Болезни Военный билет Призыв

Васко да гама что. Васко да Гама: биография мореплавателя и великие открытия. Ключевые факты биографии

Он навсегда положил конец спорам о форме нашей планеты, предоставив практическое свидетельство ее шарообразности. Благодаря ему ученые, наконец, получили возможность определить истинные размеры Земли не умозрительно, а на основании неопровержимых данных.

В марте 1518 г. в Севилью в Совет Индии явились Фернан Магеллан и Руй Фалейру, португальский астроном, и заявили, что Молукки - важнейший источник португальского богатства - должны принадлежать Испании, так как находятся в западном, испанском полушарии (по договору 1494 г.), но проникнуть к этим «Островам пряностей» нужно западным путем, чтобы не возбудить подозрений португальцев, через Южное море, открытое и присоединенное Бальбоа к испанским владениям. И Магеллан убедительно доказывал, что между и Южным морем должен быть пролив к югу от Бразилии. Магеллан и Фалейру потребовали сначала тех же прав и преимуществ, какие были обещаны Колумбу. После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов и уступок со стороны португальцев, с ними был заключен договор: Карл 1 обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года. Перед отплытием Фалейру отказался от предприятия, и Магеллан стал единоличным начальником экспедиции. Он поднял адмиральский флаг на «Тринидаде». Капитанами остальных судов были назначены испанцы: Хуан Картахена - «Сан-Антонио»; Гаспар Кесада - «Консепсьон»; Луис Мендоса - «Виктория» и Хуан Серрано - «Сантьяго». Штатный состав этой флотилии исчислялся в 293 человека, на борту находились еще 26 внештатных членов экипажа, среди них молодой итальянец Антонио Пигафетга, историк экспедиции. Поскольку он не был ни моряком, ни географом, очень важным первоисточником служат записи в судовых журналах, которые Франсиско Альбо, помощник штурмана, вел на «Тринидаде». В первое кругосветное плавание отправился интернациональный коллектив: кроме португальцев и испанцев в его состав вошли представители более 10 национальностей из разных стран Западной Европы.

Флотилия вышла из порта Сан-Лукар в устье Гвадалквивира 20 сентября 1519г. При переходе через океан Магеллан выработал хорошую систему сигнализации, и разнотипные корабли его флотилии ни разу не разлучались.

26 сентября флотилия подошла к Канарским островам, 29 ноября достигла побережья Бразилии, 13 декабря - бухты Гуанабара, а 26 декабря - Ла-Платы. Штурманы экспедиции были лучшими в то время: они определяли широты, вносили коррективы в карту уже известной части материка. Так, мыс Кабу-Фриу, по их определению, находится не у 25° ю. ш., а у 23°. Магеллан около месяца обследовал оба низменных берега Ла-Платы; продолжив открытие равнинной территории Пампы, начатое Жуаном Лижбоа и Хуаном Солисом, главным пилотом Кастилии, он послал «Сантьяго» вверх по Паране и, конечно, не нашел прохода в Южное море. Далее простиралась неведомая, малонаселенная земля. И Магеллан, боясь пропустить вход в неуловимый пролив, 2 февраля 1520 г. распорядился сняться с якоря и двигаться как можно ближе к побережью только днем, а к вечеру останавливаться. На стоянке 13 февраля в обнаруженном им большом заливе Баия-Бланка флотилия выдержала ужасающую грозу, во время которой на мачтах судов появились огни Святого Эльма - электрические разряды в атмосфере, имеющие форму светящихся кистей. 24 февраля Магеллан открыл другой крупный залив - Сан-Матиас, обогнул выявленный им полуостров Вальдес и укрылся на ночь в небольшой гавани, которую назвал Пуэрто-Сан-Матиас (залив Гольфо-Нуэво на наших картах). Южнее, в районе устья реки Чубут, 27 февраля флотилия наткнулась на огромное скопление пингвинов и южных морских слонов. Для пополнения запасов пищи Магеллан направил к берегу лодку, но неожиданно налетевший шквал отбросил суда в открытое море. Оставшиеся на берегу матросы, чтобы не погибнуть от холода, укрылись телами убитых животных. Забрав «заготовителей», Магеллан двинулся к югу, преследуемый штормами, обследовал еще один залив, Сан-Хорхе, и провел шесть штормовых дней в узкой бухте. 31 марта он решил зимовать в бухте Сан-Хулиан. Четыре корабля вошли в бухту, а «Тринидад» стал на якоре у входа в нее. Офицеры-испанцы хотели заставить Магеллана «выполнить королевские инструкции»: повернуть к мысу Доброй Надежды и восточным путем пройти к Молуккам. В ту же ночь начался бунт. Магеллан обошелся с капитанами-бунтовщиками круто: он приказал отрубить голову Кесаде, четвертовать труп Мендосы, высалить на пустынный берег Картахену вместе с заговорщиком-священником, а остальных бунтовщиков пощадил.

В начале мая адмирал послал «Сантьяго» на юг на разведку, но корабль разбился о скалы у реки Санта-Крус и команде его с трудом удалось спастись. 24 августа флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан и достигла устья Санта-Крус, где пробыла до середины октября. 18 октября флотилия двинулась на юг вдоль патагонского берега, который образует на этом участке широкий залив Баия-Гранде. Перед выходом в море Магеллан заявил капитанам, что будет искать проход в Южное море и повернет на восток, если не найдет пролива до 75° ю. ш., т. е. он сам сомневался в существовании «Патагонского пролива» (так называл его Магеллан), но хотел продолжать предприятие до последней возможности. Залив или пролив, ведущий на запад, был найден 21 октября 1520 г. после того, как Магеллан открыл неизвестное ранее Атлантическое побережье Южной Америки на протяжении около 3,5 тыс. км. Обогнув мыс Дев (Кабо-Вирхенес), адмирал выслал вперед два корабля, чтобы выяснить, существует ли на западе выход в открытое море. Ночью поднялся шторм, который длился два дня. Посланным кораблям грозила гибель, но в самый тяжелый момент они заметили узкий пролив, устремились туда и оказались в сравнительно широкой бухте; по ней они продолжили путь и увидели другой пролив, за которым открылась новая, более широкая бухта. Тогда капитаны обоих кораблей - Мишкита и Серрано - решили вернуться и доложить Магеллану, что, видимо, нашли проход, ведущий в Южное море. Однако до выхода в Южное море было еще далеко: Магеллан послал на разведку «Сан-Антонио» и «Консепсьон». Моряки вернулись «через три дня с известием, что видели мыс и открытое море». Адмирал прослезился от радости и назвал этот мыс «Желанный».

«Тринидад» и «Виктория» вошли в юго-западный канал, простояли там на якоре четыре дня и вернулись назад для соединения с двумя другими кораблями, но там был только «Консепсьон»: на юго-востоке он зашел в тупик - в залив Баия-Инутиль - и повернул обратно. «Сан-Антонио» на обрат ном пути попал в другой тупик. Офицеры, не застав на месте флотилию, ранили и заковали в кандалы Мишкиту и в конце марта 1521 г. вернулись в Испанию. Чтобы оправдать себя, дезертиры обвинили Магеллана в измене, и им поверили: Мишкита был арестован, семья Магеллана лишена казенного пособия. Адмирал не знал, при каких обстоятельствах исчез «Сан-Антонио». Он полагал, что корабль погиб, так как Мишкита был его испытанным другом. Следуя вдоль северного берега сильно сузившегося «Патагонского пролива», он обогнул самую южную точку южноамериканского континента - мыс Фроуард (на полуострове Брансуик, 53с54′ ю. ш.) и еще пять дней (23 - 28 ноября) вел три корабля на северо-запад будто по дну горного ущелья. Высокие горы (южное окончание Патагонской Кордильеры) и голые берега, казалось, были безлюдны, но на юге днем виднелись дымки, а по ночам - огни костров. И Магеллан назвал эту южную землю, размеров которой он не знал, «Земля Огня» (Тьерра-дель-Фуэго). На наших картах она именуется Огненной Землей. Через 38 дней, после того как Магеллан нашел атлантический вход в пролив, действительно соединяющий два океана, он прошел мыс «Желанный» (теперь Пилар) у тихоокеанского выхода из Магелланова пролива (около 550 км).

28 ноября 1520 г. Магеллан вышел из пролива в открытый океан и повел оставшиеся три корабля сначала на север, стараясь поскорее покинуть высокие широты и держась примерно в 100 км от скалистого побережья. I декабря он прошел близ полуострова Тайтао, а затем суда удалились от материка - 5 декабря максимальное расстояние составило 300 км. 12 - 15 декабря Магеллан вновь довольно близко подошел к берегу и не менее чем в трех точках видел высокие горы - Патагонскую Кордильеру и южную часть Главной Кордильеры. От острова Моча суда повернули на северо-запад, а 21 декабря - на запад-северо-запад. Нельзя, конечно, говорить, что во время своего 15-дневного плавания на север от пролива Магеллан открыл побережье Южной Америки на протяжении 1500 км, но он по крайней мере доказал, что западный берег материка до широты острова Моча имеет почти меридиональное направлением.

Пересекая , флотилия Магеллана прошла не менее 17 тыс. км, из них большую часть в водах Южной Полинезии и Микронезии, где разбросано бесчисленное множество небольших островов. Поразительно, что при этом моряки встретили за все время лишь «два пустынных островка, на которых нашли одних только птиц да деревья». Историки недоумевают, почему Магеллан пересек экватор и зашел за 10° с. ш., - он же знал, что Молукки находятся у экватора. И именно там лежит Южное море, уже известное испанцам. Возможно, Магеллан хотел убедиться, действительно ли оно является частью новооткрытого океана. 6 марта 1521 г. на западе, наконец, появились два обитаемых острова (Гуам и Рота, самые южные из группы Марианских).

15 марта 1521 г., пройдя на запад еще около 2 тыс. км, моряки увидели встающие из моря горы - это был остров Самар восточно-азиатской группы островов, позднее названных Филиппинами. Магеллан тщетно искал место для якорной стоянки - берег острова был скалистый, и суда продвинулись немного на юг, к островку Сиаргао, близ южной оконечности острова Самар, и там провели ночь. Длина пути, пройденного Магелланом от Южной Америки до Филиппин, оказалась во много раз больше расстояния, которое показывали на картах того времени между Новым Светом и Японией. На деле Магеллан доказал, что между Америкой и тропической Азией лежит гигантское водное пространство, гораздо шире Атлантического океана. Открытие прохода из Атлантического океана в Южное море и плавание Магеллана через это море произвели настоящую революцию в географии. Оказалось, что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а океаном, и доказано было наличие единого Мирового океана.

Из осторожности Магеллан 17 марта перешел от Сиаргао к необитаемому острову Хомонхон, лежащему к югу от большого острова Самар, чтобы запастись водой и дать отдохнуть людям. Жители соседнего островка доставляли испанцам фрукты, кокосовые орехи и пальмовое вино. Они сообщили, что «в этом краю много островов». Магеллан назвал архипелаг Сан-Ласаро. У местного старейшины испанцы видели золотые серьги и браслеты, хлопчатобумажные ткани, вышитые шелком, холодное оружие, украшенное золотом. Через неделю флотилия двинулась на юго-запад и остановилась у островка Лимасава. К «Тринидаду» подошла лодка. И когда малаец Энрике, раб Магеллана, окликнул гребцов на своем родном языке, они его сразу поняли. Через пару часов прибыли две большие лодки с людьми и с местным правителем, и Энрике свободно объяснялся с ними. Магеллану стало ясно, что он находится в той части Старого Света, где распространен малайский язык, т. е. недалеко от «Островов пряностей». Таким образом, Магеллан завершил первое в истории кругосветное плавание. В роли покровителя новых христиан Магеллан вмешался в междоусобную войну правителей островка Мактан, расположенного напротив города Себу, в результате чего погибли восемь испанцев, четверо союзных островитян и сам Магеллан. Подтвердилось старое изречение: «Господь бог дал португальцам очень маленькую страну для жизни, но весь мир для смерти».

После гибели Магеллана «Виктория» и «Тринидад», выйдя из пролива, прошли мимо острова, «где люди черного цвета, как в Эфиопии» (первое указание на филиппинских негритосов); испанцы назвали этот остров Негрос. На Минданао они впервые услышали о расположенном к северо-западу большом острове Лусон. Случайные лоцманы вели корабли через море Суду к Палавану, самому западному острову Филиппинской группы. От острова Палаван испанцы прибыли - первые из европейцев - к гигантскому острову Калимантан и стали на якорь у города Бруней, по имени которого весь остров они, а затем и другие европейцы стали называть Борнео. Испанцы заключали союзы с местными раджами, покупали продукты и местные товары, иногда грабили встречные суда, но все еще не могли узнать дорогу к «Островам пряностей». 7 сентября испанцы отправились в плавание вдоль северо-западного берега Калимантана и, дойдя до его северной оконечности, простояли почти полтора месяца у небольшого острова, запасаясь продуктами и дровами. Им удалось захватить джонку с малайским моряком, знавшим путь к Молуккам, который 8 ноября привел суда к рынку пряностей на остров Тидор у западного берега Хальмахеры, самого большого из Молуккских островов. Здесь испанцы дешево закупили пряности - корицу, мускатный орех, гвоздику. «Тринидад» нуждался в ремонте, и было решено, что по его завершении Эспиноса пойдет на восток, к Панамскому заливу, а Элькано поведет на родину «Викторию» западным путем - вокруг мыса Доброй Надежды.

Из пяти кораблей Магеллана лишь один обогнул земной шар, а из его экипажа вернулись на родину только 18 человек (на борту были три малайца). Но «Виктория» привезла столько пряностей, что продажа их с лихвой покрыла затраты на экспедицию, а Испания получила «право первого открытия» на Марианские и Филиппинские острова и предъявила претензии на Молукки.

Фернандо Магеллан (20 ноября 1480 - 21 апреля 1521) португальский мореплаватель и исследователь вошел в историю как человек, организовавший первое кругосветное путешествие. На самом деле он был абсолютно не уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением. Путешествие окончилось удачно - было доказано, что Земля - круглая, однако сам идейный вдохновитель не дожил до возвращения на родину - он умер в пути. Но перед смертью он знал, что его цель достигнута. Фернандо Магеллан с детства любил море, с которым связал свою жизнь. В 1505 году он вошел в состав команды Фринциско де Альмейда, предпринявшего первое плавание под флагом Испании на Восток. Благодаря этому путешествию Магеллан приобрел неоценимый опыт в морском деле, поскольку за время плавания на своем опыте изучил практически все корабельные профессии. Достаточно продолжительное время Магеллан жил в Индии и Мозамбике, где и стал капитаном. В 1512 году Магеллан возвратился в Лиссабон. В ходе военной операции против восстания в Марокко он был ранен и на всю жизнь остался хромым. В 1517 году Магеллан прибыл в Испанию, где поступил на службу к королю Карлу (будущему императору Карлу V). Согласно булле Папы Римского 1493 года все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу - Испании. Магеллану было предложено возглавить плавание на запад, чтобы получить доказательства того, что острова, богатые специями (Spice Islands), лежат к западу от линии демаркации и, соответственно, принадлежат Испании. 22 марта 1518 года это предприятие получило королевское одобрение. Магеллан был поставлен во главе флотилии. Согласно условиям плавания, все земли, открытые в ходе путешествия, становились собственностью испанской короны, а управление переходило в руки представителей Испании. Команда флотилии получала 1_20 от всех богатств, захваченных за время плавания. Магеллан был уверен, что, плывя через Атлантику, они выйдут в Южное море и откроют пролив через "Твердую Землю". Идея такого маршрута не была нова: многие думали, что если корабли постоянно будут двигаться на Запад, они достигнут Востока, не огибая Мыса Доброй Надежды - очень опасного для моряков пункта, контролируемого Португалией. Так что целью Магеллана и Фалейро, капитана второго судна флотилии, было обнаружение этого пролива. В Севилье были подготовлены пять кораблей - "Тринидад" (флагманский корабль Магеллана), "Сан Антонио", "Концепсьон", "Виктория" и "Сантьяго". К сожалению, Фалейро не участвовал в плавании, так как у него начался приступ безумства. 20 сентября 1519 года Фернандо Магеллан попрощался на пристани со своей молодой женой Беатрис Барбоза и новорожденным сыном Родриго и приказал поднять якорь. 26 сентября мореплаватели достигли Тенерифе, а 3 октября взяли курс на Бразилию. 29 ноября они были на юго-западе от Мыса Св. Августина, 13 декабря вошли в бухту Рио де Жанейро, 31 марта 1520 года достигли порта Св. Хулиана. Там в время празднования Пасхи разразился конфликт между испанскими и партугальскими капитанами. Магеллан своим решением, достаточно жестким, приказал одного из капитанов лишить этого звания, а второго высадить на берег. 24 августа 1520 года флотилия покинула Св. Хулиан. Недалеко от Санта Круз "Сантьяго" потерпел кушение. 21 октября они обогнули залив Вирджиния и вошли в пролив, который, по расчетам Магеллана, и должен был быть тем долгожданным проливом, ради которого затевалось все путешествие. Позже это пролив был назван проливом Магеллана. Во время его прохождения потерпел кораблекрушение "Сан Антонио", так что восточный конец пролива достигли только три корабля. 28 ноября "Тринидад", "Концепсьон" и "Виктория" вошли в воды Южного моря, которое позже было названо Тихим океаном из-за спокойного прохождения его кораблями. Условия жизни на судах были ужасны, поскольку запасы воды были на исходе, продукты были испорчены крысами. Матросы начали употреблять в пищу кожаные корабельные снасти. До 18 декабря флотилия плыла вдоль чилийского побережья, а затем Магеллан взял курс на северо-восток. Только 24 января 1521 года корабли достигли архипелага Туамоту; 6 марта команда сошла на берег - на Марианских островах, где моряки впервые за 99 дней почувствовали под ногами твердую землю и попробовали свежую пищу. 9 марта Магеллан взял курс на запад-юго-запад в сторону островов, названных позже Филиппинами. Через два месяца он поистине райских мест, но во время схватки с местными жителями 21 апреля был убит. Остатки команды Магеллана (всего 21 человек) достигли берегов Испании 8 сентября 1522 года.

486 лет назад (1521) погиб Фернан Магеллан (родился ок. 1480), португальский мореплаватель, экспедиция которого совершила первое кругосветное плавание.

В сентябре 1522 года в испанскую гавань Санлукар-де-Баррамеда вошло сильно потрепанное судно. Истощенные, оборванные, измученные люди сошли на берег, опустились на колени и поцеловали родную землю. Это вернулось судно «Виктория», единственное из флотилии Фернана Магеллана, покинувшей гавань 20 сентября 1519 года. Первое судно, совершившее кругосветное путешествие. 18 моряков - вот все, кто остался из отправившихся в далекий путь 265 человек. Флотилия из пяти небольших кораблей - «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория» - шла, чтобы отыскать пролив в Южной Америке, то есть более короткий путь из Испании в богатейшие страны - Индию и на Острова Пряностей (Индонезию). Магеллан был уверен, что такой пролив есть под сороковым градусом южной широты. Он разработал проект экспедиции, который был отклонен португальским королем. Тогда Магеллан уехал в Испанию. Испанский король Карл I, заинтересованный в открытии нового морского пути в Индию, одобрил план Магеллана и назначил его начальником большой экспедиции. При пересечении Атлантики Магеллан использовал свою систему сигнализации, и разнотипные корабли его флотилии ни разу не разлучились. В конце декабря он достиг Ла-Платы, около месяца обследовал залив, но прохода в «Южное море» не обнаружил. Вместо него Магеллан увидел широкое устье реки Ла-Платы. Чем дальше корабли плыли к югу, тем становилось холоднее. Магеллан решил перезимовать в бухте Сан-Хулиан. И здесь на следующую же ночь вспыхнуло восстание: три корабля из пяти вышли из повиновения. Мятежные капитаны потребовали, чтобы Магеллан повернул обратно, в Испанию. Но Магеллан смог подавить мятеж. В августе 1520 года Магеллан послал на разведку самое маленькое судно - «Сантьяго». Оно погибло, но люди, к счастью, спаслись. Так и не дождавшись хорошей погоды, Магеллан покинул место зимовки и через два месяца оказался возле узкого скалистого прохода, совсем не похожего на пролив. Однако корабли-разведчики вернулись через четыре дня с радостной вестью: пролив найден! 21 октября 1520 года флотилия вошла в него и начала медленно продвигаться среди его извилистых берегов, пока перед флагманским кораблем не открылся неизвестный океан. Он встретил мореплавателей солнцем и тишиной. Магеллан назвал этот океан Тихим. Когда Магеллан блуждал в открытом им проливе, ему пришлось перенести новый удар: на самом большом корабле экспедиции «Сан-Антонио», где хранилось продовольствие всей экспедиции, взбунтовалась команда, и корабль повернул назад, в Испанию. Трем кораблям, оставшимся от флотилии, предстояло пересечь океан. Этот переход на запад длился почти четыре месяца. Запасы продуктов кончились. Моряки голодали, они ели крыс, воловью кожу, опилки, некоторые умерли от цинги. Наконец корабли достигли неизвестных островов, богатых и прекрасных. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Здесь 27 апреля 1521 года оборвалась жизнь отважного адмирала. Он погиб, вмешавшись в междоусобную борьбу местных правителей. Гибель Магеллана тяжело отразилась на всей экспедиции. Начались разлад и смятение. Многие моряки погибли, экспедиция лишилась двух кораблей - флагмана «Тринидад» и «Консепсьон». И лишь одна «Виктория» после многих тяжелых приключений добралась наконец до родной гавани. Так закончилось первое в мире кругосветное путешествие, имевшее огромное значение для науки. Экспедиция Магеллана, обойдя вокруг Земли, подтвердила, что Земля - шар. Впервые европейцами был пройден Тихий океан. Открытый мореплавателями пролив, отделяющий Южную Америку от острова Огненная Земля, был назван Магеллановым. Именем Магеллана названы и два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака), которые описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта. Судьбе Магеллана, его дерзкому подвигу посвящен роман С.Цвейга «Магеллан».
Историческая дата: 27.04.1521

Ферна́н Магелла́н (порт. Fernão de Magalhães , исп. Fernando (Hernando) de Magallanes [(f)eɾ"nando ðe maɣa"ʎanes], лат. Ferdinandus Magellanus ; весна 1480, Саброза, область Траз-уж-Монтиш, Королевство Португалия - 27 апреля 1521, остров Мактан, Филиппины) - португальский и испанский мореплаватель с титулом аделантадо. Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий.

Биография

Юность

Магеллан по происхождению португалец. Место его рождения спорно, основные авторы указывают в качестве такового город Саброза, но, возможно, он родился в городе Порту. О семье мореплавателя также известно немногое, в частности, то, что она принадлежала к дворянству. Предполагается, что отцом его был Руй или Родригу ди Магальяйнш, бывший одно время алькальдом крепости Авейру. Мать Алда де Москита (Мишкита). Кроме Магеллана у них было четверо детей. Об их жизни ничего не известно. В молодости Магеллан был пажом у королевы Леоноры Ависской, жены Жуана II.

В 1498 году португальцами был открыт морской путь в Индию. Вслед за Васко да Гамой из Португалии стали отправляться эскадра за эскадрой на завоевание востока. В 1505 году при отправке эскадры вице-короля Франсишку Альмейды моряков уже не хватало. Некоторые рулевые не знали где право, а где лево. Тогда к правому борту корабля привязывали чеснок, а к левому лук и командовали по принципу «сено-солома». В этой экспедиции в качестве соберсалинте (сверхштатного воина) участвовал и Магеллан.

Индия

Пройдя мыс Доброй Надежды, экспедиция начинает боевые действия с захвата Кильвы и Момбасы, затем она следует в Индию. Магеллан все время находится в составе экспедиции, но впервые его имя упоминается в битве при Каннануре. В 1506 году Магеллан участвует в подавлении волнений, строит Мозамбик, после чего снова попадает в Индию, где его два раза ранят.

В битве при Диу корабль, на котором находился Магеллан, прорвался сквозь строй и взял на абордаж флагман противника.

Тем временем португальцы приходят к выводу, что для полного контроля над торговлей пряностями им необходимо захватить порт Малакку. В 1509 году в Индию прибывает эскадра Сикейры, которая должна совершить первое плавание к Малакке. Вице-король Индии присоединяет к четырём кораблям Сикейры пятый, на котором плывут Магеллан и его друг (возможно родственник) Франсишку Серран.

11 сентября 1509 года португальцы вошли в Малакку. Первоначально был заключен торговый договор между португальцами и местными властями, но через несколько недель вспыхнул конфликт. По одним сведениям виноваты были арабы, опасавшиеся что португальцы захватят всю торговлю, по другим его спровоцировали сами португальцы. Но все сходятся на том, что нападение на европейцев произошло неожиданно. Значительная часть моряков находилась на берегу по торговым делам или в увольнении. Почти все шлюпки были на берегу. На корабли в это время прибыли множество малайцев, якобы для осмотра.

Самый опытный капитан Гарсиа де Соузы понял, что ситуация становится опасной, и отправил Магеллана предупредить флагмана о возможном нападении. Магеллан прибыл на флагманский корабль и успел предупредить Сикейру. Когда малайцы подали сигнал, португальцы уже приготовились и в быстрой схватке скинули находящихся на борту врагов с кораблей, а затем, обрубив якорные канаты, отбили нападение подходящей вражеской флотилии. Но находившиеся на берегу моряки были почти все перебиты или захвачены в плен. Лишь небольшая группа португальцев, в числе которых был Серран, пробилась к берегу. Все их лодки были захвачены, они спаслись только благодаря Магеллану, подошедшему к берегу на шлюпке.

Обычный для португальцев пятилетний срок пребывания в Индии подходил к концу, и Магеллан отправился на одной из флотилий в Португалию. Два корабля, на одном из которых плыл Магеллан, потерпели крушение на Падуанской банке у Лаккадивских островов. Команды спаслись на небольшом островке. Часть экипажа должна была отправиться на сохранившихся лодках за помощью, часть - остаться на острове. Так получилось, что все офицеры оказались среди уходящих на шлюпках, а на острове остались только матросы. Это вызвало возмущение команды и опасения, что они не вернутся за простыми людьми. Магеллан оказался единственным дворянином, согласившимся остаться на острове, и тем самым успокоил команду. Судя по всему, в то время его авторитет уже был достаточно велик.

Через 10 дней их спасли, и Магеллан вернулся в Индию, где, очевидно, занялся торговлей, поскольку известно, что в 1510 году он ссудил одному коммерсанту 200 крузаду, которые ему не вернули, и он сумел отсудить их только через 6 лет.

В эти годы португальцы захватывают Гоа, теряют его, и готовятся к новому походу на город. Для решения важного вопроса, использовать ли для нападения торговые корабли, вице-король Альбукерке собирает совет из 16 человек. Среди них - Магеллан, который ещё сравнительно недавно был всего лишь простым солдатом, а в описываемое время стал человеком, с мнением которого считался вице-король. Скорее всего, он был уже капитаном. Он, как и большинство участников совета, высказывается за то, чтобы торговые суда не участвовали в военном походе, а отправились в Европу, чтобы не пропустить муссон. Военные корабли идут одни и захватывают Гоа.

В середине 1511 года Магеллан участвует в походе 19 кораблей на Малакку. Город был взят и перешел под власть Португалии.

Сразу после захвата Малакки Альбукерке направил экспедицию из трех кораблей к Островам Пряностей. Одним из трех кораблей командовал Франсишку Серран. Возможно, в экспедиции участвовал и Магеллан (сведения источников расходятся). Корабль Серрана попал в катастрофу, а сам он спасся и поселился на острове Тидор, заняв высокую должность у местного владыки.

Португалия

В июле 1512 года Магеллан уже в Лиссабоне, где ему назначается пенсия 1000 реалов в месяц (самая маленькая). Вскоре она повышается до 1850 реалов.

В 1514 году он участвует в боевых действиях в Марокко под городом Аземмур. В одном бою его ранили в ногу (он остался хромым), в другом под ним убили лошадь. Ему поручили охранять отбитый у мавров скот, но вскоре обвинили в том, что он тайно продал маврам часть добычи. Возмущенный Магеллан без разрешения отправился в Португалию, чтобы оправдаться. Своими самовольными действиями он вызвал гнев короля и был вынужден вернуться к месту службы. В Африке обвинения с него сняли, он подал в отставку и вернулся на родину. Он просит короля увеличить ему пенсию, но получает отказ.

Сложно сказать, когда у Магеллана появился замысел путешествия, которое его прославит. Друг Серран писал с Моллукк письма, из которых можно было сделать вывод, что Острова Пряностей находятся очень далеко на Востоке и сравнительно близко от Америки. В одном из ответных писем Магеллан намекал ему, что может скоро прибыть на эти острова, «если не через Португалию, то через Кастилию» . Неизвестно, когда было написано это письмо, но вполне возможно, что ещё во время нахождения Магеллана в Португалии. В это время он изучает доступные ему португальские карты, беседует с капитанами.

Во время одной из аудиенций с Мануэлом I Магеллан просит дать ему морскую службу и отправить в плавание. Король отказывает. Тогда он спрашивает разрешения предложить свои услуги другим государствам. Король разрешает. Ему не нужен Магеллан. Некоторые источники утверждают что Магеллан отрекся от подданства Португалии, но документов об этом не сохранилось. Вскоре из Португалии в Испанию перебирается целая группа португальских моряков.

Испания

Магеллан поселился в Севилье, где близко сошёлся с португальским эмигрантом Диего Барбозой, начальником арсенала. В конце 1517 - начале 1518 Магеллан женится на его дочери Беатриче. В феврале 1519 года у них родился сын. Сын Барбозы - Дуарте Барбоза, как и Магеллан, раньше служил в Индии. Уже после смерти Магеллана и Дуарте Барбозы за авторством Дуарте Барбозы выйдет книга с описанием стран Южной и Юго-Восточной Азии: «Livro de Duarte Barbosa» («Книга Дуарти Барбозы»). Однако в архивах существуют экземпляры данного труда, где автором указан Магеллан. У этого существуют разные объяснения. Возможно, что данные экземпляры были преподнесены королю Карлу I под именем Магеллана, чтобы укрепить его авторитет. Вероятно также, что книга является совместным трудом Магеллана и Барбозы.

Магеллан излагает идею своей экспедиции в севильской «Палате Контрактов» (ведомстве, занимающемся организацией экспедиций). Он не встречает там поддержки, но Хуан де Аранда, один из руководителей Палаты, вступает в контакт с Магелланом и обещает ему свою поддержку за 20 % от будущих прибылей. Вскоре в Испанию прибывает соратник Магеллана астроном Руи Фалеру. С его помощью удается сторговаться на 1/8 прибыли, причитающейся Аранде. Договор был заверен у нотариуса. Вскоре Магеллан представил свой проект руководству Испании, и он был одобрен. Началась подготовка экспедиции.

Путешествие вокруг света

В экспедицию готовилось пять кораблей с запасом продовольствия на два года. Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. Магеллан командовал «Тринидадом». «Сантьяго» командовал Жуан Серран - брат Франсишка Серрана, спасенного Магелланом в Малакке. Тремя другими кораблями командовали представители испанской знати, с которыми у Магеллана сразу начались конфликты. Испанцам не нравилось, что экспедицией командует португалец. Кроме того, Магеллан скрывал предполагаемый маршрут плавания, и это вызывало недовольство капитанов. Противостояние было довольно серьёзным. Капитану Мендосе даже было передано специальное требование короля прекратить препирательства и подчиниться Магеллану. Но уже на Канарских островах Магеллан получил сведения о том, что испанские капитаны договорились между собой убрать его с поста, если посчитают, что он им мешает.

20 сентября 1519 года флотилия во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир). Вскоре на эскадре разгорелся конфликт. Капитан «Сан-Антонио» Картахена, являвшийся представителем короны в плавании, во время одного из рапортов демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал» (адмирал), а просто «капитан». Картахена был вторым лицом в экспедиции, по статусу почти равным командиру. В течение нескольких дней он продолжал это делать несмотря на замечания Магеллана. Тому пришлось терпеть это, пока капитаны всех кораблей не были созваны на «Тринидад» для решения вопроса о судьбе матроса-преступника. Забывшись, Картахена снова нарушил дисциплину, но на этот раз он был не на своем судне. Магеллан лично схватил его за шиворот и объявил арестованным. Картахене разрешили находиться не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов. Командиром «Сан-Антонио» стал родственник Магеллана Алвару Мишкита.

29 ноября флотилия достигла побережья Бразилии, а 26 декабря 1519 года - Ла-Платы, где проводились поиски предполагаемого пролива. «Сантьяго» был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег. На этом пути европейцы впервые увидели пингвинов. Продвижение на юг шло медленно, кораблям мешали штормы, близилась зима, а пролива все не было. 31 марта 1520 года, дойдя до 49°ю.ш. флотилия встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан.

В мае Магеллан послал «Сантьяго» во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус. Ещё через несколько дней в бурю корабль потерял управление и разбился. Моряки, кроме одного человека, спаслись и оказались на берегу без пищи и припасов. Они пытались вернуться к месту зимовки, но из-за усталости и истощения соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, специально предназначенного для разведки, а также припасов, находящихся на нём, нанесла большой ущерб экспедиции.

21 октября под 52°ю.ш. корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» посылаются на разведку. Вскоре налетает буря длившаяся два дня. Моряки опасались, что посланные на разведку корабли погибли. И они, действительно, чуть не погибли, но когда их понесло к берегу, перед ними открылся узкий проход, в который они вошли. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали ещё проливы и бухты. Вода все время оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о возможном проливе.

У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается «Консепсьон», но от «Сан-Антонио» нет известий. 28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля.

Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, дойдя до 38°ю.ш., где повернул на северо-запад, а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30°ю.ш., повернул на северо-запад. Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Не готовая к такому переходу экспедиция испытывала огромные лишения.

Во время плавания экспедиция дошла до 10 °C.ш. и оказалась заметно севернее Молуккских островов, к которым стремилась. Возможно, Магеллан хотел убедиться, что открытое Бальбоа Южное море является частью этого океана, а возможно он опасался встречи с португальцами, которая для его потрепанной экспедиции закончилась бы плачевно. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен ещё один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания.

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов. Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все, что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими (Ландронес). При уходе флотилии местные жители преследовали корабли на лодках, забрасывая их камнями, но без особого успеха.

Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он ищет необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился. На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю.

7 апреля 1521 года экспедиция вошла в порт Себу на одноименном острове. Места были цивилизованные, и с европейцев даже попытались взять торговую пошлину. Испанцы отказались платить, а оказавшийся в городе мусульманский купец посоветовал радже не воевать с европейцами, и требование было снято.

Началась оживлённая торговля. За железные изделия островитяне легко отдавали золото и продукты. Впечатлённый силой испанцев и их оружием, властитель острова раджа Хумабон соглашается отдаться под покровительство испанского короля и вскоре крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, множество представителей знати и простых островитян. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей.

Смерть

Один из вождей острова Мактан Лапу-Лапу (Силапулапу) противился новым порядкам и не собирался отдаваться под власть Хумабона. Магеллан организовал против него военную экспедицию. Он хотел наглядно продемонстрировать местным жителям мощь Испании. Сражение оказалось неподготовленным. Из-за отмели суда и лодки не смогли подойти на близкое расстояние, чтобы эффективно поддержать десантный отряд огнём. Во время нахождения европейцев на Себу местные жители имели возможность изучить европейское оружие и его слабые стороны. Они быстро двигались, не давая европейцам прицелиться, и атаковали моряков в незащищённые доспехами ноги. Когда испанцы начали отступать, Магеллан был убит.

Вот что написал о смерти адмирала историограф экспедиции, Антонио Пигафетта:

…Островитяне по пятам преследовали нас, выуживая из воды уже однажды использованные копья, и таким образом метали одно и то же копье пять-шесть раз. Узнав нашего адмирала, они стали целиться преимущественно в него; дважды им уже удалось сбить шлем с его головы; он оставался с горстью людей на своем посту, как подобает храброму рыцарю, не пытаясь продолжать отступление, и так сражались мы более часу, пока одному из туземцев не удалось тростниковым копьём ранить адмирала в лицо. Разъярённый, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьём, но оно застряло в теле убитого; тогда адмирал попытался выхватить меч, но уже не смог этого сделать, так как враги дротиком сильно ранили его в правую руку, и она перестала действовать. Заметив это, туземцы толпой ринулись на него, и один из них саблей ранил его в левую ногу, так что он упал навзничь. В тот же миг все островитяне набросились на него и стали колоть копьями и прочим оружием, у них имевшимся. Так умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя.

В честь Фернана Магеллана названы

  • Магелланов пролив
  • Подводная возвышенность Магеллана в Тихом океане, возле Маршалловых островов
  • Магеллан (космический аппарат), 1990
  • Магелланов пингвин
  • кратер Магеллан на Луне
  • Галактики Большое и Малое Магеллановы Облака

Магеллан (Магальяйнш) Фернан (1480-1521), португальский мореплаватель.

Родился весной 1480 г. в Саброзе в обедневшей дворянской семье. В 1492-1504 гг. служил пажом в свите португальской королевы.

В 1505 г. в составе команды Фринсишку де Альмейды отправился в Восточную Африку; продолжительное время жил в Индии и Мозамбике. В 1512 г. вернулся в Лиссабон и разработал проект плавания западным путём к Молуккским островам. Португальский король отверг его.

В 1517 г. Магеллан прибыл в Испанию и поступил на службу к королю Карлу I, который назначил его командующим флотилией, направлявшейся на поиск нового морского пути в Индию. 20 сентября 1519 г. экспедиция из пяти судов вышла из гавани Санлукар-де-Баррамеда (Испания) и в январе 1520 г. достигла устья реки Ла-Платы. Отсюда корабли, двигаясь на юг, в поисках пролива заходили во все заливы. Магеллан открыл заливы Сан-Матиас и Сан-Хорхе на земле, которую назвал Патагонией. В марте 1520 г. он подавил мятеж, вспыхнувший на трёх судах во время зимовки в бухте Сан-Хулиан. В августе Магеллан двинулся дальше на юг и 21 октября 1520 г. вошёл в пролив, названный им проливом Всех Святых (позднее переименован в Магелланов пролив). Исследовав его, мореплаватель обнаружил архипелаг Огненная Земля. Во время прохождения пролива экипаж корабля «Сан-Антонио» взбунтовался и повернул обратно в Испанию.

28 ноября 1520 г. Магеллан вышел в океан, названный его спутниками Тихим. Дальнейшее плавание было очень трудным из-за недостатка провизии и пресной воды. Пройдя более 17 000 км, в марте 1521 г. Магеллан открыл три острова из группы Марианских островов (в том числе Гуам), а затем Филиппинские острова (Самар, Минданао и Себу).

27 апреля 1521 г. мореплаватель был убит во время стычки с туземцами на острове Мактан (Филиппины). Его спутники продолжили путешествие, но в Испанию вернулись только два корабля - дезертировавший ранее «Сан-Антонио» и «Виктория».

Экспедиция Магеллана совершила первое кругосветное плавание, доказав наличие единого Мирового океана и представив практическое свидетельство шарообразности Земли.