Болезни Военный билет Призыв

Крестьянская полоса. Стихи, пословицы, загадки, приметы о хлебе. Обучение грамоте школа россии. урок речь устная и письменная задачи

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе — это богатство в доме.

История.

Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,
хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний.
Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов - хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов - разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие - произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный — согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.

Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.
В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Хлеб, как предмет культа.

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

Приметы:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность.

При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

Если солнышко закатилось - “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Стихи про хлеб.

Хлеба пекутся.

Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Пшеница

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы -люди!
Научитесь хлеб беречь».

Пахнет хлебом

На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.

По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо…..

А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом….
Пахнет домом хлеб ржаной,
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!

(Перевод И. Токмаковой)

Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено
И что не доспано в страду.

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
Вот какой я! — он хвалился — с ветром справился, с водой!
До того он загордился, вырос кверху бородой.

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: — Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

О хлебе

Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем — спросил он, голосом усталым -
-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» — только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.

Пословицы и поговорки о хлебе.

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.
-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.
-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру - ходить за хлебом по миру
-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.
-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
-Всяк на себя хлеб добывает.
-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.
-Хлеб - батюшка, вода - матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Хлеб да вода - мужицкая еда.
-Хлебушко - калач дедушка.
-Хлеба нет - корочка в честь.
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
-Человек хлебом живет, а не промыслом.
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
-Без хлеба, без соли худая беседа.
-Палата бела, а без хлеба в ней беда.
-Плевать на обед коли хлеба нет.
-Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
-Хлеб да соль, и обед пошел.
-Без хлеба, без соли никто не обедает.
-Не в пору и обед, коли хлеба нет.
-Хлеб черствый - обед честный.
-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, —
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Вот он -
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол -
Он пожаловал - пришёл. В нем -
Здоровье, наша сила,
В нем -
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)

Считалки о хлебе.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок — это пирожок.
Шки-шки-шки — мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки — мы любим пирожки.
Жок-жок-жок — кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач — вот калач.
Чи-чи-чи — пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи — мы любим калачи.
Чи-чи-чи — на праздник будут калачи.

Интересные факты:

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.

Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.

Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).

Национальные сорта хлебобулочных изделий

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

На Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.

На территории России издавна большим спросом пользуются калачи — уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки.
В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных — в основном пшеничный.

Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др.

Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.

Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки.

В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча.
По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани.

У азербайджанцев популярен чурек.

Рецепты.

Рецепт белого пшеничного хлеба:

Теплая вода 285 мл
молоко 115мл
Подсолн.масло 2 ст.л.
Соль 2 ч.л.
сахар 1,5 ст.л
Пшен.мука 640гр.
Сухие дрожжи 4 ч.л.

Рецепт ржаного хлеба:

мука ржаная — 10 кг
сыворотка — 4,5-5 л
соль — 150 г
дрожжи прессованные — 50-100 г

Рецепт ржано-пшеничного хлеба с тмином:

Вода — 3 стакан
Дрожжи — 2 ст. л.
Сахар — 1 ст. л.
Ржаная мука — 3 стакан
Пшеничная мука — 3 стакана
Семена тмина — 3 ст. л.
Растительное масло — 1 ст. л.
Соль — 1 ст. л.

// Октябрь 13, 2009 // Просмотров: 345 466

«Состав и значение пищи» - Сок клюквы активен в отношении кишечных гнилостных микроорганизмов. Углеводы являются основным источником энергии. Больше двигайтесь. Значение минеральных веществ. Здоровье- глобальная проблема человечества. Эффективно консервирование, квашение, засолка овощей. Минеральные вещества имеют жизненно важное значение для организма человека.

«Жиры белки углеводы» - Наше питание. От правильного питания будет зависить повышенность или пониженность нашего иммунитета. «Сотвори себя» центр снижения веса «моя фигура». Что же такое рациональное питание? Почему надо питаться правильно. Вывод. Проблема. Обед: макароны с сыром 430Ккал. Ужин: картофельное пюре с сосиской 463 Ккал.

«Чистая вода» - О компании. Работает в автоматическом режиме. Система доочистки воды, основана на мембранной технологии. Решение - превращать хозяйственную воду в питьевую и подавать отдельно. Отпуск воды производится в стандартные бутыли 5- 19 литров. Необходимо разделять хозяйственную воду и питьевую. Финишная сорбционная очистка.

«Шоколад» - Бобы любят воздух. Там всё делают машины. Шоколад. В Южной Америке сильно полюбили десерт. Первая шоколадная фабрика бала открыта в Берлине. И получается всего 400 грамм шоколада!!! Там в 1756 году началось производство шоколада в промышленных объемах. В год с одного какао- дерева можно собрать 30 плодов.

«Пищевые добавки» - Особо ценными являются яблоки, морковь, помидоры, плоды шиповника, чеснок. Роль пищевых добавок в развитии аллергических реакций. Без пищи человек не может обойтись. Такой эффект достигается путем обогащения продукта определенными пищевыми добавками. Отрасль пищевых ингредиентов на настоящий момент насчитывает около 1000 наименований.

«Хлеб» - Загадка. Радо солнцу небушко, Полюшко подсолнушку. Расскажи сказку. Воспитываем положительные личностные качества. Как получали хлеб в древности? Расскажи про воскресный день. Итоги урока. На пекарне. Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Хлеб. Узнаем как из зерна получилась булка. В булочной.

Всего в теме 11 презентаций

Радо солнцу небушко, полюшко - подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко

Русские люди никогда не считали хозяйствование на земле только средством к существованию, - земля означала много большее. Русский крестьянин считал, что земля - Божия, поэтому хозяйничал на ней с трепетом, знанием и любовью. Давайте проследим за работой крестьянина с помощью стихов, притч и рассказов.

Ни тучки, ни ветра, и поле молчит.
Горячее солнце и жжёт, и палит.
И пылью покрытая, будто мертва,
Стоит неподвижно под зноем трава.
И слышится только в молчании дня
Весёлых кузнечиков звон-трескотня.

В.Жуковский

ДОБРЫЕ ВЕСТИ

Капля дождевая говорит другим:
«Что мы здесь в окошко громко так стучим?»
Отвечают капли: «Здесь бедняк живёт,
Мы ему приносим весть, что хлеб растёт».

А.Плещеев

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

Напилась воды земля досыта.
На поля, сады на зелёные
Люди сельские не насмотрятся.
Люди сельские Божьей милости
Ждали с трепетом и молитвою.

А.Кольцов

НА ВЕСЕННЕМ ПОЛЕ

Вся деревня опустела,
Только птица песнь поёт.
Каждый занят главным делом:
Сев идёт! Сев идёт!

Мчусь и я за речку.
Вот и пашня наша.
Мы посеем гречку -
Уродится каша!

Посеем пшеницу -
Пирог уродится!

А.Логунов

ПЕСНЯ ПАХАРЯ

Ну, тащися, сивка!
Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зёрнышку сготовим
Колыбель святую.

Его вспоит-вскормит
Мать-земля сырая;
Выйдет в поле травка.
Ну, тащися, сивка!

Выйдет в поле травка,
Вырастет и колос,
Станет степь рядиться
В золотые ткани.

Заблестит наш серп здесь,
Зазвенят здесь косы.
Сладок будет отдых
На снопах тяжёлых.
Ну, тащися, сивка!

А.Кольцов

А лошадь крестьянская?! Эта неказистая с виду лошадка - настоящий друг и кормилец семьи. А главное - большая умница. Вот послушайте замечательную историю о лошадиной взаимовыручке.

Ехал однажды богач в роскошной карете, которую везла шестёрка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с лёгкостью проехал через ту самую трясину. Богач изумился и спросил крестьянина: «В чём сила твоих неказистых лошадей?» Крестьянин ответил: «Ваши лошади хоть и сильны в отдельности, но каждая считает себя лучше и породистее другой и клонит в свою сторону: стегнёшь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые - кобыла-мама со своим жеребёнком. Чуть пригрозишь кнутом одной, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом».

Люди сельские
Богу-Господу помолилися,
Чем свет по полю
все разъехались

И пошли гулять
друг за дружкою,
Горстью полною
хлеб раскидывать.

А.Кольцов

Зачем же хлеб раскидывать? - удивится кто-то. А именно так его раньше и сеяли. Сейчас это делают умные машины-сеялки. Вот послушайте о том притчу.

ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ

Два брата всю жизнь прожили за высокой городской стеной, никогда не видели ни полей, ни лугов. И вот однажды решили они отправиться в деревню. Пошли братья по дороге, увидели пашню, на которой работал земледелец, и удивились: «Что он делает: раскапывает землю и оставляет на ней глубокие полосы?! Зачем портить ровную землю, покрытую нежной зелёной травой?» Потом они увидели, как он бросает в борозды зёрна. «Ненормальный какой-то! - воскликнули они. - Берёт хорошую пшеницу и бросает в грязь!» - «Не нравится мне деревня, - сказал один из братьев, - странный народ тут живёт». И он вернулся в город. А второй брат остался в деревне. Всего через несколько недель он стал замечать разительные перемены. Засеянное поле стало покрываться молодой зеленью, ещё более прекрасной и нежной, чем прежняя. Это открытие его так впечатлило, что он написал брату, чтобы тот приезжал не мешкая и сам посмотрел, какие чудеса произошли в деревне. Брат приехал и тоже восхитился. Шло время, и зелёные побеги превратились в золотые колосья. Когда пшеница поспела, принёс земледелец косу и стал косить. Тут нетерпеливый брат закричал: «Он всё же ненормальный, этот человек! Так тяжело трудился все месяцы, выращивая чудные колосья, а теперь своими руками срезает их под корень?! Что за глупость! Ухожу в город». А терпеливый брат продолжал жить в деревне. Он наблюдал, как земледелец убирает урожай в амбар, как ловко отделяет зерно от мякины, и пришёл в восторг, увидев, что тот собрал пшеницы во сто крат больше, чем посеял. Теперь ему стало ясно: во всём, что делал земледелец, была своя цель и глубокий смысл. Только они тоже не лежали на поверхности.

А как радует глаз необозримое поле спелой золотой пшеницы или червлёной ржи! А пробежит ветерок, и заволнуется поле, как море, колоски заходят, будто волны. И так щемящее-сладко запахнет Родиной, русским полем, землёй, хлебом…

Наливается пшеница,
Над землёй - медовый дух.
Машет крыльями зарница,
Словно розовый петух!

Утром солнышко как пышка.
Трактор фыркает звончей.
А у облака под мышкой -
Сноп сияющих лучей!

А.Логунов

Шумит, волнуется ржаное поле.
Нет, - море ржи, обласканное ветром,
Такое дорогое мне до боли!
Я полон запахом его и светом

И говорить могу с ним обо всём,
Дыханье Родины я слышу в нём.
Я к стройным стеблям тихо наклоняюсь,
Им поверяю все мечты и думы.

Ладонями колосьев я касаюсь
И вслушиваюсь в шёпоты и шумы,
И в них тысячелетней песни звук
Невольно мой улавливает слух.

Ржаное поле зацвело под солнцем.
И я, как хлеб дымящийся, целую
Родную землю, что святой зовётся…

Я.Османис

ХЛЕБНАЯ УБОРКА

Люди семьями принялись жать,
Косить под корень рожь высокую.
В копны частые снопы сложены,
От возов всю ночь скрипит музыка.
На гумнах везде, как князья, скирды
Широко сидят, подняв головы.

А.Кольцов

Наработавшимся в поле до седьмого пота взрослым и ребятишкам таким вкусным кажется обыкновенный ломоть ржаного хлеба, испечённого из ржи, что на своём поле выросла, да с лучком, да с картошкой и квасом! Вот как вкусно пишет об этом А.Логунов.

Зажглись по избам огоньки…
Как быстро день прошёл!
А мама с кухни: «Мужики!
Мыть руки, да за стол!»

Но вот угомонились,
Притихли, помолились.
В передний угол сел отец,
Я - рядышком, к окошку.

Беру за хвостик огурец,
За тёплый бок картошку;
Редиска, сало, лук -
Всё просится на зуб.

Ломаю хлебушка кусок…
А какой у нас квасок!
От жира щи в накрапах,
И мама весела,
И пар на белых лапах
Гуляет вдоль стола.

«Хлеб - всему голова» - не зря говорят в народе. Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. Хлеб - он сытость даёт, силушки прибавляет, здоровье сохраняет.

Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

В нём - земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!

С.Погореловский

А теперь нам осталось только вместе с поэтом Е.Саниным поблагодарить Отца нашего Небесного Господа Бога за всё!

Золотится солнца круг…
Поле… лес зелёный…
Как прекрасен мир вокруг,
Богом сотворённый!

Бог повсюду, Он везде:
В небе, воздухе, воде,
Всё Он видит, всё Он знает,
Всех на свете понимает!

Бог создал огонь и воду,
Воздух, землю - всю природу.
И природа без конца
Славит своего Творца!

Славят Бога безпрестанно
Высь и бездна океана,
Горы, море и земля,
Реки, рощи и поля!

Славят Бога свет и воздух,
Небо в облаках и звёздах,
Славят солнце и луна -
Даже если ночь темна!

Славят Бога свод небес
И глубины моря,
Славят луг, холмы и лес,
Им согласно вторя!

Славит Бога старый сад,
Он и сам бывает рад
Дать нам сладкие плоды
В благодарность за труды!

Как величественно море
Катит волны на просторе!
И ведь каждая волна
Тоже Богом создана!

Звери дикие в лесах,
Хоть и вызывают страх,
Тоже Бога прославляют
И полезными бывают!

Трудно матушке-Земле -
Ведь она, кружась во мгле,
По своим идёт дорогам,
Предназначенным ей Богом!

Украшая неба свод,
Звёзды водят хоровод,
И пока Земля во сне,
Славят Бога в вышине!

Прилетит, спеша, пчела,
В сад, где вишня расцвела.
И - скорее в улей-дом:
Славить Господа трудом!

Издалёка-далека
Ветер гонит облака.
И трава за это тоже
Шепчет: «Слава Тебе, Боже!»

Птицы чествуют Творца
И зимой и летом.
Даже слабый писк птенца
Слышен в хоре этом!

Здравствуй, солнечный рассвет!
- И тебе, дружок, привет!
- Как живёшь ты? - Понемногу.
- А что скажешь? - Слава Богу!

Полосу подготовила Ирина Рубцова

г. Череповец МБДОУ «Детский сад № 132» 2017 год

Паспорт проекта.

Название проекта Радо солнцу небушко, Полюшко подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Общая характеристика проекта

Участники проекта Воспитанники второй младшей группы № 8 МБДОУ «Детский сад № 132» , родители.

Сроки реализации проекта Сентябрь-октябрь 2017 года.

Цель проекта Создание в ДОУ максимально эффективных условий для формирования у детей умения в организации сюжетной игры «Чаепитие» : научить детей, как принимать гостей, помочь примерить роль гостеприимных хозяев, транслируя нравственные ценности общества, выраженные в бережном и уважительном отношении к хлебу.

Задачи проекта 1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста восприятия хлеба как «символа жизни и доброты» , расширения представлений о хлебной продукции, традициях хлебопечения.

2. Актуализировать роль семьи в привитии культуры семейного чаепития с хлебобулочными изделиями, как национальной традиции.

3. Формирование у детей дошкольного возраста основ сюжетной игры через интеграцию художественного – эстетического, социально-коммуникативного и познавательного развития.

4. Организация дружественного социума в группе для развития социальных и коммуникативных навыков у дошкольников, родителей и педагогов, посредством педагогики сотрудничества.

5. Способствовать поиску эффективных педагогических идей в области приобщения детей дошкольного возраста к нравственным ценностям общества, выраженном в бережном и уважительном отношении к хлебу.

6. Активизировать творческий потенциал педагогов, мотивировать к внедрению инновационных технологий в образовательный процесс.

Гипотеза проекта Возможность сформировать стремление детей и родителей к организации семейного чаепития и игры, транслируя бережное отношение к хлебу.

Предполагаемые результаты проекта Возможность сформировать у детей стремления бережного и уважительного отношения к хлебу.

  • Дети приобретут жизненный опыт (смысловые образования) , переживания, необходимые для организации сюжетной игры «Чаепитие» ;
  • Дети получат новые знания и впечатления об окружающем мире: традициях семьи, традициях хлебопечения, хлебной продукции.
  • Оптимизация сотрудничества с родителями.
  • Плодотворное участие детей, родителей и педагогов в городском конкурсе «Хлеб – всему голова!»
  • Повышение профессионального мастерства педагога: овладение современными образовательными технологиями.

Этапы проведения проекта

Информационно-организационный.

  1. Выявление проблемы: воспитание у детей бережного и уважительного отношения к хлебу.
  2. Обсуждение проблемы с родителями и составление плана работы.
  3. Изучение положения городского конкурса «Хлеб – всему голова!»
  4. Пути решения: решение проблемы - через развитие у детей игровых навыков для организации сюжетно-ролевой игры «Чаепитие» , под средством проведения комплекса мероприятий с родителями и детьми.
  5. Подбор литературы, изучение информационных ресурсов.
  6. Выявление уровня развития сюжетной игры под средством наблюдения за детьми в свободной деятельности по методике Н.Ф. Комаровой.
  7. Анкетирование родителей «Традиции в нашей семье» .

II этап Практический.

С детьми:

  1. Внесение в группу персонажа «куклы Ванюши» .
  2. Совместная деятельность воспитателя с детьми игровые ситуации: «Накрываем на стол» , «Встречаем гостей» , «Готовим завтрак» .
  3. Разучивание потешек «Я пеку - пеку» , «Сорока - ворона» .
  4. Слушание песен «Веселая кухня» , «Улыбка» .
  5. Разучивание стихов «Хозяйка с базара однажды пришла…» .
  6. Пальчиковые игры «Семья» , «Пирог» .
  7. Совместная деятельность воспитателя с детьми рисование «Пряники и сухарики» , конструирование коллаж «Хлебное дерево» , «Хлеб – всему голова!» , аппликация «Чайная посуда» .
  8. Использование игровой технологии «Что сначала, что потом?»
  9. Дидактическая игра «Вот так хлеб!»
  10. НОД «Откуда хлеб на стол пришел» .
  11. Презентация «Превращение колоска» .

Вовлечение родителей в образовательную деятельность:

  1. Мастер-класс «Лепим сушки да баранки» .
  2. Организация чаепития по окончании группового праздника «Новоселье» .
  3. Приобретение игрового набора «чайный сервиз» .
  4. Пошив одежды для уголка ряженья: фартучки, юбочки.
  5. Домашняя фотосессия с выкладыванием фото в группе Вконтакте.
  6. Информация в уголке для родителей «Семейные традиции – благополучие семьи» .
  7. Участие детей и родителей в конкурсе рисунков и коллажей «Хлеб мой вкусный, хлеб душистый!» .

III этап Заключительный.

  1. Выявление уровня развития сюжетной игры под средством наблюдения за детьми в свободной деятельности
  2. .Оформление проекта «На столе у нас пирог, вафли и сухари, приходи ко мне, дружок, и отведай пряники» и представление на городской конкурс «Хлеб – всему голова!»
  3. Презентация проекта для родителей и педагогов ДОУ.
  4. Выставка творческих работ «Хлеб наш вкусный, хлеб душистый!»

Результаты проекта и их оценка Родители приняли активное участие в проекте:

  • пополнение развивающей среды для сюжетной игры: набор чайная посуда, пополнение уголка ряженья;
  • 6 семей участвовали в домашней фотосессии;
  • 8 семей приняли участие в конкурсе рисунков и коллажей;
  • провели мастер-класс «Лепим сушки и баранки» ;
  • помощь в организации чаепития в группе;
  • родители продемонстрировали опыт традиций семьи: всей семьей к бабушке на пироги, домашняя выпечка, участие детей в выпечке булочек, всей семьей за чаем.

Дети:

  • дети приобрели опыт навыков взаимодействия в игре и продуктивных видах деятельности;
  • родители обратили внимание детей на семейные традиции.
  • результаты диагностики (методика Н.Ф. Комаровой) : в организации сюжетной игры у детей стала появляться самостоятельность, отмечено разнообразие игровых действий, наличие ролевых высказываний, дети стали взаимодействовать друг с другом; во время игры угощают гостей хлебобулочными изделиями.

Педагоги:

  • изучили литературу, интернет ресурс по данной теме;
  • разработали конспекты игр и игровых ситуаций «Накрываем на стол» , «Встречаем гостей» , «Готовим завтрак» , «Что сначала, что потом?» и занятий «Откуда хлеб на стол пришел» ;
  • повысили компетентность по вопросам нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста;
  • использовали в работе новые технологии (проект, игровые технологии, элементы ТРИз;
  • приняли участие в городском конкурсе «Хлеб – всему голова!»