Болезни Военный билет Призыв

Раб на галерах значение. Любой правитель в россии - это как раб на галерах

26 марта 2000 года Владимир Путин был в первый раз избран президентом. За полгода до этого, едва став преемником Бориса Ельцина, Путин отличился обещанием «мочить в сортире» чеченских исламистов, что, по общему мнению, помогло сформировать ему облик непримиримого борца с терроризмом и жесткого лидера. За последующие годы у Путина было немало оригинальных высказываний, демонстрирующих его своеобразное чувство юмора и надолго запомнившихся россиянам.

Мочить в сортире

Российские самолеты наносят и будут наносить удары в Чечне исключительно по базам террористов, и это будет продолжаться, где бы террористы ни находились. <...> Мы будем преследовать террористов везде, в аэропорту — в аэропорту. Значит, вы уж меня извините, в туалете поймаем, мы и в сортире их замочим, в конце концов.

Комментируя нанесение ракетно-бомбового удара по Грозному в сентябре 1999 года

Отрежем, чтоб не выросло

Если вы уж совсем хотите стать исламским радикалом и готовы пойти на то, чтобы сделать себе обрезание, <...> то я вас приглашаю в Москву. У нас многоконфессиональная страна, у нас есть специалисты и по этому вопросу, и я порекомендую им сделать эту операцию таким образом, чтобы у вас уже больше ничего не выросло!

В ответ на заявление одного из журналистов о том, что Россия подавляет свободу в Чечне, сделанное на пресс-конференции после саммита Россия — ЕС в ноябре 2002 года

От мертвого осла уши

Мы не будем вести переговоры [со странами Балтии] на платформе каких-либо территориальных претензий. Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши.

Отвечая на вопрос о претензиях Латвии на Пыталовский район на встрече с журналистами «Комсомольской правды» в мае 2005 года

Если бабушка была бы дедушкой

Если бы у бабушки были определенные половые признаки, она была бы дедушкой. Политика не терпит сослагательного наклонения.

Отвечая на вопрос о возможных санкциях против Ирана в ходе беседы с руководителями ведущих информационных агентств стран «большой восьмерки» в июне 2006 года

Мы все ему завидуем

Привет передайте своему президенту. Оказался очень мощный мужик! Десять женщин изнасиловал! Я никогда не ожидал от него. Он нас всех удивил. Мы все ему завидуем!

На встрече с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом об израильском президенте Моше Кацаве, обвиненном в изнасилованиях, в октябре 2006 года

Их прислали подглядывать, а они подслушивают

В отношениях представителей прессы могу сказать так, как мы шутили, когда я работал совершенно в другой организации. Их прислали подглядывать, а они подслушивают. Некрасиво.

Отвечая в ходе «Прямой линии» в октябре 2006 года на вопрос об обнародовании его реплики о Моше Кацаве журналистами

После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем

Являюсь ли я демократом чистой воды? Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чем беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет. Посмотрим, что творится в Северной Америке — ужас один: пытки, бездомные, Гуантанамо, содержание под стражей без суда и следствия. Посмотрите, что происходит в Европе: жестокое обращение с демонстрантами, применение резиновых пуль, слезоточивого газа то в одной столице, то в другой, убийства демонстрантов на улицах. Я про постсоветское пространство вообще уже не говорю. Была одна надежда на ребят с Украины, но и те просто полностью себя дискредитировали, там дело идет просто к сплошной тирании. Полное нарушение конституции, всех законов и так далее. После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем.

На вопрос журналиста Der Spiegel, считает ли он себя «демократом чистой воды», в июне 2007 года

Раб на галерах

На пресс-конференции в Кремле в феврале 2008 года

Франциск Ассизский

Мы все на своем месте должны, как святой Франциск, ежедневно мотыжить участок, который нам Господом отведен, и тогда мы добьемся успеха. Поэтому «величие», «невеличие» — это потом. Будущие поколения определят, что я сделал на самом деле.

В ответ на вопрос о его величии на встрече со студентами Чувашского госуниверситета в январе 2010 года

Контрацептивы повесили

Когда увидел на экране что-то такое у некоторых на груди, честно вам скажу, неприлично, но, тем не менее, я решил, что это пропаганда борьбы со СПИДом, что это такие, пардон, контрацептивы повесили.

На своей Пресс-конференции, в феврале 2008 года, глава Российской Федерации Владимир Владимирович Путин высказался о том, что доволен своей работой, что ему совершенно не стыдно перед голосовавшими за него гражданами России, ибо он трудился как раб на галерах.

«Жизнь раба на галерах» - обличающий доклад Бориса Немцова

Сопредседатель российской республиканской партии «Парнас», партии народной свободы - Борис Ефимович Немцов, в соавторстве с известным видеоблогером, автором скандального проекта названного «Ложь Путинского режима», Леонидом Мартынюком - активистом демократического движения «Солидарность», опубликовали с кричащим заголовком доклад «Жизнь раба на галерах» и уточняющей припиской «Дворцы, яхты, автомобили, самолеты и другие аксессуары». Речь в нем идет о президентском обмане избирателей, о мизере

официально декларируемых доходов в сумме чуть более трех миллионов рублей, в то время, как только коллекция часов, приобретенная Владимиром Владимировичем, стоит больше, чем 22 000 000 рублей. Такая покупка должна была оставить семью президента без пропитания лет на шесть, как минимум. Написанная доступным языком и обильно иллюстрированная работа, по замыслу авторов должна была открыть глаза россиян на образ жизни Владимира Путина, особенно на те, предметы роскоши и богатства, которыми окружил себя лидер государства. В докладе говорится, что тяжелая жизнь «раба на галерах» проходит в 20 дворцах и резиденциях, на 4 яхтах, поражающих воображение даже видавших виды олигархов, в распоряжении Владимира Владимировича авиапарк, состоящий из 43 самолетов, 15 вертолетов и автопарк из 700 автомобилей. Суммы, расходующейся на обеспечение роскошной жизни Путину и Управлению по делам президента в год, с лихвой хватило бы, чтобы покрыть годовой бюджет целой Нижегородской области, на территории которой проживает почти три с половиной миллиона человек. По словам авторов статьи, они специально не акцентируют внимание на данных о стоимости одежды, обуви, аксессуарах и повседневных вещей, которыми пользуется президент, поскольку в сравнении с виллами, самолетами и яхтами, пустяки.

Немцов отмечает «удушливую» и «репрессивную» атмосферу в стране. При одном только взгляде на обложку, типографии напрочь отказывались печатать «Жизнь раба на галерах» большим тиражом, и даже деньги не имели значения.

Реакция общественности

«Жизнь раба на галерах» западная пресса встретила едкими комментариями и язвительными замечаниями о том, что президент РФ возможно является самым богатым рабом мира. Его шикарный образ жизни, по их мнению, смутил бы даже самого Брежнева. Некоторые сравнивали Путина с Персидскими шейхами. Журналисты провели параллель с главами других ведущих держав, например, президенты США и Германии имеют только по 2 резиденции.

Пытаясь вызвать новую и яркую волну протестов против правления Путина, авторы статьи «Жизнь раба на галерах» похоже неожиданно столкнулись с равнодушием к новым разоблачениям простых россиян. По признанию москвичей, их уже сложно чем-то удивить, главное, по их мнению, чтобы президент справлялся со своими прямыми обязанностями.

В ноябрьском номере журнала «Урал» за 2008 год была напечатана одноактная комедия Николая Коляды «Всеобъемлюще». Здесь имелся следующий диалог:

НИНА СЕРГЕЕВНА (снова стучит ладошкой по столу). Я, как раб на галерах, пахала тут почти пятьдесят лет, а они?!
ВЕРА ИВАНОВНА. Как кто, ты пахала?
НИНА СЕРГЕЕВНА. Как раб на галерах, я пахала! Как на галерах раб, я пахала!
ВЕРА ИВАНОВНА. Ой, Боже… Раб. Раб. Где то я это слышала.

Читатели прекрасно помнили где.

14 февраля 2008 года на итоговой пресс конференции в Кремле Владимир Путин сказал:
– Мне не стыдно перед гражданами, которые голосовали за меня дважды, избирая на пост президента Российской Федерации. Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил.

Месяц спустя в Тольятти состоялась инаугурация нового главы города Анатолия Пушкова. Главный федеральный инспектор по Самарской области не без намека подарил новому градоначальнику два весла.

Выражение «работать (вкалывать), как раб на галерах» встречалось давно, но не слишком часто. В сочетании с неожиданным «пахать» оно сразу же стало интернет мемом и вошло в речь.
Мало кто знает, что нечто подобное, хотя и не таким языком, говорили американские президенты. Вот ряд примеров по хронологии.

Джордж Вашингтон, 1 й президент США (1789–1797):
По его собственным словам, [став президентом] он чувствовал себя как преступник, идущий на место казни.
(У. Аллен, «Американский биографический и исторический словарь», 1809)

Томас Джефферсон, 3 й президент США (1801–1809):
Вторая должность в правительстве легка и почетна, но первая – это великолепная каторга (a splendid misery).
(Письмо к Элбриджу Герри от 13 мая 1797 г.)

Эндрю Джексон, 7 й президент США (1829–1837):
Поистине, мое положение – это почетное рабство (dignified slavery).
(Письмо к Роберту Честеру от 30 ноября 1829 г.)

Уильям Говард Тафт, 27 й президент США (1909–1913):
– Я рад, что ухожу. Это самое одинокое место в мире.

Так сказал Тафт новоизбранному президенту США Вудро Вильсону в день его вступления в должность, 4 марта 1913 года. С тех пор должность президента США именуют «самой одинокой профессией в мире».

Уоррен Гардинг, 29 й президент США (1921–1923):
– Белый дом – это тюрьма. Я не могу скрыться от людей, преследующих меня по пятам. Я за решеткой.
(Слова, сказанные Гардингом за два месяца до своей скоропостижной смерти, в июне 1923 года, канзасскому журналисту Уильяму Аллену Уайту)

Гарри Трумэн, 33 й президент США (1945–1953):
В этой большой белой тюрьме чертовски трудно жить одному. Хотя я работаю с раннего утра до поздней ночи, это жуткое место.
(Дневник, запись 6 января 1947 г.)

Билл Клинтон, 42 й президент США (1991–2001), о Белом доме:
– Не знаю – то ли это самое лучшее государственное жилье в Америке, то ли жемчужина в короне пенитенциарной системы. Это жизнь в крайней изоляции.
(Телеинтервью для новостного канала NBC 7 ноября 1993 г.)

Мало кто знает даже в Америке, что выражение Эндрю Джексона «почетное рабство» взято из античных источников. Однако тогда оно имело существенно иной смысл.
Клавдий Элиан, писавший в начале II века, приводит легендарные слова царя Македонии Антигона I (?–301 до н. э.).

Заметив, что его сын самовластен и дерзок в обращении с подданными, он сказал: «Разве ты не знаешь, мальчик, что наша с тобой власть – почетное рабство?»
(«Пестрые рассказы», II, 20; перевод С. В. Поляковой)

В трактате Сенеки «Утешение к Полибию», написанном в изгнании и косвенно адресованному императору Клавдию, читаем:
Высокое положение – это большое рабство.

Цезарю, которому все позволено, по тем же причинам многое не позволено. Ведь сон всех людей охраняет его бдительность, для досуга всех – его работа, для ублаготворения всех – его деятельность, для приволья всех – его занятость.
(«Утешение к Полибию», гл. 6 и 7; перевод Н. Керасиди)

12 лет спустя Сенека написал трактат «О милосердии» – своего рода наставление молодому Нерону. Здесь говорилось:
Это рабство – невозможность опуститься ниже – присуще самому высокому положению; но это бремя, которое ты разделяешь с богами. (…) Ты не можешь говорить без того, чтобы все народы не услышали повсюду твой голос; ты не можешь гневаться, не заставляя трепетать все вокруг, поэтому ты не можешь ударить никого так, чтобы все остальные не содрогнулись.
(«О милосердии», I, 8)

При написании обещанного поста по галерным рабам из Северной Африки возникли некоторые вопросы, которые оказалось не просто решить. Чтобы не делать работу в спешке, отложим пока эту тему. Перейдем к другой, не менее интересной теме - использование на галерах XVI-XVII веков, в частности, на галерах эпохи Людовика XIV, каторжников. Итак,

Каторжники на галерах

При Людовике XIV, чтоб не заходить слишком далеко, - по желанию короля, и желанию весьма разумному, - было решено создать флот. Идея сама по себе хорошая, но посмотрим, какими средствами она осуществлялась. Флот немыслим,

если наряду с парусными судами, являющимися игрушкой ветра, не существует судов, свободно передвигающихся в любом направлении с помощью весел или пара. Место нынешних пароходов в те времена занимали во флоте г алеры.

Следовательно, нужно было обзавестись галерами. Но галеры не могут обойтись без гребцов. Следовательно, нужно было обзавестись гребцами. Кольбер, при посредстве провинциальных интендантов и парламентов, увеличивал, с колько

мог, число каторжников. Судейские весьма услужливо шли ему в этом навстречу. Человек не снял шляпы перед проходившей м имо церковной процессией - гугенотская повадка! - его отправляли на галеры. Попадался мальчишк а на

улице, и если только оказывалось, что он уже дост иг пятнадцатилетнего возраста и у него нет приюта, - его отпр авляли на галеры. Великое царствование, великий век!

В.Гюго «Отверженные»

В годы правления Людовика XIV осужденным на галеры пожизненно ставили клеймо с буквами G A L . Этот знак означал осуждение на галеры за тяжкое преступление. В первой четверти XVIII века власти Франции посчитали, что наказания за некоторые виды преступлений были недостаточно суровы, поэтому вышел декрет, согласно которому все случаи воровства из церквей, совершенные мужчиной или женщиной, впредь будут наказываться выжиганием клейма с буквой V (vol , вор; voleur , воровство); одновременно было решено также, что все лица, осужденные на галеры за любое преступление даже на несколько лет также будут метиться клеймом с буквами G A L , до тех пор предназначенными только за тяжкие преступления. Обычай ставить такое клеймо сохранился вплоть до середины восемнадцатого века.

Осужденные на галеры пожизненно. Из Journal historique du bagne par Reynaud, vol.2, 1825-1826

Но уже занималась заря эпохи Просвещения и в некоторых областях Франции начали циркулировать идеи модернизации и реформирования системы наказаний, пока еще в ограниченной форме. Так, в 1750 г. Людовик XV выпустил новую патентную грамоту (lettres patentes ) по этому вопросу, предлагающую, чтобы клеймо с буквами G A L , которое, без сомнения, являлось неискоренимым знаком позора, наносилось не ранее чем за 15 дней до фактической отправки осужденного на галеры. Это изменение в сроках было сделано для того, чтобы те, кто подлежал королевскому помилованию, и таким образом смягчению наказания, не подвергался клеймению до вынесения решения, смягчающего наказание.(F. A. Isambert et al., eds., Recueil general des anciennes lois françaises, XXI)

Галеры были кораблями-тюрьмами, в которых люди содержались в течение длительных сроков. Отправка на галеры была и лишением свободы, и наказанием. В этом отношении галеры были исключением из общего правила, описанного Марселем Марионом (Marcel Marion, Dictionnaire des institutions françaises au XVII e et XVIII e siecles, p. 252.), согласно которому тюрьмы старого режима обычно не считались институтами наказания, а рассматривались просто как места «задержания, чтобы держать обвиняемого [в заключении], пока его судили, или как средство ограничения для того, чтобы вынудить должника заплатить долг.» Галеры выполняли все функции, и их скорее можно было рассматривать как работные дома того времени, чем тюрьмы.

Как строительство, так и содержание тюрем обходилось недешево. Во Франции того периода тюрем было недостаточно и размеры их были слишком малы по отношению к числу преступлений. Как мы уже писали , в тюрьмах Франции (как, впрочем, и других стран) заключенные обычно сами платили за свое содержание, или же имели кого-нибудь, кто платил за него. Если имел несчастье попасть в тюрьму бедный человек, который осужден не за долги, он мог чахнуть там долго, но был хороший шанс, что какие-нибудь церковные агентства или муниципальные работные дома (зачастую принадлежащие религиозным орденам) возьмут его на попечение и, в обмен на его труд, обеспечат его минимальным питанием и кровом для поддержания жизни.

Зная эти обстоятельства, магистраты не могли ответственно осуждать многих людей к длительному тюремному заключению. Вместо этого они традиционно применяли различные недорогие публичные и корпоративные наказания. Телесные наказания были не только дешевы, они имели также благотворное влияние на преступников и широкую публику.

Жан-Батист Кольбер видел очевидные преимущества в увеличении числа трудоспособных нарушителей закона, которые были осуждены на галеры вместо колесования или заключения в темницу. На галерах такие люди могли искупить свои преступления, служа королю. Для осуществления этих идей Кольбер написал многим судебным чиновникам, включая глав парламентов (Парламент Парижа, как и все парламенты Франции, представлял собой только судебное учреждение, обладавшее правом регистрации новых законов. (История Франции , т.1, с.258)), делая акцент на желании Короля воссоздать галерный корпус и его надежде, что они окажут содействие Короне в получении гребцов (т.е. применяя осуждение на галеры). Кольбер оказывал давление по всем направлениям, чтобы получить возможно большее число гребцов на галеры. Он не был первым, кто оказывал такое давление. Другие люди, даже добрый король Генрих IV в более ранние времена пытались увеличить число осужденных на галеры и удлинить сроки, к которым их приговаривали. Возможно, Кольбер, оказывая давление, действовал тверже своих предшественников, как он поступал и во многих других предпринимаемых им делах; он писал множество писем большому числу судей (многие из них сохранились). Он получил одобрение от короля, за усердие и прилежание в работе. (Не всем так везет. На кладбище Александро-Невской лавры есть надгробие молодого корнета, на котором значится, что он умер так рано как раз от усердия и прилежания на военной службе). В результате проделанной работы, Кольбер менее чем за один год добился получения более 1000 хороших гребцов на галеры.

Несмотря на громадные усилия Кольбера, они не давали необходимого Людовику числа гребцов. Действительно, в некоторых местных парламентах усилия министра встретили холодный прием. Оппозиция Кольберу со стороны парламентов была традиционной, связанной с проводимыми им реформами. Некоторые магистры парламентов поступали в точности против желаний Кольбера. «Рекорд свыше 1000 осужденных» в год был достигнут несколько раз между 1661 и 1683 гг., но этому способствовали особые обстоятельства, как например, подавление восстаний и бунтов шестидесятых и семидесятых годов и соответственно увеличение числа приговоров. Несколько раз значительное увеличение количества приговоров было достигнуто за счет давления на чиновников или магистров парламентов.

Согласно Кольберу, частое осуждение преступников на смертную казнь было ненужным расточительством. Он с готовностью согласился с магистрами, что смерть была зачастую лучшим решением, так как для удержания других от совершения преступления требовалось примерное наказание, и что некоторые виды преступлений ничего кроме смерти не заслуживают. Однако он призвал французских судей рассматривать осуждение пригодных для службы преступников на галеры всегда, когда это возможно, в частности, как подходящую замену смертной казни. Во всем этом, нужно отметить, Кольбер втягивался в некоторую прискорбную непоследовательность. Он рекомендовал галеры как наказание за меньшие преступления и предлагал такое же наказание за все тяжкие преступления, кроме самых страшных. Так, Кольбер в письме прокурору в Гренобль сообщает, что король «ежедневно наращивает число галер» и описывает острую потребность в гребцах. «Таким образом, - говорит он, - вы не можете быть более точным в исполнении приказов короля, заменяя смертную казнь на галеры.» Один из интендантов, для которого такие предложения, написанные пером министра, были очевидно равносильны строгой команде, обещал «собрать столько (осужденных), сколько возможно, поскольку это необходимо Его величеству.» Но как можно было предвидеть, возникло достаточно твердое противодействие. Первый Президент Дижона имел смелость возразить министру, что требуется королевская декларация, или по меньшей мере королевский указ (lettre de cachet) для того, чтобы судьи заменяли смертную казнь. Однако назначенные короной чиновники, исполнительная власть и полиция показали больше склонности подчиниться воле Кольбера, хотя и они иногда выказывали раздражение

Королевские власти были поразительно эффективны в осуждении на галеры в случаях бунтов или там, где преступления были совершены непосредственно против власти суверена. В таких случаях названные властью главари должны были испытать самую ужасную форму публичного наказания в назидание другим. Те, кому не был приклеен ярлык главаря, зачинщика, отделывались более легкими наказаниями, такими как пожизненное осуждение на галеры или каторга на длительный срок. Таким был случай с повстанцами в пограничной с Испанской Фландрией области Булоннэ в 1662 г., которые отчаялись до такой степени, что подняли оружие против сборщиков королевских налогов. Ранее жители области откупилась от постоя войск, но после заключения Пиренейского мира 1659 г. фиск ввел новый теперь уже постоянный налог на область. Делегация, отправленная к королю с ходатайством об отмене налога, вернулась ни с чем, и в 1662 году крестьяне Булоннэ, создав вооруженный отряд численностью до 6 тыс. человек, подняли восстание. Правительство выслало войска для его подавления; произошел бой, при котором крестьяне сражались с яростью отчаяния, потеряв около 600 человек убитыми и ранеными. Число взятых в плен составило 3 тыс. человек. Из Парижа было прислано заранее заготовленное судебное решение: осуждено должно быть 1200 человек, из них часть - к колесованию и повешению, а 476 "наиболее здоровых" надлежало отправить гребцами на галеры пожизненно.(История Франции, т.1, с.266)

Некоторым из «осужденных» жителей Булоннэ удалось, благодаря деньгам, отделаться или уйти от наказания; некоторые бежали по пути на базу галер Марсель. Некоторые из тех, кто был осужден на галеры пожизненно, но имел деньги или влиятельных друзей, стали предметом переговоров с властями на предмет освобождения. Уже в 1666 году 55 жителей Булоннэ получили освобождение за счет поставки рабов (или стоимости рабов) на свое место за веслами. Другие, не столь богатые, были менее удачливы. В 1669 г. они все еще служили на веслах. Один из чиновников Корпуса заметил, что они не могут быть освобождены, пока не представят на свою замену раба. Список каторжников, составленный в начале восьмидесятых годов, включал по меньшей мере две дюжины несчастных из Булоннэ, все еще остававшихся на веслах. Девять из них были предназначены для высылки в Америку в различных партиях, отправлявшихся из Франции между 1682 и 1689 гг., преимущественно в Вест-Индию, где они вероятно попали на службу по контракту. Двое других, по неопределенной причине, были освобождены и им было позволено вернуться домой. Однако по меньшей мере двенадцать жителей Булоннэ все еще находились на галерах в Марселе. Шесть из них были в конце концов освобождены в различных партиях в 1694 и 1695; четверо других умерли на веслах, последний в 1698 г. Двое других оставались на галерах до конца столетия и были освобождены в 1701 и 1702 г. после почти сорока лет на галерах. К этой дате урок мятежа должно быть был хорошо усвоен. Пример с жителями Буллонэ иллюстрирует не только стремление власти к осуществлению своих полномочий, но также бросает немного света на «правосудие», социоэкономический характер рекрутирования на весла и методы, используемые для осуществления королевской власти.

В следующий раз поговорим о том, как на галеры попадали дезертиры.




Только сегодня читал тяжеловатый текст Д.Быкова об аналогиях и сопоставлениях исторических событий и тенденций.
Да, возможно, он и прав: не совсем продуктивны аналогии.
Но как быть с этими - до ноющей зубной боли, до состояния дежавю - буквальными аналогиями, почерпнутыми у lev_56 в К месту -8

Николаевская эпоха жутко была похожая на нынешнюю. И любимое выражение Николая I было "тружусь, как раб на галерах", именно тогда про либералов стали говорить, как про "недоумков", тогда же Языков написал в ответ на письмо Чаадаева стихотворение " К ненашим", тогда появилось и выражение "квасной патриотизм". В конце правления в императоре разочаровались все, даже его ярые сторонники.


Вот, что писал в это время славянофил Константин Аксаков:

"Современное состояние России представляет внутренний разлад, прикрываемый бессовестной ложью. Правительство, а с ним и верхние классы, отдалилось от народа и стало для него чужим.
..Всеобщее развращение или ослабление нравственных начал в обществе дошло до огромных размеров. Взяточничество и чиновний организованный грабеж - страшны. Это до того вошло, так сказать, в воздух, что у нас не только те воры, кто бесчестные люди: нет, очень часто прекрасные, добрые, даже в своем роде честные люди - тоже воры: исключений немного. Это сделалось уже не личным грехом, а общественным.
…Гнет всякого мнения, всякого проявления мысли дошел до того, что иные представители власти государственной запрещают изъявлять мнение даже благоприятное правительству, ибо запрещают всякое мнение. Они не разрешают даже хвалить распоряжение начальства… "

А это историк Михаил Погодин:

«Государь, очарованный блестящими отчетами, не имеет верного понятия о настоящем положении России. Став на высоту недосягаемую, он не имеет средств ничего слышать: никакая правда до него достигнуть не смеет, да и не сможет; все пути выражения мысли закрыты, нет ни гласности, ни общественного мнения, ни аппеляции, ни протеста, ни контроля… О народе, который трудится, проливает кровь, носит все тяготы, страдает и, и между тем дышит любовью, самой чистой преданностью и царю и Отечеству, ни у кого и мысли нет. Народ как будто не существует нравственно, известный только по ведомостям казенной палаты».

Другой историк и современник Сергей Соловьев:

«Фрунтовики воссели во всех правительственных местах, и с ними воцарилось невежество, произвол, грабительство, всевозможные беспорядки. Смотр стал целью общественной и государственной жизни. Все делалось на показ для того, чтобы державный приехал, взглянул и в сказал: Хорошо! Все в порядке!» Отсюда все потянулось на показ, во внешность, и внутреннее развитие остановилось…
Лень, стремление делать все кое-как, на шерамыгу, начали усваиваться повсеместно. Таким образом, правительство испортило целое поколение, сделало из него не покорных слуг, но вздорную толпу ленивцев, неспособных к зиждительной деятельности, и следовательно, способных к деятельности отрицательной, как самой легкой.
…Приходилось расплатиться за тридцатилетнюю ложь, тридцатилетнее давлении всего живого, духовного, подавление народных сил, превращение русских людей в полки; за полную остановку именно того, что нужно было более всего поощрять, чего, к несчастью, так мало приготовила наша история, - именно самостоятельности и общего действия, без которого самодержец, самый гениальный и благополучный, остается беспомощным, встречает страшные затруднения в осуществлении своих добрых намерений».