Болезни Военный билет Призыв

Полтавский бой" (отрывок из поэмы "Полтава") Тема: Образ Петра Великого в поэме А. Как поэт передаёт ощущение топота множества ног? Какое впечатление он на вас производит

Попробуйте по прочитанному отрывку воссоздать образ русского воинства, дать ему характеристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено?

Русские воины рвутся в бой, следуя воинскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: "Ура!", безоговорочно верит ему, идет за ним. Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, способность выдержать тяжелейшие испытания. В этом и есть истинная причина победы России.

Объясните значение таких слов и выражений, как "сыны любимые победы", "битвы поле роковое", "темнеет слава их знамен", "бога браней благодатью", "счастья баловень безродный, полудержавный властелин".

Выражение "сыны любимые победы" обращено к шведам, которые во многих сражениях одерживали победу. "Битвы поле роковое" - поле битвы несет гибель многим сражающимся на нем. "Темнеет слава их знамен" - эти слова говорят, что слава побед шведского войска меркнет, они проигрывают сражение. Фраза "Бога браней благодатью" означает, что бог войны поддерживает русских воинов. Выражение "счастья баловень безродный, полудержавный властелин" характеризует князя Александра Меншикова, ближайшего соратника Петра, человека простого происхождения, но обласканного и поднятого императором, достигшего при нем больших высот, власти и богатства.

Выпишите в тетрадь из текста различные виды тропов, назовите их и раскройте значение художественных средств для выражения чувств и настроений автора.

Возьмем, к примеру, описание Полтавского сражения. Картина боя нарисована яркими красками, эмоционально, психологически достоверно, очень образно и зримо. Пушкинское описание разных фрагментов боя с успехом может быть воспроизведено живописцами: это и начало боя ("Горит восток зарею новой"), появление Петра со своими сподвижниками, и кульминация сражения. Такому восприятию батальной сцены способствуют художественные средства, используемые поэтом.

Эпитеты: дым багровый, тяжкая твердость, поле роковое, счастье боевое, музыка боевая, голодный рев, воинственные дружины, желанный бой, град раскаленный, конница летучая.

Метафоры: горит восток зарею новой; свищут пули; битвы поле роковое гремит, пылает; счастье боевое служить уж начинает нам; темнеет слава их знамен; жар пылает; поле пожирал очами; тяжкой тучей отряды конницы летучей… рубятся сплеча; шары чугунные… прыгают, разят… шипят.

Сравнения: как пахарь, битва отдыхает; могущ и радостен, как бой; и падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.

Важную роль в картине боя играет звукоподражание.

Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отношение поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?

На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории России. Мужество Петра, его страстная увлеченность делом, стремления, направленные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пушкину.

В "Полтаве" образ Петра романтизирован, император воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России.

Выходит Петр. Его глазаСияют. Лик его ужасен.Движенья быстры. Он прекрасен,Он весь, как Божия гроза.

Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императора, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой. Петр был очень популярен среди солдат и офицеров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, делил со всеми походные трудности. Его увлеченность передавалась воинам, они уважали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любуется Петром и на поле брани ("Могущ и радостен, как бой…"), и после битвы, когда облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.

Пирует Петр. И горд, и ясен,И славы полон взор его.

Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.

В шатре своем он угощаетСвоих вождей, вождей чужих,И славных пленников ласкает,И за учителей своихЗаздравный кубок поднимает. Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь отражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?

Описания Петра и Карла, шведского короля, контрастны, в основу этих описаний положен - противопоставления. Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в нетерпении от предстоящего сражения, готовый ринуться в бой. Карл предстает неподвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает волнение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла. Пушкин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство патриотизма.

Отметьте особенности звукописи и их роль в описании Полтавского боя. Какое впечатление производит на слушателей сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников и свидетелей событий?

Художественный прием звукописи представляет собой намеренное повторение гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация) звуков для усиления образного и эмоционального впечатления от изображаемого. Описание Полтавского боя построено на повторении звуков р, ш, ж, с, б для создания картины сражения, настоящего огненного ада, когда все вокруг скрежещет, шипит и свистит.

Швед, русский - колет, рубит, режет,Бой барабанный, крики, скрежет,Гром пушек, топот, ржанье, стон,И смерть и ад со всех сторон. Прочитайте вступительный и заключительный отрывки, приведенные в хрестоматии. Отличаются ли они в интонационно-стилистическом отношении от. описания боя, если да, то в чем? Какие мысли и чувства преобладают в них?

Повествование вступительного отрывка спокойное и размеренное. Размышления Пушкина о трудной судьбе России, ее испытаниях и роли Петра в них сменяются эмоциональным накалом в описании боя, который затем уступает место прославлению великой победы русского императора, его мужества и благородства.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина «Полтава» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Почему "дни Петра" поэт называет "славными"? В чем автор "Стансов" видит заслуги самодержца? "Дни Петра", по мнению поэта, принесли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: "правдой… привлек сердца", "нравы укротил наукой", "сеял просвещенье", "знал предназначенье" своей страны, хотя начало правления было мрачным. Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении? В стихотворении перечисляются качества, свойственные царскому роду: неутолимость, твердость, незлобивость (незлопамятность). "Всеобъемлющая душа" царя Петра вмещает все эти достоинства,
    1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой. 2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе? А. Толстой в 1930-е годы увидел в
    В помощь 7-м классам при подготовке к Круглому столу по теме «Культурные преобразования Петра I. Кто он, Пётр I, «созидатель» или «разрушитель»? Все 7-ые классы самостоятельно (По желанию) делятся На 5 групп. Каждая команда готовит материал заранее. Это может быть книжка-раскладушка, презентация, работа в виде плаката, коллажа, и проч. Каждой группе выделяется время на ответ и раскрытие темы до 4 минут. 1 группа носит название «Внешность и характер Петра I» Нужно представить краткую характеристику внешности
    Кто является автором произведения и какие источники им использованы? "Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата свого царя Мамая"), называемое "Задонщиной", было написано брянским боярином Софонием. Оно создано в конце XIV века. Автор использовал летописную повесть, устные народные предания и "Слово о полку Игореве". О чем рассказывает "Задонщина"? Произведение рассказывает о Куликовской битве, которая произошла 8 сентября 1380 года. Куликовская битва, или Мамаево
    Проблема соотношения роли личности и роли народа в историческом процессе занимала многих русских писателей. О роли личности в истории писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Он отводил главную роль в истории народу, а Личность лишь выражала устремления сотен тысяч людей и не играла самостоятельной роли. Эта же проблема стала одной из центральных в романе А. Н. Толстого, но его взгляд отличался от взгляда Льва Толстого. Алексей Толстой писал,
    «На поле Куликовом»: опыт осмысления Стихотворный цикл Александра Блока «На поле Куликовом» традиционно включается в школьные программы 11-го класса. Издание программы под редакцией В. Я. Коровиной от 2002 года предлагает включить цикл «На поле Куликовом» в курс 8-го класса и раскрыть историческую тему в этом стихотворном цикле, показать её современное звучание и смысл. Современный подход к литературному образованию даёт возможность учителю самостоятельно принять решение, когда будет изучаться этот цикл. При
    Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера, то сам Петр не видел в этом большой беды. Подлинной причиной ареста героя был донос Швабрина, который ненавидел своего удачливого соперника, доброго и надежного человека, лишенного злобного нрава. Это были ненависть и зависть, которые все время толкали его на подлые поступки. Опишите

Разработка урока литературы. 8 класс.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и историческому прошлому своей страны.

Наглядность и оборудование: репродукции, иллюстрирующие этапы жизни и творчества А. С. Пушкина; портрет Петра I; фрагменты репродукций картин; текст обращения Петра I к своим войскам перед боем (на ватмане); план отрывка (на доске); текст поэмы.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Исторический комментарий.

3.Выразительное чтение отрывка.

4.Анализ текста по плану.

5.Вывод.


6.Выставление оценок, домашнее задание.

Ход урока


  • Ученики записывают в тетради число и тему урока: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

  • Показываю ученикам изображение Петра I, стоящего на берегу Невы, и цитирую строки из "Медного всадника":
Отсель грозить мы будем шведу;

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

1)Слово учителя – историческая справка. Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: "Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии".

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.

Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношении автора к своему герою. Вы уже знакомы с текстом поэмы. Что вы можете сказать о том, как Пушкин относится к Петру I? (Уважает его и его дела, это самый любимый герой Пушкина.)

В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

2) Выразительное чтение отрывка поэмы учителем.

План отрывка заранее записан на доске:


  • Начало боя.

  • Появление Петра.

  • Передышка в бою.

  • Образы Петра и Карла.

  • Битва в разгаре.

  • Победа.

  • Пир Петра.
3) Работа по тексту поэмы.

  • Как рисует Пушкин начало боя? (Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ "горит восток зарею новой" имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.)

  • Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной).

  • Почему поле брани роковое? (Рок - это судьба. Исход битвы решает судьбу народа).

  • Кто такой "бог браней"? (У древних римлян Марс - бог войны. В данном случае он покровительствует русской армии.)

  • Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображено в действии, в движении). Выберите глаголы, которые подчеркивают быстроту движений. (Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

  • Как поэт передает ощущение топота множества ног? Для этого он использует звукопись т.е. определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение в соответствии с содержанием текста. Находим в тексте четверостишие:
Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит...


  • (В словах часто встречается глухой согласный [т], что и создает ощущение топота).

  • Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? (Впечатление силы, красоты, величия).

  • Как поэт добивается такого эффекта? (использует слова, которые сейчас называют устаревшими: "лик", "глас". "Он весь, как Божия гроза" - Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столь же непредсказуем, как ее появление.

  • С какой целью поэт употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

  • С чем сравнивается образ битвы? ("Как пахарь, битва отдыхает". Битва - дело народное, трудное и тяжелое, так же, как и труд пахаря).
Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, также уносящими жизни людей.

  • Как изображается появление Петра перед войсками? (Он "могущ и радостен, как бой", в окружении своих друзей и соратников).

  • Кто такой "счастья баловень безродный"? (Меньшиков, ближайший советник Петра I, который был замечен Петром за ум и возвышен до вельможи).
4) Задание по рядам: первый ряд находит в тексте описание Петра Великого, второй – Карла.
:промчался перед полками,

могуч и радостен, как бой:

За ним неслись толпой:

Его товарищи, сыны:

Тогда-то, свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!"

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, кард явился:

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки...

Вывод(запись в тетрадях):

Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам

Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

5) Продолжение работы по тексту поэмы:


  • На что указывает противопоставление двух полководцев? (Предопределен исход сражения; Карл напуган могуществом Петра и не отступает только из-за боязни понести позор).
Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

  • Зачитайте сцену разгара боя. Что поражает вас в этом описании? Как вы понимаете выражение "живой стеною отраженный"? (Вражеские снаряды отражались стоящими, как стена, воинами, которых не страшила смерть ради защиты Отечества).

  • Анализируем описание разгара боя. Слабые ученики выбирают из описания глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет). Сильные ученики анализируют звукопись в описании боя:
Браздами, саблями звуча...

Бросая груду тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят...

(Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов).


  • Найдите и зачитайте описание победы. Какие чувства и как передает автор? (Ряд восклицательных предложений передает радость, восторг победы).

  • Зачитайте описание пира. За каких учителей поднимает свой кубок Петр I? (За шведов, которые неоднократно наносили поражения молодой неопытной русской армии и таким образом преподали Петру и его армии немало горьких, но полезных уроков; научили Петра осторожности в столкновениях с опасным противником).

  • Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? ("угощает:вождей чужих, и славных пленников ласкает:". Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику).
6) Вывод:

  • Итак, каким же предстает перед нами Петр I в изображении Пушкина? Петр I изображен в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России - стихийной, неопределимой, гнетущей силы неизбежного исторического процесса.

  • Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру I? (Пушкин старается изобразить Петра сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм и с уважением говорит о его непосредственном участии в бою).
Закончить наш урок я хочу словами же Пушкина:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Кем является Петр I в поэме? (Героем, так же, как и его народ).

7) Итог урока. Оценки за работу на уроке. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов ": и грянул бой: и ад и смерть со всех сторон", "но близок, близок миг победы" до слов "здравный кубок поднимаем:".

Литература:

1. Аникина С.М., Золотарева И. В. "Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе", Москва, "Вако", 2002 г.

2. Карпушин С.В. и др. "Пушкин: начало всех начал". Смоленск, "Русич", 1999 г.

3. Коровина В. Я. "Пушкин в школе", Москва, "Рост", 1999 г.

4. Лахостский К. П., Фролова В.Ф. "Пушкин в школе", Ленинград, "Учпедгиз", 1956 г.

5. Пузицкий В. "Родная история", Саратов, "Детская книга", 1994 г.

6. "Путеводитель по Пушкину", СПб, "Пушкинская библиотека", 1997 г.

7. Пушкин А.С. "Сочинения", т. 5., Москва, "Воскресенье, 1994 г.

8. Тыркова-Вильямс А., "Пушкин", (ЖЗЛ), т. 2., Москва, "Молодая гвардия", 1998г

1

"Полтавский бой" (отрывок из поэмы "Полтава")

Тема: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

Разработка урока литературы. 8 класс.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему ; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и историческому прошлому своей страны.

Наглядность и оборудование: репродукции, иллюстрирующие этапы жизни и творчества А. С. Пушкина; портрет Петра I; фрагменты репродукций картин; текст обращения Петра I к своим войскам перед боем (на ватмане); план отрывка (на доске); текст поэмы.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Исторический комментарий.

3.Выразительное чтение отрывка.

4.Анализ текста по плану.

6.Выставление оценок, домашнее задание.

Ход урока


  • Ученики записывают в тетради число и тему урока: Образ Петра Великого в поэме А. С. Пушкина "Полтава".

  • Показываю ученикам изображение Петра I, стоящего на берегу Невы, и цитирую строки из "Медного всадника":

Отсель грозить мы будем шведу;

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

1)Слово учителя – историческая справка. Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: "Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии".

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.

Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношении автора к своему герою. Вы уже знакомы с текстом поэмы. Что вы можете сказать о том, как Пушкин относится к Петру I? (Уважает его и его дела, это самый любимый герой Пушкина.)

В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

2) Выразительное чтение отрывка поэмы учителем.

План отрывка заранее записан на доске:


  • Начало боя.

  • Появление Петра.

  • Передышка в бою.

  • Образы Петра и Карла.

  • Битва в разгаре.

  • Победа.

  • Пир Петра.

3) Работа по тексту поэмы.


  • Как рисует Пушкин начало боя? (Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ "горит восток зарею новой" имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.)

  • Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной).

  • Почему поле брани роковое? (Рок - это судьба. Исход битвы решает судьбу народа).
    Кто такой "бог браней"? (У древних римлян Марс - бог войны. В данном случае он покровительствует русской армии.)

  • Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображено в действии, в движении). Выберите глаголы, которые подчеркивают быстроту движений. (Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

  • Как поэт передает ощущение топота множества ног? Для этого он использует звукопись т.е. определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение в соответствии с содержанием текста. Находим в тексте четверостишие:
Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит...


  • (В словах часто встречается глухой согласный [т], что и создает ощущение топота).

  • Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? (Впечатление силы, красоты, величия).

  • Как поэт добивается такого эффекта? (использует слова, которые сейчас называют устаревшими: "лик", "глас". "Он весь, как Божия гроза" - Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столь же непредсказуем, как ее появление.

  • С какой целью поэт употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

  • С чем сравнивается образ битвы? ("Как пахарь, битва отдыхает". Битва - дело народное, трудное и тяжелое, так же, как и труд пахаря).
Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, также уносящими жизни людей.

  • Как изображается появление Петра перед войсками? (Он "могущ и радостен, как бой", в окружении своих друзей и соратников).

  • Кто такой "счастья баловень безродный"? (Меньшиков, ближайший советник Петра I, который был замечен Петром за ум и возвышен до вельможи).

4) Задание по рядам: первый ряд находит в тексте описание Петра Великого, второй – Карла.

:промчался перед полками,

Могуч и радостен, как бой:

За ним неслись толпой:

Его товарищи, сыны:

Тогда-то, свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

"За дело, с богом!"

Карл XII

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, кард явился:

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки...

Вывод(запись в тетрадях):

Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам

Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

5) Продолжение работы по тексту поэмы:


  • На что указывает противопоставление двух полководцев? (Предопределен исход сражения; Карл напуган могуществом Петра и не отступает только из-за боязни понести позор).
Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

  • Зачитайте сцену разгара боя. Что поражает вас в этом описании? Как вы понимаете выражение "живой стеною отраженный"? (Вражеские снаряды отражались стоящими, как стена, воинами, которых не страшила смерть ради защиты Отечества).

  • Анализируем описание разгара боя. Слабые ученики выбирают из описания глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (Рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет). Сильные ученики анализируют звукопись в описании боя:
Браздами, саблями звуча...

Бросая груду тел на груду,

Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят...

(Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов).


  • Найдите и зачитайте описание победы. Какие чувства и как передает автор? (Ряд восклицательных предложений передает радость, восторг победы).

  • Зачитайте описание пира. За каких учителей поднимает свой кубок Петр I? (За шведов, которые неоднократно наносили поражения молодой неопытной русской армии и таким образом преподали Петру и его армии немало горьких, но полезных уроков; научили Петра осторожности в столкновениях с опасным противником).

  • Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит? ("угощает:вождей чужих, и славных пленников ласкает:". Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику).

6) Вывод:


  • Итак, каким же предстает перед нами Петр I в изображении Пушкина? Петр I изображен в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России - стихийной, неопределимой, гнетущей силы неизбежного исторического процесса.

  • Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру I? (Пушкин старается изобразить Петра сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм и с уважением говорит о его непосредственном участии в бою).
Закончить наш урок я хочу словами же Пушкина:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Кем является Петр I в поэме? (Героем, так же, как и его народ).

7) Итог урока. Оценки за работу на уроке. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов ": и грянул бой: и ад и смерть со всех сторон", "но близок, близок миг победы" до слов "здравный кубок поднимаем:".

Литература:
1. Аникина С.М., Золотарева И. В. "Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе", Москва, "Вако", 2002 г.

2. Карпушин С.В. и др. "Пушкин: начало всех начал". Смоленск, "Русич", 1999 г.

3. Коровина В. Я. "Пушкин в школе", Москва, "Рост", 1999 г.

4. Лахостский К. П., Фролова В.Ф. "Пушкин в школе", Ленинград, "Учпедгиз", 1956 г.

5. Пузицкий В. "Родная история", Саратов, "Детская книга", 1994 г.

6. "Путеводитель по Пушкину", СПб, "Пушкинская библиотека", 1997 г.

7. Пушкин А.С. "Сочинения", т. 5., Москва, "Воскресенье, 1994 г.

8. Тыркова-Вильямс А., "Пушкин", (ЖЗЛ), т. 2., Москва, "Молодая гвардия", 1998г

17.10.17 год. Литература. 7 класс. (14 урок)

Тема: «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава»

Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему; произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к историческому прошлому своей страны.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля;

Метапредметные:

уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест); уметь выполнять УД, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно;

Предметные: о бобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки.

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

2.Актуалиизация знаний.

Слово учителя.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. (до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

(1700 -1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

(репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)

Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

А. С. Пушкин « Медный всадник »

3. Целеполагание.

Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве.

Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждого солдата:

«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.

Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,

но за государство, ему врученное, за Отечество,

за нашу веру и Церковь.

А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,

лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».

4. Изучение материала.

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.

Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

Анализ отрывка « Полтавский бой»

Работа с учебником.

    Начало боя.

    Появление Петра.

    Передышка в бою.

    Образ Петра и Карла.

    Битва в разгаре.

  1. Пир Петра.

Чтение отрывка наизусть учеником.

Начало боя.

Как рисует Пушкин начало боя? (описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)

Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл: образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.

Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

Почему поле брани роковое? (Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

Кто такой « бог браней»? (У древних римлян Марс - бог войны.)

Кому этот Бог покровительствует? (В донном сражении он покровительствует русским).

Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Для этого Пушкин использует звукопись.

Что такое звукопись? (Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)

Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

(в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)

Обратимся к 1-ой части отрывка.

Автор образно и ярко представляет нам картины боя. Какие средства выразительности использует автор, описывая следующее: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье... служить... начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Падают на землю ядра, свистят пули, солдаты готовы ринуться в штыковую атаку: «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое»

Появление Петра I .

Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.

Какое впечатление он на вас производит? (впечатление силы, величия, красоты)

Как поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими:

«лик, глас», «Божия гроза»

Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

(Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

С чем сравнивается образ битвы?

(« Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.)

Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

Образы Петра и Карла.

Портреты Петра и Карла.

Как изображается появление Петра I перед своими войнами? (он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) Чтение отрывка наизусть.

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

Чтение отрывка наизусть.

Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

5. Физминутка.

6. Закрепление материала.

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Работа в паре.

Анализ разгара боя. Работа по вариантам.

1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

2 вариант: звукопись в описании боя.

(использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета).

Описание победы .

(ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Чтение отрывка наизусть.

Но близок, близок миг победы!

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час! О славный вид!

Описание пира.

За каких учителей поднимает кубок Петр I?

(Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

7.Итог урока.

Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.

Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком,

подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве.

Кем же является Петр I в поэме? (героем, так же, как и его народ)

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, "России определено было высокое предназначение".

Творчество Пушкина "продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее", т.е. к нам. Давайте помнить о том, что настоящего гражданина своей Родины, по мнению Александра Сергеевича, характеризует бережное отношение к прошлому родины, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", и следовать его совету - узнавать как можно больше историю своей Родины.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.

8.Домашнее задание

1. Выучить отрывок "И грянул бой…" наизусть

2. Составить цитатный план поэмы

А. С. Пушкин «Полтава». Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика. Подготовка к домашнему сочинению.

Конспект урока литературы в седьмом классе. Тема: "Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Полтава"

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему;

произвести подробный анализ текста;

прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к

историческому прошлому своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока литературы 7 класс

Тема: Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина

« Полтава».

Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.

Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему;

Произвести подробный анализ текста;

Прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к

Историческому прошлому своей страны.

Наглядность и оборудование: портрет Петра I, Карла 12, текст обращения Петра к своим войнам перед сражением, текст поэмы, отрывок из кинофильма « Слуга Государев».

Метод изучения нового материала: частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы урока и целей.

2.Изучение нового материала.

Слово учителя.

А. С. Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царем (1696)Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате Азовских походов (1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. (до этих пор Россия имела выход только в белое море, которое замерзало на полгода.)

Для связи с Западом необходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне

(1700 -1721) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он вторгся в Россию с запада. Произошло сражение под Полтавой.

(репродукция « Полтавская баталия» учебник, стр. 77)

Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы,

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу;

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

А. С. Пушкин « Медный всадник »

Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А. С. Пушкина – Петр I. Ему посвящены многие произведения, в частности поэма « Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве.

Перед началом битвы обратился Петр к своим войскам с речью. Речь его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждого солдата:

(ученик читает речь наизусть в обличие Петра)

«Войны! Пришел час решить судьбу отечества.

Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра,

но за государство, ему врученное, за Отечество,

за нашу веру и Церковь.

А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога,

лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».

Слово учителя.

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.

Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь всего сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношение автора к своему герою. В ходе анализа поэмы вы сможете выяснить окончательный ответ на этот вопрос.

3 Анализ отрывка « Полтавский бой»

Работа с учебником.

План:

  1. Начало боя.
  2. Появление Петра.
  3. Передышка в бою.
  4. Образ Петра и Карла.
  5. Битва в разгаре.
  6. Победа.
  7. Пир Петра.

Чтение отрывка наизусть учеником.

Начало боя.

Как рисует Пушкин начало боя?

(описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел)

Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл: образ зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.

Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?

(Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной)

Почему поле брани роковое?

(Рок – это судьба. Исход битвы решает судьбу народа.)

Кто такой « бог браней»?

(У древних римлян Марс - бог войны.)

Кому этот Бог покровительствует?

(В донном сражении он покровительствует русским).

Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

(Все изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту.)

Давайте найдем эти глаголы.

Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…

Как поэт передает ощущение топота множества ног?

Для этого Пушкин использует звукопись.

Что такое звукопись?

(Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение.)

Найдем это четверостишие в тексте.

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит…

(в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение топота)

Появление Петра I.

Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.

(Чтение отрывка наизусть)

Какое впечатление он на вас производит?

(впечатление силы, величия, красоты)

Как поэт добивается этого эффекта?

Поэт использует слова, которые сейчас называются устаревшими:

«лик, глас», «Божия гроза»

Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столько же непредсказуем как ее появление.

Вдумаемся в эти слова:

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен.

Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого?

С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

(Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

Передышка в бою.

С чем сравнивается образ битвы?

(« Как пахарь битва отдыхает» . Битва - дело народное, трудное, как труд пахаря.)

Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

Образы Петра и карла.

Портреты Петра и Карла.

Как изображается появление Петра I перед своими войнами?

(он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) Чтение отрывка наизусть.

А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла XII ?

Чтение отрывка наизусть.

(чтобы читатель смог представить Карла, увидеть его безнадежность).

Как вы понимаете выражения:

Смущенный взор изобразив;

Желанный бой в недоуменье?

Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.

Карл слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра. Шведы начали сражение первыми. Упорный бой длился два часа.

Описание разгара битвы.

Анализ разгара боя. Работа по вариантам.

1 вариант: выбрать глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя.

(рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)

2 вариант: звукопись в описании боя.

(использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота, скрежета).

Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма « Слуга Государев».

Посмотрим, как режиссер передает нам, зрителям, образы Петра Великого и Карла XII в Полтавском сражении. Попробуем подобрать текст пушкинской поэмы к данному эпизоду.

Просмотр отрывка из фильма « Слуга Государев» «Полтавский бой».

Описание победы .

Какие чувства победы и как передает нам автор?

(ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.)

Чтение отрывка наизусть.

Но близок, близок миг победы!

Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

О славный час! О славный вид!

Описание пира.

За каких учителей поднимает кубок Петр I ?

(Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом преподали полезные уроки).

Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чем оно говорит?

(Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает).

Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику.

4 Вывод: Итак, каким предстает перед нами Петр Великий в изображении А. С. Пушкина?

Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой.

Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком,

Подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве.

Закончить урок хочется словами Пушкина А. С.:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Кем же является Петр I в поэме? (героем, так же, как и его народ)

5.Домашнее задание

Выучить отрывок наизусть, вопросы 5, 6 ,8.

6. Выставление оценок.

Литература:

  1. Аникина С. М. , Золотарева И. В. « Поурочные разработки уроков литературы в 7 классе» , М 2002
  2. Карпушин С. Я. « Пушкин – начало всех начал». Смоленск 1999г.
  3. Коровина В. Я. « Пушкин в школе» М. 1999
  4. Лахостский К. П. « Пушкин в школе «, Ленинград 1956
  5. Пузицкий В. « Родная история» , Саратов, 1994
  6. «Путеводитель по Пушкину» , СПб « Пушкинская библиотека» 1997
  7. Пушкин А. С. « Сочинения» т.5., М. 1994
  8. Тыркова-Вильямс А. « Пушкин» (ЖЗЛ) т.2., М. 1998