Болезни Военный билет Призыв

Тимур и его команда помощь пожилым людям. Ольга с Женей приезжают на дачу. Ольга не верит сестре. Ссора

Аркадий Гайдар.

Тимур и его команда

Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте.

В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче.

Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила:

– Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру. Можешь бровями не дергать и губы не облизывать. Потом запри дверь. Книги отнеси в библиотеку. К подругам не заходи, а отправляйся прямо на вокзал. Оттуда пошли папе вот эту телеграмму. Затем садись в поезд и приезжай на дачу… Евгения, ты меня должна слушаться. Я твоя сестра…

– И я твоя тоже.

– Да… но я старше… и, в конце концов, так велел папа.

Когда во дворе зафырчала отъезжающая машина, Женя вздохнула и оглянулась. Кругом был разор и беспорядок. Она подошла к пыльному зеркалу, в котором отражался висевший на стене портрет отца.

Хорошо! Пусть Ольга старше и пока ее нужно слушаться. Но зато у нее, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

Она туже перевязала косынкой волосы. Сбросила сандалии. Взяла тряпку. Сдернула со стола скатерть, сунула под кран ведро и, схватив щетку, поволокла к порогу груду мусора.

Вскоре запыхтела керосинка и загудел примус.

Пол был залит водой. В бельевом цинковом корыте шипела и лопалась мыльная пена. А прохожие с улицы удивленно поглядывали на босоногую девчонку в красном сарафане, которая, стоя на подоконнике третьего этажа, смело протирала стекла распахнутых окон.


Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Поставив ноги на чемодан и опираясь на мягкий узел, Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал рыжий котенок и теребил лапами букет васильков.

У тридцатого километра их нагнала походная красноармейская мотоколонна. Сидя на деревянных скамьях рядами, красноармейцы держали направленные дулом к небу винтовки и дружно пели.

При звуках этой песни шире распахивались окна и двери в избах. Из-за заборов, из калиток вылетали обрадованные ребятишки. Они махали руками, бросали красноармейцам еще недозрелые яблоки, кричали вдогонку «ура» и тут же затевали бои, сражения, врубаясь в полынь и крапиву стремительными кавалерийскими атаками.

Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой, укрытой плющом дачей.

Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла застекленную террасу.

Отсюда был виден большой запущенный сад. В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг.

Ольга вернулась к машине. Здесь к ней подскочила бойкая старая женщина – это была соседка, молочница. Она вызвалась прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены.

Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и прошла в сад.

На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.

Ольга пробралась через орешник и смахнула с лица паутину.

Что такое? Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только палка.

Тут Ольга услышала быстрый, тревожный шепот. И вдруг, ломая сухие ветви, тяжелая лестница – та, что была приставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю.

Веревочные провода над крышей задрожали. Царапнув руки, котенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в черном квадрате окна сарая никого не было ни видно, ни слышно.

Она вернулась к крыльцу.

– Это ребятишки по чужим садам озоруют, – объяснила Ольге молочница.

– Вчера у соседей две яблони обтрясли, сломали грушу. Такой народ пошел… хулиганы. Я, дорогая, сына в Красную Армию служить проводила. И как пошел, вина не пил. «Прощай, – говорит, – мама». И пошел и засвистел, милый. Ну, к вечеру, как положено, взгрустнулось, всплакнула. А ночью просыпаюсь, и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Ну, думаю, человек я теперь одинокий, заступиться некому… А много ли мне, старой, надо? Кирпичом по голове стукни – вот я и готова. Однако бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. Кадка у меня во дворе стояла – дубовая, вдвоем не своротишь, – так ее шагов на двадцать к воротам подкатили. Вот и все. А что был за народ, что за люди – дело темное.


В сумерки, когда уборка была закончена, Ольга вышла на крыльцо. Тут из кожаного футляра бережно достала она белый, сверкающий перламутром аккордеон – подарок отца, который он прислал ей ко дню рождения.

Она положила аккордеон на колени, перекинула ремень через плечо и стала подбирать музыку к словам недавно услышанной ею песенки:

Ах, если б только раз
Мне вас еще увидеть,
Ах, если б только раз
И два, и три
А вы и не поймете
На быстром самолете,
Как вас ожидала я до утренней зари
Да!
Летчики-пилоты! Бомбы-пулеметы!
Вот и улетели в дальний путь.
Вы когда вернетесь?
Я не знаю, скоро ли,
Только возвращайтесь… хоть когда-нибудь.

Еще в то время, когда Ольга напевала эту песенку, несколько раз бросала она короткие настороженные взгляды в сторону темного куста, который рос во дворе у забора. Закончив играть, она быстро поднялась и, повернувшись к кусту, громко спросила:

– Послушайте! Зачем вы прячетесь и что вам здесь надо?

Из-за куста вышел человек в обыкновенном белом костюме. Он наклонил голову и вежливо ей ответил:

– Я не прячусь. Я сам немного артист. Я не хотел вам мешать. И вот я стоял и слушал.

– Да, но вы могли стоять и слушать с улицы. Вы же для чего-то перелезли через забор.

– Я?.. Через забор?.. – обиделся человек. – Извините, я не кошка. Там, в углу забора, выломаны доски, и я с улицы проник через это отверстие.

– Понятно! – усмехнулась Ольга. – Но вот калитка. И будьте добры проникнуть через нее обратно на улицу.

Человек был послушен. Не говоря ни слова, он прошел через калитку, запер за собой задвижку, и это Ольге понравилось.

– Погодите! – спускаясь со ступени, остановила его она. – Вы кто? Артист?

– Нет, – ответил человек. – Я инженер-механик, но в свободное время я играю и пою в нашей заводской опере.

Повесть «Тимур и его команда» до сих пор регулярно переиздается и входит в список ста книг, рекомен-дованных школьникам мини-стер-ством образова-ния для само-стоя-тельного чтения, хотя историче-ская ситуация, в которой созда-вался текст, давно ушла в прошлое. Это одна из самых попу--лярных и востре-бо-ванных книг советского детского канона. Повесть читали и в рам-ках школь-ной програм-мы, и совершенно доброволь-но; героям подражали, в течение мно-гих лет в честь Тимура называли маль-чи-ков, а в честь Жени — девочек. Тимур потес-нил в советском пантеоне главного героя 1930-х Пав-ли-ка Морозова и на-дол-го завоевал симпатии читателей. По мнению британ-ского антрополога и ис-то-рика культуры дет-ства Катрионы Келли, «даже те взрослые, которые кри-ти-ковали другие аспекты советской жизни, сохра-нили теплое чувство к это-му герою».

Тимур и тимуровцы

Обложка повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Горький, 1942 год «Детгиз»; Российская государственная детская библиотека

Не многие помнят, что повести «Тимур и его команда» предшествовал сцена-рий к одноименному кино-фильму. Фильм появился раньше книжки, и имен-но он сначала привлек внимание советских детей к истории мальчика Тимура и его друзей. Только полгода спустя после окончания работы над сценарием, когда фильм уже был запущен в производство, Гайдар стал перерабатывать его в повесть.

Сюжет ее таков. В подмосковном дачном поселке действует необычная коман-да — подростки тайно помогают семьям солдат и командиров Красной армии: носят из колодца воду, скла-дывают в поленницу дрова, ищут пропавших до-маш--них животных, защищают детей от жестокости со стороны взрослых. Па-рал-лельно ребята вступают в конфронтацию с местными хулиганами — разо-ри-телями садов и огородов — и одер-живают над ними убедительную мораль-ную победу.

Эта модель самоорганизации и соци-аль-ной активности немедленно нашла от-клик и стала образцом для подра-жания. Первые тимуровские команды появи-лись в СССР еще в 1940 году, сразу после выхода фильма на экраны. После нападения Германии на Совет-ский Союз тимуровские команды ста-ли активно распространяться: коли-чество участников в первые после-воен-ные годы исчи-слялось сотнями тысяч. Появилось даже выражение «тимуровское движе-ние» — по сути, так называли форму социального волонтерства, прочно завя-зан-ную на постулатах советской идеологии. Сегодня первоначальный кон-текст появления Тимура и тимуровцев мало понятен. Попробуем его вос-ста-новить.


«Союздетфильм»

Любой читатель повести, как и зри-тель фильма, не может не заметить, что огромное место в этих произве-де-ниях занимают описания перемеще-ний совет-ских войск и разного рода оружия Даже в дачном поселке у дяди Тимура оказы-вается пистолет, заряженный холостыми па-тронами, а у доктора Колоколь-чикова — охот-ничье ружье, и из обоих герои стреляют. . Слово «фронт» появляется уже во втором предложении повести, а слово «бронедивизион» — и вовсе в первом. Когда Ольга, сестра главной героини, отправляется на дачу, сидя на плетеном кресле в кузове грузо-вика с котенком и букетом васильков на коленях, ее нагоняет по-ходная армейская мотоколонна. В этом смы-сле «Тимур и его команда», пожа-луй, одно из самых тревожных произве-дений советской детской литературы.

Признаки надвигающейся войны станут понятнее, если обратить внимание на даты начала работы над сценарием, а затем и над повестью. Из дневников Гайдара следует, что за сценарий он сел в первых числах декабря 1939 года, то есть сразу же после начала Советско-финской войны Советско-финская война — война между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. .

14 июня 1940 года Гайдар запишет в дневник, что принялся за «повесть о Дун-кане» (сначала он собирался так назвать Тимура), к концу августа он ее закан-чивает. Дата начала работы очень важна: именно 14 июня Совет-ский Союз предъявил ультиматум Литовской Республике, прежде чем ввести туда войска. На следую-щий день аналогичные ультиматумы были отправлены Латвии и Эсто-нии, а за ними последовала оккупация всех трех прибалтийских стран.

Язык газет


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Важное место в сюжете «Тимура» занимает эпизод с ультиматумом, который Тимур решает отправить шайке хулигана Квакина. Он есть и в повести, и в фи-льме. В сценарии эти сцены могли появиться и до соответствующих событий лета 1940-го: слово «ультиматум» было в ходу и в международной политике предшествующих 1938-1939 годов В 1938 году Гитлер посылал ультиматум пра-вительству Чехословакии перед оккупа-цией Судетской области, в марте 1939-го Германия выдвинула словесный ультиматум Литве, а 2 сен-тября 1939 года, после нападе-ния Гер-ма-нии на Польшу, Великобритания адре-со-вала свой ультиматум стране-агрессору. .

Однако именно летом 1940 года языком ультиматумов заговорило и советское правительство, и тон их был весьма жестким. В эти месяцы Гайдар включает в повесть детали, отсутствующие в фильме: мальчики спрашивают у дяди Ти-мура, как составляется ультиматум, а тот отвечает, что каждая страна делает это «на свой манер», но обязательно нужно закончить текст уверениями «в со-вер-шеннейшем к Вам почтении». Команда Тимура отказывается от дипло-ма-тического протокола и решает «отправить ультиматум попроще, на манер того послания запорожцев к турецкому султану, которое каждый видел на картине, когда читал о том, как смелые казаки боролись с турками, татарами и ляхами». Единственный мальчик из шайки Квакина, который знает, что такое ультима-тум, дает этому дипло-матическому жанру однозначное толкование: «Бить будут».

Упоминание о письме запорожцев здесь неслучайно, ведь оно, по легенде, было создано вскоре после присоединения Украины к России Считается, что в 1676 году казаки Правобе-режной Украины отправили письмо турецко-му султану, требовавшему прекратить на-беги на Оттоманскую Порту (Правобережная Украи-на принадлежала тогда Речи Посполи-той, ко-торая заключила с Турцией мирный договор). Текст был резок и полон руга-тельств. Сцена создания этого письма запе-чатлена в знаме-нитой картине Репина и ре-продуцировалась во всех советских школь-ных учебниках исто-рии. Украинцы вообще и запорожские казаки в частности были пред-ставлены как носители свободолюби-вого духа, который неминуемо отвращал их от Турции и Польши и побуждал просить по-мощи у России. Так подавалось советским школьникам решение Переяслав-ской рады 1654 года о присоединении Левобережной Украины к России, за которым по-следовала война Руси с Речью Посполи-той. Присоеди-нение Западной Украины и Западной Бело-руссии в 1939 году было частью очередно-го раздела Польши, осуществленного Герма-нией и СССР. . Таким обра-зом, язык ультиматумов подается здесь как язык «освобождения от ига вра-ждеб-ных наро--дов», но по- сути выступает как язык имперской экспансии.

Внутренняя хронология повести


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Действие фильма и повести разворачивается летом 1939 года. Датировку отдель-ных эпизодов можно вычислить буквально по календарю.​ ​Пове-ство-вание начинается с того, что полковник Александров, не при-ехав-ший с фронта в Москву ни весной, ни к началу лета, в середине лета при-слал телеграмму и предложил своим дочерям Жене и Оле переехать на да-чу.

Особой заботой компания Тимура окружает семью красноармейца Павлова, кото-рый недавно (то есть, видимо, в начале лета 1939-го) был убит «на грани-це». Мы знаем, что лейтенант Павлов был летчиком: именно на июнь 1939 года пришлись самые тяжелые авиационные бои на Халхин-Голе Бои на Халхин-Голе — вооруженный кон-фликт весны — осени 1939 года у реки Хал-хин-Гол на территории Монго-лии, где сра-жались с одной стороны совет-ские войска и армия Монгольской Народной Республики, а с дру-гой — армия Японской им-перии. Кон-фликт закончился победой со-ветско-мон-голь-ской группировки. .

Последний день действия опреде-ляется даже с большей точностью: приезду полковника в Москву и стре-мительному вояжу Жени и Тимура на мотоцикле предшествует праздник «в честь годовщины победы красных под Хасаном». Боевые действия на озере Хасан Хасанские бои — вооруженный кон-ф-ликт между Красной ар-мией и армией Японской империи, случив-шийся летом 1938 года из-за территории во-круг озера Хасан и реки Туман-ная. Верх одер-жала советская военная груп-пировка. закончились 11 авгу-ста 1938 года. Значит, последние сцены фильма и повести происходят в ночь с 11 на 12 августа 1939 года, за несколько дней до подписания пакта Молотова — Риббентропа и за три недели до начала Второй мировой войны.

Эта датировка очевидно противоре-чит тому, что мы наблюдаем в книге и на экра-не. Двигающиеся на боевые позиции войска; призыв дяди Тимура, Георгия, в армию; полковник Александров, явно направляющийся туда же, куда и Георгий, — всё это реалии не августа, а сентября 1939 года, когда Германия вторглась на территорию Польши, а СССР начал оккупацию ее восточной части. О начале частичной мобилизации в СССР было объявлено не в августе, а в начале сентября. Тогда же теоретически должна была произойти передис-локация воинских соединений под командованием полковника Александрова: если весной и в начале лета он был «на фронте», то фронт может иметься в ви-ду только один — в Монголии. Бои на Халхин-Голе, как известно, продолжа-лись до самого конца августа 1939 года, а перемирие было подписано 15 сентя-бря.

Смещение исторической хронологии внутри хронологии художественной, ско-рее всего, понадобилось Гайдару для того, чтобы уложить всё действие повести в дачный сезон: в сентябре герои должны были сидеть за партами.

Дети-военные


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Устройство отряда Тимура — не про-сто игровое, но военное. Система связи и позывные сигналы, разведки и дозоры, пленные и парламентеры — всё это свидетельствует о войне, уже перешедшей в детский мир из взрослого. В пове-сти и фильме нет ни одной мирной песни. Любимая песня Ольги, которую она наигрывает на аккордеоне, содержит рефрен «Летчики-пилоты! Бомбы-пуле-меты!». Георгий представляет в театре старого партизана, который и через два-дцать лет после своих боевых подвигов готов ринуться в бой. В финале фильма весь отряд Тимура с Ольгой во главе поет песню на стихи Маяковского: «Возь-мем винтовки новые, /на штык флажки! / И с песнею / в стрелковые / пойдем кружки». Следующие строфы песни и стихотворения призывают советских школьников становиться санитарами и разведчиками.

В 1938-1941 годах Гайдар очень интересовался проблемами военного образо-вания школьников и обу-чаю-щих военных игр. Следы этих интересов отрази-лись в его дневнике и в повестях о Тимуре. Первая, «Тимур и его команда», — о детской организации военного типа, которая добровольно и тайно помогает семьям красноармейцев. Во второй, «Комендант снежной крепости» (написана зимой 1940-1941 годов), дети уже ведут реальную военную игру — с атаками, штурмами и даже применением детского оружия. Третья, «Клятва Тимура», созданная за несколько дней в конце июня 1941 года, рассказывает о том, что потребуется детской военизиро-ванной организации в условиях начавшейся войны (дежурство во время бомбежек и затемнения, бдительная охрана посел-ка от шпионов, прополка колхозных огородов и та же, что и раньше, помощь семьям красноармейцев).

Перспектива побега на фронт обсуждается еще в первой и главной повести цикла: Тимур однозначно заявляет своим компаньонам, что это ни при каких условиях невозможно, командиры получили приказ «гнать оттуда нашего бра-та в шею». Таким образом, всё, что остается храбрым и социально активным детям, — это стать опорой взрослым в тылу и готовиться к службе в армии, улучшая дисциплину, физическую выносливость и, наконец, специаль-ные военные навыки вроде стрельбы, незаметного передвижения в разведке или маршировки. Для Гайдара не было сомнений: до достижения призывного воз-раста подростки должны оставаться в тылу, но сама организация их тыловой работы будет военной.

Комиссары Гражданской войны


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Страна готовилась к сражению с внешним врагом: буржуазной Польшей, мили-таристской Японией или фашистской Германией. Однако у Гайдара дети ввя-зы-ваются в войну внутреннюю, показанную как аналог и продолжение Гра-ждан-ской. Анта-гонисты--- Тимур и Мишка Квакин называют друг друга комис-саром и атаманом, и эти прозвища отсы-лают к конфликтам конца 1910-х — начала 1920-х годов. За комиссарами, Красной армией и советской властью стоят идеи социальной справедли-вости, защиты обиженных и угнетенных, рыцарских чести и благородства; за атаманами (проще говоря, шайками улич-ных хулиганов) — полное пренебрежение к любым этическим нормам, униже-ние человеческого достоинства (даже в кругу своих), безразличие к жизни стра-ны и общества. Гайдар показы-вает, что многие деструктивные силы Гра-жданской войны по-прежнему сильны и новому поколению придется вступать в те же противостояния, что и их отцам.

Стремление Тимура самостоятельно наводить порядок, устанавливать социаль-ную справедливость и решать, кто из соседей требует помощи и защиты, уста-навливает важную параллель с легендой о Робин Гуде. Идея тайно совершать добрые дела, оставляя за собой разного рода письменные послания (записки Жене, плакат на месте заточения банды Квакина), отсылает к той же самой традиции. При этом Гайдар явно не хотел подчеркивать такое сходство, ведь главными врагами Робин Гуда были представители английского государства. Поэтому важно было показать: отряд Тимура делает именно то, что считают в данный момент важным партия и правительство.

Дети-взрослые


Кадр из фильма «Тимур и его команда», режиссер Александр Разумный. 1940 год «Союздетфильм»

Хотел ли Гайдар своими тимуровскими повестями создать альтернативу пио-нерской организации или только предлагал новые пути ее развития в воен-ное время — мы точно не знаем, как и то, был ли у команды Тимура реальный про-тотип: по одной из версий, Гайдар описал в повести опыт работы скаутских организаций в период Первой мировой войны. Так или иначе, «Тимур и его ко-манда» — книга о «самодисциплинирующемся» детском коллективе (термин филолога Евгения Добренко): все свои обязанности дети берут на себя и реша-ют всё сами, без помощи и контроля взрослых. Это означает, что они полно-стью усвоили социальные нормы и требования взрослого мира и способны ре-шать стоящие перед ними задачи без специального стимулирования и понука-ний — просто потому, что знают, что так надо. Если кто-то из них ошибется или осту-пится, не понадобится ни учитель, ни пионервожатый: помогут и скор------ректиру-ют другие.

Конечно, в реальности таких детских коллективов не существовало. Однако Гай-дар (как и до него писатель Антон Макаренко) придумал модель, которую очень удобно было насаждать в качестве примера для подражания. Если дети справляются с возложенными на них делами без помощи взрослых или при их минимальном посредничестве, то они не просто проявляют самостоя-тель--ность, но еще и экономят столь нужные государству кадровые (а значит, и материаль-ные) ресурсы. А если прибавить к этому саму возможность исполь-зо--вания этих команд в качестве бесплатной рабочей силы, выгода для госу-дарства, уже фак-тически вступившего в войну, была огромной. Именно эти моти-вы и обу-сло----вили, по-видимому, активное продвижение повести и фильма со стороны ЦК ВЛКСМ.

О чем рассказ «Тимур и его команда» Вы узнаете из этой статьи.

О чём книга «Тимур и его команда»?

Главные действующие лица повести рассказа А. П. Гайдара «Тимур и его команда» это дети, а именно группа мальчиков и 2 девочки, дочери советского военачальника — Женя и Ольга. Девочки по настоянию отца переезжают в дачный поселок. Там, Женя, младшая сестра, обнаружила, что в заброшенном сарае на их участке расположилось место встречи группы мальчишек из поселка. Деятельность мальчиков организована их вожаком – Тимуром Гараевым. Вначале Женя думала, что они занимаются обычными развлечениями и хулиганством. Но, оказалось, что команда Тимура помогает родственникам тех, кого призвали на службу в Красную Армию.

Женя втянулась в деятельность тимуровцев. А вот Ольга, ее старшая сестра, была уверена, что девочка связалась с плохой компанией. Она всячески препятствовала Жене в общении с ними. Между тем Ольга знакомится и заводит дружбу с инженером Георгием Гараевым – дядей Тимура и танкистом. Девушка была честной и справедливой, чем и покорила Георгия. Вскоре и она поменяла свое мнение о Тимуре.

В селении, где жили тимуровцы, была еще одна банда – хулиганы, которые воровали фрукты в саду, похищали домашних животных и разоряли огороды. Их возглавлял Квакин. Тимуру и его команде не удалось миром решить вопрос хулиганства и в рукопашной схватке они победили банду Квакина. Хулиганов пленили и заперли на центральной площади поселка в будке.

Рассказ о «Тимуре и его команде» заканчивается сценой, в которой Тимур на дядином мотоцикле везет Женю навстречу к ее отцу.

Книга наполнена идеями о порядочности и честности, храбрости и ответственности. Повесть о взаимопомощи и дружбе, о ребятах организовавших настоящее дело. Тимур всегда думал о людях, и они платили ему тем же. Она учит быть человеком в любой ситуации, поэтому рассказ не теряет своей актуальности и сегодня.

Полковник Александров уже три месяца на фронте. Он присылает в Москву своим дочерям телеграмму, предлагает им провести остаток лета на даче.

Старшая, восемнадцатилетняя Ольга, едет туда с вещами, оставив тринадцатилетнюю Женю прибрать квартиру. Ольга учится на инженера, занимается музыкой, поет, она строгая, серьезная девушка. На даче Ольга знакомится с молодым инженером Георгием Гараевым. Она допоздна ждет Женю, но сестры все нет.

А Женя в это время, приехав в дачный поселок, в поисках почты, чтобы отправить телеграмму отцу, случайно заходит на чью-то пустую дачу, и собака не выпускает её обратно. Женя засыпает. Проснувшись наутро, видит, что собаки нет, а рядом - ободряющая записка от неизвестного Тимура. Обнаружив бутафорский револьвер, Женя играет с ним. Холостой выстрел, разбивший зеркало, пугает её, она бежит, забыв в доме ключ от московской квартиры и телеграмму. Женя приходит к сестре и уже предвидит её гнев, но вдруг какая-то девчонка приносит ей ключ и квитанцию от посланной телеграммы с запиской от того же Тимура.

Женя забирается в старый сарай, стоящий в глубине сада. Там она находит штурвал и принимается крутить его. А от штурвала идут веревочные провода. Женя, сама того не зная, подает кому-то сигналы! Сарай наполняется множеством мальчишек. Они хотят побить Женю, бесцеремонно вторгшуюся в их штаб. Но командир останавливает их. Это тот самый Тимур (он племянник Георгия Гараева). Он приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята. Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых. Мальчишки решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки.

Ольга думает, что Тимур - хулиган, и запрещает Жене водиться с ним. Женя не может ничего объяснить: это означало бы разгласить тайну.

Ранним утром ребята из команды Тимура наполняют водой бочку старухи-молочницы. Потом складывают в поленницу дрова для другой старушки - бабушки бойкой девочки Нюрки, находят ей пропавшую козу. А Женя играет с маленькой дочкой лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе.

Тимуровцы составляют ультиматум Мишке Квакину. Приказывают ему явиться вместе с помощником, Фигурой, и принести список членов шайки. Гейка и Коля Колокольчиков относят ультиматум. А когда приходят за ответом, квакинцы запирают их в старой часовне.

Георгий Гараев катает Ольгу на мотоцикле. Он, как и Ольга, занимается пением: играет в опере старика партизана. Его «суровый и страшный» грим испугает кого хочешь, и шутник Георгий нередко пользуется этим (ему и принадлежал бутафорский револьвер).

Тимуровцам удается освободить Гейку и Колю и запереть вместо них Фигуру. Они устраивают засаду квакинской шайке, закрывают всех в будке на базарной площади и вешают на будку плакат, что «пленники» - яблочные воры.

В парке - шумный праздник. Георгия попросили спеть. Ольга согласилась аккомпанировать ему на аккордеоне. После выступления Ольга сталкивается с гуляющими по парку Тимуром и Женей. Разгневанная старшая сестра обвиняет Тимура в том, что он настраивает Женю против нее, она сердится и на Георгия: почему он раньше не признался, что Тимур - его племянник? Георгий, в свою очередь, запрещает Тимуру общаться с Женей.

Ольга, чтобы проучить Женю, уезжает в Москву. Там она получает телеграмму: отец ночью будет в Москве. Он приезжает всего на три часа повидаться с дочерьми.

А к Жене на дачу приходит знакомая - вдова лейтенанта Павлова. Ей срочно нужно в Москву - встретить мать, и она оставляет маленькую дочку на ночь у Жени. Девочка засыпает, а Женя уходит играть в волейбол. Тем временем приходят телеграммы от отца и от Ольги. Женя замечает телеграммы только поздно вечером. Но ей некому оставить девочку, и последняя электричка уже ушла. Тогда Женя посылает сигнал Тимуру и рассказывает ему о своей беде. Тимур поручает Коле Колокольчикову стеречь спящую девочку - для этого приходится все рассказать Колиному дедушке. Тот одобряет действия мальчиков. Тимур сам отвозит Женю на мотоцикле в город (спрашивать позволения не у кого, дядя в Москве).

Отец огорчается, что ему так и не удалось повидать Женю. И вот когда время уже близится к трем, неожиданно появляются Женя с Тимуром. Минуты летят быстро - полковнику Александрову надо ехать на фронт.

Георгий не находит на даче ни племянника, ни мотоцикла и решает отправить Тимура домой к матери, но тут приходит Тимур, а вместе с ним Женя и Ольга. Они все объясняют.

Георгию приходит повестка. В форме капитана танковых войск он приходит к Ольге проститься. Женя передает «позывной сигнал общий», сбегаются все мальчишки из тимуровской команды. Все вместе идут провожать Георгия. Ольга играет на аккордеоне. Георгий уезжает. Ольга говорит погрустневшему Тимуру: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

Полковник Александров уже три месяца на фронте. Он присылает в Москву своим дочерям телеграмму, предлагает им провести остаток лета на даче. Старшая, восемнадцатилетняя Ольга, едет туда с вещами, оставив тринадцатилетнюю Женю прибрать квартиру. Ольга учится на инженера, занимается музыкой, поёт, она строгая, серьёзная девушка. На даче Ольга знакомится с молодым инженером Георгием Гараевым. Она допоздна ждёт Женю, но сестры все нет. А Женя в это время, приехав в дачный посёлок, в поисках почты, чтобы отправить телеграмму отцу, случайно заходит на чью-то пустую дачу, и собака не выпускает её обратно. Женя засыпает. Проснувшись наутро, видит, что собаки нет, а рядом - ободряющая записка от неизвестного Тимура. Обнаружив бутафорский револьвер, Женя играет с ним. Холостой выстрел, разбивший зеркало, пугает её, она бежит, забыв в доме ключ от московской квартиры и телеграмму. Женя приходит к сестре и уже предвидит её гнев, но вдруг какая-то девчонка приносит ей ключ и квитанцию от посланной телеграммы с запиской от того же Тимура. Женя забирается в старый сарай, стоящий в глубине сада. Там она находит штурвал и принимается крутить его. А от штурвала идут верёвочные провода. Женя, сама того не зная, подаёт кому-то сигналы! Сарай наполняется множеством мальчишек. Они хотят побить Женю, бесцеремонно вторгшуюся в их штаб. Но командир останавливает их. Это тот самый Тимур (он племянник Георгия Гараева). Он приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята. Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых. Мальчишки решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки. Ольга думает, что Тимур - хулиган, и запрещает Жене водиться с ним. Женя не может ничего объяснить: это означало бы разгласить тайну. Ранним утром ребята из команды Тимура наполняют водой бочку старухи-молочницы. Потом складывают в поленницу дрова для другой старушки - бабушки бойкой девочки Нюрки, находят ей пропавшую козу. А Женя играет с маленькой дочкой лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе. Тимуровцы составляют ультиматум Мишке Квакину. Приказывают ему явиться вместе с помощником, Фигурой, и принести список членов шайки. Гейка и Коля Колокольчиков относят ультиматум. А когда приходят за ответом, квакинцы запирают их в старой часовне. Георгий Гараев катает Ольгу на мотоцикле. Он, как и Ольга, занимается пением: играет в опере старика партизана. Его «суровый и страшный» грим испугает кого хочешь, и шутник Георгий нередко пользуется этим (ему и принадлежал бутафорский револьвер). Тимуровцам удаётся освободить Гейку и Колю и запереть вместо них Фигуру. Они устраивают засаду квакинской шайке, закрывают всех в будке на базарной площади и вешают на будку плакат, что «пленники» - яблочные воры. парке - шумный праздник. Георгия попросили спеть. Ольга согласилась аккомпанировать ему на аккордеоне. После выступления Ольга сталкивается с гуляющими по парку Тимуром и Женей. Разгневанная старшая сестра обвиняет Тимура в том, что он настраивает Женю против неё, она сердится и на Георгия: почему он раньше не признался, что Тимур - его племянник? Георгий, в свою очередь, запрещает Тимуру общаться с Женей. Ольга, чтобы проучить Женю, уезжает в Москву. Там она получает телеграмму: отец ночью будет в Москве. Он приезжает всего на три часа повидаться с дочерьми. А к Жене на дачу приходит знакомая - вдова лейтенанта Павлова. Ей срочно нужно в Москву - встретить мать, и она оставляет маленькую дочку на ночь у Жени. Девочка засыпает, а Женя уходит играть в волейбол. Тем временем приходят телеграммы от отца и от Ольги. Женя замечает телеграммы только поздно вечером. Но ей некому оставить девочку, и последняя электричка уже ушла. Тогда Женя посылает сигнал Тимуру и рассказывает ему о своей беде. Тимур поручает Коле Колокольчикову стеречь спящую девочку - для этого приходится все рассказать Колиному дедушке. Тот одобряет действия мальчиков. Тимур сам отвозит Женю на мотоцикле в город (спрашивать позволения не у кого, дядя в Москве). Отец огорчается, что ему так и не удалось повидать Женю. И вот когда время уже близится к трём, неожиданно появляются Женя с Тимуром. Минуты летят быстро - полковнику Александрову надо ехать на фронт. Георгий не находит на даче ни племянника, ни мотоцикла и решает отправить Тимура домой к матери, но тут приходит Тимур, а вместе с ним Женя и Ольга. Они все объясняют. Георгию приходит повестка. форме капитана танковых войск он приходит к Ольге проститься. Женя передаёт «позывной сигнал общий», сбегаются все мальчишки из тимуровской команды. Все вместе идут провожать Георгия. Ольга играет на аккордеоне. Георгий уезжает. Ольга говорит погрустневшему Тимуру: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».