Болезни Военный билет Призыв

Конспект занятия по обучению грамоте буква н. Согласные звуки,, буквы Н, н. Введение в тему

На этом уроке мы узнаем о звуке [н] и букве Н, о звонкости, твёрдости и мягкости звука [Н], научимся писать букву Н, выполним множество интересных заданий.

Вы, конечно же, вспомнили, что это Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф. Даже имена у них похожи. Глядя на их имена, несложно догадаться, какой букве и звуку будет посвящён урок. Тема урока: «Буква Нн и звуки, которые она обозначает».

А к нам на урок пришёл ещё один герой из сказочного музея. Отгадайте, кто это.

Большая шляпа набекрень,

И всюду нос совать не лень.

За все дела берётся,

И всё не удаётся

Ну-ка, угадай-ка,

Как зовут?

(Незнайка) (рис. 2)

Рис. 2. Незнайка ()

Незнайка будет задавать вопросы, а братья-поросята - отвечать. И вы помогайте им отвечать.

Расскажите Незнайке, как дать характеристику звуку. Вы уже знаете, что для этого нужно звук произнести и внимательно его послушать. Во время произношения звука [н] язык кончиком упирается в зубы и закрывает проход для воздуха. Из-за этого он не может легко и спокойно произнестись, получается шум. Значит, звук [н] - согласный .

Помогите Незнайке узнать, звонкий ли это звук? Вы уже знаете, что это выяснить несложно. Положите руки на горлышко или на ушки и послушайте внимательно, как будет работать ваше горло. Вы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук .

Ещё можно узнать, твёрдый это звук или мягкий . В этом вам помогут братья. Произнесите их имена и послушайте.

Н аф-Н аф - твёрдый звук [н] .

Н уф-Н уф - твёрдый звук [н] .

Н иф-Н иф - мягкий звук [н′] .

Значит, у звука [н] есть пара - звук [н′] .

Докажем, что у твёрдого звука [н] есть мягкая пара [н′] . Незнайка будет задавать вопросы, поросята - давать ответы, а вы дополняйте их.

Незнайка попросил поросят назвать имена ребят, которые начинаются с твёрдого [н] или мягкого звука [н′] . Братья-поросята дали такой ответ:

Твёрдый звук [н] :

Н аташа

Н астя

Н адя

Мягкий звук [н′] :

Н ина

Н икита

Н ика

Продолжите называть имена сами.

Незнайка спрашивает: какие вы знаете цветы, названия которых начинаются с [н] и [н′] ?

Н астурция - звук [н] (рис. 3).

Рис. 3. Настурция ()

Н арциссы - звук [н] (рис. 4).

Н езабудки - звук [н′] (рис. 5).

Рис. 5. Незабудки ()

Можете добавить свои примеры?

Незнайка просит назвать планеты, в названиях которых встречаются нужные нам звуки.

Лун а - твёрдый звук [н] в середине слова (рис. 6).

Вен ера - мягкий звук [н′] в середине слова (рис. 7).

Н ептун - мягкий звук [н′] в начале слова и твёрдый звук [н] в конце (рис. 8).

Сатурн - твёрдый звук [н] в конце слова (рис. 9).

Приведите свои примеры.

Незнайка спрашивает, знаете ли вы животных, в названиях которых спряталось слово «нос» .

Н осорог (рис. 10)

Н осач (рис. 11)

Уткон ос (рис. 12)

Во всех этих словах буква Н обозначает твёрдый звук [н] .

Покажем Незнайке и поросятам букву их имени (рис. 13).

Рис. 13. Буква Н ()

Это заглавная буква Н .

Сейчас эту букву мы называем «эн» , а в древности она называлась иначе - «наш» и означало это то же, что и теперь слово наш, т. е. свой , принадлежащий нам . Т. к. имя принадлежит только какому-то герою, а не всем, то пишется оно с большой буквы Н . У большой буквы есть пара - маленькая буква н . Они похожи (рис. 14).

Рис. 14. Печатные буквы Нн ()

Незнайке нужно объяснить,

Как нам букву начертить.

Разъясняю ему бойко:

«Надо к каждой этой стойке

Перекладину прибить,

Станет буква Н служить».

Буква Н очень напоминает букву И .

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула -

К правой ножке пристегнула.

Он не слушался совсем

И превратился в букву Н .

Прочитайте стихотворения и скажите, на что похожа буква Н .

У меня про букву Н

Вдруг сложилась песенка:

Получилась лесенка.

Н - натянутая сетка.

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор,

Поиграем в волейбол.

Буква Н , тебя я знаю.

Буква крепкая, стальная.

У тебя огромный рост

И не буква ты, а мост (рис. 15).

По тебе бегут машины,

Под тобой бежит река

С пароходами большими.

Над тобою - облака.

А ещё букву Н можно найти во многих предметах. Например: стул, гамак, башня с воротами.

Писатель Виктор Хмельницкий рассказал вот какую новость:

Случилось это летним солнечным днём. Гуляла буква Н в лесу, цветы собирала, а потом легла на поляне и решила помечтать. Раньше всё времени как-то не хватало. Замечталась, будто она - первая буква в алфавите. И так хорошо стало - разбросала ноги в стороны, положила руки за голову и…ахнула! Ещё бы! Сложив руки за головой и разбросав ноги, буква Н превратилась в букву А - первую букву алфавита! Вот как полезно иногда помечтать.

Проверьте правдивость этой истории - слепите из пластилина букву Н , превратите её в букву А , а затем опять в букву Н . Пусть мечта буквы Н исполнится.

Н и -на

И н -на

Н о н -на

зелёным цветом обозначены гласные буквы. Вы заметили, что в словах по два слога. Гласные звуки - подсказки. Сколько гласных, столько и слогов. Попробуйте прочитать имена слитно:

Для того чтобы записать эти имена, понадобилась всего одна согласная буква - буква Н . А всего в этих трёх именах написано семь букв Н , но согласные звуки не все одинаковые.

Н ина - первый звук [н′] мягкий. Остальные звуки во всех слова твёрдые [н] .

Прочитайте слова:

Как вы думаете, лилии - это имя или цветы? Конечно, имелись в виду цветы, потому что слово написано с маленькой буквы.

Соедините эти слова парами. Проверьте:

он

Будем учиться писать заглавную письменную букву Н . В ней три элемента (рис. 17).

Рис. 17. Написание заглавной буквы Н ()

Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на верхней линейке рабочей строки и продолжаем вести линию вверх, отклоняясь вправо. Начинаем делать закругление до уровня высоты первого элемента, опускаем прямую линию вниз, пересекаем второй элемент буквы и, не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

Н : очень широкие петельки (нижняя и верхняя); длинные прямые палочки получились в разных направлениях из-за того, что вторая прямая написана без наклона влево.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Вспомните о правилах посадки во время письма.

Будем учиться писать маленькую букву н . В ней три элемента (рис. 18).

Рис. 18. Написание строчной буквы н ()

Начинаем писать на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки ведём наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла) до верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз прямую наклонную линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Вот возможные ошибки при написании буквы н : очень большая соединительная петля у буквы; первый и третий элементы смотрят в разные стороны.

Попробуйте написать букву в тетради сами.

Подумайте, как большую и маленькую буквы Нн соединить с другими буквами. Вспомните, у каких букв уже писали похожие верхние и нижние соединения: и , ы , а . Сможете ли вы сами написать, соединяя буквы Нн с другими буквами? Попробуйте.

Сегодня на уроке у нас в гостях была буква Нн , которая на письме обозначает звуки твёрдый [н] и мягкий [н′] . Эта буква очень любит слова ответственных людей, например: н адо , н ужно , н еобходимо , н аучится . А ещё она очень любит тех, кто хочет что-то делать, например: н аписать , н арисовать , н ачать читать .

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы Н . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Нн (большие и маленькие).

2. Назовите пять слов, в которых буква Н обозначает мягкий звук [н′] , и пять слов с твёрдым звуком [н] .

3. Выберите любой стишок из этого урока про букву Н и выучите его наизусть.

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.

Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.

Учить анализировать и преобразовывать слова.

Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.

Задание 1 . Дидактическая игра «Далеко — близко» (развитие слухового внимания и силы голоса).

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.

Задание 2 . Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.

Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом).

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]:

губки свободны;

зубки видны, но не сомкнуты;

язычок кончиком прижат к верхним зубам;

воздух проходит через носик;

горлышко «работает».

Символ звука: погоняем лошадку: «Но...».


Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».

Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»:

н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

Задание 6 . Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...

Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.

Задание 8 . Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

Задание 9 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н].

Задание 10 . Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т.д.

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

На-на-на — лампа у окна.

Ну-ну-ну — саночки тяну.

Он-он-он — телефон.

Ан-ан-ан — это барабан.

Ин-ин-ин — это магазин.

Задание 12 . Знакомство с предлогами на, над.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На)

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над)

Составить предложения по картинкам:

Кот спит... (на окне).

Мальчик сидит... (на стуле).

Солнышко светит... (над домом).

Птица пролетает... (над деревом)...

Выбрать нужный предлог (на, над):

Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване.

Составить предложения по опорным словам.

Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.

Задание 13. Знакомство со звуком [Н"].

Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»....


Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н"]»:

нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...;

Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.

Задание 15 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н"], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Задание 16 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н"].

Задание 17 . Выучить чистоговорки:

Ни-ни-ни — звонок, звони.

Ень-ень-ень — теплый день.

Задание 18 . Дифференциация звуков [Н] — [Н"]. Назвать первый звук в словах:

Нина, нитки, ноты, носок, небо.

Назвать последний звук в словах:

стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А догнать друг друга не могут. (Ноги)

Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н"]):

ноги, небо, нос, нора.

Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук:

налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ..., высушить — ...

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н 5 ]).

Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н"]:

В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла.

У носорога рог. Катя порвала нитку.

Задание 19 . Знакомство с буквой Н.

Н похожа на насест.

Есть, где курочке присесть.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Н?

Игры с буквой .

Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами).

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т.д.

нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван...

Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.

НАТА И НИНА

Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.

Цель: Познакомить с буквой и звуком «Н». Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  1. Уточнить артикуляцию звука Н.
  2. Ознакомить с образом буквы Н.
  3. Формировать понятие «согласный; твёрдый; звонкий звук»
  4. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
  5. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Н.
  6. Развивать внимание, память, мышление, мелкую и крупную моторику, графические навыки.
  7. Воспитывать усидчивость, умение слушать других.

Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, цветные мелки, счётные палочки, прописи,

Ход занятия

1. Организационный момент: — Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поиграем в такую игру.

Я называю звук, слог или слово. Садится тот, кто правильно определит, что это. (Н; НА; НАТАША; НО; Н; НОЧЬ; НУ; НЫ; НОТЫ; НОС; Н; НОСКИ; НЭ)

2. Знакомство со звуком и буквой « Н» Кто догадался, про какой звук мы сегодня поговорим? «Н»

Посмотрите, как правильно произносится звук «Н» Губы разомкнуты, на небольшом расстоянии, горлышко звенит. Воздушная струя направлена на кончик языка, она встречает во рту преграду. При произнесении твёрдого звука (Н) язык находится за верхними зубами. Попробуйте.

Какой звук «Н» (согласный, твёрдый, звонкий)

Почему вы так думаете? (пишем синим, воздух встречает преграду, горлышко звенит)

У меня про букву ЭН (На букве ЭН я, как на лесенке,)
Вдруг сложилась песенка: (Сижу, и распеваю песенки)
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н – (рисую вверх)
Получилась лесенка. Е. Тарлапан

А теперь возьмите счётные палочки и выложите букву «ЭН». Молодцы. Уберите палочки.

3. Развитие мелкой моторики. А теперь мы с вами возьмём листочки и напишем одну строчку буквы «ЭН» по образцу (большая-маленькая). Не забывайте делать расстояния между парами букв. Каким цветом будем писать букву «ЭН»?

4. Упражнение «Новый звук». Я принесла вам картинки. Нужно услышать, где находится звук «Н», в начале, в середине, в конце слова?

Ребёнок определяет позицию звука в слове и забирает картинку себе.

5. Упражнение «Составь предложение». А теперь, когда у всех вас есть картинки, придумайте по ним предложения. Я начну: Гусёнок очень любит плавать в пруду. Теперь вы. По очереди.

6. Физкультминутка «Повтори не ошибись»

Логопед говорит слоги со звуком «Н» и делает различные движения. Дети должны повторить.

Упражнение на межполушарное взаимодействие: «Блины»; «Вода»

7. Упражнение: «Звук Н». Ребята, а как вы думаете, что получится, если соединить 2 звука «А» и «Н» — АН

О__Н – ОН; У___Н – УН; И____Н –ИН; Ы____Н – ЫН; Э ____Н – ЭН. (Пишу на доске)

То-же с открытыми слогами. НА; НО; НЫ; НЭ; НУ.

8. Взяли свои листочки. Рисуем схему первого слова (ноты). Разбираю на доске.

(Сын; окна). Молодцы. Положили всё на край стола.

9. Итог занятия:

А теперь мои ребятки, отгадайте-ка загадки:

— Всю жизнь ходят, а обогнать друг-друга не могут. (ноги)

— Сопит, фырчит, на лице сидит. (нос)

С какого звука начинается слово?

Почему я загадала такие загадки? (мы сегодня говорили про звук «Н»)

Умницы. Вы сегодня отлично занимались. Похлопайте себе. Погладьте себя по головкам и скажите: «Мы молодцы!» Занятие окончено. Денисова О.В., Катанова Н.М. учитель-логопед, г. Москва ГБОУ школа №1285

Цель занятия: изучаем букву Н, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Маленькой Наташе купили игрушечную лошадку. Наташа села на лошадку и закричала:
- Но-но-но!

  1. Как закричала Наташа?
  2. НННО - какой тут первый звук?
  3. Кому купили лошадку?
  4. НАТАША - какой первый звук в этом слове?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ножницы Небо Ноты Носорог

Какой первый звук в слове НОСОРОГ? - НОЖНИЦЫ?
В начале, в конце или в середине слова звук [н] в слове ЛИМОН? ОКНА? БАРАН? НОТЫ?

Когда мы произносим звук [н], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: ННН. Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [н].

  1. Гласный или согласный звук [н]?
  2. Какие еще согласные звуки ты знаешь?
  3. Звонкий или глухой звук [н]?
  4. Какой еще звонкий согласный звук ты знаешь? ([м])

Рассмотри букву Н. Нашили букву Н в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Шарады

Задачу ты решишь свободно:
Я - небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца -
Во мне увидишь что угодно.
(Нос - сон)

С буквой Я, мои друзья,
Ничего не значу я,
Я на С перемените -
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М -
Я пальто у вас проем.
(Ноль - соль - моль)

Несет меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(Ноша - юноша)

Сказка про букву Н

Буратиний нос
На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать,- бурчит Никита.
- Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается! Надулся Никита.

Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

Загадки для детей на букву Н

Между двух светил
Посередине один.
(Нос)

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках - песенка.
(Ноты)

На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
(Ноты)

Голубая простыня весь свет покрывает.
(Небо)

На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(Наперсток)

У кого днем один глаз,
А ночью - много?
(У неба)

Это что за потолок?
То он низок, то высок.
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий.
(Небосвод)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)

Пословицы и поговорки на букву Н

В осеннее ненастье семь погод на дворе.
На чужой земле и весна не красна.
Не бросай друга в несчастье.
Невесело птичке в золотой клетке.
Одна пчела немного меду наносит.
Недочитанная книга - что не пройденный путь.
Не знать - не страшно, страшно - не узнать.
Несчастливые дни долго памятны бывают.
Не рой другому яму - сам упадешь.

Веселые стихи про букву Н для детей

Наперсток
Наши братья шили платье,
Был царем один из братьев.
Он корону надевал.
Но в труде не отставал.
(Г. Виеру)

Слова-близнецы
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде,
Пропал и след.
Норка - здесь,
А НОРКИ - нет!
(А. Шибаев)

Разные носы
Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес.
(Я. Аким)

Носорог
Кто носорогу дорогу уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться все реже и реже!
(Б. Заходер)

Нос сует свой Игорек
То в варенье,
То в медок.
Ой, боюсь я,
Как бы нос
К банке с медом
Не прирос.
(Ф. Бобылев)

Отведи нас к Вере.
- Где она?
- На сквере.
(Я. Козловский)

Нам ни к чему такие шутки!
Кто ночью срезал незабудки?
На грядке отпечатки ног.
Наверно это - носорог.
(Г. Сапгир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Глушкова Наталья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №21 детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: город Искитим, Новосибирской области
Наименование материала: конспект
Тема: Звуки "н и нь", буква Н
Дата публикации: 08.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Тема. Звуки н, н". Буква н. Цель: Уточнить произношение звуков «Н», «Нь»; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости- мягкости; закрепить знания детей о букве «Н»; уметь соотносить букву со звуками «Н», «Нь»; чтение слоговой таблицы; анализ и синтез слогов; закрепить правильное употребление предлогов НА, НАД; чтение слов и предложений. Ход занятия 1. Организационный момент. - Жила - была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна...? (Несмеяна.) Сидит Несмеяна на троне и ноет: то [н]-[н]-[н], то [нь]-[нь]-[нь]. Покажите, как ныла Несмеяна. Произношение звуков:

] Губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам- Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает.
[нь
] Кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен. 2. Артикуляционная и звуковая характеристика звуков. наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характеризуют его: звук [н] - согласный, твердый, звонкий; [нь] - согласный, мягкий, звонкий. 3. Дифференциация звуков [н]-[нь]. - Послушайте слово. Определите, какой звук в слове: [н] или [нь]. «Зажги» фонарики на эти звуки. Царевна деньги крикунья конец улыбнуться Несмеяна принц нянька невеста ноет 4. «Укачивание». - Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать: Поукачиваем ее и мы. Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижением голоса. 5. Выделение звуков [н], [нь] из состава слова. Назовите слова со звуком [н], [нь] в начале слова; в середине; в конце слова. 6. Задание «Подобрать слово наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь]. высоко - ... налево - … верхний - ... вперед - ... аккуратный - ... старый - ... спрятать - .. вылить - ... снять - ... земля - ... день - ... конец - .. 7. Закрепить с детьми правильное употребление предлогов НА, НАД. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово НА. А предлог НАД мы говорим тогда, когда один предмет находится выше другого и не касается его. «Вставить пропущенное слово, определить количество слов в предложении». Напомнить детям, что предлоги НА, НАД - это тоже слова.
Кот спит …… окне. Самолет летит ……. лесом. Солнышко светит …… домом. Мальчик сидит ……. стуле. 8. Физминутка. А) «Ножки» Хлопаем в ладошки, Пусть попляшут ножки, Пусть попляшут ножки По ровненькой дорожке. Ножки накрест - опускайся И команды дожидайся. А когда скажу: «Вставай» - Им рукой не помогай. б) Пальчиковая гимнастика. «Кто быстрее перемотает клубок». 9. Закрепить правило написания заглавной буквы: Все имена пишутся с большой буквы. Начало предложения пишется с большой буквы. Вспомнить и назвать имена, в которых есть звук «Н», «Нь» - (Нина, Антон, Анна, Алина, Наташа, Надя, Инна). 10. Звуковой анализ слов: НАСОСЫ СТАКАН ОСИНА КАНАТЫ 11. Прочитайте столбик слогов со звуками [н], [нь]. Произнесите их отчетливо. Я сочинила стишки с этими слогами: Ни, ни, ни - грусть-тоску гони! На, на, на - светит нам луна. Но, но, но - на луне идет кино. Ну, ну, ну - ждут тебя одну. Ны, ны, ны - смех и радость нам нужны. 12. Чтение слов и предложений: ТИНА НИТИ ОКНО НОСКИ ПАНАМА ПИОНЫ АНАНАС СОСНА ТАНК ТОН У Ани панама. У Наты нитки. У Антона танк. Нина стоит у осины. 13. Итог занятия
. Звуки [Н], [Н"]; [Н] - [Н"]. Буква Н Коррекционно-развивающие задачи. Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом. Учить ориентироваться на листе бумаги. Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н"], дифференцировать их на слух и в произношении. Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду. Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами. Учить анализировать и преобразовывать слова. Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами. Ход занятия Задание 1. Дидактическая игра «Далеко - близко» (развитие слухового внимания и силы голоса). Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо). Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д. Задание 2. Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д. Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом). Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]: губки свободны; зубки видны, но не сомкнуты; язычок кончиком прижат к верхним зубам; воздух проходит через носик; горлышко «работает». Символ звука: погоняем лошадку: «Но...».
Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но- но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...». Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»: н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина. Задание 6. Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин... Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3-5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов. Задание 8. Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком). Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н]. Задание 10. Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т.д. Задание 11. Выучить чистоговорки: На-на-на - лампа у окна. Ну-ну-ну - саночки тяну. Он-он-он - телефон. Ан-ан-ан - это барабан. Ин-ин-ин - это магазин. Задание 12. Знакомство с предлогами на, над. Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На) Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над) Составить предложения по картинкам: Кот спит... (на окне). Мальчик сидит... (на стуле). Солнышко светит... (над домом).
Птица пролетает... (над деревом)... Выбрать нужный предлог (на, над): Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване. Составить предложения по опорным словам. Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над. Задание 13. Знакомство со звуком [Н"]. Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах? Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!».... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком. Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н"]»: нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...; Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака. Задание 15. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н"], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком). Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?». Задание 16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н"]. Задание 17. Выучить чистоговорки: Ни-ни-ни - звонок, звони. Ень-ень-ень - теплый день. Задание 18. Дифференциация звуков [Н] - [Н"]. Назвать первый звук в словах: Нина, нитки, ноты, носок, небо. Назвать последний звук в словах: стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: на-на-на - ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня - на-на-на; не-... Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках: На пальце одном Ведерко вверх дном. (Наперсток) Всю жизнь ходят в обгонку, А догнать друг друга не могут. (Ноги) Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо) Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н"]): ноги, небо, нос, нора.
Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук: налево - (направо), высоко - ..., под - ..., верхний - ..., высушить - ... Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н 5 ]). Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н"]: В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла. У носорога рог. Катя порвала нитку. Задание 19. Знакомство с буквой Н. Н похожа на насест. Есть, где курочке присесть. В. Ковшиков На что еще похожа буква Н? Игры с буквой. Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами). Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки. Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т.д. нота - Ната; нота - ноты; ива - Иван... Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у. НАТА И НИНА Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату. Тема занятия: «Звук и буква Т». Цели занятия: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуком и буквой Т; - научить характеризовать звук «Т» по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой). Коррекционно-развивающие: - развивать умение называть слова на заданный звук; - развивать умение определять место звука в слове; - развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память. Коррекционно-воспитательные: - воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку. Здоровьесберегающие: Предупредить утомляемость детей во время занятия. Оборудование: Кукла Таня, зеркала,предметные картинки (тыква, танк, туфли, туча, такси, топор, тумбочка), магнитная доска, интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация РР со зрительной гимнастикой и игрой «На что похожа буква Т», схемы слов и фишки для обозначения звуков, изображение буквы Т. Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы топали». Ход занятия: 1. Организационный момент. Стук в дверь. Логопед открывает дверь, берет куклу. Логопед. Ребята, к нам на занятие пришла кукла Таня. 2.Упражнение «Новый звук».Только Таня утром встанет, Танцевать Танюшу тянет. Логопед: Какой звук вы услышали во всех словах? Дети. Звук Т. Произнесение звука «Т» с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: воздух не выходит свободно, он встречает преграду – язык и зубы.
Логопед: - Значит звук «Т» какой? Дети: - Согласный. Логопед. Приложите руку к горлышку и произнесите: «Т-Т-Т». Горлышко спокойно – значит звук «Т» - глухой. Логопед. А каким цветом обозначается согласный звук Дети. Синим. Логопед: У Тани есть конверт, в котором она приготовила задания для вас. 3.Игра «Поймай звук». Слушай, не зевай, Звук поймай. Логопед. Если услышите звук «Т», хлопните в ладоши. -среди звуков: Т,Д,П,Т,К,В,Т. -среди слогов: ТА,ДУ,ДО,ТЫ,ПЫ,ТУ. 4.Игра «Запомни, назови». Предъявить детям 6-7 картинок, названия которых начинаются со звука «Т». Затем убрать их и попросить повторить, что было изображено на этих картинках. (Тыква, танк, туфли, туча, такси, топор, тумбочка). 5. Упражнение с пробками « Мы топали». Крышки пальчики обули, Смело в них вперед шагнули. Взять пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) надеть их, как обувь на указательные и средние пальцы обеих рук. Шагать пальцами, не отрывая«обувь» от стола, сопровождая движения пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки. Мы то-па-ли, мы то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, До то-по-ля до-то-па-ли, Чуть но-ги не от-то-па-ли! 6. Игра «Один - много». Логопед называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном. Топор - (топоры). Капитан - (капитаны). Тарелка - (тарелки). Конфета - (конфеты). Таблетка - (таблетки) .Автобус - (автобусы). Туча - (тучи) .Кофта - (кофты). Таз - (тазы) .Самолет - (самолеты). 7. Упражнение « Знакомство с буквой Т». Логопед. Ответьте на вопрос, чем отличается звук от буквы Дети. Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем. Логопед. Кукла Таня принесла букву Т. Из каких элементов она состоит? Дети. Из двух палочек: одна стоит вертикально, а другая сверху- горизонтально. Логопед. На что похожа буква Т? (картинки-рисунки на интерактивной доске) Дети. На молоток, антенну, стол, гвоздь и т.д. 8. Зрительная гимнастика (по Базарному) Логопед:А теперь мы отдохнем, встанем рядом со стульчиками и сделаем гимнастику для глаз. На интерактивной доске демонстрируется презентация «Зрительная гимнастика» , а дети следят глазами за маркерами. 9. Упражнение « Читаем слоги».Дети по очереди читают слоги: АТ ОТ УТ ИТ 10. Игра «Мастерская букв». Детям раздаются рабочие листы. Логопед. Найдите и обведите в словах букву Т синим карандашом. 11. Заключительная часть Логопед. А теперь кукле Тане пора к другим ребятам. Скажем ей «Спасибо» за интересные задания. (Логопед выносит куклу из кабинета) Проводится опрос о том, что дети делали на занятии, что им больше всего понравилось(рефлексия) Тема: « Три поросёнка. Звуки н, нь. » Цель: закрепление знаний о звуках [н], [нь]. Задачи: - развивать фонематический слух; -учить выделять звуки из состава слова, - дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; -формировать навыки звукового анализа; - учить образовывать относительные прилагательные от существительных; -упражнять в подборе слов-антонимов; -развивать общую, пальчиковую, артикуляционную моторику, - дифференцировать ротовое и носовое дыхание, физиологическое и речевое дыхание; - развивать голос, внимание, память, мышление.
Оборудование: планшет, картинки с изображением трех поросят, волка, яблони, канавы, дома; звуковые карточки, карандаши. Ход занятия. Вводная часть. 1. Организационный момент. Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка» - Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.) - Правильно. Это песенка трёх поросят. Поросята были розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них тоже похожи. - Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.) Логопед демонстрирует картинки с изображением трех поросят. - Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? Какой первый звук в их именах? ([н], [нь]) Повторение характеристики звуков [н], [нь]. [н]- согласный, твердый, звонкий [нь]- согласный, мягкий, звонкий 2. Упражнение на развитие силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания. «Запомнить и повторить» (с разной интонацией, громкостью, с изменением высоты голоса) Дети на одном выдохе воспроизводят ряд слов (пропевают): Наф – Нуф – Ниф Нуф – Ниф – Наф Ниф – Наф – Нуф - Весело жили поросята, резвились на поляне, грелись на солнышке, нежились в лужах. - Но вот наступила осень. С каждым днем становилось всё холоднее и холоднее. И наши поросята решили построить себе дома. Нужен дом для трёх друзей, Чтобы было им теплей. Быстро принялись за дело, Строят ловко и умело. Основная часть. 1. Упражнение на развитие фонематического слуха и формирование лексико- грамматического строя речи. -Весёлые поросята построили разные дома. - Ниф-Ниф построил свой домик из соломы, значит у него домик какой…? (соломенный) - Ниф-Ниф просит вас повторить так, как он стучал молоточком. А молоточком он стучал вот так: ни – ни – Ни - Нуф - Нуф построил свой домик из веток и тонких деревьев, значит у него домик …(деревянный) Он стучал молоточком вот так: Ну – ну – ну - Наф-Наф построил свой домик из чего? (из камней) - И у него домик получился какой? …(каменный) Он стучал своим молоточком вот так: на – На – на 2. Динамическая пауза: Поросёнок Пятачок Отлежал себе бочок.
Встал на ножки, Потянулся, посмотрел на потолок, А потом присел, нагнулся, Осмотрел свой правый бок, Улыбнулся и немножко поскакал, И на место пошагал, А потом опять прилёг, Но уже на левый бок. 3. Дифференциация звуков [н], [нь]. а) Воспитание эмоциональной выразительности мимики. - Бродивший по лесу волк услышал смелую песенку поросят и выскочил на полянку. Изобразите сердитого злого волка. - Поросята испугались – а сейчас изобразите, как было страшно поросятам. Дети с интонацией испуганных поросят произносят: «Ой-ой-ой!» - Со всех ног они пустились наутек. Волк за ними. б) – Бегут поросята, визжат на весь лес. На пути большая яблоня. Яблоня ветками машет, поросят не пропускает, говорит: «Потерялись звуки [н], [нь] у меня в словах. Найдите их». апельси… ко… реме… осе… бана… сока стака… бараба… пе…. Дети добавляют звуки [н], [нь] и поднимают сигнальные фонарики. - Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками. Еще сильнее разозлился волк. в) – Бегут поросята дальше, сверкая пятками, поднимая тучи пыли. А на пути канава. Не обойти, не перепрыгнуть. Ну-ка, стойте, поросятки! Куда бежите без оглядки? Мостик через канаву построите И пройдете вперед Если скажите слова наоборот. - Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь]. Дети подбирают антонимы к словам: день - … земля - … высоко - … верхний -… налево - … вылить - … - Мостик готов. Поросята побежали дальше: от страха носы пересохли, каждая щетинка дрожит. 3.Пальчиковая гимнастика. «Замок» - Бегут поросятки, от страха тоненькие хвостики мелко дрожат. - Подбежали к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть. На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Потянули, покрутили Постучали и открыли! - Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов. Подбежал серый злодей к дому. Стал на дверь дуть. Покажите как волк дул.
4. Развитие физиологического дыхания. «Дуем, дуем».(2 раза) 5. Развитие чувства ритма. (Воспитание чувства ритма, умения передать с помощью карандаша простой ритмический рисунок) «Постучим». - Стал волк стучать в дверь. .. I II; I III; II II; I II I; III I; III III I; II I II; III III; I III I - Царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку: Волк из леса никогда, Никогда, никогда Не вернется к нам сюда, К нам сюда, к нам сюда! Итог занятия. - Ребята, вы хорошо прошли все испытания, которые выпали на долю трёх поросят. Они решили вас наградить за ваше мужество, умение и смекалку.
Тема: Звуки Н – Нь Буква Н.
Коммуникация: Учить давать сравнительную характеристику звуков Н- Нь. Учить дифференцировать звуки. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу. Работать над предложением. Познакомить с буквой. Развивать навык звукового
анализа слогов и слов. Познакомить с правилом употребления большой буквы в именах. Развивать фонематический слух, память, мышление и внимание. Социализация: Воспитывать у детей самостоятельность, умение работать в паре, доводить начатое дело до конца. Здоровье: Развивать фиксацию взора, зрительное внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.
Методы и приемы
: указания, поощрения, объяснения, показ.
Оборудование:
карточки с буквами, знаки – символы звуков, карточки синего и красных цветов, буква Н, проектор.
Образовательные области:
«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними
(дети здороваются) 2. Эмоциональный настрой.
Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей
(улыбаются гостям).
Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы

научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи: Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре Верно, чётко говорим Никуда мы не спешим 3.Сообщение темы и цели занятия: Ребята отгадайте загадки: Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу. Грива вьется на ветру. Кто это? (конь) Очень много силы в нем, Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, Будто нос тыщу рос. (слон) Какой общий звук есть в этих словах? (Н – Нь) Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о звуках Н – Нь и познакомимся с буквой Н. 4. Работа над новой темой. а) Акустико – артикуляционный образ звуков.
Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков:

Звук Н – согласный, звонкий, твердый

Звук Нь – согласный, звонкий, мягкий
б) Развитие фонематического слуха
Игра «Повтори»

На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс, тонна – Тоня
в) Произношение чистоговорок. На-на-на Но-но-но На холме сосна. На дворе темно. Ны-ны-ны Онь-онь-онь На небе нет луны. Зажигай огонь. У Наты и Нины сегодня именины. Подарили именинницам носки, коньки и блинницу. г) Связь звуков и букв Буква Н, сказать всем можно, Очень на кровать похожа. Отыскивание буквы в разрезных азбуках. 5. Пальчиковая игра «Норка»
Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного,

среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.
6. Закрепление: а) Обведение по контуру и печатание буквы


Ребята, обведите по контуру букву и напечатайте ее. (Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке). б) Составление из разрезной азбуки слогов и их чтение:
НА НО НИ НЫ НУ
в) Звуковой – анализ слова Нина. Выкладывание звуковой схемы слова. Составление слова из ранее составленных слогов. 7. Гимнастика для глаз
Предьставтье,

мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)
8. Работа над предложением Составьте из слов предложения по опорным словам:
Надя – песни Нина - сон Наташа - коньки

Никита – санки Марина – зонт Алена - сок
9. Физминутка
Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.
10. Закрепление а) Игра «Найди лишнюю букву» (по индивидуальным карточкам) Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя? Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.
б) Игра «Найди слова со звуком «Н» Ребята придумайте слова со звуком «Н» или вспомните слова со звуками Н - Нь. 11. Итог занятия
С каким звуком и буквой мы знакомились? Звук «Н» какой? (согласный, он может быть

твердым, мягким, звонким.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с

какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).

Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.