Болезни Военный билет Призыв

Французское правительство в период абсолютизма что делало. Основные черты французского абсолютизма

Посмотрим, какие институты абсолютной монархии сформировались во Франции. В этом нам поможет мнение Чистякова. Во-первых, вся власть безраздельно принадлежала королю. Ликвидированы сословно-представительские органы, феодальная оппозиция. Делается опора на армию, полицию и бюрократический аппарат. Скажем, что такой политический институт как генеральные штаты собирался последний раз в 1614 году и, что интересно, был распущен в том же году. В 1516 году по Нантскому эдикту - король полностью подчиняет себе католическую церковь, и можно сказать, что такой институт как церковь с этого момента находится в руках короля. Такой политический институт, как Парижский парламент, тоже начинает терять силу, а с 1667 года постепенно ограничиваются его права. Довольно интересно, что начиная с 1673 парламент лишается права отказа в регистрации королевский актов, возможности отклонить решение короля. Как и во многих странах в 1614 году по предложению Парижского парламента власть короля объявляют божественной и король получает титул "король божьей милостью". После чего государство сопоставляют с личностью короля, ярким примером чего может послужить фраза короля Франции Людовика XIV, уже приводившаяся ранее, "Государство - это я!". Одновременно с этим считалось, что и сам король принадлежит нации. Как мы уже неоднократно замечали, юридически король признавался источником любой власти, причем эта власть не давалась никакому контролю. Так же король имел законодательную свободу. Такой принцип власти можно сформулировать одним выражением "один король - один закон". Необходимо также добавить, что он получал неограниченное право назначать поданных на любую светскую и духовную должность. Посмотрим, какие группы дворянства к ним относились. Например, к ним можно отнести так называемое `чиновничье дворянство". Очень часто своим положением они были обязаны лично королю, и напрямую от него зависели. Что интересно, старое дворянство, происхождение которых, как правило, уходило вглубь веков, не выплачивало налоги. По сути это было то самое рыцарство. Старое дворянство относилось к чиновничьему дворянству пренебрежительно, даже порой враждебно. В силу этих обстоятельств чиновничье дворянство полностью поддерживало власть короля, что убедительно проявилось в годы религиозных войн. Именно они стали основой так называемой "партии политиков", которые выступали, с одной стороны, за умиротворение страны, а с другой - за это умиротворение под эгидой королевской власти. Так же король являлся окончательной инстанцией в решении любых вопросов: внутригосударственных, внешне государственных; вдобавок он определял экономическую политику государства, являлся высшей судебной инстанцией, и суд осуществлялся от его имени.

Теперь можно поговорить про судебную систему во Франции в период абсолютизма. Во главе нее, разумеется, стоял король. Он мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда: королевского, сеньориального, городского, церковного и других. В период абсолютной монархии во Франции главным образом происходило усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом в 1560 году и Мулинским ордонансом в 1556 году королевским судам стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Сеньориальным судам эдикт в 1788 году оставил в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства сеньориальным судам были подсудны только дела с небольшой суммой иска. Занимательно, что и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Рассмотрим теперь общие королевские суды. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, вальяжных и судов парламента. Помимо общих судов, существовали суды привилегированные (университетские, религиозные, дворцовые). Еще функционировали специальные суды, где рассматривались дела затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, а так же палата косвенных налогов, управление монетного двора, действовали суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды. Так как мы закончили на военных судах, теперь поговорим про армию. Как мы знаем, регулярная армия всегда была очень важным политическим институтом, особенно в эпоху абсолютизма, поэтому мы должны рассмотреть её. Опора на армию была естественным состоянием абсолютной монархии. Логично, что внимание к её организации и боеспособности было постоянным и возрастающим. Занятно, что уже в начале XVI в. французская армия являлась постоянной и наемной. В мирное время в ней насчитывалось около 3 тысяч тяжеловооруженных рыцарей, несколько десятков тысяч вольных стрелков, используемых, как правило, для гарнизонной службы, и несколько тысяч наемников. Можно привести пример, что в годы итальянских войн действующие армии достигали 30-40 тыс. человек. Копосов Н.Е. Абсолютная монархия во Франции стр. 34После того как начало развиваться огнестрельное оружие, рыцарская конница, наемники-иностранцы и лучники по понятным причинам постепенно утрачивают свое значение. В этом нам так же помогает Чистяков.

В тот период господствующим типом военной организации становится армия кондотьеров (наемников), расцвет которой приходится на первую половину XVII в. Занятно, что капитаны и полковники получали, а нередко и покупали у короля право на вербовку легкой кавалерии и вооруженной мушкетами пехоты. Численность такой армии в мирное время не превышала 25 тысяч человек. А вступление Франции в Тридцатилетнюю войну привело к стремительному (в 3-4 раза) росту армии и породило попытки покончить с традициями иностранного наемничества. Военная реформа Людовика XIV стала новым шагом в деле военного строительства. Прежде всего, военная администрация была отделена от командования. Эту администрацию возглавил специальный государственный секретарь (военный министр). У секретаря был преданный ему военный интендант, он отвечал за тыловое обеспечение армии, так же за дисциплину, он же возглавлял военный трибунал. Был учрежден генеральный штаб, была введена военная форма, так же были усовершенствованы артиллерия и военно-морской флот, было начато строительство пограничных крепостей. Что немало важно, был установлен табель воинских званий и должностей. И правительство отказалось от привлечения в армию иностранных наемников. Вдобавок был введен принцип рекрутского набора из местного населения. Солдатами и матросами становятся представители низших слоев третьего сословия. Члены общества, которые не принадлежат ни к какому социальному классу с города или деревни, т.е. бродяги и нищие, нередко с уголовным прошлым - отбросы общества, переживающего процесс первоначального накопления капитала. К сожалению, в армии такого социального состава военнослужащих дисциплина поддерживалась только методами насилия и муштрой. Не допускалось неисполнение приказов офицеров. Можно сказать, что из армии делали послушный инструмент защиты абсолютной монархии. В военном отношении страна была разделена на 40 наместничеств (XVIII в.) во главе с комиссарами, подчиненными военному министру. Как и следовало ожидать, офицерские корпус комплектовался исключительно из дворянского сословия, предпочтение отдавалось потомственному дворянству, что нашло законодательное подтверждение в 1781 году. Мы пишем это, опираясь на мнение Галонзы.

На высокие офицерские должности назначалась только титулованная знать. Такой классовый подбор офицерских кадров делал армию надежным орудием королевской власти. Можно поподробнее рассмотреть военно-морской флот. В первую очередь скажем, что формируемый военно-морской флот строился на принципах принудительного набора. Начиная с1669 года, было установлено, что все мужское население страны, проживавшее на морском побережье, обязано было по очереди служить в течение года на кораблях военного флота. Как мы догадываемся попытки уклонения от этой службы, а также наем на иностранные суда (даже торговые) квалифицировались как государственное преступление.

К 1677 усилиями Кольбера была создана национальная кораблестроительная промышленность. Франция стала располагать флотом, насчитывавшим более 300 кораблей. Опираясь на свою самую мощную в Европе военную организацию, Франция проводила активную экспансионистскую политику (в целом, достаточно успешную). Однако внешний блеск армии не мог скрыть процветавшего в ней жестокого противостояния между рядовым составом и офицерским корпусом. Командные посты в армии могли замещаться только представителями дворянства, причем преимущественно той его части, которая обладала потомственным титулом. Эдиктом 1781 г. было установлено, что лицо, претендующее на офицерскую должность, должно было документально подтвердить свое потомственное дворянство вплоть до 4-го колена (это правило соблюдалось и при приеме в военные учебные заведения). Тем самым были существенно ущемлены интересы служилого дворянства, которое, как показывала повседневная армейская практика, было способно поставлять в армию наиболее подготовленные и квалифицированные офицерские кадры. Основная масса офицеров из числа потомственных дворян стремилась всячески уклониться от службы. Подсчитано, например, что накануне революции из 35 тысяч офицеров непосредственно в войсках находилось лишь 9 тысяч. В 1688 году были организованы новые воинские части полурегулярного характера - так называемая королевская милиция. Эти части строились на основе принципа воинской повинности и комплектовались из деревенской молодежи. В мирное время милиция несла гарнизонную и караульную службу, а в случае войны являлась важным источником пополнения регулярной армии. Комплектование милиции и руководство ею было возложено на провинциальных интендантов. Я думаю, можно еще рассмотреть полицию. Франция была первой страной Европы, где была сформирована регулярная профессиональная полиция. Естественно, что ее строительство началось со столицы. Копосов Н.Е. Абсолютная монархия во Франции стр. 49 Здесь в 1666 году по совету Кольбера была учреждена специальная комиссия под председательством канцлера Сегюра, которая предложила королю проект реформ, относившихся к благоустройству и общественной безопасности Парижа. В период абсолютной монархии закладываются основы профессиональной полиции, почти полностью отделенной от администрации с самостоятельными задачами и функциями. Посмотрим на что подразделялась полиция, полиция подразделяется на общую (полиция безопасности) и политическую, так же на гласную и тайную, зарождаются научные методы агентурной работы и сыска политических противников абсолютизма и закоренелых преступников. Занятно, что начинает устанавливаться тотальный надзор и контроль полиции за целыми ассоциациями и общественными группами, проявляющими свободомыслие и выступающими за переустройство общества и государства на новой социально-политической основе. Мы основываемся на мнении Галонзы. В отношении полиции Франция была разделена на 32 департамента, в каждом из которых было свое полицейское управление во главе с интендантом, подчиненным министру внутренних дел. Департамент столичной полиции возглавлял генерал-лейтенант (с 1667 года), подчиненный вначале министру двора, а затем министру внутренних дел. Вдобавок генерал-лейтенант координировал работу управлений полиции в департаментах. Основные полицейские силы были сосредоточены в столице и в других крупных городах, на важнейших дорогах и торговых путях, в морских портах и так далее. Скажем, что начальники полицейских управлений имели в своем подчинении специализированные подразделения, например, конную полицейскую стражу, жандармерию, судебную полицию, проводившую предварительное расследование по уголовным делам. Как и следовало ожидать, особое внимание правительство уделяло полиции Парижа. В Париже каждый квартал города имел свою полицейскую службу во главе с комиссарами и сержантами. Полиция кроме охраны порядка и борьбы с преступностью, вдобавок полиция еще осуществляла надзор за нравами, домами терпимости, питейными заведениями, ярмарками, артистами и многое другое. Теперь скажем несколько слов о городском управлении, начавшем перестраиваться в условиях государственной централизации. Эдикт 1692 года установил, что городские власти (мэры, муниципальные советники) уже не избирались населением, а назначались из центра (после покупки этими лицами соответствующей должности). За городами было сохранено право откупаться от назначаемых лиц, но при условии внесения ими в казну значительной денежной суммы. Рассмотрим финансовую систему. Как мы понимаем, по мере своего укрепления абсолютизм нуждался в постоянном росте своих доходов - этого требовала увеличивающаяся армия и разбухавший государственный аппарат. Можно привести пример, в котором будет наглядно показан этот факт. К примеру, если в годы правления Людовика XII (1498 - 1515 года.) налоговые сборы в среднем исчислялись 3 миллиона ливров в год (что эквивалентно 70 тоннам серебра), то в середине XVI века. Ежегодный сбор составил 13,5 миллионов ливров (что эквивалентно 209 тонн серебра). В 1607 году в казну поступил 31 миллион ливров (это эквивалентно 345 тонн серебра), а через 30 лет, в обстановке Тридцатилетней войны, правительство собирало 90-100 ливров в год (более 1 тысячи тонн серебра). В период расцвета абсолютизма налоговая система Франции строилась на сочетании прямых и косвенных налогов, причем эта же система налогов была исключительно тяжелой и разорительной для крестьянства. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам.

Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что многие крестьяне были вынуждены продавать свои постройки и инвентарь и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных и нищих. Какой же из налогов приносил в казну больше финансов? Скажем, что основную массу поступлений в казну приносили прямые налоги. И самый важный из прямых налогов был - талья (налог с недвижимости или с валового дохода) - фактически превратился в крестьянский налог, поскольку привилегированные сословия от него освобождались, а города, что занятно, откупались за сравнительно небольшие суммы. Скажем, что когда государство сильно нуждалось в финансах, оно повышали налоги, зачастую во много раз. Приведем для примера. В последние 8 лет правления Ришелье, совпавшие с самым напряженным периодом Тридцатилетней войны, размер тальи вырос почти в 9 раз (с 5,7 миллионов до 48,2 миллионов ливров). Поскольку крестьянство оказывалось уже не в состоянии выплачивать талью, после окончания войны государством была предпринята попытка ее уменьшения, как в абсолютном выражении, так и в ее доле в общей массе государственных доходов. Было понятно, что с этим надо что то делать, поэтому в 1695 г. в качестве временной меры была введена так называемая капитация - подушный подоходный налог на военные цели. Чем же он был особенен? Принципиальная новизна капитации состояла в том, что этот налог первоначально планировалось взимать со всех сословий, в том числе и с привилегированных (даже с членов королевской фамилии), что само по себе является нонсенсом. Капитация раскладывалась в соответствии с делением всего населения на 22 разряда, принадлежность к которым определялась размером доходов, приносимых профессией или состоянием (от 1 ливра до 9 тыс. ливров). В 1698 году, капитацию отменили, но ненадолго. Она была вновь восстановлена в 1701 году и с тех пор стала постоянной. К сожалению, принцип пропорциональности во взимании этого налога так никогда и не был достигнут: самое привилегированное сословие - духовенство - от капитации было освобождено, для дворянства были созданы различные налоговые льготы, так что основным плательщиком капитации вновь оказалось третье сословие, что безусловно утяжелило жизнь людей, принадлежащих к нему. С 1710 года был введен еще один налог - королевская десятина, взимаемая с реальных доходов подданных всех сословий, размер этих доходов определялся в соответствии со специально заполняемыми налоговыми декларациями. Копосов Н.Е. Абсолютная монархия во Франции стр. 55.По замыслу инициаторов этого нововведения, десятина должны была заменить все ранее существовавшие налоги и явиться единым пропорциональным подоходным налогом. Это была еще одна попытка сделать пропорциональным подоходным налогом. Однако, чего и следовало ожидать, новый налог был просто прибавлен ко всем старым, по величине практически уравнявшись с капитацией и вполовину уступив талье. Неравномерность обложения, хотя и несколько смягченная, отнюдь не была устранена. Интересно, что уже со следующего года, после появления этого налога, духовенству удалось освободиться от выплаты этого нового налога ценой некоторого увеличения своих "добровольных" пожертвований в казну. Мы понимаем, что не только духовенство сделало это. Так же многим городам и целым провинциям удалось от него откупиться. Как и ожидалось, в 1717 году королевская десятина была отменена, но впоследствии, в связи с участием Франции в войнах, вводилась еще дважды на сравнительно непродолжительные сроки. В 1749 году взамен ее была введен новый налог, который назывался королевская двадцатина (5 % -й налог со всего дохода), которая стала взиматься постоянно. Видно этого налога была мало, поэтому ы 1756 году было была введена вторая двадцатина этого оказалось тоже мало, поэтому в 1760 году появилась еще и третья двадцатина, так что в итоги доходы оказались обложенными 15 % налогом. Самую большую прибыль казне из косвенных налогов приносили такие налоги как, эд. Эд - это налог на продажу вина, а, как мы знаем, Франция славится своим вином. Можно назвать еще такой налог как габелъ. Габелъ - это налог на продажу соли. Про соль можно сказать, что обычно цена ее была в 10-15 раз выше, чем она должна была стоить действительно. Вдобавок казна Франции пополнялась за счет продажи должностей. Заметим, что каждые 10-12 лет создавалось до 40 тысяч должностей, которые шли на продаже. Мы основываемся на мнении Корсунского. Для примера, подсчитано, за время правления Людовика XIV было продано должностей на сумму 500 миллионов ливров, таможенных и внешнеторговых пошлин, сборов с купеческих гильдий и ремесленных цехов, государственных монополий (почтовой, табачной и другие.). Очень часто практиковалось принудительные королевские займы, которые брались у крупных финансистов под залог налоговых поступлений. Так же для обогащения казны практиковалось конфискации имущества по приговору судебных органов. Для наглядности приведем пример такого обогащения казны. Так, после осуждения бывшего генерального контролера финансов Н. Фуке (1664 г.) стоимость его конфискованного имущества составила около 100 миллионов ливров. Как мы уже понимаем, налоговое бремя распределялось по стране очень не равномерно. Самое большое поступление финансов в казну давали центральные и северо-восточные провинции. Вдобавок скажем, что конкретные размеры налогов, а также формы их взимания в целом по стране не были единообразны. В стране широкое распространение получила система откупов, по которой государство за определенную плату передавало право сбора налогов частным лицам (откупщикам). Рассмотрим, какие варианты откупов существовали. Было несколько вариантов откупов: генеральные (когда право на сбор всех налогов предоставлялось откупщику со всей территории страны), специальные (когда на откуп отдавались только отдельные виды налогов) и другие. Система, охарактеризованная нами, открывала большие возможности для обогащения откупщиков, поскольку реально собранная ими сумма налогов могла в несколько раз превышать денежные средства, внесенные в казну. Можно привести наглядный пример. Так, в годы регентства Филиппа Орлеанского из 750 миллионов ливров податей и налогов, выплаченных населением, в казну попало только 250 миллионов ливров. Как мы понимаем, от негативных сторон системы откупов в первую очередь страдали налогоплательщики из числа третьего сословия, у которых налоги и поборы поглощали до двух третей от общего количества доходов. В помощь откупщикам придавались воинские подразделения. Как мы понимаем, сама процедура сбора налогов приобретала не обычный характер, а характер военной кампании, которая сопровождалась расстрелами, экзекуциями и арестами. Как и следовало ожидать, усиление налогового гнета, а также злоупотребления, чинимые откупщиками и официальными властями, были факторами, игравшими роль мощных детонаторов (где детонатор???) общественного недовольства и социальных конфликтов.

К началу XVI в. Франция стала единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия, ко­торая приобрела во Франции наиболее законченную, последо­вательно выраженную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполни­тельной и судебной власти концентрировалась в руках главы государства - короля .

Значительной опорой короля в его постоянной борьбе про­тив крупных феодалов стало третье сословие. Словесным сим­волом абсолютизма, приписываемым королю Людовику XIV , является высказывание: «Государство - это я!».

При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руко­водил государственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32 государственные должности, являвшийся пред­седателем королевского совета в 1624-1642 гг., поэтому его не­редко называют первым министром, хотя формально такой дол­жности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и королевский абсолютизм. Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политических прав, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV . Он активно боролся с любой оппозицией сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворная должность коннетабля была ликвидиро­вана в 1627 г.), вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.

Завершил становление абсолютизма король Людовик XIV (правил в 1643-1715 гг., из династии Бурбонов). В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет в Боль­шой совет, в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные сек­ретари, канцлер, председательствовавший во время отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, особые функции выпол­няли также Совет депеш и Совет по вопросам финансов. В лю­бом случае последнее слово всегда оставалось за королем.

Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя ка-питацию - подушную подать, что значительно увеличило коро­левские доходы. Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сбо­ров и пошлин.

На местах при Людовике XIV была создана система интен­дантов - специальных правительственных комиссаров с боль­шими полномочиями во всех областях государственного управ­ления, от контроля за банками до борьбы с ересью.

Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старин­ного права ремонстрации.

При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королевского правосудия, хотя в некоторых ча­стях Франции сеньориальная юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою пользу.

Общественный строй Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)

1. Общие положения

В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV в. в стране началось формирование капиталистического уклада в промышленности и сельском хозяйстве:

· в промышленности появилась мануфактура, а с ней - наемная рабочая сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников, подмастерьев и крестьян;

· выросла внешняя торговля с другими европейскими странами, с Востоком, а через Испанию - и с Америкой;

· капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды.

· Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало их:

· в городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники и торговцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;

· сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как следствие, феодальные платежи, церковная десятина и т. д.

2. Сословия при абсолютной монархии

К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первые два сословия - духовенство и дворянство - полностью сохранили свое привилегированное положение. При 15 млн. чел. населения страны в XVI - XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. человек, а к дворянству - около 400 тыс. человек, то есть подавляющую массу населения во Франции составляло третье сословие (в состав которого вошло крестьянство).

Духовенство, при своей традиционной иерархии, отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Дворянство занимало господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть родовитого "дворянства шпаги " разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым "дворянством мантии ". Дворянский статус предоставлялся также в результате пожалования специальным королевским актом.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная и имущественная дифференциация:

· на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные;

· на верхних - те, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии

1. Основные черты государственного строя

Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в период самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гг.). Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - наследный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, исполнительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизованный государственный механизм, административно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную роль".

· вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития;

· нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - поощряла строительство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на иностранные товары, вела войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.

Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты. Дальнейшему развитию производительных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом:

· привилегии духовенства и дворянства;

· феодальные порядки в деревне;

· высокие вывозные пошлины на товары и т. д.

2. Органы государственной власти и управления

С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентрировалась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над Церковью.

Рос бюрократический аппарат, его "влияние усиливалось. Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

· унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

· учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления.

Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле.

В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дворянство мантии" - представители и старых, и новых учреждений. К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные советы - тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государственных секретаря - по военным делам, иностранным делам, морским делам и делам двора.

Большое значение в финансовом управлении имели откупщики косвенных налогов, они же - государственные кредиторы.

В местном управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две категории:

· утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, пре-во, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлое и замещались знатью;

· фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - особые уполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обычно назначались лица незнатного происхождения. Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.

3. Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.

В судопроизводстве сосуществовали:

· королевские суды;

· сеньориальные суды;

· городские суды;

· церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел.

Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды.

Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превоталь-ных, бальяжных и судов парламентов.

Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды.

4. Армия

Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплектации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том числе и уголовных элементов. Офицерские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что придавало армии ярко выраженный сословный характер.

22. Абсолютная монархия во Франции.

Абсолютная монархия во Франции (Абсолютизм) (XVI-XVIIIвв.)

Франция – это классический образец абсолютизма.

К концу XVв. политическое объединение завершилось, Франция стала единым централизованным государством (таким образом, постепенно устанавливается унитарная форма государственного устройства).

Общественный строй

Начало XVIв. характеризуется бурным развитием промышленности, появляются различные технические усовершенствования, новый ткацкий станок и т.д. Мелкое производство сменяется более крупным, основанным на наёмном труде – мануфактурами. В них существует разделение труда, используется труд наёмных рабочих. Происходит процесс первоначального капиталистического накопления, капитал образуется, прежде всего, у купцов (особенно у тех, кто вёл заморскую торговлю), у владельцев мануфактур, у крупных ремесленников, мастеров. Эта городская верхушка складывается в класс буржуазии, и по мере роста богатств возрастало её значение в феодальном обществе. Итак, в области промышленности происходит развитие капиталистического способа производства. Но основная масса населения была занята в сельском хозяйстве, а в нём существовали феодально-крепостнические отношения, феодальные путы, т.е. в деревне существует феодальный уклад.

Социальная структура меняется. По-прежнему существуют три сословия. По-прежнему первое сословие – духовенство, второе - дворянство. При этом дворянство ещё с XVв. расслаивается на дворянство «шпаги» (старое потомственное дворянство, которое имеет доступ ко всем офицерским должностям) и дворянство «мантий» (люди, купившие дворянский титул и придворную должность за высокую сумму). Дворянство «шпаги» к дворянству «мантий», занимающем судейские и подобные должности, относится достаточно пренебрежительно, как к выскочкам. Среди дворянства «шпаги» особенно выделяется придворная аристократия, фавориты короля. Люди, которые занимают должность при короле (sinecura). На основе третьего сословия скалывается класс буржуазии, причём выделяется крупная буржуазия (финансовая буржуазия, банкиры). Эта часть срастается с придворной знатью, это опора короля. Вторая часть – средняя буржуазия (промышленная буржуазия, самая значительная, крепнущая часть буржуазии, которая настроена к королю более оппозиционно). Третья часть буржуазии – мелкая буржуазия (ремесленники, мелкие торговцы; настроена эта часть к королю ещё более оппозиционно, чем средняя).

Крестьяне повсеместно откупались от личной зависимости, и большинство крестьян (мы видели это ещё в предыдущий период) сейчас цензитарии, т.е. лично свободные, обязанные платить сеньору денежную ренту, находятся в поземельной зависимости, на них основной налог, основные поборы и в пользу государства, и в пользу церкви, и в пользу сеньора падали.

И в это же время зарождается пролетариат (предпролетариат) – рабочие мануфактур. Близко к ним по положению стоят подмастерья, ученики, которые работают на своих мастеров.

На определённом этапе, когда в недрах феодального строя развиваются феодальные отношения, устанавливается своеобразное равновесие сил двух эксплуататорских классов, ни одна из которых перетянуть не может. Буржуазия экономически сильна, но лишена политической власти. Она тяготиться феодальными порядками, но до революции ещё не созрела. Дворянство держится цепко за свои права и привилегии, презирает богачей-буржуа, но обойтись без них и без их денег уже не может. В этих условиях, воспользовавшись этим равновесием, используя противоречия между этими двумя классами, государственная власть добивается значительной самостоятельности, происходит возвышение королевской власти, как кажущейся посредницы между этими классами, и формой правления становится абсолютная монархия.

Государственный строй.

Он характеризуется следующими чертами:

1. Небывалое усиление власти короля, полнота всей власти. И законодательной, и исполнительной, и финансовой, и военной… Единоличные акты короля становятся законом (принцип, который в римском государстве действовал).

2. Генеральные Штаты созываются всё реже и реже, и наконец, с 1614 года не созываются вообще вплоть до начала Французской буржуазной революции (Великой Французской революции) 1789 г.

3. Опора на бюрократический аппарат, становление бюрократического разветвлённого аппарата. Число чиновников резко возрастает.

4. Утверждается унитарная форма государственного устройства.

5. Опорой власти короля, помимо чиновничества, является постоянная армия, разветвлённая сеть полиции.

6. Уничтожен сеньориальный суд. И в центре, и на местах он заменён <королевскими судьями>.

7. Церковь подчиняется государству и становится надёжной опорой государственной власти.

Установление абсолютной монархии началось при короле Франциске I(1515-1547 гг.) и завершено было благодаря деятельности кардинала Ришелье (1624-1642 гг.). Уже ФранцискIотказался от созыва Генеральных Штатов. ФранцискIподчинил себе церковь. В 1516 г. между ним и Римским Папой ЛьвомXв городе Болония был заключён конкордат (дословно – «сердечное соглашение»), по которому назначение на высшие церковные должности принадлежит королю, а папа осуществляет посвящение в сан.

При приемниках Франциска Iразвязались гугенотские войны (протестанты с католиками воевали длительное время). Наконец, ГенрихIVиз гугенотов решил принять католичество, сказав: «Париж стоит мессы». Окончательное утверждение абсолютизма во Франции связано с деятельностью кардинала Ришелье. Он был первым министром при короле ЛюдовикеXIII. Кардинал говорил: «Моя первая цель – величие короля, моя вторая цель – величие королевства». Ришелье поставил цель создать централизованное государство с неограниченной королевской властью. Он проводит серию реформ:

1. Провёл реформу государственного управления

А) в центральном аппарате большую роль стали играть государственные секретари. Они составляли «малый королевский совет». Они состояли из чиновников короля. Этот малый совет имел реальное значение в управлении. Был большой совет из «принцев крови». Он начинает играть всё больше декоративную роль, т.е. реальное значение большой совет утрачивает, знать от управления отстраняется.

Б) на местах: в провинции из центра посылались должностные лица «интенданты» - чиновники, контролёры над губернаторами. Подчинялись малому совету и сыграли важную роль в преодолении местничества, местнического сепаратизма губернаторов, в централизации, в укреплении центральной власти.

2. Ришелье повёл наступление на парижский Парламент, который (помимо судебной функции) имел право на регистрацию королевских эдиктов и, в связи с этим, имел право на протест, на ремонстрацию, т.е. право объявить своё несогласие с королевским законом. Парламент был вынужден подчиниться воле Ришелье и своё право на ремонстрацию практические не осуществлял.

3. Ришелье, поощряя развитие промышленности и торговли, вместе с тем жестоко расправлялся с теми городами, которые ещё пытались проявить свою независимость, возвысить своё самоуправление.

4. Важной частью политики Ришелье было усиление армии и флота, при этом большое внимание он уделял деятельности разведки и контрразведки. Создан был разветвлённый полицейский аппарат.

5. В области финансовой политики Ришелье с одной стороны говорил, что особо чрезмерно увеличивать налоги нельзя, что надо учитывать положение народа, т.е. с одной стороны он выступал против чрезмерного увеличения налогов. В то же время на практике налоги при нём возросли в 4 раза, и он сам же в той же своей книге пишет: «Крестьянин, подобно молу, портится без работы, и поэтому надо с него взимать соответствующие налоги».

Расцвет абсолютизма во Франции падает на время правления Людовика XIV(1643-1715 гг.), его называют «король-солнце», это он говорил: «Королевство – это я». Власть короля никак и ничем не ограничена, опора на чиновничество, на полицию, при этом чиновники и полицейские в том числе получают ничем не ограниченные полномочия, устанавливается полицейский надзор. Получают распространение «приказы в запечатанных конвертах», т.е. чиновник получает бланк с приказом об аресте, туда достаточно было вписать любую фамилию, любое имя, чтобы человек бесследно исчез. То есть произвол в высшей степени чиновничества, полиции и бюрократии. Это всё характерно для абсолютистского государства.

Французский абсолютизм. Реформы Ришелье. Центральное и местное самоуправление.

Период абсолютной монархии во Франции продолжался с 16 по 18 века.

Предпосылки возникновения.

В 16 веке во Франции появились мануфактуры - первая стадия капиталистического промышленного производства. Укрепление экономических и политических связей между отдельными провинциями страны приводит к формированию единой нации. Все эти преобразования привели к важнейшим сдвигам в социальной структуре общества. Помимо господствующего класса - феодалов появился новый класс крупных собственников - буржуазия. Основную часть буржуазии составлял городской патрициат – богатые купцы, ростовщики, банкиры. Многие буржуа считали выгодным для себя купить должность в судах (парламентах) или административных органах. Правительство, постоянно нуждавшееся в средствах, начало продавать должности, т. е. право на занятие определенного поста в аппарате управления и суде.

Основные изменения в государственном строе.

Изменения в социально-экономической структуре французского общества обусловили и трансформацию государства. Важнейшим фактором, способствовавшим усилению королевской власти, явилось особое соотношение классовых сил, сложившееся во Франции. В стране утвердилось своеобразное соотношение двух классов - дворянства,начавшего ослабевать и буржуазии, все более набиравшей силу. Буржуазия еще не могла претендовать на доминирующую роль в стране, но в экономической области и отчасти в государственном аппарате она успешно противостояла дворянству. Используя в своей политике противоречия между двумя классами, королевская власть добилась значительной относительной самостоятельности.

К началу 16 века абсолютная монархия в основном оформилась. Абсолютизм характеризовался, прежде всего, тем, что вся полнота власти сосредоточилась в руках главы государства – монарха, занимавшего этот пост пожизненно и в порядке престолонаследия. Светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью. Болонский конкордат 1516г. предоставил королю исключительное право назначать кандидатов на посты высших иерархов католической церкви во Франции. Очень скоро последующее утверждение этих кандидатур стало формальностью.

Сосредоточение всей полноты власти в руках монарха привело к прекращению деятельности Генеральных штатов, Были резко ограничены права парламентов и прежде всего Парижского парламента. Людовик 4 фактически окончательно упразднил институт ремонстрации. Парламент был обязан беспрепятственно регистрировать все ордонансы и другие нормативные акты, исходящие от короля. Парламенту было запрещено принимать к рассмотрению какие-либо дела, касавшиеся правительства и административного аппарата.

Все французы считались подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. Основная часть дворянства служила опорой трону. Дело в том, что абсолютная монархия неуклонно и последовательно защищала коренные, общеклассовые интересы дворянства. Лишь с помощью централизованной государственной власти можно было обеспечить подавление усилившейся антифеодальной борьбы крестьянства.

Реформы Ришелье.

Важную роль в становлении государственного аппарата сыграл кардинал Ришелье. В течение 20 лет он, подчинив своему влиянию короля Людовика13, фактически безраздельно управлял страной. Его политика была направлена на защиту интересов дворянства. Путь к достижению этой главной цели он видел в укреплении абсолютизма. Под его руководством была сильно усилена централизация административного аппарата, суда, финансов.

В то время это представляло немалые трудности, во-первых, потому что многие государственные должности правительство продавало, великое множество чиновников заполонило страну. Держатели многих должностей чувствовали себя относительно независимо по отношению к монархии, которая не могла их уволить с государственной службы. Во-вторых, потому что во время религиозных войн, политических кризисов, правительство с целью привлечения на свою сторону знати было вынуждено передать ее представителям некоторые важные посты в государственном аппарате: губернаторов, бальи, прево. Эти должности затем по традиции стали достоянием отдельных аристократических семей. В итоге часть государственного аппарата, созданного в период сословно-представительной монархии, оказалась в руках тех кругов, которые пытались укрепить свою корпоративную автономию. Правительство могло изменить кадровый состав отдельных звеньев государственного аппарата, но это могло вызвать недовольство дворянства и буржуазии.

Проблема была решена иным путем. Старый государственный аппарат был сохранен, но наряду с ним стали создавать новую систему государственных органов. Важнейшие посты в ней стали занимать лица, назначаемые правительством, которое в любое время могло их отозвать. Как правило, это были люди незнатные. Но обладающие специальными знаниями, а главное преданными монархии. В их ведение были переданы важнейшие управленческие функции. В итоге в стране одновременно действовали государственные органы, которые условно могли быть разделены на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от прошлого, с системой продаваемых должностей и частично контролируемые знатью. КВ их ведении оказалась относительно второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом и составившие основу управления. Чиновники этих учреждений назначались правительством и не продавались.

Центральное управление.

Доминирующая роль принадлежала органам, созданным в период абсолютизма. Их возглавляли Генеральный контролер финансов и четыре государственных секретаря по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Должность Генерального контролера, по сути, приравнивалась к должности первого министра. В его компетенцию входило множество вопросов:

Руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства;

Проверял деятельность должностных лиц на местах;

В его ведении находились промышленность, торговля, финансы, государственные работы (строительство портов, крепостей, дорог и т.д), пути сообщения.

В ведении каждого секретаря находилось определенное число губернаторов. Формально генеральный контролер и государственные секретари были подведомственны определенным королевским советам. Но в действительности они подчинялись королю.

Король решал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользующихся его особым доверием. Среди них Генеральный контролер и государственные секретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали называться Малым королевским советом.

Одновременно функционировали и другие учреждения, например, Государственный совет. В его состав входили представители высшей придворной аристократии. Государственный совет практически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальные советы: совет финансов, совет депеш и т.д.

Особое место занимал тайный совет, ведению которого подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторой категории дел, и аппарат канцлера - почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах. Часть этих органов действовала постоянно (свет депеш, совет финансов),но другие работали от случая к случаю или не созывались вообще. Тем не менее должностные лица этих учреждений продолжали числиться на государственной службе и получали огромное жалованье.

Органы местного управления.

В период абсолютизма территория королевства была разделена на женералитэ, губернаторства, диоцезы, интендантства, соответствующие территориальным подразделениям финансового, военного, церковного, судебного и административного ведомств.

В местном управлении существовали две категории государственных органов. Первые были созданы во время сословно – представительной монархии. В период абсолютной монархии они утратили свое первостепенное значение, все они были оттеснены на второй план интендантами – особыми уполномоченными королевского правительства на местах. Интенданты руководили местным административным управлением и судом. На этот пост обычно назначались лица незнатного происхождения. В любой момент правительство могло их сместить. В округах, на которые делилось интендантство, реальная власть была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.

Провинциальные штаты, там, где они сохранялись, созывались, только с разрешения короля и проводили заседания под контролем интенданта или лица, им уполномоченного. В компетенцию провинциальных штатов в основном входили раскладка налогов и сборы единовременных пожертвований короне.

Право феодальной собственности на землю. Для эпохи средних веков характерны исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю. Свободная крестьянская собственность исчезла к XI в. Феод стал основной и практически единственной формой поземельной собственности. Повсюду во Франции действовал принцип "нет земли без сеньора". Право закрепляло иерархическую структуру феодальной земельной собственности, четко разделяя полномочия верховного и непосредственного собственника земли (расщепленность права собственности). Глоссаторы сконструировали положение о существовании одновременно нескольких собственнических прав на одну и ту же вещь. За сеньором стало признаваться "прямое право собственности", а за вассалом "полезное право собственности". Практически за вассалом оставалось право взимания феодальной ренты, а за сеньором, как верховным собственником, административно-судебные права и контроль за распоряжением переданным участком. Субинфеодация требовала до XI в. согласия сеньора на распоряжение землей, потом это стало возможно, но с ограничениями по обычному праву (кутюмы разрешали распоряжаться от 1/3 до 1/2 части земли). С XIII в. было запрещено передавать земли церкви, так как происходило "умерщвление лена" (церковь не была связана обязанностями военной службы). Права земельного собственника рассматривались не как индивидуальные, а как семейно-родовые. Распоряжение землей ставилось под контроль родственников. С XIII в. родственники сохраняли право выкупа семейного имущества в течение 1 года и 1 дня после его продажи. В стране обычного права кутюмы не знали права собственности на землю как такового, а признавали особые владельческие права - сезину, которая рассматривалась как земельное держание, зависимое от сеньора, но признанное обычным правом и охраняемое как собственность в судебном порядке. Сезина могла приобретать форму феода и передаваться вассалу с помощью инвеституры. Права держателя земли принимали устойчивый характер в результате давности обладания земельным участком. Право феодальной собственности на землю было связано с владельческими правами крестьян, которые были ограниченными, но постоянными. Крестьян не мог отчуждать землю без согласия сеньора, но и сеньор не мог произвольно сгонять с земли даже лично зависимого серва. С XIII в. распространяется цензива: цензитарий был освобожден от личных повинностей и имел большую свободу в распоряжении землей, но крестьянское хозяйство было обременено феодальными поборами, так как крестьянское право на землю рассматривалось как производное от права поземельной собственности сеньора. До 1789 г. право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного крестьянского землепользования. При Людовике XIV был принят закон о триаже, который позволил дворянам изымать в свою пользу треть общинной земли. В городах земельная собственность находилась под влиянием конструкций римского права и по своему правовому режиму приближалась к неограниченной частной собственности.

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений . Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма . В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв.

В абсолютизме были заинтересованы:

1. дворянство и духовенство, (поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии)

2. крепнущая буржуазия (которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью).

Усиление королевской власти: верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент , который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация не допускается. В 1668 году король Людовик XIV,- явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевское законодательство.


Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля.

Особенности французского абсолютизма:

Французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым .

(Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть).