Болезни Военный билет Призыв

Великий мореплаватель жан франсуа лаперуз. Жан Франсуа Лаперуз: тайна плавания и смерти

Жан Франсуа Лаперуз

Трагическая судьба французского исследователя Лаперуза потрясла всю предреволюционную Европу.

После смерти Кука французское правительство решило продолжать исследования. Оно разработало чрезвычайно обширный план и отправило экспедицию во главе с офицером французского флота Лаперузом (1741–1788), которому предписывалось исследовать почти весь Тихий океан.

Жан Франсуа Голуп граф де Лаперуз был военным моряком с опытом плаваний в открытом океане. Когда он в 1785 году отплыл из Бреста, ему было уже сорок четыре года, и он имел за плечами опыт двух морских войн. В состав его экспедиции входили фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» и двести двадцать три члена экипажа.

Лаперуз использовал богатое научное наследство и прекрасный опыт своего английского предшественника, прежде всего для того, чтобы избавиться от угрозы цинги. Очень хороший состав ученых, сопровождавших его, обеспечивал ему серьезный успех в научных исследованиях.

Обогнув мыс Горн, они через Маркизские и Гавайские острова направились к горе Святого Илии на Аляске. Оттуда путешественники спустились к бухте Монтерей в Калифорнии и снова пересекли Тихий океан на широте Гавайских островов в направлении Макао и Филиппин.

От Филиппин Лаперуз в 1787 году начал картографирование азиатских берегов. Его корабли прошли Формозу (Тайвань), острова Риу-Киу, остров Квельпарт и через Корейский пролив и Японское море вошли в Татарский пролив, отделяющий Сахалин от материка.

Лаперуз доказал, что Сахалин представляет собой остров. Далее экспедиция следовала проливом, отделяющим Сахалин от острова Хоккайдо (этот пролив теперь именуется проливом Лаперуза). Обследовав цепь Курильских островов, корабли пришли на Камчатку, откуда Лаперуз отправил через Сибирь во Францию донесение о состоянии экспедиции и ее достижениях, а также судовой журнал и сделанные им карты.

Затем он снова двинулся на юг, чтобы продолжать исследования. В январе 1788 года Лаперуз прибыл в Порт-Джексон (ныне Сидней). Вскоре его корабли покинули бухту Ботани и с тех пор исчезли бесследно.

В течение двух лет спасательная экспедиция д"Антркасто искала следы Лаперуза на многих островах Тихого океана, но вернулась ни с чем. Между прочим, д"Антркасто побывал и у берегов острова Ваникоро, но не высаживался там. Было немало различных, иногда совершенно противоречивых предположений о месте и причине гибели «Буссоли» и «Астролябии». В конце концов пришли к выводу, что оба корабля затонули, разбившись о рифы. Поиски были прекращены после того, как в 1827 году ирландец Питер Диллон, плававший на маленьком судне за сандаловым деревом, нашел на отмели у Ваникоро и доставил французскому правительству обломки погибших кораблей и вещи с них. Путешественник Дюмон-Дюрвилль, посетивший по поручению французского правительства Ваникоро, узнал от туземцев, что корабли Лаперуза разбились о рифы, но команда благополучно добралась до берега.

Французы много лет прожили на уединенном острове, и последний из спутников Лаперуза умер всего за несколько лет до того, как Диллон посетил Ваникоро.

Дюмон-Дюрвилль узнал от туземцев Ваникоро, что моряки, потерпевшие крушение, видели корабли д"Антркасто и, зажигая костры, пытались привлечь их внимание, но на кораблях не заметили их сигналов.

Памятью об этом трагическом происшествии стала книга Лаперуза «Вокруг света», написанная по материалам его экспедиции под редакцией Л Миле-Моро и вышедшая в 1797 году.

Лаперуз Жан Франсуа де Гало (1741- 1788), французский мореплаватель.

В 1756 г. в звании гардемарина начал службу во французском военно-морском флоте. Во время войны с Англией (1756-1763 гг.) находился в Канаде, где был ранен и взят в плен.

После освобождения вернулся на военную службу. Вёл гидрографические исследования у берегов Канады и на Великих озёрах. Командовал военным транспортом «Адур», участвовал в боевых действиях в Ост-Индии, был произведён в капитаны 1-го ранга, участвовал в захвате фортов Принца Уэльского и Йорк в Гудзоновом заливе.

В 1785 г. французское правительство поручило Лаперузу подготовить и возглавить кругосветную экспедицию. 1 августа 1785 г. из порта Брест на северо-западе Франции вышли фрегаты «Астролябия» и «Буссоль». Они пересекли Атлантический океан, проследовали вдоль побережья Южной Америки, обогнули мыс Горн и вышли в Тихий океан. Направившись на север вдоль американского побережья, Лаперуз в 1786 г. достиг мыса Святого Ильи в Южной Аляске. Потом, взяв курс на Гавайские острова и Макао, экспедиция дошла до Филиппин.

Оттуда путешественники направились в Японию и Корею, обследовали Восточно-Китайское и Японское моря, побережье Приморья и Татарского пролива до неизвестного залива, названного Де-Кастри. Затем они подошли к острову Сахалин, открыли остров Минерон и пролив между Сахалином и островом Хоккайдо, позже названный проливом Лаперуза.

25 августа 1787 г. экспедиция прибыла в Петропавловск-Камчатский. Отправив вице-консула французского королевского двора Ж. Б. Лессепса с отчётом и материалами экспедиции в Париж, Лаперуз 19 сентября оставил Петропавловск и отправился на юг.

В 1787 г. большая часть экипажа «Астролябии» погибла на островах Самоа. Последний раз экспедицию Лаперуза видели в бухте Ботани в Новом Южном Уэльсе (1788 г.), после чего она пропала без вести. Остатки затонувшего фрегата были обнаружены в 1826 г. путешественником П. Диллоном на рифах острова Ваникоро в группе островов Санта-Крус.

В 1797 г. вышла книга «Путешествие вокруг света», написанная по записям Лаперуза, сохранённым Лессепсом.

18 век историки называли по-разному: "Веком куртуазии"; "Веком великих реформ и преобразований"; "Веком философской мысли" и т.д. Можно его назвать, и по праву, "Веком кругосветок". Действительно, в конце 18 столетия настало время соревнований в кругосветных путешествиях. После путешествий вокруг земного шара, совершенных Магелланом и Элькано, пальма первенства, поначалу, принадлежала англичанам, однако, после "кругосветок" Джеймса Кука, французское правительство решило продолжить исследования и, разработав чрезвычайно обширный план, отправило экспедицию во главе с капитаном первого ранга Лаперузом, которому предписывалось исследовать почти весь Тихий океан.

Жан Франсуа Голуп граф де Лаперуз родился в 1741 году. Закончив Морскую Академию, он участвовал в морских сражениях с англичанами во время Семилетней войны. Когда в 1785 году он возглавил порученную ему экспедицию, ему было уже 44 года, и он имел за плечами солидный опыт плаваний в открытом океане.

Экспедиция Лаперуза должна была продлиться четыре года и завершиться во Франции летом 1789 года. В последний раз корабли Ааперуза видели, когда они, покинув Австралию, взяли курс на северо-восток; никого из более чем 200 человек, находившихся на борту двух судов, так и не нашли.

Большая часть жизни графа Жана Франсуа де Гало де Лаперуза, была отдана отнюдь не научным экспедициям, а борьбе против англичан. Родился будущий мореплаватель в 1741 году в юго-западной Франции, в городке Альби. Когда началась Семилетняя война, юноше было четырнадцать, и он отправился в Брест, чтобы поступить в Школу морских гвардейцев. Там он семь лет изучал математику, астрономию и навигацию, чередуя академические занятия с выполнением боевых заданий на ближних и дальних морях. За полтора десятка лет Лаперуз участвовал в нескольких военных кампаниях, был ранен, побывал в английском плену, не раз пересекал Атлантический океан, добрался даже до Ост-Индии, откуда возвратился в чине капитан-лейтенанта.

Слухи о талантливом флотоводце дошли до самого Людовика XVI. Короля поразила гуманность, которую проявлял Лаперуз к противнику. В 1782 году, когда ему поручили уничтожить меховые фактории британцев в Канаде, Лаперуз быстро разрушил вражеские форты, но не тронул дома моряков. Более того, оставил побежденным припасы, чтобы те могли пережить приближающуюся зиму, а пленным вернул свободу и даже выдал оружие для защиты от индейцев. Обнаружив в бумагах коменданта форта секретное описание плавания вдоль Северной Америки с картами и планами, Лаперуз поступил как рыцарь: вернул документы автору, взяв с него слово опубликовать их.

В 1783 году, с окончанием войн, Лаперуз вышел в отставку и удалился в свое поместье на юге Франции. Вряд ли он помышлял о новых путешествиях, тем более кругосветных. Но Франции, наконец получившей передышку от баталий, нужно было спешно развивать торговлю, а следовательно расширять географию морских экспедиций.

Французов воодушевлял пример Кука: тот совершил три плавания по Тихому океану, снискав себе славу великого первооткрывателя. Но в 1779 году знаменитый англичанин погиб, и теперь уже французский король вознамерился снарядить кругосветную экспедицию, чтобы открыть «все земли, ускользнувшие от зоркого взгляда капитана Кука». К началу 1785 года план экспедиции был готов. Возглавить рискованное предприятие поручили Лаперузу.

Королевские предписания были четкими: Лаперуз должен завоевать расположение вождей далеких племен добрым отношением и подарками (заодно выясняя, какие товары придутся им по вкусу и что они могут предложить взамен). С учетом опыта общения с туземцами предшествующих европейских экспедиций, для подарков и обмена предлагались нехитрые, но практичные вещи: 600 зеркал, 2600 гребней для волос, 5000 швейных игл, различного рода инструменты из металла, алое сукно и медали с отчеканенным профилем Людовика XVI.


Настоящая борьба развернулась за право войти в число двухсот участников экспедиции. В ее состав стремились попасть самые отчаянные головы Франции. Достаточно упомянуть выпускника Парижской военной школы 16-летнего Бонапарта. Но юноша провалил экзамен по астрономии и был вычеркнут из списков отплывающих. Впоследствии он, как известно, нашел себе применение на суше.

Помочь экспедиции согласились и недавние враги – англичане, не забывшие благородства Лаперуза на поле брани. Французу дали ознакомиться с картами и донесениями капитана Кука, а Британское Королевское научное общество вручило ему две «магнитные стрелки» – компасы, совершившие кругосветное плавание вместе с Куком. К этим дарам Лаперуз, по его собственному признанию, относился «с почти религиозным благоговением перед памятью великого и несравненного мореплавателя».

На борт двух фрегатов «Буссоль» и «Астролябия» загрузили припасы для четырехлетнего плавания, и утром 1 августа 1785 года под крики толпы и гром салюта корабли отошли от причала французского порта Брест. «Имею честь донести, что флотилия отплыла сегодня в четыре часа утра при северо-западном ветре, – отчитывался адмирал де Лаперуз своему королю. – Двум шлюпам приказано сопровождать корабли, пока они не выйдут в море. Таким образом, сегодня началось кругосветное плавание». Судам предстояло пересечь Атлантику и достичь Великого Южного моря, как называли тогда Тихий океан.

Капитаном «Буссоли» был сам Лаперуз, «Астролябию» вел его близкий друг и боевой товарищ, капитан Флерио де Лангль. Благополучно пройдя Атлантический океан, парусники миновали мыс Горн, где их встретило стадо китов, «хором выпускающих фонтаны», и после стоянки в чилийском порту Вальпараисо достигли острова Пасхи, открытого в 1722 году голландцами. Столпившись у борта, моряки с любопытством разглядывали каменные статуи, покрывающие желтые склоны острова. «Это не идолы, а скорее могильные памятники», – записал один из участников экспедиции. Флотилия стояла у острова Пасхи всего двадцать четыре часа, но все же туземцы успели поживиться некоторым имуществом моряков. Несмотря на многочисленные мелкие кражи и даже похищение якоря с одного из судов, Лаперуз запретил команде применять против аборигенов огнестрельное оружие. Напротив, садовнику экспедиции было приказано раздать местным жителям семена растений, а так же коз и домашнюю птицу. И сейчас, почти двести лет спустя, островитяне с благодарностью вспоминают о Лаперузе: его именем названа бухта, где стояли «Буссоль» и «Астролябия».

И вновь переход по океану – на этот раз до острова Мауи в Гавайском архипелаге. Памятуя о том, что за семь лет до этого здесь погиб капитан Кук, Лаперуз поспешил подстраховаться и объявил туземцам, что он, его команда и его корабли – «табу».

После короткого отдыха на Гавайях Лаперуз направил свои корабли к побережью Аляски. Там, в обширной неисследованной бухте экспедицию подстерегала первая большая беда. Решив поохотиться на морскую живность, матросы спустили на воду две шлюпки, но волна, «катившаяся со скоростью трех или четырех миль в час», перевернула одну лодку. Двадцать один моряк, в том числе шесть офицеров, погибли. Потрясенный случившимся Лаперуз назвал бухту, где разыгралась трагедия, Гаванью Французов и установил на берегу памятный знак с надписью: «У входа в гавань погиб двадцать один отважный моряк. Кем бы вы ни были, пролейте слезы вместе с нами».


И все же плавание продолжилось. В первых числах января 1787 года флотилия подошла к территории Макао у побережья Южно-Китайского моря. Подремонтировав в Китае суда и пополнив на Филиппинах запасы продовольствия, Лаперуз взял курс на север. Путь экспедиции лежал мимо Тайваня и Японии к берегам Татарии, – так европейцы именовали всю неизвестную им территорию к востоку от Уральских гор. Эти места особенно манили Лаперуза. «Мы горели нетерпением, – писал он, – приступить к изучению страны, занимавшей наше воображение со времени отплытия из Франции».

Географические карты до сих пор хранят французские названия в восточных российских водах: бухта Терней, остров Моннерон, мыс Ламанон и, конечно же, пролив Лаперуза – по нему экспедиция обогнула Сахалин и направилась на Камчатку. Здесь Лаперуз оставил своего офицера Бартелеми де Лессепса, говорившего по-русски, с заданием пересечь Сибирь и доставить королю Франции отчет о ходе экспедиции. Почти год посланец добирался до Парижа, вез секретные документы на собачьих упряжках, телеге и даже на верблюде. Благодаря этой миссии он избежал той печальной участи, которая, как мы позже увидим, была уготована Лаперузу и его товарищам... Кстати, впоследствии де Лессепс «посетил» Россию еще раз в 1812 году – как офицер наполеоновской армии, идущей на Москву...

7 сентября 1787 года флотилию встречали пушечным салютом в Петропавловске. Прием, оказанный французским морякам в России, превзошел все их ожидания: путешественников щедро снабдили провиантом, а в честь их прибытия дали бал – в избе коменданта крепости. Для смущенных, отвыкших от женского общества кавалеров на мероприятие были приглашены тринадцать местных дам.

Правда, разговор сперва не клеился: кроме коменданта, никто в Петропавловске не знал французского. Но готовившийся в дорогу де Лессепс заговорил на ломаном русском: «Я бил в Петербург. Я знаком с ваша царица». Сразу же последовали тосты за Екатерину, Людовика, Нептуна и всех камчатских дам. Вино полилось рекой, и надобность в переводчиках отпала…

От берегов России фрегаты ушли в южное полушарие и, еще раз переплыв Тихий океан, подошли к архипелагу Самоа, чтобы стать у острова Тутуила. Эта краткая стоянка поначалу показалась Лаперузу райской. Островитяне, среди которых было множество красивых женщин, держали себя весьма дружелюбно, а изделия здешних ремесленников привели гостей в сущий восторг. Перед самым отплытием капитан «Астролябии» Флерио де Лангль еще раз сошел с несколькими моряками на берег, чтобы раздать туземцам мелкие подарки.

Это было его роковой ошибкой. На всех подарков не хватило, и завязалась драка. В пришельцев полетели камни. Помня о благородных принципах Лаперуза, де Лангль запретил открывать огонь и начал отступать к шлюпкам, как вдруг пошатнулся и упал в воду. Один из камней угодил ему прямо в голову. Взбешенные таким коварством моряки приготовились стрелять, но их ружья, как назло, намокли. В тот день от рук туземцев погибли двенадцать участников экспедиции, включая де Лангля. Таким образом всего за два с половиной года экспедиция потеряла тридцать три человека.


Пережив эту трагедию, «Буссоль» и «Астролябия» направились к восточному побережью Австралии. В конце января 1788 года французы вошли в залив Ботани, где встретили британскую эскадру (в том же году англичане основали там город Сидней – первое европейское поселение в Австралии). С ней Лаперуз отправил письма и донесения, сообщая королю, что в ближайшее время намеревается исследовать Соломоновы острова, Таити, Новую Гвинею и север Австралии. Он писал, что предполагает вернуться на родину к июню 1789 года.

10 марта «Буссоль» и «Астролябия» взяли курс на северо-восток. И с тех пор никаких известий от Лаперуза больше не поступало. «Он бесследно исчез в безбрежном синем океане, – написал о французском мореплавателе шотландец Томас Карлейль, – и только скорбная загадочная его тень не покидает наши умы и сердца».

14 июля 1789 года толпы восставших парижан взяли Бастилию. Это было начало революции, которая сотрясала страну до конца столетия. Однако даже в это смутное время во Франции не забывали о пропавшей в океане флотилии. Говорят, когда Людовика XVI везли к месту казни, он обернулся к палачу и спросил: «Нет ли вестей от Лаперуза?»

В 1791 году Национальное собрание Франции признало «необходимость спасения Лаперуза и его моряков». На поиски флотилии были направлены два военных корабля под командованием контр-адмирала Брюно д’Антрекасто. Перед отплытием он получил ценные известия: из Индии вернулся английский капитан Джордж Оуэн, который слышал, что к северу от Новой Гвинеи, в архипелаге Адмиралтейства, нашли обломки какого-то французского корабля.

И Д’Антрекасто решил направиться прямо туда. На стоянке у мыса Доброй Надежды он получил обнадеживающее известие: другой английский мореплаватель, капитан Хантер, сообщал, что на одном из островов Адмиралтейства видел людей в форме французских моряков. Они подавали сигналы, но сильное волнение моря помешало англичанам подойти к берегу. (Один из участников этого плавания позже уверял, что сигналы им подавали аборигены, натянувшие на себя красные французские мундиры. По его мнению, они просто пытались заманить парусник на рифы.) Д’Антрекасто обошел многие острова архипелага, но ничего не обнаружил.

В мае 1793 года его корабли подошли к острову Ваникоро из группы Санта-Крус к северо-востоку от Австралии. Над возвышенностями этого острова экипаж заметил столбы дыма. Кто-то явно подавал знак мореплавателям. Д’Антрекасто был убежден, что нашел Лаперуза или, по крайней мере, остатки пропавшей экспедиции. Но после того, как его корабли чуть не налетели на рифы, он был вынужден уйти, так и не выслав на берег поисковый отряд.

А через два месяца корабли д’Антрекасто были захвачены голландцами – к тому времени революционная Франция уже воевала практически со всей Европой. Искать Лаперуза стало некому.

О его экспедиции забыли, пока в мае 1826 года на острове Тикопиа из группы Санта-Крус не сделал остановку корабль ирландца Диллона. Тот заметил у туземцев стеклянные бусы и предметы явно европейского происхождения: серебряные вилку и ложку , ножи, чайные чашки, а главное – рукоять шпаги с буквами JFGP. Диллон не поверил своим глазам. Эти инициалы могли означать только одно: Jean Francois Galaup de La Perouse!

Вещи, как выяснил капитан Диллон, аборигены выменяли у жителей Ваникоро, острова, лежащего в двух днях пути под парусом. А те рассказывали о двух больших лодках, которые когда-то сели на мель. Одни говорили, что приплывшие на лодках утонули, другие – что их убили. Диллон хотел идти к Ваникоро, но в его корабле обнаружилась течь – пришлось отправиться на Яву для починки.


Лишь через год он добрался до Ваникоро. Старый туземец рассказал ему, что много-много лун назад была страшная буря, и волны поднимались выше пальм. К ним прибыли две лодки с «духами», и одна из них разбилась на рифе. «Наши предки хотели видеть духов вблизи, но те направляли в них огненные шарики, несущие смерть. Потом боги дали благословение стрелам, и предки смогли перебить всех духов с лодки. Мертвых духов было много. Их выбрасывали волны, и мы снимали с них одежду и длинные железные ножи».

Другое судно, по рассказам туземцев, выбросило на отмель. Его мачты торчали прямо из воды, и на них было много полуживых духов, обвязанных веревками. Это были невоинственные духи. Сойдя на берег, они раздавали подарки. А их вождь с длинным носом разговаривал с луной посредством палки. Другие духи, стоявшие на одной ноге, день и ночь охраняли лагерь, где за деревянными загородками их друзья строили из обломков большой лодки лодку поменьше. Все «одноножки» беспрестанно потрясали железными палками. А через пять лун духи уплыли на маленькой лодке.

Кое-что Диллон в этом предании разгадал: «длинные носы», видимо, были треуголками, «палка для разговоров с луной» – подзорной трубой, «одноножки с железными палками» – часовыми, неподвижно стоявшими с ружьями. Но самое удивительное, что, согласно утверждениям туземцев, двое из духов – «вождь» и его «слуга» – остались на острове и еще несколько лет назад были живы! Аборигены даже вспомнили имя «вождя» – «Пило». Переиначенное на туземный лад «Лаперуз»? А вскоре недалеко от берега на мелководье люди Диллона обнаружили бронзовые пушки и корабельный колокол с надписью: «Меня отлил Базен. Брест 1785».

Собрав находки, Диллон отправился в Париж, где его принял король Карл X. Предметы опознал один из участников экспедиции Лаперуза – тот самый де Лессепс, который в 1787 году сошел на берег Камчатки и пересек Сибирь.

В 1959 году к поискам остатков флотилии Лаперуза на Ваникоро приступили французские аквалангисты. Со дна лагуны они подняли фрагменты бортовой обшивки. Потом, взрывая под водой динамит, обнаружили пушки и ядра. И главное вещественное доказательство – серебряный рубль с изображением Петра I, отчеканенный в 1724 году. Кому могла принадлежать такая монета, если не участнику экспедиции, достигшей берегов Сибири? Что же в действительности случилось с французским мореплавателем и его спутниками? Попытаемся восстановить возможный ход событий.

В ненастную ночь 1788 года один из кораблей Лаперуза, прокладывая путь в казавшуюся безопасной гавань, напоролся на коралловый риф. Судно затонуло, а часть моряков перебили приплывшие в пирогах островитяне. Второй фрегат поспешил на помощь первому и тоже налетел на риф. Однако пробоины оказались не слишком велики: паруснику удалось перевалить через риф и выброситься на отмель – другого выхода у капитана не было. Спасшиеся моряки не растерялись. Они одарили туземцев подарками, возвели временный форт и начали строить из остатков корабля небольшое парусное судно. «Через пять лун» они уплыли, оставив на острове двух человек из команды – «вождя» и его «слугу».


Куда могли направиться отчаянные мореходы? Без сомнения, их путь лежал к ближайшей европейской колонии на острове Тимор – в пяти тысячах километров от Ваникоро. Морякам предстояло обогнуть Новую Гвинею с севера и пройти множество Молуккских островов. Но судьба снова оказалась жестокой к путешественникам. Их судно потерпело крушение – теперь уже у берегов Новой Гвинеи, в архипелаге Адмиралтейства. Там-то капитан Хантер и видел людей во французской форме. Но кого – моряков Лаперуза или папуасов, обрядившихся в их одежду?

По некоторым сведениям, некий капитан Ост-Индской компании обнаружил на тех же островах множество европейских предметов, в том числе шпагу, на эфесе которой была выгравирована лилия. Перед французской революцией, во времена Лаперуза, лилии были изображены на шпагах всех французских офицеров.

Но что стало с самим Лаперузом после крушения на Ваникоро? Как известно, спастись удалось только экипажу второго корабля, капитан которого сумел выбросить судно на песчаную отмель. В морской литературе сохраняется устойчивое мнение, что «Буссоль» под командованием Лаперуза первой вошла в коварный пролив и напоролась на риф. Однако достоверных свидетельств этого нет. По поднятым со дна якорям и пушкам нельзя определить, какому из двух кораблей они принадлежали.

Туземцы же рассказывали, что спасшиеся вели себя дружелюбно: «духи» раздавали подарки, а часовые, хоть и потрясали ружьями на стенах форта, огонь не открывали. Это так похоже на Лаперуза, одного из самых благородных флотоводцев XVIII столетия. Не он ли и был «вождем», оставшимся на острове со своим слугой? И не свидетельствует ли сохранившийся эфес шпаги Лаперуза о том, что командор не погиб среди рифов и не покинул остров с моряками на самодельном шлюпе? По словам островитян, вождь и его слуга умерли незадолго до прибытия капитана Диллона – около 1824 года. К тому времени Лаперузу могло быть чуть больше 80 лет.

Во всех морских справочниках годом смерти Лаперуза назван 1788-й, год исчезновения экспедиции. У нас есть все основания по-новому взглянуть на судьбу великого капитана и предположить, что эту дату следует отодвинуть на 30 лет вперед. Но узнаем ли мы когда-нибудь, почему Лаперуз остался среди полинезийцев?

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

В путешествиях, тем более великих, всегда присутствует какая-нибудь тайна. Ведь все эти походы и плавания «за тридевять земель» и начинались-то с загадок - сказок, мифов и просто ошибок. Более того, результаты экспедиций, вообще-то призванных стирать белые пятна на картах, часто окутывались таким ореолом таинственности, что о них и по сей день известно крайне мало.

Одна из самых таинственных экспедиций в истории географии - плавание Лаперуза. Казалось, после трех грандиозных путешествий Кука и многочисленных открытий искать что-то новое в Тихом океане бессмысленно. Тем не менее в 1784 г. французы начали готовить свою экспедицию в Великий океан. О значении, которое ей придавалось, говорит тот факт, что к подготовке плавания были привлечены такие авторитетные люди, как мореплаватель Бугенвиль, первым из французов совершивший кругосветное плавание, натуралист Бюффон и химик Лавуазье, а его организацию контролировали морской министр маркиз де Кастри и сам Людовик XVI. Возглавить экспедицию поручили морскому офицеру Лаперузу, который, возможно, и выступил ее инициатором.

Жан Франсуа де Гало, граф де Лаперуз, родившийся в 1741 г., сначала учился в иезуитском колледже, а в возрасте 15 лет поступил в военно-морскую академию в Бресте. Не успев ее окончить, в 1758 г. отправился воевать с англичанами и принял участие во многих морских сражениях у берегов Америки, был ранен и взят в плен, но сумел бежать. Служил на Маврикии (тогда Иль-де-Франс), плавал в Индию, из дальних странствий вернулся во Францию с молодой креолкой, своей будущей женой. В 1777 г. Лаперуз был произведен в лейтенанты, а затем снова воевал против англичан - за независимость Соединенных Штатов. В 1780 г. он стал капитаном I ранга. Ничего удивительного, что с таким послужным списком именно ему доверили сложное и ответственное задание. Но какое? Официальные цели экспедиции отличались необычайной скромностью: пройти по «местам славы» Джеймса Кука и уточнить открытия, сделанные великим британцем, попытаться установить контакты с туземцами, а также определить перспективы китобойного промысла в южной части Тихого океана.

В начале августа 1785 г. два фрегата с мирными академическими названиями «Буссоль» и «Астролябия» вышли из Бреста. Лаперуз командовал флагманом, а капитаном «Астролябии» был назначен Флерио де Лангль - офицер, хорошо знакомый Лаперузу по боям с англичанами. В состав экспедиции входили инженер Поль Моннерон, ботаник и медик Жозеф де Ла Мартиньер, священник и по совместительству геолог Жан Андре Монже, ботаник и физик Робер де Ламанон, а также астроном, математик, художники. Они везли с собой научные приборы и внушительную библиотеку. Всего на двух кораблях насчитывалось 223 человека. Занятно, что первоначально в списках участников экспедиции значился юный курсант парижской Военной школы Наполеон Бонапарт. Позже это имя из списков почему-то исчезло.

В начале ноября корабли уже прибыли в Бразилию. Отсюда они направились не вдоль берега Южной Америки, а в центральную часть Южной Атлантики, якобы на поиски некой «Большой земли». Поиски оказались непродолжительны, и в январе 1786 г. экспедиция приблизилась к берегам Патагонии, а затем, обогнув мыс Горн, вышла в Тихий океан. После недолгой остановки в Чили Лаперуз взял курс на остров Пасхи. В мае он прибыл на Гавайи, а 23 июня «Буссоль» и «Астролябия» достигли берегов Северной Америки в окрестностях горы Святого Ильи - там же, где подошел к Америке Беринг в 1741 г., т. е. в год рождения Лаперуза.

Судя по всему, одна из задач экспедиции Лаперуза состояла в обнаружении Северо-Западного пути. Но искал он его не там, где Кук, т. е. севернее Америки. Лаперуз тщательно исследовал берег южнее Аляски, заходя в каждую бухту - очевидно, в надежде обнаружить устье судоходной реки, которая приведет его в центральные районы материка, поближе к Миссисипи и Великим озерам. Ни река, ни озера к тому времени французам уже не принадлежали, но они надеялись их вернуть (как потом окажется, не совсем беспочвенно). Одна из таких бухт, вытянутая Гавань французов, как окрестил ее Лаперуз, казавшаяся такой тихой, такой уютной, стала могилой для 20 моряков. Три лодки, отправившиеся на поиски предположительно впадающей в бухту реки, внезапно были подхвачены чудовищной силы течением, возникшим во время прилива, и брошены на скалы. Лишь одной лодке чудом удалось вырваться из смертельных объятий потока. К слову, эта бухта под названием Литуйя известна не только высокими приливами, но и фантастическими цунами: в 1958 г. волна, вызванная гигантским обвалом, достигла 520 м в высоту!

Французы продолжали плавание вдоль берега, торговали с индейцами, набивая трюмы пушниной, но, видимо, уже не были настроены на детальное исследование каждой из глубоко вдающихся в сушу бухт. В сентябре они дошли до испанского порта Монтерей на берегу одноименного залива (немногим южнее современного Сан-Франциско), пополнили там запасы пресной воды и провианта. Теперь путь экспедиции лежал на запад, через Тихий океан к берегам Азии.

В начале января 1787 г. французы добрались до Макао, португальского владения на юге Китая, и выгодно сбыли здесь пушнину. Весной Лаперуз побывал на принадлежавших Испании Филиппинах, зашел на Формозу (ныне Тайвань) и оттуда двинулся на север вдоль азиатского берега. В конце мая корабли прошли Корейским проливом в Японское море и вскоре достигли северного берега японского острова Хонсю, а затем проследовали Татарским проливом на север. Вскоре Лаперуз достиг земли, которую местные жители называли Тапшока, тогда как на русских картах она именовалась Сахалин. Сахалян-улла («Черная река») - маньчжурское название Амура, которое ошибочно было перенесено на остров. О том, что это именно остров, Лаперуз слышал от его жителей и населения Хоккайдо. И все же он решил проверить их утверждение и повел корабли на север, в сужающийся пролив, но, напуганный мелями, не отважился пройти в Охотское море и повернул на юг. Доказывать островное положение Сахалина Лаперуз предоставил другим. В середине августа французы проследовали в Охотское море проливом между Сахалином и Хоккайдо (ныне пролив Лаперуза). Обследовав Курилы, Лаперуз взял курс на Камчатку.

Французские корабли прибыли в Петропавловск в начале сентября. Здесь их ждали радушный прием, несколько недель отдыха и известия из Франции. Еще недавно последнее показалось бы невозможным: отношения России и Франции при Людовике XV были весьма прохладными - достаточно вспомнить войны за польское и австрийское наследства. Судя по всему, при Людовике XVI ситуация изменилась: французское правительство знало о том, что Лаперуз непременно прибудет в Петропавловск, и отправило туда через всю Россию послания для него. Какие же известия получил Лаперуз? Во-первых, сообщение о присвоении ему очередного воинского звания и поздравления в связи с этим. А во-вторых, предписание отправляться к берегам Австралии, куда уже шла английская эскадра Артура Филипа с приказом начать колонизацию самого далекого от Европы континента. Но в чем заключалась задача Лаперуза? Опередить англичан? Воспрепятствовать им? Проконтролировать процесс колонизации?

Очевидно, задание было достаточно рискованным, поскольку материалы экспедиции, включая путевые журналы и карты, Лаперуз не взял с собой, а отправил во Францию сушей через Сибирь, европейскую часть Россию и Европу. Исполнил это поручение молодой офицер Жан Батист Лессепс, до этого 10 лет живший в России и прекрасно знавший русский язык.

В конце сентября Лаперуз вышел в море, но не отправился прямо на юг, а сначала заглянул в ту область океана, где за 36 лет до него Беринг пытался найти злосчастную «Землю Жуана да Гамы». Неужели мифы так живучи? Спустя некоторое время «Буссоль» и «Астролябия» все же взяли курс на юг и в начале декабря добрались до Самоа. Там произошла трагедия: 12 участников экспедиции, в том числе де Лангль, сошли на берег и попали в западню, устроенную островитянами, которые забили их камнями насмерть. Надо отдать должное Лаперузу: он не стал мстить и открывать по негостеприимному острову огонь из пушек. Побывав после этого на островах Тонга и Норфолк, 23 января 1788 г. французы приблизились к побережью Австралии и через три дня вошли в залив Ботани. Но там уже стояли английские корабли, привезшие первых австралийских колонистов - каторжан. По свидетельству британцев, в начале марта экспедиция Лаперуза покинула берега Австралии. После этого она как сквозь землю провалилась.

Во Францию было доставлено сообщение Лаперуза о его дальнейших планах, отправленное с одним из английских судов, которые уходили в Европу в феврале. Он собирался продолжить плавание по маршруту: Тонга - Новая Каледония - острова Санта-Крус - Новая Гвинея - Иль-де-Франс (Маврикий). Но во Францию и даже на Маврикий он так и не прибыл. Возвращения Лаперуза и его спутников ждали в 1789-м, в 1790-м, когда во Франции уже пылал пожар революции, и, наконец, в 1791 г. на их поиски была отправлена экспедиция под командованием Жозефа Антуана де Брюни д’Антркасто, через два года вернувшаяся ни с чем.

Лишь в 1820-х гг. ирландец Питер Диллон случайно обнаружил следы кораблекрушения на острове Ваниколо (Ваникоро), указывавшие, по его мнению, на экспедицию Лаперуза. В 1828 г. прибывший сюда французский моряк Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль подтвердил правоту Диллона. В 1960-х гг. благодаря подводным исследованиям удалось окончательно установить: у рифов Ваникоро находятся останки «Астролябии» и «Буссоли». Но как именно погибли корабли и что стало с людьми, до сих пор достоверно не известно.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Жан Франсуа де Гало, граф де Лаперуз, французский военный моряк

Другие действующие лица

Людовик XVI, король Франции; Флерио де Лангль, капитан «Астролябии»; Питер Диллон, ирландский моряк и др.

Время действия

Маршрут

Из Бреста через Атлантику в Тихий океан

Цели

Научно-исследовательские и разведывательные (оставшиеся тайной)

Значение

Проведение важных научных исследований

3440

(1741-1788)

Двадцать шестого января 1788 года в Ботани-бей вошли два французских фрегата "Буссоль" и "Астролябия". Ими командовал известный мореплаватель Лаперуз , который вот уже несколько лет находился в труднейшем кругосветном плавании.

А буквально накануне в этой прекрасной бухте на юго-востоке Новой Голландии бросили якоря корабли английской эскадры, доставившие первую партию заключенных для будущей колонии каторжников - Новый Южный Уэльс (см. очерк "основание Австралии, или Беглецы из Ботани-бея").

Вскоре состоялась встреча Лаперуза с командующим английской флотилии Артуром Филлипом. И хотя тот знал, что французский капитан еще недавно принимал активное участие в войне против Британии, это не помешало дружеской беседе двух моряков. Чрезвычайно энергичный, с приятными чертами лица и немного печальными глазами, Лаперуз очаровал Филлипа. Он с увлечением рассказал англичанину о своих приключениях в Тихом океане и с нескрываемой грустью поведал о понесенных утратах. Узнав о том, что один из английских кораблей в скором времени отправляется на родину, Лаперуз передал Филлипу письма родным и друзьям, а также отчет французскому правительству. Спустя полтора месяца "Буссоль" и "Астролябия" на всех парусах устремились в открытое море навстречу своей судьбе. Больше их никто никогда не видел. Только 40 лет спустя в Европе стало известно о трагедии, разыгравшейся на острове Ваникоро.

Жан Франсуа де Гало граф де Лаперуз родился в поместье Го вблизи старинного городка Альби на юге Франции. Начальное образование он получил у иезуитов. 15-летнего Жана Франсуа родители отдали в школу гардемаринов в Бресте, где целеустремленный и любознательный юноша изучал астрономию, математику, естественные науки, навигацию, а также много читал о морских путешествиях.

В Европе шла Семилетняя война, и будущий моряк внимательно следил за успехами и поражениями французского флота. Ему представился случай принять участие в военных действиях. В бою при Бель-Иле у южного побережья Франции в 1759 году (ему тогда было всего 18 лет) он был тяжело ра-нен. Оказался в плену у англичан, бежал и снова воевал против них.

После окончания войны Лаперузу был присвоен чин лейтенанта. Вскоре он уже командовал кораблем. Несколько лет капитан Лаперуз плавал в Индийском океане, охраняя французские торговые фактории на Востоке, сражался против пиратов. На острове Иль-де-Франс (Маврикий) он влюбился в очаровательную креолку, дочь простого служащего, и сделал ей предложение. Этот "безумный" поступок вызвал гнев Виктора Жозефа, отца Лаперуза . Как мог Жан Франсуа , аристократ, связать судьбу с безродной девушкой, к тому же без всякого приданого! И все-таки она стала его женой, правда, после смерти старого графа.

В 1782 году Лаперузу было дано ответственное и опасное задание: незаметно проникнуть в Гудзонов залив, уничтожить английские торговые фактории и разрушить военные форты. Без точных карт, в сложных погодных условияхЛаперуз блестяще выполнил порученное ему дело, проявив при этом такое благородство, что сразу стал известен и во Франции и в Англии. Захваченных в плен англичан он отпустил на свободу с оружием, снабдил продовольствием, вернул им секретные карты северного побережья Америки, однако с условием, что они будут опубликованы.

Во второй половине XVIII века Франция ревниво следила за удачами англичан, открывавших новые земли в Тихом океане. Потеряв в предыдущих войнах основные заморские колонии, она стремилась заполучить новые. Людовик XVI внимательно читал все отчеты Джеймса Кука, напечатанные в Лондоне. Понимая научную значимость экспедиций английского мореплавателя, король в 1778 году подписал особый указ: в случае военных действий против англичан капитаны французских судов, встретивших на своем пути корабли Кука, обязаны были "воздержаться от проявления враждебности" и рассматривать его как представителя "нейтральной или дружественной страны".

Людовик XVI мечтал о такой экспедиции, которая превзойдет по успеху все путешествия Кука и вновь поднимет престиж Франции. Он привлек к разработке проекта лучших ученых, сам вникал в каждую его деталь, внося уточнения и исправления. Мореплавателям предстояло обследовать тихоокеанские побережья Северной Америки и Азии, найти северный проход в Атлантический океан, открыть и присоединить новые земли к владениям короны и, наконец, определить возможности для торговли с дальними странами. Руководителем экспедиции был назначен Жан Франсуа де Лаперуз .

Учитывая опыт Кука, Лаперуз выбрал два подходящих грузовых судна (габары) водоизмещением 500 тонн, которых нарекли "Буссоль" и "Астролябия", как бы подчеркивая научный характер предстоящего плавания. По настоянию Лаперуза капитаном "Астролябии" был назначен его старый боевой товарищ Флерио де Лангль. Это была действительно научная экспедиция, поскольку в ее состав входили академики-астрономы Монж и Лепот Дежеле, географ Бернизе, ботаник, доктор медицины де ла Мартиньер, физик Ламенон, натуралист Дюфрен, которого рекомендовал сам великий Бюффон. На корабли погрузили научные приборы и целую библиотеку. Только на закупку книг ушла немалая сумма - шесть тысяч ливров.

Рано утром 1 августа 1785 года "Буссоль" и "Астролябия" с 242 членами экипажа на борту вышли в открытое море. Благополучно обогнув мыс Горн, Лаперуз в феврале следующего года уже плыл вдоль чилийских берегов. В порту Консепсьон он пополнил запасы продовольствия и питьевой воды.

Лаперуз не мог не посетить открытый в 1722 году голландским мореплавателем Роггевеном таинственный остров Пасхи. На его каменистой, покрытой редкой травой земле проживало в те времена чуть более двух ты-сяч человек. Путешественники встретили здесь радушный прием. Лаперуз записал в своем дневнике, что туземцы красивы, ходят обнаженными, разрисовывают себя красной краской. Безоружны, только у некоторых есть дубинки. Начался оживленный обмен: за европейские товары островитяне отдавали продукты земледелия и кур. Правда, как и повсюду в Полинезии, аборигены, не смущаясь, открыто кра-ли у зазевавшихся европейцев вещи, особенно шляпы. Одному из туземцев удалось стянуть треуголку у самого Лаперуза , который, опасаясь стычки, обе-щал всем, кто лишился шляп, выдать по возвращении на корабль новые.

Лаперуз обследовал остров, распорядился измерить и зарисовать гигантские каменные статуи. Он справедливо полагал, что их воздвигли некогда предки современных островитян. В надежде "повысить жизненный уровень аборигенов" он подарил им пару свиней, коз и три овцы. По всей видимости, те были съедены вскоре после отплытия французов. По приказанию Лаперуза , на острове были посеяны капуста, морковь, свекла, тыква. "Буссоль" и "Астролябия" снова вышли в море, держа курс на Гавайские острова. Надо сказать, что Лаперуз не спешил вводить во владение французского короля новые земли. Он недоумевал, как могут европейцы, вооруженные пушками и штыками, покушаться на священные права десятков тысяч себе подобных существ, на землю, "политую их потом, землю, в которой они на протяжении веков хоронили своих предков". На Гавайских островахЛаперуз пробыл несколько дней, а затем направился на северо-восток. На рассвете 23 июня мореплаватели шли вдоль побережья Аляски. Перед ними вздымались поросшие густым сосновым лесом горы. Высоко в небо устремлялась огромная гора св.Ильи, вершина которой была покрыта вечными снегами. В поисках удобной стоянки для кораблей Лаперуз взял курс на юг.

Вскоре он открыл обширную и спокойную бухту, не обозначенную на карте. Туда вел узкий проход. Только на следующий день с приливом удалось войти в нее, правда, чуть не разбившись о прибрежные скалы. Лаперуз назвал эту бухту "гаванью французов". Здесь они пробыли несколько дней, ведя оживленную торговлю с местными жителями - индейцами, которые снабдили путешественников ценными мехами.

На редкость чудесным выдалось 13 июля. На небе ни облачка, светило яркое солнце, царило безветрие. Французы, решив обследовать южную сторону бухты, направили туда три шлюпки. Через несколько часов вернулась только одна. Лейтенант Бутен, шедший на последней лодке, рассказал страшную историю. На его глазах первые две лодки подхватило бешеное течение, бросило на выступающие из воды скалы и разбило вдребезги. Спустя мгновение водоворот поглотил людей. Только чудо спасло шлюпку Бутена. Эта трагедия потрясла Лаперуза и его спутников. Погибли молодые отважные моряки. Самому старшему не было и 33-х. Напрасно искали их тела - не нашли никого. На острове посреди бухты был установлен памятник жертвам несчастья. На табличке была выгравирована надпись: "В этой бухте погиб двадцать один храбрый моряк. Кто бы вы ни были, оплачьте их участь вместе с нами". У подножия памятника закопали бутылку, в которую вложили подробную записку о случившемся.

Отсюда Лаперуз отправился вдоль побережья на юг. В начале сентября он был в Монтерее, испанской части Калифорнии, а затем взял курс на Макао - португальскую колонию на китайской земле.

Весной 1787 года Лаперуз уже обследовал берега Восточной Азии, той ее части, о которой европейцы имели смутное представление. "Буссоль" и "Астролябия" медленно продвигались на север. Они пытались пройти Татарский пролив, отделяющий Сахалин от континента. Никто еще не знал, остров ли Сахалин или же часть материка. Высадившись на берег, Лаперуз попытался выяснить это у местных жителей - орочей. Один из них, глубокий старец, палкой начертил на земле схе-му, из которой стало ясно: Сахалин - остров. Это подтвердил и молодой туземец. Он взял у Лаперуза лист бумаги, быстро нарисовал карандашом план и знаками показал, что корабли французов могут, направляясь на се-вер, выйти в открытое море.

Несколько дней "Буссоль" и "Астролябия" шли на север. Густой туман препятствовал движению. Возникла реальная опасность сесть на мель.Лаперуз выслал вперед две шлюпки с заданием измерить глубину. Вскоре они вернулись с сообщением, что корабли не пройдут. ХотяЛаперуз был уверен, что плывет по проливу (в середине XIX века это докажет адмирал Г.И.Невельской, он все же дал приказ повернуть назад. Огибая Сахалин с юга, французский мореплаватель исправил географическую ошибку. На многих картах мира японский остров Хоккайдо и Сахалин были показаны как одно целое. Сейчас пролив, разделяющий оба острова, носит имя бесстрашного Лаперуза .

Шестого сентября 1787 года "Буссоль" и "Астролябия" бросили якоря в широкой и удобной Авачинской губе. Здесь 12 лет назад уже побывал Кук. На берегу расположен Петропавловск Камчатский, в те времена небольшой поселок в несколько сотен жителей. Сердечность и радушие русских оставили у Лаперуза неизгладимое впечатление. Они снабдили французов продовольствием, питьевой водой, дровами и не взяли с них за это ни копейки. Здесь Лаперуза ждали письма из Франции и среди них приказ морского министра о присвоении ему чина адмирала и звания командира эскадры. В честьЛаперуза был произведен салют из пушек местной батареи и устроен банкет. Не один часЛаперуз беседовал с лейтенантом Хабаровым, комендантом Петропавловска, и Козловым-Угреиным, правителем Охотска, отлично знавшим Сибирь.

Тридцатого сентября Лаперуз возобновил плавание. На берегу остался Бартоломей Лессепс, сын французского посланника в Санкт-Петербурге. Он должен был доставить во Францию собранные экспедицией богатые материалы и письма. В одном из них, адресованном морскому министру де Кастри,Лаперуз писал: "Я уверен, что нигде и никогда не было оказано большего гостеприимства, чем нам". Лессепс в точности выполнил указания Лаперуза . Он больше года добирался до Парижа, единственный уцелевший участник рокового плавания.

А Лаперуза ждала еще одна трагедия. В декабре 1787 года на острове Мауна (архипелаг Самоа) неожиданно напавшие туземцы насмерть забили камнями капитана "Астролябии" и еще 32 француза. Лаперуз оплакивал смерть своих товарищей. Велико было его разочарование. "Мы ошиблись, - писал он. - Это прекрасное место не было безгрешным садом невинности".

Напрасно родственники и друзья во Франции с надеждой ждали известий о бесстрашных мореплавателях. Они не приходили. Волновался и Людовик XVI. Тем временем в стране разразилась революция. Людовик XVI лишился трона, а вскоре и головы. Говорили, что, когда французский король взошел на эшафот, он первым делом спросил палача: "Нет ли вестей отЛаперуза ?"

В 1791 году Национальное собрание приняло решение направить в Тихий океан на поиски пропавшего Лаперуза два корабля, носившие символические названия "Поиск" и "Надежда". Их возглавлял Раймон Жозеф Антуан де Брюни д"Антркастро. Весной следующего года они заметили далеко впереди маленький островок, не обозначенный на карте. Д"Антркастро окрестил его в честь корабля - Поиск, однако по каким-то непонятным причинам не приблизился к нему. Сделав это, он нашел бы ключ к разгадке исчезновения экспедиции Лаперуза . Это был остров Ваникоро.

В 1826 году английский капитан Питер Диллон нашел на острове Ваникоро следы "Буссоли" и "Астролябии". Расспросы местных жителей мало что дали. Он установил только, что несколько десятков лет назад здесь во время страшного урагана разбились на рифах два судна. Часть моряков спаслась и нашла убежище на острове. Кто-то вскоре был убит аборигенами, другие, смастерив лодку, уплыли куда-то за горизонт. Был ли среди них Лаперуз - неизвестно. Вскоре остров Ваникоро посетил знаменитый мореплаватель Сезар Дюмон Дюрвиль. Он также нашел здесь некоторые вещественные свидетельства крушения кораблей Лаперуза .

С 1959 по 1964 годы в этих местах бывал известный бельгийский вулканолог Гарун Тазиев. С группой водолазов он поднял со дна моря останки "Буссоли" и "Астролябии". Среди находок оказалась и старинная русская монета с изображением Петра I - память о пребывании Лаперуза у берегов Камчатки.