Болезни Военный билет Призыв

Подвиг женщины-водолаза. Как Нина Соколова спасала блокадный Ленинград

Первая и единственная женщина-водолаз.

Нина Васильевна Соколова-первая и единственная в мире женщина водолаз.

Водолазам 27-го отряда ЭПРОНа - Ленинградского отряда аварийно-спасательной службы Краснознаменного Балтийского флота - в годы Великой Отечественной войны пришлось восстанавливать в блокированном городе поврежденные бомбежками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим. Тяжелым водолазом была и военный инженер 3 ранга Нина Васильевна Соколова
Она росла старшим ребенком в многодетной семье. Мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась на поденные работы. После окончания школы уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения. В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Смелая девушка решила все исследовать сама. В Ленинграде прошла двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно осваивала водолазное дело. Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Крылов, подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины. Это единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Боевое крещение она получила в Баренцевом море. Было это в 1939 году. Шла война с белофиннами. Ей поручили руководить строительством десантного причала в Полярном. Молодой инженер справилась отлично, сама спускалась в студеную воду
В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж водолазы подняли свыше 4 тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой невообразимые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег, а там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег.
В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина, разминировали мосты. Нина получила очередное звание - «подполковник-инженер Военно-морских сил». Единственная в мире женщина-водолаз Нина Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями. В 34 года преподавала в Высшем военно-морском училище. После отставки в 1958 году вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Она увлеченно занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух замечательных детей - Марину и Евгения.17 декабря 2001 года, на 90-м году жизни, легендарной женщины не стало...
В память о подвиге легендарной женщины-водолаза к столетию со дня рождения губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко принял решение воздвигнуть ей памятник.

1.

2.

3.

4.

5.

Нина Соколова

Дословно обо всём

Афоризмы, цитаты людей знаменитых и не очень

© Нина Соколова, Екатеринбург, 2016

© «Союз писателей», Новокузнецк, 2016

* * *

Слово о словах, что собраны в этой книге

Коллекционировать чужие мысли нисколько не зазорно. Наоборот, это очень даже интересное, увлекательное и полезное занятие. Это я поняла, когда однажды мне предложили в одном экономическом журнале подготовить тематическую подборку афоризмов. Занятие так увлекло меня, что и сейчас, спустя годы, я не могу остановиться. Такое вот странное, на первый взгляд, у меня теперь хобби.

Набралось больше полусотни подборок афоризмов. На самые разные темы. И самых разных авторов – писателей и политических деятелей, артистов и экономистов, знаменитостей и совсем не известных людей.

Мне хотелось, чтобы их высказывания вызвали улыбку, запомнились чем-то неожиданным и добрым. Наиболее интересные цитаты попадались, когда автор не старался никого насмешить, а просто говорил откровенно то, что думал. Главное – чтобы в тему и коротко.

Чем хороша эта книга? Тем, что ее можно открыть на любой странице. Ее можно читать в поезде, самолете, на пляже, в городском транспорте. Можно читать с любого места. И я уверена: кому-то она поможет в жизни, кого-то просто повеселит.

Чем книга плоха? Наверное, тем, что она пока ещё не обо всём.

Вот на этом, собственно, короткое вступительное слово можно и закончить. Читайте теперь слова великих, знаменитых и не очень известных людей – в этой книге всё сказано ДОСЛОВНО.

Нина Соколова

О бизнесе

Нужно создать благоприятные условия для ведения бизнеса, нужно перестать с помощью правоохранительных органов гонять всех, кто не понравится.

Владимир Путин

Состояние общества и возможности ведения бизнеса тесно взаимосвязаны. Поэтому, получая прибыль, нужно делиться с обществом.

Александр Мурычев

Бизнес – увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил.

Билл Гейтс

Настоящий бизнес не делают. Им живут.

Леонид Сухоруков

Бизнесмен – обыкновенный лавочник, только во много раз увеличенный.

Луи Бромфильд

Богатым бизнесменам везет больше, чем бедным. Иначе говоря – деньги идут к деньгам.

Арманд Хаммер

В бизнесе ты получаешь либо деньги, либо опыт. Бери опыт, а деньги придут.

Гарольд Дженин

Бизнесмены компетентнее правительства, иначе бы у них ничего не получилось.

Сирил Паркинсон

Всё легально, если сотня бизнесменов решит это делать.

Эндрю Юнг

Теперешние бизнесмены пытаются обеспечить увеличение производства товара за счет ухудшения условий труда и станков. Но самое смешное, это им удается.

Виталий Власенко

В бизнесе – как в спорте: один за всех и каждый за себя.

Александр Минченков

В малом бизнесе нет мелочей.

Константин Кушнер

Разумеется, законы для богатых не те, что для бедных; иначе кто бы пошел в бизнес?

Бартон Холидей

Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточиться не на покупателях, а на конкурентах. Вам нужно определить, что хотят покупатели и как им это дать.

Джефф Безос

Бизнес – это когда огромное Адриатическое море разливают во флакончики по 10 мл и успешно продают в аптеках по 3 у. е.

Елена Ермолова

Подружитесь со своими врагами – это правило как для бизнеса, так и для жизни.

Ричард Бренсон

Первое правило бизнеса – делать деньги, как бы этому ни мешали другие правила.

Михаил Мамчич

Бизнес – время тратить свои деньги и время.

Сергей Нехаев

Банковский бизнес во всем мире перестал выполнять свою главную функцию – механизма сбережения денег.

Константин Корищенко

Для того чтобы преуспеть в бизнесе, нужен талант необычайный; если же вы обладаете таким талантом, зачем тратить его на бизнес?

И. Липкий

Когда мыслей о бизнесе много, они перевешивают желание заниматься бизнесом.

Аркадий Теплухин

С точки зрения государства, лучший бизнес – это монополия.

Владимир Борисов

Самое худшее, что может сделать бизнесмен, проворачивающий сделку, – это позволить партнерам почувствовать, как сильно он желает этого.

Дональд Трамп

Бизнес – это получение вероятного плюса из гарантированных минусов.

Алонсо Арджуна

Если бизнес идет хорошо, то обязательно найдется тот, который всё испортит.

Сергей Нехаев

Преподаватель, не способный создать бизнес, ставит под вопрос свой профессионализм.

Анатолий Чубайс

Ученый-бизнесмен – все равно что балерина-повариха: одно исключает другое.

Анна Дуварова

Я давно уже сильно разочаровался в возможностях реализации бизнес-проектов в России. У нас такой бизнес-климат, который не оставляет места для чистой совести и спокойной жизни.

Алишер Усманов

Бизнес вовсе не так сложен. Многие люди, обладающие весьма средними интеллектуальными способностями, зарабатывают достаточно. Действительно умные люди могут получить настоящее богатство, если они действительно посвятят себя этому.

Джордж Сорос

Не называй бизнесменом того, кто не научился извлекать прибыль из своей репутации.

Анатолий Юркин

Анекдот в тему

Бизнес – это война, где оружие – деньги… Увы, в этой войне я безоружен.

О будущем

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

Виссарион Белинский

Если я усну, и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: «Пьют и воруют».

Михаил Салтыков-Щедрин

Серые будни – это переходный период между темным прошлым и светлым будущим.

Михаил Драйшпиц

Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему…

Николай Чернышевский

В будущее лучше всего верить слепо.

Анатолий Рас

Самый лучший день – сегодня.

Поль Брэгг

Светлое будущее слишком непрактично.

Геннадий Малкин

Светлое будущее? Что ж, и серое на черном смотрится светлым.

Евгений Кащеев

Будущее начинается сегодня, если не откладывать на завтра.

Борис Крутиер

Одно сегодня стоит двух завтра.

Бенджамин Франклин

Будущее за теми, кто впереди его.

Александр Минченков

Женщина беспокоится о будущем, пока не выйдет замуж. Мужчина не беспокоится о будущем, пока не женится.

Коко Шанель

Я никогда не думаю о будущем. Оно приходит само достаточно скоро.

Альберт Эйнштейн

Говоря «прошлое в прошлом», мы жертвуем будущим.

Уинстон Черчилль

Не всякий умеет танцевать под музыку будущего.

Станислав Ежи Лец

Время все по местам расставит. Ждать только долго.

Майя Плисецкая

Трудно жить завтрашним днем с сегодняшним гардеробом.

Тамара Клейман

Будущее, как известно, бросает свою тень задолго до того, как войти.

ПОДВОДНАЯ ВОЙНА НИНЫ СОКОЛОВОЙ April 18th, 2016

Проектом " " я больше не занимаюсь. Но продолжаю собирать и получаю от некоторых моих читателей материал на эту тему, ссылки по ней. Вот один из них.

Спрятать это в свои "закрома" не позволила совесть и уникальность этой истории. Ловлю себя на мысли, что тема о женщинах на войне еще будет иметь свое продолжение в этом ЖЖ, и не раз.

"Дети Нины Соколовой бережно хранят в гардеробе парадный китель своей мамы. Первая женщина - водолаз в Союзе. Сотни часов, проведенные на глубине. С первых дней блокады она была в составе ЭПРОНа - это особая подводная служба работала на Ладожском озере. В годы Великой Отечественной войны им пришлось восстанавливать в блокированном городе поврежденные бомбежками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим.

Она росла старшим ребенком в многодетной семье. Мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась на поденные работы. После окончания школы уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения. В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Смелая девушка решила все исследовать сама. В Ленинграде прошла двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно осваивала водолазное дело.

Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Крылов, подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины. Это единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Боевое крещение она получила в Баренцевом море. Было это в 1939 году. Шла война с белофиннами. Ей поручили руководить строительством десантного причала в Полярном. Молодой инженер справилась отлично, сама спускалась в студеную воду.

Ладога стала особой страницей в судьбе Нины. Озеро занимало немалое место в стратегических планах германского командования. Не случайно оно много раз упоминалось в документах гитлеровского вермахта. В ночь на 1 июля 1941 года началось наступление немцев с целью выхода к Ладожскому озеру. Выйдя к южному берегу, враг замкнул кольцо блокады. Единственный путь, связывающий Ленинград со страной, стал возможен только по Ладожскому озеру. На Дороге жизни Нина Соколова трудилась с первых дней войны.

Водолазам часто приходилось работать в условиях артиллерийского обстрела и налетов авиации. Осиновецкий порт особенно привлекал фашистов. Здесь были большой маяк, железнодорожный путь к озеру и причалы. Водолазные работы в Осиновце проводились круглосуточно. В сентябре 1941 года Ленинградский фронт высадил десант через Неву, в районе Невской Дубровки. Для переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина. Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии.

Водолазы получали 300 граммов хлеба, немного крупы и немного жиров. В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж они подняли свыше 4 тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой невообразимые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег, а там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег. Главная задача, поставленная перед водолазами осенью 1941 года, — обеспечить командованию Ленинградского фронта устойчивую связь с Москвой. Телефонную линию можно было проложить под водой через Ладожское озеро. Несмотря на сильный шторм, водолазы 27-го отряда ЭПРОНа проложили линию. Магистраль связи безотказно действовала всю войну. Однажды Нине Соколовой пришла в голову идея провести по дну Ладоги бензопровод. Это бы избавило красную армию от лишних рисков при переправке грузов. О своей задумке молодая женщина рассказала при первом же удобном случае. Во время командировки в Москву оказалась в одном самолете с начальником восстановительных работ Ленинградского фронта Иваном Зубковым.

Галина Алейникова, друг семьи: «Она ему сказала: «Это же так просто - под Ладогой по дну провести бензопровод». И стала на коленках рисовать».

Идею моментально одобрили в столице. Ей позвонил Алексей Косыгин - он руководил эвакуацией ленинградцев и занимался снабжением блокадного города. Затем Нину Соколову срочно снова вызвали в Москву. Седьмого апреля комитет обороны распорядился начать строительство Ладожского бензопровода.

Евгений Зубков, сын Нины Соколовой:

«Она никогда не давала оценку своей работе. Она не говорила, что спасла город, это была часть ее службы, и, как выяснилось впоследствии, она принимала участи в множестве таких проектов».

Весной 1942 года по предложению Соколовой начали прокладку бензопровода по дну озера. Работали под непрерывными ударами авиации. Ладожский трубопровод был проложен за 43 дня через Ладожское озеро для снабжения жидким топливом в условиях блокады. Протяженность 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). С июня 1942 по март 1943 года по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. Главным инженером проекта был назначен Д. Шинберг. Трубы для сооружения нашли в Колпино, на Ижорском заводе. Грузить их пришлось ночью, причем под обстрелом. Днем это было бы вообще невозможно. На заводе были отобраны стальные трубы внутренним диаметром 101 мм, изыскано необходимое для трубопровода оборудование (насосы, электродвигатели и др.), выделена рабочая сила, которые по ж.д. были привезены к западному берегу Ладоги. Специалистами Водоканала проведено обследование трассы трубопровода.


Схема проложенного трубопровода для горючего по дну Ладожского озера

Укладка трубопровода началась с аварии. 26 мая Ладога была неспокойной, однако участники работ быстро собрали и сварили 1 000-метровую плеть. Но во время попытки ее установить волнение на озере усилилось, крепление плети оборвалось, и она исчезла в волнах. Эта неудача тяжело сказалась на настроении людей. Однако надо было продолжать работу. Из случившегося были сделаны выводы. В дальнейшем эксцессов не возникало. Подгонка и сварка плетей, имеющих среднюю длину 1,4 километра, продолжались с 31 мая по 14 июня. Пятнадцать таких состыкованных плетей подводники уложили на дно Ладоги - так была построена озерная часть объекта. Водолазы обследовали трубопровод и закрепили его на грунте. Трубопровод был испытан прокачкой сначала воды под большим давлением, а потом - керосина. Утром 19 июня правительственная комиссия подписала акт приемки трубопровода, оценив работу участников стройки на отлично. Он был проложен недалеко от п. Коса за пристанями Кобоны от песчаной косы восточного побережья по дну Ладожского озера до площадки в районе станции Борисова Грива на западном берегу озера с выводом на головной склад горючего № 1186. Длина уложенного трубопровода составила 29,85 км, из них на подводную часть приходилось 21 км и 450 м. Производительность его достигала до 350 т горючего в сутки.

При его эксплуатации производилось попеременное перекачивание различных видов горючего: автомобильного бензина, лигроина, керосина и дизельного топлива «Артерия жизни» действовала 20 месяцев, в течение которых Ленинград получил более 40 тысяч тонн горючего. Интересно, что этот объект не нашел даже упоминания в мемуарах педантичных немцев, в том числе непосредственных участников тех событий. Не рассказано о нем и в дневнике верховного главнокомандования вермахта. Причина одна - они так и не узнали об этой уникальной стройке, проводившейся у них под носом в невероятно тяжелых условиях… Первый орден Красной Звезды Нине вручили за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Осенью 1942 года ее ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале — и снова в свой отряд. В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина, разминировали мосты. Нина получила очередное звание — «подполковник-инженер Военно-морских сил». Единственная в мире женщина-водолаз Нина Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями. В 34 года преподавала в Высшем военно- морском училище. После войны преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, читала сложнейший курс гидравлики и гидродинамики. Она передавала свои знания и опыт будущим офицерам. После отставки в 1958 году вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Она увлеченно занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух детей — Марину и Евгения. 17 декабря 2001 года, на 90-м году жизни, легендарной женщины не стало…

После войны ее даже выдвинули на звание Героя Союза, но «женский» лимит орденов закончился. А в личной водолазной книжке инженера стоит цифра «644». Именно столько часов она проработала под водой.

В память о подвиге легендарной женщины-водолаза к столетию со дня рождения губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко принял решение увековечить память Нины Васильевны Соколовой. Комиссия по образованию, культуре и науке поддержала представление Губернатора СПб об установке мемориальной доски на доме, где она жила, по адресу: ул. Ленина, д. 48.

P.S. Впервые эту историю я услышала несколько месяцев назад от мамы, которая смотрела док.фильм/передачу, в которой принимала участие сама Нина Васильевна. Когда на Сплетнике начался марафон постов о героях ВОВ, я вспомнила об этой истории. Так фамилию этой уникальной женщины ни мама, ни я не помнили, то в поисковике я забивала просто "прокладка трубопровода в военное время по дну Ладожского озера". К моему большому удивлению, в большинстве источников было написано следующее "к сожалению сейчас невозможно точно установить кому принадлежала эта идея", либо что "эта идея принадлежала инженерам ЭПРОНа". Причем там был упомянут "чертеж на коленке" - но, о авторе чертежа - ни слова! Пересмотрев несколько источников, я наконец нашла упоминание о первой женщине-водолазе, которая принимала участие в прокладке трубопровода. И только набрав ее фамилию, я нашла полную историю подвига Нины Васильевны Соколовой".

Посмотреть полностью:

Рассказ о легендарной первой женщине - тяжелом водолазе в нашей стране Н.В. Соколовой.

Боевое крещение тяжёлый водолаз военный инженер 3-го ранга Нина Васильевна Соколова получила в Баренцевом море. Было это в 1939 году. Шла война с белофиннами. Инженеру-гидротехнику Нине Соколовой поручили руководить строительством десантного причала в Полярном. Молодой инженер справилась отлично, сама опускалась в студёную воду.

Спуск на 10-метровую глубину разрешён

После окончания школы № 1 города Череповца Вологодской области Нина Соколова уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году получила диплом и была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов. А как руководить, если не знаешь, как там внизу подготовили «постель» для блоков, как их устанавливают? Смелая девушка решила всё посмотреть сама - ответственность ведь огромная. Командование, узнав об этом поступке, пришло в ярость. Но девушка была настойчива.

В Ленинграде закончила двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно узнала водолазное дело. Экзаменационная комиссия была поражена глубоким знанием мужской профессии. Начальник ЭПРОНа контр-адмирал Фотий Иванович Крылов подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины - единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Для этого потребовалось личное разрешение М. И. Калинина.

Самостоятельности её удивлялись с детства. Нина была старшим ребёнком в многодетной семье. Она воспитывалась по наказу отца: «Жить по совести. Людям только хорошее делать и на плохое никогда не отвечать плохим». По этому правилу жила, и её всегда примечали.
Волевая, целеустремленная, пытливая, ответственная. Начальство стало прислушиваться к её дельным советам. И уже через три года службы в ЭПРОНе её начальник Ф. И. Крылов дал такую характеристику военному инженеру 3-го ранга Соколовой:
«В текущем году она назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой энергичный работник, постоянно совершенствует знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания по военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных».
Справедливость его оценки подтвердили события Великой Отечественной войны.

Подвиги на Ладоге

Ладога стала особой страницей в жизни военного инженера. В июне 1941 года Нина Васильевна служила в аварийно-спасательной службе Краснознаменного Балтийского флота. Ее хотели перевести в Москву, но смелая девушка отказалась, сославшись на то, что является депутатом Ленгорсовета, и её место в блокадном Ленинграде. На «Дороге жизни» Нина Васильевна с первых дней Великой Отечественной войны. Водолазам часто приходилось работать в условиях артиллерийского обстрела и налётов авиации.

В сентябре Ленинградский фронт высадил десант через Неву в районе Невской Дубровки. Десант удался. Войсками был занят пятачок земли шириной 1800 метров и глубиной 700 метров, насквозь простреливаемый пулемётным и оружейным огнём. Для обеспечения действия переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина.

Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии. Буксировка техники под водой не получалась из-за сложного рельефа дна и постоянных повреждений тросов под водой от разрывов снарядов. Работали круглосуточно за пределами человеческих сил, от огня противника и нечеловеческого напряжения теряли водолазов. В итоге задачу по буксировке техники под водой так и не удалось выполнить, но наступившие холода сковали реку льдом. По льду реки, несмотря на постоянный огонь и бомбардировки, осуществлялось снабжение войск оружием, боеприпасами, продовольствием. Значительная часть этих средств уходила под лёд через многочисленные полыньи. Жизненные условия в этот период были очень тяжёлыми. Водолазы получали по 300 граммов хлеба, немного крупы и очень мало жиров.

В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж, применяя обычные водоструйные насосные эжекторы, было поднято свыше четырех тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный Ленинград задыхался без топлива, отряд водолазов принимал невообразимые решения. Родилась идея спустить цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег. Гитлеровцы пристреляли участок и все время разрушали причалы. Но снова и снова водолазы восстанавливали путь горючему. В их числе всегда была военный инженер 3 ранга Соколова.

Прокладывала бензопровод и электрокабель по дну

Весной 1942 года по предложению военного инженера Соколовой начали прокладку бензопровода по дну озера. Работали в чрезвычайно трудных условиях, под непрерывными ударами авиации. Место строительства трубопровода было выбрано в районе Ладожского озера недалеко от Осиновецкого маяка в начале мая 1942 года. Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда жидким топливом в условиях блокады был проложен за 43 дня (с 5 мая по 16 июня 1942) от мыса Кареджи до Осиновца и далее шёл до железнодорожной станции Борисова Грива Всеволожского района Ленинградской области. Протяжённость 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). Пропускная способность - около 150 тонн в сутки. С июня 1942 года по март 1943-го по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. И этот подвиг за полтора месяца совершили тысячи людей - специалисты, солдаты, водолазы.

Соколова в те суровые дни проводила разведку дна в составе специальной группы водолазов. Неделями ночевала в землянке, спускалась под воду. Первый орден Красной Звезды вручили ей за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Работы проводились скрытно, чаще всего под покровом ночи. Осенью 1942 года её ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале, и снова - в свой отряд.

Пережившие блокаду ленинградцы помнят о том, как в их домах зажёгся настоящий электрический свет. Это произошло в канун 25-й годовщины празднования Великой Октябрьской революции. Водолазы 27-го отряда ЭПРОНа вместе с другими специалистами сумели провести в осажденный город волховскую электроэнергию не по высоковольтным наземным проводам, а по дну Ладоги. Нина с боевыми товарищами пять раз прошла по 25 подводных километров трассы, чтобы уложить по дну озера электрокабели. По ночам, в темноте, на ощупь, принимая из рук в руки фидеры, сцепляя их муфтами, водолазы протягивали кабели ровно, «в струнку», под носом у фашистов.

В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ.

В 34 года - инженер-полковник

После полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Нина Васильевна получила очередное звание - стала подполковником-инженером Военно-Морских Сил.

После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина. Её личный счёт часам работы под водой давно перевалил за четыре сотни и составляет 644 часа.

Соколова награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знаком Почёта», многими медалями. В 34 года Нина Соколова - уже инженер-полковник. Преподавала в Высшем Военно-Морском училище им. М. В. Фрунзе, где передавала свои знания и опыт будущим офицерам.

После отставки в 1958 году эта женщина удивительной нравственной силы активно вела военно-патриотическую работу среди молодёжи. Она занесена в Золотую Книгу Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Увлеченно занималась гимнастикой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух замечательных детей - Марину и Евгения.

17 декабря 2001 года на 90-м году жизни легендарной женщины-водолаза не стало…
Похоронена на Серафимовском кладбище.

Кронштадтский вестник » Её личный счёт - 644 часа работы под водой


Н.В. Соколова
Нина Васильевна Соколова -инженер-полковник Военно-Морских Сил.
В годы войны руководила всеми водолазными работами на Ладоге и Балтике.
После войны преподавала в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, читала сложнейший курс гидравлики и гидродинамики. Она передавала свои знания и опыт будущим офицерам.

Подводная война Нины Соколовой


Водолазам 27-го отряда ЭПРОНа - Ленинградского отряда аварийно-спасательной службы Краснознаменного Балтийского флота - в годы Великой Отечественной войны пришлось восстанавливать в блокированном Ленинграде поврежденные бомбежками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим. Среди них была тяжелый водолаз, военный инженер 3 ранга Нина Соколова.

13 марта 1923 года первые судоподъемные партии, согласно приказу ОГПУ, были преобразованы в единый орган - Экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Крупнейшим центром водолазного дела в Советской России стала Балаклава, где была создана водолазная школа. В ЭПРОН пришли специалисты высокого класса. Сфера деятельности Экспедиции постепенно расширялась и географически, охватывая Черное, Азовское, Каспийское, Балтийское и Белое моря. ЭПРОН стал единой государственной организацией подводных работ.

Водолазам 27-го отряда ЭПРОНа - Ленинградского отряда аварийно-спасательной службы Краснознаменного Балтийского флота - в годы Великой Отечественной войны пришлось восстанавливать в блокированном городе поврежденные бомбежками подводные силовые кабели, строить причалы на Дороге жизни, поднимать ушедшие под лед грузовики, баржи с продовольствием, цистерны с горючим. Тяжелым водолазом была и военный инженер 3 ранга Нина Васильевна Соколова.

Она росла старшим ребенком в многодетной семье. Мать с ранних лет брала ее помогать, когда нанималась на поденные работы. После окончания школы уехала в Ленинград и поступила в институт водного транспорта. Выбрала гидротехнику. В 1936 году была направлена в Экспедицию подводных работ особого назначения. В Сочи в то время строили порт, и ей поручили руководить водолазами при укладке бетонных массивов-гигантов. Смелая девушка решила все исследовать сама. В Ленинграде прошла двухмесячные курсы усовершенствования и одновременно осваивала водолазное дело. Начальник ЭПРОНа, контр-адмирал Фотий Крылов, подписал свидетельство, разрешающее подводные спуски до 10-метровой глубины. Это единственный документ, выданный женщине за всю историю водолазного дела. Боевое крещение она получила в Баренцевом море. Было это в 1939 году. Шла война с белофиннами. Ей поручили руководить строительством десантного причала в Полярном. Молодой инженер справилась отлично, сама спускалась в студеную воду.
Ладога стала особой страницей в судьбе Нины. Озеро занимало немалое место в стратегических планах германского командования. Не случайно оно много раз упоминалось в документах гитлеровского вермахта. В ночь на 1 июля 1941 года началось наступление немцев с целью выхода к Ладожскому озеру. Выйдя к южному берегу, враг замкнул кольцо блокады. Единственный путь, связывающий Ленинград со страной, стал возможен только по Ладожскому озеру. На Дороге жизни Нина Соколова трудилась с первых дней войны. Водолазам часто приходилось работать в условиях артиллерийского обстрела и налетов авиации. Осиновецкий порт особенно привлекал фашистов. Здесь были большой маяк, железнодорожный путь к озеру и причалы. Водолазные работы в Осиновце проводились круглосуточно. В сентябре 1941 года Ленинградский фронт высадил десант через Неву, в районе Невской Дубровки. Для переправы через реку была создана группа аварийно-спасательного обеспечения, куда входила и Нина. Главной задачей группы была прокладка по дну реки трассы для буксировки под водой танков и артиллерии.

Водолазы получали 300 граммов хлеба, немного крупы и немного жиров. В сентябре-октябре 1941 года из затонувших барж они подняли свыше 4 тысяч мешков зерна. Спасенный хлеб уже на другой день получали по карточкам в блокадном Ленинграде. В боевой обстановке, когда осажденный город задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой невообразимые решения. Рельсы, на которых застряли цистерны с горючим, упирались в Ладожское озеро. Родилась идея: спускать цистерны с бензином в воду и буксировать на другой берег, а там снова ставить на рельсы. Подводные железнодорожные спуски и подъемы в кратчайший срок проложили эпроновцы 27-го отряда. Цистерны с горючим спускались прямо с железнодорожных путей на воду и на понтонах доставлялись буксирами на противоположный берег.

Главная задача, поставленная перед водолазами осенью 1941 года, - обеспечить командованию Ленинградского фронта устойчивую связь с Москвой. Телефонную линию можно было проложить под водой через Ладожское озеро. Несмотря на сильный шторм, водолазы 27-го отряда ЭПРОНа проложили линию. Магистраль связи безотказно действовала всю войну. Весной 1942 года по предложению Соколовой начали прокладку бензопровода по дну озера. Работали под непрерывными ударами авиации. Ладожский трубопровод был проложен за 43 дня через Ладожское озеро для снабжения жидким топливом в условиях блокады. Протяженность 35 км (в том числе 27 км по дну Ладоги). С июня 1942 по март 1943 года по Ладоге поступило свыше 40 тысяч тонн горючего. Первый орден Красной Звезды Нине вручили за талантливое предложение и за участие в прокладке трубопровода. Осенью 1942 года ее ранило в ногу и плечо, контузило. Отлежалась в госпитале - и снова в свой отряд.

В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина, разминировали мосты. Нина получила очередное звание - «подполковник-инженер Военно-морских сил». Единственная в мире женщина-водолаз Нина Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны II степени и «Знак Почета», многими медалями. В 34 года преподавала в Высшем военно-морском училище. После отставки в 1958 году вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Она увлеченно занималась гимнастикой, йогой, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания. Воспитала двух замечательных детей - Марину и Евгения. 17 декабря 2001 года, на 90-м году жизни, легендарной женщины не стало…


В память о подвиге легендарной женщины-водолаза к столетию со дня рождения губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко принял решение увековечить память Нины Васильевны Соколовой. Комиссия по образованию, культуре и науке поддержала представление Губернатора СПб об установке мемориальной доски на доме, где она жила, по адресу: ул. Ленина, д. 48.