Болезни Военный билет Призыв

Известные люди читающие по брайлю. Феномен Луи Брайля — шеститочечная письменность. Рельефно-точечный шрифт в России: история, современность

Осуждение людей. Как научиться не осуждать других людей?


Доброго времени суток, друзья!
Вопрос от Елены: была в Церкви, говорила с Батюшкой, он сказал мне, что я должна перестать осуждать других людей, сказал мне молиться для этого. После этого я и сама стала замечать за собой, что постоянно осуждаю других, даже когда я одна, и мне это самой очень мешает. Помогите, подскажите как перестать осуждать других?

Сразу скажу, что дурной привычкой осуждать других, или себя, страдают практически все люди. Только степень у всех разная. Некоторые люди только и живут тем, что перемывают кости другим людям и черпают в этом злорадное удовольствие. Как правило это единственное, что доставляет им их нечистую радость.

Корни осуждения других произрастают из Эгоизма человека, из его уязвлённого Эго и недостроенной самооценки. И чем выше степень Гордыни человека, тем более он склонен к высокомерному суждению других. Разберёмся с определениями и первопричинами этого мерзкого греха.

Что такое осуждение других людей? Эзотерические причины

Осуждение других - негативная привычка и незаслуженное право высокомерно судить других за их недостатки, не видя при этом достоинств людей и Добра в их душах.

Основной мотив, почему человек осуждает других - это самоутверждение, желание возвыситься самому за счёт принижения (унижения) других (т.е. поднять свою самооценку, за счёт опускания ценности других людей). Чтобы это было легче сделать, осуждающий предпочитает игнорировать достоинства других людей и максимально раздувать их недостатки.

Но такой подход в поднятии своей самооценки (за счёт унижения других) - всегда ведёт к глубокой внутренней неудовлетворённости, оправданию своих пороков, недостатков, к росту внутренней обозлённости. Это неизбежно приводит человека к тупиковой жизненной ситуации, когда осуждающий других ничего не может изменить в своей собственной судьбе в лучшую сторону.

Чтобы избавиться от привычки осуждать, судить других необходимо понять и убрать внутренние первопричины осуждения.

Эзотерические первопричины осуждения людей:

  1. Эго и гордыня. Когда один человек считает себя умнее и лучше других, он даёт себе право судить всех подряд. Высокомерно критиковать и судить их дела, как-будто он бог. Но такая критика никогда не бывает конструктивной, справедливой и плодотворной, она не создаёт ничего хорошего, не избавляет от недостатков, а лишь усиливает и подпитывает взаимный негатив (порождает зло).
  2. Заниженная самооценка (изнанка гордыни). Когда у человека заниженная самооценка, он, вместо того, чтобы её усиливать, пытается принизить достоинство других людей, перебирая и раздувая их недостатки и слабости. Но это усиливает в нём самом негативное отношение к людям и не способность видеть хорошее в них. Осуждение других всегда разрушает позитивные связи с людьми и светлые чувства к ним (любовь, уважение, благодарность, преданность, дружбу), а соответственно разрушает и взаимоотношения.
  3. Нелюбовь к людям (отсутствие доброты в сердце) и пожелание зла другим. Есть люди негативные по своей сути (тёмные души), и единственный источник радости для таких людей - это злорадство, тёмная радость от унижения, осуждения и страданий других людей. Духовное сердце таких людей - мёртвое, сухое и ожесточённое, поэтому они не способны быть добрыми, испытывать чистую радость и любовь. Что сделало их сердце таким? Причин много. Одна из основных - это накопленные нерешённые обиды на других, на себя, на судьбу.

Осуждение других. Дополнительные определения и пояснения

В нагорной проповеди Иисус говорил: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?… Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Другие слова Христа: «Не судите, да не судимы будете».

Недостатки есть у всех и каждого, и на много легче осуждать других за их слабости, чем работая над собой избавляться от своих. Нам нужно понять следующее: если мы судим других людей за их грехи, это никогда не сделает лучше нас и нашу жизнь!

А тот, кто знает на собственном опыте насколько сложно избавляться от своих недостатков и слабостей - не станет судить других за их грехи, а пожелает им Добра и Терпения в работе над ними.

Хорошие цитаты для размышления:

Люди, не имея на это ни власти, ни компетенции, осуждают грешников как словами, так и мысленно. В то время как только Бог может осудить, вынести приговор и осуществить его. Когда мы осуждаем человека, мы узурпируем права Бога. «А ты кто, который судишь другого?» – говорит апостол Павел. Один Господь может оправдать или осудить кого-то. Мы, люди, должны научиться «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего».

Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот грех, был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей.

Конечно, есть довольно запущенные случаи, когда человек буквально как автомат, как зомби, для которого осуждение других, злорадство стали образом и смыслом жизни, и он как наркоман без этого уже не может. В таких случаях, как правило, идёт подселение сущностей и человек собой уже не владеет. Без помощи хорошего Духовного Целителя здесь не обойтись.

Люди осуждают других, потому что у них не выстроена самооценка и мало Доброты в сердце.

  1. Начните с отношения к себе , с доброты по отношению к себе самому, со способности видеть, принимать и ценить свои достоинства. Дальше нужно учиться видеть и принимать хорошее (достоинства) в других людях. Если человек по-настоящему уважает себя, любит и ценит свою Душу, ему ни к чему принижать достоинство других, чтобы возвыситься на их фоне. Изучайте и работайте по статьям раздела «Самооценка» .
  2. Задайте себе вопрос: зачем, почему, для чего я осуждаю этого человека? Выпишите все ответы, которые придут вам в голову. Анализируйте причины осуждения: зависть, обиды и месть, низкая самооценка или гордыня, ненависть к людям (пожелание зла), др. Если вы поймёте индивидуальные внутренние причины, вам будет понятнее с чем нужно работать. Достаточно большой набор практик для работы над собой вы найдёте на странице «Духовные Практики» .
  3. Как бороться с самой привычкой осуждать других и на что её заменять.
  • Когда вас тянет судить других и перемывать им кости - тут же возьмите лист бумаги, карандаш, и начните выписывать через запятую свои недостатки, слабости, грехи, неудачи, которые вам мешают жить и которые вы бы хотели в себе победить. Это направит ваше внимание, разум, потенциал и волю в созидательное русло, в работу над собой!:)
  • Следующим шагом запишите все позитивные качества и достижения, на которые вы хотите заменить свои недостатки и неудачи!
  • Третьим шагом - выпишите тех людей, у которых вы можете поучиться записанным в предыдущем пункте достоинствам и достижениям.

Это упражнение будет делать вас лучше и добрее, вы будете учиться больше уважать других людей, ценить их за их достоинства, отучит от привычки осуждать других, направляя ваше внимание на собственное развитие!

С уважением, Василий Василенко

Как научиться не осуждать других людей? Что такое «приобретённое предубеждение»? Наш ум подобен зеркалу. Вопрос веры. Почему нас клонит в сон при чтении Священных Писаний? Очарование Шрилы Шридхара Махараджа. Пример возвышенных грихастх. О проповеди: когда вам что-то нравится в сознании Кришны, надо этим делиться. Как католический священик покорил сердце Шридхара Махараджа? О принципах проповеди, которые завещал Сарасвати Тхакур. Почему Сарасвати Тхакур назвал Шридхара Махараджа «никудышным Ганешом»? Любой разговор о Кришне благоприятен. Сознание Кришны - это динанмичное живое явление. Кришна - сама олицетворенная Красота. Почему Гоура-лила обладает более высоким вкусом чем Кришна-лила?

Лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7

Длительность: 00:50:32 | качество: mp3 128kB/s 46 Mb | прослушано: 407 | скачано: 418 | избрано: 10

Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать »

Как научиться не осуждать других людей?

00:00:00 Вопрос: Иногда у людей, знаете, есть предвзятое мнение, предубеждение, что-то, что тебе нравится или не нравится…Она хочет знать, как не быть предвзятой и не осуждать людей.
Госвами Махарадж: Да! Вы сейчас о моей маме говорите? [смеется]. Моя мама…это всегда очень досаждало моему брату. К примеру, он хотел отвезти её куда-нибудь и говорил: «Я думаю, тебе там понравится». А она отвечала: «О, мне такие вещи не по душе». И он восклицал: «Но ведь ты даже никогда этого не пробовала!»

Что такое «приобретённое предубеждение»?

00:00:56 Да, знаете… Гуру Махарадж, говоря об этом, использует выражение «приобретённое предубеждение». Приобретённое предубеждение. И он говорит обо всех нас. Мы все действуем на платформе приобретённых предубеждений. Так?

00:04:52 И в одном месте Бхактивинод Тхакур говорит. Он делает интересное наблюдение. Он говорит, что мы приобретаем предубеждения, не задумываясь, но когда приходит время избавиться от них, вот тогда мы должны серьёзно над ним поразмыслить . Каждый из нас должен многое обдумать.

00:05:35 Вы меня услышали? Я думаю да. То есть, «Я думаю, этот фильм будет неинтересным». [смеется]. На санскрите в Индии есть такое слово . И самскара переводится по-разному, но по сути, это означает, ментальное впечатление. Ментальный отпечаток. Как отпечатки в принтере, так? Итак, под словом самскара подразумевается то, что мы жили многие жизни, одно впечатление, другое впечатление, третье. И это затуманивает наше сознание. И когда мы силимся задаться вопросами: «Кто я?», «Какое место в мире я занимаю?», «Откуда я пришёл?», «Куда я двигаюсь?», всё это сначала проходит через облака приобретённых предубеждений или отпечатков.

Наш ум подобен зеркалу

00:07:40 И в первом стихе «Шикшаштаки», знаменитых восьми молитвах Махапрабху, в первой строке, Он говорит:

00:07:53 чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇
ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадху-джӣванам̇
а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇
сарвва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣрттанам

(Шикшаштакам 1)

00:08:13 В первой строке говорится, что ум подобен зеркалу. Здесь у нас есть зеркало, так? И вот говорится, что зеркало, такое же как это, если мы его не протираем, на нём один за другим образуется множество слоев пыли, пока оно не загрязнится настолько, что вы не сможете различить в нём своё отражение.

00:10:00 В самой изначальной гуру-мантре говорится,

00:10:08 ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣

00:10:15 Ученик предлагает поклоны в знак уважения гуру и говорит: «Мои глаза поражены катарактой». Вы знаете, что такое катаракта? Часто она бывает у пожилых людей, и они не могут нормально видеть. В этой шлоке ученик говорит: «Мои глаза, покрыты пелёной». Чего? Приобретённых предубеждений и предвзятого мнения. Далее в молитве он говорит: «Но ты, я обращаюсь к моему гуру, ты как хирург…» Вы слышали о лазерной хирургии? Так сейчас оперируют катаракту. И он говорит: «Когда луч света, света Писаний и слов гуру, учения гуру-варги снял пелену предубеждений с моих глаз, теперь я вижу всё, как есть».

00:11:39 И…возвращаясь к стиху из «Шикшаштаки», где ум сравнивается с зеркалом, на котором накопилось столько слоёв пыли, говорится «чето-дарпана». «Дарпана» значит зеркало. И «марджанам»…и «чето» значит сознание. То есть мы поём: «Зеркало твоего ума, твоего сознания, твоего видения будет очищено повторением Кришна-нама, под руководством гуру и вайшнавов.

Вопрос веры

00:12:17 Это вопрос веры. Говорят, что когда речь идёт о вере ученика в гуру или в , даётся один очень знаменитый пример. Пример о змее и верёвке. И говорят: «Если гуру называет змею верёвкой, ученик видит верёвку. Верёвку! То, чем связывают предметы…да, потому что она выглядит как змея. Если он говорит, что верёвка, это змея, тогда тебе нужно …видеть змею. А если там змея, а он говорит верёвка, ты должен видеть верёвку. Такой уровень веры.

00:13:57 Вдобавок к этому, скажем, что проще увидеть верёвку, как змею, но принять настоящую змею за верёвку и поверить в это, может быть гораздо сложнее [смеётся]. И это значит…есть известный стих об этом,

00:14:28 йасйа деве пара̄ бхактир
йатха̄ деве татха̄ гурау
тасйаите катхита̄ хй артха̄х̣
прака̄ш́́анте маха̄тманах̣

(«Ш́вета̄ш́вара Упанишада» 6.23)

00:14:38 Говорится, такая вера, которую ты питаешь к Богу, должна быть и в Гуру . Может даже больше. И такому человеку, который может верить так и предлагать себя с такой покорностью, . Говорится «пракашанте махатманах» - всё будет открыто ему. Итак,… (Что это, храп? Ладно…о, хорошо. Просто проверка, хорошо ли работают мои уши. Да [смеётся]).

Почему нас клонит в сон при чтении Священных Писаний?

00:15:45 И я хотел сказать об этом, знаете…один человек, я прямо так и скажу. Он пришёл к Гуру Махараджу и рассказал свою историю: «У меня долгое время была бессонница и я совсем не мог спать, Свамиджи, Таково моё состояние». И все вздохнули с сочувствием.

00:17:18 И мы говорим: «О, Нидра-деви…». Знаете, когда я был в Нью-Йоркском храме, там был один человек, у него было такое дело, следить за тем, чтобы никто не засыпал. Во время утренних классов, знаете, есть такие специальные спреи для опрыскивания цветов, «пш-пш-пш». И этот преданный, как полицейский патрулировал окружение, и если кто-то начинал засыпать, он тут же поворачивался и делал «пш-пш-пш» [изображает звук спрея], опрыскивал лицо. И тогда тот человек восклицал: «Да я же не спал!». Иногда он так опрыскивал тех, кто действительно спал, но однажды, когда я просто шёл мимо, он повернулся ко мне и … «пш-пш-пш». Я серьёзно [смеётся]. Добро пожаловать в Движение Харе Кришна! Ты тоже можешь стать его участником. [смеется].

00:18:24 Также, были некоторые, чьих имён я не буду называть, но кто…позже я расскажу о Гурудеве , но они…пожалуй, одного я назову, Джаядвайта Махарадж, всеми почитаемый Джаядвайта Махарадж, превосходный редактор книг Шрилы Прабхупады, всех его книг, Шрила Прабхупада на сто процентов доверял ему и его редакции. Но иногда на классе он начинал отходить ко сну и лектор окликал: «Джаядвайта, что это за шлока?». И тот отвечал,

00:19:08 даивӣ хй еш̣а̄ гун̣а-майӣ
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те

(«Бхагавад-гита» 7.14)

Очарование Шрилы Шридхара Махараджа

00:19:18 Это очень впечатляло всех окружающих [смеётся]. А однажды Гурудев, мы знаем невероятно нежную природу Гурудева, и это правда, он олицетворял Любовь и Нежность, на самом деле до предельной степени, Он всегда поддерживал своих учеников и проходил вместе с ними через ад и тому подобное. Не подумайте, что это лесть, но когда Гурудев был моложе, Гуру Махарадж мог быть также очень нежным и любящим, очаровательным, но временами бывал очень строгим. Иногда говорят, он давал критическую оценку тому или иному событию, и однажды он сказал о себе: «Если бы я оказался на , я бы доставил много хлопот/внёс смятение/лишил всех покоя. Я бы стал причиной раздоров». Он сказал нечто превосходящее наше понимание. А однажды мы попытались сказать: «О, нет, Махарадж! Вы не такой….», на что он отвечал: «Нет-нет, я очень суровый критик!» Так он сказал.

00:20:55 Однажды, некие люди пришли к нему и пытались разузнать: «Мы…есть одно письмо в Аллахабад Гаудия Матхе, где говорится, что «вы – нарушитель порядка и создаёте конфликты». После того, как Гуру Махарадж в конце концов удостоверился в сказанном, он ответил: «Я принимаю вызов!». Он сказал: «Да! Когда что-то не так, я сразу говорю об этом, как есть. Поэтому я всегда один». И тогда мы хором возразили: «Но мы счастливы быть рядом с вами, Гуру Махарадж». [смеется]

00:21:45 Но также он мог быть очень суровым. Гурудев…одна из причин, почему Гурудев был таким терпеливым со всеми…единственная причина, он сказал однажды, не просто для того, чтобы показать своё ради приличия, но он сказал: «Гуру Махарадж так много от меня терпел, как же я могу в ответ не быть столь же терпеливым с другими?» Он показал нам очень красивый образ мышления, он говорит: «Я знаю, как много…» и он говорит так. Конечно, каждый может это по-своему истолковать, соответственно своим представлениям. Но он сказал так. «Гуру Махарадж просто беспредельно терпелив и нежен, и поэтому я тоже должен быть таким. Я чувствую, что должен так относиться к вам и ко всем вообще…»

00:22:38 Время от времени Гуру Махарадж мог быть немного жёстким с ним также. Потому что Гурудев был совсем ещё молод и иногда во время лекции Гуру Махараджа, он начинал дремать. И Гуру Махарадж, чувствуя, что говорит об очень важном, и мы полагаем, что это так и было. Не по какой-то другой причине, но потому что он чувствовал важность темы, а юноша просто дремал, он поступал также: «Гауренду!» Таким было тогда имя Гурудева. Как и в случае с Джаядвайтой, Гурудев сразу же находил стих и повторял его, либо высказывал его основную идею. И Гуру Махарадж отмечал: «О! Я думал, он спал, но он не упустил сути».

Пример возвышенных грихастх

00:23:43 Итак, однажды, Гуру Махарадж сопровождал на одну из программ, как иногда мы с Гурудевом посещали дом одного из его многочисленных друзей. Итак, Сарасвати Тхакур, здесь также есть такой момент…грихастхи Гаудиа Матха…мне довелось встретиться с некоторыми из них. Они, на самом деле, будто сошли со страниц комментариев к « ». Их дома были полноценными храмами с Божествами, четырьмя-пятью арати в день. Они питались только , т.е. в их доме проходила полная храмовая программа.

00:24:23 Грихастха-вайшнавы, иногда их ещё называют грихастха-брахмачари. Да, об этом я упоминал, когда Кришна Кшетра Прабху…как в Румынии иногда мы гостили у одного индийского профессора, который преподавал Хинди, и благодаря ему, у нас был контакт с его студентами, мы обучали «Бхагавад-гите», проводили занятия, и т.п. Мы иногда готовили в его доме, что приводило его в восторг. Его жена и семья вернулись в Индию, поэтому, когда мы приходили в гости, он был вне себя от радости. Мы вместе готовили обед, и он показал нам, как делать паратхи. Есть много рецептов, нужно как-нибудь показать Вишакхе, потому что есть ещё несколько разных способов, когда в итоге они приобретают форму бриллианта или пирамиды. Когда берёшь кружок теста, складываешь его пополам, есть ещё пара моментов, которые нужно сделать, чтобы получить такую форму.

00:25:20 Так или иначе, он вносил такой вклад…и он был очень счастлив общаться с нами, мы все носили шафран, как брахмачари, и он, похоже, перенял наш образ мышления, мы – брахмачари, он – грихастха, что-то вроде. И он хотел показать нам, что также знает что-то о брахмачарье. Знаете, «Может даже больше, чем вы, ребята!» И он говорил нам: «Знаете, моя жена живет в Индии и мы видимся раз в год…», и мы: «Да…», и затем он сказал: «У нас трое детей, но я никогда не видел её обнажённой».

00:26:09 И на этом моменте мы все удивились: «О, Баба…», как у вас это вышло? Я сейчас не пытаюсь вызвать все эти картины в вашем уме, но он так сказал: «У меня трое детей…» и я поверил его словам. Он сказал: «У меня трое детей, и я никогда не видел свою жену обнажённой», мы в ответ: «Можем ли мы в вашем присутствии носить шафран?». Он подразумевал также: «Я сделал это, понимаете… «Бхагавад-гита» снова, «дхармавируддхо…камо "сми» («Бхагавад-гита» 7.11) – и он не притворялся. Он не…как же это слово? Мой мозг плохо работает сегодня. Как мы пришли к этой теме? Грихастха и его дом…к чему я вёл эту тему? Ах да, Сарасвати Тхакур…по крайней мере я слежу за этим…

00:27:29 Джаявати, я даже не знаю, о чём собираюсь говорить [смеется]. Не всё заранее запланировано. Даже, несмотря на то, что время от времени я работаю над этим, но по большей части, я …[смеётся]. И в конце дня, когда я ложусь спать, я переживаю, когда думаю о тех, кого мог обидеть за день и я даю слово: «Завтра я буду лучше [смеётся], я проснусь и буду мягким, безобидным, по крайней мере, буду стараться».

00:28:24 И я слышал…кто-то к кому вы отнеслись неуважительно, если вы увидите хороший сон об этом человеке, это благоприятный знак. Потому если на подсознательном уровне вы не были грубы, значит это поверхностная незначительная проблема . Не спрашивайте, откуда я знаю это, я просто…иногда делюсь подобными вещами.

О проповеди: когда вам что-то нравится в сознании Кришны, надо этим делиться

00:28:48 Итак, я думаю, вам приятно будет услышать о том, как Гурудев, Гуру Махарадж, отправился на программу вместе со своим гуру. Я думаю это очень сладостно, Сарасвати Тхакур. Не большая группа преданных, но только они вдвоём. Когда они добрались до дома, Сарасвати Тхакур, возвращаясь к изначальному вопросу, выбрал одну шлоку из «Бхагаватам», которая особенно его вдохновляла и я также…мне нравится, что даже если ты что-то путаешь, но искренне чего-то желаешь…это также небольшая проповедь здесь, все спрашивают как нам проповедовать, что нам делать? Вайдехи всегда задает этот вопрос. Регулярно. Каждый раз…

00:29:51 Я говорю это, потому что она однажды может увидеть это видео [смеётся]. Ребёнок. Но, и я почти всегда повторяю это…атма-гьяна, мы начинаем с определённых идей о душе, её переселении, мы делаем так, но также в добавок, чтобы остаться живым, т.е. чтобы ваша речь была живой и вы не заскучали от того, что приходится всегда повторять одно и то же, можно делиться с другими тем, что для вас ценно, что нравится лично вам…Например, когда мы едим что-то и это также забавно. Майавади и имперсоналисты сказали бы: «Замолкай, когда ешь что-то очень вкусное». Они бы сказали так.

00:30:53 Но мы говорим по-другому. И это наш опыт. Мой опыт таков, что если ты ешь что-то вкусное, ты восклицаешь: «Поразительно! А ты уже попробовал это? Ты уже пробовал это сабджи? Или вот эту сладость? Ты должен это попробовать!» Однажды Гурудев позвонил Парамананде по телефону. Парамананда был за рулём на пути в центр города и это было как раз, когда здоровье Гурудева было очень слабым, и вот он принимает этот звонок от Гурудева. Парамананда волнуется: «Что-нибудь случилось?» «Ты должен вернуться немедленно!» - слышит он в ответ. «Я еду!» Когда он возвращается обратно в дом, он слышит от Гурудева: «Ты пробовал этот сладкий рис [смеётся], который сделал Манаса Кришна?» «Ты пробовал его? Это просто невероятно!» . Парамананда, получив звонок, мчался домой, как…задавив пару человек по дороге. Ну, конечно, их задавили, выполняя , они получили , и теперь они в раю [смеётся].

00:32:00 Итак, когда вам нравится что-то, что угодно на любом уровне в Сознании Кришны, нужно этим делиться… Но обычно все думают: «С чего мне начать? Должен ли я вначале сказать об этом…?», в таком духе. Нет, нет! Что тебе нравится?

Как католический священик покорил сердце Шридхара Махараджа?

00:32:26 Когда Бон Махарадж из Италии, Бхакти Мадхур Бон пришёл в Матх, он был ни много ни мало католическим священником. Это довольно интересная история. Он пришёл в Матх и свою первую встречу с Гуру Махараджем, он начал с рассказа: «О, я читал «Бхагавад-гиту»…». Знаете, было очень занятно наблюдать за тем, как Гуру Махарадж вёл себя с теми, с кем впервые встречался: «О, вы читали «Бхагавад-гиту»?» - ответил он, «И какая же часть вам понравилась больше всего?». Вот что он ему сказал. «Какая часть вам понравилась больше всех?». И вот как Бон Махарадж заработал все очки одним единственным ответом, он сказал: «Знаете» - я буду сейчас говорить, как он, мне передался немного итальянский акцент с уроков по мриднаге – «Мне нравится вот это место», и он говорит: «Полностью предайся мне, стань моим преданным! [смеётся]. Оставь всё и стань моим преданным! [смеётся]». И в эту секунду, мы услышали звон колокольчика, и Гуру Махарадж сказал: «Благослови тебя Господь, дитя моё!»

00:33:44 Это в восемнадцатой главе, где Кришна говорит: «Оставь всё и предайся Мне», он сказал: «Мне очень понравилось это место…» И Гуру Махарадж отметил: «Хм, очень интересный человек!»

О принципах проповеди, которые завещал Сарасвати Тхакур

00:33:57 И здесь есть два момента. Первое, что необходимо понимать, с кем ты говоришь. Это правда. Знаете, во время разговора с ребёнком, вы не будете углубляться в тему… «Веданта-сутры», например. Здесь будет другой подход. Это мы называем адхикар, означает «способность», «уровень оратора и аудитории». И мы даже говорим: «Если оратор переступает границу определённых, сокровенных тем, точнее темы раса-шикши».

00:34:32 Сарасвати Тхакур написал сотни стихов, которые говорят: «Нет, не делай этого, никогда! Нельзя!» Он сказал: «Опытный гуру, расик, никогда не даёт раса-шикшу молодым, неопытным ученикам, по крайней мере, в линии Рупануга. Черным по белому. И далее от противоположного: «Если вы делаете это, вы нарушаете принципы линии Рупануга, давая определённые идеи, которые не соответствуют адхикару или способностям восприятия слушателя. В этом есть совершенный ясный смысл. В случае с Гурудевом, некоторые из этих шлок особенно привлекали его…в особенно хорошем настроении он мог декламировать их нам на санскрите и не объяснять. Это был его подход к таким вещам. Когда он был в хорошем расположении духа, он иногда цитировал шлоки из «Гита Говинды». И как сказал Манаса Кришна Прабху вчера вечером, однажды Гурудев сказал об этих шлоках для нас: «Они хороши для слушания, но не для переживания». Значит, я скажу это на санскрите, вы не поймёте значения, но вы получите суть на уровне звуковой вибрации и несомненное благо от этого.

Почему Сарасвати Тхакур назвал Шридхара Махараджа «никудышным Ганешом»?

00:36:01 Так или иначе, Шрила Гуру Махарадж сопровождал Сарасвати Тхакура во время визита на домашнюю программу. На ней Шрила Сарасвати Тхакур произнёс шлоку из десятой песни, молитва деватов. Когда уже находился в лоне и я не уверен на сто процентов, но в этой части содержатся молитвы деватов, . Я думаю там, где описано, когда Деваки вынашивала Кришну и от этого светилась изнутри…и все боги и богини пришли к ней, чтобы предложить ей молитвы и среди них была одна, в которой присутствует слова сатья,

00:36:44 сатйа-вратам̇ сатйа-парам̇ три-сатйам̇
сатйасйа йоним̇ нихитам̇ ча сатйе
(Шримад-Бхагаватам 10.2.26)

00:36:52 В ней слово «сатйам» использовано около десяти раз. Это слово в своём самом общем смысле означает «истина, правда», но Сарасвати Тхакур начал давать множество глубоких объяснений, что такое правда, истина. Так, он произносит невероятную речь, и Гуру Махарадж отмечает: «Это потрясающе!» Но тут у него возникает дилемма, он забыл взять с собой ручку и бумагу для записи лекции и не решался покинуть лекцию, чтобы найти необходимое. «Могу ли я сейчас уйти? Я единственный, чья ответственность записывать речь...должен ли я пойти за ручкой и бумагой? Но ведь тогда я пропущу что-то важное, может, всё же остаться….» и также он был так захвачен речью учителя, что он просто не мог уйти.

00:37:44 Когда лекция закончилась, программа подошла к концу и затем позже Прабхупад Сарасвати Тхакур спросил: «Всё ли ты записал?». Сердце Гуру Махараджа опустилось: «О, нет!». И он произнёс: «Нет», объяснив ситуацию, он признался, что лекция была невероятной. И тогда Сарасвати Тхакур пошутил над ним, сказав: «Тогда ты говар Ганеш!». Я поясню.

00:38:20 Вероятно, вам известно кто такой , слон. Вы заметили, наверное, что один бивень у него короче другого. Нам известно, что когда он записывал и , у него было соглашение с , чтецом. Вьяса сказал: «Ты должен просто записывать под диктовку, но никогда не останавливаться. Я буду говорить, а ты должен записать всё. Если ты остановишься, я прекращу говорить. «Когда начинаем?» - спросил Ганеш. «Прямо сейчас!». У Ганеша не было ручки или бумаги. Поэтому он отломил половину своего бивня, это можно увидеть на его изображениях. Итак, он сломал его и начал записывать всё, что диктовал ему Ведавьяса.

00:39:05 Итак, Прабхупада Сарасвати Тхакур сказал Гуру Махараджу: «Ты – говар Ганеш! Говар, я объясню, означает коровий навоз. Коровий навоз. Коровьи лепёшки [смеётся]. Да! Итак, он сказал: «Настоящий Ганеш записал бы всё это». Так мы видим, что у Сарасвати Тхакура также было чувство юмора, потому что сказать: «Ты говар Ганеш!», т.е. Ганеш из навоза, это, конечно, обидно, но очень сладостно. Особенно если это такие личности, как Сарасвати Тхакур и Гуру Махарадж [смеётся].

00:39:53 После этого, Гуру Махарадж начал объяснять ситуацию: «Но ваша речь была настолько исключительна, я не мог покинуть её, я не мог просто... То, что вы говорили, было потрясающе. Я не мог уйти». Тогда Сарасвати Тхакур отвечал: «Ты думаешь, моя речь была поразительной». «Она была настолько захватывающей, что я был слово под гипнозом и не мог уйти». На это Сарасвати Тхакур сказал: «Ты думаешь, речь была поразительной, я тоже так подумал, и сам бы хотел послушать её снова, несмотря на то, что я произнёс её, это был некий божественный поток, идущий через меня, и я бы хотел переслушать это». То, что он произносил, не принадлежало ему, некий духовный поток выражал себя, посредством его.

00:41:03 Вспоминая об этом, Гуру Махарадж сделал очень интересное замечание: «У меня были смешанные чувства по этому поводу. С одной стороны, я был опечален тем, что не записал всего и этим расстроил Прабхупаду. Но в сердце я был очень счастлив тому, что я узнал эту субстанцию особого качества, которую он давал. Я смог её узнать. То есть я не пренебрёг ею, но оценил, что это было нечто невероятное и мы были в этом солидарны». Итак, он сказал: «В своем сердце я был счастлив. Но, конечно, расстроился, что не смог записать этого».

00:42:02 Если взглянуть на эту шлоку…Я изучал её в разное время…знаете, ты просто не понимаешь на сто процентов того, о чём в ней говорится. Ты просто смотришь на неё и признаёшь, что было бы всё же лучше, если бы Гуру Махарадж тогда записал её объяснение [смеётся].

Любой разговор о Кришне благоприятен

00:42:29 Но снова, мы можем подумать, почему он выбрал именно её? Она не из простых, известна в высших кругах гуру-варги, знаменита в их обществе. Тогда я понял. И это важная мысль. Мы можем сказать: «Ну, когда он говорит это аудитории высшего уровня, они могут оценить. Ведь его аудитория не ограничивается теми, кто сидит перед ним». Мы могли бы так сказать. И это хорошо. Любой разговор о Кришне благоприятен. Когда ушёл, чтобы принять , последнее наставление, которое он дал, было: «Говорите о Кришне! Поклоняйтесь Кришне… «баджо кришна, боло кришна…», и последнее «кришна-шикша…» (Аджна-Тахал 2). Да, есть такая песня…но в других местах, он говорит: «Просто говорите о Кришне, повторяйте Его Имена и поклоняйтесь Кришне, просто делайте это!». Он говорит: «Двадцать четыре часа в сутки, никогда не останавливайтесь, никогда не будет достаточно». То есть делайте столько, сколько можете. И мы слышали в начале, что Шрила Прабхупада Свами Махарадж, он говорил, что иногда Сарасвати Тхакур редактировал какую-либо статью в журнале. И я не говорю, что мы тоже должны принять такой же стандарт. Я просто рассказываю историю…он брал статью и, не прочитывая её полностью, спрашивал: «Сколько раз в ней употребляется имя Кришны? Мне нужно это знать». Ему отвечали: «О,…пятьдесят…раз». «Отлично! Это хорошая статья!» При этом на всё остальное он даже не смотрел, он говорил: «Это замечательная статья! Они будут снова и снова слышать «Кришна, Кришна».

00:44:31 Кто-то рассказывал однажды, что «…в Сан-Франциско есть «Кришна Копи Центр», владельца которого зовут М-р. Кришна. Это было место, куда люди приходят сделать профессиональную вёрстку, ксерокс, и тому подобные услуги. И вот на улице какой-то человек просил меня показать дорогу, он спрашивал: «Где Кришна? Где Кришна?». Я поразился: «Какой удачливый человек, что произносит это…». И тот говорит: «Мне сказали он должен быть на углу Третьей и Маркет Стрит». [смеётся].

00:45:15 ка̄ха̄н̇ мора пра̄н̣а-на̄тха муралӣ-вадана
ка̄ха̄н̇ карон̇ ка̄ха̄н̇ па̄н̇ враджендра-нандана

(Чаитанйа-чаритамрта, Мадхйа 2.15)

Сознание Кришны - это динанмичное живое явление

00:45:22 Итак, Гуру Махарадж назвал свою первую книгу «Поиск Шри Кришны – Прекрасной Реальности». Говорят, Сознание Кришны это, по сути, Поиск. Находка это нечто статичное. Всё заканчивается, когда ты находишь! Ты получил, что хотел: «О, да у меня это есть. И я уже слышал эту историю, я уже читал и слышал об этом». Это мёртво. Сознание Кришны – это живая субстанция, можно снова и снова постигать её, слушать, извлекать новое – всё это всегда доступно для того, чтобы мы задавались вопросами, постигали, и если на то будет их милость, они позволят духовной, божественной субстанции низойти. Это не зависит от нашего мастерства. Но со всем уважением,

00:46:10 викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча виш̣н̣ох
ш́арддха̄нвито ’нуш́р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣

(Шримад-Бхагаватам 10.33.39)

00:46:19 С верой к тебе всё придет, снова и снова будет открываться в новом свете.

00:46:23 Шрила Гурудев говорил, что читает «Бхагавад-гиту» всю свою жизнь и до сих пор с волнением находит что-то новое. Даже в последние пару лет своей жизни, он брал Гиту и пролистывал её снова и снова, находил что-то, и по лицу его можно было сказать, что он был очень счастлив, будто что-то новое открывается ему. Это противоположно тому, о чём Гуру Махарадж говорил: « Не мёртвое тело в лаборатории, которое исследуют и разбирают, мёртвое тело в лаборатории. Но нечто живое, динамичное, растущее, развивающееся» .

00:47:05 И иногда мы были с Шрилой Гуру Махараджем и он восклицал в восхищении, почти как ребёнок: «О, пару дней назад мне открылось это!» Не так, что: «О, об этом я проповедовал последние пятьдесят лет!». Он просто говорил: «Это только что пришло ко мне, пару дней назад. Послушайте!». И далее он давал какое-либо объяснение, что-то новое, в новом свете, чего мы не слышали раньше.

00:47:55 «Нитйам̇ нава-нава̄йа-ма̄нам », это из беседы и . В течение семи дней он постился и Шукадев говорил о Кришне. Махарадж Парикшит сказал: «Я не испытываю жажды, голода или усталости. Ты питаешь меня, говоря о Кришне. Я наполнен нектаром, я полон сил. Просто продолжай повествование».

Кришна - сама олицетворенная Красота

00:48:25 «Хла̄динӣ-ш́акти-карана̄, пуш̣ти-карана̄ », нам говорили, Кришна, мы можем сказать, как всегда мы говорим: «Кришна – акхила-раса̄мр̣та-мӯрти». Он олицетворённая , раса-радж, олицетворённый экстаз. Это значит, Кришна полон нектара. Кто может извлечь его? Экстаз Кришны…Джива-душа…совсем немного, все души, кроме . Её имя махабхав. Она может извлечь безграничную расу из Кришны и затем напитать ею всех. Это Сознание Кришны. И тех, кто помогает ей в служении, Она одаривает этой необыкновенной субстанцией, оценить которую мы даже не в состоянии. Но мы можем понимать, таков плод Сознания Кришны.

00:49:34 И как сказал бы Гуру Махарадж об этой теме о Махапрабху и Его : «Невыносимость разлуки сильна ровно на столько, на сколько глубоко блаженство ». Это способ измерения. Точно как голодный человек смакует самый малый кусок пищи. Из-за интенсивности чувства голода, они пробуют крошку пищи, и действительно наслаждаются ей. То есть те, кто действительно чувствуют нечто, когда они читают эти шлоки, им действительно является некая суть. Что мы можем сказать?

00:50:30 ба̄хйа виш̣а-джва̄ла̄ хайа, бхитаре а̄нанда-майа,
кр̣ш̣н̣а-према̄ра адбхута чарита

(Чаитанйа-чаритамрта, Мадхйа 2.50)

Почему Гоура-лила обладает более высоким вкусом чем Кришна-лила?

00:50:39 О необыкновенном качестве этой сути говорил Гуру Махарадж: «Если однажды ты попробуешь её, всё остальное потеряет свой вкус ». Говорится «раса-варджам расо ’пй асйа парам дрштва нивартате » («Бхагавад-гита» 2.59). Это шлока из Гиты, но однажды Гуру Махарадж, взял выше, сказав, что обладает более высоким вкусом. Это «парам дрштва» и есть Гаура-лила. Здесь некое мистическое выражение, так как это место о том, когда становится наиболее сладостной.

00:51:25 Потому что Гаура-лила…какова основа Гаура-лилы? Вираха – разлука. Это значит величайший голод. Итак, каждое его слово совершенно. Не так, что он сказал в одном месте так, в другом иначе. И если совместить эти два кусочка они будут единым целым. Они идеально подойдут друг другу.

00:51:54 Итак, говорят: «Как он может такое говорить?». И однажды он сказал мне: «Мои братья в Боге...» Это было в полдень, в расслабленном состоянии он рассказывал, сначала мы были шокированы, он сказал: «Мои духовные братья, они говорят, что я выражаю идеи, о которых не говорили предыдущие ачарьи». И здесь драматическая пауза… «Так и говорят?» «Но они принимают их, потому что они в одной линии мысли с тем, о чём говорят предшественники»

00:52:29 Итак, когда Гуру Махарадж говорит что-то, тебе кажется это очень простым, но это провокация. Он говорит «парам дрштва нивартате» шлока в «Бхагавад-гите» указывает что Гаура-лила выше Кришна-лилы, её вкус выше. И затем он может доказать это, через объяснение и знаете, (?)

00:53:02 И поэтому он говорил: «Я предпочитаю говорить в узком кругу, что-то более возвышенное…» и мы рады, что он так делал. И это подлинная истина и вечное сокровище , которое отличает его от любого другого матха, религиозного института или организации. Такова сила подлинной субстанции.

00:53:49 Харе Кришна.

Родился 4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля.

Когда Луи было три года, он поранил себе глаз шорным ножом. У мальчика развилось симпатическое воспаление глаз, и он ослеп. Родители постарались помочь слепому ребенку обрести трудовые навыки: научили плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке.

В январе 1819 года Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и системы записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух.

Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 году, когда он окончил учебу, ему было предложено остаться в институте и стать младшим учителем-репетитором. Брайль принял это предложение. Потом он преподавал географию, алгебру и музыку - и одновременно был органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан.

Еще во время учебы Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности , которая была бы удобной для восприятия через осязание, и в то же время позволяла бы точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. Он работал над системой долгие годы, и первый ее вариант предложил на рассмотрение совета института еще в 1829 г. Но идея Брайля не была поддержана. Одним из основных аргументов было то, что разработанный им шрифт неудобен для зрячих преподавателей.

В 1837 году по настоянию слепых совет института вновь вернулся к рассмотрению вопроса о новой системе письма, пригодной для слепых. Было принято решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля "Краткую историю Франции". С выходом этой книги система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь.

В первые годы после выхода "Истории" изобретение Брайля пытались игнорировать, потом безрезультатно стремились переработать, но в конечном счете во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых является наилучшей.

Кроме букв и цифр на основе тех же принципов Брайль разработал и систему записи нотных знаков и с ее помощью преподавал музыку слепым.

Им также был создан специальный прибор для письма , который с небольшими изменениями дошел до нашего времени.

В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885 году.

Луи Брайль умер 6 января 1852 года. Он похоронен в родном городке Кувре. В доме, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем.

В мае 1887 года в Кувре был открыт памятник Луи Брайлю, созданный известным французским скульптором Леру.

К 100-летию смерти Брайля, в 1952 году, прах был торжественно

(фр. Coupvray, пригород Парижа) - 6 января 1852 года , Париж) - французский тифлопедагог .

Биография

В 3-летнем возрасте Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз, начавшегося оттого, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца, окончательно он ослеп в 5 лет.

Родители научили Луи плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли, пригласили учителя музыки для обучения Луи игре на скрипке . Алфавит Луи изучал в местной школе при помощи палочек.

В 10 лет (в 1819 году) Луи отдали в (фр.) , обучающий грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом, но таких книг было мало, и отсутствовали учебники по многим предметам. Методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи был одним из способнейших учеников, научился играть на пианино и органе . В 1828 году Луи окончил учёбу и получил предложение о работе младшим учителем-репетитором.

Во время обучения Луи познакомился с «ночной азбукой » (англ.), разработанной Шарлем Барбье . Барбье был артиллерийским офицером и разработал азбуку для военных целей - для передачи информации в ночное время. Запись сведений осуществлялась путём прокалывания отверстий в картоне, чтение - путём прикосновений к картону (осязанием).

Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» ().

Умер Брайль 6 января 1852 года в Париже и был похоронен в родном городе Кувре. В 1952 году перезахоронен в Пантеон (Париж). В доме, в котором Луи провёл детские годы, открыт музей. В честь Брайля названа улица, ведущая к его дому-музею.

В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году книги «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» Анной Александровной Адлер в количестве ста экземпляров.

Память

    Braille-Marseille.jpg

    Бюст в Марселе

    Buenos Aires - Busto de Luis Braille.jpg

    Бюст в Буэнос-Айресе

  • К 100-летию смерти, в 1952 году прах Брайля был торжественно перенесен в парижский Пантеон .
  • В СССР , ГДР и Казахстане были выпущены почтовые марки , посвященные Брайлю:

    Postage stamp (East Germany, 1975): Braille has been honored on stamps worldwide.

Внешние изображения
Монеты разных стран с изображением Брайля
Бельгия
Италия
США
  • В 2009 году, к двухсотлетию дня рождения, монеты с изображением Брайля были выпущены в Индии и США, а также в Бельгии и Италии.

См. также

Напишите отзыв о статье "Брайль, Луи"

Литература и источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Столетие со дня рождения Луи Брайля, «Слепец», 1909, № 2; Красноусов П. Д., Шоев Ф. И., Луи Брайль, М., 1959.

Ссылки

  • Брайль Луи - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Брайль, Луи

Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
– De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.
– Eh, bien, general, tout est a la guerre, a ce qu"il parait, [Ну что ж, генерал, дело, кажется, идет к войне,] – сказал он, как будто сожалея об обстоятельстве, о котором он не мог судить.
– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.

Когда ребенку было 3 года, с ним произошло несчастье: он поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз, и мальчик ослеп.


4 января 1809 г. в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля родился мальчик, которого назвали Луи.Родители постарались помочь слепому ребенку обрести трудовые навыки: научили плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке. В местной школе Луи изучил алфавит при помощи обыкновенных палочек.

В январе 1819 г. Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и система записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух. Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 г. ему после окончания учебы было предложено остаться работать младшим учителем-репетитором, затем он преподавал географию, алгебру и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан.

Учась в Парижском институте, Луи Брайль познакомился с методом письма выпуклыми буквами Хауи и с методом, разработанным артиллерийским офицером Шарлем Барбье для посылки сведений в ночное время. Буквы представляли собой пробитые в картоне дыры, и послание можно было «прочесть» прикосновением. Изобретение Барьбе было непрактичным. Кроме того, символы букв были слишком большими для детских пальцев. Тем не менее эта система дала Брайлю творческий импульс, он задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия на осязание, позволяла точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты.

Брайль начал экспериментировать и в 1824 г., в возрасте 15 лет, ввел свою собственную систему: маленькую «ячейку», состоящую из двух вертикальных рядов с номерами 1, 2, 3 в левом ряду и 4, 5, 6 в правом. Это дало 63 комбинации. Из них Брайль выбрал буквы для своего алфавита, знаки нотации, номера, математические символы и некоторые часто употребляемые слова, такие, как «для», «от», «вместе» и артикли. Он работал над своей системой долгие годы, и первый вариант своей системы предложил на рассмотрение совета института в 1829 г. Но она не была поддержана. Одним из основных аргументов было то, что разработанный Брайлем шрифт не удобен для зрячих преподавателей. И только в 1837 г. по настоянию слепых совет института вновь вернулся к рассмотрению этого вопроса. Было принято решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля "Краткую историю Франции". С выходом этой книги новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь.

Известно, что в первые годы изобретение Брайля пытались игнорировать. Несмотря на энтузиазм его друзей изобретение Луи Брайля не было официально принято во Франции до 1853 г., после того. Как со смерти Брайля от туберкулеза прошел год. Но в конечном счете во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых - наилучшая. Им также был создан специальный прибор для письма; этот прибор с небольшими изменениями дошел до нашего времени. В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885г.

Крупнейшим издателем книг, использующих алфавит Брайля, является находящийся в Лондоне Королевский национальный институт для слепых. Он регулярно издает книги, газеты и другую разнообразную продукцию, включая музыкальтые работы, экзаменационные документы и даже банковские извещения.

В России брайлевский алфавит появился во второй половине XIX столетия. Первым русским незрячим, изучившим систему Брайля, был Денис Михайлович Оболенский (1844-1918). Отец его принадлежал к старинному роду князей Оболенских, но разорился и поступил на службу в одно из московских ведомств.

Денис, потерявший зрение в 7 лет после неудачного лечения, к 10 годам уже понял, что в родительском доме он лишний. Отец просто не обращал на мальчика никакого внимания, а мать говорила всем, что, как только тот подрастет, отправит его жить в монастырь. От этой участи спас Дениса молодой студент, немец, по фамилии Руп. Руп оказался просто кладезем сведений о выдающихся европейских слепых: его о рассказы о известном слепом педагоге Иоганне Кни, о незрячем депутате бельгийского парламента Роденбахе, и, наконец, о слепом короле Георге V, вступившем на престол Ганновера в 1851 году и оказавшемся конституционным правителем не хуже прочих, произвели и на мальчика, и на родителей сильное впечатление. Мать Дениса, правда, возражала, что в России, слава Богу, правит один государь-император, а не короли в каждом городе, немецких же и прочих конституций нет и в заводе, но на Михаила Оболенского, слова Рупа, по видимому, подействовали и он попросил студента давать Денису хоть какие-нибудь уроки. К сожалению, эти уроки немецкой грамоты (по системе Гебольда) продолжались не очень долго, так как Руп должен был возвращаться в Германию. Горю мальчика не было границ! Чтобы утешить ребенка, дядя его, человек состоятельный, предложил средства на поездку Дениса вместе с отцом и матерью в Германию. В 1857 году семья Оболенских выехала из России.

В Германии, в Гейдельберге, в том же пансионе, где остановились Оболенские, проживала старушка-англичанка Сперлинг с двумя дочерьми. Ее умерший сын был слепым. Сперлинг выписала для Дениса из Парижа "доску Брайля" и французский букварь. Дочери ее обучили мальчика письму и чтению по-французски, затем по-английски и далее по-немецки.

Еще через несколько лет Оболенскому захотелось адаптировать систему Брайля к родному языку. Руководствоваться при этом он пытался фонетическим сходством произношения. Составленный им в 1861 году русский алфавит Брайля, с тем алфавитом, который впоследствии получил распространение в России, был схож более чем наполовину.

В середине 70-х годов была сделана еще одна попытка перенести систему Брайля на русскую почву. Создателем второго алфавита был член Совета "Человеколюбивого общества" А.В.Полежаев.

Но окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством был разработан тифлопедагогом Е.Р.Трумберг и директором Дрезденского института слепых г. Бютнером.

Первые не рукописные, а типографские издания брайлевских книг в России осуществила на свои личные средства Анна Александровна Адлер. Вот как отозвался на это событие "Русский Слепец": "В Москве одна молодая благотворительница, г-жа А.А. Адлер решилась содействовать к скорейшему доставлению русским слепым детям отпечатанных точечным шрифтом книг для чтения. . Еще зимою 1884 г. она изучила разные методы Брайлевского печатания и выписала из-заграницы пресс, шрифт и другие принадлежности типографии. За неимением знакомого с делом наборщика, она стала набирать сама, при содействии своих подруг. Сама же она, посредством ручного пресса, отпечатала все набранное. Таким образом, г-же Адлер удалось напечатать, в количестве 100 экз., первую русскую книгу по системе Брайля, под названием "Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям". Новая книга красноречиво доказывает, какие замечательные результаты могут быть достигаемы отдельными частными лицами, когда они исполнены чувства сострадания и любви к страждущим ближним…. Изданный сборник продается по 3 руб. за каждый экземпляр."

Известный глазной врач, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых Г.А.Миткевич открыл брайлевскую типографию в Одессе и к лету 1889 г. выпустил книгу стихотворений А.В.Кольцова и принялся за издание Н.В.Гоголя.

Однако растущий спрос на подобные книги сподвигнул и петербургских чиновников на открытие в здании Александро-Мариинского училища типографии брайлевской печати. И с января 1898 года начал выходить первый в России журнал по Брайлю под названием "Досуг слепых".

В 1924 г. было предпринято издание первых советских книг по системе Брайля. Легко догадаться, что ими были произведения В.И.Ленина.

В 1936 году при учебно-педагогическом издательстве в Москве была создана редакция литературы для слепых. В это время в связи с введением всеобуча началось массовое обучение системе Брайля взрослых неграмотных слепых и поэтому редакция в основном занималась учебниками для начальной школы и пособиями для ликвидации неграмотности.

Примерно тогда же в союзных и автономных республиках было введено обучение слепых на национальных языках, что привело к созданию украинского, татарского, грузинского, узбекского и других брайлевских алфавитов.

К 1965 году по системе Брайля в издательстве "Просвещение" были изданы все основные произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Программа КПСС, материалы соответствующих съездов и пленумов ЦК КПСС.

Общий тираж книг для незрячих читателей, изданный за двадцать послевоенных лет составил около 2 миллионов экземпляров (3470 наименований).

Луи Брайль умер 6 января 1852г. Он похоронен в родном городке Кувре. В домике, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем. В мае 1887 г. в Кувре был открыт памятник, созданный известным французским скульптором Леру.