Болезни Военный билет Призыв

Сборы за загрязнение окружающей среды. Платежи за загрязнение окружающей среды. Сроки уплаты. Пример расчета авансового платежа. Кто сдает декларацию


Конституция РФ определяет статус Президента РФ как гла вы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государствен ной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномо чия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает уча-стие в организации деятельности федеральных органов государ ственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти.
Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, иг рает тем не менее весьма значительную роль в сфере ее органи зации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществле ния функций, компетенции, полномочий).
Президент РФ как глава государства имеет множество важ нейших полномочий, которые связаны с организацией и дея тельностью государственных органов исполнительной власти:
1) гарантирует права и свободы человека и гражданина, ко-торые реализуются чаще всего в области организации и функ ционирования государственного управления;

формирует Правительство РФ;
предлагает для одобрения Государственной Думе Феде рального Собрания кандидатуру Председателя Правительст ва РФ. (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру.);
обеспечивает согласованное функционирование и взаи модействие органов государственной власти РФ;
вправе принимать или отклонять отставку Правительст ва РФ;
определяет внутреннюю и внешнюю политику Россий ской Федерации (тем самым он оказывает огромное влияние на содержание деятельности высшего органа исполнительной вла сти в стране);
вправе приостанавливать действие актов органов испол нительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих ак тов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответ ствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во вре мени и контролируется по содержанию;
вправе использовать согласительные процедуры для разре шения разногласий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае недостижения согласо ванного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с инициа тивой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.;
представляет Государственной Думе Федерального Собра ния кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;
по предложению Председателя Правительства РФ назна чает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

представляет Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;
формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;
утверждает военную доктрину Российской Федерации;
назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;
назначает и отзывает дипломатических представите лей РФ в иностранных государствах и международных органи зациях.
По представлению Председателя Правительства РФ Прези дент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения. Он имеет право вносить изменения в состав Правительства РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные ор ганы исполнительной власти.
Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее от-дельных местностях военное положение в случае агрессии про тив России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное положение.
Реализуя свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей террито рии РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Кон ституции РФ, федеральным конституционным законам и феде ральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов и распоряжений Президента РФ.
Высшие должностные лица субъектов РФ - краев, облас тей, городов федерального значения, автономной области и ав тономных округов - подчиняются Президенту РФ по предме там ведения Российской Федерации и осуществления полномо чий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Важные функции исполнительной власти и государственно го управления выполняет Администрация Президента РФ, кото рая является государственным органом, координирующим дея тельность всех органов и структурных образований, подчинен ных Президенту РФ. Правовое положение Администрации

Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490, которым было утверждено Положение об Администрации Президента Российской Федерации, а также другими указами Президента РФ.
О каждом структурном подразделении Администрации Пре зидента РФ указом Президента РФ утверждается соответствую щее положение, которое включает в себя, как правило, следую щие основные части: общие положения; основные функции управления; основные задачи управления; обеспечение деятель ности управления; руководство управления (например, Поло жение о Государственно-правовом управлении Президента Рос сийской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 мая 2004 г. № 699; Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Пре зидента РФ от 8 июня 2004 г. № 729; Положение об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конститу ционных прав граждан, утвержденное Указом Президента РФ от 22 мая 2004 г. № 662). Все самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ руководствуются в своей дея тельности Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Положением об Админист рации Президента РФ и соответствующими положениями о конкретном подразделении Администрации Президента РФ, которые утверждаются Президентом РФ по представлению Ру ководителя Администрации Президента РФ.
Администрация Президента РФ в целях обеспечения его деятельности осуществляет следующие функции:
организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Соб рания РФ в порядке законодательной инициативы;
подготовка проектов заключений на законопроекты, приня тые Государственной Думой;
подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;
подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Пре зидента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту документов;
обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Госу дарственного совета РФ и других совещательных и консульта тивных органов при Президенте РФ;

осуществление контроля за исполнением федеральных зако нов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;
подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
обеспечение взаимодействия Президента РФ с политически-ми партиями, общественными и религиозными объединения ми, профессиональными союзами, организациями предприни мателей и торгово-промышленными палатами;
обеспечение диалога со структурами гражданского общест ва, содействие их развитию и укреплению;
обеспечение взаимодействия Президента РФ с государствен ными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и об щественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;
сбор, обработка и анализ информации о социально-эконо мических и политических процессах в стране и за рубежом;
учет и анализ обращений граждан, предложений обществен ных объединений и органов местного самоуправления, пред ставление соответствующих докладов Президенту РФ.
Общее руководство Администрацией осуществляет Прези дент РФ. Президенту РФ в Администрации непосредственно подчиняются: Руководитель Администрации, Секретарь Совета Безопасности РФ, заместители Руководителя Администрации, помощники Президента РФ, пресс-секретарь, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Прези дента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федера ции Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Феде рального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старшие референты и референты Президента РФ.
Начиная административную реформу, Президент РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение о полно мочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. В России образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Об-
разование округов даст возможность более эффективно осуще ствлять федеральный контроль на уровне нескольких субъек тов РФ, позволит своевременно разрешать возникающие споры и конфликты между органами региональной государственной власти и территориальными органами федеральной исполни тельной власти.
Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 было утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации, который является совещательным органом, содей ствующим реализации полномочий главы государства по вопро сам обеспечения согласованного функционирования и взаимо действия органов государственной власти. Одними из основных задач Государственного совета РФ, возглавляемого Президен том РФ, являются: обсуждение имеющих особое государствен ное значение проблем, касающихся взаимоотношений Россий ской Федерации и субъектов РФ, важнейших вопросов государ-ственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; обсужде ние вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и местного самоуправления, их долж-ностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, ука зов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоря жений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кад ровой политики в стране. Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета (им является Президент РФ) и его членов - высшие должностные лица (ру ководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ; все они участвуют в работе Государствен ного совета на общественных началах. Для решения оператив ных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов Государственного совета, которые не вправе делегировать свои полномочия другим лицам. Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. Решения Государственного сове та оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного совета. При необходимости решения Госу-дарственного совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ.
Указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1226 было ут-верждено Положение о Совете при Президенте Российской Фе дерации по реализации приоритетных национальных проектов. Этот Совет является совещательным органом при Президен-
те РФ, способствующим взаимодействию между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, об щественными объединениями, научными и другими организа циями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов.
Новейший этап административной реформы в России был начат в сентябре 2004 г. В специальном обращении к народу Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г. говорилось о подготовке комплекса мер, направленных на укрепление един ства страны; были высказаны предложения главным образом по изменению порядка формирования исполнительной власти в субъектах РФ.
13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительст ва РФ Президент РФ изложил идею изменения порядка избра ния высших должностных лиц субъектов РФ развернуто. Речь шла о вопросах обеспечения единства страны, укреплении го сударственных структур, повышении доверия к власти, созда нии эффективной системы внутренней безопасности. Был сде лан вывод о том, что целесообразно совместное участие Феде рации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в регионах; высшие должностные лица субъектов РФ должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. Вторым важнейшим по литическим заявлением Президента РФ стало предложение о целесообразности введения пропорциональной системы выбо ров в Государственную Думу.
По предложению президента в стране создана Обществен ная палата, которая осуществляет общественный контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов мест ного самоуправления, а также обеспечивает общественную экспертизу важнейших законопроектов и подзаконных актов. Порядок формирования и деятельности Общественной палаты устанавливается Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации». Этот Закон определяет правовые возможности осуществления контроля гражданским обществом за деятельностью государства. Уста новлено, что Общественная палата призвана обеспечить согла сование общественно значимых интересов граждан РФ, обще ственных объединений, органов государственной власти и ор-
ганов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспече ния национальной безопасности, защиты прав и свобод граж дан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества.
Логику президентских предложений по укреплению «верти кали власти» и единства правового пространства в системном виде можно представить следующим образом: 1) 2000 г. - укре пление единства правового пространства Российской Федера-ции (реформирование порядка формирования Совета Федера ции, создание Государственного совета, появление полномоч ных представителей Президента РФ в федеральных округах; законодательное оформление мер, направленных на приведе ние законодательства субъектов РФ в соответствие с Конститу цией РФ и федеральными законами; установление правил фе деративного управления и вмешательства в деятельность субъ ектов РФ; проведение органами юстиции (как на уровне Федерации, так и в ее субъектах) юридической экспертизы и регистрации нормативных правовых актов); 2) 2001-2003 гг. - подготовка предложений по осуществлению административной реформы и ее практическое начало (нормативное закрепление плана административных преобразований; внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах ор ганизации законодательных (представительных) и исполни тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»); 3) март - май 2004 г. - издание указов Прези дента РФ, устанавливающих систему и структуру федераль ных органов исполнительной власти; 4) сентябрь - декабрь 2004 г. - обоснование предложений по изменению порядка формирования региональных органов исполнительной государ ственной власти (избрание высшего должностного лица субъек та РФ органом законодательной власти субъекта РФ по предло жению Президента РФ), порядка избрания депутатов Государ ственной Думы, а также нормативное установление многих положений в Федеральном законе от 11 декабря 2004 г. «О вне сении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должност ного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительно го органа государственной власти субъекта РФ) по представ лению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, преду смотренном Федеральным законом «Об общих принципах ор ганизации законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и конституцией (уставом) субъекта РФ. Решение о наделении гражданина РФ по представлению. Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (ру ководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) оформляется постановлением законода тельного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.
Президент РФ имеет право в соответствующих случаях распустить законодательный (представительный) орган госу-дарственной власти субъекта РФ. Например, если после пред ставления в третий раз кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего ис полнительного органа государственной власти субъекта РФ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации принял решение о ее отклонении либо не принял решение об отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.
Если соответствующим судом установлено, что законода-тельным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ приняты конституция (устав), закон субъекта РФ или иной нормативный правовой акт, противоречащие Консти туции РФ, федеральным конституционным законам и феде-ральным законам, а законодательный (представительный) ор ган государственной власти субъекта РФ в течение шести меся цев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил норма тивный правовой акт, признанный судом противоречащим фе деральному закону и недействующим, и после истечения дан ного срока судом установлено, что в результате уклонения за-
конодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации установленных Конституцией РФ, федеральны ми законами полномочий федеральных органов государствен ной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит своим ука зом предупреждение законодательному (представительному) ор гану государственной власти субъекта РФ.
Президент РФ вправе распустить законодательный (предста вительный) орган государственной власти субъекта РФ, если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ пре дупреждения законодательному (представительному) органу го-сударственной власти субъекта РФ указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения су да. В этом случае его полномочия прекращаются со дня вступ ления в силу решения Президента РФ о роспуске указанного органа.
Срок, в течение которого Президент РФ вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

Еще по теме § 2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть:

  1. Указ президента РФ «о порядке опубликования и вступления в силу актов президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»
  2. § 8. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
  3. § 4. Полномочия Президента Российской Федерации всфере исполнительной власти
  4. 7.3. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
  5. 1.6. Принципы осуществления исполнительной власти в Российской Федерации
  6. 6.3. Правительство Российской Федерации - высший исполнительный, орган государственной власти РФ
  7. § 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  8. 7.6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Нижегородской области)
  9. § 7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем - природопользователи).

Расчет платежей за загрязнение окружающей природной среды производится в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природный среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. 632, и Инструктивно-методическими указаниями, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.93 г. Природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России величину платы за загрязнение окружающей природной среды на год с поквартальной разбивкой и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года необходимые сведения.

Общая платы за загрязнение окружающей природной среды складывается из платы: за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); за сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляется за себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за их превышение (лимитные и сверхлимитные выбросы, сбросы) за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" установлено, что 10 % платы за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) вредных веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия направляется в федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. Перечисление предприятиями 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета осуществляется ежеквартально. Не внесенные в платежи взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ" в других словарях:

    Плата за загрязнение окружающей природной среды - 2.2. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и… … Официальная терминология

    ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с… … Большой бухгалтерский словарь

    Устанавливается на основании Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060 1 Об охране окружающей природной среды. Дифференцированные ставки за загрязнение окружающей природной среды, в том числе атмосферного воздуха, устанавливаются органами… … Энциклопедия юриста

    НАЛОГИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - (англ. effluent taxes) – обязательные платежи за загрязнение окружающей среды, соответствующие причиненному ущербу. В наст. время действует т.н. 10% ная плата за загрязнение окружающей среды, взимаемая согласно инструкции ГНС РФ № НП 4 02/86н от… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в доку … Википедия

    Платность природопользования Большой юридический словарь

    Платность природопользования - принцип использования природных ресурсов в РФ юридическими лицами, исключения из которого предусмотрены законодательством. П.п. находит выражение в плате за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за др. виды воздействия на … Энциклопедия права

    Промышленное производство - (Industrial production Index) Определение промышленного производства, тенденции развития производства Информация об определении промышленного производства, тенденции развития производства Содержание Содержание Обозначение и качество окружающей… … Энциклопедия инвестора

    НДПИ - (severance tax) НДПИ это налог на добытые полезные ископаемые, изымаемый с пользователей недр Информация о НДПИ, расчет и порядок уплаты налога в соответствии с налоговой ставкой на определенный вид полезного ископаемого Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, реакционные и другие природные ресурсы) взима… … Википедия

Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платности в использовании природных ресурсов. Ее сущность имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.

Компенсационное значение состоит в том, что плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта.

Стимулирующее значение заключается в том, что установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости предприятия-загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом,

Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивается Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», в котором утвержден порядок определения платы за загрязнение и ее предельные размеры. В ноябре 1992 г. Минприроды утвердило базовые нормативы платы за загрязнение.

Законом предусматривается три вида платы за загрязнение:

  • - выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов;
  • - выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов;
  • - плата за размещение отходов.

Порядок установления платы состоит из трех этапов: определение базовых нормативов платы; дифференцированных ставок; конкретных размеров платы за загрязнители. Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения. Нормативы разрабатываются Минприроды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министерства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации. Базовые нормативы представлены в двух видах -- за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.

Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К последним относятся природно-климатические, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей.

Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия.

При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причем, с учетом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20 %, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповедных территориях, эколого-курортных регионах -- в два раза.

Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений -- за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды.

Из общей суммы 10 % платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Минприроды РФ, а остальные 90 % - в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления Колесников С.И. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003..

В России, как и во многих других странах, введена обязательная денежная компенсация за нанесение урона природе. Они предусмотрены для организаций и частных бизнесменов-предпринимателей с любым видом налогового режима – для ведения деятельности может использоваться общий режим, упрощенная схема или ставка ЕНВД. Плата за загрязнение окружающей среды актуальна для собственников и арендаторов – они несут равную ответственность за использование вредного объекта. Ниже представлены сведения о порядке оплаты, учетных документах и прочих аспектах, связанных с данными выплатами, другое название которых звучит как НВОС.

Следует сразу отметить, что экологический сбор нельзя отнести к одной группе вместе с НВОС – это разные виды платы за загрязнение.

Окружающая среда требует внимания и строгой отчетности, когда речь идет о регламентированных законом платежах. Поступление денег контролируется Федеральной службой Росприроднадзора. Наличие нормативов с заданными ставками стимулирует снижение объема выбросов или поддержание их на приемлемом уровне и может быть направлена на проектирование и создание природоохранных комплексов.

Конституционный Суд РФ относит НВОС к обязательным публично-правовым платежам. По своим характеристикам он относится к фискальным сборам, которые, в свою очередь, трактуются Налоговым Кодексом как обязательные взносы, необходимые для получения лицензии или определенных прав.

В то же время перечисление не освобождает владельцев и арендаторов от природоохранных мероприятий и рационального использования ресурсов. Вред, который был нанесен объектам природопользования и жителям населенного пункта, должен компенсироваться в полном объеме (если подобные факты имели место быть).

Порядок платы прописан в соответствующем природоохранном законе, который не исключает отрицательного влияния на окружающую среду, но при обнаружении подобных фактов обязует уплачивать суммы НВОС. Также сведения о порядке сборов за загрязнение представлены в Кодексе об административных правонарушениях.

При начислении и определении порядка оплаты также разумно опираться на базовые понятия, представленные в письмах Минприроды. В тексте одного из них содержатся ссылки на основные положения, представлены разъяснения и комментарии.

Кто входит в группы плательщиков

В основном законе, регулирующем взаимодействие с природными ресурсами, указаны конкретные виды влияний, которые должны компенсироваться денежными платежами. Организации и частные предприниматели платят НВОС в следующих случаях:

  1. Объекты стационарного вида, которыми они пользуются на праве собственности или аренды, загрязняют атмосферу.
  2. Вода является объектом загрязнения.
  3. Деятельность и потребление предполагает размещение отходов и их уничтожение.

Рассматривая законодательные нормы, можно выделить конкретные группы негативных воздействий, отличающихся повышенной опасностью для экологических структур: поступление в атмосферу чужеродных составов, проникновение в воду микроорганизмов и различных химических реагентов (находящиеся как на суше, так и под землей) и аналогичных составов в объекты водосбора, попадание загрязнений в почвы и глубокие слои, а также шумовые воздействия, влияния тепла на объекты, электромагнитных волн широкого радиуса, ионизации, наличие отходов в процессе производства и потребления. Однако не все из них являются объектами начисления платежей НВОС, так как их невозможно отнести к тем или иным нормативным значениям.

Федеральный природоохранный закон выделяет также льготные категории объектов. Речь идет о списках 4-й группы, за которые организация или ИП не платит НВОС. Ниже дан перечень характеристик, которыми можно воспользоваться при отнесении объекта в данной группе:

  1. На предприятии имеются стационарные источники вредного воздействия – в количественном объеме оно не должно превышать 10 тонн в совокупном годовом объеме. Ограничения для вещественного состава – они должны исключать вещества с 1 и 2 классом опасности и радиоактивную составляющую.
  2. При работе отходы не поступают в центральные системы водоснабжения и очистки, за исключением бытовой составляющей.
  3. Объект пользуется собственным топливом и не нуждается в сторонних источниках электроэнергии – собственные мощности позволяют покрывать производственные потребности.
  4. Оборудование используется только для исследовательских целей, научной разработки, проведения испытаний. Примером такого объекта может быть научно-исследовательский институт, конструкторское бюро.

Согласно письму Росприроднадзора законным является отнесение к 4-й группе офисных зданий, детских образовательных учреждений.

В то же время, Росприроднадзор дает указание на то, что при наличии у юридического лица или ИП объектов разных категорий, включая льготную 4-ю, оплачивать взнос придется за все имеющиеся на балансе объекты. Таким образом, если хозяйствующий субъект размещает у себя несколько объектов, по своим характеристикам соответствующих льготной группе, НВОС не начисляется в связи с минимальным влиянием на экологическую составляющую, в то время как наличие хотя бы одного объекта, работа которого заставляет отнести его к 1, 2 или 3 категории, означает, что весь комплекс становится опасным, включая тот, который можно отнести к 4-й категории.

Данное положение является противоречивым и вызывает множество споров, однако на практике НВОС начисляется на все объекты без исключения. Пример производственного объекта 4 группы – детский сад, оборудованный собственной котельной, образующий только бытовые отходы, которые отправляются в канализационные стоки. Активность выбросов котельной – не больше 10 тонн в год, причем в составе исключены наиболее опасные вещества 1 и 2 класса. Образующийся бытовой мусор вывозится специальными организациями.

Что касается постановки на экологический учет, то в общем случае освобождение от уплаты НВОС за работу объекта 4-й категории невозможно без указанной процедуры. Иного способа подтвердить льготный порядок платы за загрязнение окружающей среды, кроме получения соответствующего свидетельства, законом РФ не предусмотрено.

Данное положение опять же является спорным, так как в конце 2016 года Росприроднадзор высказал мнение о том, что офисы в большинстве своем не опасны и их мусор не может оказать существенного влияния на экологию. Тем самым ведомство упростило механизм отчетности по данным объектам, не обязывая владельца или арендатора ставить их на учет. Эта позиция основана на том, что в заявке о постановке на учет есть отметка о самостоятельном размещении отходов, которым не занимается большая часть офисов и образовательных учреждений.

Владельцы и арендаторы в данном случае руководствуются здравым смыслом при формировании отчетности по НВОС, но уточнять информацию у специалистов ведомства все же полезно, чтобы не столкнуться с неприятными последствиями.

Как поставить объект на учет вредных производств

  1. Определение платы, которая должна вноситься в рамках действующих норм за загрязнение окружающей среды.
  2. Планы природоохранных программ.
  3. Нормативы допустимых воздействий, которые допускаются в процессе его эксплуатации.
  4. Если объект было решено отнести к 1 категории, для него актуален порядок внедрения современных технологий экологической эффективности.

Если влияние на окружающую среду негативно, объекты вносятся в государственный реестр в обязательном порядке. Указанный механизм справедлив как для юридических лиц, так и для частных лиц, получивших статус индивидуальных предпринимателей.

Регистрация опасного для природы объекта должна быть произведена не позже 6 месяцев после начала его работы – об этом говорит федеральный закон.

Алгоритм действий таков:

Этап 1. Специалисты предприятия или частный предприниматель определяют категорию объекта в рамках Постановления Правительства № 1029. Если указанное соответствие не выявлено, ставить его на учет не нужно. В противном случае, переходят ко второму пункту алгоритма.

Этап 2. Пользователи заходят на портал Росприроднадзора и, выбрав категорию, заполняют необходимые элементы формы заявки для постановки на учет.

Если по уровню воздействия объект можно отнести к нескольким группам, уровень опасности устанавливается, исходя из максимального.

Заявка направляется посредством доступа в личный кабинет. При отсутствии у владельца или арендатора объекта возможности подписывать электронные документы, надо продублировать заявление в документальной форме. В него вписывают идентификатор отчета, который был выдан при передаче данных в формате портала РПН. К бумажному варианту составляют документальное сопровождение. Датой заявления является дата поступления сведений в контролирующий орган.

Таблица 1. Кто отвечает за прием заявок

Характеристика деятельности Структура, которая уполномочена осуществлять надзор за своевременным представлением отчетности
Деятельность предприятия находится под федеральным экологическим контролем
Часть объектов находится под контролем федерации, часть – в ведении региональных экологических подразделений Региональное подразделение РПН
Деятельность объекта отслеживается на региональном уровне Территориальная исполнительная структура (один из вариантов – министерство экологии)
Объекты НВОС находятся в разных регионах На каждый регион формируется самостоятельная заявка

Этап 3. В личном кабинете природопользователя можно узнать ответ по заявке – положительный с получением свидетельства, либо отрицательный, с указанием ошибок и прошением об их исправлении.

Также на этапе обращения к специалистам можно актуализировать текущую информацию, заявить о ликвидации объекта или приостановке деятельности.

При изменении учетных сведений может меняться и присвоенная объекту категория. Обновление данных необходимо в следующих случаях:

  1. Вводится другая технология производства.
  2. Объект перемещается в другое место.
  3. Природоохранные технологии и оборудование совершенствуются, благодаря чему снижается нагрузка на окружающую среду.

Чтобы получить свидетельство о присвоенной категории объекта с учетом новых данных, нужно передать их сотруднику ведомства. Дальнейший механизм идентичен первичному алгоритму – для изучения документов у них есть 10 дней, после чего выдается официальный документ.

Если объект замораживается или проходит процесс ликвидации, его изымают из реестра — процедура государственного учета подтверждается актом, после чего по прошествии 10 дней предприятие получает свидетельство.

Если объект остается без регистрационного номера, штраф для юридических лиц в этом случае составит от 30 до 100 тысяч рублей, а должностные лица могут получить денежное взыскание в размере от 5 до 20 тысяч рублей – данная информация содержится в Кодексе об административных правонарушениях. Аналогичные штрафные санкции ждут руководителей и владельцев бизнеса, когда данные предоставлены не в полном объеме.

Услуга по предоставлению государственного свидетельства бесплатна. Также нужно помнить о некоторых моментах при сборе сведений, представленных ниже.

Если на одной производственной площадке задействовано несколько объектов, формирование реестра производится по каждому из них. Когда действующие объекты находятся в разных субъектах РФ, природопользователь самостоятельно определяет, в какой территориальный орган Росприроднадзора послать заявку. В случае аренды ее подает лицо, заключившее договор. Ведение деятельности на строящемся объекте предполагает, что реестр пополняется новыми данными уже после введения его в эксплуатацию.

Когда в ведомство поступают данные об объекте или комплексе, наносящем урон окружающей среде, для вынесения решения у его специалистов есть 10 дней (при условии, что по этим объектам собран полный комплект сведений). Отказать могут по причине отсутствия тех или иных документов или некорректного заполнения, о чем заявителю сообщается в течение 5 дней с даты обращения по заявке. В случае положительного исхода Росприроднадзор выдает соответствующее свидетельство.

  1. К объектам 1 категории можно отнести свиноферму, поголовье которой превышает 2000 шт., добывающее предприятие.
  2. Ко второй группе объектов относится аэропорт, который оснащен взлетно-посадочной полосой протяженностью более 2 100 метров, объект для разведения и содержания коров численностью более 400 голов.
  3. Объект 3 категории – к данной группе можно отнести хлебокомбинат с полным циклом производства, включающим заготовку муки, производство продукции и упаковку.

Как сформировать заявку

В режиме онлайн доступно заполнение заявления через личный кабинет и программный модуль.

Вне зависимости от способа оформления и передачи сведений, в состав данных об объекте войдут:

  1. Общая информация с наименованием, контактами, реквизитами, и др.
  2. Сведения о местонахождении.
  3. Дата ввода объекта в эксплуатацию и технические характеристики, в том числе его проектная мощность.
  4. Категория опасности согласно установленным критериям и нормативам.
  5. Наличие у организации или ИП природоохранных технологий и мероприятий, а также их соответствие современным требованиям.
  6. Характер отчетности перед государственными структурами.
  7. Подробная информация о видах и объемах загрязнений и источниках образования.
  8. Разрешительные документы, которые позволяют осуществлять сброс вредных веществ.

Указанный набор сведений можно получить в отделах, которые отвечают за соответствие деятельности объекта нормативным требованиям Росприроднадзора – в частности, их можно запросить у инженерной службы.

Организации и ИП должны знать примерный перечень документов, которые имеют право требовать в государственных инстанциях.

Размер платы за загрязнение

На окружающую среду воздействуют разные вещества. По каждому из них ведется платежная база. Общая схема расчетов такова: по каждой единице нормативного перечня согласно классам опасности и потребления формируется часть платежа (ставка берется с учетом понижающих и повышающих коэффициентов).

Начисление платежей производится следующим образом: платежная база по каждому загрязняющему веществу и отходу из представленных в нормативном перечне, согласно классу опасности и потребления, умножается на ставку с учетом понижающих и повышающих коэффициентов. Результирующие значения суммируются и образуется конечная стоимость НВОС к начислению. Подобные действия осуществляются в каждом отчетном периоде.

Начиная с текущего года, расчет НВОС производится однократно в течение отчетного периода.

Таким образом, расчет платы за загрязнение, которое попадает в окружающую среду, зависит от в том числе от коэффициентов индексации (см. далее).

Постановление №913 свело к нулю использование коэффициентов и нормативов, связанных с состоянием воздуха, водных объектов и почвы, особым статусом объектов, расположенных в зонах Крайнего Севера и аналогичных по статусу регионах. Добавочным стал дополнительный коэффициент 2, который обозначает территориальное расположение в особо охраняемых районах (на федеральном уровне).

Для расчета платежей НВОС понадобятся следующие данные:

  1. Нормы и лимиты загрязнений, установленные официальными документами Росприроднадзора (следует внимательно отнестись к тому, чтобы они были актуальными на дату начислений).
  2. Нормативные ставки платежей – утверждены Правительством РФ.
  3. Коэффициенты, которые определяют конечный результат, в том числе в контексте размещения отходов, инфляционной составляющей (по факту в настоящий момент он не используется, но присутствует в проиндексированных ставках), повышающей ставки 5, соответствующей плате за сверхлимитное загрязнение, которое нанесено окружающей среде.
  4. Конкретные цифры выбросов и сбросов, которыми отличается деятельность компании в отчетный период – их можно получить в виде служебной записки в уполномоченных отделах.

Если владелец или арендатор должным образом не оформил разрешение на эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на природную среду, массу отходов принимают как сверхлимитную.

На текущий период (как и на прочие) ставки платежа в рублях, которыми компенсируется 1 тонна различных загрязнений, содержатся в официальных документах. В зависимости от видов и типов веществ, ущерб определяется следующим образом:

Таблица 2. Плата за нанесение ущерба экологии – отдельные элементы перечня

Тип загрязнения Оплата вредного влияния на природные объекты, руб./тн. (округленно)
Загрязнение атмосферы:

1. Элементы азтн. кисл-ты.
2. Аммиачное загрязнение.
3. Ртутные частицы и ее соединения (за исключением диэтилртутной категории).
4. Бензапирен.
5. Элементы сероводорода.
6. Элементы серной кислоты.

1. Ставка равна 36,6 = 37.
2. Ставка соответствует 138,8 = 139.
3. Ставка оплаты равна 18 244,1 = 18 244.
4. Ставка составляет 5 472 968,7 = 5 472 969.
5. Оплата в рамках ставки за единицу 686,2 = 686.
6. Оплата ставки 45,4 = 45.
Загрязнение водных бассейнов и прочих объектов:

1. Частицами алюминия.
2. Аммиачное загрязнение.
3. Бериллием.
4. Бензапиреном.

1. Ставка за единицу имеет вид 18 388,3 = 18 388.
2. Оплата единицы 14 711,7 = 14 712.
3. Размер платежа за ед. 1 983 592,8 = 1 983 593.
4. Ставка оплаты единицы 73 553 407.
Размещение отходов деятельности объекта и потребительских отходов, которые различаются классами опасности:

1. 1 класс – к данной группе относятся чрезвычайно опасные виды загрязнений отходами.
2. 2 класс представляет собой категорию высокой степени опасности.
3. 3 класс составляет умеренно опасные вещества, образующиеся в ходе производства и потребления.
4. 4 класс – малоопасные виды загрязнений.
5. 5 класс – практически не оказывающие влияния на природные объекты группы веществ:

  • на добывающих производствах;
  • для перерабатывающих предприятий;
  • на прочих объектах.
  • 1. Ставка равна 4 643,7 = 4 644.
    2. Оплата ставки равна 1 990,2 = 1 990.
    3. Ставка составляет 1 327.
    4. Размер оплаты за единицу отходов 663,2 = 663.
    5.
  • 1,1 = 1;
  • 40,1 = 40;
  • 17,3 = 17.
  • Рассмотрим числовые значения, которые могут уменьшить или увеличить конечную стоимость денежной компенсации за нанесение урона природным объектам.

    Таблица 3. Типы воздействий с соответствующими ставками

    № варианта Числовые значения коэффициентов Виды негативных влияний
    1-й Не влияет = 0 Отходы, которые входят в 5 класс опасности и оформляются в пустоты горных пород (данная ситуация наблюдается в добывающей сфере)
    2-й 0.3 Данный коэффициент применяется, если вредные отходы поступают на специально оборудованные объекты и это размещение соответствует нормальным значениям
    3-й 0.33 Если размещаемые отходы приобрели предпоследний 4-й класс опасности после обезвреживания (первоначальная категория - 2)
    4-й 0.49 Если размещаемые отходы относятся к аналогичному четвертому классу после обезвреживания (первоначальная категория - 3)
    5-й 0.5 Если размещаемые отходы 4 и 5 классов стали таковыми в результате утилизации вредных веществ, которые были размещены в предыдущие периоды
    6-й 0.67 Указанная ставка соответствует размещенным отходам 3 класса, которые приобрели данную группу после обезвреживания отходов 2-й группы вредных веществ

    Платежи за нанесение ущерба экологии делятся на 2 типа. Базовое внесение платежей осуществляется в пределах допустимых нормативов. Второй тип платежей за загрязнение окружающей среды является дифференцированным и зависит от допустимых значений ПНООЛР.

    Плата за загрязнение природных объектов, на которые оказывается воздействие при эксплуатации, учитывается в специальном журнале обращения с отходами, влияющими на состояние окружающей среды. Крупным объектам не всегда просто определить и рассчитать размеры платежей. Облегчают задачу программные продукты – в них пользователь может самостоятельно рассчитать размер НВОС и подготовить требуемую отчетность. Существуют также специальные онлайн-сервисы, с помощью которых можно определить сумму к уплате.

    Все расчеты организация или частный предприниматель производит самостоятельно.

    Пример расчета платежа за вредное воздействие

    Ниже представлен самый простой вариант, когда данные уже сведены в общую таблицу и их достаточно проанализировать. В упрощенном примере раскрывается суть ставок и коэффициентов и их влияние на размер сумм НВОС.

    По внутренним данным предприятия «Неомаш», организация осуществляет выбросы в атмосферу, действуя при этом в особой зоне Кавказских Минеральных Вод, подлежащей охране на федеральном уровне. У данного объекта работают дымовая труба и свеча, которые наносят ущерб при эксплуатации.

    Информация по загрязнению представлена ниже.

    Таблица 4. Сведения о выбросах ООО «Неомаш»

    Наименование Кол-во (измеряется в тн.) (включая округленное значение) Ставка оплаты НВОС, руб./тн. согласно тексту Постановления № 913 (округленно)
    Элементы окс. азота 0,235 = 0,24 Ставка составляет 93,5 = 94
    Элементы азота диокс-да 0,437 = 0,44 Ставка составляет 138,8 = 139
    Окс. углерода 0,125 = 0,13 Ставка равна 1,6 = 2
    Метановые загрязнения 0,050 = 0,05 Ставка соответствует значению 108
    Бензапирен 0,278 = 0,28 Ставка оплаты составляет 5 472 968,7 = 5 472 969

    Согласно представленному выше механизму формирования оплат, посчитать урон окружающей среде, выраженный в платах НВОС, можно следующим образом:

    (0,24 * 94) + (0,44 * 139) + (0,13 * 2) + (0,05 * 108) + (0,28 * 5 472 969) = 1 521 574 руб.

    С учетом повышающей ставки на деятельность в особой природной зоне, конечная сумма к начислению будет в два раза больше: 2 * 1 521 574 = 3 043 148 руб.

    Видео — Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду

    Отчетность о деятельности предприятия в части уплаты НВОС

    Плата за загрязнение и отчетность о том, как повлияла на состояние окружающей среды и размер платежей деятельность предприятия, связана с заполнением декларации, представляющей собой установленную форму отчетности. В текущем периоде сдавать сведения по НВОС нужно тем ИП и фирмам, которые имеют разрешение или лицензию на ведение деятельности в зонах загрязнения.

    В прошлом году Росприроднадзор ввел новый бланк отчетности, согласно которому отчитываться следует в установленном формате – нужно заполнить титульный лист, рассчитать конечную платежную сумму и внести необходимые сведения в последующие разделы, в свою очередь подразделяющиеся на подразделы.

    В 1 разделе конечным итогом получают плату за выбросы стационарных объектов. Подразделы соответствуют предельно допустимым выбросам и выбросам, в количественном отношении превышающим лимитные значения. 2 раздел соответствует выбросам в воду и плате НВОС по данной группе. В 3 разделе можно найти расчет сумм платы за воздействие на природные объекты размещенных отходов, в том числе подраздел 3.1 включает данные о твердых коммунальных отходах и соответствующих платежных суммах.

    Не обязательно заполнять все пункты – это необходимо только для тех разделов, которые оказывают непосредственное влияние на суммы НВОС.

    Пример внесения сведений в шаблон декларации

    ООО «Ретта» является производителем мясных продуктов и натурального мяса – для этого используются мощности завода «Луч-1000» с производительностью 50 тонн готового продукта ежедневно.

    Данное предприятие относится к объектам, которые отличает умеренное влияние на природные ресурсы. Объект размещается в Москве по адресу: 115404, ул. XXXX, д. 10, к. 3.

    Для осуществления загрязнений организация руководствуется разрешением сроком на 5 лет и нормативными документами с аналогичным сроком действия – это позволяет ей осуществлять выбросы.

    По данным 2017 года негативное влияние объекта соответствовало характеристикам:

    1. Элементов марганца в атмосферу поступило 2 тонны – это не выше предельно допустимого размера, указанного в нормативах. Ставку можно взять из нормативных документов — согласно Постановлению Правительства РФ, оплата НВОС за 1 тонну загрязняющего воздух вещества составляет 5 473,5 рублей.
    2. Осадок на очистных водных сооружениях не превысил лимита и составил 4 тонны. Оплата за каждую тонну таких загрязнений – 663 руб. (округленное значение).

    Осадочные элементы разместили на отдельной площадке в МО по адресу: 141613, г. Клин, ул. XXXXXX, д. 55. Она имеет государственный номер NNNN в реестре.

    В предыдущем отчетном 2017 году ООО «Ретта» вложило в улучшение экологической составляющей своей деятельности:

    1. 1 тыс. руб. – расходы, которые понесла компания, чтобы снизить вредные выбросы.
    2. Аналогичная сумма была потрачена на то, чтобы предприятие формировало меньше отходов.

    Что касается авансовых квартальных сумм, то они составили:

    1. Касательно выбросов в атмосферу – в размере 1 234 рублей (эти суммы выплачивались в 1-3 кварталах).
    2. Связанные с поступлением отходов на специально оборудованные площадки – по 234 рубля в 1, 2 и 3 кварталах.

    Когда нужно сдать декларацию

    Срок отчета для всех один – подать сведения в Росприроднадзор нужно не позднее 10 марта того года, который следует за отчетным. Однако в 2018 году для плательщиков сделали исключение и продлили его до 12 марта. Это связано с тем, что отчетная дата выпадает на выходной день.

    Годовые выплаты производятся не позднее 1 марта, следующего за отчетным периодом. Следует обратить внимание, что в рамках общего правила собственник или арендатор вносит сумму четырьмя частями – три квартальных аванса и финальный платеж по окончании года.

    Осуществлять разовый платеж может только представитель малого или среднего бизнеса.

    Рассмотрим некоторые особенности, с которыми приходится сталкиваться в процессе формирования отчетных сумм.

    Первая особенность заключается в том, что крайний срок выплаты, который выпадает на выходной или праздничный день, не означает, что можно внести сумму позже. В этом случае нужно позаботиться о платежах заранее. Срок перечисления авансов – не позднее 20 числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталами, в размере ¼ от платы за предыдущий отчетный календарный год. Следовательно, для получения информации по суммам авансов НВОС в 2018 году нужно поднять сведения за 2017 год.

    Ниже приведены сроки оплат поквартально:

    1. За 1 квартал 2018 года – не позднее 20 апреля 2018 года.
    2. За 2 квартал 2018 года аванс уплачивается не позднее 20 июля 2018 года.
    3. Авансовые суммы НВОС за 3 квартал 2018 года перечисляются в бюджет не позднее 19 октября 2018 года (20 октября выпадает на субботу и переноса на последующий рабочий день закон не предусматривает).

    Вторая особенность связана со сроками существования компании. Если в 2017 году она не была создана, либо не осуществляла хозяйственную деятельность, в 2018 году авансы не уплачиваются (это касается субъектов разных видов), и лишь по итогам года подводится общий итог воздействия на окружающую среду, согласно которому вносится плата НВОС.

    Пример расчета и этапов оплаты платежей для ООО «Лима»

    Согласно полученным данным о субъекте предпринимательства, ООО не входит в группу средних и малых объектов. В рамках действующего законодательства, ООО «Лима» должно внести авансы в течение года по общей схеме. Для получения информации о платежах нужно обратиться к данным за предыдущий год – в 2017 году руководство перечислило 60 тысяч рублей. Поэтому в 2018-м в каждом квартале переведут в бюджет 15 тысяч рублей.

    Что касается графика выплат, то он представлен выше.

    По итогам 2018 года в счет оплаты НВОС сотрудники компании начислили 65 тысяч рублей. Таким образом, что не позднее 1-го числа в марте 2019 года нужно внести годовой платеж. Его размер составляет 20 000 руб. и рассчитывается данная сумма как 65 000 руб. (что соответствует годовому платежу НВОС) за вычетом 45 000 руб. (3 квартальных платежа, перечисленных на основании полученных сведений в предыдущем отчетном году).

    Какие есть варианты для подачи декларации?

    Сдавать отчетность можно в электронном формате, воспользовавшись услугами портала Росприроднадзора, либо в бумажном виде тем компаниям и частным предпринимателям, которые соответствуют требованиям:

    1. Владелец или арендатор не сможет предоставить электронную подпись.
    2. Размер НВОС в предыдущем отчетном году не превысил 25 тысяч рублей.
    3. Лицо, которое вносит оплату, не имеет технической возможности выйти в сеть Интернет.

    На бумаге декларация может быть направлена по почте заказным письмом с описью. Также можно выслать бланк через представителя.

    Вместе с бумажным вариантом нужно подготовить и электронную версию – для ее сдачи достаточно электронного носителя (например, flash-накопителя). Это связано с механизмом работы Росприроднадзора, который ведет электронную реестр данных и размещает там только компьютерные файлы.

    Тем, кто передает сведения посредством электронных каналов, дублировать бумажный вариант декларации нет необходимости.

    Инструкция по внесению данных в разделы и подразделы отчетного документа содержится в соответствующих сведениях Росприроднадзора, размещенных на сайте. Модуль природопользователя относится к бесплатно распространяемому ПО. Все действия можно осуществить, находясь в личном кабинете пользователя.

    Природопользователь при передаче данных должен соблюдать требуемый формат, если он заполняет декларацию в стороннем ПО.

    Что будет в случае просрочек?

    Если данные не поступят в Росприроднадзор вовремя, должностным лицам положен штраф в размере 3-6 тысяч рублей. Для организаций он составит от 20 до 80 тысяч рублей.

    Нужны ли к расчету платежей дополнительные документы?

    Действующее законодательство не предполагает предоставление сопутствующих сведений к расчету в декларации НВОС. При этом Росприроднадзор может запросить в целях проверки корректности расчета платежей такие копии документов, как:

    1. Договор об аренде или собственности на объекты (к данной группе могут относиться помещения, здания, земельные участки коммерческого и производственного назначения).
    2. Нормативные сведения для конкретной организации.
    3. Договор на передачу отходов.
    4. Документы, в которых зафиксировано непосредственное использование отходов, и т.д.

    Данное условие особенно касается крупных плательщиков.

    В отдельных случаях представители Росприроднадзора могут ограничиться справкой о производственной деятельности. Многое зависит и от территориального расположения подразделений и конкретных требований на местах. Дополнительные сведения желательно уточнить в том подразделении учета, где было получено свидетельство о типе объекта в сфере загрязнения.

    Что нужно знать тем, кто ведет учет

    Для бухгалтерского учета плата за загрязнение окружающей среды важна тем, что она оказывает влияние на налоговую составляющую в части налога на прибыль. Алгоритм здесь используется следующий: в пределах лимитов денежным сумм платежи НВОС относятся к материальным расходам, в то время как сверхнормативный платеж не учитывается при определении налоговой базы. Такой порядок применяется также для упрощенной системы – как и в рамках общей системы налогообложения, бухгалтер сокращает базу на размер НВОС в пределах нормативных.

    Другими словами, налоговая нагрузка связана с размеров выбросов и отходов в тех случаях, когда деятельность объекта излишне негативно воздействует на природные объекты. Остальные платежи бухгалтерия относит к прочим расходам, которые не включаются в расчет суммы налога (сюда же относятся штрафные санкции за несвоевременную выплату).

    Заключение

    Перечисление платежей НВОС является компенсацией вредного воздействия производственных комплексов и деятельности объектов частных предпринимателей на окружающие природные объекты. Платежи, поступающие в бюджет, идут на строительство очистных сооружений, внедрение новых энергосберегающих технологий, разработку новых способов уменьшения отходов и выбросов, являясь стратегически важными для каждой отрасли. Получая денежные средства от вредных предприятий, государство осуществляет регулирующую функцию.

    Оплата за воздействие на экологию осуществляется поквартально или раз в год – это зависит от типа организации. Как для перечисления платежных сумм, так и для передачи отчетных сведений есть конкретно установленные сроки, которые следует соблюдать во избежание штрафных санкций. Следует помнить о периодах, которые выпадают на праздничные и выходные дни и заранее заботиться о том, чтобы не опоздать с внесением аванса и заполнением отчетности.

    Деятельность предприятия является сложной системой, поэтому для корректного расчета можно воспользоваться специальным программным обеспечением. На крупных заводах ее использование является насущной необходимостью, так как состав комплекса может изменяться, как и категории различных объектов. В целом для упрощения механизма сведения данных и отправки отчетов также можно воспользоваться возможностями портала Росприроднадзора , на сайте которого можно найти подробную инструкцию по заполнению декларации по платежам НВОС.

    Уточнять всю дополнительную информацию желательно по месту регистрации объекта в части принадлежности к тому или иному классу опасности. За непредоставление сведений об объектах, негативно влияющих на окружающую среду, владельцев и арендаторов ожидают штрафные санкции. Следует четко понимать, что за введением той или иной производственной мощности в эксплуатацию должен последовать учет объекта с присвоением индивидуального номера. Каждый из них отражается в электронной картотеке Росприроднадзора и требует своевременной отчетности о лимитах, нормативах, превышениях, конкретных суммах к начислению, и т.д.