Болезни Военный билет Призыв

Манипуляции в общении — плохо это или хорошо? Управление эмоциями — самый действенный способ, как противостоять манипуляциям

Большинство людей считают, что манипуляция – это нечто плохое, что ни в коем случае нельзя производить над людьми. Основными причинами такого мнения считаются убеждения о том, что люди-манипуляторы пытаются добиться для себя успехов посредством других людей. В медицине же это слово означает действия со специализированными предметами.

Но вернёмся к вопросу о манипуляции в отношениях между людьми. В то время, когда в мире было разрешено рабство, многие люди пользовались этой привилегией с удовольствием, и считали, что вправе делать со своими рабами все, чего пожелают. Сейчас, к счастью, этого проделывать нельзя, но тем ни менее все можно встретить людей, которые не прочь удовлетворить свои потребности за счет других. Сейчас существует множество терминов и синонимов, связанных с манипуляцией. Для некоторых психологов ближе определения господства над разумом, контроль сознания, программирование поведения и мыслей, принуждение к чему-либо. А для других самое главное не определение и не процесс достижения цели, а сам результат, то есть результат достижения своих целей посредством другого, господство, выигрыш.

Основополагающим фактором в любого рода манипуляции является психологическое воздействие на индивида. А после этого и воздействие человека на другого, как на средство для достижения своих выгод и целей. Манипулирующий играет на слабостях испытуемого, подчиняет его волю себе. Процесс манипуляции вызывает негативное или позитивное возбуждение у человека, к которому она применяется, она провоцирует его на действия, которые он не собирался делать или никогда бы не совершил сам. Если смотреть на акт манипуляции с религиозной точки зрения, то она расценивается как большой грех.

В других ситуация манипуляции с разумом человека просто необходимы. Например, человек пережил очень страшную катастрофу, потеряв все что было, всех близких или просто оказался в центре жестоких событий, которые чуть ли не довели его до сумасшествия. В этом случае манипуляции опытного специалиста помогут пациенту заблокировать самые страшные картины и потихоньку вывести его из состояния шока, помогут вернуть к полноценной жизни.

Смотреть на психологическую манипуляцию можно по-разному, но итог зависит только от человека, чьими руками она используется.

Манипуляции в общении: плохо или хорошо?

Манипуляции в общении: начало

Каждый день вы сталкиваетесь с этим явлении практически в любом общении— родные, коллеги, друзья или просто малознакомые люди пытаются вами управлять. С вероятностью 90% вы тоже манипулируете окружающими, пытаетесь влиять и управлять их мнением и действиями.

Почему-то в обществе я нередко встречаю мнение, что манипуляции - это непременно плохо (еще один хороший вопрос - а что вообще такое “плохо” и “хорошо”? Задумайтесь). При этом есть люди, которые манипулируют другими (осознанно или неосознанно) и заявляют, что это плохо и “я так не делаю”. И есть другая позиция, я ее абсолютно разделяю:

МАНИПУЛЯЦИИ - ЭТО НОРМАЛЬНО!

Разберемся — что такое манипуляция?

Если говорить просто, то это скрытое воздействие на другого человека сделать (или не сделать), сказать что-то, что не входило в его планы, чего возможно он сам не хочет. Отличительная особенность — у вас возникает ощущение дискомфорта, что вас используют или принуждают.

ВАЖНО! Любая манипуляция - это вид коммуникации, вид общения. Но не каждая коммуникация - есть манипуляция.

Вы понимаете, что лично вам это действие не принесет выгоды, может даже навредить. Но все равно выполняете просьбу, а потом сожалеете. Важно понимать разницу — человек может манипулировать вами осознанно и неосознанно.

Осознанные манипуляции — когда человек на 100% осознает, что манипулирует, то есть у него есть скрытая цель и он понимает, какими способами к ней придет.

Например, карточный игрок. Если ему выпали хорошие карты, он пытается изобразить досаду и разочарование. Зачем? Чтобы ввести соперников в заблуждение. Аналогичные ситуации нередко встречаются во время многостадийных переговоров, когда манипулятивная стратегия рассчитана на несколько шагов и в результате эмоциональной или логической манипуляции, вторая сторона идет на уступки.

Шикарный пример - сериал “Карточный Домик” - пособие по манипуляциям

Неосознанные манипуляции в общении — когда человек пытается управлять вами инстинктивно.
Самой вредоносной является как раз неявная манипуляция, которую человек не отслеживает. Увы, этот способ манипулирования чаще всего встречается между людьми. Получается, человек не использует манипуляцию ответственно и не управляет процессом.
Пример: ваш ребенок захотел игрушку, но вы ему отказали. Он расстроился, заплакал, и вы, чтобы успокоить его, купили ему игрушку. Если такой "фокус" проделать несколько раз, то ребенок "научится" плакать, чтобы получить желаемое. Как часто по жизни он потом будет применять этот трюк, пускай меняя способ манипуляции? Это становится шаблоном.

Как научиться различать, манипулируют вами или нет?

Основа манипулирования, управления вами — давление на эмоции. А эмоции могут быть разными:

Жалость — друг показывает себя несчастным, неумехой или неудачником;
Чувство гордости — коллега вам говорит, что вы специалист, мастер своего дела;
Страх потери — вторая половинка показывает, что вы можете потерять;
Чувство вины — «Как же мы теперь будем без тебя, мы всю жизнь в тебя вложили, а ты нас бросаешь»;
Соблазнение — человек пробуждает в вас желание, например, сексуальное или пищевое;
Манипуляция любовью - “Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду”.

К слову, это одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в семьях. Ребенок, привыкший к такому обращению, начинает понимать что самые близкие люди не принимают его целиком, любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает. В партнерских отношениях, такие разговоры также не приводят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое условие. Получается, что любовь - это товар, который при необходимости можно обменивать на услуги или деньги.

Иногда окружающие могут использовать несколько ваших эмоций. Срабатывает та, что вызывает отклик больше всего. Чаще это чувство вины и жалость.

Самое интересное — чем чаще человек поддается манипуляциям, тем их больше становится. Коллега, который спихивает на вас свою работу, будет продолжать это делать. Родственники, которым нужна помощь или ваше имущество, деньги в долг, будут повторять ситуацию каждый раз. И вам чаще будет неудобно отказать.

Управление эмоциями — самый действенный способ, как противостоять манипуляциям

Манипуляторы быстро теряют интерес к людям, которые не реагируют на них эмоционально. И чем меньше вы обращаете внимание на манипулятора, тем меньше играете по его правилам.

Если говорить проще, представьте: каждая эмоция — это камешек через реку, от манипулятора к вам. Реагируя на поддевки, вы выстилаете мостик к своему личному пространству, времени и ресурсам. А если нет камешка (нужной эмоции) — манипулятор «падает в воду».

Начальная тактика борьбы с манипуляциями

Для старта я дам вам простую практику, которая, по сути, даже не является приемом контрманипуляции. Это не метод борьбы, а тихая оборона, инструмент замедления, получения времени на размышления.


Заведите простой браслет, кольцо, канцелярскую резинку или просто повяжите на запястье нитку, как сейчас модно. Каждый раз, когда вы слышите просьбу что-то сделать, дать, купить или отвезти (это самые простые манипуляции), посмотрите на свою руку и возьмитесь за браслет или нитку, либо щелкните резинкой. Покрутите ее пару минут и скажите — я скажу свое решение завтра, через неделю, месяц. Но не сейчас (ведь этого от вас и хотят)!

Вечером, придя домой, хорошо подумайте — предложенное нужно лично вам? Если нет, то нет. Только не сообщайте о своем решении тут же. Спросят — ответьте.

ВАЖНО! Поймите, кому принадлежит решение: вам или человеку, с которым вы разговариваете.

Если использовать этот способ во время любого общения, то простые бытовые манипуляторы вас покинут. Дело в том, что видя холодность человека, не чувствуя его эмоции (на которых и строится манипуляция) и ощущая холод, манипулятор отдаляется. Экологично и по собственной воле.

Безусловно, в моменте это срабатывает не всегда. Дело в том, что манипуляторы могут быть агрессивными, с множеством приемов и методов принуждения.

Чтобы с ними бороться, нужно

  • уметь управлять собственными эмоциями
  • замедляться, наблюдать и анализировать
  • владеть приемами антиманипуляции

и главное - ПРАКТИКА.

Об этом в следующих статьях.

А пока что расскажите:

  • Как часто вы сталкиваетесь с манипуляциями?
  • На какие эмоции давят манипуляторы именно в вашем случае, и когда вы это осознаете?
  • А вы сами к каким манипуляциям чаще всего прибегаете?

В сознании большинства из нас, слово манипуляция вызывает зачастую отрицательные эмоции.

Многие могут сказать: манипуляция тождественна обману, лжи, подаче заведомо недостоверной информации.

Но это понятие намного шире. Давайте попробуем разобраться: плохо это или хорошо?

Что есть манипуляция в общении?

Бывают разные техники манипуляции сознанием.

Вот примерная классификация:

  • манипуляции в бизнесе (взаимодействия партнеров с целью заключения контракта),
  • манипуляции в коллективе
  • манипуляции в семье (будь то отношения супругов или родственников),
  • манипуляции в воспитании («родители-ребенок»),
  • манипуляции в СМИ (навязывание мнения через газеты, телевидение),
  • манипуляции в общественной жизни (политика).

Каждый хоть раз в своей жизни манипулировал в общении с людьми, с целью получения какой-то выгоды, будь то родители, возлюбленный, коллеги по работе или друзья. Человек в общении с людьми придерживается своей определенной цели (не всегда корыстной).

Приведу вам несколько примеров и техник манипуляций.

Попробуйте представить себя мужчиной (удачно?). Вы сидите в летнем кафе с девушкой, за которой вы ухаживаете и ведете с ней беседу о жизни и любви. И вот к вам подходит симпатичная девочка-подросток (или не менее миловидная бабушка) с букетиком цветов и предлагает вам их приобрести. И вот это и называется манипуляцией. Почему? А потому что здесь есть скрытый расчет на то, что вам будет неловко отказаться от покупки цветов для этой девушки на глазах у вашей собеседницы. В данном случае это пример манипуляции на потребности человека красиво выглядеть в глазах объекта воздыхания.

Таким образом, отличие манипуляции от других способов воздействия состоит в том, что при манипуляции, кроме явного и открытого мотива, есть скрытый мотив, расчет, подтекст.

Пример манипуляции в торговле.

В магазине покупатель выбирает товар, нерешительно рассматривая то более дешевые, то более дорогие вещи. В общем, определяется покупатель. И тут появляется продавец, который «помогает » выбрать товар:

Эта модель лучше, но она, пожалуй, дороговата для вас.

На что Покупатель:

Вот ее-то я и возьму.

На внешнем уровне продавец констатировал правдивые факты: высокое качество вещи и невысокие финансовые возможности покупателя. Скрытый смысл этой манипуляции – расчет на желание покупателя хотя бы перед продавцом (и значит, в какой-то мере перед собой) выглядеть респектабельно. Покупатель взял дорогую вещь, побаловав свое самолюбие и утерев (как ему кажется) нос продавцу.

Куда не глянь везде манипуляции.

Но, к сожалению, так у нас «запрограммирован человек», что чаще всего запоминает только отрицательный опыт, а о положительном то мы и забываем!

Манипулируя человеком мы даем что-то взамен.

Наверняка к вам когда-либо на улице подходили люди с «подарком» от фирмы. Очень жизнерадостные, начиная со слов «Здравствуйте! », они торжественно объявляют, что в честь 500-летия их щедрой фирмы вы получаете бесплатно прекрасный набор вот в этой сумке, вместе с самой сумкой. И вручают ее вам! Еще несколько секунд оптимизма и обаяния и вот вы уже начинаете верить в это чудо.

Но оказывается, для того, чтобы вы окончательно вступили в права владения всем богатым содержимым этого саквояжа, необходим сущий пустяк. Оплатить всего лишь одну вещь из этого богатства.

Какие-то там жалкие (по сравнению с содержимым) несколько сот рублей. И тут тоже манипуляция!

Манипуляция – это скорее система игр, это – стиль жизни.

Одно дело единичная игра, цель которой избежать затруднительного положения; и другое дело - сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром.

Манипулятор-человек, у которого определенный образ мышления, устоявшиеся мировоззрения, сложившиеся цели. Ничего плохого в умении и желании манипулировать другими нет, при условии:

  • что Вы полностью осознаете характер манипуляций
  • у Вас сформирована цель к которой вы идете
  • Вы не причиняете другому человеку вред

Если же манипуляция проводится осознанно, с четким пониманием своих целей, то никакого вреда в ней нет, по крайней мере, для самого манипулятора.

Очень полезный социальный навык, учитывая, что весь социум на них построен и вовсю их поощряет.

Вернемся же к вопросу, стоявшему в начале нашей статьи – плохо это или хорошо.

Можно смело утверждать, что о манипуляции говорят со знаком минус большинство. Потому что, по сути, манипулировать, это играть на чужих слабостях и страхах. Потому что манипуляции – это самый короткий путь к достижению результата во взаимодействии с людьми.

Ведь гораздо легче играть на струнах чужой души и комплексах, чем работать над отношениями и сценариями совей жизни. Потому что это подразумевает в первую очередь работу над собой, своими отношениями, своими действиями и моделями поведения. А это мало кому необходимо.

Манипулятор, по сути обеспечивает себе быстрый результат, путем минимальных затрат, снимая ответственность с себя за происходящее. (А кто от такого откажется?) Он с радостью находит оправдание самому себе и своим действиям, говорит, что объект манипуляции сам этого хотел, а что хотел, то и получил.

Манипулятор – это по сути «халявщик», который не готов работать над отношениями, своими подходами, своими установками и своим образом жизни. Он поступает так, как ему удобно, сохраняя свою зону комфорта.

Манипуляции сознанием окружающих всегда ведут в тупик, потому что если одна сторона манипулирует, а другая ведется на такое отношение к себе, этот формат отношений в любом случае не ведет к развитию, а значит, они обречены на провал.

Есть еще один аспект такого подхода – манипулятор сам является первой потенциальной жертвой другого манипулятора.

Об этом большинство забывает, но подобное притягивает подобное. Объект манипуляций в одной ситуации, чаще всего в другой манипулятор сам. Поэтому это взаимный выбор и ответственность за происходящее лежит на обеих сторонах.

Игра во взаимные поддавки всегда приводит к проигрышу.

Настоящим инструментом, обеспечивающим развитие отношений, развивающим самого человека и повышающим его уровень коммуникаций является поиск истинной мотивации другого человека, нахождение общих точек интересов и выработки взаимно приемлемой и интересной для обеих сторон модели отношений и на основании этого сценария развития событий. Это всегда работа над собой, а это подразумевает смелость и выход из зоны комфорта.

Александр, 33 года Проблема возникла с партнером по бизнесу, который вел финансовые вопросы. Ощущение было такое, что я не понимаю ничего в бизнесе, а он великий финансист. Только дела покатились в низ. Спасать фирму пришлось. Обратился к Вячеславу Павловичу по поводу депрессии, а получилось так, что и фирму удержал, напарника отдалил от финансов и прибыль получаю вот уже полгода. Благодарю за помощь.

Надежда, 42 года Разрыв отношений, которые длились 20 лет, очень тяжело переживала. Страшно подумать - не хотела жить дальше. Вячеслав Павлович, благодарю, что помогли за помощь, стала уверенней себя чувствовать и теперь понимаю, что жизнь полна возможностей.

Татьяна, 22 года Давно искала специалиста, который поможет справиться с застенчивостью и нерешительностью. Ваши методы и техники действительно помогли, наладилась личная жизнь. Благодарю.

Ольга, 29 лет Никогда не было длительных отношений с мужчинами, и в постоянном разрыве считала их виноватыми. То, что я узнала, привело меня в шок, оказалось я на подсознательном уровне выбираю не тех партнеров. Теперь я понимаю как вести себя, чтобы построить счастливые отношения. Жалею, что раньше не обратилась.

Денис, 27 лет Было проблема, долго страдал от разлуки с девушкой, которая мне изменила. Никого не подпускал к сердцу - просто боялся, все может повториться. Постоянный страх быть брошенным. Консультации Вячеслава Павловича помогли разобраться с этим, я снова открыт новым отношениям.

Светлана, 28 лет Для меня было неприемлемо обращаться к посторонним людям и рассказывать о своих проблемах. Но проблемы нарастали, и я вынуждена была пойти против своих правил и обратиться к специалисту. После проведенных консультаций узнала о себе вещи, которые не хотела признавать, и это портила мою жизнь. Избавилась от комплексов, смотрю на жизнь позитивно. Спасибо, Вячеслав Павлович.

Алексей, 35 лет Не жалею, что обратился за консультацией к Вячеславу, правда не сразу, спустя 11 месяцев после начала сложного периода. Желания и цели были, а вот как достичь не понимал. Это беспокоило и постепенно привело к проблемам в личной жизни и на работе. Сейчас ошибок не допускаю, осознанно принимаю решения. Благодарю.

Оксана, 39 лет Спасибо за то, что Вы настолько внимательны к клиентам и сопереживаете им. С помощью Ваших подсказок человек сам находит верные решения. Это дорого стоит.

Екатерина, 35 лет Я в восторге, избавилась от пагубной привычки - курения. Уже 1,5 года не курю. Это мой рекорд. Раньше не действовали ни уговоры близких, ни пластыри, ни другие способы. Зависимость была сильной, Вы были моей последней надеждой. Рада, что выбрала Ваши консультации.

Заставить сделать другого человека то, что ему не нравиться, например, ребенка усадить за уроки, это делают все родители и без обучения НЛП. Криком, приказами, но добиваются своего.
Тоже и с взрослыми. Если приказ отдает начальник – то, скорее всего, даже если вы не согласны, вы его выполните. Или окажетесь уволены.

Вообще, любая коммуникация – это способ управлять действиями другого человека. Если вы другого о чем-то спрашиваете, а он отвечает, то получается, что вы вынудили его к ответу. Секундой ранее он это делать не собирался. А, услышав ваш вопрос, вынужден отвечать. Если ребенок просит есть, мама, как бы она ни была занята, бежит на кухню готовить еду.

Даже если кто-то намеренно игнорирует ваши слова и делает вид, что вас не слышит, он все равно в зоне вашего влияния! То есть вынужденно реагирует именно на ваши действия, на вашу речь. Вы оказываетесь в зоне его внимания, и таким или другим способом он с вами взаимодействует.
Получается, что, чтобы мы не сказали другому человеку, мы так или иначе управляем его действиями. И это называется просто общение.

А теперь представьте себе начальника, который умеет договариваться с вами, объяснять суть своего приказа понятными вами словами, находить область совпадения ваших и его интересов. И вот тогда вам легко выполнять его приказания. Просто потому, что вы теперь действуете и в своих интересах. Здорово, не правда ли? И теперь такая возможность действительно есть.

Манипуляция: хорошо или плохо?

Любая психотерапия, в том числе НЛП – это общение, беседа с другим человеком.

А что такое манипуляция? Это умелое делание чего-нибудь руками.

То есть, любой человек, который умело использует свои навыки, знания, получается, манипулятор. В хорошем смысле.
В принципе любому слову можно придать как положительное значение, так и отрицательное. Все зависит, в каких контекстах оно используется и какие смыслы ему придает говорящий.

Слову «манипулятор» повезло меньше всего.
Поэтому хочется вернуться к истинному его значению, а не тем смыслам, которые могут придаваться ему.
Дословное значение этого слова очень позитивное, в русском языке есть аналог – «умелец», мастер своего дела.
НЛП учит хорошей, «умелой» коммуникации, то есть общению, взаимодействию. А разве плохо быть мастером общения, человеком, который умеет говорить такими словами, которые понятны собеседнику?

Кто мешает обучиться этому каждому?
Один из наших студентов сказал о базовом курсе обучения навыкам психологической помощи:
«Этот курс надо преподавать в средней школе».
То же самое можно отнести к навыкам и знаниям по коммуникации, которые дает нам НЛП.

Уметь говорить на одном языке с любым собеседником, уметь понять его и помочь ему понять вас, уметь придать конкретное значение словам, всем этим достаточно просто овладеть.
Разве вам не приятно, когда вас понимают? Или когда говорят так, что вам понятно, о чем речь?
Мне, например, нравится, когда я сразу понимаю, о чем говорит собеседник.

А чего же бояться те, кто боится манипуляций?
Видимо, опять, что кто-то захватит над ними власть и будет управлять ими без их ведома.
Но мы уже говорили об этом, разбирая особенности гипноза.
Или того, что пойдет на поводу у собеседника и сделает, что он просит.
Или, даже не могу придумать, чего тут можно бояться!

Если то, что собеседник говорит, совпадает с моими намерениями, то я и без него это сделаю, а с его помощью сделаю еще лучше.
Если то, что он просит, мне неприятно, я, скорее всего, делать не буду. Или сделаю неохотно.

Сферы применения манипуляции

Многие компании, организации, фирмы проводят обучение своих сотрудников основам коммуникации с применением методов НЛП. Учат правилам телефонных и прямых переговоров, общению с заказчиками и посетителями, общению с деловыми партнерами. Разрабатывают планы своего развития, опять же используя достижения НЛП. Организуют команды и многое другое.

Нам тоже приходилось в прошлом десятилетии проводить такое обучение в ряде фирм. И, уверяю вас, нет там никаких особых тайн. Просто немножко большее знание основ человеческого мышления и языка позволяет улучшить свое общение.

И тут есть еще одна заслуга НЛП.

Те факты и стратегии, которые предлагает это направление психологии, на самом деле известны довольно давно. Но попробуйте разобраться в классической фундаментальной психологии досконально! Даже одолев гору томов и диссертаций, вряд ли удастся сложить внятную картину, как протекает наше мышление.

В НЛП же эти фундаментальные теории получили просто, ясное представление, доступное уже школьнику старших классов.

Для этого использована модель. Модель, которая является своего рода аналогом человеческого мышления, и при этом упрощена до минимума функций, нужных для успешного общения.

Поэтому НЛПеры и отрицают, что НЛП это наука. Это просто модель, которая понятно все объясняет, говорят они.

Не манипулирование, а моделирование

Слово «моделирование» значительно лучше подходит для объяснения, что такое НЛП.
Это возможность моделировать, создавать, изменять, находить лучшее, исправлять ошибки и совершенствоваться в своем личностном развитии.
И эта возможность есть у каждого. В первую очередь для себя.

А людям, которые живут рядом с таким человеком и общаются с ним, почему-то становиться значительно комфортнее и уютнее.

«Смысл моего общения заключается в той реакции, которую оно вызывает. В моих силах изменить свое общение для получения адекватной реакции.» (из базовых пресуппозиций НЛП)

Так что, общайтесь с удовольствием, даже по самым конфликтным вопросам!