Болезни Военный билет Призыв

Форма служебной записки на предприятии. Служебная записка от работника: цели и образец. Пример записки на списание оборудования

Annotation

Книга адресована бизнесменам и руководителям любых компаний, фирм, организаций. Она интересна и бизнесменам, и тем, кто только планирует заняться предпринимательством. Рекомендации Джима Рона применимы к компаниям любого масштаба - от транснациональных гигантов до мелких индивидуальных предприятий. Для их практического осуществления не требуется специальных знаний и навыков. Эти рекомендации универсальны. Они представлены в виде несложных действий, основанных на здравом смысле.

ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

ДИСЦИПЛИНА

ПЕРВЫЙ ШАГ К ЛУЧШИМ РЕЗУЛЬТАТАМ

ПЕРЕМЕНЫ НАЧИНАЮТСЯ С ВЫБОРА

ИНИЦИАТИВА ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЕЗДЕЙСТВИЕ

ДВЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ, С КОТОРЫМИ МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ

ЧУДО ЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ

ГДЕ БЫ ВЫ НИ БЫЛИ, БУДЬТЕ ЗДЕСЬ

ДОБИТЬСЯ УСПЕХА ЛЕГКО, НО ТАКЖЕ ЛЕГКО ПРЕНЕБРЕЧЬ ЭТИМ

ОТНОШЕНИЕ - ЭТО ВСЕ

ДЕЙСТВИЕ ПРОТИВ САМООБМАНА

ЧИТАЙТЕ КНИГИ

ЛЮБИТЕ ВОЗМОЖНОСТИ

СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШАЯ ЖИЗНЬ?

ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА - ОДНО ИЗ ТРЕХ СОКРОВИЩ, КОТОРЫЕ ОСТАНУТСЯ ПОСЛЕ ВАШЕЙ СМЕРТИ

ДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ

СИЛА ЯЗЫКА

ВСТРЕЧА С ВНУТРЕННИМИ ВРАГАМИ

ДЕЙСТВУЙТЕ БЕЗ ПРОМЕДЛЕНИЯ

ПОЖНИТЕ ПЛОДЫ СВОЕГО ТРУДА

ФОРМУЛА НЕУДАЧИ И УСПЕХА

САМОВОСПИТАНИЕ

СЕГОДНЯ - ЭТО ВЧЕРАШНЕЕ ЗАВТРА

ОЦЕНИВАЙТЕ СВОЕ ОКРУЖЕНИЕ часть 2

ДЕВЯТЬ ВЕЩЕЙ БОЛЕЕ ВАЖНЫХ, ЧЕМ КАПИТАЛ

СОЗДАНИЕ УСПЕШНОЙ КОМАНДЫ

ПЕРЕМЕНЫ НАЧИНАЮТСЯ С ВЫБОРА

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ часть 1 из 5

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ часть 2 из 5

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ часть 3 из 5

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ часть 4 из 5

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ часть 5 из 5

ИСТОРИЯ ЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЖИМА РОНА,КОТОРОМУ ИСПОЛНИЛОСЬ 70 ЛЕТ И КОТОРЫЙ ПРОДОЛЖАЕТ РАСТИ

Джим Рон

ВИТАМИНЫ ДЛЯ УМА

Зарубежный бестселлер

Джим Рон является выдающимся американским философом в сфере бизнеса, карьера которого длится уже более 35 лет и коснулась жизней более трех миллионов людей по всему миру. И уже в течение многих лет он признан одним из наиболее влиятельных мыслителей нашего времени; и вдохновил как целое поколение психологов, помогающих самосовершенствоваться людям, так и сотни представителей самых значительных корпораций Америки. Его называли и духовным наставником, и современным Биллом Роджером, и просто легендой.

Вы держите в руках его книгу. Она построена в виде коротких бесед. Каждая беседа - это взгляд на жизнь с определенной стороны. Здесь обсуждаются и понятие счастья, и отношение к детям, и отношение к деньгам, и способы достижения успеха, и пути достижения гармонии…

Время от времени вы можете видеть здесь главы с названием «Часто задаваемые вопросы». В них собраны ответы автора на письма, пришедшие в его адрес. Конечно, нет никакой возможности привести здесь все письма читателей. Здесь опубликованы наиболее интересные и актуальные для большинства людей темы, отобранные самим Джимом Роном.

«Я желаю Вам жизни полной здоровья, богатства и счастья; жизни, в которой Вы подарите себе терпение, преимущество здравого смысла, богатство знаний, и веру в свою собственную способность мечтать и получать достойное Ваших усилий вознаграждение».

Джим Рон

ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

Не идите «вместе со всеми». Не пользуйтесь их оправданиями.

Отвечайте за свою собственную жизнь.

Настоящая дисциплина требует развития способности вовремя предпринимать действия. Не стоит торопиться, если того не требуется, но вам ведь также не хочется терять время. Самое время действовать - когда в разгаре идея и сильны эмоции.

К примеру, вы бы захотели создать собственную библиотеку. Если желание действительно велико, то все, что нужно сделать, это лишь взять первую книгу. Затем поставить рядом с ней вторую. Действовать, желательно, как можно скорее, пока не угасли эмоции, и не ослабла идея. Если вы вовремя ничего не предприняли, дальше произойдет следующее.

ВЫ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УГАСАЮЩЕГО НАМЕРЕНИЯ.

Обычно, когда идея поражает нас, мы намереваемся что-то предпринять. Предполагается, что мы хоть что-то делаем, когда эмоции бурлят в нас. И если мы вовремя не претворим планы в действия, недавнее осознание безотлагательности наших действий начинает терять свою силу. Через месяц страсть охладеет, а через год ее невозможно будет отыскать.

Итак, действуйте! Создайте дисциплину, пока эмоции сильны, а идея убедительна, ясна и навязчива. Если кто-то беседует о крепком здоровье, и вас это к чему-то побуждает, вам нужно приобрести книгу о питании. Возьмите в руки книгу, пока вас не покинула мысль об этом, пока не охладели эмоции. Начните процесс! Лягте на пол и сделайте несколько отжиманий. Вам приходится действовать, а иначе теряется благоразумие. Эмоции скоро пройдут, если только не применить их в действии. Дисциплина дает возможность взять верх над своими эмоциями и здравым смыслом и претворить их в жизнь.

Суть в том, чтобы повысить ваше побуждение, стремление путем быстроустановленной дисциплины, своего рода внутреннего порядка. Делая так, вы начнете для себя целый новый жизненный процесс.

Наличие самоуважения, также известного как чувство собственного достоинства - вот основная цель дисциплины. Многие люди, которые в наше время учат развивать в себе чувство самоуважения, никак не привязывают это к дисциплине. Один из самых больших соблазнов - позволить себе небольшую поблажку, расслабление. Вместо того чтобы делать все максимально возможное, вы все-таки позволяете себе сделать немного меньше, чем в ваших силах. Можете не сомневаться, вы стали на самый простой путь понижения чувства собственного достоинства.

Проблема возникает уже при небольшом проявлении пренебрежения. Допущенное пренебрежение стартует, как инфекция.

Если это все-таки случилось, как вам вновь приобрести чувство собственного достоинства? Все, что от вас требуется - это действовать безотлагательно! Начните с самой простой дисциплины, которая соответствует вашей собственной философии. Свяжите себя обязательством: «Я дисциплинирую себя, чтобы достичь всех своих целей, дабы в недалеком будущем праздновать свой успех».

ДИСЦИПЛИНА

Дисциплина - это связующее между поставленными целями и их достижением.

Все мы в какой-то степени непроизвольно должны страдать от одной из двух «болей»: либо боли, порожденной дисциплиной, либо боли последующих сожалений, раскаяний. Разница лишь в том, что боль дисциплины весит граммы, в то время как боль сожалений весит тонны.

Все дисциплины связаны между собой и имеют влияние друг на друга. Человек ошибается, когда говорит: «Это единственный случай, когда я позволил себе промедление». Неправда. Каждое промедление негативно отражается на всем процессе. Не думать так - наивно.

Дисциплина - это фундамент, на котором строится весь успех. Отсутствие дисциплины неизбежно ведет к провалу. Дисциплина несет в себе потенциал творения будущих чудес.

Наилучший момент установления дисциплины, когда идея еще «свежа». Одна дисциплина всегда перетекает в другую. Отказ от дисциплины - начало заблуждения, которое приводит к тому, что мечты не сбываются.

Вам не так много придется изменить, чтобы почувствовать хоть какую-то разницу. Несколько простых дисциплин могут существенным образом повлиять на то, какие результаты принесет ваша жизнь в последующие 90 дней, не говоря уже о 12 месяцах или следующих трех годах.

Малейшая нехватка дисциплины начинает разрушать наше чувство собственного достоинства.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Мистер Рон, у меня прекрасная карьера, я работаю на действительно замечательных людей, делая то, что мне нравится и делаю это с максимальной отдачей. Я пишу. Тем не менее, я бы хотел расширить свою деятельность и уже начал работу над несколькими проектами; у меня блестящие идеи по поводу реализации своих способностей. Моя проблема в том, что я, по-видимому, никак не могу сдвинуться с мертвой точки. Я уже заказал книги, специализирующиеся на издательской деятельности, авторстве и подобной информации, которые помогли бы мне в осуществлении моей мечты. Я лишь не могу совершить толчок, который бы воплотил мою страсть в жизнь. Я перечитываю ваши побуждающие речи чуть ли не каждый день, подкрепляя их еще массой других материалов, но меня все еще не покидает моя старая проблема промедления. Как мне привести мою мечту в движение.

Одной из главных мотиваций и вдохновений для достижения цели я всегда считал старт, начало действия. Ведь, сделав однажды шаг и оставив позади усталость, скуку, всевозможные препятствия и промедления, спровоцированные душевно-психическим состоянием, вы заметите в себе восстановленную энергию и посмотрите на все другими глазами.

Я встречал много людей, которые тоже, казалось бы оправдывают свои промедления. Эти люди - настоящие вечные студенты. Они все время учатся, изучают, но никогда не предпринимают реальных действий. Я большой сторонник учебы, но мой совет таков: учиться, но затем действовать. Потом еще немного поучиться и опять немного действий.

Также, я предлагаю...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Витамины для ума

Джим Рон является выдающимся американским философом в сфере бизнеса, карьера которого длится уже более 35 лет и коснулась жизней более трех миллионов людей по всему миру. И уже в течение многих лет он признан одним из наиболее влиятельных мыслителей нашего времени; и вдохновил как целое поколение психологов, помогающих самосовершенствоваться людям, так и сотни представителей самых значительных корпораций Америки. Его называли и духовным наставником, и современным Биллом Роджером, и просто легендой.

Вы держите в руках его книгу. Она построена в виде коротких бесед. Каждая беседа - это взгляд на жизнь с определенной стороны. Здесь обсуждаются и понятие счастья, и отношение к детям, и отношение к деньгам, и способы достижения успеха, и пути достижения гармонии...

Время от времени вы можете видеть здесь главы с названием «Часто задаваемые вопросы». В них собраны ответы автора на письма, пришедшие в его адрес. Конечно, нет никакой возможности привести здесь все письма читателей. Здесь опубликованы наиболее интересные и актуальные для большинства людей темы, отобранные самим Джимом Роном.

«Я желаю Вам жизни полной здоровья, богатства и счастья; жизни, в которой Вы подарите себе терпение, преимущество здравого смысла, богатство знаний, и веру в свою собственную способность мечтать и получать достойное Ваших усилий вознаграждение».

Джим Рон ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

Не идите «вместе со всеми». Не пользуйтесь их оправданиями. Отвечайте за свою собственную жизнь.


Настоящая дисциплина требует развития способности вовремя предпринимать действия. Не стоит торопиться, если того не требуется, но вам ведь также не хочется терять время. Самое время действовать - когда в разгаре идея и сильны эмоции.

К примеру, вы бы захотели создать собственную библиотеку. Если желание действительно велико, то все, что нужно сделать, это лишь взять первую книгу. Затем поставить рядом с ней вторую. Действовать, желательно, как можно скорее, пока не угасли эмоции, и не ослабла идея. Если вы вовремя ничего не предприняли, дальше произойдет следующее.

ВЫ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УГАСАЮЩЕГО НАМЕРЕНИЯ.

Обычно, когда идея поражает нас, мы намереваемся что-то предпринять. Предполагается, что мы хоть что-то делаем, когда эмоции бурлят в нас. И если мы вовремя не претворим планы в действия, недавнее осознание безотлагательности наших действий начинает терять свою силу. Через месяц страсть охладеет, а через год ее невозможно будет отыскать.

Итак, действуйте! Создайте дисциплину, пока эмоции сильны, а идея убедительна, ясна и навязчива. Если кто-то беседует о крепком здоровье, и вас это к чему-то побуждает, вам нужно приобрести книгу о питании. Возьмите в руки книгу, пока вас не покинула мысль об этом, пока не охладели эмоции. Начните процесс! Лягте на пол и сделайте несколько отжиманий. Вам приходится действовать, а иначе теряется благоразумие. Эмоции скоро пройдут, если только не применить их в действии. Дисциплина дает возможность взять верх над своими эмоциями и здравым смыслом и претворить их в жизнь.

Суть в том, чтобы повысить ваше побуждение, стремление путем быстроустановленной дисциплины, своего рода внутреннего порядка. Делая так, вы начнете для себя целый новый жизненный процесс.

Наличие самоуважения, также известного как чувство собственного достоинства - вот основная цель дисциплины. Многие люди, которые в наше время учат развивать в себе чувство самоуважения, никак не привязывают это к дисциплине. Один из самых больших соблазнов - позволить себе небольшую поблажку, расслабление. Вместо того чтобы делать все максимально возможное, вы все-таки позволяете себе сделать немного меньше, чем в ваших силах. Можете не сомневаться, вы стали на самый простой путь понижения чувства собственного достоинства.

Проблема возникает уже при небольшом проявлении пренебрежения. Допущенное пренебрежение стартует, как инфекция.

Если это все-таки случилось, как вам вновь приобрести чувство собственного достоинства? Все, что от вас требуется - это действовать безотлагательно! Начните с самой простой дисциплины, которая соответствует вашей собственной философии. Свяжите себя обязательством: «Я дисциплинирую себя, чтобы достичь всех своих целей, дабы в недалеком будущем праздновать свой успех».

ДИСЦИПЛИНА

Дисциплина - это связующее между поставленными целями и их достижением.

Все мы в какой-то степени непроизвольно должны страдать от одной из двух «болей»: либо боли, порожденной дисциплиной, либо боли последующих сожалений, раскаяний. Разница лишь в том, что боль дисциплины весит граммы, в то время как боль сожалений весит тонны.

Все дисциплины связаны между собой и имеют влияние друг на друга. Человек ошибается, когда говорит: «Это единственный случай, когда я позволил себе промедление». Неправда. Каждое промедление негативно отражается на всем процессе. Не думать так - наивно.

Дисциплина - это фундамент, на котором строится весь успех. Отсутствие дисциплины неизбежно ведет к провалу. Дисциплина несет в себе потенциал творения будущих чудес.

Наилучший момент установления дисциплины, когда идея еще «свежа». Одна дисциплина всегда перетекает в другую. Отказ от дисциплины - начало заблуждения, которое приводит к тому, что мечты не сбываются.

Вам не так много придется изменить, чтобы почувствовать хоть какую-то разницу. Несколько простых дисциплин могут существенным образом повлиять на то, какие результаты принесет ваша жизнь в последующие 90 дней, не говоря уже о 12 месяцах или следующих трех годах.

Малейшая нехватка дисциплины начинает разрушать наше чувство собственного достоинства.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос.

Мистер Рон, у меня прекрасная карьера, я работаю на действительно замечательных людей, делая то, что мне нравится и делаю это с максимальной отдачей. Я пишу. Тем не менее, я бы хотел расширить свою деятельность и уже начал работу над несколькими проектами; у меня блестящие идеи по поводу реализации своих способностей. Моя проблема в том, что я, по-видимому, никак не могу сдвинуться с мертвой точки. Я уже заказал книги, специализирующиеся на издательской деятельности, авторстве и подобной информации, которые помогли бы мне в осуществлении моей мечты. Я лишь не могу совершить толчок, который бы воплотил мою страсть в жизнь. Я перечитываю ваши побуждающие речи чуть ли не каждый день, подкрепляя их еще массой других материалов, но меня все еще не покидает моя старая проблема промедления. Как мне привести мою мечту в движение?

Ответ.

Одной из главных мотиваций и вдохновений для достижения цели я всегда считал старт, начало действия. Ведь, сделав однажды шаг и оставив позади усталость, скуку, всевозможные препятствия и промедления, спровоцированные душевно-психическим состоянием, вы заметите в себе восстановленную энергию и посмотрите на все другими глазами.

Я встречал много людей, которые тоже, казалось бы оправдывают свои промедления. Эти люди - настоящие вечные студенты. Они все время учатся, изучают, но никогда не предпринимают реальных действий. Я большой сторонник учебы, но мой совет таков: учиться, но затем действовать. Потом еще немного поучиться и опять немного действий.

Также, я предлагаю свести ваши «несколько проектов» к одному или двум, которые в данный момент вам кажутся более важными и действительно требуют внимания. Порой, сделать слишком большой выбор - это может означать - не выбрать ничего. Да, имейте свой «мечтательный список», но время от времени сужайте размах списка, по крайней мере до тех пор, пока вы сами не поймете, что пришел действительно момент некого импульса, толкающего к действиям. И, в конце концов, очень даже неплохо продвигаться детскими шажками. Мудрое изречение: «Путешествие в сотню миль всегда начинается с первого шага».

И очень часто именно маленькие, неторопливые шажки приводят к самому грандиозному. Удачи!

Ваш работодатель не несет ответственности за вашу заработную плату, это ваша ответственность. Ибо ваш работодатель не властвует над вашей шкалой ценностей. Но вы властвуете!

Вы должны нести ответственность за себя. Вы не в силах изменить обстоятельства, времена года или направление ветра, но вы можете изменить себя. Вот это то, за что вы действительно отвечаете. Вы не несете ответа за созвездия, но вы имеете руководство над тем, что вам читать, какие новые навыки развивать, какие новые занятия посещать.

ПЕРВЫЙ ШАГ К ЛУЧШИМ РЕЗУЛЬТАТАМ

Успех нельзя поймать. Успех можно только привлечь, становясь лучше.

Зарубежный бестселлер

Джим Рон является выдающимся американским философом в сфере бизнеса, карьера которого длится уже более 35 лет и коснулась жизней более трех миллионов людей по всему миру. И уже в течение многих лет он признан одним из наиболее влиятельных мыслителей нашего времени; и вдохновил как целое поколение психологов, помогающих самосовершенствоваться людям, так и сотни представителей самых значительных корпораций Америки. Его называли и духовным наставником, и современным Биллом Роджером, и просто легендой.

Вы держите в руках его книгу. Она построена в виде коротких бесед. Каждая беседа - это взгляд на жизнь с определенной стороны. Здесь обсуждаются и понятие счастья, и отношение к детям, и отношение к деньгам, и способы достижения успеха, и пути достижения гармонии…

Время от времени вы можете видеть здесь главы с названием «Часто задаваемые вопросы». В них собраны ответы автора на письма, пришедшие в его адрес. Конечно, нет никакой возможности привести здесь все письма читателей. Здесь опубликованы наиболее интересные и актуальные для большинства людей темы, отобранные самим Джимом Роном.

«Я желаю Вам жизни полной здоровья, богатства и счастья; жизни, в которой Вы подарите себе терпение, преимущество здравого смысла, богатство знаний, и веру в свою собственную способность мечтать и получать достойное Ваших усилий вознаграждение».

Джим Рон

ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

Не идите «вместе со всеми». Не пользуйтесь их оправданиями.

Отвечайте за свою собственную жизнь.

Настоящая дисциплина требует развития способности вовремя предпринимать действия. Не стоит торопиться, если того не требуется, но вам ведь также не хочется терять время. Самое время действовать - когда в разгаре идея и сильны эмоции.

К примеру, вы бы захотели создать собственную библиотеку. Если желание действительно велико, то все, что нужно сделать, это лишь взять первую книгу. Затем поставить рядом с ней вторую. Действовать, желательно, как можно скорее, пока не угасли эмоции, и не ослабла идея. Если вы вовремя ничего не предприняли, дальше произойдет следующее.

ВЫ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УГАСАЮЩЕГО НАМЕРЕНИЯ.

Обычно, когда идея поражает нас, мы намереваемся что-то предпринять. Предполагается, что мы хоть что-то делаем, когда эмоции бурлят в нас. И если мы вовремя не претворим планы в действия, недавнее осознание безотлагательности наших действий начинает терять свою силу. Через месяц страсть охладеет, а через год ее невозможно будет отыскать.

Итак, действуйте! Создайте дисциплину, пока эмоции сильны, а идея убедительна, ясна и навязчива. Если кто-то беседует о крепком здоровье, и вас это к чему-то побуждает, вам нужно приобрести книгу о питании. Возьмите в руки книгу, пока вас не покинула мысль об этом, пока не охладели эмоции. Начните процесс! Лягте на пол и сделайте несколько отжиманий. Вам приходится действовать, а иначе теряется благоразумие. Эмоции скоро пройдут, если только не применить их в действии. Дисциплина дает возможность взять верх над своими эмоциями и здравым смыслом и претворить их в жизнь.

Суть в том, чтобы повысить ваше побуждение, стремление путем быстроустановленной дисциплины, своего рода внутреннего порядка. Делая так, вы начнете для себя целый новый жизненный процесс.

Наличие самоуважения, также известного как чувство собственного достоинства - вот основная цель дисциплины. Многие люди, которые в наше время учат развивать в себе чувство самоуважения, никак не привязывают это к дисциплине. Один из самых больших соблазнов - позволить себе небольшую поблажку, расслабление. Вместо того чтобы делать все максимально возможное, вы все-таки позволяете себе сделать немного меньше, чем в ваших силах. Можете не сомневаться, вы стали на самый простой путь понижения чувства собственного достоинства.

Проблема возникает уже при небольшом проявлении пренебрежения. Допущенное пренебрежение стартует, как инфекция.

Если это все-таки случилось, как вам вновь приобрести чувство собственного достоинства? Все, что от вас требуется - это действовать безотлагательно! Начните с самой простой дисциплины, которая соответствует вашей собственной философии. Свяжите себя обязательством: «Я дисциплинирую себя, чтобы достичь всех своих целей, дабы в недалеком будущем праздновать свой успех».

ДИСЦИПЛИНА

Дисциплина - это связующее между поставленными целями и их достижением.

Все мы в какой-то степени непроизвольно должны страдать от одной из двух «болей»: либо боли, порожденной дисциплиной, либо боли последующих сожалений, раскаяний. Разница лишь в том, что боль дисциплины весит граммы, в то время как боль сожалений весит тонны.

Все дисциплины связаны между собой и имеют влияние друг на друга. Человек ошибается, когда говорит: «Это единственный случай, когда я позволил себе промедление». Неправда. Каждое промедление негативно отражается на всем процессе. Не думать так - наивно.

Дисциплина - это фундамент, на котором строится весь успех. Отсутствие дисциплины неизбежно ведет к провалу. Дисциплина несет в себе потенциал творения будущих чудес.

Наилучший момент установления дисциплины, когда идея еще «свежа». Одна дисциплина всегда перетекает в другую. Отказ от дисциплины - начало заблуждения, которое приводит к тому, что мечты не сбываются.

Вам не так много придется изменить, чтобы почувствовать хоть какую-то разницу. Несколько простых дисциплин могут существенным образом повлиять на то, какие результаты принесет ваша жизнь в последующие 90 дней, не говоря уже о 12 месяцах или следующих трех годах.

Малейшая нехватка дисциплины начинает разрушать наше чувство собственного достоинства.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос.

Мистер Рон, у меня прекрасная карьера, я работаю на действительно замечательных людей, делая то, что мне нравится и делаю это с максимальной отдачей. Я пишу. Тем не менее, я бы хотел расширить свою деятельность и уже начал работу над несколькими проектами; у меня блестящие идеи по поводу реализации своих способностей. Моя проблема в том, что я, по-видимому, никак не могу сдвинуться с мертвой точки. Я уже заказал книги, специализирующиеся на издательской деятельности, авторстве и подобной информации, которые помогли бы мне в осуществлении моей мечты. Я лишь не могу совершить толчок, который бы воплотил мою страсть в жизнь. Я перечитываю ваши побуждающие речи чуть ли не каждый день, подкрепляя их еще массой других материалов, но меня все еще не покидает моя старая проблема промедления. Как мне привести мою мечту в движение.

Ответ.

Одной из главных мотиваций и вдохновений для достижения цели я всегда считал старт, начало действия. Ведь, сделав однажды шаг и оставив позади усталость, скуку, всевозможные препятствия и промедления, спровоцированные душевно-психическим состоянием, вы заметите в себе восстановленную энергию и посмотрите на все другими глазами.

Я встречал много людей, которые тоже, казалось бы оправдывают свои промедления. Эти люди - настоящие вечные студенты. Они все время учатся, изучают, но никогда не предпринимают реальных действий. Я большой сторонник учебы, но мой совет таков: учиться, но затем действовать. Потом еще немного поучиться и опять немного действий.

Служебная записка представляет собой внутренний документ организации , благодаря которому начальству удается максимально быстро и эффективно решать рабочие ситуации. Ее главной целью является донесение до ведома руководящего состава информации, касающейся возникшей на производстве или внутри коллектива проблеме либо конфликтной ситуации.

Также в этом документе могут отражаться предложения сотрудников относительно увеличения эффективности труда, повышения производительности и прочих рабочих моментов.

Федеральным законодательством, действующим на территории России, не определяется служебная записка в качестве обязательного документа, поэтому не существует ее унифицированной формы . Но, несмотря на это, многими субъектами предпринимательской деятельности она закрепляется в локальных нормативно-правовых актах, например, в учетной политике.

Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно разрабатывают форму документа, учитывая при этом основные рекомендации специалистов.

Служебные записки носят справочно-информационный характер . Их задействуют при проведении деловой переписки внутри организации в качестве дополнительного документа.

Целью служебных записок является освещение вопросов, связанных с производственной деятельностью какого-либо отдела, цеха или подразделения, или с определенным сотрудником.

Такой документ не имеет унифицированной формы, поэтому составляется произвольно. Несмотря на отсутствие жестких требований со стороны Федерального законодательства относительно оформления, служебная записка должна содержать все обязательные реквизиты и сведения :

  1. В верхнем правом углу необходимо написать ФИО и должность руководителя, которому адресовано обращение.
  2. По центру, немного ниже, пишется наименование документа: «СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА»
  3. Проставляется его регистрационный номер и дата составления.
  4. В заголовке должна отражаться информация, касающаяся предмета записки (в предложном падеже).
  5. В тексте должна содержаться информация, которая отражает цель составления документа: изначально описывается какая-либо ситуация, а после этого излагается просьба, замечание или предложение.
  6. В нижней части записки следует указать ФИО составителя, его должность и подпись.

Стоит отметить, что служебная записка может быть не только объяснительной, но и докладной. Например, в первом случае документом обеспечивается между сотрудниками организации связь на горизонтальном уровне – начальник структурного подразделения готовит на имя другого начальника структурного подразделения служебную записку.

Во втором случае документ адресуется на имя вышестоящего руководства. В нем рассматривается какой-либо рабочий вопрос, по которому вносятся определенные предложения и конкретные выводы. На докладной записке руководитель проставляет свою резолюцию и обязательно заверяет ее подписью и датой.

Если рассматривать такой вопрос как цель составления служебной записки , то здесь нельзя не упомянуть о ее прямом отношении к бухгалтерскому учету. На основании этого документа бухгалтера имеют законное право списывать на издержки отчетного периода некоторые расходы. Например, сотрудник организации оплатил транспортные расходы, рекламу, приобрел оборудование и прочие товарно-материальные ценности, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности.

В данном случае служебные записки будут рассматриваться в качестве документов первичного учета и им должно быть обеспечено такое же хранение.

В чем разница между докладными и служебными записками, можно узнать из видео.

Кто может писать

Служебные записки могут писать все, без исключения, работники организации, официально состоящие в ее штате. Как правило, необходимость в составлении этого документа возникает тогда, когда сотрудник сталкивается с какой-либо проблемой.

Но, при этом должно быть соблюдено одно условие – в записке излагается информация о вопросе, который входит в компетенцию оформляющего ее работника.

Посредством таких документов налаживается коммуникация между сотрудниками одного уровня . Очень часто записки отправляют руководители подразделений, отделов, цехов своему прямому руководству, в которых они хлопочут за своих подчиненных.

В том случае, когда рядовые работники направляют записки начальству, то они рассматриваются в качестве докладных. Отправитель должен понимать, что только правильно составленный документ позволит ему добиться выполнения озвученной в нем просьбы. Именно поэтому вся информация должна излагаться очень кратко, но емко.

В связи с тем, что служебная записка является внутренним документом организации, ее форма должна утверждаться руководством и фиксироваться в учетной политике либо локальных нормативно-правовых актах. Ее можно составлять как на бумажном носителе информации, так и в электронной форме.

Но в любом случае в нижней части документа должна будет стоять «живая» подпись автора . В большинстве случаев такие записки оформляются в одном экземпляре. Но, если сотрудник работает на крупном предприятии, от него могут потребовать составления документа в двух, а то и в трех экземплярах.

В этом документе необходимо указывать точные количественные показатели :

  • размеры премиальных, заработных плат, отпускных и прочих денежных выплат;
  • даты, например, точный день отбытия работника в командировку;
  • товарно-материальные ценности (указывается полный список всех объектов, о которых упоминается в обращении) и т. д.

Также придется перечислить все основания для мер, предпринимаемых при решении возникшей ситуации. Указываются данные о каждом фигуранте служебной записки.

Начинать составлять документ необходимо с шапки. Здесь следует указать полное название субъекта предпринимательской деятельности. В обязательном порядке проставляется дата и город, в котором оформляется документ.

Если документ составляется рядовым работником, то его необходимо будет заверить у начальника отдела , в котором он работает. Только после этого записка передается по месту назначения. В обязательном порядке сотрудник должен убедиться в том, что его официальное обращение было зарегистрировано в соответствующем учетном регистре.

Как правило, каждый субъект предпринимательской деятельности должен иметь журнал учета внутренней документации. В противном случае старательно составленная записка может легко затеряться среди плотного потока документов.

Чтобы не допустить никаких ошибок при оформлении документа, физические лица должны воспользоваться инструкцией:

  1. Берется листок бумаги, формата А4.
  2. В верхнем углу, с правой стороны, создается шапка. В первой строчке указывается полное наименование субъекта предпринимательской деятельности. В следующей строчке пишется Фамилия, Имя и Отчество того сотрудника, кому адресовано обращение. В третьей строчке пишется ФИО и должность работника, который составляет служебную записку.
  3. Пропускается несколько строк и по центру пишется название документа. В нижней строчке указывается дата составления и регистрационный номер, который должен соответствовать записи из учетного регистра. В обязательном порядке пишется город, в котором официально зарегистрирован субъект предпринимательской деятельности, у которого трудится составитель записки.
  4. Через строчку пишется короткое заглавие документа, составитель тезисно должен обозначить проблему, о которой будет вестись речь.
  5. Во второй части записки необходимо описать суть возникшей проблемы. Крайне важно отметить имеющих к ней отношение ответственных лиц, с указанием ФИО и занимаемых должностей.
  6. Предлагаются варианты решения вопроса.
  7. В нижней части документа проставляется подпись составителя с указанием его ФИО и должности.

При составлении служебной записки в электронном виде следует действовать по инструкции . Готовый вариант документа перенаправляется по электронной почте адресату. Его следует сохранить в исходящей корреспонденции, а также на флешке, также необходимо обеспечить сохранность уведомлению о прочтении письма.

Состав, форма, типы

Служебные записки классифицируются в зависимости от смысла изложенной в них информации:

  • аналитические;
  • пояснительные;
  • докладные;
  • объяснительные.

Они могут предназначаться как для внутреннего, так и для внешнего использования . Во втором случае таким способом ведется переписка с компаниями-партнерами при возникновении каких-либо сложных рабочих моментов. Что касается внутреннего документа, то на его основании руководством принимаются ответственные решения, издаются приказы и распоряжения.

В большинстве случаев такая документация используется для коммуникации отделов. В ней отражаются просьбы и предложения, а также важная информация относительно хозяйственного или материально-технического обеспечения организации.

С их помощью обеспечивается связь на горизонтальном уровне . В том случае, когда статусы фигурантов будут разными, тогда документ будет считаться докладным.

Например, один работник направляется в командировку. Начальник его отдела пишет служебную записку на имя руководителя организации . На основании этого документа издается приказ, оформляется командировочное удостоверение, выдаются денежные средства на расходы.

Также можно рассмотреть еще один пример. В компании создана аттестационная комиссия. Начальник отдела подает ее членам служебную записку, в которой указывается, что конкретный сотрудник не соответствует занимаемой должности, например, на него постоянно поступают жалобы, он изготавливает много бракованных изделий и т. д. В этом случае члены комиссии на основании полученного документа могут принять решение о переаттестации работника.

Начальник отдела может написать служебную записку на имя руководителя организации о сокращении испытательного срока для новичка , так как он отлично справляется со своими обязанностями и имеет достаточный уровень квалификации для постоянного замещения вакантной должности. Такой документ может выступать в качестве основания для премирования какого-либо работника на основании производственных показателей. Он принимается к рассмотрению представителями закона в качестве доказательной базы, когда спорные ситуации разрешаются в рамках правового поля.

Многие физические лица не понимают, в чем заключается отличие служебной записки от докладной. Это объясняется тем, что оба документа предназначаются для уведомления руководства о каких-либо рабочих моментах, происходящих в организации.

Им следует понимать, что докладная предназначена для сообщения начальству о возникших проблемах, а служебная, помимо такой информации, содержит еще предложения относительно решения возникших вопросов .

При составлении обращения, адресованного руководству, необходимо учитывать такие нюансы :

  1. Документ оформляется в свободной форме.
  2. Должна быть четко описана суть проблемы.
  3. Следует указать все пути решения.
  4. Документ необходимо зарегистрировать в соответствующем учетном регистре.
  5. Чтобы предотвратить возможность утери записки, можно ее составить в двух экземплярах. Один передастся руководству через секретаря, а второй останется у сотрудника (на бланке будет стоять подпить, дата принятия, регистрационный номер).

Если планируется обмениваться служебными записками между обособленными подразделениями организации, то необходимо учитывать такие моменты :

В том случае, когда служебная записка будет направлена другому субъекту предпринимательской деятельности, то составитель должен учесть такие нюансы :

  1. Служебная записка может иногда выполнять функции внешнего документа. Таким способом сотрудничающие между собой субъекты предпринимательской деятельности обмениваются информацией.
  2. В данном случае служебная записка рассматривается в качестве документального подтверждения просьбы или претензии со стороны одного делового партнера к другому.
  3. Документ оформляется на фирменном бланке организации в свободной форме.
  4. К записке может прилагаться сопроводительная документация, подтверждающая изложенную информацию.
  5. Составлять необходимо два экземпляра, один передается компании-партнеру, а второй остается у другой организации. На втором экземпляре адресат должен поставить мокрую печать, дату и подпись, а также указать регистрационный номер.
  6. Храниться такой документ должен до тех пор, пока возникшая ситуация полностью не разрешится.
  7. Если компания-партнер дала письменный ответ на полученное обращение, то его следует зарегистрировать и хранить вместе со служебной запиской.

Бывает ли электронный вариант

Федеральное законодательство, действующее на территории России, позволяет субъектам предпринимательской деятельности самостоятельно решать, каким способом они будут вести документооборот. Сегодня многие коммерческие организации и индивидуальные предприниматели используют электронные формы документов.

Составленные справки и служебные записки передаются по отделам посредством интернета. Но, если планируется информировать вышестоящее руководство о крайне важной ситуации, которая попадает под действие «коммерческой тайны», то сотруднику необходимо задействовать для заверения личную электронно-цифровую подпись .

В том случае, когда работник изложил свои мысли на бумажном носителе информации, он может отсканировать бланк и отправить его на электронную почту своей организации. Если он будет использовать при отправке личный почтовый ящик, зарегистрированный на его имя, то необходимость в подписи служебки отпадет.

Что касается формата электронного документа, то он ничем не отличается от своего бумажного аналога. Отправитель, во избежание досадных недоразумений, должен учитывать следующие нюансы :

  1. При отправке электронного письма нужно запрашивать уведомление о том, что адресат прочел послание. Такое уведомление будет выступать в качестве доказательства того, что при возникновении какой-либо сложной ситуации ответственное лицо своевременно отправило записку.
  2. Документ оформляется шрифтом «Times New Roman», размер которого должен быть в диапазоне 12-14.
  3. Дата должна проставляться в формате: 01.01.2018 или 01 января 2018 года.
  4. Название документа должно размещаться по центру листа.

Ниже представлен мастер-класс по переводу служебных записок в электронный вид.

Значимость документа

Польза от составления такого рода документа заключается в том, что он выступает в качестве доказательства работы конкретного специалиста, решающего находящиеся в его ведении проблемы. Например, если такой сотрудник не может самостоятельно справиться с конкретной ситуацией, то он может посредством служебной записки привлечь к ее разрешению других специалистов.

Таким образом, он автоматически снимает с себя ответственность за некачественное или несвоевременное решение вопроса.

Дополнительная польза от такого рода документа состоит в том, что он является прямым доказательством того, что специалист осветил проблему, находящуюся в поле его ведения. В случае если специалист не может разрешить возникшую проблему самостоятельно и в форме служебной записки выносит ее на разрешение другими специалистами, он тем самым снимает с себя ответственность за несвоевременное или некачественное рассмотрение вопроса.

При возникновении спорной ситуации, в которой руководство или контролирующие органы будут пытаться найти виновных, записка поможет понять, кто виноват.

Из-за того, что служебные записки не относятся к категории обязательных документов, используемых для внутренней коммуникации организации, многие кадровики очень несерьезно и безответственно подходят к вопросу их хранения.

Их следует располагать в сухих и проветриваемых помещениях, чтобы на бумажные носители информации не оказывалось негативного воздействия влагой и прочими агрессивными средами.

После передачи служебных записок по прямому назначению за их сохранность должны отвечать кадровики . Документы, оформленные на бумажных носителях, помещаются в сейфы, так как в них может присутствовать конфиденциальная информация.

Доступ к ним будет получать только ответственный сотрудник, утвержденный соответствующим приказом . Все бумаги подшиваются в отдельную папку, но если они подавались в электронной форме, то для их хранения задействуется флешка.

Что касается сроков хранения, то субъектам предпринимательской деятельности нужно учитывать такие нюансы :

  1. Если в таких обращениях сотрудники делают важные доклады, вносят рационализаторские предложения и отражают другую важную информацию, то их срок хранения не должен быть менее 5 лет.
  2. В том случае, когда служебные записки не содержат никакой важной для работы субъекта предпринимательской деятельности информации, то их хранить можно не более года.
  3. Если служебные записки отражают информацию о сотрудничестве компании с ее иностранным партнером, то их минимальный срок хранения не должен быть меньше 15 лет.

Стоит отметить, что руководитель организации может по своему усмотрению продлевать срок хранения такой документации, издавая соответствующий приказ.

Какие бывают служебные записки? Ответ на вопрос — на видео.

Почти все важные дела люди совершают путем переписки;

следовательно, одного умения говорить недостаточно.

Люк де Вовенарг

Поговорим о служебной записке как основном средстве внутренних коммуникаций, документе, который может упорядочить внутренние взаимосвязи, обеспечить оперативный обмен информацией, разрешить спорную ситуацию.

ПОЧЕМУ ОРГАНИЗАЦИИ ИГНОРИРУЮТ СЛУЖЕБНЫЕ ЗАПИСКИ?

Служебная записка остается аутсайдером в деловой переписке частных организаций. В государственных организациях, напротив, большинство внутренних документов - это служебные записки.

Зачастую в коммерческих организациях к служебной записке относятся как к бессмысленной формальности, однако этот элемент внутрикорпоративного документооборота, как неотъемлемая часть корпоративной культуры, обладает неоценимым потенциалом для развития бизнеса.

На чем основано резко негативное отношение целого ряда руководителей линейного уровня коммерческих организаций к одному из самых важных внутренних документов, служащему основой для принятия управленческих решений? Возможные причины:

Низкий уровень культуры делового общения, отсутствие корпоративных стандартов, волевых управленческих решений в области внутреннего документооборота;

Отсутствие официального статуса, так как служебная записка не внесена в классификатор управленческой документации;

Наличие электронных средств связи. Руководители не хотят тратить время на формализацию управленческих процессов, предпочитая обменяться парой слов при личной встрече, позвонить по мобильному телефону, написать на электронную почту или в скайп и т.д.

Но есть и другая причина: иногда руководители саботируют формализацию системы внутренних документов. Документально подтвержденную информацию о состоянии дел в организации, поручениях в адрес должностного лица или, скажем, распоряжениях о порядке действий в конкретных ситуациях трудно опровергнуть. Работа в хаосе дает определенные преимущества: нет ничего проще, чем отказаться от факта передачи устной информации, так же как и указаний, данных тет-а-тет. Всем знакома ситуация, когда работник регулярно получает в устном виде взаимоисключающие указания, неисполнение любого из которых влечет за собой административные санкции.

В ЧЕМ ПОЛЬЗА СЛУЖЕБНЫХ ЗАПИСОК?

Служебная записка - это внутреннее деловое письмо, с помощью которого можно быстро и эффективно решать текущие производственные вопросы.

Основное назначение служебной записки - обмен служебной информацией между равными по должностному статусу работниками одной организации.

Цели составления служебных записок могут быть разными:

Горизонтальные коммуникации руководителей структурных подразделений/должностных лиц при решении общих производственных вопросов и проблем;

Эффективное информационное взаимодействие:

Обмен оперативной информацией между структурными/самостоятельными подразделениями и филиалами;

Запрос справочной информации;

Проведение инструктажа;

Сопровождение другого сообщения (сопроводительная записка);

Решение текущих вопросов административно-хозяйственного, материально-технического, информационного и иного обеспечения;

Разрешение спорных и конфликтных ситуаций.

Умение грамотно составлять внутренние документы, в том числе служебные записки, выручает в крайне сложных и запутанных ситуациях.

В первую очередь служебная записка - основной помощник для работников службы документационного обеспечения управления (далее - ДОУ) в спорных ситуациях.

К сожалению, руководители основных структурных подразделений нередко пытаются списать недочеты подразделения при работе с документами на сотрудников вспомогательных подразделений. Например, руководство структурного подразделения не выполнило поручение вышестоящего руководителя в срок, но ответственность за это перекладывает на службу ДОУ, которая якобы задержала отправку исходящего письма.

Опровергнуть беспочвенные обвинения поможет служебная записка. Записка, которая содержит факты, срок исполнения, Ф.И.О. работников ДОУ, качественно и своевременно выполнивших работу, с приложениями-подтверждениями (копии регистрационных карточек, выдержки из журналов регистрации и т.п.), нередко помогает сохранить объективность, признать претензию необоснованной, восстановить деловую репутацию конкретного работника и службы ДОУ в целом (Пример 1).

В тексте служебной записки необходимо четко изложить цель сообщения в доступной и лаконичной форме. Неполная или избыточная информация затрудняет понимание адресатом сути проблемы и может привести к неоднозначному толкованию и, как следствие, отсутствию желаемого результата. Эффективность служебной записки зависит от того, насколько правильно выстроена структура документа и логичны ли приведенные доводы.

ОФОРМЛЯЕМ СЛУЖЕБНУЮ ЗАПИСКУ

ЕСЛИ НА БЛАНКЕ, ТО КАКОМ?

Служебные записки, как правило, составляют на чистом листе бумаги формата А4. Однако коммерческие организации для этой цели часто используют бланк письма, который согласно п. 4.7 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» содержит:

Эмблему организации или товарный знак (знак обслуживания);

Наименование организации;

Код организации;

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;

Идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

Справочные данные об организации;

Место составления или издания документа.

Кроме того, некоторые специалисты на страницах журналов и в сети Интернет приводят в качестве примера образцы служебных записок, оформленных на бланке письма.

Бесспорно, проще оформлять все документы без разбора на одном и том же бланке. Однако писать служебную записку руководителю соседнего отдела на бланке, который содержит справочные данные, ИНН, ОГРН и т.д., смысла не имеет. Кроме того, бланк письма организации занимает как минимум 20 процентов от общего объема первой страницы, и часто необходимая информация не умещается на одном листе. Вроде мелочь, но в рамках крупной организации подобные мелочи приводят к непродуктивному расходованию, а не к экономии средств.

Выясним, на каком бланке можно оформлять служебную записку (при желании).

Виды бланков документов установлены в п. 4.6 ГОСТ Р 6.30-2003.

Между тем ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», который вступает в силу 1 июля 2018 года, уже содержит разъяснения по оформлению бланков организации (п. 5.8 и 6.6).

Из этого следует, что оформлять служебную записку на бланке письма стандарты не рекомендуют. Но если желание вести внутреннюю переписку непременно на бланке велико, можно разработать и закрепить в ЛНА бланк конкретного вида документа - служебной записки.

БЛАНК СЛУЖЕБНОЙ ЗАПИСКИ: РЕКВИЗИТЫ

В бланк конкретного вида документа (в нашем случае служебной записки) в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 необходимо включить следующие реквизиты (Пример 2):

03 - «Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)»;

08 - «Наименование организации»;

10 - «Наименование вида документа»;

11 - «Дата документа»;

12 - «Регистрационный номер документа»;

14 - «Место составления или издания документа»;

15 - «Адресат» (наименование структурного подразделения и должности работника, которому направляется служебная записка);

18 - «Заголовок к тексту»;

20 - «Текст документа»;

21 - «Отметка о наличии приложения»;

22 - «Подпись»;

27 - «Отметка об исполнителе».

НЮАНСЫ ОФОРМЛЕНИЯ РЕКВИЗИТОВ

  • «Адресат» . Если записка направляется в несколько структурных подразделений, реквизит «Адресат» оформляется в правом верхнем углу следующим образом:

Если общее количество адресатов более четырех, необходимо составить список рассылки.

  • «Текст документа» . Служебная записка, как и деловое письмо, должна быть четко структурирована. Текст служебной записки излагается от первого лица единственного числа («прошу перечислить», «считаю необходимым» и т.п.).

Текст, разбитый на логически законченные абзацы, облегчает чтение и понимание, придает каждой мысли логическую завершенность, позволяет адресату лучше ориентироваться в тексте документа.

Текст служебной записки, как правило, состоит:

Из преамбулы (вводной части);

Основной части;

Заключительной части (выводы, предложения, просьбы и т.п.).

Преамбула раскрывает цель написания служебной записки, содержит ссылки на даты, документы и факты, послужившие поводом для ее составления. Информация, изложенная в преамбуле, может быть краткой или развернутой. Преамбула плавно подводит к основной части.

Размер основной части варьируется в зависимости от целей, излагаемых в служебной записке, и может представлять собой несколько строк или несколько страниц печатного текста.

Главная цель основной части - разъяснить, убедить, побудить к действию, то есть добиться результата. Именно эта часть текста наиболее полно раскрывает содержание служебной записки. Основная часть включает наибольшее количество фактического материала, который должен не только информировать, но и убеждать. Там же необходимо упомянуть приложения, если таковые имеются.

Заключительная, или резюмирующая, часть служебной записки - своеобразный итог, который подтверждает вышеизложенное, содержит выводы, просьбы, конкретные предложения по решению вопроса. Чем четче и яснее будут звучать формулировки резюме, тем выше вероятность того, что решения по вопросам будут приняты своевременно.

РЕГИСТРАЦИЯ И МАРШРУТЫ ДВИЖЕНИЯ ЗАПИСОК В ОРГАНИЗАЦИИ

Вопросы регистрации и последующей передачи адресату служебных записок нередко вызывают споры. Кто должен регистрировать служебные записки? Служба ДОУ? Структурные подразделения? Секретари? И нужно ли их регистрировать в принципе? Кто и каким образом должен передавать служебные записки, чтобы они своевременно доходили до заинтересованных должностных лиц?

Бесспорно, решение этих вопросов - прерогатива самой организации, в инструкции по делопроизводству которой должен присутствовать раздел, посвященный работе с внутренними документами. Установленные в ЛНА правила и порядок их действий помогут избежать разногласий.

Что делать, если подобного документа нет? Конечно же, создать его, формализовав порядок составления, оформления, передвижения внутренних служебных документов. Формализация помогает упорядочить многие бизнес-процессы, что весьма положительно сказывается на общем порядке в организации.

Начать работу необходимо с анализа потока служебных записок: определить его объемы и маршруты, исключив заведомо лишние отрезки на пути следования документа. Чтобы определить максимально эффективный маршрут документа, не бойтесь ломать старые, неудобные конструкции, исправлять и корректировать ошибки в логистике.

Вариантов маршрутизации служебных записок может быть несколько - с участием службы ДОУ (Схема 1) и без нее (Схема 2). Выясним, какая из этих схем наиболее эффективная.

НЕЭФФЕКТИВНЫЕ СХЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ И МАРШРУТА ЗАПИСОК

  • Регистрация в службе ДОУ крупной организации . Передача служебных записок в службу ДОУ для регистрации и последующего перенаправления адресату замедляет процесс доведения информации и принятия решений. Это особенно заметно в организациях с большим объемом документооборота внешнего и внутреннего. Учитывая общую нагрузку, не каждая служба ДОУ может выделить отдельного сотрудника для регистрации служебных, докладных и прочих записок. Так или иначе, в первую очередь всегда будут регистрироваться срочные исходящие письма, приказы, распоряжения, входящая корреспонденция от вышестоящих органов, а служебные записки - безропотно ждать своего часа.
  • Регистрация секретарем в небольшой организации . В организациях с небольшим документооборотом служебные записки регистрирует секретарь руководителя. Служебная записка является внутренним документом горизонтальной направленности и не может предназначаться вышестоящему должностному лицу.

Для предоставления информации руководству в деловой переписке используют докладные, аналитические и пояснительные записки. Следовательно, секретарь в цепочке приема-передачи служебных записок между равными по статусу должностными лицами - лишнее звено.

  • Без регистрации, но с отметкой службы ДОУ о передаче . Если в организации не принято регистрировать служебные записки, передавать их адресату через службу ДОУ без регистрации не имеет смысла. Передать службе ДОУ записку и получить отметку о передаче с последующей передачей документа службой ДОУ подразделению-адресату и проставлением еще одной отметки о передаче - все это усложняет процесс, отнимает время, увеличивает срок исполнения поручений.

Если в организации все-таки действует порядок передачи служебных записок с получением отметки о приеме, получатель расписывается в получении, указывает свою должность, дату и время получения документа (при необходимости). Отметка о получении фиксируется на копии служебной записки, которая возвращается в подразделение-адресант.

Отметку о получении может заменить штамп «Получено», который содержит поля для указания даты получения, Ф.И.О. и подписи должностного лица (рис.).

Рис. Отметку о получении может заменить штамп «Получено»

ЭФФЕКТИВНЫЕ СХЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ И МАРШРУТА ЗАПИСОК

  • Регистрация в структурном подразделении, передача записок напрямую между подразделениями . Регистрация служебных записок в структурном подразделении, как и передача их из одного структурного подразделения в другое, минуя посредников (службу ДОУ или секретаря), сокращает путь документа до адресата.

Если в структурном подразделении отсутствует должность делопроизводителя (секретаря управления/департамента/отдела), для регистрации документов, в том числе и внутренних, необходимо назначить должностное лицо, ответственное за делопроизводство. Ответственного за делопроизводство определяют руководители структурных подразделений. Как правило, назначают работника, не обремененного должностными обязанностями. Возложение дополнительных функций утверждается приказом или распоряжением и фиксируется в должностных инструкциях.

  • Регистрация исходящих записок . Должностное лицо, ответственное за делопроизводство в структурном подразделении, регистрирует исходящую служебную записку.

Исходящие служебные записки регистрируются в журнале внутренней (исходящей) корреспонденции подразделения (Пример 3). При регистрации исходящих служебных записок указывается:

Регистрационный номер документа;

Адресат (подразделение, в которое направляется служебная записка);

Количество страниц;

Наличие приложений;

Дата исполнения;

Ф.И.О. работника, подготовившего служебную записку.

Служебную записку можно отсканировать и отправить по электронной почте.

Если необходимо передать оригинал, должностное лицо, ответственное за делопроизводство в структурном подразделении, может составить график передачи служебных записок адресатам - 1 раз в день, 2 раза в день и т.п.

Срочные служебные записки (с четко указанным контрольным сроком) необходимо передавать незамедлительно. Передавать служебные записки в подразделение-адресат можно напрямую или через специально оборудованные в службе ДОУ ячейки с номерами и/или наименованием структурных подразделений. При этом служба ДОУ в процессе передачи документов не участвует.

Регистрация входящих записок . При поступлении служебной записки в подразделение-получатель должностное лицо, ответственное за делопроизводство в подразделении-получателе, регистрирует ее как внутренний входящий документ в журнале учета внутренней (входящей) корреспонденции подразделения (Пример 4) с указанием следующих реквизитов:

Входящий регистрационный номер;

Дата получения (регистрации);

Количество страниц;

Приложения;

Дата исполнения;

Исполнитель (должностное лицо, которому направляется служебная записка).

Ответственность за соблюдение контрольных сроков, указанных в служебной записке, ложится на должностное лицо, которому она адресована. Изменять сроки исполнения документа может инициатор служебной записки и/или вышестоящее должностное лицо.

  • Регистрация всеми сотрудниками . Если в организации или в ее структурных подразделениях нет работника, ответственного за делопроизводство, можно найти иные механизмы регистрации служебных записок. Например, разместить журнал регистрации служебных записок в формате Word или Excel на сервере для общего пользования. В этом случае регистрация служебной записки сотрудником структурного подразделения займет не больше времени, чем личная передача документа секретарю.

Однако специалисты профильных структурных подразделений нередко саботируют такие предложения. Попытки возложить на них даже незначительные делопроизводственные операции встречают активный отпор. В чем-то специалисты правы. Помните, у И.А. Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдет на лад»?

Избежать открытого конфликта со специалистами профильных подразделений можно, если издать соответствующее распоряжение или указание, подписанное руководителем организации. В этом случае инициатором должен выступить руководитель службы ДОУ или иное лицо, ответственное за делопроизводство. Именно в его интересах снять с себя часть архаичных функций, упорядочить работу с документопотоками, выстроить эффективные маршруты их движения, исключить утерю внутренних документов.

Как только подобная схема вводится в действие, недовольство работников идет на спад, поскольку значительно сокращаются сроки регистрации, а сама регистрация становится прозрачной.

СРОКИ ХРАНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЗАПИСОК

Сроки хранения записок содержатся в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, в ред. от 16.02.2016, далее - Перечень 2010) (Таблица).

Любая успешно действующая организация представляет собой живой, непрерывно меняющийся организм, а делопроизводство - зеркальное отражение системы управления этого организма. Желаете идти в ногу со временем, быть в авангарде? Попробуйте начать со служебных записок - это будет первым шагом на пути к грамотно организованному документообороту, а выверенная логистика маршрутов внутренних документов - первым этапом в борьбе с управленческим хаосом. Примеры служебных записок приведены ниже (Примеры 5-10).

ПРИМЕРЫ СЛУЖЕБНЫХ ЗАПИСОК