсения, Георгия, Петра.

7 сентября – Апостол от 70-ти Тит - грибник и апостол Варфоломей. «Свя­той Тит последний гриб растит». Большой урожай грибов в течение лета предвещает продолжительную зиму. Тит тащит в корзине последний гриб. Поздние грибы – поздний снег. Если грибы почернели – значит, был мороз-вредонос. Битые им грибы вредны. Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. «Пришел Варфоломей - жито на золу сей». Много желудей на дубах – в будущем году жди хорошего урожая. В этот день, по обычаю, на столе пироги с грибами. Так же и без грибной похлебки не обходился обед. Кто сегодня родился, тому радость в зрелости особая выпадет, да счастье приумножится. Именины у Варфоломея, Тита, Владимира.

8 сентября - Наталья Овсяница. Мученики Андриан и Наталия жили в Никомидии Вифинской при императоре Максимиане. По доносу за веру христианскую мужа её Андриана арестовали, пытали и затем казнили. Наталия всё время старалась поддерживать мужа, не отрицая своей веры в Христа. После его казни скрылась в Византию. Холодный утренник предвещает раннюю и хо­лодную зиму. К этому дню старались убрать овес. «Не соберешь овес - наглотаешься слез». Варят овсяный кисель да пекут блины из овсяной муки . Овсяная каша сама себя хвалит. «Несет Наталья в овин овсяный блин, а Одриян – в горлышке толокно». Сбор урожая калины и рябины . Рябину срывают и прилаживают на зиму кистями под крышу. В этот день хорошо клюет судак. Большой урожай рябины – к морозу. Заморозки в этот день предвещают раннюю и суровую зиму.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. ( Празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 8 сентября, 3 июня, 6 июля). Когда в 1395 году Тамерлан вступил в пределы России и направлялся к Москве, Великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел к Коломне. Во Владимир за святою иконою было отправлено духовенство Успенского собора. Когда икона была уже на пути к Коломне, Тамерлан увидел во сне великую гору и с её вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами, а над ними в воздухе в лучезарном сиянии Деву, окружённую ангелами с пламенными мечами. Истолковав этот сон так, что Дева – есть Матерь Бога христианского, Защитница русских, хан повернул свои полчища обратно к великому удивлению русских и татар. В память этого события был воздвигнут в Москве Сретенский мужской монастырь. День празднования Псково-Печерской иконы Божией Матери именуемой «Умиление». Именины у Наталии, Андрея, Романа.

9 сентября – день святых мученицы Анфисы, преподобного Пимена Великого. Родился около 340 года в Египте. Он говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто зделал тебе зло – сделай ему добро, и твоё добро победит его злобу».

10 сентября - Анна и СавваСкирдники. Преподобного Иова Почаевского. Преподобный Моисей Мурин избавитель от запоя – день памяти . Жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп и за черноту лица прозван «мурин». В молодости совершил убийство, потом пристал к шайке разбойников, стал главарём. Убивая и грабя провёл несколько лет. Но по великой милости Божией раскаялся и ушёл в одну из пустынных обителей. Незадолго до смерти Моисей сказал братии: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Все, приимшии нож, ножом погибнут». На обитель напали разбойники и убили Моисея.

Спешили к этому дню убрать весь хлеб в скирды: «Анна и Савва скирды справят, на ум направят». Раньше словами запой и пропой назывались части свадебного обряда, после совершения которых девушка становилась не просто невестой, а сговорёнкой, что означало заключение сговора между двумя сторонами для подготовки к свадьбе. С давних пор известен обычай пить за здравие, восходящий своими корнями к пирам, где поднимались заздравные чаши, сопровождаемые здравицами-благословениями богам («Пою богов!», т.е. пью эту чашу вместо бога, но его устами). На Руси существовали специальные заздравные чаши, которые пускались в круговую для приобщения к божественному напитку. Питьё божественного напитка означало причастность к божеству. (В христианской традиции вино – кровь Христова – причащение божественной кровью). В современном мире питьё приобрело другой характер и многим людям требуется помощь и обращение к святым с просьбой от избавления от небогоугодного дела. И недаром говорят: начали за здравие, а кончили за упокой. Если береза начинает желтеть с верхушки, то весна будет ранней, если снизу кроны – поздней. Именинники: Моисей, Анна,Савва, Сергей, Степан.

11 сентября - Иван Постный, Полетовщик, Иоанн Предтеча. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. После крещения Иисуса Христа Иоанна (великого пророка) заключили в темницу по приказу правителя Галилеи Ирода Антипы. Святой обличал его за незаконное сожительство с Иродиадой, женой Иродова брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил во дворце большой пир. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. Он сказал ей: «Проси у меня чего хочешь». Саломия, посоветовавшись с матерью, попросила головы Иоанна Крестителя. Выполнив приказание Ирода, принесли голову святого Иоанна на блюде.

Этот день завершает лето и открывает осень. ""Иван Постный пришел, лето красное увел"". «Иван Постный - осени отец крестный». В этот день пища должна быть постной соблюдали строгий пост : нельзя было есть яблоки, арбузы, картофель, лук – все то, что напоминало бы отсеченную голову. Собирают корни лекарственных растений. Репный праздник. Но отмечался он без песен , потому что Саломея плясанием выпросила у царя Ирода отрубить голову Иоанна Крестителя. Запрещалось употреблять блюда и тарелки, острые и колющие предметы. Нельзя было резать , можно было только ломать. Нельзя было употреблять в пищу продукты красного цвета, так как они олицетворяли пролившуюся кровь, и в течение года в семье может пролиться кровь, то есть кто-то умрет. В этот день соблюдался пост и было запрещено работать во избежание людских болезней и болезней домашних животных. Если в этот день родился ребенок, то он будет несчастным. Если в этот день человек поранился, то травма не заживёт . В тот день недели, на который пришел этот праздник, в течение целого года не начинали никаких дел. Журавли летят на юг - будет ранняя зима. Начинался массовый отлет птиц . «Иван Предтеча гонит птицу за море далече». Если птицы летят высоко, жди зимой больших снегов, если низко – зима будет малоснежная. Иван постный – осени отец крестный. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана постного – коренья. Именины у Александра, Павла, Даниила, Ивана.

12 сентября – Александра Свирского. День перенесения мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского.

13 сентября – Куприянов день. (Киприян). Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. В царствование императора Льва Мудрого, от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Ей было видение, что она будет исцелена, когда на неё возложат пояс Богородицы. Пояс возложили на императрицу и она тотчас освободилась от тяжкого недуга. Журавли вече собирают. Начинают убирать корнеплоды [кроме репы], копают картофель. В этот день проходит «журавлиное вече» - журавли на болоте обсуждают дорогу в теплые страны. После Куприянова дня разрешалось ходить на болото за клюквой , до этого не разрешалось – чтобы не тревожить птиц. Именинник Геннадий, Михаил, Киприян .

14 сентября - Симеон Столпник – преподобный день памяти, к нему обращаются при самых различных недугах . Семен Летопроводец. Семенов день, Осенины, конец лета. Прп. Марфа – мать Столпника. Иисуса Навина (см. приложение).

Начало индикта – церковное новолетие. Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над своим противником Максентием, даровал христианам – после почти трёх веков гонений и преследований – полную свободу исповедовать свою веру. Отцы Первого Вселенского Собора в 325 году опредилили в память об этом начинать исчесление нового года с 1 сентября, как дня начала «свободы христианской». На Руси новолетие праздновалось 1 сентября до Петра I , который в 1699 году повелел перенести начало Нового года на 1 января. Но в богослужебных книгах было оставлено старое исчисление, и поэтому церковное новолетие совершается, как и ранее, 1 сентября. (7517 год от сотворения мира– в 2008году).

«Семен настоящее лето провожает, бабье лето приводит». Ес­ли на Семена теплая погода, то зима будет тепла. Время с Семена дня- начало старого бабьего лета - по 21 сентября называется бабьим летом. Если первый день бабьего лета будет ясным и теплым, то и вся осень будет теплая, и наоборот. Семенов день считают счастливым для новоселья , переезда. С Симеона до Гурия (28 ноября) шли на Руси свадебные недели. Если гуси улетают на Семонов день, жди ранней зимы. Бабье лето сухое, осень мокрая. Гром в сентябре – к затяжной осени. Именины у Симеона, Марфы.

День празднования Гефсиманской-Черниговской иконы Божией Матери. Эта икона написана на полотне в XIX веке и представляет собой список с чудотворной иконы Ильинско-Черниговской, только по размерам больше. День празднования Александрийской именуемой «Всеблаженная» иконы Божией Матери.

15 сентября - день святого Мамонта. Мамонт Овчарник. Фе­дот и Руфина. ""Федот и Руфина не выгоняй со двора поутру скотину, выгонишь – беду нагонишь . ""Мамонт – покровитель овец и коз. Убирают помещения, где козы и овцы стоят. Мхом утепляют на зиму, одымляют травой-вереском. Собирает Мамонт стадо последний раз в году и отпускает на зимнее стойло во дворы хозяйские.

По обычаю на четвёртом году жизни отрока совершали обряд пострига по переводу из младенчества. Также этот обряд имел ещё одно название: сажание на коня. Приурочивалось ко дню Симеона Столпника. Для проведения этого обряда созывали родных, приглашали кума и куму. Отец выпивал вино, настоянное на полыни, и подавал куму ножницы, а кум выстригал у крестника гуменцо (темя головы). Выстриженные волосы кума передавала матери, которая зашивала их в ладанку. Кум и кума выводили крестника во двор, где отец ожидал их с конем, а мать расстилала ковёр. Кум на ковре передавал крестника отцу с ласковым словом, а тот принимал с поклоном сына и сажал на коня. Кум водил по двору коня, а отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его куму, кум с поклоном передавал куме, а та с ласковым словом вручала матери. Отец с матерью одаривали кума и куму, а они – крестника. Над головой крестника кум и кума разламывали именной пирог с пожеланием всякого богатства и счастья.

Прп. Антония и Феодосия Печерских. День празднования иконы Божией Матери Калужской , молитвы к этому образу помогают вылечить инфекционные заболевания. Празднование иконы в этот день – в память об избавлении от моровой язвы в 1771 году в г. Калуге. Второе празднество этой иконы совершается 12 октября, в память спасения Калуги от нашествия французов в 1812 году. Тогда Калужскую икону прятали в городе Ефремове Тульской губернии, и пленные французы признавались, что видели её стоящей на воздухе и окружённой светоносными мужами в Калуге и под Малоярославцем, когда они терпели поражение. Именинник Антоний, Федот, Руфин, Иван, Федосий.

16 сентября – день святых Василисы и Домны. На Домну в старину бабы прибирали в доме всякую рухлядь , чтобы приобрести благополучие на осень . Осматривали одежду, поизносившуюся за лето, переберали нужные в хозяйстве вещи, мыли, чистили и прятали их до следующего лета. Говорили: «Все что нужно, Домна в дом приберет, что не годно – на костре сожжет». Во многих местах старые, изношенные лапти привешивали у крыш домов и скотных дворов, вешали вокруг огорода, на каждом колу могло висеть по старому лаптю. Подошедший человек к огороду будет дивиться лаптям, будет считать их, а на огород даже не посмотрит, не сгладит урожай. Добрыдни, то есть добрые дни. Добрыдни – это женское имущество, а также добрые красные дни, благополучное житьё, достаток, довольство. Уважает Домна радостное, красное житьё-бытьё. Не терпит ни ссор, ни размолвок. Где беда приключилась, размолвка случилась, приходит она туда, и всё тихо становится, благостно. Особенно не по душе ей женские прения да разногласия. К этому времени старались убрать лен: «Баба Василиса велит со льном поторопиться». День памяти блаженного Иоанна Власатого , Ростовского чудотворца, исцеляющего людей от самых различных болезней. День празднования Писидийской иконы Божией Матери. Прославилась чудесами в VI веке. Именины у Василисы, Домны, Августы, Дорофея, Ефима, Феоктиста, Петра.

17 сентября Луков день. Неопалимая Купина. В этот день начинают выкапывать лук из гряд. Гром в сентябре предвещает теплую осень.

День памяти Иконы Богородицы «Неопалимая Купина» - хранительницы от пожаров, помогающей от различных заболеваниях. В этот день молились о защите дома и скота от пожаров. Неопалимая купина в ветхозаветном предании – горящий, но не сгорающий терновый куст (это знамение непорочного зачатия Богоматерью Христа от Духа Святого), в котором бог Яхве явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив. Когда Моисей подошел к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает», Бог из горящего куста обратился к нему, призвав вывести израильский народ из Египта в Землю обетованную. На иконе изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь, составленная из двух четырёхугольников, один – красного цвета – образ пламени, другой – зелёного, образ куста. В углах иконы – четыре символа из Алокалипсиса Иоанна Богослова: ангел, телец, лев и орёл, а также архангелы с символами, которые присваивает им Православная Церковь: Михаил – с жезлом, Рафаил – с алавастром, Уриил – с огненным мечом, Селафиил – с кадилом, Варахиил – с виноградной гроздью, Гавриил – с веткой благовестия. Держа в руках икону «Неопалимой Купины» и произнося: «Чистая, не опали! », - ходят вокруг овинов, где хранится сено. В этот день также справляют праздник вил . Ведь в этот день вилам столько работы задаётся. Ворошили в этот день сено да сушили его. Начинают выкапывать лук из гряд. Именины у Афанасия, Федора, Юлиана, Вавилы.

18 сентября – день святого пророка Захарии и святой Елисаветы , исцеляющих бесплодие. В этот день прогнозировали, какой будет зима. Рано пожелтели листья рябины – к ранней осени и ранней холодной зиме. Посещают ведунов и знахарок. В этот день изгоняли из деревень кумоху. Кумоха женщин в хвори вгоняла, спины бабьи гнула. Кумоха по деревне ходит да беды за собой водит. Ввечеру в этот день для женщин баньку топили да берёзовыми вениками хлестали их по согнутым спинам. Также и детишек мыли, от хворей-напастей избавляли. Кумоха – лихорадка, которая предстаёт в облике женщины. Именины у Елизаветы, Раисы, Глеба, Максима, Захара, Давида.

19 сентября Михаилов день. Чудо Архистратига Михаила в Хонех (Копоссах). Язычники задумали уничтожить храм, построенный в честь Архистратига Михаила в IV веке недалеко от Иераполя и направили русла двух рек на храм, чтобы его смыло, но явился св. Михаил и ударом своего жезла увёл воду в расщелину в горе и спас храм.

Первая братчина . Михайловские утренники, заморозки – начало первых заморозков. «Заморозком Михаил землю нашу прихватил». Много желудей в сентябре на дубе - к лютой зиме. День укоротил­ся уже на 5 часов. На Михайлу нельзя работать – Бог накажет . В древнее время на мирских сходках решались семейные и частные дела . После примирений предлагались взаимные угощения, переходящие в особое празднество, известное под названием братчин, где водворялось дружество, миролюбие и братство. Главных братчин две – Михайловская и Никольская: первая в честь архистратига Михаила 19 сентября, вторая – в честь святого Николы зимнего 19 декабря. Братчинское пиршество имело своей целью отблагодарить святого за покровительство.

День празднования Киево-Братской и Арапетской икон Божией Матери. Именинники Михаил, Макарий, Кирилл, Архип, Давид.

20 сентября – Созонт. Луков день.Предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы. Массовая уборка и продажа репчатого лука. Лук да баня всё правят. Кому луковица слёз из глаз не высечет, того и сам Господь не вылечит. В луков день вдова поплачет – своего обрящет. Лук с чесноком – родные братья. Лук лечит семь недуг, поэтому ели его с хлебом, солью, квасом и были здоровы, имели свежий цвет лица. Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук. В нашем краю – словно в раю: луку да рябины не приешь. Лук – добро и в бою и во щах. На луков день какая девица не плачет – мимо той и пройдёт удача. В этот день поплакать – значит, здоровье обрести. Ведь лук зрение выправляет, и слёзы при чистке лука только на пользу идут. Раньше в комнатах развешивали связки луковиц - для очищения воздуха. Много ""одежки"" на луковицах – быть суровой зиме.

День памяти преподобного Макария Оптинского . К нему обращаются люди, страдающие различными психическими недугами. День памяти святителя Иоанна , архиепископа Новгородского. Вся жизнь святителя была пронизана чудесами. За его простоту и чистоту сердца Господь дал ему власть над бесами. Однажды святитель силою Креста Господня, запер беса в умывальнике и согласился его выпустить только при условии, что тот донесет его в одну ночь в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно. Бес выполнил поставленное условие, но выходя из кельи святого принял вид распутной женщины. Новгородцы обвинили пастыря в распутной жизни, посадили на плот и пустили по реке Волхов. Но плот поплыл против течения реки к мужскому монастырю. Народ пришёл в страх и стал просить перед святителем о прощении виновных. Святитель вернулся к своей пастве. Именины у Ивана, Макара, Евгения, Григория, Луки.

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы . Вторая Пречистая. Осенины, Оспожинки, Празд­ник урожая . Вторая встреча осени – осенины. Рано утром женщины выходили на берега рек, озер и прудов с овсяным хлебом – встречать матушку Осенину. Старшая из женщин держала хлеб, а молодые водили хороводы и пели песни. Ходят в гости. Недавно поженившиеся пары угощали свою родню, отчего этот праздник также назывался поднесеньев день. Гости хвалили и одновременно учили молодых. Хозяин водил гостей на двор, показывал амбары, угощал пивом из бочонка.

Если погода хорошая – вся осень будет такой же. Заканчивается старое бабье лето . В дохристианские времена этот праздник был посвящен богине Макоши, рожаницам Ладе и Леле, а так же приурочивался к окончанию сбора урожая. 28 августа – Успенье Богородицы, первые осенины. 21 сентября – Рождество Богородицы, вторые осенины. 14 октября – Покров Богородицы. Землю-матушку снежок покрывает. Отрожала на этот год земля-матушка, и до Благовещения (7 апреля) к ней никто не прикасается, она готовится к следующим родам.

Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. Супруги долгое время были бездетны, согласно иудейскому поверью, считались грешными людьми, но, помня, как Господь разрешил неплодство Сарры, жены патриарха Авраама, надеялись на милость Божию. Дитя, которое пошлёт им Господь, Иоаким и Анна обязались посвятить Богу. Бесчадие в еврейской семье считалось наказанием за грехи, поэтому святые терпели несправедливо поношения от соотечественников. В один из праздников Иоаким принёс в Иерусалимский храм жертву, но первосвященник отказался принимать её. Иоаким в глубоком горе ушёл в пустыню и там со слезами молился о даровании ему дитяти. Господь исполнил прошение, когда супруги были уже в преклонном возрасте и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию – быть родителями будущей Матери Иисуса Христа. В воспоминание Рождества Богородицы издревле установлен Церковью праздник, который становится известным с IV века. Все древнейшие памятники духовной письменности Востока и Запада свидетельствуют о единодушном праздновании Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября по старому стилю.

День празднования иконы Божией Матери Почаевской , исцеляющей тяжёлые недуги (21 сентября, 5 августа). Свято-Успенская Почаевская лавра, где хранится список чудотворной Почаевской иконы: Украина, Тернопольская обл., г. Почаев. Некогда в природной пещере горы Почаевской поселились два монаха, посвятившие себя подвигам молитвы и воздержания. Один из них раз ночью взошёл на вершину горы для совершения обычной молитвы и увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. В то же время видели это и пастухи. На месте явления на поверхности камня Пресвятая Дева оставила оттиск правой своей стопы, наполненный с тех пор прозрачною водою. Этим же инокам был подарен чудотворный образ Богородицы, дающий исцеления, который был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. День празднования иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). На иконе изображён храм и стоящая в нём Богоматерь в хитоне с покрывалом на голове. На руках держит Предвечного Младенца, благословляющего правой рукой, в левой руке – держава. Над сенью изображён Бог Отец и Бог Дух Святой. По обе стороны – семь Архангелов, держащих знаки Своего служения в руках: с правой стороны – Михаил с мечом, Уриил – с молнией, опущенной вниз, Рафиил – с алавастром мира; с левой стороны – Гавриил с цветком лилии, Селафиил – с чётками, Иегудиил – с царской короной и Варахиил – с цветами. День празднования чтимых икон Пресвятой Богородицы: Сямской, Глинской, Лукиановской, Исаковской, Курской «Знамение», Холмской, Леснинской и Домницкой икон Божией Матери. Именины у Софии .

22 сентября – ПопразднствоРождества Пресвятой Богородицы. Бабье лето прошло – прощайся с теплом. Осеннее равноденствие.

День памяти преподобного Иосифа, игумена Волоцкого , исцеляющего сосуды головного мозга и глухоту. День празднования иконы Святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне. Именинники Анна, Иосиф, Никита.

23 сентября - Петр и Павел Рябинни­ки. На Руси два дня Петра и Павла – большой да малый, летний да осенний. Разрешалось с Петрова дня летнего есть землянику и другую ягоду, а с осеннего Петра-Павла рвать рябину. Собирают рябину , которая после первых заморозков становится более сладкой. Часть ягод оставляли на деревьях для птиц. Рябина гроздна – зима морозна. В этот день срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу, чтобы провяла, сахару понабрала рябинушка. Если рябины в лесу много - осень дождливая, а зима суровая, если же мало – осень сухая. Журавли летят высоко – к теплой осени. Именин­ники: Павел, Андрей, Петр, Василий, Константин.

РЯБИНА : - рябину нельзя сечь топором, пока она не засохнет, не умрёт своей смертью. – Чтобы жениха на свадьбе не испортили, сваха сыпала ему за голенище рябиновые коренья. – Из рябины делали посох, грызли его, затем оставляли щепочку во рту за щекой, чтобы не бояться никакого колдовства во время дальней дороги. –Нельзя ломать или рубить рябину , иначе тот человек, который это совершил, умрёт или умрёт кто-то из его родственников. У того, кто причинит рябине вред, будут болеть зубы.

24 сентября Федора – Обдера, замо­чи хвосты. Третья встреча осени. В Федору лето кончается, осень начинается. И бабье лето до Федоры не дотянет. Становится слякотно, все чаще идут дожди. «Осенняя Федора подол подтыкает (от грязи), а зимняя Федора (12 января) лицо платком закрывает (от холода)». «Две Федоры в год – осенняя и зимняя: одна с грязью, другая со стужей». Преподобная Федора – всякому делу аминь . Федору считали покровительницей озимых хлебов, поэтому в этот день ходили в поле смотреть озимь. Сильные всходы обещали добрый урожай в будущем году. В этот день покрывали свои головушки светлыми платками с золотистыми и голубыми нитями, чтобы хоть как-то путь-дорогу на землю русскую осветить. Ведь скоро чёрные грязи землю русскую покроют. В этот день обивается оставшийся на корню хлеб . Опавшие листья ложатся изнанкой вверх - к теплой зиме, лицевой стороной – к холодной.

Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских , исцеляющих болезни рук и ног. День празднования Каплуновской иконы Божией Матери. Именины у Сергея, Германа, Дмитрия, Федоры, Ии.

25 сентября – Артамон (Автоном). Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Змеи последний день на воле гуляют: Артамон зазывает их в норы и запирает там на замок. На Руси издавна существовала примета, что нельзя поднимать змею выше глаз, иначе ослепнешь. Дело в том, что змея связана с землёй и в данном случае является её олицетворением и заместителем. То есть, если земля на глазах у человека, то он видеть не может. Змея, поднятая выше глаз человека, означает смерть или ослепление. Много паутины – к ясной осени и холодной зиме. Близится день Воздвижения, на который змеи под землю уходят, медведи в лесах играют, и лешии проказничают.

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского . Святой помогает излечивать тяжёлые заболевания глаз . Именины у Семена, Федора, Алексея.

26 сентября день святого Корнилия сотника. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Дождь на землю нисходит. «Корнилий святой – из земли корневище долой». «С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет». Убирают все корневые овощи, кроме репы. Считается, что с этого дня всякий рост растений прекращается . В некоторых местах ещё собирают грибы да ягоды. Дождь припадает к земле – ненастье во дворе. Дождь припадает – землю целить начинает. Хляби небесные отверзаются, земля дождём окрещается. По старинной примете в этот день дождевые струи, ниспадающие с небес, сходятся крест-накрест на земле. Животворящие дожди своими светлыми прозрачными струями словно бы затягивают все раны, убирают все неровности и шероховатости с тела земли-матушки. Как земле-матушке такой дождь полезен, так и душе человеческой он пособляет. Излечивает дождь человеческую душу, утешает её, животворит своей прохладой, очищает сознание . По наблюдениям стариков, это последний тёплый дождь. «Ныне Господь дождит!»- говаривали наши предки. Обо всём Господь-Батюшка заботится и радеет, так бы и нам, людям, о душах своих заботиться. Именинники Валериан, Илья, Леонтий, Петр, Юлиан, Корнилий.

27 сентября - Воздвижение Животво­рящего Креста Господня ( постный день) .

«Кафтан с шубой сдвинется, а холода надвинутся». Наступают холода: «Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает, кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет!». С этого дня начинали рубить капусту. Бабы и девки собирались в избе на «капустинские вечеринки»: рубка капусты сопровождалась различными обрядами и песнями. (С 27 сентября – в течение двух недель). В домах, где рубилась капуста, накрывался особенный стол с закусками , варилось пиво, приготовлялись обед и ужин. Движется, приближается зима-матушка на Воздвижение. Птицы улетают на юг. Первой улетает в обетованную страну и последней возвращается оттуда кукушка, которая поэтому и зовётся ключницей Вырия (рая). Медведь ложится в берлогу. В этот день змеи сползаются в норы на зимовку – в лес ходить опасно.

В день Воздвижения воздвигались часовни, кресты, соблюдали пост. Почитание Креста имеет великое общехристианское значение. В честь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения. Накануне его, во время всенощной, священник выносит изображение Креста на середину храма. В 326 году мать императора Константина Великого царица Елена по поручению своего сына отправилась в Иерусалим – найти Крест, на котором был распят Господь. Долгое время поиски оставались безуспешными, но один еврей, по имени Иуда, сообщил, что Крест находится под языческим храмом Венеры. Капище разрушили и после раскопок обнаружили три креста, на которых были распяты Иисус Христос и двое разбойников. От Креста Господня получила в тот день исцеление больная женщина и воскрес покойник. Крест был обретен перед Пасхой, когда Иерусалим переполнен паломниками. Иерусалимский патриарх Макарий вместе с духовенством взяли на руки Голгофский Крест и вынесли его на высокий холм. Несколько раз они поднимали (воздвигали) Древо Креста, чтобы народ мог увидеть его. Впоследствии императором Константином над гробом Господним был построен величественный храм Воскресения Господня, в котором и поместили Животворящий Крест.

В этот день вспоминается также возвражение Креста Господня из Персии в Иерусалим. В царствование императора Византийского Фоки (602-610) персидский царь Хозрой II в войне против греков взял Иерусалим и увёз Крест. В Персии он пробыл 14 лет, и лишь при императоре Ираклии (610-641) христианам была возвращена их святыня.

День празднования Леснинской иконы Божией Матери. Впервые появилась она на востоке Польши, на ветвях грушевого дерева, в сиянии. Именины у Ивана.

28 сентября – Попразднство Воздвижения Креста. Никита Гусепролет. Гусар, Гусятник, Репорез. Улетают гуси. «Гуси летят - зиму на хвосте тащат». Высоко летят – к обильному половодью, низко – к малому. Гусь стоит на одной ноге – к морозу, прячет нос под крыло – к ранней зиме, полощется в воде – к теплу. В эти дни срезают и убирают с полей репу . Стригли овец, так как до наступления больших холодов они обрастали новой шубой. Также святой Никита-угодник почитается покровителем детей от болезни – родимца (падучей младенческой болезни). Молились ему об исцелении своих чад.

День празднования Новоникитской иконы Божией Матери. Именинники: Ни­кита, Максим, Николай, Степан, Яков.

29 сентября Попразднство Воздвижения Креста. Людмила – птичье голошенье. Разглядывая птичью косточку и по наличию жира, определяли – какая выдастся зима-матушка. Люди, родившиеся в этот день, обладают особенным голосом. Первой певуньей на посядках была милая людям Людмила. Людмилу соотносили с образом лебёдушки да утицы. Ведь именно утица стала символом миропорядка, домашнего лада. И некоторая домашняя утварь носила название утиц.

Св. Людмила – княгиня Чешская, была выдана замуж за князя Боривоя. Людмила, оставшись рано вдовой, вела строгую, благочестивую жизнь, продолжая заботиться о Церкви. Братислав, её сын женился на Драгомире, которая стала насаждать в стране языческие обычаи и нравы. В 927 году повелела в ненависти убить Людмилу. Мощи святой погребли в Течине у городской стены.

День празднования иконы Божией Матери «Призри на смирение», исцеляющей многие душевные и телесные недуги. Впервые икона явилась в 1420 году на Каменном озере в Псковской области. Летом 1993 года настоятель Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы. Пригласив реставраторов, сняли раму со стеклом и увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Ученые установили, что этот отпечаток – органического происхождения и является нерукотворным отражением Богоматери и Младенца. Приборы зафиксировали, что от иконы исходили сильные лучи, благотворно действующие на человеческий организм. Храм Святителя Тихона, где хранится список иконы Божией Матери «Призри на смирение»: Московская обл., г. Клин, ул. Тихая, д.7. Именины у Людмилы и Виктора.

30 сентября – Попразднство Воздвижения Креста. Всесветные бабьи именины. В этот день с самого раннего утра по обычаю женщины плакали-страдали. Все горести, обиды выпускали в этот день женщины. После такого очищения и в доме светлее становилось, и глаза по-другому мир видели. Женские именины приурочивались к полному окончанию всех полевых работ. Птицы летят низко - к холодной зиме, высоко – к теплой. Осенью серенько утро, так жди красного денька.

День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, помогающих при артритах и женских недугах.

Три сестры – Вера, Надежда и Любовь – родились в христианской семье. Их мать, София, воспитала детей в любви к Господу и не скрывала своей веры во Христа. Наместник Антиох донёс об этом императору Андриану (117-138), который приказал доставить святых дев в Рим. Отказавшись принести жертву богине Артемиде, мученицы были подвергнуты жестоким пыткам, но Господь невидимой рукой хранил их. После страшных пыток Вера – 12-ти лет, Надежда – 10-ти, Любовь – 9-ти лет были обезглавлены. София похоронила тела детей за городом. Через три дня она скончалась на их могиле. Храм мучениц Веры, надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище, где находится престол во имя святых: г. Москва, Сущевский вал, д. 21.

День празднования Макарьевской иконы Божией Матери. Явилась в 1442 году преподобному Макарию Желтоводскому во времена княжения Василия Тёмного. В 3 часа утра оканчивая своё обычное акафистное пение ко Пресвятой Богородице, вдруг хижину его озарил необыкновенный свет, он услышал пение: «Радуйся, Благодатная, Мати неневестная!». Со страхом вышел он из кельи и увидел необыкновенное зрелище: на северо-западном склоне неба несомую по воздуху невидимою силою икону Пресвятой Богородицы, окружённую светозарными лучами. Икона приблизилась и спустилась к его хижине. На месте явления иконы был основан монастырь. День празднования Цареградской иконы Божией Матери. Именинники: Софья, Вера, Надежда, Любовь, Илья.

Православные праздники - это важная и неотъемлемая часть жизни верующих. Да и люди невоцерковленные с не меньшим уважением относятся к религиозным событиям, почитая их как давнюю историческую традицию, которая сформировалась за тысячелетний период христианства на Руси.

Согласно церковному календарю, ближайшие православные праздники в сентябре следующие:

За возникновением каждого из этих праздников стоит значительное религиозное событие, так или иначе связанное с Евангелием или одной из библейских заповедей. О них мы и расскажем далее.

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

Великий христианский праздник. Его полное название, так как оно обозначено в церковных книгах - «Усекнове́ние честны́я главы́ честна́го сла́внаго Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна». Здесь не случайно дважды повторяется слово «честный»: именно это свойство характера Святого Иоанна привело его к трагическому концу.

Праздник установлен в память о безумном злодеянии: жестокой казни Иоанна Крестителя царем Галилеи Иродом Антипой. 11 сентября (или 29 августа по старому стилю) все христиане горько скорбят о насильственной, безвинной смерти великого Пророка. В этот день все верующие обязательно посещают богослужение и соблюдают строгий пост.

Почему же день всеобщей Скорби назвали праздником? Понятно, что речь не идет о праздновании как таковом и не подразумевает радости и веселья в этот день. «Праздник» в данном случае -производное от слова «праздный», «ничего не делающий». А что можно делать в день, когда сердце переполняет горечь, страдание и боль утраты?

Трагедия произошла в 32 г. н. э., когда, исполняя каприз своей сожительницы, злобной и мстительной Иродиады, царь Ирод повелел палачам отрубить голову достойнейшему человеку, мудрому и честному Христову Крестителю Иоанну и принести ее на блюде в зал, где он предавался утехам вместе со своими гостями. Жуткое убийство стало расплатой за правду.

Суть конфликта Иродиады и Иоанна Предтечи заключалась в том, что великий Пророк в процессе своего служения открыто обличал грехи, называя вещи своими именами и призывая людей к покаянию и исправлению. Не обошел он вниманием и распутную жизнь царя Ирода, который, будучи женатым человеком, вступил в связь с замужней женщиной, к тому же - женой своего родного брата Филиппа. Для верующего человека такие греховные отношения являются нарушением седьмой библейской заповеди: «не прелюбодействуй». Разумеется, царю не понравилась смелость, с которой обличают его поведение. Смельчака упекли в темницу.

Жители Иудеи относились к Иоанну Крестителю с большим почтением и уважением, поэтому царь не осмелился пойти против воли народа и казнить обличителя. Но тут все решил случай. Во время пира дочь Иродиады поразила царя Ирода своим красивым танцем, за что он пообещал исполнить любое ее желание.

Желание Саломии подсказала ее мать: принести в зал отрубленную голову Иоанна на блюде. Ирод не посмел спорить с любовницей и послал к Иоанну палача. Позже голову предавали земле несколько раз, сейчас она покоится на священной горе Афон в Греции (тело Иоанна Предтечи похоронили его ученики).

В подлинности истории нет никаких сомнений, так как о ней упоминается в трёх Евангелиях их четырех. Описанное событие послужило поводом для объявления 11 сентября днём Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

История возникновения праздника восходит к VI-VII вв. нашей эры. Рождество Пресвятой Богородицы (полное название - «Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии») в православии относится к числу важнейших церковных праздников: двунадесятых.

Его появление связывают с греческой церковью, откуда он распространился и в другие страны. Теперь невозможно представить себе православный календарь без этого великого праздника: кажется, что он был всегда. Начиная с XIII века, Рождество Пресвятой Богородицы сопровождается торжественной службой и литургией.

Пресвятая Дева Мария появилась на свет в год, когда казалось, что мир стоит на краю гибели. Человечество дошло до крайней степени нравственного упадка, и спасти его могло только чудо. Для того чтобы восстановить правильные жизненные ценности в умах людей, нужно было, чтобы Бог сошел на Землю в облике человека. Но для его рождения нужна была достойная мать - чистая, непорочная, почти святая женщина. Такой не нашлось, и тогда Господь послал в мир девочку, которая и должна была стать Великой Матерью. Родилась она более 2000 лет тому назад в Палестине, в городе Назарете.

Галилейская семейная пара Анна и Иоаким (оба из знатных родов) были выбраны её родителями. Прожив вместе много лет, они не могли зачать ребенка и, достигнув преклонного возраста, почти потеряли всякую надежду воспитать собственное чадо, хотя не переставали молиться об этом.

Супруги были известны своим благочестивым образом жизни, добротой и милосердием к людям. Большую часть своих доходов они раздавали беднякам и жертвовали Иерусалимскому храму. По этим причинам пара была избрана для рождения Матери Спасителя мира.

Незадолго до этого события Иоакима сильно обидел священник храма, отказавшись принять у него традиционные праздничные дары Господу. В то время бездетность считалась грехом, о чем священник принародно заявил несчастному старцу.

Покинув храм, Иоаким отправился в пустыню, где, укрывшись в пещере, оплакивал свое горе и молился Всевышнему. Через сорок дней к нему явился Ангел и сообщил о том, что Господь услышал его молитвы и готов ниспослать в его семью дочь, которая станет отрадой всему миру.

Появился Ангел и в доме Анны, которая все это время горько оплакивала свою женскую судьбу и внезапное исчезновение супруга. Ангел утешил страдалицу, сообщив ей, что скоро у нее чудесным образом родится дочь, которую назовут Марией.

Обоих супругов Ангел направил к Золотым воротам храма в Иерусалиме, где они встретились после долгих дней разлуки. Этой же осенью в семье появилась девочка, которой впоследствии суждено было стать Матерью Спасителя человеческого рода.

Так появился праздник Рождества Пресвятой Богородицы, а сама она, так же, как и , Серафим Саровский и некоторые другие богочестивые люди, была причислена к лику святых и стала самой главной заступницей для верующих, которые молятся перед ее иконами и просят о помощи.

С именем Божией Матери связаны и другие православные праздники в сентябре 2017 года. В частности, празднования в честь ее икон: «Неопалимая Купина» (17.09.), Каплуновской (24.09. и 25.09.), Леснинской и Новокитской (27.09.), «Призри на смирение» (29.09.)

Воздвижение Креста Господня (27 сентября)

Удивительна история установления этого религиозного праздника. Его официальное церковное название - «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». В православный календарь он был внесен в честь обретения святой Еленой в 326 году н. э. Животворящего Креста.

Ее сын император Константин вел многочисленные войны. Будучи язычником, он призывал на помощь своих богов. Но победа в сражениях часто была на стороне противника. Тогда он вспомнил, что его отец был православным и верил в Бога всех христиан.

Константин обратился с просьбой к Господу оказать ему помощь в битве над Максентием, как вдруг увидел в небе яркое изображение креста и надпись на нем «сим победиши». Затем Спаситель пришел к Константину во сне и сообщил, что нужно начертить кресты на всех щитах и шлемах его воинов.

Проснувшись, Константин так и сделал. Крест Господень помог ему не только одержать победу в этой битве, но и в дальнейшем не знать поражений от врагов. В честь своего великого помощника император приказал построить храм и найти утерянный крест, на котором распяли Иисуса Христа.

Его мать Елена вызвалась помочь в поисках. Она отправилась на Святую Землю - там, в руинах разрушенного языческого храма были обнаружены три креста. Среди них был и тот, который она искала для сына. Чтобы определить, какой их них Крест Господень, к храму привели неизлечимо больную женщину. Прочитав молитву над каждым крестом, его прикладывали ко лбу больной. Третий крест принес ей немедленное исцеление.

Патриарх Макарий, присутствовавший во время этого испытания, поднялся на возвышенное место и показал животворящий Крест собравшемуся народу. С этого дня и появился новый праздник - Воздвижение Креста Господня.

Православные праздники для верующего человека - это важная составляющая его религиозной культуры. Они помогают укрепиться в вере, понять смысл многих богослужений и на всю жизнь обрести прочную связь с Господом.

Любителям русской поэзии известен стихотворный ответ приснопамятного Московского святителя, митрополита Филарета А. С. Пушкину на его, по выражению самого Пушкина «скептические куплеты».

Приведем тексты и попытаемся определить источники, послужившие для их написания. Вот что написал поэт:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

А вот ответ митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова):

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.


Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Пушкин, продолжая тему, пишет своего рода исповедь:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

(В другой редакции:

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.)

Первое стихотворение, побудившее владыку Филарета взяться за перо, было написано в 1828 году и помечено днем рождения поэта. Эта дата усугубляет тяжесть настроения, выраженного в стихотворении.. Кажется, именно эта тяжесть и подвигла чрезвычайно занятого митрополита, постоянного члена Святейшего Синода, протянуть «руку общения» (Гал. 2: 9) талантливому поэту в трудные минуты его жизни.

1828 год был для А. С. Пушкина годом решения одного из тяжелейших вопросов его нравственной и творческой жизни и во многом определил общественную позицию Пушкина 30-х годов. Известно, что примерно с июня 1828 года, то есть почти сразу после дня рождения поэта, начинает работу комиссия по делу о «Гаврилиаде». Пушкин внешне с иронией, но внутренне тяжело переживал события этих дней. Его самого коснулось теперь то. что он писал двумя годами раньше в «Записке о народном воспитании»: «Должно обратить строгое внимание на рукописи, ходящие между воспитанниками. За найденную похабную рукопись положить тягчайшее наказание, за возмутительную – исключение из училища, но без дальнейшего гонения по службе: наказывать юношу или взрослого человека за вину отрока есть дело ужасное и, к несчастью, слишком у нас обыкновенное».

Возможно, что стихотворение «Дар напрасный…» родилось именно в тревожные для него дни, а дата, подчеркивающая тщетность его рождения и предназначения, поставлена в отчаянии. (Пушкин иногда ставил фиктивные, но значимые для него даты под своими произведениями.) Известно, что работа комиссии закончилась закрытием темы и прощением поэта, приуроченным – случайно или нет – к 19 октября того же года (дню лицейской годовщины). Под этим числом читаем у Пушкина:

Усердно помолившись Богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.

Митрополит Филарет, отвечая на вопрос, зачем человеку дана жизнь и зачем она «на казнь осуждена», пишет: «Не без воли Бога тайной», то есть таинственной, сие совершается. Другими словами, Господь наш, желая «всем спастись и придти в познание (разум – в славянском тексте) истины» (1 Тим. 2: 4), по Своему милосердию наказывает человека, то есть ограничивает его возможности, которые человек использует для удовлетворения своих похотей (см.: Иак. 4: 1–5). Поэтому-то Господь наказывает человека, воспитывая его с отцовской строгостью (см.: Рим. 11: 22; Евр. 12: 1–29) и заботясь о нем как о сыне, чтобы человек не погиб и не подпал под суд вместе с погибающим в растлении, не верующим в своего Создателя миром (1 Кор. 11: 32). Святой апостол Павел, объясняя наши временные страдания здесь, на земле, пишет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12: 7–11). В другом месте читаем: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 31–32), ибо Бог посылает наказание, «чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12: 10). И воля Божия о нас, по словам апостола Павла, освящение наше, «чтобы мы воздерживались от блуда; чтобы каждый из нас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4: 3–5). Отвечая Пушкину, митрополит Филарет имел в виду, конечно же, эти строки Священного Писания, говоря о таинственной силе Божией, пресекающей греховный путь грешника и привлекающей его к участию в святости Бога.

Что А. С. Пушкин в своей юности правильно понимал и чувствовал богообщение, митрополит, как тонкий психолог и педагог, мог заметить во время посещений лицея. У самого Пушкина в стихотворении «Безверие» (1817) читаем о том, что к неверующему в Бога «не простирается из-за пределов мира… мощная рука… с дарами мира», причем мира духовного (согласно старой орфографии, это слово – мир – и написано через и-восьмеричное). Как просвещенный человек и поэт, владыка Филарет, конечно, знал это стихотворение лицеиста, тем более, что оно было опубликовано В. Л. Пушкиным в «Трудах Общества любителей российской словесности Московского университета» (1818, ч. XII). В этом стихотворении есть и такие строки, обращенные к праведникам, считающим «мрачное безверие пороком»:

Смирите гордости жестокой исступленье:
Имеет он права на наше снисхожденье,
На слезы жалости; внемлите брата стон,
Несчастный он злодей, собою страждет он.

Не потому ли взялся за перо владыка Филарет, исполняя свой долг архипастыря и учителя? Он, мудро руководя поэтом в поисках виновника его душевных и умственных терзаний, указывает ему: ведь ты сам писал некогда, что не имеющий общения с Богом и Творцом своим «страждет собою»:

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Зная, что юный Пушкин мог видеть «мощную руку» Божию, простирающуюся «из-за пределов мира с дарами мира» духовного, владыка Филарет так и напоминает ему о Боге:

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум…

Участие столь знаменитого церковного и государственного деятеля не оставило поэта равнодушным. Узнав о стихотворении владыки от Е. М. Хитрово и еще не прочитав его, Пушкин пишет ей, что это «большая удача». Свое стихотворение «Дар напрасный…» здесь он называет «скептическими куплетами»: состояние души поэта в эту минуту понятно – острота ощущений, вызвавших «скептические куплеты», прошла. Полтора года миновало со времени их написания, и теперь нужно признать, что стихи рождены не разочарованием в жизни, а скептическим настроением. Существующее мнение о «ёрническом» тоне фразы в письме к Е. М. Хитрово вряд ли приемлемо. Слова поэта: «стихи христианина, русского епископа в ответ на скептические куплеты» (пер. с фр.) – свидетельствуют лишь о его терминологической точности. Даже если бы Пушкин не написал в ответ владыке своего прекрасного стихотворения, он знал, когда писал Хитрово, что его слова станут известны митрополиту.

Прочитав же стихотворное наставление владыки Филарета, поэт пишет с благодарностью: «Твоих речей благоуханных отраден чистый был елей». Он исповедует и признает, что иногда «бывало », своей лире с забавой ли или от праздности «вверял изнеженные звуки безумства (ср.: «Рече безумец в сердце своем: несть Бог». – Пс. 13: 1), лени и страстей».

Думается, что отвечая на наставления архипастыря, и сам Пушкин вспонил свое юношеское «Безверие»:

Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит,
Там умножает лишь тоску души соей,
При пышном торжестве старинных алтарей,
При гласе пастыря, при сладком хоров пене,
Тревожится его безверия мученье.

Ср. в ответе митрополиту Филарету:

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

Человек, не верующий в Бога, даже если и плачет, то

…не те потоки слез лиются,
Которы сладостны для страждущих очей
И сердцу дороги свободою своей…

И словно вспоминая о Держащем дланию весь мир и простирающем руку помощи верующим в Него, своего Создателя и Господа, Пушкин адресует митрополиту, как он выразился, «русскому епископу», слова:

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Эта строфа очень глубока и объемна по своему содержанию. Если Пушкин в самом деле использовал стихотворение «Безверие», то, возможно, эти слова обращены к Богу Вседержителю, простирающему мощную руку Свою с «дарами мира». Не потому ли ответ Филарету был оставлен без надписания, без заглавия, что контекст данного стихотворения гораздо шире? Если же эти слова – «и ныне с высоты» – относятся к владыке Филарету, то тем самым Пушкин, обращаясь к архипастырю, возносит епископский сан его на подобающую высоту, ибо, по учению Церкви, епископ олицетворяет образ Христа (см. послания святителя Игнатия Богоносца к ефесянам, гл. 3, 6 и к траллийцам, гл. 3: «на епископа должно смотреть, как на Самого Господа»; «все почитайте… епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви»). И по учению святого апостола Павла, «начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5: 17).

Ответ митрополита Филарета есть напоминание о Боге и вразумление человеку, впадающему в грех отчаяния.

Еще одну параллель теме пушкинского ответа находим в Послании апостола Павла к галатам: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости … Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 1–2). Ср. у Пушкина:

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Именно этот фрагмент из послания апостола Павла всегда читается на литургии в дни памяти святого благоверного князя Александра Невского. Поэтому Пушкин слышал эти слова и в день своих именин, и присутствуя на торжественных литургиях и молебнах в день ангела императора Александра I. Его, как одухотворенного человека, не мог не интересовать вопрос: как можно «исполнить закон Христов»?

И еще один момент. Человек, знакомый с православной гимнографией, обратит внимание на знакомое словосочетание: «с высоты… силой». 26 мая – день рождения поэта – иногда попадает в период празднования и попразднства Пятидесятницы – дня Святой Троицы. В одном из песнопений на этот двунадесятый праздник есть слова: «С высоты силою учеником, Христе, дондеже облечетеся рекл еси…» (ирмос 3-й песни канона). Пушкин чтил «обычи родной старины», в которые входило посещение храма по великим праздникам. Кроме того, известно, что он самостоятельно изучал Священное Писание. Таким образом, отвечая митрополиту Филарету и используя слова общего для них лексикона, Пушкин не только выражает благодарность за внимание к его духовным и душевным терзаниям, но и показывает, что он не чуждое чадо для Церкви Христовой.