Болезни Военный билет Призыв

Не стреляйте в белых лебедей описание. «Не стреляйте в белых лебедей» главные герои

Главного героя романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» зовут Егор Полушкин, но в деревне, где он живет, его знают как «бедоносца». У Егора есть жена Харитина, которой очень не повезло с именем, все называли ее просто Харей. Еще у него есть сын Колька, который добродушием и любовью ко всему живому пошел в своего отца.

Работал Егор на совесть, топором владел отменно и рад был трудиться, но только ему постоянно не везло. «Управлять тобой надо», - говорил ему свояк, Бурьянов Федор Ипатович. Федор Ипатович был муж Марьи, сестры Харитины. Жили они богато, и очень этим кичились. А разбогатели они тогда, когда вокруг поселка совсем не осталось лесов, а единственную рощу вдоль озера прозвали заповедной и назначили Федора Ипатовича туда лесником.

Дом у них в деревне самый большой и красивый – Егор своими руками строил, а за это Федор Ипатович обещал ему свой старый уступить. Избу то он уступил, вот только вынес оттуда все, что можно было. У Бурьяновых тоже был сын, Вовка. Хоть они с Колькой и были одного возраста, но совсем друг на друга не походили. Колька никогда ни на кого не держал обиды и всех любил, а Вовка с младенчества умел свою выгоду искать.

Когда семья Полушкиных переехала на новое место, у Егора сразу не заладилось с работой. Плотником он был искусным, вот только слишком уж он был совестливый и честный, и потому срывал все планы строительства. Ушел он из строительной бригады, устроился разнорабочим. Поручили ему копать траншею под канализационную трубу. Он копал усердно, а когда на пути попался муравейник, пожалел муравьиную семью, и обогнул его. За это его подняли на смех, и на новой работе Егор не задержался. Устроился он на лодочную станцию, да и там у него не сложилось.

Начальник станции Яков Прокопыч, видя усердие своего работника, доверил ему перевозить туристов на другой берег. Однажды, когда Егор помогал группе туристов обустраиваться на лесной опушке, он наткнулся на гигантский муравейник, и предложил туристам найти другое место, чтобы муравьи их не беспокоили. Однако один из мужчин попросил у Егора немного бензина, а тот, не догадываясь для чего он ему понадобился, с радостью его поднес. Ни Егор, ни помогавший отцу Колька, не ожидали, что турист заживо сожжет всю муравьиную семью. Туристы развеселились, решили выпить водки, а перед глазами отца и сына все еще стоял образ корчившихся в пламени муравьев. Чувствуя тяжесть на душе, Егор принял протянутую кружку с водкой и выпил ее залпом. А пил он редко, и пьянел быстро. А когда пьянел, то совсем не держался на ногах и очень от этого веселился. Туристы попросили его станцевать и смеялись, глядя на его неуклюжие попытки. Колька попытался остановить отца, но туристы подговаривали Егора поставить сына на место, и тот дал ему оплеуху. Колька с обидой убежал, а Егор, пытаясь вернуться на станцию, потерял с лодки мотор и весла.

Чтобы расплатиться с начальником, Егору пришлось заколоть кабанчика, да и тут его обманули, и выручил он только половину настоящей стоимости. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, Егор решил собрать липовое лыко, но отправившись в лес, увидел, что жители уже сгубили деревья ради денег. Отчаявшись, Егор меняется. Он больше не вкладывал в работу душу, а делал только то, что от него требовали. А еще он запил.

Так он жил, пока случай не завел его к учительнице своего сына, Нонне Юрьевне. Он помог ей отремонтировать крышу, а когда ее навестил лесничий, Егор проводил его на Черное озеро. Увидев, как искренне Полушкин любит лес и как готов ухаживать за ним, лесничий ставит его на место местного лесника.

Роман Васильева повествует о красоте природы, о человеколюбии и жалости ко всему живому. Он учит ценить жизнь выше денег и прислушиваться к своей совести.

Картинка или рисунок Не стреляйте в белых лебедей

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пришвин Еж

    В рассказе Михаила Пришвина очень иронично и завораживающе рассказывается о взаимоотношениях ежа и автора. У автора была бытовая проблема - мыши в доме

  • Краткое содержание Азазель Акунина

    Данный роман носит детективный характер. Он состоит из интриг, хитросплетений, неожиданных поворотов событий и приключений. Главным героем является Эраст Петрович, он невольно занимается расследованием, следовательно

  • Краткое содержание Мальчик Звезда Оскара Уайльда

    Нищий лесоруб притащил в дом малыша с янтарным украшением на шее, укутанного в мантию с яркими звездами. Нашел младенца в зимнем лесу, там, где упала звезда. Жена не с большим восторгом приняла эту весть

  • Краткое содержание Киплинг Книга джунглей

    История начинается с момента, когда мальчик заблудился в джунглях будучи маленьким ребёнком. По его следам идёт тигр Шер-Хан. Но ребёнок, дойдя до логова волков, спасается от тигра и обретает свою новую семью, в лице Отца и Матери волков

  • Краткое содержание Шукшин Калина красная

    Егор Прокудин выходит из зоны. Его мечта – завести собственное хозяйство. Он должен встретиться с будущей женой. Егор и Любовь Федоровна знакомы только по переписке.

Борис Васильев стал выразителем православной морали в советской литературе. Свою позицию он выражал не декларативно, а так, как делали это святые отцы в своих притчах. Примеры нестяжательского отношения к жизни героев этого русского писателя не назидательно-морализаторские - даже положительные персонажи отнюдь не идеальны. Но несут в себе они образ жизни праведный. К этой мысли приводит самый простой анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - одно из произведений, иллюстрирующих православную идею в творчестве Васильева.

Об авторе

Родился писатель земли Русской в Смоленске, в 1924 году. Родители его были дворянами, отец - офицер, служивший в Царской, а затем в Красной Армии. Когда началась война, Борис Васильев пошел добровольцем на фронт, служил в истребительном батальоне, затем в десантных войсках. После контузии учился в военной академии, испытывал новые образцы бронетехники. В 1954 году он понял, что призвание его - литература, уволился из армии и стал писать, сначала только сценарии. Спектакль «Офицер» - первая проба пера - оказался слишком смелым для своего времени и был запрещен. Впрочем, нравы были не такими жестокими, как еще совсем недавно: автору-фронтовику оставили шанс. После художественных фильмов «Очередной рейс» и «Длинный день» была долгая, почти десятилетняя пауза, а затем картина «Офицеры» покорила сердца зрителей. Любят ее и сегодня.

Время длительного творческого простоя было тяжелым, писатель подрабатывал, чем мог (сценарии КВНов, киножурналов и т. п.), но никогда не халтурил и был верен своим Наиболее яркими страницами его военной прозы стала пьеса «А зори здесь тихие…». Мирной жизни посвящена повесть «Не стреляйте в белых лебедей». Анализ произведения говорит о единой идеологической линии, пронзающей все творчество этого замечательного автора.

Главный герой

Егор Полушкин по характеру романтик. В деревне, с ее практичным бытом, это светлое свойство характера не ценится. Кажется, что именно о противоречии утилитарности и иррационального стремления к красоте написал свое произведение Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ более подробный, однако, наводит на мысль о более глубинной художественной цели автора. Егор не просто романтик - он противится стяжательству. Ему претит заработок любой ценой, и это проявляется во всех его поступках. Таких, возможно, часто считают бестолковыми, но на деле этот человек не может делать работу, не вкладывая в нее всю свою душу. Анализ повести «Не стреляйте в белых лебедей» прямо указывает, что перед нами - талантливый человек, отличающийся от окружающих стремлением к творчеству. Приоритетность самовыражения перед выгодой для Егора вполне естественна, потому он и выглядит человеком «не от мира сего». За что бы он ни взялся, все старается сделать по-своему, нестандартно и красиво. Вместо утвержденных номеров на лодках - зверюшки и цветы. Теперь каждое плавсредство можно отличить, но начальству такой способ маркировки не нравится, и все картинки приказано закрасить. Егора зовут «Бедоносцем», у него и в самом деле неприятностей хватает.

Родня Егора

Жену Полушкина зовут необычно - Харитиной (таким именем ее нарекли при крещении). Все бы ничего, если бы не необходимость в обиходном общении пользоваться сокращенной формой. Недобрые соседи зовут ее Харей, а сестра предпочитает употреблять к ней псевдозаграничное «Тина». Женщина она неплохая, но мужа не понимает и даже решается с ним расстаться. Впрочем, позже она осознает, с каким человеком живет рядом.

Сестра, Марьица, была инициатором переезда семьи Полушкина в поселок, где ее муж получил завидное место лесника. Федор Ипатович Бурьянов - важный человек, от него зависит распределение древесины, и о своих интересах он не забывает. Образ стяжателя вывел в его лице Борис Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ его личности приводит к удручающему выводу о том, что такое понятие, как совесть, ему неведомо. Он нещадно эксплуатирует свояка: тот строит для него крепкий дом, получив взамен избу-развалюху. Лес украден «большим начальником».

Сыновья

У Полушкина растет сын Коля, к которому подходит определение «чистоглазый». Парень похож на отца, но ранимей его, в нем сильно развито чувство эмпатии. Мальчик проявляет творческие наклонности: он пишет стихи, которые отец использует для ненавязчивой агитации за Полный антипод ему - «наследник» Бурьянова Вовка, никогда не страдающий от сопереживания, стремящийся урвать свою выгоду и часто плачущий от нанесенных ему обид, реальных и мнимых. Анализ романа «Не стреляйте в белых лебедей», с точки зрения однозначен, «конфликта отцов и детей» не предвидится. Впрочем, он возникает у Кольки и Егора, но обусловлен тем, что главный герой однажды выпил лишку и повел себя недостойно. Сын настолько честен, что не боится высказать свой взгляд на ситуацию, за что получает по шее. Вовка на такой поступок, очевидно, не способен. Он очень предприимчив и даже - небезуспешно - пытается торговать щенком, которого собирался утопить.

Коллеги и начальники

Полушкин окружен людьми чужими, не понимающими его и ничтожными - на мысль об этом наводит самый простой анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - повесть о борьбе хитрости с мудростью, стяжательства с бескорыстием, тупой практичности со стремлением к прекрасному. Помимо упомянутого плутоватого Бурьянова, в сюжете присутствуют Филя и Черепок - «друзьяки»-шабашники, они охотно пьют с главным героем, но столь же живо ополчаются на него, когда Егор, движимый состраданием, препятствует грабительским условиям, выставленным сельской учительнице за ремонт ее небогатого жилища. Сазанов, служивший начальником лодочной станции, относится к Полушкину терпимо, но до определенного предела, пока тот не переходит границ, сформированных в его разуме «жизненной усталостью». Иными словами, человек он недалекий.

Конфликт

Без конфликта нет сюжета, и, конечно же, он возник, остается лишь провести его анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - таково название повести, и не ради упомянуты в нем прекрасные белые птицы. Они стали символом поруганного добра, которое хотел принести людям главный герой. Чтобы вернуть его красивых обитателей, он покупает птиц. Его противникам, даже, скорее, врагам, не приходит в голову лучшего им применения, кроме как гастрономического. Они глушат рыбу, убивают лебедей и не останавливаются перед устранением столь ничтожной, по их мнению преграды, как «какой-то там» Полушкин. Эта «бульдозерная» психология находит выражение и в предыдущем конфликте, вспыхнувшем из-за сожженного муравейника, во время которого Егор повел себя недостойно.

Надежда

Есть еще два важных персонажа, которых вывел в своей повести Б. Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ образов Юрия Петровича Чувалова и сельской учительницы Нонны Юрьевны говорит о высокой порядочности обоих героев. Каждый из них честно занимается своим делом, они встречаются, и между ними завязываются серьезные отношения. Они развиваются не без проблем, но в конке концов все оканчивается благополучно. Характерно, что и у Юрия, и у Нонны складывается дружба с Егором. Он служит как бы пробным камнем, хотя сам парень к конфронтации не склонен, а, напротив, проявляет воистину христианское смирение в своем противодействии злу. Образы двух молодых людей, живущих в гармонии с собственными душами и окружающим миром, создают радостный фон, без которого финал произведения выглядел бы слишком пессимистично.

Финал

Егор опять поступил нерационально, вступив в конфликт и пойдя в одиночку против пьяных и жестоких браконьеров (он не был способен на какой-либо «Не стреляйте в белых лебедей» - титул-призыв, с которым автор обращается ко всем людям, предостерегая их от жестокости. За свою любовь к прекрасному главный герой заплатил жизнью. Перед смертью, на больничной койке, он прощает Федора Ипатовича, нелепо пришедшего к нему «мириться» с бутылкой французского дорогого коньяка. Следователю своих убийц он по доброте душевной не выдал. Мстительности нет в характере Полушкина. Показателен образ Фили, который ходит на его могилу и ухаживает за ней.

Будет ли озеро снова Лебединым? Остался на земле сын Колька, любящий все живое и прекрасное. На него вся надежда.

Анализ "Не стреляйте в белых лебедей" Бориса Васильева Борис Васильев стал выразителем православной морали в советской литературе. Свою позицию он выражал не декларативно, а так, как делали это святые отцы в своих притчах. Примеры нестяжательского отношения к жизни героев этого русского писателя не назидательно-морализаторские – даже положительные персонажи отнюдь не идеальны. Но несут в себе они образ жизни праведный. К этой мысли приводит самый простой анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - одно из произведений, иллюстрирующих православную идею в творчестве Васильева. Об авторе Родился писатель земли Русской в Смоленске, в 1924 году. Родители его были дворянами, отец – офицер, служивший в Царской, а затем в Красной Армии. Когда началась война, Борис Васильев пошел добровольцем на фронт, служил в истребительном батальоне, затем в десантных войсках. После контузии учился в военной академии, испытывал новые образцы бронетехники. В 1954 году он понял, что призвание его – литература, уволился из армии и стал писать, сначала только сценарии. Спектакль «Офицер» - первая проба пера - оказался слишком смелым для своего времени и был запрещен. Впрочем, нравы были не такими жестокими, как еще совсем недавно: автору-фронтовику оставили шанс. После художественных фильмов «Очередной рейс» и «Длинный день» была долгая, почти десятилетняя пауза, а затем картина «Офицеры» покорила сердца зрителей. Любят ее и сегодня. Время длительного творческого простоя было тяжелым, писатель подрабатывал, чем мог (сценарии КВНов, киножурналов и т. п.), но никогда не халтурил и был верен своим жизненным принципам. Наиболее яркими страницами его военной прозы стала пьеса «А зори здесь тихие…». Мирной жизни посвящена повесть «Не стреляйте в белых лебедей». Анализ произведения говорит о единой идеологической линии, пронзающей все творчество этого замечательного автора. Главный герой Егор Полушкин по характеру романтик. В деревне, с ее практичным бытом, это светлое свойство характера не ценится. Кажется, что именно о противоречии утилитарности и иррационального стремления к красоте написал свое произведение Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ более подробный, однако, наводит на мысль о более глубинной художественной цели автора. Егор не просто романтик – он противится стяжательству. Ему претит заработок любой ценой, и это проявляется во всех его поступках. Таких, возможно, часто считают бестолковыми, но на деле этот человек не может делать работу, не вкладывая в нее всю свою душу. Анализ повести «Не стреляйте в белых лебедей» прямо указывает, что перед нами – талантливый человек, отличающийся от окружающих стремлением к творчеству. Приоритетность самовыражения перед выгодой для Егора вполне естественна, потому он и выглядит человеком «не от мира сего». За что бы он ни взялся, все старается сделать по-своему, нестандартно и красиво. Вместо утвержденных номеров на лодках – зверюшки и цветы. Теперь каждое плавсредство можно отличить, но начальству такой способ маркировки не нравится, и все картинки приказано закрасить. Егора зовут «Бедоносцем», у него и в самом деле неприятностей хватает. Родня Егора Жену Полушкина зовут необычно – Харитиной (таким именем ее нарекли при крещении). Все бы ничего, если бы не необходимость в обиходном общении пользоваться сокращенной формой. Недобрые соседи зовут ее Харей, а сестра предпочитает употреблять к ней псевдозаграничное «Тина». Женщина она неплохая, но мужа не понимает и даже решается с ним расстаться. Впрочем, позже она осознает, с каким человеком живет рядом. Сестра, Марьица, была инициатором переезда семьи Полушкина в поселок, где ее муж получил завидное место лесника. Федор Ипатович Бурьянов – важный человек, от него зависит распределение древесины, и о своих интересах он не забывает. Образ стяжателя вывел в его лице Борис Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ его личности приводит к удручающему выводу о том, что такое понятие, как совесть, ему неведомо. Он нещадно эксплуатирует свояка: тот строит для него крепкий дом, получив взамен избу-развалюху. Лес украден «большим начальником». Сыновья У Полушкина растет сын Коля, к которому подходит определение «чистоглазый». Парень похож на отца, но ранимей его, в нем сильно развито чувство эмпатии. Мальчик проявляет творческие наклонности: он пишет стихи, которые отец использует для ненавязчивой агитации за бережное отношение к природе. Полный антипод ему – «наследник» Бурьянова Вовка, никогда не страдающий от сопереживания, стремящийся урвать свою выгоду и часто плачущий от нанесенных ему обид, реальных и мнимых. Анализ романа «Не стреляйте в белых лебедей», с точки зрения преемственности поколений, однозначен, «конфликта отцов и детей» не предвидится. Впрочем, он возникает у Кольки и Егора, но обусловлен тем, что главный герой однажды выпил лишку и повел себя недостойно. Сын настолько честен, что не боится высказать свой взгляд на ситуацию, за что получает по шее. Вовка на такой поступок, очевидно, не способен. Он очень предприимчив и даже - небезуспешно - пытается торговать щенком, которого собирался утопить. Коллеги и начальники Полушкин окружен людьми чужими, не понимающими его и ничтожными – на мысль об этом наводит самый простой анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - повесть о борьбе хитрости с мудростью, стяжательства с бескорыстием, тупой практичности со стремлением к прекрасному. Помимо упомянутого плутоватого Бурьянова, в сюжете присутствуют Филя и Черепок - «друзьяки»-шабашники, они охотно пьют с главным героем, но столь же живо ополчаются на него, когда Егор, движимый состраданием, препятствует грабительским условиям, выставленным сельской учительнице за ремонт ее небогатого жилища. Сазанов, служивший начальником лодочной станции, относится к Полушкину терпимо, но до определенного предела, пока тот не переходит границ, сформированных в его разуме «жизненной усталостью». Иными словами, человек он недалекий. Конфликт Без конфликта нет сюжета, и, конечно же, он возник, остается лишь провести его анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - таково название повести, и не ради красного словца упомянуты в нем прекрасные белые птицы. Они стали символом поруганного добра, которое хотел принести людям главный герой. Чтобы вернуть Лебяжьему озеру его красивых обитателей, он покупает птиц. Его противникам, даже, скорее, врагам, не приходит в голову лучшего им применения, кроме как гастрономического. Они глушат рыбу, убивают лебедей и не останавливаются перед устранением столь ничтожной, по их мнению преграды, как «какой-то там» Полушкин. Эта «бульдозерная» психология находит выражение и в предыдущем конфликте, вспыхнувшем из-за сожженного муравейника, во время которого Егор повел себя недостойно. Надежда Есть еще два важных персонажа, которых вывел в своей повести Б. Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ образов Юрия Петровича Чувалова и сельской учительницы Нонны Юрьевны говорит о высокой порядочности обоих героев. Каждый из них честно занимается своим делом, они встречаются, и между ними завязываются серьезные отношения. Они развиваются не без проблем, но в конке концов все оканчивается благополучно. Характерно, что и у Юрия, и у Нонны складывается дружба с Егором. Он служит как бы пробным камнем, хотя сам парень к конфронтации не склонен, а, напротив, проявляет воистину христианское смирение в своем противодействии злу. Образы двух молодых людей, живущих в гармонии с собственными душами и окружающим миром, создают радостный фон, без которого финал произведения выглядел бы слишком пессимистично. Финал Егор опять поступил нерационально, вступив в конфликт и пойдя в одиночку против пьяных и жестоких браконьеров (он не был способен на какой-либо ситуационный анализ). «Не стреляйте в белых лебедей» - титул-призыв, с которым автор обращается ко всем людям, предостерегая их от жестокости. За свою любовь к прекрасному главный герой заплатил жизнью. Перед смертью, на больничной койке, он прощает Федора Ипатовича, нелепо пришедшего к нему «мириться» с бутылкой французского дорогого коньяка. Следователю своих убийц он по доброте душевной не выдал. Мстительности нет в характере Полушкина. Показателен образ Фили, который ходит на его могилу и ухаживает за ней. Будет ли озеро снова Лебединым? Остался на земле сын Колька, любящий все живое и прекрасное. На него вся надежда.

Борис Васильев

Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора.

Я нахожу его в июньском краснолесье - неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди - серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине - задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении - терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным - разным для людей и разным для себя.

И разной была его жизнь - жизнь для себя и жизнь для людей.

А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе?

Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным - ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть.

Егора Полушкина в поселке звали бедоносцем. Когда утерялись первые две буквы, этого уже никто не помнил, и даже собственная жена, обалдев от хронического невезения, исступленно кричала въедливым, как комариный звон, голосом:

Нелюдь заморская заклятье мое сиротское господи спаси и помилуй бедоносец чертов…

Кричала она на одной ноте, пока хватало воздуха, и, знаков препинания не употребляла. Егор горестно вздыхал, а десятилетний Колька, обижаясь за отца, плакал где-то за сараюшкой. И еще потому он плакал, что уже тогда понимал, как мать права.

А Егор от криков и ругани всегда чувствовал себя виноватым. Виноватым не по разуму, а по совести. И потому не спорил, а только казнился.

У людей мужики так уж добытчики так уж дом у них чаша полная так уж жены у них как лебедушки!..

Харитина Полушкина была родом из Заонежья и с ругани легко переходила на причитания. Она считала себя обиженной со дня рождения, получив от пьяного попа совершенно уже невозможное имя, которое ласковые соседушки сократили до первых двух слогов:

Харя-то наша опять кормильца своего критикует.

А еще то ей было обидно, что родная сестра (ну, кадушка кадушкой, ей-богу!), так родная сестра Марья белорыбицей по поселку плавала, губы поджимала и глаза закатывала:

Не повезло Тине с мужиком. Ах, не повезло, ах!..

Это при ней - Тина и губки гузкой. А без нее - Харя и рот до ушей. А ведь сама же в поселок их сманила. Дом заставила продать, сюда перебраться, от людей насмешки терпеть:

Тут, Тина, культура. Кино показывают.

Кино показывали, но Харитина в клуб не ходила. Хозяйство хворобное, муж в дурачках, и надеть почти что нечего. В одном платьишке каждый день на людях маячить - примелькаешься. А у Марьины (она, стало быть, Харя, а сестрица-Марьица, вот так-то!), так у Марьицы платьев шерстяных - пять штук, костюмов суконных- два да костюмов джерсовых - три целых. Есть в чем на культуру поглядеть, есть в чем себя показать, есть что в ларь положить.

А причина у Харитины одна: Егор Савельич, муж дорогой. Супруг законный, хоть и невенчанный. Отец сыночка единственного. Кормилец и добытчик, козел его забодай.

Между прочим, друг-приятель приличного человека Федора Ипатовича Бурьянова, Марьиного мужа. Через два проулка - дом собственный, пятистенный. Из клейменых бревен: одно в одно, без сучка, без задоринки. Крыша цинковая: блестит - что новое ведро. Во дворе - два кабанчика, овец шесть штук да корова Зорька. Удоистая корова - в дому круглый год масленица. Да еще петух на коньке крыши, как живой. К нему всех командировочных водили:

Чудо местного народного умельца. Одним топором, представьте себе. Одним топором сработано, как в старину.

Ну, правда, чудо это к Федору Ипатовичу отношения не имело: только размещалось на его доме. А сделал петуха Егор Полушкин. На забавы у него времени хватало, а вот как бы для дельного чего…

Вздыхала Харитина. Ох, не доглядела за ней матушка-покойница, ох, не уходил ее вожжами отец-батюшка! Тогда б, глядишь, не за Егора бы выскочила, а за Федора. Царицей бы жила.

Федор Бурьянов сюда за рублем приехал тогда еще, когда здесь леса шумели - краю не видать. В ту пору нужда была, и валили этот лес со смаком, с грохотом, с прогрессивкой.

Поселок построили, электричество провели, водопровод наладили. А как ветку от железной дороги дотянули, так и лес кругом кончился. Бытие, так сказать, на данном этапе обогнало чье-то сознание, породив комфортабельный, но никому уже не нужный поселок среди чахлых остатков некогда звонкого краснолесья. Последний массив вокруг Черного озера областные организации и власти с превеликим трудом сумели объявить водоохранным, и работа заглохла. А поскольку перевалочная база с лесопилкой, построенной по последнему слову техники, при поселке уже существовала, то лес сюда стали теперь возить специально. Возили, сгружали, пилили и снова грузили, и вчерашние лесорубы заделались грузчиками, такелажниками и рабочими при лесопилке.

А вот Федор Ипатович за год вперед все в точности Марьице предсказал:

Хана прогрессивкам, Марья: валить вскорости нечего будет. Надо бы подыскать чего поспособнее, пока еще пилы в ушах журчат.

И подыскал: лесником в последнем охранном массиве при Черном озере. Покосы бесплатно, рыбы навалом, и дрова задарма. Вот тогда-то он себе пятистенок и отгрохал, и добра понапас, и хозяйство развел, и хозяйку одел - любо-дорого. Одно слово: голова. Хозяин.

И держал себя в соответствии: не елозил, не шебаршился. И рублю и слову цену знал: уж ежели ронял их, то со значением. С иным за вечер и рта не раскроет, а иного и поучит уму-разуму:

Нет, не обратал ты жизнь, Егор: она тебя обратала. А почему такое положение? Вникни.

Егор слушал покорно, вздыхал: ай, скверно он живет, ай, плохо. Семью до крайности довел, себя уронил, перед соседями стыдоба - все верно Федор Ипатыч говорит, все правильно. И перед женой совестно, и перед сыном, и перед людьми добрыми: Нет, надо кончать ее, эту жизнь. Надо другую начинать: может, за нее, за буду щую светлую да разумную, Федор Ипатыч еще рюмочку нальет, сдобрится?..

Да, жизнь обратать - хозяином стать: так-то старики баивали.

Правда твоя, Федор Ипатыч. Ой, правда!

Топор ты в руках держать умеешь, не спорю. Но - бессмысленно.

Да уж. Это точно.

Руководить тобою надо, Егор.

Надо, Федор Ипатыч. Ой, надо!..

Вздыхал Егор, сокрушался. И хозяин вздыхал, задумывался. И все тогда вздыхали. Не сочувствуя - осуждая. И Егор под их взглядами еще ниже голову опускал. Стыдился.

А вникнуть если, то стыдиться-то было нечего. И работал Егор всегда на совесть, и жил смирно, без баловства, а получалось, что кругом был виноват. И он не спорил с этим, а только горевал сильно, себя ругая на чем свет стоит.

С гнезда насиженного, где жили в родном колхозе если не в достатке, так в уважении, с гнезда этого в одночасье вспорхнули. Будто птицы несмышленые или бобыли какие, у которых ни кола ни двора, ни детей, ни хозяйства. Затмение нашло.

Тем мартом - метельным, ознобистым - теща померла, Харитины да Марьицы родная маменька. Аккурат к Евдокии преставилась, а на похороны родня в розвальнях съезжалась: машины в снегах застревали. Так и Марьица прибыла: одна, без хозяина. Отплакали маменьку, отпели, помянули, полный чин справили. Сменила Марьица черный плат на пуховую шаль да и брякнула:

Отстали вы тут от культурной жизни в своем навозе.

То исть как? - не понял Егор.

Модерна настоящего нету. А у нас Федор Ипатыч новый дом ставит: пять окон на улицу. Электричество, универмаг, кино каждый день.

Каждый день - и новое? - поразилась Тина.

Роман «Не стреляйте в белых лебедей» Васильев написал в 1973 году. Центральной темой произведения является тема человек и природа. Роман относится к произведениям деревенской прозы.

В романе природа является не просто фоном событий, но и отдельным героем повествования: через пейзажи, описания природных явлений передается общее настроение эпизодов, подчеркиваются чувства героев.

Главные герои

Егор Савельич Полушкин – плотник, любил природу и бережно к ней относился; часто попадал в неприятности и получил прозвище «бедоносец» (хотя был назван в честь Георгия Победоносца). У него было двое детей – Колька и маленькая Оля.

Бурьянов Федор Ипатыч – свояк Егора, женат на сестре Харитины Марье, лесник в охранном массиве при Черном озере

Колька – мальчик 10-ти лет, сын Полушкина, «чистоглазый мужичок» , любил природу, читать книги.

Другие персонажи

Юрий Петрович Чувалов – новый лесничий, уважал Полушкина, влюбился в Нонну Юрьевну.

Нонна Юрьевна – девушка 23-х лет, учительница Кольки, влюбилась в Чувалова.

Харитина Макаровна – жена Егора, мать Кольки и маленькой Оли.

Яков Прокопыч – начальник Полушкина на лодочной станции.

Филька, Череп – мужчины, с которыми Егор пил и шабашил.

От автора

«Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь». Егор всегда оставался самим собой, поступал «как велела совесть» .

Глава 1

«Егора Полушкина в поселке звали бедоносцем» . Все в поселке над ними насмехались. Федор Ипатыч, свояк Егора, был лесником и постоянно пользовался своим положением. Бурьянов осуждал и наставлял Егора.

Когда Полушкины переехали в город, Бурьянов отдал им свой старый дом, хотя и предварительно вывез пол и бревна из погреба. За это Егор возвел свояку пятистенный дом из клейменых бревен с резным петухом-флюгером.

Глава 2

Сын Егора и Харитины Колька был очень простодушным, во все верил, поэтому над ним, как и над отцом, часто насмехались. Мальчик хорошо ориентировался в лесу, умел утихомиривать злых собак.

Глава 3

«Не задалась у Егора Полушкина на новом месте привычная работа». Пока работал у Бурьянова все шло хорошо – тот его не торопил. Но в плотницких бригадах нужно было делать не качественно, а быстро, поэтому он нигде долго не продержался.

Егор устроился лодочником на лодочную станцию к Якову Прокопычу. Полушкин должен был ухаживать за лодками и пристанью, перевозить туристов.

Глава 4

Федора Ипатыча вызвал в область новый лесничий: возмущался, почему лес неустроенный и нет актов на порубку. Из области Бурьянов привез подарки, Кольке подарил компас.

На лодочной станции Егор трудился, как мог. Единственный раз он рассердил начальника: когда вместо номеров на лодке нарисовал птиц, зверей и цветы.

Глава 5

Приехали первые туристы. Их на лодке отвезли рыбачить Егор с Колькой. Недалеко от полянки, где туристы остановились, был большой муравейник. Приезжие сожгли его: «Человек – царь природы» . Егору и Кольке было жалко муравьев.

Туристы напоили Егора, начали над ним насмехаться, заставили танцевать. Колька со слезами на глазах просил прекратить. Туристы подначили Егора ударить сына. Пьяный Полушкин впервые ударил Кольку, и тот молча ушел.

Туристы сказали Егору уходить. Он все никак не мог отплыть, перевернул лодку. Таща перевернутую лодку на веревке, Егор потерял мотор.

Главы 6– 7

При первой же встрече новый лесничий спросил, во сколько обошелся Федору Ипатычу новый дом, подытожив, что это «дело уголовное» . Чтобы все уладить за деньги, Бурьянов начал искать способы заработать: за 30 рублей отвез туристов рыбачить в заповедное место.

Колька не хотел возвращаться домой и ночевал у учительницы Нонны Юрьевны.

За утерянный мотор Егору нужно было заплатить 300 рублей. Полушкин заколол кабанчика и повез его на рынок.

Глава 8

Полушкин побаивался базара, поэтому его легко обманули: купили свинью за 200 рублей, хотя она стоила 400.

Глава 9

Не удалось Егору заработать и на липовом лыке – пока он думал, другие уже ободрали деревья.

Глава 10

Полушкин, не видя никаких путей заработка, начал выпивать. У него появились друзья, с которыми он пил, – Филя и Черепок. Егор научился «шабашить» .

Харитина устроилась судомойкой в столовку. Иногда Егор тайно брал ее деньги.

Как-то, Вовка, двоюродный брат Кольки, пытался утопить щенка. Чтобы спасти животное, Колька обменял щенка на компас.

Глава 11

Нонна Юрьевна получала собственное жилье, но помещение было в аварийном состоянии. Егор согласился ей все отремонтировать.

Глава 12

«Федор Ипатович со всеми долгами расплатился, все справочки раздобыл» и поехал к новому лесничему Чувалову. Юрий Петрович оставил папку с его документами у себя: слишком Бурьянов не нравился Чувалову.

Глава 13

Когда Егор с Колькой ремонтировали жилище Нонны Юрьевны, к ним зашел приехавший в поселок Чувалов.

Глава 14

Сидя с Егором за столом, Чувалов его внимательно слушал, называя Полушкина по имени-отчеству.

На Черное озеро Чувалов взял с собой Егора, Кольку и Нонну Юрьевну.

Глава 15

По дороге к озеру под руководством Чувалова Колька вел «перепись зверья» .

Глава 16

Рано утром Егор у реки видел, любуясь, как Нонна Юрьевна купается голышом.

Вечером у костра Егор рассказал, что в старину Черное озеро называлось Лебяжьим. Пока остальные пошли обходить озеро, Егор выстрогал топором из липы фигуру тонкой гибкой женщины.

Глава 17

Узнав, что Полушкин с новым лесником пошли в лес, Бурьянов решил, что Егор метит на его место.

Глава 18

Юрий Петрович предложил Егору место лесника вместо Бурьянова. Егор согласился.

«Егор упоенно чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой» , ощущал себя счастливым. Как-то Полушкин увидел, что Филя и Черепок срубили дерево без разрешения и потребовал отдать топоры. Возмущенный Филя пригрозил ему.

Глава 19

Нонна Юрьевна уехала в Ленинград, чтобы снова увидеться с Чуваловым. После проведенной ночи Юрий Петрович сказал, что женат. Девушка тут же собралась и ушла.

Два года назад Чувалов женился на практикантке из Москвы Марине. Через три дня после свадьбы она уехала в Москву и пропала. Чувалов переживал, что у нее ребенок от него.

После случившегося Нонна Юрьевна уехала из поселка. Пытавшийся ее найти Чувалов поделился своей историей с Егором.

Через неделю Полушкина пригласили на Всесоюзное совещание в Москву.

Глава 20

Приехав в Москву, Полушкин, вспоминая рассказ Чувалова, разыскал Марину. Она была уже замужем и сказала, что ее ребенок не от Чувалова.

В министерстве Егора попросили сказать речь. Полушкин говорил о Черном озере, о том, что надо, чтобы такие озера «обратно звонкими стали: Лебяжьими или Гусиными, Журавлиными» . «Никакой человек не царь ей, природе-то. <…> Сын он ее, старший сыночек».

На деньги людей поселка Егор купил в зоопарке две пары лебедей.

Глава 21

Федора Ипатыча трижды вызывали к следователю: «видать дом отберут» .

Полушкин устроил птиц на Черном озере. В одну из дождливых осенних ночей приболевший Егор услышал удары на Черном озере и немедленно поспешил туда. Те самые туристы убили и варили в кастрюле лебедей. Полушкин потребовал их документы. Туристы сильно избили Егора и бросили.

Нашли Полушкина на следующий день, очнулся он уже в больнице. К Егору пришел Бурьянов просить прощения: среди браконьеров был и Федор Ипатыч. Полушкин никого не выдал и простил свояка. «Егор перешагнул боль, печаль и тоску» и умер.

От автора

У Федора Ипатыча отобрали дом, он уехал с семьей.

Чувалов женился на Нонне Юрьевне. Последи их квартиры стоит вытесанная Егором из липы белая дева.

«А Черное озеро так и осталось Черным. Должно быть, теперь уж до Кольки».

Заключение

Изображая двух героев, Егора и Федора Ипатыча, автор показывает два противоположных отношения к природе, окружающему миру: созидательный и утилитарный. Полушкин считает, что все вокруг нужно беречь, приумножать, он любит и ценит каждое дерево, каждого муравья. Бурьянов же только пользуется дарами природы, ему все равно, что будет после него.

Роман «Не стреляйте белых лебедей» был экранизирован в 1980 году (режиссер Р. Нахапетов).

Краткий пересказ «Не стреляйте в белых лебедей» будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется русской литературой.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 283.