Болезни Военный билет Призыв

Встали зори красные озаряя снег. Анализ стихотворения Блока «Ночью вьюга снежная…». «Из царства сна выходит безнадежность…»

Любовь может победить все? Если долго не думать, то ответ на этот вопрос обязательно будет романтически-положительным. Но вот если вспомнить некоторые исторически сложившиеся и современные запреты и преграды, то однозначность такого ответа может быть поставлена под сомнение. Например, иногда люди из разных социальных слоев просто-таки не могут быть вместе, а в других случаях любовь исчезает под влиянием времени и расстояний. Но есть и еще один вид запретов, связанных с любовью и, соответственно, с браком. Это запрет на браки между родственниками. При этом наибольшие споры ведутся именно по поводу бракосочетаний двоюродных родственников. Почему это так, и действительно ли браки между двоюродными родственниками нежелательны?

Почему именно браки между двоюродными родственниками вызывают в обществе наибольший резонанс? Здесь все очень просто. Браки между родственниками первой степени родства априори запретны, и с этим согласны практически все. Браки между далекими родственниками хоть и не особо одобряются, но и не сильно порицаются. А вот браки между двоюродными родственниками - это как раз линия фронта, на которой постоянно идут бои между учеными, медиками, церковными служителями, и, что самое главное, между родственниками тех, кто хочет заключить такой брак.

Как это было раньше?

История хранит много фактов родственных браков, и причины для их заключения были самыми разными. Одними из наиболее весомых причин считались политические и финансовые. Королевские династии раньше не пускали в свой круг людей посторонних, и браки заключались исключительно между лицами из королевских семей. Понятно, что обычных людей, не относившихся к королевским семьям, было гораздо больше, а вот численность представителей королевских династий далеко не всегда позволяла найти достойных супругов без какой-либо степени родства.

Кроме того, довольно часто причиной для браков между родственниками становилось представление некоторых народностей о том, что деньги не должны выходить из семьи.

Были также и другие причины для родственных браков, например, нежелание смешивать кровь. Такими представлениями об идеальном браке отличались аристократические семьи, бережно относившиеся к истории своих фамилий.

Что говорят ученые?

Сейчас, по истечении многих сотен лет, современные ученые говорят о том, что именно браки между родственниками стали причиной для угасания династии египетских фараонов. Ведь генетики постоянно твердят о повышении вероятности всевозможных физиологических аномалий у потомков тех, кто вступает в родственные браки. И ярким подтверждением тому, по мнению ученых, являются все те же королевские династии, дети в которых значительно чаще страдали от наследственных аномалий и вообще были менее жизнеспособными по сравнению с другими детьми, рожденными в браках, заключенных между людьми, не имеющими родственных связей.

Кроме того, в противовес теории о пагубности смешения кровей современные ученые приводят другую теорию, согласно которой чем больше намешано кровей, тем более здоровым, красивым и умственно развитым будет потомство.

В современном обществе браки между двоюродными родственниками - явление не столь часто встречающееся. Однако отношение к этому явлению у разных народностей - разное. Во многих странах Азии, а также в небольших поселениях, жители которых практически не взаимодействуют с остальным обществом, браки между двоюродными или приветствуются или являются практически неизбежными. Юридических запретов на такие браки не существует и в Европе. А вот в Америке двоюродные брат и сестра далеко не всегда могут официально стать мужем и женой, поскольку в 24 американских штатах такие браки запрещены, а еще в 7 штатах возможны, но при выполнении обязательных условий, например, прохождения генетической экспертизы.

Браки между двоюродными родственниками: возможные риски

Помимо осуждения со стороны родственников и религии существуют также определенные медицинские риски, связанные с рождением потомства от двоюродных родственников.

Объясняются эти медицинские риски очень просто. Дело в том, что у родственников гораздо чаще встречаются одинаковые скрытые изменения генов. Как для женщины, так и для мужчины такое скрытое изменение гена никакой опасности не представляет (на то оно и скрытое). Но если такие женщина и мужчина, имеющие одинаковых предков, задумаются о потомстве, то возрастает вероятность того, что у их ребенка изменение гена не будет скрытым.

Именно поэтому браки между двоюродными родственниками должны быть одобрены с медицинской точки зрения. Конечно, до конца исключить вероятность совпадения двух одинаково измененных генов нельзя, но снизить риск возникновения у потомства генетических заболеваний и аномалий все же можно. В процессе беседы с потенциальными родителями генетики тщательно исследуют заболеваемость нескольких предыдущих поколений, устанавливают процент наследственных заболеваний, а также определяют характер родства между мужчиной и женщиной.

По результатам таких генетических исследований определяется, насколько велика вероятность появления потомства с генетическими отклонениями.

Последние научные исследования

Некоторые из современных ученых перестали категорично относиться к такому явлению, как браки между двоюродными родственниками. И причиной тому стали научные исследования, в ходе которых выяснилось, что риск возникновения генетических аномалий у ребенка, рожденного от двоюродных родственников, всего на несколько процентов выше.

Но в любом случае без проведения генетической экспертизы медики не советуют двоюродным родственникам задумываться о рождении совместных детей.

Проблема браков между двоюродными родственниками затрагивает очень много различных аспектов, как моральных, духовных, так и физиологических. Вряд ли можно осуждать людей, которые идут на такой шаг, поскольку это только их выбор, и настойчиво влиять на него никто не вправе. Но у каждого из нас останется свое мнение по этому вопросу, и мы тоже имеем на него право.

Общество негативно относится к кровосмешению, и во многих, особенно западных, цивилизациях оно находится под строжайшим запретом. Тем не менее, исследование исландских специалистов показало, что близкородственные браки приводят к повышенной способности к деторождению. Впрочем, это наблюдение не относится к родным и двоюродным братьям и сёстрам — их дети, как правило, умирают раньше остальных и показывают пониженную способность к воспроизводству.

Инцест

В русском языке инцестом, или кровосмешением, принято называть половую связь лишь между ближайшими родственниками, круг которых исчерпывается отношениями отец, мать, дочь, сын, сестра и брат. В отношении связи неполнородных братьев и сестр (от одного отца и разных матерей или одной матери и разных отцов) термин используется менее уверенно.

В западной литературе инцестом иногда называют также половую связь между двоюродными и троюродными родственниками, однако в русской традиции они считаются близкородственной связью, но не инцестом.

Давно известно, что вступление в брак с представителем или представительницей иного генеалогического древа более выгодно, так как в этом случае отпрыск получает свежий генетический материал, доминантные гены которого впоследствии не дают проявиться рецессивным, вызывающим наследственные генетические заболевания. Такими заболеваниями, например, страдали члены королевских семей.

Однако оказалось, что кровосмешение в ряде случаев может оказаться даже выгоднее брака, заключенного вне семьи.

Кровосмешение в прошлом имело повальный характер, особенно среди сельского населения, где поиски суженого или невесты из чужой семьи часто подразумевали долговременное, затратное и утомительное турне по окрестным деревням и селам. В наши дни браки между двоюродными родственниками в первом ряду родословной распространены в восточных странах, где это позволяет сэкономить на приданом и консолидировать семейные ресурсы.

Попытки оценить влияние таких браков на здоровье и процветание нации предпринимались и ранее, но трактовка результатов этих исследований всегда осложнялась наличием социальных и экономических факторов. Как отмечает автор исследования, Кари Стефансон, её коллективу в этом плане повезло, так как исландская нация живет на острове и демонстрирует высокую однородность как в культурном, так и в экономическом плане.

Учёные проанализировали сто шестьдесят тысяч супружеских пар, живших в период от 1800 до 1965 года. Результаты работы опубликованы в свежем номере Science.

Исследование подтвердило общеизвестный факт — смешение крови близких родственников приводит к появлению на свет детей, более предрасположенных к болезням и ранней смерти, а также в меньшей степени способных к продолжению рода. Хотя в таких семьях на свет появляется больше детей, чем у вступивших в брак дальних родственников, это преимущество оказывается иллюзорным: дети часто рождаются больными и оказываются неспособными иметь детей, а то и вовсе умирают, не достигнув детородного возраста. В итоге уже в следующем поколении эта линия начинает проигрывать.

Однако, как оказалось, семейные пары, образованные родственниками через третье и четвертое колено, имеют наибольшее число внуков среди всех остальных.

Это может говорить не только о повышенной плодовитости детей в таких браках, но и в большой степени о прекрасном генетическом здоровье. Таким образом, браки между родственниками третьего ряда генеалогического древа оказываются наиболее выгодными для увеличения численности нации и для поддержания здоровья.

По всей видимости, генетическое сходство имеет определенную важность для дальнейшего деторождения. Например, миру известно такое опасное явление, как резус-несовместимость, когда один из партнеров имеет положительный резус-фактор, а у другого он отрицательный. Если при этом развивающийся в чреве матери зародыш унаследует резус-фактор от отца, то резус-несовместимость может вызвать иммунный конфликт между матерью и плодом. В результате организм матери запустит механизм борьбы с плодом как с чужеродным объектом, что может вылиться во врожденные заболевания или вовсе привести к смерти новорожденного.

Алан Биттлес, специалист по генетике человека из Австралии, полагает , что существует некий оптимум в генетическом родстве людей, позволяющий им производить на свет наиболее генетически здоровое и многочисленное потомство.

Однако на вопрос о том, насколько эта оптимальная степень родства индивидуальна и как она зависит от других факторов, исследование исландской популяции ответ дать не может. Кто знает, может, на Востоке, где родственные браки более в ходу, такое положение дел выгоднее всей популяции? А может быть, в небольшой Исландии просто трудно найти пары, состоящие друг с другом в более далёком родстве, чем третье и четвёртое колено?

Л. 3. КАЗАНЦЕВА, доктор медицинских наук
В. П. ВЕТРОВ, кандидат медицинских наук

Молодые люди впервые познакомились на каком-то семейном торжестве, приглянулись друг другу, стали встречаться, решили стать мужем и женой.

И тогда всполошились родственники: ведь они двоюродные брат и сестра! Не грозит ли это чем-то плохим их будущим детям?

Родители юноши к предстоящему браку отнеслись более спокойно: они знали семью, где супруги состояли в таком же родстве, не помешавшем им произвести на свет двух здоровых мальчиков. Родители девушки воспротивились: им был известен пример противоположного свойства.

Как же быть нашим влюбленным? Обескураженные, огорченные пришли они за советом к педиатру. Тот рекомендовал им обратиться в медико-генетическую консультацию. Но и специалисты-генетики не сразу смогли им ответить: пришлось приходить на прием в консультацию не один раз.

Проблема действительно сложная. Давно замечено, что дети супругов-родственников страдают наследственными заболеваниями чаще, чем дети от неродственных супружеских пар.

Яркий исторический пример неблагоприятного влияния родственных браков на потомство являют собой королевские династии. Ведь, как поется в популярной песенке, «жениться по любви не может ни один король».

Браки коронованных особ очень часто заключались из политических соображений, причем выбор женихов и невест ограничивался узким кругом царствующих домов, ранее породнившихся между собой.

Печальным следствием цепи таких родственных брачных союзов становилось увеличение числа наследственных аномалий, вплоть до появления на свет неполноценных и даже нежизнеспособных детей.

По мнению специалистов, именно по этой причине угасла династия египетских фараонов, в которой из поколения в поколение заключались браки между родными братьями и сестрами.

Характерна в этом отношении история дома Габсбургов, где члены королевской семьи не раз сочетались между собой родственными браками: так, Филипп II в первом браке был женат на двоюродной сестре, во втором - на племяннице; его сын Филипп III - на двоюродной сестре, Филипп IV - на племяннице.

Известны потомки этих королей, представлявшие собой выраженных олигофренов, неспособных к какой бы то ни было деятельности.

В наши дни родственные браки становятся более редкими, чем когда-то: в Европе и Северной Америке они не превышают одного процента; в Азии число их выше, но и здесь наметилась тенденция к их уменьшению.

Своеобразные замкнутые общины издавна складывались в горных труднодоступных местах, на отдаленных островах. Многолетняя стабильность населения, его малая миграция делали здесь почти неизбежными родственные браки.

Подобные изоляты кое-где сохранились и сейчас. Есть они, например, в горных районах Швейцарии, на территории Южной Америки. Но самое удивительное - это существование замкнутых религиозных общин в многомиллионном Лондоне, а также в США.

К ним относится, например, секта меннонитов (восемь тысяч человек), ведущая свое происхождение от немногочисленных эмигрантов, прибывших в Северную Америку еще в XVIII веке.

Исследователи, изучавшие заболеваемость в подобных изолированных общинах с высоким процентом родственных браков, неизменно отмечали там и более высокий, чем обычно, процент наследственных заболеваний и пороков развития.

Чаще регистрировались задержка умственного развития, дефекты речи, наследственная глухота, болезни обмена веществ.

Почему же родственный брак становится опасным для потомства даже в тех случаях, когда оба супруга как будто вполне здоровы?

Дело в том, что существует группа наследственных болезней, обусловленных патологическими изменениями генов, ответственных за те или иные признаки или особенности организма.

Причем характерно вот что: один измененный ген еще никак себя не проявляет, его носитель и сам остается здоровым, и его ребенку тоже не угрожает наследственное заболевание.

Но если по воле случая супругами станут два носителя подобных одинаково измененных генов, возникает ситуация, опасная для потомства.

Правда, даже в таком браке развитие наследственного заболевания не обязательно. И вот почему: у носителей измененных генов лишь половина половых клеток отмечена этими изменениями.

Не исключено, что зародыш начнет развиваться из двух нормальных клеток, и тогда ребенок родится здоровым, так как он не получил от родителей измененного гена.

Второй вариант: зародыш развивается из нормальной клетки и клетки, несущей измененный ген. Тогда ребенок тоже будет здоровым, но станет таким же скрытым носителем, как и его родители.

Наконец, третий вариант: обе половые клетки (мужская и женская) несут измененный ген. Вот в этом случае ребенок и родится больным. То, что у родителей было скрытым дефектом, у него становится явным.

Брак двух здоровых людей с одинаковым скрытым изменением гена - явление редкое. Но вероятность подобной поистине роковой встречи возрастает, если женятся кровные родственники, то есть люди, имеющие одного или нескольких общих предков, от которого тот и другой могли унаследовать измененный ген.

Чем ближе родство, тем больше угроза, что у супругов могут оказаться те же гены, что и у их общего предка. Во многом именно поэтому инцестные браки, то есть супружеские союзы родственников первой степени (родители и их дети, родные братья и сестры), запрещены законодательством большинства стран.

Юридических запретов на браки более дальних родственников обычно не существует, так как они менее рискованны для потомства. Однако в некоторых странах и для таких супружеских союзов предусмотрены ограничения.

Известны даже совершенно абсурдные с точки зрения генетики законы, например, безоговорочное запрещение брака племянника с теткой, хотя она может быть и не кровной родственницей, а лишь женой дяди, или запрещение брака с мачехой, дочерью или сыном супруга от другого брака, с... тещей и даже бабушкой жены (!!!).

Естественно, что такие законы можно рассматривать как курьез.

В нашей стране запрещены только инцестные браки, в том числе и браки между неполнородными (от разных отца или матери) братом и сестрой.

Двоюродные, троюродные братья и сестры и другие дальние родственники юридически могут вступать в брак. Но правильно сделали молодые люди, что обратились за советом к врачу. Выяснив, чем болели их общие родственники, специалист может легче определить, есть ли опасность рождения больных детей.

Родословная семьи Н., родоначальниками которой стали здоровая женщина (белая фигурка) и мужчина - скрытый носитель измененного гена (черно-белая фигурка).
В третьем поколении был заключен брак между двоюродными братом и сестрой, скрытыми носителями измененного гена.
Среди их детей двое родились больными (черные фигурки), два мальчика и две девочки стали скрытыми носителями измененного гена (черно-белые фигурки) и только один мальчик и одна девочка родились совершенно здоровыми (белые фигурки).

Конечно, точность прогноза во многом зависит от полноты информации, которой он будет располагать. Опыт работы медико-генетических консультаций показывает, что сельские жители обычно лучше знают свою родословную, горожане - хуже.

А знать ее неплохо из интереса к собственным «корням», но совершенно необходимыми становятся эти сведения, когда возникает потребность в медико-генетической консультации.

Важно собрать данные о максимально большем числе родственников; имеют значение родственные связи «по горизонтали», то есть остальные родные и двоюродные, троюродные братья и сестры, а также «по вертикали» - родители, дяди, тети, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки, а если возможно - и дальше вглубь. Важно знать, чем болели эти люди, как долго жили, от чего умерли.

Помимо анализа подобных данных, врачи располагают и другими методами исследования, позволяющими установить степень риска. В частности, в последнее время разработаны пробы, помогающие выявить скрытое носительство измененного гена.

Как видим, на вопрос о том, грозит ли супружество двоюродных брата и сестры здоровью их будущих детей, в каждом конкретном случае приходится отвечать по-разному. И авторитетным здесь может быть только совет специалиста.

Как писать стихи , знали поэты Серебряного века. Александр Александрович Блок творил очень искусно и неповторимо. В его поэзии живут картины природы, нежные чувства к родине, любовные переживания, взволнованные слова о любви. Вы только послушайте как звучат стихи: Есть в дикой роще у оврага... , Полный месяц встал над лугом , Настигнутый метелью .

Мы попробуем понять сюжет, определить образы и увидеть художественную ценность стихотворения А.А. Блока "Ночью вьюга снежная". Сегодня, спустя 115 лет, узнаем как создавалось это произведение и попробуем написать рерайт (переписать другими словами тот же сюжет).

Стихотворение А.Блока "Ночью вьюга снежная..."

Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.

Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.

Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву.

Анализ стихотворения А.Блока "Ночью вьюга снежная..."

В этом произведении перед читателем предстаёт картина зимы. Автор рассказывает от первого лица о том, что он видит на прогулке. Это яркие краски, которыми залито всё вокруг. Ранним утром ощущаются покой, умиротворение, ничто не мешает наблюдать красивые пейзажи.

Мелодия стихотворения плавная, лёгкая, нежная и вместе с тем воодушевляющая, пробуждающая приятные чувства. Плывучесть достигается чередованием длинной строки в 7 слогов и короткой в 5 слогов. Нежное звучание - это особенно составленный звукоряд, то есть в стихотворении обилие шипящих звуков: ночью, снежная, нежное, встречу - и слов с двумя гласными подряд: снежная, розовое, нежное, озаряя, инее, наяву.

В стихотворении наблюдается преобладание эпитетов. Александр Блок рисует зимний пейзаж короткими фразами, состоящими преимущественно из эпитетов и глаголов: "Розовое, нежное Утро будит свет", "Встали зори красные, Озаряя снег". Так передаётся спокойствие и уединение, в котором автор впечатлён изящными картинами, необычными причудливыми красками. Такое можно видеть только зимой.

Мы находим определённый композиционный строй стихотворения: эпитеты употребляются до основы предложения. Композиция стихотворения способствует правильной расстановке акцентов. Таким образом главную роль приобретают краски, и второстепенными являются сами события: "Яркое и страстное Всколыхнуло брег", "Вслед за льдиной синею В полдень я всплыву", "Деву в снежном инее Встречу наяву".

В зимней картине есть четыре основных сюжета: 1. заснеженные просторы, 2. красная заря, 3. встревоженный берег, 4. синие льдины. Также здесь появляется загадочный образ "девы в снежном инее". Три четверостишия показывают эти главные части пейзажа.

Пытаемся выполнить рерайт

Для рерайта придумаем своё название. Если честно, мне не хватает действующего лица, и лишним является отношение автора. Я думаю, что если предложить читателю саму картину, а не авторское видение, то такой сюжет будет проще восприниматься. Дедушка Блок, конечно, хороший рассказчик, но автор рерайта возведёт героиней сцены зиму или её олицетворение.

Начнем стихотворение намёком на чувства, которые оно должно рождать, а далее раскроем причину таких ощущений.

Северною сказкою

Голубою краскою
Разукрашен свод,
Северною сказкою
Зимушка цветёт.

Ранним утром кремовым
Золотой рассвет
Озарил свечением
Весь окружный свет.

Льдины шепотливые
У речной каймы
Создают красивые
Кружева зимы.

Солнце ненаглядное
Зимнею порой
Душу, сердце радует:
- Здравствуй, дорогой!

Анализ стихотворения "Северною сказкою"

Данное произведение современного блогера и поэта представляет художественное видение сюжетов зимы. Взволнованный красотой природы, автор выражает красивыми словами свои чувства. Замечательная композиция играет важную роль в восприятии произведения. Здесь сюжеты не передаются в ряд, а как будто расширяют представление читателя, дарят формы и краски. Читая стихотворение, можно домыслить сюжет.

Одарённый способностью вести диалог с природой и слышать послания звёзд, автор стихотворения как будто дружит с волшебницей зимой и ведёт свою речь, ярко и живо передавая события, в которые погружена вся наша земля. В этом удивительном стихотворении мы находим совершенно ясные и лучистые слова, которые согревают душу и пробуждают сладкие воспоминания картин родного края. Стихотворение было написано 3 января 2016 года. Зима, снег искрится на солнце, хорошая погода. Автора переполняют светлые чувства, и мы это можем наблюдать в красивых словах великолепного произведения "Северною сказкою".

Стихотворение построено из коротких фраз, чередующихся строк в 7 и 5 слогов, что создаёт красивую плавную мелодию. Вместе с тем это не убаюкивающий шёпот, но прекрасный обмен, в котором открывается новое видение, новый мир. Послушайте, как сладко звучит начало произведения:

Голубою краскою
Разукрашен свод,
Северною сказкою
Зимушка цветёт.

Отметим, что чувства радости играют в сознании автора, что побуждает по-доброму ласково называть зиму "зимушкой". Все мы знаем цвета зимы, и в стихотворении автор собирает все зимние краски в одну интересную зимнюю сказку. Зимушка цветёт северною сказкою. Удивительное сочетание! Автор нашёл тот удивительный аккорд, который возрождает в душе целый мир. И этот мир наполнен белым соцветием зимних красок.

Эпитеты данного произведения говорят о богатом духовном мире автора. Здесь "кремовое утро", "золотой рассвет", "льдины шепотливые", "солнце ненаглядное".

В стихотворении "Северною сказкою" зимнее солнышко приветствует автора стихотворения. Такой приём олицетворения рассказывает читателю об ощущениях автора и передаёт настроение.

Это произведение перекликается с произведением Александра Александровича Блока "Ночью вьюга снежная..." и, по мнению автора, является его рерайтом.

Оригинал и рерайт

Оба стихотворения "Ночью вьюга снежная..." и "Северною сказкою" заслуживают внимания и содержат красивые образы зимы. Как и задумывалось, выдержаны мелодия, интонация, нежное звучание. Однако рерайт имеет больше звонких звуков, что делает речь яснее и напряжённее. Таким образом, в поисках навыка стихосложения автор наследует идеи, но реализует их согласно своим предпочтениям.

«Пройдет зима – увидишь ты…»


Пройдет зима – увидишь ты
Мои равнины и болота
И скажешь: «Сколько красоты!
Какая мертвая дремота!»

Но помни, юная, в тиши
Моих равнин хранил я думы
И тщетно ждал твоей души,
Больной, мятежный и угрюмый.

Я в этом сумраке гадал,
Взирал в лицо я смерти хладной
И бесконечно долго ждал,
В туманы всматриваясь жадно.

Но мимо проходила ты, -
Среди болот хранил я думы,
И этой мертвой красоты
В душе остался след угрюмы

«Грустно и тихо у берега сонного…»


Грустно и тихо у берега сонного
Лодка плывет – ты дремли.
Я расскажу про мечты, озаренные
Прежнею лаской земли.
Только остались у берега сонного
Утлые в лодке мечты.
В этих мечтах – навсегда отдаленная,
Ты, лучезарная, ты…

Осень 1901

«Встану я в утро туманное…»


Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

«Ранний час. В пути незрима…»


Ранний час. В пути незрима
Разгорается мечта.
Плещут крылья серафима,
Высь прозрачна, даль чиста.

Из лазурного чертога
Время тайне снизойти.
Белый, белый ангел бога
Сеет розы на пути.

Жду в пленительном волненьи
Тайна плачущей жены
Разомкнет златые звенья,
Вскроет крылий белизны.

«Ты уходишь от земной юдоли…»


Ты уходишь от земной юдоли,
Сердца лучшего любовь тебе несут.
Страшных снов не жди от новой воли,
Хоры ангелов, не смертных, припадут.

Припадут и снимут власяницы -
Символ здешних непомерных бед.
Я, в тоске, покину на границе
Твой нездешний, твой небесный след.

Покидай бессилье мирозданья,
Твой покой теперь ненарушим.
Предо мною – грань богопознанья,
Неизбежный сумрак, черный дым.

«Ходит месяц по волне…»


Ходит месяц по волне,
Ходит солнце в синей зыби,
Но в неведомом изгибе
Оба зримы не вполне.

Странно бледны лики их,
Отраженья их дробимы.
Ты равно ль с другой палима,
Или пламень твой затих

И неверным отраженьем
На волнах моей мечты
Бродишь мертвым сновиденьем
Отдаленной красоты?

«Снова ближе вечерние тени…»


Снова ближе вечерние тени,
Ясный день догорает вдали.
Снова сонмы нездешних видений
Всколыхнулись – плывут – подошли

Что же ты на великую встречу
Не вскрываешь свои глубины?
Или чуешь иного предтечу
Несомненной и близкой весны?

Чуть во мраке светильник завижу,
Поднимусь и, не глядя, лечу.
Ты жив сумраке, милая, ближе
К неподвижному жизни ключу.

«Я бремя похитил, как тать…»


Я бремя похитил, как тать,
Несчастье разбил я на части,
Но, боже! как тяжко внимать
Чужой нарастающей страсти!

Волна, забегая вперед,
У ног разобьется нещадно
И жадно меня обдает,
Бессильного, пеною хладной.

Не знаю – за дальней чертой
Живет ли лазурное счастье…
Теперь я внимаю чужой
И всё нарастающей страсти.

«Хранила я среди младых созвучий…»


Хранила я среди младых созвучий
Задумчивый и нежный образ дня.
Вот дунул вихрь, поднялся прах летучий.
И солнца нет, и сумрак вкруг меня.

Но в келье – май, и я живу, незрима
Одна, в цветах, и жду другой весны
Идите прочь – я чую серафима,
Мне чужды здесь земные ваши сны

Идите прочь, скитальцы, дети, боги"
Я расцвету еще в последний день,
Мои мечты – священные чертоги,
Моя любовь – немеющая тень.

«Медленно в двери церковные…»


Медленно в двери церковные
Шла я, душой несвободная,
Слышались песни любовные,
Толпы молились народные.

Или в минуту безверия
Он мне послал облегчение?
Часто в церковные двери я
Ныне вхожу без сомнения.

Падают розы вечерние,
Падают тихо, медлительно.
Я же молюсь суевернее,
Плачу и каюсь мучительно.

«Ловлю я тонкий прах надежды…»


Ловлю я тонкий прах надежды,
Ты замедляешь быстрый шаг,
Но через сомкнутые вежды
Горят слова: «Не друг, а враг».

Лишь отпылать – и правда ближе
Или – забвенные мечты
Проходят медленно, – и ниже
Пылаю я, и выше – ты.

Тогда, в спасительном забвеньи,
Улыбка бродит по лицу.
На завтра – в новом угнетеньи
Тоска по брачному венцу.

«Скрипнула дверь. Задрожала рука…»



Вышла я в улицы сонные.
Там, в поднебесьи, идут облака,
Через туман озаренные.

С ними – знакомое, слышу, вослед…
Нынче ли сердце пробудится?
Новой ли, прошлой ли жизни ответ,
Вместе ли оба почудятся?

Если бы злое несли облака,
Сердце мое не дрожало бы…
Скрипнула дверь. Задрожала рука.
Слезы. И песни. И жалобы.

«Зарево белое, желтое, красное…»


Зарево белое, желтое, красное,
Крики и звон вдалеке,
Ты не обманешь, тревога напрасная,
Вижу огни на реке.

Заревом ярким и поздними криками
Ты не разрушишь мечты.
Смотрится призрак очами великими
Из-за людской суеты.

Смертью твоею натешу лишь взоры я,
Жги же свои корабли!
Вот они – тихие, светлые, скорые -
Мчатся ко мне издали.

«Восходя на первые ступени…»


Восходя на первые ступени,
Я смотрел на линии земли.
Меркли дни – порывы исступлений
Гасли, гасли в розовой дали.
Но томим еще желаньем горя,
Плакал дух, – а в звездной глубине
Расступалось огненное море,
Чей-то сон шептался обо мне…

«Один порыв – безвластный и плакучий…»


Один порыв – безвластный и плакучий,
Одна мечта – чрезмерностью слаба, -
И снова он – до боли жгучий,
Бессильный сон раба.

Но ты вкуси волшебство бед вседневных
И сон другой – проклятый сон веков.
В горниле старостей душевных
Цветет восторг богов.

«Я ли пишу, или ты из могилы…»


Я ли пишу, или ты из могилы
Выслала юность свою, -
Прежними розами призрак мне милый
Я, как тогда, обовью.

Если умру – перелетные птицы
Призрак развеют, шутя.
Скажешь и ты, разбирая страницы:
«Божье то было дитя».

«Жду я холодного дня…»


Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце, звеня:
Ты говорила: «Приду, -

Жди на распутьи – вдали
Людных и ярких дорог,
Чтобы с величьем земли
Ты разлучиться не мог.

Тихо приду и замру,
Как твое сердце, звеня,
Двери тебе отопру
В сумерках зимнего дня».

«Ты страстно ждешь. Тебя зовут…»


Ты страстно ждешь. Тебя зовут, -
Но голоса мне не знакомы,
Очаг остыл, – тебе приют -
Родная степь Лишь в ней ты – дома.

Там – вечереющая даль,
Туманы, призраки, виденья,
Мне – беспокойство и печаль,
Тебе – покой и примиренье.

О, жалок я перед тобой!
Всё обнимаю, всем владею,
Хочу владеть тобой одной,
Но не могу и не умею!

«Будет день и свершится великое…»


Будет день и свершится великое,
Чую в будущем подвиг души.
Ты – другая, немая, безликая,
Притаилась, колдуешь в тиши.

Но, во что обратишься – не ведаю,
И не знаешь ты, буду ли твой,
А уж Там веселятся победою
Над единой и страшной душой.

«Я долго ждал – ты вышла поздно…»


Я долго ждал – ты вышла поздно,
Но в ожиданьи ожил дух,
Ложился сумрак, но бесслезно
Я напрягал и взор, и слух.

Когда же первый вспыхнул пламень,
И слово к небу понеслось, -
Разбился лед, последний камень
Упал, – и сердце занялось.

Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, в вечном звоне
Церквей смешались купола.

«Ночью вьюга снежная…»


Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.

Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.

Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву.

Ворожба


Я могуч и велик ворожбою,
Но тебя уследить – не могу.
Полечу ли в эфир за тобою -
Ты цветешь на земном берегу.
Опускаюсь в цветущие степи -
Ты уходишь в вечерний закат,
И меня оковавшие цепи
На земле одиноко бренчат.

Но моя ворожба не напрасна:
Пусть печально и страшно «вчера»,
Но сегодня – и тайно и страстно
Заалело полнеба с утра.
Я провижу у дальнего края
Разгоревшейся тучи – тебя.
Ты глядишь, улыбаясь и зная,
Ты придешь, трепеща и любя.

«Недосказанной речи тревогу…»


Недосказанной речи тревогу
Хороню до свиданья в ночи.
Окна терема – все на дорогу,
Вижу слабое пламя свечи.

Ждать ли поздней условленной встречи?
Знаю – юная сердцем в пути, -
Ароматом неведомой встречи
Сердце хочет дрожать и цвести.

В эту ночь благовонные росы,
Словно влажные страсти слова,
Тяжко лягут на мягкие косы -
Утром будет гореть голова…

Но несказанной речи тревогу
До свиданья в ночи – не уйму.
Слабый пламень глядит на дорогу,
Яркий пламень дрожит в терему.

«Тёмно в комнатах и душно…»


Тёмно в комнатах и душно -
Выйди ночью – ночью звездной,
Полюбуйся равнодушно,
Как сердца горят над бездной.

Их костры далеко зримы,
Озаряя мрак окрестный.
Их мечты неутолимы,
Непомерны, неизвестны…

О, зачем в ночном сияньи
Не взлетят они над бездной,
Никогда своих желаний
Не сольют в стране надзвездной?

«Мне битва сердце веселит…»

Все двери заперты, и отданы ключи

Тюремщиком твоей безжалостной царице



Мне битва сердце веселит,
Я чую свежесть ратной неги,
Но жаром вражеских ланит
Повержен в запоздалом беге.

А всё милее новый плен.
Смотрю я в сумрак непробудный,
Но в долгий холод здешних стен
Порою страж нисходит чудный.

Он окрылит и унесет,
И озарит, и отуманит,
И сладко речь его течет,
Но каждым звуком – сердце ранит

В нем – тайна юности лежит,
И медленным и сладким ядом
Он тихо узника поит,
Заворожив бездонным взглядом.

«Неотвязный стоит на дороге…»


Неотвязный стоит на дороге,
Белый – смотрит в морозную ночь.
Я – навстречу в глубокой тревоге,
Он, шатаясь, сторонится прочь.

Не осилить морозного чуда…
Рядом с ним вырастает вдали,
Там, где камней вздымается груда,
Голубая царица земли.

И царица – в мольбе и тревоге,
Обрученная с холодом зим…
Он – без жизни стоит на дороге,
Я – навстречу, бессмертьем томим.

Но напрасны бессмертные силы -
И царице свободы не жаль…
Торжествуя победу могилы,
Белый – смотрит в морозную даль.

«Смотри приветно и легко…»


Смотри приветно и легко
В глаза суровые разврата:
В них – бесконечно далеко -
Горит душа и ждет возврата
В жилище прежних благ и бед,
В миры молитвенных созвучий,
Где всем таинственный ответ
Дает Безвестный и Могучий,

Кому покорны мы, жрецы,
И те, кто проще, суеверней:
Те – бедняки – из наших терний
Себе плетущие венцы.

«Молчи, как встарь, скрывая свет…»


Молчи, как встарь, скрывая свет, -
Я ранних тайн не жду.
На мой вопрос – один ответ:
Ищи свою звезду.

Не жду я ранних тайн, поверь,
Они не мне взойдут.
Передо мной закрыта дверь
В таинственный приют.

Передо мной – суровый жар
Душевных слез и бед,
И на душе моей пожар -
Один, один ответ.

Молчи, как встарь, – я услежу
Восход моей звезды,
Но сердцу, сердцу укажу
Я поздних тайн следы.

Но первых тайн твоей весны
Другим приснится свет.
Сольются наши две волны
В горниле поздних бед.

«Вечереющий сумрак, поверь…»


Вечереющий сумрак, поверь,
Мне напомнил неясный ответ.
Жду – внезапно отворится дверь,
Набежит исчезающий свет.
Словно бледные в прошлом мечты,
Мне лица сохранились черты
И отрывки неведомых слов,
Словно отклики прежних миров,
Где жила ты и, бледная, шла,
Под ресницами сумрак тая,
За тобою – живая ладья,
Словно белая лебедь, плыла,
За ладьей – огневые струи -
Беспокойные песни мои…
Им внимала задумчиво ты,
И лица сохранились черты,
И запомнилась бледная высь,
Где последние сны пронеслись.
В этой выси живу я, поверь,
Смутной памятью сумрачных лет,
Смутно помню – отворится дверь,
Набежит исчезающий свет.

«Сумрак дня несет печаль…»


Сумрак дня несет печаль.
Тусклых улиц очерк сонный,
Город, смутно озаренный,
Смотрит в розовую даль.

Видит с пасмурной земли
Безнадежный глаз столицы:
Поднял мрак свои зеницы,
Реют ангелы вдали.

Близок пламенный рассвет,
Мертвецу заглянет в очи
Утро после долгой ночи…
Но бежит мелькнувший свет,

И испуганные лики
Скрыли ангелы в крылах:
Видят – мертвый и безликий
Вырастает в их лучах.

При посылке роз


Смотрел отвека бог лукавый
На эти душные цветы.
Их вековечною отравой
Дыши и упивайся ты.

С их страстной, с их истомной ленью
В младые сумерки твои
И пламенной и льстивой тенью
Войдут мечтания мои.

Неотвратимы и могучи,
И без свиданий, и без встреч,
Они тебя из душной тучи
Живою молньей будут жечь.

«Старый год уносит сны…»


Старый год уносит сны
Безмятежного расцвета.
На заре другой весны
Нет желанного ответа.

Новый год пришел в ночи
И раскинул покрывало.
Чьи-то крадутся лучи,
Что-то в сердце зазвучало.

Старый год уходит прочь.
Я невнятною мольбою,
Злая дева, за тобою
Вышлю северную ночь.

Отуманю страстью сны
Безмятежного расцвета,
Первый день твоей весны
Будет пламенное лето…

Двойнику


Ты совершил над нею подвиг трудный,
Но, бедный друг! о, различил ли ты
Ее наряд, и праздничный и чудный,
И странные весенние цветы?..

Я ждал тебя. А тень твоя мелькала
Вдали, в полях, где проходил и я,
Где и она когда-то отдыхала,
Где ты вздыхал о тайнах бытия…

И знал ли ты, что я восторжествую?
Исчезнешь ты, свершив, но не любя?
Что я мечту безумно-молодую
Найду в цветах кровавых без тебя?

Мне ни тебя, ни дел твоих не надо,
Ты мне смешон, ты жалок мне, старик!
Твой подвиг – мой, – и мне твоя награда
Безумный смех и сумасшедший крик!

«Черты знакомых лиц…»


Черты знакомых лиц,
Знакомые огни
Уходят от меня.
Мне памятны одни
Те, бедные мои,
Задумчивые дни,
Когда ты, притаясь,
Ждала меня в тени,
И путь бежал, виясь,
И были мы одни…

Таков он был тогда -
Мой сумрачный рассвет,
Начало всех блаженств,
Всех небывалых бед.
Когда же мне блеснет
Тот – настоящий свет?
Когда же мне сверкнет
Тот – пламенный рассвет?
Когда ж он пропоет
Тот – радостный ответ?

«Мы, два старца, бредем одинокие…»


Мы, два старца, бредем одинокие,
Сырая простерлась мгла.
Перед нами – окна далекие,
Голубая даль светла.

Но откуда в сумрак таинственный
Смотрит, смотрит свет голубой?
Мы дрожим мечтою единственной,
О, невнятное! пред тобой.

О, откуда, откуда мглистые
Заалели тучи, горя,
И нити бегут золотистые,
И сумрак румянит заря?..

Мы, два старца, в сумрак таинственный
Бредем, – а в окнах свет.
И дрожим мечтою единственной,
Искушенные мудростью бед.

Ночь на новый год


Лежат холодные туманы,
Горят багровые костры.
Душа морозная Светланы
В мечтах таинственной игры.

Скрипнет снег – сердца займутся -
Снова тихая луна.
За воротами смеются,
Дальше – улица темна.
Дай взгляну на праздник смеха,
Вниз сойду, покрыв лицо!
Ленты красные – помеха,
Милый глянет на крыльцо…
Но туман не шелохнется,
Жду полуночной поры.
Кто-то шепчет и смеется,
И горят, горят костры…
Скрипнет снег – в морозной дали
Тихий крадущийся свет.
Чьи-то санки пробежали…
«Ваше имя?» Смех в ответ…
Вот поднялся вихорь снежный,
Побелело всё крыльцо…
И смеющийся и нежный
Закрывает мне лицо…

Лежат холодные туманы,
Бледнея, крадется луна.
Душа задумчивой Светланы
Мечтой чудесной смущена…

Стихотворения 1902 года

«Я шел – и вслед за мною шли…»


Я шел – и вслед за мною шли
Какие-то неистовые люди.
Их волосы вставали под луной,
И в ужасе, с растерзанной душой
Зубами скрежетали, били в груди,
И разносился скрежет их вдали.

Я шел – и вслед за мной влеклись
Усталые, задумчивые люди.
Они забыли ужас роковой.
Вдыхали тихо аромат ночной
Их впалые измученные груди,
И руки их безжизненно сплелись.

Передо мною шел огнистый столп.
И я считал шаги несметных толп.
И скрежет их, и шорох их ленивый
Я созерцал, безбрежный и счастливый.

«Бегут неверные дневные тени…»



Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив – и ждет твоих шагов.

Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь;
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.

Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени…
Я озарен – я жду твоих шагов.

«Сгущался мрак церковного порога…»


Сгущался мрак церковного порога
В дни свадеб, в дни рождений, похорон;
А там – вилась широкая дорога,
И путник шел, закатом озарен.

Там не было конца свободной дали,
Но здесь, в тени, не виделось ни зги;
И каждый раз прохожего встречали
Из сумрака ответные шаги.

Церковный свод давал размерным звоном
Всем путникам напутственный ответ,
И в глубине, над сумрачным амвоном,
Остерегающий струился свет.

И, проходя в смеющиеся дали,
Здесь путник ждал, задумчив и смущен,
Чтоб меркнул свет, чтоб звуки замирали…
И дале шел, закатом озарен.

«Высоко с темнотой сливается стена…»


Высоко с темнотой сливается стена,
Там – светлое окно и светлое молчанье.
Ни звука у дверей, и лестница темна,
И бродит по углам знакомое дрожанье.

В дверях дрожащий свет, и сумерки вокруг
И суета и шум на улице безмерней.
Молчу и жду тебя, мой бедный, поздний друг
Последняя мечта моей души вечерней.

«Туман скрывает берег отдаленный…»


Туман скрывает берег отдаленный.
Ладья бежит – заметней и смелей.
Кто на руле – прекрасный и влюбленный
Тебе поет и гладит шелк кудрей?

Смотрю я вдаль без воли и без плена,
Мой берег пуст, но ясно вижу я -
Поет и блещет розовая пена,
В лучах зари бегущая ладья.

И внятен крик тоскующий и страстный,
И даль нема, и взор еще немей.
И на руле – влюбленный и прекрасный
Тебе поет и гладит шелк кудрей.

«Там, в полусумраке собора…»


Там, в полусумраке собора,
В лампадном свете образа.
Живая ночь заглянет скоро
В твои бессонные глаза.

В речах о мудрости небесной
Земные чуются струи.
Там, в сводах – сумрак неизвестный,
Здесь – холод каменной скамьи.

Глубокий жар случайной встречи
Дохнул с церковной высоты
На эти дремлющие свечи,
На образа и на цветы.

И вдохновительно молчанье,
И скрыты помыслы твои,
И смутно чуется познанье
И дрожь голубки и змеи.

«Из царства сна выходит безнадежность…»


Из царства сна выходит безнадежность -
Как птица серая – туман.
В явь ото сна умчит меня безбрежность,
Как ураган.

Здесь – все года, все боли, все тревоги,
Как птицы черные в полях.
Там нет предела голубой дороге -
Один размах.

Из царства сна звенящей крикну птицей,
Орлом – в туман.
А вы – за мной, нестройной вереницей,
Туда – в обман!

«Озарен таинственной улыбкой…»


Озарен таинственной улыбкой,
Проводил он дни земли.
Шел на берег – и на глади зыбкой
Льдистый призрак виделся вдали.

Открывались красные ворота
На другом, на другом берегу.
И там – прекрасное что-то,
Казалось, пело в лугу.

Озарен таинственной улыбкой,
Последние проводил он дни -
Не в дневной надежде зыбкой,
Не в ночной приветной тени.

«Но прощай, о, прощай, человеческий род!…»


Но прощай, о, прощай, человеческий род!
Ты в тумане свои переходишь моря -
Через Красное море туман поползет,
Я покинул туман, предо мною – Заря!
Я смотрю ей в глаза, о, народ, о, народ,
Думы нет, мысли нет, только льдина плывет
Голубая, холодная, – прочь от земли!
Озаренная солнцем смеется вдали!

«Мы преклонились у завета…»


Мы преклонились у завета,
Молчаньем храма смущены.
В лучах божественного света
Улыбка вспомнилась Жены.

Единодушны и безмолвны,
В одних лучах, в одних стенах,
Постигли солнечные волны
Вверху – на темных куполах.

И с этой ветхой позолоты,
Из этой страшной глубины
На праздник мой спустился Кто-то
С улыбкой ласковой Жены.

(Лето 1904)

На могиле друга


Удалены от мира на кладбище,
Мы вновь с тобой, негаданный мертвец.
Ты перешел в последнее жилище,
Я всё в пыли, но вижу свой конец.

Там, в синеве, мы встретим наши зори,
Все наши сны продлятся наяву.
Я за тобой, поверь, мой милый, вскоре
За тем же сном в безбрежность уплыву

«Я укрыт до времени в приделе…»


Я укрыт до времени в приделе,
Но растут великие крыла.
Час придет – исчезнет мысль о теле,
Станет высь прозрачна и светла.

Так светла, как в день веселой встречи,
Так прозрачна, как твоя мечта.
Ты услышишь сладостные речи,
Новой силой расцветут уста.

Мы с тобой подняться не успели, -
Загорелся мой тяжелый щит.
Пусть же ныне в роковом приделе,
Одинокий, в сердце догорит.

Новый щит я подниму для встречи,
Вознесу живое сердце вновь.
Ты услышишь сладостные речи,
Ты ответишь на мою любовь.

Час придет – в холодные мятели
Даль весны заглянет, весела.
Я укрыт до времени в приделе.
Но растут всемощные крыла.

«Целый день – суета у могил…»


Целый день – суета у могил.
В синеватом кадильном дыму
Неизвестный уныло бродил,
Но открылся – лишь мне одному.

Не впервые встречаюсь я с ним.
Он – безликий и странный пришлец.
Задрожали бы все перед ним,
Мне же – радостен бледный мертвец.

Мглистый призрак стоял предо мной
В синеватом куреньи кадил.
Он владеет моею душой.
Он за мною тогда приходил.

Январь 1902 (1918)

«Война горит неукротимо…»


Война горит неукротимо,
Но ты задумайся на миг, -
И голубое станет зримо,
И в голубом – Печальный Лик.

Лишь загляни смиренным оком
В непреходящую лазурь, -
Там – в тихом, в голубом, в широком
Лазурный дым – не рокот бурь.

Старик-пастух стада покинет,
Лазурный догоняя дым.
Тяжелый щит боец отринет,
Гонясь без устали за ним.

Вот – равные, идут на воле,
На них – одной мечты наряд,
Ведь там, в широком божьем поле,
Нет ни щитов, ни битв, ни стад.