Болезни Военный билет Призыв

Конспект занятия знакомство с цифрой 8 в старшей группе. Головою три кивка. Формы и методы обучения

Тема : «Число и цифра 8».

Цели

Обучающие:

    Познакомить с образованием числа 8 и составом числа 8.

    Учить составлять число 8 из двух меньших.

    Познакомить с цифрой 8 и научить писать эту цифру.

    Закрепить навыки счёта в пределах 10.

Развивающие:

1. Развивать память, внимание, логическое мышление.

2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

3.Учить грамотно использовать в речи математическую терминологию.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к занятиям.
Материал к занятию:

Демонстрационный - таблички с семью квадратами красного и 1синего цвета, рисунки, похожие на цифру 8, картинки животных.

Раздаточный - палочки Х. Кюизенера, рабочие тетради.

Методические приемы:

1. Словесный метод - объяснение, беседа, загадки, стихи.

2. Наглядный метод - рассматривание иллюстраций, карточек, предметов.

3. Практический метод - палочки Х. Кюизенера, рабочие тетради.

Ход занятия

    Оргмомент.

Вы все на занятии будете внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей.

Я вас приглашаю в страну "Знаний математика".

Ребята, на чём можно путешествовать?

- На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.

Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде.

Для этого должны купить билеты.

2 . Работа над новым материалом.

А). Устный счёт.

Чтобы сесть в поезд, нужно знать прямой и обратный счёт до 10.

Б). Отгадывание загадок.

Первая остановка – станция «Лесная».

Отгадайте загадки и узнаем кто живёт на этой станции.

Дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.

Загадки:

    Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. (ёж)

    Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

    Серый и зубастый Произвёл в лесу переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех… (волк)

    Длинные ушки, быстрые лапки. Серый летом, зимой белый. Кто это? (заяц)

    Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (лось)

6. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

7. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Кто это? (дикие животные).

Сколько всего животных? (7)

Считают и снимает педагог.

Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше.

Физминутка для развития мелкой моторики:

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик гриб помыл,

Этот пальчик гриб сварил,

Этот пальчик только ел,

Оттого и растолстел.

Пока проводит ребёнок физминутку, приготовить квадраты на доске.

В). Образование числа 8.

Следующую станция «Цифровая».

Что вы видите на доске?

Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.

- Сколько всего квадратов? (7)

Сколько красных квадратов? (6)

Сколько синих? (1)

Как мы получили число 7? К 6 +1=7

А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.

Дети закрывают глаза, наступила ночь.

Педагог меняет синий квадрат на красный.

Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»

Синий поменяли на красный.

Сколько стало синих квадратов? (7)

Ночь, закрываем глаза.

Педагог добавляет один красный квадрат.

День, что изменилось?

Сколько стало всего?

Давайте посчитаем. (8)

Как мы получили число 8?

Мы к 7 +1=8

Г). Знакомство с цифрой 8.

Число восемь обозначается вот такой цифрой.

(Выставляется на доске цифра 8)

На что похожа цифра 8?

На доске картинка с рисунками и читаю запись.

- Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.

- Висит груша, нельзя скушать.

- Цифра 8 плюс крючки – получаются очки.

- К этой цифре ты привык, эта цифра – снеговик…

Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9)

Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)

Как называется праздник, в название которого есть цифра 8? (8 Марта)

Давайте внимательно посмотрим на цифру.

На что она похожа? (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша).

Д). Письмо цифры на доске и в тетрадях.

Дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе, потом в тетради по точкам.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись,

Тихо все на место сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 8 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Е). Состав числа 8.

- Ребята, откройте коробочки с цветными счётными палочками.

Достаньте палочку, которая обозначает число 8.

Какого цвета эта палочка? (Бордовая)

А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой.

Сколько их? (8)

Значит в числе 8 - 8 единиц.

А теперь подумайте и приложите такие палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.

Какого цвета эти палочки?

Это могут быть палочки разных цветов.

Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары.

Вот какой получился красивый ковёр!

На доске заранее из цифр все варианты состава числа 8.

Давайте ещё раз назовём состав числа 8.

Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 8.

Состав числа на доске:

7 1

6 2

5 3

4 4

    Закрепление нового материала.

Работа в тетрадях.

Дорисуйте в каждом ряду столько квадратов, чтобы их стало 8.

Дидактическая игра: «Бывает – не бывает»

1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника)

2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2)

3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы)

4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет.У квадрата четыре угла)

5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)

Молодцы!

4. Итог занятия.

Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний».

Вам понравилось путешествие?

Что понравилось?

Что интересного было?

С какой цифрой и числом познакомились?

Вы молодцы!

Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые приклейте на страничку в тетради.

Тема: Число и цифра 8

Цели: познакомить с числом 8; показать состав числа 8; научить считать до восьми; сформировать представление о цифре 8 как символе, обозначающем число 8.

Материал: карточка с цифрой 8, круги.

Ход занятия

1. Знакомство с числом 8, цифрой 8

Мышонок захотел купить себе подзорную трубу, чтобы смотреть на звезды. Он собрал все монетки, которые были у него дома. Посчитайте, сколько было монет. (Семь.)

Для покупки подзорной трубы не хватает ровно одной монеты. Мышонок пошел домой и отыскал еще одну. Сколько же монет нужно отдать за подзорную трубу? (Восемь монет.) Как можно получить 8? (К семи прибавить один.)

Перед вами на столе лежат круги. Отсчитайте восемь кругов. Это будут восемь монет.

Записать число 8 можно с помощью цифры 8. (Воспитатель показывает карточку с цифрой 8.) Видели вы где-то эту цифру? Где? Расскажите. (Ответы детей.)

2. Работа в тетради

Мышонок любит смотреть на звезды. Ведь у него есть подзорная труба. А для чего нужна подзорная труба? Для чего нужен бинокль? (Ответы детей.)

Задание 1. Посчитайте, сколько звезд увидел Мышонок. Верно, восемь. Мышонок познакомился с цифрой 8. На что похожа эта цифра?

Напишите цифру 8 сначала в воздухе, а потом обведите пальчиком в тетради. Напишите цифры по образцу. (Дети выполняют задание 6.)

Задание 2. Чтобы видеть звезды, необходимо хорошее зрение. Мышонок знает: для этого нужно есть морковь и яблоки. Посчитайте морковки и яблоки. Впишите в клеточки нужные цифры. Правильно заполните таблицу. Запомните, из каких двух чисел можно составить число 8.

3. Физкультминутка

Машет крыльями орел

Ровно восемь раз.

Постучали молотком

Тоже восемь раз.

Наклонились до земли

Тоже восемь раз.

И присели, как смогли,

Ровно восемь раз.

4. Работа в тетради

Задание 3. Мышонок нашел на небе созвездие, похожее на ковш. Это Малая Медведица. В ней семь звезд. Последняя звезда в ручке ковша - Полярная звезда. Обведите ее карандашом красного цвета.

Задание 4. Соедините линиями звезды, чтобы получилось созвездие Малая Медведица. Сколько лишних звезд оказалось? Задание 5. Решите примеры с помощью числовой ленты.

5. Игра «Восемь стульчиков»

В круг поставлены восемь стульев. В игре участвуют девять ребят. Звучит музыка, дети бегают вокруг стульев. Когда музыка прерывается, дети быстро садятся на стулья. Тот, кому не достался стул, выходит из игры. Воспитатель убирает из круга один стул и снова включает музыку. Игра продолжается. В конце игры останется один участник, который и объявляется победителем.

Елена Лучкова
Конспект занятия «Знакомство с цифрой 8»

Тема занятия : Число и цифра 8 .

Задачи : Дать представление о числе и цифре 8 , закрепить умение соотносить количество с соответствующим числом, формировать представление об образовании последующего числа путём прибавления единицы, а также путём сложения 5 и 3, 6 и 2, 4 и 4, закреплять умение соотносить цифру с количеством , выстраивать числовой ряд, отрабатывать навыки прямого и обратного счёта в пределах 8; закрепить умение различать понятия : выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше; развивать сообразительность, внимание, творчество, воображение, мышление, речь, воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Демонстрационный материалы : круги для иллюстрации решения задач, домик для закрепления состава числа 8

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Сегодня утром я пришла на работу и увидела письмо. Его нам прислала фея математики (показ письма) . Она просит нас решить интересные задачи. Чтобы их решить давайте сделаем разминку.

Послушайте внимательно и ответьте :

Если стол выше стула, то стул? Ниже стола.

Если дорога шире тропинки, то тропинка? Уже дороги.

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? Короче линейки.

Если верёвка толще нитки, то нитка? Тоньше верёвки.

Если сестра старше брата, то брат? Младше сестры

1. Взял иголку ёжик в лапки,

Стал он шить зверятам шапки.

Пять для маленьких зайчат,

Три для сереньких волчат.

Ёжик шапки шьёт толково.

Сколько шапок у портного? (5+3=8)

2. Потеряла ежиха ежат,

А ежата лежат и молчат.

За кадушкой один, за кормушкой один,

Под листочком один, под кусточком один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти. (4)

3. Подарил ежатам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят :

Сколько было всех ежат? (4+4=8)

4. Ёж спросил ежа соседа :

Ты откуда непоседа?

Запасаюсь я к зиме. Видишь, яблоки на мне.

Собираю их в лесу. Шесть принес и два несу.

Призадумался сосед это много или нет (6+2=8)

Молодцы!

Игра с мячом «Назови соседей»

Ребята, а у феи математики еще есть для нас задания (воспитатель читает задание, находим письмо) .

Состав числа 8

Решите задачи

Ну-ка, сколько здесь ребят

На горе катается?

Семь по саночкам сидят,

Один дожидается.

Ответы детей.

Воспитатель : Проиллюстрируем задачу. Вместо детей положим кружочки. Сколько детей сидят по саночкам? Положим столько же красных кружков. Сколько детей дожидается? Положим столько синих кружков. Сколько всего ребят катается на горке? Как получилось 8?

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё два орешка дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

Ответы детей.

Воспитатель : Проиллюстрируем задачу. Вместо орешков положим кружочки. Сколько орешков несла Свинка? Положим столько же красных кружков. Сколько орешков дал Свинке Ежик? Положим столько синих кружков. Сколько всего орешков принесла детям Свинка? Как получилось 8?

У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Сколько будет пять да три?

Ответы детей.

Воспитатель : Проиллюстрируем задачу. Вместо котят положим кружочки. Сколько котят у нашей кошки? Положим столько же красных кружков. Сколько котят у соседской кошки? Положим столько синих кружков. Сколько всего котят? Как получилось 8?

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись

Тихо все на место сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 8 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Четыре Сережке, четыре Антошке,

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

Ответы детей.

Воспитатель : Проиллюстрируем задачу. Вместо яблок положим кружочки. Сколько яблок Таня принесла Сережке? Положим столько же красных кружков. Сколько яблок Таня принесла Антошке? Положим столько синих кружков. Сколько всего яблок Таня принесла? Как получилось 8?

Три зайчонка, пять ежат

Сколько малышей в саду?

Ответы детей.

Воспитатель : Проиллюстрируем задачу. Вместо зайчат положим красные кружочки. Сколько зайчат ходят в детский сад? Положим столько же красных кружков. Сколько ежат ходят в детский сад? Положим столько синих кружков. Сколько всего малышей? Как получилось 8?

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели

Два румяных, наливных,

Шесть с кислинкой.

Сколько их?

Ответы детей.

Воспитатель : Проиллюстрируем задачу. Вместо яблок положим кружочки. Сколько яблок румяных, наливных? Положим столько же красных кружков. Сколько яблок с кислинкой? Положим столько синих кружков. Сколько всего яблок? Как получилось 8?

Подогрела чайка чайник,

В гости позвала семь чаек,

«Приходите все на чай!»

Сколько чаек, отвечай!

Ответы детей.

Воспитатель : Проиллюстрируем задачу. Вместо чаек положим кружки разного цвета. Сколько чаек грело чайник? Положим кружок красного цвета. Сколько чаек звала в гости? Положим кружки синего цвета. Сколько всего кружков? Как получилось 8?

Дидактическая игра : «Бывает – не бывает»

1. Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника)

2. Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2)

3. Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы)

4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет. У квадрата четыре угла)

5. Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)

Игра «Состав числа 8»

Ребята, посмотрите вот домик, на чердаке, которого живет цифра 8 , а на каждом этаже будет жить по 2 жильца. Вот 7и 1 сюда поселим. (показ домика с составом числа 8)

Игра «Живой числовой ряд»

Производится прямой и обратный счёт в пределах восьми (сначала хором, затем двумя – тремя детьми самостоятельно) .

Игра «Соседи»

Назовите соседей числа 5…7…4…6…. 3…. 2…

Итог занятия .

С каким числом и цифрой познакомились сегодня ?

Что больше всего понравилось?

В какие игры играли?

Какие трудности встретились на пути?

В завершении детям раздаются карточки с изображением цифры 8 и восьми яблок (для раскрашивания в свободное время) .

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 Кировского района г.Санкт-Петербурга

Конспект НОД для подготовительной группы по ФЭМП

Тема: »Число 8.Цифра 8.Путешествие в страну знаний»

Санкт-Петербург

2015

Тема: «Число 8.Цифра 8 «Путешествие в страну знаний »

Программное содержание.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7
  2. Продолжать формировать временные представления (дни недели)
  3. Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8;
  4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
  5. Закрепить название геометрических фигур; взаимосвязь целого и частей

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление
  2. Дать представления об истинных и ложных суждениях

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задачей Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя
  2. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие»

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Коммуникация

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Социализация

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Физическая культура

  • продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе

Музыка

  • закреплять умения детей слышать и двигаться под музыку различной динамики.

Труд

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приемы.

  1. художественное слово;
  2. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
  3. самостоятельная работа на карточках;
  4. индивидуальные и хоровые ответы;
  5. игры с мячом, счет вслух;
  6. работа с пособиями
  7. сюрпризный момент;
  8. поощрение и похвала детей.

Предварительная работа:

Обучение счета до 10 и обратно, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.

Материал к НОД : магнитная доска, карточки с цифрами «7», «8»; числовой ряд с цифрами от 1 до 10; картинки диких животных (заяц, белка, волк, медведь, рысь, лось, ёж), картинки с изображением предметов на что похожа цифра 8 (груша, матрёшка, неваляшка), домик «Состав числа 8», карточки к с квадратами для домика, квадраты красного цвета 10 х10 см в количестве 7 штук, квадраты синего цвета 1 шт., простые карандаши по количеству детей, листы бумаги с цифрой 8 (по точкам) для самостоятельной работы детей, тарелки для раздаточного материала по количеству детей, мяч, магниты для закрепления пособий, клей, кисточка, шоколадки по количеству детей, смайлики по количеству детей, музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково», музыка для физкультминутки.

Ход занятия.

Организационный момент.

В. – Здравствуйте ребята -

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В. - В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 1 раз

В. – Вы все будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.

(2 мин)

В . - (приглашение в страну Знаний математики) .

В. - Ребята, на чём можно путешествовать?

Д. - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.

В. - Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде.

Для этого мы должны купить билеты.

1. Игровое упражнение с мячом «Билет на поезд»

Чтобы сесть в поезд нужно знать прямой и обратный счёт до 10

Вы передавая мяч друг другу считаете.

В.- вы молодцы, хорошо считали и все можем сесть на свои места в поезд.

Звучит музыка «Паровозик из « Ромашково», дети проходят на свои места за стол.

Чтобы в пути не скучать мы с вами поиграем (отвечая, поднимаем руку)

2. Игровое задание «Соседи числа»

В. Я называю число,а вы его соседей

Назовите соседей числа 2 ; соседей числа 4 ; соседей числа 5; соседей числа 6

В . Ребята, вы знаете в каких сказках встречается число «7»?

1. В какой сказке было семеро козлят?

2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?

3. Как называется сказка где были гномы и одна девочка?

4.Как называется сказка А.С.Пушкина где было семь богатырей?

Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик - семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

В. - Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?

В. - Число 7 , обозначается цифрой «7 »

В.- Молодцы! Вот и доехали мы с вами до первой остановки. (4 мин)

В . - Первая остановка – станция «Лесная». Отгадайте загадки и узнаем кто живёт на этой станции. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.

Загадки:

1. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)

2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

3. Серый, и зубастый
Произвел в лесу переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (волк)

4. Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый летом, но не мышка, зимой белый.
Кто это? (заяц)

5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)

6. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

7. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)

В. - Как одним словом можно назвать этих животных (дикие животные). Сколько всего животных? (7) Считают и снимает воспитатель. Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше (музыка) пока звучит музыка приготовить квадраты на доске

Следующую станция «Цифровая»

Вот мы и доехали. Какое интересное задание приготовили для нас

В.- что вы видите на доске? Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.

Сколько всего квадратов? (7)

В. Сколько красных квадратов? (6) сколько синих? (1)

Как мы получили число 7? к 6 +1=7

А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

В.- Внимательно посмотрите на квадраты на них и запомните.

Дети закрывают глаза, наступила ночь.

Воспитатель меняет синий квадрат на красный.

Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»

Д.- Синий поменяли на красный. Сколько стало синих квадратов? (7)

Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один красный квадрат.

В. - Число восемь обозначается вот такой цифрой.

(Выставляется на доске цифра 8)

Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.

В . – Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9)

Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)

В. - Давайте внимательно посмотрим на цифру. На что она похожа (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша)

Дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе,потом на листе по точкам (работа с тетрадью)

Физкультминутка.

В. - Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись

Тихо все на место сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 8 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Состав числа 8

«Домик» на доске с кружками.

В.- Какой номер у этого дома? (8)

Как разделить число 8 на 2 меньших числа?

Сколько нужно добавить кружков чтобы получилось число 8?

Воспитатель показывает таблицу с квадратами и с детьми обсуждает варианты: 6 и 2; 5 и 3; 4 и 4; 3 и 5; 2 и 6; 1 и 7;7 и 1;

Вывод : воспитатель говорит можно составить по разному и перечисляет все варианты по таблице 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1; как много у нас вариантов состава числа 8

В.- Молодцы! Хорошо справились.

А пока мы будем ехать до следующей станции поиграем в игру

Дидактическая игра: «Бывает – не бывает»

1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника)

2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2)

3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы)

4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет.У квадрата четыре угла)

5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)

В.- Молодцы!

Мы приехали на станцию – «Геометрических фигур».

А какие геометрические фигуры вы знаете? (Дети называют)

В.- А какая геометрическая фигура у меня в руках?

Возьмите в руки такую же геометрическую фигуру.

Воспитатель показывает детям круг, просит назвать геометрическую фигуру и разделить её на 2 равных части, затем спрашивает: на сколько частей вы разделили круг, как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ½

Что меньше: половина или целое? Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части: сколько всего частей получилось? (4)

Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ¼? Что меньше: ¼ или целое?

В. - Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад. (музыка)

В. - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний». Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать. Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые вы можете приклеить на ваши тетради.

Воспитатель хвалит детей.


Алла Баранцева
Конспект НОД в старшей группе. Математическое и сенсорное развитие. Тема: «Знакомство с числом и цифрой 8»

Ведущая образовательная область:познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; речевое развитие; художественно-творческое развитие

Создать условия для усвоения детьми порядкового счёта в пределах 8

Задачи:

Образовательные: *Познакомить с числом и цифрой 8,

*Формировать представление об образовании последующего числа путём прибавления единицы, а также путём сложения 5 и 2, 6 и 2, 4 и 4.

*Закреплять умение соотносить цифру с количеством, выстраивать числовой ряд, отрабатывать навыки прямого и обратного счёта в пределах 8;

*Продолжать учить сравнивать совокупности и пользоваться понятиями «столько же», «поровну», «одинаково».

*Закреплять знание геометрических фигур, свойств предметов;

*Продолжать учить классифицировать предметы по различным признакам (цвету, размеру, форме);

Развивающие: Развивать речь, внимание, мыслительные операции, логическое мышление, умение работать самостоятельно.

Воспитательные: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Оборудование и материалы:

плоскостное изображение паучка (на семи лапках синие башмачки, на одной – красный, съёмный); геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, выполненные из плотной ткани; изображение цифры «8»; 2 деревянные ложки; 4 мандарина; 5 книжек-малышек; 6 коробок карандашей; воздушные шарики (5 синих и 3 красных); пластмассовые стаканчики (6 синих и 2 красных); яблоки (4 красных и 4 жёлтых); карточки с цифрами 1-8; карточки с изображением предметов 1-8; наборы счётных палочек, палочки Кюизенера (на каждого ребёнка).

Ход НОД:

Вводная часть

(дети стоят в кругу на ковре)

Сюрпризный момент

Появление мягкой игрушки паучка, который рассказывает, что пришёл к ребятам в гости, но по пути потерял один свой башмачок. Воспитатель предлагает детям помочь ему и выбрать из нескольких тканевых геометрических фигур одну, похожую по форме на башмачок паучка (овал, затем пришивает его. Паучок благодарит детей за помощь, хвалит за хорошее знание геометрических фигур и просит ребят показать ему, что ещё они умеют делать. Далее он участвует во всех видах деятельности на занятии.

Основная часть.

(дети садятся за столы)

2. Работа на карточках.

Воспитатель предлагает посчитать, сколько башмачков было у паучка, когда он пришёл, и выложить на карточках столько же синих счётных палочек (7). Затем выложить столько красных палочек, сколько башмачков ему подарили дети (1, и посчитать, сколько же их стало в результате (8). После этого 2-3 ребёнка описывают последовательность своих действий и результат (каким способом они получили число 8).

3. Беседа с детьми.

Знакомство с цифрой 8. Воспитатель выставляет на доску изображение цифры 8, спрашивает детей, на что она похожа (два обруча, бублики, снеговик, очки и т. д.). Затем разучивает с ребятами стихотворение о восьмёрке:

Цифру восемь, цифру восемь

На носу всегда мы носим.

Цифра восемь, да крючки –

Получаются очки!

(дети встают у доски полукругом)

4. Выстраивание числового ряда 1 – 8.

Воспитатель просит детей по очереди подходить к доске и ставить следующую цифру и картинку с соответствующим этой цифре количеством предметов. В завершении производится прямой и обратный счёт в пределах восьми (сначала хором, затем двумя – тремя детьми самостоятельно)

(дети встают в круг на ковре)

5. Физминутка «Ловкий Джек».

А вы знаете, что Джек –

Очень ловкий человек?

Посмотрите, как сейчас

Он подпрыгнет восемь раз!

Восемь раз? Не может быть!

Надо нам переспросить!

Подбежим к нему и спросим:

«Сколько раз ты прыгнул?»

«Восемь!»

6. Дидактическое упражнение «Найди, каких предметов восемь».

На столе расположено несколько групп предметов: деревянные ложки, книжки-малышки, коробки карандашей, мандарины; воздушные шарики; пластмассовые стаканчики; яблоки. Дети выделяют группы, состоящие из 8 предметов, и с помощью воспитателя, делают вывод, какими способами можно получить число восемь (например: 8 шариков получается из 5 синих шариков и 3 красных; 6 синих стаканчиков и 2 красных, а всего их 8; здесь лежит 4 красных яблока и 4 жёлтых, а вместе их 8).

7. Сюрпризный момент.

Паучок признаётся, что восемь – его любимое число, и хвалит за то, что ребята так много знают об этом числе. Он говорит, что принёс им подарки в цветных конвертах, только не знает, хватит ли их на всех. Как это узнать? Варианты ответов детей: «Надо раздать каждому ребёнку по одному конверту» или «Здесь 8 ребят и конвертов тоже 8, их поровну (одинаково, столько же, значит, подарков хватит на всех».

В каждом конверте – два задания на развитие логического мышления: дидактические игры «Раздели геометрические фигуры на группы» и «Проведи дорожки».

(дети выполняют задание, свободно располагаясь на ковре)

8. Дидактическая игра «Раздели геометрические фигуры на группы».

Дети классифицируют фигуры по трём разным признакам (форме, размеру, цвету).

(дети садятся за столы)

9. Работа с палочками Кюизенера.

По просьбе Паучка ребята строят ступеньки к его домику (из «волшебных палочек», обозначающих числа от 1 до 8)

10. Дидактическая игра «Проведи дорожки».

Паучок просит ребят помочь ему нарисовать дорожку к его домику, чтобы он не заблудился, когда будет возвращаться домой. На карточке у каждого ребёнка нарисовано 2 домика, а пространство между ними заполнено восьмью точками. Дети должны провести через несколько точек линию, соединяющую домики, и придумать, как можно сравнить, у кого «тропинка» длиннее (надо посчитать количество точек).(Самостоятельная работа детей)

Заключительная часть

11. Итог занятия.

Дети совместно с воспитателем вспоминают, с каким числом и цифрой познакомились сегодня, какие моменты на занятии им больше всего понравились, какие трудности встретились на пути. Паучка благодарят за подарки и приглашают остаться погостить в группе. В завершении детям раздаются карточки с изображением цифры 8 и восьми утят (для раскрашивания в свободное время).