Болезни Военный билет Призыв

История отечества 20 век. XX век во всемирной и отечественной истории. Отечественная история XX века

Новейшая отечественная история. XX - начало ХХI века. В 2-х кн. Под ред. Щагина Э.М.

2-е изд., испр. и доп. - М.: 2008. - Кн.1 - 655с., Кн.2 - 560с.

Учебник создан с привлечением многих новых, ранее малоизвестных источников. Авторы учебника объективно переосмысливают исторический опыт отечественной государственности за XX столетие, насыщенное великими и драматическими событиями, анализируют развитие современной России начала XXI века. Большой фактический материал подается в проблемном ключе, который позволяет объективнее оценивать явления прошлого и настоящего нашей Родины. Предназначен студентам исторических факультетов университетов и высших педагогических учебных заведений.

Книга 1

Формат: pdf / zip

Размер: 26,1Кб

Скачать:

RGhost

Книга 2

Формат: pdf / zip

Размер: 20,4Кб

Скачать:

RGhost

Книга 1
Предисловие 5
Глава 1. ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX в 7
§1. Территория, численность населения и его национально-религиозный состав в стране начала XX в 7
§2. Сословно-социальная структура российского общества 18
§3.Уровень жизни разных социальных групп 33
Глава 2. НАЧАЛО МОДЕРНИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ 37
§1. Промышленность и банковская система страны 37
§2. Сельское хозяйство страны 48
§3. Развитие народно-хозяйственной инфраструктуры, торговли и состояние финансовой системы 65
Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ОТ САМОДЕРЖАВИЯ К ДУМСКОЙ МОНАРХИИ (1900-1914) 76
§1. Внутренняя политика в 1900-1904 гг 76
§2. Революция 1905-1907 гг 85
§3. Думская монархия 92
§4. Третьеиюньская система 97
Глава 4. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1900-1914 гг 104
§1. Внешняя политикана рубеже ХГХ-ХХ вв 104
§2. Русско-японская война 107
§3. Внешняя политика в 1906-1914 гг 115
Глава 5. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (лето 1914 - февраль 1917 гг.) 122
§1. Начальный период войны 122
§2. Восточный фронт в 1915-1916 гг 137
§3. Влияние войны на народное хозяйство и общество страны 144
§4. Внутриполитическая обстановка в стране накануне революции 157
Глава 6. РУССКАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX в 167
§1. « Серебряный век » 167
§2. Научная мысль 176
§3. Художественная культура 180
§4. Ментальность российского общества 188
Глава 7. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г 191
§ 1. Февральский переворот 191
§2. Общественно-политическая обстановка в стране весной 1917 г 203
§3. Политические кризисы лета 1917 г. в России 214
§4. Дестабилизация российского общества в сентябре - октябре 1917г 228
§5. Октябрьско-ноябрьские события в столицах 241
§6. Установление новой власти в российской провинции 271
Глава 8. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 282
§1. Внешняя и внутренняя политика Советской власти в начале Гражданской войны (ноябрь 1917- лето 1918 гг.) 282
§2. Страна в огне вооруженной междоусобицы (1918 -1920) 316
§3. Политика «военного коммунизма» 343
§4. Белое дело 357
§5. На путях к единому государству 370
Глава 9. РОССИЯ НЭПОВСКОГО ВРЕМЕНИ. 1921-1928 гг 380
§1. Переход к новой экономической политике 380
§2. Образование и конституционное оформление Союза ССР 390
§3. Политическая борьба за утверждение курса на строительство социализма в одной стране 407
§4. Восстановление народного хозяйства, переход к индустриализации и коллективизации 420
§5. Изменения в составе СССР, эволюция национальной политики 434
§6. Внешняя политика 442
Глава 10. СССР В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 451
§1. Международная обстановка и внешняя политика СССР 451
§2. Форсированная модернизация промышленности 459
§3. «Революция сверху» в советской деревне 475
§4. Завершение формирования авторитарного политического режима 517
§5. СССР в начале третьей пятилетки 529
Глава 11. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 1917-1941 гг 542
§1. Культура и революция 542
§2. Художественная жизнь: потери и обретения 555
§3. Наука и образование 571
Глава 12. РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ПОРЕВОЛЮЦИОННОГО ВРЕМЕНИ. 1917-1939гг 584
§1. Основные направления эмигранских потоков 1920-1939 гг. Численность, состав и расселение российских эмигрантов межвоенной поры 585
§2. Российские народные традиции и их роль в адаптации наших соотечественников к жизни за рубежом 590
§3. Общественно-политическая жизнь русского зарубежья 595
§4. Культурная миссия российского зарубежья 604
Библиография 626
Именной указатель 644

Книга 2
Глава 13. СССР НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 1939-1945 гг 5
§ 1. Перед суровым испытанием 5
§ 2. Начало Великой Отечественной войны. Битва под Москвой 32
§ 3. Сталинградская и Курская битвы. Оборона Ленинграда 50
§ 4. Наступательные операции 1943-1945 гг. Война с Японией 70
§ 5. Война и экономика 95
§ 6. Дипломатическая борьба 101
§ 7. Народ и война 107
Глава 14. СССР В ГОДЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. 1945-1953 гг 140
§ 1. Внешняя и внутренняя политика в послевоенный период 140
§ 2. Восстановление и развитие народного хозяйства. Изменения в социальной сфере 169
§ 3. Культурная жизнь. Идеологические кампании и дискуссии 187
Глава 15. СССР В ГОДЫ РЕФОРМ. 1953-1964 гг 217
§ 1. Успехи и неудачи в борьбе за новый курс развития страны. Изменения в общественно-политической жизни 217
§ 2. Социально-экономическое развитие СССР 243
§ 3. Культура и общественные движения 258
§ 4. Национальная политика и национальные движения. 280
§ 5. Внешняя политика 296
Глава 16. СССР В 1964-1985 гг 302
§ 1. Политическое соперничество в высших эшелонах власти в СССР 302
§ 2. Экономика «развитого социализма» 318
§ 3. Развитие социальной сферы 338
§ 4. Советская культура в 1964-1985 гг 352
§ 5. Внешняя политика СССР: курсом разрядки 372
Глава 17. СССР В ПЕРИОД «ПЕРЕСТРОЙКИ». 1985-1991 гг 386
§ 1. Курс на ускорение социально-экономического развития советского общества. 1985-1986 гг 386
§ 2. Начало перестройки системы общественных отношений в СССР. 1987 г. - весна 1990 г 396
§ 3. Парад суверенитетов и судьба реформ. Середина 1990 - середина 1991 г 414
§ 4. Упразднение союзной государственности. Конец августа - декабрь 1991 г 425
Глава 18. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1992-1999 гг 432
§ 1. Трудное начало перехода к новому обществу. 1992 г 432
§ 2. Экономические преобразования и их социальные последствия. 1992-1999 гг 440
§ 3. Формирование и развитие новой политической системы. 1992-1999 гг 447
§ 4. Российская культура в 1990-е годы 459
§ 5. Внешняя политика России. 1992-1999 гг 470
Глава 19. РОССИЯ В НАЧАЛЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. 2000-2006 гг 480
§ 1. К стабилизации общественных отношений. 2000 - начало 2004 г 480
§ 2. От стабилизации - к динамичному развитию. 2004-2006 гг 494
Хроника основных событий отечественной истории с конца XIX в. по 2007 г 523
Библиография 540
Именной указатель 552

Текущая страница: 1 (всего у книги 48 страниц)

Щагин Эрнст Михайлович, Вдовин Александр Иванович, Чураков Димитрий Олегович и др

Новейшая отечественная история

XX – начало XXI века. В 2-х кн. Кн. 2

СССР Накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1939–1945 гг

Перед суровым испытанием

Начало Второй мировой войны

Ранним утром 1 сентября 1939 г. немецкая авиация нанесла внезапные удары по аэродромам, узлам коммуникаций, экономическим и административным центрам Польши. Германский линкор «Шлезвиг-Гольштейн», заранее прибывший к польскому побережью, открыл огонь по полуострову Вестерплатте. Сухопутные силы вермахта перешли границу и вторглись в Польшу с севера – из Восточной Пруссии, с запада – из Восточной Германии и с юга – из Словакии.

3 сентября в войну вступили Великобритания и Франция, связанные с Польшей союзными обязательствами. К 10 сентября 1939 г. Германии объявили войну британские доминионы Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз и Индия (в то время английская колония).

Пожар Второй мировой войны, сполохи которой разгорались с начала 30-х годов (захват Японией Маньчжурии в 1931 г. и вторжение в Центральный Китай в 1937 г., захват Италией Эфиопии в 1935 и Албании в 1939 г., итало-германская интервенция в Испании в 1936–1938 гг., оккупация Германией Австрии в 1938 и Чехословакии в 1939 г.), принимал все большие размеры. СССР и США объявили о своем нейтралитете. Германия и ее союзники, захватив большинство стран Европы, 22 июня 1941 г. развязали войну против СССР. 7 декабря того же года Япония совершила нападение на владения США и других западных стран на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии. Постепенно война вовлекла в свою орбиту 61 государство (80 % населения земного шара) и продолжалась шесть лет. Огненный смерч пронесся над огромными пространствами Европы, Азии и Африки, захватил океанские просторы, достиг берегов Новой Земли и Аляски на севере, Атлантического побережья Европы – на западе, Курильских островов – на востоке, границ Египта, Индии и Австралии – на юге. Война унесла около 60 млн жизней.

Самые тяжелые испытания и жертвы выпали на долю России, в то время – Советского Союза. Наша страна потеряла в этой войне более 26 млн человек только убитыми на фронтах, расстрелянными и замученными в плену, отравленными в газовых камерах рейха, погибшими в результате бомбардировок, артобстрелов, непосильных работ и террора на временно оккупированной территории страны, не говоря уж о косвенных потерях.

Захватчики разрушили более 1700 городов и поселков, свыше 70 тыс. деревень, сожгли более 6 млн зданий, оставили без крова 25 млн человек. Тяжелейший урон понесли промышленность, транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, культура, подверглись разрушению более 30 тыс. промышленных предприятий, около 100 тыс. колхозов и совхозов, 84 тыс. школ и др. учебных заведений, 40 тыс. больниц, 43 тыс. библиотек, более 400 музеев. Страна потеряла свыше 30 % своего национального богатства. Бедствия, пережитые нашими согражданами, – неизмеримы.

У истоков конфликта

Возникновение войн – это всегда исторический процесс, своими корнями уходящий в близкое или далекое прошлое. Геополитические итоги Первой мировой войны: территориальные изменения в мире, распад некогда могущественных империй, возникновение целого ряда новых государств, перекройка границ, продиктованная Версальским договором и решениями Парижской мирной конференции (в Европе это произошло в первую очередь за счет Австро-Венгрии, Германии и России), – привели к изменению соотношения сил между великими державами в пользу англо-французской коалиции, к которой присоединились в 1917 г. США, и в то же время заложили основы еще более глубоких противоречий в международных отношениях. Борьба за региональное и мировое господство, восстановление одними державами утраченных территорий и сфер влияния и защита завоеванных другими во многом определила в последующее 20-летие международные отношения в Европе и мире. Именно в геополитических категориях заявляли о своих целях лидеры западных стран, развязавших Вторую мировую войну. Гитлер еще в 1925 г. в своей книге «Майн кампф» провозгласил «дранг нах остен» Германии к «необъятным просторам России». Геополитические цели Японии были сформулированы в 1927 г. в меморандуме генерала Танаки, представленном императору. В нем говорилось «Для того, чтобы покорить мир, мы должны прежде всего покорить Китай… Овладев ресурсами Китая, мы перейдем к покорению Индии, Малой Азии, Средней Азии и Европы». Муссолини в 1939 г. назвал Италию «узницей, томящейся в тюрьме, имя которой Средиземноморье», и призвал двигаться через Судан к Индийскому океану. Ряд малых стран, в том числе появившихся на политической карте после Первой мировой войны, ориентируясь на великие державы или подчиняясь давлению, подливали масла в огонь, рассчитывая с их помощью не только обеспечить безопасность своих границ, но и преследовали более амбициозные территориальные цели, как это, к примеру, имело место в случае с Польшей, а затем Венгрией, Румынией и Финляндией. Принцип неделимости мира не утвердился. Насильственный передел его границ и географического пространства, как показала история XX в., неизбежно обострял национальные, этнические, религиозные и другие конфликты, в отдельности или в совокупности ведущие к дестабилизации целых регионов, а нередко и к войнам, связанным с интересами великих держав, их скрытого или прямого вмешательства в дела других государств.

Империализм как система, в недрах которой возникла Первая мировая война, порождал все новые противоречия в экономической сфере. Неравномерность экономического развития и имперские амбиции привели в середине 30-х годов к расколу капиталистического мира. В одну из враждовавших между собой сил вошли Германия, Италия и Япония, в другую – Англия, Франция и США. Военная опасность усилилась, когда в Германии была установлена нацистская диктатура. Англия и Франция предприняли усилия отвести от своих стран угрозу германской агрессии, столкнуть нацизм с большевизмом (политика умиротворения), что явилось одной из причин неудачи создания в то время антинацистской коалиции с участием СССР (политика коллективной безопасности). США в межвоенные годы не играли решающей роли в европейских делах. Основное внимание Соединенных Штатов было приковано к борьбе с милитаристской Японией за сферы влияния на азиатско-тихоокеанском театре. Тем не менее США поддержали политику Англии и Франции, а в 1933 г. установили дипломатические отношения с СССР. К тому времени в Европе гонка вооружений, милитаризация общественной жизни, которыми открыли историю XX в. великие державы, уже принимали беспрецедентные масштабы.

Некоторые исследователи указывают на связь мировых потрясений с цивилизационными противоречиями. Среди них, и это в первую очередь касается Советского Союза, – противостояние западно-европейской и восточно-славянской цивилизаций, многовековое давление Запада на русское (советское, а ныне российское) пространство, неприятие и непонимание различных по своей сути ценностей и образа жизни.

С победой Октябрьской революции и становлением советской цивилизации противоборство западно-европейской и восточно-славянской цивилизаций обострилось. Новая общественно-экономическая формация, подъем культуры, строительство государства на принципах равенства наций и народностей, входивших в состав СССР, привлекали, несмотря на жестокости авторитарного режима, растущее внимание широких слоев населения зарубежных стран. В достижениях Советской России, духовном сплочении ее народов, с одной стороны, и лозунгах «мировой революции» – с другой, лидеры и политические идеологи западного мира видели угрозу своему будущему. И если советская идеология, формируясь на основе объединения ценностей цивилизаций «больших» и «малых» народов, населявших страну, укрепляла свое влияние, то в Германии и ряде других стран общественное развитие приобрело резко выраженные антицивилизационные, расистско-нацистские черты, которым традиционная западно-европейская культура оказалась не в силах самостоятельно противостоять. В расистских теориях это преломлялось в характеристиках евреев и славян, некоторых других народностей как «недочеловеков», подлежащих беспощадной эксплуатации или уничтожению. Противоборство цивилизаций обострилось. Возник многосторонний цивилизационный кризис, который также явился одной из глубинных причин Второй мировой войны.

Расстановка сил на международной арене после Первой мировой войны и Октябрьской революции особенно неблагоприятно сказывалась для Советской России. Если на протяжении своей предыдущей истории Россия была вынуждена вести войны (в большинстве своем оборонительные) против одной или нескольких великих держав, то в межвоенный период впервые возникла реальная угроза их совместного похода против СССР. Страна оказалась в положении осажденной крепости, и важнейшая задача советской внешней политики состояла в том, чтобы разобщить силы могущественных противников, не допустить или максимально отдалить втягивание страны в войну.

«Сдержки и противовесы» для этого имелись. Геополитические, экономические, классовые, собственно военные цели и лозунги нацистской Германии – завоевание «жизненного пространства» и установление господства нордической расы, обеспечение немецкой нации материальными привилегиями за счет других наций и государств, борьба против «капиталистической плутократии» и «еврейско-большевистского заговора», реваншистская истерия – в той или иной степени столкнулись с интересами и активным противодействием большинства цивилизованного мира. Это создавало предпосылки для объединения антинацистских сил и предотвращения мирового пожара. Ключевым политическим событием, которое в конечном итоге привело ко Второй мировой войне, явилось мюнхенское соглашение 1938 г.

29-30 сентября 1938 г. в Мюнхене Гитлер, Муссолини, Чемберлен и Даладье предписали правительству Чехословакии передать Германии в десятидневный срок около 1/5 своей территории, где проживало незначительное число т. н. «судетских немцев». Чехословакия теряла четверть населения, около половины тяжелой промышленности, мощные укрепления на границе с Германией, новая линия которой теперь фактически упиралась в предместья Праги. Отрицательное отношение правительства Чехословакии к этому диктату во внимание не принималось.

Знаковым явилось совместное принуждение Чехословакии силами агрессивных диктаторских режимов Германии и Италии и западных демократий (США одобрили мюнхенское соглашение). В обмен Германия подписала с Англией (30 сентября) и Францией (6 декабря) декларации, которые, по сути дела, являлись пактами о ненападении.

Мюнхенская сделка готовилась длительное время и в одночасье разрушила с таким трудом созданный каркас системы коллективной безопасности в Европе, основу которой составили советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи. Соучастниками мюнхенского сговора и раздела Чехословакии стали Венгрия и Польша. Польша оккупировала Тешинскую область, Венгрия – Закарпатскую Украину. В Москве сделали однозначный и в целом правильный вывод: мюнхенское соглашение – прямая военная угроза Советскому Союзу.

Иллюзии англо-французских стратегов развеялись довольно скоро. 21 октября 1938 г. Гитлер и Кейтель подписали директиву, предусматривавшую оккупацию Чехии и изоляции Словакии. 16 ноября Англия признала захват Италией Эфиопии. В декабре была достигнута предварительная договоренность о заключении военного союза между Германией, Италией и Японией.

Наступил 1939 год. События в Европе приобретали все более угрожающий и быстротечный характер. 15 марта германские войска вступили в Прагу. За день до этого по указке из Берлина была провозглашена «независимость» Словакии. Чехословакия как государство перестала существовать. 22 марта Германия ввела войска в Клайпеду (Мемель) – ранее немецкий город и порт, переданный Лигой Наций в 1923 г. Литве. Днем раньше Германия «предложила» Польше, союзнице по мюнхенской сделке, в обмен на гарантию ее границ возвратить город и порт Гданьск (Данциг), который до Версальского договора также являлся германской территорией, предъявила Польше и другие требования.

31 марта Англия, а затем Франция объявили о своих собственных гарантиях Польше. 11 апреля Гитлер, используя отказ Польши выполнить германские требования и демонстративную поддержку ее Англией и Францией, утвердил план «Вайс» (войны с Польшей) и установил срок готовности к ней – 1 сентября 1939 г. Так впервые появилась в немецких документах дата начала одной из величайших трагедий в истории человечества.

Период марта-августа 1939 г. – это маневры потенциально и реально противостоящих сил, направленные на поиски союзников и разобщение противников. Для советского руководства существовала альтернатива: достичь договоренности с Лондоном и Парижем, которых поддерживали США, или с Берлином. Цель – не допустить втягивания СССР в войну, создать возможно благоприятные внешнеполитические условия для обороны страны.

В свою очередь каждая из великих держав стремилась привлечь на свою сторону СССР в качестве союзника. Первый демонстративный шаг предприняла Германия. На новогоднем приеме Гитлер проявил неожиданное внимание к советскому полпреду А. Мерекалову. Как сенсация было расценено первое за всю историю появление в марте в советском посольстве в Лондоне премьер-министра Н. Чемберлена. Французский премьер Э. Даладье провел несколько встреч с советским послом Я. Сурицем.

Среди этих событий особое внимание продолжает привлекать договор о ненападении между Германией и СССР, подписанный 23 августа 1939 г. вместе с секретным дополнительным протоколом, и в меньшей степени – предшествовавший ему провал англо-франко-советских переговоров. Принятые в Москве решения оцениваются по-разному.

МИД РФ в сообщении для печати от 14 сентября 1999 г. отметил следующее: «В 1938–1939 гг. Москва в крайне неблагоприятных международных условиях, практически в одиночку, без надежды на поддержку со стороны третьих стран вынуждена была искать пути предотвращения весьма реальной угрозы со стороны приближавшейся к ее границам фашистской Германии, лидеры которой не скрывали своих агрессивных замыслов дальнейшего «натиска на Восток», и что «дело прежде всего ученых дать объективную оценку событиям того сложного периода европейской жизни со всеми его противоречиями, не вырывая их из исторического контекста».

Важнейшее значение в конкретно сложившейся обстановке имели переговоры военных миссий СССР, Великобритании и Франции, совещание которых происходило в Москве 12–22 августа и явилось продолжением политических переговоров, предпринятых по инициативе Великобритании в марте, когда гитлеровцы захватили Чехословакию. Советскую делегацию возглавлял Нарком обороны Маршал К. Ворошилов, британскую – адъютант короля адмирал Х. Дракс, французскую – член Военного Совета генерал Ж. Думенк.

Советская делегация получила инструкцию вести переговоры с целью заключения военной конвенции, но при условии практического согласования конкретных и действенных мер, направленных на обеспечение взаимной безопасности в случае германской агрессии.

Особенность сложившейся обстановки состояла в том, что Англия и СССР вели тайные переговоры с Берлином, и для СССР возникла перспектива заключения пакта о ненападении с Германией, возможность избежать войны. Советской разведке к этому времени стало известно о плане и сроках нападения Германии на Польшу, о чем правительство было поставлено в известность. Видимо этим можно объяснить появление в инструкции советской делегации вопроса о пропуске частей

Красной армии через территорию Польши и Румынии в случае германской агрессии, иначе, говорилось в инструкции, «оборона против агрессии в любом ее варианте обречена на провал». В Лондоне как и прежде стремились столкнуть нацизм с большевизмом.

Переговоры зашли в тупик из-за отказа Польши пропустить советские войска через свою территорию навстречу германским армиям в случае немецкой агрессии против этой страны. 17 августа, когда до начала германской агрессии против Польши оставалось две недели, глава французской военной миссии генерал Ж. Думенк сообщал из Москвы в Париж: «Не подлежит сомнению, что СССР желает заключить военный пакт и не хочет, чтобы мы превращали этот пакт в пустую бумажку, не имеющую конкретного значения». 20 августа он информировал свое руководство: «Провал переговоров неизбежен, если Польша не изменит позицию».

Развязка приближалась. Вечером 21 августа Ж. Думенк получил в Москве следующую телеграмму: «По распоряжению Председателя Совета Министров генерал Думенк уполномочивается подписать в общих интересах и с согласия посла военную конвенцию. Гамелен» . Но Лондон хранил молчание. Не было ответа и на кардинальный вопрос о пропуске советских войск через территорию Польши в случае начала против нее германской агрессии.

Газеты сообщали, что Чемберлен ловил рыбу, а министр иностранных дел Галифакс охотился на уток. Позднее из британских источников стало известно, что на 23 августа готовился прилет Геринга в Великобританию для встречи с Чемберленом и «урегулирования разногласий» на англо-американских переговорах. Тайну готовившейся сделки хранят британские и немецкие архивы.

Как и в Первой мировой войне, все решилось «в последний час». Получив от Сталина согласие на подписание договора о ненападении с Германией, Гитлер направил министра иностранных дел Германии И. Риббентропа в Москву. В ночь с 23 на 24 августа в Кремле между двумя странами был подписан договор о ненападении (пакт Молотова – Риббентропа). Это вынужденное политическое решение советского правительства на какое-то время гарантировало страну от войны с Германией, с ее реальными и потенциальными союзниками. Германия избавлялась от угрозы войны на два фронта при нападении на Польшу и рассчитывала на нейтралитет Англии и Франции. Но, как известно, надежды Германии на нейтралитет Англии и Франции не оправдались.

Секретный протокол к договору предусматривал раздел «сфер интересов» между Германией и СССР, и являлся важной составной частью подписанного документа. К «сфере интересов» СССР, с учетом изменений, зафиксированных секретным протоколом к германо-советскому договору «о дружбе и границе» от 28 сентября 1939 г., относились Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, восточная часть Польши (Западная Белоруссия и Западная Украина), Бессарабия, что ограничивало продвижение германских армий к границам СССР в случае возникновения войны в Европе. Ранее это были государства или территории, которые входили в состав России, отторгнутые от нее после Первой мировой войны или решениями, принятыми в Версале, или путем прямых аннексий.

25 августа в Лондоне было подписано англо-польское соглашение о взаимопомощи. В соглашении говорилось, что в случае начала войны помощь Польше будет оказана немедленно. В секретном протоколе к договору были определены государства и территории, которые входили в сферу интересов сторон: Бельгия, Голландия, Данциг и Литва. Упоминались также Латвия, Румыния и Венгрия. За три месяца до этого Франция подписала секретный военный протокол с Польшей.

Важнейшая задача советской политики в этот период заключалась в том, чтобы не допустить одновременного выступления против СССР Германии и Японии, обезопасить свои границы на Западе и на Дальнем Востоке.

Но столкновение с Японией, а затем и Финляндией привело к кратковременным локальным войнам на Северо-западе и Дальнем Востоке, фактическому втягиванию СССР во Вторую мировую войну. Восстановим канву этих событий.

В мае 1939 г. японские войска, годом раньше разбитые у озера Хасан, вторглись на территорию союзной СССР Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол. Это вторжение не было изолированной акцией. Оно явилось составной частью японских планов захвата советского Дальнего Востока и Сибири, Китая, Французского Индокитая, владений США, Великобритании и Голландии, а также других территорий в Азии и на Тихом океане. Императорская ставка готовила два варианта ведения войны: северный – против СССР и южный – против США, Великобритании и их союзников. Очередность осуществления каждого из них ставилась в зависимость от конкретно складывавшихся условий международной обстановки. План войны против СССР (план «Оцу») предусматривал захват советского Дальнего Востока.

Несмотря на предупреждение советского правительства, что СССР будет защищать МНР как свою собственную территорию, японские войска, имея трехкратное превосходство в силах (около 40 тыс. человек, 300 орудий, 130 танков, более 200 самолетов), 2 июля 1939 г. форсировали р. Халхин-Гол и вторглись на территорию МНР, но после кровопролитных боев, потеряв 4,5 тыс. человек, вынуждены были временно отступить. Наступление уже силами 6-й армии (командующий генерал О. Риппо) японцы готовились возобновить 24 августа, однако советские войска упредили противника и сами 20 августа перешли в наступление силами созданной к тому времени 1-й армейской группы под командованием комкора Г. Жукова.

Уступая в численности войск, 1-я армейская группа превосходила противника примерно вдвое по числу танков и самолетов. Монгольские войска возглавлял Маршал МНР Х. Чойбалсан. Координация действий советских и монгольских войск возлагалась на фронтовую группу во главе с командармом 2-го ранга Г. Штерном.

Наступление было хорошо подготовлено и явилось неожиданным для противника. В результате шестидневных боев 6-я японская армия была окружена и фактически уничтожена. Ее потери составили более 61 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, советских войск – 18 тыс. убитыми и ранеными. Особенно напряженными были воздушные бои, самые крупные к тому времени, в которых с обеих сторон участвовало до 800 самолетов. В конечном итоге японское командование обратилось с просьбой о прекращении военных действий, и 16 сентября 1939 г. они были приостановлены.

События на Халхин-Голе имели важные международные последствия. Приоритет в японских планах получил южный вариант войны – против Великобритании и США. Советская дипломатия, умело действуя в сложившейся обстановке, добилась заключения на взаимовыгодных условиях пакта о нейтралитете с Японией. Пакт был подписан в Москве 13 апреля 1941 г., что позволило нашей стране избежать войны на два фронта.

Используя статьи секретного протокола к пакту Молотова – Риббентропа, СССР после разгрома Польши Германией, осенью 1939 г. ввел свои войска на территорию Западной Белоруссии, Западной Украины, а в июне 1940 г. на территорию Бессарабии (аннексированную Румынией в 1918 г.) и Северной Буковины. Организованного вооруженного сопротивления Красной армии оказано не было. На основе пактов о взаимопомощи советские войска были введены в Прибалтику – на территорию Эстонии, Латвии и Литвы. В 1940 г. на правах союзных республик они вошли в состав СССР.

СССР располагал средствами давления и на Финляндию. Ранним утром 30 ноября 1939 г. советско-финская граница взорвалась артиллерийской канонадой, под прикрытием которой части Красной армии перешли границу и развернули наступление вглубь финской территории. Так началась «зимняя война» с Финляндией, которая продолжалась три с половиной месяца и закончилась подписанием 12 марта 1940 г. мира на советских условиях. По своей предыстории, особенностям боевых действий, международному резонансу и итогам это была необычная война. В памяти ее участников она осталась войной тяжелой, «незнаменитой», многие события которой были труднообъяснимы, что вызывает до сих пор повышенный интерес к ее истории.

Феномен этой войны, прежде всего в том, что обе стороны стремились избежать столкновения. В 1932 г. СССР и Финляндия заключили договор о ненападении, который по советской инициативе вскоре был продлен до 1945 г. (денонсирован в 1939 г.).

Документы того времени свидетельствуют, что в условиях разразившейся в Европе войны СССР ставил своей целью укрепить безопасность северо-западных границ, и особенно Ленинграда, от которого до Финляндии было в то время всего

32 км. В Москве наиболее опасным считали не вероятность выступления самой Финляндии против СССР, а использование для этой цели ее территории западными державами. В Хельсинки политику СССР рассматривали преимущественно как враждебную, с позиции угрозы «мировой революции», и в то же время вели пропаганду за «Великую Финляндию» с включением в нее советской Карелии. Впрочем, часть финского истеблишмента склонялась к более сбалансированному политическому курсу по отношению к СССР.

Заключительный тур переговоров на правительственном уровне состоялся с 12 октября до 9 ноября. Советскую делегацию возглавлял Сталин, финскую – посол в СССР, будущий президент Финляндии Ю. Паасикиви. 14 октября после очередного отказа заключить договор, аналогичный тому, что был подписан с прибалтийскими государствами, финской делегации была направлена «Памятная записка». В ней содержалось предложение (фактически ультимативное требование) передать СССР ряд островов Финского залива, часть Карельского перешейка, полуостров Рыбачий и предоставить в аренду часть полуострова Ханко. В качестве компенсации Финляндии предлагалась вдвое большая часть территории в Восточной Карелии. «Поскольку Ленинград нельзя переместить, – говорил финской делегации Сталин, – мы просим, чтобы граница проходила на расстоянии 70 км от Ленинграда… Мы просим 2700 кв. км и предлагаем взамен более 5500 кв. км». Сторонники твердой линии в Финляндии (министр иностранных дел Э. Эркко и другие) под давлением западных держав воспрепятствовали достижению компромисса.

Одновременно с переговорами и СССР, и Финляндия наращивали военные силы в приграничной полосе. Возросла напряженность и на самой границе. 26 ноября последовал «инцидент в Майниле» – обстрел, как сообщало московское радио, советского населенного пункта финской артиллерией. Историки до сих пор спорят, что же в действительности произошло в Майниле. Доказательств в пользу официальной советской версии или для ее опровержения пока не найдено.

30 ноября нарком иностранных дел В. Молотов выступил с заявлением, в котором говорилось, что вступление войск Красной армии на территорию Финляндии – вынужденный ответ на враждебную политику этой страны и имеет целью обеспечить безопасность Ленинграда. Неожиданным стало сообщение о создании «народного правительства» Финляндии во главе с видным деятелем финской компартии и Коминтерна О. Куусиненом.

1 декабря это правительство, местом пребывания которого стал финский пограничный поселок Териоки, призвало финский народ приветствовать Красную армию как свою освободительницу. Днем позже советское правительство подписало с правительством Куусинена договор о дружбе и взаимопомощи. Согласно конфиденциальному протоколу к договору предусматривалась передача СССР в аренду полуострова Ханко и размещение там до 15 тыс. советских войск. Этот договор также означал, что советское правительство отказывалось от каких-либо контактов с законным правительством в Хельсинки. Опережая события, отметим, что правительство Куусинена не нашло поддержки у населения Финляндии и сошло со сцены еще до окончания войны. В качестве контрмеры в Хельсинки обсуждался вопрос о формировании «русского альтернативного правительства» во главе с А. Керенским или Л. Троцким, но решили не рисковать.

Нужно также отметить, что советско-финская война велась и в неблагоприятной для СССР международной обстановке. Во многих странах были развернуты кампании с осуждением Советского Союза и в поддержку Финляндии. СССР исключили из Лиги Наций, чем она фактически и закончила свое существование. США, Англия и Франция, некоторые другие страны предприняли ряд дискриминационных мер по отношению к СССР. Финляндии была организована финансовая, военная и в широких масштабах пропагандистская поддержка.

19 декабря 1939 г. союзники приняли решение направить в Финляндию экспедиционный корпус. В их штабах разрабатывались планы ударов силами англо-французских войск с севера на Ленинград и с юга на Баку с последующим развитием встречного наступления на Москву. Эскадрилья британских самолетов «Бленхейм» готовилась к бомбардировкам нефтепромыслов Кавказа. Баку рассчитывали разрушить за 15 дней, Грозный – за 12. Скрытно, ограниченная советско-германским договором, оказывала ей поддержку и Германия .

Создавался новый фронт Второй мировой войны, угрожающий Советскому Союзу, с участием великих держав и скандинавских стран. В Москве это понимали, как и то, что устранить эту угрозу может только завершение в короткие сроки войны с Финляндией.

Но, по большому счету Красная армия не была подготовлена к войне. Имея превосходство в силах, она не была обучена действиям в зимних условиях болотисто-лесистой местности. Красноармейцы были из рук вон плохо одеты и обуты. Снабжение армии продовольствием оставляло желать лучшего. В ближнем огневом бою финны, имевшие на вооружении автоматы «Суоми», получали преимущество. Финская армия «стояла на лыжах», и в этом также было ее превосходство. У нас слабо работала войсковая разведка. Сведения о системе обороны противника и ее главного рубежа – «линии Маннергейма» – были устаревшими и неполными.

Все это приходилось исправлять уже в ходе войны. Но еще более серьезный просчет заключался в недооценке противника. Сталин, Ворошилов и большинство высшего командования были уверены, что для разгрома финской армии потребуется две-три недели. Был принят разработанный в Ленинградском военном округе «облегченный» план войны в основном силами округа – «план Мерецкова», названный так по имени командующего округом командарма 2-го ранга К. Мерецкова – в противовес плану, разработанному под руководством начальника Генерального штаба командарма 1-го ранга Б. Шапошникова, требовавшего значительно больших усилий для достижения целей войны.

«Встреча с веком»: каким виделся новый век людям, ро­дившимся во второй половине XIX столетия? Какие на­дежды и прогнозы связывали с ним обыватели, творчес­кая интеллигенция, политики, историки и др.? «Удачи и трагедии минувшего века».

История России XX в. в трудах отечественных и за­рубежных историков. Историческая наука в дореволюци­онной России, СССР и Российской Федерации в XX - на­чале XXI в.: научные школы, историки и фундаменталь­ные труды по истории России XX в. «Узловые вопросы» отечественной истории: о чем спорят историки? Научные подходы к периодизации новейшей отечественной исто­рии, причины их вариативности. Особенности источников по истории России новейшего времени, проблемы их под­линности и достоверности.

Раздел 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ: ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ (18ч)

Тема 1. Россия во второй половине XIX - начале XX в. (8ч)

Россия и Запад во второй половине XIX в.: вызовы индустриального мира и «ответы» на них индустриальных и аграрно-индустриальных стран Европы, Азии и США. Эпоха Великих реформ в России и ее итоги к началу XX в. Результаты реформ 1860-1870-х гг. в оценках совре­менных историков. Сравнителъно-обобщающая характе­ристика ведущих стран Запада и России во второй поло­вине XIX в.

Становление и развитие рыночной экономики в Рос­сии: геополитическое положение страны в пореформен­ный период; ресурсы и противоречия индустриального развития. Социально-экономическая политика Александpa III (1881 -1894). Особенности российского монополис тического капитализма. Аграрный вопрос и положе­ние российского крестьянства во второй половине XIX в., влияние этих факторов на темпы экономического разви­тия страны. Реформаторы второй половины XIX в.: Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте и др. Отношение к ним при дво­ре и в российском обществе. «План индустриализации» (С.Ю. Витте), его роль в стабилизации финансовой систе­мы, в хозяйственном освоении Сибири и Дальнего Восто­ка и т. д. *Великий евразийский путь: Транссибирская магистраль (региональный проект).

Дискуссионные вопросы:

О роли и месте России в мировой экономике второй половины XIX в.;

О состоянии и противоречиях аграрного сектора российской экономики в пореформенный период;

Об эффективности экономической политики С.Ю. Витте.

Российское общество в условиях форсированной мо­дернизации. Классы и сословия российского общества во второй половине XIX в. Положение традиционных для аг­рарного общества слоев населения в эпоху «великих пере­мен». Формирование новых социальных общностей в про­цессе ускоренного индустриального развития. «Рабочий вопрос» к концу XIX в. Сравнительная характеристи­ка социально-экономического и политического положения рабочих в России и в ведущих странах Запада.

*Коллективный портрет населения Российской импе­рии на рубеже XIX-XX столетий: полиэтнический, поликонфессиональный и поликулътурный харак­тер российского общества; конфликты и опыт межкуль- турного взаимодействия на российских пространствах Ев­ропы и Азии (региональный проект).

Россия - самодержавная монархия. Структура зако­нодательной и исполнительной власти в России; особен­ности государственного устройства, национальные обра­зования в составе империи. Система местного самоуп­равления. Российское законодательство и судебное дело. Актуальность вопроса о парламентаризме и демокра­тизации общественно-политической жизни страны в конце XIX - начале XX в. Основные тенденции формиро­вания в России первых политических партий. Активиза­ция общественных и национальных движений в условиях форсированной модернизации. Сравнительная характе­ристика общественно-политических партий и движений в странах Запада и России на рубеже XIX-XX вв.

*Исторические портреты последних российских само­держцев: Александра II, Александра III, Николая II. От­ношение монархов к реформам. Личности царей и резуль­таты их правления в оценках современников и потомков.

Духовная жизнь России в преддверии нового века. Предпосылки и условия культурного расцвета России в конце XIX - начале XX в. Серебряный век русской культуры. Крупнейшие достижения науки и техники, философии и общественных наук, литературы, искусства, театра и других сфер художественной культуры. *Первые нобелевские лауреаты: И.П. Павлов (1904) и И.И. Мечни­ков (1908). *«Русская историческая школа» всеобщей истории: П.Г. Виноградов, Р.Ю. Виппер, Н.И. Кареев, В.О. Ключевский, М.М. Ковалевский и др. *«Великий не­мой» и первый русский кинопромышленник А. Ханжон- ков. *Русские сезоны С. Дягилева в Париже и в других столицах Европы. *Система школьного и высшего образо­вания в Российской империи.

Новые черты в облике российских городов и деревень в конце XIX - начале XX в. (региональный проект). Но­вое в повседневной жизни российского общества.

Тема 2. Первая российская революция и ее последствия (6 ч)

«Большая политика» и «маленькая война». Геополи­тические интересы России на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX в. Отношения с сопредельными стра­нами Азии и Западной Европы в связи с «восточной по­литикой» России. Предпосылки и причины Русско^японс- кой войны 1904-1905 гг.: декларации и реальность. Сравнительный анализ манифестов об объявлении войны императоров Японии и России. Отношение к войне в раз­личных политических кругах и слоях российского обще­ства. Внутрироссийский и международный резонанс Рус­ско-японской войны. Социально-политические следствия поражения России и заключения Портсмутского мира.

Первая российская революция 1905-1907 гг. Соци­ально-экономические и политические предпосылки рево­люции. Кровавое воскресенье как проявление политичес­кого и нравственного кризиса власти. Отклики на события 9 января 1905 г. в регионах России. Дискуссия о роли Та­лона в организации Кровавого воскресенья. Образование новых политических партий как ответ различных полити­ческих сил на развитие революции (кадеты, октябристы, черносотенные организации, партии банкиров и предпри­нимателей и др.). Сравнительная характеристика поли­тических программ и деятельности оппозиционных движе­ний в годы революции: либерально-монархическое, неона- родническое и социал-демократическое, крестьянское. Политические маневры правительства в связи с разви­тием революции в августе-октябре 1905 г. Анализ Ма­нифеста об учреждении Государственной думы и Мани­феста «Об усовершенствовании государственного порядка» в аспекте становления в России самодержавно-конституционной монархии.

Становление российского парламентаризма (1905- 1914). Принципы формирования, деятельность и тенден­ции становления Государственной Думы первого-второго созывов в годы революции: партийный и социальный со­став, *лидеры думского движения, отношения Думы с властью, основные задачи и сферы законотворчества. Исторический характер и последствия событий 3 июня 1907 г. («третьеиюньского переворота»).

Реформаторская деятельность П.А. Столыпина на посту председателя Совета министров (1906-1911): цели и за­дачи, основные направления, средства и условия преобра­зований, итоги реформ к началу Первой мировой войны. П.А. Столыпин и III Государственная Дума: принципы взаимодействия. *С.Ю. Витте и П.А. Столыпин: срав­нительная характеристика двух выдающихся россий­ских реформаторов. *«Великая Россия» в представлении П.А. Столыпина.

Дискуссионные вопросы:

О роли и месте России в мировой экономике начала XX в.;

О противоречиях реформаторской деятельности ПЛ. Столыпина в условиях социально-экономичес­кого и политического развития России в начале XX в.;

О месте и роли Государственной Думы первого- четвертого созывов в становлении российского пар­ламентаризма.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Международные отношения на рубежеXIX-XX вв. Система международных отношений на рубеже XIX-XX вв. Империализм как идеология и политика. Борьба за колониальный передел мира. Первая мировая война: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Тема 3. Первая мировая война и крушение императорской России (4 ч)

Россия в Первой мировой войне. Развитие геополити­ческой ситуации в мире и Европе в конце XIX - начале XX в.: новые очаги международной напряженности и во­енно-политические союзы. Цели внешней политики Рос­сии в условиях обострения межимпериалистических про­тиворечий в начале XX в. Обстоятельства вступления России в войну, состояние российской армии к началу во­енных действий против Германии, расчеты правительства и планы военных. Реакция российского общества и раз личных политических сил (либералы, социал-демократы, большевики) на войну в зависимости от ситуации на Вос­точном фронте и внутри страны в 1914-1917 гг. «Кри­зис верхов» и «кризис низов» как результат участия России в Первой мировой войне.

Первая мировая война и Февральская революция. Со­циально-экономическое, внутриполитическое и морально-­психологическое состояние государства и общества в ян­варе-феврале 1917 г. Пути выхода России из кризиса: сравнительный анализ программ политических партий. События в Петрограде 22-27 февраля 1917 г.: государ­ственный переворот или стихийная революция? Формиро­вание революционных органов власти и Временного пра­вительства. Вопрос об Учредительном собрании и судьбе монархии в России.

Дискуссионные вопросы:

О характере Февральской революции;

О преемственности целей и задач революции 1905- 1907 гг. и революции в феврале 1917 г.;

О событиях Февраля и Октября 1917 г. как отно­сительно самостоятельных революциях (переворо­тах) или взаимообусловленных этапах одной рево­люции 1917 г.;

Об альтернативах развития России после Февраля 1917 г.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Версальско-Вашингтонская система и изменение политической карты мира. Начало складывания международно-правовой системы. Лига наций. Паневропейское движение и пацифизм.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел 2. ИСТОРИЯ СССР: 1917-1991 гг. (55ч)

Выбор России в октябре 1917 г. Социально-экономи­ческие, политические и социо-культурные факторы, опре­делившие выбор России в 1917 г. Переворот или револю­ция: предпосылки, причины и значение Октября 1917 г. в марксистской и либеральной историографии.

Россия в условиях двоевластия. Петросовет и Времен­ное правительство: сравнительная характеристика со­става органов власти, социальной базы, целей и задач их деятельности, мероприятий, проведенных весной-летом 1917 г. «Революция по телеграфу?»: развитие революци­онных событий в регионах России - общее и особенное (региональный проект). Социально-экономическое и по­литическое положение в стране в условиях двоевластия. Причины неустойчивости Временного правительства и ре­гулярности политических кризисов весной-летом 1917 г.

Основные политические партии в условиях двоевлас­тия. Сравнительный анализ политических программ ка­детов, эсеров, меньшевиков и большевиков: положение партий в новых условиях, оценка ими Февральской рево­люции, стратегические цели и тактические задачи по «спасению России», отношение к участию России в вой­не, к Учредительному собранию, рабочий и аграрный во­просы, уровень поддержки партии в обществе, возможнос­ти взаимодействия с другими партиями и Временным правительством.

Причины роста популярности партии большевиков в массах. *Проблема «немецких денег» в возвращении В.И. Ленина из эмиграции в Россию весной 1917 г. Кри­тический анализ «Апрельских тезисов» как программы партии большевиков в «данной революции». Дискуссия по докладу В.И. Ленина «О задачах пролетариата в дан­ной революции» на партийной конференции: аргументы сторонников и противников ленинского курса на социа­листическую революцию весной 1917 г.

Рост леворадикальных настроений в массах. Измене­ния в балансе сил на политической арене России к осени 1917 г. Программа Л.Г. Корнилова по «спасению России». Л.Г. Корнилов и А.Ф. Керенский: от временного союза к обвинению в мятеже. *Дискуссии о роли и масштабах личности А.Ф. Керенского и Л.Г. Корнилова в российс­кой истории.

Большевики берут власть. Положение партии боль­шевиков после поражения «корниловщины». Тактика В.И.Ленина по продвижению своей идеи о вооруженном восстании. *«Искусство убеждать»: критический анализ статей и выступлений В.И. Ленина в сентябре - октябре 1917 г. по вопросам о подготовке вооруженного восста­ния. Захват большевиками власти в Петрограде и II Все­российский съезд Советов как звенья одной цепи в поли­тической программе В.И. Ленина и его соратников. Пер­вые декреты советской власти: анализ первоисточников в контексте политических призывов и обещаний больше­виков накануне революции. Принципы формирования большевиками новых органов власти: СНК, ВЦИК, ВЧК. Предпосылки складывания в стране однопартийной диктатуры.

Дискуссионные вопросы:

О характере октябрьских событий в Петрограде: переворот или революция / Великая революция;

О взаимосвязи и взаимообусловленности революци­онных событий в феврале и октябре 1917 г.;

О причинах победы большевиков в борьбе за власть и поражения реформаторских движений;

О влиянии Октябрьской революции на революцион­ные и национально-освободительные движения в странах Европы и Азии.

«Триумфальное шествие советской власти»: модели ус­тановления власти большевиков в Москве и других реги­онах России. Установление советской власти в нашем крае (региональный проект). Первые мероприятия боль­шевиков по демократизации общественной жизни, в сфе­ре правосудия, религии, образования и культуры. Первая советская конституция (1918) об основах государства и об­щества: анализ документа.

Результаты выборов в Учредительное собрание как от­ражение настроений и политических симпатий населения России: анализ статистических данных. Учредительное собрание в планах и действиях большевиков в октябре 1917 - январе 1918 г. * Дискуссии историков о способ­ности Учредительного собрания сформировать конститу­ционное правительство и реально изменить политическое развитие России.

Внешняя политика советского государства. Междуна­родное положение России в конце 1917 - начале 1918 г. Реакция зарубежных стран на революционные события в России и мирные предложения большевиков. Образование независимых государств на территории бывшей Россий­ской империи. Основы социалистической внешней поли­тики в Декрете о мире: анализ документа. Формирование новой армии: иллюзии и реальность. Советско-германские переговоры о мире и дискуссии в партии большевиков об их условиях. Брестский мир как инструмент поли­тической борьбы; его последствия для России и стран Европы.

Революционные преобразования в экономике. «Красно­гвардейская атака на капитал»: основные цели и задачи экономической политики большевиков в конце 1917 - начале 1918 г., приоритетные направления реформ, спо­собы улучшения экономической ситуации в стране. Дис­куссии в партии о принципах экономической политики. «Военный коммунизм» как модель перехода к новому общественному строю и способ выживания в условиях Гражданской войны (1918-1921). Дискуссия об истори­ческой роли и сущности «военного коммунизма».

Гражданская война в России. Предпосылки и причи­ны Гражданской войны как объект изучения в советской и современной российской историографии. Социальная ба­за, участники, интересы и идеология «красных» и «бе­лых». Политика эсеров в годы Гражданской войны как поиск «третьего пути» в гражданском противостоянии. Роль интервенции в вооруженном конфликте 1918- 1922 гг. События на фронтах Гражданской войны и в ты­лу страны в 1918-1920 гг.: анализ тенденций развития вооруженного конфликта, качественных новообразова­ний и результатов противоборствующих сторон.

Дальневосточная республика (ДВР, 1920-1922 гг.) в борьбе за освобождение Дальнего Востока от интервентов и установление советской власти.

*«Война без победителей»: сравнительный анализ вос­поминаний участников Гражданской войны, сражавших­ся по разные стороны фронта.

*«Наш край в годы Гражданской войны и интервен­ции»: региональный проект современной экспозиции в краеведческом музее.

*Советско-польская война (1920): от войны освободи­тельной к войне революционной. Ее влияние на характер советско-польских отношений в последующие десятиле­тия.

Дискуссионные вопросы:

О причинах, характере Гражданской войны;

О периодизации и хронологических рамках Граждан­ской войны;

О природе и масштабах красного и белого террора в годы войны;

О причинах победы красных в Гражданской войне.

Тема 5. Советизация России (6 ч)

Новая экономическая политика. Социально-экономи­ческое, политическое и морально-психологическое состоя­ние страны и общества после Гражданской войны. При­чины и основные требования участников крестьянских восстаний, забастовок и Кронштадтского мятежа в конце 1920 - начале 1921 г. Переход к новой экономической политике и становление ее как цельной экономической системы: этапы введения нэпа, их задачи и принципы ре­ализации, основные мероприятия в сфере экономики и финансов, их результаты. *Нэпман - «герой нашего вре­мени» (образная характеристика советского предприни­мателя на основе научно-исторических и художественных источников). Нэп и идеология. Нэп и антирелигиозная по­литика большевиков. *«Философский пароход» (1922) -«первое предостережение» власти инакомыслящим.


Дискуссионные вопросы:

О целостности и преемственности экономической политики большевиков: военный коммунизм - нэп;

Об исторической роли нэпа в борьбе большевиков за сохранение своей власти в условиях кризиса;

О нэпе как модели рыночных отношений под конт­ролем государства.

Образование СССР. Геополитическая карта бывшей Российской империи после Гражданской войны. Предпо­сылки объединения советских республик в единое госу­дарство. Дискуссии в партии по национальному вопро­су и о модели СССР. Принципы образования Советского государства 30 декабря 1922 г. Конституция СССР 1924 г., государственная символика и карта СССР в 1920-е гг. Дискуссии о противоречиях формы и содержания союзно­го государства; *о предпосылках распада СССР в 1991 г. *Советский Союз глазами иностранцев, посетивших его в 1920-е гг..

Эволюция большевистского режима. Процесс оформле­ния советского политического режима в авторитарный и бюрократический. *Коллективный портрет советско­го и партийного руководства в 1920-е гг. (образная ха­рактеристика на основе биографических и научно-исторических источников). Ключевые вопросы и итоги пар­тийных дискуссий 1920-х гг. И.В. Сталин, его временные союзники и оппоненты в борьбе за власть после смерти В.И. Ленина.

Двойственный характер советской внешней политики в 1920-е гг.: международные соглашения и деятельность Коминтерна в интересах мировой революции. Влияние нэ­па на характер внешней политики большевиков. *Первые советские дипломаты (Г.В. Чичерин, Ф.Ф. Раскольников, Л.М. Карахан и др.). *Внешнеполитическая обстановка на Дальнем Востоке в 1920-е гг. Конфликт на КВЖД (1929).

Социально-экономическое развитие СССР к концу 1920-х гг.: показатели, ресурсы развития, проблемы и противоречия. *«ГОЭЛРО - локомотив индустриализа­ции». Сравнительная характеристика темпов экономи­ческого развития СССР и стран Запада после Первой мировой войны. Дискуссия в ВКП(б) о путях социалисти­ческого строительства, моделях индустриализации, источ­никах капиталовложений. Утверждение курса на фор­сированную индустриализацию (XV съезд ВКП(б), 1927 г.) и его влияние на внутриполитическое и между­народное положение СССР.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Мировое развитие в 30-х – 60-х гг. ХХ в.: кризис индустриального общества (не менее 16 ч)

Экономический кризис 1930-х гг . Структурный экономический кризис 1930-х гг. и переход к смешанной экономике. Кейнсианство и институционализм о стратегии общественного роста

ИСТОРИЯ РОССИИ

Тема 6. Советская модель модернизации (8 ч)

«Выбор 1929 года». Предпосылки перелома в истори­ческом развитии СССР. Суть альтернативных сценариев экономического развития, дискутировавшихся в партии в 1920-е гг. Причины и формы «свертывания» нэпа. 1929 год в оценках советских и современных российских историков.

«Консервативная революция» в экономике. Принципы государственного планирования советской экономи­ки, способы их реализации в разработке первых пятилет­них планов. Особенности первой пятилетки (1928-1933): цели, приоритеты, способы реализации, достижения. Це­на «индустриального скачка». Край в годы индустриали­зации (региональный проект).

Деревня в годы свертывания нэпа и перехода к фор­сированной индустриализации. Борьба И.В. Сталина с «правой оппозицией» в партии. «Социалистическое на­ступление» на крестьянство: цели и этапы коллективи­зации, ее формы, итоги и последствия. Формы крестьян­ского сопротивления насильственной коллективизации. *Голод 1932-1933 гг.: виновники и жертвы.

От диктатуры класса к диктатуре вождя. Советская по­литическая система как особая форма тоталитаризма. Положение ВКП(б) в политической системе СССР к сере­дине 1930-х гг. И.В. Сталин как вождь партии и лидер Советского государства; предпосылки и способы формиро­вания культа личности. *Образ советского партийца (об­разная характеристика на основе документальных и ху­дожественных источников). Советская номенклатура и госаппарат в условиях сверхцентрализации и партийного контроля. Становление советской командной систе­мы. Конституция СССР (1936) как Основной Закон стра­ны «победившего социализма» (анализ документа).

Экономическое развитие СССР в 1930-е гг. Предпосыл­ки и условия становления специфической экономики власти. «Магия цифр»: результаты первой пятилетки и установки второго пятилетнего плана (1933-1937): кри­тический анализ статистических источников. Переход к тотальному планированию. Советские формы сти­мулирования производительности труда (ударничество, системы надбавок, моральное поощрение и порицание). Особенности плана третьей пятилетки (1938-1942) в ус­ловиях международного и внутриполитического положе­ния СССР во второй половине 1930-х гг. Окончательное оформление командной системы хозяйствования. Сравнительный анализ результатов социально-экономи­ческого развития СССР и стран Запада к концу 1930-х гг.

«Люди тридцатых». Противоречия в развитии соци­альной и духовной сфер общества в условиях развернуто­го строительства социализма. Советские города и села в годы форсированной модернизации и сплошной коллекти­визации (региональный проект). Жизнь и быт советских людей в 1930-е гг. (образная характеристика на основе научно-исторических и художественных источников). Предпосылки и процесс становления тоталитарной культуры. Искусство: «полезное» и «вредное» (крити­ческий анализ произведений культуры).

Политика массового террора. Террор как закономер­ный атрибут советской политической системы. Направле­ния и объекты репрессивной политики советского госу­дарства в 1920-1930-е гг. Причины усиления репрессий в конце 1920-х гг. Особенности политических процессов во второй половине 1930-х гг. Инструменты репрессивной политики: «показательные процессы», исправительно- трудовые лагеря, судебная система. «Большой террор»: цели, способы осуществления, жертвы, последствия. «Страна ГУЛАГ»: тематическая карта СССР, образная характеристика страны и общества на основе докумен­тальных и монументальных источников.

Дискуссионные вопросы:

О политической целесообразности террора в услови­ях «осажденной крепости социализма»;

О масштабах репрессий в СССР в 1930-е гг.;

О характере советского общества, созданного к се­редине 1930-х гг. в результате «развернутого стро­ительства социализма».

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Утверждение тоталитаризма. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Дискуссия о тоталитаризме.

Политическая и социальная идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры. Массовое сознание и культура тоталитарного общества.

Национально-освободительные движения в странах Азии и Африки. Национально-освободительные движения и региональные особенности социально-экономического развития стран Азии и Африки.

Культура в 1920-1930 гг.

Международные отношения 1920-1930-х гг.. Система международных отношений в середине ХХ в.

Вторая мировая война. Вторая мировая война: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Тема 7. СССР и Вторая мировая война (7 ч)

Международное положение СССР в 1930-е гг. Новый вектор во внешней политике СССР в условиях нагнетания международной напряженности и образования новых во- енно-политических союзов. Условия принятия СССР в Ли­гу Наций (1934-1940). *Советский Союз на Всемирной выставке в Париже 1937 г. Инициативы СССР по созда­нию системы коллективной безопасности в Европе. Причины срыва англо-франко-советских переговоров и заключения советско-германского пакта. Дискуссия об ис­торической роли и оценке советско-германских соглаше­ний 1939 г., советско-японского «Пакта о нейтралитете» (1941): анализ документов. *Внешняя политика СССР на Дальнем Востоке в 1930-е гг. *Балканский вопрос и отно­шения с Турцией в советской внешней политике 1940- 1941 гг.

Внешняя политика СССР в начальный период Второй мировой войны и формирование новой государственной границы СССР (1939-1940): аналитический обзор кар­ты. Дискуссии об оценках политики СССР в отношении прибалтийских государств, Западной Белоруссии и Укра­ины, Бессарабии. *«Неизвестная война»: советско-финля­ндская война в современной российской и зарубежной историографии.

Состояние советских Вооруженных сил в конце 1930-х гг., меры по укреплению обороноспособности СССР. Стратегические планы И.В. Сталина в условиях не­избежной войны с Германией. Соотношение вооруженных сил и экономических потенциалов СССР и Германии к ле­ту 1941 г.: анализ статистических данных. Дискуссии о причинах неготовности СССР к войне в июне 1941 г. *Т-34: лучший танк Второй мировой войны и его создате­ли. *Штурмовик Ил-2: один из лучших самолетов Второй мировой войны.

Великая Отечественная война . Проблемные аспекты истории начального периода Великой Отечественной вой­ны. Ключевые события на Восточном фронте летом- осенью 1941 г. Причины провала гитлеровского плана « молниеносной войны ».

Положение на советско-германском фронте в 1942- 1944 гг.: важнейшие операции и решающие сражения на разных этапах Великой Отечественной войны. Анализ тематических карт и документальных источников, ре­гиональные проекты. Вопрос о коренном переломе в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн в российской и зарубежной историографии.

Мобилизационные возможности советской системы в организации отпора врагу . Роль советского тыла в побе­де над фашизмом. «Массовый героизм советского народа на фронте и в тылу» как феномен советской политичес­кой системы / общественного строя / коммунистического воспитания / других факторов. Проблема коллаборацио­низма советских граждан. Национальная политика И.В. Сталина в годы Великой Отечественной войны, при­чины массовых депортаций народов и их последствия. Нормализация церковно-государственных отношений в годы войны. Идеологическая работа на фронте и в тылу как фактор организации масс на борьбу с врагом. *Формы и содержание советской пропаганды. Советская наука и культура в годы войны: научно-исследователь­ские институты и их открытия; произведения литерату­ры, музыки, кино, живописи ит. д. *«Нефасадная» сто­рона войны в творчестве советских поэтов, писателей, ху­дожников.

СССР и союзники по антигитлеровской коалиции: предпосылки и проблемы создания, формы реализации военно-политического союза. Дискуссии о роли ленд-лиза и второго фронта в разгроме нацистской Германии. Кон­ференции глав «Большой тройки» (1943-1945) о согласо­вании военных планов союзников и о послевоенном уст­ройстве мира.

Заключительный период Великой Отечественной вой­ны: участие советских войск в освобождении стран Европы от фашизма. Битва за Берлин и капитуляция Германии.

Причины и цели участия СССР в войне с Японией (9 августа - 2 сентября 1945 г.). *Основные военные опе­рации советских войск на территории Китая. *Освобождение Южного Сахалина и Курильских островов.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ»

О т е ч е с т в е н н а я и с т о р и я

Учебно-методическое пособие

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Часть I .

Санкт-Петербург

ББК 633 (2) я 7

Отечественная история. ХХ век: учебно-методическое пособие /Д. Ю. Алексеев, Б.Б. Лаздовский., О.В. Петрова, И.Э. Сангаева, А.А. Селин; отв. ред. С.А. Козлов. – Изд. 3-е, испр и доп.– /ГОУВПО СПбГТУРП. – СПб., 2009. Ч I - 93 с.

Учебно-методическое пособие содержит перечень учебных тем семинарских занятий, вопросы для изучения, методические указания к ним, списки необходимой литературы.

Пособие предназначено для студентов I-II курсов всех форм обучения.

Рецензенты:

М.В. Ходяков, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой новейшей истории России СПбГУ;

С.Н. Погодин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений ИМОП СПбГПУ.

От редактора

Настоящее учебно-методическое пособие состоит из двух частей и предназначено для студентов негуманитарных вузов, изучающих курс истории России. Первая часть пособия хронологически охватывает период с начала ХХ в. до конца 1930-х гг. Его авторы - преподаватели Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров, исследователи отечественной истории нового и новейшего времени. Они стремились с максимальной объективностью раскрыть сложную историю нашей страны ХХ в., наполненную трагизмом и свершениями, оптимизмом народа-победителя в Великой Отечественной войне и горечью утраты великой Родины – СССР, динамизмом поступательного развития новой демократической России и усталостью от череды половинчатых реформ, разрушающих социальную стабильность общества.

В настоящем издании получили дальнейшее развитие учебно-методические наработки преподавателей кафедры истории, философии и культурологи, нашедшие отражение в исторической учебной литературе, выпущенной за последнее десятилетие. 1

Структура пособия построена по хронологическому и тематическому принципам. В каждой теме выделены ключевые вопросы, к которым даны подробные методические рекомендации, предложена основная и дополнительная литература для самостоятельного изучения студентами. К достоинствам коллективной работы следует отнести умение авторов в равной степени осветить

политические, социально-экономические, государственно-конституционные процессы новейшей истории России.

В заключение хотелось бы напомнить слова русского историка Н.М. Карамзина, автора многотомной «Истории государства Российского»: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». 1


Щагин Эрнст Михайлович, Вдовин Александр Иванович, Чураков Димитрий Олегович и др.

Новейшая отечественная история. XX – начало XX века. Кн. 1

Предисловие

XX век по масштабности и драматизму всего произошедшего с Россией не имеет себе равных в многовековой истории народов нашей страны, да и, пожалуй, всего человечества. Первая половина его временного пространства вместила две мировые войны и троекратные революционные потрясения основ жизни российского общества с их непредсказуемыми и весьма противоречивыми последствиями, а вторая часть этого века оказалась сопряженной с более длительной и весьма изнурительной новой войной – «холодной», с великим противостоянием сверхдержав – США и СССР, – которое завершилось упразднением последней и коренным изменением вектора социально-экономической, политической и духовной эволюции новой России.

Полная, достоверная, а главное беспристрастная летопись этих и других событий у нас еще не создана. Причин тому много.

Во-первых, исследователям, изучающим историю России XX в., приходится анализировать век, достижения и потери которого не прошли еще должного испытания временем, век, основным коллизиям которого суждено разрешиться в будущем.

Во-вторых, сама обстановка непрекращающейся ломки одних устоев общества и замены их другими чревата тем, что в научном и особенно в массовом историческом сознании старые, тиражируемые мифы механически вытесняются новыми, чаще всего прямо противоположного свойства.

Нечто подобное наблюдается в наши дни, когда в целях уяснения надуманной необходимости для России «заново обрести свою историю», некоторые историки и публицисты, такие как геростратовски известный автор «Ледокола» и его российские единомышленники, пытаются деформировать, перелицевать историческую память народа.

В этих условиях главную задачу авторы и редакторы настоящего учебника видят в том, чтобы помочь студенту, изучающему историю России XX в., систематизировать знания, касающиеся недавнего прошлого нашей страны, полученные на занятиях и в процессе самостоятельной работы над историческими источниками, научной и научно-методической литературой, составить достоверную картину наиболее важных событий и на данной основе уяснить закономерности исторического процесса. Кроме того, в учебнике с учетом его ориентации на студентов, обучающихся по специальности 020700 «История», в более расширенном объеме даются основные сведения по историографии, а в необходимых случаях и по источниковедению новейшей отечественной истории.

Не подменяя конкретных ситуаций надуманными схемами и не ранжируя событий прошлого в угоду былой и нынешней политической конъюнктуре, как это нередко еще встречается в вузовской и школьной учебной литературе по новейшей отечественной истории, авторы стремятся к тому, чтобы за всем многоцветием исторических фактов читатель увидел драму человеческих стремлений и поступков, идей и свершений.

Именно такое прочтение и видение прошлого способно убедить читателя в том, что нам не дано ни изменить этого прошлого, ни выносить ему тот или иной приговор с вершин современного опыта. Важно прежде всего постараться понять его. Ведь еще беспокойный издатель «Колокола» рекомендовал перестать отдавать своих предшественников на копья за допущенные ими ошибки и просчеты.

В нашей современной литературе широкое распространение получила трактовка отечественной истории сквозь призму концепции так называемого догоняющего характера развития России в Новое и Новейшее время. Авторский коллектив настоящего учебника не разделяет такого подхода, полагая, что формула российского движения по пути общественного прогресса может быть понята и описана не столько через простое сопоставление с другими странами (как передовыми, так и отсталыми), сколько через выявление самобытности сил, его обуславливающих.

При этом весомым теоретическим подспорьем для них служат исторические наблюдения таких выдающихся мыслителей российского зарубежья 20-50-х годов XX в., как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Ф.А. Степун, Б.Д. Бруцкус, П.Б. Струве, Н.В. Устрялов и др.

Предлагаемый учебник подготовлен авторским коллективом профессоров и преподавателей Московского педагогического государственного университета с участием профессоров Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В работе над ним авторы и редакторы использовали опыт, накопленный при создании двухтомника «Новейшая история Отечества. XX век», вышедшего в свет в 1998 г. и выдержавшего с того времени два издания. Апробация этого пособия в учебном процессе многих университетов, педагогических университетов и институтов, а также вузов гуманитарного профиля помогла дополнить новый учебник очерками по истории отечественной культуры, преодолеть чрезмерный крен в описании событий первой половины XX в., усовершенствовать архитектонику книги, а главное – учесть полезные замечания и предложения.