Болезни Военный билет Призыв

Какой лозунг был принят во франции. Символы Франции. Галльский петух, гимн Марсельеза, Марианна или «Свобода, ведущая народ», флаг Франции. Лилия - как символ монархии

ДЕСПОТИЗМ СВОБОДЫ

После прихода к власти якобинцев принятая ими в июне 1793 г. Конституция по-прежнему провозглашала свободу естественным и неотъемлемым правом всех людей. Как и раньше, она признавалась одной из основополагающих человеческих ценностей. Подобно "Декларации прав человека и гражданина" 1789 г., декларация 1793 г. содержала статьи, провозглашавшие свободу и неприкосновенность личности. Декларация обещала гражданам, что "право выражать свои мысли и свои мнения как посредством печати, так и любым иным способом, право собираться вместе, соблюдая спокойствие, и свободное отправление религиозных обрядов не могут быть воспрещены. Необходимость провозглашения этих прав предполагает наличие деспотизма или живое воспоминание о нем "

Как провозглашенный принцип и как предмет поклонения, во время якобинского правления свобода осталась в неприкосновенности. В преамбуле закона 30 мая 1794 г. (11 прериаля II года) о составлении полного кодекса законов Франции говорилось, что следует "основывать законы на принципах Свободы и Равенства " ".

С сентября 1793 г. Франция начала жить по республиканскому календарю. Началом новой эры был официально признан 1792 г., 1 год республики. Но вместе с тем сохранялась и ранее возникшая неофициальная датировка, в соответствии с которой 1789 г. считался 1 годом свободы, так что по новому календарю 1793 г. стал V годом свободы и II годом республики. Почитание свободы нашло отражение ив названиях дней респубпикакского календаря. Его составители разделяли месяцы на декады. Каждый ее день имел свое посвящение и символ, в которых олицетворялись республиканские ценности. Второй день декады (дуоди) - бьет посвящен свободе, и его символом стал колпак; четвертый день (квартиди) - свободному человеку и в качестве символа получил пику.

Причудливые формы приобрел культ Свободы осенью 1793 г., когда в стране развернулось так называемое дехристианизаторское движение. В нарушение свободы вероисповеданий закрывались церкви и были предприняты попытки насильственно упразднить католический культ, заменив его культом Разума. В представлении революционной Интеллигенции, выступавшей инициатором дехристиани-зации, разум и свобода были неотделимы друг от друга.

Кафедральный еобор Парижской богоматери в это время перестал действовать как католический храм. Коммуна Парижа (городской муниципалитет) решила провести в его здании торжество в честь Свободы. В ходе подготовки праздник, который состоялся 10 ноября 1793 г. (20 брюмера II года по республиканскому календарю), преобразовали в "Триумф Разума", Церемония получилась пышной, театральной и насыщенной различными аллегориями.

В алтаре собора соорудили гору, символизировавшую якобинизм (как известно, Горой именовалась якобинская группировка в Конвенте). Ее украшал маленький храм, посвященный - как указывала надпись - философии. У входа в него стояли бюсты философов. Девушки в белых одеяниях, в лавровых венках и с факелами в руках двумя рядами спустились с горы и вновь поднялись на нее. В этот момент из храма вышла сама Свобода, которую изображала красивая актриса. Она села на утопающий в зелени трон и стала принимать поздравления от участников праздника. На церемонии присутствовали депутаты Конвента. Был исполнен написанный специально к празднику "Гимн Свободе" М.-Ж. Шенье на музыку Ф.-Ж. Госсека:
.

.
Впоследствии Конвент постановил преобразовать собор Парижской богоматери в храм Разума. За несколько дней по Парижу прокатилась волна подобных празднеств. Все церкви столицы были превращены в храмы Разума. Праздники с участием живых "богинь" Свободы. Разума и прочих гражданских добродетелей проходили по всей стране.

Появление актрисы в роли Свободы было новшеством. За три дня до праздника в Париже при обсуждении его сценария городские власти предполагали по обыкновению воздвигнуть в соборе статую Свободы на том месте, где раньше стояла фигура Богоматери. Однако организаторы торжества отказались от привычного ритуала, так как пожелали внести свой вклад в борьбу с предрассудками и идолопоклонством. Они рассуждали, что человек - венец природы - не должен поклоняться каменной статуе. Приглашая актрису воплотить образ Свободы, онк хотели внушить народу, что свобода - не идол, а некая идея, носителем которой является сам человек.

История этого праздника наглядно показывает, насколько многообразным было восприятие свободы. Инициаторы даижениядехристианизации желали заменить католицизм новой, гражданской религией, святынями которой стали бы абстрактные понятия разума, истины и свободы. Они противопоставляли богиню Свободы центральному женскому образу католического культа - Деве Марии. А для присутствовавших на празднестве депутатов Конвента аллегория свободы была прежде всего символом государственной власти, занявшим место короля.

Этот созданный просвещенной элитой сложный образ, наполненный как античными реминисценциями, так и идеями европейской общественно-политической мысли нового времени, получил неожиданное переосмысление в народной среде. Народная праздничная традиция приняла и усвоила его. Американская исследовательница Л. Хант пришла к выводу, что на проводившихся повсюду праздниках Разума богиня Свободы обычно напоминала традиционную королеву карнавала Как и в былые времена, жители выбирали королевой, а теперь Свободой, на один день самую красивую женщину своей округи, деревни или городка. Впрочем, на роль Свободы могли приглашать и актрис, как это было на первом празднике Разума в Париже.

Зимой 1793 - весной 1794 г. в стране состоялось множество дехристианизаторских карнавалов. Они начинались с шествий, возглавлявшихся богинями Свободы, а после обычно проходили так называемые братские трапезы. Каждый гражданин обязан был выставить перед своим домом стол с угощением для всех желающих.

Церемонии, в которых участвовала живая "Свобода", производили особенно сильное впечатление на зрителей и оставляли о себе долгую память. Много лет спустя поэт П.-Ж. Беранже написал стихотворение "Богиня" с посвящением "К женщине, олицетворявшей Свободу на одном из празднеств Революции":

.
Однако было бы ошибкой полагать, что культ нового божества получил всеобщее и повсеместное признание. Многие французские крестьяне взбунтовались против ликвидации христианства. Они вырывали "деревья свободы" и разрушали статуи.

По мнению М. Вовеля, для той части народа, которая приняла революцию, свобода стала святой покровительницей французов. Ее изображения могли соседствовать на стенах крестьянского жилища с образами Девы Марии и католических святых . Наряду с празднествами в честь Разума, в 1793 - 1794 гг. распространилось и почитание "мучеников свободы". Их было трое: убитый Шарлоттой Корде в июле 1793 г. Ж.-П. Марат, М.Лепелетье, убитый роялистом в январе 1793 г., и казненный в мятежном Лионе в июле того же года глава местных якобинцев М.-Ж. Шалье. В отличие от культа Разума, поклонение "мученикам свободы" зародилось уже непосредственно в народной среде. Оно было ближе и понятнее народным низам, чем почитание слишком абстрактного доя них Разума. Культ мучеников особенно усилился в разгар дехристианизации, когда с закрытием церквей на время было запрещено совершение католических обрядов.

Отправляя новый культ, его приверженцы прославляли республику, причащались делу свободы и крепили свою революционную веру. При этом обряды в честь "мучеников свободы" совершались с поистине религиозной пышностью, с торжественными кортежами и участием хоров. В церквах, ставших храмами Разума, изображения католических святых сменились бюстами революционной троицы Марата, Лепелетье и Шалье.

Современные французские историки, изучающие обряды и культы Французской революции, употребляют применительно к ним такое понятие, как "перенос сакральности" . В частности, культ "мучеников свободы" был рожденной в ходе революции формой народной религиозности. Он возник, с одной стороны, благодаря популярности убитых якобинских вождей, в особенности "друга народа" Марата. С другой стороны, его истоками были христианский культ святых и поклонение мощам (почитатели "мучеников свободы" поклонялись не только их изображениям, но и останкам). Марат, Лепелетье и Шалье стали революционными святыми великомучениками и заступниками. Принимая рожденные революцией новые ценности и новых героев, народ выражал свое преклонение в привычных, традиционных формах.

Почитание свободы отразилось также в новых именах и названиях. В это время появился обычай давать детям "революционные" имена в честь античных и современных героев, дней и месяцев республиканского календаря, гражданских добродетелей. Так Свобода (Либерте) стала именем, которое давали не только девочкам, но и мальчикам.

Итак, культ свободы сохранялся. Но вместе с тем, как известно, демократичная конституция якобинцев так и не вступила в силу. Конвент постановил отложить ее введение вплоть до окончания войны. К осени 1793 г. во Франции постепенно оформился режим диктатуры, или, как его тогда официально именовали, "эволюционное правление". Тем самым гражданские, политические и экономические свободы были фактически сведены на нет.

Этот процесс начался еще до прихода якобинцев к власти. 10 марта 1793 г. был учрежден чрезвычайный уголовный трибунал, впоследствии, осенью 1793 г., реорганизованный и названный революционным трибуналом. Его создание шло вразрез с принципами, провозглашенными в "Декларации прав человека и гражданина".

Трибунал получил очень широкие полномочия. Его члены не избирались, а назначались Конвентом. Выносившиеся приговоры не подлежали ни апелляции. ни кассации. 17 сентября 1793 г. вышел декрет, который предписывал немедленный арест всех лиц, объявленных "подозрительными". Тюрьмы наполнились людьми, многие из которых не совершили никакого преступления и были арестованы за инакомыслие, за родство с эмигрантом или по подозрению в неблагонадежности. Презумпции невиновности более не существовало. Органы якобинской диктатуры стали проводить политику террора.

В момент его кульминации появился декрет 22 прериаля II года (10 июня 1794 г.) о реорганизации революционного трибунала. В соответствии с этим декретом обвиняемые были лишены защитников, отменялся обязательный вызов свидетелей, вместо реальных улик было достаточно нравственцой убежденности присяжных, а единственной мерой признавалась смертная казнь. Авторы этого декрета, узаконившего полнейший произвол, обосновывали подобный порядок работы революционного трибунала не чем иным, как необходимостью защищать свободу. Трибунал, говорилось в декрете, был учрежден доя того, чтобы карать врагов народа, т.е. тех, "кто силой или хитростью стремятся уничтожить общественную свободу " .

Вместе со свободой личности была уничтожена и свобода печати. Провозглашенная в декларации 1789 г., уже с осени 1792 г. она стала постепенно ограничиваться. После установления республики были запрещены роялистские газеты. Затем в декабре 1792 г. появился декрет, грозивший смертной казнью за пропаганду уравнительного передела земли. Таким образом, уже к началу 1793 г. свободно могла вестись полемика только между жирондистами и монтаньярами. Их противники и справа, и слева были лишены свободы слова. После прихода к власти якобинцев и жирондисты потеряли право пропагандировать свои взгляды. За это полагался арест на основании декрета о "подозрительных". Отныне можно было открыто выражать только правительственную точку зрения.

Примечательно, что люди, проводившие в жизнь все эти и другие подобные меры, не усматривали в них посягательства на свободу. Напротив, свобода уничтожалась... во имя свободы. Французские революционеры не сомневались, что ч борьбе за нее можно не останавливаться перед применением самых крайних средств.

Осенью 1792 г. Л.-А.Сен-Жюст угрожающе пообещал: "Наша Свобода пролетит, как гроза, а ее триумф будет подобен удару грома " . А год спустя он произнес печально известную фразу: "Свобода должна победить какой угодно ценой ".

Подобный образ мыслей проявился и в знаменитом докладе "О принципах революционного правительства", произнесенном Робеспьером в Конвенте 25 декабря 1793 г. "Революция , - говорил Робеспьер, - это война свободы против ее врагов; конституция - это режим победоносной и мирной свободы. Революционному правительству нужно употреблять чрезвычайную активность именно потому, что оно ведет войну... Революционное правительство обязано оказывать честным гражданам покровительство нации, а врагам народа должно нести только смерть " .

Эта речь стала официальным обоснованием государственного террора, проводимого якобинцами.

Однако подобное видение происходящих событий отнюдь не было особенностью одних якобинцев и их вождей - Робеспьера и Сен-Жюста. Так, г-жа Манон Ролан, предводительница жирондистов, вскоре оказавшихся в числе первых жертв организованного террора, в письме от 1 июля 1791 г. провозглашала: "Нам необходимо прийти к этой свободе, хотя бы через море крови " . Позднее, в ноябре 1793 г., поднимаясь на эшафот, она горестно воскликнет: "О свобода, сколько преступлений совершается твоим именем! " . Но раньше, пока нож гильотины не был занесен над ее собственной шеей, она рассуждала, подобно Сен-Жюсту.

Другой лидер жирондистов А.-М. Инар в октябре 1791 г. требовал смерти для врагов свободы. Вскоре он снова взывал с трибуны Законодательного собрания: "По отношению к политической свободе простить преступление значит почти участвовать в нем... Подобная строгость приведет, быть может, к пролитию крови, - я это знаю; но если вы не прибегнете к ней, то не будет ли пролито еще больше? Не будет ли гражданская война еще большим бедствием? Надо отрезать пораженную гангреной часть, чтобы спасти остальное тело " . Эти слова вызвали аплодисменты депутатов Собрания,

А вот что говорил в Конвенте 25 сентября i792 г. Дантон, впоследствии ставший среди якобинцев лидером "снисходительных" и выступавший против крайностей диктатуры и террора: "Бесспорно, нужен строгий закон против тех, кто стремится посягнуть на общественную свободу. Прекрасно, проведем этот закон! Проведем закон, грозящий смертной казнью всякому, кто выскажется в пользу диктатуры или триумвирата" .

Откуда взялась у просвещенных гуманистов и борцов за свободу столь странная, на первый взгляд, готовность жестоко расправляться со своими противниками?

Здесь проявилось свойственное французским революционерам стремление начать историю заново. Еще в 1774 г. в книге "Цепи рабства" Марат писал: "Свобода всегда возникает из огня возмущения " .

Во имя торжества свободы деятели революции считали необходимым насильственным путем низвергнуть, уничтожить старый мир деспотизма. При этом их мышление отличалось догматизмом
и нетерпимостью к инакомыслию. Любого политического противника они склонны были объявлять врагом свободы и защитником тирании. Свобода, возведенная в ранг божества, превратилась для них в самоцель, и это породило призывы к свободе любой ценой.

Сказалось и влияние Руссо, верными учениками которого были якобинцы. Ведь именно он в "Общественном договоре" доказывал необходимость полного подчинения личности (для ее же блага, разумеется) обществу и государству. Именно он утверждал, что человека можно принудить быть свободным против его воли. Эти идеи развивал Робеспьер, выступая в Конвенте с парадоксальным утверждением, что "революционное правление - это деспотизм свободы против тирании " .

Очевидцы революционных событий, известные литераторы и либеральные общественные деятели мадам Ж. де Сталь и Б. Констан предложили свое объяснение такого обращения якобинцев с принципом свободы. По их мнению, роковая ошибка революционеров состояла в том, что, примеривая на себя античные одежды, они не увидели принципиальной разницы между античной и современной трактовками свободы. В древности свободный человек был целиком и без остатка растворен в жизни общины, тогда как человек XVIII в. стал индивидуалистом и не желал поступаться свободой собственной личности в интересах общества .

Воцарившийся "деспотизм свободы" привел к переосмыслению некоторых девизов революции. Летом 1793 г. директория парижского департамента призвала всех жителей в течение июля месяца написать на фасадах своих домов: "Единство, Неделимость Республики, Свобода, Равенство, Братство или Смерть ". 3 июля этому примеру последовала директория департамента Мелен. Жители откликнулись на призыв и стали не просто писать большими буквами слова революционного девиза, но даже выбивать их на стенах домов и общественных зданий. Постановления Комитета общественного спасения, донесения комиссаров Конвента, другие официальные бумаги, письма, объявления и плакаты сопровождались заголовками: "Свобода, Равенство, Братство или Смерть ", "Свобода, Равенство или Смерть ", "Свобода или Смерть ".

Подобные девизы были не новы. Они звучали по крайней мере с 1790 г. и изначально представляли собой клятвы умереть, защищая свободу. Именно в таком смысле девиз "Жить свободным или умереть " вошел в текст конституции 1791 г. Внешне к этой же верности до самой смерти принципам свободы, равенства и братства призывала граждан и директория парижского департамента летом 1793 г. Однако во время террора данные слова приобрели угрожающий смысл. Их стали интерпретировать как обещание казнить всех "врагов свободы".

В этот трагический момент революции тема смерти проникает и в изобразительное искусство. Полотно Ж.-Б.Реньо под названием "Свобода или Смерть" как бы иллюстрирует девиз. Художник изобразил гения Республики летящим между даумя фигурами. С одной стороны восседает Свобода, которая держит фригийский колпак и треугольник с отвесом, а с другой стороны - устрашающая Смерть с косой. Но эта картина является, пожалуй, единственным примером столь мрачной интерпретации образа Свободы. Тема смерти, заполонившая якобинскую фразеологию, практически не успела найти отражения в революционном искусстве. Преобладали по-прежнему изображения воинственной, победоносной и торжествующей Свободы.

После государственного переворота 9 термидора II года (27 июля 1794 г.) и свержения робеспьеристов начертанные или выбитые на стенах домов надписи начали уничтожать. Их концовка была объявлена негуманной. Так весной 1795 г. парижская секция Бон Нувель приняла постановление, в котором вопрошала: "Раз уж Франция более не кладбище, почему мы на каждом шагу на дверях и на стенах читаем слово "смерть?" . Газета "Мируар" в мае 1797 г. назвала эту надпись "сигналом к резне " . Девиз был сведен до первых слов: "Свобода, Равенство, Братство " или "Свобода, Равенство ". В таком виде он еще весьма широко употреблялся после 9 термидора.

Наполеон во время переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 г.) счел нужным заявить во всеуслышание о своей приверженности свободе. Выступая в Совете старейшин, он сказал: "Мы желаем республики, основанной на истинной свободе, на гражданской свободе и на национальном представительстве, мы будем иметь ее, я клянусь в этом, я клянусь в этом от моего собственного имени и от имени моих товарищей по оружию! " .

Обычай сопровождать официальные бумаги девизом "Свобода, Равенство " сохранялся и при наполеоновском режиме Консульства, и в первые годы Империи. Он окончательно исчез приблизительно после 1808 г.

Франция – г осударство в Западной Европе. Официальное название Французская Республика .

Страна граничит с Германией, Люксембургом и Бельгией на северо-востоке, с Испанией и Андоррой на юге, а на юго-востоке с Княжеством Монако и Италией. Страна омывается Северным и Средиземным морями, водами Бискайского залива, а также проливами Ла-Манш и Па-де-Кале.

Административно страна разделена на 27 регионов, 21 из которых находится на европейском континенте, один на острове Корсика, а остальные на заморских территориях, являющимися владениями Франции.

К официальной государственной символике Французской Республики относятся восемь символов:

    трехцветный флаг,

    гимн «Марсельеза»,

    девиз «Свобода Равенство и Братство»,

    Национальный праздник – 14 июля - День взятия Бастилии,

    Государственная печать,

    бюст Марианны,

    Галльский петух,

    эмблема Французской республики «Пучок прутьев с секирой».

Французский триколор состоит из трёх вертикальных полос - синей, белой и красной - передаёт три основные идеи Французской революции - свободу, равенство и братство. Своим возникновением эта комбинация цветов обязана маркизу де Лафайету, обратившемуся с предложением к революционно настроенным гражданам носить трёхцветную, красно-бело-синюю кокарду. Красный и синий издавна считались цветами Парижа (и этим воспользовались революционеры в день штурма Бастилии), а белый был цветом французской монархии. Впервые появившись в 1790 году, французский триколор был затем слегка видоизменён (первоначально красный цвет был у древка, то есть слева) и переработан в 1794 году. Хотя триколор вышел из употребления после поражения Наполеона при Ватерлоо, он вновь появился в 1830 году - при содействии того же маркиза де Лафайета - и остаётся флагом Франции до сих пор. Старым королевским флагом были золотые лилии на белом фоне (орифламма).

«Марсельеза» (фр. La Marseillaise ) самая знаменитая песня Великой французской революции, ставшая сначала гимном революционеров, а затем и всей страны.

Девиз «Свобода, равенство и братство»

Liberte Egalite Fraternite

Свобода, равенство, братство (фр. Liberte, Egalite, Fraternite ) - национальный девиз Французской Республики и Республики Гаити - девиз, берущий своё начало с времён Великой французской революции.

Le 14 juillet

В этот день вся Франция празднует историческое событие - взятие Бастилии. 14 июля является национальным праздником. Празднуется с 14 июля 1789 г.

Марианна

Marianne

Аллегорическое изображение Республики (изображение молодой женщины во фригийском колпаке). Она является олицетворением национального девиза Франции: Свобода, Равенство, Братство. Принята с сентября 1792 г.

Современный герб Франции представляет собой ликторский пучок с топором и с лавровыми и дубовыми ветвями. Французский герб не имеет официального статуса со времен Наполеоновской Империи, однако используется на многих официальных документах государства.

Большая печать Франции

Le sceau

Г осударственная эмблема, используемая для подтверждения подлинности документов, выпущенных правительством Французской Республики. Официальным хранителем Большой печати является министр юстиции Франции. Рисунок аверса Большой печати Франции также используется в печатях дипломатических представительств Франции для заверения документов и удостоверения виз. Современная печать восходит ко времени Второй республики. На ней изображается сидящая женщина, символ Свободы, увенчанная лавровым венцом с семью шипами. 1848 г.

Галльский петух

Le coq gaulois

Символ с 1601 года. Во времена французской революции XVIII века был объявлен конкурс на рисунок новой монеты. После того, как Огюстэн Дюпре предложил отчеканить гения Франции, пишущего на жертвеннике,- сообщается в отчёте жюри конкурса 1791 года, - члены комитета посоветовали прибавить с одной стороны жертвенника петуха - эмблему бдительности. Проект Дюпре с добавленным к нему петухом и был использован для чеканки двадцатифранковых монет. Петуха, изображённого на монетах, французы, считавшие галлов своими предками, осмыслили как «галльского петуха» и стали считать своей национальной эмблемой. Символ с 1601 г.

Помимо официальных восьми символов Французской республики существуют символы, посредством которых выражены определенные общественные отношения, которые несут на себе печать истории общества:

Фригийский берет, который носит Марианна

Le bonnet phrygien

Цветок лилии

La fleur de lys

Персонаж комиксов«Астерикс»

Asterix

Эйфелева Башня

La Tour Eiffel

«Берет и Багет», атрибуты собирательного образа среднего француза

Beret et baguette

Автомобиль «две лошадиные силы»

2 CV = deux chevaux

Главные праздники - Рождество (25 декабря), Новый год, Пасха, день взятия Бастилии (14 июля).

География Франции. Францию омывают четыре водных пространства (Ла-Манш, Атлантический океан, Северное море и Средиземное море). На западе и севере территория страны омывается Атлантическим океаном (Бискайским заливом и проливом Ла-Манш), на юге - Средиземным морем (Лионским заливом и Лигурийским морем). Франция является самой крупной по территории страной Западной Европы: она занимает почти одну пятую часть территории Европейского Союза, имеет обширные морские пространства.

Также в состав государства входят остров Корсика в Средиземном море и более двадцати заморских департаментов и зависимых территорий. Общая площадь страны составляет 547 030 км? (674 685 км? вместе с заморскими владениями).

Климат на европейской территории Франции умеренно морской, переходящий на востоке в умеренно-континентальный, а на южном побережье в субтропический. Всего можно выделить три типа климата: океанический (на западе), средиземноморский (на юге), континентальный (в центре и на востоке). Лето достаточно жаркое и сухое - средняя температура в июле достигает + 23-25 градусов, в то время как для зимних месяцев характерны дожди при температуре воздуха +7-8 °С.

Все реки Франции, за исключением некоторых заморских территорий, относятся к бассейну Атлантического океана, и в большинстве своём берут начало в Центральном мас-сиве, Альпах и Пиренеях. Крупнейшие водные артерии страны:

    Сена (775 км)

    Гаронна (650 км)

    Рона (812 км)

    Луара (1020 км)

Система каналов соединяет между собой основные реки страны, включая Рейн, по которой отчасти проходит восточная граница страны и которая является одним из важнейших внутренних путей сообщения в Европе. Реки и каналы имеют большое значение для экономики Франции.

Леса занимают 27 % территории страны. В северных и западных районах страны растут орешник (лещина), берёза, дуб, ель и пробковое дерево. На средиземноморском побережье - пальмы и цитрусовые. Среди представителей фауны выделяются олень и лиса. Косули обитают в альпийских регионах, в отдалённых лесах сохранился дикий кабан. Здесь также обитает большое количество различных видов птиц, в том числе перелетных. Рептилии встречаются редко, а среди змей только одна ядовитая - обыкновенная гадюка. В прибрежных морских водах обитает много видов рыбы: сельдь, треска, тунец, сардина, скумбрия, камбала и серебристый хек.

"Монматр... Внизу ревет Париж -

Коричневото-серый, синий...

Уступы каменистых крыш

Слились в равнины темных линий.

То купол зданья, то собор

Встает из синего тумана.

И в ветре чуется простор

Волны соленой океана..."

("Пустыня" М. Волошин)

Девиз: Liberte, Egalite, Fraternite
(Свобода, Равенство, Братство)
Гимн: "La Marseillaise"
(Марсельеза)
Столица
Париж
Крупнейший город
Париж
Официальные языки
Французский
Государственное устройство
Президентская республика
Формирование
843 год
Населения
Перепись 2009
65 073 482
Плотность
110/км (68)
ВВП (ППС)
2006 г., оценка
– Полный
1871 млрд $ (7)
– На душу населения
30 100 $ (20)
Валюта
Евро
Часовой пояс
(UTC +1)
Домен интернета
. Fr
Телефонный код
+33

Ищите французскую сантехнику в Минске? Чугунные ванны, санфаянс, смесители от лучшего производителя в мире сантехники –Jacob Delafon! В нашем интернет-магазине, Вы сможете купить чугунные ванны в минске по самым привлекательным ценам. Много ванн в наличии и еще больше под заказ! Бесплатная доставка и подъем ванны в квартиру!

Официальное название Французская Республика (фр. France, Republique Francaise) – государство на западе Европы, республика, граничащая на северо-востоке с Бельгией и Германией, на востоке с Германией, Швейцарией и Италией, юго-западе с Испанией и Андоррой, на юге омывается Средиземным морем, на западе – Атлантическим океаном.
Площадь (вместе с Корсикой) 543965 км?. Столица Париж. Заморские территории – Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника, Реюньон, Сен-Пьер и Микелон, Южные и Антарктические территории, Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна.
Франция граничит с Андоррой, Бельгией, Люксембургом, Германией, Швейцарией, Италией и Испанией. Франция занимает западную часть Европейского материка. По форме ее территория вписывается в шестигранник (французы так и называют свою страну – l"Hexagone – шестиугольник). Морские границы страны имеют большую длину, чем сухопутные. На западе страна омывается Атлантическим океаном, на юге – Средиземным морем, на севере – проливом Ла-Манш.
Реки – Сена, Луара, Гаронна, Рона, Рейн; горы – Альпы, Центральный массив, Пиренеи, Юра, Восг, Севенны.
Столица – Париж (Paris), 2,116 млн. жителей (1999 г.). С пригородами – около 10 млн. жителей.
Крупные города – Марсель (801 тыс.), Лион (415 тыс.), Тулуза (359 тыс.), Ницца (342 тыс.), Страсбург (252 тыс.), Нант (245 тыс.), Бордо (210 тыс.).
Территория – 551,6 тысяч км 2.
Пейзаж – 2 / 3 территории Франции – равнины и холмы.
Крупнейшие горные массивы – Альпы, Пиренеи и Центральный Французский массив. Высшая точка – гора Монблан в Альпах (4807 м).
Крупнейшие реки – Сена (самая длинная река страны, 1012 км), Луара, Гаронна, Рона.
100 департаментов (departement), 22 метрополий и 4 заморских регионов (region), 329 округов (arrondissement), 3883 кантона (canton), 36783 коммуны или муниципалитеты (commune). Существует также деление на 37 исторических провинций.
Владения: в Америке – Гваделупа, Французская Гвиана, Мартиника (Центральная Америка), Сен-Пьер и Микелон (вблизи юго-восточного побережья Ньюфаундленда) в Африке – Реюньон (у юго-восточного побережья), 5 заморских территорий: в Океании – Новая Каледония, Полинезия Французская, в состав которой входят острова Общества, Маркизские острова, архипелаг Туамоту, Французские южные и антарктические территории; острова Уоллис и Футуна, расположенные на экваторе, в юго-западной части Тихого океана между Фиджи и Самоа; остров Майотта. Благодаря этому Франция является третьим государством мира (после США и Великобритании) по размерам заморских владений.
– европейское государство, история которого имела огромное влияние на судьбу Европы. Появление первого человека на территории современной Франции датируется периодом Среднего палеолита (40000 – 90000 лет назад). Первые жители изменили в Каменном веке кроманьонцы, которые появились приблизительно 25000 лет назад и в свою очередь были вытеснены 16000 лет после людьми эпохи неолита. Кремниевые наконечники и орудия труда заменены на железные, когда между 1500 и 500 годами до н. н.э. появились кельтские племена.
После нескольких веков конфликтов между галлами и римлянами Юлий Цезарь в 52 г. до н.э. завоевал эти территории, а ко II в. н. н.э. жители региона были частично обращены в христианство.
Территория оставалась под властью римлян до 5 века, в котором регион завоевали франки и другие германские племена. Средние века ознаменовались бесконечными битвами за власть между франкскими династиями.
Карл Великий правил с 768 по 814 год и прекратил раздоры, значительно расширив границы своего королевства, а в 800 году потребовал корону Священной Римской Империи. После разделения империи между тремя внуками Карла Великого согласно Верденским Договором 843, Каролинги продолжали удерживать трон во всех трех странах, которые были созданы: Западно-Франкского королевства, Средней Франкии и Восточно-Франкского королевства. В 987 г. Капетианская династия получила трон в Западно-Франкского королевства, которое стало Францией.
В XI в. пора возрождения и процветания наук, несмотря на продолжающиеся войны с Англией. В это же время страна втянута в Крестовые походы – священную войну, которую вела Церковь с нехристианскими народами Востока.
Название «Франция» упоминается с XI в. Она происходит от латинского Regnum Francorum – «Королевство Франков». Французские короли IX-XIV вв. часто получали прозвища, которые характеризовали их правление или лицо. Например: Людовик Благочестивый, Карл II Лысый, Роберт II Набожный, Людовик VI Толстый, Людовик VII Молодой, Людовик IX Святой, Филипп III Отважный, Филипп IV Красивый, Жан II Добрый.
Начало XV в. – Конец Капетианской династии. Франция продолжает Столетнюю войну (1337-1453 гг.) Против Англии. Национальный дух войск значительно подняла 17-летняя девушка, Жанна д"Арк, которая в 1429 году объединила французские войска для защиты Орлеана. Она была схвачена, передана в руки англичан и осуждена. Погибла она на костре в городе Руан за ересь.
Англичане были изгнаны из всех французских земель (за исключением Калаис) в 1453 году. Религиозные и политические преследования, кульминацией которых стали религиозные войны (1562-98 гг), продолжали терзать Францию на протяжении всего XVI в.
В 1572 году, в Париже, во время разные на Карнавале в Варфоломеевскую Ночь была убита около 3000 гугенотов. Позже гугенотам были гарантированы религиозные, гражданские и политические права.
В 1574 г. королем Франции стал Генрих III. Его убил фанатик-монах в 1589 г., но перед смертью он успел объявить своим преемником Генриха Наваррского (Генриха IV). Генрих IV был протестантом и не снискал признание французов. В 1593 г. он отрекся от протестантской религии и со словами «Париж стоит мессы» принял католицизм.
В начале XVII в. страна попала под власть кардинала Ришелье, который добился образования абсолютной монархии и утвердил доминирование Франции в Европе.
В XVII в. состоялась 30-летняя война с Австрией и Испанией, кардинал Ришелье был назначен премьер-министром. После смерти его сменил итальянец Мазарини. После смерти Мазарини Людовик XIV ("Король-Солнце»), который пришел к власти, отказался от премьер-министров и сам правил страной. При нем королевский двор перенесен из Парижа в построенный в Версале дворец. Время правления Людовика XIV – время Мольера, Лафонтена, Корнеля и Расина. На текущие политические события влияли придворные дамы.
Людовик XIV вел преисполненную развлечениями жизни. Перед смертью он сказал сыну, Людовику XV: «Я очень любил войну и здания. Не подражайте мне в этом. Попробуйте помочь своему народу, чего я, к сожалению, не смог сделать ».
XVIII в. – Эпоха Просвещения (Дидро, Вольтер, Руссо, Монтескье), идеи установления «царства разума».
1789 год. 14 июля парижская чернь штурмовала Бастилию – символ деспотизма. Революцией руководили умеренно настроенные лидеры, но впоследствии к власти пришли радикальные якобинцы во главе с Робеспьером, Дантоном и Маратом. В 1792 году они основали первую Республику, фактически осуществляя диктаторский контроль над страной. Пора Власти Террора (1793-94 гг), когда были введены массовые казни и закрыты церкви.
Революция обернулась против своих лидеров, казненных на гильотине. Из глубин этого хаоса появился Наполеон Бонапарт. Прославившись благодаря ряду блестящих побед за рубежом, Наполеон присвоил себе высшую власть в 1799 году.
Началась бесконечная серия войн, в результате которых Франция добилась контроля над значительной частью Европы. Закончилось все катастрофической кампанией против России в 1812 году, которая привела к свержению Бонапарта и высылке его на крошечный средиземноморский остров Эльба.
Его возвращение и триумф длились сто дней, до того как его войска были окончательно разбиты англичанами при Ватерлоо. Англичане заслали Бонапарта на южно-атлантический остров Святой Елены, где он и умер в 1821 году.
Наполеона уважают во Франции как национального героя. Он опубликовал Гражданский Кодекс Законов (Закон Наполеона), который положен в основу системы законов современной Франции.
Третья Республика (1870) создала государство с республиканскими традициями.
Первая мировая война – более миллиона солдат убитыми, падение уровня промышленного производства. Вторая мировая война. Во время войны Франция была оккупирована немецкими войсками и сопротивлялась. 6 июня 1944 союзнические войска высадились на берегах Нормандии и вскоре освободили Париж.
В 1946 г. установлена четвертая (IV) республика, которая столкнулась с проблемами деколонизации (война в Индокитае, волнение в Тунисе, Марокко и Алжире). Сейчас во Франции пятая (V) республика, установленная в 1958 г. генералом де Голлем.
После смерти Франсуа Миттерана (он умер в январе 1996 года), Президентом страны стал Жак Ширак. Решение президента о проведении ядерных испытаний на Полинезийская острове Муруроа и соседнем атолле было признано в самой Франции и за рубежом как оскорбительное и незаконное.
Испытания, объявленные Шираком «последними», негативно повлияли на дипломатические отношения Франции со странами Тихого океана. Французские тихоокеанские и Карибские колонии забили тревогу, требуя независимости.
Франция является постоянным членом Совета Безопасности ООН, входит в «клуб» ядерных держав.
Во Франции представлены три разных типа рельефа – высокие горы, древний плато и равнины. Западные и северные районы Франции – равнины и низкогорья. В центре и на востоке – средневысотные горы. На юго-западе – Пиренеи. На юго-востоке – Альпы (высшая точка Франции и Западной Европы – гора Монблан, 4807 м). Климат морской, умеренный, на востоке – континентальный. На побережье Средиземного моря – субтропический, средиземноморский. Крупные реки – Сена, Рона, Луара, Гаронна, Рейн (вдоль границы с Германией). Среди них наибольшей длиной (1000 км) отличается Луара.
Официальный язык – французский, принадлежит к романской группе языков (региональные языки включают каталанский, провансальский (романские) и бретонские (кельтская))
Членство в международных организациях: Франция является членом ООН и большинства специализированных агентств этой организации, ОБСЕ, ЕС, НАТО, Организации экономического сотрудничества и развития.
Президент – Николя Саркози.
Премьер министр – Франсуа Фийон.
Недавняя история и политика: правительство Де Голля 1944-1946 стоял у истоков создания Четвертой республики, в ООН Франция присоединилась в 1957, в 1957 Де Голль стал президентом, ушел в отставку в 1959. Франсуа Миттеран, первый президент-социалист, был избран 1981 и переизбран в 1988, когда умеренный социалист Мишель Рокар стал премьер-министром и остался на своей должности, хотя Социалистической партии не удалось удержаться на выборах в Национальное собрание. В сентябре 1990, после нападения иракцев на посольство в Кувейте, французское правительство направило контингент из 5 тыс. военнослужащих в Саудовскую Аравию и сыграл важную роль в войне в Персидском заливе при увольнении Кувейта в 1991. Эдит Крессон стала первой женщиной премьер-министром в 1991, но в 1992 ее заменил Пьер Береговуа. Национальная поддержка правления Миттерана продолжала падать. Референдум на сентябре 1992 чуть принял Маастрихтский договор. На выборах в Национальное собрание Социалистическая партия потерпела серьезное поражение. Эдуард Балладюр стал премьер-министром.
В 1995 президентом был избран бывший мэр Парижа Жак Ширак. Доминантой его внешней политики стало европейское строительство на основе оси Париж – Берлин. По его президентства достаточно серьезно осложнились отношения с Соединенными Штатами, когда те готовили вторжение в Ирак в 2003; Франция отказалась участвовать в интервенции в Ирак, хотя как все страны НАТО направила воинский контингент в Афганистан.
16 мая 2007 Жака Ширака сменил на посту Николя Саркози.
Франция и сепаратизм
9 августа 2004 лидеры основных движений за независимость и автономию Корсики, объединившиеся в рамках группы Unione naziunale и получили 8 из 51 места в Национальной ассамблее острова, заявили о готовности к переговорам о статусе острова с французским правительством. В группу входят движения «Corsica nazione», «Indepedenza» и «FLNC-UC». В июле 2003 здесь был проведен референдум о статусе острова, закончившийся провалом сепаратистов.
– высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По размерам ВВП и объему промышленного производства Франция занимает одно из ведущих мест в западном мире (наряду с США, ФРГ, Великобританией и др.). Ведущая отрасль промышленности – машиностроение. Развитые автостроение, судостроение, тракторо-и авиастроение, электротехническая и радиоэлектронная промышленность, химическая (производство соды, удобрений, химических волокон, пластмасс), нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Экспортное значение имеют производство текстиля, одежды, галантереи, пищевая промышленность и виноделие. Развиты все виды современного транспорта. Главные морские порты – Марсель, Гавр, Дюнкерк, Руан, Нант, Сен-Назер, Бордо. Транспортная сеть имеет радиальную конфигурацию с единым центром – Парижем. Франция занимает одно из первых мест в мире по длине дорог и величиной автопарка. Важнейшая автострада – Лилль-Париж-Лион-Марсель. Главные водные магистрали – Сена (которая через УАЗа и Северный канал связана с Северным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн – с Лотарингией и Эльзасом) и канализирована г. Мозель (путь для экспорта лотарингском руды и металла, а также импорта угля и кокса); на эти пути приходится свыше 4 / 5 перевозок
Треть поверхности Франции используется в сельском хозяйстве, 25% из которых – это пастбища, а 27% – леса. Традиционно важным сектором экономики Франции является сельское хозяйство. Качественный грунт и благоприятный климат способствуют развитию сельскохозяйственной продукции. Прежде выращивается пшеница, ячмень, кукуруза, овес, сахарная свекла, табак, хмель, цикорий, овощи, виноград. Бургундия, Бордо и другие местности славятся виноделием.
Большие доходы приносит также туризм, который особенно развит в Париже, на побережье и в горах.
По данным : ВВП – $ 1600 млрд. Темп роста ВВП – 3,2%. ВВП на душу населения – $ 27975. Прямые зарубежные инвестиции – $ 12,5 млрд. Импорт (машины и оборудование, нефть, каменный уголь, цветные металлы, целлюлоза, хлопок, шерсть, древесина) – $ 334 млрд (в основном Германия – 17,2%; Италия – 9,9%; США – 8,8%; Великобритания – 8,4%; Бенилюкс – 7,7%). Экспорт (транспортное оборудование, автомобили, сельскохозяйственные и продовольственные товары, химические товары и полуфабрикаты) – $ 377 800 000 000 (г.ч. Германия – 15,9%; Великобритания – 10%; Италия – 9,1%, Испания – 8, 7%; Бенилюкс – 7,7%).
Франция – одна из крупнейших экономически развитых стран мира. По объему промышленной продукции Франция делит с Италией 4-е место в мире (после США, Японии и Германии). В 1997 обрабатывающая промышленность дала 25,1% общей добавленной стоимости; в ней было занято 4,2 млн человек, т.е. 18,6% всех трудовых ресурсов страны. Франция занимает 4-е место в мире по экспорту промышленных товаров. В формировании валового внутреннего продукта (ВВП) Франции доминирует сфера услуг. Большую роль играют поступления от внешней торговли и туризма. Экспорт: фрукты (в основном яблоки), вино, сыр, пшеница, автомобили, самолеты, железо и сталь, нефтепродукты, химикаты, ювелирные изделия, шелк.
Смотри также: Экономические районы Франции, Полезные ископаемые Франции, История освоения минеральных ресурсов Франции, Горная промышленность Франции.
Эйфелева башня в Париже – самый посещаемый монумент в мире Франция – самая посещаемая страна в мире (по количеству приезжающих) Париж – наиболее туристический город; Эйфелева башня – самый посещаемый в мире монумент: то есть Франция – бесспорная чемпионка мирового туризма.
Однако доход от международного туризма значительно выше в США (81,7 миллиардов долл.), чем во Франции (42,3 миллиарда долл.), что объясняется более коротким пребыванием туристов во Франции: те кто приезжают в Европу стремятся посетить и соседние, не менее привлекательные страны. К тому же французский турист больше семейный, чем деловой, что также объясняет меньшие расходы туристов во Франции.
В 2000 году Францию посетило около 75500 тысяч туристов – абсолютный рекорд. Внешний баланс французского туризма позитивный: в 2000 году доход от туризма составил 32,78 миллиарда евро, тогда как французские туристы, которые путешествовали за границу, израсходовали только 17,53 миллиардов евро.
То, что несомненно привлекает приезжающих во Францию – это большое разнообразие пейзажей, длинные линии океанического и морского побережья, умеренный климат, множество различных памятников, а также престиж французской культуры, кухни и образа жизни.
Железнодорожный транспорт
TGV отправляется от платформы вокзала Монпарнас в Париже Железнодорожный транспорт очень развит. Местные и ночные поезда, в частности TGV («Trains a Grande Vitesse» – высокоскоростные поезда) связывают столицу со всеми крупными городами страны, а также с соседними странами Европы. Скорость движения этих поездов – 320 км / ч. Железнодорожная сеть Франции составляет 29370 километров, и является самой протяженной железнодорожной сетью среди стран Западной Европы. Железнодорожное сообщение существует со всеми соседними странами, кроме Андорры.
Метрополитен
Метро во Франции есть в Париже, Лионе, Марселе, Лилле, Тулузе, Ренне. В Руане – частично подземный скоростной трамвай.
Помимо системы метро, в Париже существует сеть RER (Reseau Express Regional), связанная одновременно с системой метро и сетью пригородных поездов.
Автомобильный транспорт
Сеть автомобильных дорог достаточно плотно покрывает всю территорию страны. Общая протяженность автодорог: 951500 км.
Основные дороги Франции делят на следующие группы:
В городах ограничение скорости – 50 км / ч. Использование ремней безопасности – обязательно. Дети до 10 лет должны перевозиться в специальных сидениях.
Авиатранспорт
Во Франции около 475 аэропортов. 295 из них имеют асфальтированные или бетонные взлетно-посадочные полосы, остальные 180 – грунтовые (данные на 2008 год). Крупнейший французский аэропорт – аэропорт Шарля де Голля, расположенный в пригороде Парижа. Эйр Франс – национальный французский авиаперевозчик, осуществляющий рейсы практически во все страны мира.
Население – 61,1 млн. человек (2002 г.). Около 4,5 миллиона из них – иностранцы: алжирцы, португальцы, итальянцы, испанцы, армяне и т.д. Ежегодно примерно 10 тыс. человек получают французское гражданство.
Ван Гог Пабло Пикассо Французская культура – богатая, разнообразная, с богатой историей, отражает не только культуру каждого своего региона, но и влияние иммиграционных волн разных эпох. Именно культурное богатство страны делает Францию одним из самых привлекательных туристических направлений.
Французская культура дала цивилизации великих математиков, многочисленных философов, писателей, композиторов, Век Просвещения, язык дипломатии, универсальную концепцию прав человека. Франция известна во всем мире своими многочисленными достижениями в области медицины и технологии, а также особым французским стилем жизни.
После изобретения кино в Лионе, Франция развивает собственную кинематографическую индустрию, которая остается в Европе в числе тех немногих, которые продолжают противостоять Голливуду.
Религия. Почти все население страны – католики. Но учитывая исторические причины во Франции сосуществуют множество различных религий. На втором месте – ислам. Его исповедуют выходцы из стран Северной Африки, бывших французских колоний. Есть также сторонники иудаизма, православия, протестантизма и англиканства.
Франция – светская страна, свобода совести предусмотрена конституционным правом. Именно во Франции зародилась и развилась доктрина светскости (laиcite), согласно которой государство жестко отделено от всех религиозных организаций. Согласно опросу, проведенному в 2005 году, 34% французских граждан заявили о том, что они «верят в существование Бога», 27% ответили, что «верят в существование сверхъестественных сил», и 33% заявили, что они атеисты и не верят в существование подобных сил.
Согласно опросу, проведенному в январе 2007 года, 51% французов считают себя католиками, 31% определяют себя как агностики или атеисты, 10% заявили, что относятся к другим религиозным течениям или не имеют мнения по этому поводу, 4% – мусульмане, 3 % – протестанты, 1% – иудеи.
По данным Le Monde, во Франции 5 миллионов человек симпатизирует буддизму, но практикуют эту религию около 600 000 человек. Из них 65% практикуют дзен-буддизм.
Телевидения и радиовещания
Луи де Фюнес Пьер Ришар Жерар Депардье В 1995 году 95% французских семей мало у себя дома телевизор.
В дециметровом диапазоне работают несколько государственных (France-2, France-3, France-5, Arte – последний совместно с Германией) и частных (TF1, Canal + (платный канал), M6) телекомпаний.
С появлением в 2005 году цифрового эфирного телевидения набор доступных бесплатных каналов расширился. С 2009 года начинается постепенный отказ от аналогового телевидения, исключение которого на территории Франции планируется к 2013 году.
Множество тематических государственных радиостанций вещает в FM-диапазоне: France Inter, France Info (новости), France Bleu (местные новости), France Culture (культура), France Musique (классическая музыка, джаз), FIP (музыка), Le Mouv "(молодежная рок-радиостанция) и другие. В 2009 году планируется определить условия перехода радиостанция на цифровое вещание с целью полного отказа от аналоговых технологий к 2011 году.
Журналы и газеты
Популярные журналы – «Paris Match» (иллюстрированный еженедельник новостей), «Femme actuelle», «Elle» и «Marie-France» (журналы для женщин), «L"Express», «Le Point» и «Le Nouvel Observaleur» (еженедельники новостей), «Tele7 jour» (телепередачи и новости).
Среди ежедневных газет национального значения наибольшие тиражи имеют «Le Figaro», «Le Parisien», «Le Monde», «France-Soir» и «La Liberation». Самые популярные специализированные журналы – «L"Equipe» (спортивный) и «Les Echos» (деловые новости).
С начала 2000-х годов распространение ежедневная бесплатная пресса, финансируемая за счет размещенной в ней рекламы: 20 minutes (лидер французской прессы по количеству читателей), международная газета metro, а также множество местных изданий.
Выходит также много ежедневных региональных газет, самая известная из них «Ouest-France», выпускаемая тиражом 797 тыс. экземпляров, это почти вдвое превышает тираж любой из национальных ежедневных газет.
Самые популярные виды спорта в Франции – футбол и регби. Франция была хозяином чемпионатов мира по футболу в 1938 и 1998 годах и чемпионата мира по регби в 2007 году. Национальные сборные Франции по этим видам спорта среди сильнейших в мире. Сборная Франции по футболу выиграла домашний чемпионат мира 1998 года, чемпионаты Европы 1984 и 2000 гг.
На территории проводятся такие соревнования мирового значения, как Тур де Франс, 24 часа Ле-Мана, а также ряд престижных теннисных турниров, включая турниром Большого шлема – открытый чемпионат Франции.
Франция сыграла значительную роль в восстановлении и популяризации Олимпийских игр. Именно француз, Пьер де Кубертен начал проведение Олимпийских игр современности. На территории страны проходили Олимпиады 1924 года в Париже, в 1924 году в Шамони, 1968 года в Гренобле и 1992 года в Альбервиле.
Среди других популярных видов спорта: фехтование, гандбол, баскетбол, дзюдо, биатлон, фигурное катание, горнолыжный спорт и т.д.
См. Украинская община во Франции
Национальный праздник – 14 июля – День взятия Бастилии (1789).
Гимн Франции – «Марсельеза», которая была написана в Страсбурге в 1792 году, а 14 июля провозглашена национальным гимном.
Девиз Девизом страны являются три всем известных слова: «Свобода, Равенство, Братство».
Флаг Франции – сине-бело-красный. Белый цвет символизирует королевскую власть, а синий и красный – цвета кокарды национальной гвардии Парижа.
Герб. Единого и признанного всеми герба сейчас во Франции нет. С римских времен существует обязательная часть официального герба – ликторской пучок, который после Парижской Коммуны был окружен лавровым венком, орденом почетного легиона, ветвями оливы и дуба. В 20-е годы XX в. герб был несколько изменен, и является одним из символов Франции.
Французы же считают национальным символом Марианну – символический женский образ, который олицетворяет Францию.
Кроме того, существует Большой герб Франции, в котором объединены унаследованные из далекого средневековья гербы 56 французских исторических провинций и территорий.

"Свобода, равенство, братство!" Под таким девизом началась Великая французская революция, которая разрушила старый порядок и сделала Францию республикой. Правда, изначально лозунг звучал несколько иначе: "Свобода, равенство, братство или смерть!" И это намного точней отображает революционную правду. Установление демократических ценностей стоило стране огромного числа жертв.

14 июля 1789 года толпы разъярённых французов заполонили улицы Парижа. Они вооружились топорами, дубинами и ружьями, и направились к средневековой крепости, которая служила тогда тюрьмой — к Бастилии. Захватить крепость им не составило труда — через несколько часов обороны военные, стоявшие на страже, сдались. Бастилию сразу же разрушили и двинулись на Версаль. А по всей Франции одно за другим вспыхивали восстания. Крестьяне разрушали замки и убивали дворян, а защитники старого порядка, в том числе и брат короля, бежали из страны.

Ещё в самом начале революции учредительное собрание составило декларацию прав человека и гражданина. Позже была основана идея народовластия, которая распространилась далеко за пределы Франции.

Это цивилизационное землетрясение изменило ход мировой истории и сформировало нынешнее французское общество. Но всего этого можно было достичь меньшей кровью, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров:

"Открывается очень много кошмарных историй, связанных просто с общечеловеческими представлениями о жизни, насилии и прочем. Всякая революция — это крайне болезненный процесс. Это разрушительное явление, которое затрагивает всё общество и часто имеет отрицательное эмоциональное влияние на жизнь людей. Постепенно все эти негативные представления о страданиях, которые сопровождают революцию, уходят на второй план, теряют свою эмоциональную сторону, но, тем не менее, это остаётся".

Кстати, термины "правые" и "левые" в отношении политических сил обязаны своим происхождением именно революции. Тогда, на заседаниях законодательного собрания, правую сторону зала занимали конституционные монархисты, левую — якобинцы, которые выступали за радикальные изменения. Именно в этот политический клуб входили революционеры Робеспьер, Дантон и "друг народа" Марат. В 1793 году революционная инициатива полностью перешла в руки якобинцев, которые установили свою диктатуру. Тогда был создан закон "о подозрительных", который позволял посадить в тюрьму практически любого. А вскоре после слов Робеспьера "Людовик должен умереть, чтобы жила республика" короля казнили.

В то время гильотина работала почти без остановки, казнить человека можно было по одному только подозрению. Якобинцы захлебнулись в своём терроре и после казни Робеспьера 9 термидора (так назывался одиннадцатый месяц) революция пошла на убыль. Но страсти на этом не улеглись. Франция пережила ещё восстание роялистов и эпоху Директории.

Со временем идеи, которые принесла революция, видоизменялись и трансформировались. Нынешнее понятие республики всё дальше от того, которое провозгласили в 18 веке. В последние годы Франция испытывает идеологический голод, и попытки реформировать страну и её идентичность пока заметным успехом не увенчались, говорит научный сотрудник Центрае евроатлантических исследований РИСИ Надежда Узунова:

"Сейчас к власти пришли социалисты, которые придерживаются идей следования глобализма. При этом социальные проблемы невнятно решаются нынешним правительством. Что и вызывает это голосование в пользу ультраправых. Можно сказать, что Великая французская революция входит в новую стадию эпохи постмодернизма, глобализма, эти идеи приобретают необычную трансформацию. "Свобода, равенство, братство" приобретают морально-этический смысл, а не социально-политический, как это было раньше".

О том, как во Франции переосмысляют итоги революции, можно судить по недавним выборам в Европарламент. Тогда победил "Национальный фронт" Марин Ле Пен, которая пообещала новую — политическую — революцию. По её словам, "Евросоюз должен вернуть людям то, что было у них украдено", а именно — суверенитет.

Французские буржуазные революции заразительно подействовали на другие страны Европы. С приходом буржуазии к власти возникло и рабочее движение.

Французская революция 1789 года покончила с самовластием во Франции и стала началом целого ряда буржуазных революций в Европе 19 века.

Лозунг самодержавия «Бог, Король и Отечество» был заменен на «Свобода, Равенство и Братство до смерти». И, действительно, это была борьба не на жизнь, а на смерть между старыми привилегиями и требованиями буржуазии равных прав для всех.

Буржуазия была не в состоянии в одиночку покончить с самодержавием, поэтому она обратилась с призывом к третьему сословию поддержать революцию.

Контекст

Предвыборная горячка набирает обороты

Грузия online 26.09.2016

В Швеции больше негде жить

Svenska Dagbladet 28.07.2016

Как отвести народный гнев от Кремля

Sekai Nippo 15.07.2016

Для такой цели лозунг буржуазии подходил идеально.

Победа буржуазии

Обеспечив себе реальную власть во Франции, она убрала (социальную) лестницу и полностью забыла общий лозунг. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить!

Но низшие слои общества тоже были в состоянии думать, и они решили, что буржуазия должна придерживаться первоначального лозунга. Это привело к ряду революций во Франции с 1848 по 1851 годы.

Это проявилось также и в Дании, когда в 1871 году было образовано рабочее движение. На его первом знамени было написано «Свобода, Равенство и Братство».

Собственно, там должен был находиться первоначальный лозунг, но шеф полиции Копенгагена Кроне (Crone) помешал этому, поэтому осталось только братство. Шеф полиции позднее получил от Царя высокий российский орден за борьбу с датским рабочим движением.

Этот лозунг использовался у многих местных отделений — или секций, как это называлось в датском отделении Интернационала.

Все это делалось, чтобы показать буржуазии, что право на свободу, закрепленное в июньской Конституции 1849 года, принадлежит всем гражданам, а не только избранному кругу.

Майская демонстрация была запрещена

Уже вскоре после своего образования рабочее движение было вынуждено выступить с первой пробой сил. За день до майской демонстрации она была запрещена шефом полиции, а руководители рабочего движения Пио, Брикс и Гелефф (Pio, Brix og Geleff) были арестованы.

Рабочее движение, то есть, в первую очередь, профсоюзные руководители, выступили против запрета и провели демонстрацию, ссылаясь на слова Конституции о свободе собраний. Произошли столкновения с подразделениями гусар, нападавшими на толпу людей.

Так в борьбе рождалось рабочее движение, и каждое его завоевание в последующие годы является результатом бесконечных боев, профсоюзных и политических.

Следующий большой подъем в рабочем движении пришел с Октябрьской революцией 1917 года. Она вызвала оптимизм и надежду на окончание страшных убийств на фронтах Первой мировой войны.

Это также породило надежду на то, что старое общество будет сменено новым, где «Равенство, Свобода и Братство» будут не только красивыми словами, но и действительностью.

Но история — странная штука, она не идет ровно и спокойно, она идет прыжками и наполнена катастрофами с возможными возвращениями к прежним эпохам.

Октябрьская революция

Буржуазия встретила Октябрьскую революцию долгим реакционным периодом, который начался в двадцатые годы прошлого столетия сразу в нескольких странах, в частности, в Болгарии и Италии.

Ответом на Октябрьскую революцию стал фашизм, который победил сначала в Италии, а потом и в Германии в 1933 году. Это стало подготовкой ко Второй мировой войне, начавшейся в 1939 году.

Но рабочее движение не сдавалось. Оно тщательно обдумало, как наиболее эффективно можно бороться с фашизмом. После длительного и основательного изучения VII Всемирный конгресс Коминтерна одобрил новую политику.

Рабочее движение совершило поворот на 180 градусов и утвердило защиту гражданской демократии как самую важную задачу. Это привело к образованию единого народного фронта, движения, растущего снизу и столь сильного, что оно смогло эффективно решать все свои задачи.

Вдохновение, созданное новой политикой, было настолько сильным, что распространилось по всему земному шару. И в таких разных странах, как Индия и Чили, к власти пришли правительства народного фронта. Что касается Индии, то это произошло в первую очередь в штате Керала.

Идея народного фронта

Одним из самых крупных результатов создания народного фронта была успешная борьба с наступлением фашизма во Франции. Было создано правительство народного фронта, состоявшее из представителей партий рабочего движения и радикалов.

Пример распространился и на другие страны, в которых тоже были созданы похожие правительства и широкий фронт народного сопротивления фашизму.

Социал-демократы Дании наотрез отказались войти в правительство народного фронта вместе с коммунистами, но основа народного фронта была создана во время оккупации, когда он начал возникать на рабочих местах и в профсоюзных организациях. Рабочие, функционеры и служащие вместе вошли в «Свободную Данию», которая строилась как раз на единстве различных классов и слоев общества.

После победы над фашизмом в 1945 году появились возможности дальнейшего развития демократии. Устав ООН 1945 года в принципе основывается на Заявлении французской революции 1789 года о правах человека. Таковы долгие пути истории.

В целом ряде стран это создало возможности для прав женщин. Социальный прогресс начался в таких новых областях, как жилье, здоровье и уход за детьми.

Все это было результатом передовой политики, созданной рабочим движением в тридцатые годы прошлого столетия, когда ситуация выглядела очень мрачно. Это также является уроком для современности, потому что рабочее движение в последние годы было оттеснено на оборонительные позиции, и острая социальная нужда снова стала ощущаться во многих семьях.

И здесь народный фронт тридцатых годов прошлого столетия способствует возрождению влияния рабочего движения.

Старый лозунг может быть переписан и звучать следующим образом «Из ЕС, за равенство и солидарность». Главным является не текст, а уважение к закрепленным в Конституции правам и их перенос в новые общественные условия на основе технологического и экономического прогресса.

Здесь рабочее движение может успешно апеллировать к другим (общественным слоям), например, к функционерам и чиновникам, чтобы решить эту задачу единым фронтом.