Болезни Военный билет Призыв

Соционика экстраверсия. Как узнать - ты интроверт или экстраверт? Что не следует принимать за экстраверсию

Патология эмоций, влечения, воли

Для специальности № 060101 лечебное дело

Курс

Дисциплина медицинская психология и психотерапия

Тюмень, 2009г.


Тема занятия: Патология эмоций, влечения, воли

Значение темы: Врачи, прежде чем работать, должны получить представление о психологии больного человека, о нарушениях его личности.

Общая цель изучения темы:

o Сформировать у студентов представление о патологии эмоций, влечения, воли;

o Выделить основные виды нарушений эмоций, влечения и воли;

o Дать представления о методах исследования патологии эмоций, влечения и воли.

Учебная цель: на основании изучения данной темы студенты должны:

а) знать: понятие эмоций, влечения, воли, их патология, виды;

б) уметь: применять методы диагностики нарушений эмоций, влечения, воли в практической деятельности;

в) иметь представление об особенностях и специфике нарушений познавательных процессов.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Изучить материалы лекции, обязательной и дополнительной литературы, методические указания.

2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания по данной теме.

3. Выполнить предложенное контрольное задание и сделать соответствующие выводы.

Блок информации:

Эмоции являются особым классом психических состояний, отражающих в форме непосредственного переживания общее позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе. Это переживание определяется соответствием свойств и качеств, имеющихся у объектов и явлений реальности, специфическим потребностям и нуждам индивида.

Расстройства эмоциональной сферы заключаются в болезненных переживаниях тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Нарушения в эмоциональной сфере включают в себя гипотимию, гипертимию, паратимию ,а также нарушения динамики эмоций.

Гипотимия представляет собой хроническое снижение эмоциональности по всем трем компонентам (аффект, когниция, экспрессия), что выражается в угнетении всех психических процессов, снижении общей активности человека и его безразличии к внутренним и внешним стимулам. Основное эмоциональное состояние при гипотимии - подавленность и тоска (иногда злобно-тоскливое настроение - дисфория ) . Крайним проявлением гипотимии является депрессия - хронически сниженное настроение, характеризуемое ярко выраженным ощущением неадекватности, чувством отчаяния, пессимизмом.

Одним из менее выраженных проявлений гипотимии является дистимия - хронически сниженное, подавленное настроение, когда все становится трудным и ничто не доставляет удовольствия (ангедония). Дистимия характеризуется наличием мрачных размышлений, сниженной самооценкой, чувством безнадежности, плохим сном, человек теряет интерес к событиям повседневной жизни, испытывает трудности в концентрации внимания, часто утомляется, но других нарушений психической и социальной деятельности нет. Она часто возникает у людей, испытавших длительный стресс или внезапную утрату. В отличие от депрессии, состояние обычно ухудшается к вечеру. Дистимические нарушения часто трактуются как невротическая депрессия. Однако однозначного ответа, является ли дистимия только расстройством эмоциональной сферы, или она связана с личностными (невротическими) изменениями, пока нет.

Гипертимия представляет собой устойчивое эмоциональное возбуждение, чрезмерную эмоциональность. Основное эмоциональное состояние при гипертимии - эйфория :ощущение очень сильного душевного подъема, сопровождающееся чувством безудержного оптимизма, благополучия и повышенной моторной активностью. Для обозначения крайнего проявления неадекватно повышенного настроения используется термин «мания» .Маниакальные состояния характеризуются повышенным настроением, увеличением объема и темпа психической и физической активности. Различают две формы маниакальных расстройств: гипомания и мания .

Гипомания - легкая степень мании, когда отмечается постоянный легкий подъем настроения (как минимум в течение нескольких дней), повышенная энергичность и активность, чувство благополучия и физической и психической продуктивности. Также часто отмечаются повышенная общительность, чрезмерная фамильярность, повышенная сексуальность и сниженная потребность в сне. Сопровождается повышенным самомнением и грубым поведением. При этом сосредоточение и внимание страдают, что приводит к значительным нарушениям трудоспособности.

Мания - неадекватное обстоятельствам приподнятое настроение, которое может варьировать от беспечной веселости до неконтролируемого возбуждения. Сопровождается гиперактивностью, речевым напором и сниженной потребностью в сне. Внимание рассредоточено, отмечается выраженная отвлекаемость, поведение расторможено, самооценка завышенная, идеи величия. Могут возникать нарушения восприятия (более яркое восприятие цветов, озабоченность мелкими деталями). Человек предпринимает экстравагантные, необдуманные шаги, бездумно тратит деньги, становится агрессивным или сексуальным в неподходящих обстоятельствах. В некоторых случаях приподнятое настроение быстро сменяется подозрительностью и раздражением.

Эйфория - неадекватно повышенное, радостное настроение.

В отличие от эйфории мория наряду с повышением настроения характеризуется нелепыми поступками, дурашливо-добродушными выходками больных.

Экстаз - гипертимия, достигшая необычайной степени выраженности. Исступленно-восторженное настроение может появляться совершенно внезапно. Больному не хватает слов и движений, чтобы выразить всю сложную гамму имеющихся чувств. Он застывает в молчаливой позе восхищения. Выражение лица, плотно прижатые к груди руки больного свидетельствуют о предельном напряжении в эмоциональной сфере. Из всех упомянутых патологических расстройств экстаз является наиболее кратковременным.

Амбивалентность представляет собой одновременное сосуществование двух противоположных по модальности эмоциональных состояний или несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему ее поводу (эмоциональная неадекватность). Наиболее часто паратимия проявляется в симптоме «стекла и дерева», который является сочетанием сниженной эмоциональности с повышенной ранимостью, чувствительностью к отдельным аспектам реальности, при этом сила и качество эмоциональной реакции не соответствуют значимости раздражителя.

Отсутствие чувств проявляется в основном в трех формах: в психической анестезии, апатии и эмоциональной тупости . Во всех трех случаях у больных проявляется безучастность как к себе, так и происходящему вокруг, отсутствие проявлений эмоциональной деятельности - какой бы то ни было. Однако сходство это чисто внешнее.

Психическая анестезия - отсутствие эмоциональных реакций, чувств вследствие заторможенности корково-подкорковых механизмов. С таким больным при известной настойчивости все-таки удается вступить в контакт и получить необходимые сведения.

При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость (уплощение) характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Нарушения динамики эмоций связаны с состояниями эмоциональной лабильности или ригидности. Эмоциональная лабильность представляет собой быструю и частую смену настроения. Эмоциональная ригидность заключается в замедлении эмоциональной реакции, застревании на какой-то одной эмоции даже в отсутствие вызвавшего ее раздражителя. Основными расстройствами динамики эмоций являются биполярное аффективное расстройство и циклотимия .

Биполярное аффективное расстройство характеризуется повторными эпизодами смены настроения и значительного нарушения активности (чередование состояний мании и депрессии), когда подъем настроения и активности сменяется снижением настроения и активности. Раньше биполярное аффективное расстройство трактовалось как маниакально-депрессивный психоз. Сегодня считается, что смены настроения могут наблюдаться и без психотических симптомов.

Циклотимия - менее выраженное состояние хронической нестабильности настроения с многочисленными эпизодами легкой депрессии и легкой приподнятости. Временами настроение может быть нормальным. Изменения настроения при циклотимии обычно воспринимаются человеком как не связанные с текущими жизненными событиями.

Нарушения в эмоциональной сфере могут выступать как самостоятельные расстройства, как компонент других психических расстройств и как последствия состояний значительной фрустрации.

Те или иные эмоциональные состояния признаются патологическими, когда их содержание , частота возникновения , интенсивность и устойчивость признаются людьми неадекватными с социальной или индивидуальной точек зрения.

По содержанию эмоциональные состояния признаются патологическими, когда они не соответствуют обстоятельствам, при которых принято испытывать такие состояния. Например, различают содержательно специфичные (т. е. связанные с определенными обстоятельствами) и неспецифичные эмоции. Примером служит различение тревоги как общего беспредметного смутного чувства напряжения и беспокойства и страха как эмоционального состояния, возникающего в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула.

По частоте возникновения, интенсивности и устойчивости (продолжительности) эмоциональные состояния признаются патологическими, когда они не вписываются в принятые культурой временные рамки их допустимого проявления и мешают выполнению различных социальных функций и обязанностей. Расстройства обычно характеризуются чрезмерной частотой возникновения, излишней интенсивностью и значительной продолжительностью отрицательных эмоций при недостаточности положительных эмоциональных состояний.

На признание эмоций патологическими также влияет степень осознанности и реалистичности эмоциональных состояний. Например, тревога может возникать в результате осмысленного прогноза развития ситуации или спонтанно, без видимых причин. Тревога также может быть признана окружающими неоправданной, т. е. не соответствующей реально складывающейся ситуации.

Выделяют следующие классы эмоциональных нарушений: тревожные расстройства и расстройства настроения .При этом в качестве самостоятельных расстройств аффективной сферы могут рассматриваться только расстройства настроения. Тревожные расстройства правильнее определять не как аффективные, а как нарушения преимущественно когнитивного компонента эмоциональности (в международной классификации болезней они классифицируются в рамках особого типа расстройств - невротических или связанных со стрессом).

Настроение - это эмоциональное состояние, характеризующееся сменой радости и печали в зависимости от обстоятельств. Расстройства настроения характеризуются чрезмерной гипо- или гипертимией. К основным расстройствам настроения относятся депрессивные расстройства и биполярное аффективное расстройство .

Из волевых расстройств наиболее часто встречается гипобулия (от греч. hypo - под, ниже, bule - воля) - понижение волевой активности. Такие больные малоподвижны; стремлений к деятельности у них почти не возникает. Начав что-либо делать, они быстро прекращают работу не потому, что наступает усталость, а в связи с отсутствием желания продолжать свое занятие. Движения их обычно вялые, небольшой амплитуды. Гипобулия обычно сопровождает астении, депрессии, хронический алкоголизм, многие соматические страдания и иногда является одним из первых признаков наступающей болезни. Как временное явление, гипобулия может встречаться и у здоровых людей (например, в момент пробуждения).

Реже встречаются проявления гипербулии - патологического повышения волевой активности. Иногда волевые усилия устремлены в каком-либо одном направлении (например, для скорейшего приобретения наркотиков при абстиненции). В других случаях гипербулия проявляется более "диффузно" (например, при маниакальном синдроме).

Абулия - отсутствие волевых побуждений и стремлений - сочетается с апатией (апатико-абулический синдром).

В весьма редких случаях можно встретиться с наиболее интересным с клинической точки зрения явлением - парабулией - извращением воли и влечений, которые проявляются в довольно странных, а иногда и нелепых поступках. Парабулия как и другие расстройства воли, может проявляться в разных сферах нервной и психической деятельности:

парорексия (больные поедают песок, бумагу, пьют клей, чернила),

сексуальные перверсии ,

пиромания (патологическое влечение к поджогам),

клептомания (патологическое влечение к воровству),

дромомания (патологическое влечение к бесцельному странствованию, бродяжничеству),

суицидомания и другие извращения инстинкта самосохранения.


Контрольные вопросы:

1. Что такое эмоции?

2. Виды патологии эмоций.

3. Нарушение влечения.

4. Нарушение воли.

Контрольные задания :

Задачи:

1. У больной 3., 30 лет, состояние в отделении психиатрической больницы характеризуется бесцельным хождением по палате, безразличным выражением лица, длительным времяпрепровождением в постели. На вопросы персонала либо не отвечает, либо произносит одно-два слова типа "как хотите", "не буду", "все равно". Ничем не интересуется, не проявляет никакой реакции на события в отделении (крики возбужденной больной, судорожный припадок у соседки по койке). При упоминании о детях-сиротах, психотравмирующем факторе, появляется вегетативная реакция, ответы становятся многословнее, однако смысл их прежний - больной все безралично. Определите патологию

2. Больная, в последние годы, по словам мужа, "стала бесчувственной, не глядит ни на что". В стационарном отделении диспансера за три месяца пребывания ни разу не наблюдалось каких-либо проявлений эмоциональной деятельности. На свиданиях с мужем и детьми ни разу нельзя было отметить появления чувств у больной: сидела с опущенными руками и отсутствующим выражением лица, ни на один вопрос не отвечала. Глядя в сторону, отстранив обнимавших ее детей, несмотря на их слезы и просьбы мужа, самостоятельно прерывала свидания, невозмутимо покидая комнату для свиданий. Определите патологию

3. У замужней и имеющей одного ребенка больной 21 года сразу после родов появилось обычное чувство сильной любви к дочери. Однако через месяц она стала к ней безразлична. Убивалась и расстраивалась по этому поводу, не могла понять, что с ней произошло ("раньше ночь просижу у постельки - удовольствие получу, а теперь кричит ребенок, весь мокрый - и не пошевелюсь, пустыми глазами как на чурбан смотрю - нет чувств"). Через несколько дней, не в силах вынести такого состояния, нанесла себе бритвой глубокие ранения в области шеи. Определите патологию

4. Больной М., 21г. Мимика живая, энергичная и захватывает все группы мышц. Больной кружится и танцует, громко декламирует свои стихи, с увлечением поет задорные, шутливые песни. Искрящееся веселье и оживленная деятельность заражает окружающих, и все это продолжается большую часть суток - как в палате, так и во время прогулок, свиданий с родными. Хотя больной мало спит, однако самочувствие у него "всегда отличное, настроение бодрое и радостное". Определите патологию.

5. Больная, 50 л. Описывая свое состояние, больная сообщает: "Вижу - надо делать, умом понимаю, но не в состоянии ни к чему притронуться". Определите патологию.

6. К дежурному врачу был доставлен больной. Обследованию он подчинился пассивно, к факту госпитализации был безразличен. После осмотра сел и с тупым выражением лица стал усиленно растирать мизинец левой кисти. Затем внезапным движением больной вдруг всунул палец в рот и перекусил кость концевой фаланги. На вопрос врача, зачем он это сделал, ответил спокойным голосом, без какой-либо эмоциональной окраски "пришла мысль - и откусил". Тут же больной был направлен к хирургу. И в то время, пока хирург мыл руки и готовился к обработке раны, больной откусил концевую фалангу на другом пальце, сохраняя полное спокойствие и прежний невозмутимый вид. Определите патологию.

7. Пациент с тоскливо-злобным настроением, недоволен собой и окружающими. Склонен к выражению аффективных реакций в виде гнева, ярости с агрессией, отчаяния с суицидальными тенденциями. Какая здесь патология?

8. У пациента жалобы на сниженное настроение, переживание подавленности, тоскливости, безысходности. Какая здесь патология?

9. Состояние у пациентки характеризуется: переживанием внутреннего беспокойства, ожидание неприятности, беды, катастрофы. Иногда состояние перерастает в панику. Какая здесь патология?

10. У пациента проявление отрицательного беспричинного отношения ко всякому воздействию извне в виде отказа, сопротивления противодействия. Какая здесь патология?

11. Больной постоянно грызет ногти и поедает их, считает окна в домах, ступени на лестницах. Какая здесь патология?

12. У больного патологическое желание постоянно часто и много есть. Какая здесь патология?

13. Больной утратил потребность общаться с окружающими, избегает людей, замкнут в себе (отгороженный). Какая здесь патология?

14. Больной часто переживает страх, плохое самочувствие, боится открытых помещений, что там он может потерять сознание упасть в обморок и быть затоптанным людьми. Какая здесь патология?

Литература:

Основная

1.ЛакосинаН.Д. Клиническая психология: Учебник М.: МЕДпресс-информ 2005

2.Менделевич. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М., 2002

3.Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: уч. Пособие. М., Медицина 2004

Дополнительная

1.Сидоров П.И. Клиническая психология М., ГЭОТАР 2002

2. Клиническая психология: учебник \Под ред. Б.Д.Карвасарского СПБ: Питер 2006

3. Зейгарник Б.Ф. Патопсихология: уч. Пособие М., Академия 2005

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник М., СПБ, Питер 2005

5. Клиническая психология под ред. Бауманна, Перре. – СПб.: Питер, - 2003.

6. Мягков И., Боков С. Медицинская психология. – М.: Знание, - 1995.

7. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - Клиническая патопсихология. - М., 2002.

8. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: ЭКСМО, - 2004.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Понятия «экстраверсии» и «интроверсии» в форме соответствующих установок субъекта по отношению к объекту ввел в научный оборот К. Г. Юнг в книге «Психологические типы»:

В своей практической врачебной работе с нервными больными я уже давно заметил, что помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый ряд типических различий. Прежде всего выделяются два различных типа, которые я назвал типом интровертным и типом экстравертным .

Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом…

Несмотря на различие формулировок, мы постоянно видим один и тот же общий принцип в основном понимании вопроса, а именно: в одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется к субъекту, на его собственные психические процессы… субъект является и остается центром всех интересов .

В психологии встречаются иные толкования терминов «экстраверсия» и «интроверсия» (например, подход Г. Ю. Айзенка ). В соционике смысл этих понятий близок к юнговскому с тем уточнением, что

Такое уточнение интровертной установки мог бы сделать и сам К. Г. Юнг - во всяком случае, через пятнадцать лет после выхода в свет «Психологических типов», в своих тевистокских лекциях и дискуссиях 1935 года он уже привёл достаточно информации для этого .

Таким образом, «две обширные группы психологических личностей» - экстраверты и интроверты во взаимодействии с окружающим миром различаются исходной и результирующей установками в блоке Эго:

  • экстраверт - понимание сущности ⇒ творение результата в отношениях ;
  • интроверт - понимание отношений ⇒ творение результата в сущностях .

Во взаимодействии с окружающим миром, в общении реальные люди с экстравертной и интровертной установками отличаются друг от друга, в основном, вербально. Хотя у хорошо реализованного экстраверта (напомним - ориентированного, т. е. действующего, творящего в отношениях ) часто бывает внешность, про которую говорят «открытый человек» или «у него открытое лицо». Это, конечно, не никак не значит, что интроверт - это внешне замкнутый, сосредоточенный человек, погружённый в свой внутренний мир (хотя в психологии, некритично восприняв К. Г. Юнга , интроверта, судя по литературе, часто изображают именно так). Вербальные и невербальные признаки экстравертов и интровертов, конечно, можно использовать в процессе идентификации ТИМ психики для выбора гипотезы ТИМ психики конкретного человека, соблюдая известную осторожность во избежание ошибок.

Таким образом, оказывается, что и шкала «экстраверсия–интроверсия» в приложении к ТИМ психики является вторичной и так же, как шкала «рациональность–иррациональность», определяется расположением психических функций в модели и блоках. Степень проявленности экстраверсии или интроверсии реального человека также определяется наполненностью соответствующих психических функций модели ТИМ психики реальной, жизненной информацией . При этом, совершенно очевидно, что экстраверт при любом наполнении психических функций никак не может стать интровертом - структура модели ТИМ психики остаётся неизменной.

Литература

  1. Юнг К. Г. Психологические типы. - СПб.: «Ювента», М.: «Прогресс-Универс», 1995.
  2. Юнг К. Г. Тевистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика / Составл., предисл. и перевод с англ. В. Менжулина . - Киев: СИНТО, 1995.

Наверное, каждый из нас замечал, что есть люди общительные, энергичные, которые могут одновременно заниматься несколькими делами. Они имеют огромное число друзей и приятелей, всегда находятся в центре событий. И есть люди, своими чертами будто противоположные первым: они сдержаны, молчаливы, более замкнуты и внутренний мир их обычно - загадка для окружающих.
Первые - это экстраверты, вторые - интроверты. Слово «экстраверт» обозначает особенность психики человека, обращенной к внешнему миру и подчиненной его требованиям. «Интроверт» -это человек,
КТО Я? КТО ПЕРЕДО МНОЙ?

сознание которого обращено к своему внутреннему миру, для которого свои чувства, переживания важнее любых внешних событий. Поэтому экстраверты в своих мыслях и поступках опираются на объективные данные, приходящие из окружающего мира от реальных объектов, их составляющих, и обычно склоны подчиняться требованиям общества, интересам дела, чужому мнению, которые для них важнее, чем свои желания. А вот у интровертов наоборот: для них важнее свои мысли, чувства, желания и представления о мире, чем требования окружающей среды, сиюминутной ситуации, которыми они могут пренебречь для достижения своих целей. В силу этого экстраверты ориентируются на объекты -людей, вещи, деньги и т. д., а вот отношения и зависимости между этими объектами для экстраверта есть дело вторичное, и их можно изменять как угодно. Для интроверта же главное не объекты, а отношения между ними, которые, по его мнению, придают устойчивость как внешнему миру, так и субъективному миру человека-его чувствам и переживаниям. А объекты внешнего мира можно менять, считает интроверт, - если они не обеспечивают нужных отношений.
Поскольку экстраверт ориентируется на объективно данное, то он стремится избежать своего субъективного, личностного отношения к рассматриваемому явлению, в отличие от интроверта, который в сильнейшей степени ориентируется на свои внутренние отношения и потребности, связанные с объектом.
Собственно, причина неприятия новых идей в науке и технике, отклонение предложений по самым перспективным направлениям зачастую связаны с тем, что наука продолжает оставаться глубоко интровер- тированной. Кстати, склонность к занятию наукой наблюдается больше у интровертов, чем у экстравертов. Поэтому восприятие новых идей, особенно в плане реализации, требующих материальных затрат, происходит довольно туго. В этом смысле консерватизм нашей системы, в том числе и научной, весьма велик. Отсюда воспринимаются как нечто значимое лишь те идеи, которые приходят из-за рубежа. Как объясняют сами интроверты, их мнения о мире необъективно, и брать на себя ответственность за оценку объекта, его качеств при отсутствии объективных рыночных отношений они не могут. В силу этих причин они стремятся, чтобы объекты были оценены другими, например, за рубежом.
Рассматривая политику государств, нетрудно определить-экстравертно оно развивается или интровертно. Экстравертная политика, экономика стремятся распространиться, завязать отношения с другими государственными образованиями, принять от них что-то полезное, но, как правило, не менять их как объекты. Что касается интровертной структуры, то здесь преобладает неприятие нового как угрозы и попытки ассимилировать, подчинить своему влиянию.
Кстати, утверждение, что ребенок, его психика - «белый лист бу-

Экстраверт направлен наружу, обращен к окружающим объектам. Понять других ему легче, чем самого себя. Интроверт как бы отделен от "прозрачной стеной". Себя ему понять легче, чем других. Для экстраверта вопрос самосовершенствования является большой проблемой, он обычно стремится изменить окружающих. Интроверт же "в чужой монастырь со своим уставом не ходит" и скорее сам постарается приспособиться. Экстраверт склонен к повышенной активности, часто переоценивает свои шансы, поступает опрометчиво. Интроверт наоборот, нуждается в активизации со стороны, всегда экономен в расходовании сил. Ошибочным является мнение, что "экстраверт это общительный весельчак", а "интроверт угрюмый отшельник". В спорных случаях следует понаблюдать, в какой степени человек выделяется на фоне окружающих. Экстраверт не боится открыто противопоставить себя обществу (например, он может демонстративно обособляться). Интроверт же предпочтет не выделяться в компании ни в ту, ни в другую сторону.

Экстраверт пропускает через себя большее количество информации, но рассматривает ее поверхностно. Интроверт думает медленнее, но прорабатывает информацию детально. В обществе экстраверт всегда заметнее интроверта. Экстравертный руководитель видит своей целью расширение производства, увеличение выпуска продукции. Организация его смело участвует в конкуренции, захватывает новые территории, открывает филиалы. Интересы коллектива подчиняются цели, поставленной руководителем. Это сфера крупного бизнеса. Установка оправдана при необходимости быстрого развития отрасли.

Интровертный руководитель стремится к усовершенствованию системы отношений в коллективе, повышению качества труда. Он не любит конкуренции, мало интересуется чужими сферами влияния. Это сфера малого бизнеса. Установка способствует стабилизации жизни общества. Обычно изобретателем качественно нового товара является интроверт, а организатором его производства экстраверт.

Экстраверт стремится к ответственности, но не любит обязанностей. Ответственность воспринимается им как привилегия, а обязанность как насилие. У интроверта все наоборот он с удовольствием выполняет свои обязанности и всячески старается уйти от того, что называется ответственностью.

В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их "расшевелить", рассмешить, иначе ему скучно. Интроверт стремится привлечь внимание к себе, а если не замечают ему становится неинтересно.

Экстраверт это вдохновитель и организатор. Интроверт прикрывает его тылы. Первый стремится добиться цели, изменить мир. Второй (даже если очень деятелен) скорее избегает неприятностей и неудач. Экстраверт постоянно недоволен тем, что не сделал еще чего-то, а интроверт что проявил "излишнюю активность". Критику за избыточную деятельность первый расценит как комплимент. Для второго же любая неосторожная реплика о том, что он перестарался, может надолго отбить желание действовать. Более устойчивые отношения бывают в браках, где один из партнеров экстраверт, а другой интроверт. Таким образом:

Экстраверт:

  • ориентирован на внешний мир, раскрыт происходящим событиям;
  • активен, инициативен, склонен к риску;
  • открыто высказывает свое мнение;
  • контактен, легко знакомится и также легко расстается с людьми;
  • соотносит свои взгляды с мнением окружающих;
  • хорошо работает в коллективе.

Интроверт:

  • ориентирован на свой внутренний мир и свои впечатления от внешних факторов;
  • часто с трудом входит в новые контакты, поэтому имеет узкий круг друзей;
  • стремится к тишине, старается защититься от обилия новой информации;
  • внешне спокоен, выглядит задумчивым, как правило, молчалив;
  • обычно не любит неожиданностей;
  • хорошо работает в одиночку.