Болезни Военный билет Призыв

Являются ли русские потомками финно-угров? Этногенез великороссов: мнения и гипотезы

Процесс этногенеза большинства народов носил запутанный и сложный характер. Не является исключением и этногенез русского народа. На огромных просторах современной европейской части России долгое время преобладали финно-угорские племена. Многие из них канули в Лету.

Являются ли русские потомками финно-угров?

Журнал: История Русская Семёрка, Альманах №1 (5),весна 2018 год
Рубрика: Народы
Текст: Русская Семёрка

Ещё из учебников по истории мы помним такие «из них, как меря, чудь, мещера, мурома. Занижая почти полностью Вологодскую, Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Рязанскую, большую часть Тверской области, они не могли просто испариться, не оставив никакого следа в культурном и генетическом наследии населения этих территорий.

Основы формирования древнерусской народности

Финно-угорские народы продолжают численно превалировать наряду с тюркскими во многих районах Поволжья. В древности же ареал распространения их предков имел границы в современных областях с преимущественно русским населением. И контакты между балтскими, славянскими и финно-угорскими племенами прослеживаются ещё со времён готской империи Германариха, простиравшейся до нашествия гуннов на огромной территории от Причерноморья до Поволжья. Ещё готский историк Иордан писал о племенах мери и морденс (мордва), плативших дань вождю Германариху.
Активное распространение индоевропейцев-балтов на землях финских археологических культур (дьяковской, городецкой) привело к устойчивым балто-финским контактам в средней полосе современной России. Балты и финны воевали, взаимно ассимилировали друг друга, но в целом имели возможность мирного существования, так как и те и другие были весьма малочисленны на просторах Русской равнины. Конкуренция за ресурсы не была обострённой.
Балты обогатили свой генофонд гаплогруппой N (типичной для финнов), а финские племена - гаплогруппой Rla, распространённой у индоевропейцев группы сатем (балтов, славян, индоиранских народов). Археологи просматривают даже более раннее появление земледелия у финских племён дьяковцев, чем у их индоевропейских соседей, продолжавших делать акцент на скотоводство.
Именно эти два этнических субстрата - балтский и финно-угорский - оказались основными в формировании древнерусской народности, тем более если учесть, что племена кривичей, вятичей и радимичей были, по данным археологии, либо наполовину, либо целиком балтскими. Фактически, полностью славянскую идентичность можно увидеть лишь у псковских и ильменских словен, материальная культура которых чётко прослеживается с южной Прибалтики и имеет аналоги в археологических памятниках севера Польши.

Этногенез великороссов: мнения и гипотезы

На проблему этногенеза великороссов есть несколько взглядов. Первый из них выражен историком XIX века Полевым, утверждавшим, что финские племена не принимали никакого участия в образовании русского народа, являвшегося, по его мнению, полностью славянским как по генетике, так и по культуре.
Его современник поляк Духинский отстаивал противоположную точку зрения: русские - это синтез финно-угров и тюрков без какого-либо влияния славян, кроме языкового.
Золотой серединой можно назвать точку зрения Ломоносова, развитую впоследствии профессором Ярославского юридического лицея Ушинским. Оба учёных утверждали, что славяне и финно-угры имели взаимное влияние. Чудь, меря, мурома постепенно вошли в состав русских, привнеся с собой опыт поколений автохтонного финно-угорского населения европейской части России, тем самым обогатив зарождавшийся русский этнос. Ломоносов показывает влияние славян на угров-венгров, выделяя значительный пласт славянской лексики в венгерском языке. Также и финны, чудские народы, как обобщённо называл финно-угров Михаил Васильевич, передали методы хозяйствования в экстремальных условиях Русского Севера славянским племенам Новгородской земли.
Ушинский полагал, что нет ничего зазорного в том, что русские являются не только славянами, но и в значительной степени финно-уграми по крови и наследию духовной культуры.
«Славяне - важнейшие из её племён - принадлежат к Европе. Восток и юг её наполнен ещё и теперь остатками выходцев Средней Азии. Племя же финское, колыбелью которого называют Уральский хребет, составляет средину между азиатскими и европейскими племенами, - отмечал Ушинский. - Оно так давно живёт в Европе, что никак не может быть причислено к народам-пришельцам, но, скорее, к самым коренным аборигенам её севера. Оно занимало некогда, во времена доисторические, весь север Европы и весь север Азии, а может быть, проникало далеко и в среднюю Европу. Это какой-то цемент, на котором заложились все новые северные, европейские государства, что ещё в большем смысле относится к России. Шведы, датчане, обитатели всего балтийского поморья, русские - все начинают свою историю каким-то молчаливьш"ис-чезновением финских племён. Кажется, они как будто сами составляют элемент доисторический и разгоняются вместе с мраком, покрывающим жизнь европейского человека».
Взгляд Ломоносова и Ушинского был поддержан Ключевским, Веске, Алексеевым и др. В своих работах они объясняли глубинные причины положительной комплиментарности славян и финно-угров, их гармоничным дополнением друг друга.

Процесс этногенеза большинства народов носил запутанный и сложный характер. Не является исключением и этногенез русского народа. На огромных просторах современной европейской части России долгое время преобладали финно-угорские племена. Многие из них канули в Лету.
Ещё из учебников по истории мы помним такие из них, как меря, чудь, мещера, мурома. Занимая почти полностью Вологодскую, Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Рязанскую, большую часть Тверской области, они не могли просто испариться, не оставив никакого следа в культурном и генетическом наследии населения этих территорий.

Основы формирования древнерусской народности

Финно-угорские народы продолжают численно превалировать наряду с тюркскими во многих районах Поволжья. В древности же ареал распространения их предков имел границы в современных областях с преимущественно русским населением. И контакты между балтскими, славянскими и финно-угорскими племенами прослеживаются ещё со времён готской империи Германариха, простиравшейся до нашествия гуннов на огромной территории от Причерноморья до Поволжья. Еще готский историк Иордан писал о племенах мери и морденс (мордвы), плативших дань вождю Германариху.

Активное распространение индоевропейцев-балтов на землях финских археологических культур (дьяковской, городецкой) привело к устойчивым балто-финским контактам в средней полосе современной России. Балты и финны воевали, взаимно ассимилировали друг друга, но в целом имели возможность мирного существования, так как и те, и другие были весьма малочисленны на просторах Русской равнины. Конкуренция за ресурсы не была обострённой.

Балты обогатили свой генофонд гаплогруппой N (типичной для финнов), а финские племена - гаплогруппой R1A, распространённой у индоевропейцев группы сатем (балтов, славян, индоиранских народов). Археологи просматривают даже более раннее появление земледелия у финских племён дьяковцев, чем у их индоевропейских соседей, продолжавших делать акцент на скотоводство.

Именно эти два этнических субстрата - балтский и финно-угорский - оказались основными в формировании древнерусской народности, тем более, если учесть, что племена кривичей, вятичей и радимичей были по данным археологии либо наполовину, либо целиком балтскими.

Фактически, полностью славянскую идентичность можно увить лишь у псковских и ильменских словен, материальная культура которых чётко прослеживается с южной Прибалтики и имеет аналоги в археологических памятниках севера Польши.

Этногенез великороссов: мнения и гипотезы

На проблему этногенеза великороссов есть несколько взглядов. Первый из них выражен историком XIX века Полевым, утверждавшим, что финские племена не принимали никакого участия в образовании русского народа, являвшегося, по его мнению, полностью славянским как по генетике, так и по культуре.

Его современник поляк Духинский отстаивал противоположную точку зрения: русские - это синтез финно-угров и тюрков без какого-либо влияния славян, кроме языкового.

Золотой серединой можно назвать точку зрения Ломоносова, развитую впоследствии профессором Ярославского юридического лицея Ушинским. Оба учёных утверждали, что славяне и финно-угры имели взаимное влияние. Чудь, меря, мурома постепенно вошли в состав русских, привнеся с собой опыт поколений автохтонного финно-угорского населения европейской части России, тем самым обогатив зарождавшийся русский этнос. Ломоносов показывает влияние славян на угров-венгров, выделяя значительный пласт славянской лексики в венгерском языке. Также и финны, чудские народы, как обобщённо называл финно-угров Михаил Васильевич, передали методы хозяйствования в экстремальных условиях Русского Севера славянским племенам Новгородской земли.

Ушинский полагал, что нет ничего зазорного в том, что русские являются не только славянами, но и в значительной степени финно-уграми по крови и наследию духовной культуры.

«Славяне - важнейшие из ее племен - принадлежат к Европе. Восток и юг ее наполнен еще и теперь остатками выходцев Средней Азии. Племя же финское, колыбелью которого называют Уральский хребет, составляет средину между азиатскими и европейскими племенами, - отмечал Ушинский. - Оно так давно живет в Европе, что никак не может быть причислено к народам-пришельцам, но, скорее, к самым коренным аборигенам ее севера. Оно занимало некогда, во времена доисторические, весь север Европы и весь север Азии, а может быть, проникало далеко и в среднюю Европу. Это - какой-то цемент, на котором заложились все новые северные, европейские государства, что еще в большем смысле относится к России. Шведы, датчане, обитатели всего балтийского поморья, русские - все начинают свою историю каким-то молчаливым исчезновением финских племен. Кажется, они как будто сами составляют элемент доисторический и разгоняются вместе с мраком, покрывающим жизнь европейского человека».

Взгляд Ломоносова и Ушинского был поддержан Ключевским, Веске, Алексеевым и др. В своих работах они объясняли глубинные причины положительной комплиментарности славян и финно-угров, их гармоничным дополнением друг друга.

Творчество этнофутуристов

Этнографы и художники, музыканты и поэты, интересующиеся темой этногенеза русского народа, объединились в культурное движение этнофутуристов. Этнофутуризм как целостное направление в искусстве возник в Эстонии в 80-х годах прошлого века. Распространившись в России, в основном в регионах с финно-угорским населением (Удмуртия и Марий Эл), этнофутуризм сделал акцент на возрождение этнических особенностей регионов с ассимилированным мерянским, муромским, мещерским и чудским населением. Этнофутуристы пытаются связать миры финно-угорских предков русских с современными реалиями российского общества. Известный художник Андю Мерянь сделал многое для популяризации и актуализации русского фольклора, имеющего глубинные финно-угорские ментальные корни и культурные коды.

На вопрос где потомки монголоидов? заданный автором Мил Фор лучший ответ это вы назвали в основном арийские и угорские народы только монголы монголоиды даже тюрки смешанный народ даже монголы сформировались под влиянием ариев и угров и их было очень мало только верхушка

Ответ от самосожжение [гуру]
монголо-татары 300 лет Русь держали в своих руках.... мож вы и есть потомок татар или монгол каких.. . =)))


Ответ от Георгий [гуру]
Эх, милай! Вторгаться - одно, как говорится, мало ли их тут ходить.. . И совершенно другое - 300лет жить под татарами! Они же за триста лет всех русских баб по пять раз изнасиловали, к себе в орду тысячами угоняли.. . А ты говоришь где потомки...


Ответ от Микроскоп [гуру]
Для того чтобы проанализировать образование исполнителей монголо-татарского ига, для поиска корней, образовавших этот союз народов, мы проведём небольшое расследование и воспользуемся только одним источником – , – тем более что в профильных статьях, из которых мы почерпнём данные, указано значительное количество специальной литературы, на основании которой они написаны.
Рис.
Два всадника, наблюдающих на
холме за солнцем, –
один монгол, другой татарин –
это Великая Монголо-татарская Орда.
Монголы заявлены как «потомки хунну (гуннов) , и (дун-и) , дун-ху» .
При этом кочевой народ гуннов, сложился во 2 – 4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших во 2 в. из Центральной Азии, и местных угров и сарматов.
К 5-му в. гунны пришли в Паннонию, где в 455 году были разбиты и ушли в Причерноморье. После чего гунны исчезли как народ .
А кочевой народ хунну сложился в Центральной Азии в начале 1-го тыс. до н. э. из монголоидных аборигенов и европеоидных (?!) выходцев из Северного Китая (ди) . В 1 в. часть северных хунну смешалась с аборигенами-уграми и положила начало выше указанному народу – гуннам.
Другая часть северных хунну осела в Семиречье и Тарбагатае и стала называться юебань; их держава была разрушена телесскими племенами в конце 5 в.
Южные хунну в 350 году были перебиты Жань Минем.
Степные хунну в 4 в. завоёваны табгачской империей Тоба Вэй.
Остатки хунну на территории Турфана были уничтожены жужанями в 460 .
Народ и к 7 в. совместно ещё с шестью племенами образовал в Южном Китае государство Наньчжао, существовавшее до середины 13 в. .
Дун-ху обитали в древности в Восточной Монголии и Южной Маньчжурии и находились на стадии первобытнообщинных отношений. В конце 3 в. до н. э. дун-ху были разгромлены хунну, спасшиеся от разгрома остатки стали известны в дальнейшем под названием ухуань и сяньби .
Сяньби кочевали преимущественно на территории современного автономного района КНР – Внутренней Монголии. Наибольшего могущества достигли при правителе Таньшихайе (137 – 181). Во 2-й половине 3 в. племенной союз сяньби распался, и в дальнейшем политическую роль играли выделившиеся из него самостоятельные племена муюн, дуань юйвэнь и тоба .
О муюн, дуань, юйвэнь в нет сведений.
Племя тоба подверглось в Китае ассимиляции и с 7 в. в источниках не упоминается .
Ещё одна составляющая гуннов – угры – зауральские манси и хантам, а также дунайские венгры. Причём манси и ханты расселились на севере, а венгры в 8 – 9 вв. – на Дунае .
Сарматы – общее название ираноязычных (говоривших на близком к русскому языке) племён, расселившихся в 3 в. до н. э. – 4 в. н. э. в степях от р. Тобол на востоке до р. Дунай на западе. В 4 в. они были разгромлены гуннами и остались лишь в составе осетинского народа .
Таким образом, все народы, поименованные предками монголов, либо исчезли с лица Земли к 5 – 7 вв. , либо крайне малочисленные к этому же времени ушли кто на Север, а кто на юг Китая. Каким образом могла сложиться монгольская часть Орды из несуществующих к тому моменту её монгольских народов-предков?

Больше полувека живет в Лемпино рыбак Николай Вторушин. Когда-то он вместе с четырьмя сестрами, братом и родителями переехал сюда из Салыма. Это увлекательное путешествие по реке Большой Салым в поисках лучшей доли он запомнил на всю жизнь.

– С транспортом в то время было непросто, поэтому наша семья сплавлялась по реке на большой крытой деревянной лодке, – рассказал Николай Михайлович. – Нам, детям, очень нравилось это передвижное жилище. Дорогой мы ставили сети, ловили рыбу – так и кормились. Отец всегда говорил: река пропасть не даст.

Переехав в Лемпино, мать Николая Вторушина устроилась продавцом в пекарню, а отец – заготовителем пушнины в промыслово-охотничье хозяйство. В свободное время он учил сыновей вязать и насаживать рыболовные сети. Благодаря этому умению Николай Михайлович и сегодня кормит свою большую семью. Во время нашего разговора седовласый хант ловко орудовал челноком, ремонтируя порванный невод, интересно было наблюдать за тем, как, словно по волшебству, исчезали дыры в сетеполотне после нескольких его движений.

– Отслужив в армии, пробовал себя в качестве водителя вездехода, но вскоре понял, что не на своем месте, и ушел, – признался он. – Река – вся моя жизнь, поэтому до выхода на заслуженный отдых я трудился в рыбацком кооперативе. В нашей бригаде было два звена, в каждом – по шесть рыбаков, которые сменяли друг друга, чтобы выполнить план. Работали сутками. Выполняешь план, ты – уважаемый человек. Самый большой наш улов – 3,5 тонны рыбы.

Сегодня, сетует Николай Вторушин, рыбалка уже не та: нет прежних объемов добычи, да и выловленную рыбу приходится везти в соседний Пойковский, где расположен ближайший пункт приемки – сельскохозяйственный рыбоохотпромысловый производственный кооператив «Волна». Перед каждым выходом на воду лемпинский хант проводит специальный обряд – задабривает водных духов, чтобы рыбалка удалась и ничего дурного не случилось.

– Обязательно угощаю вотчинника – наливаю по 100 граммов водки в воду и костер, только после этого сажусь в лодку, – признался Николай Михайлович. – Так велел делать дед моему отцу, он учил этому меня с братьями, а я – своих детей и внуков. Будучи православными, мы верим в Бога, а принадлежа к народу ханты, почитаем вотчинника, как это делали наши предки. Уверен, они оба нам помогают в жизни.

– У нас в избушке, что в Малнашовских угодьях, есть и божества, и куклы-обереги, – подтвердила супруга Вторушина Альбина. – Мы уважаем и православную веру, и своих божеств.

Судя по тому, что у супругов шестеро детей и четырнадцать внуков, высшие силы им благоволят. Живут лемпинские ханты дружно. Нередко рыбачат сразу несколькими поколениями.

– Мне нравится проверять сети с дедом, вываживать щуку, язя, мохтика, окуня, – отметил 14-летний внук Роман, – но намного интереснее ловить рыбу неводом – добыча больше.

– А я этим летом научился делать подовушку, – не без гордости сказал 16-летний Данил. – С удовольствием поделюсь рецептом и с читателями вашей газеты: разделайте щуку, разрежьте пополам, посолите, насадите на палку и прожарьте на костре. Последний раз на рыбалке мы с дедом так целого окуня готовили. Насыпали ему соли в рот, чтобы весь пропитался, и прожарили – получился замечательный хантыйский шашлык.

Мы с фотографом отведали фирменную подовушку (хант.: тортым сорт) Вторушина, данную нам с собой в дорогу в качестве угощения, – это блюдо национальной кухни действительно очень вкусное.

Жена Николая Михайловича Альбина рассказала, что, помимо совместных походов за грибами и ягодами, она с мужем нередко отправляется и на тихую охоту – вдвоем ставить и проверять сети удобнее. Если подготовка рыболовных снастей – дело главы семейства, то чистка, разделка и переработка рыбы – обязанность женщины.

– Есть у меня и свое хобби – вязание ковриков, – призналась Альбина. – Этому еще в детстве научила меня бабушка Федосья. С годами в доме накапливается много старых ненужных вещей, из которых я потом нарезаю тканевые полоски и создаю из них уютные цветные коврики. Такое занятие и мне в радость, и для домашних – польза.

Кроме того, хантыйская семья держит кроликов и кур, возделывает огород возле дома. В общем, скучать ей некогда. Как говорит Николай Вторушин, было бы здоровье, возможность трудиться, а остальное – дело наживное. Так и живут потомки обских угров, приспосабливаются к быстро меняющимся реалиям современной жизни и не забывают о своих корнях.

Процесс этногенеза большинства народов носил запутанный и сложный характер. Не является исключением и этногенез русского народа. На огромных просторах современной европейской части России долгое время преобладали финно-угорские племена. Многие из них канули в Лету.

Ещё из учебников по истории мы помним такие из них, как меря, чудь, мещера, мурома. Занимая почти полностью Вологодскую, Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Рязанскую, большую часть Тверской области, они не могли просто испариться, не оставив никакого следа в культурном и генетическом наследии населения этих территорий.

Основы формирования древнерусской народности

Финно-угорские народы продолжают численно превалировать наряду с тюркскими во многих районах Поволжья. В древности же ареал распространения их предков имел границы в современных областях с преимущественно русским населением. И контакты между балтскими, славянскими и финно-угорскими племенами прослеживаются ещё со времён готской империи Германариха, простиравшейся до нашествия гуннов на огромной территории от Причерноморья до Поволжья. Еще готский историк Иордан писал о племенах мери и морденс (мордвы), плативших дань вождю Германариху.

Активное распространение индоевропейцев-балтов на землях финских археологических культур (дьяковской, городецкой) привело к устойчивым балто-финским контактам в средней полосе современной России. Балты и финны воевали, взаимно ассимилировали друг друга, но в целом имели возможность мирного существования, так как и те, и другие были весьма малочисленны на просторах Русской равнины. Конкуренция за ресурсы не была обострённой.

Балты обогатили свой генофонд гаплогруппой N (типичной для финнов), а финские племена — гаплогруппой R1A, распространённой у индоевропейцев группы сатем (балтов, славян, индоиранских народов). Археологи просматривают даже более раннее появление земледелия у финских племён дьяковцев, чем у их индоевропейских соседей, продолжавших делать акцент на скотоводство.

Именно эти два этнических субстрата — балтский и финно-угорский — оказались основными в формировании древнерусской народности, тем более, если учесть, что племена кривичей, вятичей и радимичей были по данным археологии либо наполовину, либо целиком балтскими.

Фактически, полностью славянскую идентичность можно увить лишь у псковских и ильменских словен, материальная культура которых чётко прослеживается с южной Прибалтики и имеет аналоги в археологических памятниках севера Польши.

Этногенез великороссов: мнения и гипотезы

На проблему этногенеза великороссов есть несколько взглядов. Первый из них выражен историком XIX века Полевым, утверждавшим, что финские племена не принимали никакого участия в образовании русского народа, являвшегося, по его мнению, полностью славянским как по генетике, так и по культуре.

Его современник поляк Духинский отстаивал противоположную точку зрения: русские — это синтез финно-угров и тюрков без какого-либо влияния славян, кроме языкового.

Золотой серединой можно назвать точку зрения Ломоносова, развитую впоследствии профессором Ярославского юридического лицея Ушинским. Оба учёных утверждали, что славяне и финно-угры имели взаимное влияние. Чудь, меря, мурома постепенно вошли в состав русских, привнеся с собой опыт поколений автохтонного финно-угорского населения европейской части России, тем самым обогатив зарождавшийся русский этнос. Ломоносов показывает влияние славян на угров-венгров, выделяя значительный пласт славянской лексики в венгерском языке. Также и финны, чудские народы, как обобщённо называл финно-угров Михаил Васильевич, передали методы хозяйствования в экстремальных условиях Русского Севера славянским племенам Новгородской земли.

Ушинский полагал, что нет ничего зазорного в том, что русские являются не только славянами, но и в значительной степени финно-уграми по крови и наследию духовной культуры.

«Славяне — важнейшие из ее племен — принадлежат к Европе. Восток и юг ее наполнен еще и теперь остатками выходцев Средней Азии. Племя же финское, колыбелью которого называют Уральский хребет, составляет средину между азиатскими и европейскими племенами, — отмечал Ушинский. — Оно так давно живет в Европе, что никак не может быть причислено к народам-пришельцам, но, скорее, к самым коренным аборигенам ее севера. Оно занимало некогда, во времена доисторические, весь север Европы и весь север Азии, а может быть, проникало далеко и в среднюю Европу. Это — какой-то цемент, на котором заложились все новые северные, европейские государства, что еще в большем смысле относится к России. Шведы, датчане, обитатели всего балтийского поморья, русские - все начинают свою историю каким-то молчаливым исчезновением финских племен. Кажется, они как будто сами составляют элемент доисторический и разгоняются вместе с мраком, покрывающим жизнь европейского человека».

Взгляд Ломоносова и Ушинского был поддержан Ключевским, Веске, Алексеевым и др. В своих работах они объясняли глубинные причины положительной комплиментарности славян и финно-угров, их гармоничным дополнением друг друга.

Творчество этнофутуристов

Этнографы и художники, музыканты и поэты, интересующиеся темой этногенеза русского народа, объединились в культурное движение этнофутуристов. Этнофутуризм как целостное направление в искусстве возник в Эстонии в 80-х годах прошлого века. Распространившись в России, в основном в регионах с финно-угорским населением (Удмуртия и Марий Эл), этнофутуризм сделал акцент на возрождение этнических особенностей регионов с ассимилированным мерянским, муромским, мещерским и чудским населением. Этнофутуристы пытаются связать миры финно-угорских предков русских с современными реалиями российского общества. Известный художник Андю Мерянь сделал многое для популяризации и актуализации русского фольклора, имеющего глубинные финно-угорские ментальные корни и культурные коды.