Болезни Военный билет Призыв

Классный час о войне. Цикл классных часов "детям о войне". Но разве о войне мечтали дети

Классный час «Незаживающие раны Великой Отечественной»

Классный руководитель: Спицина Людмила Ивановна МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области
Предлагаю Вашему вниманию сценарий классного часа, посвящённого Дню Победы. Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию классным руководителям 8-10 классов. Сценарный материал поможет учителям истории в подготовке внеклассного мероприятия по предмету.
Цели: воспитание молодёжи в духе патриотизма и гражданственности, приобщение обучающихся к исторической памяти, к событиям Великой Отечественной войны. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.
Задачи:
Духовное обновление молодого поколения;
Приобщение обучающихся к теме Великая Отечественная война и ценностям отечественной истории;
Привлечение участников игры к творческому процессу, укрепляющему патриотические чувства, любовь к Родине и готовность её защищать.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Оборудование: репродукции картин, плакатов, посвящённых Великой Отечественной войне; музыкальные фрагменты песен о войне; историческая настенная карта Отечественной войны 1941-1945 гг.; изображение русских наград и памятных знаков; портреты героев Великой Отечественной войны. Пирамида с вопросами; конверты с разрезанными буквами; карточки с деталями и названиями событий войны; ноты с описанием на оборотной стороне песен военных лет.

Эпиграф
Нет героев от рождения, они рождаются в боях.
А.Твардовский

Чтец 1 :Мы живём в тревожном мире,
Но не наша в том вина,
Что звучат слова в эфире:
«Терроризм», «Агрессия», «Война»…
Чтец 2: Неспокойно жить на свете,
На Земле любой страны,
Если где-то в кабинете
Созревает план войны,
Принимаются решенья:
Как умножить разрушенья
И стереть с лица Земли
Всё, что люди возвели.
Ведущий: Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы десятилетий ни минуло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.
Дорогие ребята, на нашей встрече присутствует ветеран Великой Отечественной войны Киреев В.Ф.
Великой Победе, посвящается наша игра.
Правила игры:
1. В игре участвуют две команды.
2. Право первого хода разыгрывается в ходе разминки.
3. Команда, завоевавшая право первого хода, получает задание и в случае правильного ответа продолжает игру, получая следующее задание.
4. Если команда затрудняется с ответом или даёт не полный ответ, право ответа переходит другой команде.
5. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
6. Ответ оценивается по шкале: полный ответ – 5 баллов, неполный ответ – 3 балла, неправильный ответ – 0 баллов.
Содержание игры:
Презентация команд. (Команды сами должны придумать себе название, связанное с историей Великой Отечественной войны, девиз и эмблему)
Ведущий : Конкурс – разминка.
Перед участниками игры находится пирамида, разделённая на шесть секторов, в каждом из которых находится вопрос с определённым количеством баллов. Команды по очереди открывают сектора. Баллы присуждаются, если команда дала верный ответ на поставленный вопрос.
Сектор 1: Сколько дней длилась Великая Отечественная война?
(2 балла)
Сектор 2: Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (2 балла)
Сектор 3: Когда началась Великая Отечественная война? (1 балл)
Сектор 4: Когда закончилась Великая Отечественная война? (1 балл)
Сектор 5: Какое кодовое название получил стратегический план Гитлера против СССР? (3 балла)
Сектор 6: Какое кодовое название носит операция, в результате которой армия Паулюса была разбита и капитулирована? (3 балла)

Конкурс «Шифровка»

Чтец: Снова лезут! Как черти, но им не пройти, не пробиться.
Это вместе с живыми стучатся убитых сердца.
Это значит, что детям вовек не придётся стыдится,
Не придётся вовек им украдкой краснеть за отца!...
Задание: Команды выбирают один из двух конвертов с определённым набором букв. Необходимо составить слово из всех предложенных букв. Оценивается правильность и быстрота.
(1 конверт – НАСТУПЛЕНИЕ; 2 конверт – ОТСТУПЛЕНИЕ )
Разминка для следующего задания:
1. На территории, какой страны была разгромлена последняя группировка врага? А) Румыния; Б) Бельгия; В) Венгрия; Г) Чехословакия
2. День освобождения города – 9 мая, стал Днём победы советского народа над фашизмом. О каком городе идёт речь?
А) Прага; Б) Берлин; В) Варшава
Конкурс «Исторические события»
1. 14 июля 1941 года под городом Оршей наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных миномётов. Как ласково назвали установку реактивной артиллерии? (Катюша)
2. Какое историческое событие, транслирующееся по радио на всю страну, проходило в Москве в начале ноября 1941 года, когда враг стоял в 80 км от города?
А) Попытка переговоров; Б) Парад войск на Красной площади 7 ноября; В) Крестный ход вокруг Москвы
3. После, какой битвы был развеян миф о непобедимости
немецкой армии?
А) Битва под Сталинградом; Б) Битва под Москвой;
В) Битва под Курском
4. Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе
Великой Отечественной войны? А) Смоленская битва;
Б) Курская битва; В) Сталинградская битва; Г) Битва за Днепр
5. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза
за героизм, проявленный при форсировании неприступной,
по мнению немцев, системы укрепления («восточный вал»).
О какой битве идёт речь?
А) Форсирование Днепра; Б) Форсирование Дона;
В) Висло-Одерская операция
6. После, какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью
в руки советского командования? А) Смоленская битва;
Б) Курская битва; В) Харьковское сражение;
Г) Сражение у деревни Прохоровка
Конкурс «Коренной перелом»
Ведущий: Перед командами расположены карточки с датами и событиями. Необходимо привести в соответствие два набора карточек (дата-событие). Оценивается правильность и скорость.
Конкурс «Исторические места»

1. Крепость, построенная в 1833-1838 гг., героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость? А) Петропавловская крепость; Б) Брестская крепость; В)Измаил
2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьёзное сопротивление. Назовите этот город? А) Тула; Б) Калуга; В) Смоленск; Г) Рязань
3. В годы войны 28 бойцов И.В.Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов. Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? А) Смоленск; Б) Сталинград; В) Курск; Г) Москва
4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? (А) Киев; Б) Севастополь; В) Одесса; Г) Воронеж
5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землёй. По какому озеру она проходила? А) Чудское озеро; Б) Онежское озеро; В) Ладожское озеро; Г) Белое озеро
6. 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолётов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», знаменитый дом Павлова? А) Киев; Б) Москва; В) Брянск; Г) Волгоград
7. 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение. Около какой деревни оно состоялось? А) Васильевка; Б) Прохоровка; В) Ивановка

Чтец: В дни грозных битв и мирного труда
Моя Отчизна славилась героями,
Но вписаны особою строкою
В историю герои-города.
Конкурс «Города - гер ои»

Задание: Командам выдаются плакаты, на которых изображены списки городов. Назвать города-герои. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

Конкурс «Полководцы Великой Отечественной войны»

1. В честь, каких выдающихся полководцев в годы Великой Отечественной войны были учреждены ордена?
2. В честь, каких известных русских флотоводцев в годы войны для награждения моряков были учреждены ордена?
3. Маршал Советского Союза, с июня 1942 года до конца войны командовал фронтом. Кто этот полководец? А) В.М.Молотов; Б) Г.К.Жуков; В) И.В.Сталин; Г) Л.А.Говоров

Конкурс «Споёмте, друзья. Литература и искусство»
Чтец: От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Вопросы:
1. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.Лебедева – Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной войны. Кто написал музыку и как называется эта песня? А) А.В.Александров «Священная война»; Б) А.Твардовский «Василий Тёркин»; В) А.Сурков «Землянка»
2. В самые тяжёлые дни блокады Ленинграда создана гениальная симфония. Её первая трансляция из осаждённого города была воспринята во всём мире как проявление гражданского мужества. Назовите её автора? А) С.С.Прокофьев; Б) А.В.Александров; В) Д.Д.Шостакович; Г) Б.А.Макроусов
3. Команда выбирает ноту на нотном стане, на которой дано описание песни военных лет. Необходимо угадать о какой песне идёт речь.
4. По музыкальным фрагментам угадать песни военных лет.

Конкурс «Подвиг солдата»
Чтец: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей, земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
Задание: Перед командами находятся два портрета героев войны (изображения закрыты). Необходимо по предложенному описанию подвига солдата назвать имя и фамилию героя (изображение открывается).
1. Лётчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолёт в скопление танков противника. (Н.Гастелло)
2. Советский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза 7 апреля 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага. (В.Талалихин)
Ведущий: Пока жюри подводит итог встречи, слово предоставляется ветерану войны Кирееву В.Ф.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает в игре.

Классный час о войне

Слайдов: 39 Слов: 799 Звуков: 2 Эффектов: 10

Огонёк памяти. Цель. Задачи. Форма. Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей. "Дети и война". Будем помнить всегда. Над вьюгами и стужами седыми вновь торжествует юная весна. Мы пушки сохраним, чтоб дать салют, стволы их станут трубами органа. Пусть льдины злобы и вражды растают. Шли мальчишки в шинелях до пят, на врага под огонь бронебойный. В память о детях безвинно погибших. Ребята, не будем забывать этих молодых героев. Кто – то сказал: «На войне детей не бывает». Надежда Надеждина «Партизанка Лара». Другое время, другие люди, но любовь к Родине творила чудеса. - Классный час о войне.ppt

Классный час «1812 год»

Слайдов: 30 Слов: 539 Звуков: 0 Эффектов: 8

Отечественная война 1812 года. "Умереть - так только за отчизну, жить - так только родиной дыша". Отечество – родная земля. Наполеон Бонапарт. Нападение. Гроза 12-го года настала - кто тут нам помог. Смоленское сражение. Герои смоленского сражения. Кутузов Михаил Илларионович. Французские солдаты. Французские кавалеристы. Бородинское сражение. В дыму огонь блестел. Вам не видать таких сражений. Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый. Смешались в кучу кони, люди. Совет в Филях. Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы. «Мы шли по огненной земле под огненным небом, между стен из огня». - Классный час «1812 год».ppt

Классный час ВОВ

Слайдов: 15 Слов: 47 Звуков: 2 Эффектов: 2

Классный час. Помним и гордимся. Марфин Иван Абрамович. Участник ВОВ. Николай Данилович. Танкист. Дети войны. Кучеренко Николай Игнатьевич. 1941 – 1945 г.Г. Никто не забыт, ничто не забыто. - Классный час ВОВ.pptx

Классный час о Великой Отечественной войне

Слайдов: 20 Слов: 338 Звуков: 0 Эффектов: 72

Классный час. Письмо неизвестному солдату. Пыль черна от слез. Имя твое неизвестно. Солдат. Головы свои склоняем низко. Низкий поклон. Была война. Первый снимок. Война. Житель нашей страны. Наша Родина. Спят мальчишки. Здравствуй, папа. Надпись на рейхстаге. Слава вам, храбрые. Жуткое слово – война. Сияло солнце. Письмо. - Классный час о Великой Отечественной войне.ppt

Классный час «Блокада Ленинграда»

Слайдов: 21 Слов: 1036 Звуков: 1 Эффектов: 1

Блокада Ленинграда. Ленинград. «Блокадная книга». У печали этой нет названья. Город превратился в военную крепость. Цигельмайер. Для борьбы с авитаминозом стали изготавливать хвойную настойку. Над Ленинградом – смертная угроза. Мы никогда не кусали хлеб, а отщипывали, отщипывали кусочки хлеба. Имя ленинградской девочки Тани стало известно на весь мир. Скрипят, скрипят по Невскому полозья. Мы с тобою танков не взрывали. Никогда ленинградцы не забудут день 27 января 1944 года. «Блокада» Шишова. 9 мая, в День Победы, ленинградцы идут на Пискаревское кладбище. Коновалова Галина Михайловна. - Классный час «Блокада Ленинграда».ppt

Классный час о блокадном Ленинграде

Слайдов: 23 Слов: 530 Звуков: 0 Эффектов: 4

Сценарий классного часа для старшеклассников. «Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат». Классный час. Ленинград! Один из красивейших городов мира. Гитлер рассчитывал захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Немецкое командование назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади. Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение- вместе с жителями. ТО есть истребить, уничтожить как биологическое,географическое,историческое понятие. Не удалось! Фашистская армия рвалась к Ленинграду. Дорога жизни. Начала действовать «Дорога жизни»-осенью и летом по воде, зимой по льду. - Классный час о блокадном Ленинграде.ppt

Память о Холокосте

Слайдов: 20 Слов: 1249 Звуков: 0 Эффектов: 0

Память о Холокосте. Национализм. Шовинизм. Расизм. Ксенофобия. Геноцид. Антисемитизм. Холокост. Систематическое преследование. Хронология Холокоста. Технологии Холокоста. Палачи. Календарь Катастрофы. Кровавый итог. Сопротивление. Праведники мира. Отношение мирового сообщества. Память и памятные даты. Отрицание. Память о Холокосте – путь к толерантности. - Память о Холокосте.ppt

День Победы классный час

Слайдов: 24 Слов: 25 Звуков: 0 Эффектов: 7

Дню Победы. Родина-мать. Зовёт! Вася Коробко. Володя Дубинин. Зоя Космодемьянская. Марат Казей. Лара Михеенко. Лёня Голиков. Блокада Лениграда. БрестскаЯ крепость. - День Победы классный час.pptx

Классный час «Афганистан»

Слайдов: 47 Слов: 2403 Звуков: 0 Эффектов: 0

Сценарий мероприятия. Контакт с общественной организацией воинов. Афганистан. Ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан. Историческая справка. Из истории. Причины войны в Афганистане. Обращение к СССР с просьбой. Кабул. Ввод Советских войск в Афганистан. Ввод советских войск в ДРА. Выполнение широкого круга задач. Годы пребывания в Афганистане. Советские военнослужащие. Советская группа спецназа. Возможность прекратить войну в Афганистане. Министр обороны СССР. Советские войска. Мужество и героизм. Потери. Советские солдаты. Прошла война. Вечная память. -


Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на основе знаний о Великой Отечественной войне гг., ярких примерах героизма и жизни сверстников в годы войны. Задачи: Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества. Расширить знания школьников о Великой Отечественной войне. Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.



Есть события, над которыми время не властно, и чем дольше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник. Они вписаны в историю нашей Родины как один из самых тяжелых и в то же время самых славных, героических периодов жизни Российского государства.


Война против фашистского нашествия длилась почти 4 года: 1418 дней и ночей гремела буря кровавых сражений. Эта военная буря завершилась великой, всемирно- исторической победой нашего народа. Путь к победе был долог и невероятно тяжел. Борьба против гитлеровских захватчиков потребовала от народа огромных усилий и жертв.


Июнь. Россия. Воскресенье. Рассвет в объятьях тишины. Осталось хрупкое мгновенье До первых выстрелов войны. Через секунду мир взорвется, Смерть поведет парад-алле, И навсегда погаснет солнце Для миллионов на земле. Безумный шквал огня и стали Не повернется сам назад. Два «супер бога»: Гитлер– Сталин, А между ними страшный ад. Июнь. Россия. Воскресенье. Страна на грани: быть не быть… И это жуткое мгновенье Нам никогда не позабыть!


На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд российского народа. Началась Великая Отечественная война. Советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных. Как вы думаете, а кто остался дома? Старики, дети, женщины. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.


«Все для фронта, все для победы» - повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Мальчишки работали на заводах, которые делали снаряды для фронта. Они заменяли своих отцов и старших братьев, которые ушли на фронт воевать с немцами.


Девочки вязали тёплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота, пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он на бой, зная, что кто-то его любит и ждет!


На фотографии мальчик, ему примерно 12 лет. Небольшого росточка паренёк стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Мальчик работает на заводе, так как ещё слишком мал и воевать с врагом его не взяли. Мужчины ушли воевать. На заводах и фабриках было некому работать, и дети стали помогать взрослым. Они встали за станки. Мальчику, запечатлённому на фотографии, подставили ящики, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с фашистами, но ему мало лет, его не берут. Раньше станок, за которым работает мальчишка, выпускал детские самокаты, теперь его переоборудовали – выпускают патроны…


Во время войны в тылу жил обычный мальчик Женя. 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка. Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.


Все мужчины ушли воевать. Цеха, выпускавшие раньше промышленные товары, теперь производили патроны для ружей. Женька решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтобы попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.


Сегодня мы говорим о ваших сверстниках, для которых война была не игрой, а являлась жестокой и суровой былью. Многие бросили учебу, так как ночью стояли в очередях за хлебом, а утром отсыпались. Во время бомбежки занятия прерывались на несколько часов. Срывались уроки, расписание нарушалось. Дети встали за станки, вышли работать в поля, помогали своим матерям и бабушкам. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.


На выезде из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), там, где начинается дорога на Легендарную Ладогу, сейчас стоит Памятник«Цветок жизни». На его каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце». Это памятник детям блокадного города, прошедшим сквозь холод и голод военных ночей. Война обрушилась на детей так же безжалостно, как и на взрослых– бомбами, разлуками и голодом.


Вот записи из дневника девочки: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в ночи.1941 года». «Сестра Женя умерла прям о на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра г.». Всем детям нашей страны известно о дневнике, который вела Таня Савичева – ленинградская девочка, потерявшая всех своих близких в блокадном городе и выжившая в этой страшной войне.


Записи из дневника девочки: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня год». «Мама-13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942» «Умерли все». Осталась одна Таня... В«Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену- в цех сообщили, что он умер…».


Девочки нет. Но остался дневник- Детского сердца слёзы и крик. Дети мечтали о корочке хлеба, Дети боялись военного неба. Этот дневник на процессе Нюрнбергском Был документом, страшным и веским. Плакали люди, строчки читая. Плакали люди, фашизм проклиная. Танин дневник- это боль Ленинграда. Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: "Вновь не должно это всё повториться!"




Хочется, чтобы новые поколения детей знали о героизме своих ровесников, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для них не только легендой, но и высоким образцом человеческой души, достойными восхищения и подражания. Мы все желаем одного – чтобы сегодняшним детям никогда не пришлось испытать те ужасы, которые обрушивает на людей война.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: доступным для детей 7–8 лет, языком, рассказать о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • способствовать развитию патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
  • способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о героях войны;
  • научить складывать фронтовое письмо – треугольник.

Предварительная подготовка:

Оборудование:

  • Оборудование для практической работы.

Состав участников: Учащиеся 1-х классов.

Ход клубного часа

Показ слайдов, в сопровождении рассказа учителя.

Вы, конечно, знаете, в какой стране мы живем, как она называется? (ответы детей) Знаете, ребята, а ведь ваши прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, ваши мамы и папы родились в другой стране. А вы знаете, как называлась эта страна, в состав которой входила Россия, раньше? (ответы детей)

2 слайд: Советский Союз

От ледяных просторов севера
До гор Кавказа и Саян
От Балтики до моря Беринга
Раскинулась страна моя.
Ее размеры – исполинские,
Красот, богатств ее не счесть.
Таежный край, озера чистые,
Алтай, Урал, донская степь!
Ее душа светла и искренна,
И милосердна, и добра.
Друзьям – радушная, открытая.
Поможет всем в беде она.

Огромная страна – Советский Союз, многонациональное государство, более 100 больших и малых народов, различных по языку, культуре, но тесно связанных общей исторической судьбой - . Народ, вставший в 1941 году плечом к плечу на защиту своей Родины и отстоявший мир на Земле, наши жизнь и свободу.

Не раз ее пытались вороги
Заставить на колени встать,
Забыть о чести и о гордости,
Поработить, завоевать.
Но каждый раз в годину черную
Вставал, Россия, твой народ,
И гнал с земли родимой ворога,
И мир границ твоих берег.
И пахарь становился воином,
Менял он мирный плуг на меч.
Их ратный труд не ради подвига,
А ради жизни на земле!

На современной карте нет этой страны, нет того единого государства. Но есть день, который объединяет все народы и национальности бывшей большой страны - День Победы. Ребята, когда мы отмечаем этот праздник?

3 слайд: 1941 - 1945

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, к тем годам, когда не было ни телевидения, ни интернета, а все новости люди узнавали по радио, к героическим и трагическим годам Великой отечественной войны, которые навечно вписаны в летопись нашей страны.

4 слайд: лента времени от 1939 до 2014

Посмотрите, ребята, это – лента времени. Найдите на ней год, когда вы родились. Найдите год, когда началась Великая отечественная война, когда закончилась. Сколько лет она длилась? (ответы детей)

9 мая 2014 года мы будем отмечать 73-ю годовщину Великой Победы. Как много лет прошло! Но мы снова и снова вспоминаем о тех страшных годах, потому что если бы наша страна, наш народ не победили в той войне, нас с вами просто не было бы на свете.

Мирное небо над головой…
Как странно сегодня для нас с тобой,
Что можно проснуться от взрывов снарядов,
И плакать без слез от бессилия, страха.
Мы даже порой перестали ценить,
Что можно спокойно учиться, растить,
Строить, выращивать, делать, мечтать,
Петь, конструировать, изобретать!
Три поколения без войны!
За это «Спасибо!» сказать должны
Мы поколению сороковых.
Мир в неоплатном долгу у них!

5 слайд: Завтра была война

Суббота 21 июня, последний мирный день 1941 года. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Выпускные вечера в школах.

Чтец 1 :

Поколение сорок первого…
Их на подвиг звала неизведанность
Стратосферы, Сибири и Арктики,
И в мечах все – пилоты, полярники!
Позади выпускные экзамены,
Впереди жизнь с красивыми планами…
Вальс последний по школам закружится,
По июньским заспанным улочкам…

6 слайд: Крепость – Герой Брест

Первый удар приняли на себя пограничники, люди, охраняющие наши границы. На западной границе на пути врага встала Брестская крепость. Силы были не равны, но немцам не удалось сломить пограничников.

Чтец 2:

Я – Брест. Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сраженных,
Здесь только убитые есть.

2 месяца, с 22 июня по 20 августа мужественные солдаты и офицеры защищали вверенный им участок границы.

Воскресенье, 22 июня 1941 года. Тишину наступившей ночи, по – летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь.

Чтец 3:

Только что это? У репродуктора
Каменея от боли и ужаса
Выпускное стоит поколение.
«Война… с немцами… без объявления».

Выступление В. Молотова

22 июня 1941 прервалась мирная жизнь людей. Роковая дата, как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

8 слайд: «Прощание славянки»

Чтец 4:

На взросление времени не было
И шагнуло мое поколение
В боль потерь, горечь слез, ратный подвиг,
Чтобы все пережить, все исполнить!

Все, кто мог держать в руках оружие, люди разных профессий, очень далеких от военных, - врачи, учителя, инженеры, артисты, вчерашние выпускники и школьники, люди разных национальностей, стали записываться добровольцами на фронт.

Красная армия с тяжелыми боями отступала и, несмотря на упорное сопротивление, через три месяца фашисты уже подступали к столице нашей Родины Москве.

В ноябре 1941 года фашисты подошли к Москве. Враг стоял у ворот столицы. С окраин города их можно было увидеть невооруженным глазом. Столица превратилась в настоящую прифронтовую крепость. Многие здания, заводы и фабрики, театры и памятники в Москве были заминированы. Было заминировано метро. Если бы враг вошел в столицу, все бы было взорвано, но не отдано захватчикам.

Но, несмотря на страшное положение, 7 ноября на Красной площади в Москве состоялся парад. Прямо с парада бойцы отправлялись на фронт.

10 слайд: Оборона Москвы

Из далекой Сибири, с Дальнего Востока на помощь столице подходило подкрепление.

Чтец 5:

И от моря и до моря
Встали русские полки
Встали, с русским едины,
Белорусы, латыши
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

11 слайд: Битва за Москву

Выступление учащегося (карточка № 1)

Красная армия уступала фашистам в численности войск, в количестве техники и оружия, но благодаря героизму и мужеству наших солдат и офицеров, враг был остановлен.

Выступление учащегося (карточка № 2)

5 декабря наши войска перешли в наступление, и немцы были вынуждены отступать. Это было первое поражение фашистов.

12 слайд: Блокада Ленинграда

Три главных цели были у Гитлера – Москва, Ленинград и Сталинград.

В сентябре 1941 года фашистам удалось окружить город Ленинград (теперь - Санкт – Петербург). Вы знаете, что такое кольцо? У кольца нет выхода. Ленинград был заблокирован, был в кольце. А все, что осталось за этим кольцом, ленинградцы стали называть Большой землей.

Не работали электричество и водопровод, не было отопления, не было продуктов.

Выступление учащегося (карточка № 3)

Для таких маленьких деток, как вы, выдавали 125 грамм хлеба в день. И больше ничего. Люди умирали от голода и холода. 125 грамм хлеба и маленькая бумажка – вот цена жизни блокадного города (раздать копии хлебных карточек ).

13 слайд: Таня Савичева

Посмотрите, эту девочку звали Таня Савичева. Она немного старше вас. В блокадном Ленинграде у нее погибла вся семья, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда ее вывезли на Большую землю. Врачи долго боролись за ее жизнь, но спасти девочку не смогли. Сохранился ее дневник. Такой дневник мог бы быть у каждого ленинградца.

Ни один, самый прекрасный город на Земле, не стоит даже одной человеческой жизни. 900 дней и ночей продолжалась блокада. 1800000 человек погибли.

14 слайд: Сталинградская битва.

Сталинград (теперь - Волгоград). Не только промышленный центр, но южные ворота нашей страны. Приказ – «Ни шагу назад!» Наши воины сражались за каждую улицу, за каждый дом, за каждый метр, каждый камушек на нашей земле.

Выступление учащегося (карточка № 4)

Сталинград отстояли и в ноябре 1942 года погнали фашистов прочь с советской земли.

15 слайд: Курская битва.

В результате наступления нашей армии в начале 1943 года удалось освободить многие города и села Советского Союза.

Еще одно из решающих сражений - битва на Курской дуге. В июле 1943 немцы обрушили всю мощь своих орудий на советские укрепления.

Выступление учащегося (карточка № 5)

Наша армия выдержала удар. Враг был остановлен.

16 слайд: Труженики тыла.

Чтец 6:

У страны было два фронта:
Первый бил и громил врага.
А второй без сна и без отдыха
Воевал у сохи и станка.

Фашисты недооценили ни наших солдат, готовых не задумываясь отдать свою жизнь за Родину, ни наших женщин, детей и стариков, которые заменили ушедших на фронт мужчин. Они встали к станкам на заводах и фабриках, часто не ходили домой спать, чтобы не тратить драгоценное время на дорогу, они падали от усталости, но продолжали работать. Так же самоотверженно трудились и колхозники. «Все для фронта, все для победы!» Но не только технику, боеприпасы, продукты и теплые вещи нужны были нашим бойцам, но и теплые письма из дома. Многие школьники писали письма незнакомым солдатам, поддерживали их своими теплыми словами.

Практическая работа «Сложи фронтовое письмо - треугольник»

Что бы вы написали солдату? Что бы вы ему рассказали, что пожелали? (ответы детей) Перед вами листы бумаги, давайте сложим фронтовое письмо – треугольник. А правильно сложить его нам поможет стихотворение.

Написал я то, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки
Фронтовое письмецо.
Б. Лихарев.

17 слайд: Армия идет на запад.

Нанося тяжелые удары по врагу, выходя к своим границам, Советский Союз понимал, что необходимо уничтожить фашизм и помочь народам Европы освободиться от фашистских захватчиков. Армия идет на Запад. Кенигсберг, Будапешт, Вена, Белград, Прага, Варшава. Европа была освобождена.

18 слайд: Взятие Берлина.

16 апреля 1945 года началось советское наступление на Берлин. 2 мая Берлин сдался, над главным зданием - Рейхстагом развивается красное знамя. Знамя Победы. Но бои еще продолжались. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года немецкое командование подписало акт о безоговорочной капитуляции. Война закончилась. Советский Союз встречал Победу праздничным салютом, который в память о ней гремит каждый год 9 мая.

19 слайд: Парад Победы.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся парад. Наши воины – солдаты и офицеры, бросили к стенам Кремля фашистские флаги и знамена.

20 слайд: Помните. Минута молчания.

21 слайд: Памятники.

В нашей стране много памятников воинам. Есть целые мемориалы (Поклонная гора), а есть маленькие обелиски, на которых простая надпись: Неизвестный солдат.

Война не окончена, пока не похоронен последний солдат. До сих пор работают поисковые отряды в местах сражений, ищут и находят и предают с почестями земле, останки солдат, погибших в этой войне. Ищут солдатские медальоны, чтобы не осталось неизвестных бойцов.

22 слайд: Лента времени.

Мы вернулись к нашей ленте времени. Посмотрите, сколько лет прошло со Дня Победы. Год 1945... Год 2010. Между ними 65 лет мира и памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти мирные 65 лет! Вернувшиеся с войны заново отстроили города и села, засеяли поля, запустили человека в космос, изобрели компьютеры и новые игрушки…

Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей подарившим нам жизнь.

Чтец 7:

Любой народ живет веками,
Пока в народе вечна память.
Забыть мы не имеем права
Военных дней, тех лет кровавых.
И долг наш поименно помнить
Всех тех, кто спас наш мир огромный!

Литература:

  1. И.В. Новокрещенов Страницы Великой Победы. Учебное пособие для учащихся 2–4 классов. Ювента, Москва, 2010.
  2. Е.А. Воронова Воспитать патриота. Программы, мероприятия, игры. Феникс, Ростов-на-Дону, 2008.
  3. Полная хронология XX века. Вече-Аст, Москва, 1999.