Болезни Военный билет Призыв

События 20 го века. Научный и технический прогресс. Успехи и проблемы индустриализации. Двадцатый век в искусстве

Виды зависимости Руси от Золотой Орды

1. Экономическая:

Ежегодная выплата дани - «ордынский выход»

Другие повинности (например, необходимость служить в войске, участвовать в военных походах хана)

2. Политическая:

Княжение по ярлыку

Контроль за деятельностью князей

Вмешательство в порядок управления

Жестокая расправа с непокорными.

Князья по-разному реагировали на иго:

  1. Даниил Галицкий - был за сотрудничество с Западом в борьбе с Золотой Ордой.
  2. Александр Невский - за сотрудничество с Ордой, чтобы предотвратить набеги
  3. Андрей Ярославович и другие – систематическое сопротивление, непрерывные небольшие восстания, но после Неврюевой рати, с которой боролся Андрей, он бежит сначала в Новгород, потом в Швецию, открытые сопротивления Орде прекратились.

Периоды зависимости Руси от Золотой Орды

1.Начало ига- наиболее тяжёлый период в истории Руси.

2.С 1263г. Александр Невский добился права самолично возить дань вО, предотвратив набеги баскаков.

3. 14 век- зависимость ослабевает после побед в Донского в Куликовской битве.

4. 15 век- постепенное освобождение от ига.

Причины побед Золотой Орды

  • Строжайшая дисциплина в войске
  • Гибкая тактика, наличие разведки
  • Хорошая подготовленность воинов, современное по тем временах вооружение.
  • Организация войска по десятичной системе. В десятках- родственники.
  • Умелые руководители

Последствия ига:

политические

экономические

социальные

культурные

изменение роли князя в стране

разрушение сёл и городов

резкое сокращение численности населения

исчезают многие ремёсла

ослабление многих земель, их роли

Упадок ремёсел

(многие ремесленники попали в плен)

формирование зависимого населения

уничтожены многие храмы летописи, иконы.

разрушение торговых связей

упадок сельского хозяйства

Точки зрения на последствия ига Золотой Орды

  • Н.М.Карамзин,В.О. Ключевский отмечали положительное влияние, сотрудничество Руси и Орды, благодаря чему быстрее закончилась раздробленность, установилась монархия.
  • Н.И. Костомаров положительное видели только в том, что формировалось право, «единодержавие».
  • Общая оценка современных историков (В.О. Ключевский, С.М.Соловьёв)- негативная. Иго принесло огромные разрушения и гибель людей.
  • Л.Н.Гумилёв вообще отвергал наличие ига, считал это мифом.

Некоторые термины.

Иго- система политического и экономического господства ханов З.О. над Русью.

Орда - у тюркских и монгольских народов- военно-административная организация.

Курултай - народное собрание, совет старейших.

«Яса»- свод законов Чингисхана.

Улус - владение. Русь была улусом хана, а русские князья - его вассалами.

Ярлык - ханская грамота, дававшая право русским князьям на княжение в своих землях. Самое привлекательное было Владимирское княжение, т.к. владимирский князь имел право на старшинство.

«Ордынский выход»- выплата дани.

Бессермены- командующие ордынским войском

Баскаки- представители хана на Руси во время сбора дани

Периоды правления русских и князей и золотоордынских ханов

Юрий Всеволодович, князь Московский (1218-1238)

Батый (Бату)- 1236-1255

Ярослав Всеволодович, князь Московский (1238-1246)

Батый

Даниил Романович, князь Галицко-Волынского княжества (1221-1264)

Батый.

Берке , брат Батыя- 1256-1266 (при нём Золотая орда приняла ислам)

Александр Невский (1252 – 1263)

Батый, Берке.

Даниил Александрович (1276-1303)

Менгу-Тимур- 1266-1282 (племянник Берке), но в период 1266-1300 фактическим правителем был темник (военачальник) Ногай.

Тудай-Менгу (внук Батыя)-1282-1287.

Талабуга -1287-1291.

От контроля Ногая освобождается только Токтай – 1291-1313 (сын Менгу-Тимура). Разгромив в 1300 войско Ногая и убив его самого.

Юрий Данилович(1303- 1325)

Токтай.

Узбек – 1313-1342. Это был расцвет Золотой Орды(внук Менгу –Тимура)

Иван I Калита (1325-1340)

Узбек.

Семен Гордый (1340-1353)

Узбек.

Тинибек- 1342 (сын Узбека, убит братом).

Джанибек – 1342-1357(сын Узбека).

Иван II Красный (1353-1359)

Джанибек.

Бердибек -1357-1359(сын Джанибека). С его смертью пресекается род Батыя и в Орде начинается 20-летняяя смута. В период смуты сменилось 20 ханов, но фактическим правителем стал темник Мамай.

Дмитрий Донской (1359-1389)

Мамай.

Донской нанёс поражение войску Мамая в Куликовской битве в 1380г, остатки войска Мамая разбил Тохтамыш, который сумел восстановить единство орды, Мамай бежал в Крым, в генуэзскую колонию Кафу, где был убит в 1381г.

Тохтамыш- 1379-1381 и 1392-1395.В его правление Тимерлан в 1395 году напал на Орду,разбил войска Тохтамыша на р. Терек.

Василий I (1389-1425)

Тохтамыш.

С 1396-1411 власть фактически принадлежала темнику Едигею (сменилось 8 ханов).

С 1396 стал правителем части Орды, которую потом станут называть Нагайской ордой.

1399 на реке Ворскле Едигей разбил литовскую армию Витовта и отряды Тохтамыша, стал фактическим правителем всей Орды.

1406- убил тохтамыша, а потом и его сына.

1408- напал на Русь с целью заставить платить снова дань.Сжёг можайск, осадил Москву, но взять не смог.

1414- изгнан из Орды, в 1419 убит одним из сыновей Тохтамыша.

1411-1420- смена 9 ханов.

1421- орда разделилась на Западную и Восточную - 1421-1431- смена власти в Западной Орде 8 раз, 5 раз из них – у власти Улу-Мухаммед..

Василий II Тёмный (1425-1462)

Улу-Мухаммед.

С 1437 г. Улу-Мухаммед во главе Казанского ханства.

1403-1502- образована Большая Орда.Столица сарай-Берке.

В 1503г. разгромлена Крымским ханом Менгли-Гиреем.

Снова смена власти.

Иван III (1462-1505)

1465-1481- хан Ахмед.

Жестокие и кровавые походы Батыя привели к возникновению монголо-татарского ига над русским народом. Зависимость Руси от Золотой Орды заставила людей приспосабливаться к новым условиям и новой государственной системе.

Покорение Руси привело к отношениям подчинения русского народа золотоордынским ханам. Позже была организована система властвования монголо-татар.

В летописи 1243 года говорится, что князь Ярослав поехал к Батыю, а сына отправил к Канови. Каган Золотой Орды принял Ярослава с великими почестями и назначил самым старшим князем над всеми князьями Руси.

В 1246 году Папа Римский отправил миссию во главе с Плано Карпини, известным францисканцем, к хану Золотой Орды для сбора сведений о татарах. Европейцы были напуганы вторжением монголо-татар в Европу и покорением Руси. В Орде он повстречался с русским князем. В отчете он детально описал все почести, оказанные татарами ему и князю.

За Ярославам закрепили Владимиро-Суздальские и Киевские земли. Однако Ярослав в Киеве не бывал, а для управления назначил боярина Дмитра Ейковича. Покоренные земли не стали частью Золотой Орды.

Для ордынского ханства земли Руси были политически автономны с собственной властью, но обязаны выплачивать «выход» (дань). Так же были и экстренные выплаты, называемые запросами. К примеру, хан организовывал военный поход и нуждался в денежных средствах. Он отправлял неожиданный «запрос» русским князьям, который должен был быть собран неукоснительно. Множества золота требовалась для задабривания хана, его родственников и послов дорогими подарками, на подкуп придворных и чиновников Золотой Орды.

Русскому народу объявили, что высшим правителем будет правитель Монгольской империи, а управлять всем станет хан Батый. Хан Золотой Орды именовался «царем». Феодальные княжества Руси оказались в вассальной зависимости от хана. Выжившим после походов князьям повелевали приехать в Орду для получения от Батыя ярлыка на правления. Эта грамота должна быть документальным подтверждением полномочий князя на управления определенным княжеством. Зависимость выражалась в «царевом пожаловании» ханом русских князей. На стол князя садил митрополит русский или уполномоченный хана. Князья оказывались под контролем ордынского хана. Контроль осуществляли баскаки, которых было по одному в каждом княжестве.

В конце XIII века баскаки были убиты восставшим народом. Дань начали собирать князья. Однако формальная зависимость еще была. Князья по-прежнему утверждались на своих местах татарскими ханами.

Все население платило татарский «выход». Каганат даже велел произвести перепись населения. Первый раз собирали дань и переписывали людей баскаки. В 1257 году новый хан уже воспользовался численниками. В Лаврентьевской летописи сказано, что они поставили темников, тысяцких, сотников и десятников. Далее почти каждый хан по-новому переписывал русских людей на покорённых территориях.

Точного процесса переписи начисления не было, но точно известны единицы обложения: соха, плуг, рало. Они и ранее существовали на Руси, а татары просто ими воспользовались.

Известна история, когда князь Василий привез хану дань (0,5 гривны с сохи). Хан остался недоволен привезенной данью и приказал перепись население по-новому. В некоторых церковных летописях перечисляются платежи, которые платил народ. Татары исключили духовенство из числа налогоплательщиков. Они считали церковь политической силой, которую использовали в своих интересах. В действительности это так и было: подчинение татарам закреплялось публичной молитвой духовных лиц о ханах.

Кроме дани были определены и повинности для укрепления власти Золотой Орды.

Вся захваченная Русь была разделена на тумены – округи, которые выставляли по 10 000 мужчин в ополчение в случае войны. Народ в них был разделен на тысячи, сотни и десятки. Всего было образовано 29 туменов.

Как видно, татары на Руси забирали людей и деньги. Освобожденное от повинностей духовенство не поставляло воинов в татарскую армию.

Были повинности с использованием людской силы. К примеру, ямская повинность – народ поставлял лошадей татарским чиновниками и послам. Русь оказалось в системе путей Золотой Орды: через заданный промежуток пути были организованы постоялые дворы с конюшнями. Работало там окрестные люди – ямчи. Они обязаны были обеспечивать безостановочное движение ханских гонцов.

Как упоминалось выше, с XIV века дань начали собирать русския князья. Они посылали данщиков для сбора дани. Размеры «выхода» постоянно менялись. Князья конкурировали друг с другом и стремились в большей степени обогатить ордынского хана. Так же хан на свое усмотрение увеличивал суму «выхода».

Для удержания власти на Руси татары периодически осуществляли набеги. К примеру, за вторую половину XIII века было организовано и совершено 14 набегов.

Князья понимали силу Золотой Орды и воздерживались от восстаний. Это был единственная возможность спасти свой народ от гибели и рабства. Несколько поколений князей посещали Орду с дорогими подарками и пробовали располагать к себе кагана. Одновременно среди князей велась борьба за ярлыки на княжество. Ордынская власть всеми способами раздувала подобные конфликты, что бы ослабить Русь. Но права князя собирать дань дала возможность накапливать деньги, что бы привлекать сторонников и устрашать противников.

Во второй половине XIV века монголо-татарское иго ослабло. Внутренние дробление Золотой Орды ослабили ее, монголы не могли организовывать большие армии для военных походов.

250 лет ига оказали и положительный эффект на русский народ. Он научился у ордынцев техническим приемам ведения боя, боевым навыкам, таможенным пошлинам, многим предметам одежды. Ямская служба еще несколько столетий существовала на Руси.

Происходили смешанные браки. Породниться с татарской знатью было престижно. После распада Золотой Орды некоторые ордынцы переехали в Русь и стали основателями известных родов Глинских, Годуновых, Тургеневых, Шахматовых, Урусовых и т.д.

Указанный процесс наиболее активно шел в XIII-ХVI вв., то есть в период существования Руси под влиянием великой Золотой Орды. Необходимо обратить серьезное внимание на имевшиеся в то время многочисленные примеры продуктивного взаимодействия двух государственных традиций. Именно в соответствии с ордынскими обычаями на Руси были перестроены фискальная система, военная организация, посольские обычаи. Финансовые льготы православной церкви базировались в период ордынского главенства первоначально на Ясе (своде законов) Чингисхана, а затем - и на нормах мусульманского права (шариат). Сходство государственно-административных порядков в Орде и на Руси было столь значительным, что в «Задонщине» (ХV век) Русь именуется не иначе как «Залесская Орда». Не случайно среди заимствованных в русском языке тюркских слов имеются такие, как казна, деньга, алтын, тамга (и его производное таможня), ям (откуда ямщик, ямская служба). Это указывает на, по крайней мере, значительное татарское влияние в таких важных функциях государства, как организация финансовой системы и почтовых сообщений. Можно долго перечислять многочисленные исторические названия в Москве (Китай-город, Арбат, Балчуг, Ордынка и др.) также восходящие к ордынским временам, когда Русь и Золотая Орда фактически жили в рамках единой государственно-политической системы и в какой-то мере уподоблялись друг другу.

Отличительные черты государственности Руси в период татаро-монгольского ига:

Сохранение государственности княжеств;

Церковь играла важную роль в деятельности государства;

Сохранилась администрация Киевской Руси.

Русь платила подати (сборы). Сбор податей осуществлял тот из князей, которому давался ханский ярлык. Обладатель этого ярлыка носил титул великого князя, имел могущественную политическую власть и военную поддержку Золотой Орды.

В конце XIII в. изменилась система налогообложения: купцов (сборщиков налога) заменили официальные сборщики Русская церковь освобождалась от уплаты налогов и призыва в монгольскую армию подвластных ей людей. Великий Новгород оставался автономным и получил право на свободную торговлю.

Русские князья становились вассалами хана Золотой Орды, за которыми наблюдали ханские уполномоченные (баскаки). Каждый князь единолично владел своим княжеством и сам собирал дань для хана. В Киеве и Переяславлемонголы управляли самостоятельно.

Хан решал все юридические и финансовые вопросы и обладал правом объявления мобилизации русских в монгольское войско.

Судебная система в период татаро-монгольского ига на Руси:

Высший суд Золотой Орды - высшая судебная инстанция, рассматривала споры русских князей;


Монгольские суды рассматривали споры между русскими и монголами;

Князья разрешали споры между собой.

Сходные черты административного управления Московским и монгольским государствами:

Система и порядок налогообложения;

Ямская транспортная служба;

Формирование войск;

Финансово-казенная система.

12. Особенности государственного строя Новгорода и Пскова.
Новгородская и Псковская земли были расположены на северо-западе Руси. До XII в. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. В начале XII в., предположительно в 1136г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием го¬родских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство. В Новгороде сло¬жился республиканский (феодальный) строй.
Псковская земля была частью Новгородской республики до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный тор¬говый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и также стал феодальной республикой.
Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова определялись своеобразием их экономического развития. Господствующее положение занимали бояре - феода¬лы, крупные землевладельцы. Новгородское (псковское) боярство было тесно связано с торговлей с западными и русскими княжествами, ремеслом, эксплуатацией населения зависимых земель.
Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появ¬лению широкого среднего класса новгородско-псковского об¬щества, в который входили «житьи люди», «своеземцы» и купе¬чество. К «житьим людям» относились средние феодалы, также занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. «Своеземцами» назывались мелкие землевладельцы, обрабатывавшие землю са¬мостоятельно или сдававшие ее в аренду. Купечество объединя¬лось в сотни (гильдии) и торговало с русскими княжествами и с заграницей.
Городское население состояло из купцов и ремесленников - «старейших» и «черных людей».
Новгородское (псковское) крестьянство состояло из смер¬дов-общинников, половников - зависимых крестьян, работаю¬щих за часть продукта на господской земле, закладников и хо¬лопов.
В Новгороде и Пскове сложилась необычная для средне¬ вековой Руси форма государственного правления - феодальная республика.
Государственное управление Новгородом и Псковом осу¬ществлялось вечем- собранием полноправных жителей мужского пола. Формально вече было высшим органом влас¬ти, решавшим все важнейшие экономические, политиче¬ские, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия веча входило избрание князя. Решения на со¬браниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация - вечевые дьяки, вечевая изба.
Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала бо¬ярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете ар¬хиепископ. Боярский совет являлся организационным и под¬готовительным органом. К его компетенции относились: под¬готовка законопроектов, вечевых решений, контрольная де¬ятельность, созыв вече, подготовка повестки дня, подбор кандидатур избираемых на вече должностных лиц и др.
Вооруженные силы включали княжескую дружину, влады¬ческий полк и городское ополчение.
Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ и князь.
Посадник избирался вечем на один - два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими дела¬ми; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами.
Тысяцкий избирался на вече из знатных представителей аристократии. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.
Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контроле¬ром торговых мер и весов. Основная же роль архиепископа сводилась к главенству в церковной иерархии.
Князь приглашался на княжение гражданами. Предвари¬тельно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Военную, судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником.
Территория Новгородского государства делилась на пя¬тины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода: Плотницкому, Словенскому, Загородскому, Неревскому или Гончарскому. Пятины делились на волости, волости - на погосты. Центром самоуправления пятины являлся пригород.
Одним из пригородов был Псков, выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Государственная организация Пскова была похожа на новгородскую: вечевая система, выборный князь, два степенных посадника, шесть «концов», 12 пригородов.

Абсолютные прерогативы царя ограничивались всего лишь двумя условиями, обозначенными в основном правовом документе империи; ему вменялось в обязанность:

1) неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и 2) исповедовать православную веру.

Будучи преемником и наследником византийского императора, царь-самодержец, согласно СЗРИ, получал власть непосредственно от Бога. Поэтому любое покушение на верховную власть императора или его отказ хотя бы от части своих прерогатив считались святотатством. Конечно, самодержавие могло проводить реформы сверху, но в его намерения никогда не входило создание какого-либо конституционного органа, т.к. он неизбежно стал бы оплотом организованной оппозиции. В управлении страной царь опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат. Государственный Совет был законосовещательным органом, а члены его, чиновники высшего ранга, назначались пожизненно. Мнения, высказываемые членами Совета при рассмотрении законов, никоим образом не ограничивали свободы решений государя. Исполнительный орган самодержавного государства - Совет Министров - имел также консультативные функции. Что же касается Сената, то к рассматриваемому периоду он фактически превратился в орган, выполняющий функции Верховного Суда. Сенаторы, назначаемые почти всегда пожизненно самим государем, должны были обнародовать законы, разъяснять их, следить за их исполнением и контролировать законность действий представителей власти на местах. Как и в прошлом, высшие государственные чиновники в подавляющем большинстве были потомственными дворянами. Дворянская аристократия также занимала ключевые должности в провинции, и прежде всего пост губернатора. Сохраняли свое влияние на местах и дворянские собрания, представлявшие собой одновременно выборный орган дворянского самоуправления и основное звено административной системы.

Единственное значительное изменение данного института затрагивало его состав, неуклонно падал удельный вес представителей помещиков и, параллельно, увеличивалось представительство дворянства, избравшего путь государственной службы или предпринимательства. Помещики оставались очень консервативной и по-прежнему влиятельной (хотя и неуклонно терявшей свое влияние) силой. Между ними и верхушкой чиновничества наблюдалась взаимная неприязнь. По мнению помещиков чиновничество (большинство представителей которого принадлежали к дворянскому сословию) переродилось "в класс внесословных интеллектуалов", став "непреодолимой стеной, которая разделила монарха и его народ". Даже робкие попытки высшего чиновничества провести необходимую модернизацию России (не в последнюю очередь с целью самосохранения дворянства как класса) встречали неизменно резкий отпор консервативной и недальновидной помещичьей среды. Совершенно отстранена от политической власти была набиравшая силу русская буржуазия. Смерть жесткого консерватора Александра III и восшествие на престол Николая II (1894 - 1917) пробудило надежды тех, кто по-прежнему стремился к таким реформам, как отделение религии от государства, гарантии основных свобод, наличие выборных органов власти. В адрес царя поступали прошения, в которых земства высказывали надежду на возобновление и продолжение реформ 60-х - 70-х гг. Однако, 29 января 1895 г. Николай II в своей речи перед представителями земств категорически оказался от каких бы то ни было уступок и, назвав их "бессмысленными мечтаниями", заявил: "Пусть все знают, что Я, посвящая все Свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его Мой незабвенный, покойный Родитель". На рубеже веков у царской власти была лишь одна насущная политическая задача - во что бы то ни стало сохранить самодержавие. Социальная база самодержавия медленно, но неуклонно сокращалась. Однако Николай II этого не понимал.

Особенности экономического развития. Деятельность С.Ю. Витте

Подобно тому, как политическая система Российской империи значительно отличалась от западной, свою специфику имело и развитие капитализма. Понимая, что развитие промышленности необходимо для поддержания должного уровня боеготовности армии, правительство с очень большим опасением смотрело на социальные последствия индустриализации - возрастание роли буржуазии и появление пролетариата. Соперничество с европейскими державами вынуждало русское самодержавие создавать широкую сеть железных дорог и финансировать тяжелую промышленность. Таким образом, железнодорожное строительство (только за период с 1861 по 1900 г. было построено и введено в эксплуатацию51 600 км железных дорог, причем 22 тыс. из них были введены в эксплуатацию в течение одного десятилетия, с 1890 по 1900 г.) дало значительный импульс развитию всей экономики в целом и превратилось в движущую силу индустриализации России. Однако в течение трех десятилетий, последовавших за освобождением крестьян, рост промышленности оставался в целом относительно скромным (2,5 - 3% в год). Экономическая отсталость страны являлась серьезным препятствием на пути индустриализации. Вплоть до 1880 г. стране приходилось ввозить сырье и оборудование для строительства железных дорог. На пути к реальным переменам стояли два основных препятствия: первое - слабость и неустойчивость внутреннего рынка, обусловленные крайне низкой покупательной способностью народных масс, в особенности крестьянства; второе - нестабильность финансового рынка и слабость банковской системы, что исключало возможность серьезных капиталовложений. Для преодоления этих препятствий требовалась значительная и последовательная помощь со стороны государства. Она приняла конкретные формы в 1880-е гг., а в полную меру проявилась в 1890-е гг. Продолжая дело, начатое его предшественниками Михаилом Х. Рейтерном, Николаем Х. Бунге и Иван А. Вышнеградским, Сергей Юльевич Витте, министр финансов с 1892 по 1901 гг., сумел убедить Николая II в необходимости проведения последовательной программы развития промышленности. Эта программа предполагала резкое усиление роли государства в экономике, значительную поддержку национальной промышленности (как казенной, так и, прежде всего, частной) и состояла из четырех основных пунктов:

1) жесткая налоговая политика, которая, будучи весьма льготной для промышленности, требовала значительных жертв со стороны городского, а в особенности сельского населения. Тяжелое налоговое обложение крестьянства, постоянно растущие косвенные налоги на товары широкого потребления (в первую очередь государственная винная монополия - 1894 г.) и другие меры гарантировали в течение 12 лет бюджетные излишки и позволили высвободить необходимый капитал для вложения в промышленное производство и размещение государственных заказов на промышленных предприятиях (т.о. основными плательщиками налогов стали не предприниматели, а население);

2) строгий протекционизм, который оградил начавшие развиваться секторы отечественной промышленности от иностранной конкуренции;

3) денежная реформа (1897 г.), гарантировавшую стабильность финансовой системы и платежеспособность рубля. Была введена система единого обеспечения рубля золотом, его свободная конвертируемость, жесткая упорядоченность права эмиссии - в результате золотой рубль на рубеже веков превратился в одну из устойчивых европейских валют. Реформа также повлияла на расширение иностранных капиталовложений, чему в немалой мере способствовало развитие банковского дела, причем некоторые банки приобрели первостепенное значение (например, Русский банк для внешней торговли, Северный банк, Русско-Азиатский банк).

4) привлечение иностранного капитала. Оно производилось либо в виде непосредственных капиталовложений в предприятия (иностранные фирмы в России, смешанные предприятия, размещение русских ценных бумаг на европейских биржах, и т.д.), либо в виде государственных оп! ционных займов, распространяемых на британском, немецком, бельгийском, но главным образом на французском рынках ценных бумаг. Доля иностранного капитала в акционерных обществах, по разным источникам, варьируется от 15 до 29% от общего капитала. На самом деле более показательными представляются суммы капиталовложений по отраслям и странам за десятилетие с 1890 по 1900 г. Наибольшее количество иностранных инвестиций шло в угольную промышленность и металлургию, а среди иностранных инвесторов составляли большинство французы и бельгийцы, им принадлежало 58% капиталовложений, в то время как немцы владели всего 24%, а англичане - 15%. К концу XX в. приток иностранного капитала стал массовым явлением.

Такое положение, естественно, привело к серьезной политической полемике, особенно в 1898-1899 гг., между Витте и теми деловым кругами, которые успешно сотрудничали с иностранными фирмами с одной стороны, и с другой - такими министрами, как Михаил Н. Муравьев (МИД) и Алексей Н. Куропаткин (Военное министерство), поддержанными помещиками. Витте стремился ускорить процесс индустриализации, который позволил бы Российской империи догнать Запад. Противники Витте считали, что опора на заграницу неизбежно ставила Россию в подчиненное положение к иностранным инвесторам, а это, в свою очередь, создавало угрозу национальной безопасности. В марте 1899 г. Николай II решил спор в пользу Витте. Последний убедил царя в том, что стабильность политической власти в России гарантировала ее экономическую независимость. ("Только разлагающиеся нации могут бояться закрепощения их прибывающими иностранцами. Россия не Китай!").

Приток иностранного капитала сыграл значительную роль в промышленном развитии 1890-х гг. Однако вскоре обнаружились и связанные с ним проблемы: стоило в последние месяцы 1899 гг. произойти свертыванию иностранных инвестиций в связи с мировым экономическим кризисом, как тут же появились затруднения с получением новых кредитов и в российских банках и их вздорожание. Как следствие наступил кризис в горнодобывающей, металлургической и машиностроительной промышленности, контролируемой в значительной степени иностранным капиталом или выполняющей государственные заказы. Все же результаты экономической политики Витте были впечатляющими. За тринадцать лет (1887 - 1900 гг.) занятость в промышленности увеличивалась в среднем на 4,6% в год, Общая протяженность железнодорожной сети удвоилась за двенадцатилетний срок (1892-1904 гг.). За эти годы было завершено строительство Транссибирской железной дороги, что значительно упростило дальнейшее освоение региона, были проложены новые железнодорожные ветки, имеющие скорее стратегическое, нежели экономическое, значение. Так, например, строительство ветки Оренбург - Ташкент, запланированное по соглашению с правительством Франции в тот период, когда вследствие инцидента в Фашоде (Судан) испортились отношения между Францией и Британией, имело единственной целью обеспечить связь между европейской частью России и Средней Азией в предвидении возможных совместных военных действий против британских колоний.

"Железнодорожная лихорадка" способствовала развитию надежной современной металлургической промышленности с высокой концентрацией производства (13 промышленных рабочих была занята на 2% предприятий). За 10 лет производство чугуна, проката и стали утроилось. Добыча нефти увеличилась в пять раз, а Бакинский регион, освоение которого развернулось с 1880 г., к концу 1900 г. давал половину мировой добычи нефти. Промышленный взлет 1890-х гг. полностью преобразил многие области империи, вызвав развитие городских центров и возникновение новых крупных современных заводов. Он на тридцать лет вперед определил лицо промышленной карты России. Центральный регион вокруг Москвы приобрел еще большее значение, так же как и район вокруг Санкт-Петербурга, где сосредоточились такие промышленные гиганты, как Путиловские заводы, насчитывавшие более 12 тыс. рабочих, металлургические и химические предприятия. Урал же, напротив, пришел к то му времени в окончательный упадок из-за своей социальной и технологи ческой отсталости. Место Урала заняла Новороссия. Разработка запасов железной руды Криворожья и каменного угля в Донбассе позволили ей выйти на одно из первых мест в империи по темпам экономического развития. В районе Лодзи (Польша) примерно в равной пропорции были представлены тяжелая и перерабатывающая промышленность. В портовых городах Балтики (Рига, Ревель, Санкт-Петербург) развивались отрасли промышленности, для которых требовалась рабочая сила более высокой квалификации, такие как точная механика, электрооборудование, военная промышленность. В портах Причерноморья развивалась химическая и особенно пищевая промышленность. Многоотраслевой стала промышленность Москвы. По-прежнему ведущим оставалось текстильное производство в районе верхнего течения Волги. Небывалый подъем экономики в конце XIX в. способствовал накоплению капиталов, но одновременно с этим и появлению новых социальных прослоек с их проблемами и запросами, чуждыми самодержавному обществу. Он породил, тем самым, серьезный дестабилизирующий фактор в этой жесткой и неподвижной политической системе.

Дальнейшему развитию страны мешал низкий уровень промышленного потребления сельского населения, и неразвитый потребительский рынок в городе. Развитие промышленности в значительной степени зависело от государственных заказов и недостаточно стимулировалось внутренним рынком. Основным противоречием развития экономики страны стал колоссальный разрыв между сельским хозяйством с его архаичными способами производства и промышленностью, опирающейся на передовую технологию. Россия стала страной с многоукладной экономикой. Одним из последствий экономического развития 1890-х гг. стало образование промышленного пролетариата. Ленин считал, что пролетарское и полупролетарское население города и деревни достигало 63,7 млн. человек, однако это явное преувеличение. В действительности же количество рабочих, занятых в различных отраслях сельского хозяйства, промышленности и торговли, не превышало 9 млн. Что же касается рабочих в строгом (европейском) смысле слова,! их насчитывалось всего 3 млн. Тем не менее, чрезвычайно высокий уровень промышленной концентрации способствовал возникновению подлинного рабочего класса. Русский пролетариат был молодым, с ярко выраженным разделением между небольшим ядром квалифицированных рабочих и подавляющим большинством недавних выходцев из деревни, не отличавшихся высокими профессиональными навыками и не утративших связь с родной деревней. Это разделение четко ощущалось самими рабочими и препятствовало их объединению для борьбы за свои права. Отличительной чертой русского пролетариата был невысокий удельный вес т.н. "рабочей аристократии", настроенной достаточно умеренно. Около трети рабочих жили за пределами традиционных промышленных центров: вокруг изолированно стоящих заводов, вдоль путей сообщения, либо неподалеку от источников энергоснабжения.

Как известно, еще в царствование Александра III в России появились зачатки рабочего законодательства, однако в целом условия труда и быта рабочих оставались крайне тяжелыми. Нерешенность и острота рабочего вопроса проявилась в серии стачек, наиболее значительной из которых была стачка в мае-июне 1896 г. 35 тысяч работников текстильной промышленности С.-Петербурга. Они выдвигали чисто экономические и социальные требования. Правительство, испугавшись размаха и длительности забастовки, пошло на уступки, в июне 1897 г. рабочий день был ограничен 11,5 часами, обязательным выходным днем было объявлено воскресенье. Однако, подобно предыдущим этот закон плохо соблюдался, а у правительства не было достаточных сил и возможностей для того, чтобы контролировать предпринимателей, категорически противившихся какому бы то ни было вмешательству властей в их отношения с рабочими. В принципе все виды рабочих объединений и профсоюзов были запрещены. Однако, чтобы предупредить возможные контакты между рабочими и агитаторами, власти решили создать официальные профсоюзы, которые получили название зубатовских по имени Сергея В. Зубатова, перешедшего, подобно многим бывшим революционерам, на службу в царскую! охранку, а с 1896 г. возглавившего Московское охранное отделение. Идея Зубатова была проста и полностью соответствовала самодержавной идеологии, согласно которой царь-батюшка являлся естественным защитником рабочего люда. Поскольку забастовки и всякие другие формы рабочего движения не разрешались, правительству надлежало самому взять в руки заботу о "законных" (т.е. экономических) интересах трудящихся.

Таким образом, власти стремились укрепить традиционные верноподданические настроения в рабочей среде и избежать постепенного перерастания борьбы рабочих за свои права в революционную борьбу против существующего строя, направив их недовольство против частных предпринимателей. Существование зубатовских профсоюзов (особенно влиятельных в Москве, где они почти полностью монополизировали влияние на рабочих) стало причиной острого конфликта между Министерством финансов (С.Ю. Витте) и МВД (В.К. Плеве) Исходя из стремления обеспечить высокие темпы экономического роста Витте категорически протестовал против поддержки государством рабочих организаций в любом их виде. Плеве, в свою очередь, видя свою задачу прежде всего в искоренении революционных настроений долгое время видел в "зубатовщине" чуть ли не панацею. В действительности организации подобного рода оказались обоюдоострым оружием, ибо с одной стороны они восстанавливали против правительства промышленников, а с другой - прививали рабочему классу зачатки организованности, так, что в критической ситуации объединенные в "зубатовском" профсоюзе рабочие могли выйти из под контроля властей и использовать организационную форму официального профсоюза для борьбы с властями. Такие случаи отмечались, в частности на Украине в 1903 г. Недостаточная эффективность зубатовских организаций вызвала конфликт их основателя с министром внутренних дел Плеве и в том же 1903 г. Зубатов подал в отставку. Однако его организации распущены не были. В рабочей среде к началу XX в. накопился огромный потенциал недовольства существующим положением вещей.

Вместе с тем, вплоть до 1905 г. контакты между рабочей средой и профессиональными революционерами были весьма ограничены. Реформа 1861 г. освободила крестьян лишь с юридической точки зрения, не дав им экономической независимости. Юридические меры подчинения исчезли, однако экономическая зависимость крестьян от помещика сохранилась и даже усилилась. Из-за значительного прироста крестьянского населения (на 65% за 40 лет) все более острым становился недостаток земли (хотя и в это время земельные наделы русских крестьян были больше, чем у их собратьев в Европе!). 30% крестьян составили "излишек" населения, экономически ненужный и лишенный занятости. К 1900 г. средний надел крестьянской семьи снизился до двух десятин, это было намного меньше того, что она имела в 1861 г (тогда это был едва ли не минимальный возможный надел). Положение усугублялось отсталостью сельскохозяйственной техники. 13 крестьянских дворов была безлошадной, еще 13 имела всего одну лошадь. Неудивительно, что русский крестьянин получал самые низкие урожаи зерновых в Европе (5 - 6 ц. с га, тогда как в Западной Европе в среднем - 20-25). Обнищание крестьянского населения усугублялось усилением налогового гнета. Налоги, за счет которых в значительной мере шло развитие промышленности, ложились на крестьянство тяжелым бременем. В условиях падения цен на зерно (вдвое за 1851 - 1900 гг.) и роста цен на землю и арендной платы нужда в наличных деньгах для уплаты налогов вынуждала крестьянина продавать часть необходимой для собственного потребления сельскохозяйственной продукции. "Мы будем меньше есть, но будем больше экспортировать", - заявил в 1887 г. министр финансов Вышнеградский.

Четыре года спустя в перенаселенных черноземных губерниях страны разразился страшный голод, унесший десятки тысяч жизней. Он вскрыл всю глубину аграрного кризиса. Голод вызвал возмущение интеллигенции, способствовал мобилизации общественного мнения, потрясенного неспособностью властей предотвратить эт у катастрофу, тогда как страна экспортировала ежегодно пятую! часть у рожая зерновых. Находясь в зависимости от устаревшей сельскохозяйственной техники, от власти помещиков, которым они продолжали выплачивать высокую арендную плату и вынуждены были дешево продавать свой труд, крестьяне в большинстве своем терпели еще и мелочную опеку общины. Община устанавливала правила и условия периодического перераспределения земель (в строгой зависимости от количества едоков в каждой семье), календарные сроки сельских работ и порядок чередования культур, брала на себя коллективную ответственность (до 1903 г., отменена по инициативе Витте) за выплату налогов и выкупных платежей каждого из своих членов. Община решала, выдать или нет паспорт крестьянину, чтобы он мог покинуть насовсем или на время свою деревню и искать работу в другом месте. Чтобы стать полным собственником, крестьянину надо было не только полностью рассчитаться за землю, но и получить согласие не менее двух третей членов своей общины. Существование общины почти полностью затормозило экономическое развитие деревни, тем не менее она сохранялась, поскольку считалась гарантом политической стабильности в крестьянской среде.

Сохранение общинных традиций имело также другие последствия - оно задержало процесс социального расслоение в деревне. Чувство солидарности, принадлежности к общине мешало зарождению классового сознания у крестьян, тем самым тормозился процесс пролетаризации самых обездоленных. Даже после переселения в город крестьяне-бедняки, ставшие рабочими, не теряли полностью связь с деревней, по крайней мере в течение одного поколения. За ними сохранялся общинный надел и они могли вернуться в деревню на время полевых работ. (Однако начиная с 1900 г. практика эта заметно сократилась, особенно среди петербургских и московских рабочих, которым удалось перевезти в город и свои семьи.) В противовес этому общинные традиции замедлили экономическое раскрепощение и наиболее богатого сельского населения, кулаков, хотя, конечно, кулачество начало выкупать земли, брать в арену инвентарь, использовать на сезонных работах батраков,! давать им деньги в долг.

Расширение железнодорожной сети должно было активизировать товарообмен, что привело бы к значительному увеличению городского потребительского рынка. Однако большинство русских городов все еще было слишком слабо развито в экономическом отношении и, как следствие, бедно. Поэтому сельским производителям (кулакам) зачастую просто некому было продавать свою продукцию. На рубеже веков в России, по существу, не существовало того слоя общества, который можно было бы назвать деревенской буржуазией. В деревне бытовало совершенно особое отношение к собственности на землю, объяснявшееся общинным укладом. Они были твердо убеждены, что земля не должна принадлежать никому, будучи не предметом собственности, а скорее изначальной данностью их окружения, подобно, например, солнцу. Такого рода представления толкали крестьян на захват господских земель, лесов, помещичьих пастбищ и т. д. Наследие прошлого также ощущалось в консервативном мышлении землевладельцев. Помещик не стремился внедрять технические усовершенствования, которые увеличили бы производительность труда: рабочая сила имелась в избытке и почти бесплатно, так как крестьянское население постоянно росло; кроме того, помещик мог использовать примитивный инвентарь самих крестьян, привыкших к барщине. Имелись, конечно, и некоторые исключения, в основном на окраинах - в Прибалтике, Причерноморье, в степных районах юго-востока, в тех местностях, где давление общинного уклада и пережитки крепостничества были слабее. Поместное дворянство постепенно приходило в упадок из-за непроизводительных расходов, которые в конечном итоге привели к переходу земли в руки других социальных слоев. Однако процесс проходил достаточно медленно и не решал острейшей проблемы крестьянского малоземелья.