Болезни Военный билет Призыв

Что происходит с человеком когда у него высокая самооценка. Может ли быть самооценка слишком высокой? Видео: Секреты счастливых отношений — высокая самооценка

Считается, что завышенная самооценка – это признак плохого воспитания. Наверное, в этом утверждении есть львиная доля правды, так как все, что мы имеем во взрослом возрасте – все наши достоинства и недостатки, были заложены в детстве. Так что же такое завышенная самооценка, в чем ее недостатки?

Неприятности, связанные с завышенной самооценкой

Психологи утверждают, что завышенная самооценка, напоминает некую клетку, которая изолирует человека от реальности и не дает ему расти. Люди с завышенной самооценкой, как правило, живут в своем идеально-иллюзорном мире, в придуманной реальности и могут сталкиваться с массой проблем, которые для человека с нормальной самооценкой, проблемами не являются. Вот самые распространенные из них:

  1. Слишком завышенная самооценка, которая не оправдана реальными достоинствами, сковывает человека, мешает принимать адекватные решения и действовать. Чувство превосходства у таких людей не дает им возможности совершать ошибки, учиться на них, получать определенный жизненный опыт. Поэтому чтобы не «упасть лицом в грязь» такие люди просто отказываются от действий.
  2. Люди с завышенной самооценкой очень часто пребывают в состоянии внутриличностного конфликта. Другими словами, они никогда не признают собственные ошибки, поскольку убеждены, что люди, совершающие ошибки далеки от идеала. Высокая самооценка по определению исключает это. Внутренний конфликт на лицо, со всеми терзаниями и переживаниями по этому поводу.
  3. Как правило, никто не любит людей с завышенной самооценкой, как следствие проблемы в коммуникации. Для личностей с высокой самооценкой всегда присуще высокомерие и проявление неуважения к окружающим.
  4. Отсутствие возможности личностного роста – это одна из основных проблем людей с высокой самооценкой. Ведь «идеал» по определению не может уже ни к чему стремиться, а это, как известно путь в никуда, то есть деградация личностных показателей как таковых.

Как определить человека с завышенной самооценкой

Нет ничего проще на первой минуте разговора распознать человека, у которого самооценка «выше облаков»:

  • Человек считает, что центр вселенной – это он. Никогда не прислушивается к мнению окружающих, ставит себя выше всех.
  • Такие люди часто мечтают занимать руководящие посты. Как правило, только все и остается на уровне мечтаний.
  • В семье человек, с завышенной самооценкой, старается лидировать, иногда превращаясь в настоящего деспота или тирана.
  • Даже если факты свидетельствуют о том, что человек неправ, он будет утверждать обратное и спорить бесполезно.
  • Чужое мнение, которое противоречит мнению человека с завышенной самооценкой, автоматически является неверным.
  • Такие люди всегда высказывают свою точку зрения, даже если их об этом никто не просит.
  • Даже конструктивная критика в их адрес вызывает шквал негодования и не принимается.
  • Люди с завышенной самооценкой очень боятся сделать ошибку, они постоянно живут в этих тисках, но никогда не сознаются.
  • Зачастую такие люди отказываются от любой помощи, даже если она им очень необходима.

Неадекватно высокая самооценка очень опасна, она способна сделать человека несчастным на всю жизнь. Очень важно воспитывать в детях адекватную самооценку, учить их совершать поступки, но, при этом, не забывать расти над собой, совершенствоваться как личность.

Без сомнения, родители должны хвалить ребенка, но похвала должна носить адекватный информативный посыл. Хвалить надо за реальные поступки, за достижения, тем самым, стимулируя ребенка, снова делать что-то хорошее и самосовершенствоваться.

Самооценка представляет собой оценку той ценности, которую с точки зрения индивидуума он представляет как личность. Ей приписывают выполнение трёх функций: защита, регуляция и развитие.

Виды самооценки

Самооценкой именуется оценка личностью своих действий, суждений и мыслеформ. Известно разделение на виды самооценки. Так она бывает адекватной, заниженной и завышенной. От того к какому виду можно отнести самооценку той или иной личности напрямую зависит её поведение в человеческом сообществе.

Существует распространённое заблуждение, которое заключается в том, что якобы продуктивна. Однако, это не совсем так. Любое отклонение от адекватного восприятия себя, своих способностей и своего положения влечёт за собой многочисленные проблемы в психологическом состоянии, взаимоотношению с людьми и личностного развития.

Низкая самооценка влечёт за собой нерешительность и скованность в своих поступках. Она делает человека неуверенным, робким и склонным к влиянию со стороны других людей. Часто подобные люди бояться высказать свою точку зрения и испытывают чувство вины. Они нередко становятся завистливыми и мстительными, выискивая любые возможности для самоутверждения. Низкая самооценка часто формируется ещё в раннем возрасте. Однако, бывают случаи, когда она происходит и у взрослых людей.

Завышенная самооценка вводит человека в состояние иллюзии относительно своих реальных возможностей и своего потенциала. Слишком высокая оценка собственных качеств часто входит в диссонанс относительно реальных достижений человека и, соответственно, мнению окружающего сообщества. Это может привести к конфликтам, т.к. индивидуум, склонный к завышенной самооценке, будет считать, что его недооценивают. Они уверены, что превосходят других людей и постоянно стремятся это доказать. Подобный подход часто приводит к тому, что окружающие люди начинают избегать их общества.

Самооценка и уверенность в себе

Есть два основных фактора, которые влияют на возможность человека стать успешным, это адекватная самооценка и уверенность в себе. Они непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Если у личности есть проблемы в адекватной оценке собственных возможностей, он не сможет приобрести конструктивную уверенность в своих силах. Такому человеку необходимо провести анализ своих действий и выработать умение оценивать свои качества адекватно, не преувеличивая и не преуменьшая их значимость. Процесс такой метаморфозы может занять долгие годы.

Можно выделить несколько черт, характерных для людей уверенных в себе:

  • Выражение своих потребностей от своего имени, не прикрываясь некоторой формацией («мне нужно» или «Я хочу», вместо «для таких как я»);
  • Положительная оценка своих возможностей и достижение целей, которые достижимы, но не просты;
  • Признание собственных достижений и собственных неудач;
  • Умение выражать свои мысли и воспринимать конструктивную критику.
  • Восприятие достижение поставленных задач как фактор успешность, и, в то же время, в случае невозможности выполнения поставленных целей адекватная оценка результата и поиск более реальных задач;
  • Выполнение задач по мере поступления, не форсируя и не откладывая на потом.

При наличии адекватной самооценки, человек становится уверенной в себе личностью. Для её формирование нужно прилагать немало усилий на практике и совершения определённого воздействия, оценивая совершенные действия в последующем.

Диагностика самооценки

Для определения уровня адекватности в оценке своей личности, потенциала и достижения необходимо обратиться к такому фактору, как диагностика самооценки.

Существует огромное множество разнообразных техник, позволяющих это осуществить:

  • Методика Дембо-Рубинштейн. Она даёт возможность оценить три главных параметра, определяющих самооценку: высоту, реалистичность и устойчивость. Главным в этой методике является обращать внимание на те комментарии, которые даёт человек по поводу его нахождения на том или ином уровне в этих шкалах. Для оценки индивидуума, разговор с ним является ключевым.
  • Методика Будасси. Основана на корреляции качеств идеального «Я» и реального. Данный метод полагается на самооценивании личности. Человек сам находит точки соприкосновения реальных своих характеристик с идеальными. Или же в сравнении себя с другими людьми.
  • Тест Кеттелла. На данный момент представляет собой очень популярный метод оценивания личности и её ключевых черт. Данный опросник служит для определения 16 личностных факторов. Одним из них является самооценка. Оптимальными являются средние числа в результате, которые показывают адекватную самооценку.
  • Метод В. Шур. Так же его можно именовать «лесенкой». Проводится как групповой, так и индивидуальный вариант. Чаще всего применяется на детях. Заключается в том, что перед человеком, или группой людей, изображают лестницу из семи ступенек. На первой находятся «хорошие» люди, а на седьмой «плохие». И личность должна сама определить своё местоположение.
  • Тест Тимоти Лири. Заключается в списке из 128 суждений, разделённых на 8 типов взаимоотношений по 16 пунктов в каждом. Они упорядочены в зависимости от степени интенсивности по возрастающей. Особенностью данного метода заключается то, что суждения сгруппированы не подряд, а по 4 типа и повторяются через равные промежутки.

Так же существует и множество других техник. Перечислить все не представляется возможным в формате одной статьи.

Развитие самооценки

Развитие самооценки происходит постоянно, на протяжении всей жизни. Однако самым важным этапом является раннее детство. Посему, очень значительным влиянием пользуются родители, а так же воспитатели и учителя в детских садах и начальных школах. Именно на данном этапе закладывается фундамент представлений о мире и своём положении в нём.

Ребёнок в первую очередь подражает тем взрослым людям, которые его окружают. А так же ищет их одобрения. Таким образом, не имея опыта противостояния авторитетному мнению, самооценка, которая задаётся ребёнку родителями, принимается им беспрекословно.

В дошкольном возрасте формируется стереотип поведения человека. Он закладывается родителями вместе с социализацией личности. Ребёнка учат быть учтивым, общительным, скромным. Часто так же передаются шаблоны общественного поведения, которые могут со временем стать преградой для достижения личных целей.

При появлении в окружении других детей, ребёнок начинает больше сравнивать себя со своими сверстниками, а не с родителями. Хотя ключевую роль, всё ещё играют взрослые. В частности учителя. Здесь выходит на передний план успеваемость и адекватность нормам поведения в школьной среде. В этом возрасте прививаются основные ярлыки поведения.

Часто это происходит не совсем адекватно реальной картине, а то и совсем неадекватно. непоседливого назовут хулиганом. Если он не справляется с учебным планом – то его назовут ленивым. Подобные суждения так же принимаются на веру, будучи авторитетными.

Подходя к взрослой жизни, подросток всё меньше считается с мнением старших, принимая за авторитет теперь оценку его ровесников, поскольку в этом возрасте человек стремиться занять свою определённую нишу в социальной иерархии. Первоначально у человека развивается критическое отношение к другим людям и лишь потом к себе и своим действиям. Это часто приводит к тому, что ребёнок может поступать неоправданно жестоко по отношению к окружающим людям. Важным критерием для личности является принадлежность к той или иной социальной группе. Если индивидуум не чувствует себя принятым в ту или иную компанию, он будет искать другую, где он займет своё подобающее место. Часто именно этот фактор играет роль в том, что ребёнок вливается в «дурную» компанию.

После окончания школы, пройдя переходный возраст, человек вступает во взрослую жизнь, уже обладая тем набором установок, которые в нём укоренились с раннего детства. Они могут быть как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». Позитивная установка способствует устойчивости в своей самооценке и стойкости в восприятии своих неудач, которые будут более походить на перегруппировку.

Адекватная самооценка

В человеческом сообществе существует множество действительно талантливых и одарённых людей, которые не смогли достигнуть желанных высот только вследствие своей низкой самооценки. Адекватная самооценка является тем фундаментом, на котором можно построить крепкую динамику успеха. Оценить её можно либо на практике в деле достижения поставленных целей или же при помощи выводов специалистов в данной сфере.

Адекватная самооценка выражается в реалистичном взгляде на себя и собственные достижения. Она позволяет человеку критически оценивать свои возможности, ставить цели, которые возможно реализовать, и достигать их. Существует множество факторов, влияющих на её развитие. Среди них как структура собственного восприятия себя и окружающей действительности, так и влияние суждения окружающих людей.

Адекватная оценка своей личности привносит человеку состояние гармонии и уверенности в себе и своих силах. Она помогает не только компенсировать свои негативные качества, но и дать достойную реализацию своим талантам.

Высокая самооценка

Бытует мнение, часто ошибочное, что высокая самооценка способствует успешной реализации в человеческом сообществе. С точки зрения психологов, данное утверждение очень далеко от истины. На самом деле завышенная самооценка столь же опасна, сколь и заниженная, поскольку формирует неадекватное представление о себе и окружающих людях. Она способствует тому, что человек воспринимает конструктивную критику «в штыки».

Такие люди часто находят в любых случаях попытку уязвить их . Они агрессивно реагируют на любую попытку их поправить или указать на недостаток. В противоположность людям с завышенным самомнением, люди с адекватной самооценкой способны воспринимать критику окружающих людей и осознают свои недостатки и дефекты. Они не ощущают угрозы со стороны мнения окружающих людей, а посему не находятся в постоянном напряжении ожидая от других людей «агрессии» в свою сторону.

Существует два признака завышенной самооценки:

  • Слишком высокое суждение о себе, своей личности и своих способностях
  • Высокий уровень нарциссизма

Хотя сама по себе умеренно высокая самооценка не так уж и плоха, но она имеет одно опасное свойство. Если подобная оценка не будет подкреплена реальными достижениями, человек может приобрести противоположную, заниженную самооценку.

Поднятие самооценки

Более 80-ти процентов людей обладают заниженной самооценкой. Они не способны адекватно оценивать свои способности и качества, находясь в плену постоянной самокритики.

Может решить проблему собственной реализации и достижения как успехов в общении в своей среде, так и достижению определённых карьерных высот.

Итак, что же необходимо сделать, чтобы повысить свою самооценку?

Прежде всего, нужно перестать сравнивать себя по отношению к другим. Всегда, во всех случаях можно найти человек более или менее успешного, чем вы. Нужно просто отдавать себе отчет, что ваши личные качества уникальны. Необходимо найти свои собственные достоинства и положительные черты.

Если вам высказали комплимент, примите его с благодарностью. Не отказывайтесь от него. Ну и наконец, смените своё окружение. Поскольку люди конструктивные и мыслящие позитивно будут способны адекватно воспринимать ваши качества и будут способствовать повышению вашей самооценки. Таких людей должно быть больше в сфере вашего общения, чем других.

«Если веришь в себя, добьешься любой цели», «Высокая самооценка – гарантия успеха», «Вы достойны всех благ, которые есть на земле». Эти слоганы стали уже привычными в наше время. Но действительно ли они отражают реальность?

Наиболее распространенные мифы о самооценке комментирует руководитель московского психологического центра «Фора» Даниил Сергеевич Войцековский.

Миф 1. Без высокой самооценки не может быть качественной жизни.

На самом деле . Современные исследования не подтверждают, что люди, которым с детства внушали: «Ты – самый-самый», выросли счастливыми. Нередко они обладают меньшей психологической устойчивостью. И получив низкую оценку, негативный отзыв о себе, страдают сильнее, чем другие. У таких людей нереалистичные ожидания от жизни. А мир не торопится соответствовать их притязаниям.

Более того, психолог Николас Элмер из Лондонской школы экономики установил, что люди с завышенной самооценкой отличаются агрессивностью. Тот, кто считает себя достойным всех благ, не получив их, впадает в ярость. Поэтому, видимо, среди заключенных английских тюрем, как подчеркивает исследователь, больше людей с завышенной самооценкой, чем с заниженной. Так что жизнь самоуверенных людей далеко не так легка, как кажется.

Миф 2. Если вы поднимете свою самооценку, ваша карьера пойдет в гору.

На самом деле. Наиболее известные в мире люди добились успеха, не потому что себе нравились, а потому что оказались наиболее компетентными в своей области. А для того, чтобы стать лучшим, им пришлось вложить в это много таланта и еще больше тяжелого труда. Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самоуважения. Ее можно представить в виде дроби: числитель – реальные достижения, знаменатель – амбиции. Самый надежный способ повысить самоуважение – это добиваться настоящих успехов и не завышать свои притязания. Если же вы будете раздувать самооценку, не подкрепляя ее реальными достижениями, это приведет к неврозу, а не к взлету карьеры.

Миф 3. Люди с высокой самооценкой больше нравятся другим. Скромность давно не украшает человека.

На самом деле. Обратимся снова к экспериментам ученых. Исследователь Калифорнийского университета Рэндалл Колвин со своей командой снимал на пленку поведение студентов в группе и просил их составить самоотчеты с оценкой собственных качеств. За каждым участником эксперимента следили двое их сверстников. Они тоже оценивали поведение испытуемых. В результате оказалось: те, у кого была завышенная самооценка, получали наиболее негативные оценки. И наоборот, те, кто не склонен был оценивать себя чрезмерно позитивно, вызывали наибольшую симпатию. Так что завышенная самооценка не только не привлекает других людей, но даже отталкивает. И личности чересчур самоуверенные проигрывают скромным.

Миф 4. При приеме на работу при прочих равных возможностях возьмут человека, наиболее уверенного в себе.

На самом деле. Английский профессор бизнес-психологии доктор Томас Чаморро-Премузик приводит такой пример. Он был экспертом на собеседования с несколькими кандидатами, претендовавшими на службу в крупном банке. Присутствующий там генеральный директор демонстрировал свою высокую уверенность и огромную важность. Три кандидата прошли собеседования великолепно: за словом в карман не лезли, предъявляли отличные характеристики, рассказывали о своих достижениях. Последний претендент выглядел слабовато: нервничал, запинался, с трудом подбирал слова. Поскольку он говорил не слишком много, у генерального директора появилась прекрасная возможность рассказать о себе, о своем бизнесе, репутации. «Угадайте, кого взяли на работу?» – спрашивает психолог. Вот именно – слабого кандидата.

Каждый из нас стремится добиться благосклонности окружающих – даже если это самый знаменитый артист, спортсмен или бизнесмен. И умение высоко ценить окружающих, иногда даже занижая собственную самооценку, оказывает человеку большую услугу, чем беспрекословная уверенность в себе.

Миф 5. Высокомерные люди наиболее успешны.

На самом деле . Казалось бы, с этим трудно поспорить: не так уж много мы встречаем успешных людей, которые бы вели себя скромно. Начальники чаще всего бывают уверенными и даже самоуверенными личностями. И тем не менее…

Психолог Джим Коллинз, один из главных авторитетов в области менеджмента, более 30 лет изучает вопрос, почему одни организации работают лучше, чем другие. И чем отличаются особо успешные компании? Он сделал неожиданный вывод. Секрет успеха – скромные лидеры. Они работают в компании, как правило, дольше, чем заносчивые эгоцентрики. Они не ввязываются в сомнительные авантюры. А самое главное – добросовестны, доброжелательны и способны поставить себя на место другого. Скромность плюс компетентность – это ценится в любом коллективе. Именно поэтому сейчас все чаще выдвигают женщин на высокие посты: многие из них обладают как раз всеми этими качествами.

Когда же руководитель высокомерен, подчиненные начинают ненавидеть свою работу и увольняются. Или трудятся спустя рукава. Человеку действительно компетентному в своей области и умеющему находить общий язык с людьми, незачем надуваться и смотреть свысока на других. А если он это делает, то не исключено, что он таким образом скрывает свой непрофессионализм.

Миф 6. Человек с низкой самооценкой никогда не достигнет успеха.

На самом деле. Человек с невысоким мнением о себе более открыт для самосовершенствования. Если я не чувствую себя уверенным в какой-то важной для меня области, я буду искать возможность стать более компетентным в этом. Высокая самоуверенность не станет толкать человека к новым знаниям, к постижению премудрости того или иного дела. Это хорошо видно на примере некоторых молодых людей, которые сегодня начинают свой трудовой путь. Многие из них убеждены, что им должны платить деньги уже только за то, что они приходят на работу. К чему приведет такая позиция – нетрудно догадаться. Слишком высокая уверенность может тормозить продвижение по карьерной лестнице. Особенно если вы сами верите своему пиару.

И наоборот, низкая самооценка помогает реалистично взглянуть на себя, держать под контролем иллюзии, помогает подготовиться к неприятным событиям заранее и гарантирует, что вы будете выглядеть скромным человеком. Что, несмотря на моду, по-прежнему нравится людям.

Миф 7. Самооценку можно повысить, пройдя психологический тренинг.

На самом деле. Доктор Рой Баумайстер из Университета штата Флорида проанализировал десятки психологических техник повышения самооценки. И пришел к выводу, что ни одна из них не дает положительного эффекта. Наоборот, если человек старается перенять приемы уверенного поведения, не повышая своих знания и умений в том, где стремится показать себя с лучшей стороны, это приводит к противоположному результату. Более того, чем больше нам говорят, что высокая самооценка – норма и ее легко достичь, тем хуже мы себя чувствуем.

Конечно, все это не значит, что надо заниматься самоуничижением, искусственно понижать самооценку. Если человек сам себя не любит, то он провоцирует такое же отношение к себе окружающих. Речь идет только о том, что не нужно искусственно раздувать свою значимость, желая произвести впечатление. Надо трезво отдавать себе отчет в своих сильных и слабых сторонах. Развивать первые и компенсировать вторые. Адекватная самооценка складывается из наших достижений, компетентности и критичного отношения к себе. И только выработав ее, вы будете чувствовать уверенность в себе и сможете достичь успеха хоть в бизнесе, хоть в карьере, хоть в личной жизни.

Анастасия ЛЕнСкАЯ

В психологии активно используется такое понятие, как самооценка. Она влияет на поведение человека, принятие решений в различных ситуациях, отношение к миру и самому себе. Разделяют несколько видов самооценки, среди которых самой приемлемой является завышенная. Лучше проявлять признаки завышенной самооценки, нежели заниженной. Какие причины ее появления?

Что такое самооценка? Это оценивание человека самого себя. Самое удивительное заключается в том, что одни виды самооценки базируются на оценивании индивида самого себя, а другие – на оценке, которую дают окружающие. Таким образом, самооценка – это то, каким человек себя видит. На чем основано данное мнение, уже влияет на то, какая самооценка у человека развивается.

Выделяют такие виды самооценки:

  • «Я+, Вы+» — стабильная самооценка, которая основывается на положительном отношении к окружающим и самому себе.
  • «Я-, Вы+» — , в которой человек проявляет такое качество, как самобичевание. Человек чувствует себя хуже, ниже и несчастнее остальных.
  • «Я+, Вы-« — завышенная самооценка, основанная на поиске недостатков, ненависти к окружающим и подтверждении позиции, что окружающие люди плохие. Обычно такой человек всех обвиняет, кроме самого себя, и считает окружающих «козлами», «идиотами» и прочими названиями.

С самооценкой человек не рождается. Она формируется в течение жизни. Зачастую она становится такой, какой была у родителей, что объясняется теми качествами характера и отношением, которое человек перенимает у своих мамы и папы.

Считается, что лучше обладать завышенной, нежели заниженной самооценкой. В такой самооценке действительно есть свои преимущества, о которых следует поговорить на сайте психологической помощи сайт.

Что такое завышенная самооценка?

Что такое завышенная самооценка? Под ней понимается переоценивание собственного потенциала индивидом. Другими словами, человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле. Вот почему говорят о том, что люди с завышенной самооценкой часто оторваны от реальности. Они необъективно оценивают себя, чаще всего замечают в окружающих недостатки, нежели достоинства. В некоторой степени это можно связать с нежеланием индивида видеть в других хорошее, на фоне чего они заметят собственные недостатки.

Завышенная самооценка – значит видеть за собой только достоинства, игнорируя недостатки. При этом другие люди кажутся слабыми, глупыми, недоразвитыми. То есть человек видит исключительно чужие недостатки, не обращая внимания на имеющиеся достоинства.

Однако не все так однозначно с завышенной самооценкой. Ее привлекательность заключается в том, что человек с такой самооценкой испытывает абсолютную уверенность в себе. Он в себе не сомневается, не унижает, не подавляет. Он уверен в собственных силах – это положительная сторона завышенной самооценки.

Отрицательной стороной могут выступать:

  1. Пренебрежение чужим мнением и интересами окружающих.
  2. Переоценка собственных сил.

Отмечается, что завышенная самооценка, как и заниженная, может ввергать человека в депрессивное состояние. Это происходит при возникновении многочисленных неудач. А депрессивное состояние можно описать как «Я-, Вы-», то есть человек видит плохое в себе и в окружающих.

Признаки завышенной самооценки

Завышенную самооценку можно легко определить по характерным ей признакам. Самое примечательное, что бросается в глаза, — это то, что человек возвышается над окружающими. Это может происходить как по его воле, так и потому, что люди сами его возводят на пьедестал. Завышенная самооценка – это отношение к себе, как к Богу, королю, лидеру, и видение окружающих как ничтожных, недостойных людей.

Другими признаками завышенной самооценки являются:

  • Убежденность в собственной правоте, несмотря на то, что могут приводиться доказательства и доводы на подтверждение противоположной точки.
  • Убежденность в существование только единственно правильной точки зрения – его личной. Человек не может даже согласиться с тем, что может существовать другое мнение, особенно если оно противоположное. Даже если он вдруг примет чужую точку зрения, то однозначно будет считать ее неправильной.
  • Оставление последнего слова за собой. Человек уверен, что именно он должен делать выводы и определять, что делать дальше и как обстоят дела.
  • Неумение извиняться и просить прощение.
  • Убежденность в виновности других людей и окружающей среды в собственных бедах. Если что-то не получается, виноваты другие люди. Если индивид достигает успеха, значит, это все благодаря ему самому.
  • Постоянное соперничество с окружающими за право называться самым лучшим.
  • Стремление быть идеальным и не совершать промахов.
  • Высказывание своего мнения даже тогда, когда его не спрашивают. Человек уверен, что другие люди всегда желают слышать его мнение.
  • Частое употребление местоимения «я».
  • Наступление раздражительности и чувства «выбитого из колеи» при наступлении неудач и промахов.
  • Пренебрежительное отношение к чужой критике. Человек считает, что критика является неуважением по отношению к нему, поэтому не обращает на нее внимания.
  • Неумение просчитывать риски. Человек всегда готов браться за трудные и рискованные дела.
  • Боязнь показаться перед окружающим слабым, неуверенным в себе, беззащитным.
  • Чрезмерный эгоизм.
  • Личные интересы и увлечения, которые ставятся всегда на первое место.
  • Склонность к перебиванию, поскольку предпочитает больше говорить, нежели слушать.
  • Склонность к поучению других, даже если речь идет о какой-то мелочи. Происходит это даже тогда, когда его не просят ничему поучать.
  • Тон высокомерного характера, а просьбы – приказного.
  • Стремление быть во всем самым-самым и лучшим, первым. В противном случае он впадает в депрессию.

Люди с завышенной самооценкой

Выявить людей с завышенной самооценкой достаточно легко по их высокомерному и надменному поведению. В глубине души они могут ощущать одиночество и тоску, неудовлетворенность собой. Однако на внешнем плане они всегда стараются быть на высоте. Чаще они не являются лучшими, однако всегда себя такими воспринимают и стремятся казаться быть. К окружающим при этом они могут относиться , высокомерно, вызывающе, надменно.

Если пообщаться с человеком с завышенной самооценкой, то можно проследить одну линию – он хороший, а другие люди плохие. Причем это происходит постоянно. Человек с завышенным оцениванием самого себя видит в себе только достоинства. А когда речь заходит о других, то здесь он готов говорить только об их недостатках и слабых сторонах. Если разговор начинает идти в сторону того, что другие хорошие, а он оказывается в чем-то плох, тогда впадает в или агрессию.

Таким образом, критика в их адрес всегда провоцирует отрицательные эмоции. Они начинают негативно относиться к тем, кто их критикует.

Единственное, что они ждут от окружающих, — это подтверждение позиции того, что они во всем превосходят. Это происходит через похвалу, одобрение, восхищение и прочие проявления в адрес людей с завышенной самооценкой.

Причины завышенной самооценки

Самооценка начинает формироваться с детства, поэтому причины ее завышенности можно найти в неправильном воспитании. Завышенная самооценка является результатом поведения родителей, которые постоянно восхищаются, умиляются и во всем потворствуют своему чаду. Что бы он ни сделал, все является правильным. Каким бы он ни был, в нем все хорошо. В итоге у ребенка формируется мнение о собственном «Я» как абсолютно идеальном и совершенном.

Завышенная самооценка у девушки является зачастую гипертрофированной, когда она вынуждена занимать свое место в мужском мире. Нередко она основывается на внешних данных: красавицы всегда переоценивают себя, нежели не красавицы.

У мужчин завышенная самооценка формируется на уверенности в том, что они являются центром Вселенной. Если это подтверждается поведением других людей, особенно женщин, тогда самооценка растет. Такие мужчины часто являются нарциссами.

Людей с завышенной самооценкой среди мужчин намного больше, чем среди женщин, что психологи связывают с нормами воспитания обоих полов.

Завышенная и заниженная самооценки

Противоположностью завышенной самооценки является заниженная. Самооценка – внутреннее оценивание человека себя, своего потенциала, жизненной позиции и социального статуса. Это влияет на то, как он будет жить, относиться к себе и к окружающим.

  • Завышенная самооценка характеризуется неправильным оцениванием самого себя в сторону возвышения. Человек не видит себя реального, а оценивает надуманный образ. Он считает себя во всем лучше других. Он идеализирует свой потенциал и внешние данные. Человеку кажется, что его жизнь должна быть лучше других. Вот почему он готов идти по головам даже друзей и родных.
  • Заниженная самооценка является следствием тоже неправильного воспитания, однако когда родители постоянно утверждали, что ребенок плохой и другие детки лучше него. Она характеризуется негативным оцениванием себя и своего потенциала. Нередко она основывается на мнении окружающих или на самовнушении.

Завышенная и заниженная самооценки являются крайностями, когда человек не видит реального положения дел.

Вот почему предлагается убирать перекосы в своем характере. К примеру, завышенную самооценку предлагают убирать такими методами:

  1. Прислушиваться к чужому мнению и считать его тоже правильным.
  2. Слушать окружающих молча.
  3. Видеть собственные недостатки, которые часто скрываются за ширмой завышенной самооценки.

Завышенная самооценка у ребенка

Формирование завышенной самооценки у ребенка начинается с детства, когда малыш подчиняется родительскому воспитанию. Она формируется на поведении родителей, которые восхищаются любыми мелочами, которые проявляет малыш – его уму, сообразительности, первому шагу и т. д. Родители словно игнорируют его недостатки, никогда не наказывают, а во всем и всегда поощряют.

Неумение ребенка видеть за собой недостатки приводит к отсутствию социализации. Когда он попадает в группу сверстников, то не может понять, почему им не восхищаются, как это делали родители. Среди других детей он является «одним из», а не «самым-самым». Это может вызвать агрессию по отношению к детям, которые могут быть при этом в чем-то лучше него.

В результате у ребенка появляется множество трудностей в налаживании контактов с окружающими. Он не хочет понижать свою самооценку, при этом агрессивно относится ко всем, кто кажется лучше него или критикует.

Чтобы не развивать в ребенке завышенной самооценки, родителям следует понимать, когда и за что хвалить его:

  • Хвалить можно за поступки, которые малыш сам совершил.
  • Не хвалят за красоту, игрушки, одежду и пр.
  • Не хвалят за все подряд, даже за самое мелочное.
  • Не хвалят за чувство жалости или желание понравиться.

Итог

Все люди обладают самооценкой. По частоте распространения завышенная самооценка стоит на втором месте. Кажется, что лучше обладать ею, нежели заниженной самооценкой. Однако нередко итогом неадекватной завышенной самооценки является резкий переход ее к заниженной.

Психология личности. Высокая самооценка

В каждый момент времени каждый из нас тем или иным образом оценивает самого себя, позитивно или негативно. Поэтому каждый человек хорошо понимает, о чем идет речь, когда говорят о самооценке и может в любой момент времени спросить себя, какова моя самооценка сейчас? Что в ней преобладает, хорошее или плохое? Тем не менее, дать четкое определение понятию самооценка не так уж легко. У самооценки есть много сторон: это отношение человека к самому себе, чувство, которое мы испытываем по отношению к себе, представление о самом себе.

Проблемой самооценки очень много занималась американский психолог Вирджиния Сатир. Она считает, что высокая самооценка, которая заключается в способности человека честно, с любовью и по – достоинству оценить себя, - это основа психологического благополучия.

Как отмечает В. Сатир, как правило, люди c высокой самооценкой обладают следующими качествами:

◦ Такой человек создается вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви.
◦Он чувствует себя важным и нужным, ощущает, что мир стал лучше, от того, что он в нем существует,
◦Он доверяет самому себе, но способен просить о помощи от других.
◦Благодаря ощущению собственной ценности человек способен видеть, уважать и принимать высокую ценность других людей.
◦Такой человек никогда не пользуется правилами, которые бы противоречили его чувствам, но с другой стороны, никогда не идет на поводу у своих переживаний.

Отметим, что обладание высокой самооценкой совершенно не гарантирует постоянное ощущение успеха и отсутствия жизненных поражений или неудач. Человек с высокой самооценкой не всегда чувствует себя на высоте, он может сталкиваться с жизненными трудностями, переживать негативные эмоции. Но высокая самооценка позволяет такому человеку не прятаться от трудностей. Он готов признать и принять переживание собственного неуспеха, не закрывать на него глаза и не вести себя так, как будто его нет. Он воспринимает сложности, как временные, как естественный результат возникшего кризиса, который может оказаться началом каких-то новых возможностей.

Если самооценка человека не достаточно высока, то такой человек, как правило, будет отрицать существование любых жизненных неприятностей, игнорировать отрицательные переживания и в любой ситуации вести себя так, как будто все в порядке. Такая реакция на жизненные сложности может быть признаком того, что мы недооцениваем и не признаем самого себя и, как правило, только усугубляет их.

Одновременно низкая самооценка заставляет человека накапливать опыт неуспеха, ошибок, поражений, который может сформировать ощущение собственной неудачливости или даже безнадежности. Поэтому, как пишет В. Сатир, людям с низкой самооценкой свойствен постоянный страх. Такой человек постоянно предвидит что-то неприятное в будущем.

Как формируется самооценка?

Наиболее важными для формирования самооценки являются первые пять лет жизни. В это время ребенок ориентируется только на те оценки, которые ему дают окружающие люди, как личности.

Во взрослом возрасте на формирование самооценки влияют различные факторы: наши отношения с близкими людьми (друзьями, родителями, любимым человеком), наши учебные и профессиональные успехи или неудачи и многое другое.

Огромную роль в формировании самооценки играет процесс общения. То как нас воспринимают другие люди влияет на наше представление о самом себе. Здесь могут быть важными каждое слово, мимика, жест или интонация, обращенные к нам другим человеком, хотя как правило мы не осознаем своей реакции на них.

В. Сатир предлагает провести такой эксперимент: в общении с значимыми для Вас людьми внимательно отслеживатйе, что происходит с Вами, когда Вам обращаются. Какую реакцию у Вас вызывают слова другого человека: ощущение собственной ценности или наоборот ощущение приниженности?

Что помогает поддерживать высокую самооценку?

Во первых, поддерживать высокую самооценку помогает внимательное и заботливое отношение к собственным чувствам и переживаниям. В любой момент времени собенно в сложной или напряженной ситуации полезно отвечать себе на следующие вопросы:

Что я сейчас чувствую?

Что сейчас происходит со мной?

Как я реагирую на то, что происходит?

Что я чувствую по поводу своей реакции?

Чтобы лучше понять, что такое высокая или низкая самооценка, также полезно анализировать и наш прошлый жизненный опыт:

В какие моменты Вашей жизни ваше настроение поднималось и вы чувствовали себя глубоко самоценным?

С какими событиями это было связано?

Какими были Ваши ощущения, чувства, переживания в те дни?

Можно вспомнить другие ситуации, когда мы допустили какой – то промах или ошибку, чувствовали себя бессильным и приниженными. Хотя такие воспоминания могут принести некоторую боль, они позволяют посмотреть на пережитые сложности с новой стороны:

Какие чувства Вы испытывали в этих ситуациях?

Что было для Вас особенно неприятным?

Чему эти ситуации Вас научили?

Чтобы Вы сейчас сделали по – другому?

Поддержание высокой самоценности возможно только, если мы поддерживаем особенные честные, доверительные и искренние отношения с другими людьми. Как пишет В. Сатир, “ощущение самоценности может сформироваться только в такой атмосфере, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается открыто, где ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение откровенно и довери­тельно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого - неотъемлемая часть взаимоотношений”.
Конечно, описанные выше отношения можно рассматривать как идеал, к которому нужно стремиться, однако в том, как строятся наши отношения с другими очень многое зависит и от нас. В наших силах принимать окружающих людей такими, какие они есть, открыто выражать свои чувства, вести себя по отношению к ним уважительно, ответственно и честно, и как правило такой стиль поведения оказывает огромное влияние на наши отношения.