Болезни Военный билет Призыв

Как быть, если вы «белая ворона» в коллективе

Родителям, порой бывает до слез обидно, когда их ребенок, такой умненький, послушный, прилежный и тихий, становится изгоем среди сверстников.

Быть объектом травли и насмешек жутко, и детской психике справиться с этим, крайне тяжело. А самое страшное, когда отпрыск боится признаться в том, что он стал «белой вороной», даже самым близким и родным для него людям – папе и маме.

Понять, что у ребенка проблемы не сложно – подавленное настроение, нежелание посещать школу или детский сад, отсутствие стремления к знаниям и к изучению окружающего мира, депрессии. Первое и главное, что нужно сделать любящим родителям – наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, чтобы знать, что именно происходит с ним в коллективе. Естественно, это не значит, что по первому писку или зову, вам нужно бежать в школу и наказывать всех, кто посмел обидеть или оскорбить любимое чадо, ведь в таком случае вы рискуете еще больше усугубить и без того несладкое положение отпрыска, ведь «ябеда», это клеймо, от которого отмыться еще труднее, чем от «очкарика» или «ботана». Вы должны научить ребенка находить контакт с окружающими его людьми, и при этом, не потерять свою индивидуальность. При правильной подаче, «особенный ребенок» может стать лидером в классе или группе.

Психологи утверждают, что дети, у которых занижена самооценка, чаще всего становятся изгоями в коллективе, и самостоятельно справиться со своей бедой не могут. Они подсознательно считают себя жертвой и всем своим видом демонстрируют это сверстникам. Но как не странно, и завышенная самооценка может стать большой проблемой, ведь ребенок становится заносчивым, считает себя умнее и выше других детей, что, в итоге, так же может закончиться гнобёжкой. Часто болеющие, слишком опекаемые родителями, а так же дети с явными недостатками – все они могут стать «белыми воронами» в коллективе, и чтобы этого избежать, родителям нужно наладить тесный контакт с учителями или воспитателями, ведь во многом, именно от педагога зависит «погода» в детском коллективе.

Давайте подробнее рассмотрим «потенциальных «белых ворон», чтобы понять, как «особенному» ребенку наладить отношения с детьми.

Скромный и застенчивый . Когда ребенок появляется на свет, он практически всегда очень общительный и любознательный, и во многом от родителей или от обстоятельств зависит – останется он таким, или же станет стеснительным и малообщительным. Часто болеющие, или же те дети, которые по другим причинам не посещают школу или сад, имеют дефицит общения, и как следствие, они становятся замкнутыми и нелюдимыми.

Чтобы помочь ребенку, вам нужно сделать так, чтобы максимально расширить его круг общения, приглашая в дом гостей и друзей. Но ни в коем случае не давите и не заставляйте застенчивого малыша общаться. Со временем, ребенок начнет привыкать к людям и ему самому захочется познакомиться поближе или поиграть с гостями.

Кстати не стоит путать застенчивых детей и тех, кто от природы малообщителен и не нуждается в частом контакте с людьми. Если вы видите, что ребенок все время играет в игры, которые требуют концентрировать внимание и сосредотачиваться, если он усидчивый и много времени проводит за рисованием , лепкой, чтением или рассматриванием книг, то вполне нормально, что он не будет прыгать до потолка, вместе с приятелями. Ему просто это не интересно. Главное, чтобы он свободно общался с людьми, находил контакт с друзьями, не стеснялся объяснять взрослым, что ему нужно. Проблема не у него, а у его родителей, которые считают, он должен быть «таким как все».

Конфликтный и ранимый . Есть дети, которые в коллективе ведут себя, мягко говоря – плохо. Они постоянно вступают в конфликты с окружающими, никому не разрешают брать свои игрушки, плачут по поводу и без, обижаются по пустякам и находятся в постоянном напряжении.

Чаще всего, в таком поведении ребенка виноваты его родные. Если мама постоянно тревожится за свою кровиночку, не разрешает бегать и прыгать, чтобы ненароком не упасть, постоянно влезает в детские конфликты, не давая возможности ребенку, самому «разрулить» ситуацию, и относится к окружающим людям, как к врагам, которые желают причинить вред, беззащитному отпрыску, ее напряженное состояние перейдет к крохе. И в этой ситуации помогать нужно не ребенку, а маме, которая должна трезво оценить свое отношение к миру, к окружающим людям, и изменить его.

Нервным, тревожным и конфликтным, ребенок может стать, если в его семье сложилась неблагополучная ситуация. Развод родителей, переезд на новую квартиру, рождение брата или сестры – все это может плохо повлиять на дитё и на его поведение. А чтобы помочь пережить тяжелое время, нужно создать в доме благоприятную атмосферу и максимально оградить ребенка от любого негатива.

Агрессивный ребёнок. Агрессивных детей не любят в компаниях. Тот, кто дерется, ругается и разрушает все вокруг, рискует стать изгоем, с которым не будут общаться. Причинами для агрессии могут быть:

  • непонимание крохи границ дозволенного
  • желание отомстить за причиненную боль или за поломанную игрушку
  • агрессивный характер, требующий помощи специалиста.

Одаренный ребенок или маленький гений. Есть дети, которые не только не могут, но и не хотят общаться со сверстниками, потому как им это неинтересно. Маленькие гении, которые много знают и много умеют, не хотят налаживать контакт с друзьями, потому что они не отвечают их требованиям и ожиданиям. Родителям одаренных детей приходится нелегко, ведь такие малыши требуют к себе особенного подхода. Для них, нахождение в обычной школе или саду, может стать настоящей пыткой. Если вы не хотите, чтобы отпрыск стал «белой вороной» и чудаком, над которым будут глумиться обычные «неучи», вам нужно поместить его в «адекватную» среду, где он будет общаться с друзьями, похожими на него, и будет чувствовать себя своим среди своих.

Но если вы видите, что ситуация стала очень критичной, и над ребенком постоянно издеваются, унижают, или даже избивают, нужно принимать срочные меры! Вам нужно сделать все, чтобы помочь крохе пережить полученную психологическую травму, изолировав его от обидчиков. Самой крайней мерой, может стать перевод в другой класс или другую школу.

Попав на новое место работы, как правило, профессиональные навыки уходят на второй план, а на первый выходит вопрос, как влиться в новый коллектив и не быть белой вороной . Основное в этом правило – понять принципы и схему построения взаимоотношений среди сотрудников. Тогда влиться в новый коллектив будет проще и понятней.

Для этого, когда вам сообщают решение о приеме на работу, попросите показать ваше рабочее место, а еще лучше весь отдел и предприятие. Во время этой экскурсии вы сможете не только узнать, с кем придется сидеть бок о бок, но и завязать с этими людьми знакомство, а также постараться уловить характер отношений, которые царят в коллективе. Эта информация в дальнейшем поможет вам не стать белой вороной.

Как влиться в новый коллектив

Итак, общее представление мы уже имеем, теперь надо решить, как влиться в новый коллектив. Если в нем бытуют строгие деловые отношения, не пытайтесь навязывать свое дружелюбие. Лезть, как говориться, в чужой монастырь со своими правилами – это не есть удачный способ влиться в новый коллектив. Если сотрудники – это дружная семья, все равно держите ухо востро и не выкладывайте все свои мысли и переживания, особенно касательно работы и коллектива. Все это вскоре может сыграть против вас. Проще влиться в новый коллектив с размытыми правилами поведения. Здесь можно вести себя в достаточной мере открыто и непринужденно, сохраняя при этом деловой характер отношений. Главное не стараться переделать себя, просто корректируйте свое поведение.

Чтобы влиться в новый коллектив не стоит отказываться от предложений совместного кофе-брейка, обеда или празднования в коллективе. Это только сыграет вам на руку. Одно из основных правил – проявлять открытость и дружелюбие, готовность прийти на помощь. Но и следить за тем, чтобы вами не начали манипулировать и вы не стали просто мальчиком (или девочкой) на побегушках. Как ни странно, влиться в новый коллектив помогает и периодические обращения (особенно к старшим сотрудникам) за профессиональной помощью. Это характеризует вас как человека, который стремится к профессиональному росту. Также, давая советы, сотрудники перестают чувствовать в вас конкурента. И помним, чтобы не стать белой вороной, не стоит искать излишнего одобрения начальства – выскочек никто не любит.

Тем не менее, бывают ситуации, когда влиться в новый коллектив сразу не удалось и на новичка объявляется травля. В таких случаях отвечать агрессией на агрессию, как правило, бессмысленно. Ваше оружие – подчеркнутая и сдержанная доброжелательность. Это та реакция, которую не ожидают и которая не позволяет развиваться направленной на вас агрессии. Еще один козырь – тщательное и скрупулезное выполнение работы. Во-первых, это уменьшит количество претензий, во-вторых, начальству жалко будет расставаться с ответственным сотрудником. Также посмотрите, кто из коллег не участвует в травле, постарайтесь наладить контакт с ними и тогда можно будет с их помощью постепенно преодолеть агрессию и все же влиться в новый коллектив.

И помните, самое главный способ, как влиться в новый коллектив и не стать белой вороной – проявить ответственность и профессионализм.

Хотим мы этого или нет, но работа занимает значительную часть нашего времени и сознательной жизни вообще. А, значит, важно и то, с каким настроением и самочувствием мы там пребываем. Отсутствие полноценного контакта с коллегами, не говоря уже о конфликтах или интригах - серьёзное испытание для работника. Почему работник оказывается в изоляции?

    Социальное неравенство. В широком смысле любая значительная разница может сыграть негативную роль: очень молодой сотрудник рискует не вписаться в зрелый коллектив, проблемы состоятельного работника будут абсолютно чужды его менее богатым коллегам, а высокоинтеллектуальный коллектив будет свысока посматривать на «неуча».

    Отсутствие общих интересов. Увлечённым фанатикам эта проблема не знакома: даже при отсутствии каких-либо интересов, которые разделяет весь коллектив, у них всегда есть любимая работа, которая займёт всё время и даже чуточку больше. А если вы не трудоголик и хотите общения на другие темы, помимо рабочих? Может выйти так, что в дружный коллектив любителей «Форумулы-1» попадёт заядлый театрал, не отличающий Феттеля от Хэмилтона, и его радость от нового спектакля придётся не ко двору.

    Жажда оригинальности. С психологической точки зрения, в человеке постоянно борются два противоположных желания: быть принятым и быть собой - оставаться особенным, не сливаясь с другими. Стремление выделиться может сыграть злую шутку: дизайнерские украшения поверх униформы, «тяжёлый» парфюм в дневное время, замкнутость или, наоборот, чрезмерная общительность могут просигнализировать коллегам: «он чужой, он не с нами».

Что делать?

Вспомнить, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят, и применить ряд простых правил.

    Меньше слов, больше дела. Внимательно осмотритесь и не спешите высказывать авторитетное мнение по каждому вопросу: во-первых, обязанность трудиться на рабочем месте ещё никто не отменял, во-вторых, есть риск нарушить неписаные правила коллектива.

    "Наводите мосты" . Не отмалчивайтесь, попробуйте прямо противоположный подход.

Александр Эпштейн

бизнес-тренер, руководитель творческого объединения «Культура речи»

Общаться, общаться и еще раз общаться! Все трудности и конфликты в коллективах происходят из-за неумения выстраивать коммуникации. Один предпочитает постоянно отмалчиваться, другой не знает, как себя вести, столкнувшись с уколами или манипуляциями в свой адрес, третий не способен поддержать разговор или рассказать забавную историю во время перерыва.

Конечно, волшебной пилюли в этом вопросе нет, общение - это настоящее мастерство, которое вырабатывается путем усиленных тренировок. Один из шагов: рекомендую прочитать книгу Эрика Бёрна «Игры, в которые играют люди», там вы найдёте некоторые ответы на причины возникновения конфликтов в общении. Постарайтесь строить с коллегами равноуровневую и взаимодополняющую коммуникацию. Что это такое и как её достичь? Ответ у Э.Бёрна.

    Мимикрируйте. Как только вы уясните негласные правила рабочей среды, вам придётся их придерживаться. Если коллеги обожают тимбилдинг или посиделки после работы в баре, не стоит сразу объявлять, что ваше личное время - это святое, и даже обедать вы привыкли одни, поэтому никуда с ними не пойдёте. Особенно важно придерживаться общих правил на корпоративных мероприятиях и .

    Оцените потенциал. Как известно, гении обычно не отличаются славным характером и особой доброжелательностью, а потому обычно обречены на одиночество. Прежде чем решительно отвергать коллег с их непонятными причудами, подумайте, что последует дальше? Если вы - уникальный специалист, которых на рынке труда единицы, сложности «синхронизации» с коллективом можно проигнорировать, ценным кадрам многое простительно. Но не переоцениваете ли вы собственную уникальность?

    Не теряйте себя. Если возникло стойкое ощущение, что работать стало «душно» и никакие старания не помогают, возможно, вы действительно оказались не в том коллективе. В этом случае важно решить для себя, действительно ли работа настолько нравится вам, что можно пожертвовать ради неё с коллегами? Вполне возможно, что ответ будет положительным.

главный редактор информационно-правового портала ГАРАНТ.РУ

Изгоем можно стать по ряду совершенно разных причин: будучи профессионалом (например, в коллективе не очень одарённых людей) или, наоборот - «слабым звеном», являясь по складу характера некоммуникабельным или вообще не разделяющим корпоративные ценности компании… В каждом из этих случаев будет свой рецепт решения этой проблемы. Но прежде чем стремиться применять его на практике, необходимо ответить для себя на вопросы: «А что с того, что я - «белая ворона»? Действительно ли это мешает мне жить и/или работать?» Очень часто большинство стремится к одобрению коллектива или «серых кардиналов», причем зачастую не самых авторитетных коллег… А зачем? Зачем становиться «как все»? Я бы посоветовала сохранять свою индивидуальность в любом случае, не обращать внимание на неприятное отношение коллег и добросовестно выполнять свою работу.

Идеальное детство глазами родителя: у его ребенка повсеместно есть друзья, с классом сложились прекрасные отношения... Но так бывает не всегда. Некоторые дети по разным причинам становятся изгоями в своих классах, и этот драматичный опыт оставляет отпечаток на всей жизни. Дело ведь даже не в количестве прогулянных на фоне непрекращающегося стресса уроков - дело в том, чтобы сохранить свою личность. Фото: http://images.yandex.ru 25-летняяИнна (имя изменено по этическим соображениям - Прим. ред. ) лишь спустя много лет решилась рассказать свою историю. «Даже не помню, с какого класса все началось, наверное, класса с пятого или шестого. Сперва я со всеми общалась, но авторитета, как у некоторых, у меня не было. Точно не помню из-за чего, но однажды я поссорилась с девочками из класса. Это был какой-то совершенно пустяшный момент, просто не поняли друг друга - обычное дело, но потом все годы учебы я была изгоем., представляете? Временами я мечтала, чтобы это был просто сон, но... Это было не так. Со мной перестали общаться, даже как-то обходили стороной, если я проходила мимо. Постоянные смешки, косые взгляды, осуждения... Я с трудом сосредотачивалась на учебе, одноклассники в любой момент могли что-то обидное в мой адрес крикнуть... Я знала, что они попросту могут избить меня, поэтому не реагировала. Очень сложно, когда ты один и все против тебя, а ведь большинство и понятия не имели, зачем они так поступают. Инстинкт стада. Я часто мучилась вопросом: «За что?» Мы же просто не поняли друг друга... Конечно, была поддержка родителей, но они, как и я, понимали: взрослым вступать в разборки с классом нельзя, станет только хуже. Поддержка поддержкой, советы советами, но каждый день я была одна против всех. Я скатилась на «тройки», ненавидела школу. Мне было страшно, а что я могла? Сложно и больно... Я не могла насытиться выходными, кто-то их любит за отдых, а я любила их потому, что в эти дни нечего бояться, отдыхала душой. Я не любила отвечать родителям, как у меня дела в школе. Мне было стыдно перед ними. Я сама себя начала считать ничтожеством, уходила от разговора о школе, а сама ревела ночами... В старших классах вроде все утихло, изредка что-то проскальзывало мимо ушей, но я так была счастлива остаться «белой вороной», которая вдруг стала не так интересна одноклассникам. Мне хотя бы не страшно было ходить в школу! Только сейчас понимаю, что могла бы что-то исправить, но тогда... Полная растерянность. Дети могут и не говорить о такой ситуации родителям - стыдно или неприятно. Эта проблема, конечно, всплывет рано или поздно, но, скорее всего, будет намного труднее ее решать«. По результатам исследований множества отечественных и зарубежных психологов, путь в изгои прост. Например, активные дети. Они так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. Также чаще других подвергаются нападкам и насмешкам дети с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.), тихие и слабые, не умеющие за себя постоять, неопрятно одетые, неуспешные в учебе, слишком опекаемые родителям. Главными людьми, которые в силах помочь такому ребенку, являются родители. Поэтому именно им следует чаще общаться со своим чадом и суметь понять - есть ли у него проблемы. Как вести себя родителям в подобных случаях, мы решили узнать у Ирины Николаевны Якимовой, социального педагога школы № 16. - Ирина Николаевна, расскажите, пожалуйста, ч то в поведении ребенка может послужить сигналом о помощи для родителей? - Проблема любого детского коллектива состоит не только в активном неприятии или травле одного из членов группы, класса, это явление, заметное для окружающих, и, следовательно, его легче отследить и попытаться пресечь в самом начале. Но дело в том, что многим детям очень трудно войти в коллектив, почувствовать себя уютно и уверенно среди сверстников. Если ребенка не обижают, но и не принимают (например, последним выбирают в команду, не радуются его успехам), то ему не менее одиноко и плохо, чем жертве активной неприязни со стороны сверстников. Он думает: «Если однажды я вообще перестану ходить в школу, никто и не заметит». Поэтому нежелание идти в школу - это и есть главный сигнал. - И ч то же делать родителям, если их сын иди дочь оказал ись изгоем в коллективе? - Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, родителям следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывание, которое может стать началом для ситуации отвержения. Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо. Есть много различных педагогических приемов, применение которых зависит от конкретной ситуации. В союзе с учителем можно выбрать тактику и алгоритм действий как с коллективом, так и с пострадавшим ребенком. Если же ваша ситуация, что называется, зашла далеко, то не нужно пытаться самим найти и наказать обидчиков ребенка или же перевести его в другое учебное заведение. Без устранения причин в новой школе ваш ребенок вполне может занять старое место отвергнутого. Пассивно ждать и надеяться, что ситуация разрешится сама, тоже не следует. - Есть какие-то пути решения проблемы? - Нужно проанализировать причины, по которым ваш ребенок стал изгоем. Если речь идет о младшем школьном возрасте, обратитесь за помощью к учителю. Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится преподаватель. Выясните, в чем именно заключается «гонение» или, другими словами, по какому сценарию идет травля. Попробуйте вместе с ребенком составить антисценарий. Ведь преследователи привыкли и ждут от жертвы определенной реакции, а вы научите ребенка реагировать нестандартно. Такое поведение собьет с толку и, вполне вероятно, что нападки сойдут на нет. И помните: ребенку важно чувствовать, что вы на его стороне, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Тогда никакое преследование со стороны сверстников не сможет поколебать его уверенности в себе и в мире.

Проблема глазами детей

Как же к изгоям относятся школьники Карпинска? С эти вопросам мы обратились к самим детям. И мнения разделились. Например,17-летняя Дарья считает, что причин конфликтов бывает очень много: «Человек может быть „серой мышью“, и это уже повод для издевательств. Он отделяется от коллектива. Просто если ты другой, не такой, как все, это воспринимается как неуважение, ну я считаю так». А восьмикласница Аня Лисина уверена, что таким детям нужно обязательно обращаться за помощью: «Я думаю, что обратиться лучше к родителям и классному руководителю. Они же взрослые и помогут. Конечно, нужно и самому вливаться в коллектив: участвовать в школьных соревнованиях и в различных мероприятиях класса».

Концерт классической музыки

В последние годы заметно снижается интерес людей к классической музыке. Не к музыке, как таковой, а к походам на инструментальные концерты классических произведений. Одним из факторов стало огромное количество иных способов эту музыку услышать, начиная покупкой компакт-дисков и заканчивая поиском в сети. Однако, ничто не сможет заменить то ощущение, которое дарит исполнение в живую. Когда люди могут слышать великие произведения из музыкальных инструментов, для которых были созданы когда-то, и понимают, что услышанное есть только здесь и сейчас, и больше никогда не повторится в подобной вариации исполнения. Все, кто хотя бы раз бывал на таких концертах, не остались равнодушными.

Почему же все чаще залы заполняют люди более старшего поколения, а молодежь, даже та, что не равнодушна к классике, предпочитает слушать ее в других условиях? Проводимые опросы проясняют ситуацию. Молодых или неопытных слушателей, пришедших на такой концерт впервые, чаще всего напрягает сама атмосфера таких концертов, манерная и несовременная. Неписанные правила поведения, незнание которых, заставляет слушателя чувствовать себя неловко и смущаться. Помимо этого, чувство растерянности добавляет отсутствие специальных знаний о такой музыке.

Справиться с этим просто, достаточно перед концертом немного почитать о предполагаемом композиторе и его музыке, и тогда чувства от прослушивания будут куда более яркими и осознанными. Не обязательно быть знатоком классической музыки или уметь играть на каком-то инструменте, достаточно лишь иметь желание слушать, готовность впустить музыку в себя. Как это сделать?

Важно уметь отвлечься от внешних факторов: не смотреть, что делают соседи по рядам, не разглядывать зал, а постараться сосредоточиться на игре, услышать каждый инструмент по отдельности и тут же соединить огромный оркестр в одно целое. И не нужно переживать, что музыкальное произведение должно вызвать у слушателя определенные эмоции. Суть в том, что на каждого человека одна и та же музыка влияет по-разному, вызывая совершенно противоположные ощущения. И это прекрасно, испытывать разные чувства от прослушивания.

Один из первых вопросов начинающего: «Что надеть на концерт?» Обязательна ли одежда, как на торжественный прием? Действительно, несколько десятилетий назад существовал строгий вечерний дресс-код, а в XIX веке наряжались так, будто собирались на бал или на королевский прием. Сейчас все изменилось. Хотя большие парадные концерты еще предполагают особую пышность наряда, но на концерте обычный смокинг и платье бальное покажутся уже излишеством.

Значит ли это, что можно одеваться на концерт как угодно? Ответить однозначно сложно. Зависит от личного воспитания и возможностей человека. Но музыка заслуживает того, чтобы к ней с уважением относились, как и труд музыкантов. Концерт - это все же неординарное событие, так почему бы не создать себе особый настрой и не принарядится? Специальных предписаний все же не существует, каждый имеет право следовать своему личному вкусу.

По возможности, не опаздывайте на концерт, забегая перед последним звонком в зал. Судорожно разыскивая свои места и шурша программкой, вы точно не оставите о себе впечатление вежливого слушателя. К тому же, программу полезно будет прочесть до того, как заиграет музыка. Нередко сейчас практикуют вступительную беседу, когда дирижер, музыковед или сами исполнители рассказывают о предстоящих произведениях, нюансах исполнения или важные для зрителя факты.

Не стоит идти на концерт, если вы больны, кашель никого из окружающих не порадует. О том, что звук на мобильном нужно выключить, напоминать даже не стоит. Сон, конечно, полезен, но если вы громко захрапите в самый ответственный момент, музыканты обидятся, поверьте.

Если вы решили или вынуждены покинуть выступление раньше времени, постарайтесь сделать это как можно незаметней и тише, не стуча каблуками, не обсуждая увиденное на ходу, не хлопая дверью на выходе из зала. Уважайте других зрителей и музыкантов!

Не слишком ли кусаются цены на билеты классической музыки? Для многих цена является останавливающим фактором. Но если вспомнить о расходах музыкантов, она приобретает адекватный оттенок и не вызывает недоумения. Вспомните, сколько лет и сил нужно потратить музыканту, чтобы выйти на сцену и до первого гонорара, платные уроки, баснословно дорогие инструменты и их содержание. И постоянные репетиции ради совершенствования. Как минимум, музыканту хочется кушать. Конкуренция в этом деле не менее жесткая, чем в современном шоу-бизнесе. Не считая расходов на аренду зала, рекламу, зарплату обслуживающего персонала. Вспоминая цены на выступления поп-звезды или футбольный матч, цена уже не так пугает.

Какое место лучше выбрать? Если деньги позволяют, лучше всего брать места в центре с седьмого по двенадцатый ряд. Тогда хорошо видно музыкантов и, главное, лучше всего слышно. Боковые места неплохи, но все же немного искажают звук. Звук зависит и от многочисленности оркестра. Чем он больше, тем менее важно место, хорошо слышно будет везде. Если хочется видеть руки музыкантов во время игры, выбирайте балкон или ложу.

Кто главный? Существует негласное правило, что главным в оркестре является солист, а дирижер в спорных вопросах подчиняется. Но в жизни чаще всего удается прийти к общему мнению без особых конфликтов, как правило, на выяснение отношений просто не остается времени. Расположение музыкантов в оркестре устанавливалось годами для наилучшего звучания. Но дирижер имеет право поменять его, если посчитает нужным в отдельном случае. Обычно широкой дугой располагаются перед дирижёром струнные инструменты, за ними - деревянные духовые, а по бокам - медные духовые. Позади всех ставят ударные инструменты.

Каждый музыкант точно знает свое место и выходит на сцену со своим инструментом. Исключением являются тяжелые инструменты: арфы, литавры, контрабасы, рояль - их устанавливают заранее. Ноты подготавливают на пультах тоже заблаговременно, для каждого из музыкантов свою партию произведения. Эти партии по отдельности прозвучат странно, только соединив их все вместе, вы услышите то, за чем пришли - музыку!

На сцену каждый музыкант выходит с точно настроенным инструментом, но пусть слушателя не удивляет, что перед началом выступления все равно происходит непродолжительная настройка, все инструменты должны настроиться на одну волну звучания. Звуки настройки не очень радуют слух, но без этой прелюдии не обойтись. Выход дирижера на сцену обозначает финальную готовность к выступлению и обычно приветствуется аплодисментами зрителей.

Одно неписанное правило будет полезным для ознакомления, аплодировать принято только по окончании всего музыкального произведения, а не отдельной его части. А также, не стоит выражать свое восхищение в паузах между частями свистом, отбиванием такта, криками «Браво», каким бы великолепным оно вам ни казалось.

И помните, наиболее уважительна для музыканта, в итоге, тишина, а не аплодисменты. Приятного вам знакомства с классикой.