Болезни Военный билет Призыв

Как вести себя в ситуации конфликта. Как вести себя в конфликтных ситуациях: советы психолога. Возможные стили поведения при общении с «вредными» людьми

Перестаньте ожидать того, что ваши мысли прочитают. Если бы другие люди могли понять, что вы не хотели делать большего, то они уже бы поняли это. Принятие желаемого за действительное не решает проблему. Умение хорошо общаться включает в себя умение говорить и слушать. Просто обязательно быть уверенным, что другой человек понимает, как вы себя чувствуете и чего хотите. Простой разговор может убрать все недопонимание. Также возможно, что другой человек не хочет того же что и вы, а еще хуже (для вас) если ему все равно. Очень важно знать, как на самом деле обстоят дела, и иметь дело с реальностью, а не с какими-то придуманными ложными идеями. Вам необходимо знать, как они видят ситуацию, и действовать соответственно. Даже если другой человек не переживает о проблеме так же как и вы, то сможете договориться до более удобного положения вещей чем сейчас.

Научитесь расставлять эффективные границы. Каждый раз, когда вы говорите да, а на самом деле хотите сказать нет, вы предаете сами себя. Вы можете научиться вежливо отклонять просьбы людей, которые хотят, чтобы вы для них что-то сделали. Перед тем как согласиться, спросите себя, действительно ли вы хотите делать то о чем вас просят, и как вы после этого будете себя чувствовать. Что это даст вам? Будет ли вам приятно от того, что вы пожертвовали собой, или горько от осознания, что вас снова использовали? Подумайте о том чего вы хотите, и если хотите иметь хорошие отношения и избегать конфликтов с окружающими – будьте честны.

Перестаньте ожидать вознаграждения за ваши страдания. Некоторые люди считают, что чем труднее препятствие, тем слаще награда. Они добровольно согласны терпеть боль и отказываются от какого ни будь вознаграждения.

  • Если почувствовали, что застряли в таком положении, вспомните времена (особенно из детства), когда вы были счастливы, не испытывая страданий.
  • Ставя остальных выше себя должно вас заставлять что-то чувствовать . Заставляет ли это вас чувствовать себя незаменимым, уважаемым или оцененным? Чувство превосходства? Проанализируйте, что вы получаете каждый раз, когда ведете себя как мученик.
  • Перестаньте хвататься за свое страдание. В некоторых ситуациях, страдания могут включать в себя такие чувства, как; чувство вины, чувство никчемности, страх перемен, страх конфликта, неспособность видеть варианты или альтернативы, упрямство или убеждение в том, что жизнь должна быть трудной. Эти убеждения могут затем привести к обидам, гневу или депрессии. Освобождение от чувства страдания аналогично походу в туалет. В походе в туалет нет чувства вины, бесполезности, боязни освобождения, и, конечно же, нет упрямства в том, чтобы сходить в туалет. Смотрите на попытку ухватиться за ваши страдания в таком же плане. Освобождение возможно, и вы этого достойны.
  • Оцените ваши убеждения. Мученичество очень плотно ассоциируется с религиозными убеждениями, при которых люди страдают и погибают за свои убеждения. За какие убеждения страдаете вы? Вы пытаетесь жить невозможными стандартами? Требуете от себя идеальности? Чувствуете себя виноватым? Верите своему «внутреннему критику»? Очень хорошим вопросом, для того чтобы задавать себе на протяжении дня, это «нравиться ли мне то, чем я сейчас занят?». «Если нет, тогда зачем я это делаю?». Большинство ваших ответов будет звучать так: « Потому что я так хочу...» или « Потому что я верю, что я должен…».

    Возьмите на себя ответственность. Не зависимо от того в какой ситуации вы находитесь сейчас, возьмите на себя ответственность за нее такую какая она есть. Спросите себя «какой вклад делаю я в эту проблему?» и «Что я могу сделать для улучшения этой ситуации?». Например, если вы заметили, что кто-то в доме не делает свою долю домашней работы, вы убрали после них, так как вы не могли видеть беспорядок, и / или вы, возможно, выразили свое недовольство в тонкой или пассивно-агрессивной манере, которая легко игнорируются. Оба этих способа дали возможность человеку продолжать вести себя в такой же манере, как и раньше. Если их поведение вас огорчает – это потому, что вы позволили им это. Вместо этого, когда вам вновь захочется сделать их часть работы за них, попросите их сделать ее в тот же день. Когда вы будете просить их это сделать, ведите себя спокойно и не показывайте раздражения или обиды. Это будет вполне обоснованная просьба, и если вы сделайте ее обоснованно, есть большой шанс того, что другой человек ее выполнит. Контроль ваших эмоций поможет избежать конфликтов и поможет добиться того, чего вы хотите.

    Не бойтесь поменять ваше поведение. Спросите себя, что вы можете сделать сейчас для того, чтобы изменить ситуацию. Даже если это и маленький шаг, это все же шаг вперед, а сумма всех маленьких шажков, это уже прогресс, который и образует ускорение для позитивных улучшений. Страх изменений на самом деле является страхом перед последствиями изменений. Персональный рост возможен только в случае изменений. Последствия изменений очень редко оказываются такими, какими мы их себе представляли. Возможно, вы боитесь «раскачивать лодку», многие мученики готовы прогнуться лишь для того, чтобы не беспокоить других и избежать конфликта. Будьте готовы разочаровать других, вы не можете постоянно делать всех счастливыми. Не пытайтесь.

    Позвольте себе иметь что-то лучшее. Позвольте себе заботиться о себе. Если вы ехали через пустыню, и у вас осталось мало топлива, заедьте на заправку, заправьтесь, сходите в туалет. Потянитесь и выпейте газировку с закуской. Короче говоря, позвольте себе немного о себе позаботится. Я сомневаюсь, что вы бы ехали через всю пустыню до тех пор, пока у вас не закончился бы бензин, потом шли мили под палящим солнцем, отпугивая скорпионов и диких зверей, к ближайшей заправке (допустим, вы знали, где она находится), а потом несли бы канистру с бензином обратно к машине. Позвольте себе заботу о самом себе. Ваше авто не может ехать на пустом баке, так же как и вы. Каждый день постарайтесь делать что-то, что вас исцеляет и наполняет. Примите пенную ванну, сделайте зарядку, медитируйте или сделайте запись в журнал. Если вы регулярно будете посвящать время себе, это позволит перезарядить батареи и поможет вам чувствовать менее усталым от остальных.

    В жизни каждого человека периодически возникают конфликты: с начальником на работе, с коллегами, с родственниками, да и просто с трудным человеком на улице. Любая конфликтная ситуация «выбивает из колеи», а в состоянии стресса мы, зачастую, ведем себя неадекватно и лишь потом — «на трезвую голову» — сожалеем о сказанных в гневе словах или поступках.

    Но чтобы вовремя сориентироваться в разгар конфликта и сквозь пелену эмоций все-таки вспомнить, как нужно себя вести, рекомендуем запомнить следующие правила.

    Как себя вести, когда провоцируют на конфликт: азбука миротровца

    При возникновении конфликта с трудным человеком в первую очередь нужно трезво и объективно оценить ситуацию: что является поводом ссоры, а что стало истинной причиной конфликта — зачастую, это разные вещи.

    Например, при возникновении конфликта с коллегой на работе у оппонента может быть затаенная обида на вас (из-за дополнительных рабочих обязанностей, несправедливо выданной премии и т.д.), которая станет истинной причиной конфликта. В таком случае поводом эмоционального «взрыва» может быть каждая мелочь: неудачная шутка, приоткрытое в прохладную погоду окно или работающий кондиционер.

    Кроме того, фундаментом конфликтной ситуации зачастую становятся зависть, ревность и внутреннее раздражение, которые при каждом удобном случае «выливаются» ссорой.

    Гораздо реже конфликт с трудным человеком возникает исключительно по вине скверного характера оппонента: для определенной категории людей вспыхнувший спор — лишь способ унизить другого и продемонстрировать ему собственное превосходство.

    В любом случае в начале конфликта нужно определить для себя, кто стоит «по ту сторону баррикад»:

    • — не пасующий перед выяснением отношений многословный противник обычно уверен в себе;
    • — ускользать от конфликта и скрывать свои цели будет лишь неуверенный в себе человек, упрямо не желающий смотреть на ситуацию объективно и считаться с интересами оппонента (что говорит об его внутренней слабости);
    • — «сказать последнее слово» стремится лишь примитивный спорщик, который в своём упрямстве не ищет истину и пользу дела;
    • — и вряд ли стоит ждать дипломатичного разрешения конфликтной ситуации от неуравновешенной личности — человека, для которого агрессия, оскорбления и даже драка являются нормой.

    Итак, в любой конфликтной ситуации действует все тот же простой постулат «лучшее лечение болезни — это профилактика». Чтобы создать гармоничные отношения в коллективе стоит приложить все усилия, чтобы вообще избежать конфликта и погасить разгорающийся скандал «на корню».

    На практике можно придерживаться классической схемы «трех О»:

    То есть не стоит что-либо доказывать оппоненту во время конфликта, отстаивать свою точку зрения и поддерживать дальнейшее «горячее обсуждение».

    Если вас провоцируют на конфликт — лучше всего просто «отойти в сторону»: например, твердо, но вежливо предложить собеседнику вернуться к данному разговору чуть позже, когда «страсти утихнут», сослаться на занятость и «откланяться» или спокойно выслушать оппонента и пообещать обдумать его слова.

    После этого стоит взять паузу и успокоиться — выпить кофе, заняться текущей работой или пообщаться с друзьями. Через пару часов — когда разум остынет, и эмоции схлынут нужно объективно оценить сложившуюся ситуацию: определить истинную причину конфликта, стратегию поведения и оптимальное решение возникшей проблемы.

    Через некоторое время можно вернуться к «горячей теме» и предложить собеседнику компромисс (если в том еще будет необходимость).

    Как вести себя достойно во время конфликта?

    Если избежать спора все же не удалось, то ваша основная задача во время конфликта — сохранить внешнее и внутреннее спокойствие и полностью контролировать собственные эмоции.

    Действительно, когда провоцируют на конфликт действовать рационально и не поддаваться эмоциями достаточно сложно. Однако даже минутная слабость может стоить вам репутации, и заставит в последствии горько сожалеть о содеянном.

    В такой момент можно вспомнить всем известный сюжет, когда истеричная дама на пике скандала визжит, топает ногами и швыряется чашками. Со стороны подобное поведение смотрится крайне неприятно, не так ли? И старайтесь не допускать со своей стороны подобных тому инцидентов: ваш голос, мимика, жесты, скорость речи — все должно оставаться под жестким контролем.

    Как бы ни вел себя оппонент во время конфликта — ваше общение с ним не должно выходить за рамки приличий, а любые действия обязаны руководствоваться логикой и здравым смыслом.

    При этом существует ряд жестких запретов, нарушать которые недопустимо в любой конфликтной ситуации. Итак, нельзя:

  • — прибегать к жесткой критике противоположной стороны;
  • — заранее быть уверенным в плохих намерениях оппонентов;
  • — смотреть на противника «свысока»;
  • — снимать с себя всякую ответственности и обвинять во всём иного человека;
  • — полностью игнорировать интересы другой стороны конфликта;
  • — смотреть на ситуацию только со своей позиции;
  • — недооценивать дела партнёров;
  • — возвышать собственную значимость;
  • — позволять себе раздражаться и доходить до ругани;
  • — манипулировать болезненными темами;
  • — опускаться до примитивных претензий к оппонентам.
  • Чтобы не накалять обстановку, стоит позволить человеку высказаться, проявив максимум терпения и такта. Только так удаётся снять напряжение и перейти к стадии конструктивного решения вопроса. При этом все предъявляемые претензии должны быть грамотно обоснованы.

    Иногда чтобы разрядить обстановку можно прибегнуть к нестандартным приёмам: наприемр, вовремя рассказать анекдот или сделать искренний комплимент.

    Также в качестве фундамента для выхода из конфликтной ситуации можно использовать законодательство, практический опыт иных участников или мнение лица, заслужившего доверие обеих сторон. Достичь положительных результатов поможет и уважительное отношение к противнику, когда оценка поступков не затрагивает саму личность. Это заметит даже захлёстнутый эмоциями партнёр. Что, как не уточнение точки зрения оппонента и подчёркнутое к нему внимание, способно снизить градус накала и агрессии? И ни в коем случае не стоит отвечать руганью на ругань. Спокойствие, уверенность и сдержанный тон всегда будут наиболее эффективными.

    Осознав собственную неправоту, не стесняйтесь принести искренние извинения: это вовсе не слабость, а доказательство эмоциональной зрелости и ума. И вне зависимости от исхода конфликта — не стоит сжигать мосты, ведь при любой конфликтной ситуации можно найти компромисс.

    Характер поведения в той или иной ситуации у всех разный. Кто-то остается тихим и спокойным, а иной, наоборот, станет вспыльчивым и агрессивным. Когда люди начинают спорить и конфликтовать друг с другом, то у них в большей степени преобладают эмоции, отключающие ясность сознания, поэтому часто даже не предпринимается попыток услышать оппонента. Важно рассмотреть все варианты поведения в разных жизненных ситуациях.

    Как вести себя в конфликтной ситуации

    Если человек раздраженный и ведет себя агрессивно, то необходимо понять причину этого поведения, разобраться в ситуации и помочь разрешить эту проблему. И пока конфликтный вопрос не решится, с таким человеком договориться будет очень трудно.

    Когда человек «выходит из себя», нужно вести себя спокойно и уверенно, но высокомерие плохо повлияет на агрессивность, поэтому это качество следует сразу исключить.

    Когда человек агрессивен, то его переполняют отрицательные эмоции, они после периода сдерживания внутри выбрасываются на окружающих. В спокойном и хорошем настроении люди ведут себя адекватно, ни в коей мере не вымещая злость друг на друге. Они вполне готовы выслушать чужое мнение.

    В период агрессии нужно представить себе хорошие моменты за последнее время и поверить, что плохой жизненный этап можно пережить. Еще можно представить вокруг своей ауры благоприятную атмосферу, которая несет добро, покой и уют.


    Сбить агрессию у партнера можно, неожиданно переменив тему, или попросив у него доверительного разговора или ценного жизненного совета. Напомните ему, какие жизненные интересные моменты вас связывали вместе или сделайте комплимент, например: «В гневе вы становитесь еще красивее». Главное, чтобы ваши положительные эмоции повлияли на сознание партнера и переключали его агрессию.

    Ни в коем случае нельзя давать партнеру отрицательных мыслей. Не стоит говорить ему о своих эмоциях или обвинять в чем-либо. Можно сказать более деликатную фразу, например: «Я немного огорчен тем, как ты со мной разговариваешь, давай не будем больше конфликтовать? ». Попросите партнера сформулировать результат беседы и разрешить проблему.

    Проблему всегда надо решать, нельзя оставлять ее на потом. В противном случае трудности никуда не уйдут, а только будут преумножаться и накапливаться, и в итоге снова отразятся на вас.

    Неприязненные отношения к собеседнику могут оттолкнуть вас от мудрого решения. Не стоит позволять своим эмоциям брать над вами верх, надо искать компромиссные решения


    Предложите собеседнику рассказать свои мысли о ситуации. Не стоит искать правых и виноватых, а необходимо решать вдвоем, что делать дальше . При этом оба оппонента должны быть удовлетворены решением. Если нельзя договориться по-хорошему, то можно в беседе ставить акценты на факты из жизни, законы или приводить множество других доводов.

    При любом исходе не надо давать, партнеру чувствовать дискомфорт и поражение.

    Нельзя отвечать агрессией на агрессию. Ни в коем случае не следует задевать личные чувства собеседника, в противном случае он не простит вам этого. Необходимо выразить претензию корректно и по возможности кратко. Ни в коем случае нельзя оскорблять человека.


    Нужно стараться генерировать мысли в одном направлении. Даже если кажется, что вы пришли к обоюдному решению, все равно вам стоит задать друг другу вопрос: «Правильно ли я тебя понимаю? » или «Ты хотел сказать именно это?». Это поможет вам устранить недопонимания и приведет к правильному решению намного скорее.

    При разговоре необходимо держаться на равных. Многие при конфликтах начинают вести себя агрессивно в ответ, или стараются промолчать и отойти от раздражителя. Не стоит этого делать, надо держаться спокойно и твердо.

    Не надо бояться извинений. Если вы сами неправы в разговоре, то стоит принести свои извинения, и не продолжать конфликта. Способны принимать свои ошибки только сильные и уверенные в себе люди. Не бойтесь этого.


    Не пытайтесь доказать силой свою правоту. Если вы пытаетесь доказать силой или агрессией свою точку зрения, то это бесполезно.

    В конфликтных ситуациях теряется смысл доказывать что-то, поскольку человек кроме своих отрицательных эмоций не видит перед собой никаких аргументов. Попытки подавить такого оппонента и «достучаться» до него не приведут к положительным результатам.


    Надо замолчать первым. Если вы видите, что нет смысла пытаться поговорить по-хорошему, лучше попытайтесь замолчать. Не стоит требовать от собеседника этого, поскольку это его разозлит еще больше. Проще вам самим замолчать на период ссоры. Молчание позволит остановить конфликтную ситуацию и выйти из нее.

    В каждом конфликте участвуют двое, если первая сторона выпадает из него, то второй не имеет смысла продолжать ссору. Если ни один партнер не может замолчать, то конфликт будет продолжаться и возможно дойдет до рукоприкладства, что в наше время карается законом. Поэтому стоит всеми путями избежать такого исхода, лучше замолчать и игнорировать раздражающую вас обоих ситуацию.


    Не надо характеризировать состояние конфликтующего. Не следует нецензурно выражаться, задавать вопросы на эмоциях или успокаивать собеседника. «Успокаивающие» фразы только провоцируют негативные проявления.

    При уходе из помещения не стоит громко хлопать дверью. Избежать драк и конфликтов можно, если тихо и спокойно выйти из комнаты. Иногда стоит только сказать «напоследок» обидное слово, или просто резко при выходе хлопнуть дверью, и скандал может возобновиться с новой силой и привести к печальным последствиям.

    Надо вести диалог спустя некоторое временя после ссоры. Когда вы замолчали, то партнер может решить, что вы сдались и исчерпали свои силы. Подержите паузу, пока человек остынет от своих эмоций, а потом со спокойными нервами вернитесь к решению вопросов.

    Всегда побеждает не тот, за кем остается последнее слово, а именно тот, кто вовремя может остановить конфликт.


    Стратегии поведения

    При любых жизненных ситуациях нужно проанализировать своего соперника и затем выбрать правильную стратегию поведения. Существует несколько стратегий поведения при конфликтах:

    1. Когда человек уклоняется от разговоров или просто не видит в них смысла.
    2. Человек пытается соперничать и не хочет уступать при конфликтной ситуации.
    3. Сотрудничество – попытка идти на встречу и помочь в решении проблемы.
    4. Приспособление к ситуации – можно пойти на уступки, чтобы конфликт не развивался дальше.
    5. Компромисс – самая выгодная стратегия из всех перечисленных, потому что она чаще всего приводит к решению проблемы и прекращению конфликтного разговора.


    Причины

    «Глобальные» причины для конфликта бывают разными:

    • Экономические или социально-политические. Когда люди пытаются противоречить политике или имеют разное экономическое мировоззрение.
    • Социально-демографические (негативное отношение человека к противоположному полу либо к представителям другой нации).
    • Социально-психологические причины связаны с настроением, с поступками.
    • Индивидуально-психологические затрагивают различия в личностях.

    Конфликты делятся по источникам возникновения на следующие типы:

    1. эмоциональные (люди несовместимы характером по индивидуально-психологическим особенностям);
    2. деловые (обычно возникают из-за того, что в структуре производства неправильно распределены должностные обязанности).



    Субъективный уровень принятия конфликта бывает тоже разным:

    • ошибочным (реальных для конфликта причин вовсе не было);
    • потенциальным (предпосылки неприятного разговора намечались, но самого конфликта по факту так и не было);
    • истинный или «реальный» конфликт (противостояние участников открыто и обосновано).


    Сферы возникновения

    Конфликты возникают в нескольких сферах:

    1. в социальных кругах (правительство, митинги, демонстрации с большим скоплением людей);
    2. семейные (такие конфликты возникают обычно в кругу родственников, между мужем и женой, братом и сестрой, ребенком и родителями);
    3. производственные (они возникают по поводу производственного труда в рабочих коллективах).

    Конфликты – это неотъемлемая, хотя и не самая приятная часть общения. Их следует избегать, что не всегда возможно, особенно если разногласия возникли не по вашей инициативе. Чтобы не ударит в грязь лицом, нужно знать, как вести себя в конфликтной ситуации. Ведь умение завершать его достойно, без некрасивого скандала – это именно то качество, которое способно прибавить вам веса в глазах коллег и домочадцев.

    Как вести себя в ситуации конфликта в семье?

    Считается, что семейные ссоры – это нормальное явление. Но такие конфликты как раз бывают самыми опасными, ведь люди, постоянно живущие бок о бок из-за таких стычек могут полностью утратить взаимопонимание, стать чужими друг другу. Чтобы этого избежать, следует знать, как вести себя в семейном конфликте.

    1. Выслушайте оппонента, дайте ему выговориться и только потом отвечайте. Так вам будет легче понять суть претензии и понять, как действовать дальше.
    2. Не бойтесь честно рассказать членам семьи том, что вы думаете по поводу причины конфликта. Возможно, вы просто не поняли друг друга и все закончиться на уровне переговоров.
    3. Попросите у домочадцев совета, что нужно сделать, чтобы уладить конфликт. Предложите свой вариант.
    4. Если не готовы к конструктивному общения или чувствуете, что ваш оппонент не может воспринимать ваши слова адекватно, предложите ему отложить разговор на некоторое время.
    5. Во время ссоры не переходите на личности, не унижайте оппонента, даже если это ваш ребенок. Ваша – не высказывание претензий, не бессмысленные препирательства и упреки, вы должны стремиться устранить саму проблему, вызвавшую появление противоречий.

    Как себя вести при конфликте на работе?

    Конфликты на работе – также не редкое явление. Их нужно уметь сводить на нет так, чтобы не испортить отношения с коллегами и приобрести репутации скандального человека. Специалисты дают на то счет такие рекомендации:

    • не выходите из себя, сохраняйте спокойствие и хладнокровие, не повышайте голос;
    • если чувствуете, что не можете держать себя в руках, то просто выйдите из комнаты; попейте воды, успокойтесь;
    • не бойтесь извиниться, если вы действительно виноваты и конфликт спровоцировали ваши действия;
    • не позволяйте унижать себя в конфликте, но и не огрызайтесь в ответ, будьте предельно вежливы;
    • призовите коллегу-оппонента к сотрудничеству, приведи весомые аргументы в пользу того, что разумный компромисс будет выгоден вам обоим.

    Как себя вести при конфликте с начальником?

    Советами, приведенными выше, можно воспользоваться и в том случае, если у вас случился конфликт с начальством. Но прежде всего, в такой ситуации психологи рекомендуют не дать себя запугать. Помните, что ваш руководитель – тоже человек, хотя и наделенный некоторой властью, которой он может и злоупотреблять. Не бойтесь ему об этом напомнить, как и о том, что вы обладаете определенными правами в рамках закона. Поэтому угрожать вам увольнением или другими карами начальник не должен. Если же вы не можете донести до него свои слова, просто покиньте кабинет и вернитесь через некоторое время, когда поутихнут.

    Как правильно вести себя в конфликтной ситуации с незнакомым человеком?

    Многих также интересует ответ на вопрос, как вести себя в конфликтной ситуации с незнакомым человеком. Например, если вы оказались втянутыми в ссору в магазине или почте. Лучше всего не реагировать и спокойно отойти в сторону. Если не будет ответной реакции с вашей стороны, то зачинщик потеряет к вам интерес. Если же он проявляет агрессию, то можно вытащить мобильный телефон и объявить, что вы собираетесь звонить в полицию. Обычно это бывает достаточно, чтобы от вас отстали.

    Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, "жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим". Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. Так, например, частые семейные ссоры, как частный случай конфликта, вызывают стрессы у их участников. За стрессами обязательно следуют депрессии и, пытаясь найти выход, т.е. уйти от конфликта, обычно один из членов семьи, как правило, прибегает к алкоголю, наркотикам или заведению любовной связи на стороне. Таким образом, организм пытается защититься от приближающейся болезни, которая обязательно наступит, если конфликт не удастся разрешить. Неумение разрешать конфликты - одна из важных причин частых разводов.

    Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.

    Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации.

    В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательно, несмотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо. Роль конфликтов и их регулирование в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

    Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геопологический уровни рассмотрения конфликтов.

    Понятие конфликта

    Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Само понятий конфликт берет свое начало от латинского слова "conflictus" - столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон".

    Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

    У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта является ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

    Пять основных типов конфликтных личностей

    Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет - относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны ниже. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. "Воспитательные" воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист - практический психолог.

    Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.

    Конфликтная личность - демонстративный тип.

    Хочет быть в центре внимания.
    Любит хорошо выглядеть в глазах других.
    Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.
    Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.
    Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.
    Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.
    Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.
    Кропотливой систематической работы избегает.
    Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
    Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковыми.

    Конфликтная личность - ригидный тип.

    Подозрителен.
    Обладает завышенной самооценкой.
    Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.
    Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.
    Прямолинеен и негибок.
    С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
    Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.
    Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида.
    Малокритичен по отношению к своим поступкам.

    Болезненно обидчив, повышено чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

    Конфликтная личность - неуправляемый тип

    Импульсивен, недостаточно контролирует себя.
    Поведение такого числа плохо предсказуемо.
    Ведет себя вызывающе, агрессивно.
    Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.
    Характерен высокий уровень притязаний.
    Несамокритичен.
    Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.
    Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.
    Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.
    Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

    Конфликтная личность - сверхточный тип

    Скрупулезно относится к работе.
    Предъявляет повышенные требования к себе.
    Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что у ним придираются.
    Обладает повышенной тревожностью.
    Чрезмерно чувствителен к деталям.
    Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.
    Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.
    Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.).
    Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.
    Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

    Конфликтная личность - бесконфликтный тип

    Неустойчив в оценках и мнениях.
    Обладает легкой внушаемостью.
    Внутренне противоречив.
    Характерна некоторая непоследовательность поведения.
    Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.
    Недостаточно хорошо видит перспективу.
    Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.
    Излишне стремится к компромиссу.
    Не обладает достаточной силой воли.
    Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
    Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов.

    Как вести себя с конфликтной личностью?

    1. Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость. 2. Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.
    3. Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.
    4. При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится. В книге "Общение с трудными людьми" Роберт Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:

    агрессист - говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;

    жалобщик - человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы; "разгневанный ребенок" - человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненный потерял к нему уважение;

    максималист - человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости;

    молчун - держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;

    "тайный мститель" - человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;

    "ложный альтруист" - якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.;

    "хронический обвинитель" - всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, и обвиняя, можно решить проблему.

    Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними, в общем, одинаковы.

    5. Если считаете необходимым продолжение общения с трудным человеком, вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил правду, неважно - какую. Вы должны убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться. Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком вы должны попытаться увидеть в нем не только друга, но и лучшие качества. Поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни психологические особенности его нервной системы, необходимо подобрать к нему "ключик", исходя из вашего жизненного опыта и желания не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Если же не смогли к нему "подобрать ключ", то остается одно-единственное средство - перевести такого человека в разряд стихийного бедствия.

    Для руководителя полезно знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:
    " неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для конфликта готова;
    " стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;
    " консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
    " излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
    " критический настрой, особенно необоснованный и не аргументированный;
    " определенный набор эмоциональных качеств личности - тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

    Но конфликт возникает, если личностные особенности человека или группы приходят в столкновение с вышеназванными особенностями человека, предрасположенного к конфликтам, т. е. при наличии межличностной или социально-психологической несовместимости.

    В качестве примера рассмотрим несовместимые типы темперамента при определенных условиях. В нормальной спокойной обстановке холерик и флегматик успешно справляются с порученной им работой. В аварийной ситуации медлительность флегматика, желание обдумать ход деятельности и вспыльчивость, неуравновешенность и суетливость холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними.

    Еще более часто основой для межличностной несовместимости становятся различия в потребностях, интересах, целях различных людей, вступающих во взаимодействие. Основной интерес, например, у руководителя образованной фирмы или предприятия - расширить дело, а у сотрудников - как можно больше средств было выделено на зарплату. Это создает трения между ними, которые могут привести к конфликту даже близких людей.

    Социально-психологическая несовместимость может также возникнуть из-за того, что группа, окружение предъявляет личности требования, которые расходятся с теми, на которые ориентирован этот человек.