Болезни Военный билет Призыв

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе. Свойства воды. Опыт2. Вода прозрачная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Огонек» с.Кызл-Озек»

Конспект НОД по образовательной области «Познание»

для детей старшего дошкольного возраста
«Вода в жизни человека»

Подготовила:
воспитатель старшей группы

Волкова Н.А.

2015 год

с. Кызыл - Озёк

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое.

Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного; обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Развивающая: развивать навыки проведения лабораторных опытов; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логического мышления; развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами – экспериментирование; воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, беседа, художественное слово, игровые действия.

Оборудование: картинки по теме «Вода»,пластиковые стаканчики, полоски цветной бумаги, кусочки льда, снег, чайник электрический, музыка «Звуки воды», краски, штампы в форме капельки, мяч, кисточки, ложечки, сахар, чеснок.

Предварительная работа: чтение произведений о воде, наблюдение на прогулке, беседы о воде.

Ход НОД:

Ребята я приглашаю вас волшебный центр, где мы будем проводить волшебные эксперименты. Но, чтобы попасть в центр и узнать чем мы будем заниматься, я предлагаю вам прослушать стихотворение.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Ребята как вы думаете о чем было это стихотворение (ответ детей), правильно о воде.

Ребята, когда вы были малышами мы учили с вами потешку «Водичка, водичка…» !(Выполняем движения)

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!!!

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды. Нашу беседу я предлагаю провести в интересной форме, я вам буду кидать мяч и при этом задавать вопрос, а вы мне отдавать его обратно, но уже с ответом. Всем понятно?

Ребята как вы думаете какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Для чего вода нужна человеку?(пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Вода сопровождает человека всю жизнь: люди умываются водой, пьют воду, купаются в воде.

Ребята как вы думаете, могут ли без воды прожить растения, животные, мы с вами? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную центр, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она, вода?

(Дети садятся за столы)

Опыт 1 « Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус?(ответы детей)

Вывод: вода не имеет вкуса.

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое в него положить!

Хорошо, со вкусом разобрались, а теперь скажите,чем пахнет вода?

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет запаха

Хорошо. Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).

Вывод: вода пахнет теми веществами, которые в неё положить!!!

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».

Приготовьте полоски цветной бумаги. Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, синей, зелёной, белой. Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же всё – таки цвета вода?

Хорошо. Теперь возьмите кисточки, обмакните в краске и опустите в воду. Что теперь произошло с водой? (вода изменила цвет, окрасилась, приобрела цвет краски.

Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.

Опыт 4: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 - с водой, 2 - пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?".

Вывод: вода жидкая, льется.

Ребята, мы с вами вспомнили свойства воды: вода без цвета, без запаха и не имеет вкуса, вода дает жизнь всему живому!

А теперь давайте вспомним,в каком состояние можно встретить воду в природе? (ДЕТИ) В ЖИДКОМ (лужи,дождь,реки, море) В ТВЕРДОМ (лёд,снег,град)

А где мы можем встретить воду в жидком и твердом состояние? (дома вода течет из крана, на улице идет дождь, зимой на улице сосульки)

А сосулька, это что? (лет, твердое состояние воды) Ребята специальноддля нашего занятия я замораживали воду, и в начале нашей образовательной деятельности занесла ее в группу, давайте с вами посмотрим что стала с замороженной водой. Лед начал таять, превращаться в воду.

Ребята, что помогло сосульке растаять? (ТЕПЛО)

Ребята в природе вода под действием тепла испаряется, превращается в пар. И вот такое состояние воды называют газообразным! ПАР-ЭТО ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ!

Пар,в свою очередь, собирается в тучи. Тучи,соприкасаясь с холодным воздухом выпадают на землю в виде дождя,а при низкой температуре в виде снега и града.

Опыт 5 «Газообразное состояние – пар»

А сейчас я вам покажу,где мы дома можем увидеть воду в ГАЗООБРАЗНОМ состояние!

Вода в чайнике превращается в пар при кипении, а если над паром подержать зеркало,то на нём появятся капельки воды!!!

Повторите,пожалуйста, о каком новом состояние воды вы узнали?

(о газообразном - это пар)

Итак, нам теперь известно три состояния воды: жидкое,газообразное(пар) и твёрдое(лёд).

Ребята, посмотрите на картинки скажите, где же спряталась вода? (ответ детей).

Мы еще раз убедились: вода бывает очень-очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!

Музыкальная физминутка «Тучка»

В конце нашего путешествия в центре воды я предлагаю вам нарисовать маленькую частичку воды – КАПЕЛЬКУ! Вот посмотрите, какая у меня капелька! Я ее первая нарисую, и она будет ждать своих сестрёнок!!! И когда капельки соберутся вместе, как вы думаете, что у нас получиться? (Дождь)! Возьмите всё ,что вам нужно и преступаем к работе.

Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:

(воспитатель читает стихотворение)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает - и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь В природу вглядитесь Вас окружает везде и всегда Эта волшебница - все дети хором ВОДА!

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад №2 г.Балаково Саратовская область - Цымбарева Елена Олеговна

Аннотация : данная работа является

Тема: «Свойства воды. Вода - растворитель»

Образовательные области

Приоритетная : Познание

В интеграции : Коммуникация, Безопасность, Здоровье, Чтение художественной литературы

Цели и задачи :

1. Познакомить детей со свойством воды: вода - растворитель

2. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации

3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, с незнакомыми веществами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме

5. Воспитывать у детей желание сохранять природное наследие нашей страны

Оборудование :

Компьютер, проектор и экран; кроссворд; глобус; карточки-символы последовательности проведения опыта; стаканчики с водой; воронки и палочки; вещества, которые мы будем растворять в воде: мука, сахарный песок, растительное масло, речной песок; фильтр-кувшин и сменная кассета для очистки воды типа «Барьер»

Интерактивный кроссворд (приложение №1)

Фото - фильм «Родники» (приложение №2)

1. - Ребята, сегодня я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если вы отгадаете правильно все слова, то в красных клетках кроссворда мы увидим слово, которое будет являться нашей сегодняшней темой.

см. Приложение №1

1. По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут же пропадет (волна).

2. Шириною широко, глубиною глубоко, день и ночь о берег бьется, из него вода не пьется, потому что невкусна и горька и солона (море).

3. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог. Он нас летом, в самый зной, ледяной поит водой (родник).

4. Я - как лента голубая. В ясный солнечный денек детвору, резвясь, купаю и качаю поплавок (река).

При наличии специального оборудования, можно воспользоваться интерактивным кроссвордом. Кроссворд выполнен в программе PowerPoint (приложение №1). Показ и переключение слайдов по щелчку, после того как дети назовут слово-отгадку, по щелчку это слово появляется в кроссворде.

2. - Итак, сегодня мы поговорим о воде, о ее значении в нашей жизни. Ребята, скажите, для кого необходима вода?

Ответы детей (людям, животным, растениям, насекомым, рыбам).

Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что вода занимает большую часть поверхности нашей планеты. Она содержится во многих водоемах. Назовите, где содержится вода на нашей планете.

Ответы детей: (вода содержится в морях, океанах, озерах, реках, прудах, родниках, болотах, ручьях).

Ребята, чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках и озерах?

При какой температуре вода замерзает? Что с ней происходит?

А во что еще может превратиться вода? При какой температуре она превращается в пар?

(ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Волшебная палочка».

Игра «Волшебная палочка»- каждый, у кого оказывается волшебная палочка, должен ответить на вопрос: «Какая бывает вода?» - подбор прилагательных (например: соленая, пресная, озерная, речная, прозрачная, грязная, чистая, вкусная, бесцветная и т.д.)

3. - Ребята, вы уже многое знаете о свойствах воды, а сегодня мы познакомимся с еще одним свойством воды - в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом, но сначала вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело!

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук - друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

(дети выполняют соответствующие движения, фартуки можно одеть до начала НОД, и показать имитацию движений)

У вас на столах в стаканах находятся разные вещества (соль, сахар, песок, подсолнечное масло). Постарайтесь определить, что же это за вещества. Помните, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, а нюхать их нужно очень осторожно.

Совместными усилиями определяем, что в стакане под №1 находится сахар, №2 -мука, №3 - подсолнечное масло, №4 - речной песок.

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится. Сахар будем растворять в горячей и холодной воде.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

- сахар быстрее растворяется в горячей воде, вода остается прозрачной;

- мука тоже растворяется, но вода становится мутной, после того, как раствор немного постоит мука оседает на дно;

- масло в воде не растворяется, оно плавает на поверхности воды, это значит что оно легче воды;

- песок в воде не растворяется, он оседает на дно.

4. Физминутка:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4, вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать,

Берег - слева, берег - справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик - погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем туками,

Кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

5. - А теперь попробуем нашу воду очистить. Для этого сделаем самый простой фильтр. Возьмем пустой стакан и поставим в него воронку. В воронку положим ватный диск и наш фильтр готов. Затем по очереди фильтруем растворы с мукой, с маслом, с песком (меняем фильтр после каждого раствора).

По окончанию процесса фильтрования делаются следующие выводы:

- после фильтрования раствора с мукой в отфильтрованном растворе остались мелкие частицы, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на фильтре;

- масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, на фильтре хорошо видны следы масла;

- при фильтровании раствора с песком, отфильтрованная вода стала чистой, а песок остался на фильтре.

6. - Сегодня мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. А сейчас перед вами фильтр-кувшин со сменной кассетой. В стакане у меня раствор перманганата калия или марганцовки. Пропустим этот раствор через наш самодельный фильтр и через фильтр созданный учеными (данный опыт проводит педагог )

После прохождения через самодельный фильтр вода по-прежнему имеет яркий характерный цвет, а после прохождения через промышленный фильтр вода очистилась полностью.

7. Итог (закрепление проводимого опыта).

Ребята, давайте вспомним, как мы проводили опыты по фильтрованию воды. Возьмите карточки, на которых схематично изображена последовательность проводимого нами опыта и разложите их по порядку.

(Объяснения 3-4 детей. 1 ребенок выставляет карточки на доске).

Ребята, с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки. Но можно ли такую воду пить? Нет, в ней встречаются частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на те, что мы изготовили сами, и только потом она попадает в водопровод. Такой водой можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот. Но даже такую, отфильтрованную воду нельзя пить прямо из-под крана. В ней еще могли остаться микробы. Уничтожать такие микробы может только высокая температура. Поэтому воду нужно нагреть, прокипятить. И только тогда ее можно пить.

То, что вода в водоемах такая грязная - результат отношения к природе человека. Заводы и фабрики загрязняют воздух, сбрасывают отходы производства в реки и озера.

Качество воды в водоемах ухудшается с каждым годом.

Чистая, прозрачная и даже целебная вода сохранилась в природе в специальных источниках- родниках. И наша задача сохранить их чистыми и пригодными для использования людям.

Показ фото - фильма «Родники» (см.приложение №2)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка

Первомайского района Алтайского края

Конспект НОД

в старшей группе «Волшебница вода»

2018 г.

Программные задачи:

Расширить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов, о том, где она встречается в природе.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой.

Развивать мышление детей, любознательность, наблюдательность.

Активизировать слово: бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать интерес к исследованию, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Кому нужна вода». Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Какая она, вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.

Методы и приёмы: Игровой (сюрпризные моменты); наглядный (иллюстрации, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера).

Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с солью, с сахарным песком; яйца, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории, иллюстрации «Вода в природе».

Планируемый результат: непосредственно - образовательная деятельность

по теме «Волшебница вода»

- углубит знания детей о свойствах воды;

Разовьет мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки, умение детей выдвигать предположения.

Вызовет интерес к исследованиям, повысит уровень любознательности, самостоятельности детей.

Ход работы:

Звучит мелодия «От улыбки»

В: «Доброе утро солнцу и птицам. (руки к солнцу)

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг. (показ руками на себя, на детей)

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети садятся на стулья

В: Ребята, закройте глаза, представьте. Много зрителей вокруг, все аплодируют, всё залито светом, это горят софиты, арена, звучит музыка. Ребята, где мы оказались? (В цирке) И сейчас на арену выходит фокусник.Встречайте его аплодисментами. (Входит фокусник, показывает фокусы под музыку.1 фокус - окрашиваем воду (3 ёмкости); 2 фокус -надуваем шарик.

Ф: А вы хотите научиться показывать фокусы? В каждом фокусе есть секрет, а чтобы узнать эти секреты вам нужно научиться проводить опыты и эксперименты.

В: Ребята, поблагодарим его аплодисментами. (Фокусник уходит).

В: Фокусник с чем проводил фокусы? (с водой)

Давайте поговорим о воде.

Имеет ли цвет вода? (нет, она прозрачная)

Как ещё можно сказать? (бесцветная). (Закрепление слов)

Имеет ли вода запах? (Без запаха).

Имеет ли вода вкус? (Безвкусная).

В: - Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Где использует человек воду? (готовит пищу, стирает, умывается, моется, пьёт, тушит пожар…).
- Да, вода нужна всем. Без воды не будет жизни на Земле.

Где в природе вода встречается? (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах, болотах) . А ещё мы видим воду в виде дождя, льда, снега, тумана - это тоже вода, только в разных её состояниях. (показ иллюстраций)

Воспитатель. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне . Представьте, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды) .

Физкультминутка
Тихо плещется вода (Плавные движения руками)
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки, (Руки вверх)
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем, (Высокое поднимание колен)
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох. (Делаем вдох)
И присядем на песок. (Дети садятся.)

В: -А сейчас приглашаю вас в лабораторию. Я вас научу проводить опыты, чтобы вы потом сами показывали фокусы. Наденем фартуки.

Вспомним правила поведения в лаборатории (показ сигнальных карточек)

1. Не кричать!

2. Не трогать без разрешения!

3. Не пробовать на вкус!

4. Соблюдать осторожность!

В: - Проведём исследования. Перед вами по 2 стакана с водой, по 2 яйца, соль. Берём соль и высыпаем её в стакан с зелёной меткой. Размешиваем.

Какая получилась вода? (солёная).

А теперь послушайте: если мы опустим в каждый стакан по яйцу, они будут плавать или опустятся на дно? (ответы детей). Давайте проверим. Берём яйца и опускаем по 1 в каждый стакан. Смотрите, что произошло. (В стакане с солёной водой яйцо вверху, плавает, а в простой воде опустилось на дно). Знаете, почему?Потому что плотность солёной воды выше, поэтому яйцо не тонет.

В: - Как думаете, где легче научиться плавать - в море или реке? (В море) Правильно, потому что в море вода солёная.

В: Отгадайте загадку.

Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).

Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги.

Каждому лаборанту нужно положить ложкой в маленький стакан с водой сахар. Перемешайте. (дети перемешивают). Берём краску, кисточкой закрашиваем воду. (дети выполняют).

А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)

А сейчас самое интересное. ( В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку - в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя - самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась! (читаю стихотворение И.Векшегоновой «Радуга») Стою радуюсь: Радуга, радуга!

Полоса - к полоске, линия - к линии:

Жёлтая, зелёная, красная, синяя…

В: - В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная) . Этот опыт вы еще повторите.

Вам понравилось быть исследователями?

Я благодарю вас за прекрасную работу и дарю вам медали «Юный исследователь» (раздаю медали)

(звонок телефона)

В: Извините, ребята, мне нужно ответить. Это звонит фокусник (показываю на телефоне фото, включаю на громкую связь)

Фокусник по телефону: Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях.

Вы такие, молодцы!

Все старались, не ленились

И, играючи учились!

От меня за труд такой

Вам подарок небольшой!

Вы меня не подводите,

А скорей его найдите:

Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко,

Не в шкафу он, не в руке,

А в волшебном сундучке!

(Дети и воспитатель находят сундучок с мыльными пузырями)

Конспект по экспериментированию первой младшей группе « Вода, какая она»

Воспитатель: Кожевникова Н. В. Ноябрь.

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, познакомить с некоторыми свойствами воды;

Образовательная:

1.Познакомить детей со свойствами воды (цвет, температура, текучесть)

2.рассказать о значении воды в нашей жизни.

Развивающая:

1.Развивать речь, мышление и любознательность детей.

2.Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

3.Развивать наблюдательность.

Воспитательная:

1.Воспитывать бережное отношение к воде.

2.Воспитывать у детей культурно- гигиенические навыки.

Обогащение словаря: Жидкая, прозрачная,холодная, тёплая.

Материал и оборудование: Стакан, стакан с водой, стакан с белой гуашью, камешек,две тарелки, вода тёплая, холодная, полотенце.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь.

В-ль: Интересно, кто к нам пришёл в гости?

Заносит игрушку зайчика.

Здравствуйте, ребята,я шёл к вам в гости и нёс немного воды, хотел вместе с вами с ней поближе познакомиться, но я упал, и вода вся пролилась. Но у меня осталась загадка, отгадайте её..

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без (воды)

В-ль: Не расстраивайся, Зайка, мы поможем тебе. У нас в группе вода есть в водопроводном кране.

Зайка; Здорово, сейчас мы с вами отправимся в путешествие на поиски воды. Вы готовы? Тогда в путь!

По ровненькой дорожке,

(дети идут шагом)

Шагают наши ножки,

Раз, два, раз, два,

По камешкам, по камешкам

(прыгают на двух ногах)

В ямку- бух!

(приседают на корточки)

Дети подходят к водопроводному крану.

В-ль: Набирает воду в стаканы.

Опыт № 1: « Вода- жидкая»

Вместе с детьми переливаем воду из одного стакана в другой.

В-ль: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

В-ль: Почему вода льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак вода какая? (жидкая)

Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Давайте вместе повторим, вода льётся она жидкая.Молодцы. Идём дальше в путь.

Проводится п/и « По ровненькой дорожке»

Доходим до стола, где стоят стаканы с водой и тарелочки с белой гушью.

В-ль: Дети, какого цвета вода? Ответы детей.Прозрачная.

А сейчас сделаем с вами воду белого цвета. Дети размешивают гуашь в воде. Какого цвета получилась вода? Белого.

Зайка: Давайте мы с вами поиграем в прятки.

Опыт №2.» Вода прозрачна»

Зайка: Давайте с вами спрячем камушек в прозрачной воде и в воде белого цвета. И увидим где видно камушек, а где нет. Ответы детей.

В-ль: Правильно в одном стакане вода прозрачная и мы с вами видим камушек, а в другом стакане вода белая и мы не видим камушек, вода не прозрачная.

Зайкы: Давайте вместе скажем вода прозрачная и непрозрачная.

В-ль: А теперь немного отдохнём.

Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём, крепко щёткой зубы трём

Моем уши, моем шею, на глазах мы хорошеем.

Дети подходят к столу где стоят два таза с тёплой и холодной водой.

Опыт №3 « Вода холодная, тёплая»

Воспитатель говорит, что вода, может быть, тёплой и холодной. Предлагает опустить пальцы в тёплую и холодную воду.

В-ль: Так какая у нас в чашках вода? (тёплая, холодная)

Зайка: Все вместе вода, какая? Холодная, тёплая. Молодцы!

В-ль: Дети, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей)

Правильно, вода бывает жидкая, прозрачная, бывает непрозрачная, холодная, тёплая.

Читаю отрывок из стихотворения Н. Рыжовой:

Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться, не наесться не напиться.

Смею вам я доложить без воды нам не прожить!

Зайка, а ты знаешь для чего нам нужна вода?

Зайка: Я знаю, люди пьют воду, каждый день моют руки и лицо, моют посуду, стирают одежду, варят еду, моют грязные фрукты и овощи; поливают растения, чтобы не засохли.

В-ль: Молодец зайка правильно. Вода всем необходима не только людям, но и растениям, животным-всему живому на земле. Поэтому её нужно беречь и охранять.

Зайка: Как хорошо у вас было в гостях, но мне уже пора, я к вам ещё приду. До свидания детки.

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательно-исследовательского занятия, направленного на расширение знаний детей о воде и развитию любознательности у дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Продуктивная».

Цель: обобщить знания детей о воде.

Задачи:

Образовательные : Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Развивающие: Развивать мышление, внимание,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Демонстрационный материал: иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны); демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе»; коробка «с загадкой (кусочком льда)»; срезанная заранее веточка бальзамина в стакане с цветной водой; разнос с предметами-яблоком, маленькой свежей рыбкой, веточкой бальзамина, долькой арбуза; ведерко с водой.

Раздаточный материал: для опытнической работы- зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры- бумажные маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.

Методические приемы: Организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, беседа, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка-дидактическая игра, анализ, подведение итогов.

Ход НОД:

Дети входят в группу.
Воспитатель:
— Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
— Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое отверстие).
— Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
— Вот вторая загадка — звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
— А сейчас скажите мне: что было в коробке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
— Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.(Н. Рыжова)

— А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей).
— Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. А сейчас пройдите к столику и давайте посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся яблоко, свежая рыбка, веточка бальзамина и картинка с изображением арбуза).
Воспитатель:
— Сегодня мы говорим о воде,а какое отношение к воде имеет то, что находится перед вами (полные ответы детей).
— Я с вами согласна, в арбузе очень много сока, то есть воды,яблоко тоже содержит сок. Вода-среда обитания рыбы. Если раздавить пальцами срезанный стебель веточки бальзамина, мы ощутим влагу. И в листьях тоже содержится вода. Откуда? Почему?
— Да, верно, цветы поливаем водой, корнями растение всасывает воду и по стеблю она попадает в листья. А еще бальзамин в народе получил название «Ванька-мокрый» ,так как перед дождем по краю листочков появляются многочисленные капли воды. В подтверждение этого рассмотрим проведенный ранее нами опыт. Веточка бальзамина была поставлена в баночку с водой, окрашенной в красный цвет.
— Что вы заметили? (ответы детей). Стебель и листья окрасились в желтый цвет. Это доказывает, что растению необходима вода, растение «пьет» воду и по стеблю она попадает в листья.
Воспитатель:
— Сейчас я прошу вас закрыть глаза и посмотреть что изменилось? (меняет свежую рыбку на сухую).
— Верно вы заметили, то что рыбка стала сухая, в ней не стало воды. Куда делась вода? (ответы детей).
— Верно, вода испарилась, то есть превратилась в пар.
— Приведите примеры когда вы наблюдали испарение воды?(мама вывешивает после стирки белье на балкон и оно становится сухим, вытирает стол мокрой тряпкой,моет полы).
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки (звучит музыка, напоминающая дождь, воспитатель просит надеть детей маски-капелек, сама надевает маску- тучки и игра начинается).
Воспитатель: я — мама Тучка, а вы, ребята, мои детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по — одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка и вернулись ко мне маме — Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
— Сейчас мы с вами сделаем вывод: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все хором повторим (рассматриваем плакат «Круговорот воды в природе»). Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.
— Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.
— Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
— Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, мы отправимся в игровой уголок к девочкам и воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки.
Воспитатель:
— Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей).
— Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет. Давайте снова отправимся в лабораторию (одевают фартуки и шапочки).
— Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам,из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
— Итак, перед вами в стаканах вода из нашей реки Волги. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром.
— Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.

Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

— Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
— А сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, что вы узнали о воде на сегодняшнем занятии (дети совместно с педагогом вспоминают яркие и интересные моменты, отвечают на вопросы, подводят итог занятия).