Болезни Военный билет Призыв

Накше-рустам и куб заратустры. Смерть Дария III

Накше-Рустам (Нагше-Рустам, Naqsh-e Rostam, Картины Рустама, Персидские Кресты); гробницы Ахеменидов: гробница Ксеркса, гробница Дария I, гробница Артаксеркса I, гробница Дария II Бастарда; барельефы Сасанидов: Коронация Нарсе / Инвеститура Нарсе (Investiture of Narseh), Двойная победа Бахрама II (Double Victory), Кавалерийская победа Ормизда II (Equestrian Victory Hormizd II), Шапур II на троне (Throne Shapur II), Кавалерийская победа Бахрама II (Equestrian Victory Bahram II ), Аудиенция Бахрама II (Audience Bahram II), Коронация Ардашира I (Инвеститура Ардашира I, Investiture Ardashir I); «Кааба Зороастры» (Куб Заратустры).

– это некрополь, вырезанные в скалах гробницы четырех персидских царей эпохи Ахеменидов, богато украшенные барельефами.

После того, как я всласть набродился и наснимался в развалинах когда-то роскошнейшего , мы заскочили пообедать в ресторан c тривиальным для Ирана названием Parsian, входящим в разительный контраст с его , а потом махнули в Накше-Рустам. Это рядом, километров 6-7 от Персеполя по прямой на северо-запад и 12 км (минут 10) на машине (ресторан Parsian как раз по дороге).

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

Персеполь: 29.935523 , 52.891566

29.988804 , 52.874846

Тахте-Рустам: 29.967139 , 52.881188

Накше-Раджаб: 29.966493 , 52.887042

Не доезжая примерно 2,5 км до Накше-Рустама, справа от развилки на Накше-Рустам и на Истахр есть еще один некрополь, помоложе и поскромнее, царей эпохи Сасанидов – Накше-Раджаб . Там тоже ессть интересные барельефы. Мы его увы, не посетили – я слишком увлекся Персеполем, а нам еще кроме Накше-Рустама нужно было успеть в Пасаргады.

Кроме того, примерно в полукилометре к западу от и Накше-Раджаб есть еще достопримечательность — Тахте-Рустам (Трон Рустама ). Довольно загадочное место, о предназначении которого историки спорят. Представляет собой фундамент из каменных блоков 12,5 х 12,5 метров. Не то недостроенная гробница (либо Камбиса II (530-522 гг до н.э.), сына Кира Великого, либо Кира Младшего (брата Артаксеркса II), что сомнительно, ибо он выступил против брата-царя, да еще и призвав на помощь греков, вечных врагов Персии), не то незавершенных храм огня.

Приехали к Накше-Рустам, купили билеты.

Впечатляет. Большая скала с вырезанными в ней гробницами и барельефами.

А вокруг просторная долина. Когда-то территорию некрополя украшал сад, и была она защищена крепостной стеной с семью полукруглыми башнями. Но сегодня от всего этого остались лишь воспоминания.

Вид от Накше-Рустам на вход и окрестную долину

Вход в Накше-Рустам, Иран

На входе мой гид Алиреза встретил знакомого коллегу. С ним в тенечке сидел подуставший на солнце пожилой турист.

Немецкий камрад и иранским гидом

Алиреза представил меня русским товарищем, пожилого туриста его знакомый представил немецким камарадом. Заметив мою кепку «Украина», купленную полугодом ранее, в мае 2014, в Киеве, пожилой немец укоризненно произнес:

— Putin Krim цап-царап! – как выяснилось, он из восточной Германии, соответственно, русский в детстве учил в школе, и какие-то обрывочные воспоминания о языке остались.

— Да, есть такое, — согласился я.

Гид немца оживился: — Putin is good!

— Nooo… — парировал немец, печально покачав головой: — Putin is bad!

— Putin is bad..?? – удивился гид немца, недоуменно переведя взгляд на меня.

— Very bad! – добил я иранца.

От дальнейшей дискуссии со странным немцем и еще более странным русским иранский гид предпочел благоразумно воздержаться.

А я пошел впечатляться творениями древних персов.

Иорданскую Петру я не видел вживую (пока), но она мне сразу вспомнилась при взгляде на фасады гробниц с колоннадами, вырезанные в скалах. Но Петра довольно раскрученный памятник. А вот о Накше-Рустам знает гораздо меньше народу.

Согласно обнаруженным и расшифрованным надписям, одна из гробниц принадлежала Дарию I. Остальные же, вероятно, принадлежат Ксерксу I, Артаксерксу I и Дарию II. Существует также пятая гробница, которая так и осталась незавершенной, предположительно Дария III, либо же Артаксеркса III. Вполне возможно, что со временем в некрополе бы появились и другие усыпальницы, но сокрушительный Александром Македонским привел к упадку могущества Персии. C покорением Персеполя новые гробницы в Накше-Рустаме перестали сооружаться, а старые были разграблены и заброшены.

После исламского завоевания память о некогда могущественных зороастрийских царях стерлась из памяти. Но величественные барельефы, вырезанные в скалах, не могли не впечатлять. И народная молва нашла им объяснение – это дело рук легендарного богатыря Рустама из древнеперсидских мифов! Отсюда и странное наименование этой археологической достопримечательности: Накше-Рустам в переводе с персидского означает «Картины Рустама ». А Персеполь, как я уже писал, считался – другого древнего иранского героя.

Судя по некоторым барельефам и наиболее древним захоронениям, к моменту, когда Дарий I Великий (522-486 гг до н.э.) распорядился вырезать свою усыпальницу в скале Хусейн Ках, Накше-Рустам уже имел некоторое ритуальное значение.

Позже в скале были вырезаны и остальные усыпальницы. Но надписи на них отсутствуют. Поэтому их сложно идентифицировать достоверно. Но ученые уверены, что это должны быть могилы Ксеркса I, сына и наследника Дария (486-465 гг до н.э.), сына Ксеркса Артаксеркса I Долгорукого, (465-424 гг до н.э.) и его внука Дария II Бастарда (423-404 гг до н.э.). В каждой гробнице могло быть захоронено и замуровано (гробницы наглухо закрывались) от трех до девяти человек. Неизвестно, помещали ли умерших в саркофаги сразу. Учитывая, что Ахемениды исповедовали зороастризм, тела их должны были по идее сперва отнести в , где стервятники и солнце очищают кости от плоти, и лишь после этого переместить в могилу.

Схема расположения гробниц и барельефов в Накше-Рустам

Пойдем по порядку, справа налево. Первая от входа усыпальница (Tomb 2 на схеме) — гробница Ксеркса (предположительно). Царствовал Ксеркс в 486-465 гг до н. э.

Нда. Ну то есть вот именно здесь, скорее всего, когда-то нашел свой покой тот самый экспрессивный , приказавший однажды сечь море.

Строительные леса, разумеется, не для любознательных туристов, а для реставраторов и археологов.

Экстерьер гробницы Ксеркса выполнен по образцу усыпальницы его отца, Дария Великого.

На барельефе Ксеркс общается с Ахурамаздой в крылатом диске. За Ахуромаздой находится чаша со . Над священным огнем небольшой диск с полумесяцем внутри — вероятно, луна. Ученые сходятся во мнении, что луна играла важную роль в представлениях древних персов о загробной жизни.

Опирается царь на лук, и это не случайно. Лук представляет собой символ царственного превосходства, свидетельствуя, что его обладатель человек сильный, умный и выдержанный — все эти качества необходимы для хорошего лучника.

Платформу, на которой стоит Ксеркс, несут 30 человек, представляющих «содружество наций» Персии. Если посчитать фигуры непосредственно несущие трон, то их окажется 28. Еще двое помогают нести платформу, находясь снаружи, за ее периметром (левого в нижнем ряду видно, а правый с этого угла съемки не вошел). Это маканы и карийцы — народы, жившие на окраинах империи. 29 представителей народов вооружены — на поясах к них мечи или кинжалы, у некоторых еще и дротики. Нахождение при царе с оружием — символический знак величайшего доверия к подданным. Лишь вавилонянин безоружен. И это подчеркивает униженное положение Вавилона за его многочисленные восстания против империи.

По краям барельефа также изображены важные соратники Ксеркса, почетный караул с копьями и «плакальщики» — скорбящие участники ритуала погребения, прикрывающие лицо полами одежды.

Поскольку фасады гробниц Артаксерксов II и III в Персеполе повторяют изображения на усыпальницах Накше-Рустама, а фотографировать там удобнее, более четкое фото (с мавзолея Артаксеркса III) можно посмотреть .

Левее гробницы Ксеркса вырублен барельеф Коронация Нарсе (Инвеститура Нарсе, Investiture of Narseh ).

Царь Нарсе , правивший с 293 по 303 гг (вторая большая фигура справа), получает традиционную диадему-«корону» (в виде кольца) из рук женщины. Между ними стоит ребенок — принц (будущий Ормизд II). За царем его придворные подняли указательные пальцы вверх — это жест уважения.

Передача символа царской власти не Ахуромаздой, как это традиционно происходит на персидских барельефах коронации, а некой дамой, видимо, указывает на тот факт, то Нарсе получил титул не вполне законным путем.

Власть в Персии традиционно передавалась в порядке старшинства сыновей умершего царя. Соответственно, когда умер Шапур I, место его занял старший из братьев — Бахрам I. Но почему-то после смерти Бахрама I власть получил не следующий по возрасту Нарсе, а сын усопшего — Бахрам II. Нарсе достался «утешительный приз» — он смирился, став правителем Армении, имевшей для Персии стратегическое значение. Но когда и после смерти Бахрама II трон снова передали сыну умершего, Бахраму III, Нарсе повел преданные ему войска на столицу (благо, поддержка в армии у него была высока), и, захватив власть, всех соперников казнил, а себя объявил императором. Именно поэтому возводит царя на престол не Ахурамазда, а, предположительно, богиня семьи, плодородия и воды Анахита, культ которой продвигал Нарсе. Либо что более вероятно, жена Нарсе — уж больно вольно он держит себя — принимает дар левой рукой, а не правой, как положено в знак уважения (правая лежит на мече), а у женщины вторая рука скрыта в рукаве (знак подчинения).

Строго говоря, правильнее формальную процедуру возведения персидских царей на трон называть не коронация (поскольку производилась она на возложением короны на голову), а инвеститура, т.е. возведение в должность путем передачи символа власти.

Накше-Рустам, Коронация Нарсе

Следует также заметить, что в те времена царская диадема (cydaris — сидарис) изготавливалась не из металла, а из шелковой ленты, завязываемой на затылке, концы которой свободно ниспадали на спину. Первым из европейцев, ставших использовать этот традиционный символ царской власти, был Александр Македонский, надевший шелковую диадему в знак принятия титула императора Персии. Еще через несколько веков его примеру последовал Константин I Великий (306-337 гг), римский император, перенесший столицу в византийский Константинополь. Так что история появления короны в Европе во многом берет свое начало из персидских традиций.

Короны с зубцами (а точнее, с символическими крепостными башнями — «крепостная корона», corona muralis , и с корабельными носами-рострами — «морская корона», corona navalis) поначалу вручались в качестве исключительно военной римской награды — воину, первому при штурме осажденного города водрузившему штандарт на стене, либо первому вскочившему на палубу неприятельского судна соответственно. Еще были короны за успешную оборону осажденного города, за спасение товарища, первому ворвавшемуся во вражеский лагерь. Позже крепостные короны стали активно использоваться в геральдике, обозначая принадлежность к определенному городу и статус города. Например, в Германии 5 башен — столица, 4 — крупный город, 3 — небольшой городок.

Герб г. Черновцы (1918-1940) в качестве примера Крепостной короны

В Персии же все развивалось несколько иначе. Наряду с диадемой, форма которой становилась все мудренее, использовалась и более сложная повязка для волос — митра, подобие тюрбана. Митра со временем эволюционировала в войлочные и кожаные колпаки, опутываемые и подвязываемые под подбородком диадемами.

Царь Ардашир из династии Сасанидов первым взял моду укладывать свои длинные волосы в узел на голове (коримбос ), обвязывая его шелковой диадемой. В дальнейшем вместо диадемы для удержания волос стало использоваться шелковое полотно, закрепляемое широкими лентами. Шар из волос, возвышающийся над короной, стал характерной особенностью изображений царей династии Сасанидов. Есть мнение, что шар символизировал хварну — божественную сущность, связывающую царя с Ахурамаздой.

У каждого из Сасанидов была персональная «корона», представляющая собой шапку с открытым верхом, иногда с отворотами, закрывающими уши и/или затылок. Так, у Бахрама I (273-276 гг) корона была в форме солнечных лучей богини Митры, у Бахрама II (276-293 гг) — в виде орлиных крыльев Веретрагны (божества победы в зороастризме), у Нарсе — стилизованные листья Анахиты. Благодаря тому, что на монетах чеканилось имя царя и портрет в уникальной короне, археологи и сумели идентифицировать изображения на барельефах. Иногда, правда, у царя было несколько корон, а позднее появилась мода копировать успешные модели великих предков.

Рельефы обычно каждый царь имел с двумя сюжетами — коронации и какой-нибудь победы. У Нарсе триумфального барельефа нет — хвастаться было нечем: в 297 году он бездарно проиграл военную кампанию римскому императору Галерию, захватившему в плен придворных и семью Нарсе. Персия была вынуждена не только отказаться от дальнейших попыток подчинить себе Иберию и Армению, но и вернуть римлянам все, захваченное ранее. Сам Нарсе после этого позорного провала отказался от трона в пользу сына, Ормизда II.

Как можно заметить на фотографии выше, рядом с «Коронацией Нарсе» было уже подготовлено место для более грандиозного рельефа, но вырезать его что-то помешало. Зато в подготовленной плоскости имеются три квадратных отверстия и некая надпись.

Как пояснил Алиреза, отверстия — это остатки захоронений знатных зороастийцев (ибо почетно — типа как у нас в Кремлевской стене). А надпись — это «опубликованный» в «средстве массовой информации» — стене популярного у местного населения места — указ более позднего периода.

Гробница Дария I Великого, Накше-Рустам

Как я уже сказал, усыпальница Дария I была идентифицирована по двум обширным надписям на ней. Верхняя считается политической автобиографией Дария — превозносятся заслуги Ахурамазды, божьей милостью которого Дарий, со всеми его многочисленными титулами, покорил страны, названия которых перечисляются; указывается, что для наглядности представители всех покоренных стран изображены на барельефе, ну и снова дифирамбы себе, любимому, и конечно Ахурамазде, спонсору этого проекта. Назовем это посвящением. Написана на древне-персидском, вавилонском и эламитском языках.

Заветы Дария I на его усыпальнице, Накше-Рустам

Надпись пониже – главная мысль, основные религиозные и этические заветы Дария. Опять благодарности Ахуромазде, направляющего Дария на путь истинный, благодаря чему кредо его: «я не хочу ни чтобы кто-либо причинял вред другим, ни чтобы причинивший вред остался безнаказанным», и он с этой миссией успешно справляется. А еще он прекрасный воин, бесподобно управляющийся и с луком, и с копьем, как на коне, так и пешим. Разумеется, не случайно, но заботами Ахурамазды. Посему предлагается не сомневаться в его совершенстве и превосходстве, а уверовать на слово. Написана на древне-персидском, аккадском и эламитском языках. Позже, в эпоху Селевкидов, была добавлена надпись на арамейском.

Барельеф рядом с «автобиографией» идентичен изображению на гробнице Ксеркса. Правильнее сказать, что это остальные усыпальницы повторяют дизайн фасада мавзолея Дария, ибо именно его гробница была первой. По левому краю барельефа обозначены важные соратники Дария I — царский копьеносец Гобрий и носитель царского боевого топора Аспатин (двое из семи заговорщиков, в числе которых был и Дарий, свергших ).

Вход в гробницу, как предполагается, копировал вход во в Персеполе, причем в натуральную величину.

Стоит заметить, что техника вырезания помещений и барельефов в скалах была известна еще архитекторам древнего государства Урарту (VIII-VI вв до н.э.), а в Иране существует и более старый скальный мавзолей такого рода — Да-у-Духтар в Хак-и-Рустаме, поблизости от городка Курангун. Предположительно, он принадлежит одному из предков Кира Великого. Тем не менее, ранее усыпальницы персидских царей традиционно возводились в виде саркофагов (как в Пасаргадах).

Карта Урарту (выполнена Semhur и EvgenyGenkin)

При этом при строительстве гробниц Накше-Рустама (как и более древней усыпальницы Да-у-Духтар) технология отличалась от используемой в Урарту: колонны на фасаде гробниц выполнены в виде барельефов, а не полнообъемными. Сделано так не потому, что на тот момент отсутствовали соответствующие навыки у резчиков по камню. Поскольку регион является сейсмически активным, то отдельно стоящие колонны подвержены высокому риску разрушения из-за давления на них скальных массивов. Выполнение же полуколонн в виде барельефа обеспечило сохранность фасада на многие века.

Интерьеры усыпальниц были скромны и не имели каких бы то ни было архитектурных «излишеств»: параллельно фасаду расположен длинный вестибюль. Входы из него ведут в три небольших сводчатых погребальных камеры, где в полу выдолблены корытообразные углубления для предположительно деревянных саркофагов. После помещения останков вход закрывался монолитным каменным блоком.

Под гробницей Дария I вырезан барельеф «Двойная победа Бахрама II» (Double Victory на схеме).

Рельеф «Победа Бахрама II», Накше-Рустам

Бахрам II (царствовал в 276-293 гг) не был сильным властителем — проиграл войну римскому императору Кару, потеряв Армению и Месопотамию, попал под пагубное влияние верховного властолюбивого зороастрийского жреца Картира, агрессивно преследовавшего иноверцев, фактически позволив ему во благо церкви грабить народ, доведя последний до обнищания. При этом Бахрам II был не чужд прекрасному. За семнадцать лет, что он был у власти, Бахрам II сделал подарок нумизматам, напечатав два десятка видов монет (обычно царь ограничивался одним видом весь срок правления). Кроме того, в его славу было вырезано не менее 10 барельефов (три из них в Накше-Рустаме).

На триумфальном барельефе под гробницей Дария I на двух практически идентичных изображениях конный Бахрам II (идентифицирован по короне с орлиными крыльями) побеждает неопознанного противника (вероятно, римлянина). Еще один уже повержен под конские копыта. За спиной у Бахрама его знаменосец (плохо различимый).

Накше-Рустам, Барельеф «Победа Шапура I»

Дизайн гробницы стандартный — по образцу усыпальницы Дария I.

Зато под гробницей Артаксеркса I высечены в скале сразу два барельефа: Кавалерийская победа Ормизда II (Equestrian Victory Hormizd II) и Шапур II на троне (Throne Shapur II) .

Да, они сохранились хуже других. Эти ДВА барельефа с разными сюжетами. Видите второй…?

Вот и я нет… А он есть!

Видишь Шапура II на троне..?

Я вот тоже не видел, пока не прочитал про него. В Бишапуре, в ущелье Танхе Чоган, есть:

Бишапур, Шапур II

Хотя, конечно, на первом, едва угадывающемся, барельефе Шапур II со своей бородой похож скорее на Дэви Джонса из Пиратов Карибского моря

Про Дария I, Ксеркса I, Артаксеркса I я уже писал подробнее. А вот про Дария II Бастарда (Незаконнорожденного) еще нет. Прозвище это получил он будучи рожден от вавилонской наложницы. И да, при жизни, конечно, его так называть никто не смел, это опять греки постарались, дав ему в летописях это имя несколько веков спустя после его смерти.

Несмотря на сомнительное происхождение, судьба ему улыбнулась. Точнее, он заставил ее улыбаться себе. Для этого ему, правда, сперва пришлось жениться по велению отца, Артаксеркса I, на своей сестре, Парисатиде, редкостной интриганке, которая вертела им, как хотела, и устранить конкурентов. Сперва он казнил одного брата, Секудиана. Потом, с помощью подкупа одержав победу над Артифионом, союзником другого своего брата, Арситы, хитростью убедил последнего сдаться. В результате и Артифион, и Арсита, по наущению сестры-жены были сброшены в ров с раскаленным пеплом.

Гробница Дария II оформлена так же, как и остальные усыпальницы

Вообще, Санта-Барбара рядом не стояла со страстями персидского двора. Так, Дарий II выдал свою дочь, Амистру, за Теритевхма, сына одного из влиятельных сатрапов. А сына, Арсака (позже благополучно ставшего царем Артаксерксом II), женил на дочери того же сатрапа, Статире. Разумеется, исключительно из политических соображений. Как мы помним с детства, «жениться по любви не может ни один король», что уж о принцах говорить. И вот Теритевхму случилось воспылать страстью к своей сестре, Роксане – красавице, спортсменке, комсомолке . И захотел он как порядочный непременно жениться. Но если ты уже женат на царской дочери, да еще ради укрепления государственной целостности, то развестись без шансов. Поэтому возненавидел Теритевхма жену свою, и задумал убить ее. А заодно — двум смертям не бывать — и Дария свергнуть. Подбил на мятеж три сотни бойцов, которые для начала должны были все вместе дочь Дария затолкать в мешок и изрубить ее мечами. Но об этом стало известно Дарию, он перекупил одного из лидеров заговорщиков, и Теритевхма сам был зарублен в дворцовой схватке. Утверждается, что дрался он как лев, и успел лично убить 37 человек из нападавших.

Рассвирипевшая Парисатида в отместку закопала живьем мать, двух братьев и двух сестер Теритевхма. Роксану повелела медленно резать на кусочки. Хотела и Статиру, жену сына, будущего Артаксеркса II, изничтожить, но тот упросил мать сохранить ей жизнь.

Под гробницей Дария II вырезан барельеф Кавалерийская победа Бахрама II (Equestrian Victory Bahram II ).

Накше-Рустам, Кавалерийская победа Бахрама II

Бахрам II слева. Он копьем поражает римского всадника (возможно, это римский император Кар), сидящего на падающей на круп лошади. За царем скачет знаменосец с царским штандартом. Разумеется, сюжеты барельефов не стоит воспринимать буквально. Вовсе не обязательно, что императоры лично сходились в бою — это символическое изображение победы. Более того, на самом деле Бахрам II войну с Каром проиграл хоть Кар и скончался в собственной палатке в лагере при не выясненных до конца обстоятельствах (но никак не в бою, пораженный Бахрамом). Так что «средства массовой информации» бессовестно искажали факты в угоду провластной пропаганде уже многие века назад.

Рельеф Аудиенция Бахрама II (Audience Bahram II).

Накше-Рустам, барельеф Аудиенция Бахрама II (и, справа, остатки старейшего барельефа Накше-Рустама, эламитского)

Руки Бахрама лежат на рукояти огромного меча — символ его власти над государством. Справа три представителя персидской знати преданно смотрят на любимого царя. Слева от Бахрама еще пять чловек: ближний к нему — верховный зороастрийский жрец Картир, а дальние три фигуры с лентами-диадемами на головах, очевидно, предки Бахрама II — Бахрама I (273-276 гг), Шапур I (241-272 гг), и Ардашир (224-241 гг). Возможно, Бахрам распорядился вырезать этот барельеф, на котором он изображен вместе со славными прародителями, чтобы подчеркнуть свое право на престол, поскольку положение его было довольно шатким с постоянными восстаниями против него. Вероятно поэтому также барельеф вырезан рядом с изображением коронации Ардашира I, основателя династии. Для этого пришлось вырезать изображение прямо поверх древнего эламитского рельефа (его часть видна правее рельефа Бахрама II).

Эламитский рельеф историки относят к восьмому веку до н.э. Справа от барельефа Бахрама видна фигура человека. Слева — изображение, вероятно, головы царицы в короне. У меня на фото фигура справа еще как-то угадывается, но головы слева, всего этого, увы, не видно.

Барельеф Коронация Ардашира I (Инвеститура Ардашира I, Investiture Ardashir I) Царствовал в 224-241 гг.

Коронация Ардашира I — старейший монумент эпохи Сасанидов в Накше-Рустаме. По одной из версий о происхождении Ардашира, его отец был священником в Истхаре — городе-наследнике Персеполя, примерно в пяти километрах к западу от Накше-Рустама, поэтому Ардашир с детства был знаком с культом древних царей-героев династии Ахеменидов. Именно их былинное прошлое повлияло на его идеологию возрождения персидской империи. Он осознавал, что подняв мятеж против парфийского царя, он пошел против своего сюзерена (и власти от бога), и был вынужден объяснять свои действия божественной волей Ахурамазды.

Поэтому появление первого изображения Сасанидов именно в некрополе царей — Ахеменидов, в непосредственной близости от легендарной древней столицы, вполне логично. Логичен и сюжет барельефа — Ахурамазда (справа) вручает Ардаширу кольцо (сидарис) — символ царской власти. Обе фигуры восседают на конях, поправших врагов: конь Ардашира топчет царя Артабана, конь Ахурамазды — Ахримана, демона зла. Ардашир правой рукой принимает символ власти, а левой салютует Ахурамазде поднятым вверх указательным пальцем. За Ардаширом слуга отгоняет от него метелочкой мух, которым не подобает присутствовать при этом торжественном событии. Считается, что упоминание на этом барельефе название страны — ērān, является первым официальным упоминанием Ирана.

Как обычно, с веками подлинное значение изображений подзабылось — в XVIII веке местные верили, что это Дарий III передает власть Александру Македонскому.

«Кааба Зороастры» (Куб Заратустры)

Накше-Рустам, Куб Заратустры

Напротив скалы стоит прямоугольная башня, 7,5 на 7,5 метров в периметре, высота которой превышает 12 метров, называемая «Кааба Зороастры» (по аналогии с Каабой – исламской святыней в Мекке) или Куб Заратустры. В башне всего одна комната с высоким потолком. Стены скреплены металлическими скобами (такая же техника использовалась в Персеполе).

На Кубе Заратустры с трех сторон имеются надписи на трех языках (парфийском, средне-персидском и греческом), рассказывающие о военных победах Шапура I над римлянами, включая разгром императора Гордиана III и пленение императора Влериана. Куб также пометил своими письменами амбициозный «кардинал Ришелье» Бахрама II — зороастрийский верховный жрец Картир, что ни в какие ворота не лезло — традиционно лишь царям дозволялось оставлять надписи в таких священных местах.

Точное предназначение Куба Заратустры остается загадкой для исследователей. Считалось, что это был зороастрийский храм огня. В Пасаргаде, другой столице Ахеменидов, расположенной к северо-востоку от Накше-Рустам, километрах в 40 по прямой и в 74 км. по петляющей по долине меж гор дороге, сохранилась частично аналогичная башня, но постарше (судя по тому, что скобами она не скреплена, что характерно для более ранней строительной техники). Башня в Пасаргаде известна как . Обе башни напоминают древние храмы Урарту. Но версия зороастрийского храма не подтверждается: внутри нет копоти, а глухие стены не позволят огню гореть долго без притока кислорода.

Высказывались также предположения, что это библиотека священных зороастрийских писаний, либо камера для подготовки останков царей к захоронению, либо зал для торжественной коронации Ахеменидов.

Однако, в 2006 году руины Тюрьмы Соломона все же идентифицировали, как гробницу Камбиса I, отца Кира II Великого. Соответственно, наиболее вероятно, что и Куб Заратустры — это царская усыпальница. Чья именно — остается пока неясным.

В Накше-Рустаме тоже полный порядок с поясняющими надписями для каждого монумента.

Накше-Рустам определенно впечатляет и стоит времени, потраченного на посещение.

Если эта заметка понравилась, буду премного благодарен, если вы поделитесь ею в соцсетях, нажав на соответствующие кнопки ниже — это поможет продвижению сайта. Спасибо!

Ну уж а если на форму для покупки авиабилетов нажмете, то будет совсем хорошо:)

Самые дешевые билеты из Москвы в Тегеран в этом месяце

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

1 пересадка

1 пересадка

Накше-Рустам — горная долина, расположенная в 6-ти километрах к северу от Персеполя — древней столице Персидского государства. Эта местность издавна использовалась жителями Иранского нагорья для поклонения богам и строительства гробниц. Древнейшие захоронения были сделаны здесь эламитами и датируются 1000 г. до н. н.э. Из становлением в династии Ахменидов (558 — 330 гг. н. э.) долина Накше-Рустам начала использоваться для захоронения персидских царей. Наконец, в исламскую эпоху, когда имена древних владык были забыты, народная молва приписала скальные барельефы легендарному герою Рустаму, откуда и происходит современное название некрополя — Накше-Рустам (перс. «Рисунки Рустама»).

Центральное положение в некрополе занимают пять гробниц крупнейших владык Персии: Дария I, Ксеркса I, Артаксеркса I, Дария II и Дария III. Последняя гробница не была закончена — побежденный Александром Македонским Дарий III был убит своими воинами и похоронен в городе Натанз. Кроме того, в состав комплекса входят гробницы и мемориальные барельефы шести царей династии Сасанидов (224-651 гг н. э.), включая победителя римлян Шапура I (241-272 гг. н. э.).

Наиболее пышно оформлена гробница Дария Гистаспа (522-486 гг. н. э.). Она вырезана в отвесной скале и представляет собой рельефную имитацию фасада царского дворца, опоясанного колоннадой. Резчики мастерски воссоздали рисунок многоярусных капителей, резной портал воображаемого дома, двухуровневый рельеф с фигурами царедворцев и даже статуи на крыше. Прямоугольная арка открывается в камеру, где в древности стояла гробница царя.

Единственным «трехмерным» сооружением на территории некрополя Накше-Рустам является святилище Каабе-Зартошт (Куб Заратустри). Это — зороастрийский храм огня, в котором когда-то происходили заупокойные мессы по погребенными владыками. В интерьере храма сохранились клинописные надписи, сделанные от имени Картира, одного из первых зороастрийских священников.

Гробница Дария в Накше-Рустам на карте

2 966

В 1370 году Тимур ибн Тарагай Барлас был коронован большим эмиром Мавераннахра. Так началась история одной из крупнейших империй Востока: вскоре...

Захоронение царей персидской династии Ахеменидов, как это задумал первый из похороненных здесь - Дарий I, должно было подавлять воображение и вызывать в душах подданных чувство покорности и страха. Строителям это удалось: некрополь Накше-Рустам в дикой скале - олицетворение всесокрушающей мощи.

История

Неподалеку от руин - парадной столицы Древней Персии - находится археологический памятник Накше-Рустам: захоронение царей династии Ахеменидов, правившей начиная приблизительно с 705 по 330 г. до н. э., когда Персидская империя пала под ударами армии Александра Македонского.

После того как Кир Великий основал империю Ахеменидов и погиб в 530 г. до н. э. при загадочных обстоятельствах, тело его было погребено в , в мавзолее, поразившем самого Александра Великого малыми размерами и скромностью архитектуры. Его наследники расширили границы империи, сделали ее еще богаче. Задумавшись о месте последнего упокоения, Дарий I, начисто лишенный скромности своего предшественника, повелел отыскать место величественное, возвышающееся над окружающей местностью. Такое нашлось неподалеку от основанной им столицы Персеполис.

Обрабатывать скальный монолит, да еще на высоте, было нелегкой задачей. Поэтому безвестный архитектор пошел по пути упрощения общей конструкции, и в целом гробницы выглядят очень грубо. На фронтальной стороне скалы вырезана ниша в форме огромного арийского креста (местные жители называют эти гробницы «персидскими крестами»). В ее центре пробит вход, за которым располагалась вместительная, но скромно устроенная погребальная камера. У входа высятся колонны, очень похожие на те, что украшают вход в царский дворец в Персеполе.

В верхней части ниши вырезано изображение самого царя Дария I: переместившись в загробный мир, опершись на лук, он внимает словам единого бога зороастрийцев Ахура-Мазды.

При Ахеменидах перед гробницами был разбит большой сад - парадейсос. Вероятно, поливать его стоило больших трудов в этой безводной местности. К нашему времени от сада не осталось и следа.

В наши дни Накше-Рустам находится в пустынной и безводной местности. При жизни Ахеменидов вокруг жили люди, охранявшие захоронения и ухаживавшие за пышным садом.

Поздние правители Ирана не стали пробивать скалы для обустройства погребальных камер, удовольствовавшихся только рельефами. А вот назначение странного сооружения, погруженного в землю, до сих пор остается загадкой.

Наследники Дария I не стали искать другие места для своих гробниц, их останки упокоились рядом. Так поступили Ксеркс I, Артаксеркс I и Дарий II. Пятая гробница предназначалась для Дария III - последнего из Ахеменидов. Александр Великий повелел похоронить поверженного врага с царскими почестями. Но его гробницу в Накше-Рустам не успели закончить, и место погребения царя неизвестно до сих пор. После падения Персидской империи гробницы были заброшены.

К концу XVIII в. скалы были полузасыпаны песком и обломками камня. Только в 1930-х гг. их расчистили с помощью экскаваторов.

У подножия скал, напротив гробниц, стоит загадочное сооружение, сложенное из белого известняка, прозванное в народе Кааба Зороастра (К"аба Зардушт). «Кааба» на арабском означает «кубический дом», но в данном случае в названии содержится прямой намек на некоторое внешнее сходство с мусульманской святыней Кааба в Мекке. Точное время сооружения Каабы Зороастры неизвестно, точно так же как и ее назначение, хотя существует множество версий. Например, по одной - это «настоящая» гробница Кира Великого, по другой - здесь располагалось ритуальное помещение для хранения огня, по третьей - тут хранились бычьи шкуры, на которых золотыми буквами был написан текст Авесты. Внутри постройки - пустая комната.

Пришедшие много позднее к власти иранские шахиншахи - цари из династии Сасанидов, правившие в III-VII вв. - не стали хоронить себя в грубых скалах, а предпочли роскошные мавзолеи. Но, чтобы их имена навеки остались рядом с именами царей великой Персидской империи, они стали размещать между гробницами и у их подножия рельефы, сохранившиеся до наших дней.

Рельефы воспевают воинскую доблесть и величие шахиншахов. На первом изображено вступление на трон Ардашира I Папакана - основателя династии Сасанидов. Его сын Шапур I показан верхом на коне, а напротив него - плененный им римский император Валериан I, униженно молящий о пощаде. Рельефы эпохи Бахрама II и Ормизда II демонстрируют поединки всадников. Царь Нарсе также запечатлен на рельефе во время восшествия на трон.

Арабские завоевания отразились на рельефах в том, что у фигур разбиты лица. И те же арабы со временем придумали назвать это место Накше-Рустам, или «рисунки Рустама».

Общая информация

Местонахождение : юг Ирана.
Административное местонахождение : шахрестан Мервдешт, остан Фарс.
Первые рельефы : около 1000 г. до н. э.
Язык : фарси.
Этнический состав : персы.
Религия : ислам (шиизм).
Денежная единица : иранский риал.
Аэропорт : международный Шираз.

Цифры

Количество погребений : 5 (одно незакончено).
Высота входа над подножием скалы : 10-26 м.
Размер вырезанных в скале крестообразных входов : около 19x23 м.
Количество рельефов : 7.
Куб Заратустры : длина стены - 7,25 м, высота - 12,5 м (вместе с постаментом - 14 м).
Высота над уровнем моря : около 1500 м.
Удаленность : 6 км к северо-западу от Персеполя.

Климат и погода

Тропический сухой.
Лето жаркое, зима теплая.
Средняя температура января : +6°С.
Средняя температура июля : +30°С.
Среднегодовое количество осадков : 300 мм.
Относительная влажность воздуха : 40%.

Достопримечательности

Комплекс некрополя

    Гробницы царей династии Ахеменидов Дария I (550-486 гг. до н. э.) и предположительно Ксеркса I (521/519-465 гг. до н. э.), Артаксеркса I (V в. - 424 г. до н. э.) и Дария II (475-404 гг. до н. э.)

    Незаконченная гробница Артаксеркса III (около 445-359 гг. до н. э.) или Дария III (381-330 гг. до н. э.)

    Скальные рельефы сасанидского периода (III-IV вв.)

    Куб Заратустры (V в. до н. э.)

Любопытные факты

    Название Накше-Рустам появилось уже в исламскую эпоху. Память в народе о персидских царях стерлась, и люди стали считать сюжеты грандиозных барельефов иллюстрациями жизни Рустама - героя персидского эпоса, одного из главных персонажей поэмы «Шахнаме». Ее автор - персидско-таджикский поэт Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси (935-1020 гг.) 35 лет собирал фольклор - древнеиранские мифы и прочий доисламский эпос, изучал Авесту - священное писание зороастрийцев, а также читал произведения своих предшественников-поэтов. На основе этого материала Фирдоуси создал большое стихотворное произведение - эпическую поэму. Фирдоуси считается национальным поэтом Ирана, Таджикистана и Афганистана. В переводе с фарси Накше-Рустам - «рисунки (скульптуры) Рустама». В народе также считается, что гробницы принадлежат Рустаму и прочим героям «Шахнаме», воспринимая их как реальных исторических персонажей.

    Неподалеку от некрополя находился город Истахр, бывший при Ахеменидах главным религиозным центром, где хранился оригинал Авесты - священной книги зороастрийцев. Город неоднократно разрушали и сжигали, от него осталось совсем немного руин.

    Сасанидские цари изображены в шарообразном головном уборе, который в письменных источниках ошибочно именуют короной. В действительности, это коримбос - полоса шелка, в которую завернуты собранные в пучок волосы.

    В битве при Гавгамелах 331 г. до н. э. Дарий III потерпел сокрушительное поражение от армии Александра Македонского. Империя Ахеменидов прекратила свое существование. Сам Дарий III бежал в Восточный Иран, все еще надеясь собрать войско и изгнать Александра, но был зарезан собственными сатрапами.

Современная Исламская Республика Иран государство теократическое. Господствующая религия этой страны – ислам шиитского толка. Но современный Иран – это не только аятоллы и нефть. Давайте поговорим про Персеполь – древний город, который в былое время был резиденцией и сокровищницей персидских царей.

В VI веке до н. э. правители Персии из династии Ахеменидов основали новую столицу своей империи – город Тахт-е Джамшид, известный сейчас под греческим названием Персеполь – город персов. Тем самым интересные места Ирана обогатились еще одним объектом. Надо сказать, что в империи персов тех времен было несколько столиц, но именно Персеполь был самой богатой и прекрасной из них.

Там находилась и основная резиденция персидских царей, и их сокровищница. Персеполь был еще и очень модерновым городом. Там, к примеру, уже были центральный водопровод и канализация! Но «западный цивилизатор» Александр Македонский уничтожил этот удивительный город в 330 году до н. э. Европейская цивилизация пришла на восток...


Накше-Рустам

Те, кто совершает по историческим местностям не первый раз, знает: если есть древний город, рядом будут и гробницы. Не является исключением в этом смысле и Персеполь. Примерно в полутора часах хода от города расположен отдельно стоящий каменный холм Севанда. В нем вырублены гробницы самых великих персидских царей, а на почти вертикальном скальном склоне-фасаде, на весьма большой высоте, высечены великолепные рельефы.

Народные предания считают эти рельефы историями из жизни легендарного героя Рустама. Именно так и появилось само название «Накше-Рустам». Хотя, на самом деле, все эти удивительнейшие по красоте и качеству исполнения рельефы всего лишь сюжеты из жизней царей. Посещавшие древние города знают, как часто люди забывают правителей, но помнят героев. Благодаря этому, а так же тому, что шииты не столь фанатично, как сунниты, уничтожают изображения людей и животных, мы имеем возможность созерцать эти великолепные работы древних мастеров.


Как добраться до Накше-Рустам

В последнее время в Иране начал развиваться, и страна становится более открытой для иностранных туристов, поэтому добраться до Шираза не составит для вас проблем. Туда летают самолеты различных авиаперевозчиков из Внуково, Домодедово, Шереметьево. В самом Ширазе лучше всего взять такси до Накше-Рустам. Бензин в Иране дешевле российского, так что такая поездка не станет для вас особо накладной. Но стоит помнить об особенностях востока, и оговаривать цену на поездку заранее.

Координаты: 29°59?20 с. ш. 52°52?29 в. д. / 29.98889° с. ш. 52.87472° в. д. / 29.98889; 52.87472 (G) (O)

Третья и четвёртая гробницы Ахеменидов. Рельеф Ардашира.

Накше-Рустам (перс. ?, Naqs-e Rostam - рисунки Рустама) - археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполя в Иране. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Около трех километров отделяют Накше-Рустам от Накше-Раджаба.

Местность знаменита скальными рельефами и гробницами царей. Самые древние рельефы относятся к 1000 году до н. э.

Гробницы царей династии Ахеменидов

Династии Ахеменидов принадлежат четыре гробницы со скальными рельефами. Они расположены в скалах на существенной высоте над землёй.

Одна из гробниц принадлежит царю Дарию, что установлено по надписям (522-486 до н. э.). Про остальные гробницы предполагают, что в них похоронены цари Ксеркс I (486-465 до н. э.), Артаксеркс I (465-424 до н. э.), и Дарий II (423-404 до н. э.). Пятая неоконченная гробница, по предположениям, предназначалась царю Артаксерксу III, но более вероятно - царю Дарию III (336-330 до н. э.).

Гробницы были заброшены после покорения Персии Александром Македонским.

Древние скальные рельефы

Самый старый рельеф 1000 до н. э. был поврежден. Он изображает человека эламского происхождения.

В исламскую эпоху, когда прежние персидские цари были забыты, народная молва приписала сюжеты барельефов и сами гробницы легендарному герою Рустаму, откуда и пошло современное название некрополя - Накше-Рустам - «Рисунки (Скульптуры) Рустама».

Сасанидские рельефы

Семь скальных рельефов посвящены царям сасанидского периода.

    Ардашир I (226-242) Шапур I (241-272), празднующий победу над римскими императорами Валерианом и Филиппом Арабом. Бахрам II (276-293) - большой рельеф и два малых рельефа Нарс (293-303) Ормизд II (303-309)

Куб Заратустры

Основная статья: Кааба Зороастра

На территории некрополя расположено квадратное в сечении здание высотой двенадцать метров (большая часть из которых находится ниже современного уровня земли) с единственным внутренним помещением. Народное название этого сооружения - «Куб Заратустры» (Кааб-е Зартошт). Из научных версий наиболее распространена версия о том, что здание служило зороастрийским святилищем огня. По другой, реже упоминаемой версии, под сооружением может находиться могила Кира Великого. Однако ни одна версия не подтверждена документально. На «Кубе Заратустры» имеются клинописные надписи, сделанные от лица Картира (одного из первых зороастрийских священников), портрет которого можно увидеть неподалеку в археологической зоне Накше-Раджаб.