Болезни Военный билет Призыв

История арабских завоевания: расцвет арабской цивилизации

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online Journal Выпуск 1, 2016 Issue 1, 2016

А. А. Войтенко

КРУГЛЫЙ СТОЛ: «ПОЧЕМУ УДАЛИСЬ АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ? АНАЛИЗ ВОЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ОБУСЛОВИВШИХ УСПЕХ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭКСПАНСИИ VII ВЕКА», ИСАА МГУ, 25 АПРЕЛЯ 2013 Г.

25 апреля 2013 г. в рамках «Ломоносовских чтений» в ИСАА МГУ (секция востоковедения, подсекция: «Религия стран Азии и Африки: история и современность») состоялось заседание, посвященное проблематике христианского Востока. Отдельное заседание по данному вопросу впервые прошло почти 10 лет назад и впоследствии стало традиционным. Однако на этот раз организаторы предприняли новый эксперимент - был проведен круглый стол на тему арабских завоеваний VII в., к участию в котором были приглашены не только арабисты и исламоведы, но и византинисты, а также специалисты по истории Ирана и различных регионов христианского Востока. Это позволило рассмотреть проблему с разных культурно-циви-лизационных ракурсов.

Актуальность данного вопроса для изучения истории стран ближневосточного региона, Северной и Северо-Восточной Африки была сформулирована организаторами следующим образом:

Едва ли какой сюжет может сильнее задеть византинистов и знатоков христианского Востока, чем эпический VII век, осевое время в судьбах Евразии, эпоха Великих арабских завоеваний. Она представляет собой один из самых удивительных эпизодов мировой истории. Границы цивилизаций, незыблемо стоявшие семь веков, были сметены за десятилетие. Сложилась нынешняя культурно-цивилизационная конфигурация Восточного Средиземноморья и Передней Азии. <...> Арабские завоевания отличаются поразительной, неправдоподобной легкостью. <...> Военно-демографический потенциал соседних империй превосходил возможности арабов на порядок: тяжелая конница катафрактариев, боевые слоны, неприступные крепости. Исход сражений при Ярмуке и Кадисии противоестественен. Что естественно - так это результат битвы при Муте 629 года, когда маргинальный гассанидский царек разметал трехтысячное войско мусульман, огромное по хиджазским меркам. Почему через несколько лет всё так изменилось?

В качестве конкретных вопросов для обсуждения было предложено рассмотреть военно-техническую составляющую арабских завоеваний (численность, вооружение, тактику,

А. А. ВойтЕнко Круглый стол: «Почему удались арабские завоевания?..»

дисциплину, мотивацию противоборствующих армий), процессы, свидетельствующие о социально-политическом и моральном кризисе, который переживали противники мусульманской Аравии - Византия и Сасанидский Иран.

К. и. н. К. А. Панченко 1 в своем сообщении «Военный потенциал Аравии в эпоху Великих завоеваний», открывшем круглый стол, рассмотрел численность, вооружение и тактику арабской армии в этот период. Было отмечено, что к моменту начала завоеваний население Северной Аравии составляло примерно 3 млн кочевников и 300 тыс. жителей оазисов, а соотношение сил воюющих армий можно оценивать как 3:2 или 2:1 в пользу противников арабов. По качеству вооружения арабы в начале завоеваний сильно отставали от Византии и Ирана, но через четыре года войны, после побед при Ярмуке и Кадисии, за счет трофейного оружия смогли сравняться с ними. В сражениях арабы, как правило, предпочитали оборонительную тактику, выгодно используя рельеф местности, и, уступая в численности, превосходили противника в мобильности и скорости передвижения. Им, в отличие от многих их противников, был свойственен агрессивный наступательный порыв, а их полководцы не страдали нерешительностью. Новая религия, объединившая арабские племена накануне вторжения, привнесла в их армию гораздо больше жертвенности, дисциплины и сплоченности, чем то было свойственно бедуинам доисламской Аравии. Если до принятия ислама арабы являлись игрушкой в геополитических замыслах своих соседей и не имели никаких экспансионистских амбиций, то с момента обретения ими новой религии в их сознании произошел значительный ментальный сдвиг, который в конечном итоге перекроил культурно-политическую карту всего Ближнего Востока и Средиземноморья.

К. и. н. П. В. Кузенков сделал сообщение о состоянии византийской армии в начале VII в. Как отметил выступавший, при скудном состоянии источников по данной теме всё же можно утверждать, что в указанное время византийцы обладали лучшим войском в регионе, сочетавшим в себе традиционные черты римской армии и новые элементы (например, значительное усиление роли конницы). Важную роль играл религиозно-идеологический компонент - идео-логемы благочестивого воинства и справедливой («священной») войны. К сильным сторонам византийской армии докладчик отнес передовые вооружение и снаряжение, взятые у разных народов (аваров, готов и т. д.); к слабым - формирование армии по национальному признаку и почти полное отсутствие в ней греков (структурообразующего на тот момент этноса), уклонение от генеральных сражений (что можно расценивать как серьезный стратегический недочет), отсутствие в армии, вследствие ее идеологизации, представителей христианских общин, находившихся в оппозиции к официальной Церкви (исключение составляли только ариа-не-германцы), а также рекрутский характер формирования войска. Одной из основных причин поражения византийцев был назван морально-психологический фактор: император Ираклий расценивал военные провалы как личное поражение и наказание за грехи. Результатом такого отношения стала деморализация армии. Докладчик подробно рассмотрел ход битвы при Яр-муке, во время которой арабы выгодно использовали преимущества легкой кавалерии со стременами против тяжелой кавалерии византийцев (после этого сражения тяжеловооруженная конница в византийской армии почти полностью исчезла).

Выступавший также обратил внимание аудитории на тот факт, что в «Стратегиконе» Маврикия, источнике, рассматривающем сильные и слабые стороны народов, которых империя считала своими противниками, арабы не упоминаются, из чего можно сделать вывод: в начале VII в. византийские элиты не считали их потенциальными врагами 2.

Сообщение к. и. н. И. Н. Попова, посвященное «темным векам» в истории Византии, носило ярко выраженный полемический характер. По мнению докладчика, весь корпус нарративных источников, освещающих проблему арабских завоеваний как с византийской, так и с араб-

1 В настоящее время д. и. н.

2 По материалам докладов К. А. Панченко и П. В. Ку-зенкова вышла совместная статья. См.: Кузенков П. В.,

Панченко К. А. "Почему удались арабские завоевания?", Восточная коллекция 3 (2015): 66-78.

ской стороны, не заслуживает доверия. Источники были написаны довольно поздно, в среднем через 150-200 лет после завоеваний, а до тех пор сведения о них сохранялись исключительно в устной традиции и могли в значительной степени превратиться в легенды, утратить историческое ядро. Они также характеризуются схематизмом, обусловленным традициями средневекового историописания, и в целом не отражают реальной картины VII в. Кроме того, позднейшие арабские историки смотрели на произошедшее с позиций уже сложившейся религиозной традиции, тогда как в VII в. ислам еще находился в стадии формирования и, соответственно, мотивы завоеваний и их идеологическая подоплека могли быть иными.

Наименее правдоподобной докладчику показалась содержащаяся в источниках информация о численности армий и конкретном ходе сражений. Он призвал сконцентрироваться на более, с его точки зрения, перспективных для изучения данной темы вопросах - проблеме распада крупных обществ, их социальной деградации и архаизации накануне вторжения арабов, а также проблеме идентичности на разных социокультурных уровнях этих обществ.

Следующий докладчик, к. и. н. М. В. Грацианский, в начале своего сообщения «Этно-ре-лигиозные трансграничные сетевые структуры на Ближнем Востоке в начале VII в.» в порядке полемики с предыдущим выступавшим указал на своего рода «презумпцию невиновности» источника - содержащиеся в нем сведения верны, пока не приведено четких, ясных и конкретных аргументов, доказывающих обратное. Он отметил опасность гиперкритического подхода, который, наряду с излишним доверием к источнику, может сильно исказить реконструкцию исторических событий. По его мнению, источники необходимо исследовать комплексно, привлекать весь их массив и внимательно сопоставлять их данные между собой.

Переходя непосредственно к теме своего сообщения, М. В. Грацианский отметил сложность ситуации в Византийской империи УЕ-УП вв., представлявшей собой полиэтническое, поликонфессиональное и поликультурное образование, где интеграционные процессы часто вступали в довольно сложные отношения с культурным своеобразием и особой идентичностью населения некоторых регионов. Основное место в выступлении было отведено анализу иудейских общин Византийской империи как особой «сетевой группы» и их возможной роли в ходе арабских завоеваний. Согласившись с мнением некоторых израильских ученых о том, что проживавшие в империи иудеи в этническом отношении не представляли собой целого, докладчик отметил их четкую религиозную идентичность. Основываясь на изучении ряда источников, он предположил, что иудеи могли быть единственной значимой силой внутри империи, выступившей против нее и поддержавшей арабов. В частности, он высказал предположение о том, что накануне своего выступления против Византии арабы могли быть очень хорошо информированы о кризисе, который она в тот момент переживала.

Сообщение к. и. н. А. А. Войтенко «Арабские завоевания и интеграция империи. Взгляд из Египта» было посвящено некоторым военным и церковно-политическим проблемам Византийской империи накануне арабских завоеваний.

Докладчик высказал предположение о том, что границы, где остановилась арабская экспансия, могли совпадать с границами имперской интеграции, существовавшими в тот момент. В качестве примера он привел Каппадокию - историческую область, находившуюся практически в центре Византии, процесс интеграции которой в империю успешно завершился ко времени арабского вторжения. В ходе этого процесса, наиболее интенсивно шедшего в IV-УI вв., Константинополь использовал различные стратегии и ресурсы, в том числе активно работал с местными элитами, подчинял христианскую общину Каппадокии столичному патриархату, успешно боролся с нехалкидонитами на ее территории и т. д. Целью такой политики был слом региональной идентичности и максимально возможная ассимиляция этой исторической области в рамках империи. Докладчик предположил, что на интеграцию районов, лежавших вне географического центра Византии, слабее эллинизированных, имевших ярко выраженное этно-культурное своеобразие, центральной власти требовалось гораздо больше времени, а значит, отпадение их от империи в ситуации глубокого внутреннего кризиса и (или) серьезного военного вторжения было делом почти неизбежным.

А. А. ВойтЕнко Круглый стол: ««Почему удались арабские завоевания?..»

Проанализировав эффективность военных частей, расквартированных в Египте в ГУ-У вв., докладчик заключил, что войска могли успешно отражать набеги небольших варварских отрядов, тогда как более многочисленная военная сила была способна пробить оборонительные рубежи (например, на южном направлении) и глубоко вклиниться во внутренние районы провинции. Основываясь на результатах новейших исследований фрагментов «Хроники» Иоанна Никиусского, содержащих сведения о завоевании Египта арабами, он предположил, что арабы могли применить там необычную тактику, к которой византийцы оказались не готовы. Возможно, завоевание происходило с юга, арабы избегали прямых столкновений, оставляли в тылу незанятые города, но брали под контроль хору. В порядке полемики с некоторыми тезисами доклада И. Н. Попова А. А. Войтенко отметил, что «Хроника» Иоанна Никиусского не укладывается в предложенную им схему, поскольку ее автор не являлся типичным представителем византийской историографии и не имел никакого отношения к арабской традиции, а сама «Хроника» была написана не через 150-200 лет после завоеваний, а гораздо раньше 3.

По мнению докладчика, безразличие основной части населения Египта к вторжению арабов можно объяснить тем, что империя так и не стала для нее смыслообразующей ценностью. Причины этого кроются в религиозном и социокультурном явлении, которое иногда называют «трагедией Халкидона». Вероятно, ко времени патриарха Дамиана (578-607) в южных районах Египта сложилась полулегальная нехалкидонская сеть, которая затем легализовалась при арабах. К началу арабского завоевания практически все известные монастырские центры Верхнего Египта придерживались нехалкидонской христологии, а некоторые их лидеры (как показывает анализ коптских источников) относились к халкидонитам крайне негативно. Церковная политика, проводившаяся в империи накануне вторжения (монофелитская «уния»), была наихудшей из всех возможных. Однако, по мнению докладчика, признание нехалкидон-ских общин как законно существующих церквей в рамках империи и включение их в качестве полноправных субъектов права в процесс имперской интеграции (с учетом их идентичности) было невозможно, поскольку противоречило основным ментальным установкам византийской правящей элиты, мыслившей в категориях «одна империя - одна церковь».

Всё это, по мнению выступавшего, привело к сравнительно быстрому завоеванию Египта арабами.

В конце доклада А. А. Войтенко отметил, что завоевание подразумевает не только захват территории, но и удержание ее под своим контролем на протяжении значительного времени. Однако в рамках заявленных в выступлениях тем практически не было уделено внимание рассмотрению факторов, приведших к тому, что арабам удалось сохранить захваченные территории. По его мнению, одной из причин успеха арабов явилась эффективная (по крайней мере, на первых порах) религиозная политика: христианским общинам была предоставлена широкая внутренняя автономия, а добровольный переход в ислам открывал возможность быстрого изменения социального статуса.

Выступление к. и. н. Д. Е. Мишина «Могли ли Сасаниды сдержать арабскую экспансию?» представляло собой попытку проанализировать состояние военного дела при поздних Сасани-дах и на основе этого оценить их шансы в противоборстве с арабами. Было отмечено, что са-санидское войско плохо переносило длинные походы, что проявилось и во время кампании, завершившейся битвой при Кадисии (636 г.). Боевые слоны персов были уязвимы и, если получали ранения, могли смешать строй своего войска. Луки, основное оружие персов, по некоторым сведениям, уступали арабским. Все эти слабые места сасанидских войск проявились в ходе противоборства с арабами и в немалой степени предопределили военное поражение Сасанидской державы.

3 Предположительно, Иоанн родился в 40-х гг. VII в., а около 696 г. занял епископскую кафедру в Никиу, то есть он, скорее всего, не был очевидцем описывае-

мых им событий, но от них его отделяло только одно поколение.

К. и. н. В. В. Орлов 4 в своем сообщении «Арабское завоевание Магриба: природа процесса» отметил, что источники по данной теме содержат много легендарной информации, но основные параметры процесса всё же можно реконструировать. Он указал на значительную разницу между завоеваниями арабами территорий Византии и Сасанидского Ирана, произошедшими поразительно быстро, и покорением ими Магриба, которое заняло около 70 лет (с 642 по 710 г.). Причиной этого, по его мнению, явился целый комплекс факторов: сложные условия местности, специфика боевых действий с кочевыми берберскими племенами и т. д. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что покорение Магриба было главным образом инициативой отдельных арабских военачальников. Также имела место разница в целях предприятия: предполагалась не полная оккупация Магриба, а создание там контролируемых территорий.

Столкнувшись со своим «подобием» (по образу жизни, особенностям ведения боя и боевой оснащенности берберы-кочевники сильно напоминали их самих), арабы перешли к хорошо известной им тактике скоростных налетов, которая, однако, долгое время не давала эффективных результатов. Параллельно со стычками шел процесс исламизации берберов, но он носил неустойчивый и обратимый характер (зафиксированы случаи, когда берберы переходили от язычества к исламу и наоборот до 10 раз). Положение изменилось к началу VIII в., когда арабы перешли к тактике договоров с берберами, широко используя при этом «технологию» смешанных браков (правда, арабы, заключая договоры, всегда считали себя «старшими»). По мнению докладчика, такая тактика и позволила, в конечном итоге, решить проблему покорения Магриба.

В обсуждении проблематики круглого стола, которое подчас носило весьма оживленный характер, помимо докладчиков приняли участие проф. Ф. М. Ацамба, д. и. н. С. А. Кириллина, к. и. н. Т. Ю. Кобищанов и др. По просьбе некоторых участников Д. Е. Мишин сделал небольшое сообщение об арабских завоеваниях на Пиренейском полуострове и возможных причинах разгрома арабов в битве при Пуатье.

В ходе обсуждения были затронуты и другие проблемы - степень влияния иудаизма и христианства на генезис ислама (против чего решительным образом выступила С. А. Кириллина, указав, что ислам следует рассматривать как вполне самостоятельный религиозный феномен), оригинальность и состоятельность арабо-исламской культуры (по мнению некоторых участников круглого стола, исламская культура - это «пестрый ковер» заимствований из культур покоренных и соседних с ними народов), роль арабской письменности и политических «технологий» арабов в последующем развитии государств Ближнего Востока и т. д.

В целом участники круглого стола согласились с мнением о том, что первый опыт организации подобного рода мероприятия - круглого стола с привлечением столь широкого круга специалистов - оказался удачным, в том числе потому, что данный формат может рассматриваться как наиболее эффективный способ обмена научной информацией, позволяющий всем участникам дискуссии взглянуть на проблему «спектрально» и неодномерно. Было высказано пожелание сохранить такую форму организации для последующих заседаний в рамках ежегодных «Ломоносовских чтений» в ИСАА.

4 В настоящее время д. и. н.

IX в. власть багдадских халифов стала ослабевать. Мятежи знати и народные восстания подтачивали силы государства, а его территория неумолимо сокращалась. Поставленные халифом наместники (эмиры) становились фактическими правителями в своих областях. Сам правитель в X в. потерял светскую власть в Багдаде, оставшись только духовным главой мусульман-суннитов. Халифат распался на независимые друг от друга государства. Несмотря на это, распространение мусульманского вероучения продолжалось. Теперь ислам стали исповедовать жители части Северной Индии и Юго-Восточной Азии. Мусульманская культура

Расселившись в новых областях, на землях, где существовали древние культуры Ближнего Востока, Ирана и Византии, арабы заимствовали многое из достижений местных народов. Мусульмане почитали ум и знания. «Чернила ученого настолько же почтенны, как и кровь праведника», – говорили они. При дворах халифов и эмиров создавались богатые библиотеки, содержавшие сочинения античных авторов. На арабский язык были переведены труды знаменитых мудрецов древности – Аристотеля, Платона и др. С некоторыми из трудов античных авторов западноевропейцев познакомили именно арабы. Арабские ученые добились больших успехов в медицине, астрономии, математике. Уроженец Средней Азии Ибн-Сина (980-1037), известный в Европе как Авиценна, пользовался славой величайшего врача и ученого своего времени.

Гробница Мухаммеда в Медине

У индийцев арабы заимствовали математические знания и десятичную систему счета. Арабские цифры (которыми мы пользуемся и по сей день) позволяли быстро и удобно производить арифметические действия. Появившаяся в Индии алгебра стала известна в Европе под арабским названием (ал-джебр).

Арабские труды по географии, составленные еще в X в., дают описание всего тогдашнего мусульманского мира от Испании до Туркестана и реки Инд. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. Масуди и другие арабские путешественники составили подробные описания природы, народов, городов, занятий жителей самых различных земель. Арабские ученые по заказу христианского короля Сицилии сделали серебряный глобус и подготовили обширный труд, в котором изложили свои познания в географии. Так мусульманская культура стала своеобразным мостом между культурами и цивилизациями Средневековья.

Подведем итоги

Возникший в VII в. ислам был, как и христианство и иудаизм, монотеистической религией. Арабский халифат стал колыбелью мусульманской цивилизации. Ее влияние распространилось далеко за пределы Аравийского полуострова. Арабы создали особый мир исламской культуры, вовлекая в свой круг многие народы.

Вопросы

1. Каковы были причины успешных завоеваний арабов?

2. В чем причины распада халифата Аббасидов?

3. Каковы основные положения мусульманского вероучения?

4. Каковы характерные черты исламской цивилизации (мира ислама)?

5. В чем сказалось влияние исламской цивилизации на другие страны?

Задания

1. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Объясните, как вы понимаете эти слова.

1. Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества. Чем одна цивилизационная общность людей отличается от другой?

Признаки цивилизации:

Производящее хозяйство;

– деление общества на группы и появление государства;

– наследственная собственность на землю;

– развитие торговли;

– письменность;

– появление городов и монументальных сооружений;

научные знания, изобретения, открытия.

Каждая цивилизацонная общность имеет неповторимое своеобразие. Они отличаются друг от друга по системам ценностей, обычаям, культуре, производственной технологии, своей морали и философии.

2. На чем основывалось утверждение философа К. Ясперса, что «Азия... хронологически представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди»?

Потому что именно в Азии появились практически все первые цивилизации, за исключением египетской (Древний Вавилон, Древний Китай и Индия).

3. Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов у народов Азии и Средиземноморья?

Мягкий климат Азии и Средиземноморья позволил быстрее перейти от присваивающего хозяйства к производящему, что способствовало переходу к оседлому образу жизни.

В Азии, благодаря теплому климату и наличию крупных рек, которые ежегодно разливались, развивалось ирригационное земледелие. В свою очередь создание и использование системы ирригационных сооружений потока воды, подаваемой на поля, строительство оборонительных укреплений требовали коллективных усилий многих людей. Для организации таких работ требовалась сильный руководитель и многочисленный штат чиновников. Постепенно на Востоке сложилась особая форма государства - деспотия, где власть и собственность были неразделимы. Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. В древневосточных государствах практически не существовало частной собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель).

В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.

Природно-климатические условия Средиземноморья также отличались мягкой, влажной зимой и теплым, жарким, сухим летом. Но в Средиземноморье не было крупных рек и широких долин, что толкало жителей к занятию ремеслами и морской торговлей. Это привело к тому, что в отличие от стран Востока, здесь власть не была сконцентрирована только в руках землевладельческой знати. А значит, не было условий для возникновения деспотии. Верховная власть в государстве принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Хотя решающее слово в большинстве полисов принадлежало родовой знати, простые граждане также могли влиять на принятие важнейших государственных решений.

Таким образом, природно-климатические условия Азии способствовали развитию ирригационного земледелия и становлению деспотия, в то время как в Средиземноморье развивались торговля и ремесла и возникла демократия, для которой было характерно широкое участие граждан в государственных делах.

4. Какие главные перемены произошли в жизни народов Западной Европы в раннее Средневековье?

Переход от подсечного земледелия к двуполью;

В германских племенах соседская община пришла на смену родовой, произошел переход к частной собственности;

Возникновение варварских государств (франков, остготов, вестготов, кельтов и др.);

Принятие христианства варварскими племенами;

Начало формирования феодальной собственности.

5. Какую роль играла государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока? Чем эта роль отличалась в странах античного мира и в странах раннесредневековой Европы? К какому типу общества (восточному или западному), по вашему мнению, следует отнести Византию? Обоснуйте свою точку зрения.

Государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока играла главенствующую роль. Правитель на Востоке обладал абсолютной властью. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. После возникновения ислама государственная власть объединилась с духовной и правитель страны продолжал обладать абсолютной властью в государстве. Такое государство называется теократическим.

Для античного мира было характерно ограничение власти правителя государства народом, точнее гражданами страны. Народ избрал руководителей, участвовал в принятии законов и иных важных для государства вопросов. Позже в раннесредневековых странах значение государственной власти возросло, а институт гражданства исчез, но все же правитель не обладал абсолютной властью. Власть правителя страны чаще всего ограничивалась королевским советом, а также представителями церкви, которые имели не меньшее влияние, чем светская власть. Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть над всеми христианами, но и на верховенство над светскими владыками - королями, герцогами и князьями.

Я думаю, что Византию по значению государственной власти можно отнести к восточному типу общества. Император обладал сильной, почти абсолютной властью. Он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Родовая знать не имела в Византии того влияния, которое было у нее в странах Западной Европы. Византийские императоры полностью подчинили себе церковь. Императоры беззастенчиво вмешивались в церковные дела и влияли на назначение патриарха.

6. Докажите, что именно христианство стало основой сформировавшейся в Западной Европе средневековой цивилизации.

В основу средневековой цивилизации Западной Европы легло христианство, потому что именно христианская церковь в период крушения Западной Римской империи осталась единственной организованной силой. В эпоху постоянных войн, упадка морали церковь выступала в качестве хранительницы культуры, защитницы ценностей порядка и милосердия. Ее служители словом Божьим и силой смиряли самых непокорных, самых необузданных варварских вождей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся на страницах средневековых рукописей легенды, повествующие о тревогах и бедах той эпохи. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках.

Грамотные деятели церкви зачастую были единственными помощниками варварских королей, которые могли вести учет расходов и доходов, государственную переписку и хроники, прославлявшие деяния своих патронов. Принадлежность к христианской церкви объединяла варварские государства, часто враждовавшие друг с другом.

Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий.

7. Составьте синхронистическую таблицу: «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V-XI вв.».

476 – падение Западной Римской империи;

Кон. V-VIII в – возникновение и существование варварских королевств в Западной Европе;

527 – 565 – правление императора Юстиниана, укрепление позиций Византийской империи;

Первая половина VII в. – возникновение ислама;

VII-X вв. – возникновение и существование Арабского халифат

800 г. – коронация Карла Великого;

843 г. – Верденское соглашение о разделе империи Карла Великого;

962 – Образование Священной Римской империи;

1054 г. – раскол христианства на православие и католицизм;

1066 – победа Вильгельма Завоевателя под Гастингсом, начало нормандского завоевания Англии;

Кон. X - нач. XI в. Вступление Европы в эпоху феодальной раздробленности.

8. Почему, по вашему мнению, арабам удавалось успешно теснить Византию, постепенно захватывая земли империи?

Я считаю, что арабам удавалось успешно теснить Византию потому что,

во-первых, Византия вела частые изматывающие войны с Ираном, что привело к ослаблению позиций обеих стран;

во-вторых, арабы были сплочены единой религий – исламом, согласно которому считалось, что мусульманин, погибший во время джихада, сразу попадал в рай. Победить фанатичных воинов было очень трудно;

в-третьих, мусульмане разрешали завоеванным народам жить по законам своих религий (за исключением язычников), и таким образом не вызывали сильного отторжения местными народами.


Воины Византийской империи и Арабского халифата за господство в Восточном Средиземноморье. Единое арабское государство, созданное на Аравийском полуострове пророком Мухаммедом, легко сокрушило Персидскую империю, потрясенную поражениями от войск византийского императора Ираклия. В 633 году арабские отряды вторглись в персидские владения. Покорение ими Персии было завершено к 651 году. Одновременно и Византия подверглась арабскому нашествию. Войско халифата, насчитывавшее до 27 тысяч человек, вторглось в Сирию и Палестину. В 634 году, через два года после смерти Мухаммеда, при первом халифе (т.е. "наместнике пророка") Абу-Бекре арабы захватили первую значительную византийскую крепость Босра за рекой Иордан. В следующем году в их руки перешел Дамаск. 20 августа 636 года 40-тысячная византийская армия была разбита при реке Ярмук, и вся Сирия перешла под контроль арабов.
Поражению византийцев способствовали раздоры между их предводителями Вааном и Феодором. Оба они пали в битве при Ярмуке. В 638 году после двухлетней осады арабам сдался Иерусалим. В это же время арабские войска заняли Месопотамию. В 639 году арабские отряды появились у границ Египта, но их дальнейшее продвижение было остановлено распространившейся в Сирии и Палестине чумой, которая унесла жизни 25 тысяч человек. В 641 году, вскоре после смерти императора Ираклия, в руки арабов перешла столица провинции Александрия.
К концу 640-х годов византийские отряды полностью покинули Египет. Арабы захватили и другие византийские территории в Северной Африке, а также часть Малой Азии. В 650-е годы арабский наместник Сирии и будущий халиф Моавия создал флот, в котором служили в основном греки и сирийцы. Этот флот вскоре смог уже на равных сражаться с сильнейшим в Средиземноморье византийским флотом. Дальнейшие завоевания арабов были временно прекращены из-за столкновения между халифом Али и сирийским наместником. В 661 году после междоусобной воины и убийства Али Моавия стал халифом и, перенеся столицу в Дамаск, возобновил военные действия против Византии. В конце 660-х годов арабский флот неоднократно подступал к Константинополю. Однако осажденные, возглавляемые энергичным императором Константином IV, отбили все приступы, а арабский флот был уничтожен с помощью "греческого огня" - взрывчатого вещества, выбрасываемого специальными сосудами (сифонами) и воспламенявшегося при попадании на корабли. Особенностью греческого огня было то, что он мог гореть на поверхности воды. В 677 году арабские суда вынуждены были оставить свою базу Кизик вблизи Константинополя и уйти в сирийские порты, однако почти все они погибли во время бури у южного побережья Малой Азии. Сухопутная арабская армия также потерпела поражение в Малой Азии, и Моавия вынужден был заключить с Константином мир, по которому византийцы ежегодно уплачивали арабам небольшую дань.
В 687 году византийцам удалось отвоевать Армению, а остров Кипр был признан совместным владением империи и халифата. В конце VII - начале VIII века арабы завоевали последние византийские владения в Северной Африке - Карфаген и крепость Септем (нынешнюю Сеуту).
В 717 году арабы во главе с братом халифа сирийским наместником Масламой подошли к Константинополю и 15 августа начали осаду. 1 сентября арабский флот, насчитывавший более 1800 кораблей, занял все пространство перед Константинополем. Византийцы перегородили залив Золотой Рог цепью на деревянных поплавках, а флот во главе с императором Львом III нанес неприятелю тяжелое поражение. Его победе в немалой степени способствовал "греческий огонь". Осада затянулась. Зимой в арабском лагере начался голод и болезни. Союзные Византии болгары уничтожали арабские отряды, посылаемые за продовольствием во Фракию. К весне армия Масламы оказалась в отчаянном положении. По словам византийского историка Феофана, арабы "пожирали всякую падаль, лошадей, ослов и верблюдов. Говорят даже, что они ели человеческие трупы и собственный помет в горшках, мешая его с закваской". Прибывшая весной 718 года арабская эскадра, направленная новым халифом Омаром II, была разбита византийским флотом. При этом часть моряков из египетских христиан вместе со своими кораблями перешла на сторону императора. Подкрепления, шедшие по суше, были остановлены византийской кавалерией у Никеи и повернули обратно. В арабском войске под Константинополем началась эпидемия чумы, и 15 августа 718 года, ровно через год, осада была снята. Отступавший флот был частично сожжен византийцами, а частично погиб во время бури в Эгейском море. Из 180 тысяч арабских воинов и моряков, участвовавших в походе, домой вернулось не более 40 тысяч, а из более 2,5 тысячи кораблей - только 5. Эта неудача подорвала силы халифата и заставила арабов на два десятилетия отказаться от полномасштабных боевых действий против Византийской империи.
Последнее крупное арабское вторжение в пределы Византии произошло в 739 году. Но уже в 740 году в сражении у местечка Акроинон в Малой Азии армия императора Льва III и его сына Константина V почти полностью уничтожила арабское войско. После этого византийцы отвоевали часть Сирии, а экспансия арабов в Малую Азию и Восточную Европу прекратилась навсегда. Во второй половине X века Византия возобновила экспансию в Восточном Средиземноморье. 7 марта 961 года непобедимый византийский полководец Никифор Фока, собрав весь флот империи и 24 тысячи солдат, разбил арабский флот у Крита и высадился на острове. Вслед за этим византийцы перебили все арабское население Крита. Став в 963 году императором Никифором II, Фока продолжил войну с арабами. В 965 году он захватил Кипр и Киликию, а в 969 году - Антиохию. В дальнейшем, в XI веке, эти территории были завоеваны уже турками-сельджуками.

С древних времен Аравийский полуостров населяли кочевые племена скотоводов. Сплотить их воедино удалось основателю ислама Мухаммеду. Созданное им государство всего лишь за сто лет сумело превратиться в одну из сильнейших держав мира.

С чего начался Арабский халифат?

Примерно в 630-х арабы начали устраивать регулярные вылазки за пределы родного Аравийского полуострова. Причина проста – молодому государству требовались ресурсы и новые территории.

Подчиняя себе другие земли, арабская знать получала доступ к «рогу изобилия»: рабов, пленников, которых можно было вернуть за богатый выкуп, а главное – дань, собираемая со всех захваченных народов.

В самом начале арабы достаточно лояльно относились к населению и устройству захваченных ими стран. Они не лезли в местные традиции, не устраивали массового переселения народов и отличались веротерпимостью. Более того, они даже перенимали некие элементы культа у покоренных чужаков.

Но позже ситуация начала меняться. Во всех покоренных государствах был запущен процесс арабизации местного населения. Наиболее быстро и относительно безболезненно это проходило там, где еще до образования халифата жили многочисленные арабские общины. Например, в Сирии, Палестине, Месопотамии и Египте. Примерно то же самое наблюдалось и с распространением ислама.

Христианство, иудаизм, зороастризм на подчиненных территориях начали постепенно угасать, хоть арабы и не преследовали представителей других религий.

Правда, иноверцы были сильно ограничены в правах.

Столь быстрое превращение халифата в крупную державу многие историки до сих пор называют феноменом. Дело в том, что на своем пути к величию арабы столкнулись с двумя самыми мощными государствами того времени – Византией и Сасанидской Персией. Но выходцам из Аравийского полуострова повезло. Обе эти империи были в упадке из-за многолетнего противостояния друг с другом и внутреннего кризиса. Арабы воспользовались слабостью грозных соперников, что вылилось в три волны завоевательных походов.

Первая волна

С самого начала арабам сопутствовала удача. Им удалось отвоевать у Византии Левант, а у Персии – богатую и плодородную Месопотамию. А в 633 году халифат вторгся в пределы самой империи Сасанидов. Противостояние длилось девятнадцать лет и закончилось полной победой арабов.

Династия Сасанидов перестала существовать, территория Персии отошла к халифату, а ислам пришел на смену зороастризму.

Пока шла война с персами, арабский полководец Амр ибн аль-Ас всего за год (641-642 гг.) сумел присоединить к территории халифата Египет. Чрез пять лет арабы организовали первое вторжение в Северную Африку двумя армиями, общей численностью около сорока тысяч человек. Во главе этого войска встал шейх Абдуллах ибн Саад.

Результаты этого вторжения оказались не столь впечатляющими. Под влияние халифата попал лишь Карфаген. Проведя в изнурительных походах по пустыням больше года, шейх вернулся с войском в Египет.

В 656 году внутри государства вспыхнула гражданская война, спровоцированная убийством Халифа Усмана. Престол занял Али ибн Абу Талиб, но спустя несколько лет погиб и он.

Несмотря на неразбериху, арабам удалось подчинить страны Закавказья и Дербент. Правда, ненадолго. Уже к 661 году почти вся эта территория стала независимой от халифата – сказалась помощь Византии.

Вторая волна

Как только ситуация в халифате успокоилась, арабы вновь хлынули в Северную Африку, находящуюся под контролем Византии.

Пятидесятитысячное войско под командованием Укбы ибн Нафи сумело взять город Кайруан и превратить его в кротчайшие сроки в главный форпост для дальнейшего военного продвижения. Эта же крепость стала и столицей новой области Ифрикии, находящейся на территории современного Туниса.

Война с кочевниками, которых активно поддерживала Византия, складывалась для арабов неудачно. Сначала в одном из сражений погиб сам ибн Нафи, а затем и Зухейр – присланный на его место полководец.

Подавить восстание помешала и очередная гражданская война и восстание в Сирии. Вторую североафриканскую кампанию пришлось в срочном порядке свернуть.

Третья волна

Новая военная кампания началась в конце 780-х. Первым делом арабы рьяно взялись за возвращение потерянных территорий Закавказья. За короткий срок они смогли покорить три восточногрузинских княжества, но полноценно закрепились лишь в одном из них – Картли.

Затем халифат направил войска на запад Грузии, где находилось княжество Эгриси, зависимое от Византии. Местный правитель решил, что воевать с арабами бессмысленно и потому просто сдал город и помог захватчикам изгнать греков.

Таким образом, уже к 700 году под властью халифата оказалось почти все Закавказье, за исключением нескольких горных районов, которые подчинялись Византии.

Когда с закавказскими государствами было покончено, арабы направили свои армии в страны Магриба (так они называли североафриканское побережье). Там им уже, конечно, были «не рады». Поэтому воскам халифата пришлось заново захватывать города бывшей своей провинции Ифрикии. Но Византия ждала такого поворота событий и из Константинополя прибыла большая армия, которую поддерживали отряды из Сицилии, а также вестготы из римской Испании.

Поначалу арабы решил не ввязываться в открытый бой, а отступили к Кайруану. Но вскоре противникам все же пришлось столкнуться. Решающий бой произошел вблизи Карфагена, где арабы разгромили войска союзников и беспрепятственно вошли в город.

Еще один бой состоялся около Утики. Но и здесь халифат был сильнее. Два сокрушительных поражения заставили Византийскую империю отказаться от претензий на североафриканское побережье. А арабы продолжили завоевания.

Меньше чем за десять лет им удалось подчинить себе все страны Магриба. Единственным исключением был город Сеута, находящийся на побережье современного Марокко, напротив Гибралтара. Благодаря присоединению такой огромной территории, Арабский халифат увеличил свои «аппетиты» и стал посматривать в сторону лакомого Пиренейского полуострова.

В 711 году военачальник Тарик ибн Зияд высадился со своей армией в Испании. Война с вестготами продолжалась около трех лет, и закончилось уничтожением их государства.

Пока шла война на Пиренеях, арабы в 712 году сумели значительно расширить свои восточные границы, покорив область по нижнему течению Инда под названием Синд.

Закат халифата

После этих триумфов звезда халифата начала потихоньку закатываться. Сначала из-под власти арабов освободился Иран, затем некоторые княжества в Закавказье. В IX-X веках государство и вовсе вошло в затяжной кризис. Виной тому стали сразу три причины.

Во-первых, в самом халифате начали вспыхивать гражданские войны. Власть переходила из рук одного правителя к другому чуть ли не каждые три-четыре года.

Во-вторых, покоренные народы то и дело устраивали восстания, и подавлять их становилось все сложнее. В-третьих, свою роль сыграли и многочисленные Крестовые походы, которые забирали у ослабленного государства последние силы.