Болезни Военный билет Призыв

Размещение крупнейших этносов. Развитие предметных умений учащихся по географии через практические работы (7класс. фгос). Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира

  1. 1. ФГОС Практические работы по географии для 7 класса с рекомендациями по проведению (по программе: И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душиной, В.И. Сиротина) Материал подготовила: Борщ Елена Александровна, учитель географии МБОУ СОШ № 73 г. Ульяновска
  2. 2. Тема. Введение Практическая работа-1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. Виды географических карт Что изображено Физическая карта мира Физическая карта России Политическая карта Экономическая карта Контурная карта Вывод: по каким признакам группируются карты? Тема. Введение Практическая работа- 2. 1.Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Изучите особенности плана местности и аэрофотоснимка, помещенных на форзаце 1 учебника. Обозначьте в таблице знаком «+» признаки, характерные для каждого из этих видов изображений местности. Сделайте вывод. Признаки План местности Аэрофотоснимок Объекты более похожи на их реальный вид на местности Можно узнать название села, реки Можно определить породы деревьев в лесу Изображены все объекты, видимые сверху Изображены только важные объекты Объекты изображены условными знаками Вывод:
  3. 3. 2.Описание по карте рельефа одного из материков.(Африка) 1 вариант 2 вариант 3 вариант – определить: горы или равнины занимают бoльшую часть материка; – назвать самую высокую вершину Африки и объяснить, где она находится – последовательно рассказать о формах рельефа, которые находятся в северной части Африки, потом в экваториальной и в южной; – рассказать о видах равнин по высоте, назвать их и указать, где они находятся; – назвать горы материка, определить их высоту; если обозначены их самые высокие вершины, то назвать их; -назвать крупные формы рельефа, объяснить, где они находятся; назвать их преобладающие высоты; – рассказать, какие горы есть в Африке и где; назвать их высоты. – рассказать о видах равнин по высоте, назвать их и указать географическое положение; – сделать вывод, что равнины занимают бoльшую часть Африки. – назвать самую высокую вершину Африки и объяснить, где она находится 3.Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору). Сравниваемые признаки Австралия Африка Причины сходства или различия 1. Какая тектоническая структура лежит в основании материка? современного оледенения 2. Какие формы рельефа преобладают? 3. Наличие гор на материке (указать название, возраст, в какой части материка расположены) 4. Высочайшие вершины материка 5. Наличие действующих вулканов, областей землетрясений
  4. 4. Тема. Атмосфера и климаты Земли Практическая работа-3. Характеристика климата по климатическим картам. Населённый пункт Ср. t Я Ср. t И ГКО ВМ Клим. пояс Клим. область летом зимой Москва Тема. Атмосфера и климаты Земли Практическая работа -4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения. Населённый пункт Ср. t Я Ср. t И ГКО ВМ Клим. пояс Клим. область Влияние климата на жизнь человека летом зимой 1 вариант Мехико Мадрид 2 вариант Пекин Сидней
  5. 5. Тема. Население Земли Практическая работа- 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов; выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов. Вопросы 1 Что такое ландшафт? 2.На какие группы делятся антропогенные ландшафты? 3. Используя карту,выявите материки с самыми большими ареалами таких ландшафтов. 4. Сравните карту природных зон с данной картой и сделайте вывод: на территории каких природных зон существуют самые большие ареалы антропогенных ландшафтов? С чем это связано?
  6. 6. Тема. Население Земли Практическая работа -6. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира. Континент Плотность (чел / км2) Численность населения Самая населенная страна Самый населенный город Азия 86,7 4 140 336 501 Китай (1341 403 687) Токио (35 676 000) Африка 32,7 994 527 534 Нигерия (152 217 341) Каир (19 439 541) Европа 70 738 523 843 Россия (143 300 000) (около 110 миллионов в Европе) Москва (14 837 510) Северная Америка 22,9 528 720 588 США (313 485 438) Мехико / Метрополия (8 851 080/21 163 226) Южная Америка 21,4 385 742 554 Бразилия (190 732 694) Сан-Паулу (19 672 582) Океания 4,25 36 102 071 Австралия (22612355) Сидней (4 575 532) Антарктида 0,0003 (меняется) 4 490 (меняется) н/д н/д Вывод: выявить лидеров по численности и плотности населения, указать причины Тема. Население Земли Практическая работа -7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов. Крупные языковые семьи Крупные народы Ареал проживания языковых семей (на каких материках и в каких частях) Индоевропейская Американцы Хиндустанцы Бенгальцы Русские Бразильцы Сино-Тибетская Китайцы Афразийская Амхара Туареги Персы Нигеро-Кордофанская Мосси Гур Акан Банту Йоруба Австронезийская Малагасийцы Индонезийцы Филиппинцы Алтайская Японцы
  7. 7. Тема. Океаны и материки Практическая работа- 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов Океаны Функции Транспортная (Какие материки связывает морским транспортом?) Промысловая (Какие виды морепродуктов добываются?) Сырьевая (Какие виды полезных ископаемых добываются на шельфах?) Рекреационная (Места туризма и отдыха) 1 вариант Атлантический океан 2 вариант Индийский океан Вывод: какое значение имеет данный океан для людей? Тема. Океаны и материки Практическая работа- 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов. В каких полушария расположен остров? На каком материке и в какой его части расположен остров? В каком климатическом поясе? В какой природной зоне? Люди, каких национальностей здесь проживают? Хозяйственная деятельность населения 1 вариант Гренландия 2 вариант Шри Ланка Вывод: от каких факторов зависит хозяйственная деятельность населения?
  8. 8. Тема. Африка Практическая работа -10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки. Страна Климат (пояс и область) Природные ресурсы Минеральные (условные знаки п.и.) Лесные (много- мало) Водные (какие реки, озера) Какие культурные растения выращивают? Рекреационные (курорты, парки,туризм) 1 вариант емократическая Республика Конго 2 вариант ентральноафриканская Республика Вывод: страны обладают существенными природными ресурсами, но относятся к бедным странам. Почему? Тема. Африка Практическая работа -11. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки. Какие народы проживают? Чем в хозяйстве занимаются? ЮАР Лесото Намибия Свазиленд Вывод: от чего зависит хозяйственная деятельность населения? Тема. Африка Практическая работа -12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки. Крупнейшие города Африки Страна, в которой находится этот город Географическое положение города Планировка остопримечательности Каир Александрия Касабланка Тунис Аддис-Абеба Вывод:почему эти города являются самыми крупными в Африке? От чего это зависит?
  9. 9. Тема. Австралия Практическая работа- 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии В каком климатическом поясе находится? В какой природной зоне? Люди, каких национальностей здесь проживают? Хозяйственная деятельность населения 1 вариант Ю-в Австралия Австралия 2 вариант Ю-з Австралия. Австралия Вывод: какая часть Австралии наиболее благоприятна для проживания и почему? Тема. Ю. Америка Практическая работа-14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины. Крупнейшие города Страна, в которой находится этот город Географическое положение города Климатический пояс Природная зона Народы, проживающие здесь 1 вариант Рио-де-Жанейро Росарио 2 вариант Сан-Паулу Буэнос-Айрес Вывод: почему эти города являются самыми крупными в Ю Америке? От чего это зависит? Тема. Ю. Америка Практическая работа -15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран. Страны Народы, проживающие В этих странах Хозяйственная деятельность населения Какие п.и. добывают? Что выращивают? Кого разводят? Чем занимаются? Венесуэла Колумбия Эквадор Перу Чили Вывод: от чего зависит хозяйственная деятельность населения? ополнительный материал здесь
  10. 10. Тема. Антарктида. Практическая работа-16. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем: - возможность освоения минеральных богатств; - Антарктида материк науки; - проектирование в Антарктиде городов будущего; -экстремальный туризм; -огромные запасы пресной воды; -уникальные подземные озёра; -органический мир ополнительный материал здесь Тема. С Америка Практическая работа-17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики. Страны Природные ресурсы Минеральные Водные Лесные Рыбные Земельные Климатические Канада США Мексика Вывод: какая страна наиболее богата природными ресурсами? Тема. С Америка Практическая работа -18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики. Крупнейшие города С. Америки Страна, в которой находится этот город Географическое положение города Планировка остопримечательности Торонто Нью-Йорк Мехико Вывод:
  11. 11. Тема. Евразия Практическая работа -19. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам (с наибольшей численностью) Языковые семьи группы народы ополнительный материал здесь Тема. Евразия Практическая работа -20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы Поставьте в колонках плюс, если есть соответствие и дополните данными Страны Виды хозяйственной деятельности Рыболовство Лесозаготовка обыча минеральных ресурсов (каких) Скотоводство (укажите- КРС, овцеводство, свиноводство…) Рекреация (туризм, альпинизм – укажите) ругие виды деятельности (укажите какие) ания Исландия Норвегия Финляндия Швеция ополнительный материал здесь Европа Азия Языковые группы Народы Языковые группы Народы Славянская Китайская Романская Тибето-бирманская Германская Тюркская Кельтская Монгольская Греческая Индонезийская Балтийская Финно-угорская
  12. 12. Тема. Евразия Практическая работа -21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии. Особенности страны Географическое положение (приморское, транзитное, выгодное или нет) Природно-ресурсный потенциал (какими природными ресурсами богата) Население (численность, языковая семья и группы и тд.) Хозяйство остопримеча тельностиПромыш- ленность Сельское хозяйство Великобритания Франция Германия ополнительный материал 1,2 Тема. Евразия Практическая работа -22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам. По каким признакам сгруппированы страны Ю-З Азии в этой таблице? Юго-Западная Азия (17 стран) Восточное Средиземноморье 8 Турция, Ливан, Сирия, Ирак, Израиль, Палестинская автономия, Иордания, Кипр Аравия 7 Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман, Йемен Средний Восток 2 Иран, Афганистан Составьте схему группировки стран по признакам Страны Юго-Западной Азии
  13. 13. Тема. Евразия Практическая работа -23. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте. Вывод: Тема. Евразия Практическая работа -24. Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии. Заполнить таблицу и отметить на к.карте природные богатства (условные знаки придумайте самостоятельно- кроме минеральных!) Природные богатства Минеральные ресуры (укажите условными знаками) Климат Почвы Водные Лесные Рекреационные Вывод: ополнительный материал здесь № Город Провинция Географическое положение города на карте страны 1 Шанхай Шанхай 2 Пекин Пекин 3 Чунцин Чунцин 4 Тяньцзинь Тяньцзинь 5 Гуанчжоу Гуандун 6 Шэньчжэнь Гуандун 7 Ухань Хубэй 8 унгуань Гуандун 9 Чэнду Сычуань 10 Гонконг Гонконг
  14. 14. Тема. Географическая оболочка- наш дом Практическая работа-25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов. 1 вариант- минеральные ресурсы (по выбору:топливные,рудные..) 2 вариант- лесные ресурсы 3 вариант-рекреационные ресурсы и т.д. Тема. Географическая оболочка- наш дом Практическая работа -26. Составление описания местности; выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры. Территория Геоэкологические проблемы Пути сохранения и улучшения качества окружающей среды Наличие памятников природы и культуры Ульяновская область Г. Ульяновск Заволжский район Использован интернет http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programs/#TB_inline?height=200&width=450&inlineId=dl

Понятие «этнос» включает в себя исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, которые имеют определённое количество общих субъективных или объективных признаков. К этим признакам учёные-этнографы относят происхождение, язык, культурные и хозяйственные особенности, менталитет и самосознание, фенотипические и генотипические данные, а также территорию длительного проживания.

Слово «этнос» имеет греческие корни и дословно переводится как «народ». Синонимом этого определения в русском языке можно считать слово «национальность». Термин «этнос» введён в научную терминологию в 1923 году русским учёным С.М. Широкогоровым. Он же дал первое определение этому слову.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы , которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени . Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка . Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость .

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений , которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием . Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Этнос и его виды

Традиционно этнос принято рассматривать в первую очередь как родовое понятие. Исходя из такого представления, принято выделять три типа этнических групп:

  1. Род-племя (вид, характерный для первобытного общества).
  2. Народность (характерный тип в рабовладельческом и феодальном веках).
  3. Для капиталистического общества характерно понятие нации.

Существуют базовые факторы, которые объединяют представителей одного народа:

Роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп. Их существование продлилось несколько десятков тысяч лет. По мере того как жизненный уклад и строй человечества развивался и усложнялся, появилось понятие народности. Их появление связано с образованием племенных союзов на общей территории проживания.

Факторы развития народов

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этносов . Все они отличаются по уровню развития, менталитету, численности, культуре и языку. Возможны существенные различия по расовому и внешнему критериям.

К примеру, численность таких этнических групп, как китайцы, русские, бразильцы, превышает 100 млн человек. Наряду с такими гигантскими народами, в мире существуют разновидности, численность которых не всегда достигает десяти человек. Уровень развития разных групп также может варьировать от наиболее высокоразвитых, до живущих по первобытно-общинным принципам. Для каждого народа присущ собственный язык , однако, существуют и этносы, которые одновременно используют несколько языков.

В процессе межэтнических взаимодействий запускаются процессы ассимиляции и консолидации, в результате которых может постепенно образоваться новая этническая группа. Социализация этноса протекает благодаря развитию таких социальных институтов, как семья, религия, школа и пр.

К неблагоприятным факторам для развития нации можно отнести следующие:

  1. Высокий уровень смертности среди населения, особенно в детском возрасте.
  2. Высокая распространённость респираторных инфекций.
  3. Алкогольная и наркотическая зависимость.
  4. Разрушение института семьи – высокое количество неполных семей, разводов, абортов, отказа родителей от детей.
  5. Низкое качество жизни.
  6. Высокий уровень безработицы.
  7. Высокий уровень преступности.
  8. Социальная пассивность населения.

Классификация и примеры этноса

Классификация проводится по самым разным параметрам, наиболее простой из них – это численность. Этот показатель не только характеризует состояние этноса на текущий момент, но и отражает характер его исторического развития. Как правило, формирование крупных и малых этносов протекает по совершенно разным путям. От численности того или иного этноса зависит уровень и характер межэтнических взаимодействий.

Примерами наиболее крупных этнических групп можно назвать следующие (по данным от 1993 года):

Общая численность этих народов составляет 40% от общей численности всего населения земного шара. Существует также группа этносов с численностью от 1 до 5 млн человек. Они составляют около 8% всего населения.

Наиболее малые этнические группы могут насчитывать несколько сотен человек. В качестве примера можно привести юкагиру – этническую группу, проживающую в Якутии, и ижорцев – финская этническая группа, заселяющая территории в ленинградской области.

Другим критерием классификации является динамика численности населения в этнических группах. Минимальный прирост населения отмечается в западноевропейских этнических группах. Максимальный рост отмечается в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

  • 2. Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху нтр.
  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

    2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

    3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

    1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

    В мире насчитывается около 3-4-х тысяч народов или этносов, часть из которых сложилась в нации, а другие представляют собой народности и племена.

    К сведению: этнос - исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, обладающая совокупностью таких признаков, как общий язык, территория, особенности быта и культуры, этнического самосознания.

    Народы мира классифицируются:

    I. По численности:

    Всего в мире насчитывается более 300 народов численностью свыше 1 млн. человек каждый, на которые приходится 96 % всего населения Земли. В том числе численность свыше 5 млн. человек имеют около 130 народов, свыше 10 млн. - 76 народов, свыше 25 млн. - 35 народов, свыше 100 млн. - 7 народов.

    К сведению: 7 самых многочисленных народов:

    1) китайцы (хань) - 1048 млн. человек (в КНР - 97 % от общего количества людей в стране);

    2) хиндустанцы - 223 млн. человек (в Индии - 99.7 %);

    3) американцы США - 187 млн. чел. (в США - 99.4 %);

    4) бенгальцы - 176 млн. чел. (в Бангладеш - 59 %, в Индии - 40 %);

    5) русские - 146 млн. чел. (в России - 79.5 %);

    6) бразильцы - 137 млн. чел. (в Бразилии - 99.7 %);

    7) японцы - 123 млн. чел. (в Японии - 99 %).

    Но существуют народы численностью менее 1 тысячи человек.

    II. По языковой близости:

    Родственные языки объединяются в группы, которые в свою очередь формируют языковые семьи.

    1) Индоевропейская языковая семья - самая многочисленная, на её языках говорят 150 народов Европы, Азии, Америки и Австралии; общая численность - более 2.5 млрд. человек.

    Эта языковая семья включает ряд групп:

    · романскую (французы, итальянцы, испанцы, латиноамериканцы);

    · германскую (немцы, англичане, американцы);

    · славянскую (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, болгары, сербы, хорваты);

    · кельтскую (ирландцы);

    · балтийскую (литовцы);

    · греческую (греки);

    · албанскую;

    · армянскую;

    · иранскую (персы, курды).

    2) Китайско-тибетская языковая группа: на её языках говорит свыше 1 млрд. человек.

    Несколько менее многочисленные языковые семьи:

    3) Афразийская.

    4) Алтайская.

    5) Нигеро-кордофанская.

    6) Дравидийская.

    7) Австронезийская.

    8) Уральская.

    9) Кавказская.

    Национальные критерии лежат в основе разделения человечества на государства.

    Если на их территории основная национальность составляет свыше 90 %, то это однонациональные государства (Дания, Швеция, Латвия, Япония и др.).

    Если преобладают две нации - двухнациональные (Бельгия, Канада и др.).

    Если в странах проживают и составляют значительную долю десятки и даже сотни народов - многонациональные государства (Индия, Россия, США, Испания, Великобритания, Нигерия, Индонезия и др.).

    2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

    Машиностроение - одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль оно возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии.

    Машиностроение обеспечивает оборудованием и машинами другие отрасли хозяйства, производит многие предметы бытового и культурного назначения.

    По числу занятых (более 80 млн. человек) и по стоимости продукции оно занимает I место среди всех отраслей мировой промышленности.

    По уровню развития машиностроения судят об уровне развития экономики любой страны.

    Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения:

    1) станкостроение;

    2) приборостроение;

    3) электротехническая и электронная промышленность;

    4) вычислительная техника;

    5) железнодорожное машиностроение;

    6) автомобилестроение;

    7) судостроение;

    8) авиационная и ракетная промышленность;

    9) тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т.д.

    На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы.

    Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоёмких) отраслей - и сырьевой.

    В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т.д.

    В мире можно выделить четыре машиностроительных региона:

    1) Северная Америка: где производится практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой сложности.

    Крупнейшие корпорации:

    · автомобильные (США): «Дженерал моторс», «Форд мотор», «Крайслер»;

    · вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»;

    · электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т.д.

    2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ): производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях.

    Крупнейшие корпорации:

    · автомобильная (ФРГ): «Даймлер - Бенц»; «Фольксвагенверк»;

    · электроника: ФРГ - «Сименс», Нидерланды - «Филипс» и т.д.

    3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония.

    Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии - центров науки.

    Крупные корпорации:

    · автомобили (Япония): «Тоёта мотор», «Нисан мотор»;

    · электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т.д.

    4) Содружество Независимых Государств: в нём лидируют Россия, Украина, Белоруссия.

    В последнее время в регионе снизились темпы развития машиностроения, хотя он и выпускает широкий спектр машиностроительной продукции.

    Развивающиеся страны производят менее 1/10 мировой машиностроительной продукции. В большинстве этих государств существует не машиностроение, а правильнее назвать - металлообработка, кроме этого немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии.

    Но в последнее время в некоторых из них - Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике - машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.

    3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

    По нижеизложенному плану ответа можно охарактеризовать любое государство мира.

    Возьмём к примеру, Японию - это одна из 7-ми экономически развитых стран мира.

    Для ответа использовались: статистические материалы; карты отраслей хозяйства мира; карты атласа по Японии (экономика).

    Импорт в Японии (ввоз продукции):

    1) сырьё: топливное - 49 %, рудное, для текстильной промышленности (текстильное волокно) и пр.;

    2) продукция химической промышленности (кислоты, щёлочи, удобрения, нефтепродукты);

    3) продовольственные товары (зерно и т.п.).

    Экспорт в Японии: продукция, изделия следующих отраслей:

    1) машиностроения (автомобили, суда, электроника, станки, часы);

    2) чёрной металлургии (сталь, прокат);

    3) цветной металлургии;

    4) химической промышленности (синтетические волокна, каучук);

    5) лёгкой промышленности (ткани, одежда).

    Из выше перечисленного можно сделать вывод: в Японии, как в одной из развитых стран, наблюдается следующая тенденция: ввоз в основном сырья и продуктов питания (предпочтительно из развивающихся государств) из-за недостатка собственных природных ресурсов; и вывоз готовой дорогостоящей продукции, как в развивающиеся страны Азии, так и в развитые - Европы и Америки.

    Билет № 17

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Что такое этнос? Чем различается формирование рас и этносов?

    Этнос – исторически сложившаяся общность людей, имеющая единый язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание. Этносы объединяют все вышеперечисленное, а расу генотип.

    2. По каким признакам различают народы?

    1) Язык, на котором они говорят; 2) Внешние признаки: цвет кожи, одежда и т. п.; 3) Образ жизни; 4) Культура; 5) Религия (христианство, ислам, буддизм).

    3. Назовите примеры крупных и малых этносов. Покажите на карте территории их проживания.

    Крупные: греки, испанцы, итальянцы. Малые: телеуты, теленгиты, челканцы

    4. В пределах каждого культурно-исторического региона выделите наиболее крупные страны.

    Пиренейский КИР: Португалия, Испания. Балканский КИР: Греция, Турция

    5. Найдите и систематизируйте информацию о памятниках культурного наследия в каком-либо культурно-историческом регионе.

    Афинский Акрополь. Представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).Это было главное место для нахождения царя. Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. Во времена завоевания турками Акрополь выступал у них в роли мечети. На сегодняшний день – это древний памятник архитектурного искусства.

    Практикум

    2. Используя текст учебника и карты атласа, составьте таблицу с графами, отражающими мировые религии, основные регионы их распространения, главные религиозные центры.

    а) Христианство:

    Католицизм (страны Северной и Южной Америки, страны Южной Европы и др.)

    Православие (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария и др.)

    Протестантизм (страны Северной и Центральной Европы, США.Канада, ЮАР и др.)

    б) Ислам (мусульманство):

    Шиизм (Иран, Ирак)

    Суннизм (страны Азии, северной Африки и др.)

    в) Буддизм (Юго-Восточная, Восточная Азия)

    Национальные религии:

    Синтоизм (Япония);

    Конфуцианство (Китай);

    Индуизм (Индия);

    Иудаизм (Израиль);

    Местные религии:

    Фетишизм

    Шаманизм

    Фетишизм

    (в основном страны Африки, Океании, племена Азии)

    3. Покажите на карте крупнейшие страны мира, однонациональные и многонациональные страны.

    Однонациональные (т. е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Греция, Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т. к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар) ;

    С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);

    Многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки).

    Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия.