Болезни Военный билет Призыв

Описание солдат в повести поединок. Сочинение на тему: Проблематика и система образов в повести «Поединок

Повесть А. И. Куприна «Поединок» развивает тему о состоянии русской армии на период начала XX в. Писатель начал свою повесть в 1902 г., но вплотную занялся ей в 1904 г. (по другим источникам - в 1905 г.). Это было время войны России с Японией, кроме того, скоро должна была грянуть первая русская революция. Тему повести можно определить словами ее главного героя - подпоручика Ромашова: «Каким образом может существовать сословие, - спрашивал себя Ромашов, - которое в мирное время, не принося ни одной крошки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одеваетсяв чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время - идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?» Почему же Куприн дал такую резко отрицательную оценку офицерской среде? Прежде всего потому, что писатель сам проходил службу в армии и знал все ее негативные стороны. И, скорее всего, предвидел, как все это влияет и на саму армию, и на общество в целом. Герои «Поединка» -офицеры, в общем и целом не вызывающие симпатию. Но Куприн показывает офицеров разными в одних и тех же обстоятельствах, многие из них вызывают противоречивое отношение. Подпоручик Ромашов, молодой офицер, который мечтает о карьере и положении в обществе, способен на любовь и сострадание, но писатель показывает нам и его отрицательные черты: он позволяет себе напиваться почти до беспамятства, у него роман с чужой женой, который длится уже полгода. Назанский-умный, образованный офицер, но беспробудный пьяница. Капитан Слива - опустившийся офицер, неряшливый и суровый. В его роте своя дисциплина: он жесток с младшими офицерами и солдатами, хотя и внимателен к нуждам последних. Говоря о том, что солдат били «жестоко, до крови, до того, чтобы провинившийся падал с ног…», Куприн лишний раз подчеркивает, что, несмотря на устав воинскую дисциплину, в армии широко применялось рукоприкладство. В повести почти все офицеры применяли это средство призвания к дисциплине, а потому спускали все с рук младшим офицерам. Но не всех офицеров устраивало такое положение дел, однако многие смирились, как Веткин. Стремление же подпоручика Ромашова доказать, что «нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара», ни к чему не приводит и даже вызывает осуждение, потому что большую часть офицеров устраивало такое положение вещей. Офицерскую среду и всю жизнь в русской армии мы видим глазами Ромашова. Этот молодой офицер, который только покинул учебную скамью, приходит в армию в надежде встретить там людей, преданных своему делу, готовых в любой момент отстоять честь мундира. Но реальность оказывается жестокой для такого чуткого человека, как Ромашов. Находясь всего несколько дней в полку, подпоручик уже подвергается унижению со стороны более-старшего по званию Арчаковского. Сейчас бы это назвали дедовщиной. Ромашов, будучи человеком чутким, романтичным и благородным, с трудом переносит однообразную армейскую жизнь. Он пытается уйти от нее в своих мечтах, все еще надеясь, что есть жизнь другая, где нет места жестокости. Ромашов верит, что есть настоящие офицеры, благородные, честные и смелые. В своем воображении он рисует себе замечательные картины, в которых он один из таких блестящих офицеров. Но иногда мысли подпоручика текут по такому руслу, которое сводит на нет весь смысл существования армии как общественной касты: «И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам». Часто Ромашов думает и о том, чем он мог бы заниматься, оставив службу через три обязательных года. Его привлекала литературная работа. В своих размышлениях, в своей способности любить по-настоящему, в своем стремлении к справедливости Ромашов показан человеком честным, с обостренным чувством справедливости. Видя всю нелепость и жестокость армейской жизни, он приходит к осуждению офицерства, его морали (или отсутствию таковой?). А мораль или одна из ее составных была такой: офицеры презирали штатских, называя их «шпаками, штафирками и рябчиками». «Считапось молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажженную папироску, надвинуть ему на уши цилиндр; о таких подвигах еще в училище рассказывали друг другу с восторгом желторотые юнкера». Осмысливая эту офицерскую мораль, Ромашов приходит к выводу, что «вся военная служба с ее призрачной доблестью создана жестоким, позорным всечеловеческим недоразумением». С выводами, которые делает герой, можно не соглашаться. Он начинает думать, что у человека должно быть три призвания: свободный труд, искусство и наука. Ромашов со своими новыми взглядами становится чужд офицерской среде, его не понимают, а потому его смерть - закономерный итог. Кроме подпоручика, есть в произведении и другие офицеры, недовольные своей службой. Куприн говорит об этих офицерах, что все они «несли службу как принудительную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Эти офицеры, стремясь хоть как-то разнообразить свою жизнь, ищут себе развлечения. Кто-то содержит зверинец и тратит на него все свое жалованье, кто-то коллекционирует, вышивает, выпиливает. Однако среди этих увлечений есть и такие, которых нельзя назвать безобидными. Плавский ссужает деньги под огромные проценты своим же сослуживцам, Стельковский «совращает неопытных крестьянских девчонок». Но многие офицеры находят забытье в выпивке, как Назанский. Этот человек единственный, кто понимает Ромашова, ведь их связывает любовь к Шурочке. «Поединок» произвел впечатление на общественность, никто прежде не изображал русскую армию так, как это сделал А.И. Куприн.

Писатель Александр Куприн стал известен всем после того, как весною 1905 года в одном из сборников была напечатана повесть «Поединок». Книга быстро разошлась, и уже примерно через месяц пришлось это произведение печатать заново. Автор показывает в повести царскую армию, те нечеловеческие условия, которые в ней существуют простые солдаты. Все, о чем он пишет, Александр Куприн видел, когда служил в армии. В изображении поручика Куприна жизнь в армии давно уже опошлилась, и отупляющее воздействие имеет на человека.

Но тут же автор говорит о том, что вырваться из такой жизни трудно. И офицер должен либо дальше подумать о своей учебе в военной академии, либо тянуть эту лямку дальше, надеясь на отставку с назначенным пенсионным жалованием. Жизнь офицерского состава расписана: строевые занятия и занятия по изучению уставов армии, выпивки, связи с женщинами, балы, обязательно карточные игры и поездки в публичный дом. Но иногда для разнообразия проводились парады и маневры.

В повести показано много офицеров: Веткин - добрый малый и не стремящийся ни к чему, Слива - командир роты, тупой капитан, Осадчий - офицер, верящий в то, что все может изменить война, Зегржет - вдовый поручик, которому едва хватает денег на содержание маленьких детей, а у него их четверо, Рафальский -подполковник, которого зовут по кличке Брэм, она произошла от увлечения зверинцем, Бобетинский - пытается показать из себя светского человека, но он на самом деле пустышка, Арчаковский - обманывает в карты, и другие. Все офицеры, которых показывает Александр Куприн, не вызывает никакого сочувствия. Так, офицер Рафальский избивает солдата-горниста лишь только за то, что он уставший исполняет на своем инструменте другой сигнал.

Действие купринской повести разворачиваются в конце 19 века. В то время дуэли пользовались большой популярностью, особенно между офицерами. Но более подробно автор останавливался на сценах избиения и унижения солдат. Ярким образом солдата из народа является солдат Хлебников, над которым солдаты постоянно издеваются. А. Куприн не только обличает те порядки, которые царят в армии, но главный смысл заключается в опустошении и бесчеловечности людей, которые оказываются в армейских условиях. Автор противопоставляет двух героев: Ромашова и Назанского.

Ромашов - подпоручик, многие критики в его чертах обнаруживали сходство с автором. Он родился и вырос в небольшом городе Наровчата Пензенской губернии. О семье его известно немного: мать проживает в Москве, отца своего герой не помнит. Учился подпоручик в кадетском корпусе, где и начал увлекаться сочинительством. Обаятельный молодой человек привлекает внимания читателя чистотой своей души. Он сострадает солдатом, наивен, но такой человек не сможет долго прожить в армейской среде. Ему в тягость служба, так как вокруг него находятся нравственные уроды. Он мечтает вырваться из этой бесчеловечности.

В гуманистических мечтах поддерживает Ромашова его друг офицер Назанский. А гуманизм подпоручика проявляется в каждой сцене купринской повести: Ромашов осуждает жестокое наказание солдат, его знакомство с Хлебниковым, который уже отчаялся, тем, как он защищает женщину и в то же время тяготиться своим пошлыми связами с Раисой Петерсон, и в его чистой любви к Александре Петровне. Герой Куприна мечтателен, но ему всего двадцать лет. Он мечтает изменить мир, но сохранить честь и веру своему отечеству.

Эти же мечты, но уже более зрелые возникают и у офицера Назанского. Жизнелюбивый офицер пытается насладиться всеми радостями жизни, но армию он не любит. Женщин он боготворит, а любовь к ним он считает святой. Восторженно он говорит о неразделенной любви к женщине. Ромашов считает его своим учителем, он видится ему мудрецом. Назанский обвиняет офицеров в том, что они не стремятся к новой жизни, остаются к ней слепыми и глухими. Не верит офицер и в библейские заповеди, да и не желает принимать мысли о служении или об исполнении долга. По мнению героя, нужно любить только себя и служить себе. Он верит в то, что настанет время, когда богами станут сами люди. Но ведь эти мысли можно расценивать как простой эгоизм.

Назанского и Ромашова объединяет отвращение к тем традициям и порядкам, которые существуют в царской армии, где офицеры забывают о чести, а простого человека унижают и подавляют. Но есть и различие в их взглядах. Назанский презирает слабых людей, а Ромашов относится к нему бережно. Ромашов считает, что у каждого человека есть три основных признания, которые он должен реализовать. Это искусство, наука и физический труд, но по желанию. Но в России, где царили самодержавные и крепостнические порядки, невозможен никакой свободный труд.

Атмосфера человеческого разложения и отупения охватывает не только офицеров. Жены офицерского состава живут скучной жизнью, они невежественны и недалеки. Яркой представительницей такой офицерской жены у Куприна становится Раиса Петерсон. Автор начинает знакомство читателя с этой женщиной с писем, которые она пишет и отсылает Ромашову. Содержание в них глупое и вульгарное, они и сентиментальные, и одновременно злобные. Но зато по ним легко можно представить саму героиню. Когда Ромашов сообщает ей о том, что он разрывает эту пошлую связь, то она начинает мстить ему, мерзко и подло. Раиса пишет анонимные письма, которые и становятся виновниками смерти Ромашовой на дуэли.

По-другому нарисован образ Николаевой. В изображении Шурочки Александр Куприн вложил весь свой талант и чуткость. Александра Петровна обаятельна и прекрасна внешне, она умна, женщине присуще и чувство такта, и чуткость. Поэтому-то Ромашов и влюбляется в нее. Влюблен в не и Назанский. Но прекрасную женщину пугает то, что ждет ее впереди: дети, небольшое жалование и звание офицерской жены и нищета. А ведь она мечтает всегда хорошо одеваться, выглядеть прекрасно и изящно, чтобы перед ней преклонялись. А пока она живет с мужем, которого совсем не любит, он ей отвратителен, но она требует от него поступления в академию, чтобы в дальнейшем он сделал карьеру.

Чтобы этого достичь, она готова пожертвовать и любовью Назанского, и даже предать и любовь подпоручика, и самого Ромашова. Ради своих целей она отдается Ромашову, чтобы лишить его воли. Поэтому и образ Шурочки показан автором исковерканным, лишенным человечности. Ее основная жизненная цель - выйти в высший свет, где она имела бы успех, и вырваться из этой провинции. Александра Петровна изображена автором, как эгоистка.

Повесть Александра Куприна сильное и яркое произведение. В нем человек, который жизнелюбив и человеколюбив, противопоставлен обществу, где личность унижают и подавляют. И это был настоящий, реальный уклад России того времени. Поэтому «Поединок» содержит и гуманистический смысл. И критика на армию переходит у писателя на критику строя жизни, который порождает такие античеловеческие отношения. Заканчивает Куприн свою повесть рапортом о дуэли Ромашова, на которой он был убит. Автор обрывает свое повествование смертельным для главного героя выстрелом.

Во многих произведениях русской литературы девятнадцатого века изображена русская армия, но, пожалуй, повесть А. Куприна - одно из самых сильных, ибо здесь затронута наиболее важная тема: познание себя, открытие своего «Я» в окружающих людях.
Мы привыкли не различать людей в толпе, нам может не прийти в голову, что человек, стоящий перед нами, - личность и что у него своя судьба, свои переживания, свои горе и радости. Как правило, наши мысли сосредоточены только на нас самих или на близких нам людях, но мы не понимаем, что иногда от нас зависят судьбы чужих нам людей, и от того, каким будет наше к ним отношение, зависит, будут они счастливы или нет, а возможно, и будут ли они завтра живы.
Офицеры и генералы в повести Куприна «Поединок», к сожалению, были такими же черствыми людьми, как и многие, они мало отличались от своих современников, да и от нас.
Забитый, маленький Хлебников введен Куприным в повесть не случайно: во-первых, встреча с ним дает главному герою Ромашову возможность познать себя и окружающих, задуматься о высших ценностях человеческого бытия: что есть Человек и что есть личность? Во-вторых, мы - читатели - тоже невольно начинаем думать: правильно ли мы ведем себя по отношению к людям, не сделали ли что-ни- будь, что могло бы нанести вред кому-либо?
Хлебников - это не какой-то определенный персонаж в повести, это герой, олицетворяющий простого русского солдата, каких много в армии. Ромашов понимает, что людей, подобных Хлебникову, очень много. Но волнует ли это других офицеров? Нисколько. Может быть, это и является корнем зла, царящего в армии.
В своей повести Куприн изобразил русскую армию такой, какой она была в то время: везде властвовала несправедливость, офицеры, пользуясь своим положением, били солдат и всячески издевались над ними. Солдаты же были неухожены и плохо обучены.
Иногда, как исключение, можно было найти роту, в которой присутствовали и дисциплина, и взаимное уважение среди солдат и офицеров, но таких было слишком мало. В повести она была одна, но самая лучшая. Этим автор хотел показать, как много зависит от человека, который способен признать в каждом свое «Я», который видит в простом солдате личность. Хорошее отношение к человеку располагает к себе, и он готов ответить тем же.
Но кто же наконец устроит судьбу забитого Хлебникова?
Боюсь, что некому. Умный, благородный Ромашов погибает на дуэли. Но даже если бы он остался жив, я не думаю, что изменилось бы что-либо. Слишком безвольным и слабым оказался главный герой, к тому же немногие его понимали и разделяли его точку зрения. Лишь герой-резонер Назанский поддерживал Ромашова, но сам он тоже не был сильным человеком, напротив, чтобы убежать от действительности, отказаться от общения с людьми, чтобы не видеть всей той грязи, которая окружала его, Назанский предпочитает запереться в комнате и заглушить свою боль алкоголем. Не было у Хлебникова сильных защитников, впрочем, как нет и сейчас. Даже в конце двадцатого столетия в нашей стране все еще существуют целые армии подобных Хлебникову, но никто не в силах защитить их.

Какова тема повести «Поединок»?

(Основная тема повести - кризис России, всех сфер русской жизни, показанный через кризис армии.)

Комментарий учителя:

Критическую направленность повести отметил Горький, причислив «Поединок» к гражданственной, революционной прозе. Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу, стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии. Проблемы армии всегда отражают и общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.

Посвятив повесть «Поединок» в ее первой (1905) публикации М. Горькому, Куприн писал ему: «Теперь, наконец, когда все уже кончено, я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».

Что, на ваш взгляд, в «Поединке» можно определить как «смелое и буйное»?

(Обсуждение.)

Какая тема, кроме кризиса армии, кризиса России, особенно волнует Куприна?

(Тема протеста против войны. Куприн показывает бессмысленность и антигуманность войн.)

Комментарий учителя:

Антивоенную направленность повести отмечал Л. Н. Толстой. Кстати, рассказ Толстого «После бала», тема которого близка теме «Поединка», тоже написан в 1905 году. Главный герой «Поединка» Ромашов думает, что в разумно устроенном обществе не должно быть войн: «Может быть, все это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?». Ромашов наивно полагает, что для устранения войны нужно, чтобы все люди вдруг прозрели, заявили в один голос: «Не хочу воевать!» и бросили оружие. В повести несколько тематических линий: жизнь офицеров, строевая и казарменная жизнь солдат, отношения между людьми. Оказывается, далеко не все люди придерживаются таких же пацифистских взглядов, как Ромашов.

Как Куприн рисует образы офицеров?

(Куприн прекрасно знал армейскую среду по своему многолетнему опыту. Образы офицеров даны точно, реалистично, с беспощадной достоверностью. Почти все офицеры в «Поединке» - ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем, они уверены в своем сословном и мораль ном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых именуют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажженную папироску, надвинуть ему на уши цилиндр».)

В чем причина высокомерия и хамства офицеров?

(Ни на чем не основанное высокомерие, извращенные представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство - следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия. Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые всерьез считают, что на военной службе вообще «думать не полагается». Вспомним, что подобные мысли посещали, например, Николая Ростова из романа «Война и мир».)

Комментарий учителя:

Литературовед Ю. В. Бабичева пишет о «Поединке»: «Офицеры полка имеют единое «типовое» лицо с четкими признаками кастовой ограниченности, бессмысленной жестокости, цинизма, пошлости и чванливости. Вместе с тем в процессе развития сюжета каждый офицер, типичный в своем кастовом уродстве, хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии».

Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? Если да, то в чем проявляется это «единство»?

Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

(Писатель показывает офицерскую среду в вертикальном разрезе: ефрейторы, младшие офицеры, старшие офицеры, высший командный состав. «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Кроме общих черт, свойственных большинству офицеров, каждый из них имеет индивидуальные черты, обрисованные так ярко и выразительно, что образ становится почти символическим.)

Что вы можете сказать об образе Осадчего?

(Образ Осадчего зловещ. «Он жестокий человек», - говорит о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывали на себе солдаты, трепетавшие от его громоподобного голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединке настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли - «иначе это будет только дурацкая жалость... комедия». На пикнике он произносит тост «за радость прежних войн, за веселую кровавую жестокость». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять - все равно кого и за что (главы VIII, ХIV).)

Расскажите о ваших впечатлениях о капитане Сливе.

(Капитан Слива - «даже в полку, который благодаря условиям дикой провинциальной жизни не отличался особенно гуманным направлением, он являлся каким-то диковинным памятником этой свирепой военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты, и презирал все, что выходило за пределы строя, устава и роты. Это вялый, опустившийся человек, он жестоко, до крови, избивает солдат, однако внимателен к солдатским нуждам: не задерживает денег, следит лично за ротным котлом (глава Х).)

В чем отличие образа капитана Стельковского?

(Пожалуй, только образ капитана Стельковского - терпеливого, хладнокровного, настойчивого - не вызывает отвращения. Солдаты его «любили воистину: пример, может быть, единственный в русской армии» (глава ХV).)

Каковы отличительные черты Бек-Агамалова?

(Бек-Агамалов хвастается умением рубить, с сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу к черту, это я знаю, а так, чтобы наискось... нет. Мой отец это делал легко...» («Да, были люди в наше время...»). Сего злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу» (глава I).

Черты Бек-Агамалова есть в каждом из офицеров. Многих вообще отличает звероподобность. Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек-Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки», голова его «была низко и грозно опущена», «в глазах загорался зловещий желтый блеск». «И в то же время он все ниже и ниже сгибал ноги, весь съеживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок».)

Какие чувства испытывают офицеры после скандала в публичном доме?

(После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущенные, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску - ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных (глава ХIХ).)

Комментарий учителя:

Обратим внимание на контраст этого описания с идущим следом описанием рассвета «с ясным, детски-чистым небом и неподвижным прохладным воздухом. Деревья, влажные, окутанные чуть видным паром, молчаливо просыпались от своих темных, загадочных ночных снов». Ромашов чувствует себя «низеньким, гадким, уродливым и бесконечно чужим среди этой невинной прелести утра, улыбавшегося спросонок».

Как изображены «полковые дамы»?

(Жены офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Полковые дамы - олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ - Раиса Петерсон, злая, тупая, развратная и мстительная. «О, какая она противная!» - с отвращением думает о ней Ромашов. 4-Нот мысли о прежней фцзической близости с этой женщиной у него было та кое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья (глава IХ) Не лучше и остальные «дамы». Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на нее Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: «Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак». Истинно женского в ней не осталось: «Я не хочу ребенка. Фу, какая гадость!» - признается она Ромашову (глава XIV).)

В чем особенность изображения солдат?

(Солдаты изображены массой, пестрой по национальному составу, но серой по сути. Солдаты полностью бесправны: офицеры срывают на них свою злость, бьют, крошат зубы, разбивают барабанные перепонки. Куприн дает и индивидуализированные образы (их в повести около двадцати). Целый ряд простых солдат - в главе ХI: плохо соображающий, недогадливый Бондаренко, запуганный, оглушенный окриками Архипов, который «не понимает и не может заучить самых простых вещей», неудачник Хлебников, образованный, умный, независимый Фокин.)

Какова роль образа Хлебникова?

(Образ рядового Хлебникова, безземельного, разоренного и обнищавшего русского мужика, «забритого в солдаты», детализирован более других. Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. Телесные наказания и постоянные унижения - вот его удел. Больной и слабосильный, с лицом «в кулачок», на котором нелепо торчал вздернутый кверху грязный нос, с глазами, в которых застыл тупой, покорный ужас этот солдатик стал в роте всеобщим посмешищем и объектом для издевательств и ругани. Его доводят до мысли о самоубийстве, от которого его спасает Ромашов, увидевший в Хлебникове брата-человека. Жалел Хлебникова, Ромашов говорит: «Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик... Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все - какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть…». Жестокость, несправедливость, нелепость жизнеустройства становятся очевидны, но выхода из этого ужаса, кроме терпения, герой не видит.)

Повесть «Поединок» вышла в свет в 1905 году и сразу сделала А. И. Куприна популярным. Это совсем не удивительно, ведь ни в одном сочинении того времени не описывалась армия и её нравы с такой степенью мастерства. В этой статье мы поговорим о героях упомянутого произведения, а также раскроем образ Ромашова в повести «Поединок» Куприна.

Идея сочинения

Материал для этого сочинения автору дала сама жизнь. Писатель окончил юнкерское училище, а потом на протяжении четырёх лет служил в пехотном полку. В основу повести легли все накопленные за это время впечатления. Поэтому автору удалось так реалистично изобразить эпизоды армейской жизни и обогатить произведение целой галереей солдатских и офицерских портретов. Образ Ромашова в повести «Поединок» будет раскрыт чуть позже, а пока мы вкратце расскажем о других героях.

Офицеры

Быт и служба офицеров N-ского полка имеет общие черты. Их жизнь - это ежедневная рутина, состоящая из изучения армейских уставов, строевых занятий, офицерских собраний, попоек с друзьями, азартных игр и адюльтеров с чужими жёнами.

С другой стороны, каждый офицер наделён индивидуальностью и чем-то выделяется на общем фоне. К примеру, добродушный и непритязательный поручик Веткин. Он не думает о будущем и живёт лишь армейскими буднями. Ротный командир Слива грубый, тупой служака с тяжёлым характером и тягой к жёсткой дисциплине. Его не интересует ничего из того, что находится за пределами устава, строя и роты. У Сливы только две привязанности: уединённое пьянство по вечерам и строевая красота собственной роты. Поручик Бек-Агамалов постоянно борется со вспышками кровожадных инстинктов и не может с ними справиться. Капитан Осадчий чем-то напоминает образ Ромашова в повести «Поединок», но, в отличие от Юрия, он чрезмерно жесток. Капитан буквально воспевает беспощадную войну, внушая тем самым трепет своим подчинённым. Продолжают галерею персонажей пассивный и меланхоличный капитан Лещенко, наводящий своим видом тоску; пустышка и фат Бобетинский, считающий себя великосветским человеком с изящными манерами; молодой старик, поручик Олизар и другие. Искренне жаль нищего вдового поручика Зегржта, которому едва хватает жалованья, чтобы прокормить четырёх детей. Прежде чем мы раскроем образ Ромашова в повести «Поединок», кратко расскажем о двух колоритных персонажах.

Подполковник Рафальский

Чтобы спастись от рутины и скуки, каждый офицер придумывал себе определённое занятие, которое помогало уйти от тяжёлой бессмыслицы армейской службы. У подполковника Рафальского по кличке Брем был домашний зверинец. Среди коллег он слыл человеком добрейшей души, славным и милым чудаком. Но однажды уставший горнист выполнил его приказ не так, как полагалось, и этот добряк просто взбесился, ударив солдата в челюсть с такой силой, что тот потерял несколько зубов.

Капитан Стельковский

Военное дело было его призванием. Он заботился о собственных солдатах, поэтому его рота была самой лучшей в полку: всех состоящих в ней людей словно специально отбирали. Они ходили сытыми, бойкими, трезво оценивали окружающую обстановку и не боялись смотреть в глаза любому начальству. В роте Стельковского не ругались и не дрались. По выучке и внешнему виду она ничем не уступала любой гвардейской части. На военных смотрах капитан проявлял себя инициативным, сообразительным и находчивым командиром. Однако вне службы в его поступках нет благородства: он совращает молодых крестьянок. Это стало для капитана своеобразным развлечением.

Два главных героя

Потерпите, ещё немного - и мы опишем образ Ромашова. «Поединок» раскрывает нам душевное опустошение, бесчеловечность, опошление и измельчание людей в условиях военной службы. Кого же автор противопоставляет офицерской среде с её твердолобой офицерской кастой? Подпоручика Ромашова и его старшего друга - офицера Назанского. Они олицетворяют в произведении гуманистическое начало. Остановимся на них более подробно. И начнем, конечно же, с первого. Итак, как автор рисует образ Ромашова в повести «Поединок»?

Юрий Ромашов

Многие литературные историки и критики сходятся во мнении, что Куприн вложил в образ главного героя свои автобиографические черты: Юрий родился в городе Наровчата, отца он не помнит (только маму), детство провёл в Москве, учился в кадетском корпусе, а потом пошёл в военное училище. Всё это соответствует обстоятельствам жизни Куприна.

Юрий Ромашов предстаёт перед читателем обаятельным молодым человеком, привлекающим своей душевной чистотой и благородством. Именно эти качества не позволяют поручику адаптироваться к армейской среде. Юрий простодушен и добр, обладает детской мечтательностью и ярким воображением. А практически все люди в его окружении порочны и разучились мыслить. Поэтому поручик чувствует себя среди солдат одиноким и чужим: за полтора года офицерской службы его постоянно мучило ощущение затерянности и одиночества среди равнодушных и недоброжелательных людей. Юрию не по душе были грубые привычки военных, пошлые связи, попойки, карты, издевательства над солдатами.

Образ Ромашова в повести «Поединок» Куприна был продуман таким образом, чтобы пробуждать у читателя сострадание и сочувствие к чужому несчастью. Так, Юрий вступился за татарина Шарафутдинова, плохо знающего русский язык и практически не понимающего приказы полковника. Также он удержал Хлебникова от самоубийства (солдаты довели его до отчаяния побоями и издевательствами). В отличие от других военных, Юрий понимает, что каким бы однообразно-покорным и невзрачным не был Хлебников, он на самом деле живой человек, а не механическая величина.

Человечность поручика проявилась и в другом: в обсуждении солдатских расправ над штатскими, в отношении к денщику Гайнану и его языческим верованиям, в переживаниях насчёт пошлого романа с Раисой Петерсон и т. д.

Образ Ромашова в повести «Поединок» (с цитатами)

После того, как А. И. было опубликовано и обрело популярность, в изданиях литературной тематики сразу стали появляться наиболее полюбившиеся читателям фразы главного героя. Мы тоже решили выбрать из повести самые лучшие цитаты Юрия Ромашова, которые наиболее точно раскрывают его характер. Предлагаем вам с ними ознакомиться.

О любви к Александре Петровне:

«Любовь - это самое удивительное и прекрасное чувство. Огромное счастье просто увидеть любимую хотя бы раз в год. За неё и за любой её каприз, я готов отдать жизнь».

О солдатах:

«Офицеры озлоблены и глупы, но при этом гордятся «честью мундира». Они каждый день избивают рядовых, превращая их в покорных и безликих рабов. Неважно, кем они были до армии, она сделала их неотличимыми друг от друга».

О призвании:

«Всё ясней и ясней становится для меня мысль, что у человека есть лишь три гордых призвания: свободный физический труд, искусство и наука».

Назанский

Образ Ромашова в повести «Поединок» (цитаты, характеризующие героя, вы могли прочесть выше) является главным в произведении. Но нельзя не отметить Назанского - как наименее жизненного персонажа сочинения. По-видимому, автор ввёл его для выражения своих мировоззренческих взглядов и заветных мыслей. Вы спросите, а почему бы не воплотить всё это в образе главного героя? Мы думаем, что автор считал поручика слишком необразованным и молодым для выражения этой философии. А Назанский подошёл идеально и очень удачно дополнил образ Ромашова. «Поединок» Куприна тем и хорош, что содержит много взаимодополняющих друг друга персонажей.

Философия Назанского

Назанскому чуждо евангельское наставление о любви к ближнему. Он считает, что со временем любовь к человечеству сменится любовью к себе: своему уму, телу и бесконечному разнообразию чувств… «Каждый должен быть царём мира, его гордостью и украшением, и брать всё, что хочет. Не надо никого бояться, вам нет равных. Настанет время, и вера в собственное Я осенит всех людей. И тогда не будет ни зависти, ни злобы, ни пороков, ни жалости, ни коллег, ни господ, ни рабов. Люди превратятся в богов». Такая позиция персонажа перекликается с теорией сверхчеловека в духе Ницше. Она была довольно популярна в начале 20 века. Видимо, ею увлёкся и автор произведения.

Заключение

Итак, мы дали характеристику главным героям повести и, надеемся, в полной мере осветили тему: «Куприн. «Поединок»: образ Ромашова». И последнее…

Хоть поручик и с восхищением слушал Назанского, учение Ницше ему чуждо. Он не приемлет презрения к слабому и беззащитному. Достаточно вспомнить, как Юрий был добр к Гайнану и как бережно относился к Хлебникову. Несмотря на блеск и ум Назанского, образ Ромашова в повести «Поединок» намного благороднее и привлекательнее. Видимо, автор, сделав его таким, хотел донести до читателя мысль о том, что порядочный и честный человек всегда будет выше остальных и победит в духовном плане.