Болезни Военный билет Призыв

Камчадалы. Образ жизни и система обеспечения. Расселение и численность

Ительмены

(итэмэн, в ранних записях искажённо -ительмень, устаревшее: камчадалы)

Взгляд из прошлого

«Описание всех в Российском государстве, обитающих народов» 1772-1776 гг.:


В отличие от коряков, которые все больше и больше занимаются разведением оленей, камчадалы продолжают искать себе средства к существованию в охоте и рыбной ловле. Камчатские леса очень богаты, а живность в них разнообразна. Охота на пушного зверя особенно продуктивна зимой. Это основное средство существования камчадалов и почти единственный их товар.

Камчадалы занимаются с любовью разведением и воспитанием собак, которым живется у них несравненно лучше, чем прочим домашним животным - лошадям и быкам.


Камчатские собаки закалены в далеких путешествиях и, несмотря на дурные дороги и неровную почву, бегут без устали на большие расстояния. Они мало отличаются от крестьянских дворовых собак; но камчадалы совершенно переделали на свой лад этих животных: они приучили их и к иной пище, и к иному обращению, и к своеобразному способу дрессировки. Из всех сибирских собак камчатские - лучшие по быстроте бега. Они так горячи, что часто на бегу повреждают себе члены, и от чрезмерных усилий шерсть их нередко бывает покрыта потом с кровью.

Они очень сильны: четыре собаки могут везти троих людей вместе с их багажом и делают от 30 до 40 верст в день по дурным дорогам и до 80 верст по хорошей дороге.


Если даже в Камчатку когда-нибудь проникнет образование, и жители ее сделаются более развитыми, нежели теперь, все-таки местные и климатические условия не изменятся и заставят всегда предпочитать езду на собаках всякой другой езде.

В.И.Немирович-Данченко,"Страна Холода", 1877:


- Камчадалы далеко не привлекательны. Представьте себе неуклюжего, малорослого, смуглого и скуластого дикаря с подозрительно бегающими глазами, цепкими и тонкими руками, словно крадущеюся походкой, во всяком движение которого так и сквозит раболепство и лукавство. К этому же необходимо прибавить, что они почти никогда не моются и обладают каким-то особенным, только им одним свойственным, запахом перегнившей рыбы. Женщины их особенно противны. Тут нечистоплотность достигает своего апогея. Это просто ходячие зверинцы - и понятен ужас одного американца, которому пришлось провести несколько дней между этими изящными представительницами прекрасного пола.



Занятия камчадалов определяются временами года. Летом они ловят и сушат рыбу, собирают разные коренья, ягоды и мухоморы; осенью они продолжают рыболовство, бьют птиц, гусей, лебедей, уток, заготовляют лес; зимою охотятся за соболем и лисицею, плетут сети для рыбы, делают санки, перевозят запасы из летних промысловых шалашей в свои юртовья. Весною - начинаются морские звериные промыслы, ловля бобров. Все эти работы строго распределены между мужчинами и женщинами: первые бьют и ловят зверя, вторые занимаются его приготовлением. Первые строят юрты и балаганы - вторые шьют платья.

Пища камчадалов состоит главным образом из юколы, приготовляемой из всех рыб рода лососей. Каждую рыбу они делят на шесть частей. Бока с хвостом сушат на воздухе, спинки и тешки приготовляют особенно. Головы квасят в ямах, пока весь хрящ покраснеет - и несмотря на страшную вонь, едят их как лакомство. Остающееся на костях мясо снимают, сушат и толкут для примеси к вареву, а кости заготовляют для собак. Затем следует рыбья икра, которая сушится вместе с корою ивы и березы и употребляются в пищу во время промыслов и охот. Мясо и жир тюленя, моржа и др. морского зверя они также едят, приготовляя его с разными кореньями и травами. Ягоды и корни дополняют их неприхотливое меню.

Во время праздников и пиров камчадалы пьют настой из мухомора, или высушив этот гриб, глотают его целиком. Вслед за тем почти тотчас же наступает опьянение: это тот же гашиш. Русские казаки, употреблявшие это снадобье, рассказывают о нем самые удивительные вещи. Так, им мухомор приказывал удавиться, зарезаться, и это приказание непременно было бы исполнено ими, если бы не товарищи, вовремя останавливавшие расходившихся пьяниц. Другому казаку почудился ад и геенна огненная, причем тот же мухомор приказал ему исповедаться, что он и начал вслух на потеху хохотавших собеседников, выложив им все сокровенное. Коряки и чукчи едят мухомор, когда собираются кого-нибудь убить или решиться на опасное предприятие.

На своих пирах камчадалы также и поют. Песни их однообразны, хотя их ритм и мотивы не лишены своей приятности. Песни, преимущественно любовного содержания, сочиняются их девушками и женщинами.

В обычаях камчадалов весьма много странного. Вот как, например, у них еще недавно сводилось знакомство. Если один камчадал хотел короче сойтись с другим, то он, предварительно заготовив всякого рода припасов на десятерых, звал будущего друга к себе в гости. Юрта на этот случай топилась до невозможности. Хозяин и гость сидели в ней раздевшись. Затем последнему предлагались яства - и в то время как он ел, хозяин на раскаленные каменья очага наливал воду. Гость, по засвидетельствованию очевидца, старается все, что у хозяина приготовлено, съесть и жар его вытерпеть, а хозяин старается, чтоб гость взмолился и просил свободы от пищи и жару. Выйти из юрты гость права не имеет, хозяину же предоставляется оставлять ее, когда ему угодно. Гость откупается собаками или платьем.

Современные источники

Ительмены - народ, коренное население полуострова Камчатка.

Этноним

Название Ительмен является русской адаптацией самоназвания «итэнмэн» («сущий», «живущий здесь»).

Численность и расселение



В конце 17 в. ительмены занимали центральную часть полуострова Камчатки.

Северной границей расселения на западном побережье была р.Тигиль, на восточном - р. Ука. На юге поселения ительменов тянулись до самой оконечности полуострова.

Общая их численность в конце 17 в. составляла более 15 тысяч человек.

В XVIII - начале XIX вв. ительмены делились на ряд крупных локальных подразделений, имеющих собственные самоназвания и особенности культуры: камчатскую, авачинскую, большерецкую, западную, хайрюзовскую.

С вхождением Камчатки в состав Российского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими.

В результате военных столкновений с казаками и эпидемий их численность быстро сокращалась.


Со второй половины 19 в. процесс культурно этнического исчезновения ускорился.

Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки.

Медленнее проходил на западном побережье полуострова.

К середине 19 в. Ительмены там сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры.

В качестве ительменов они и были зафиксированы переписью 1926/27 г.

На сегодняшний день по переписи 2010 года, ительменов зафиксировано всего 3093 человека.


Проживают они на полуострове Камчатка, преимущественно в Тигильском и Мильковском районах Камчатского края и Петропавловске-Камчатском (2361 человек), а также в Магаданской области (600 человек).

Численность ительменов в населённых пунктах (по переписи 2002 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %).

Камчатский край (2296 чел., 2002 год):

Село Тигиль 355 чел.

Село Ковран 265 чел.

Город Петропавловск-Камчатский 265 чел.

Село Мильково 233 чел.

Село Усть-Хайрюзово 156 чел.

Пгт Палана 130 чел.

Село Седанка 130 чел.

Село Соболево 119 чел.

Магаданская область (643 чел., 2002 год):

Город Магадан 231

Село Тауйск 114

Пгт Ола 109

Антропологические особенности ительменов

Антропологически ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов.

Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более тёмная пигментация, выступающие губы.

По этим признакам антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Этногенез

Формирование ительменов связано с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории.

Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии.

В раннем неолите на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры.

Одна из них - тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки.

Большинство исследователей склонны считать, что ее носителями и были древние ительмены.

Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки.

Многие культурные особенности ительменов несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят их с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки.

Язык

Ительменском язык принято относить к чукотско-камчатской семье.

Существует нетрадиционная точка зрения, согласно которой ительменский язык входит в эту семью лишь на ареальных основаниях, генетической связи с чукотским и корякским языками у него нет.

В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную.

Относительно сохранился лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского.

Выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрю-зовский.

Лишь 18,8% ительменов, преимущественно представители старшего поколения, родным считают ительменский язык.

Традиционное жилище


Зимним жилищем служили прямоугольные или овальные полуземлянки (юрты) с деревянным сводом, поддерживаемым столбами.

Дым очага выходил через боковое отверстие.


В юрту спускались по бревну с перекладинами через верхнее отверстие. Обычно в землянке зимовало от 5 до 12 семей.


На летние промыслы каждая семья переселялась в свайную постройку из жердей с коническим верхом, рядом строили сооружения из жердей и травы, в которых чистили и варили рыбу.


Подтверждено, что как минимум в ХVIII в. у ительменов имелись четырехстенные срубные избы.

А из хозяйственных построек -амбары и помещения для скота

Религия

Религиозные представления и обряды ительменов основаны на Пантеизме и Анимизме.


Демиург видимого мира- Кутка или Кутга, происходит, может быть, от монгольского «кут»=»мороз».

Именно холод должен был казаться первым поселенцам на Камчатке главным фактором, определяющим их жизнь.

Постоянные насмешки, которые ительмены допускали по отношению к Кутке, рассказывая о нем, почти в дионисийском духе, непристойные истории, объясняются может быть победой над морозом после того, как Кутка же научил строить подземные жилища.


Научив, Кутка ушел в страну коряков, где куда холоднее, чем на Камчатке.

Жена Кутки - Хахи, быть может от старо-тюрского «хат»=»красота, порядок, лад»; миф говорит, что она и была очень красива и умна.

Его сын Дезелькут, быть может, от «тес»=»подобие, образ»+»кут»=»Подобие Кутки».

Из «Духов-Хозяев», особо почитался «хозяин моря» Митг, дающий основной продукт питания - рыбу.

Леший, совсем как у славян и тюрок заманивающий в чащу - Ушахчу, имеет может быть соответствия в «ух» (протобулгарское)=»филин».

В облаках живет Виллюкай, «вилем»=»смерть», поскольку, по повериям, после смерти человек переселяется на небо.

Властелин подземного мира - Хэч.

Существовали шаманские обряды.

В роли шаманов обычно выступали женщины.

Поразительны космологические познания ительменов.

Они хотя и считают землю плоской, но думают, что изнанка нашей плоской земли - это подземное небо, и когда там лето, тут зима, и наоборот.

Дождь проникает сквозь землю и орошает подземную землю, что имеет полное соответствие в славяно-тюрских мифологиях о Подземном Океане.

Есть у них и предания о Всемирном потопе, и о спасении некоторых предупрежденных на плотах, как у народов Передней Азии.

Хорошо знакомо им созвездие - Большая Медведица, которую они называют Хана, что значит «движущееся созвездие».

В сентябре у ительменов проходил «Алхалалалай», важнейший обрядовый календарный праздник очищения, знаменующий завершение хозяйственного цикла.

В празднике в обрядовой форме воспроизводились элементы мифов о сотворении мира и ритуалы, связанные с благодарением природы.

Отдавая дань уважения своим предкам, ковранцы и гости праздника совершали восхождение на легендарную гору Эльвель.


По обычаю, во время церемоний устанавливаются жертвенные фигуры Хантай, Нустахчах, Ажушак, изготовленные местными ремесленниками.

После обращения ительменов в 1740 - 1747 гг. в христианство стали распространяться православные обряды - крещение, венчание, отпевание.

Уже в первой четверти ХIХ в. путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища.

Установилась традиция при крещении давать детям русские имена.

Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

Календарь

В культуре и мифологии ительменов отмечено явное воздействие древних тюркских народов.

Чрезвычайно устойчивым признаком культуры народа является календарь.

Само обозначение времени у ительменов - «уткуах», «асич» (у жителей западного побережья) и «леткуль», «ельчич» (у жителей восточного побережья), причем на древность этих слов указывает то, что смысла их ительмены уже не понимали.

На старотюркском «ут»=»ходить», «ас»=»память», «лата»=»порядок», «елкер»=»Плеяды», по которым еще герои Гомера определяли время.

Таким образом, мы получаем целый набор определений, касающихся свойств времени.

Другим явно тюркским следом является отсчет времени не по солнцу, а по луне; именно, ительмены определяют год как некое количество лунаций.

Но, поскольку лунный год короче солнечного, они подгоняли лунации к сезонам, чтобы, в отличие от мусульман, начало года не двигалось по всему календарю.

Месяц же прямо определяется как промежуток между новолуниями.

Названия месяцев имеют четкую этимологию из ительменского, так что они, наверное, поздние.

Само слово «месяц» как и в русском и у других индоевропейцев, синоним «Луны», «коач».

В старотюрском «кукаль»=»пирог».

Здесь налицо аналогия - оба предмета, пирог и Луна, круглые.

Лето» называется по-ительменски «адамас», что имеет прямую аналогию с тюрским «азамат», «заря, свет».

Месяц перевод тауакоач, май месяц прилета куликов коакуач, июнь время кукушки эхтемстакоач, июль летний месяц кихсуакоюч, август лунный свет (в августе начинается сезон ночной ловли рыбы) коасухтакоач, сентябрь месяц опадания листьев пикискоач, октябрь месяц маленькой птички «пик» казакоач, ноябрь крапивный месяц - сушка крапивы ноккоуос набиль, декабрь «я отморозил» сюсакоач, январь «не тронь меня» кичакоач, февраль месяц лестницы (по которой они забирались в свои жилища) адукоач, март месяц дымоходного отверстия (оно начинает оттаивать первым, показывая приход весны) масгалькоач, апрель месяц трясогузки

Традиционное хозяйство

Основу жизнеобеспечения ительменов составлял речной лов, дающий рыбу лососёвых пород.

В море промышляли навагу (на льду), корюшку, мойву.

Промысловыми угодьями владела территориально-соседская община.


Рыбу, в основном лососевых, ловили с апреля по ноябрь.

Способы и орудия лова были традиционны - сети, невода, запоры - сооружения в виде изгороди или плетня из тальника, перегораживавшие речку или часть ее, с «воротами», в которые ставили плетеные ловушки в виде воронки (верши, морды) или мешкообразные сети.

Женщины занимались собирательством.

Жители морского побережья промышляли ластоногих, шкуры и жир которых служили предметами товарообмена как среди местного населения, так и с оленными коряками.

У последних выменивали оленьи шкуры, мясо, сухожилия.

Охота носила подсобный характер.

Добывали в основном снежных баранов, диких северных оленей, водоплавающую птицу в период линьки.

С охотой на медведя и употреблением в пищу его мяса были связаны особые обряды.

Пушнина служила предметом обмена.

На соболя и лисицу ставили капканы и ловушки, а также гнали собаками.


Летом передвигались на лодках-батах, выдолбленных из тополя.


Зимой - на собачьих упряжках с нартами, имеющими две пары дугообразных копыльев и седлообразное сиденье.


Ходили на лыжах - длинных, скользящих и «лапках» - коротких ступательных.

Утварь изготовляли из бересты, топоры делали из оленьей и китовой кости или камня (яшмы), ножи, стрелы, наконечники копий - из вулканического стекла - обсидиана.

Пользовались ительмены и плетенными из осоки изделиями: корзинами, коробами, которые носили за спиной при помощи кожаного или матерчатого ремня.

Женщины укрепляли ремень на лбу, мужчины - на груди.

В этих корзинах переносили ягоды, клубни растений, кедровые шишки, груз во время перехода на рыбалки или полевые станы.

Подобного типа утварь использовалась практически всеми народностями, проживающими на территории Камчатского полуострова.

Холодной ковкой из металла изготавливали ножи, наконечники стрел и копий.


Огонь добывали трением.

Есть свидетельства разведения крупного рогатого скота и огородничества, задолго до появления в регионе русских.


Была развита художественная резьба по кости.

Традиционная одежда

Зимней одеждой, как мужской, так и женской, были глухие шубы с капюшоном - кухлянки (ниже колен) и камлеи (до пят), которые шили из оленьего меха двойными - мехом внутрь и наружу.

Зимой мужчины и женщины носили штаны мехом внутрь, летом - замшевые.


Летней одеждой часто служила выношенная зимняя, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож.

Женской домашней одеждой был комбинезон, мужской - набедренная кожаная повязка.

Зимнюю обувь шили из оленьих камусов, дополняя меховыми чулками, летнюю - из шкур ластоногих.

Зимние меховые шапки имели вид капора, а летние, похожие на алеутские, делали из бересты или перьев и палочек.

Стеллер писал: «Самые нарядные кухлянки обшиваются у ворота и рукавов, а также и на подоле, собачьим волосом, а на кафтан навешиваются сотни кистей из тюленьего волоса, окрашенного в красный цвет, которые болтаются из стороны в сторону при каждом движении».

Такое одеяние ительменов создавало впечатление пушистости и лохматости.

У женщин-ительменок был обычай: носить парики.

Более всего почиталась та, у которой парик был больше и роскошнее.

Эти модницы всегда ходили с непокрытой головой.

Девушки же свои тяжелые черные как вороново крыло волосы заплетали во множество мелких косичек и для большего шика покрывали их волосяными накладками, сплетенными в виде шапочек.

Может быть, поэтому чукчи и коряки могли называть ительменов камчадалами, потому что в обоих языках «камча» означает «кудрявый», «лохматый», а «левыт», «лявыт» (чукот.) и «лэв’ит», «лав’ыт» (коряк.) - «голова».

Музыка и танцы

Музыка характеризуется несколькими локальными вариантами, изученными неодинаково.

К началу 1990-х гг. были известны три из них: два западных - ковранский и тигильский и один восточный - камчадальский.

Музыка, инструменты и жанры взаимосвязаны с фольклорными традициями коряков, курильских айнов и эвенов.

Музыку ительменов делят на песенную, танцевальную, инструментальную и повествовательную.

Песенная мелодия сопровождает импровизированный текст.

Песни с лирическим текстом у ковранцев называются чака’лэс (от чак’ал - «горло», «рот»), у тигильцев - репнун (от репкуё - «напевать», «голосить»).

Колыбельные песни, хотя и выделяются терминологически (у ковранцев - корвэльу, у тигильцев - карвэльу), собственных мелодий не имеют, а поются на различные типовые мелодии.

Тексты заговоров, обнаруженные только у ковранцев, поются на ритуальные мелодии (кмали чинэх).

У ительменов известно 16 музыкальных и звукопроизводящих инструментов под общим названием ма’лйанон - «играющий предмет». Ительменский бубен (яяр) родствен корякскому.

Существовал и деревянный пластинчатый варган (варыга).

Флейта из дудника с наружной свистковой щелью без отверстий для пальцев у ковранцев называется ковом, у тигильцев - коун.

«Собственно ительмены имеют, в свою очередь, свои старинные, особые пляски, которые они у Пенжинского моря называют «хаютели», а на реке Камчатке - «кузелькингга».

Главный танец сводится к тому, что все женщины и девушки садятся кружком, потом одна из них вскакивает, поет песню и поднимает руки, на средних пальцах которых висит по длинной пряди мягкой травы эхей. Этими прядями травы женщины всячески размахивают, при этом так быстро сами кружатся и вертятся, что кажется, будто все их тело трясется от лихорадочного озноба, причем отдельные части тела совершают каждая свое особое в разные стороны движение.

Их ловкость трудно описать словами, и ей нельзя в достаточной степени надивиться.

Во время пения они подражают крикам разных животных и птиц, выделывая совершенно неподражаемые горловые фокусы: кажется, будто слышишь одновременно по два-три голоса.

Этим мастерством отличаются особенно женщины в Нижнем остроге и по реке Камчатке.»

(Георг Стеллер о музыкальных способностях ительменов «О празднествах и развлечениях ительменов» труда Г.-В. Стеллера «Описание земли Камчатки»)

Национальная кухня

Рыба служила основной пищей и кормом для собак.

Ее заготавливали впрок: вялили и квасили в ямах, реже запекали и коптили, зимой замораживали. Лососевую икру сушили и квасили.

Реже употребляли в пищу мясо зверей и птиц.

Мясо и жир морских животных парили в ямах, кишки и желудки использовали как емкости для хранения продуктов.

С рыбой и мясом ели много различных трав, кореньев, клубней сараны, ягод.

Собирали кедровые орехи, яйца водоплавающих.

В хозяйстве ительмены пользовались деревянной, берестяной посудой и утварью из травы.

В деревянных корытах пищу варили с помощью раскаленных камней.

Отваренное мясо или рыбу клали на большие деревянные блюда-доски с чуть-чуть приподнятыми краями и ели руками, запивая из небольшой деревянной чашки какой-либо приправой.

Камчадалы
Самоназвание
Численность и ареал

Всего: 1927
Россия 22x20px Россия :
1927 (Всероссийская перепись 2010 г.)

Вымер

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Археологическая культура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык
Религия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Расовый тип
Входит в
Родственные народы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Этнические группы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение Славяне Восточные славяне Русские

Камчада́лы - этнографическая группа русских , старожильческое население современной территории Камчатского края , Магаданской области, Чукотки, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов. В XVIII веке термином камчадалы обозначали ительменов .

В наибольшей мере на происхождение и культуру русских камчадалов повлияли ительмены , в меньшей степени также коряки , чуванцы . Язык камчадалов - русский . В трудах путешественника С. П. Крашенинникова упоминаются названия локальных и диалектных групп: кшаагжи, кыхчерен, живших между реками Жупанова и Немтик; чупагжу или бурин - между Верхним Камчатским острогом (Верхнекамчатском) и рекой Жупанова; лингурин - между реками Немтик и Белоголовой и кулес - к северу от реки Белоголовой.

Постоянное русское население появилось к 1730 годам и, вследствие своей немногочисленности, в значительной степени смешалось с аборигенами края, а часть ительменов восприняла русский язык и культуру, войдя в состав камчадалов. К началу XX века на Камчатке насчитывалось около 3600 человек местного русско-ительменского населения, которое представляло одну этнографическую группу с общими чертами культуры и быта и русским языком общения .

Доля камчадалов по районам и городам России

Численность камчадалов в населённых пунктах Камчатки (по переписи 2002 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %) :

  • посёлок Ключи 472
  • город Петропавловск-Камчатский 216
  • посёлок Усть-Камчатск 182
Доля камчадалов по районам и городам России (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %):

Камчадалами себя также называют старожилы побережья Охотского моря в Магаданской области, проживающие в поселках Ола, Гижига, Ямск, Тауйск, Армань и др.

Напишите отзыв о статье "Камчадалы"

Примечания

Ссылки

  • Камчадалы - статья из Большой советской энциклопедии .

Литература

  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 527
  • Хаховская Л. Н. Камчадалы Магаданской области (история, культура, идентификация). Магадан, 2003
  • В. С. Пикуль "Богатство".

Отрывок, характеризующий Камчадалы

К моему величайшему удивлению, вместо суровых каменных пещер, я увидела ласковое, голубое море, на песчаном берегу которого стояла женщина. Я тут же узнала её – это была Мария Магдалина... Единственная любовь Радомира, его жена, мать его чудесных детей... и его вдова.
Она стояла прямая и гордая, несгибаемая и сильная... И только на её чистом тонком лице жила жгучая затаённая боль... Она была всё ещё очень похожа на ту дивную, светлую девочку, которую когда-то показал мне Север... только теперь её смешливое, милое лицо уже омрачала настоящая, «взрослая» печаль... Магдалина была красива той тёплой и нежной женственной красотой, которая одинаково поражала и молодых, и старых, заставляя почитать её, оставаться с ней, служить ей, и любить её, как можно любить только лишь мечту, вдруг воплотившуюся в человека.... Она стояла очень спокойно, сосредоточенно всматриваясь куда-то вдаль, будто чего-то ожидая. А рядом с ней, цепко обняв её колени, жалась крохотная девчушка – вторая маленькая Магдалина!.. Она была потрясающе похожа на свою мать – такие же длинные золотые волосы... такие же лучистые голубые глаза... и такие же забавные, весёлые ямочки на нежных улыбающихся щеках. Девочка была удивительно хороша и смешлива. Вот только мама казалась настолько грустной, что малышка не решалась её беспокоить, а лишь тихо стояла, тесно прижавшись, будто ждала, когда же уже пройдёт эта странная, непонятная мамина печаль... Ласковый ветерок лениво играл в золотых прядях длинных волос Магдалины, временами пробегая по её нежным щекам, осторожно касаясь их тёплым морским дуновением... Она стояла застывшая, точно статуя, и лишь в её грустных глазах явно читалось напряжённое ожидание... Вдруг очень далеко на горизонте показалась белая, пушистая точка, медленно превращавшаяся в далёкие паруса. Магдалина тут же преобразилась и ожила, крепко прижимая к себе дочурку, и как можно веселее сказала:
– Ну, вот мы и дождались, моё сокровище! Ты ведь хотела увидеть, откуда мама пришла в эту страну? Хотела ведь?.. Вот и поплывём мы с тобой далеко-далеко, пока не достигнем самого дальнего берега, где есть наш ДОМ... Ты полюбишь его так же сильно, как любила я. Обещаю тебе.
Наклонившись, Магдалина обвила руками свою крохотную дочурку, как бы желая защитить её от тех бед, которые зрела в их будущем её утончённая, ласковая душа.
– Мамочка, скажи, папа ведь тоже поплывёт с нами? Мы ведь не можем его здесь оставить? Правда? – и вдруг спохватившись, удивлённо спросила, – А почему его так долго нет?.. Уже почти два месяца мы его не видели... Мама, а где папа?
Глаза Магдалины стали суровыми и отрешёнными... И я тут же поняла – её малышка дочь ещё не знала, что папа уже никогда больше никуда с ними не поплывёт, так как те же самые два месяца назад он закончил свою короткую жизнь на кресте... Ну, а несчастная Магдалина, видимо, никак не могла отважиться сказать этому маленькому, чистому человечку о такой страшной, бесчеловечной беде. Да и как она могла сказать об этом ей, такой крошечной и беззащитной? Как объяснить ей, что были люди, которые ненавидели её доброго, светлого папу?.. Что они жаждали его смерти. И что никто из рыцарей Храма – его друзей – не смог его спасти?..
И она отвечала всё так же ласково и уверенно, стараясь успокоить свою встревоженную малышку.
– Папа не поплывёт с нами, ангел мой. Так же, как и твой любимый братик, Светодар.... У них есть долг, который они должны исполнить. Ты ведь помнишь, я рассказывала тебе, что такое – долг? Помнишь ведь?.. Мы поплывём вместе с друзьями – ты и я... Я знаю, ты их любишь. Тебе с ними будет хорошо, моя милая. И я буду всегда с тобой. Обещаю тебе.
Девчушка успокоилась, и уже веселее спросила:
– Мама, скажи, а в твоей стране много маленьких девочек? У меня там будет подруга? А то я всё с большими и с большими... А с ними не интересно. И играть они не умеют.
– Ну что ты, милая, а как же твой дядя, Радан? – улыбнувшись, спросила Магдалина. – Тебе ведь всегда бывает с ним интересно? И сказки он тебе рассказывает забавные, правда ведь?
Малышка с минуту подумала, а потом очень серьёзно заявила:
– Ну, может не так уж с ними и плохо, с взрослыми. Только я всё равно скучаю по друзьям... Я ведь маленькая, правда? Ну вот и друзья мои должны быть маленькими. А взрослые должны быть только иногда.
Магдалина удивлённо на неё посмотрела, и неожиданно схватив дочку на руки, звонко расцеловала в обе щеки.
– Ты права, золотце! Взрослые должны играть с тобой только иногда. Я обещаю – мы найдём тебе там самую хорошую подругу! Тебе придётся только чуточку подождать. Но ты ведь умеешь это? Ты у нас самая терпеливая девочка на свете, правда ведь?...

Общая информация

Камчадалы - современное самоназвание потомков оседлого коренного населения, преимущественно в Камчатской области, Пенжинском районе Корякского автономного округа и Ольском районе Магаданской области.

Первоначально камчадалами называли коренных жителей южной части Камчатки – ительменов. В таком понимании этноним использовался до середины 20-хг. XX столетия, хотя в научной литературе уже XIX веке происходила постепенная дифференциация понятий камчадалы и ительмены. Официальное их разделение на два самостоятельных этнических подразделения произошло в перепись 1926/27 гг.

История этнонима камчадалы восходит ко времени присоединения Камчатки к Российской империи, так русские казаки называли местное коренное оседлое население, занимавшееся преимущественно рыболовством, на морском побережье и морским зверобойным промыслом на ластоногих.

Камчадалы Магаданской области ведут свое происхождение от смешанного с потомками русских старожилов местного коренного населения, преимущественно коряков, эвенов. Камчадалы Камчатки Пенжинского района ведут свое происхождение от смешанного с потомками русских старожилов местного коренного населения, преимущественно коряков. Камчадалы Камчатской области ведут свое происхождение от смешанного с потомками русских старожилов местного коренного населения, преимущественно ительменов.

Современный родной язык русский. Но еще в середине ХХ века камчадалы говорили на особых говорах русского языка, называемого камчадальским, который представлял собой смесь северорусского говора русского языка и языков местного коренного населения. Благодаря обучению в школах на литературном русском языке и поголовной грамотности камчадальский говор постепенно утратился, им владеют в настоящее время лишь глубокие старики.

Территория расселения и численность

По реконструкции Б.О. Долгих, в 1730-е годы, то есть после первых 30 лет с момента присоединения Камчатки, на Камчатке проживало приблизительно 12-13 камчадалов, число их селений составляло около 100.

После эпидемий последней трети XVIII - начала XIX вв. в 1822 г. на Камчатке проживало около 1700 камчадалов в 35 селениях, причем в 31 селении численность населения составляла от 20 до 100 чел. Часть селений восточного побережья и нижнего течения реки Камчатки к этому времени совершенно обезлюдела! Числившихся русскими было 1409 человек в 9 селениях. Этот период малолюдности Камчатки для камчадалов и русских стал временем вынужденного массового заключения межэтнических браков. Именно в этот период сложилась смешанная группа камчадалов Камчатки, с особым языком и культурой. Большинство селений, где проживали камчадалы, сегодня нет, однако хорошо известно, что все они располагались в долине реки Камчатка и в окрестностях Петропавловска. Именно этот район и следует считать территорией концентрации коренного русскоязычного населения смешанного этнического происхождения – камчадалов.

Численность камчадалов по Переписи 2002 года 2293 человека, в том числе в Камчатской области 1881 человек, в Корякском автономном округе 132 человека, в Магаданской области – не указано.

Образ жизни и система обеспечения

Взаимодействие культур русского и коренного населения Камчатки проявлялось почти во всех областях материального производства. При этом шло формирование по существу синкретической культуры на базе традиционных промыслов и производственных занятий, а также новых видов хозяйственной деятельности, принесенных на Камчатку казаками и крестьянами.

Крестьяне, как и, в свое время, казаки, не добившись удовлетворительных результатов в хлебопашестве, перестраивались на ительменский образ жизнеобеспечения – переходили к рыболовству, пушному промыслу, собиранию дикоросов. Широкое распространение получило среди русских упряжное собоководство. Русские постройки в деревнях Камчатки (избы, амбары) дополнялись ительменскими свайными постройками – балаганами, хорошо приспособленными для хранения вяленой рыбы, продуктов собирательства.

В целом в хозяйстве камчадалов сочетались как традиционные отрасли коренного аборигенного населения (рыболовство, собирательство), так и привнесенные русскими казаками и переселенцами – пушной промысел, скотоводство, огородничество.

Быт современных сельских камчадалов мало чем отличается от вышеописанного. Основные занятия остались те же, но сильно сократились промысловые угодья под давлением многочисленного пришлого населения. Коренное население в Камчатской области, камчадалы вместе с немногочисленными ительменами, коряками, эвенами, алеутами составляет всего 2% от общей численности населения.

В настоящее время камчадалы поселков Соболево, Мильково, Ключи и г. Петропавловска-Камчатского с окрестностями создают свои общины, занимающиеся выловом рыбы, сбором дикоросов, в небольших объемах морским зверобойным промыслом. Организационно камчадалы входят в общие для коренных малочисленных народов Севера ассоциации своих регионов.

Этно-культурная ситуация

Верования камчадалов представляли собой комплекс, в котором при ведущей роли христианского мировоззрения находилось место и ранним дохристианским формам, воспринятым от местных жителей. Церковная обрядность занимала ведущее место в общественной и семейной жизни. Обязательно соблюдались основные христианские ритуалы. Все камчадалы носили нательные крестики. Православное мировоззрение активно прививалось детям в семье, в сельских школах при церквах.

Вместе с тем, достаточно стойко бытовали в сознании и многие элементы языческого мировоззрения. Традиционными почитания были водная стихия и земля. Два раза в году – весной и осенью – на реке проводился обряд благодарения. В камчадальской среде бытовало много элементов, заимствованных у ительменов и других коренных народов: вера в духов, поклонение природным объектам, обращение за помощью к шаманам и др.

В настоящее время камчадалы вместе с другими коренными народами Камчатского края проводят языческие ритуалы и праздники.

Камчадалы - этнографическая группа русских, старожильческое население современной территории Камчатского края, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов. В XVIII веке термином камчадалы обозначали ительменов.

В наибольшей мере на происхождение и культуру русских камчадалов повлияли ительмены, в меньшей степени также коряки, чуванцы. Язык камчадалов - русский.

Постоянное русское население появилось к 1730 годам и вследствие своей немногочисленности в значительной степени смешалось с аборигенами края, а часть ительменов восприняла русский язык и культуру, войдя в состав камчадалов. К началу XX века на Камчатке насчитывалось около 3600 человек местного русско-ительменского населения, которое представляло одну этнографическую группу с общими чертами культуры и быта и русским языком общения.

Переняв традиционный быт и хозяйственный уклад аборигенов, русские старожилы в результате смешанных браков породнились с ними, образуя единую семью камчадалов. Современные генеалогические исследования подтверждают, что до революции камчадалы - это единая большая камчатская семья, члены которой осознавали себя именно камчадалами. В 1912 году известный русский ученый, будущий президент Академии наук СССР В.Л. Комаров писал в Русском Антропологическом Журнале: «Теперь далеко не всегда скажешь кого видишь перед собой: камчадала или русского - настолько они перемешались между собой и настолько одинаковы их образ жизни, одежда и утварь».

По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года в России проживает 1927 камчадалов.

Значение слово «камчадалы»

Слово «камчадалы» употребляют по меньшей мере в пяти значениях.

  1. Первоначально русские называли так коренных жителей Камчатки - ительменов. И в этом значении слово продолжает циркулировать в исторической и историко-географической литературе.
  1. Позднее, когда началось смешение пришлых русских с аборигенами-ительменами, слово «камчадал» стало обозначать потомков от этих смешанных браков, владевших, как правило, двумя языками - ительменским и русским - и выработавших особый диалект русского языка. И именно в этом значении чаще всего принимает слово «камчадалы» современная этнография.
  1. Название народа (этноним), родственное географическому названию (топониму), всегда привлекательно для расширительного употребления. Поэтому название «камчадалы» стали зачастую распространять на всё старожильческое (прожившее много поколений на Камчатке) русское население, не очень-то придавая значение тому, есть ли у них и в какой пропорции примесь ительменской крови.
  1. В современном лексиконе камчатских СМИ и даже в обыденной административной лексике слово «камчадалы» порой употребляется как собирательное наименование всех коренных малочисленных народов Камчатки (а то ведь какой-нибудь образованный губернский деятель язык сломает, перечисляя: ительмены, коряки, чукчи, камчадалы, алюторцы, кереки…).
  2. Многие люди, жившие, работавшие и служившие на Камчатке, сегодня с долей иронии, но и не без гордости, дорожа воспоминаниями, именуют себя камчадалами. В сети вы запросто можете попасть в «камчадальский чат» москвичей и петербуржцев.

Культура

Группы метисного населения Камчатки начали складываться в середине XVIII в. Русские переселенцы перенимали у аборигенов их систему хозяйства и образ жизни. Бытовало двуязычие, потом возникло «камчатское наречие» русского языка. Оно до последнего времени сохранялось у старшего поколения камчадалов. Для мировоззрения камчадалов было характерно двоеверие: основы православного вероучения и обрядности переплелись с традиционными верованиями и промысловыми обрядами. В последнее время в среде камчадалов наряду с возвращением интереса к православию происходит интенсивный процесс возрождения древних языческих элементов камчадальской культуры. На основе местных традиций, литературных данных, а также заимствований из культуры современных ительменов у камчадалов возрождаются обрядовые календарные праздники: весенний праздник Первой рыбы (традиционное занятие камчадалов - рыболовство), осенний - «Алхалалалай».

Право на признание

До 1926 г. в официальных документах писалась народность «камчадал». Но при подготовке к переписи населения встал вопрос об официальной записи национальности туземного населения. Если с коряками, чукчами и другими народностями полуострова было все ясно, то с камчадалами возник вопрос. В 1927 г. было принято постановление: «констатировать, что ту часть населения полуострова, которая именует себя камчадалами, говорит по-русски и живет оседло, не относить к числу мелких туземных народностей северных окраин». Решение было принято без тщательного изучения проблемы. Камчадалы, проживающие в южных районах полуострова, занимались и до сей поры занимаются традиционной деятельностью; у них были свои территории расселения, сложившийся быт, своя культура, но из-за интенсивной ассимиляции камчадалы утеряли язык. И вот на основании отсутствия этого признака их отлучили от своей национальности, причислили к русским. Хотя в мировой практике много примеров, когда народы говорят на языке других народов, например, жители Бразилии говорят на португальском языке.

В конце 80-х годов камчадалы объединились в областную Ассоциацию для самоидентификации и правовой защиты своих интересов. В 1991 г. Камчатским облсоветом принято временное положение, которым признавалось наличие в Камчатской обл. этнической группы - камчадалы. В области в качестве членов традиционных общин камчадалов зарегистрировались 9 тыс. чел. Появились камчадальские клубы в селах и городах, материалы по культуре камчадалов собраны в областном, Мильковском и Соболевском музеях.

Хозяйство

Основная отрасль хозяйства - летне-осенний лов лосося сетями и неводами, сплетенными из крапивы, конского волоса, покупного прядева. Зимой и весной мордами, неводами и удочками добывали гольца, хариуса, навагу. Лосося вялили, солили, квасили. Развитие получили собаководство и каюрный извоз - перевозка грузов и пассажиров на нарте, запряженной 10-12 собаками. Упряжное собаководство камчадалов восточно-сибирского типа. В охотничьем промысле преобладала добыча пушных зверей (белка, соболь, горностай, лисица), охота на птиц, мясных сухопутных животных велась с ружьями и с помощью пастей, петель, капканов, черканов. Добычу ластоногих (ларга, лахтах, нерпа) вели сетями, дубинками, ружьями. В ограниченных размерах занимались огородничеством (картофель, овощи), содержанием крупного рогатого скота и лошадей, на Камчатке выращивали ячмень и овес. Собирали сарану, черемшу, дикий лук, ягоды, грибы. Летнее средство передвижения - лодки-долбленки (баты и каюки), зимнее - нарта с собачьей упряжкой.

Традиционное жилье

У камчадалов сложились синкретичные формы материальной культуры. Зимние компактные поселения со стационарными жилищами в виде срубной избы с корьевым покрытием располагались вблизи устьев нерестовых рек, летом камчадалы проживали рассеянно в местах промыслов - вдоль рек и морских побережий - в быстровозводимых каркасных постройках (поварнях, балаганах). Подсобные строения - амбары, хлевы для скота (хотоны, стайки).

Традиционная одежда

Типы зимней одежды камчадалов заимствованы у коренного населения: мужчины носили двойные кухлянки и штаны из оленьего меха, женщины - одинарные рубахи-гагагли мехом внутрь, шубы распашного кроя. Обувью служили камусные торбаса разной длины, головным убором - малахай (мужчины), капор (женщины). Летом носили одежду европейского типа, которая сочеталась с ровдужными штанами, рубахой, перчатками. Летне-осенней обувью рыбаков были сары и бродни из нерпичьих шкур.

Камчадалами называют жителей Камчатки, которые являются потомками русских людей, смешавшимися с коренными северными народами. Камчадалы выделены в отдельную народность. На их культуру, жизненный уклад сильно повлияли традиции местных жителей. Несмотря на то, что этот народ является славянской этногруппой, их внешность, уклад жизни, обычаи сильно отличаются от русских.

Численность

Камчадалы относятся к малочисленным этногруппам. Их количество составляет всего около 2 300 человек.

Где живут

Представители этого народа проживают в Камчатском крае (субъект РФ), на Чукотке. Также к камчадалам относят себя люди, живущие в Магаданской области на побережье Охотского моря.

Язык

Камчадалы разговаривают на русском языке. Народности, с которыми смешивались русские переселенцы, общаются на чукотско-камчатских диалектах. Однако процесс их обрусения привел к распространению русского языка.

Религия

Русские при переселении на Камчатку принесли с собой православие. Однако распространенные до этого анимизм и вера в пантеон богов не были забыты. Поэтому до сих пор имеют место шаманские ритуалы и обряды.

История

В 17 веке русские начали осваивать северные области. Камчатку тогда заселяли ительмены, коряки, чуванцы. Местного населения насчитывалось около 13 000. Это были мирные племена, промышлявшие охотой, рыболовством. Предки ительменов жили на этой территории уже в 5 веке. Историки предполагают, что они имели тюркско-иранское происхождение. Распространенной версией происхождения термина «ительмен» является толкование как «живущий здесь». В 18 веке ительмены пережили сильные притеснения со стороны казаков, которые заставляли платить дань. Несколько раз они восставали, но безуспешно. Впоследствии коренные жители были частично истреблены, остальные ассимилированы. К концу столетия их оставалось около 3 000. От браков ительменов с русскими образовались камчадалы.

Жизнь

Традиционными занятиями камчадалов являются рыболовство и охота. Охотились на пушного зверя, мех которого использовался для изготовления одежды. Шкуры часто служили товаром. Издавна разводили собак, которые применялись для передвижения. Позднее стали выращивать оленей, лошадей. Промысел зависит от времени года. Летом, осенью мужчины занимаются рыболовством. Добывают рыб лососевых пород, тюленей, моржей. Мясо и рыбу заготавливают на зиму. Его вялят, сушат, квасят. В осенний сезон охотятся на уток, гусей, зимой - на соболей, песцов, лисиц. В летнее время женщины собирают съедобные коренья, ягоды, грибы. Земледелие у камчадалов не развивалось, причиной чему являются неплодородные земли. В небольших количествах выращивается овес, ячмень. Некоторые семьи имеют огороды, где выращивают корнеплоды.

Для изготовления тканей использовалась крапива. Верхняя одежда шьется из шкур животных. После прихода русских возникла добыча железа, кузнечное дело. Традиционными ремеслами камчадалов являются:

  • плетение из стеблей растений;
  • резьба по дереву, кости;
  • кожевенное дело;
  • тиснение на бересте;
  • изготовление меховых изделий.

Предки камчадалов жили общинами, главой которых был старейшина. Мужчины пользовались авторитетом, но в быту наблюдались и матриархальные черты. Если мужчина хотел жениться, его селили у будущей жены в доме, где он проявлял свою работоспособность. Существовало разделение труда на мужской и женский. Мужчины занимались промыслом и тяжелой работой (строительством жилья), женщины вели хозяйство, шили одежду. Несмотря на это, муж мог помогать жене по дому, например, готовить еду. Шаманы традиционно были женского пола. После сватовства калым за жену не платили, вместо него предполагалась отработка на отца девушки.

Жилище

До прихода русских ительмены жили в юртах. Они были двух типов: летние - свайные строения с конусообразной крышей и зимние (полуземлянки с деревянным сводом). Летом люди перебирались на побережье, чтобы ловить рыбу. Они сооружали пирамидальные строения временного типа, которые держались на сваях. Внутрь забирались по лестнице. Жилище имело очаг, который применяли для сушки рыбы. Рыбу развешивали на жердях по периметру строения. Такие сооружения можно увидеть и в настоящее время. В 18 веке камчадалы начали строить срубные избы.

Внешность

Камчадалов относят к европеоидам, однако в их внешности явно прослеживаются азиатские черты. Они низкого роста, коренастые, приземистые. Кожа смуглая, узкий разрез глаз. Лицо не такое плоское, как у монголоидов, губы пухлые. Волосы темные, густые. Женщины заплетают их в косы. Некоторые мужчины носят длинные распущенные волосы. Среди девушек встречаются симпатичные, с большими глазами, красивой белозубой улыбкой.


Одежда

В летний сезон женины носили своеобразные комбинезоны - рубахи, соединенные со штанами в одно целое. У мужчин летней одеждой часто служила изношенная зимняя, которая протиралась до кожи. Зимнюю одежду шили из шкур собак, оленей, иногда делали из лососевой кожи. Штаны надевали мехом внутрь. Детали скрепляли между собой жилами животных или крапивными нитями. Также их могли соединять клеем, сделанным из жировой прослойки рыб.

Мужчины и женщины носят одинаковые зимние куртки - кухлянки. Они представляют собой меховую парку свободного покроя, с капюшоном и клапаном в верхней части переда, которым закрывали лицо от ветра. Кухлянка длиной до пола, так что надежно защищает тело от холода. Переднюю часть куртки, низ и рукава отделывают шнурками, вставками из меха другого цвета.
Обувь делают из рыбьей кожи, оленьих шкур. Сапоги утепляют травой, выстилая их изнутри. Летом мужчины скрепляют волосы ремнем, закрепляя его сзади. Девушки носят красивые повязки вокруг головы, расшитые бисером, национальными узорами. Украшениями издавна являются плоские бусы, резные трубочки, которые используют в качестве подвесок.


Еда

Рацион камчадалов в основном состоит из мяса и рыбы. Рыба имеет важное значение в жизни народа. Ее разделывают на части и используют полностью. Филе готовят отдельно, внутренности добавляют в еду. Кости скармливают собакам, голову квасят, затем употребляют в пищу. Морские животные (тюлени, моржи) также используются без остатка. Из ценных лососевых пород готовят юколу. Это выпотрошенная и отделенная от хребта часть рыбы, приготовленная способом вяления. Популярным блюдом является салат с рыбой и ягодами. Вареное или свежее рыбное филе толкут, смешивают с брусникой, морошкой, водяникой, заправляют рыбьим жиром.

Религия

Религиозные верования камчадалов основаны на близости к природе, животному миру. Одним из божеств, которому поклонялись коренные народы Камчатки, является Ворон Кутха. Он главенствует в видимом мире. Существуют и другие духи: хозяин моря, леший, властелин подземного мира.

Традиции

Интересны представления о строении мира. Плоская земля имеет изнаночную сторону, на которой лето, когда здесь зима, и наоборот. Когда у нас идет дождь, он протекает сквозь землю и стекает с подземного неба, которым является обратная поверхность нашей земли. Отсчет времени происходил не по солнцу, а по луне, как это делали древние тюрки. У них был свой календарь, который также состоял из 12 месяцев. Новый год начинался в ноябре, с приходом холодов.

В конце сентября проводится праздник под названием «Алхалалалай». Он ознаменовывает конец хозяйственного периода и переход к новому циклу. В связи с этим устраивается обряд очищения. В этот день люди благодарят богов за то, что те дают им богатый улов и удачную охоту. «Алхалалалай» празднуется и в настоящее время жителями Чукотки.


Проводятся конкурсы по приготовлению национальных блюд, на лучшую хозяйку, лучшего обработчика рыбы. Также люди соревнуются в песнях, танцах, рассказывании историй. Устраиваются танцевальные марафоны, которые длятся больше 10 часов. Длительные танцы считаются национальной народной забавой.

Камчадалы любят петь и танцевать, у них насчитывается 16 музыкальных инструментов. В их фольклоре существуют следующие музыкальные жанры:

  • песенный;
  • танцевальный;
  • инструментальный;
  • повествовательный.

В последнем случае на мелодию накладывается импровизированный текст. Таким способом передаются древние предания о взаимодействии человека с богами, природой. Существуют различные заговоры, которые исполняются под определенную ритуальную мелодию. Такие обряды проводят шаманы. Вся жизнь этого народа связана с природными явлениями. Поэтому обрядовые ритуалы прочно вошли в быт камчадалов.