Болезни Военный билет Призыв

Какой рост у натальи гончаровой. Девять интересных фактов о наталье гончаровой. Трагическая красота Натальи Гончаровой Пушкиной

Во время венчания то ли свеча погасла, то ли кольцо пушкинское упало: дурной знак! Так и вышло: с того дня, сделав выбор в семейной жизни, поэт сделал и первый шаг к своей гибели.

Любвеобильный пылкий «арап» (так он себя называл) сам признавался, что Гончарова была его 113-й любовью. Было до неё и сватовство - к дальней родственнице С. Ф. Пушкиной, но поэт получил отказ. И бурные чувства - к кн. Е. Голицыной, гр. Е. Воронцовой, к Амалии Ризнич (бывшей, по слухам, ранее любовницей Байрона !), к «гению чистой красоты» Анне Керн (о которой, правда, поэт писал позже, что «мимолётное виденье» он-таки «с помощью божьей у...»). Был и ребёночек на стороне - от крепостной девицы в Болдино, которую он «по нечаянности обрюхатил». Даже полюбив, женившись, остепенившись, поэт продолжал ухаживать за дамами. Есть свидетельства, что Пушкин был серьёзно влюблён в сестру жены девицу Александрину и что якобы в супружеской постели был найден её крестик. Кстати, Натали была весьма ревнива.

«Умру за неё»

Натали он звал «жена», «жёнка» - по-домашнему. Она была первостатейной красавицей Петербурга. Рост даже по нынешним меркам «модельный» - 177 см! Баснословно тонкая талия, роскошные грудь, плечи, огромные глаза… Правда, она была близорука и слегка косила, поэтому муж называл её «моя косоглазая мадонна», а Карл Брюллов даже будто бы отказался из-за этого писать по просьбе Пушкина её портрет. Но и известные портреты дают представление об абсолютной красоте Натальи Николаевны. Пушкин влюбился, увидев её, 16-летнюю, на балу, и два года добивался её руки. «Бог свидетель - я готов умереть за неё», - писал он, жених, будущей тёще. Словно напророчил.

«Ты ни в чём не виновата», - первое, что произнёс поэт, когда его, раненного, принесли домой. И после повторял непрестанно, умирая почти двое суток. И это Пушкин! Пушкин, доведённый до бешенства гнусными сплетнями и анонимными посланиями! С его-то бешеным темпераментом! Всё, происходившее в их семье в последние месяцы, напоминало трагедию Отелло и Дездемоны. Разница лишь в одном: Отелло немедленно поверил в измену любимой, Пушкин не верил ни секунды.

Натали многие считали холодной, безжизненной, «мраморной». А она была попросту очень молода. Застенчива, сдержанна, молчалива. Гораздо позже она признавалась, что только во время молитвы обретает «душевное спокойствие, которое часто раньше принимали за холодность, и меня в ней упрекали. Что поделаешь? У сердца есть своя стыдливость. Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца». И не зря Пушкин писал: «А душу твою люблю ещё более твоего лица».

Сохранилось совсем немного писем Натальи Николаевны к Пушкину. А те, что можем прочесть, рисуют облик доброй, спокойной, простой, семейственной, а не простоватой и уж никак не глуповатой пустенькой женщины. За шесть лет брака она родила ему четверых детей. Пятого недоносила, был выкидыш по дороге с очередного бала. За это она была по-отечески строго отчитана в письме мужем; но и здесь на первом плане у него страх за её здоровье. Она вела хозяйство, что было весьма непросто при маленьком достатке и вечных долгах: «Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами - и без того вижу, как он печален, подавлен». Хотя к бедности Наташе Гончаровой было не привыкать - родом из полуразорившейся семьи, она с сёстрами, бывало, являлась на балы в старых перчатках и рваных ботинках.

У многих осталось ощущение искреннего супружеского счастья от их семейной жизни. Он - в креслах, она у ног его, голова на его коленях: такую картину застали гости их дома за три дня до трагедии. А уж после гибели Пушкина даже недоброжелатели этой пары переживали всерьёз, что «несчастную жену едва спасли от безумия». Нервные судороги её были такой силы, что во время припадков ноги касались головы, а ночами она кричала: «Пушкин!» Из-за крайней слабости не пошла даже на отпевание, не поехала и сопровождать тело мужа в Святогорье. Тем не менее для многих она стала женщиной, осиротившей Россию.

«Бес попутал»

У Пушкина это была 29-я дуэль. Он стрелялся даже с лицейским другом Кюхлей (В. Кюхельбекером) . Правда, до кровопролития не дошло ни разу, дело чаще заканчивалось миром. Ведь многочисленные «вызовы» случались из-за горячности Пушкина, но он быстро остывал и легко переводил всё в курьёз, смех. История роковой дуэли с Дантесом обросла множеством версий, домыслов. Трагедия эта - в последнюю очередь любовная драма. Скорее политический детектив. Какую роль на самом деле сыграл красавец-кавалергард Жорж Дантес , усыновлённый голландским посланником бароном Луи Геккереном? Ходили слухи, что стареющий новоявленный «отец» был его любовником. Но как мог он тогда «организовывать» Жоржу женитьбу на сестре Гончаровой Катрин? Ведь люди подобной ориентации страшно ревнивы.

Увы, но Пушкин сам искал этой дуэли. Первый вызов был ещё в ноябре 1836-го, после получения им анонимного письма с посвящением в орден рогоносцев. Но тут Дантес внезапно сделал предложение Катрин Гончаровой, и оно было принято: бедной приживалке в семье Пушкина, безумно влюблённой в Жоржа, и не снилось такое «счастье». Однако ухаживания Дантеса за Натали, наглые, дерзкие, на грани приличий, продолжились и после свадьбы. Пушкин стал мишенью, посмешищем, он был издёрган, взбешён. И теперь уже после вызова Дантеса, спровоцированного поэтом, он был согласен на самые кровавые условия (к примеру, дуэль была бы возобновлена, если бы Пушкин выжил).

Камер-юнкер и титулярный советник Пушкин (оба «звания» были одинаково унизительны для 37-летнего «солнца русской поэзии») умер в страшных страданиях. Похоронили его без почестей, но со странными предосторожностями, ночью вынеся гроб на отпевание вместо Исаакиевского собора в Конюшенную церковь при огромном количестве жандармов. И затем, заперев гроб в ящик, завернули его в рогожу и на соломе в санях спешно и опять же с жандармом отправили тело в Святые Горы, где поэт, по его прижизненному желанию, покоится рядом с матерью и предками из рода Ганнибалов.

Дантес был депортирован из России, дожил до чинов и глубокой старости. А на вопрос, как он мог, отвечал: «Бес попутал».

Жена Пушкина

Наталья Николаевна Гончарова – личность неординарная. Она была умной, образованной, утонченной. Умела нравиться мужчинам. Наталья Николаевна обратила на себя внимание императора, и тот хотел, чтобы она чаще бывала при дворе. В свете о ней ходило немало слухов.

Наталья Николаевна родилась в Тамбовской губернии, в поместье Кариан, носившем когда-то название Загрядчина, Кариан Загряжское. В настоящее время это охраняемая государством усадьба в поселке Знаменка, Знаменского района.

Отец Натальи Николаевны не был потомственным дворянином. Его предки были промышленниками и купцами, поднявшимися при Петре I, а при Елизавете получившими дворянство. Екатерина II дворянский статус Гончаровых утвердила. Николай Афанасьевич служил сначала в коллегии иностранных дел, был хорошо образован. Наряду с французским, он свободно владел немецким и английским языками. В 1808 году в чине коллежского асессора получил должность секретаря московского губернатора.

Мать Натальи Николаевны – Наталья Ивановна Загряжская, в замужестве Гончарова была потомком в третьем, или четвертом колене украинского гетмана войска запорожского Петра Дорошенко, жившего в 1627-1698 годах. Наталья Ивановна вместе с единокровными сёстрами Софьей и Екатериной были приняты во фрейлины к императрице Елизавете Алексеевне.

Наталья Николаевна Гончарова была пятым ребенком в семье. Интересный факт: свою красоту она унаследовала у матери, которая будучи при дворе, обратила на себя внимание фаворита императрицы Алексея Охотникова. По слухам, ревнивая императрица поспешила выдать фрейлину замуж за Николая Афанасьевича.

Сложные отношения Николая Афанасьевича с его отцом вынудили его переехать в Москву, но Наталья Николаевна осталась в заводе с дедом, который любил и баловал младшую внучку. Все дети Гончаровых получили хорошее домашнее образование. Они изучали русскую и мировую историю, географию, немецкий и английский языки, русский язык и литературу. Французский они знали с детства, так как на этом языке говорили дома.

Пушкин познакомился с Натальей Николаевной в декабре 1828 года на «Детском» балу у Петра Андреевича Йогеля (1768-1855), известного московского танцмейстера того времени. На подобных балах подрастающее поколение демонстрировало свои таланты, и взрослые подыскивали себе пару.

Натали было всего 16 лет. Первый раз Пушкин сватался через Фёдора Толстого, за страсть к путешествиям прозванным «американцем». Отказ не был окончательным. Мать Натали, Наталья Ивановна считала, что дочь еще очень молода. Похоже, что Наталия Ивановна мечтала подыскать дочери более достойную партию. Натали была необыкновенной красоты рослая, статная. Мать видела, что Натали нравится мужчинам и ждала, более достойной по ее мнению, партии для красавицы дочери. Пушкина же она придерживала в запасе. Молодой возраст и другие отговорки будущей свекрови Пушкина были только способом «потянуть резину». Натали взрослела, росла, а более достойной партии, похоже, не предвиделось. И тогда Гончаровы скрепя сердце дали согласие на брак с Пушкиным.

В 16 лет Натали была, конечно, меньше ростом. И пока она была его невестой, разница в росте не так бросалась в глаза. Но юная барышня продолжала расти, и когда они были супругами, она на 12 см переросла своего супруга. В зрелую пору ее рост составлял 175 см. Она была по разным сведениям на 9-11 см выше его. А когда человек даже не маленького роста оказывается рядом с высоким, он поневоле ощущает себя маленьким. Поэтому можно понять Пушкина. Он испытывал дискомфорт, находясь рядом с женой, и когда они бывали на публике, старался рядом с ней не стоять.

18 февраля 1831 в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот состоялось венчание Пушкина и Гончаровой. Сохранилось предание о том, что во время обмена кольцами, перстень Пушкина упал на пол, потом в его руках потухла свеча. Пушкин увидел в этом темные предзнаменования.

Брак Натальи Николаевны и Александра Сергеевича продлился 6 лет до роковой дуэли. За годы брака она родила поэту четырех детей.

  • 19 мая 1832 года родилась дочь Мария,
  • 6 июля 1833 года - сына Александра,
  • 14 мая 1835 – родился Григорий,
  • 23 мая 1836 – Наталья.

С рождением внуков отношения Пушкина с тёщей заметно потеплели. Очевидно, Наталья Ивановна, по достоинству оценила любовь поэта к своим детям.

Выдержав 7 лет положенного траура, Наталья Николаевна принимает предложение Петра Петровича Ланского. По поводу этого брака сохранилась запись Модеста Корфа, товарища по лицею Пушкина. Эта запись показывает, в каком аспекте обсуждался брак Ланского и Пушкиной в свете.

Ланскому Наталья Николаевна родила еще троих детей: Александру, Софью, Елизавету. В браке в Ланским она прожила до 1863 года. Наталья Николаевна умерла в возрасте 51 года. Петр Петрович после смерти жены возложил попечение о внуках Натальи Николаевны двух старших детях ее дочери Натальи Александровны от брака с М. Дубельтом, когда она после развода уехала за границу. Все Дети Гончаровой от обоих браков общались между собой, поддерживали теплые отношения и в дальнейшем.

Портрет Н. Н. Пушкиной работы Александра Брюллова (1831—1832 гг.)

Лилит Мазикина, журналистка

Неравный брак

18 марта 1831 года — через месяц после того, как Наталья Гончарова стала Натальей Пушкиной — директор Царскосельского лицея Энгельгардт писал одному из своих выпускников: «Знаешь ли, что Пушкин женился? Жена его москвичка, как говорят, очень любезная, образованная и с деньгами. Жаль ее: она верно будет несчастлива. В нем только и было хорошего, что его стихотворческий дар, да и тот, кажется, исчезает; новейшие его произведения далеко отстали от прежних, напр., Борис Годунов его очень слаб. Он забавляется маленькими, эпиграмматическими стихами, в которых довольно пошлым образом ругает всех и все. Плохое ремесло».

Свадьбу известного — в том числе скандально — поэта обсуждали горячо. И… не в пользу поэта. Гончаровой было девятнадцать лет, её признавали чистейшим созданием — без капли фальши, какой-то природной чистоты и откровенности, она считалась одной из самых красивых девиц в свете. Пушкина сравнивали с обезьяной, называли «арапом» (то есть негром), припоминали, что он коротышка, транжира и порой очень неприятный в общении тип. А потом он же был почти нищ — разве не жестоко брать в жёны девушку, когда не сможешь обеспечить ни её, ни ваших детей?

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского

Может быть, Пушкин просто не понимал, что семейная жизнь полна ответственности и трудностей? Но за неделю до свадьбы поэт писал другу: «Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня: они входят в мои домашние расчеты. Всякая радость будет мне неожиданностию».

Считалось, что поэт настолько же уродлив, насколько красива его жена — и это мнение поневоле разделял и Пушкин. На балах он старался держаться от обожаемой Натальи подальше, чтобы не выглядеть смешно. Сыграла и разница в росте: она была чуть не на голову выше, и это только подчёркивала модная высокая причёска.

Рисунок Е. Устинова

Но дома между ними не было ни капли отчуждения. В письмах к жене Пушкин осыпает её комплиментами, постоянно и особенно — за её ум, признаётся, как с ней счастлив; то же говорит и друзьям. Сам Александр Сергеевич плохо умел вести денежные переговоры. Наталья Николаевна стала для него помощью. Она порой сама говорила с издателями, твёрдо выбивала гонорар, достойный таланта мужа. Пушкин шутил, что ей просто хочется новых платьев. На деле, конечно, вопрос стоял о том, чтобы кормить их четверых детей.

Смерть меняет всё


Дуэль Пушкина с Дантесом. А. А. Наумов, 1884

На смертном одре Пушкин очень трогательно прощался с женой. Уверял её, что стрелялся не потому, что подумал, будто у неё и правда что-то было, просил держать траур не больше двух лет, а потом выйти замуж — но только «не за шалопая». Гончарова горько рыдала. Несколько дней после смерти мужа она пролежала в нервной горячке.

После похорон мнение общества обратилось против неё. Если раньше говорили, что она слишком хороша для своего мужа, теперь оказалось, что она вышла замуж по расчёту — чтобы войти в историю, что она глупа, корыстна, бездушна, что умер поэт из-за её неверности, что, конечно, она была недостойна и его мизинца. Со всех сторон вдову, которая осталась с четырьмя крохотными детьми на руках (старшей дочери было пять), поливали грязью.

Участие Пушкиной выказал лично государь. Он оплатил долги покойного — которые иначе бы легли на плечи вдовы, назначил, исходя из значимости поэта для русской литературы, довольно приличную пенсию. Мальчиков заранее записали в кадетский корпус на казённый счёт, девочкам назначили содержание. Государь и раньше проявлял милость к Пушкину. Но эти посмертные милости уверили общество, что Наталья Николаевна — любовница царя. Да и вообще, наверное, с самой свадьбы изменяла с царём мужу. Почему, собственно, нет.


Усадьба Михайловское в 1837 году. Литография П. А. Александрова по рисунку И. С. Иванова

Пушкина уехала с детьми в деревню, подальше от грязи, которая, выливаясь на неё, окатывала бы и их. Два года прошли, Наталья Николаевна вернулась в свет и… продолжала носить траур. За ней ухаживали, ей предлагали руку и сердце, но Пушкина на все предложения смотрела только с одной точки зрения: примет ли новый муж её детей. Ни один отчим не казался им подходящим. Так прошло семь лет, и никто уже не ждал, что Пушкина когда-нибудь снова сменит фамилию.

Вторая любовь


В. Гау. Портрет П. П. Ланского. 1847. Альбом лейб-гвардии Конного полка

Пётр Ланской, флигель-адъютант из Свиты Его Императорского Величества, талантами не блистал. Его нельзя было сравнить с Пушкиным ни в обаянии, ни во влиянии на умы. Он был недурен собой, скромен, добр и ретив на службе — вот и все его дарования. Такие доступны почти любому, если постараться.

В свои сорок пять лет он был не женат, однако, не потому. Большинство женщин выхоит замуж за обычных, бесталанных мужчин. Но про Ланского ходил слух, что холостяк он убеждённый. Мол, разбила ему в юности сердце какая-то кокетка, и с тех пор он зачерствел.

Портрет Н. Н. Ланской работы И. К. Макарова. Не ранее 1851

Наталью Николаевну он полюбил, потому что она была бесконечно печальна, потому что она была в трауре, потому что… Ланской сам не мог бы объяснить, почему она настолько тронула его в тот момент, когда он её впервые увидел. Но он не смел ухаживать за вдовой самого Пушкина. Она — в некотором роде знаменитость, она — красавица, выезжающая в свет, у неё, в конце концов — четверо детей, а его место на карьерной лестнице было довольно скромным.

Только после повышения, которое дало ему хорошую казённую квартиру и приличное жалованье, Ланской решился ухаживать за Пушкиной и сделать ей предложение. И она не отказала. Более блестящим женихам, вроде князя Голицына, давала отставку — а Ланскому сказала «да». Что это было? Головокружительная любовь?

Нет, конечно, расчёт. Наталья Николаевна увидела в Ланском хорошего отца и отчима. Время показало, что она права. Детей Пушкина Пётр Петрович ласкал так же, как родившихся от Наталья своих. Жену-красавицу он ревновал — и будь человеком позлобивее, превратился бы на этой почве в тирана. Но кротость превращала его ревность из злобы в страдание, и он никогда не менял своего доброго и заботливого с ней обращения.

Ланской был не Пушкин — и Наталья Николаевна полюбила его не как Пушкина. Спокойнее, светлее, без мучительной ревности — Ланской никогда не волочился за другими женщинами, как любил это делать Александр Сергеевич. Это было спокойное счастье, которым оба очень дорожили.

Н. Н. Пушкина-Ланская. Ницца, 1863 (Всероссийский музей А. С. Пушкина)

В пятьдесят два года Наталья Николаевна умерла от воспаления лёгких. Каждый вечер после этого Пётр Петрович, желая спокойной ночи своим домашним, говорил, что стал теперь на один день ближе к ангелу Наташе. В уже выросших детях Пушкина он продолжал принимать участие. Всё, что только мог, Ланской делал для Натальи и при её жизни, и после её смерти. Одного не смог ни он, ни Пушкин, как оба этого ни хотели: оберечь её имя от ушатов грязи.

Дерзкой пламенной рукою Белоснежну, полну грудь… Я желал бы… Да ногою Моря не перешагнуть… А.С.Пушкин. К Наталье, 1813 г.

Так писал юный лицеист Саша Пушкин в четырнадцатилетнем возрасте. Послание “К Наталье” - самое первое стихотворение поэта, дошедшее до наших дней. Оно обращено к крепостной актрисе домашнего театра графа Толстого, находившегося в Царском Селе. Частенько юноша проводил вечера в театре, не смея протянуть руки к прозрачным одеяниям, скрывающим прелести юной актрисы. Возвращаясь в свою лицейскую “монашескую” келью, Пушкин, подобно невидимому режиссеру, рисует такую сцену:

Я кисти б взял бестрепетной рукою И, выпив вмиг шампанского стакан, Трудиться б стал я с жаркой головою, Как Цициан иль пламенный Албан. Представил бы все прелести Натальи, На полну грудь спустил бы прядь волос, Вкруг головы венок душистых роз, Вкруг милых ног одежду резвей Тальи, Стан обхватил Киприды б пояс злат. И кистью б был счастливей я стократ!

В юном возрасте формируется идеал красоты и чувства обостряются. Воспитанный на французской эротической фривольной поэзии, мальчик пожирал в библиотеке отца книгу за книгой. Эротические склонности и предпочтения Пушкина были налицо. Позже придет любовь к маленькая ножкам, но грудь по-прежнему для него важна:

Я люблю в Венере грудь, ручки, ножку особливо. Но любовное огниво, цель желанья моего...

Как же удивительно устроена жизнь: через пятнадцать лет зимой 1828 года он, созревший для семейной жизни, встретит на балу шестнадцатилетнюю Наталью Николаевну Гончарову, родившуюся на следующий день после Бородинского сражения - 27 августа 1812 года.

Вот уж воистину, “исполнились” его “желанья”, и он встретил ту, о которой мечтал в отрочестве, ту, которая в полной мере отвечала его давним юношеским эротическим желаниям, - и даже имя она носила такое же. Свою женку, свою мадонну…Он долго добивался согласия на этот брак, дважды сватался. Мать Наташи долго не давала согласия на брак дочери: дочь слишком молода - она младшая среди трех сестер, к тому же красоту дочери можно “продать” подороже. Да и бесприданницей выдавать замуж дочь ей не хотелось.

Тогда Пушкин заложил имение, выделенное ему отцом, чтобы отдать будущей теще деньги на приданное Натали. Дело неслыханное! Этот шаг трудно переоценить: всё свое будущее поэт положил на карту, так хотел он ее в жены…. “Или вы будете моя, или я никогда не женюсь”, - писал поэт своей невесте.

6 апреля 1830 года состоялась помолвка, но только 18 февраля 1831 года они были обвенчаны.

В современной литературе, когда пишут о внешности Натали, почти всегда отмечают классически правильные черты ее прелестного лица с легкой косинкой глаз, несказанно ее красившей, невообразимую талию. Есть упоминания о ее великолепных плечах, высоком росте, а он по тем временам был выше среднего для женщины. Немногие мужчины были выше ее…

Кстати, ее рост известен. Но, замечу, это был рост уже пятидесятилетней женщины, зафиксированный в 1862 году (на это обстоятельство мало кто обращает внимание). Вероятно, в молодости, в период жизни с Пушкиным, с 18 до 24 лет (с 1831 по 1837 год) она была даже выше. Рост жены Пушкина дошел до нас в карандашной отметке на двери в доме, где жила ее сестра Александра в Словакии (ныне город Партизанск, селение Бродзяны). Когда отметку измерили, оказалось, что она составляет 173 см.

В последнее десятилетие появилось уточнение: 175-176 см. А что же рост Пушкина? “Официальный” - 2 аршина 5 вершков с половиной (он замерен художником Григорием Чернецовым 15 апреля 1832 года). Это 166,7 см. Известен также указанный Пушкиным рост некоего крепостного Алексея Хохлова - 157,8 см. Этот Хохлов, как предполагают, - это был сам Пушкин. Под этим вымышленным именем поэт хотел бежать из ссылки в ноябре 1825 года.

Естественно, что поэт довольно точно указал свой рост, ведь для крепостного он - главная примета. Брат же Пушкина, Лев Сергеевич, указывал среднее значение - “пять с небольшим вершков”, то есть 164 см. Все встанет на свои места, если учесть каблуки (а не лапти крепостного) и цилиндр, в котором изобразил его Чернецов.

Как же выглядели Пушкины вместе со стороны? Этому есть свидетельства. Так сестра Пушкина, Ольга Сергеевна писала: ”Физически они совершенная противоположность: Вулкан и Венера, Кирик и Улита и проч. и проч.”. А приятельница Пушкина княгиня Вяземская отмечала: “Пушкин не любил стоять рядом со своею женою и шутя говаривал, что ему подле

нее быть унизительно: так мал был он в сравнении с нею ростом”. Но, думается, Пушкин, будучи зрелым человеком, прекрасно понимал этот контраст, и ему даже нравилось, что невеста значительно выше его. Он казался грумом рядом со своей рослой госпожой.

Вместе супруги, по крайней мере, на людях, не танцевали, этого не позволял этикет. Потому часто, когда встречаешь упоминания в художественной литературе о том, как Пушкины выглядели танцующими вместе, грустно улыбаешься заблуждению авторов. Хотя до женитьбы подобное было. Но и без того им вместе приходилось находиться рядом в обществе - например, когда они приезжали на бал и входили в зал.

Натали, вероятно, носила каблуки, введенные в моду еще маркизой де Помпадур, и высокую прическу, как на портрете работы Брюллова, приводимом мной ниже, что еще сильнее зрительно увеличивало разницу в росте. Осенью 1833 года Натали сменила прическу и начала носить локоны а la Ninon (по имени французской куртизанки; на портрете Гау она именно с такой прической). Пушкин, в тот момент будучи в разлуке с Натали, с восхищением писал жене, как же она должна была бы быть мила с новой прической. “О этом я думал сегодня ночью…”.

Как же далеко до исторической правды памятнику чете Пушкиных на Арбате, где поэт, кажется, хочет “перерасти” Натали. Не для того ли он встал на ступеньку? Но образ Натальи - еще дальше от реальности. Об этой несуразности в авторской трактовке образов поэта и его жены много говорила общественность в юбилейном 1999-ом, когда открывали этот памятник. А был ли конкурс? Да нет, видимо, все было продиктовано волевым решением...

Неудивительно, что этот же Пушкин “пошел тиражом”, но уже без Натали, а с ангелом на греческой колонне: таким его увидела Америка, когда в США в том же году открыли памятник поэту. “Недалеко ушли” Пушкин с Натали и в виде скульптур фонтана у церкви, где молодые венчались. Там даже портретное сходство не соблюдено.

Стоит привести фотографию арбатского памятника и рядом поместить прижизненное изображение Натальи Николаевны Пушкиной, уже вдовы, матери четверых детей, до ее второго замужества. Это акварель В. Гау, хранящаяся в упомянутых Бродзянах - с датой «1842 год» и подписью художника. В отличие от широко известной в России авторской реплики этого портрета - крайне неудачной, как мне кажется (нижняя часть лица и фигура выписаны несколько небрежно) - именно оригинал передает всю внешнюю прелесть Натальи Николаевны.

При этом редко упоминается о прежде всего бросающейся в глаза детали ее физического сложения - большой пышной груди. Замечу, что Наталья Гончарова с юных лет была полногрудой девушкой, по свидетельствам современников, а не стала такой с возрастом. Кажется, что само время не дало пропасть свидетельствам. В рукописном журнале “Момус”, выпускавшемся с начала 1831 г. кружком нескольких студентов Московского университета, среди которых были поклонники Н. Н. Гончаровой, появились стихотворение “Элегия” в котором говорится о ней и о Пушкине:

Мне предпочла она другого! Другой прижмет ее к груди!... Былое возвратися снова И сердцу счастье возврати! Нет! невозвратно... Боже! боже! Не мне судьба ее хранит: Другой ей пояс в брачном ложе От груди полной отрешит; Она другого в час желанья Рукой лилейной обовьет И с стоном, с пламенным лобзаньем Души любимцем назовет!... A я? Меня пожрет страданий пламень!... Быть может, раннею весной, Гуляя с ним, она отыщет камень - Друзья! могильный камень мой... 2 генваря 1831.

Эти стихи написаны за полтора месяца до женитьбы Пушкина. Они были выставлены в экспозиции на первом этаже музея-квартиры А.С.Пушкина на Арбате, и мне довелось читать эти драгоценные живые свидетельства в 1995 году.

Известно, что у маленькой худенькой женщины бюст размером чуть более среднего иногда уже может выглядеть великовато. Но для женщины с крепким телосложением, как у Натальи Николаевны, с развитой грудной клеткой, широкоплечей и высокорослой, чтобы бюст заметно выделялся, его размер должен быть гораздо большим.

“Мы ленивы и нелюбопытны,” - заметил однажды поэт. Поэтому часто невнимательны не только к словам современников поэта, но и к нему самому. А ведь он - самый главный, самый достоверный свидетель. Наталью Николаевну поэт называл плотненькой брюнеткой. ”Много спрашивают меня о тебе; так же ли ты хороша, как сказывают — и какая ты: брюнетка или блондинка, худенькая или плотненькая? (подчеркнуто Пушкиным. - авт.)... Прощай, моя плотненькая брюнетка (что ли?)”, - пишет

Пушкин ей 21 августа 1833 года, тогда матери уже двоих детей, за неделю до ее 21-летия. Поэтому поклонникам стройных полногрудых женщин можно только порадоваться за Александра Сергеевича и остается восхищенно предполагать, какой же должен был быть объем бюста у жены поэта…

И как же хороша была Наталья Николаевна на балах, когда ее роскошная декольтированная грудь вздымалась и покачивалась в такт танцам! И какое волнение и трепет это вызывало у ее партнеров! Подчеркиванию и поднятию груди, конечно, в те годы способствовал корсет. Но столь тонкой, как у Натальи, не мог сделать женскую талию ни один корсет. Лесть художника? Да, Вольдемар Гау иногда приукрашивал внешность своих моделей, но никогда не скрывал очевидное.

Талия Натали, затянутая в корсет была утонченна до того, что по отзывам современников, ее можно было обнять поручью митрополита Филарета! “Куда же она положит обед свой?”- шутил один ее современник 6 декабря 1836 года. А она к тому времени была матерью 4 детей! Каждый год Наталья Николаевна рожала и, будучи, по пушкинскому выражению, “брюхатой”, все равно затягивалась в корсет, хотя поэт и просил ее это не делать.

Когда Натали, тогда невеста поэта, осенью 1830 года находилась в Москве, окруженной карантинами из-за эпидемии холеры, он, будучи в Болдине, волновался за нее. Поэт возмущался, почему Наталья Николаевна не покинула Москву, не стала спасаться… И по этому поводу писал князю Петру Вяземскому 5 ноября 1830 года: ”Отправляюсь, мой милый, в зачумленную Москву — получив известие, что невеста ее не покидала. Что у ней за сердце? твердою дубовою корой, тройным булатом грудь ее вооруженна, как у Горациева мореплавателя. Она мне пишет очень милое, хотя бестемпераментное письмо”.

Выражение “твердою дубовою корой, тройным булатом грудь ее вооруженна, как у Горациева мореплавателя” взято Пушкиным у поэта И. И. Дмитриева, — из его перевода оды I, 3 Горация. Пушкин вспомнил следующие стихи:

Конечно, твердою, дубовою корой, Тройным булатом грудь была вооружена Того, в ком перва мысль явилась дерзновенна Неверной поручать стихии жребий свой!

В этой реминисценции поэт безусловно намекает на поведение невесты, предоставившей свою судьбу чуме, наподобие Вергилию, отправившемуся в бурю на корабле, конечно содержит и намек на ее защищенное “корой” сердце. Но одновременно с психологической особенностью здесь просматривается и физиологическая черта. Так, известный литературовед Б. Гаспаров - независимо от меня - усматривал тут иронию Пушкина по отношению к внешности своей юной невесты.

Красота и пропорции Натальи Николаевны была редки не только для России, но и для Европы. Приехавший в Россию немец Ф. Ленц с восторгом писал осенью 1833 года: ”Вдруг, никогда этого не забуду, входит женщина - стройная как пальма. Такого роста, такой осанки я никогда не видывал. Она напомнила мне Эвтерпу Луврского музея …”

В молодости Натали была физически крепкой и сильной девушкой с прекрасным здоровьем. Сохранились воспоминания Надежды Еропкиной, подруги юности Наташи: “Наташа была действительно прекрасна, и я всегда восхищалась ею. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое ее движение было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц. Но покров стыдливой скромности всегда вовремя останавливал слишком резкие порывы…”

Немного жаль, что более ранняя известная акварель Александра Брюллова с 19-летней Натали, где она изображена в розовом бальном платье, представляет ее с двумя рядами кружев вокруг декольте, частично скрывающими грудь. Но прекрасный развитый торс, роскошные плечи юной красавицы видны и на этом портрете. Приведу подлинник этой работы, поскольку очень часто репродуцируют копии брюлловского портрета, где неудачно, как мне кажется, копиистами передается прелестное лицо юной Наташи.

Ее маленькая головка на тонкой шее создает сильный контраст с фигурой зрелой красавицы. Поистине - сорванный прекрасный бутон, созревший рано…Портрет был написан в декабре 1831 года. Наталья Николаевна здесь на четвертом месяце беременности, что пока не заметно. Так и должно было бы быть, ведь портрет парадный, а 19 мая 1832 года появился на свет первенец - Мария Пушкина, “маленькая литография с моей особы”, как шутил поэт. Это, кстати, единственный портрет Натали, написанный при жизни поэта.

Впоследствии Пушкин просил брата Александра Брюллова - великого Карла, чтобы тот изобразил его жену, но тот отказался, как иногда пишут, из-за того, что Натали была “косая”… Но, скорее всего, просто не в его вкусе был тип красоты Натали. Карл Брюллов хотя и любил писать женщин пышнотелых, но довольно полных, рубенсовского типа - таких, как Юлия Самойлова. А тут Натали с ее осиной талией… Полногрудые красавицы с тонкой талией встречаются гораздо реже, это не повлияло на решение Карла не писать жену поэта.

И вмиг зарезвился Амур в их ногах; Пастух очутился На полных грудях. А.С.Пушкин. Вишня, 1815 г.

Интересно, как же отзывались современники о груди Натальи Николаевны. Среди них самое, пожалуй, известное - cвидетельство графа Владимира Соллогуба, описывающего события осени - зимы 1831 года: ”Отец повез меня к Пушкину - он жил в довольно скромной квартире; самого хозяина не было дома, нас приняла его красавица-жена. Много видел я на своем веку красивых женщин, много встречал женщин еще обаятельнее Пушкиной, но никогда не видывал я женщины, которая соединила бы в себе законченность классически правильных черт и стана.

Ростом высокая, с баснословно тонкой тальей, при роскошно развитых плечах и груди, ее маленькая головка, как лилия на стебле, колыхалась и грациозно поворачивалась на тонкой шее; такого красивого и правильного профиля я не видел никогда более, а кожа, глаза, зубы, уши? Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные даже из самых прелестных женщин меркли как-то при ее появлении… “ Читаешь эти строки и живо представляешь портрет Натали работы Брюллова.

А как жесам Пушкин? Сохранились рисунки А.С.Пушкина, изображающие Наталью Николаевну. Заметно, как поэт старается подчеркнуть развитую фигуру Натали, ее высокую грудь.

Свидетельства, свидетельства современников... Ныне почти забытые... Описывая внешность молоденькой жены Пушкина, граф Соллогуб продолжал: ”Я с первого же раза без памяти в нее влюбился; надо сказать, что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; ее лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы; я знал очень молодых людей, которые серьезно были уверены, что влюблены в Пушкину, не только вовсе с нею незнакомых, но чуть ли никогда собственно ее даже не видевших!”

В нее влюблялись престарелые вельможи - такие как князь Н. Б. Юсупов. Екатерининский вельможа с восторгом ценил “прелесть Гончаровой”… Даже дети быливлюблены в Натали: юный Петенька Бутурлин спешит объясниться ей в любви - под предлогом того, что его должны скоро увести спать. Сам царь Николай I к ней неравнодушен. По свидетельству самого Пушкина, "царь, как офицеришка, ухаживает за его женою; нарочно по утрам проезжает мимо ее окон, а ввечеру на балах спрашивает, отчего у нее всегда шторы опущены". Но в пушкинское время дамы не стеснялись принимать посторонних за туалетом. Сохранились воспоминания А. Панаевой о посещении Пушкина книгопродавцем Смирдиным:

— Характерная-с, должно быть, дама-с, — сказал Смирдин. — Мне раз случилось говорить с ней... Я пришел к Александру Сергеевичу за рукописью и принес деньги-с; он поставил мне условием, чтобы я всегда платил золотом, потому что их супруга, кроме золота, не желала брать денег в руки. Вот-с Александр Сергеевич мне и говорит, когда я вошел-с в кабинет: “Рукопись у меня взяла жена, идите к ней, она хочет сама вас видеть”, и повел меня; постучались в дверь; она ответила “входите”. Александр Сергеевич отворил двери, а сам ушел; я же не смею переступить порога, потому что вижу-с даму, стоящую у трюмо, опершись одной коленей на табуретку, а горничная шнурует ей атласный корсет… Наверное, многие хотели бы оказаться на месте Смирдина…

Наталья Николаевна была молодая, ей хотелось нравиться, кокетничать, а соперниц у нее среди красивых женщин было не мало. Но и среди них его “бой - баба”, его “стройно-созданная, богинеобразная, мадонистая” супруга, как называл ее его друг Жуковский, оставалась первой красавицей.

А как же те поклонники, кто был рядом, кто видел, ухаживал, восхищался?..

Когда я читал строки Соллогуба, я часто задавал себе вопрос: а могли же эти молодые люди оставить свои впечатления, пусть крохотные, о бюсте этой женщин? И все впечатления - это не позднейшие мемуары по памяти, это - сиюминутные впечатления, выраженные в художественной форме; порой несколько наивные, несовершенные, но от этого не теряющие, а только приобретающие особую прелесть, а главное, о которых могла знать и сама Натали и ее гениальный жених, ставший

позднее и мужем.

До замужества соперниками Пушкина были молодые студенты - “обожатели Натальи Николаевны”, как называл их Пушкин. Принимая во внимание, что среди кружка лиц, близких к “Момусу”, был некий В. Давыдов и что сам Пушкин среди обожателей Натальи Николаевны позднее в письмах к ней называет некоего Давыдова, можно думать, что именно он как несчастный любовник имеется в виду в приведенной выше “Элегии”.

В том же 1831 году, когда была написана “Элегия”, появился поэтический сборник Федора Фоминского под названием “Юные чувства души и сердца”, в котором есть следующее стихотворение:

Розы на щечке прелестной Полной красою цветут, Очи лазури небесной Пламень любови лиют; Зыблюща грудь белоснежна. Всех вмещение зараз, Ангельски чувства и глас; Вот твой портрет, любезна.

Правда, здесь хочу предупредить, что на самом деле глаза у Натали были карие, а не синие, но вполне вероятна поэтическая вольность. Тем более что автор, студент Федор Фоминский, горячий поклонник Гончаровой-Пушкиной, тщательно скрывает даму своего сердца, называя её Александрой Николаевной Неведомой. В декабре 1831 г. Пушкин уезжал в Москву и писал оттуда жене: “Вчера (9 декабря, - прим. авт.) обедал в английском клубе. Вечер провел дома, где нашел студента - дурака, твоего обожателя. Он поднес мне роман, в котором описывает нашу историю. Умора. Все это, однако, не слишком забавно”.

“Cтудентом-дураком” и был Федор Фоминский. В 1832 году роман “Неведомые Теодор и Розалия, или Высочайшее наслаждение в браке”, где под Розалией автор подразумевает Натали, вышел отдельной книгой. В одном из сохранившихся экземпляров этой редкой книги я обнаружил описание Розалии: «Это она! Это она! Это богиня моя! чуть не закричал я, утопая в радостном восторге, и забыв все меня окружавшее; но язык замер в устах моих; я стоял как вкопанный! Не с таким величием модная Юнона является на Олимп в собрание богов, с каковым она выступает на средину залы; идет, едва касаясь прелестными ножками в полуэфирном пространстве блестящего паркета; белейшего снега и тончайшего воздуха одежда, облекала ее величественный стан, который украшен был поясом огненного цвета; на алебастровой шеи и полной лилейной груди пресмыкался шарф, подобный лазури небесной; алмазы, рубины и сапфиры украшали пушисто-белые ручки ее…»

А вот как описывается приготовление Розалии к первой брачной ночи: „Уже радостныя чаши торжества осушены. В зале становится тише, один за другим уходят; уже свахи облекаютъ Розалію в одежду белее снега и тонче воздуха, и грудь Розаліи более и более подымается, сердце ея очень бьется отъ любви, робости, кроткаго девичества и стыда. Не принуждайте меня, любезные читатели, изображать сего далее, но верьте мне, что страсти не всегда подымают девическую грудь. Вотъ самая та критическая минута, в которую девица начинаетъ жить.

И вот герой романа - молодой муж Теодор (Пушкин) пишет своему другу Карлу о Розалии: „Розалія моя сидитъ насупротив меня; я читаю книгу; младенец питается прикрытою скромно грудью ея; она смотритъ (думая, что я не примечаю) то на младенца, то на меня, как будто сравнивает черты его съ моими“, он далее разсказывает: “Восхищен бывъ сердечною любовію моей жены, хотел было я разделить с младенцем поцелуй на груди ея; но она тотчас прикрыла съ скромностію белымъ платком волнующуюся грудь свою и притом, ударив меня тихонько по губам, назвала безстыдником. Карл! ты рисуешь хорошо, нарисуй же сіе явленіе и подари мне.... а я подпишу внизу: картина счастливаго супружества“.

Все это, конечно, не более чем фантазия “студента-дурака”, да и детей в тот момент не было еще у молодых Пушкиных, но читать эти наивные строки все равно интересно.

“Бесподобный Автор Онегина! Ты превосходно изобразил Истомину, но живописующая кисть Твоя должна упасть к ногам моей Богини!”, - так Фоминский обращается со страниц романа к Пушкину. Каково же Пушкину было читать эти строки! Не зря он в письме жене называет роман «уморой».

Кстати, известно, что Наталья Николаевна не кормила детей грудью. Пушкины нанимали кормилиц. Однако после каждых родов Натали болела грудницей. А рожала она каждый год. Впервые нарывы на груди у нее появились после рождения дочери Марии (19 мая 1832 года), в конце июня 1832 года. Затем дважды в 1833 году, вероятно, в начале и конце августа, у Натали снова были нарывы на груди (сын Александр родился 6 июля 1833 года). Пушкин, уехавший 17 августа через полтора месяца после родов жены на Урал в письмах с дороги постоянно интересуется не брюхата ли она

опять и нет ли у нее нарывов…

В одном из писем в Петербург к жене осенью 1832 года поэт, находившийся в Москве, писал: “Ты, мне кажется, воюешь без меня дома, сменяешь людей, ломаешь кареты, сверяешь счеты, доишь кормилицу. Ай да хват баба! что хорошо, то хорошо”.

Любопытно, как же двадцатилетняя Наташа доила кормилицу? А кормилица Саши меж тем часто пьянствовала, и Пушкин по этому поводу шутя писал жене, что мальчик привыкнет к вину, и будет молодец весь в его брата Льва Сергеевича. Письма - это разговор двоих, но и им не всегда адресаты доверяли подробности, тем более, как позднее узнал поэт, его корреспонденция к жене иногда вскрывалась на почте и передавалась полиции. 18 мая 1834 года Пушкин писал жене: “Никто не должен знать, что может происходить между нами; никто не должен быть принят в нашу спальню. Без тайны, нет семейственной жизни. Я пишу тебе не для печати…” В марте 1834 года у Натали был выкидыш, и в тот год она не рожала.

Впоследствии в художественной литературе, в беллетризированном романе пушкиниста Леонида Гроссмана “Записки д’Аршиака” (роман выходил в 1930 и 1933 годах и переиздавался дважды в 1990-х), написанном якобы со слов секунданта Дантеса, а на самом деле вымышленном автором, отдана дань роскошному бюсту жены Пушкина.

Процитируем страницы романа Гроссмана, где в уста Дантеса во время его беседы с Д’Аршиаком автор вкладывает следующее описание Натальи Николаевны (невольно вспоминается роман Фоминского): «Представь себе олимпийскую богиню в наряде знатной дамы наших дней. Она высока и изумительно стройна. Талия девически тонка и колеблет, как стебель, пышный и мощный торс великолепно расцветшей женщины. На нежной и хрупкой шее голова Юноны, но не властной и гордой, а кроткой и застенчивой. Этот контраст восхищает, преисполняет тебя состраданием и может свести с ума.

Он отпил от своего бокала и с горящими глазами продолжал:

Описать эту торжествующую красоту невозможно. Представь себе лицо с овалом безупречной чистоты в раме из шелковисто-густых локонов, с огромными сияющими глазами, словно вбирающими в себя, как алмаз, все лучи, чтобы вернуть их с удесятеренной силой.

Но больше всего изумляет в ней,-продолжал свое признание д"Антес, - сочетание строгой красоты с наивным страдальческим выражением лба, глаз, светлой и чуть грустной улыбки. В этом классическом совершенстве черт есть нечто жалобное, почти детское. Эта ослепляющая женщина в полном расцвете своей молодости кажется бесстрастной, как ребенок, и чистой, как девственница. От нее веет холодом мраморной статуи. И это может окончательно лишить рассудка».

Детвора выбежала и окружила мать. Кормилица вынесла в атласе и кружевах розового младенца. Наталья Николаевна ласковыми и осторожными движениями, как бы прикасаясь к хрупким и драгоценным предметам, приблизила к себе детей и нежными, заботливыми и словно окрыленными руками тихо гладила их шелковистые головки и румяные вздутые щечки. Она наклонилась к ним и почти присела к земле, чтобы видеть их взгляды, слышать их лепет, серьезно-шутливо отвечать им непонятным воркованием и по очереди прикасаться губами к выпуклым беленьким лбам.

Она опустилась затем на скамью и, прижав к своей высокой пышной груди розовый сверток, стала медленно покачивать его, радостно всматриваясь в гримаски сморщенного личика. Баюкая ребенка, она, казалось, отплывала от нас в какой-то особый мир, недоступный для всех окружающих, где ее охватывала блаженная дремота высшего, ничем не омрачаемого счастья».

Известный советский художник-иллюстратор Николай Кузьмин, автор иллюстраций к “Евгению Онегину” (он же, кстати, иллюстрировал и книгу Гроссмана для издания 1933 года), неоднократно рисовал Александра Сергеевича с женой. Его рисунки представлены здесь. Видимо, замысел изобразить чету Пушкиных возник у художника неслучайно. Он присутствовал на заседаниях пушкинистов в 1920-30-х годах, когда они собирались, преимущественно на квартире М. А. Цявловского для так называемого “медленного чтения” произведений поэта. Так они могли за вечер прочитать только одну строфу Онегина, и все остальное время уходило на ее обсуждение. Видимо, обсуждали еще и другие темы... На этих вечерах бывал Леонид Гроссман - известный пушкиновед, автор биографии поэта в серии “Жизнь замечательный людей”.

Александр Сергеевич радовался успехам своей Наташи, гордился своей “женкой”, когда писал ей: “Будь молода, потому что ты молода и царствуй, потому что ты прекрасна!”, “ а душу твою я люблю еще более твоего лица”. Да, такая редкая красота заслуживала поклонения поэта.

Овдовев в 1837 году в возрасте 24 лет, она осталась с четырьмя крошками на руках: старшей Марии не исполнилось еще 5 лет, а младшей Наталье всего 8 месяцев. Пушкин перед смертью завещал ей носить траур по нему два года, а потом выйти замуж, но за человека порядочного. Прекрасная мать, набожная, заботливая, она сберегла всех своих детей, а тогдашняя детская смертность была огромная.

В течение 7 лет она не выходила замуж, все претенденты предлагали устроить детей Пушкина в казенные заведения, на что Наталья Николаевна возражала: “Кому мои дети в тягость, тот мне не муж”. Только в 1844 году нашелся человек порядочный - генерал П. П. Ланской. После у Натальи родились еще три девочки от брака с Петром Ланским. И все они нежно любили свою мать, с юмором называвшей себя в одном из писем к Ланскому директрисой детского приюта.

В конце 1840-х годов Наталья Николаевна сильно похудела. С удивлением узнаем из ее писем, что она стала курить. Осознание собственной вины в случившейся трагедии - смерти Пушкина исподволь подтачивала ее нервы. Дети никогда не видели ее радостной. Начались первые признаки легочных заболеваний, от которых она не смогла оправиться до конца жизни. Она прожила всего 51 год и скончалась в ноябре 1863 года.

Ваши отзывы о прочитанном и вопросы вы можете присылать по адресу [email protected] . Буду рад откликам.


Союз голода с жаждою - так в светском обществе отозвались о свадьбе Натальи Гончаровой и Петра Ланского. У обоих за душой не было ни копейки: только любовь и взаимное уважение.

В нашей памяти Наталья Николаевна Гончарова была и всегда будет женой Пушкина. А между тем, в ее жизни был более значимый мужчина - Петр Ланской, с которым она прожила в браке двадцать счастливых лет. Словом, она выполнила наказ Александра Сергеевича, который просил ее перед смертью: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека».

В отличие от великого поэта, Ланской свою супругу не только любил, но и уважал: по ресторанам не кутил, на девиц сомнительной репутации деньги не тратил, «донжуанский список» не вел.

Наталья Гончарова - Жизнь после Пушкина

После похорон великого поэта на Наталью Николаевну Гончарову обрушилась лавина общественного осуждения. Многие считали ее виновной в смерти Пушкина. Она и сама корила себя за то, что ее наивный флирт с Дантесом стоил жизни любимому мужу. Теперь она осталась вдовой в двадцать пять лет, абсолютно без средств к существованию, зато с четырьмя детьми на руках, младшей из которых только исполнилось восемь месяцев...

Следуя совету Пушкина, Наталья Гончарова вместе с детьми и сестрой Александрой отправилась к брату Дмитрию, в их фамильное имение Полотняный Завод. Молодая вдова, еще недавно блиставшая на балах и светских приемах, буквально похоронила себя заживо в деревне. Целью своей жизни она поставила воспитание детей.

Наталья почти никого не принимала, делая исключение лишь для отца Пушкина и его друга Жуковского. К ней сватались Голицын, Столыпин, Перовский, Гриффео. Понимая, что поднять четверых детей ей одной не под силу, Наталья задумывалась о новой партии. Но никто из претендентов на ее руку не соглашался принять четверых детей, и в итоге все были отвергнуты.

Трагическая красота Натальи Гончаровой Пушкиной


До нас дошли несколько портретов Натальи Гончаровой, по которым понятно: не влюбиться в такую женщину было невозможно. Тонкие благородные черты лица, ласковый взгляд, каштановые кудри. Она была дивно сложена, высока и в то же время изящна. Свет не знал более красивой, умной и главное - доброй сердцем женщины. Но безумная, опьяняющая красота, которой поражала Наталья Николаевна, никогда не приносила счастья.

Современница Натальи Гончаровой в своем дневнике написала, что Наталья никогда не будет счастлива, ибо «она носит на своем челе печать страдания». Эту печать вместе с красотой она получила в наследство от своей матери и бабушки. Семейная легенда гласит, что бабка Натальи, прекрасная Ульрика, вышла замуж за шведского барона Мориса фон Поссе. Но их союз был обречен: красавицу похитил и увез в Россию Иван Загряжский, друг князя Потемкина.

Беда в том, что у Загряжского на родине уже была семья. И ветреный генерал-поручик бросил прекрасную Ульрику, которая ждала от него ребенка, на попечение своей законной супруги. Родив дочь Наталью, несчастная женщина умерла. Всю свою необыкновенную красоту она передала дочери. В повзрослевшую Наталью Ивановну без памяти влюбляется Алексей Охотников, фаворит самой Елизаветы Алексеевны.

Месть императрицы страшна: Охотников был убит, а Наталью Ивановну спешно выдали замуж за Николая Гончарова. На венчании присутствовали император и вся его семья. Увы, но трагическая красота Натальи Ивановны передалась и ее дочери, Наталье Гончаровой.

Первая встреча

Зима 1844 года в Петербурге выдалась снежной. Екатерининский канал скован льдом. В стоящем на его берегу особняке весело потрескивает огонь в камине. Высокая красивая женщина в черном платье стоит у окна и разливает чай. Это Наталья Николаевна, вдова Пушкина. С момента гибели ее супруга прошло семь лет, но в память о нем по пятницам она по-прежнему носит траур и соблюдает пост.


За столом напротив нее сидит кареглазый брюнет, статная выправка и черные усы выдают в нем военного. Это генерал Петр Ланской, он принес вдове письмо и посылку от своего друга и брата Натальи, Ивана Гончарова. Прекрасные глаза Натальи Николаевны оживляются, она с интересом расспрашивает генерала о любимом брате, поправляющем свое здоровье в Баден-Бадене, откуда только что вернулся Ланской.

В благодарность за оказанную любезность Наталья Николаевна приглашает Ланского бывать в ее доме на правах друга семьи. Тот с радостью отвечает согласием. Всегда молчаливый и замкнутый, в обществе Натальи Николаевны он становится разговорчивым и веселым. Кажется, он влюблен в молодую вдову, которая младше его на тринадцать лет.

Но в свои сорок пять он ни разу не был женат, да и сердце его разбито. Лучшие годы своей жизни он посвятил ветреной красавице Идалии Полетике. Жестокая женщина то приближала его, то отталкивала, параллельно крутя романы с другими мужчинами. Убедившись в измене любимой, Ланской нашел в себе силы порвать позорную связь. Теперь он свободен и может посвятить себя новой любви.

Сватовство

Время шло. Наступила весна. Генерал бывал у Гончаровой все чаще и чаще, но так и не осмеливался сделать предложение. Его состояние было изрядно выпотрошено требовательной любовницей; содержать семью, да еще четверых приемных детей, было не на что. Наталья Николаевна по совету врачей собиралась с детьми на воды, но поездку пришлось отменить: неловко поднявшись с кушетки, она подвернула ногу и не могла ходить.

С верностью преданной сиделки влюбленный Ланской заботился о молодой женщине. Он уже почти решился на предложение, но вдруг в приемной столкнулся с... самим императором Николаем I. Генерал тут же вспомнил долетавшие до него давным-давно слухи о том, что император не скрывает своей симпатии к супруге Пушкина, а если верить некоторым сплетникам, у него с Гончаровой был роман еще при жизни поэта. Соревноваться с таким конкурентом Ланской не мог. Он раскланивается с императором и молча уходит.

Удивительно, но на следующий день генерал Ланской назначается командиром Конногвардейского полка. Он получает достойное жалованье, казенную квартиру и вместе с тем возможность жениться. Генерал сомневается, что Наталья Николаевна примет его предложение, но она отвечает согласием. Остается лишь одна закавыка.

По церемониалу того времени Ланской должен испросить разрешения на брак у императора. Вопреки его опасениям, Николай отвечает: «Искренне поздравляю тебя и от души радуюсь твоему выбору! Лучшего ты не мог сделать. Что она красавица - это всякий знает, но ты сумел оценить в ней честную и прямую женщину. Вы оба достойны счастья...»

Свадьба генерала Ланского и Натальи Пушкиной состоялась в июле 1844 года в Стрельне под Петербургом. Боясь очередных сплетен и скандалов, Наталья настояла на тихой и скромной церемонии. Пригласили только близких родственников. Сам император выразил желание быть посаженым отцом, но с пониманием отнесся к просьбе невесты и на венчание не приехал, послав лишь царский подарок - бриллиантовое ожерелье.

В этом союзе, продлившемся почти двадцать лет, не было страстей, зато было море нежности, уважения и теплоты. Об этом свидетельствуют письма Натальи Николаевны, которая обращается к своему второму супругу «душа моя», «мой дорогой, добрый Пьер», «мой друг Пьер», «мой прекрасный муж».

Петр Ланской стал не только хорошим мужем, но и прекрасным отцом четверым детям Пушкина. Он воспитывал их с такой же любовью и заботой, с какой относился к собственным дочерям, которых у них с Натальей родилось трое. В доме Ланских постоянно слышался детский смех. Помимо своих семерых детей, Петр и Наталья усыновили Софью, дочь умершего родственника Ланского.

Под влиянием жены, души не чаявшей в детях, в 1847 году генерал-майор Ланской учредил в своем полку детский приют для солдатских сирот. Другим детям из бедных семей приют помогал одеждой и провиантом.

Тихую и спокойную семейную жизнь Ланских прервало известие о неизлечимой болезни Натальи Николаевны. Ее мучил постоянный кашель, и весной 1861 года Ланской вынужден был просить одиннадцатимесячный отпуск для пребывания за границей.

Наталья Александровна Пушкина-младшая дочь Пушкина


Здоровье Натальи Николаевны временно улучшилось, но его окончательно подкосили переживания за судьбу одной из дочерей, которой Наталья Николаевна передала свою красоту и, видимо, трагичную судьбу. Вот что писал о ней один из современников:

«В жизни своей я не видал женщины более красивой, чем Наталья Александровна, дочь поэта Пушкина. Высокого роста, чрезвычайно стройная, с великолепными плечами и замечательною белизною лица, она сияла каким-то ослепительным блеском. Несмотря на мало правильные черты лица, напоминавшие африканский тип ее знаменитого отца, она могла назваться совершенною красавицей. А если прибавить к этой красоте ум и любезность, то можно легко представить, как Наталья Александровна была окружена на великосветских балах и как около нее увивалась вся щегольская молодежь в Петербурге».

Наталье Пушкиной исполнилось шестнадцать, когда в нее влюбился Николай Орлов, сын известного при дворе графа. Но их свадьба так и не состоялась, т.к. знатный вельможа не пожелал родниться с дочерью «какого-то сочинителя, убитого на дуэли». Униженная, Наталья вскоре приняла предложение офицера Дубельта, известного игрока и гуляки.

Жизнь красавицы превратилась в ад: в припадках ярости пьяный супруг избивал ее так, что выходить из дома она могла только в черной вуали и платьях с длинными рукавами, прикрывающими страшные синяки и кровоподтеки. Несколько лет наследница Пушкина терпела издевательства мужа, а потом развелась с ним и уехала, оставив троих детей на попечение своей матери.

Религиозная Наталья Николаевна не пережила развода дочери - он стал для нее последним ударом. Перед смертью она передала своей дочери письма Пушкина, которые все эти годы бережно хранила.

После смерти любимой супруги 64-летний генерал Ланской хотел уйти в отставку, но не сделал этого. Ему нужно было заботиться о троих дочерях на выданье и внуках, оставшихся на его попечении. Он пережил свою супругу на четырнадцать лет и был похоронен в одной могиле с женой в Александро-Невской лавре.