Болезни Военный билет Призыв

Занятие по сбережению воды в средней группе. План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Конспект занятия в средней группе «Волшебница вода». Подвижная игра «Солнышко и дождик»

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 04.11.2015 22:44 Просмотров: 2984

    Задачи:
    Образовательные:
    Познакомить детей со свойствами воды (не имеет вкуса, цвета, запаха, течет, растворитель)
    Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.

    Развивающие:
    Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы.
    Развивать мышление, любознательность, речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

    Воспитательные:
    воспитывать любознательность, взаимопомощь,
    воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

    Оборудование: мультимедийный проектор, магнитная доска, одноразовые стаканчики, ложки, тарелки, трубочки, соль, сахар, ракушки, молоко, водяная мельница.

    Ход занятия.
    Поудобней садитесь
    Не крутитесь, не вертитесь.
    Дети, ой, что утром было
    Я же вам сказать забыла.
    Только в садик я зашла
    Электронное письмо нашла.

    Воспитатель: Вы знаете, что такое электронное письмо? (ответы детей). Да, это письмо, которое принес не почтальон, а пришло на компьютер. Хотите посмотреть, что там?

    (Воспитатель включает видеописьмо от профессора Чудакова).
    Чудаков: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я - профессор Чудаков.
    Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что воду иногда называют волшебной. Помогите мне разобраться, что такое вода и в чем её волшебство.

    Воспитатель: Ребята, хотите помочь профессору Чудакову? Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воде. Вы согласны? Тогда – вперед!

    Воспитатель.
    - А чтобы всё получилось даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения: как вы думаете какие?
    1. внимательно слушать воспитателя.
    2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
    3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
    А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.
    Для начала давайте послушаем песенку воды (аудиозапись журчания воды)
    Теперь послушаем песенку воды в нашей лаборатории?

    Опыт №1.
    Перед вами стоят 2 стакана – 1 с водой, второй – пустой. Перелейте из одного стакана в другой.
    Вывод: Вода льется, мы слышим её журчание. А если она льется, то значит она какая? (Жидкая.)
    А сейчас я вам покажу, как это свойство применяют люди на мельнице. Смотрите, вода льется на лопасти, жернова крутятся, и получается мука.
    (вывешиваю символ на доску)

    Опыт№2
    -Установим ещё одно свойство.
    -Перед вами стоят ещё два стакана. В одном стакане чистая вода, а в другом- молоко. Возьмите ракушки и положите в оба стакана. Что мы видим с вами, ребята?
    (В воде ракушку видно, а в молоке - нет)
    -Как вы думаете, почему так происходит?
    (Дети делают предположения.)
    -Вы видите ракушку потому, что вода прозрачная. (Прошу 2-3 детей повторить)
    -Посмотрите, ребята, молоко какого цвета? (белого цвета), а вода, какого цвета?
    (Предположения детей)
    -Ребята, вода не имеет цвета, она бесцветная. (Прошу повторить 2-3 детей)
    -Как ученые делаем вывод: вода прозрачная и бесцветная. Поможет нам запомнить это такой знак. (Вывешиваю на магнитной доске ещё один символ.)

    Физминутка:
    А вы знаете в какие игры любит играть наша водичка? (ответы детей). Сейчас поиграем.
    Превращаемся из ученых в капельки. Пора им отправляться в путь.
    (звучит аудиозапись со звуками дождя)
    Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.
    (дети прыгают)
    Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки.
    (дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки)
    Встретились ручейки и стали большой рекой.
    (дети объединяются в одну цепочку)
    А из реки попали в большой океан.
    (дети перестраиваются в хоровод)
    Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке.
    А мы превратились снова в ученых и возвращаемся в лабораторию.

    Опыт№3
    -Определим ещё одно свойство воды - запах. Когда мама готовит что-то вкусное или когда мы с прогулки идем в группу, мы по запаху можем определить, что готовится. А чем пахнет вода? Попробуем сейчас с вами это установить.
    - Возьмите стакан с водой и понюхайте. Что вы чувствуете, чем пахнет вода? (Вода не пахнет.)
    -Как ученые делаем следующий вывод: вода не имеет запаха. (2-3 ребенка повторяют)
    -Вот ещё один знак, который поможет запомнить нам.

    Опыт№4
    -Следующий опыт, нам поможет определить вкус воды.
    -Возьмите трубочку, положите в стакан и попробуйте воду? Какой же вкус у воды? (вода без вкуса)
    Посмотрите, у вас на столе в тарелочках: соль, сахар, а теперь добавим в стакан сахар. Перемешиваем. А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Саша? (Вариант ответа. Спросить каждого).
    Теперь добавим соль, перемешаем. Какая вода стала на вкус (соленая)
    - Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей) .
    Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (символ свойства вкуса) .
    Как ученые делаем вывод: вода не имеет вкуса. (повтор 2-3 детей)
    -Этот знак нам поможет запомнить это (вешается символ на магнитной доске)
    А что же случилось с песком и солью, когда мы добавили в стакан с водой (растаяли, растворились)
    - Значит делаем вывод, вода – это (я скажу вам очень умное слово) растворитель. Вешаем символ, чтобы запомнить.

    Опыт №5
    Прежде чем приступить к следующему опыту, давайте поиграем: (Капли первые упали, пауков перепугали). Дождик прошёл и получились лужи. А что будет с лужами на морозе?
    Дети.
    -Лужи превратятся в лёд, застынут.
    Воспитатель.
    - Посмотрите внимательно: перед вами на столе на тарелочках – лёд. Возьмите его в руки.
    - Какой лёд?
    Дети.
    - Лёд холодный.
    Воспитатель.
    -Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лёд?
    Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему.
    - Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается?
    Дети: В воду.
    Воспитатель: Значит, лед – это тоже вода. Она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд.
    Таким образом, мы разгадали еще одно свойство воды (вешаем символ)

    Ну вот, вижу, вы много чего знаете. Давайте, напишем профессору Чудакову письмо и расскажем все, что мы узнали о воде. Что мы узнали?
    (Пишем электронное письмо символами, которые выкладывали на доске)
    Профессор Чудаков, за то, что вы ему помогли разобраться в чем волшебство воды прислал вам медали «Маленькому Исследователю» и разрешил поиграть с мельницей

    Мы старались познакомить детей со свойствами воды . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в средней группе «Волшебница вода».

    Программное содержание : познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

    Словарная работа : ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.

    Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.) ; беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».

    Материалы и оборудование : Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей) , пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.

    Ход занятия:

    Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».

    Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

    Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.

    Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:

    Она и в озере, она и лужице

    Она и в чайнике у нас кипит

    Она и в реченьке бежит, шуршит.

    Что это? (вода)

    О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

    Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)

    Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у нас кипит.

    Паром чайника шипит.

    Без неё нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею я вам доложить

    Без неё нам не прожить.

    А что такое вода? (Ответы детей)

    Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

    Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

    Перельём воду в разные бутылочки.

    Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

    Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.

    (прикрепить на доску)

    Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.

    Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

    Опыт 2. «Вода бесцветная»

    На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

    Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

    Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства) .

    Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

    Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»

    На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

    Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

    Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

    А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

    Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ) .

    Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»

    Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

    Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

    Опыт 5. «Вода не имеет запаха»

    А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

    Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)

    Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?

    Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!

    Исследовательская работа

    Опыт 1

    Цель. Показать, что в почве есть воздух.

    Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой) ; банки с водой (на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.

    Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) . Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

    Опыт 2

    Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

    Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва) ; второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения) .

    Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы) . Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека) , обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

    Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы) . Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

    Опыт 3

    Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

    Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка) .

    Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".

    После проведения опыта задайте вопросы.

    В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

    Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

    На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

    Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

    Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:

    желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

    Опыт 4

    Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

    Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена) .

    Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

    Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

    Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

    Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

    Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

    Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных) , но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть) . Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности) . Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них) , их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи


    I. Образовательные:

    1. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями.

    2. Развитие наблюдательности детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

    3. Выявление свойств воды: вода прозрачная, текучая; не имеет формы, цвета, запаха; может быть тёплой и холодной; может менять свой цвет; некоторые вещества в воде растворяются, может менять свой цвет.

    II. Речевые:

    1. Активизация и обогащение словаря детей за счёт слов: прозрачная, непрозрачная, мутная; льётся, булькает, журчит, переливается, выливается; примеси, фильтр, очистные сооружения; наводнение, паводок, водяной.

    2. Развитие речевого дыхания.

    3. Совершенствование диалогической речи детей, речи-доказательства.

    4. Продолжение знакомства с разными способами образования слов (с помощью суффиксов, соединительных гласных).

    5. Упражнение в образовании однокоренных слов.

    6. Продолжение формирования умения составлять рассказ по моделям.

    III. Воспитательные:

    1. Воспитание у детей умения слушать друг друга и взрослых.

    2. Воспитание бережного отношения к воде.

    Оборудование:

    · Аудиозапись звуки природы.

    · Игрушка Капелька.

    · Модели свойств воды.

    · Модели образования сложных слов: водопад, водолаз, водоворот,

    водопровод.

    · 2 тазика, стаканчики, разные сосуды, мерные ложки, краски, пакетированный чай, марганцовка, палочки для размешивания, трубочки для коктейля, клеенки.

    · Слайд-шоу «паводок», «наводнение», «водяной» и др.

    Ход занятия:

    I .

    Звучит музыка дождя.

    Воспитатель:Ребята, как вы думаете, кто пришёл к нам в гости? (Капелька)

    Воспитатель:Ребята, капелька пришла к нам в гости, чтобы рассказать о свойствах воды.

    Капелька: Чтобы узнать свойства воды нам нужно провести разные интересные опыты.

    У вас на столах стоят стаканчики, (один пустой – другой с водой) перелейте воду из одного стаканчика в другой. Что делает вода? (льётся) Почему? (потому что она жидкая).

    Капелька: Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

    Вывод: Поскольку вода жидкая, её называют жидкостью. Она может течь, это свойство воды называется текучестью. (Предложить детям повторить слова: жидкая – жидкость, течёт — текучесть.)

    Воспитатель:Вот этот символ будет означать, что вода течёт, льётся. (Модель).

    II .

    — Как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей)

    — Как это можно доказать? (Воспитатель наливает воду в сосуды разной формы.)

    Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. (Модель.)

    Воспитатель: Закройте глаза. Что вы слышите? А в ручье, когда вода быстро бежит, мы говорим, что она… что делает? (Журчит).

    Возьмите трубочки, опустите их в воду и подуйте в них вытянутыми вперёд губами, не надувая щеки. Какой звук сейчас издаёт вода? (Булькает.)

    Воспитатель:Понюхайте воду, чем она пахнет? (Нет запаха). В один из ваших стаканчиков я выжму несколько капель лимонного сока. Понюхайте воду теперь. Что можно о ней сказать? Чем она пахнет?

    Вывод: Вода не имеет запаха (Модель). Она начинает пахнуть добавленными в неё веществами (травами, фруктами, мясом.)

    III .

    Капелька:Ребята, давайте немного поиграем.

    Игра: «Что вы увидели?» (через стеклянную ёмкость показывать картинки, а дети отгадывают, что нарисовано).

    Воспитатель:Как вы думаете, почему были видны картинки? (Вода прозрачная). Как вы догадались? Добавим в прозрачную воду земли, размешаем. Что изменилось?

    Вывод: Значит, вода прозрачная. Этот символ будет обозначать прозрачность. (Модель.) Но при попадании в неё примесей, она становится … какой? мутной.

    Где можно встретить в природе мутную воду? (В болотах, грязных реках.) Вот почему на таких реках ставят специальные очистные сооружения. А дома как мы очищаем воду? (С помощью бытовых фильтров.)

    Воспитатель: Ребята, как можно окрасить воду? (Добавить краску) Фокус с окрашиванием воды в трех стаканчиках.

    Что получилось? (Вода окрасилась).

    Вывод: Краска медленно, неравномерно растворяется и окрашивает воду.

    Воспитатель: Чем ещё можно окрасить воду? Как вы думаете? (Предположения детей). В стакан с горячей водой я положу пакетик с заваркой. Как вы думаете, что получится? (Вода окрасится, получится заварка.)

    Вывод: Заварка, как и краска, медленно, неравномерно растворяется в воде и окрашивает её. (Модель.)

    Воспитатель:Что лежит у меня на блюдце? (Сахар, соль.) Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? (Растворятся, пузырьки воздуха поднимутся вверх).

    Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются . (Модель.)

    IV .

    Воспитатель:Мы сегодня многое узнали о воде. Расскажите об этом, используйте модели. (Рассказ детей по моделям).

    V .

    Воспитатель: Вода – источник жизни на земле. Она нужна людям, растениям, животным. Этим словом мы часто пользуемся.

    Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

    И если поставить их в ряд,

    Немного послушать и вдуматься в суть –

    Они об одном говорят.

    Подберите такие слова к слову «вода».

    — Транспорт какой? (Водный.)

    А сказочный герой? (Водяной)

    Ласково скажем …(водичка.)

    Река вышла из берегов и затопила город, что произошло? …(наводнение.)

    Весной река разливается … (половодье, паводок.)

    — Есть сложные слова, в которых тоже можно услышать слово «вода»:

    Вода поворачивается – водо …ворот,

    Вода падает – водо…пад,

    В воду лазает – водо …лаз,

    Вода проведена — водо …провод,

    Воду возит – водо…воз.

    В дальнейшем мы ещё проведём много других опытов и узнаем о новых интересных свойствах воды.

    Марина Шуменцова
    Занятие в средней группе «Вода-водичка»

    конспект занятия в средней группе

    «Вода-Водичка »

    Задачи :

    Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.

    Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.

    воспитывать бережное отношение к воде.

    Освоение экспериментирования : развивать познавательную активность.

    Вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье

    Оборудование и материал : емкости для воды, прозрачные стаканы, сок, молоком, соль, сахар, лимон, трубочки, гуашь, воздушный шарик-капелька.

    Персонаж : Капелька.

    Ход занятия.

    Воспитатель вносит в группу капельку и спрашивает детей, не знают ли они -Кто это?

    Ответы детей….

    Давайте поиграем с Капелькой

    Дети стоят врассыпную. Воспитатель вместе с ребятами произносит текст и показывает движения. Дети повторяют движения.

    Давайте вместе с нами (Поднимают руки в стороны.)

    Потопаем ногами, (Топают ногами стоя на месте.)

    Похлопаем в ладоши, (Хлопают в ладоши.)

    Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх, в стороны.)

    Капелька задает детям загадки про воду :

    Меня ждут, не дождутся,

    А как завидят – разбегутся. (Дождь)

    Над тобой и надо мной

    Пролетел мешок с водой.

    Наскочил на дальний лес,

    Простудился и исчез. (Ливень)

    Утром бусы засверкали,

    Всю траву собой застлали.

    А пошли искать их днём –

    Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

    Кругом вода ,

    А с питьём беда. (Море)

    Течёт, течёт – не вытечет,

    Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

    Воспитатель : Капелька ты можешь с нами остаться, и мы тебе с ребятами расскажем и по кажем, что мы знаем о воде

    Воспитатель : Дети, поможем Капельки? (Да)

    А как вы думаете, для чего нужна вода ?

    Дети. Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.

    Воспитатель : А вы и стирать умеете?

    Дети. Да, мы помогаем стирать маме.

    Воспитатель : Давайте покажем, капельки как мы умеем стирать?

    Пальчиковая гимнастика – «Стирка» .

    Мы белье стирали – трем кулачки

    в речки поласкали - машем ладошками

    выкрутили - крутим кулачками

    повесели - потягиваемся на носочки, вешаем

    вот как было весело - хлопаем в ладоши

    Воспитатель : А теперь капелька мы с ребятами по кажем какая бывает вода .

    Опыт №1 «Вода прозрачная »

    Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода ? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

    Поскольку вода жидкая , может течь, её называют жидкостью.

    Воспитатель :

    Если в воду добавить акварельные краски, гуашь разного цвета.

    Что произошло с водой?

    (Вода изменила свой цвет )

    Вода может менять свой цвет, в зависимости от того, что в нее добавили.

    Воспитатель :

    Ребята, как вы думаете, вода имеет запах ?

    Для того, чтобы узнать имеет ли вода запах , я предлагаю провести опыт.

    Опыт №2 «Есть ли у воды запах?»

    Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет) . Когда дети убедятся, что вода не имеет запаха , подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

    вывод : У воды нет запаха.

    Ребята, из опытов мы узнали, что вода прозрачная и не имеет запаха.

    Воспитатель :

    А есть ли у нее вкус?

    (вода не сладкая , не соленая)

    Давайте мы с вами проверим, имеет ли вода вкус .

    Опыт №3 «Есть ли у воды вкус?»

    Предложить детям попробовать воду через соломинку. Для сравнения дать попробовать молоко или сок. ?

    (У воды нет вкуса)

    вывод : У воды нет вкуса, она безвкусная, но если в воду добавить сахар то вода станет (сладкой,соль (соленой,сок лимона (кислой) . Значит, мы можем сделать вывод, что вкус воды зависит от того, что в нее добавили.

    Физкульт минутка.

    П/и «Дождик и солнышко»

    «Солнышко» - дети шагают

    «Дождик» - приседают и над головой делают крышу (ладошки вместе)

    Капелька :

    Ребята, для чего людям вода ?

    (Людям нужна вода , чтобы ее пить, готовить пищу, стирать, умываться)

    Правильно. Людям требуется очень много воды.

    Капелька :

    Зачем нам нужна чистая вода ? (пить, мыть руки, лицо, купаться, мыть овощи и фрукты, мыть посуду, делать уборку и т. д.)

    Игра «Чудесный сундучок» .

    Капелька предлагает на ощупь угадать, что у неё лежит в сундучке, зачем нужен этот предмет. (Мыло, зубная щетка, зубная паста, мочалка)

    Капелька :

    А для чего нужны эти предметы

    Ответы детей (следить за собой мыть руки с мылом, чистить зубу и т. д)

    Молодцы ребята нужно обязательно мыть руки с мылом.

    А еще ребята как вы думаете, нужно ли беречь воду?

    Ответы детей : Да

    А как мы с вами можем это сделать?

    (Не засорять водоемы, закрывать кран когда вода не нужна )

    Загрязненная вода вредна и для здоровья человека.

    Ребята, сегодня я покажу, как можно очистить воду в домашних условиях.

    Для того, чтобы очистить воду мне понадобится : две пробирки (водной из которых налита неочищенная вода ,бумажный фильтр, уголь, воронка. В пустую пробирку, вставляется воронка, в эту воронку вставляется бумажный фильтр. На дно бумажного фильтра положить активированный уголь. После этого через бумажный фильтр и активированный уголь льем неочищенную воду, таким образом, мы воду очищаем (отфильтровываем) . В пустой пробирке появляется очищенная вода .

    Капелька, прощается с детьми и благодарит за то, что они помогли ей узнать много интересного.

    И дарит им угощение.

    Цели и задачи:

    Образовательная область: «познание »

    Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.

    Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.

    Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.

    Учить детей находить положительное и отрицательное в одном понятии.

    Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность.

    Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.

    Образовательная область: «коммуникация »

    Продолжать развивать речь, активизировать слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная, твердый, скользкий, как стекло, летучий, газообразный.

    Способствовать развитию мышления, любознательности

    Материал: кусочки льда по количеству детей, маленькие тарелочки, спиртовка, спички.

    Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение и заучивание стихов, загадок, проведение отдельных опытов с водой.

    На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.

    Ход занятия.

    1 часть. Звучит музыка (шум волн, журчание ручья).

    Воспитатель: Сегодня я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно.

    Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан,

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу.

    Ответы детей: это загадка о воде.

    Воспитатель: А где мы встречаемся с водой?

    Ответы детей: В речке есть вода, из грана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.

    Воспитатель: А для чего нужна вода?

    Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.

    Воспитатель: Молодцы, все верно говорите. А кто знает стихи о воде?

    Дети читают стихи:

    «Хлюп – хлюп».

    Хлюп-хлюп ручками,

    Полон мыла таз.

    Ты не трогай, Машенька,

    Мыльной ручкой глаз.

    А водичка булькает,

    А водичка пенится.

    Машенька умоется,

    Причешется, оденется.

    С. Капутикян.

    Я под краном руки мыла,

    А лицо помыть забыла.

    Увидал меня Трезор,

    Зарычал: «Какой позор!».

    Г. Ладонщиков.

    «Не мешайте мне трудиться».

    Не мешайте мне трудиться!

    Я водицы принесу.

    И колодезной водицей

    Всех, конечно, угощу.

    Пейте, пейте,

    Не жалейте!

    А хотите,

    В лейку лейте –

    Поливайте огород,

    Он ведь тоже воду пьет!

    Е.Благинина.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды?

    Ответы детей: Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.

    Воспитатель: Вот вы говорите, что без воды очень плохо. Это правильно. А всегда ли вода полезная?

    Ответы детей: Сильный дождь – это плохо. Неудобно ходить по лужам, ноги промыкают, машины могут обрызгать.

    Шторм – плохо. Могут корабли затонуть, погибнуть люди.

    Много воды выпить – живот может заболеть.

    Растения сильно поливать тоже плохо, они погибнут.

    Воспитатель: Правильно, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Вода необходима всем на земле: и человеку, и животным, и растениям, и даже жучку. Давайте покажем, для чего нужна вода жучку.

    Физкультминутка: Под листочком жук проснулся,

    Потянулся, встрепенулся.

    Брюшко, нос, глаза, усы

    Вымыл капелькой росы.

    2 часть. Воспитатель: Теперь, ребята, расскажите, какая она, вода?

    Ответы детей: Жидкая, мокрая, без вкуса, без запаха, прозрачная.

    Воспитатель: Правильно. А я хочу вам рассказать, что вода оказывается волшебница. Вода, кроме того, что жидкая, может быть еще и твердой – это лед и летучей, газообразной – это пар.

    Вода, когда замерзает, то превращается в лед. (Воспитатель раздает кусочки льда детям). Вы потрогайте лед и расскажите, какой он?

    Ответы детей: Холодный, твердый, гладкий, скользкий, похож на стекло.

    Воспитатель: А если лед нагреть, то он снова превратится в воду, когда вода закипит, то она превратится в пар.

    Опыт: нагревание кусочка льда до воды и пара.

    Вывод: Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар.

    Воспитатель: Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки.

    В воде – человечки стоят рядом друг с другом.

    В кусочке льда – крепко держаться за руки.

    В паре – постоянно двигаются.

    Давайте поиграем в этих человечков.

    Игра-разминка (под музыкальное сопровождение – шум воды). Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара.

    3 часть. Воспитатель: Вы сейчас много говорили о воде, ее свойствах, состоянии. Давайте теперь загадывать загадки об этом!

    Дети загадывают загадки:

    Очень добродушная,

    Я мягкая, послушная.

    Но когда я захочу,

    Даже камень источу. (Вода).

    Бегу я, как по лесенке,

    По камушкам звеня.

    Издалека по песенке

    Узнаете меня. (Река).

    Бел, как мел,

    С неба прилетел.

    Зиму пролежал,

    В землю убежал. (Снег).

    К маме – речке бегу,

    И молчать не могу.

    Я ее сын родной,

    А родился весной. (Ручей).

    Утром падаю всегда,

    Не дождинка, не звезда.

    И сверкаю в лопухах

    На опушках и лугах. (Роса).

    В морях и реках обитает,

    Но часто по небу летает.

    А как наскучит ей летать,

    На землю падает опять. (Вода).

    В огне не горит,

    И в воде не тонет. (Лед).

    Растет она вниз головою,

    Не летом растет, а зимою.

    Но солнце ее припечет,

    Заплачет она и утечет. (Сосулька).

    Покружилась звездочка

    В воздухе немножко,

    Села и растаяла

    На моей ладошке. (Снежинка).

    Воспитатель: Здорово! Как вы много знаете загадок о воде. Ну, а раз всему живому на земле так нужна, просто необходима вода. Да не просто вода, а чистая, прозрачная. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду?

    Ответы детей: Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

    Воспитатель: Все правильно! Вот как о воде сказал детский писатель

    Корней Чуковский:

    Давайте же мыться, плескаться,

    Купаться, нырять, кувыркаться.

    В ушате, в корыте, в лохани,

    В реке, в ручейке, в океане.

    И в ванне, и в бане,

    Всегда и везде –

    Вечная слава воде!