Болезни Военный билет Призыв

Возрождение русских земель 14 15 века кратко. Русские земли в XIV веке. Образование Российского централизованного государства. Иван III

Подход турецкой армии и начало азовского сидения донских казаков

Тем временем Мурад IV наконец-то взял Багдад и в 1639 г. заключил мир с Ираном. Вот теперь у султана развязались руки для удара на север. Подстрекали его и поляки, заверяли, что с запорожскими набегами они покончили, значит, осталось покончить с донскими. И турки ограничиваться Азовом не собирались. Решили покорить Дон, изгнать и истребить казаков, а дальше… открывались пути для реализации того плана, который не удалось осуществить в 1569 г. Присоединить Астрахань, Казань… Весной 1640 г. Россия стала собирать на юге армию – все силы, даже солдатские полки со шведской границы. Ожидали турецкого вторжения. Но оно не состоялось. Мурад умер, в Стамбуле пошла неразбериха. И войско собрали только в 1641 г. Командующим стал Гассан-паша, ему выделялся флот из 43 галер, сотен галеотов и мелких судов. И армию численностью до 180 тыс.: из них 20 тыс. янычар, 20 тыс. спагов (поместной конницы), 50 тыс. татар, 10 тыс. черкесов. Плюс наемные европейские специалисты по осадам крепостей, вспомогательные войска из молдаван, валахов, болгар, сербов, масса землекопов, носильщиков. Артиллерия насчитывала 129 тяжелых орудий, 32 мортиры и 674 легких пушки. С турками был и крымский хан со своим полчищем. А казаков, которым теперь предстояло осадное «сидение» против турок, в Азове было много-много – тысяч пятнадцать, да женщин-казачек было сот восемь; их надо считать, потому что они усердно помогали своим мужьям в обороне.

Армада кораблей причалила южнее устья Дона, в 40 километрах от Азова, и начала высадку. Сюда же подошли крымцы и черкесы. А в Азове на тот момент находилось 5367 казаков – из них 800 женщин. Возглавил оборону – азовское сидение донских казаков – атаман Осип Петров. 24 июня подошла турецкая армия, заполонив все окрестности. И Гассан предложил защитникам оставить город. Указал, что помощи от царя они все равно не получат, а за согласие обещал 42 тыс. червонцев – 12 тыс. задатком, а 30 тыс. когда сдадут крепость. Казаки ответили: «Сами волею своею взяли мы Азов, сами отстаивать его будем; помощи, кроме Бога, ни от кого не ожидаем; прельщений ваших не слушаем, и хотя не орем и не сеем, но так же, как птицы небесные, сыты бываем. Жен же красных и серебро и злато емлем мы у вас за морем, что и вам ведомо. Будем и впредь так же промышлять; и не словами, а саблями готовы принять вас, незваных гостей».

Казачий героизм во время азовского сидения

На следующий день паша бросил на штурм 30 тыс. солдат. В яростной сече казаки-участники сидения били врага пушечным огнем, расстреливали из ружей, сбрасывали со стен и рубили лезущих янычар. И отбились – турки потеряли 6 тыс. Вынуждены были действовать осадой. Начали возводить батареи, полевые укрепления и по образцу взятия Багдада насыпать вал вокруг городской стены. Сидевшие в Азове донские казаки совершали вылазки, мешая работам. Разгоняли землекопов и прикрывавшие их части, разрушили четыре укрепления. Захватив 28 бочек пороха, подорвали турецкий вал. Между тем и остальное казачество поднялось на войну. Стало тревожить тылы вражеской армии. В этой войне впервые ярко себя проявила донская кавалерия. Преимущество в коннице у противника было подавляющим. Но в придонских степях и зарослях отряды казаков захватили полное господство. Нарушали связи осаждающих с Крымом, с оставшейся на побережье эскадрой. Уже вскоре турки стали испытывать недостатки в снабжении. Невзирая на трудности, они все же возвели вал выше крепостных стен, установили на нем орудия и начали жесточайшую бомбардировку. Мортиры закидывали город бомбами, сотня «проломных» пушек долбила стены, постепенно снося их до самой подошвы.

Но азовское сидение продолжалось. Донские казаки держались и в этом аду. И пока противник разбивал укрепления, насыпали позади них второй вал. Артиллерия стала бить по нему. А казаки позади второго начали воздвигать третий… Видя, что боеприпасы тают, Гассан периодически останавливал бомбардировку и предпринимал штурмы. Но они оборачивались лишь новыми потерями. На валах Азова храбро дрались и казачки. Брали ружья убитых мужей и братьев, отстреливались и рубились наравне с мужчинами, под огнем рыли землю, возводя укрепления. А у татар топтание на месте без добычи, нехватка пищи и фуража вызывали ропот. Они стали требовать, чтобы их отпустили от Азова пограбить русские окраины, собрать продовольствие. Командующий, чтобы не раздражать их, разрешил хану отправить нескольких мурз на «охоту». Но донские разъезды крутились рядом и держали врага под наблюдением. Одни татарские загоны, едва отдалившись от азовского лагеря, попали под удары казачьих отрядов и были разбиты. Других встретили царские войска, своевременно предупрежденные, потрепали и прогнали.

Гассан-паша из-за потерь и дефицита боеприпасов временно прекратил обстрел и атаки, ограничиваясь блокадой. Участники азовского сидения получили передышку, а их донские братья сумели извне прорваться в город, привести обоз с припасами и подкрепление (численность неизвестна). Но уже близилась осень. С августа залили дожди, ночи стали холодными. В турецком лагере, началась эпидемия, сотнями косившая солдат и рабочих, скученных в палатках и шалашах. Командующий обратился в Стамбул с просьбой отложить кампанию до весны. Но султан ответил: «Возьми Азов или отдай мне голову». Кое-как смогли доставить из Турции и провезти к Азову порох и ядра, и сражение возобновилось. Артиллерия разбила третий вал, сооруженный позади двух уничтоженных. Но защитники уже построили четвертый и отбивались за ним. Были снесены все постройки. Уцелела лишь церковь св. Николая Чудотворца, расположенная за горой, в мертвой зоне обстрела. А казаки-участники азовского сидения зарылись в землю, устроив жилища и укрытия от огня. Прорыли и подземные ходы под валом, по ночам делали вылазки, резали врагов.

Паша применил новую тактику. Стал каждый день посылать на штурм 10 тыс. солдат. Их отбрасывали. Тогда вступали в дело орудия и грохотали всю ночь. А наутро Гассан бросал в атаку на Азов другие 10 тыс., предоставляя отдых побитым накануне. И так продолжалось две недели подряд! Донские казаки держались из последних сил. Половина погибла. Остальные были переранены или больны. У них уже была выбита вся артиллерия, кончались боеприпасы и еда, однако азовское сидение продолжалось. Турки на стрелах посылали предложения заплатить по тысяче талеров каждому, лишь бы ушли. Они отказывались. За время осады среди казаков не нашлось ни одного изменника, ни одного перебежчика. Наконец, 26 сентября не выдержал крымский хан. Несмотря на угрозы паши, снял свое воинство и повел домой. Гассан в отчаянии продолжил атаки… Сидевшие в Азове казаки с отчаянным мужеством отражали турок; 24 приступа сделали турки, и всякий раз были отбиты с большим уроном. Они громили город и с моря, и с суши из больших стенобитных пушек, рыли подкопы; наконец, пускали в город записки, в которых сулили большие деньги за измену. Ничто не помогало. Ни один перебежчик не являлся к туркам, ни один пленник под самыми страшными пытками не сказал даже о числе защитников Азова.

Конец азовского сидения – отступление турок

Но силы участников сидения иссякали. Они уже давно превзошли все человеческие возможности. Однако пришел момент, когда стало ясно – больше оборонять Азов не получится. Даже и тогда о сдаче не заикнулся никто. Решили идти в рукопашную, или прорваться или погибнуть в бою. Наступила ночь на 1 октября, канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Праздника донских казаков. Собравшись в храме св. Николая Чудотворца, участники азовского сидения написали прощальное письмо царю и патриарху. Прощались и друг с другом. Долго молились и целовали крест и Евангелие на том, «чтоб при смертном часе стоять дружно и жизни не щадить». Многие дали обет – если уцелеют, постричься в монахи.

Выступили из Азова строем. Некоторым казакам было видение – что сама Богородица идет перед ними, показывает путь и защищает своим Покровом. И действительно, когда начало светать, земля оказалась укрыта густейшим туманом. Под его прикрытием казаки-участники азовского сидения вышли к позициям врага и… нашли турецкий лагерь пустым. Оказалось, что в эту же ночь паша снял осаду и начал отводить армию от Азова к кораблям. Это было чудо. И оно настолько воодушевило казаков, что изможденная и израненная горстка людей, выдержавших 3 месяца осады и 24 штурма, ринулась в погоню! Настигла турок, налетела на них, расстреливая последними зарядами мушкетов, рубя саблями. Среди неприятелей возникла паника. Они смешались и побежали, давя друг друга. Набивались в лодки, переворачивая их, бросались вплавь и тонули…

Пробившись попусту, потерявши около 20 тысяч людей, турки с позором отступили. Для них борьба против азовского сидения донских казаков обернулась полным разгромом, по разным оценкам, их армия потеряла 60–100 тыс. человек, на родину вернулась лишь треть. Казаков в «осадном сидении» полегло 3 тыс.

Земский собор по азовскому делу

Но теперь и самым отчаянным было ясно, что в режиме «вольного города» Азову существовать невозможно. Осип Петров послал в Москву от донских казаков, выстоявших в азовском сидении, станицу во главе с атаманом Наумом Васильевым и есаулом Федором Порошиным. Они везли подробный доклад с извещение о своём торжестве в осадном сидении и просьбу к царю – принять Азов в полное владение, прислать воеводу с войсками.

"Мы наги, босы и голодны, – писали они, – запасов, пороху и свинцу нет, – от этого многие казаки хотят идти врознь, а многие переранены".

Молодецкое азовское сидение донских казаков, хоть и "вольных", и "лихих воровских людей", но все же по крови русских, в Москве очень порадовало всех. Царь Михаил Федорович послал им щедрое жалованье и в грамоте своей хвалил их. "Мы вас, – говорил он, – за эту вашу службу, раденье, промысел и крепкостоятельство милостиво похваляем".

Теперь возник трудный вопрос: брать ли Азов от восторжествовавших в сидении казаков или нет. Дело было, с одной стороны, очень заманчиво, а с другой – весьма опасно: владея Азовом, можно было не только грозить татарам, удерживать их от набегов на русские украины, а при случае даже и попытаться завладеть Крымом; но принять Азов от казаков – значило навлечь на Россию войну с турками (нужны большие ратные силы, большие средства, а где их взять?). Ситуация тогда очень отличалась от тех русско-турецких войн, что произойдут сто-сто пятьдесят лет спустя, в XVIII в. Еще и Османская империя была намного сильнее, сохранялась угроза со стороны Польши и Швеции.

Решено было отдать азовское дело на рассмотрение земского собора. Царь указал: "Выбрать изо всяких чинов, из лучших, средних и меньших, добрых и умных людей, с кем об этом деле говорить" (1642 г.).

Собор собрался в столовой избе. Думный дьяк Лихачев изложил события азовского сидения донских казаков, заявил, что в Москву уже едет султанский посол и ему придется давать ответ; наконец, поставил собору такие вопросы:

– Государю царю за Азов с турским и крымским царем разрывать ли и Азов у казаков принимать ли? Если принять, то войны не миновать и ратные люди надобны будут многие, на жалованье им и на всякие запасы деньги надобны многие и не на один год, и такие великие деньги и многие запасы где брать?

Эти вопросы были записаны и розданы выборным людям, а они должны были "помыслить о том накрепко и государю мысль свою объявить на письме, чтоб ему, государю, про все то было известно".

Духовенство на вопросы об Азове отвечало, что о ратном деле рассуждать следует царю да боярам, а им, духовным лицам, все это не за обычай; их же дело Бога молить, а помогать ратным людям они готовы по мере сил.

Служилые люди (стольники, дворяне, боярские дети) высказались вообще за то, чтобы взять Азов; только охоты не выказывали служить с казаками, "людьми самовольными", советовали государю на помощь донцам, сидевшим в Азове, послать из ратных охочих и вольных людей.

– Людей в Азов, – говорили некоторые выборные из служилых людей, – велел бы государь прибрать охочих в украинских городах из денежного жалованья, потому что из этих городов многие люди прежде на Дону бывали и им та служба за обычай.

Двое из дворян изложили обстоятельнее свое мнение. Они тоже стояли за то, чтобы послать на подмогу казаков охочих, вольных людей; чтобы добытый казаками в геройском сидении Азов взять, потому что тогда не только крымцы будут в страхе, но подчинятся царю и ногаи, и другие татарские орды, и кавказские горцы; говорили, что лучше израсходовать деньги на войну, чем понапрасну тратиться на поминки крымцам, которые своей присяги никогда не соблюдают...

Стрелецкие головы и сотники отвечали на вопрос об Азове, что "во всем государева воля, а они, холопи его, служить рады и готовы, где государь ни укажет".

Дворяне и дети боярские из разных городов по большей части выражали такую же готовность.

Но были на соборе об Азове мнения и другого рода. Владимирские дворяне и дети боярские говорили, что государю и боярам ведома бедность их города.

Дворяне и боярские дети некоторых северных уездов советовали брать людей и деньги преимущественно с разбогатевших людей, причем говорили:

"Твои государевы дьяки и подьячие пожалованы твоим денежным жалованьем, поместьями и вотчинами и, будучи беспрестанно у твоих дел и обогатев многим богатством неправедным от своего мздоимства, покупали многие вотчины и домы свои построили многие, палаты каменные такие, что неудобь сказаемые. Блаженной памяти при прежних государях и у великородных людей таких домов не бывало".

Не пощадили обличители и своих братии.

"Некоторые наши братия, – говорили они, – будучи в городах у твоих государевых дел, ожирели и обогатели и на свое богатство накупили себе вотчин. Вот с таких-то "обогатевших" и "ожиревших" людей, по мнению выборных, и надо брать средства для войны".

"А бедных нас, холопей своих, – писали они, – разоренных и беспомощных, беспоместных и пустопоместных и малопоместных вели, государь, взыскать своею милостью поместным и денежным жалованьем, чтоб было чем твою государеву службу служить".

Дворяне из южных городов советовали в случае отправки войска на помощь казакам-участникам азовского сидения брать деньги и всякие запасы ратным людям, сколько за кем крестьянских дворов, а не по писцовым книгам (неправильно составленным).

"А мы, холопи твои, – прибавляли они, – с людьми своими и со всею своею службишкою против недругов твоих готовы, где ты укажешь; а разорены мы пуще турских и крымских басурманов московскою волокитою (проволочками в делах) от неправд и от неправедных судов".

Но, несмотря на эти жалобы и обличения, все служилые люди были за войну. Азовское сидение донских казаков своим геройством впечатлило всех.

Торговые люди заявили:

"Мы, холопи твои, торговые людишки, питаемся от своих промыслишков, а поместий и вотчин за нами нет никаких, службы твои государевы служим в Москве и в иных городах ежегодно и беспрестанно... сбираем твою государеву казну за крестным целованьем с великою прибылью: где сбиралось при прежних государях и при тебе в прежние годы сот по пяти и по шести, теперь там сбирается с нас и со всей земли нами же тысяч по пяти, по шести и более. А торжишки стали гораздо худы, потому что всякие наши торжишки на Москве и в других городах отняли многие иноземцы, немцы и кизильбашцы (персияне)... а в городах всякие люди обнищали и оскудели до конца от воевод".

Затем торговые люди сборы на войну за Азов с них полагали на государеву волю и прибавляли в заключение, что "рады служить своими головами за Царское здоровье и за православную веру помереть".

Люди низшего чина, сотские и старосты черных сотен и слобод, от имени всех тяглых людей объявили:

"Мы, сироты твои, тяглые людишки, по грехам своим оскудели и обнищали от великих пожаров, от пятинных денег, от поставки людей, от подвод, от великих податей и от разных служб в целовальниках... Всякий год с нас, сирот твоих, берут в государевы приказы по ста сорока пяти человек в целовальники, да с нас же берут извозчиков с лошадьми стоять беспрестанно при земском дворе для пожарного случая, а мы платим тем целовальникам да извозчикам каждый месяц подможные кормовые деньги. И от великой бедности многие тяглые людишки из сотен и из слобод разбрелись розно и дворишки свои покидали".

Уход участников сидения из Азова

Таким образом, царь из уст выборных людей узнал о полной готовности жертвовать своим достоянием и даже жизнью на пользу родной земли, но услышал также и о бедственном положении ее, особенно черных людей, – и убедился, что еще надо думать не о войне, а о строении своей земли.

На верность сидевших в Азове казаков трудно было полагаться, а без них Москве трудно было бы оборонять от турок отдаленный Азов. Город оказался по досмотру так разбит и разорен, что нельзя было его скоро поправить. Наконец, к царю пришли из Молдавии вести, что султан поклялся в случае войны с Москвою истребить всех православных в своих владениях.

Царь послал 30 апреля участникам азовского сидения приказ покинуть Азов. Русским послам, отправленным в Константинополь, наказано было сказать султану:

– Вам самим подлинно известно, что донские казаки издавна воры, беглые холопи, живут на Дону, убежав от смертной казни, царского повеленья ни в чем не слушаются, и Азов взяли без царского повеленья, помощи им Царское величество не посылал, вперед за них стоять и помогать им государь не будет, ссоры из-за них никакой не хочет.

Тем временем в Турции же провал борьбы против азовского сидения донских казаков вызвал настоящую бурю. Гассан-паша попал в тюрьму. Султан Ибрагим Безумный, разъярившись, учинил массовую резню христиан. Для взятия Азова стала формироваться вторая армия, возглавил ее сам великий визирь Мухаммед-паша. В Москве об этом узнали от русской агентуры. Михаил Федорович отправил на Дон дворянина Засецкого и есаула Родионова с 15 казаками, они везли указ: «Ведомо нам учинилось заподлинно, что Ибрагим… отправил сильную рать воевать нашу украину, и всех христиан, находящихся в его владениях, велел побити. Нашей же рати за кратостью времени не успеть притти под Азов, принять его и вооружить… Дабы напрасно не пролить христианской крови, повелеваем вам, атаманам и казакам, и всему Великому Войску Донскому Азов оставить и возвратиться по своим куреням…». Необъявленная война уже началась. Отряд, везший грамоту, попал у Северского Донца в засаду турок. Засецкий с несколькими казаками сумел прорваться и доставить указ по назначению. Обсудив его на кругу, казаки начали эвакуацию добытого ими во время храброго сидения Азова. Вынесли иконы, вывезли церковную утварь, 80 пушек. Вырыли даже останки погибших, «да не оставит их братство в басурманской земле». В июне показался турецкий флот. При его приближении последний отряд казаков взорвал остатки крепостных сооружений и ушел вслед за товарищами.

Визирь нашел на месте Азова лишь груду развалин. И двигаться вглубь Дона не рискнул. Без тыловых баз, каковой мог стать только Азов, удаляться от моря было опасно. Мухаммед-паша предпочел отрапортовать, что «овладел крепостью», оставил команды для ее восстановления и вернулся в Стамбул. Казалось бы, самое крупное самостоятельное предприятие казачества завершилась впустую?… На самом деле – нет! Именно благодаря азовскому сидению донских казаков, оттянувшему на себя силы турок и татар, Россия смогла быстро и беспрепятственно построить Белгородскую засечную черту! Тысячекилометровую систему сплошных засек, рвов, валов с частоколами. Возникли 25 новых крепостей: Коротояк, Усмань, Козлов и др. А между городами через каждые 20–30 км встали острожки с гарнизонами и дозорами. Таким образом сидевшие в Азове казаки помогли России занять и освоить всю черноземную полосу – нынешние Курскую, Белгородскую, Орловскую, Воронежскую, Липецкую, Тамбовскую области.

«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»

С этими событиями связан и первый из дошедших до нас памятников казачьей литературы – «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», созданная есаулом Федором Ивановичем Порошиным. Великолепнейшее историческое и поэтическое произведение, своим стилем напоминающее древние былины. Участники азовского сидения в ней сражаются, будто «впрямь на Руси богатыри святорусские». Не только за Дон, но и за все «государство Московское», которое «велико и пространно, сияет светло посреди паче всех иных государств и орды бусурманской аки в небе солнце». А разве может оставить читателя равнодушным эпизод, где казаки, идя из Азова в последний бой, прощаются: «Не бывать уж нам на Святой Руси: смерть наша грешная в пустынях за наши иконы чудотворные, за веру христианскую, за имя государево». И обращаются к родной природе: «Простите нас, леса темные и дубравы зеленые, простите нас, моря синие и реки быстрые…» А завершается «Повесть» словами: «Была казакам слава вечная, а туркам укоризна вечная».

Соединение донского казачьего войска с Россией

Нападения на Азов султан казакам не простил. В 1643 г. на Дон обрушились крымцы и силы азовского гарнизона. Были сожжены Монастырский, Черкасский и ряд других городков. И казаки обратились в Москву. Доносили, что не в состоянии «противиться совокупной силе турской и татарской». Но Земский Собор в 1642 г. принял решение не только о том, чтобы не принимать Азов. Он постановил оказать покровительство казакам. Царь и Боярская Дума были того же мнения. На Дон был направлен воевода Кондырев с 3 тысячами стрельцов, тысячу «новых казаков» навербовал на подмогу воевода Красников. Местом для нового центра Войска был выбран Черкасский остров, на котором под руководством атамана Павла Федорова в апреле 1644 г. взамен сгоревшего городка была построена крепость. Возводили ее и поселились в ней казаки шести станиц, двух Черкасских (украинских), Павловской, Средней, Прибылянской и Дурновской. Здесь разместился и гарнизон царских войск. С этого времени Дон прочно воссоединился с Россией, и царь стал обращаться в грамотах к «нашему Донскому Войску».

Историки-дворяне и либералы XIX в., писали о том, как государство после азовского сидения казаков усмирило «вольницу», обратив ее на полезную службу. Советские авторы и эмигранты из числа казачьих сепаратистов рассуждали иначе – дескать, самодержавие ущемляло волю казаков, превращая их в «служилое сословие». Оба взгляда глубоко неверны. Уже отмечалось, что понятие «воля» весьма глубоко и многозначно. В Польше действительно власть стремилась подавить казаков и уничтожить их волю. Однако Дон, Терек, Яик не были покорены силой. Единение с государством произошло волей самих казаков. Они по своей воле ограничили собственную свободу, обретя за это большую силу. Кстати, Михаил Федорович отнесся к казачьим вольностям очень деликатно. Автономия и традиции Войска Донского и после азовского сидения были полностью сохранены. Во внутреннее самоуправление Москва не вмешивалась и воеводам на Дону вмешиваться запрещала, они получали права лишь военных командиров. Мало того, находились в подчинении атаманов. Им предписывалось действовать «заодно с казаками под атаманским началом», потому что «донские казаки люди самовольные». Не вводились российские законы, сохранялось войсковое право. Царь признал даже традицию не выдавать беглых. Только просил, чтобы во избежание недоразумений их не посылали в Москву. И чтобы им не давали «государева жалованья», поскольку оно высылается из расчета на «старых казаков».

На юге казаки вели постоянную борьбу с Турцией за свободный выход в море, а также против турецкой экспансии и набегов на казачьи земли. Вернувшись на Дон к 1549 г. Целым племенем, усиленным притоком казаков белгородских, они сразу же предъявили свои права на Азов. Причины такой настойчивости казаков были глубже, чем желание господствовать над выходом в море. Наши предки сознавали, что Азов — это ключ ко всему Дикому Полю. Кто хотел быть хозяином на Дону и на Нижнем Днепре, кто хотел прекращения постоянных нападений на казачьи поселения, кто хотел заниматься производительным трудом со спокойной уверенностью в завтрашнем дне, тот должен был во что бы то ни стало владеть нижним течением Дона и препятствовать не только пребыванию там враждебных сил, но и переправам через реку каких-либо ордынских улусов. Для того что бы осуществить вековые мечты о свободной от страха и боевых тревог, спокойной трудовой и независимой жизни на своем Присуде, казаки и стремились утвердиться в Азове. Турки же, в свою очередь, понимали, что, потеряв Азов, им придется оставить и Северный Кавказ. Поэтому в их планы входило не только удержать в своих руках донскую дельту, но и всех казаков «з Дону перевесть и Дон реку очистить».

Б. А. Богаевский в одном из своих очерков указывает и другую причину, побудившую казаков к нападению на Азов: «Настойчивое желание овладеть Азовом исходило и из идеологических соображений — в памяти населения Дона сохранилось предание, что Азов был когда-то городом донских казаков, что в нем находился храм св. Иоанна Крестителя, считавшегося покровителем Войска».

Наконец, воспользовавшись тем, что Турция вела войну с Персией и Венгрией, казаки захватили крепость Азов, тем самым круто изменив положение в свою пользу. На Азов — мощную турецкую крепость, располагавшую 4-тысячным гарнизоном и 200 пушками, опирались крымские и ногайские татары, совершая разорительные набеги на южные районы России, и в то же самое время Азов мешал самим казакам совершать аналогичные набеги на турецкие и крымско-татарские владения. Также в Азове действовал один из крупнейших в этом регионе невольничьих рынков. Захват Азова был одним из самых поразительных событий во всей мировой военной истории.

9 апреля 1637 года Круг постановил поход. В течение десяти дней производилась подготовка необходимых для штурма приспособлений: фашин, плетеных тур, лестниц и т.п. 19 апреля со-единенные силы появились под стенами крепости. Казаков было не больше 6—7 тысяч во главе с Войсковым атаманом Михаилом Татариновым. Их ожидала сложная задача: взять внушительную крепость, окруженную рвами, валами и высокими стенами, за которыми находился гарнизон отборных янычар и спагов. Надо было преодолеть их сопротивление под огнем двух сотен пушек, располагавших неисчерпаемым запасом амуниции. При одинаковом количестве бойцов у наступающих и обороняющихся казаки использовали инженерные приемы, они окружили город рвами, соорудили насыпи, на которые установили пушки, затем провели подкоп под стену, взорвали ее, ворвались в пролом и уничтожили весь гарнизон. В ходе штурма было убито 1100 казаков. В руки победителей попали богатая добыча и чуть не годовой запас продовольствия. 1670 христианских невольников получили свободу. Взяв Азов, казаки восстановили и усилили обороноспособность его укреплений, отремонтировали полуразрушенные христианские храмы.

Султан Мурад IV получил донесение о взятии Азова казаками в Персии, где он штурмовал Багдад. Прислал в Москву посла с укоризной. Царь ответил так: «Мы за них не стоим, хотя их, воров, всех в один час велите побить».

В ярости от случившегося у него под носом султан Мурад не знал покоя ни днем, ни ночью. В своей империи он приказал закрыть все винные лавки и кофейни. За распитие вина, питье кофе, курение табака наказание следовало одно — смерть. Несмотря на это, сам Мурад запил в горькую и умер.

К власти пришел полусумасшедший султан Ибрагим, вместо которого правила его мать с визирем Мухамет-пашой. Первым делом они снеслись с крымским ханом. Тот ответил: «Если мы дадим им время на передышку, они опустошат берега Анатолии своими эскадрами. Я не раз докладывал Дивану, что по соседству с нами имеются два... опорных пункта, которые нам бы следовало занять. Теперь ими стали владеть русские».

Действия казаков разрушили планы Турции, которая готовилась к походу на Москву с 200-тысячным войском. Турецкая армия заблокировала Азов, блокада длилась с 1637 по 1641 год. Началась эпопея, получившая в истории наименование Азовское сидение.

Постоянный гарнизон крепости состоял из 1400 человек. Но когда на Дону узнали о движении к Азову огромной турецкой армии, со всех сторон казачьего присуда потянулись пополнения.

К началу осады в крепости собралось около четверти всего боевого состава находившихся на Дону казаков, свыше 5300 воинов. С ними осталось 800 жен, не уступавших в доблести своим мужьям. В гарнизоне Азова оказались и запорожцы. Часть из них брала город и осела в нем на жительство. Да и вообще в те годы на Дон непрерывно прибывали днепровские казаки, которых принимали здесь как братьев единых по имени, по крови, по вере, быту и даже по основной низовой донской речи.

Весной 1638 года возвратившийся из плена атаман Сафон Бобырев показал в Разрядном приказе следующее: «А в верхние де городки из Азова при нем, Сафоне, казаки послали весть, чтоб казаки все ехали к ним в Азов». И казаки с верховьев Дона шли, ехали, плыли туда, где, как все понимали, предстояли жестокие битвы с противником.

Предложение помощи казакам в январе 1640 года пришло в Азов даже из далекой Персии. Шах Сефи I прислал в Азов посла Мараткана Мамедова со свитой в 40 человек. Его величество предложил бескорыстно для борьбы против общего врага 20 тысяч своего отборного войска. Казаки от помощи иноверцев отказались.

Войсковой атаман верхнедонской казак Осип Петров и его товарищ (заместитель) Наум Васильев создали мощную систему обороны. Под техническим руководством прибылого казака мадьяра Ивана (Югана) Арадова были подняты стены и валы, вырыты минные ходы и слухи для своевременного обнаружения подкопов противника.

Турецкая империя двинула на Азов 20 тысяч янычар, 50 тысяч крымских татар, 10 тысяч черкесов, множество других воинов Аллаха. Через море на 43 галерах и множестве линейных судов было доставлено 129 проломных пушек, ядра которых весили до двух пудов, 674 мелкие пушки и 32 зажигательные мортиры, стрелявшие ядрами, начиненными «греческим огнем» (напалмом). Войсками командовал силистрийский паша Гуссейн-Дели, крымской конницей — хан Бегадырь, флотом — ага Пиал.

24 июня 1641 г. турки и их союзники обступили Азов от Дона до моря. Все пространство степи перед крепостью, от горизонта до горизонта, заполнили войска. Парламентеры предложили за сдачу города 12 тысяч червонцев сразу и 30 тысяч — по выступлении из него. Казачий ответ был таким: «Сами волею взяли мы Азов, сами и отстаивать будем, помощи, кроме Бога, ни от кого неожидаем и прельщений ваших не слушаем, не словами, а саблями примем вас...» Казаки под началом Наума Васильева предприняли успешные вылазки через подземные галереи.

25 июня турецкие батареи открыли ураганный огонь. Потом последовал жестокий приступ. Янычары упорно шли вперед с криком «Алла!». Они встретили твердый отпор. После этого началась беспрерывная изматывающая осада. Свежие турецкие войска, сменяя друг друга, день и ночь лезли на стены. Наум Васильев передал атаманскую власть Осипу Петрову. Казаки не имели возможности ни для сна, ни для отдыха. Турецкая артиллерия до подошвы снесла крепостной вал. Казаки насыпали новый. 17 турецких минных галерей были обнаружены и взорваны. Паша Гуссейн-Дели стал просить подкрепления. Но получил ответ: «Возьми Азов или отдай свою голову!»

Московский посол в Константинополе Афанасий Буколов и толмач (переводчик)1 Богдан Лыков передали царю благодарность визиря за то, что тот ничем не помог казакам. Одновременно он сообщал, что турки и их союзники из 150 тысяч воинов потеряли уже 100 тысяч, Визирь горестно жаловался: «А не взяв де Азова и нам де николи в покое не быть, всегда жа себя ждать гибели. Как де казаки умножатся и город укрепят и нам де в Царьграде не отсидеться». 

Крымский хан начал отступать от Азова, несмотря ни на какие угрозы, просьбы, убеждения и посулы. К этому времени казаки лишились всей своей артиллерии. Припасы подходили к концу. Казаки стали прощаться: «Простите же нас, леса темные и дубравы зеленые; простите нас, поля чистые и тихие заводи; простите нас, море синее и Тихий.Дон Иванович!» - 25 сентября отслужили молебен. Все до одного построились в колонну. Казаки, женщины, раненые, больные. Открыли ворота и пошли в последний бой. Не смерть была страшна, а плен. Все были готовы пробиться или умереть. В утреннем тумане дошли до турецких позиций. Но они оказались брошенными противником. Только издалека доносился топот и шум отступавших.

Так закончилась битва, вошедшая в историю под названием Азовское сидение. Для тогдашнего мира Азов стал символом не только казачьей; но и русской славы.

28 октября 1641 года атаман Осип Петров отправил царю посольство с просьбой взять Азов под свою руку. Решение этого вопроса было возложено на Боярскую Думу и конкретно на боярина Морозова. Был даже собран Собор. Переговоры тянулись месяцами и ни к чему не привели.

Прошло два года после достопамятной защиты Азова, когда казаки получили царский указ покинуть Азов, возвратиться по своим куреням или же отойти на Дон, «кому куда пригодно будет». Из страха войны с турками Московское государство отказалось содержать в отдаленной крепости свой гарнизон. Тогда казаки вывезли оттуда все запасы, артиллерию," снаряды, подкопали уцелевшие башни и стены, затем, оставив небольшой отряд, перешли с чудотворной иконой Иоанна Крестителя на Михин остров, что против устья Аксая. И в том же году появились в виду Азова - 38 турецких кораблей. Казаки, бывшие в крепости, немедленно взорвали подкопы, и турки вынуждены были раскинуть шатры на развалинах одной из сильнейших своих крепостей. Мустафа-паша, начальствовавший флотом, за неимением лучшего, обнес город частоколом, а из барочного лесу сделал казармы.

Несколько позже туркам пришлось восстановить крепость, хотя далеко не в прежнем виде — ту строили генуэзцы, мастера этого дела, с тем чтобы через сто лет, после двухкратной защиты, навсегда от нее отступиться в нашу пользу. А в России продолжалось строительство Белгородской черты длиною 800 километров, Закончилось оно только в 1658 году. Этой оборонительной линией Москва отделилась не только от своих врагов — турок и татар, но и от казаков...

В 1867 году на пожертвования казаков в Монастырском урочище близ Старочеркасска была построена часовня, в фундамент которой заложена надпись: «Во славу Преблагого Бога, Пресвятых Богоматери и защитника Азова св. Иоанна Предтечи заложен памятник сей в честь и вечную славу донских героев, покоривших Азов в 1637 году и защитивших его в 1641 году от 300-тысячной турецкой армии»."

3rm.info

21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали крепость до 1642 года. Так началась одна из страниц славной Русской - т. н. Азовское сидение.

Предыстория осады


С древности территоря Азова считалась весьма выгодным для торговли и связи с другими землями местом. Она входила в державу киммерийцев, более двух тысяч лет назад здесь основывали свои поселения скифы, затем на территории современного города Азов греко-меотским населением было основано два поселения: Паниардис (ныне это Крепостное городище в центре города) и Патарва (ныне это Подазовское городище на западной окраине города Азова). Затем эта территория входила в состав Понтийского царства, земель сарматов, гуннов, Хазарии, а после падения Хазарии вошли в состав русского Тьмутараканского княжества. В 1067 году город был окончательно подчинён половцами и получил нынешнее свое название - Азов. В XIII веке генуэзские купцы возвели здесь каменную крепость, город стал центром работорговли Приазовья. Здесь продавали пленников крымские татары и ногайцы, опустошавшие южнорусские земли.

После того как Крымское ханство стало вассалом Османской империи, Азов был превращён в мощную крепость на левом берегу Дона всего в 8 км от моря: одна часть укреплений располагалась у реки, другая - на холме. Каменная стена крепости со стороны Дона возвышалась на 20 метров. Стены окружали рвы шириной 8 м и глубиной до 3,5 м, кроме того, крепость имела мощное артиллерийское вооружение - 200 пушек на 1200 м периметра, всё это делало крепость неприступной. А гарнизон состоял из 4 тыс. янычар (янычары – элитное подразделение Османской империи, которое создавали в основном из детей христиан, отобранных у родителей с помощью т. н. «налога кровью») и 1,5 тыс. иных воинов. Турецкий гарнизон обладал большой автономностью – запасом продовольствия и пороха на год.

Крепость стала форпостом Османской империи и постоянным источником военной угрозы для Руси. Кроме того, крепость фактически закрывала донскому казачеству выход в Азовское море, а затем Чёрное море для набегов на берега Крымского ханства и Турции. Казаки этими походами решали две основные цели: во-первых, освобождали пленных, наносили чувствительные удары врагам; во-вторых, захватывали богатые трофеи. А турки теперь зорко стерегли водный путь по Дону. С целью контроля над рекой, поперёк реки протянули тройную железную цепь с сигнальными колоколами, эту цепь закрепили на береговых каменных башнях с орудиями, таким образом турки полностью контролировали выход в море и могли утопить нарушителей перекрестным картечным огнем. Кроме того, преграду страховали тем, что у крепости всегда дежурили галеры, вооруженные пушками. Правда, и казаки были не лыком шиты и, бывало, ухитрялись прорваться через преграду в густой туман или под покровом ненастной ночи. Турецкую охрану изводили тем, что пускали по течению бревна, которые бились о цепи, турки открывали огонь, а когда бдительность охраны притуплялась, казачьи отряды одним броском проскальзывали под цепями.

Но крепость хоть и не остановила полностью вылазки казаков, всё же могла блокировать их крупные отряды. В итоге зимой 1636 года казачий круг принял решение: «Идти на Азов и промысел над ним учинить!». Гонцы прошлись по казачьим поселениям, сообщив весть: «Готовиться к войне!» Для похода на Азов было собрано 4,5 тыс. донцов и 1 тыс. запорожцев.

Захват Азова

Для успеха операции замысел Азовского похода держали в тайне, но в это же время через Дон проезжал в Москву турецкий посол грек Фома Кантакузен. Приготовления казаков не прошли мимо его намётанного глаза, азовский паша был предупреждён об угрозе нападения, правда, и враг не ушёл от наказания – казаки его изловили и порубили на части. Когда казачье войско 21 апреля 1637 года выступило в поход, турки его уже ждали: на высоких стенах крепости у подготовленных пушек стояли команды пушкарей с зажженными фитилями. У турков не было ни малейшего сомнения, что конным отрядам казаков при 4-х фальконетах - малокалиберных пушках, которые стреляли фунтовыми ядрами, - никогда не взять мощной каменной крепости с первоклассными укреплениями, отличной и храброй пехотой, многочисленной артиллерией и изрядными запасами продовольствия, пороха, иного боеприпаса для обороны.

Это была стандартная для врагов Руси недооценка ратного мастерства и смекалки наших воинов. После двухмесячной осады казаки подвели под стену «мину», взорвали её; ворвавшись в крепость, казаки, потеряв 1100 человек в этом бою, безжалостно истребили турецкий гарнизон и жителей, наживавшихся на работорговле. При этом они освободили 2 тыс. русских невольников.

После штурма новые хозяева города начали новую мирную жизнь: вновь был освящён старый храм Иоанна Крестителя, заключён мир с ногайцами, налаживались торговые связи с городами Кафа, Керчь. Казаки объявили Азов вольным христианским городом.

Подготовка обороны

Понятно, что турки такого спустить не могли – Османская империя была тогда могучей империей в расцвете своей мощи. Правда, в тот период Османская империя из-за войны с Ираном (ирано-турецкая война 1623-1639 годов) не могла отправить войско, чтобы вернуть крепость. Поэтому послали своих вассалов – крымчаков, уже в январе 1638 года крымский хан явился под крепостные стены Азова с 14 тыс. всадников, но ничего не добившись, был вынужден ретироваться. Тогда он захотел решить вопрос миром - купить казаков, предложив им отступные 40 тыс. червонцев за оставление Азова. Казаки отказались.

Понимая, что решающий бой неизбежен, казаки начали к нему всестороннюю подготовку, дипломатическую и военную: были отправлены послы в Москву, они просили государя всея Руси Михаила Федоровича (годы правления 1613-1645) принять вольный Азов под свою руку. Царь поступил хитро, понимая, что сил в открытую воевать с могучей Османской империей нет – Русь была разорена долгой Смутой и ещё восстановилась не полностью, кроме того, сложная ситуация складывалась на рубежах с Речью Посполитой, сообщил, что крепость он штурмовать не приказывал, и попенял казакам за их самовольство, но при этом Михаил все же не лишил донского казачества их обычных милостей. А турецкому послу сообщил, что «казаки люди вольные», воюют они на свой страх и риск, и если турецкий султан желает, то может сам их и утихомирить.

Шли серьёзные военные приготовления, войсковой атаман Осип Петров, бывший сыном казака Калужского полка, ещё ребенком пережил русскую Смуту, видел самого атамана Болотникова, знал приемы его 3-месячной обороны Калуги и разгрома большой армии московского царя. Именно Осип Петров и разработал систему защиты Азова, поручив её техническое воплощение «прибылому казаку» и специалисту минного дела мадьяру Югану Асадову, который уже отличился при взятии казаками Азова. Казаки подняли валы и стены, установили на них 250 пушек, прокопали специальные подземные сооружения - минные ходы и «слухи», они были предназначены для обнаружения подкопов врага, были изготовлены туры и срубы для прикрытия будущих пробоин в стенах крепости, запасли продовольствие и боеприпасы. Постоянный гарнизон в первое время был небольшим – всего 1400 бойцов, но узнав о том, что турки идут, к крепости были стянуты дополнительные силы. Всего в гарнизоне, по разным оценкам, было от 5,5 тыс. до 8 тыс. казаков, в том числе и запорожцы, в гарнизоне было и 800 женщин. Это было примерно чётверть сил всего Войска Донского, остальные силы - примерно 15 тыс. бойцов - осели в низовых поселениях по Дону, чтобы не пускать турецкие силы вверх по реке, нападать на его тылы, по мере необходимость пополнять гарнизон

В январе 1640 года персидский шах Сефи (Персия была враждебным османам государством) прислал в Азов своего посла Мараткана Мамедова, предлагая союзную помощь для войны с турками - 20 тыс. воинов. Но казаки отказались.

Османская «Великая армия»

Как говорится в выдающемся русском литературном памятнике XVII века, созданном одним из участников Азовского сидения около 1641 года, в «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков»: «И собирался турецкий царь ровно четыре года, а на пятый прислал к нам под Азов четырех пашей своих с двумя полковниками да ближайшего слугу своего Ибреима-евнуха надсматривать за ними», чтобы следить, как его военачальники будут действовать под Азовом-крепостью. По данным этого исторического источника, турки собрали против казаков огромную рать, которой хватило бы, чтобы захватить целую страну: 300 тыс. воинов из регулярных частей, плюс 100 тыс. мужиков рабочей силы из покорённых земель Малой Азии, Молдавии, Валахии, Трансильвании. Ещё несколько десятков тысяч, для фортификационных работ, нагнали из окрестных земель. По данным современных источников, турецкая армия была несколько меньше – от 100 до 240 тыс., но всё равно её размеры впечатляют, настоящая армия вторжения. Всё против совсем небольшого гарнизона, численность которого уступала турецким силам, на каждого бойца казаков (включая женщин) приходилось 12-36 вражеских.

Летом 1641 года к крепости подошла огромная турецкая армия под командованием силистрийского сераскера (главнокомандующего турецкими войсками) Дели Хусейн-паши, армию поддерживал турецкий флот из 45 галер и 150 других судов под командованием Пиали-паши. В состав армии входили: 20 тыс. янычар и 20 тыс. сипахов (элитная часть турецкой армии – тяжёлая кавалерия, своего рода дворяне Османской империи), по 40 тыс. всадников привели крымский и ногайский ханы, кавказские феодалы выставили 10 тыс. бойцов, 60 тыс. были набраны в покоренных турками землях – среди арабов, персов, курдов, греков, сербов, мадьяров, босняков (принявшие ислам сербы), молдаван, румын и т. д. Были и наёмники из европейцев, так, инженерный корпус турецкой армии из 6 тыс. мастеров осадного дела целиком состоял из них. Как говорит «Повесть об Азовском сидении»: «Да с теми пашами были многие немецкие люди, ведающие взятие городов и всякие военные хитрости по подкопам, приступам и снаряжению ядер огнем» и далее перечисляет их, в турецком войске были испанцы, греки, итальянцы, шведы, французы.

Турки подготовили и осадную артиллерию: многие тысячи лошадей тащили почти 130 тяжелых осадных орудий с ядрами 1-2 пуда и около 675 пушек меньшего калибра, а также более 30 зажигательных мортир. Турки, чтобы казаки при вылазках (!) не увели орудия, орудия на позициях сковали цепями.

Понятно, что турецкое командование не собиралось завершить дело только взятием Азова – это была армия вторжения, планировали не только уничтожить казаков в Азове, но и «совсем перевесть их на Дону». Хусейн-паша считал, что город, столкнувшись с настолько превосходящими силами, падет через несколько дней. После этого армия пойдёт на Дон, а затем на Русь. Отлично понимали это и казаки. В это время Азов стал точкой, где решался вопрос – быть ли большому вторжению на Русь.

С самого начала турецкое командование и войско были приведены в смущение, они уже окружили город, когда несколько сотен запорожских казаков на своих чайках прорвались в крепость. Они пришли под своими стягами, в праздничной одежде, играла музыка, два атамана троекратно, по-русски, расцеловались. «Любо, любо!» гремело в крепости, турки только изумлялись. Эти люди пришли умереть со своими братьями, но исполнили данную клятву верности друг другу.

21 апреля 1637г. донские и запорожские казаки осадили турецкую крепость Азов и после 2-х месячной осады взяли его.

Летом 1641г. к Азову подошла большая турецкая армия под командованием Дели Хусейн-Паши. Султан двинул лучшие полки своей регулярной армии: 40 тыс. янычар, спагов и 6 тыс. наемного иноземного корпуса; через море на судах было переброшено до 100 тыс. войска и рабочих из М. Азии, Молдавии, Валахии, Трансильвании; по суше подошла татарская и горская конница 80 тыс. всадников. Всего собралось не меньше 150 тыс. в их распоряжении находилось 850 пушек с изобилием боевых припасов. На море перед донскими гирлами легло до 300 линейных кораблей.
Постоянный казачий гарнизон крепости состоял из 1400 человек. К началу осады в крепости собралось около четверти всего боевого состава находившихся на Дону казаков, свыше 5300 воинов. С ними оставалось 800 жен, не уступавших в доблести своим мужьям.

Войсковой атаман Осип Петров и его помощник Наум Васильев создали систему защиты крепости: подняли валы, повысили стены, на которых грозно выстроили “наряд” в 250-300 пушек, прокопали минные ходы и “слухи” для обнаружения подкопов противника, изготовили туры и срубы для прикрытия возможных разрушений в стенах, свезли продовольствия и боевых припасов. Казаки с отчаянным мужеством отражали турок. Турки и татары несли потери и запросили у султана помощи. Пришлось напрячь все усилия, чтобы сломить твердость казаков. Начались отчаянные приступы озверевших турок, продолжавшиеся беспрерывно последние две недели. Казаки не уступали, делали отчаянные вылазки, уничтожали врагов, захватывали у них порох и снаряды, подводили новые подкопы и взрывали турецкие укрепления. В инженерном искусстве они понимали лучше европейских специалистов.

В ночь под 26 сентября казаки очистили себя постом и молитвой, попрощались друг с другом, по-братски обнялись и решили на утро сделать последнюю отчаянную вылазку победить, или умереть всем, до одного человека. В три часа ночи страшные, опаленные, с сверкающими огнем глазами они двинулись на врагов, но увидели лишь следы бегущего неприятеля. Донцы пустились в погоню, били без пощады, загоняли в воду, топили суда. Поражение было полное. Доселе непобедимые и гордые османлисы, наводившие страх и ужас на весь Ближний Восток и Европу, были посрамлены и уничтожены горстью доблестных донцов, ставших своею богатырскою грудью за свою, веками прославленную казачью честь, свободу дорогой родины и православную веру.

Казаки предложили русскому правительству принять Азов под свою власть. Но Земским собором 1642г. было решено оставить Азов, так как Россия тогда не была готова к войне с Турцией.

Освободительная война украинского народа 1648-54, вооружённая борьба против власти польской шляхты за воссоединение с Россией. Была вызвана жестоким феодально-крепостническим, национальным и религиозным гнётом, которому подвергалось украинское население, особенно крестьянство. Украинский народ неоднократно восставал против угнетателей (1591-93, 1594-96, 1625-30, 1637-38). Центром борьбы была Запорожская Сечь, активной антипольской силой стали реестровые казаки . В середине 40-х гг. 17 в. на Украине начался новый подъём народного движения, переросший к 1648 в Освободительную войну, которую возглавил Богдан Хмельницкий. В концу 1647 в Запорожской Сечи вспыхнуло антипольское восстание казаков, избравших Хмельницкого гетманом. В начале 1648 Хмельницкий, заключивший договор о помощи с крымским ханом, двинулся против польских войск, которые разбил 6 мая у Жёлтых Вод и 16 мая в Корсуньском сражении 1648 . Под влиянием этих побед развернулось всенародное движение за освобождение Украины. В мае казацко-крестьянские отряды освободили Киев и все города Левобережной Украины. Восставшие 11-13 сентября разбили польские войска под Пилявцами , двинулись в Западную Украину и осадили Львов. Хмельницкий с основными силами остался в районе Белой Церкви.
Главной силой Освободительной войны стало крестьянство, которое желало превратиться в казаков и требовало создания новых полков. К восставшим казакам и крестьянам присоединялись мещане, часть мелкой украинской шляхты и православного духовенства. Разнородный социальный состав участников движения вызывал и внутренние противоречия. Крестьяне, казаки и мещане боролись за полное уничтожение не только национального и религиозного гнёта, но и феодально-крепостнического. Казацкая старшина и украинское шляхетство стремились ограничить народное движение целями лишь национального освобождения, пытаясь сохранить феодальные порядки и укрепить своё классовое господственное положение. Польское правительство, напуганное размахом народного движения, начало переговоры с Хмельницким, который в ноябре принял участие в выборах нового польского короля. Избранный королём Ян Казимир заключил с казаками перемирие. Казацкое войско, сняв осаду Львова, возвратилось из Западной Украины и 23 декабря 1648 (2 января 1649) во главе с Хмельницким вступило в Киев. Левобережная и Правобережная Украина были фактически освобождены от польских войск и власть находилась в руках казацкой старшины. Переговоры в феврале 1649 Хмельницкого о мире с Польшей окончились неудачей. Он стал активно добиваться помощи от России. Ещё 8 июня 1648 Хмельницкий обратился с письмом к русскому царю Алексею Михайловичу, прося принять Украину под власть России; в начале 1649 он повторил эту просьбу. Но русское правительство не было готово к войне с Польшей и опасалось размаха антифеодальной борьбы украинского народа. Всё же в начале 1649 оно установило дипломатические отношения с Хмельницким и стало оказывать ему экономическую и военную помощь (разрешило донским казакам и служилым людям сражаться на стороне украинских казаков и ряд др. мер).
Весной 1649 казаки победили польскую армию в Зборовском сражении 1649 , но отказ крымского хана в поддержке и его угроза объединиться с Польшей против Украины вынудили Хмельницкого заключить с Польшей Зборовский договор 1649 , который частично удовлетворял интересы казацкой старшины, но не отвечал интересам народных масс Украины, остававшейся в составе Речи Посполитой. В начале 1651 польская войска начали наступление на Украину, разбили казаков в июне под Берестечком и захватили Киев. По Белоцерковскому договору 1651 права и привилегии казаков были резко ограничены, власть казацкой старшины признавалась только на территории Киевского воеводства. Осенью 1651 много украинских крестьян и казаков переселилось на территории России в Слободскую Украину. Вооруженная борьба украинского народа с польско-шляхетскими войсками продолжалась. Осенью 1653 на Украину двинулась польская армия во главе с Яном Казимиром. На помощь украинскому народу пришла Россия. 1 октября 1653 в Москве Земский собор постановил принять Украину под власть русского царя и объявить войну Польше. Украина была воссоединена с Россией в едином государстве, что было подтверждено и одобрено украинским народом на Переяславской раде 1654 . Началась русско-польская война 1654-1667 , в результате которой по Андрусовскому перемирию 1667 Польша признала воссоединение Левобережной Украины с Россией.
Воссоединение Украины с Россией имело прогрессивное значение для последующего политического, экономического и культурного развития украинского народа. Оно укрепило союз и дружбу двух братских народов, совместно боровшихся против иноземных захватчиков за своё национальное и социальное освобождение.



Андру́совское переми́рие - соглашение, заключённое в 1667 году между Россией и Речью Посполитой и завершившее активную фазу Русско-польской войны 1654-1667 за территории современной Украины и Белоруссии. Название произошло от деревни Андрусово (сейчас Смоленская область), в которой оно было подписано.

Андрусовское перемирие было подписано 30 января (9 февраля) 1667 года Афанасием Ординым-Нащёкиным и Ежи Глебовичем в деревне Андрусово под Смоленском. Казацких послов на подписание перемирия не пустили .

[править]Условия Андрусовского договора

§ Между Россией и Речью Посполитой устанавливалось перемирие сроком на 13,5 лет, в течение которых государства должны были подготовить условия «вечного мира».

§ Речь Посполитая официально возвращала России Смоленск, Черниговское воеводство, Стародубский повет, Северскую землю, а также признавала воссоединение с Россией Левобережной Украины.

§ Россия отказывалась от завоеваний в Литве.

§ Правобережная Украина и Белоруссия оставались под контролем Речи Посполитой.

§ Киев передавался России сроком на два года. Однако Россия сумела удержать его и закрепить за собой его принадлежность в договоре с Польшей в 1686 году после уплаты 146 тысяч рублей.

§ Запорожская Сечь переходила под совместное русско-польское управление «на общую их службу от наступающих басурманских сил».

§ Стороны обязывались оказать казакам помощь в случае нападения на украинские земли России и Речи Посполитой крымских татар.

§ В специальных статьях договора регламентировался порядок возвращения пленных, церковного имущества и размежевания земель.

§ Гарантировалось право свободной торговли между Россией и Речью Посполитой, а также дипломатическая неприкосновенность послов.

Карди́сский мирный договор (Кардисский мир ) - заключён между Россией и Швецией в местечке Кардис междуРевелем и Дерптом. Переговоры продолжались с марта по 21 июня (1 июля) 1661 года, когда был заключён вечный мир, завершивший Русско-шведскую войну 1656-1658 годов.

Шведскую делегацию возглавлял Бенгт Горн, русскую - боярин князь И. С. Прозоровский.

Россия возвратила Швеции все завоёванные и отошедшие к ней по Валиесарскому перемирию 1658 года эстляндские илифляндские города: Кокенгаузен, Дерпт, Мариенбург, Анзль, Нейгаузен, Сыренск, со всем, что в этих городах было взято, и, кроме того, русские обязались оставить в этих городах запасы из 10 тысяч бочек ржи и 5 тысяч бочек муки. Таким образом была восстановлена граница, установленная Столбовским миром 1617 года.

Русские гости получили право держать торговые дворы в Стокгольме, Риге, Ревеле и Нарве, шведы - в Москве,Новгороде, Пскове и Переславле. Купцы свободно могли отправлять свои религиозные обряды и богослужения; нельзя было только строить новые церкви. Потерпевшие крушение у берегов союзного государства подпадают под его защиту.

Русские и шведские послы могли свободно проходить через союзные территории, если они едут к дружественным народам. Пленные подлежали возвращению; перебежчиков союзники обязаны были выдавать. Для пограничных споров назначается третейский суд из высланных на границу представителей от каждого союзного государства.

Кардисский мирный договор облегчил России продолжение войны с Польшей.

Чигиринские походы 1676-1678 годов - походы русского войска и запорожских казаков в период русско-турецкой войны 1677-1681 к городу Чигирин. Неудачи под Чигирином сорвали турецкие планы захвата украинских земель и привели к Бахчисарайскому мирному договору.

[править]1-й поход, 1676 год

После покорения Заднепровья, гетманом на обеих сторонах Днепра признан был прорусский Иван Самойлович; но так как протурецкий Пётр Дорошенко, прежний гетман Правобережья, не хотел сложить с себя звания и сдать Чигирин, то между ними началась борьба. В марте 1676 года Самойлович двинулся с 7 полками против укреплённого Чигирина, где находился Дорошенко. Однако до столкновения не дошло: по указу царя, Самойлович отступил и лишь переговорами старался склонить противника к покорности. Между тем, вследствие слухов о движении турок на помощь Дорошенко, для подкрепления князя Ромодановского (в Путивле) и Самойловича (в Восточной Украине) направлены были войска князяВасилия Голицына. Турки не появились, а потому Ромодановский и Самойлович перешли в наступление на Чигирин, выслав вперёд двадцати тысячное войско Касогова и Полуботка, которые подойдя к Чигирину, встретились с войсками Дорошенко. Не имея о турках известий и не видя возможности успешно сопротивляться, Дорошенко 19 сентября сложил с себя гетманство и сдал Чигирин русским войскам. Ромодановский и Самойлович ушли на зиму за Днепр.

[править]2-й поход, 1677 год

Считая Правобережье своим вассальным владением, султан Магомет IV назначил гетманом, вместо Дорошенко, Юрия Хмельницкого и в конце июля 1677 года двинул к Чигирину армию Ибрагим-паши. 4 августа Ибрагим подошёл к этому городу, осадил его и потребовал сдачи, но получил отказ. Тем временем на помощь Чигирину поспешили Самойлович и Ромодановский, которые и соединились 10-го, а 17-го выслали к Чигирину форсированным маршем полк сердюков и 1 тыс. драгун. Этот отряд, переправясь на правый берег Днепра, ночью пробрался через турецкие линии и вступил в Чигирин, чем вводушевил гарнизон, уже начавший падать духом. 25-го Ромодановский и Самойлович подошли к левому берегу Днепра, выбили турок с находящегося против Чигирина острова, заняли его и оттуда переправились на правый берег, а 28-го, разбив неприятельскую армию, преследовали её на расстоянии 5 вёрст. Русские простояли под Чигирином до 9 сентября, а потом, узнав об отступлении противника к границе, ушли на зиму за Днепр, вследствие обнаружившегося недостатка в провианте и подножном корме.

[править]3-й поход, 1678 год

Ввиду слухов о сборах турок для движения в Малороссию, с целью непременно занять Чигирин, Фёдор Алексеевич приказал укрепить этот пункт и снабдить запасами. Гарнизон должны были составить полки из войск Ромодановского и Самойловича, под начальством окольничего Ржевского. Исполняя это приказание, Ромодановский и Самойлович двинулись к Чигирину и 6 июля подошли к Бужинской гавани (на левом берегу Днепра), откуда начали переправлять войска на правый берег. Операция эта ещё не была окончена, когда 9-го к Чигирину подошла армия визиря Кара-Мустафы. 10-го татары атаковали на левом берегу русские обозы, но были отбиты; неудачей кончилась и попытка турок атаковать 11-го русские передовые войска на правом берегу. Только 12-го русская армия сосредоточилась на правом берегу, где в тот же день отбила атаку Кара-Мустафы. 29-го прибыл к русским князь Черкасский (с калмыками и татарами). 3 и 4 августа, после жарких боёв, они овладели Стрельниковой горой и вошли в сообщение с гарнизоном. Между тем турки, осаждавшие город, продолжали бомбардировку и начали устраивать подкопы; 11-го последние были взорваны у реки Тясьмин и этим зажжена часть нижнего города. Увидев пожар, русские бросились в лагерь Ромодановского через горевший мост, но он обрушился и масса людей погибла. Одновременно с этим неприятелю удалось зажечь и новый верхний город. Оставшийся гарнизон отступил в старый верхний город и там весь день отбивал штурмы противника. Ночью, по приказанию Ромодановского, была зажжена и уцелевшая часть Чигирина; защитники её присоединились к главным силам и на рассвете русская армия начала отступление к Днепру, преследуемая неприятелем. Вслед за тем турки ушли к границе, но Юрий Хмельницкий, с татарами, остался на правом берегу Днепра, занялНемиров, Корсунь и некоторые другие города и не раз осенью и зимой нападал на левобережные города. Султан Магомет IV, не получив существенных выгод от Чигиринской победы и вообще от войны с Россией и нуждаясь в войсках для борьбы с Австрией, стал склоняться к миру, который и был заключён 3 января 1681 года в Бахчисарае, причём Турция отказалась от своих притязаний на Западную Украину.

Бахчисарайский мирный договор 1681 года - соглашение о перемирии 13 (23 января) 1681 году в Бахчисарае между Турцией, Крымским ханством и Россией, обусловленное победами русских войск и частями украинского казачества над крымско-турецкой армией в войне 1676-1681 годов. Для заключения перемирия в Крым были направлены российские послы - резидент в Польше стольник и полковник В. М. Тяпкин, дьяк Никита Зотов и генеральный писарь Войска Запорожского Семён Ракович.

Договор был заключен сроком на 20 лет и завершил войны 70-х годов XVII века между этими государствами за обладание Правобережной Украиной.

По договору:

§ граница между Турцией и Россией устанавливается по Днепру, султан и хан обязались не помогать врагам России;

§ Россия присоединяет Левобережную Украину, Запорожье и Киев с городами Васильков, Стайки, Триполье, Радомышль, Дедовщина. Россия согласилась на ежегодное предоставление хану «казни»;

§ в течение 20 лет территория между Днестром и Бугом остаётся нейтральной и незаселенной, на ней обе стороны не имели права строить и обновлять укрепления;

§ казаки получают право на рыбную ловлю, добычу соли и свободного плавания по Днепру и его притокам до Чёрного моря;

§ крымцы и ногайцы имеют право кочевать и промышлять на обоих берегах Днепра

Бахчисарайский мирный договор в очередной раз перераспределил украинские земли между соседними государствами и значительно усилил позиции России на юге. Также договор имел большое международное значение и обусловил подписание «Вечного мира» в 1686 году между Россией и Польшей.

Ве́чный мир (в польской историографии известен как Мир Гжимултовского , польск.pokój Grzymułtowskiego ) - мирный договор, заключён между Россией и Польшей в 1686 году. Договор разделял территорию Гетманщины между Россией и Польшей. Текст договора состоял из преамбулы и 133 статей.

Перемирие завершило русско-польскую войну, длившуюся с 1654 года за территории современной Украины и Белоруссии.

Договор подтверждал постановления Андрусовского перемирия 1667 года, кроме следующего: Киев уже навсегда признавался принадлежащим России (с выплатой Польше 146 тысяч рублей компенсации), и Речь Посполитая отказывалась от совместного протектората над Запорожской Сечью.

С польской стороны договор подписал воевода познаньский, дипломат Кшиштоф Гжимултовский, с русской - канцлер и начальник Посольского приказа князь Василий Голицын. Подписание договора произошло во львовской резиденции короля Яна Собеского.

И оборона Азова донскими казаками в 1637-1642 гг.

18 июня 1637 г. отряд донских и запорожских казаков (4,4 тыс. чел.) сумел овладеть мощной турецкой крепостью Азов, закрывавшей казакам выход в море. (Походы донского казачества, XVII в.). Этот успех был во многом связан с отвлечением сил турок на войну с Персией. После ее завершения Турция попыталась в 1641 г. отбить Азов. Но казачий гарнизон крепости (по разным данным, от 6 до 16 тыс. чел.) выдержал трехмесячную осаду огромного турецко-татарского войска (более 100 тыс. чел.) и мужественно отразил 24 приступа. Потеряв под Азовом 20 тыс. чел., турки 26 сентября 1641 г. сняли осаду. Вместе с мужчинами крепость защищали 800 женщин-казачек, которые проявили в боях исключительную храбрость.

Отстояв крепость, казаки просили царя Михаила Федоровича прислать им подмогу и принять Азов в состав России. «Мы наги, босы и голодны, - писали защитники крепости, - запасов пороха и свинца нет, от этого многие казаки хотят идти врозь, а многие переранены». Владея Азовом, Москва получала выход в Азовское море, могла угрожать Крымскому ханству и сдерживать его набеги на русские земли. Но подобный шаг вел к конфликту с Турцией. Для успешной войны с ней Россия не имела тогда достаточных сил. Созванный специально по вопросу об Азове Земский собор (1642) отметил, что война также ухудшит тяжелое положение сословий. В результате царь Михаил Федорович повелел казакам покинуть Азов, что они и сделали, предварительно разрушив крепость.

Использованы материалы кн.: Николай Шефов. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002.

«АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ» - героическая оборона Азова дон. казаками (1637- 1642). На Азов - мощную тур. крепость, располагавшую 4-тыс. гарнизоном и 200 пушками, опирались крым. татары и ногайцы, совершая разорительные набеги на юж. р-ны России. Летом 1637 казаки, воспользовавшись внутр. борьбой в Крыму, захватили Азов: «затеяли они идти всем войском под Азов и „промысел над ним учинить”. В то же время на Дон пришли степью на конях запорожские казаки, человек с 1000; всего казаков набралось тысяч пять без малого. 21 апреля, на второй неделе после Светлого Воскресенья, союзники выступили в поход к Азову. Незадолго до этого проезжал Доном турецкий посланник [грек Фома Кантакузин], ездивший не раз уже в Москву. Казаки его задержали. Спустя несколько времени они призвали его в свой круг. Тут он был обвинен в том, что хвалился донских казаков разорить и с Дону свесть, что писал в Москву, чтоб государь велел повесить их атамана и т. д. [а также за то, что посол тайно сносился с крымцами и азовцами, предупреждая их о скором штурме Азова; посланный в Азов Кантакузином грек был пойман казаками и во всём сознался]. „И за такое воровство, - заявлено было послу в заключение,- донские атаманы и казаки и все войско приговорили тебя казнить смертью!” Этот приговор был тут же привед ён в исполнение: казаки изрубили несчастного посла саблями! Две недели спустя после этого убийства казаки стояли под Азовом. 18 июня город был взят. Победители без жалости истребили всех жителей, кроме греков, освободили пленных христиан и засели в городе, готовясь к обороне. 30 июля приехали в Москву посланцы от казаков с вестью, что они турецкого посланника изрубили, Азов взяли и ни одного азовского человека не упустили ни на степи, ни на море,- всех изрубили. В ответ на это царь послал им строгий выговор: „Вы это, атаманы и казаки, учинили не делом, что турецкаго посла со всеми людьми побили самовольством. Нигде не ведется, чтобы послов побивать; хотя где и война между государями бывает, то и тут послы свое дело делают, и никто их не побивает. Азов взяли вы без нашего царского повеленья, и атаманов и казаков добрых к нам не прислали, кого подлинно спросить, как тому делу вперед быть”. Хотя для Москвы было выгодно завладеть Азовом: отсюда можно было держать в страхе крымских татар, но войны с султаном царь не хотел и поспешил отправить ему грамоту. В ней, между прочим, говорилось: „Вам бы, брату нашему, на нас досады и нелюбья не держать за то, что казаки посланника вашего убили и Азов взяли: это они сделали без нашего повеленья, самовольством, и мы за таких воров никак не стоим, и ссоры за них никакой не хотим, хотя их воров всех в один час велите побить; мы с вашим султанским величеством в крепкой братской дружбе и любви быть хотим”. Но избежать “нелюбья” и “досады” со стороны турок и татар было мудрено. В сентябре крымцы сделали набег на Московскую Украину и опустошили её. Хан писал в Москву, что нашествие совершено по приказу султана за то, что казаки взяли Азов. Турция, занятая войной с Персией, только в мае 1641 года двинула к Азову войско во главе с пашой Гусейном-дели, чтобы выбить отсюда казаков. Силы турок были громадны - более двухсот тысяч человек с сотней осадных орудий. С турками был и крымский хан со своим полчищем. Казаков в Азове было иного-много тысяч пятнадцать, да женщин-казачек было сотвосемь; их надо считать, потому что они усердно помогали своим мужьям в обороне. Казаки с отчаянным мужеством отражали турок». Турки и татары несли потери и запросили у султана помощи. «Получив подкрепление, Гуссейн-дели решил испытать последнее средство, чтоб завладеть Азовом, - засыпать всех защитников его землей. Начались спешные земляные работы, в которых главными руководителями были итальянские и немецкие инженеры; в несколько дней у самых городских стен явился вал вышиной в 7 саж. Установив на нем могочисленную тяжелую артиллерию, турки начали бить по городу из всего снаряду день и ночь. Стрельба эта продолжалась 16 суток. Казаки защищались с отчаянной храбростью; подвели под вал два подкопа и взорвали их, истребив тысячи неверных; проникли 28 подкопами под самые таборы неприятелей и произвели в них страшные опустошения. Немецкие инженеры с своей стороны вели под Азов 17 подкопов, но казаки проведали о том и своими встречными подкопами разрушили их. От беспрерывной стрельбы из осадных орудий город, три крепостных стены, башни и замок были снесены до основания. Разрушен был и храм св. Иоанна Предтечи. Казаки зарывались в землю, делали оттуда вылазки и вели подкопы, умудряясь наносить вред врагам… Осада затянулась. Шел уже сентябрь месяц. Казаки, окопавшись в четвертом земляном городке, держались твердо. Время от времени к ним прорывались из Черкасска р. Доном подкрепления; подвозили снаряды и провиант. Остальные отряды казаков расположились по низовым городкам и следили за движениями врагов, стараясь не пустить их вверх по Дону. От смрада гниющих трупов у турок появились заразные болезни. Стал ощущаться недостаток в снарядах и провианте. Посылаемые крымским ханом под украинные города за добычей отряды уничтожались казаками. В турецкой армии стали появляться недовольство и ропот. Гуссейн-дели не знал, что делать, и просил султана отложить покорение Азова до следующей весны, но получил ответ: “Паша! возьми Азов или отдай свою голову”. Пришлось напрячь все усилия, чтобы сломить твердость казаков. Начались отчаянные приступы озверевших турок, продолжавшиеся беспрерывно последние две недели. Казаки не уступали, делали отчаянные вылазки, уничтожали врагов, захватывали у них порох и снаряды, подводили новые подкопы и взрывали турецкие укрепления. В инженерном искусстве они понимали лучше европейских специалистов. Около половины их уже пало смертью героев. Остальные были почти все переранены; от бессонных ночей они окончательно обессилили, губы их запеклись, лица и глаза от порохового огня и дыма опалились, гортань не давала звуков гoлоса, руки отказывались держать оружие. Но не таковы были донцы: они поклялись друг другу лучше умереть, но не сдаваться. Турки метали им на стрелах письма с обещанием выдать каждому из них по тысяче талеров, если они добровольно оставят Азов, который в сущности уже не существовал, но казаки на эти “бусурманския прелести не покусились” и ответили им новой, губительной для них вылазкой. В ночь под 26 сентября, ночь страшную и вместе трогательную, казаки очистили себя постом и молитвой, попрощались друг с другом, по-братски обнялись, перецеловались и решили на утро сделать последнюю отчаянную вылазку - победить, или умереть всем, до одного человека. В три часа ночи страшные, опаленные, с сверкающими сверхчеловеческим огнем глазами они двинулись на врагов, но к удивлению своему не нашли их на прежних местах. Рассвет показал лишь одни следы бегущего неприятеля. Донцы воспрянули духом, наскоро сформировали отряды из более свежих сил и пустились в погоню, били без пощады, загоняли в воду, топили суда. Турки не ожидали этой дерзости и, объятые ужасом, гибли тысячами. Поражение было полное. Донские богатыри сдержали свою клятву: или умереть, или победить. Они показали всему миру, какова нравственная сила и доблесть казачья. Доселе непобедимые и гордые османлисы, наводившие страх и ужас на весь Ближний Восток и Европу, были посрамлены и уничтожены горстью доблестных донцов, ставших своею богатырскою грудью за свою, веками прославленную казачью честь, свободу дорогой родины и православную веру. Турки в паническом страхе бежали, оставив под Азовом от 50 до 70 тысяч трупов. Раненый крымский хан Бегадир-Гирей умер на дороге. Кафинский паша Юсуф был убит. Сам главнокомандующий, силистрийский паша Гуссейн-дели от стыда и сраму скончался в пути. Немногие из уцелевших военачальников были преданы “турецкому” военному суду». Вскоре казаки известили царя о своей победе и просили помощи, а также, чтобы царь принял от них Азов. «Мы наги, босы и голодны,- писали они,- запасов, пороху и свинцу нет,- от этого многие казаки хотят идти врознь, а многие переранены». Героическая оборона казаков, хоть и «вольных» и «лихих воровских людей», но всё же по крови русских и по вере православных, очень многих в Москве порадовала. «Царь послал им щедрое жалованье и в грамоте своей хвалил их: “Мы вас,- говорил он,- за эту вашу службу, раденье, промысл и крепкостоятельство милостиво похваляем”. Теперь возник трудный вопрос, брать ли Азов от казаков, или нет. Дело было, с одной стороны, очень заманчиво, а с другой - весьма опасно: владея Азовом, можно было не только грозить татарам, удерживать их oт набегов на русские украины, а при случае даже и попытаться завладеть Крымом; но принять Азов от казаков значило навлечь на Россию войну с турками,- нужны большие ратные силы, большие средства, а где их взять? Решено было отдать Азовское дело на рассмотрение Земского собора. Царь указал: “Выбрать изо всяких чинов, из лучших, средних и меньших, добрых и умных людей, с кем об этом деле говорить”. В 1642 собор собрался в Столовой избе. Думный дьяк Лихачев изложил дело об Азове, заявил, что в Москву уже едет султанский посол и ему придется давать ответ; наконец, поставил собору такие вопросы: “Государю царю за Азов с Турским и Крымским царем разрывать ли и Азов у казаков принимать ли? Если принять, то войны не миновать, и ратные люди надобны будут многие, на жалованье им и на всякие запасы деньги надобны многие и не на один год, и такие великие деньги и многие запасы где брать?” Эти вопросы были записаны и розданы выборным людям, а они должны были “помыслить о том накрепко и государю мысль свою объявить на письме, чтоб ему государю про все то было известно”». В результате долгих споров и взаимных обвинений депутаты решили, что на верность пусть даже и героических, но всё же «вероломных казаков трудно было полагаться, а без них Москве трудно было бы оборонять от турок отдаленный Азов. Город оказался по досмотру так разбит и разорен, что нельзя было его скоро поправить. Наконец, к царю пришли из Молдавии вести, что султан поклялся в случае войны с Москвою истребить всех православных в своих владениях. Царь послал 30 апреля казакам приказ покинуть Азов. Они разрушили его до основания, не оставили камня на камне и вышли из него. Когда громадное турецкое войско пришло отнимать Азов у казаков, то увидело лишь груды развалин. Русским послам, отправленным в Константинополь, наказано было сказать султану: “Вам самим подлинно известно, что донские казаки издавна воры, беглые холопи, живут на Дону, убежав от смертной казни, царского повеленья ни в чем не слушаются, и Азов взяли без царского повеленья, помощи им царское величество не посылал, вперед за них стоять и помогать им государь не будет, - ссоры из-за них никакой не хочет”». Героич. оборона Азова нашла отражение в повестях (XVII в.) об Азовском осадном сидении. 1659.