Болезни Военный билет Призыв

Перечисляем разноспрягаемые глаголы и отвечаем, почему они так называются

«Бежать» и «хотеть» – что объединяет эти разные по смыслу глаголы? Оказывается, это разноспрягаемые глаголы, правила спряжений которых описаны в этой статье. Кроме того, здесь приведены примеры глаголов с особой системой окончаний. Лучше усвоить материал помогут грамотно составленные таблицы.

Что такое разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемые глаголы в русском языке – особый вид глаголов, которые при спряжении по лицам и числам имеют окончания I и II спряжений. К ним относятся глаголы бежать и хотеть , а также приставочные производные от них. Таким образом, полный список разноспрягаемых глаголов включает и глаголы убежать, перебежать, сбежать, отбежать, вбежать, добежать, расхотеть, захотеть, перехотеть и другие формы .

1.1. Спряжение разноспрягаемого глагола «хотеть»

1.2. Спряжение разноспрягаемого глагола «бежать»

Бежать
по 1 спряжению по 2 спряжению
1-е лицо ед. числа бегу
2-е лицо ед. числа бежишь
3-е лицо ед. числа бежит
1-е лицо мн. числа бежим
2-е лицо мн. числа бежите
3-е лицо мн. числа бегут

Глаголы с особой системой окончаний

Часто с разноспрягаемыми глаголами путают глаголы с особой системой окончаний – есть, дать (и приставочные производные от них – создать, доесть, переесть, выдать
и др.). В отличие от разноспрягаемых, личные окончания этих глаголов не относятся ни к одному из существующих в русском языке спряжений. Система спряжений таких глаголов представлена в таблице.

Изо дня в день мы слышим различные варианты произношения слов. Например, один человек может сказать "хотим", а другой - "хочем". И каждый говорящий считает свой вариант единственно правильным, но аргументировать выбранную позицию может далеко не всякий.

Попробуем разобраться, почему в разговорном языке появляется несколько вариантов произношения одного и того же слова. И выясним, какой же из них все-таки правильный. Эта статья будет полезна и учащимся, и взрослым, которые стремятся повысить свой уровень грамотности.

Спряжение глагола

Причина возникновения вариаций произношения - разноспрягаемые глаголы. Но прежде чем понять, что это такое, повторим основы.

Спряжением называется изменение формы глагола по числам, временам, родам и лицам. От него напрямую зависит то, как будет звучать слово. Спряжение определяется по окончанию глагола. Существует всего два ключевых вида. Рассмотрим окончания, которые встречаются в каждом из них:

Как видно из таблицы, для I спряжения характерны окончания: -у/-ю, -ёшь/-ешь, -ёт/-ет, -ём/-ем, -ёте/-ете,-ют/-ут. Для II - -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ят/-ат.

Определить, к какому конкретно виду причисляют глагол, довольно просто. Достаточно следовать алгоритму:

  1. Запоминаем по таблице гласные, которые могут встретиться в окончаниях обоих типов.
  2. Смотрим: ударная на конце слова позиция или нет.
  3. Если гласная в окончании под ударением, то просто вспоминаем, к какому типу относятся глаголы, оканчивающиеся на нее.
  4. Для того, чтобы определить спряжение слова на безударную букву, ставим его в инфинитив.
  5. Смотрим на гласную, стоящую перед суффиксом -ть. Ко второму типу причисляют глаголы на -ить и одиннадцать слов-исключений, к первому - все остальные и «брить», «стелить».
  6. Если хотите убедиться в том, что ваши выводы верны, измените слово по лицам и сравните окончания с таблицей.

Разноспрягаемые глаголы

Иногда, изменяя слово по лицам, вы будете видеть окончания, характерные и для I, и для II типа сразу. И тогда сразу возникает путаница. «Как определить спряжение при таком раскладе? К какому типу отнести глагол?», - спросите вы себя.

Ответ прост: подобные слова не относятся ни к I, ни ко II. Их выделяют в специальную группу «разноспрягаемые глаголы». Особенности звучания в разных родах и числах и определяют их специфику.

В личных формах этих глаголов встречаются окончания обоих типов. Оттуда и говорящее название.

Иногда разноспрягаемые глаголы путают со словами, которые имеют нетипичную систему окончаний. На самом деле, это другая обособленная группа данных частей речи. Для того чтобы понять, чем они отличаются, попробуем ответить на вопрос: «Глагол «дать» разноспрягаемый?».

Окончания в формах множественного числа совпадают с теми, которые встречаются в I и II спряжении. Но что насчет остальных? Здесь все иначе. Подобных форм в современной системе русского языка нет. Такие слова сохранили архаичные окончания. Значит, эти глаголы причисляются к иному типу: «особоспрягаемые». Помимо "дать", к этой же малочисленной группе относится «есть», и все приставочные производные данных слов.

Как узнать разноспрягаемый глагол?

Слово, которое использует окончания I и II спряжения сразу, узнать просто: достаточно изменить его по лицам и числам. Однако такие усилия ни к чему, ведь к разноспрягаемой группе относятся только «бежать» и «хотеть». Стоит запомнить, как выглядят разные формы этих слов, чтобы избежать ошибок.

Разноспрягаемые глаголы: примеры изменения

хочу, бегу

хотим, бежим

хочешь, бежишь

хотите, бежите

хочет, бежит

хотят, бегут

Из таблицы видно, что оба слова применяют окончания из двух групп. К разноспрягаемым относятся все производные от «хотеть» и «бежать». К этой же группе часто ошибочно причисляют глаголы, которые имеют несколько вариантов произношения. Например: чтут/чтят, сыплют/сыпят.

У большинства людей проблем с образованием различных форм глаголов не возникает. Они делают это интуитивно и не ошибаются. Но некоторые пытаются изменять все слова по одним и тем же правилам, тогда-то мы и получаем варианты: «хочем», «бежим» и им подобные. Естественно, считать подобные варианты правильными нельзя. Ведь эти слова не изменяются по модели первого или второго типа.

Довольно легко запомнить, как пишутся и произносятся разноспрягаемые глаголы. Примеры из таблицы помогут тем, у кого возникают трудности. Если выучить окончания наизусть, никогда не ошибетесь.

Тема: Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Л: развивать эмоциональную сферу личности при работе над творческими заданиями (сочинение рифмовок).

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в схему, ключевые слова).

4ЛР: определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию, анализировать разноспрягаемые глаголы, опознавать их в тексте орфограмм.

3ЛР: употреблять в речи, стилистически окрашенные синонимы к слову есть .

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Орфографическая пятиминутка.

Записать слова на доске: летаю, свистишь, чирикает, поешь, засыпаешь, играешь, запереть.

Слова, какой части речи мы записали?

Что такое глагол?

Как изменяются глаголы?

Что такое спряжение?

В каком времени спрягаются глаголы?

III. Введение в тему урока.

А сейчас внимательно послушайте стихотворение:

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть .
– Предположите, какая будет тема урока.

Измените глаголы, представленные на доске по лицам и числам.

Есть, писать, говорить.

Я ем пишу говорю

Ты ешь пиш ешь говор ишь

Он ест пиш ет говор ит

Мы ед им пиш ем говор им

Вы ед ите пиш ите говор ите

Они ед ят пиш ут говор ят

Что мы сделали с глаголами?

Что нужно знать для определения спряжения?

IV. Актуализация изученного.

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати своё внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Оформить записи в тетрадях: составить опору для определения спряжения при ударном личном окончании глагола.

е, а,т (я,т) – I

и, у,т (ю,т) – II

ЛИЧНОЕ

Е, (УТ/ЮТ) И, (АТ/ЯТ)

I спр. II спр.

Поставьте глаголы в формы 3-го лица единственного и множественного числа, определите их спряжение. Запишите по образцу. Образец: Полоть - полет, полют (1)

Слышать, ненавидеть, любить, колоть, пилить, сеять, таять, смотреть.

V. Постановка проблемного вопроса урока.

Упр. 579 – введение нового понятия «разноспрягаемые глаголы».

Работа по таблице с осмыслением понятия «разноспрягаемые глаголы».

Выделите корни в слове разноспрягаемые.

О чём говорят эти корни? (Предположения детей.) Проверим все наши предположения.

Чтение правила.

VI. Открытие новых знаний.

Сколько разноспрягаемых глаголов представлено в таблице? Назовите их начальную форму.

Покажите, что у этих глаголов окончания разных спряжений (отдельно для каждого глагола).

В чём особенность окончаний глаголов дать и есть? (В личных окончаниях ед.ч. нет букв гласных.)

Как вы поняли, что такое производные глаголы?

Сколько в русском языке разноспрягаемых глаголов – 4

Составьте схему «Разноспрягаемые глаголы»

ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ

(+ производные от них)

ЛИЧНОЕ

И, (А/ЯТ), Е, (У/ЮТ)

I + II спр.

VII. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Данные глаголы запиши в два столбика по спряжениям.
Светит, читаешь, любите, решим, прячется, падают, скрипят, работал, сидеть.

(почему глагол работал остался вне столбиков?)

Физминутка
Я называю глаголы первого спряжения – вы садитесь, называю глаголы второго спряжения – встаете.

Блестит, встаёт, зеленеет, ходят, красит, живёшь, звоним, строите, шуршат, любишь, растет, водите, поешь, говоришь, плывут, работаете.

Упр. 581 – развивается умение находить в тексте разноспрягаемые глаголы, определять их морфологические признаки.

Выполняется самостоятельно, с коллективной проверкой

А сейчас намного поиграем. Игра называется "Глаголы играют в прятки". Найдите 10 спрятанных здесь глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их в столбик и укажите спряжение. (Работа в парах).

По горизонтали: ловить-2, переходить-2, есть-2, плять-1, петь-1.

По вертикали:лететь-2, сидеть-2, вертеть-2, дарить-2, стоять-2.

VIII. Итог урока.

Назовите ключевые слова урока.

Закончите предложение:

У имён существительных склонение, а у глаголов – … (спряжение).

У разноспрягаемых глаголов … (личные окончания разных спряжений – I и II).

Ответьте на 3 вопроса:

Что узнали на уроке?

Что научились делать?

Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в определении спряжения?

IX. Домашнее задание.

1. Выучить разноспрягаемые глаголы (П. Придумать рифмовку для запоминания – по желанию).

2. Упр. 582

В нередко встречаются исключения из правил. Эти слова сохраняют историческое написание. Разноспрягаемые как раз такие исключения. Уметь находить тип спряжения нужно, чтобы понять, что за буква пишется в безударных окончаниях (И либо Е).

Вконтакте

Ищем глагол в тексте

Такая часть речи называет действие или состояние предмета. Чтобы найти глагол в тексте, следует запомнить, на какие вопросы он отвечает . Вопрос зависит от формы, в которой стоит слово:

  • : что делать? что сделать? (читать, прочитать);
  • настоящее время: что делаю (-ем)? (смотрю, смотрим); что делаешь (-ете)? (берешь, берете); что делает (-ют)? (гуляет, гуляют);
  • прошедшее время : что делал (-а, -о)? (берег, берегла, берегло);
  • будущее время: что сделаю/сделаем? (заберу, заберем, буду/будем забирать); что сделаешь/сделаете? (позвоню, позвоните, будешь/будете звонить); что сделает/сделают? (уберет, уберут, будет/будут убирать);
  • сослагательное : что делал (-а, -о) бы? (думал бы, думала бы, думало бы);
  • повелительное наклонение: что делай? (плыви, крути).

Обратите внимание! Часть речи, обозначающая действие, в предложении является не только сказуемым. Она может выполнять разные функции.

Чем еще бывает в предложении:

  1. Подлежащем: читать – значит быть образованным человеком.
  2. Дополнением: друг попросил (о чем?) закрыть дверь.
  3. Определением: его попыткам (каким?) помочь я не доверял.
  4. Обстоятельством: начальник пришел (зачем?) проверить работу.

Как образуются

Чтобы получить новое слово, нужно к основе присоединить словообразовательные морфемы (части слов). Это , суффиксы и постфиксы. Они добавляют новое лексическое значение, а приставки еще и меняют вид с несовершенного на совершенный. Морфемы могут присоединяться по одной, а могут по две или по три.

Образуются глаголы несколькими способами:

  • приставочным: бросать – на бросать, лететь – при лететь, держать – за держать;
  • суффиксальным: хитрый – хитри ть, закрыть – закрыва ть, красный – красне ть;
  • постфиксальным: подпереть – подпереться , кусать – кусаться, волновать – волноваться ;
  • приставочно-суффиксальным: толстый – рас толсте ть, соль – по соли ть, ветер – про ветри ть;
  • приставочно-постфиксальным: пить – на питься , гулять – вы гуляться ;
  • приставочно-суффиксально-постфиксальный: земля – при земли ться , смелый – о смели ться .

Что такое спряжение

Спряжением глагола называют его изменение по числам и лицам (я ворчу – мы ворчим, ты ворчишь – вы ворчите, он ворчит – они ворчат). Такое возможно только в двух временах: будущем и настоящем. Только в них есть категория лица. В прошедшем же времени выделяют только род и число – заканчиваться слова будут одинаково.

Чтобы узнать, какая гласная пишется, смотрим, куда падает ударение. Когда в слове окончание ударное, то тип изменения определить легко – смотрим в таблице или запоминаем. Если безударное, тогда следует посмотреть, какой инфинитив . Поставим слово в начальную форму (растаем – растаять ) и смотрим, какая буква стоит перед суффиксом -ть :

Обратите внимание! Если образовать слово с помощью приставки или постфикса, вид спряжения не изменится: писать – записать – записаться – все I спр.; верить – проверить – довериться – все II спр.

Что такое разноспрягаемые глаголы

Глагольные формы строго следуют своей модели изменения. Однако из этого правила есть некоторые исключения. Полный список этих исключений – 2 слова: «бежать» и «хотеть». Их считают разноспрягаемыми . Это значит, что в личных формах они имеют окончания обоих типов.

Глагол бежать

Рассмотрим на примере, почему он разноспрягаемый. Изменим по лицам и числам:

В форме 3 лица множественного числа окончание I-го спряжения -ут , в остальных случаях – II-го.

Хотеть

примеры разноспрягаемых глаголов

Теперь изменим разноспрягаемое слово «хотеть» и увидим, почему оно так называется:

В единственном числе мы видим окончания I-го спр. (с буквой Е), а во множественном – II-го (с буквой И).

Тема : «Разноспрягаемые глаголы»

(Ильичева Е.П., учитель русского языка и литературы МБОУ Старицинская СОШ)


– Я хочу прочитать стихотворение. Внимательно послушайте его и скажите, о каком грамматическом признаке глагола говорится в нём?

Как начнёшь ты меня гнать,


Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь мною ты вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
И тебя не буду видеть,
Лишь открыто ненавидеть.
– (о спряжении). А что такое спряжение? (Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени ) Как определить его? Какие гласные пишутся в безударных личных окончаниях глаголов?

Задание : вставить пропущенные буквы в личные окончания глаголов, объяснить написание, определить спряжение.

3 лицо ед.ч . 3 лицо мн.ч. 2 лицо ед.ч.

Стон..т Та..т Стел..шь

Завис..т Гон..т Стро..шь

Крош..т Пил..т Кол..шь

Пен..тся Жал..т Бор..шься

Смотр..т Кле..т Дыш..шь


Задание : распределить слова в 2 колонки: 1 спр. и 2 спр., выделяя личные окончания глаголов. (У доски работают у человека . Коллективная проверка, анализ ошибок).

Хлещ..т, дыш..т, се..шь, люб..шь, ла..т, броса..шь, ненавид..т, руб..т, ре..т.


    1. Объяснение нового материала.

а) Введение новой темы через проблемное задание.

Учащимся предлагается выполнить проблемное задание.

Задание : лингвистическая игра «Четвертый лишний. Какой глагол в этой группе слов является лишним? Обоснуйте свой ответ.

Молчать, кричать бежать ворчать.

В случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы - поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа

В результате выполнения данного задания учащиеся обращают внимание, что глагол бе жать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит , НО бегут.