Болезни Военный билет Призыв

Установление черты сельского населенного пункта. Границы населённых пунктов и порядок их изменений. Приготовление и подача документов

1. Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.

2. Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.

Проект черты поселения относится к градостроительной документации.

Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.

3. Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

4. Черта городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждается и изменяется федеральным законом по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и законодательных (представительных) органов Ленинградской области.

5. Утверждение и изменение черты городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований, осуществляются Правительством Российской Федерации.

6. Включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Комментарий к статье 84

1. Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий (ст. 84 Земельного кодекса РФ). Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Подробно порядок разработки проекта черты городского и сельского поселения установлен ст. 36 Градостроительного кодекса РФ. Проекты разрабатываются на основе генеральных планов городских и сельских поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территории районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов).

Проекты черты городских и сельских поселений являются отдельным видом градостроительной документации (ст. 28 Градостроительного кодекса РФ). Но проекты черты малых городов и поселков, черты сельских поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов указанных поселений.

Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Это необходимо для того, чтобы один и тот же участок не подпадал под правовой режим двух различных категорий земель.

2. Разработка проектов черты городского или сельского поселения относится к компетенции органов местного самоуправления соответствующего поселения или другого муниципального образования, за исключением проектов черты городов федерального значения. В ст. 84 Земельного кодекса РФ, как и в п. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, предусмотрено, что утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Исключением является утверждение и изменение черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которые производятся путем принятия федерального закона по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и законодательных (представительных) органов Ленинградской области. Последнее положение вступает в противоречие с нормами Градостроительного кодекса РФ, относившего такое утверждение к компетенции Правительства РФ. Утверждение проектов черты городских и сельских поселений не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении черты указанных поселений.

3. Земельный кодекс РФ сохранил традиционную норму земельного законодательства о том, что включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Это положение направлено на обеспечение стабильности прав на землю.

Лекция № 7 Тема: «Установление городской черты. Формирование землеустроительного дела»

1.Понятие черты населенного пункта. Состав земель, входящих в эту черту.

2. Цели и принципы установления черты населенных пунктов.

3. Условия установления черты населенных пунктов.

4. Подготовка проекта черты населенного пункта.

5. Государственная экологическая и государственная экспертизы проекта
черты населенного пункта.

6. Утверждение черты населенного пункта.

Черта сельского населенного пункта - это внешняя граница, которая отделяет его от других категорий земель. Она не является границей землепользования - это административно-территориальная граница. Земли в ее пределах находятся в ведении, то есть в управлении администрации, а не в пользовании или собственности. Внутри сельской черты располагаются многочисленные участки различного назначения, как застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования, природоохранного, оздоровительного назначения, занятые лесами, промышленности, транспорта. Они могут находится в собственности, пользовании, аренде. Включение земельного участка в черту населенного пункта не ведет к прекращению права собственности , пользования или аренды.

Землеустроительные работы по установлению черты выполняют по заказу органов исполнительной власти. Основание - решение органов власти. Территорию для развития населенных пунктов выбирают на землях не пригодных для с/х использования. Проект установления или изменения черты населенного пункта выполняют в следующем порядке: разработка задания на проектирование , подготовительные работы, составление проекта, рассмотрение и утверждение проекта. При проектировании черты населенных пунктов учитывают следующие обстоятельства: эту черту по возможности необходимо совмещать с линейными объектами организации территории и по возможности не допускать разрезания контуров угодий, дороги, проходящие по периметру населенных пунктов в состав его земель не входят, а защитные лесные насаждения, расположенные между дорогами и чертой населенных пунктов включают в его состав, в черту также включают примыкающие лесные массивы, предназначенные для общего пользования, Если к Н. П. примыкают водоемы , то черта устанавливается по ближнему к нему берегам.

2. Цели и принципы установления черты населенных пунктов

Установление черты городских и сельских населенных пунктов осуществляется в целях обоснования размеров территории населенных пунктов и закрепления границ населенных пунктов на местности.

Определение границ населенных пунктов на местности, закрепление на местности местоположения границ населенных пунктов, определение их координат или составление иного описания местоположения границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации .

Установление и изменение черты населенного пункта основываются на принципах гласности, учета мнения населения, соблюдения исторических, местных и культурных традиций, создания безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, комплексности решения социальных, экономических и других задач жизнеобеспечения и устойчивого развития населенного пункта.

3. Условия установления черты населенных пунктов

1. Населенный пункт может располагаться в пределах только одного городского или сельского поселения , городского округа .

В пределах черты населенного пункта не может находиться другой населенный пункт

2. Проект черты населенного пункта разрабатывается на основе
утвержденных в установленном порядке генерального плана городского,
сельского поселения, городского округа, а также генерального плана
отдельного населенного пункта, входящего в состав городского, сельского
поселения, городского округа, схемы территориального планирования
муниципального района , в состав территории которого входит поселение, а
также иной градостроительной документации, утвержденной в
установленном порядке.

3. При отсутствии утвержденной в установленном порядке
документации о территориальном планировании, указанной в части 2
настоящей статьи, для сельских населенных пунктов, а также для
закрепления фактически сложившихся границ городских населенных
пунктов разработка проекта черты населенного пункта может
осуществляться на основе схемы территориального планирования
муниципального района, в состав которого входит поселение, концепции
(схемы) генерального плана городского, сельского поселения, городского
округа, концепции (схемы) генерального плана отдельного населенного
пункта, входящего в состав городского, сельского поселения, городского
округа, а также иной градостроительной документации.

В этом случае включению в черту населенного пункта подлежат земельные участки, предоставленные в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а также территории, необходимые для эффективного функционирования населенного пункта.

4. В случае разработки проекта черты населенного пункта в порядке,
предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в составе проекта черты
населенного пункта разрабатывается схема функционального зонирования
территории населенного пункта.

Схема функционального зонирования территории населенного пункта подлежит рассмотрению органами местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района и градостроительным советом органа исполнительной власти Ленинградской области , уполномоченного в области архитектуры и градостроительства, до завершения разработки проекта черты населенного пункта с принятием указанными органами в установленном порядке соответствующего решения.

4. Подготовка проекта черты населенного пункта

1. Граждане и юридические лица, заинтересованные в установлении или изменении черты населенного пункта, направляют главе местной администрации городского, сельского поселения, городского округа, на территории которого находится населенный пункт, мотивированное обращение о рассмотрении вопроса об установлении или изменении черты населенного пункта. В обращении указываются предполагаемые , сроки подготовки документации. В обращении могут содержаться предложения о выполнении функций заказчика по подготовке проекта черты населенного пункта.

Глава местной администрации городского, сельского поселения, городского округа рассматривает поступившее предложение. Глава местной администрации городского, сельского поселения, городского округа по согласованию с представительным органом городского, сельского поселения, городского округа в течение 14 календарных дней со дня поступления обращения принимает решение о разработке проекта черты населенного пункта или об изменении черты населенного пункта либо направляет мотивированный отказ заявителю. Отказ главы местной администрации городского, сельского поселения, городского округа может быть обжалован в судебном порядке.

2. Решение об установлении или об изменении черты населенного пункта
может быть принято по инициативе главы местной администрации
городского, сельского поселения, городского округа.

3. Правовой акт главы местной администрации городского, сельского
поселения, городского округа, является основанием для разработки проекта
черты населенного пункта или об изменении черты населенного пункта. В
правовой акт в обязательном порядке включается информация об источниках
финансирования, заказчике, сроках подготовки проекта черты населенного
пункта; определяется структурное подразделение местной администрации
городского, сельского поселения, городского округа, ответственное за
подготовку проекта черты населенного пункта или внесение изменений в
черту населенного пункта.

4.Подготовка проекта черты населенного пункта осуществляется на основе задания, подготовленного заказчиком или по его поручению разработчиком документации, согласованного в обязательном порядке с органами местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, уполномоченными в области архитектуры и градостроительства, органом исполнительной власти и, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства, и утвержденного главой местной администрации городского, сельского поселения, городского округа.

5.Проект черты населенного пункта, разрабатываемый в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего областного закона, подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях , проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уставом муниципального образования и(или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

6.Направление на согласование проекта черты населенного пункта осуществляет глава местной администрации городского, сельского поселения, городского округа.

7. Согласование проекта черты населенного пункта осуществляется в срок не более двух месяцев со дня направления главой местной администрации городского, сельского поселения, городского округа на согласование указанного проекта заинтересованным сторонам.

8 .Заключения на проект черты населенного пункта могут содержать положения о согласовании проекта или отказа в согласовании проекта с обоснованием причин такого решения.

5. Государственная экологическая и государственная экспертизы проекта черты населенного пункта

Проект черты населенного пункта подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

По ее результатам глава местной администрации городского, сельского поселения, городского округа в срок не более одного месяца со дня получения заключения государственной экспертизы принимает решение о направлении проекта черты населенного пункта в представительный орган городского, сельского поселения, городского округа или об отклонении проекта черты населенного пункта и направлении его на доработку.

6 .Утверждение черты населенного пункта

Решение о направлении проекта черты населенного пункта в Правительство для утверждения черты населенного пункта принимает представительный орган городского, сельского поселения, городского округа.

Особо следует отметить, что утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении черты указанных поселений и муниципальных образований. Кроме того, ЗК требует, чтобы черта поселений устанавливалась по границам земельных участков.

Установление утвержденной городской (поселковой) черты в натуре производится за счет средств заказчика, в соответствии с законодательством, организациями, обладающими соответствующей лицензией. Приемка установленной в натуре черты проводится специально образованной комиссией в составе представителей органов исполнительной власти поселения и районов, земли которых включаются (исключаются) в территорию поселения, соответствующих органов архитектуры и градостроительства, земельных ресурсов и землеустройства. Результат приемки оформляется паспортом городской, поселковой черты, черты сельского поселения и передается заказчику.

Понятие земель населенных пунктов. Земли населенных пунктов играют важную роль в жизни общества, выполняя функцию территориально-пространственного базиса. Занимая сравнительно небольшую площадь по отношению ко всей территории, эти земли являются местом проживания большей части населения. Земли, занятые населенными пунктами, предназначены для размещения городов, поселков, сельских населенных пунктов и объектов недвижимости, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Земельное законодательство выделяет эти земли в качестве отдельной категории земель. Землями населенных пунктов являются все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунтов (ст. 70 ЗК). Правовой режим этой категории земель определен в ЗК и Градостроительном кодексе РФ.

Все поселения* подразделяются на несколько типов. В основу их классификации положены следующие критерии: численность населения, научно-производственная специализация поселений, значение поселений в системе расселения населения и административно-территориальном устройстве страны.

* В законодательстве о градостроительстве используется термин «поселение» в отличие от термина «населенный пункт», который употребляется в земельном законодательстве. Существуют и иные различия терминологии.

Поселения делятся на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные).
В зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:
сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн человек);
крупнейшие города (численность населения от 1 млн до 3 млн человек);
крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн человек);
большие города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек);
средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек);
малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. человек);
крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тыс. человек);
большие сельские поселения (численность населенияот 1 тыс. до 5 тыс. человек);
средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тыс. человек);
малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).
Черта населенного пункта. Городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта являются внешней границей земель города, поселка, сельского населенного пункта, которые отделяют их от других категорий земель.
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования разрабатываются на основе генеральных планов городских и сельских поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов). Проекты черты иных поселений могут разрабатываться в составе генеральных планов указанных поселений. Такие проекты, за исключением проектов черты городов федерального значения, разрабатываются органами местного самоуправления и утверждаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления сопредельных территорий.
Проекты черты городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ сопредельных территорий и утверждаются Правительством РФ.Утверждение проектов черты поселений не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении черты указанных поселений и муниципальных образований. Установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов на местности осуществляются в порядке проведения землеустройства (п. 7 ст. 113 ЗК).
Установление черты поселения влечет правовые последствия. Значение факта установления такой черты заключается в том, что его результатом является определение сферы применения правового режима земель населенных пунктов на всю территорию, которая находится внутри черты.
Пространственную и земельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составляют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверхностью указанных территорий (ст. 38 Градостроительного кодекса). Следует отметить, что включение земельных участков в черту поселения не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки. Однако в данном случае изменяются ставки земельного налога.
Порядок установления черты населенных пунктов регулируется Временной инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов городской, поселковой черты и черты сельского поселения Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 21 мая 1993 г. № 18-14. Инструкция устанавливает основные требования, предъявляемые к составу, порядку разработки, согласования и утверждения проектов черты поселений, а также их установлению в натуре.
Виды земель населенных пунктов и общая характеристика их правового режима. Земли населенных пунктов по целевому назначению не однородны.
В их составе выделяются:
земли городской, поселковой и сельской застройки;
земли общего пользования;
земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;
земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
земли, занятые лесами, а в городах - городскими лесами;
земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (ст. 71 ЗК).
Составные части земель населенных пунктов имеют различное целевое назначение. Однако правовой режим всех этих видов земель в целом подчинен главной задаче - обслуживанию различного рода нужд населенного пункта. Их объединяет общее основное целевое назначение всех составных частей данной категории земель. Определенное единство основного целевого назначения видов земель населенных пунктов определяет необходимость сочетания и гармонизации регулирования их использования для различных целей в интересах обеспечения общего для них целевого назначения.
В основе правового режима земель населенных пунктов лежит принцип комплексного регулирования использования этих земель и объектов недвижимости, находящихся на них и прочно связанных с землей. Законодательство о землях населенных пунктов определяет режим недвижимости как единого целого. Условия создания объектов недвижимости (зданий и сооружений) на этих землях во многом зависят от естественных природных свойств земельных участков. Одновременно назначение объектов недвижимости определяет характер правового режима земель, целевое назначение их использования. Это обстоятельство - основная особенность правового режима земель населенных пунктов.
Земли городской, поселковой и сельской застройки - наиболее важная часть земель населенных пунктов. К ним относятся земли, застроенные и подлежащие застройке жилыми, культурно-бытовыми, административными, деловыми, производственными, складскими, религиозными и иными строениями и сооружениями. Эти земли предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых, религиозных и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства (ст. 75 ЗК).
Земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. На этих землях осуществляется право общего землепользования и большая их часть не предоставляется конкретным организациям. В то же время на землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т.п.).
В составе земель населенных пунктов могут находиться земли сельскохозяйственного использования и другие угодья. К землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища. К другим угодьям относятся кустарники, торфяники, овраги, карьеры и др. Указанные земли используются колхозами, совхозами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами для ведения сельского хозяйства, а также для других нужд городского хозяйства.
Правовой режим земель сельскохозяйственного использования отличается от правового режима земель сельскохозяйственного назначения, хотя фактически они имеют аналогичное целевое использование. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли сельскохозяйственного использования входят в состав земель населенных пунктов. Они расположены в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов. Эти земли являются резервными территориями для застройки населенных пунктов. В случае необходимости они могут изыматься у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов и соответственно предоставляться для нужд строительства и благоустройства населенного пункта. В отношении этих земель не действует принцип приоритета использования земель сельскохозяйственного назначения.
В состав земель городов, поселков, сельских населенных пунктов входят земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Их правовой режим подчинен требованиям, установленным ст. 89-93 ЗК, применительно к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Однако они отличаются от земель указанной категории, поскольку являются частью земель населенного пункта и находятся в ведении городских, поселковых и сельских администраций. Любая деятельность на этих землях, противоречащая их целевому назначению, запрещается, а всякое строительство разрешается только по решению городской, поселковой, сельской администрации.
Земли, занятые лесами, в населенных пунктах служат целям охраны ландшафтов, растительного и животного мира, сохранения окружающей среды, улучшения микроклимата, организации отдыха населения, защиты территории от ветровой и водной эрозии. Леса на землях населенных пунктов (поселений) не входят в состав лесного фонда (ст. 7 ЛК). Леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с ЛК РФ. В этих лесах запрещается лесопользование, не совместимое с назначением этих лесов. Допускаются рубки ухода, санитарные рубки, рубки реконструкции и обновления, прочие рубки (ст. 133 ЛК).
Согласно ст. 79 ЗК к землям промышленности, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Размещение на этих землях построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с городскими, поселковыми, сельскими администрациями.
Режим таких земель в определенной степени сходен с режимом земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения, которые находятся вне пределов городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов. Целевое использование всех этих земель одинаково. Однако основное отличие правового режима данных земель, находящихся в границах населенных пунктов, состоит в том, что порядок их использования подчинен общему правовому режиму земель населенных пунктов и эти земли находятся в ведении местных администраций.
Характеризуя в целом правовой режим земель населенных пунктов, следует выделить следующие его отличительные черты: планирование использования земель населенных пунктов, зонирование их территорий и регулирование застройки земель населенных пунктов. Использование этих правовых инструментов позволяет обеспечить комплексное правовое регулирование использования данных земель и объектов недвижимости, прочно связанных с землей.

Правовой режим земель населенных пунктов в составе закрытых административно-территориальных образований. В соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 31 декабря 1999 г.)* закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. Содержание правового режима этих земель подчинено назначению указанных объектов.

* ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 10.

Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов РФ и районов, входящих в их состав. В ведение районов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.
Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Правительством РФ.
В случае установления вредного воздействия предприятий и объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, на территории, прилегающие к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством РФ, присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия, социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим на этих территориях, определяются в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством РФ.
Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:
установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;
определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования;
обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Порядок установления и содержание особого режима на территориях, объявленных закрытыми административно-территориальными образованиями, регулируются Положением об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 655*, и Положением о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 693 (в ред. от 3 апреля 1997 г.)**.

* СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3180.
** СЗ РФ. 1996. № 40. Ст. 4645; 1997. № 14. Ст. 1637.

Решение о создании (упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ. Предложение о создании (упразднении) закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ. Предложения об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) закрытого административно-территориального образования вносятся Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся соответствующие территории.
Особый режим безопасного функционирования предприятий и объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает:
установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах указанного образования;
ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на его территории;
ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;
ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и постоянное проживание.
Особенности правового режима использования земель в закрытом административно-территориальном образовании согласно ст. 6 Закона «О закрытом административно-территориальном образовании» заключаются в следующем. Земли закрытого административно-территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством РФ. Земли, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и объектам.
Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного закрытого административно-территориального образования принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. Управление этими землями осуществляется Правительством РФ.
Земли закрытого административно-территориального образования, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.
В закрытом административно-территориальном образовании по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель. Органы государственной власти субъектов РФ принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования.



1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Комментарий к Ст. 83 ЗК РФ

1. Земли населенных пунктов — одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 ЗК. Несмотря на то что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной — на ней проживает подавляющее большинство населения России. Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения объектов селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры. Именно на этих землях наиболее активны инвестиционно-строительные процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования и охраны данных земель имеет также и градостроительное законодательство.

Исторически появление в законодательстве России категории земель населенных пунктов связано с принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и Земельного кодекса РСФСР 1970 г. В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР 1922 г. подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли — они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями (ст. 147 названного Кодекса). Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались ст. 148 этого Кодекса входящими в территории волостей и состояли в общем ведении земельных органов.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г., разделив земли России на шесть категорий, предусмотрел в их числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов) и, по сути, разделил их на два подвида: земли городов и земли сельских населенных пунктов (разд. III, гл. XIX — XXI названного Кодекса). Земельный кодекс РСФСР 1991 г., подразделяя земли России уже на семь категорий, сохранил данную категорию земель, именуя ее «земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)» (разд. IV, гл. XIII — XIV ЗК РСФСР).

С принятием в 2001 г. нового ЗК наименование данной категории земель изменилось — она впервые стала именоваться «земли поселений», и именно это название стало привычным в последние годы. Однако с 1 января 2007 г. оно было изменено — теперь данная категория снова именуется «земли населенных пунктов», что нашло отражение в ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

Что повлекло необходимость в изменении наименования категории земель и внесении соответствующих изменений в ряд законодательных актов в условиях, когда десятки тысяч субъектов прав на землю оформили свои права на земельные участки с целевым назначением «земли поселений»? Дело в том, что на момент принятия ЗК градостроительное законодательство и законодательство о местном самоуправлении называли населенные пункты Российской Федерации поселениями. Так, 1998 г. относила все виды населенных пунктов либо к городским (города и поселки), либо к сельским поселениям (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные), подразделяя их в зависимости от численности на десять групп (сверхкрупные города, крупнейшие города и т.д.). Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя понятие муниципального образования, относил к нему городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселений, иные населенные территории. Термин «населенные пункты» использовался в указанных законах скорее лишь во вспомогательных целях. В связи с этим при принятии ЗК оснований выделять категорию земель населенных пунктов не усматривалось.

С принятием в 2003 г. нового ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понятийный аппарат, посвященный определению населенных мест, изменился. Данный Закон сохранил понятие поселения и разделение его на городские и сельские поселения. Однако при этом под городскими поселениями понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления; сельские же поселения Закон определил как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 2). Таким образом, теперь в состав поселения могут входить одновременно несколько населенных пунктов.

Кроме того, значимыми новеллами стали положения Закона о том, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения (п. 3 ч. 1 ст. 11); в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11). Это вступало в явное противоречие с положениями ЗК о землях поселений, свидетельствовавших о том, что в пределах территорий поселений иные категории земель находиться не могут.

По нашему мнению, именно эти обстоятельства послужили в дальнейшем основой внесения изменений в земельное и градостроительное законодательство в целях приведения положений данных отраслей в соответствие с новыми реалиями муниципального устройства России. Иными словами, те земли, которые согласно ЗК сначала именовались землями поселений (т.е. земли, отделенные от иных категорий земель чертой поселения), теперь, исходя из нового муниципального законодательства, соответствуют землям населенных пунктов.

В целях сохранения преемственности прав на землю при изменении наименования категории земель, в ФЗ о введении в действие ЗК включено вступившее в силу с 1 января 2007 г. положение о том, что не требуется замена или внесение изменений в ранее выданные документы, содержащие наименование категории «земли поселений» (п. 16 ст. 3 указанного Закона). Речь идет о свидетельствах о государственной регистрации права, выписках из государственного земельного кадастра, договорах аренды, купли-продажи земельных участков, любых иных документах, выданных до 1 января 2007 г.

Изменения, внесенные ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, коснулись не только смены наименования категории земель, но также и самого их понятия. Теперь землями населенных пунктов признаются «земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов», о чем свидетельствует комментируемый пункт. Данное определение представляется недостаточно полным, поскольку указывает лишь на цель использования этих земель, но не позволяет идентифицировать их, т.е. четко разграничить с землями иных категорий. В прежней редакции соответствующее определение продолжалось словами «и отделенные их чертой от земель других категорий», что существенно дополняло его. В новой редакции ст. 83 ЗК подобный идентифицирующий признак все же сохранен, однако оторван от определения и помещен в следующий пункт статьи, что труднообъяснимо с точки зрения законодательной техники.

2. Данный пункт является новым, он введен в действие с 1 января 2007 г. на основании ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс. И здесь прежде всего следует обратить внимание на изменение терминологии. Вместо понятия черты городских, сельских поселений, которой была посвящена прежняя редакция ст. 84 ЗК, указанным Законом в Кодекс введено понятие границы городских, сельских населенных пунктов.

Отметим, что понятие «городская черта» имело место уже в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. Земельному кодексу РСФСР 1970 г. были известны понятия городской черты и черты сельских населенных пунктов, а ЗК РСФСР 1991 г. — еще и понятие поселковой черты. Термин «граница» использовался разве что для определения указанных понятий. В настоящее время категория «черта поселения» исключена и из Земельного, и из Градостроительного кодексов.

1. Общие положения.

2. Установление городской и поселковой черты.

1. Общие положения.

Установление и изменение черты населенного пункта (города, рабочего поселка, сельского поселения) входят в состав землеустроительных действий и в то же время имеют свою специфику.

Все земли, находящиеся в черте населенного пункта, являются муниципальной собственностью и находятся в ведении местной администрации или муниципальных органов. До 1991 г. земли сельских населенных пунктов входили в состав землепользовании , на территории которых они находились. В результате проведения земельной реформы были внесены изменения в категорию «земли поселений», т. е. теперь в эту категорию включены земли всех населенных пунктов - городов, рабочих поселков и сельских населенных мест, и по состоянию на 1 января 1997 г. в этой категории числилось около 40 млн га земель.

Под чертой населенного пункта понимается внешняя граница его территории, которая отделяет ее от других категорий земель. На территории населенного пункта, как правило, располагается большое количество землевладений и землепользовании, поэтому их черта не является границей одного землепользования и не имеет соответствующего правового и хозяйственного значения. Следовательно, каждая территория населенного пункта образует самостоятельную административно-территориальную единицу, и граница населенного пункта является границей такого образования, т. е. по содержанию такая же, как и граница административного района. Земли в пределах этой границы входят в состав муниципальной собственности и находятся в ведении и управлении органов местного самоуправления .

2. Установление городской и поселковой черты .

Городскую и поселковую черту устанавливают на основе генерального плана города или поселка, в котором определяют целевое назначение земель, внутреннее устройство городских и поселковых территорий, их планировку, застройку и благоустройство на перспективу.

Землеустроительные работы по установлению городской или поселковой черты выполняются по заказу органов местной власти города или поселка, имеющих административно-территориальный статус.

По мере развития города или поселка их черта подвергается изменению. Черта города или поселка изменяется в случае включения в территорию новых земель, необходимых для их расширения. В отдельных случаях землепользование входит в состав территории городских поселений только частично и может размещаться по обе стороны их черты, а иногда и полностью. Вместе с тем включение земельных участков в черту города или поселка в отдельных случаях не влечет прекращения права собственности , пользования и аренды на эти участки.

Проект установления или изменения городской или поселковой черты выполняется в следующей последовательности:

2.проведение подготовительных работ;

3.составление проекта;

4.рассмотрение и утверждение проекта;

5.перенесение проектных предложений на местность;

6.изготовление и выдача документов заказчику.

Задание на проектирование включает:

Наименование проекта;

Основание для проектирования;

Заказчика и разработчика проекта;

Сроки разработки проекта или его частей;

Сведения о существующей черте или границе города или поселка;

Данные о состоянии и использовании земельного фонда города

или поселка;

Сведения о территориальном развитии города или поселка по утвержденному генеральному плану;

Предложения заказчика по установлению или изменению городской или поселковой черты;

Перечень территорий, намеченных для проведения обследовательских работ;

Перечень природоохранных мероприятий и требования к защите окружающей среды;

Состав материалов, необходимых для передачи заказчику.

К заданию прилагаются:

План территории города или поселка и смежных с ним земель;

Другие вспомогательные чертежи.

При составлении проекта особое внимание необходимо уделить обоснованию:

1. Возможности включения в городскую черту населенных пунктов, отдельно стоящих промышленных предприятий, которые расположены вблизи городской границы.

2. Целесообразности исключения из городских земель сельскохозяйственных угодий.

3. Необходимости и целесообразности расширения городских и поселковых территорий за счет земель сельскохозяйственного назначения.

4. Размеров городской территории, рациональности и целесообразности ее использования.

На проектном плане отражаются:

Существующая городская черта;

Современное использование земель в черте города;

Современное использование прилегающих земель;

Проектные предложения утвержденного генерального плана или другой градостроительной документации;

Проектируемая городская черта;

Описание с городом, поселком смежных земель;

Экспликация земель города, поселка.

Пояснительная записка содержит:

Изложение о существующем положении городской, поселковой черты, использовании земель, распределении земель по категориям, землепользователям;

Изложение проектных решений по градостроительной документации;

Обоснование проектных предложений по установлению или изменению городской, поселковой черты;

Экспликацию включенных и исключенных из городской черты земель;

Сводный баланс земель города, поселка;

Описание проектной городской, поселковой черты.