Болезни Военный билет Призыв

Какие есть окончания в русском языке. Учим русский язык. Грамматическое и лексическое значение слова

Чтобы правильно находить остальные части слова, принято самым первым выделять окончание и только потом - основу. Другие части, вроде суффикса, корня и приставки можно легко найти на втором этапе. Так ребенок не запутается и сможет вовремя понять где именно он допустил ошибку. О том, какими способами отыскать эти части слова, вы узнаете в данной статье.

Как найти окончание

Первым делом, нужно найти именно окончание, так как вся остальная часть слова - это его основа. Для того чтобы ребенок понял саму суть такой части, как окончание, нужно ему объяснить, что она помогает нам менять слова по числам и родам. Без окончания мы бы просто не смогли указывать принадлежность той или иной части речи к определенному человеку.

Изменение по числам

Самый верный шаг - изменять слово. Если вы можете изменить число, то определение окончания займет всего пару секунд. Возьмем несколько простых примеров:

  • Ребенку нужно определить окончание в слове «брала». Изменим его число, а именно: они брали. Изменилась только последняя буква, следовательно, это и будет окончанием.
  • Слово «красивая» изменим на «красивые». Сразу становится видно, что окончанием является связка «ая».
  • В существительном «белка» легко найти окончание, изменив его на «белки».

Чтобы быть полностью уверенным в результате, мало изменить слово один раз. Так вы можете ошибиться, а ребенок запутается. После того, как вы изменили слово по числам, перейдите к следующему способу.

Изменение по родам

Так вы сможете убедиться, что меняется в слове действительно та часть, которую вы посчитали окончанием. Меняйте род на средний, мужской и женский.

  • В слове «взяла» пропадает окончание, когда мы ставим его в мужской род «взял».
  • «Изумительный» раскрывает окончание, меняясь на «изумительная».
  • «Построило» отбрасывает последнюю букву в слове «построил».

Этим способом легче всего находить окончания в глаголах и прилагательных, так как они либо полностью меняют свое окончание, либо вовсе его отбрасывают.


Используйте родительный падеж

Чтобы отбросить сомнения с существительными, можно поставить слово в родительный падеж. Сначала ребенку придется его проанализировать и представить в именительном падеже, так как сходу менять падеж на родительный довольно сложно. Уже на этом этапе малыш может догадаться чем является основа. Далее, подставляется родительный падеж.

  • Слово «дача» так и просится стать полностью корнем, но подставьте его в родительный падеж и буква «а» пропадет: нет чего? - нет дач.
  • Слово «хвоя» больше не кажется таким сложным для разбора: нет чего? - нет хвои.
  • «Синица» тоже лишается окончания, при постановке в родительный падеж: «синиц».

Если сначала существительное изменить по временам, а потом поставить в родительный падеж, то окончание найти очень легко.


Как найти основу слова

Если вы смогли отыскать окончание, то определение основы - крайне простая задача. Сначала объясните ребенку, что основа - это все части слова, кроме окончания. То есть, выделив окончание квадратиком, вы видите основу.
Она подчеркивается прямой линией с небольшими загибами по краям, чтобы учителю было проще понять: где начало, а где конец. Давайте посмотрим на пример.

  • В слове «Красивый» окончанием является «ый», значит основой будет «красив».
  • В слове «Дома» убираем окончание «а» и выделяем «дом».

Основа может содержать много частей слова, а может получиться и так, что в ней будет только корень - никакой разницы нет, главное, чтобы в основу не входило окончание.

Если в слове нет окончания, то в большинстве школьных программ принято ставить пустой квадратик рядом, который символизирует нулевое окончание слова. Это означает, что оно может быть теоретически, но именно в данной форме слова его просто нет.


1. Окончание - это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание часто называют изменяемой частью слова.

Ср.: книга - книги - книгу .

Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

2. Окончания выражают грамматические значения:

    рода, числа, падежа - у существительных (книга - окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большая книга - окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книга - окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моя книга - окончание -я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одна книга - окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);

    падежа - у некоторых местоимений (нет кого - окончание -ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти - окончание -и указывает на родительный падеж);

    лица и числа - у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю - окончание -ю указывает на 1 лицо, единственное число);

    рода и числа - у глаголов в прошедшем времени (читала - окончание -а указывает на женский род, единственное число).

3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.

Нет ножа , резать ножом .

    Но окончание может быть и нулевым . Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ - нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.

    Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:

Обратите внимание!

1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склонения и 2 склонения - армий □ , предгорий □ , блюдец □ . Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единственного числа.

Так, существительное армия [а́рм’иj ь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми [ j ]ю , арми [ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] - часть основы, ведь окончание - изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий ), а в других формах он не получает специального обозначения.

В формах типа предгорий , блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е ).

Ср.: предгорье [пр’и э дго́р’j ь] - предгорий [пр’и э дго́р’иj ]; блюдц е [бл’у́тц ъ] - блюдец [бл’у́дьц ].

2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: синий - синего ). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий ) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде - [ j ] , и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь .

Ср.: волчий - волчь [ j ]его , лисий - лись [ j ]его .

4. Окончание обычно находится в конце слова.

Исключения составляют:

    окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);

    Учит ся, учащий ся, идём те, кого -то, кого -либо, кого -нибудь.

    окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.

    В трёх стах , нет пяти десяти .

Обратите внимание!

Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень ), служебные части (под, и, будто, не ), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе ), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго ) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!

Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

5. Основа - это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.

6. При склонении и спряжении основа может меняться - сокращаться или увеличиваться.

Например: лист □ и листь [ j ]-я - во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j- . Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.

Ср.: жд-а -ть и жд -у - основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс -а ); чит-а -ть - чит-аj -ют - в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай ).

Обратите внимание!

1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (армия , сандалия , революция и др.) и среднего рода с финалью -ие (бытие , напряжение , возмездие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.

Ср.: арми -я, арми -и, арми -ей; быти -е, быти -я, быти -ем.

2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетарий , санаторий , край и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра [ j ]-я, кра [ j ]-ю, кра [ j ]-ем . В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).

Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единственном числе, как и другие (стол □ , конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание:

край □ , пролетарий □ , санаторий □ .

7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной .

Как ого -то - окончание -ого , основа как.. то ; уч ит ся - окончание -ит , основа уч..ся .

    Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).

    Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.

    Записа -ть , записал -а , запиш -у .

    Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.

    Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал -а , надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях - формообразующий суффикс) неопределённой формы -ть : записа- .

Обратите внимание!

1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л - в прошедшем времени, -и - в повелительном наклонении).

2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учи ть ся , мы ть ся ) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.

3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме - единственное число, именительный падеж, ср.: сын □ /сыновья - основа слова (для словообразования) - сын- .

4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш ) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.

У школьников очень часто возникают вопросы о том, как отличить слова без окончания от слов с нулевым окончанием. Путаница с этим происходит от непонимания того, что такое окончание, какую роль оно играет. И этот вопрос одновременно и прост, и сложен. Прост потому, что понимание этого лингвистического термина абсолютно доступно школьнику. А сложен потому, что его изучение требует знания того, что такое изменение слова, чем отличается слово от словоформы, а значит, в конечном счете, знания того, что такое грамматическое значение слова.

Что такое окончание

Итак, начнем с того, что существуют слова с окончанием и слова без окончания. Примеры слов с окончанием: дом-а, кошк-а, пап-а, колодц-а, окн-у, красот-ы, земл-е, ям-ах. Примеры слов без окончаний: вкусно, весело, не, за, надеясь, работая.

Первая группа слов оканчивается на звуки или сочетания звуков, которые меняются, если изменить форму слова: домов (дом-ов), кошк-у, пап-ой, окн-а, красот-ой, земл-ях, ям-е. Точнее, именно из-за того, что меняется окончание, меняется форма слова. Если у слова «кошка» на конце будет -а, то мы поймем, что речь идет об одной кошке: «На заборе сидит толстая кошка». Если же на конце слова -и, то, в зависимости от контекста, речь может идти, например, об отсутствии кошки: «На заборе больше нет толстой кошки», либо о нескольких кошках: «Все кошки любят посидеть на заборах». В приведенных предложениях мы использовали три формы одного и того же слова «кошка»: в именительном падеже единственного числа (кошка сидит), в родительном падеже единственного числа (нет кошки) и в именительном падеже множественного числа (кошки любят).

Так же мы можем, например, изменить слово «мир»: мир-а, мир-е, мир-ом, мир-ы.

Грамматическое и лексическое значение слова

Обратим внимание, что это именно одно и то же слово, так как речь идет об одном и том же явлении действительности, которое одинаково характеризуется. Если бы мы захотели иначе охарактеризовать это явление, мы бы использовали возможности многочисленных аффиксов русского языка: кошечка, кошуня, кошуля, кошуся, кошандра… Добавив в слово эмоцию, оценку, мы образовали новое слово: кошка и кошуся - это разные слова, а не формы одного и того же слова. У этих слов разное лексическое, но одно и то же грамматическое значение: именительный падеж, единственное число. Мы можем образовать и другие формы этих слов: кошек, кошусей. Это разные слова в одной и той же форме, то есть их лексические значения разные (словом «кошка» мы нейтрально указываем на животное, а словом «кошуся» ласково его называем), а грамматические - одинаковые (родительный падеж, множественное число).

Аналогично мы можем поступить со словом «мир». Формы того же самого слова: дом-а, дом-у, дом-ом, дом-ами, дом-ах. Образованные от него слова с другим значением (то же значение плюс выражение нашего отношения или уточнение размера): дом-ик, дом-ин-а, дом-ищ-е.

Словообразующие и формообразующие морфемы

Как можно увидеть, лексическое значение здесь изменяется с помощью суффикса, а грамматическое - с помощью окончания. Но это не значит, что суффикс может менять только лексическое значение. Например, в слове «ходи-л-а» суффикс -л- - это суффикс прошедшего времени глагола «ходить», то есть с его помощью не образуется новое слово, а образуется его форма.

Таким образом, есть такие части слова, с помощью которых образуются новые слова - это словообразующие морфемы, и такие, при помощи которых меняются, образуются формы слова - это формообразующие морфемы. Окончание (флексия) - это формообразующая морфема.

В каких словах может быть окончание

Отсюда мы можем сделать следующий логический вывод. Если окончание - это формообразующая морфема, то есть часть слова, меняющая его формы, значит, оно может быть только в тех словах, которые изменяются. Перебирать случайный ряд слов в поисках слов с окончаниями нерационально. Их нужно искать среди слов определенных категорий, а именно - среди определенных частей речи. Скажем, имена существительные в большинстве своем изменяемые, а значит, у них есть окончания.

Слова без окончания. Примеры

Однако существуют такие слова, которые не меняют своей формы. А значит, это слова без окончания. Примеры нужно искать среди слов определенных грамматических групп. Например, это наречия. Как известно, это неизменяемая часть речи, значит, у наречий нет окончаний: весело, терпеливо, находчиво (собака весело бежала за нами; мама терпеливо слушала дочку; в спорах этот человек всегда находчиво изворачивался).

Наречия следует отличать от кратких форм прилагательных среднего рода: "Это предложение было находчиво и остроумно". Здесь конечное -о является окончанием, указывающим на средний род и единственное число.

Проверка наличия окончания

Доказать, что в кратких прилагательных -о - это окончание, легко. Нужно изменить слово: "Эта реплика была находчива и остроумна". Конечное -о заменилось на конечное -а, которое указывает на женский род. Прилагательное изменило свою форму, чтобы согласоваться в форме рода с существительным.

Соответственно, есть только один способ того, как определить слова без окончания. Если невозможно образовать формы слова, значит, у слова нет окончания.

Нулевое окончание

Так же легко «вычисляются» и слова с нулевым окончанием. Правило здесь простое: если слово имеет формы (изменяется), и на месте «немого» окончания появляется окончание, выраженное звуками, значит, видимое отсутствие флексии - это нулевое окончание.

Допустим, слово "мир" заканчивается согласной корня Р, после нее в слове ничего не звучит. Однако стоит изменить это слово: мира, миры, миром, мирами, как мы видим, что после корня появляется звучащее окончание. Значит, его отсутствие в именительном падеже единственного числа мнимое, на самом деле вместо произносимых звуков там есть пустое окно, пустая клетка, которая в любой момент может заполниться. Более того, именно по тому, что она не заполнена, мы и определяем падеж и число. Это пример «минус-знака». Немота окончания в данном случае значима не меньше, чем его определенное звучание.

Примеров таких значимых отсутствий много и в жизни. Скажем, над входом кафе в рабочие часы может зажигаться вывеска с его названием. Тогда, если лампочки не горят (молчат), для потенциальных посетителей это означает, что кафе закрыто. Если не горит зеленый свет светофора, это не значит, что его вообще нет, его "молчание" - значимое.

Прочерк или пропуск на месте указания цены в ресторане может означать, что указанное блюдо отсутствует в ассортименте.

Если вы входите домой и кричите: «Кто дома?», то молчание будет для вас знаком того, что домашние еще отсутствуют. Об этом же может говорить темное окно.

Нулевое окончание и отсутствие окончания

Таким образом, нулевое окончание - это своего рода «выключенная» морфема. Ее выключили, чтобы выразить ее «молчанием» определенное значение. В словах «рук-(-)», «ног-(-)», «голов-(-)», «туч-(-)» это пустое, «негорящее» окно означает родительный падеж множественного числа. В глаголах «ходил-(-)», «говорил-(-)», «пел-(-)» - мужской род единственного числа. Во всех этих словоформах есть окончание, но оно выражено нулем звука.

Поэтому неправильно будет сказать, например, что «рук» - это слово без суффикса и окончания. Суффикса здесь действительно нет, а вот окончание есть. Звучание слова заканчивается звуком «к», а его состав, фактические границы - морфемой, выраженной нулевым звуком.

Отсутствие окончания, в отличие от присутствия нулевого, - это место за границами слова. Оно не противопоставлено «включенному» окончанию, так как грамматическая природа этого слова вообще не предполагает окончания. Хорошо, боязливо, под, с, углубляясь - все это примеры слов без окончания.

Таким образом, при морфемном анализе слова нужно отличать слова без окончания от слов с нулевым окончанием. Изменяемые лексические единицы будут иметь окончание, пусть и выраженное нулем звука, а состав неизменяемых слов не предполагает окончания, в том числе нулевого.

Русский язык на сегодняшний день является самым богатым, красивым и при этом очень сложным. Его грамматика и правописание включают в себя множество правил и одновременно исключений из них. Даже слова и предложения состоят из отдельных частей, которые неотделимо связаны друг с другом. К примеру, перед многими школьниками встает такой вопрос: что такое окончание? И, конечно же, это печально, что ответить на него может не каждый.

Что такое окончание слова?

Окончанием в русском языке называют изменяемую морфему, которая стоит в конце слова. Она выражает число, род, лицо и падеж. Также ее считают незаменимой частью слова, потому что окончание делает предложения связными, наполняя их смыслом.

Зачем нужно окончание в русском языке?

  • Род, число и падеж - у причастий, некоторых числительных и местоимений.
  • Падеж - у местоимений и числительных, правда, не у всех.
  • Лицо и число - у глаголов, которые стоят в будущем или настоящем времени.
  • Число и род - у глаголов в прошедшем времени.

2. Окончание делает предложение связным.

Как обозначается данная морфема?

На письме в школе окончание, как и любая другая часть слова, имеет свое обозначение. После того как ученик определил его, он обводит квадратом.

Каким может быть окончание

Вообще, эту морфему имеют слова, относящиеся к любой части речи, кроме неизменяемых. Ярким примером этого может послужить наречие. Окончание может быть представлено по-разному: одним или несколькими звуками, а иногда даже может быть нулевым, то есть не иметь звуков. Но не нужно думать, что это обозначает отсутствие данной части слова, потому что такое окончание почти ничем не отличается от обычного. Чаще всего оно встречается у имен существительных мужского или женского рода, соответственно второго и третьего склонения.

Как выделить в слове окончание

На уроках русского языка есть такие упражнения, суть которых заключается в выделении морфем. Для начала необходимо просклонять слово по нескольким падежам, и та его часть, которая будет меняться, и есть окончание. После того как вы определили, что относится к искомой морфеме, нужно выделить данную область. Делается это следующим образом: обычно карандашом все нужные буквы обводятся в квадрат. В том случае, когда у вас после слова просто рисуется такая же геометрическая фигура.

Русский язык является величайшим во всем мире, но у многих иностранцев возникает масса проблем при его изучении. Множество правил и исключений, масса словарных элементов речи и непонятные русские фразеологизмы способны вывести из себя любого. Однако несмотря на все это, речь является не только набором букв, она позволяет людям общаться друг с другом. Именно поэтому каждая составляющая слова очень важна, из-за чего нельзя взять и просто так исключить одну из них. Поэтому, отвечая на вопрос, что такое окончание, можно смело сказать, что это одна из значимых частей, служащая для создания связных словосочетаний и предложений.

Одна из особенностей русского языка – наличие окончаний в словах. Окончание - это часть слова, стоящая после корня и суффиксов. Изменение окончаний для логической связки слов в предложении соответствует правилам русского языка, нормы которого отвечают на вопрос о том, как определить окончание. На коротком примере предложения из трех слов при изменении окончания в двух из них четко виден изменившийся смысл: настоящее время стало прошедшим, единственное число – множественным: "Я читаю книгу" – "Я читала книги". Изменились окончания глагола и существительного, изменив само предложение.

Окончания глаголов: как их определить

Являясь одним из главных членов предложения, глагол может изменяться, «приноравливаясь» к остальным словам. И тут на первое место выходит понятие о том, как определить окончание глагола. Оно зависит от спряжения. В русском языке два спряжения: I и II. У глаголов I спряжения слова заканчиваются на -у, -ю, -ем, -ет, -ешь, -ут, -ют, -ете. Возьмем глагол «думать» и проспрягаем его: думаЮ, думаЕМ, думаЕТ, думаЕШЬ, думаЮТ, думаЕТЕ. И лишь 11 глаголов входят в исключение. Их просто надо запомнить, чтобы правильно определять окончания: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.

Если у глаголов окончания -у, -ю, -ит, -ишь, -им, -ат, -ят, -ите, то они относятся ко II спряжению. Например, шучУ, шутИТ, шутИШЬ, шутИМ, шутЯТ, шутИТЕ. Определить окончание глагола легко, если окончание является ударным. В остальных случаях приходится глагол спрягать. Но не все глаголы соответствуют I и II спряжению. Есть и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть и брезжить. Окончания этих глаголов подходят как к I, так и ко II спряжению: бегУ – бежИШЬ – бежИТ, но бежИМ – бежИТЕ – бегУТ; хочУ – хочЕШЬ, но хотИМ – хотИТЕ – хотЯТ. Если глагол повелительного наклонения, окончание всегда как у II спряжения: -ИТЕ. Надо запомнить глаголы - класть – ездить – ехать: с окончаниями в повелительном наклонении они так выглядят: клади – положите – поезжайте.

Определение окончания у существительного

Зная склонения, можно ответить на вопрос о том, как определить окончание существительного. В именительном падеже окончание не вызывает большого сомнения. Затруднения могут возникнуть, когда для связки слов в предложении это существительное надо изменить в роде, числе и падеже, т. е. просклонять его. В принципе, склоняются существительные по правилам. Но, например, слово-существительное мужского рода в именительном падеже множественного числа может иметь не такое, как гласит правило 1 склонения, окончание: вместо «И» или «Ы» окончание будет «А» или «Я». Пример: лес - леса; адрес - адреса; тополь - тополя.

Есть группа слов, имеющих несколько вариантов окончаний во множественном числе именительного падежа. Как правило, это ставшие литературными слова-профессионализмы: можно писать и говорить «конструкторы и конструктора», «инструкторы и инструктора» и т. д. А в родительном падеже множественного числа некоторые существительные получают нулевое окончание, -ОВ, -ЕВ или -ЕЙ. Вот эти слова: валенок (от валенки), мандаринов (от мандарины), гвоздей (от гвозди).

Чтобы не ошибиться в том, как правильно определить окончания еще нескольких слов, нужно помнить, что они разносклоняемые и их надо просто запомнить. Все они – среднего рода с окончанием на –МЯ: бремя, стремя, вымя, время, семя, темя, знамя, имя, пламя и племя. Эти имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа закачиваются на –И, а в творительном падеже у них окончание, как у существительных II склонения: -ЕМ.