Болезни Военный билет Призыв

Начало правления михаила федоровича романова. Избрание михаила романова на царство. Иван V Алексеевич Романов – старший царь и великий государь всея Руси

Недавно был в Москве, город у нас маленький и поэтому, не успев сесть в поезд встретил много знакомых православных, и священника и православную молодежь.
Бытует глупое мнение, что те, кто находится в дороге, могут, есть всё во время поста, т.е. нарушать пост. В оправдание они приводят этот эпизод из Евангелия, когда Господь посылает 70 учеников на проповедь:
«В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом» Лк.10,7.
Это очень в духе современных христиан, придумай себе оправдание в голове, услышь краем уха фразу, и можно уже не думать о каких-то заповедях Божиих, Канонах и прочих «маловажных» вещах. Главное это любовь, не осуждай, ешь что хочешь, но людей не ешь и прочие выдумки.
Правильно, нарушай пост и лукавый оставит тебя, не будет борения страстей, не будет духовной брани, одна благость и елей, зачем ему искушать такую душу, когда она и так отступила от Бога.
Правило 69 Святых Апостол:; Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.
(Трул. 29, 56, 89; Гангр. 19; Лаодик. 49, 50, 51, 52; Дионисия Алекс. 1; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10).
Не постящийся священнослужитель извергается из сана, мирянин отлучается от Церкви. Зачем и вправду искушать таких людей соблазнами и страстями, они и так уже предали Христа.
Меня начинает в последнее время удивлять такой факт, что мы поём во время Богослужения «Верую во Единую соборную и Апостольскую Церковь», но с Правилами Святых Апостол и Вселенских Соборов незнакомы, а то и спокойно их попираем. И начиная с малого, отступаем в большем. Веруем не «во Святую соборную и Апостольскую Церковь», а в «церковь» со знакомым батюшкой, который по дружбе благословит нас на любой каприз, а то и на прямое нарушение заповеди Божией. Только вот это будет уже не Церковь Христова, а как пишет архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «церковь лукавнующих», потому что это и есть самое настоящее лукавство.
Что мешает, соблюсти пост? Ничего. Везде, буквально везде можно купить постную пищу. В нашем городе: ресторан «Кама», Гастроном. В Москве, в первом попавшемся магазине, отдельно постная кухня, кафе в здании Правительства г.Москвы, в монастырях. Правда поразило наличие мясной и рыбной продукции в т.н. «монастырской трапезной» в монастыре Святой Матроны Московской, зачем порочить память святой непонятно.
Мы с вами не идём пешком как Апостолы, мы с вами не едем даже на лошади зимой за много вёрст, мы едем в машине, поезде, летим в самолёте, сидя на мягких креслах, отдыхая со всеми удобствами.
Апостолы шли проповедовать Евангелие «Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте» Лк.10,4 ни чего не имея с собой, полагаясь полностью на волю Божию, сколько раз они наверное оставались голодны и не находили крыши над головой. В то время, если тебя принимали в дом, был обычай гостеприимства, который еще остался у многих народов, вкусить вместе пищу было сакральным действием, значит, человек не желал зла, и не вкусить пищу предлагаемую от всего сердца, значит, было кровно обидеть хозяина и зародить у него подозрения в нечестных намерениях.
Я тоже как священник могу благословить вас вкушать что угодно в дороге, если вы также пойдёте, ни взяв собой ничего проповедовать Евангелие пешком, и в том доме, где вас примут и что предложат кушать, можете, есть всё. И только в этом случае. Во всех других случаях не нужно даже труда, чтобы соблюсти пост в дороге.
Именно с точки зрения работы над собой: молитва, духовная брань, борьба с помыслами, пост самое несложное из всех этих деланий, самое лёгкое.
Дай нам всем Бог духовного рассуждения и радости духовной в простом исполнении воли Божией.

Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу. Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной. В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты. Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап. правилу. ; когда говорится о разрешении поста, нельзя думать, что допускается употребление мяса, так как есть мясо в четыредесятницу не может быть дозволено даже и тем, которые находятся при последнем издыхании. Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями Правило 69

Рецензии

Хорошо написали о посте! Низкий поклон! Есть толкование, что вкушать или не вкушать животную пищу в пост, лишь образное действо. Пост, прежде всего для того, чтобы молитвой и внутренним изучением самого себя "кто ты? что ты?" - бороться с теми искушениями, которые лавиной в период поста нахлынули. Пост - период переосмысления своей жизни: "Так ли ты живёшь в этом мире? Исполняешь ли заповеди Господни? Есть ли в твоей душе покаяние?" Так ли это на самом деле, батюшка? Ответьте.

Нет. Пост телесный обязателен, естественно его надо совмещать с духовным деланием и творением добрых дел. Но телесный пост (не вкушение определённого рода пищи) обязателен. Об этом и статья.

Михаил Фёдорович Романов

Михаил Фёдорович Романов — первый царь из . Был возведён на престол Земским собором, собранным князем Дмитрием Пожарским, чьё ополчение изгнало из Москвы поляков, положив конец

Воцарение М. Ф. Романова стало вехой в становлении на Руси новой общности, основанной на осознании населением необходимости вокруг сильной государственной власти

Краткая биография Михаила Фёдоровича

  • 1596, 12 июля- рождение. Отец боярин Фёдор Никитич Романов, мать костромская дворянка Ксения Иоанновна Шестова
  • 1601, июнь - опала отца при Борисе Годунове, ссылка семьи на Белоозеро, отец и мать насильно пострижены в монахи под именами Филарет и Марфа.
  • 1602, сентябрь-1605- семья перебралась в село Клины Юрьев-Польского уезда Владимирской области.
  • 1605 - возведение Лжедмитрием I отца Михаила, Филарета, в сан митрополита Ростовского и Ярославского
  • 1606–1608- пребывание с отцом, митрополитом Филаретом, в Ростове
  • 1610- участие митрополита Филарета в выработке условий призвания на русский престол королевича Владислава, сына короля Речи Посполитой Сигизмунда III и Великого посольства в Речь Посполитую для призвания на царство королевича Владислава.
  • 1610–1612 - Михаил вместе с матерью в Москве, осажденной войсками Первого и Второго ополчений князя Пожарского

Это «темная», имеющая некую двойственность в трактовке, страница биографии Михаила... Очевидно, что ему, как сыну главы посольства к королю Сигизмунду III, вряд ли было бы позволено беспрепятственно покинуть Москву... Возможно, именно поэтому в документах начала царствования Михаила Федоровича говорилось, что польские и литовские люди «иных бояр и дворян и всяких людей с собою в Москве засадили», то есть удерживали неволею.
Об опасностях осады и голоде в Москве говорилось в грамотах, рассылавшихся из подмосковного ополчения в конце октября 1612 года: «А сказывают, что в городе московских сиделцов из наряду побивают, и со всякия тесноты и с голоду помирают, и едят литовские люди человечину, а хлеба и иных никаких запасов ни у кого ничего у них не стало» . Совсем не случайно один из руководителей ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский не дал расправиться с выходившими из Москвы боярами и их семьями, не вызывавшими уже никаких других чувств, кроме жалости

  • 1612, октябрь - Михаил с матерью отправился в костромские вотчины Шестовых

Возведение на трон

  • 1613, 21 февраля - на собрании в Успенском соборе Земским собором Михаил Фёдорович Романов избран царем
    7 февраля 1613 года пришли к решению избрать Михаила Федоровича Романова. По одной легенде первый на соборе заговорил о Михаиле Федоровиче какой-то дворянин из Галича, принесший на собор письменное заявление о правах Михаила на
    престол. То же самое сделал какой-то донской атаман. Далее, Палицын (церковно-политический деятель, писатель и публицист) в своем «Сказании» заявил, что к нему пришли люди многих городов и просили передать царскому синклиту «свою мысль об избрании Романова». Казачество, говорят, также стояло за Михаила. С 7-го числа окончательный выбор был отложен до 21-го, и посланы были в города люди, кажется, участники собора, узнать в городах мнение народа о деле. И города высказались за Михаила... Когда Мстиславские и другие бояре, а также запоздавшие выборные люди и посланные по областям собрались в Москву, то 21 февраля состоялось торжественное заседание в Успенском соборе
    (Сергей Федорович Платонов "Полный курс лекций по русской истории")
  • 2 марта — Посольство, состоявшее из Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, Авраамия Палицына, Шереметева и др., отправилось к Михаилу Фёдоровичу
  • 13 марта — посольство прибыло в Кострому
  • 14 марта — посольство, сопровождаемое крестным ходом, при огромном стечении народа, отправилось просить Михаила на царство.
    Михаил и его мать сперва безусловно отвергли предложение послов. Последняя говорила, что московские люди «измалодушествовались», что на таком великом государстве и не ребенку править не под силу, и т. д. Долго послам пришлось уговаривать и мать, и сына; они употребили все свое красноречие, грозили даже небесной карой; наконец усилия их увенчались успехом – Михаил дал свое согласие, а мать благословила его
  • 16 апреля царь Михаил фёдорович отправился из Ярославля в Москву
  • 2 мая — прибытие в Москву
  • 11 июля — венчание на царство
    • 1616 - несостоявшаяся женитьба царя Михаила Федоровича на Марье Хлоповой
      Марфа позаботилась приискать сыну невесту, причем выбор ее пал на Марию Хлопову из преданного Романовым рода Желябужских; Но браку царя помешала вражда Салтыковых, которым благоволила Марфа, к Хлоповым, – в них царская родня увидела себе соперников по влиянию. Поводом к вражде послужил ничтожный спор отца царской невесты с одним из Салтыковых. Незадолго перед свадьбой произошла неожиданная болезнь невесты, пустая сама по себе, но получившая другой вид благодаря интригам Салтыковых. Они воспользовались этой болезнью, Хлопова была сочтена «испорченной» и сослана вместе с родными, обвиненными в обмане, в Тобольск
    • 1619, 1 июня — отец Михаила Фёдоровича Фёдор Никитич Романов, или Филарет, освобождён из польского плена
    • 1619, 14 июня — Филарет прибыл в Москву
    • 1618, 24 июня — Филарет поставлен патриархом. «Таким образом началось двоевластие, и началось официально: все грамоты писались от лица обоих великих государей»
      "Михаил Федорович был человек умный, мягкий, но бесхарактерный; может быть, за неимением данных, а может быть, так было и в действительности, но перед нами он является заурядным человеком, не имеющим «личности». Филарет Никитич – в молодости первый красавец и щеголь в Москве – в лучшие годы был пострижен в монахи «неволею»; ему пришлось испытать... пережить очень много, но это еще более закалило его и без того сильный характер. В смуте он стоял лицом к лицу с важнейшими государственными вопросами и приобрел к ним навык – стал государственным человеком... Когда Филарет был поставлен в патриархи, ему присвоен был, как и царю, титул «великого государя». В новом великом государе Москва сделала большое приобретение, она получила то, в чем более всего нуждалась: умного администратора с определенными целями. Даже в сфере церковной Филарет был скорее администратором, чем учителем и наставником церкви
    • 1624, 18 сентября — свадьба с княжной Марьей Владимировной Долгорукой. Через несколько дней молодая царица заболела и спустя пять месяцев умерла
    • 1625 - включение титула «самодержца» в официальное именование царя на государственной печати
    • 1626, 3–8 февраля - свадьба Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой
    • 1627 - рождение царевны дочери Ирины Михайловны (умерла 8 февраля 1679 года)
    • 1628 - рождение царевны дочери Пелагеи Михайловны (умерла 25 января 1629 года)
    • 1629, 19 марта - рождение сына Алексея Михайловича, будущего царя
    • 1630, 14 июля - рождение дочери царевны Анны Михайловны (умерла 27 октября 1692 года)
    • 1631, 26 января - смерть матери, великой старицы Марфы Ивановны
    • 1631, 14 августа - рождение дочери царевны Марфы Михайловны (умерла 21 сентября 1633 года)
    • 1633, 2 июня - рождение сына Иоанна Михайловича (умер 10 января 1639 года)
    • 1633, 1 октября - смерть отца патриарха Филарета Никитича
    • 1634, 15 сентября- рождение дочери Софьи Михайловны (умерла 23 июня 1636 года)
    • 1636, 5 января- рождение дочери Татьяны Михайловны (умерла 24 августа 1706 года)
    • 1637, 10 февраля - рождение и смерть дочери Евдокии Михайловны
    • 1639, 14 марта - рождение сына Василия Михайловича (умер 25 марта 1639 года)
    • 1645, 13 июля- смерть царя Михаила Федоровича

    Деятельность царя Михаила Фёдоровича внутри страны

    : хозяйственная разруха, большие людские потери, финансовые проблемы, обнищание народа, усиление бегства населения из центра страны на окраины

    Искоренение последних проявлений Смуты

    • 1613-1614 — ликвидация мятежа казачьего атамана Заруцкого
    • 1613-1615 — ликвидация мятежа казачьего атамана Баловня
    • 1613-1614 — умиротворение жалованьем, подарками, лестью казаков Дона, Терека, Волги
    • 1615-1617 — попытки отражения набегов на русские приграничные западные и северо-западные области польских отрядов Лисовского и Чаплинского

    Изыскание денег и ревизия хозяйства Руси

    "У правительства было две задачи: во-первых, собрать в казну как можно более средств...
    Во-вторых, устроить служилых людей. Для этого правительство посылало в разные местности бояр принимать в службу дворян, годных к службе, и наделять их поместной землей. И для первой, и для второй цели необходимо было знать положение частной земельной собственности в государстве, и вот посылались «писцы» и «дозорщики» для описи и податной оценки земли. Но намерения правительства исполнялись небрежно, с массой злоупотреблений со стороны и администрации, и населения: писцы и дозорщики одним мирволили, других теснили, брали взятки; да и население, стремясь избавиться от податей, часто обманывало писцов, скрывало свое имущество и этим достигало льготной для себя неправильной оценки"

    • 1615-1616 — «И вот московское правительство прежде всего заботится о сборе денег для содержания ратных людей и удовлетворения прочих важных нужд. В первые же дни по приезде царя собором приговорили: собрать недоимки, а затем просить у кого можно взаймы (просили даже у торговых иностранцев); особая грамота от царя и особая от собора были отправлены к Строгановым с просьбой о помощи разоренному государству. И Строгановы скоро откликнулись: они прислали 3000 р., сумму довольно крупную для тогдашнего времени. Год спустя собор признал необходимость сбора пятой деньги и даже не с доходов, а с каждого имущества по городам, с уездов же – по 120 р. с сохи. На Строгановых по разверстке приходилось 16000 р.; но на них наложили 40000, и царь уговаривал их «не пожалеть животов своих»

    С "воцарением" Филарета началась энергичная и умелой рукой направленная работа над водворением порядка в стране. Все стороны государственной жизни обратили на себя внимание правительства. С участием Филарета начались заботы о финансах, об улучшении администрации и суда и об устройстве сословий. Когда в 1633 г. Филарет сошел в могилу, государство Московское было уже совсем иным в отношении благоустройства – не все, конечно, но очень много для него сделал Филарет. И современники отдают справедливость его уму и делам. Филарет, говорит одна летопись, «не только слово Божие исправлял, но и земскими делами всеми правил; многих освободил от насилия, при нем никого не было сильных людей, кроме самих государей; кто служил государю и в безгосударное время и был не пожалован, тех всех Филарет взыскал, пожаловал, держал у себя в милости и никому не выдавал»

    • 1620 - проведение нового дозора земель Московского государства
    • 1621–1622- организация сыска поместных и денежных окладов. Разбор служилых «городов»
    • 1630–1632 - составление сметы русского войска

    Борьба с мздоимством и самоуправством чиновников на местах

    • 1619, июнь — учреждён сыскной приказ
    • 1621 — Грамота, запрещающая простым людям давать взятки чиновникам
      "Не имея сил прекратить общий произвол, завещанный смутой, правительство, карая отдельных лиц, в то же время облегчало возможность челобитья на администрацию, учреждая в 1619 г. для того Сыскной приказ, а в 1621 г. обращаясь ко всей земле с грамотой, в которой оно запрещало общинам давать воеводам взятки, на них работать и вообще исполнять их незаконные требования. В случае же неисполнения вышеуказанного правительство грозило земским людям наказанием. Но последующая практика показала недействительность такого рода оригинального обращения к земле. Воеводы продолжали злоупотреблять властью. Вот что говорили городские дворяне о дьяках: «Твои государевы дьяки и подьячие пожалованы твоим денежным жалованьем, поместьями и вотчинами, а будучи беспрестанно у твоих дел и обогатели многим богатством неправедным от своего мздоимства, покупили многие вотчины и дома свои построили многие, палаты каменныя такия, что неудобь сказаемыя: блаженной памяти не бывало, кому было достойно в таких домах жить». И земские люди говорили на соборе 1642 года, стало быть, спустя лет двадцать после указанных мер: «В городах всякие люди обнищали и оскудели до конца от твоих государевых воевод». Воеводы слишком близко стояли к народу; неудовольствие воеводы слишком ощутительно отзывалось на городском человеке и невольно заставляло его давать взятку и работать на воеводу, а управы на него искать было все-таки трудно: а управой необходимо было ехать в Москву

    Установление управляемости страной

    • 1627 — "правительство восстановило институт губных старост, предписывая выбирать их из лучших дворян...Эта мера ограничивала круг влияния воевод; многие города воспользовались ею и просили, чтобы у них не было воевод, а были только губные старосты, и это разрешалось. Таким образом, губной староста сосредоточивал в своих руках не одни уголовные дела, а областное управление, становился и земским судьей. Но другой стороны, города иногда оставались недовольны губными старостами и просили назначить им воевод... Что касается центрального управления, то оно восстановлялось по старым образцам, завещанным XVI веком в форме старых приказов, и только потребностями времени вызывались к жизни новые приказы. Их было много учреждено при Михаиле, но устраивались они опять-таки по старым досмутным образцам, специализируя одну какую-нибудь отрасль владения какого-нибудь старого приказа. В центре всего управления по-прежнему стояла и всем руководила государева Боярская дума «

    Другие экономические мероприятия

    • 1619, июнь — постановление Земского собора
      — произвести снова перепись в местностях не разоренных, писцов и дозорщиков выбрать из надежных людей, привести их к присяге, взяв обещание писать без взяток и работать «вправду»
      тяглых людей сыскать и возвратить назад в общины, а на тех, кто их держал, наложить штрафы;
      — составить роспись государственных расходов и доходов: сколько тех и других, сколько убыло доходов от разорения, сколько поступает денег, куда их расходовали, сколько их осталось и куда они предназначаются;
      — обновить состав Земского собора, заменив выборных людей новыми.
    • 1626 — составление писцовых книг, где указывались имена владельцев крестьянских и городских дворов
    • 1627 — указ о приравнивании поместий, пожалованных за службу государству, к родовым вотчинам
    • 1628 — закон, ограничивающий наказание палками за неуплату налогов
    • 1642 — указ о десятилетнем сроке поиска беглых крестьян
    • 1644 - заведение железноделательных заводов заводов

    Организация армии по европейскому образцу

    • 1620 — составление дьяком Пушкарского приказа А. М. Радишевским «Устава ратных, пушечных и других дел, касающихся воинской науки
    • 1626-1633 — военная реформа: наняты 5000 иноземных пехотинцев, офицеров-инструкторов и литейщиков пушек, закупка вооружений в Голландии
    • 1632 — голландец Винниус строит близ Тулы завод для литья пушек и ядер
    • 1642 — начало образования регулярного войска — конницы и пехоты — на европейский манер

    династия романов внешнеполитический культурный

    Начало роду Романовых положил Андрей Иванович Кобыла. Его отец - Гланда - Камбила Дивонович - в 1283 г. переселился из Литвы к московскому князю Даниилу, где принял православие и был наречён Иваном Кобылой. Его сын Андрей Кобыла был приближённым московского великого князя Симеона Гордого и имел 5 сыновей. Потомки его до начала ХVI в. именовались Кошкиными, до конца ХVI в. - Захарьиными. От младшего сына боярина Фёдора Кошки и пошли Романовы.

    Боярин Фёдор Кошка был доверенным лицом великого князя Василия I. Осторожный политик и дипломат, он умел ловким поведением и подарками улаживать дела своего государя в Орде, не доводя отношений до конфликтов. Затем Захарьины разделились на две ветви: Захарьиных - Яковлевых и Захарьиных - Юрьевых. От последних произошли Романовы, которые находились в тесном родстве с Рюриковичами.

    К концу XVI в. из всех потомков Фёдора Кошки остался лишь Никита Романович с детьми. Никита Романович и его сын Фёдор активно участвовали в политической жизни при дворе царя Фёдора Ивановича (1584-1598гг.), племянника Никиты Романовича. После смерти этого государя Никита Романович и Борис Годунов оказались основными претендентами на престол. При Борисе Годунове род Романовых был обвинён в колдовстве. Четыре сына Никиты Романовича были подвергнуты опале. Один из сыновей - Фёдор Никитич - был насильно пострижен в монахи под именем Филарет.

    Занять русский престол, было суждено лишь внуку Никиты Романовича - Михаилу Фёдоровичу (12 июля 1596- 13 июля1645).

    Михаил Фёдорович - первый русский царь династии Романовых (1613-1917) родился 12 июля 1596 в Москве (рис.1). Сын боярина Фёдора Никитича Романова, митрополита (позднее патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (позднее - инокиня Марфа). Первые годы жил в Москве, в 1601 вместе с родителями подвергся опале Бориса Годунова, будучи племянником, царю Федору Ивановичу. Жил в ссылке, с 1608 вернулся в Москву, где попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В ноябре 1612, освобождённый ополчением Д. Пожарского и К. Минина, уехал в Кострому.

    Рис. 1

    • 21 февраля 1613 в Москве после изгнания интервентов состоялся Великий Земский и Поместный собор, избиравший нового царя. Михаил долго колебался и только 19 марта 1613 года выехал в Москву. По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.
    • 11 июля 1613 года в Успенском соборе Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых. Венчал его царским венцом казанский митрополит Ефрем. Мягкость и доброта нового царя, отмечаемая источниками того времени, подавали простым людям надежду, производили на них хорошее впечатление. Романовы пользовались популярностью среди вольного казачества благодаря тушинскому патриаршеству Филарета.

    Молодому Михаилу не было тогда и 18. Его избрание, тем не менее, имело большое политическое значение -- для национальной целостности России, спасения ее государственного суверенитета. Правда, все знали, что без бояр, их совета царь Михаил шагу не сможет сделать. Действительно, царь Михаил перепоручил все дела Романовым, Черкасским, Салтыковым, Шереметевым, Лыковым, Репниным. Царь Михаил Федорович был неопытен, и до 1619 года страной правили также великая старица Марфа и её родня.

    Вельможи, ближние предстатели у трона, видели в Михаиле Федоровиче, с его робостью и хилым здоровьем, добротой и простотой, своего рода второе издание царя Федора Ивановича. Так было при дворе до возвращения царева отца из польского плена в 1619 г. Умный, властный, даровитый Филарет, ставший патриархом, правил не только своим духовным ведомством, но и вместе с сыном всем государством Российским. Его официально называли, как и царя, "великим государем", в грамотах имена царя и патриарха стояли рядом.

    Делами по управлению государством, помимо царя и патриарха, занимались, как издавна велось, угодные им лица из бояр и иных вельмож -- родственники, свойственники, фавориты. Это -- те же Романовы, Шереметевы, Черкасские, Стрешневы и иные.

    Когда Михаилу Фёдоровичу исполнилось 20 лет, он женился на княжне М. В. Долгорукой. Но молодая царица вскоре заболела и три с половиной года спустя умерла. Год спустя монарх вступил во второй брак -- с Е. Л. Стрешневой; от нее имел сына Алексея, будущего царя, и дочерей Ирину, Анну, Татьяну, в раннем возрасте умерли сыновья Иван и Василий, дочери Пелагея, Марфа, Софья и Евдокия.

    Михаилу Фёдоровичу досталась совершенно разорённая страна. В Новгороде сидели шведы. Поляки заняли 20 русских городов. Татары без перерыва грабили южные русские земли. По стране бродили толпы нищих, шайки разбойников. В царской казне не было ни рубля. Поляки не признавали выборы Земского собора 1613 г. действительными. В 1617 г. польский королевич Владислав организовал поход на Москву, стал у стен Кремля и требовал, чтобы русские его выбрали свои царём.

    Но общество, уставшее от бедствий Смутного времени, сплотилось вокруг своего юного царя и оказывало ему всяческую помощь.

    Итоги правления Михаила Фёдоровича:

    • v Заключение "вечного мира" со Швецией (Столбовский мир 1617 г. (дер. Столбово, недалеко от Тихвина Ленинградская обл.)). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700--1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией;
    • v Деулинское перемирие (1618 г.), а затем "вечный мир" с Польшей (Поляновский мир 1634 г.). Польский король отказался от претензий на русский престол;
    • v Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах;
    • v Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли;
    • v Присоединения к России нижнего Урала (Яицкие казаки), Прибайкалья, Якутии и Чукотки, выход к Тихому океану;
    • v Реорганизация армии (1631--1634 г.). Создание полков "нового строя": рейтарского, драгунского, солдатского;
    • v Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.);
    • v Основание Немецкой слободы в Москве -- поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет многие жители "Кукуя" сыграют ключевую роль в реформах Петра I Великого;
    • v Покончено с преступностью в стране, применив самые жестокие меры. Так, большую опасность для царя Михаила Фёдоровича представляли отряды казаков атамана Ивана Заруцкого. К нему перебралась Марина Мнишек после гибели Лжедмитрия II. Яицкие казаки выдали И. Заруцкого и Марину Мнишек московским властям. И. Заруцкий и 3-летний Иван - "Ворёнок" (претендент на русский престол) - были повешены в Москве, а Марина Мнишек была заточена в Коломне, где и умерла;
    • v Наполнена государственная казна;
    • v Обложены налогом всё новые категории населения;
    • v Правительство пускалось в откровенные финансовые авантюры - резко повышало цены на соль (соль была важнейшим продуктом питания, население закупало её в больших количествах), чеканили медную монету вместо серебряной;
    • v Правительство брало взаймы у крупных монастырей и не возвращали долгов;
    • v Активно осваивалась Сибирь - 1/3 всех доходов приносила казне продажа за границу сибирской пушнины.

    К концу жизни царя Михаила, остался лишь один наследник - Алексей. Он и сменил умершего 13 июля 1645 г. в возрасте 49 лет царя Михаила на престоле.

    Собственноручная подпись царя Михаила Федоровича гласит:"Царь Великий..."

    Г. Угрюмов. «Призвание Михаила Федоровича на царство»

    21 февраля 1613 года, Земский Собор постановил избрать на царство Михаила Федоровича Романова. 16-летний сын боярина Федора Никитича Романова и его супруги Ксении Шестаковой оказался той компромиссной фигурой, которая если и не устроила абсолютно все враждующие между собой стороны, то вызвала наименьшие нарекания. Во многом благодаря тому, что все понимали - страной он будет править номинально, а главную политику в государстве будет определять его отец митрополит Филарет.

    Трудное детство

    Михаил родился 12 декабря 1596 года, когда его отцу было уже более 40 лет. Это был человек довольно властный, никогда не остававшийся в стороне от бурной политической жизни. Но иначе он вряд ли мог поступать, поскольку приходился двоюродным братом царю Федору Иоанновичу и, естественно, отстаивал интересы семьи. Впрочем, и его супруга, Ксения Ивановна Шестова, тоже была не лыком шита, она всегда знала, чего добивалась и на этом своем пути не терпела ни поучений, ни, тем более, противодействий. По большому счету, ни отец, ни мать в раннем детстве Михаилом не занимались, своих хлопот хватало. Кстати, будущий царь был не первым и не последним ребенком в семье, но большинство детей умерли в младенчестве. Во всяком случае, кроме Михаила пережила юность только одна сестра - Татьяна.

    А в 1600 году, когда мальчику не было и четырех лет, Борис Годунов, предчувствуя в Романовых своих «могильщиков», насильно постриг в монахи и отца, и мать Михаила, сослав их в разные монастыри. Федор под именем Филарета отправился в Антониев Сийский монастырь, расположенный на полуострове Большого Михайлова озера, в Холмогорском районе Архангельской области. А Ксения под именем Марфы оказалась в Заонежских погостах Новгородской области.

    После насильственного пострижения в монахи обоих родителей Михаил оказался на воспитании у тетки, Марфы Черкасской. И только после смерти Бориса Годунова, в апреле 1605 года, мальчик вернулся в семью. Отец к тому времени стал Ростовским митрополитом, его супруга воссоединилась с ним практически сразу.

    А с 1608 года Михаил жил с матерью в Москве, был пленен поляками, и после освобождения отправился в Кострому. Начало 1613 года Михаил Федорович встретил в Ипатьевском монастыре, а спустя некоторое время его мать начали «усердно обрабатывать» послы Земского Собора на предмет избрания подростка русским царем. Не посмотрели даже на то, что будущий царь был увечен - в малолетстве он угодил под лошадь.

    Мать слишком хорошо понимала, что ожидает сына в первые годы царствования: государственная казна пуста, внутри государства разбойничают казацкие шайки, Смоленск - в руках поляков, чей предводитель королевич Владислав спит и видит себя на московском троне, в Новгороде шведы. И ее ребенку это нужно?

    В общем, несмотря на великие соблазны, матери пришлось отказаться. Но ей нужно было думать и о муже, томившемся в польском плену. Если царем становился Михаил, освобождения Филарета из плена добиться было легче. И она, подумав, все-таки согласилась. Итак, согласие было получено.

    Тяжелая юность

    Конечно, до смерти отца (1633 год) власть Михаила была скорее номинальной. Тем более, что первые шесть лет во всем верховодила Боярская Дума. Но это, помимо всего, была и хорошая школа. Первым делом решили «подтянуть» на свою сторону как можно больше дворян, с этой целью вернули крупным феодалам земли, конфискованные Василием Шуйским. Затем принялись за усмирение разбойничьих шаек, применяя политику кнута и пряника. Самых злостных разбойников казнили, тем же, кто был посговорчивее, тоже раздали земли. Хотите богатства - берите, сколько дают, но и спрос после этого будет жесткий.
    "Михаил Фёдорович на собрании боярской думы" (Андрея Рябушкин , 1893)

    Пришлось прибегать к помощи зарубежных дипломатов в урегулировании отношений со Швецией,которая мечтала посадить на трон своего принца Филиппа. Но в 1615 году со шведами был заключен мир. К России вернулся Новгород, но за это скандинавы получили финское побережье и 20 тысяч рублей отступных. А тут на Москву двинул свои войска польский королевич. Штурм московских укреплений (1 октября 1618 г.) был отбит, а 1 декабря было заключено перемирие на 14 лет - в селе Деулине. Оно не вернуло потерянной в смуту территории, не избавило от притязаний Владислава, но произошел размен пленных, в который включен и Филарет Никитич. 14 июня 1619 г. он прибыл в Москву, и вскоре был избран патриархом.

    Личная жизнь

    Одно время земство вознамерилось для укрепления престижа российского государства женить молодого царя на какой-нибудь представительнице королевских кровей Европы. Но, во-первых, никто из монархов не стремился отдать свою кровинушку в эту московскую заварушку, а, во-вторых, об увечье Михаила знали все. И не хотели портить жизнь принцессам. А в-третьих, запросы у русских были большие. Так, шведы совсем уж решились отдать царю в жены свою королевну, но русские потребовали, чтобы девушка приняла православие. Претендентка отказалась, стороны остались при своих интересах.

    В 1616 году Михаила чуть было не женили на Марии Хлоповой, но перед самым венчаньем она заболела. Противники появления Хлоповой рядом с царем напели Михаилу Федоровичу, что невеста больна неизлечимо, он и отказался от этого брака. Кстати, прожила после этого «больная» лет семнадцать. В отличие от княгини Марии Долгорукой, которая внезапно скончалась три месяца спустя после венчания с Михаилом Романовым - в 1625 году.

    А вот его брак с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, заключенный в 1626 году, оказался куда более счастливым. Даже несмотря на то, что после 1627 года царь плохо передвигался из-за болезни ног (есть свидетельства о том, что во время поездок его просто носили из возка в возок), это не мешало супружеству. У них родилось 10 детей, правда, двадцатилетний рубеж преодолели только сын (будущий царь Алексей Михайлович, по иронии судьбы тоже севший на престол в возрасте 16 лет) да три так и не вышедшие замуж дочери, пережившие отца.

    Алексею повезло еще меньше, чем родителю. Если Михаил Романов был «под крылом» отца с матерью довольно-таки долго (Ксения умерла в 1631 году, Филарет в 1633-м), то Алексей лишился самых близких людей в один год с разницей в месяц. В апреле 1645 года 48-летний Михаил Романович заболел, и, несмотря на все усилия врачей, 13 июля умер. Кстати, его сын прожил практически столько же, скончавшись на 48-м году жизни.

    Но это совсем другая история…

    Роман
    †1543
    Василий III (1479-1533) Елена
    Глинская
    Иван Годунов
    Никита Романович †1585 Анастасия †1560 Иван Грозный (1530-1584) Фёдор Кривой †1568 Степанида
    патриарх Филарет (1554-1633) царевич Иван (1554-1582) царь

    Михаил Фёдорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из рода Романовых. Правил Московским царством с 1613 по 1645 годы. Сами Романовы представляли собой древнейший род московских бояр. Известны с первой половины XIV века. Но вначале они именовались Захарьины-Юрьевы. Из этого рода вышла первая и любимая жена Ивана Грозного Анастасия. Её почитали за доброту, кротость, а в народе любовно называли Голубицей.

    Первым фамилию Романов взял также выходец из этого боярского рода патриарх Филарет в честь своего деда Романа. Михаил приходился Филарету сыном. В тяжёлые годы Смутного времени будущий царь оказался в ссылке вместе со своими дядьями, отцом и матерью по повелению Бориса Годунова . Затем представители опального рода вернулись в Москву. В 1612 году мальчик поселился вместе с матерью Ксенией Ивановной в селе Домнине под Галичем, где находилась родовая вотчина.

    Однако вскоре судьба юноши резко изменилась В Москве состоялся Земский собор, на котором молодого Михаила 21 февраля 1613 года избрали на царство. Узнав об этом, поляки послали под Галич отряд, чтобы он пленил нового царя. Проводником у отряда стал крестьянин Иван Сусанин. Его польские захватчики встретили на пути к селу Домнино и потребовали, чтобы тот показал дорогу.

    Иван Сусанин и поляки

    Сусанин послал к Романовым своего зятя, чтобы тот предупредил об опасности, а сам повёл польский отряд совсем в другую сторону. Он завёл врагов в лесную чащу и был ими изрублен. Но своим подвигом простой крестьянин спас для России будущего государя и основателя новой династии.

    Оповещённые об опасности Ксения Ивановна с сыном Михаилом укрылись в Ипатьевском монастыре, находящемся в городе Костроме. Именно туда и прибыли представители Земского собора. 14 марта 1613 года они торжественно объявили Михаилу Федоровичу об избрании его на царство. А Ипатьевский монастырь с тех времён стал считаться колыбелью дома Романовых. В нём в 1913 году торжественно отметили 300-летие великой династии.

    Царствование Михаила Фёдоровича Романова (1613-1645)

    Торжественное венчание на царство прошло в Успенском соборе города Москвы 11 июня 1613 года . На голову юного государя возложили шапку Мономаха, и он стал полновластным правителем земли русской. Но с учётом юных лет молодой царь правил не самостоятельно. Реальная власть оказалась в руках у Ксении Ивановны (инокиня Марфа) и её родни.

    В 1619 году из польского плена вернулся отец молодого государя патриарх Филарет (Фёдор Романов). Когда он въезжал в Москву, сын встретил отца, стоя на коленях у городских ворот. Филарет представлял собой сильного и волевого человека. Он прожил тяжёлую, полную испытаний жизнь, поэтому опыта ему было не занимать. До самой своей смерти в 1633 году он правил вместе с сыном и носил титул Великий государь.

    Когда патриарх Филарет въехал в Москву,
    Михаил встретил отца, стоя на коленях

    Задачи перед Романовыми стояли чрезвычайно сложные. После Смутного времени страна была бедна и беззащитна перед многочисленными врагами. Поэтому во главу угла Филарет поставил умение договариваться со своими подданными и иностранными государствами. Но прежде всего патриарх решил упрочить положение новой династии. А для этого нужно было срочно женить Михаила, чтобы появились наследники.

    Вокруг выбора невесты при царском дворе всегда кипела борьба, так как родственники царицы получали высокие должности и материальные блага. В невестах у молодого царя долгое время числилась Марья Хлопова. Однако однажды девушка переела сладостей и заболела. Её тут же оговорили перед женихом, сказав ему, что Марья неизлечимо больна. Михаил сразу же отказался от невесты.

    Из множества молодых девушек он выбрал Марью Долгорукую. Но вскоре новая невеста умерла. По всей видимости её отравили из зависти. Тогда завидный жених выбрал новую невесту. Ею стала Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Она была красивой девушкой, но происходила из незнатного дворянского рода.

    Жена Михаила Фёдоровича Евдокия Лукьяновна Стрешнева

    Свадьбу сыграли в 1626 году. Царица родила государю 10 детей. Из них шестеро умерли младенцами. До зрелых лет дожили 3 дочери и 1 сын Алексей. Именно он и стал вторым царём из рода Романовых после смерти отца в 1645 году.

    Что касается политической деятельности то царь Михаил Фёдорович Романов сумел преодолеть тяжёлые последствия Смутного времени и восстановил нормальные хозяйство и торговлю в стране .

    В 1617 году по Столбовскому миру была прекращена война со Швецией. Россия получила обратно земли Великого Новгорода.

    В 1634 году был заключён Поляновский мир с Речью Посполитой и возобновились отношения с западными державами. В Москве опять разместились иностранные посольства.

    Была восстановлена деятельность приказов и налажен сбор налогов, что имело огромное значение для государственной казны. Местным властям удалось уничтожить шайки разбойников, которых образовалось очень много ещё во времена Смутного времени.

    Монеты, имевшие хождение при Михаиле Фёдоровиче Романове

    В начале 30-х годов была реформирована армия. Появились солдатские, рейтарские и драгунские полки. Под Тулой построили оружейные заводы, начало активно развиваться чугуноплавильное производство.

    На территории Москвы бала основана Немецкая слобода. В ней начали селиться иностранные специалисты. По прошествию столетия эти люди сыграли большую роль в реформах последнего московского царя и первого императора Российского государства Петра I .

    Первый царь династии Романовых скончался 13 июля 1645 года в возрасте 49 лет. Предполагается, что он умер от брюшинной водянки. А через месяц умерла и царица Евдокия. На престол вступил новый царь Алексей Михайлович Романов .

    Алексей Стариков