Болезни Военный билет Призыв

Волшебный Алтай ▲. Искусство восточных скифов. Современный национальный и этнический состав населения республики Алтай

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ в Российской Федерации. Образован в сентябре 1937. Площадь 169,1 тыс. км2. Население 2690 тыс. человек (1991). Центр — Барнаул. Занимает часть Алтая и прилегающие к нему на Севере части Западно-Сибирской равнины .

Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во 2-й половине ХVII века. Освоение Алтая пошло после того, как для защиты от воинственных кочевников-джунгар были сооружены Белоярская (1717) и Бикатунская (1718) крепости. С этой целью разведки ценных месторождений руды снаряжались поисковые партии на Алтай. Первооткрывателями считают отца и сына Костылевых, позднее открытиями воспользовался уральский заводчик Акинфий Демидов.

Герб Алтайского края

Образовавшийся ко 2-й половине ХVIII века Алтайский горный округ - это территория, включавшая нынешние Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую, часть Томской и Восточно-Казахстанской областей, общей площадью свыше 500 тыс. кв. км и населением более 130 тыс. душ обоего пола. Император был собственником алтайских заводов, рудников, земель и лесов, главное управление ими осуществлял Кабинет, находившийся в Петербурге. Костяк управления на месте составляли горные офицеры. Но главную роль в производстве играли унтер-офицеры и техники, из рядов которых вышли талантливые мастера и изобретатели И. И.Ползунов, К. Д.Фролов, П. М. Залесов, М. С. Лаулин.

Горная промышленность, являвшаяся главной отраслью экономики округа, вступила после 1861 года в полосу кризиса. С начала 70-х годов стала неудержимо нарастать убыточность заводов, и к концу века почти все они были закрыты. В конце XIX века территория нынешнего Алтая входила в состав Томской губернии.

Постепенно основой экономики Алтая становится сельское хозяйство. Наряду с возделыванием зерновых культур (пшеницы, овса, ржи) расширялись посадки картофеля, значительное развитие получило пчеловодство. В начале ХХ века на первый план выходят молочное животноводство и маслоделие. Алтайское масло экспортировалось в страны Западной Европы.

В конце XIX века по северной части округа прошел участок Сибирской железной дороги, к 1915 году была построена Алтайская железная дорога, соединившая Новониколаевск, Барнаул иСемипалатинск. Совершенствовался и водный транспорт.

Столыпинская земельная реформа дала толчок переселенческому движению на Алтай, что в целом способствовало экономическому подъему края.

Алтайский край

События 1917-1919 годов привели к установлению на Алтае советской власти. В июле 1917 года была образована Алтайская губерния с центром в г. Барнауле, которая просуществовала до 1925 года. С 1925 г. по 1930 г. территория Алтая входила в Сибирский край (краевой центр - город Новосибирск), а с 1930 г. и до 1937 г. входила в Западно-Сибирский край (краевой центр - город Новосибирск). В 1937 г. был образован Алтайский край (центр - город Барнаул).

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки работы всего хозяйства. Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения.

В 70-80-е годы произошел переход от отдельно действовавших предприятий и отраслей к формированию территориально-производственных комплексов: аграрно-промышленных узлов, производственных и производственно-научных объединений.

А после распада СССР краевая экономика вступила в затяжной кризис, связанный с потерей государственного заказа в промышленности и нерентабельности сельскохозяйственного производства.

Рельеф

Алтайский край, закат над Коргоном

Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири России между 49-54 градусами с.ш. и 78-87 градусами в.д. На западе и юге его территория граничит с Восточно-Казахстанской, и Павлодарской областями Казахстана, на севере и северо-востоке - с Новосибирской и Кемеровской областями России, на юго-востоке - с Республикой Алтай. Площадь - 167,85 тыс. км², протяженность с запада на восток 600 км, с севера на юг - 400 км. Расстояние от Барнаула до Москвы воздушным путем составляет - 3600 км.

Территория края относится к двум физическим странам - Западно-Сибирской равнине и Алтай - Саяны. Горная часть охватывает равнину с восточной и южной сторон - Салаирский кряж и предгорья Алтая. Западная и центральная части преимущественно равнинного характера - Приобское плато, Бийско-чумышская возвышенность, Кулундинская степь. В крае присутствуют почти все природные зоны России - степь и лесостепь, тайга и горы. Равнинная часть края характеризуется развитием степной и лесостепной природных зон, с ленточными борами, развитой балочно-овражной сетью, озерами и колками.

Климат и водные ресурсы

Климат Алтайского края умеренный, переходный к континентальному, формируется в результате частой смены воздушных масс, поступающих из Атлантики, Арктики, Восточной Сибири и Средней Азии. Абсолютная годовая амплитудатемпературы воздуха достигает 90-95 С. Среднегодовые температуры - положительные, 0.5-2.1 С Средние максимальные температуры июля 26-28 С, экстремальные достигают 40-41 С. Средние минимальные температуры января −20, −24 °C, абсолютный зимний минимум −50, −55 °C. Безморозный период продолжается около 120 дней.

Алтайский край

Наиболее сухой и жаркой является западная равнинная часть края. К востоку и юго-востоку происходит увеличение осадков от 230 мм до 600-700 мм в год. Среднегодовая температура повышается к юго-западу края. Благодаря наличию горного барьера на юго-востоке края господствующий западно-восточный перенос воздушных масс приобретает юго-западное направление. В летние месяцы часты северные ветры. В 20-45 % случаев скорость ветров юго-западного и западного направление превышает 6 м/с. В степных районах края с усилением ветра связано возникновение суховеев. В зимние месяцы в периоды с активной циклонической деятельностью в крае повсеместно отмечаются метели, повторяемость которых 30-50 дней в году.

Снежный покров устанавливается в среднем во второй декаде ноября, разрушается в первой декаде апреля. Высота снежного покрова составляет в среднем 40-60 см, в западных районах уменьшается до 20-30 см. Глубина промерзания почвы 50-80 см, на оголенных от снега степных участках возможно промерзание на глубину 2-2,5 м

Водные ресурсы Алтайского края представлены поверхностными и подземные водами. Наиболее крупные реки (из 17 тысяч) - Обь, Бия, Катунь, Алей и Чарыш. Из 13 тысяч озeр самое большое - Кулундинское озеро, его площадь 728 км². Главная водная артерия края - река Обь - длиной в пределах края 493 км, образуется от слияния рек Бии и Катуни. Бассейн Оби занимает 70 % территории края.

Растительный и животный мир

карта Алтайского края

Многообразие зональных и интразональных ландшафтов Алтайского края способствует видовому разнообразию животного мира. В орнитофауне края насчитывается более 320 видов птиц. Млекопитающие представлены 90 видами.

Здесь произрастает около 2000 видов высших сосудистых растений, что составляет две трети видового разнообразия Западной Сибири. Среди них есть представители эндемических и реликтовых видов. К особо ценным относятся: золотой корень (родиола розовая), маралий корень (рапоптикум сафлоровидный), красный корень (копеечник забытый), марьин корень (пион уклоняющийся), солодка уральская, душица, зверобой, девясил высокий и другие.

Лесной фонд занимает 26 % площади края.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые Алтайского края включают полиметаллы, поваренную соль, соду, бурый уголь, никель, кобальт, железную руду и драгоценные металлы. Алтай знаменит уникальными месторождениями яшмы, порфиров,мраморов, гранитов, минеральными и питьевыми водами, природными лечебными грязями.

Как открывали Древний Алтай

Алтайцы еще только открывали окружающий мир, заселяли новые земли. Они, того не ведая, готовили выдающееся событие, которое еще не началось, но для которого были идеальные условия, создаваемые природой и человеком… Движение людей с Алтая будет расти в течение долгих столетий, охватит потом всю Евразию, докатится мощным валом до Европы и спустя многие века получит звучное имя – Великое переселение народов. Но пока алтайцы даже не подозревают о том грандиозном событии…

Первопроходцы пробирались по диким горам, через нехоженые леса. Дорог еще не было. В поисках лучших земель и пастбищ для скота люди преодолевали высокие горные хребты, переплывали бурные реки. Трудно и долго шел к своей славе Алтай… Неприступные горы, поросшие лесом, назвали тайгой . Знакомое слово, не правда ли? Теперь его знают все, как что-то дикое, пугающее. Но мало кто задумывался, откуда пришло оно и когда появилось.

Алтайские горы

Как путешествовали первопроходцы? Наугад? Вовсе нет. Они неплохо ориентировались в горной своей стране по солнцу, читали карту звездного неба. Свой путь сверяли с реками и знали о реках все: где начинается, как и куда течет. Реки были их единственными дорогами, и им стали давать имена, чтобы не путать… А это уже географические знания!

В древности у рек Алтая названий не было. Их всех называли одним словом «катунь», что означало «просто река». Обыкновенная и единственная река, которая протекала рядом с пещерой или поселком. О существовании других рек люди не догадывались.

Потом, когда начали познавать окружающий мир, это старинное имя решили сохранить за главной рекой Алтая – Катунью . А другую реку, которая тоже берет начало с белоснежных вершин, назвали Бия . И эти древние имена остались на географических картах мира. Бия и Катунь шумно проносятся по горным долинам и сливаются в одну широкую реку, которая течет до Северного Ледовитого океана. Это Обь .

Заметим, все названия тюркские!..

Бия и Катунь в переводе означают «господин» и «госпожа», а Обь – «бабушка»… По названиям гор, рек, озер, оказывается, можно узнать о народе, о его прошлом. Это тоже наука! И называется она топонимикой . Специалистов здесь мало, чуть больше, чем пальцев на правой руке, потому что топонимика требует от ученого глубоких знаний по истории, по географии, по лингвистике, по этнографии. Он должен знать буквально все.

Эдуард Макарович Мурзаев (1908–1998).

Выдающийся географ и топонимист, он «оживил» географическую карту. И карта заговорила на тюркском языке

Крупнейшим топонимистом был Эдуард Макарович Мурзаев. Его замечательная книга «Тюркские географические названия» раскрыла многие тайны Алтая и Евразии. Прочитав ее, иными глазами посмотришь на географическую карту. Например, всем известное название Енисей способно поведать о многом, топонимика помогла раскрыть тайну звуков, скрытую в нем. В верховьях этой реки, как оказалось, самые древние поселения алтайцев. Сохранилось предание, что первые тюрки – именно тюрки как народ! – появились как раз здесь. Они и назвали реку – Анасу (Енисей), что означало «мать-река»…

С рекой, вернее, с водой, у древних тюрков было связано многое. Например, родившегося ребенка окунали в ледяную купель реки. Выживет – будет здоровым и сильным, а если – нет, то никто не жалел о потере… Вот откуда брал здоровье народ!

А не отсюда ли слово «тюрк», то есть «сильный»?.. Поразительно просто, когда знаешь.

Забылись былой смысл и название самого глубокого и самого чистого в мире озера – Байкал. На языке древних тюрков оно значило «священное озеро», и люди произносили его возвышенно – Бай-кёль . Для мужчины считалось за честь облить себя его бодрящей дух водой.

А река, которая начинается от Байкальских гор, вообще потеряла все – и старинное имя, и историю. Сегодня она – «Лена». Хотя прежде была – Илин , то есть «восточная». Самая восточная река Древнего Алтая.

В трудную пору на ее берегах нашли приют иные алтайские роды (улусы). С незапамятных времен здесь слышна тюркская речь. А обширные просторы Саха-Якутии поныне являются настоящим заповедником древностей тюркского мира. Катастрофы и катаклизмы обошли их стороной, удаленность и мороз сберегли их.

Древний Алтай начинался от Бай-кёля и Саха-Якутии, тянулся он далеко на запад, по необозримой евразийской степи – к Атлантике. Это была целая страна, которая взрастила тюрков, стала им отчим домом, ее назвали Дешт-и-Кипчак. Степь кипчаков, или Великая степь.

…Топонимика – наука удивительная. Она проявила древние традиции тюркского народа, потому что географическое название – это не просто название. Оно всегда имело и имеет глубокий смысл! У каждого народа был свой ритуал дачи имен. Тюрки, давая имена горам, вслух их не произносили – плохая примета. Поэтому одна и та же гора могла иметь два или три имени… Традиция возникла не на пустом месте.

Были легенды о духах гор, о том, как они посылали болезни стадам, портили пастбища, осушали колодцы. Чтобы задобрить покровителей гор, люди приносили им жертвы. И – придумывали горам ложные имена (их и разрешалось произносить вслух).

Правда, порой названия получались путаными, непонятными. Делалось это сознательно, чтобы злые духи, не поняв, о чем идет речь, заблудились. Скажем, известен на Алтае Абай-Кобы, что переводится как «лог старшего брата». Но не о брате речь. Правильнее – «медвежий лог». Медведь был покровителем этого места.

Река Обь, «бабушка-река»

А название горы Кызыы-Кышту-Озок-Бажы очень красноречиво. Перевод крайне путаный, что-то вроде «зимовье в верхней части ущелья у устья». Никто толком не помнит, как появилось имя, что означало, но местные жители произносят его исправно. И злые духи никогда не находили это умело «спрятанное» зимовье.

На вершинах иных гор древние тюрки устанавливали обо – святилища. Сюда приносили жертвы, здесь отпускали грехи. Поэтому в названиях гор встречается слово «обо». Обо-Озы, Обо-Ту. Грешник издалека приносил сюда, на вершину, камень, равный величине своего греха. Он сам выбирал его у подножия горы и нес на плечах. Из таких «камней-прощений» и выкладывали обо.

Древние тюрки обожествляли горы и прощение искали здесь. Потому что сюда, по народным приметам, слетаются души умерших предков, они вершат суд. Но не к каждой горе, а только к священной, на которой каждая снежинка есть душа умершего.

Как гора становилась священной? Теперь никто и не помнит. Нераскрытая тайна тюркского народа? Может быть. Говорят, что о ней знают старики, но они молчат… Самой известной считалась Уч-Сумер – гора трех вершин. Она – Центр мира (Меру), мировая гора. Отсюда все начиналось, и здесь все заканчивалось. Это было самое святое место на Древнем Алтае, где даже говорили шепотом. Рядом не охотились… Травинку не рвали. Грех.

Потом открылись другие священные вершины – Борус , Хан-Тенгри , Кайласа … Все они были святынями тюркского народа. Около них собирались на праздники тысячи людей. Эти святыни не забылись, правда, приходят к ним ныне лишь единицы.

Не только рекам и горам поклонялись древние алтайцы. Раз в год они устраивали праздник ели. Самый долгожданный праздник для детей и взрослых. Эта давняя традиция тоже не забылась.

Из книги Как люди открывали свою землю автора Томилин Анатолий Николаевич

Глава четвертая. Как открывали Африку Путешествие во времени и пространстве По природным условиям Африку делят на ряд крупных районов. Отличаются они и по своей истории и по народам, населяющим эти области. Одним словом, я предлагаю вам предварительно совершить

Из книги Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий [л/ф] автора

Из книги Загадки древних времен [без иллюстраций] автора Бацалев Владимир Викторович

2. Как и когда открывали хеттов Впервые о своем открытии восьми языков, использовавшихся хеттами, заявил в 1919 году Эмиль Форрер. А об индоевропейском происхождении самих хеттов сообщил в 1914-м, а в 1915 году опубликовал работу выдающийся чешский хеттолог Б. Грозный.Они

Из книги Царь грозной Руси автора

28. КАК АНГЛИЧАНЕ «ОТКРЫВАЛИ» РОССИЮ Протестантские учения становились знаменем самых разных политических сил. В Нидерландах кальвинизм пришелся по душе купцам, ростовщикам, предпринимателям - ну еще бы, если обогащение признавалось «богоугодным» делом. А во Франции

Из книги Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

Как открывали Древний Алтай А тех уральских переселенцев, кто не терял связи с Алтаем, кто наведывался сюда, на свою древнюю Родину, наверное, потом назвали «тюрками». Как и самих алтайцев. Хотя, может быть, это утверждение и спорно.Когда гремела слава Аркаима, Синташта и

Из книги Заселение Земли человеком [С иллюстрациями] автора

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

49. Как русские открывали Индию Под солнечным небом Рима жизнь была совсем не скучной. Это был один из величайших городов мира, его население достигало 200 тыс. человек. Застроен он был совершенно беспорядочно. В центре высился замок св. Ангела, папская крепость на случай

автора

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Из книги Кыпчаки / половцы / куманы и их потомки: к проблеме этнической преемственности автора Евстигнеев Юрий Андреевич

Алтайцы (алтай-кижилер) Образуя подразделение («сеок») в составе алтайцев, кыпчаки живут в долине реки Чарыш в Усть-Канском районе Республики Алтай. Подразделяются на отделы: аксу, дият, кодончи, котон, сары, сурас, тужат, шодон. По языку, физическому облику (более

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Как открывали Древний Алтай Алтайцы еще только открывали окружающий мир, заселяли новые земли. Они, того не ведая, готовили выдающееся событие, которое еще не началось, но для которого были идеальные условия, создаваемые природой и человеком… Движение людей с Алтая будет

Из книги Заселение Земли человеком [Без иллюстраций] автора Окладников Алексей Павлович

Алтай, память веков Драгоценный желтый кварцит В 1961 г. в столице Горно-Алтайской автономной области происходила краеведческая конференция. Какое-то чутье привело нас к высокому холму над маленькой горной речкой Улалинкой, которая течет чуть ли не в самом центре г.

Из книги Бог войны автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Как европейцы открывали для себя Древний Египет Теперь вкратце напомним, как европейцы открывали для себя «Древний Египет». Это происходило, в основном, в XIX веке, уже после Наполеона, то есть после 1798 года. До того Египет был, по сути, закрыт для европейцев.Наиболее

автора Помозов Олег Алексеевич

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ГОРНЫЙ АЛТАЙ - ЕЩЁ ОДИН ПРОЕКТ ЗЕМСКО-ОБЛАСТНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Джеронимо!» - с таким выкриком прыгают с самолета американские воздушные десантники. Своим происхождением традиция обязана вождю апачей Джеронимо (1829–1909), имя которого наводило на белых

Из книги День освобождения Сибири автора Помозов Олег Алексеевич

2. Горный Алтай в революции Спустя год после завершения судебного процесса по делу Чета Челпанова в Томске провёл свою первую персональную выставку малоизвестный ещё к тому времени алтайский художник по имени Григорий Гуркин. Именно этому человеку и его товарищам

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

1. История переселений на Алтай Разрешите начать со знакомства: Ваши имя, отчество и фамилия, дата и место рождения, национальность и вероисповедание.И для нас очень важна информация о ваших родителях, дедах, предках (фамилии по отцу и матери, место проживания, род


Алтай издавна являлся своеобразным стыком цивилизаций: исторических, культурных, археологических. Вокруг Алтая сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий. Сплав древности и современности, азиатского колорита и русской предприимчивости сделал из Алтая важный культурно-исторический центр. На территории Алтайского края и Республики Алтай выделяют 3 крупных археологических района: Горный Алтай, Верхняя Обь, Предгорья Алтая. Большинство археологических памятников Алтая приурочены к речным долинам, а также расширениям межгорных котловин, которые традиционно называют степями {Твныинская, Канская, Абайская, Уймонская, Курайская, Чуйская, Улаганская}. Именно в этих удобных для проживания и жизнедеятельности местах с древних времен селились люди, здесь разворачивались важнейшие события алтайской истории.

Находящиеся на территории Алтая археологические памятники относятся к одному из периодов:

каменный век (1 млн. - 4 тыс. лет до н.э.);
бронзовый век (IV тыс. - I тыс. до н.э.);
железный век (I тыс. до н.э - V в. н.э.);
тюркский период (VI-Х вв.).
Внутри основных этапов близкие по времени и сходные по ряду признаков памятники археологии условно объединены в древние ископаемые культуры, получившие свое название по географическому пункту, где впервые были обнаружены памятники.

Каменный век:
Первые люди поселились в долинах Алтая много сотен тысяч лет назад, как об этом свидетельствует всемирно известная Улалинская стоянка, обнаруженная в городе Горно-Алтайске. Во время раскопок Улалинской стоянки были найдены примитивные каменные орудия, сделанные из заготовок, полученных огневой техникой, т.е. путем нагревания и резкого охлаждения камней. Улалинские находки относятся к периоду нижнего палеолита, некоторые из них насчитывают более миллиона лет. К более поздним периодам каменного века относятся материалы раскопок пещерных стоянок Денисовой и Усть-Канской пещер. Именно в этих природных закрытых комплексах, неподверженных внешним влияниям, археологами были раскопаны интересные памятники с хорошо прослеживаемой последовательностью культурных слоев. Археологи обнаружили различные каменные предметы: нуклеусы, остроконечники, скребки, пластины, а также кости животных и птиц (15-20 тыс. лет). В Денисовой пещере представлены материалы различных периодов, от среднего палеолита до средневековья. Интересны зубы, фрагменты ключицы и лучевой кости древнего человека, возраст которых удалось установить с помощью радиоуглеродного метода (42 тыс. лет). Это наиболее древние останки человека из до сих пор найденных в Северной Азии. К каменному веку также относятся стоянки открытого типа, например Кара-Бом, Усть-Сема, Майма, Усть-Куюм.

Предполагается, что древние люди вели кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время кочевий.

Период ранней бронзы:
Энеолит, переходный период от каменного века к бронзовому, характеризующийся использованием наряду с каменными орудиями бронзовых, представлен в Горном Алтае афанасьевской археологической культурой (конец IV тыс. до н.э. - первая четверть II тыс. до н.э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ р. Батенья в Красноярском крае), где в 1920 г. был исследован первый могильник этой эпохи. На Алтае пленена афанасьевцев расселялись от Телецкого озера (по р. Бия) и среднего течения Катуни на юге до широты Барнаула на севере.

Формирование афанасьевской культуры связано с переселением на Алтай раннескотоводческих племен протоевропеоидов, занимавшихся отгонным скотоводством. Медь и бронза начали применяться в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Этническую принадлежность афанасьевцев определить пока не удалось, можно говорить лишь об их расовой принадлежности. Антропологи утверждают, что эти люди были очень высокими (средний рост 1,8 м). Согласно реконструкциям черепа, это были элитные европеоиды. Установлено, что на базе афанасьевской культуры позднее появилась скифо-сибирская культурно-историческая общность.

Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Селиться они любили в широких открытых речных долинах. Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.

Погребальные памятники представляют собой оградки, в которых имелись овальные или прямоугольные могильные ямы с перекрытием. В ямах находились одиночные или парные погребения, усопших укладывали на бок или на спину, как правило, с подогнутыми ногами, головой на северо-восток или юго-запад. Часто костяки погребенных были окрашены охрой. Из предметов инвентаря в могильниках были обнаружены керамические сосуды, курильницы-вазы, орудия труда и украшения. Керамика отделана орнаментом в виде гребенчатого штампа.

Железный век:
В I тыс. до н.э. на Алтае появляется культура скифского типа, давшая мировой истории целый ряд уникальных памятников искусства.

Скифы, древние кочевые племена Восточной Европы и Западной Азии, обосновались в конце VII-II в. до н.э. в Причерноморье и на берегах Каспийского моря. Происхождение этих племен, которые, вероятно, принадлежали к индоевропейской группе, до сих пор до конца не выяснено. Известно, что скифские воины воевали с Персией, нападали на греческие колонии в Причерноморье, сохранились упоминания о наемниках-скифах в армиях этих государств. Скифское время на Алтае связано прежде всего с пазырыкской археологической культурой ранних кочевников (VII-II вв. до н.э.). Главным занятием кочевого племени пазырыкских воинов была охота.

Пазырыкцы знали и любили природу, были прекрасными художниками: изображали барсов, орлов, оленей, рисовали фантастических животных. Десятки таких племен появились в степях Евразии, создав культуру, которая была названа скифо-сибирской, по имени наиболее известного племени. После разгрома скифского государства готами скифы растворились среди других племен, предположительно внеся свою лепту и в формирование славянского этноса.

Курганы пазырыкского периода выявлены во многих районах Алтая (Улаганский, Онгудайский, Усть-Коксинский, Чарышский и др.). Встречаются как большие, так и малые курганы, причем, как правило, малые курганы - это погребения рядовых кочевников. Большие курганы, наиболее интересные с исторической точки зрения, обычно вытянуты в цепочку в направлении север - юг. Под каменными насыпями в ямах находятся срубы с деревянным перекрытием или каменные ящики. По богатству инвентаря (металлические чеканы, ножи, кинжалы, зеркала, изделия из кости, украшения, конская сбруя) и внутренней конструкции они резко отличаются от малых курганов. Это погребения родоплеменной знати. В курганах с мерзлотой сохранились предметы из дерева, кожи, войлока, тканей. Впервые пазырыкские курганы были исследованы в урочище Пазырык на реке Большой Улаган, где была обнаружена цепочка из пяти больших курганов. В 1993 г. на плато Укок археологами Новосибирского института археологии и этнографии была сделана уникальная находка бальзамированного тела молодой знатной женщины. Кроме могильников, к эпохе раннего железа относятся поселения, поминальные и ритуальные сооружения, многочисленные менгиры (каменные стелы), "оленныв камни", петроглифы.

Курганные могильники шибинского периода (от названия урочища Шибе в долине реки Урсул) были обнаружены по рекам Катанда, Берепь, Каракол, Курота, Курай, Яконур, Песчаная. По размерам и устройству они похожи на пазырыкские курганы. В них встречаются вещи китайского происхождения, а в богатых курганах - довольно много золотых вещей.

К эпохе ранних кочевников относят и группу писаниц Центрального Алтая, выполненных способом пунктирной набивки, при котором все изображение заполняется ямочками и точками.

Были найдены следы золотых приисков далеких времен. Помимо добычи золота, развивалось узкоспециализированное скотоводство (коневодство, овцеводство), охота на копытных и пушных зверей.

В III в. до н.э. пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой. К концу III в. до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших позже европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. За последние 20 лет в Горном Алтае были открыты и исследованы около двух десятков памятников этого периода. К ним относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верхний Уймон, Белый Бом, Бикв, Айрыдаш и др., а также поселения, городища, святилища: Юстыд, Бертек, Майма, Кучерла и т.д. Культурная и этническая принадлежность этих памятников пока не установлена. Возможно, пазырыкская культура не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О преемственности двух культур свидетельствует схожесть погребального обряда. Кроме того, в одном из погребений гуннского типа на средней Катуни был найден комплекс вещей скифской культуры, а в одном из пазырыкских курганов - накладки лука гуннского типа.

Хорошо изучены памятники 1 тысячелетия оседлых племен Верхней Оби. Выделяют верхнеобскую (II-VIII вв.) и сросткинскую (IХ-Х вв.) культуры.

Золото скифов:
Первые археологические экспедиции по изучению скифов состоялись при Петре Великом в XVIII в. Именно в это время друг царя, знаменитый ученый из Амстердама Николае Корнелиссон Витсен, получил от своих русских друзей древнеримские монеты, китайское зеркало и еще кое-какие диковинки, найденные в сибирских курганах. Среди этих предметов наибольший интерес представляли четыре десятка золотых изделий, например ожерелья очень тонкой работы, поясные пластинки, различные орнаменты с изображением животных. Все они относились к временам скифов.

Началось все 29 октября 1715 г., когда представители высшей аристократии подарили царице Екатерине по случаю рождения царевича Петра "роскошные золотые изделия из сибирских захоронений, а также сто тысяч рублей звонкой монетой", принадлежавшие богатейшему предпринимателю и основателю первых уральских заводов Никите Демидову. Позже, в 1793-1830 гг., инженер и страстный коллекционер П.К.Фролов, основатель барнаульского музея, собрал большое количество древностей, обнаруженных на Алтае при проведении горных работ, но особенно во время тайных археологических раскопок.

Лучшие предметы из коллекции Фролова находятся теперь в Эрмитаже, а остальная часть коллекции хранится в Историческом музее в Москве. Два экспоната попали в музеи Стокгольма.

Искусство восточных скифов:
По находкам, сделанным в лазырыкских курганах, можно судить о замечательном искусства алтайских кочевников. Деревянные скульптуры и барельефы, геометрические орнаменты, силуэты и полихромные рисунки - все приемы нередко сочетаются в одном произведении. Среди изображений животных наиболее часто встречаются лошадь, верблюд и олень. Из всех животных особое место восточные скифы отводили оленю, т.к. именно это животное, по их представлениям, доставляло души в загробный мир.

Среди находок, сделанных в курганах, мало металлических предметов, но есть все основания предполагать, что их было гораздо больше и что они отличались разнообразием: бронзовые статуэтки, изображающие животных и птиц, литые, ажурные и чеканные барельефы из меди, бронзы, серебра и золота. Ремесленники, работавшие с металлом, прибегали к тем же выразительным средствам, какие они использовали в работе с деревом.

Из образцов, поступавших с юго-запада, исключительный интерес представляют уникальные ткани и ковры, потому что это самые древние доказательства существования ткачества и искусства изготовления ковров на Среднем Востоке. Алтайские кочевники заимствовали в Персии и некоторые мифические мотивы. Один из них - грифон, впоследствии ставший любимейшим сюжетом местного искусства.

Тюркский период:
В Горном Алтае были обнаружены разнообразные археологические памятники VI-X вв., относящиеся к тюркскому времени, в которых четко прослеживается связь между гунно-сарматским и тюркским периодами истории Алтая. В этот период осуществился переход от индоевропейских жителей Алтая к древним тюркам, предкам современных алтайцев, турок и монголов.

В VI в. племена тюрков объединились в мощный Первый тюркский каганат, включавший в свои владения земли от Кавказа и Крыма на западе до Китая на востоке. В 572 г. Первый тюркский каганат распался на Западный с центром в семиречье и Восточный с центром в современной Монголии. В 682 г. был образован Второй тюркский каганат, который просуществовал до 744 г., вплоть до появления в степях Центральной Азии Уйгурского каганата, под властью которого оказалось население Алтая. После падения Уйгурского каганата в 840 г. алтайские племена оказались в подчинении енисейских кыргызов, предков современных хакасов, войдя в состав Кыргызского каганата. Начиная с VI в. древние тюрки начали проникновение в лесостепную и лесную зоны Приобья. Жившие здесь угорско-самодийские племена частично были оттеснены на север, другая часть их ассимилировалась с древними тюрками. Таким образом сгладились существовавшие на протяжении долгих веков культурные отличия между населением зоны гор и степей Алтая и обитателями Верхней Оби. Тюркские археологические памятники наиболее разнообразны и хорошо сохранены на территории Горного Алтая. Среди них курганы и поминальные комплексы, рунические писаницы. Характерны погребения в грунтовых ямах с южной ориентировкой с сопроводительными захоронениями коней. Умершие снабжались ритуальной пищей, как правило из баранины.

С богатыми курганами тюркского времени и каменными оградками связаны также "каменные бабы" (кезер таш). Эта группа памятников относится к VI-IX вв. На Алтае обнаружено более 30 изваяний. Многие были найдены вдоль Чуйского тракта, семь - в Курайской степи. Часть изваяний была вывезена экспедициями в музеи Томска, Горно-Алтайска, Москвы (Государственный Исторический музей) и Санкт-Петербурга (Музей антропологии и этнографии). Некоторые бабы тем не менее остались на своих местах. Несмотря на скупость изобразительных средств, каменные изваяния древних тюрков, дошедшие до наших дней, удивительно индивидуальны и похожи на древних людей, живших на Алтае более тысячи лет назад. Кроме того, изваяния кезеров имели и чисто практический смысл: так, согласно анимистическим представлениям тюрков, душа умершего могла быть заключена шаманом в камень; то есть сам умерший как бы присутствовал на своих поминках. Часто каменные фигуры кезеров - древних воинов - называют каменными бабами. В отличие от половецких каменных скульптур, с которыми их часто сравнивают, алтайские фигуры никогда не изображают женщин, а являются воплощением образа древнего воина. Первые каменные скульптуры баб в условной манере передают лицо человека, выполненное в верхней части стелы. Как правило, это мужчина с широкими скулами, раскосыми глазами, усами и бородой; на отдельных изваяниях изображены вдетые в уши серьги, на шее - гладкие гривны и ожерелья. Более поздние фигуры тюркских воинов передают также парадное облачение с оружием (сабля и кинжал) на поясе, украшенном фигурными бляхами. Число и состав поясных блях служили знаками воинского различия. Иногда изображена и одежда: головные уборы, халаты с отворотами на груди и широкими рукавами с манжетами. В правой руке воина изображена чаша или кубок, левая опущена на рукоятку сабли. Наиболее выразительные фигуры алтайских тюрков известны в долинах Узунтала, Курая, Каракола, Аргута и Белого Ануя.

В Горном Алтае известно более 3000 оградок тюркского времени. Они представляют собой четырехугольные сооружения из каменных плит. Это основания храма или деревянной каркасной постройки в виде жилища (подобные сооружения до сих пор возводятся над могилами алтайцев и казахов в Юго-Восточном Алтае) На плитах алтайских оградок нередко встречаются гравированные рисунки животных и людей. Пространство вокруг оградок выкладывалось тщательно подогнанными друг к другу крупными валунами или мелкой галькой. Оградка являла собой последнее пристанище души умершего. В центре помещалось лиственничное дерево, а в качестве жертвы приносилась лошадь; устанавливалась так называемая "гайлга" - натянутая на наклонные колья шкура жертвенного животного.

На восток от оградок с изваяниями тянутся небольшие, вертикально поставленные камни - балбапы. Такое название в современной археологии получили ряды невысоких каменных столбиков, расположенные рядом с оградками. Однако среди ученых нет единства в вопросе о трактовке этого термина. Ранее балбалами называли каменные скульптуры, и фонетическим упрощением слова объясняли, почему скульптуры воинов зачастую называли бабами. Прежде все исследователи были единодушны в том, что тюрки ставили каменные столбики - балбалы у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, убитых погребенным. Но большое число балбалов (несколько десятков, иногда - сотен) у мемориальных комплексов древнетюркской аристократии заставляет археологов сомневаться в этой версии: трудно представить, что тюркские каганы при жизни могли убить сотни вражеских воинов. В последние годы широкое распространение получило предположение, что число камней соответствует числу сородичей, принимавших участие в похоронах.

Возможно, что камни являются символическими коновязными столбами - неотъемлемой частью любого жилища кочевника. Балбал-коновязь являлся своего рода знаком присутствия (внимания) определенного человека к умершему. Кроме того, здесь можно провести параллель между алтайскими балбалами и деревянными коновязями-сэргэ, почитаемыми у бурят и якутов. Также к культурному пласту тюркского времени относятся многочисленные петроглифы и писаницы - наскальные рисунки и элементы тюркского рунического письма. Петроглифы выполнены в технике точечной выбивки или граффити, т.е. прочерченного рисунка. Как правило, рисунки изображают животных, всадников, батальные сцены и сцены охоты, птиц и змей, фантастических существ. Рунические надписи на камнях выполнены знаками орхоно -енисейского алфавита. В Горном Алтае сохранились некоторые поселения тюрков. Большая их часть располагалась на горных склонах, в логах или у подошвы гор, что позволяло в случае военной опасности отойти в соседнюю долину. Наиболее известное тюркское городище было раскопано в устье реки Большой Яломан. По мнению исследователей, это был значительный и большой город тюрков. Китайские летописи характеризуют тюрков как искусных металлургов, поставляющих железо и изделия кузнечного мастерства соседям.

Джунгарское ханство и присоединение Алтая к России
К X в. население Алтая представляло собой конгломерат различных тюркских племен, наиболее мощным из которых были кыпчаки, одно из племен теленгитов или телеутов, предки половцев, известных из древнерусских летописей. Вплоть до XIII в. различные племена - среди которых енисейские кыргызы, кимаки, кочаны, кидани, найманы и др. - образовывали более или менее крупные и мощные державы, в состав которых входили и народы Алтая.

В начале XIII в. Кыргызский каганат был разгромлен войсками Чингисхана. В 1207 г. территория Алтая вошла в состав улуса старшего сына Чингисхана Джучи и, позднее, оказалась в составе огромного государства Золотой Орды, образованного в результате завоеваний, под предводительством старшего сына Джучи хана Батыя. Территория этого государства простиралась от низовий Дуная до предгорий Алтайских гор. Археологические исследования показывают, что от того времени на Алтае остались разрушенные городища со следами пожаров, а погребальные памятники с бедным инвентарем отражают резкое обнищание населения и общий упадок культуры. От разорений и междоусобных войн южные алтайские племена спасались в лесостепных зонах Приобья.

В это время к востоку от Алтая начали укрепляться племена западных монголов-ойратов, непосредственных соседей алтайского населения. В 1635 г. разрозненные ойратские племена объединились в единое государство - Джунгарское ханство. Ойратские феодалы и джунгарские ханы, а также телеутские князья насильственно собирали дань с народов Алтая. В это время в населении Алтая четко выделялись южные и северные алтайцы. Южные относились к наиболее монголоидному центральноазиатскому и южносибирскому типу (тувинцы, буряты, монголы). Северные алтайцы относятся к уральскому типу и представляют этнический субстрат, включавший тюркские, самодийские, кетские и угорские элементы.

В Горном Алтае жили южные алтайцы: у Телецкого озера и по реке Чулышман, в долине реки Чуй, на Катуни. Северные алтайцы заселяли отроги Алтайских гор, долину реки Бии. В XVII в. сформировались основы хозяйственной деятельности алтайцев, которой они занимаются по настоящее время: охота, скотоводство. Первые русские поселенцы появились на Алтае только в конце XVII в. Освоение Алтая пошло быстрее после строительства оборонительных крепостей и острогов, защищавших от набегов джунгарских ханов.

XVIII-XIX вв.: Демидовский (1727-1745) и кабинетский (1747-1893) периоды:

В начале XVIII в. Россия вела Северную войну со Швецией, которая продолжалась долгие 20 лет. В этот период острой необходимостью стало получение собственных металлов, особенно меди, для изготовления пушек. По указу Петра-I снаряжались поисковые партии, поощрялись исследователи рудных недр, за открытие медных и серебряных руд обещалась премия.

О наличии металлов на Алтае были известно благодаря обнаружению многочисленных чудских копей. Первооткрывателями рудных месторождений на Алтае считают Степана и Якова Костылевых Но их открытиями I воспользовался другой человек, сыгравший важную роль в истории Алтая, чьим именем часто называют целый период истории региона.

Речь идет о крупном уральском заводчике А.Н.Демидове. В 1726 г. он получил разрешение и монопольное право на строительство на Алтае заводов и рудников. Для разведки Демидов послал на Алтай своих приказчиков и мастеровых с Урала, которые подтвердили богатое содержание здешних руд и этим ускорили принятие решения о строительстве рудников и заводов. В конце 1727 г. на притоке реки Белой - Локтевке - было начато строительство медеплавильного завода (Колывано-Воскресенского), который открылся через 2 года. В 1744 г. начал работать еще один демидовский завод, построенный в устье реки Барнаулки,- Барнаульский медеплавильный.

Несмотря на дешевую рабочую силу, выплавка меди была убыточной. Скорее всего, гораздо больший деловой интерес Демидов имел к производству серебра, более доходному и выгодному. Из серебра алтайского Змеиногорского рудника Демидов тайно чеканил серебряную монету на своем уральском заводе. Скорее всего, слухи об этом дошли до Петербурга, и царица Елизавета направила на Алтай с проверкой комиссию. Дальнейшие события развивались стремительно.

В 1745 г. А.Демидов умер. Елизавета конфисковала его владения на Алтае в свою пользу. С этого момента начался кабинетский период в истории Алтая. После разгрома китайцами Джунгарского ханства в 1756 г. жители Горного Алтая добровольно вошли в состав России. Это событие оказало влияние на все стороны жизни и деятельности алтайского населения.

С 1747 г. Рудный Алтай превратился в собственность русских царей, металлургическое и сереброплавильное производства быстро развивались, в 1762-1768 гг. был построен еще один сереброплавильный завод в Павловске. Главное управление заводами принадлежало царскому Кабинету в Петербурге, реальное управление осуществлялось канцелярией горного начальства, чья власть распространялась на все местное население, включая купцов, мещан и солдат.

К концу XVIII в., после бурного развития, сереброплавильное производство сократило свои объемы. Иссякли запасы Змеиногорского серебряного рудника, выплавка серебра стала менее значительной. После отмены крепостного права в 1861 г. горная промышленность окончательно вступила в полосу кризиса. В 1870-х гг. заводы, занимавшие некогда в экономике ведущее положение, стали убыточными. Алтайское серебро больше не могло конкурировать с более дешевым зарубежным. В 1893 г. закрываются Барнаульский, Павловский, Локтевский заводы. В конце XIX в. Алтай становится преимущественно сельскохозяйственным районом, а в городах развиваются частное предпринимательство, небольшие мануфактуры и торговля.

Алтай в XIX веке
После отмены крепостного права усилился приток на Алтай русских переселенцев из европейской части России, стремившихся в Сибирь в поисках свободной земли. Как правило, переселенцы применяли прогрессивные технологии и методы ведения сельского хозяйства, в частности усовершенствованные орудия труда, удобрения, разводили новые для Алтая сорта культур и породы скота.

Одновременно крупные города Алтая - Барнаул, Бийск и Змеиногорск - превращались в торговые центры. Барнаул и Бийск становятся значительными пунктами скупки сельскохозяйственного сырья, особенно пшеницы и муки. В селах регулярно проводились торговые ярмарки, в городах работали магазины и лавки. Через Бийск осуществлялась внешняя торговля с Монголией и Китаем. На Алтае в конце XIX в. сформировались большие купеческие семьи и целые семейные кланы: Суховы, Сычевы, Морозовы, Маштаковы, Жернаковы и др. Крупные предприниматели и деловая элита играли важную роль в экономической и общественной жизни, занимались благотворительностью и меценатством.

В конце XIX - начале XX в. здесь действовало много российских и иностранных частных фирм, в т.ч. по торговле текстилем - Второвых, по продаже швейных машинок - Зингер, по сбыту сельскохозяйственной техники - "Международная компания жатвенных машин", в золотопромышленности - "Алтайское золотопромышленное дело", "Турн и Таксис" и др.

Советский период:
Советская власть, установленная на Алтае в декабре 1917 г., пала в конце лета 1918 г., как и во всей Сибири, вследствие восстания чехословацкого военного корпуса в крупных городах за Уралом. Некоторое время на территории, контролируемой белочехами, действовали эсеро-меньшевистские органы власти. Еще один переворот свершился 18 ноября 1918 г., когда была установлена военная диктатура и верховным правителем стал адмирал А.В.Колчак.

Советская власть в регионе была установлена только к концу 1919 г. В 1922 г. была образована Ойротская автономная область (переименованная в 1948 г. в Горно-Алтайскую). Во время нэпа среди крестьянства выделился слой середняков. Зажиточные хозяйства в основном принадлежали старожилам и переселенцам последней четверти XIX в. Кооперативные традиции на Алтае были очень крепки, наиболее солидными являлись маслодельные кооперативы (в 1923 г. действовало 586 масло- и сырозаводов). В городах активно развивалась торговля, восстанавливались городские и сельские базары, рынки, торговые заведения, универсальные магазины.

В 1928 г. И.Сталиным был объявлен новый курс на выполнение плана хлебозаготовок и переход к массовой коллективизации. Именно с Алтая начались жестокие репрессии зажиточных крестьян. В 30-х гг. крестьян, избежавших репрессий, силой загоняли в колхозы, проводя принудительную коллективизацию. В 1937 г. постановлением ЦИК СССР от 28 сентября было учреждено новое административное образование - Алтайский край.

В годы Великой Отечественной войны Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов России. На базе этих заводов возникли многие крупные предприятия Алтая, начавшие работу именно в тяжелые годы войны. Промышленное производство возросло за военный период в 1,6 раза. Перспективными отраслями стали сельскохозяйственное машиностроение, химическая промышленность, которая развивалась на местной сырьевой базе.

Краткий обзор истории Горного Алтая.

Первобытная эпоха.

Люди жили на территории Сибири еще в древнекаменном веке в пору ледникового периода более 40 тыс. лет назад. Об этом свидетельствуют археологические находки грубых каменных орудий на территории Горного Алтая. К концу ледникового периода образовались охотничьи племена с установлением матриархата.

После отступления ледника на территории Сибири сложился более теплый и влажный климат, близкий к современному,. Земля покрылась тайгой. Крупные животные или вымерли, или ушли на север. Чтобы охотиться на мелких животных, нужно было изобретать новые орудия. Так появились лук и стрелы с каменными наконечниками. Наступил новый каменный век. На стоянках первобытных людей эпохи неолита, обнаруженных в долине Оби у села Киприно, а также возле Бийска и в районах Горного Алтая найдены шлифованные каменные топоры, ножи, наконечники стрел, обломки глиняной посуды. Люди начали осваивать скотоводство, строить землянки. В этот период зарождаются верования и зачатки искусства. Стоянки относятся к 6 - 4 тысячелетиям до н.э.

Выход на поверхность самородных металлов повлек изменения в жизни древних людей на сибирских землях. Из кусочков меди изготавливали иголки, шилья, ножи. Из серебра и золота делали украшения. Наряду с самородными применяются металлы, выплавленные из руды и их сплавы. Более твердые металлы начинают вытеснять каменные орудия - наступил бронзовый век. В XVI - XIV веках до н. э. на территорию Сибири стекаются новые племена со стороны нынешнего Казахстана. Роль охоты отходит на второй план, люди в основном занимаются скотоводством, рыболовством, земледелием. Стоянки и могильники этого периода истории обнаружены у сел Кытманово, Нижняя Суетка, Чаузово.

Развитие скотоводства усилило роль мужчин в племени. Начался постепенный переход к патриархату, отцовскому роду, состоящему из нескольких больших семей. Племена начинают менять места обитания. Весной, произведя посевы возле зимних стойбищ, скотоводы переходили на летние пастбища. Осенью возвращались, собирали урожай и стравливали замние пастбища. Для растущих стад требовалось больше кормов, поэтому люди стали менять места стойбищ не два раза в год, а чаще. Начался период ранних кочевников, называемый еще скифским, он продолжался с VII века до н. э. до I века н. э.

Феодальная эпоха.

На заре зарождения классов и государства в III веке до н. э. на территории Забайкалья и Монголии было образовано огромное государство гуннов. После его распада в I веке н. э. племена гуннов двинулись на запад к Европе, частично оседая на протяжении всего пути следования. Гунны, оставшиеся на территории Центральной Азии (племена теле и тюкю - древние тюрки) стали предками многих современных народностей, в том числе и алтайцев. В середине VI века тюркские племена, долгое время находившиеся под игом жужаней (кочевые монголоязычные племена) освободились и образовали Тюркский каганат с центром на Алтае.

В ходе кочевых миграций, междуусобных войн и смешения племенных союзов на территории Алтая в X - XII веках образовались племена алтайцев (в настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: телеуты, кумандинцы , теленгиты, челканы, тубалары).

Золотоордынское иго подчинило алтайские племена в 1206-1207 годы. Оно было тяжелым для алтайцев. Монголо-татарские завоеватели забирали весь хлеб и скот для своего войска, ослабляя силы алтайского народа. В дальнейшем, от Золотой Орды отделились княжества, находившиеся к восточнее Урала, образовалась Белая Орда, которая вXV веке распалась на Ногайскую Орду и Сибирское ханство. До XVI века алтайские племена находились под властью сменявших друг друга монгольских ханов.

Присоединение алтайских племен к России

Поражение Сибирского ханства в ходе завоевания Сибири Ермаком положило начало присоединения сибирских племен, в том числе и алтайских к России. Однако западно-монгольские племена воспользовавшись отсутствием должных укреплений на завоеванных Россией сибирских землях продолжали совершать набеги на племена алтайцев. Чувствуя растущее превосходство сил России, монгольские отряды решили отступить, но при этом насильно угнали с собой алтайцев. Остались немногие, кому удалось укрыться в горах и тайге. В 1756 году алтайским невольникам удалось вырваться на свободу, они вернулись на Алтай и добровольно вошли в состав России.

Сегодня из коренных народностей на Алтае проживают собственно алтайцы, которые делятся на южных алтайцев (теленгиты, телеуты) и северных алтайцев (кумандинцы , челканцы, тубалары).

Теленгиты проживают в Улаганском районе у Телецкого озера, вдоль впадающей в него реки Чулышман и ее притока Башкаус. По данным переписи 2002 года их численность в Республике Алтай составляет 2368 человек. Верования - шаманизм , православие, бурханизм.

Телеуты проживают в основном в Кемеровской области на территории Беловского и Гурьевского районов. Это так называемые «бачатские телеуты» по названию рек Большой и Малый Бачат Обского бассейна. Численность телеутов по переписи 2002 года 2534 человека в Кемеровской области и 32 человека в Горном Алтае. Верования - православие, шаманизм.

Кумандинцы проживают в Алтайском крае вдоль реки Бия в Бийском , Красногорском , Солтонском районах, население - 1663 человека; в Турочакском районе Республики Алтай - 931 человек; в Кемеровской области - 294 человека и в прочих районах России. Верования - шаманизм, бурханизм, православие.

Челканцы проживают в Турочакском районе Республики Алтай, население - 834 человека. Верования - шаманизм, бурханизм, православие.

Тубалары проживают в Чойском районе Республики Алтай, население - 1533 человека. Верования - шаманизм, бурханизм, православие.

«Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край - обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место.

Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого - Алтай.» Легенды Алтая

Эта легенда как нельзя лучше описывает неповторимость и величие данного места. Расположенный на стыке казахских степей, сибирской тайги и полупустынь Монголии, единственный и Прекрасный Алтай .

Сколько бы не было написано о нем книг и очерков, они с трудом могут полностью передать невероятную в своем роде красоту и первозданность этого места.

Алтай – удивительный природный комплекс, который немыслимым образом сочетает в себе разнообразные ландшафты, таит невероятное количество девственно чистых рек и озер и удивляет своими пещерами и водопадами.

Это уникальная в своем роде экосистема, которая скорее похожа на сокровищницу природы, главным достоянием которой, конечно, является неповторимая горная система.

Подтверждением уникальности Алтая является тот факт, что его масштабные по своей территории заповедники и плоскогорья в совокупности составляют объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, название которому «Алтай – золотые горы».

Древний Алтай

С древних времен люди, населяющие Алтай , понимали и чтили его неповторимость. Об этом говорит само название, которое происходит от монгольского слова «алтан», обозначающее «золото».

История Алтая так давно окутана легендами и мифами, что можно - он сам давно стал легендой, которая бережно хранит в себе историю человеческой культуры.

Свидетельствам о первых поселениях на Алтае , найденных в межгорных долинах, насчитывается около полутора миллиона лет, что говорит о том, что Алтай является не только удивительным природным комплексом, но и о том, что он также является невероятно древним и величественным местом.

Также Алтай считают прародиной всех тюрских народов мира. В 552 году древние тюрки создали здесь свое государство, где сформировались тюрский язык и письменность, получившие распространение среди всех тюрских народностей.

Алтай – это самая высокая горная система в Сибири, семнадцать тысяч рек, тринадцать тысяч озер, сто двадцать шесть памятников природы, изобилие солнечного света, невероятные ледники, пещеры, таящие в себе свидетельства древности, уникальный и разнообразный климат, невероятный животный и растительный мир, отличающийся уникальными видам, занесенными в красную книгу, 100 видов лекарственных растений, грязевые и минеральные источники и многое другое.

Волшебство главных сокровищ Алтая

Для коренных жителей выдающиеся места Алтая считаются святынями, наделенными необычайной силой и мощью. Существует множество поверий и легенд, в которых речь идет об особых энергиях Алтая . Считается, что приходить в такие места и получать благодать от них можно только с добрыми намерениями и чистым сердцем, иначе великие силы природы способы обернуть недобрые замысли против самого человека.

Гора Белуха является самой высокой горой Сибири, достигающей 4506 м над уровнем моря. Это, во всех смыслах исключительное место, являет собой особенное сочетание геоморфологических процессов, суровых климатических условий, разнообразнейших водоемов, питаемых 169 ледниками и, конечно же, неповторимого мира флоры и фауны.

«Ещё до сих пор держится старообрядческая легенда о Беловодье - райской стране, где нет и не может быть антихриста, где живут православные христиане и нет никаких гонений за веру.» Н.К. Рерих

Для местных жителей гора Белуха была самым священным местом, сравнить которое, по своему значению, можно с Шамбалой.

Алтайцы также называли эту райскую страну Беловодье. Поисками этого волшебного места занималось множество ученых и верующих, в числе которых был Н.К. Рерих, знаменитый своими разнообразными путешествиями и картинами.

Самой крупной рекой Алтая считается река Катунь, название которой происходит от алтайского слова «кадын», означающего «госпожа».

Уже этот факт говорит о том, что Катунь по праву и испокон веков считалась хозяйкой Алтая . Ее воды крайне холодны по своей температуре, но несмотря на это, местные жители верят, что они обладают целительными свойствами.

Невозможно не упомянуть крупнейшее озеро Алтая – Телецкое, которое зачастую называют младшим братом Байкала.

Его ширина достигает трёх км в ширину и вомьмидесяти метро в длину. Располагается оно в месте тектонического разлома, заполненного в последствии ледниковой кристальной водой.

Не обошлось без легенд и в названии этого озера. На алтайском языке озеро называется Алтын-Коль, что означает «золотое озеро».

Существует легенда о человеке, который во времена голода имел слиток золота, но не мог ничего купить на него, и полный отчаяния, бросился со слитком в воды Телецкого озера.

«Туманны, его прозрачные мысли, бегут во все стороны мира. Озера – это его глаза, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки – его речь и песни о жизни, красоте Земли и гор.» Г.И. Чорос-Гуркин

Алтай является, по истине, удивительным и захватывающим местом для путешествий и туризма разной степени сложности, он предоставляет беспрецедентную возможность столкнуться с первозданной Природой, в самых ярких ее вариациях, которые тысячелетиями окутывались таинственными легендами и мифами, будто чистая материя мест насыщалась душой.

Этому магическому и величественному месту на нашей Планете посвящён сайт «Волшебный Алтай», созданный «AnySite» ().

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!