Болезни Военный билет Призыв

Как не быть потребителем. Быть созидателем, а не потребителем. Эволюция человеческого мышления

Современный человек по определению живёт в режиме информационной перегрузки. В XXI веке не человек ищет информацию, а информация ищет человека. И далеко не у всех получается справиться с этим перманентным новостным шумом: большинство людей совершенно бездумно поглощают любую информацию, ни разу не усомнившись в её достоверности и необходимости.

Сегодня мы поговорим о том, почему стоит перестать быть пассивным потребителем новостей.

Я убеждена, что нет ничего бесполезнее, чем чтение новостей. Нет никаких доказательств того, что это занятие делает нас мудрее, лучше или из-за этого мы принимаем более осмысленные решения и становимся добропорядочными гражданами - всё свидетельствует как раз об обратном.

Если вы похожи на меня, то вы уже перестали быть пассивным потребителем новостей. Может быть, вы сделали это потому, что чувствовали, как из вас буквально выкачивают радость и положительные эмоции, или вы просто нашли себе более интересное занятие. А может быть, вы человек, который никогда не интересовался новостями. А может, всё совсем наоборот: вы совершенно бездумно потребляете всё, что крутят по ящику, пишут в газетах и выпускают блуждать по Всемирной паутине.

Многие из нас осознали опасность, которую за собой влечёт переизбыток пищи, и научились ограничивать себя в еде. Но большинство из нас всё ещё не понимает, что новости для ума то же самое, что сахар для тела.
Рольф Добелли

Меня расстраивает то, что я вижу вокруг: парень, который считает себя умным и начитанным только потому, что он читает газеты и знает о том, что происходит в мире. Или девушка, которая знает абсолютно все сплетни о каждой знаменитости и очень удивляется, когда я говорю ей, что не слышала новость о том, что злоумышленники выложили в сеть фотографии обнажённой Дженнифер Лоуренс.

После того как я перестала читать / слушать / смотреть новости, я стала более внимательной, научилась лучше контролировать свои мысли, стала более критично относиться к информации, у меня появилось больше времени для воплощения своих идей, и, конечно же, я стала более оптимистичной.

Рольф Добелли, основатель общества ZURICH.MINDS, отмечает, что вместо того, чтобы просто прочитать новости, которые преподносят нам готовыми на блюдечке, мы должны тратить больше усилий на поиск информации, нам следует заставить себя ДУМАТЬ, развивать в себе критическое мышление. Это очень сложно, ведь наш мозг изначально идёт по пути наименьшего сопротивления: первым делом он обращает внимание на доступную информацию, на яркие заголовки и картинки, то есть на жвачку для мозга. Поэтому мы можем абсолютно бездумно проглотить всё, что нам преподносят.

И речь идёт не только о СМИ - подобные техники привлечения внимания используют повсеместно, начиная от правительственной пропаганды и заканчивая корпоративным маркетингом. Мы видим это везде: в Facebook и Twitter яркие заголовки буквально кричат, стараясь завлечь нас. И мы этому поддаёмся, ведь всё, что нам нужно сделать, - это один клик, а это так просто.

Сегодня дефицитным товаром является не информация, а внимание. Почему мы отдаём его так легко?
Рольф Добелли

Мы живём в эпоху, когда яркий и многообещающий заголовок становится важнее содержания статьи. Пользователь кликнул, счётчик пополнился, а о большем создатели подобного «контента» и не мечтают. Поэтому мы должны быть осторожны, фильтровать информацию, которую мы потребляем. Это задача, которую нам предстоит выполнять самостоятельно. И мы должны быть предупреждены о всех негативных последствиях, которые нас ожидают, если мы будем продолжать быть бездумными потребителями.

Возможно, вы что-то слышали о нейропластичности - это способность мозга менять поведение на основе полученного опыта. А теперь вспомните, какой «опыт» мы ежедневно получаем: смотрим / читаем / просматриваем новости, видео, картинки, кликаем на заголовки, пролистываем туда-сюда посты.

Вспомните, как мы обычно потребляем информацию. Правильно, в режиме многозадачности: мы читаем газету за завтраком; слушаем радио, пока ведём машину и думаем о том, что нам предстоит сегодня сделать; смотрим новости урывками, пока переключаем каналы в поиске чего-нибудь интересного; мы проверяем Twitter, пока работаем.

Но мы забываем, что из-за этого мы постоянно отвлекаемся, снижается наша продуктивность. Новости крадут время у нашей жизни, мы и жить-то начинаем как будто наполовину, и чем больше новостей мы потребляем, тем больше способствуем этой половинчатости.

Я сыт по горло этим дешёвым способом «объяснения» мира. Мне это не подходит. Это иррационально. Это фальсификация. И я не позволю затуманивать свой мозг.
Рольф Добелли

Голод, бедность, убийства, войны, терроризм, несчастные случаи, слухи о знаменитостях. Мне не нужно знать эти вещи, и вам тоже. Я знаю, вы думаете, что новости помогают вам быть в курсе того, что происходит в мире, но спросите себя, сделают ли новости вашу жизнь счастливее и лучше? Какое отношение описанные в новостях события имеют лично к вам? К вашей семье и вашей работе? Заставляет ли вас задуматься услышанное / прочитанное / увиденное? Побуждает ли к действию? И самое важное - уверены ли вы, что в новостях вам рассказывают о реальном положении дел?

Подумайте об этом. Вспомните прошедший год: хотя бы одна новость, которую вы узнали тогда, как-то изменила вашу жизнь? Другими словами, если бы вы не смотрели или не читали новости, ваша личная или профессиональная жизнь сложилась бы по-другому?

А вы никогда не думали о том, что если в новостях будет что-то действительно важное именно для вас, то вы, даже если не посмотрите новости, то всё равно об этом узнаете - от коллеги, друга или члена семьи?

Информация имеет значение только тогда, когда она помогает нам творить, создавать что-то грандиозное, то, что способно принести пользу. Вот такую информацию стоит искать и делиться ею.

Миру не нужны пассивные потребители информации. Ему не хватает умных и активных людей, которые способны быть творцами. Задумайтесь, может быть, вместо того, чтобы тратить свои силы и время на то, чтобы забивать мозг ненужной информацией, вам стоит углубиться в то, что вам действительно интересно?

Думайте о решении, а не о проблеме.

Если ваш ум переполнен мыслями о том, что вы в любой момент можете умереть, или о том, что всё в один миг может пойти к чёрту, то вы не оставляете себе времени и возможностей подумать о том, как жить и как можно всё изменить к лучшему.

Если вы хотите узнать о какой-либо проблеме, то поставьте себе условие: вы делаете это только для того, чтобы найти решение этой проблемы. Почти все проблемы сложны, и единственный способ найти информацию для их разрешения - углубиться в книги и серьёзные статьи.

Ищите знания, а не бесполезную информацию.

Читайте те книги и статьи, которые заставляют вас думать и решать проблемы, а не те, которые вы пробегаете взглядом от нечего делать. Смотрите вдохновляющие видео. Не забывайте относиться к полученным сведениям критически. Не гонитесь за последними «актуальными» новостями. В большинстве случаев они нужны только для того, чтобы поддержать разговор с собеседником. Не идите по лёгкому пути, будьте храбры настолько, чтобы говорить о важных вещах, которые дадут вам и окружающим вас людям пищу для размышлений.

Пусть каждый ваш клик, каждая минута, ваше внимание будут потрачены на то, что действительно важно.

Жизнь большинства людей напоминает день сурка. Ранний подъем, стояние в пробках, восемь часов офисного рабства с перерывом на обед, снова пробки, вечера с пивом и телевизором или Интернетом, пьяная пятница, по выходным поход с семьей и детьми в торгово-развлекательный центр... Череда праздников из года в год, зимние каникулы, 14 и 23 февраля, 8 марта, майский отдых, День Победы, лето, отпуск, дни рождения, Новый год и все по новой.

Социальные зомби живут по принципу "Потребляй, Размножайся, Живи ради Выходных" ["Consume, Reproduce, Live for the Weekend!"]. Или «Потребляй, работай, сдохни», если говорить грубее. Трудовые будни, затем досуг у монитора или в хмельной компании или в погоне за новой покупкой, порцией секса или дозой развлечений, а наутро снова работа, и так по кругу.

Они живут в ожидании окончания школы, затем ВУЗа или техникума, затем свадьбы, и – перед тем, как провести остаток своих лет в ожидании пенсии и расчета по кредитно-ипотечным выплатам – когда родятся и подрастут дети, которые тоже будут ждать, когда закончится школа, потом ВУЗ/техникум, когда будет свадьба, выплатят взносы по ипотеке, подрастут их дети, которые тоже будут жить по вышеназванному сценарию… Если только не захотят прервать такое существование движением к высокой цели.

Если суть жизни Человека-Потребителя – это работа, развлечения, размножение и потребление, то Человека-Созидателя характеризует, как следует из названия, создание нового и полезного, что улучшает, развивает и гармонизирует окружающий мир. Потребитель – это человек массы, коих подавляющее большинство. Созидателей в разы меньше, но именно они приводят мир в движение. Потребители ничего не решают сами, они следуют тенденциям. Созидатели – тенденции задают.

Человек-Потребитель только лишь берет, использует ценности. Он ищет кайф в потреблении [развлечения, секс, покупки и демонстрация понтов]. Человек-Созидатель сам создает ценности, и испытывает кайф в создании чего-либо полезного.

Человек-Потребитель видит счастье путем достижения внешних целей – накопления богатства, приобретения имущества и т.п. Человек-Созидатель находит счастье в созидании.

Человек-Потребитель слушает общество с его программированием, живет в реальности, созданной ТВ и СМИ, думает так, как подскажут с экрана/монитора. Человек-Созидатель слушает прежде всего себя, имеет собственную сильную реальность, основанную на том, что он узнал и увидел сам.

Уверенность, мироощущение и система ценностей Человека-Потребителя держится на реакциях окружающих и стоимости его имущества. То есть, я уверен в себе до тех пор, пока ко мне хорошо относятся окружающие, дают ли мне бабы [и какие], есть ли у меня квартира [и какая], есть ли у меня машина [и какая], насколько престижна моя работа, в одежду каких марок я одеваюсь, по какому устройству я разговариваю… и т.п.

Уверенность, мироощущение и система ценностей Человека-Созидателя держится на том, кто он есть, что он умеет делать, что он делает, что он полезного творит.

Тоесть, внутренний стержень Человека-Созидателя основывается на уровне миссии, а уверенность Человека-Потребителя на уровне имущества и реакции окружающих, т.е. на преходящих ценностях. Если рухнет то, на что опираются эти ценности, то рухнет и уверенность.

Человеку-Потребителю работа нужна для получения средств к существованию и развлечениям. Причем реализовывать себя и отождествлять свою личность он будет с тем, как он проводит досуг. У Человека-Созидателя работа [практически всегда] является реализацией его личной миссии.

Смысл жизни Человека-Потребителя: работать – ради денег, деньги – ради развлечений и приобретения понтов, понты – ради получения секса и поднятия чувства собственного величия. Ну и воспроизвести на свет себе подобных. В чем смысл жизни Человека-Созидателя?

Создать и оставить после себя то, что будет полезным и переживет его. Создать и оставить после себя то, что сделает мир лучше.

Человек-Потребитель измеряет свое достоинство величиной своего жилища, маркой своего автомобиля, смартфона, костюма. Достоинство Человека-Созидателя измеряется полезностью его дел – что он произвел, что он построил, что он сотворил, сколько реальной пользы он оказал своим делом.

Иначе говоря, Человек-Потребитель уважает себя за то, что он имеет, а Человек-Созидатель – за то, что он делает.

По нашему убеждению, истинная самоценность – это не достижение внешних целей, это не марка автомобиля, не площадь жилища, не брендовые шмотки и модные девайсы, не сумма на банковском счете и не то, сколько женщин у тебя было. Истинная самоценность, которая останется после смерти человека – это плоды его созидательного труда.

Избавление от Потребительства как образа жизни и путь к Созиданию проходит как раз через осмысление социального программирования и, как следствие, через самопознание, обретение гармонии с самим собой, самодостаточность, и стремление к счастью. Счастье к человеку приходит тогда, когда он перестает гоняться за «идеалами» и навязанными ему целями, принимает самого себя и вещи, какие они есть и живет «в моменте».

«Подлинное мужество состоит не в героических усилиях, направленных на достижение внешних целей, а в решимости пройти через ужасный опыт столкновения с самим собой. До тех пор, пока индивид не найдет свою истинную сущность в себе самом, любые попытки придать жизни смысл через манипуляции во внешнем мире и достижение внешних целей останутся бесплодным и в конечном счете обреченным на поражение донкихотством» - так выразился об этом психолог и философ Станислав Гроф.

Здесь я не хочу, чтобы меня неправильно поняли. Я не утверждаю, что «деньги – это зло», «стяжательство – грех», надо отказаться от заработка, уйти в горы за просветлением, и быть бедным, зато праведным. Несомненно, деньги очень важны, так как дают относительную материальную свободу. Но зарабатывание денег – это не цель в глобальном смысле. Это обеспечение своей жизнедеятельности. В особенности, это касается случаев, когда за заработанными деньгами ничего не стоит, их добывают, чтобы просто спустить на развлечения и ненужные вещи. Скупка и накопление «статусного» имущества тоже не цель, это потребительство.

Человек, ставящий целью своей жизни как можно больше заработать и накупить дорогого имущества, рано или поздно окажется в ситуации, когда он поймет, что у него есть вещи, но нет смысла жизни. Что весь лоск, роскошь и гламур не может заменить ощущение счастья, радости, чувства, что он живет по-настоящему.

Внешнее благополучие не означает внутреннего счастья, такой человек не будет чувствовать себя удовлетворенным, каким бы богатством он бы себя не окружил. Именно поэтому, многие топовые бизнесмены, политики и звезды шоу-бизнеса пытаются заглушить свой внутренний вакуум в алкоголе, наркотиках, светских вечеринках и сексуальных извращениях, о которых любят рассказывать СМИ, выдавая это «статусное» времяпровождение за признаки «красивой жизни».

Говоря проще и короче, следует стремиться не к достижению успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.

Прекрасно, когда человеку удается совместить материальный достаток с внутренней удовлетворённостью. Но как раз для этого и нужно – игнорировать прессинг общества и искать себя. Как прийти к созиданию? Универсальных рецептов нет. Главное – слушать себя, искать, пусть даже методом проб и ошибок, свою нишу, и заниматься по жизни тем, что вы любите, что у вас лучше всего получается, и что приносит пользу людям.

Неважно, что вы созидаете – проектируете или строите здания, пишете картины, музыку или книги, создаете иной творческий продукт, строите полезный бизнес, обучаете или даете консультации – не важно. Главное – с любовью создавать то, что вы любите и что у вас получается лучше всего. Если даже вы не выручаете с этого доход в денежной форме, все равно, жизнь со смыслом, с позитивной целью намного насыщеннее гонок потребителей за новой дозой удовольствий, секса и понтов, содержательнее унылого существования обывателей. Эта жизнь, по сравнению с прежней, обретает совершенно иные, яркие краски.

Вы когда-нибудь ездили на заднем сидении автомобиля, мчащегося на сумасшедшей скорости без управления? Именно так со стороны выглядит современное общество потребления. На пути автомобиля появляются всё более сложные препятствия – экологические катастрофы, деградация человеческих ценностей и самосознания, а впереди маячит неизбежная пропасть, то есть исчерпание ограниченных ресурсов для производства.

Такая экономическая модель настроена в конечном итоге на саморазрушение. И если в первой половине прошлого века коммерсантов заботило только набивание собственных карманов, то сегодня любому вменяемому человеку понятно: этот «подъём экономики» опасно похож на состояние тяжелобольного человека, который в последние минуты жизни вдруг чувствует прилив сил и надеется, что идёт на поправку. Очень многие люди пришли к выводу: пора положить конец потребительству и запланированному устареванию, - особенно с учётом загрязнения окружающей среды, нагрузка на которую возросла в сотни раз. И вот всего четыре вещи, которые могут изменить мир:

Новая философия промышленности

Она называется «антирост». Этот лозунг доказывает необходимость оздоровления общества путём сокращения - непомерного производства, потребления, объёма отходов и соответственно экологического ущерба. В идеале производство не будет вообще оказывать негативного влияния на природу – и сегодняшние технологии уже позволяют это (было бы желание). В природе не существует отходов - будь то опавшие листья, лепестки цветов, птичьи перья или отжившие свой срок животные. Всё это является лишь питательными веществами для других организмов, и цикл жизни замыкается.

Чтобы воссоздать этот безупречный план, даже не нужно отказываться от запланированного устаревания – достаточно производить товары из чистых, биоразлагаемых материалов. Допустим, через определённое время вещь начинает терять какие-то характеристики, и владельцу всё равно придётся приобретать новую – однако выброшенный хлам превратится в удобрение для газона, а не отравит квадратный километр почвы вокруг себя, как это происходит сегодня.

Не нужно отказываться и от доходов, связанных с желанием потребителей повышать функциональность своих устройств (так называемая фичемания). Но если в наши дни приходится выбросить «игрушку» с 20 приложениями и купить новую с 21 – то в будущем гаджеты получат возможность эволюционировать без отправки на мусорку. - Зачем? Пусть потребители платят за новый «бонус» те же большие деньги, но добавляют его к одному прочному и долговечному устройству.

Вторая жизнь вещей


В Индии есть понятие «джугад» - оно означает давнюю традицию чинить сломанные вещи, даже если их ремонт представляется долгим и трудоёмким. Похожие идеи распространены во многих небогатых странах. Выбрасывать вещи только из-за того, что они поломались, кажется им едва не кощунством – поэтому они чинят, латают, заново вдыхают жизнь в полезные предметы. С каким ужасом, должно быть, смотрели бы все эти люди на празднование нового года в Италии! Под бой курантов на улице появляться нельзя, иначе получишь по голове утюгом, тумбочкой или набором сковородок. Здесь даже нормально работающую технику и прочие вещи выбрасывают от скуки – они, видите ли, надоели, так как прослужили целый год… Что ж, итальянцы доигрались: местная мафия вообще остановила вывоз пищевого и бытового мусора – может быть, гигантские «ароматные» кучи на улицах заставят их крепко призадуматься.

Вторая жизнь вещей – это ещё и направление в творчестве талантливейших дизайнеров и рукодельников-самоучек во всём мире, которым небезразличны вопросы экологии. И самого невероятного хлама создаются скульптуры, инсталляции, мебель, украшения, разные полезные вещицы. Чайники превращаются в резные металлические абажуры, кусочки старой одежды - в роскошные наряды и уютные одеяла, виниловые пластинки или вилки - в стильные ожерелья… - примеров великое множество. И, наконец, не обойтись без обязательной переработки тех отходов, которые невозможно «перепрофилировать» - их переплавят на сырьё и снова отправят на производство.

Оздоровление законодательства


В этом вопросе стоит брать пример с Великобритании: там запланированное устаревание, намеренно встроенное в товар, рассматривается как нарушение прав потребителей. За соблюдением прав британских граждан зорко следят Торговый институт стандартов и Управление по добросовестной торговле (да-да, бывает и такое, оказывается). Стоит потребителям пожаловаться, что определённый товар ломается в районе окончания гарантийного срока, как блюстители закона тут как тут – вспомнить хоть бы скандал с «Apple IPod Click Wheel», когда производителям пришлось увеличить гарантию обслуживания и бесплатно заменить аккумуляторы тем, кто уже успел приобрести этот мусор.

Для борьбы с запланированным устареванием необходимо изменить положение дел на мировом рынке потребления: до тех пор, пока определённые категории товаров будут монополизированы, их качество не будет высоким – ведь покупатель и так никуда не денется. Сегодня нас тешат лишь иллюзией выбора: чаще всего несколько разных марок одного и того же продукта принадлежит одной корпорации и её дочерним фирмам. Когда рынок станет более конкурентным, производители начнут стараться привлечь внимание именно к своим товарам, увеличивая срок их годности и качество.

Эволюция человеческого мышления


В потребительском обществе принята идея о том, что продаётся и покупается всё – от идей и опыта в бизнесе до меркантильных браков по расчёту. На западе если ты не покупаем, или покупаем слишком дёшево, - ты законченный неудачник и ничтожество. А если хочешь доказать всем, что ты заслуживаешь уважения – покажи, как ловко ты умеешь топить конкурентов и насколько велик в тебе безжалостный дух соперничества.

Политика потребительства вытеснила прежние здоровые человеческие ценности. Сегодня всё чаще нас как встречают, так и провожают «по одёжке» - оценивая тем, что мы имеем, на чём ездим, где работаем, какие у нас связи и где учатся дети. Стоит только мысленно «вычесть» из человека его недвижимость, гардероб, автомобиль – как вместо него останется пустое место. Классический западный потребитель, или homo consumens, искренне считает, что без накопленных «пожитков» не существует его внутреннее «Я». Такой социальный уродец ленив, пассивен и умирает от скуки - ведь никаким хламом не заполнить душевную пустоту. Чтобы нечаянно не обнаружить полную бесцельность своего существования, потребителю всегда нужно чем-то себя занимать: непрерывно есть, пить, курить, заниматься сексом, смотреть телевизор, развлекаться, бродить в интернете или встречаться с такими же пустыми людьми. Интуитивно он понимает, что с ним что-то не так, но даже не в силах признаться себе в этом.

Инициаторы движения «антирост» считают, что снижение производства и потребления приведёт к осознаю иных форм богатства, не требующих материальных затрат: интеллектуальные и спортивные развлечения, знания, друзья, единение с природой и своим внутренним миром. Согласитесь – было совсем недурно.


Зачастую страсть к вещизму складывается у человека в периоды финансового неблагополучия. Но вот ситуация выправилась, есть достаток, и можно уже всё купить. Но добавит ли это счастья? Опыт людей, не ограниченных в финансах, говорит «нет».

Грэм Хилл — предприниматель, вполне обеспеченный человек, жил роскошно, окружив себя кучей всего, что ему, казалось, было нужно, но на самом деле лишь поглощало его жизнь и время.

Почитайте выдержки из его рассуждений:

Я живу в студии площадью 39 квадратных метров. Я сплю на выдвижной кровати, встроенной в стену. У меня 6 рубашек. 10 тарелок для салатов и прочих блюд. Когда гости приходят ко мне на ужин, я достаю раскладной стол. У меня нет DVD, а текущая коллекция книг составляет 10% от изначальной.

Я прошёл долгий путь с конца 90-х, когда успешный интернет-стартап обернулся для меня огромным потоком денег. Тогда я купил гигантский дом и забил его вещами, электроникой, бытовой техникой, гаджетами, организовал свой автопарк.

Но каким-то образом всё это добро заняло собой мою собственную жизнь, ну или большую её часть. Вещи, которые я потреблял, поглощал, в итоге поглотили меня. Да, у меня не самый распространённый жизненный сценарий, ведь мало кто сильно обогащается к 30 годам, но мой сценарий взаимодействия с вещами — самый обычный.

Мы живём в избытке товаров, в мире гипермаркетов, огромных торговых центров и круглосуточных магазинов. Люди практически любой социальной прослойки могут окружить себя вещами.

Не существует какого-либо признака, указывающего на то, что эти вещи делают нас счастливыми. Фактически я наблюдаю обратную картину.

Мне понадобилось 15 лет, чтобы избавиться от всего несущественного, что я так старательно накапливал, и начать жить шире, свободнее, лучше, обладая меньшим.

Всё началось в 1998 году. Я и мой партнёр продали нашу консалтинговую компанию за такую сумму, которую, как мне казалось, я не заработаю за всю свою жизнь.

Получив эту сумму, я купил 4-этажный дом. Охваченный открывшейся возможностью потреблять, я купил новенький секционный диван, пару очков по 300 долларов, тонну гаджетов и аудиофильский 5-дисковый CD-плеер. И, конечно же, чёрный Volvo с дистанционным запуском двигателя.

Я начал активно работать над новой компанией, и времени на дом совсем не оставалось. Тогда я нанял парня по имени Сэвен, который, по его словам, работал ассистентом самой Кортни Лав. Он стал моим ассистентом по покупкам. Его роль заключалась в походах по магазинам бытовой техники, электроники и фурнитуры с фотоаппаратом. Он фотографировал вещи, которые, на его взгляд, приглянулись бы мне, после чего я просматривал фото вещей и выбирал понравившиеся мне для покупки.

Однако потребительский наркотик в скором времени перестал вызывать эйфорию. Я охладел ко всему. Новенькая Nokia не возбуждала и не удовлетворяла меня. Я начал размышлять о том, почему улучшения в жизни, которые в теории должны были сделать меня счастливее, не помогают, а лишь создают в голове чувство тревоги.

Жизнь стала сложнее. Столько всего, за чем надо следить. Газон, уборка, автомобиль, страховка, обслуживание. У Сэвена было много работы, и... в конце концов, у меня персональный ассистент по покупкам? В кого я превратился?! Мой дом и мои вещи стали моими новыми работодателями, причём я к ним не хотел наниматься.

Всё стало ещё хуже. Я переехал по работе в Нью-Йорк и арендовал большой дом, служивший хорошим отражением меня как IT-предпринимателя. Дом нужно было заполнить вещами, и это занимало слишком много сил и времени. А ещё у меня есть мой дом в Сиэтле. Теперь я должен думать о двух домах. Когда я решил, что останусь в Нью-Йорке, потребовались колоссальные усилия и куча перелётов туда-сюда, чтобы закрыть вопрос со старым домом и избавиться от всех вещей, находившихся в нём.

Очевидно, что мне повезло с деньгами, но подобные проблемы свойственны многим.

Исследование «Жизнь дома в 21 веке», опубликованное в прошлом году, демонстрирует жизнь 32 семей из среднего класса. Необходимость заботиться о своём имуществе гарантированно вызывает выработку гормона стресса. 75% семей не могли парковать машину в гараже, потому что гараж забит другими вещами.

Наша любовь к вещам затрагивает практически каждый аспект нашей жизни. Растут размеры домов, уменьшается среднее число жильцов на дом. За 60 лет пространство под одного человека увеличилось в 3 раза. Интересно, для чего? Чтобы хранить в нём ещё больше вещей?

Что мы храним в коробках, которые перетаскиваем при переезде? Мы не знаем, пока не откроем.

Интересная тенденция, хоть и относится она к США. Вы знаете, что по данным The Natural Resources Defense Council получается так, что 40% еды, которую покупает американец, оказывается в мусорном ведре?

Такая ненасытность влечёт последствия в мировом масштабе. Дикое потребление возможно благодаря чрезмерному производству, а оно разрушает всю нашу экосистему. Те iPhone, которые производит Foxconn — они тоже являются причиной ужасных изменений в экологии промышленных районов Китая. Дешёвое производство, плюющее на последствия. Делает ли всё это вас счастливее?

Есть ещё один момент — социально-психологический. Наблюдения Галена Боденхаузена, психолога из Северо-Западного университета в Иллинойсе, однозначно связывают потребление и аномальное антиобщественное поведение. Потребительский склад ума в одинаковой степени негативен для человека, независимо от его уровня дохода.

Моё отношение к жизни изменилось после встречи с Ольгой. Вместе с ней я переехал в Барселону. Срок её визы истёк, а мы жили в маленькой скромной квартирке, и были счастливы. Потом мы поняли, что нас ничего не держит в Испании. Мы упаковали немного одежды, взяли туалетные принадлежности, свои ноутбуки и отправились в путь: Бангкок, Буэнос-Айрес, Торонто и ещё множество мест. Я продолжал работать, но мой офис теперь умещался в моём рюкзаке. Я чувствовал себя свободным и совершенно не скучал по своей машине и гаджетам, оставленным дома.

Отношения с Ольгой закончились, но моя жизнь изменилась навсегда. В ней меньше вещей, я путешествую налегке. У меня больше времени и больше свободных денег.

Интуитивно мы понимаем, что лучшие вещи в жизни — это не те самые «вещи», а отношения, опыт и достижение целей. Они являются продуктами счастливой жизни.

Мне нравятся материальные объекты. Я изучал дизайн, я люблю гаджеты, и одежду, и подобные вещи. Но мой опыт показывает, что с определённого момента материальные объекты вытесняются эмоциональными потребностями, которые эти объекты, в теории, должны поддерживать.

Я по-прежнему предприниматель и сейчас я занимаюсь разработкой продуманных компактных домов. Эти дома создаются так, чтобы они поддерживали нашу жизнь, а не наоборот. Подобно тем 39 квадратным метрам, в которых живу я, эти дома не требуют большого количества материалов для строительства, не требуют серьёзных затрат на содержание, позволяя владельцу жить экономнее.

Я хорошо сплю, потому что знаю, что не использую больше ресурсов, чем мне действительно необходимо. У меня меньше вещей, но больше наслаждения. Мало места — много жизни.

adme.ru

Перестаньте быть потребителем, развивайте в себе бизнесмена, станьте благополучнее, посещая наши семинары-тренинги "

В современном мире наметилась новая тенденция. Отныне производители стремятся не к тому, чтобы пытаться навязать товар уже взрослой публике, но к тому, чтобы создать идеального потребителя с детства.

Современная экономика развитых стран построена на потреблении. Если люди вдруг научатся обходиться без ненужных им вещей, то все в одночасье рухнет. Но проблема заключается в том, что чем дальше, тем сильнее раскручивается этот маховик. Тем большее требуется производить, тем больше требуется потребителей, тем короче становится жизненный цикл товара.

Еще совсем недавно техника, которая служит десятилетиями, была нормой. Но сегодня совершенно нормальным считается менять, к примеру, мобильный телефон каждые год-два, даже если на момент покупки это была очень дорогая и продвинутая модель. Главное просто приучить потребителя к таким жертвам. Нас учат хотеть. И проще всего вырастить «человека хотящего», если начинать прямо с пеленок. Привыкший к потреблению еще будучи ребенком, он уже не сможет остановиться став взрослым. Вещизм практически неизлечим.

Методики

В ход идет все, любая мелочь способная привлечь ребенка. Это и яркие упаковки, и смешные неожиданные названия, и всевозможные бонусы. Реклама прививает новый образ мышления, делая его прямолинейным. Ребенок перестает понимать тот факт, что возможны и компромиссы. Мы взрослые как-то уже привыкли отмахиваться от рекламных объявлений, у нас есть пусть и не самая надежная, но защита. И мы забываем, что у детей её нет. Как показывают социологические опросы, современные дети безоговорочно верят рекламе.

Законы о рекламе существуют. И даже иногда действуют - бывают случаи, когда ту или иную рекламу или рекламный подход запрещают по тем или иным причинам. Вот только рекламщики и пиарщики не зря получают свою зарплату. Всегда можно найти обходной путь. К примеру, зачем обращаться напрямую к детям, когда есть их родители? Ведь рекламу рассчитанную исключительно на детскую аудиторию могут и запретить. А в случае с родителями всегда можно сослаться на высокие материи. Вы хотите, чтобы ваш ребенок лучше развивался, да и вообще, был самым-самым? Тогда непременно купите ему эту вещь! Как, вы еще не купили? Что же вы за родитель такой? Чувство вины - страшная сила. И родителям её прививают всеми возможными способами.

Еще один очень распространенный способ облегчить ваши карманы от лишних денег - обычные мультфильмы . Тут все законно, подкопаться не к чему. Принцип заработка очень прост - создайте мультфильм с привлекательными персонажами, раскрутите его и зарабатывайте на продажах атрибутики. Игрушки, изображающие героев любимых мультфильмов, всегда стоят в несколько раз дороже всех остальных, хотя они и собраны из одних и тех же материалов, на одних и тех же заводах, одними и теми же заботливыми руками китайских рабочих. Наценки тут только за идею, а это самые высокие наценки в мире.

Бывает и так, что товар в мультфильме обезличен, он не несет никаких названий и кажется, что никакой рекламы тут нет. Например, главный герой очень любит, скажем, пончики. В итоге же оказывается, что главным спонсором мультфильма является самый крупный в стране производитель пончиков.

Конечно же, продажи подрастут у всех производителей, но не слишком - все равно большинство потребителей пойдет к самому крупному, а значит и самому уважаемому производителю. Впрочем, такая методика достаточно редка, поскольку требует немалых затрат, а результат не гарантирует.

Обратите внимание на то, как располагаются товары в супермаркетах. То, что нужно распродать побыстрее находится как раз на уровне детских глаз. А шоколадки и жвачки стройными рядами выстроившиеся вдоль дороги к кассе давно уже стали притчей во языцех. Примеров можно привести еще десятки.

Как бороться с воздействием рекламы на ребенка?

Бороться с воздействием рекламы на ребенка можно и очень важно. Эта проблема уже стала настолько актуальной, что перешла на государственный уровень. Появляются всевозможные законы и ограничения. Например, запрет на показ детской рекламы по телевизору вообще, как в Швеции (хотя подростковая реклама там уже не ограничивается). В США активно ведется борьба с MacDonalds и его пакетами Happy Meal, от которого требуют либо сделать пищу более здоровой, либо убрать игрушки из пакетов Happy Meal.

Но, к сожалению, универсальный совет дать невозможно. Слишком многое зависит от конкретной ситуации. И слишком уж много рекламы кругом. Придется быть максимально внимательным. Рекомендуем также почитать специальную литературу , благо острота вопроса привела к появлению достаточного количества книг и статей.

К размышлению

Исследования проведенные в США и странах Европы показывают, что годовые суммы, которые тратятся удовлетворение таких вот детских «потребностей» исчисляются сотнями миллиардов долларов и евро. И тенденция такова, что цифры эти продолжают увеличиваться. В странах СНГ подобная статистика не ведется. Но думается, что ситуация схожая, просто цифры несколько меньше.