Болезни Военный билет Призыв

Как раскрывается человек на войне. Как меняется человек на войне. Несколько интересных сочинений

В 336 до н.э. двадцатилетний Александр стал царем Македонии в место своего отца Филиппа II и стал продолжать его политику. Александр Македонский начал войну против Ахеменидское государство. Средняя Азия находилась в это время под властью Ахеменидов. Ахеменидское государство переживало в I-ой половине IV в. до н.э. период упадка. Народные восстания в завоеванных ими странах и дворцовые интриги расшатали эту внешне могущественную страну. В 334 году до н.э. организованная греко-македонская армия, руководимая Александром Македонским, переправившись в Малую Азию, в результате трех битв разгромила Ахеменидское государство. Дарий III царь Ахеменидский бежал на Восток, после был отстранен от власти, а затем был убит своими приближенными. Сатрап Бактрии Бесс из рода Ахеменидов провозгласил себя царем и попытался организовать сопротивление против Александра, однако, Александр легко разбив Ахеменидское государство овладел столицей Бактрии - городом Бактры и выйдя после этого к реке Окс (Амударьё), переправился на сторону Средней Азии. Организованное Бесом сопротивление войскам Александра Македонского в какой-то мере ослабило их и почти на полгода отсрочило вторжение в Среднюю Азию. Бессу не удалось поднять, на борьбу народы Средней Азии против Александра и в создавшейся обстановке представители бактрийской и согдийской знати решили избавиться от Беса и выдали его Александру. Александр, переправившись через Амударью начал наступление на столицу Согда - город Мароканд и затем двинулся по направлению к Ферганской долине. Захватчики по дороге встретили ожесточенное сопротивление со стороны населения, жившего между современным Самаркандом и Истаравшаном. Македонцы направили свои основные силы против восставших, и им удалось из тридцати тысяч восставших перебить свыше двадцати двух тысяч, жестокость завоевателей не знала предела. Эта жестокость привела к тому, что народная борьба стала еще сильней. Особенно упорное сопротивление встретили македонцы на территории Северного Таджикистана, в районах между Худжандом и Шахристаном. Ожесточенные бои были между защитниками городов Газы и Кирополья и войсками Александра Македонского. Александром Македонским при взятии Кирополья была использована тогдашняя артиллерия - метательные машины. После ожесточенных боев, Александр овладел городом Кирополь, и по его приказу, было перебито мужское население, а женщин, детей и добычу забрали собой. При боях под Кирополем понесли большие потери защитники, погибли около 8 тыс. человек, а македонцы тоже понесли большие потери, был тяжело ранен сам Александр и другие его военачальники. Подавив восстание, Александр приказал возвести на берегу Сырдарьи крепость, которая получила название Александрия Эсхата (Крайняя). Она имела значительные размеры. Длина крепостной стены достигала 10 км. Внутри укрепления были построены жилые и служебные помещения. Эта крепость должна была защищать границы государства Александра Македонского от кочевников - саков. Однако саки не хотели мириться с возведением на их территории оплота македонской власти. После нескольких сражений саки были разбиты Александром. В Бактрии и Согде вновь поднялось восстание, которое возглавлял согдийец Спитамен. Он был мужественным воином и талантливым полководцем. Спитамен, собрав вокруг себя свободолюбивых жителей оазисов и кочевников, нанес страшное поражение войскам македонским. Он осадил г. Мароканд второй раз, но Александр Македонский, внезапно напав на Спитамена, нанёс существенный удар. Затем Александр направился в Бактрию и тут он, жестоко подавил восстание, которое возглавлял тот же самый Спитамен. По словам древнего автора Диодора, трижды вспыхивали восстания согдийцев и бактрийцев против греко-македонских завоевателей. Только при подавлении первого восстания было убито 120 тыс. человек, и таким образом Александр, разрушая города и села, буквально покрыл страну трупами. В 329-327 годах до н.э. два года боролся Спитамен против Александра, разрушенная и опустошенная истекающая кровью страна, тем не менее, не думала сдаваться. Тогда Александр переменил тактику, и он, женившийся на дочери знатного бактрийца красавице Роксане, приближал к себе представителей среднеазиатской знати путем назначения их на высокие должности. Предательство знати ослабило борьбу с завоевателем и позволило Александру Македонскому покорить часть Средней Азии. Из среднеазиатских областей в состав его государства вошли нынешние - Южная Туркмения, Южный Узбекистан и Южный Таджикистан, Зеравшанская долина, часть Северного Таджикистана (левобережье Сырдарьи до Худжанда). Летом 327 г до н.э. Александр Македонский оставив в Средней Азии свои гарнизоны, направился в Индию. Оттуда он вернулся в Вавилон и умер там, в 323 г. до н.э. Греко-македонское завоевание имело для Средней Азии неоднозначные исторические последствия. Истребительская война, которую вел Александр Македонский, повлекла за собой гибель многих десятков тысяч жителей Средней Азии, страна запустела, ирригационные системы пришли в упадок. Вместе с тем, приход греко-македонян и установление их власти способствовали дальнейшему развитию рабовладельческой общественной формации. Народы Средней Азии ближе познакомились с наиболее развитой в то время греческой культурой, которое оказало значительное влияние на их культурный прогресс. В Средней Азии после смерти Александра образовались государства Селевкидов, Греко-Бактрия и Парфия.

Прошедшего войну – это привычка к насилию. Она формируется и ярко проявляется в ходе боевых действий и длительное время продолжает свое существование после их окончания, накладывая отпечаток на все стороны жизни. В экстремальных ситуациях, когда человек на оказывается перед лицом смерти, он начинает совсем по-другому смотреть на себя и окружающий мир. Все, что наполняло его повседневную жизнь, вдруг становится несущественным, индивиду открывается новый, совсем другой смысл его существования.

У многих на войне формируются такие качества, как суеверие и фатализм. Если суеверие проявляется не у всех индивидов, то фатализм является основной чертой психологии военного человека. Он складывается из двух противоположных ощущений. Первое состоит в уверенности в том, что человек все равно не будет убит. Второе – в том, что рано или поздно пуля найдет его. Оба этих ощущения и формируют солдатский фатализм, который после первого боя закрепляется в его психике как мироощущение. Этот фатализм и связанные с ним суеверия становятся защитой от стресса, которым является каждый бой, притупляют страх и разгружают психику.

Война с ее условиями хронической опасности ежеминутно потерять здоровье или жизнь, с условиями не только безнаказанного, но и поощряемого уничтожения других людей формирует в человеке новые качества, необходимые в военное время. Такие качества не могут сформироваться в мирное время, а в условиях боевых действий выявляются в максимально короткий срок. В бою невозможно скрыть свой страх или показать напускную храбрость. Мужество или совсем покидает бойца, или проявляется во всей своей полноте. Так и высшие проявления человеческого духа в повседневной жизни случаются редко, а во время войны становятся массовым явлением.

В боевой обстановке часто возникают ситуации, предъявляющие человеческой психике слишком высокие требования, что может вызвать резкие патологические изменения в психике индивида. Так вместе с героизмом, боевым братством и взаимовыручкой на войне нередки грабежи, пытки, жестокость к пленным, сексуальное насилие к населению, разбой и мародерство на земле противника. Для оправдания таких поступков часто используется формула «война все спишет» и ответственность за них в сознании индивида перекладывается с него на окружающую действительность.

Сильное влияние на психику человека оказывают особенности фронтового быта: морозы и жара, недосыпание, недоедание, отсутствие нормального жилья и уюта, постоянное переутомление, недостаток санитарно-гигиенических условий. Как и сами боевые действия, чрезвычайно ощутимые жизненные неудобства есть раздражители необычайно большой силы, формирующие особую психологию человека, прошедшего войну.

Произведения от Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне - это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм
Война 1941-1945 годов уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы.
Повести В. Быкова о минувшей войне по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая эти проблемы на ярком и богатом материале, писатель воспитывает молодое поколение, формируя его нравственный облик. Но главная проблема творчества Быкова - это, безусловно, проблема героизма. Однако писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Пожалуй, одной из характерных особенностей военных повестей Быкова является то, что он не щадит своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делает это автор не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью. Так происходит и с героями повести "Сотников".
Через всю повесть проходят два героя - бойцы одного партизанского отряда, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им во что бы то ни стало нужно добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но они сразу оказываются в неравном положении, ибо Сотников пошел на задание с тяжелой простудой. Когда Рыбак с удивлением спросил его, почему он не отказался, если болен, то Сотников кратко ответил: "Потому и не отказался, что другие отказались". Эта выразительная деталь достаточно много говорит о герое - о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости. Сотникова и Рыбака преследует одна неудача за другой: хутор, где они надеялись добыть еду, сожжен; пробираясь назад, они попадают в перестрелку, в которой Сотников получил ранение. Внешнее действие, описанное автором, сопровождается действием внутренним. С глубоким психологизмом передает писатель чувства и переживания Рыбака. Сначала он испытывает легкое недовольство Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Оно сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Тем не менее ведет себя Рыбак вполне достойно: помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения. Но все чаще и чаще в сознании Рыбака возникает мысль о том, как спастись, как сохранить свою единственную и неповторимую жизнь. Он вовсе не предатель по натуре и тем более не замаскировавшийся враг, а нормальный крепкий, надежный парень. В нем живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Никто не мог усомниться в нем, пока он находился в обычной боевой обстановке, честно перенося с отрядом все трудности и испытания. Но оставшись наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченными фашистами, Рыбак не выдерживает. Внутренний надлом совершается у героя в плену, когда им особенно властно завладевает неистребимое желание жить. Нет, он вовсе не собирался совершить предательство, он пытался найти компромисс в той ситуации, когда он невозможен. На допросе, частично признаваясь следователю, Рыбак думает перехитрить его. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса.
"- Ты послушай, - помолчав, горячо зашептал Рыбак. - Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, - как-то сам не желая того, сказал Рыбак.
Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза.
- Вот как! Ну и что ж - побежишь?
- Не побегу, не бойсь. Я с ними поторгуюсь.
- Смотри, проторгуешься, - язвительно просипел Сотников".
Рыбак принимает решение согласиться на предложение следователя служить полицаем, чтобы, воспользовавшись этим, бежать к своим. .Но прав оказался Сотников, который предвидел, что мощная гитлеровская машина сотрет Рыбака в порошок, что хитрость обернется предательством. В финале повести бывший партизан чю приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого даже сама мысль о побеге кажется ему неправдоподобной. И, удивительное дело, жизнь, такая дорогая и прекрасная, вдруг показалась Рыбаку настолько невыносимой, что он подумал о самоубийстве. Но даже этого сделать ему не удалось, ибо полицаи сняли с него ремень. Такова "коварная судьба заплутавшего на войне человека", - пишет автор.
Иной путь выбирает Сотников, которому гораздо тяжелее выдерживать и мороз, и преследования, и пытки. Решившись на смерть, он пытается своим признанием спасти ни в чем не повинных людей. Выбор был сделан им давно, еще до этих трагических событий. Геройская смерть во имя великой цели, во имя счастья будущих поколений - вот единственный возможный для него путь. Недаром перед казнью Сотников приметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей мальчонку в старой отцовской буденовке. Приметил и улыбнулся одними глазами, подумав в последние минуты о том, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.
Страшная угроза фашизма, нависшая над нашей страной, заставила на многое взглянуть другими глазами. Война сообщила понятиям "родина", "Россия" новый смысл и ценность. Отчизна в мирное время казалась чем-то непоколебимым и вечным, как природа. Но, когда вражеское нашествие стало всерьез угрожать самому существованию нашей страны, когда возникла опасность ее утраты, то мысль о спасении России воспринималась с обостренной чувствительностью. Война представила в новом свете многие привычные понятия и нормы, выдвинув на первый план высокую ценность человеческой жизни.
Обращаясь к военной теме, писатели предпринимали попытку разобраться в сложных процессах жизни, в людях трудной судьбы, в трагических коллизиях, порожденных войной. Драматизм обстоятельств военного времени послужил темой многих книг. В повестях В. Быкова интересен "микрокосм" войны Писатель сосредоточивает внимание в основном не на глобальных, широкомасштабных действиях. В поле зрения, как правило, попадает или небольшой участок фронта, или группа, оторвавшаяся от своего полка. В центре изображения, таким образом, оказывается человек в экстремальной ситуации, которая нередко возникает в военной обстановке. Как этот человек себя поведет? По-разному... Но в целом герои Быкова
- люди гордые и честные, понятие Родины для них превыше всего.



В предложенном для анализа тексте В.П.Некрасов, известный русский советский писатель, поднимает проблему поведения человека на войне.

Рассуждения над этой проблемой можно услышать из уст рассказчика, который думал над тем, как поведут себя на войне два разных по складу ума человека. Рассказчик отмечает, что с Кастрицким, “умным, талантливым, тонким парнем”, ему было всегда интересно, но в том, что этот человек спасёт его на войне, повествователь не был уверен.

Также рассказчик подчёркивает, что Валега, не очень образованный человек, будет стоять за Родину и за своих товарищей до конца. Повествователь акцентирует наше внимание на том, что несмотря на его малоразвитость, Валега был очень надёжным человеком, который на войне “будет драться до последенего”.

Авторская позиция выражена ясно: поведение человека на войне сложно предсказать, ведь испытание страхом не каждый может выдержать. Но тот, кто действительно готов защищать свою Родину, будет стоять за неё до конца, будет спасать соотечественников, даже если в жизни особыми талантами этот человек не отличается.

Во многих литературных произведениях затрагивается проблема поведения человека на войне.

Вспомним “Капитанскую дочку” А.С. Пушкина. Алексей Швабрин перешёл на сторону Емельяна Пугачёва, захватившего Белогорскую крепость, чтобы спасти собственную жизнь. Из-за своей трусости Швабрин полностью подчинился мятежнику, предал Родину. В то время как Пётр Гринёв, не боясь смерти, остался верен Отечеству и до конца защищал всех жителей крепости и свою возлюбленную Марию Миронову. Когда сам Пугачёв предложил Петру перейти на его сторону, Гринёв отказался по причине того, что дал слово чести и присягал Екатерине защищать Отечество. Таким поступком он вызвал восхищение в глазах Пугачёва. Несмотря на экстремальную ситуацию, в которой людям свойственно испытывать страх и совершать необдуманные поступки, Пётр Гринёв смог совладать с собой, проявил мужество и достойно противостоял врагу. А Алексей Швабрин не вынес испытание страха и совершил измену.

Нельзя не упомянуть “Сотникова” В.Быкова. Рядовой Сотников, попав в плен к немцам, не боясь казни, не выдал своих соотечественников. Сотников был слабым, больным человеком, но с крепким стержнем внутри. Сотников даже на минуту не мог представить измены Отечеству, он не мог бросить своих сослуживцев. В то время как его бывший товарищ по партизанской войне Рыбак совершил предательство ради того, чтобы выжить любой ценой. Страх спровоцировал Рыбака на совершение этого преступления. Он даже участвовал в убийстве Сотникова. Этот аргумент является ярким примером того, как два человека, попавших в одну жизненную ситуацию, повели себя совершенно по-разному, один оказался предателем, а другой проявил мужество и погиб ради спасения Родины.

В заключение ещё раз подчеркну, что на войне, как и в любой другой экстремальной ситуации, в человеке срабатывает инстинкт самосохранения - и это естественно, он испытывает чувство страха. Но только герой способен перебороть его и достойно защитить свою Родину, независимо от его природных умственных данных и талантов.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-05-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.