Болезни Военный билет Призыв

Круглов сергей. Юрий богданов - сергей круглов. два десятилетия в руководстве органов госбезопасности и внутренних дел ссср. Отрывок, характеризующий Круглов, Сергей Никифорович

Впервые даже ведущие страны признали, что в России действительно крепко взялись за продажных чиновников.

В международном антикоррупционном рейтинге наша страна поднялась сразу на 10 позиций. В России сейчас уже осуждено почти 9,5 тысяч коррупционеров разного уровня. Первый заместитель Генерального прокурора Александр Буксман рассказал "Российской газете", как Россию приняли во влиятельную международную организацию - Группу государств против коррупции, и как там буквально под микроскопом оценивают работу наших правоохранителей, судей, чиновников и законодателей.

Александр Эмануилович, до недавнего времени казалось, что продажные чиновники совсем страх потеряли. В их среде пропало ли, наконец, чувство безнаказанности? Появилось ли у них ощущение опасности?


Александр Буксман: Усилия России против коррупции оценили. Фото:ИТАР-ТАСС

Александр Буксман: Не может не появиться. Об этом говорят даже цифры статистики. В минувшем году выявлено на 22,5 процента больше преступлений этой категории, чем в 2011 году (более 49 тысяч) и на 13 процентов больше установлено коррупционеров.

Кроме того, существенно увеличилось количество уголовных дел, которые были возбуждены по чиновникам, занимающим высокое должностное положение.

Среди самых заметных - уголовные дела о преступлениях, совершенных руководством "Оборонсервиса", "Главного управления обеспечения войск", "Росагролизинга", "Российских космических систем", работниками министерства регионального развития.

Всего за совершение коррупционных преступлений осуждено почти 9,5 тысяч человек, из них около 900 - должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. В том числе 244 главы муниципальных образований и местных администраций, а также 1159 должностных лиц правоохранительных органов, двое судей, три депутата представительных органов в регионах, 111 депутатов органов местного самоуправления.

Деятельность органов прокуратуры против коррупции также активизировалась. В 2012 году прокурорами выявлено почти 350 тысяч нарушений законов, что на 12 процентов больше, чем в 2011 году. В следственные органы прокурорами в порядке ст. 37 УПК направлено более 5,4 тысячи материалов о нарушении уголовного закона, по которым возбуждено свыше 4,5 тысячи уголовных дел, что также существенно больше, чем годом раньше.

Общественное мнение замечает все эти тысячи уголовных дел, или по-прежнему считается, что с коррупцией у нас борются только на бумаге?

Александр Буксман: Не резко и не в один день, но оценка россиян продолжительных и последовательно принимаемых мер по противодействию коррупции начала меняться в лучшую сторону. Например, согласно опросам ВЦИОМа, стало реже поддерживаться мнение о непобедимости коррупции: в 2004 году - 64 процента, в 2012 году - 50 процентов. При этом становится больше тех, кто верит в возможность преодолеть коррупцию - с 30 до 44 процентов.

Результаты борьбы с коррупцией становятся все более заметными для граждан: если в 2007 году их отмечали 36 процентов опрошенных, то сегодня - уже 45 процентов.

Россияне чаще стали отмечать и эффективность работы правоохранительных органов, в том числе органов прокуратуры (с 12 до 17 процентов), специальных комиссий (с 5 до 13 процентов). Одной из самых успешных признается деятельность СМИ (с 4 до 21 процента за восемь лет). Все меньше становится тех, кто считает, что успехов в борьбе с коррупцией не достигает никто (с 52 до 29 процентов за восемь лет).

Другой важной составляющей при оценке состояния борьбы с коррупцией в России является мнение международных организаций. Согласно индексу восприятия коррупции, формируемому Центром антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл, в 2012 году Россия поднялась сразу на 10 позиций, со 143-го до 133-е место, набрав 28 баллов.

А международное сообщество дает какие-то рекомендации и оценки? Ведь вы являетесь руководителем российской делегации в Группе государств против коррупции и знаете эту кухню изнутри. Есть польза от такого сотрудничества?

Александр Буксман: Эта организация, сокращенно именуемая ГРЕКО, была создана в 1999 году, для реализации международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции, разработанных Советом Европы. Наиболее важными из таких документов являются Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (от 27.01.1999) и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (от 04.11.1999).

ГРЕКО помогает выявлять недостатки национальной антикоррупционной политики и призывает государства к проведению необходимых законодательных, институциональных и практических реформ. Она также предоставляет площадку для обмена передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции.

Для реализации названных целей ГРЕКО осуществляет мониторинг проводимых странами-участницами политик в сфере противодействия коррупции, в ходе которого дается оценка их соответствия антикоррупционным стандартам Совета Европы и высказываются рекомендации по устранению выявленных несоответствий и недостатков. Механизм работы ГРЕКО заключается в проведении самими странами-участницами взаимных экспертных оценок с осуществлением страновых визитов для предметного изучения ситуации с коррупцией в оцениваемой стране и особенностей системы организации противодействия ей.

Работа ГРЕКО разбита на тематические циклы или так называемые раунды оценки. В рамках каждого из них исследуется определенный блок вопросов.

Изначально в ГРЕКО входило 17 государств-участников Совета Европы. В настоящее время их уже 49 (48 государств Европы и США). Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в 2006 году. В ГРЕКО наша страна вступила в начале 2007 года, то есть уже после того, как первый и второй раунды оценки были завершены. Поэтому мы прошли объединенную процедуру оценки по темам как первого, так и второго раундов оценки.

- Что значат эти оценки?

Александр Буксман: Первый этап оценки - это изучение различных аспектов деятельности специализированных органов страны, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции. Оценивается независимость этих органов, их компетенция, достаточность обеспечения, эффективность работы. А также обоснованность и объем предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования.

В рамках второго раунда оценивались особенности национального законодательства и правоприменительной практики по выявлению, изъятию и конфискации доходов и иного имущества, полученных от коррупции, предупреждению коррупции в системе государственного управления, ответственность юридических лиц за коррупционные преступления, совершаемые в их интересах.

И, наконец, третий раунд посвящен уголовно-правовой политике государства - особенностям криминализации в национальном уголовном законодательстве конкретных видов коррупционных проявлений, а также прозрачности финансирования политических партий.

C 2012 года стартовал четвертый раунд оценки, в рамках которого анализируются существующие в странах-участницах ГРЕКО системы противодействия коррупции в парламенте, судейском сообществе и органах прокуратуры, однако в отношении России он будет проводиться не ранее 2014 года.

- Какие выводы по России уже сделаны?

Александр Буксман: После первых двух раундов оценки в адрес России ГРЕКО высказало 26 рекомендаций. Таким образом наша страна оказалась в непростом положении, когда в короткий срок - за 18 месяцев необходимо было принять меры по их реализации, в то время как большинству стран-членов ГРЕКО адресовалось не более 10-15 рекомендаций в рамках этих раундов.

При этом каждая из рекомендаций предполагала целую реформу в определенной области. Так, например, с учетом рекомендаций принята Национальная стратегия противодействия коррупции, неоднократно пересматривался и корректировался Национальный план противодействия коррупции, подготовлен Типовой кодекс поведения государственных служащих.

Чтобы представить масштабы проделанной работы, отмечу, что во исполнение рекомендаций Россией за довольно короткий срок принято около полутора десятка новых федеральных законов, еще в три с половиной десятка внесены изменения. Такие поправки были сделаны в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс. А чтобы реализовать эти законодательные новеллы, органами государственной власти принято более 750 нормативных правовых актов, в том числе 30 указов президента Российской Федерации.

- На какой стадии сейчас находится третий раунд оценки?

Александр Буксман: 3 раунд оценки ГРЕКО, касающийся вопросов криминализации преступных деяний и обеспечения прозрачности финансирования политических партий, был завершен в отношении России в 2012 году. В принятом на пленарном заседании ГРЕКО в марте прошлого года в докладе по итогам данного раунда в адрес России высказана в общей сложности 21 рекомендация. По числу и характеру высказанных рекомендаций, общим оценкам исследованных элементов российской системы противодействия коррупции доклад в целом сопоставим с аналогичными докладами, принятыми в отношении развитых европейских стран.

Высказанные рекомендации являются стандартными для ГРЕКО и иных международных организаций с антикоррупционной тематикой. В основном ими предлагается криминализировать торговлю влиянием, "предложение", "обещание" и "просьбу" о предоставлении неправомерного преимущества, подкуп членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов, а также национальных и иностранных третейских судей, включить в предмет взятки и коммерческого подкупа неправомерные преимущества неимущественного характера, распространение уголовной ответственности за коммерческий подкуп не только на лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, но и на рядовых сотрудников.

- Как европейские коллеги оценили антикоррупционную работу России?

Александр Буксман: На пленарном заседании ГРЕКО, которое прошло в Страсбурге в конце прошлого года, Россия успешно защитила итоговый отчет о выполнении рекомендаций по итогам первого и второго раундов оценки. В целом России засчитано полное выполнение 15 и частичное выполнение 11 рекомендаций, невыполненных не осталось. Это действительно хороший результат. Однако мы не намерены останавливаться на достигнутом прогрессе. Впереди нас ждет дальнейшая работа: отчет по третьему раунду оценки - по вопросам криминализации коррупционных деяний и обеспечения прозрачности финансирования политических партий и четвертый - по предупреждению коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров.

Как вообще выглядит Россия в Группе государств против коррупции на фоне других европейских стран? Не смотрят на нас предвзято?

Александр Буксман: Сегодня позиции России на международном антикоррупционном треке весьма сильны. Особенно на фоне ряда стран, признанных ГРЕКО "не выполняющими" ее рекомендации, прежде всего, в рамках третьего раунда оценки. К примеру, считается, что в таких странах, как Дания, Бельгия, Швеция и Германия уровень коррупции очень невысок. Вместе с тем эти страны нередко попадают в число нарушителей установленного порядка выполнения рекомендаций ГРЕКО.

Наконец, еще одним показателем эффективной работы российской делегации и возросшего авторитета России на международной арене стало избрание в декабре 2011 года в состав руководящего органа ГРЕКО - Бюро - российского представителя. Им стал заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Аслан Юсуфов. Кстати, по приглашению Генеральной прокуратуры России следующее заседание Бюро ГРЕКО состоится в Москве в мае этого года.

- ГРЕКО - это единственная подобная организация или есть и другие?

Александр Буксман: Как я уже говорил, ГРЕКО занимается оценкой европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.

Однако указанная конвенция - не единственный подобный международный документ в области противодействия коррупции. Не менее важное значение имеет, к примеру, Конвенция ООН против коррупции, принятая в Нью-Йорке 31 октября 2003 года и ратифицированная Россией в 2006 года.

В отношении данной Конвенции действует схожий оценочный механизм, который был запущен в 2009 года. Генеральная прокуратура России также является ответственным ведомством в рамках данного процесса.

- Конвенция ООН сильно отличается от антикоррупционного механизма Совета Европы?

Александр Буксман: Прежде всего необходимо отметить, что Россия с самого начала принимала активное участие в разработке как самой Конвенции, так и механизма оценки ее выполнения, в том числе специального программного обеспечения.

Первый цикл обзора рассчитан на пять лет и посвящен оценке выполнения государствами-участниками положений Конвенции, касающихся криминализации, правоохранительной деятельности и международного сотрудничества.

Сначала проводится "кабинетный обзор", который основывается на ответах на комплексный контрольный перечень вопросов для самооценки и на дополнительной информации, предоставленной государством, в отношении которого проводится обзор.

После получения результатов кабинетного обзора государством участником, в отношении которого проводится обзор, Секретариат организует телефонную конференцию или видеоконференцию для правительственных экспертов государств-участников, проводящих обзор (определяемых путем жеребьевки) и государства-участника, в отношении которого проводится обзор. В ходе конференции правительственные эксперты представляют свои части кабинетного обзора и разъясняют сделанные выводы.

По договоренности кабинетный обзор может быть дополнен другими средствами, такими как посещение страны или проведение совместной встречи в отделении ООН в Вене.

На заключительном этапе процесса обзора правительственные эксперты готовят проект странового доклада об обзоре и направляют его государству-участнику, в отношении которого проводится обзор. В докладе указываются успешные результаты и виды практики, а также определяются трудности и приводятся комментарии в отношении осуществления Конвенции.

Секретариат направляет проект странового доклада об обзоре государству, в отношении которого проводится обзор, для получения согласия. В случае несогласия проводится диалог между государством, в отношении которого проводится обзор и правительственными экспертами для достижения консенсуса в отношении окончательного варианта доклада. Затем готовится и согласовывается резюме доклада, содержащая краткие выводы по результатам проведенного обзора.

- На какой стадии сейчас этот механизм в отношении России?

Александр Буксман: В настоящее время правительственными экспертами обозревающих нас стран - это Украина и Эквадор, завершена подготовка итогового доклада об оценке выполнения Российской Федерацией глав III "Криминализация и правоохранительная деятельность" и IV "Международное сотрудничество" Конвенции ООН против коррупции, согласованы его краткое резюме и рекомендации.

Как показал анализ проведения оценок в рамках ооновского механизма в отношении других стран, процесс обзора России был одним из самых быстрых и качественных.

Нами проделана объемная работа, итогом которой стала подготовка подробного доклада по Российской Федерации.

Для участия в ней со стороны России была специально сформирована группа российских правительственных экспертов под руководством Генеральной прокуратуры, в которую вошли представители Администрации Президента, ФСБ, МВД, Минюста, МИДа и Росфинмониторинга. В работе над докладом принимали участие также эксперты Верховного Суда, Следственного комитета, Минфина и Минэкономразвития России.

В итоге подавляющее большинство норм Конвенции признаны реализованными в российском законодательстве, а высказанные рекомендации по совершенствованию российской системы противодействия коррупции не требуют существенных изменений законодательства и правоприменительной практики.

Сравнительное изучение уже подготовленных и распространенных ООН докладов по ряду европейских стран, в том числе участвующих в работе ГРЕКО, в частности, Швейцарии, Финляндии, США, показало, что высказанные в их адрес рекомендации больше по количеству и жестче по характеру предложенных мер, чем те, что высказаны в адрес России.

Это позволяет говорить о том, что подготовка российского доклада в рамках ооновского механизма ознаменовала значительные достижения России в области имплементации международных антикоррупционных стандартов за всю историю.

Для чего вообще России нужно участвовать в подобных оценочных механизмах? Нам разве недостаточно национального законодательства?

Александр Буксман: Во-первых, мы приводим свое национальное законодательство в соответствие с самыми высокими европейскими стандартами. Параллельно с законодательством совершенствуется и правоприменительная практика. Вместе они создают прочную и эффективную систему противодействия коррупции.

В конечном же счете вся эта работа влияет на положение России на международной арене. Причем, хотел бы подчеркнуть, не только в антикоррупционной области.

То, как у нас ведется борьба с коррупцией, интересует не только граждан нашей страны и различных экспертов, но и организации других стран, их бизнес-структуры. Международный рейтинг России напрямую влияет на ее инвестиционную привлекательность, от которой, в свою очередь, зависит эффективность рыночной экономики. А это уже наше с вами качество жизни. Именно поэтому вопросам борьбы с коррупцией, и в том числе на международной арене, придается столь важное значение.

- Как участие в подобных международных организациях может повлиять на уровень коррупции в нашей стране?

Александр Буксман: Конкретно их влияние определить невозможно, поскольку такое воздействие оказывается комплексно всей системой мер противодействия коррупции, в которой международное взаимодействие является лишь одним из звеньев.

Вместе с тем, результаты работы правоохранительных органов в 2012 году в целом свидетельствуют о положительных подвижках в области борьбы с коррупцией. Однако несмотря на все положительные тенденции, очевидна необходимость дальнейших шагов по противодействию коррупции. Поэтому работа в области международного антикоррупционного взаимодействия, включая участие в деятельности ГРЕКО, оценочном механизме Конвенции ООН против коррупции и других будет продолжена.

В 1999 году. Основной целью организации является помощь странам-участницам в борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства и контролирует соответствие практики этим стандартам. Группа помогает обнаружить недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает необходимые законодательные, институциональные или оперативные меры. ГРЕКО предоставляет площадку для обмена лучшими решениями в области обнаружения и предотвращения коррупции.

Группа состоит из 49 государств. Членство в ГРЕКО не ограничивается Европой, однако, в настоящее время единственным не европейским государством в составе группы являются США .

Задачи

Задача ГРЕКО – усовершенствовать работу по борьбе с коррупцией на национальном уровне с помощью мониторинга соблюдения стандартов Совета Европы в этой области. Страны, входящие в ГРЕКО, прибегают к многосторонней оценке ситуации и могут оказывать давление на национальные органы борьбы в этой сфере. Работа группы позволяет определять недостатки анти-коррупционной политики и стимулировать развитие законодательных, административных и исполнительных систем.

19 сентября 1907 - 06 июля 1977

нарком

Биография

Родился в семье крестьянина. В 1924-1925 секретарь и председатель Никифоровского сельсовета (Тверская губерния). В 1925-1926 заведующий избой-читальней в с. Никифоровка. В 1926-1928 ремонтный рабочий, слесарь совхоза «Вахново» Погорельского района Тверской губернии. В 1928-1929 член правления, председатель правления потребительского общества «Созвездие» (Тверская губерния). В 1929-1930 служил в РККА, младший автомеханик 3-го танкового полка. В 1930-1931 старший инструктор-механик учебно-опытного зерносовхоза № 2, (Кустанайская область).

С 1931 года студент Московского индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта, в 1934 году переведен слушателем японского отделения особого сектора Московского института востоковедения, а с 1935 года был направлен на восточное отделение Исторического Института красной профессуры, где учился в 1935-1937 гг., учёбу не завершил.

С октября 1937 г. ответственный организатор Отдела руководящих партийных органов (ОРПО) ЦК ВКП(б).

В ноябре 1938 года (после прихода в ИШ СССР Л. П. Берии) был направлен в Наркомат внутренних дел в качестве особоуполномоченного НКВД СССР, ему присвоили специальное звание «старший майор госбезопасности».

  • 1939–1941 - заместитель наркома внутренних дел СССР по кадрам.
  • 1939–1952 - кандидат в члены ЦК ВКП(б).
  • 1941 - 1-й заместитель наркома внутренних дел СССР, член Совета по эвакуации при СНК СССР, член Военного совета Резервного фронта.
  • 1941–1942 - член Военного совета Западного фронта.
  • 1941–1943 - заместитель наркома внутренних дел СССР.
  • 1943–1945 - 1-й заместитель наркома внутренних дел СССР.
  • 1945–1953 - нарком-министр внутренних дел СССР.
  • 1952–1956 - член ЦК КПСС.

После смерти И. В. Сталина , когда под началом Берии были объединены МВД и МГБ, Круглов 11 марта 1953 был назначен 1-м зам. министра внутренних дел. После ареста Берии Круглов 26 июня 1953 вновь стал министром, оставшись практически единственным сохранившим свое положение соратником Берии. В этот период Круглов руководил арестами или отстранением от должности наиболее одиозных деятелей НКВД, но речь шла всего о нескольких десятках человек. В подчинении Круглова оказался весь карательный аппарат СССР, лишь 13 марта 1954 из состава МВД был выделен КГБ СССР. Однако Н. С. Хрущев не мог оставить такую власть в руках бывшего подручного Берии, и 31 января 1956 его сняли с МВД и перевели на пост зам. министра строительства электростанций СССР, тем более что строительный опыт у него был, так как в ГУЛАГе он курировал Главпромстрой. В августе 1957 Круглов был снова понижен - до заместителя председателя Кировского Совета народного хозяйства, а в июле 1958 уволен на пенсию по инвалидности.

В 1959 Круглов был лишён генеральской пенсии и выселен из элитной квартиры, а 6 июня 1960 Круглов был исключён из партии за «причастность к политическим репрессиям». После этого он жил скромно. 6 июля 1977 года погиб, попав под поезд.

Семья

В 1934 году женился на Таисии Дмитриевне Остаповой, дочь Ирина (1935 г. р.), сын Валерий (1937 г. р.).

Награды

  • два ордена Ленина (1949, 1951)
  • Орден Суворова 1-й степени - за депортацию чеченцев и ингушей.
  • орден Кутузова 1-й степени
  • орден Кутузова 2-й степени
  • орден Красного Знамени
  • орден Красной Звезды
  • английский Орден Бани - за охрану конференций в Ялте и Потсдаме
  • медаль США - за охрану конференций в Ялте и Потсдаме
  • «Заслуженный работник НКВД» (1942)

1907 - 02 октября. Тверская губерния. Зубцовский уезд. Деревня Устье. Родился в семье рабочего-молотобойца Яковлева 1909 - Петроград. Семья перебирается на новое место жительства. Отец работает рабочим на заводах города 1917 - Февральская революция 1917 - Октябрьская революция 1918 - Брестский мир 1919 - Мать вместе с детьми отбывает на родину - Тверская губерния. Зубцовский уезд. Деревня Устье 1921 - Апрель. Тверская губерния. Зубцовский уезд. Деревня Устье. Пастух 1922 - Апрель. Тверская губерния. Зубцовский уезд. Деревня Прокошево. Пастух 1922 - Декабрь. Город Зубцов. Начальная школа. Ученик 1923 - Апрель. Тверская губерния. Зубцовский уезд. Деревня Вороново. Пастух 1924 - Май. Город Зубцов. Начальная школа. Закончил 1924 - Июнь. Тверская губерния. Зубцовский уезд. Деревня Никифорово. Сельсовет. Секретарь 1924 - Декабрь. Тверская губерния. Зубцовский уезд. Деревня Никифорово. Сельсовет. Председатель 1925 - ВЛКСМ . Член. Избач (руководитель избы-читальни) 1925 - Октябрь. Тверская губерния. Ржевский уезд. Совхоз "Вахново". Практикант, ремонтный рабочий, тракторист 1928 - Декабрь. ВКП(). Член 1928 - Декабрь. Потребительское общество "Созвездие". Правление. Член 1929 - Москва. Призван на срочную службу в РККА . Танковый полк. 3-й батальон. Рядовой, командир отделения, младший автомеханик 1930 - Ноябрь. Москва. Демобилизовался 1930 - Декабрь. Кустанайский округ. Учебно-опытный зерносовхоз. Станция Тогузак. Станший инструктор-механик 1931 - Ноябрь. Москва. Индустриальный педагогический ин-т им. К.Либкнехта. Студент. Секретарь партячейки факультета, секретарь парткома института 1932 - ВЛКСМ . Выбыл по возрасту 1934 - Март. Москва. Индустриальный педагогический ин-т им. К.Либкнехта. Справка 1934 - Март. Московский институт востоковедения (особый японский сектор). Студент 1935 - Сентябрь. Московский институт востоковедения (особый японский сектор). Справка 1935 - Сентябрь. Институт Красной профессуры. Исторический факультет. Слушатель 1937 - Март. Институт Красной профессуры истории. С последнего курса направлен в распоряжение ЦК ВКП() 1937 - Декабрь. ЦК ВКП(). Отдел руководящих партийных органов. Ответственный организатор 1938 - Ноябрь. НКВД СССР. Особоуполномоченный НКВД СССР 1938 - 28 декабря. Старший майор ГБ 1939 - XVIII съезд ВКП(). Избран кандидатом в члены ЦК ВКП(). На следующем съезде станет членом ЦК ВКП() 1939 - 28 февраля. НКВД СССР. Заместитель наркома Берии по кадрам . Руководил массовыми чистками среди выдвиженцев Ежова 1939 - 04 сентября. Комиссар ГБ 3 ранга 1940 - 26 апреля. Орден Красного Знамени 1941 - 25 февраля. НКВД СССР. Первый заместитель наркома 1941 - 22 июня. Великая отечественная война 1941 - 05 июля. Военный совет Фронта резервных армий. Член 1941 - 30 июля. НКВД СССР. Заместитель наркома 1941 - Октярь. Военный совет Западного фронта. Член 1941 - Октябрь. Начальник 4 управления ГУОБР НКВД СССР. Командующий 4-й сапёрной армией 1942 - 04 февраля. Знак "Заслуженный работник НКВД" 1942 - 21 февраля. Орден Красной Звезды 1943 - 04 февраля. Комиссар ГБ 2 ранга 1943 - 20 сентября. Орден Ленина, в том числе и за организацию заградотрядов 1943 - НКВД существует отдельно от НКГБ СССР 1943 - 26 апреля. НКВД СССР. Первый заместитель наркома Берии . В его ведение были переданы ГУЛАГ и производственные управления НКВД 1944 - 08 марта. Орден Суворова 1 степени за массовіе депортации населения 1944 - Начало глобализации 1944 - Правобережная Украина. Провел "очистку от оуновцев" 1944 - 20 октября. Орден Кутузова 2 степени 1945 - 24 февраля. Орден Кутузова 1 степени 1945 - 09 мая. Победа 1945 - 09 июля. Генерал -полковник 1945 - Рыцарь Британской империи - личное дворянское звание. Перед именем рыцаря ставится титул «сэр» (Sir), перед именем его жены «леди» (Lady) 1945 - 16 сентября. Орден Ленина 1945 - 29 декабря. НКВД-МВД СССР. Министр вместо Берии 1946 - 01 января. Штатная численность НКВД составляет без малого два миллиона человек (1,9 млн.) 1946 - Отец вышел на пенсию по старости 1946 - 05 марта. США. Фултон. Речь Черчиля 1946 - 14 марта. Ответ Сталина на фултоновскую речь Черчиля 1948 - 15 января. Узбекистан. Разоблачены хлопкоёбы, массово расхищающие разбазаривающие и портящие хлопок-сырец 1948 - Январь. Вместе с Абакумовым подготовил проект создания новых особых (для политических) лагерей и тюрем на 180 тысяч человек 1950 - По указаниям Маленкова со ссылкой на Сталина организовал в Матросской тишине спецпарттюрьму 1952 - 19 сентября. Орден Ленина 1953 - 05 марта. Смерть Сталина 1953 - 05 марта. НКГБ и НКВД слиты в единое МВД 1953 - 11 марта. МВД СССР. Первый заместитель министра 1953 - 26 июня. МВД СССР. Министр 1954 - Смерть отца 1954 - 01 февраля. Вместе с прокурором , и министром доложил Хрущеву практику работы троек НКВД, особых совещаний 1954 - Уволил более 4,000 уличенных в нарушениях законности сотрудников МВД , в том числе 16 генералов 1955 - 03 сентября. Указ Хрущева "О досрочном освобождении..." 1956 - 31 января. МВД СССР. Отставка. Преемник Дудоров 1956 - 13 февраля. Министерство строительства электростанций. Заместитель министра 1957 - Киров. Обласной совет народного хозяйства (СНХ). Заместитель председателя 1958 - Июль. Выброшен на пенсию по инвалидности. Жил крайне бедно, бедствовал 1960 - Исключен из КПСС 1977 - 06 июня. Подмоскавная железнодорожная станция "Правда". Попал под поезд и погиб. Похоронен на кладбище Судоплатов : он опал под поезд. Это подтверждает чекист Рясной Именно С. Н. Круглов занимался вопросами охраны правительственных делегаций СССР, США и Великобритании на Крымской и Потсдамской конференциях. В семейном архиве Кругловых есть письмо Ф. Рузвельта, адресованное С. Н. Круглову 11 февраля 1945 года, с благодарностью за подготовку резиденции и качественное обслуживание в Ялте его и 275 сопровождающих лиц. После Потсдамской конференции король Великобритании 30 июля 1945 года издал указ "О награждении генерал -полковника Круглова С. Н. Превосходным орденом Британской империи и присвоении звания рыцаря командира Превосходного ордена Британской империи". Американский президент в это же время наградил его орденом "Легион Достоинства". "При восстановлении Чечено-Ингушской АССР выяснилось, что в 1944 году войсками НКВД был полностью уничтожен один из аулов, жители которого отказались подчиняться приказу о выселении. Непосредственная ответственность за этот злодейский акт лежала на недавнем министре внутренних дел Круглове . Не дожидаясь окончания расследования, он застрелился". - Сообщает Рой Медведев Как в действительности готовились к приезду Сталина на Потсдамскую конференцию 1945 г., видно из докладной записки Берии на имя Сталина и Молотова :

«НКВД докладывает об окончании подготовки приема и размещения предстоящей конференции: 62 виллы (10 тысяч кв. метров) и один двухэтажный особняк для товарища Сталина (15 комнат, открытая веранда, мансарда, 400 кв. метров). Особняк всем обеспечен. Есть узел связи. Созданы запасы дичи, живности, гастрономических, бакалейных и других продуктов, напитки. Созданы три подсобных хозяйства в 7 км от Потсдама с животными и птицефермами, овощными базами, работают две хлебопекарни. Весь персонал из Москвы. Наготове два специальных аэродрома. Для охраны доставлено семь полков войск НКВД и 1,500 человек оперативного состава. Организована охрана в три кольца. Начальник охраны особняка генерал -лейтенант Власик. Охрана места конференции - Круглое. Подготовлен специальный поезд. Маршрут длиной в 1923 километра (по СССР - 1095, Польше - 954, Германии - 234). Обеспечивают безопасность пути 17 тысяч войск НКВД, 1,515 человек оперативного состава. На каждом километре железнодорожного пути от 6 до 15 человек охраны. По линии следования будут курсировать восемь бронепоездов НКВД. Для Молотова подготовлено двухэтажное здание (11 комнат). Для делегации - 55 вилл, в том числе 8 особняков. 1 июля 1945 г.» (Марьямов Г. Кремлевский цензор. М., 1992. С. 110-111; Военно-исторический журнал. 1989. № 12). Рясной рассказывает о своем начальнике министре Круглове : «Умный, скромный был человек, хороший коммунист. Крупный, высокий, мордастый. Молотов говорил, что в Грузию его послали наблюдать за Берией . Там он очень невзлюбил Берию , когда тот был первым секретарем Грузии . Однако Берия стал работать в Москве и почему-то перетащил туда Круглова . Круглов часто не соглашался с распоряжениями Берии и за глаза называл его „сволочью" и тут же добавлял: „Я его уважал и уважаю, но это человек, который никогда не сказал свое слово громко. Как бы вам сказать, это был человек - ни рыба, ни мясо"» (Чуев. Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 187). МВД