Болезни Военный билет Призыв

Интересные факты о доме-загадке в петровском переулке

Путеводитель по архитектурным стилям

В конце 1760 - начале 1770-х усадьбу перестроили. Тогда сделали перепланировку помещений, изменили расположение окон и дверей, на стенах оставили лишь легкие лепные украшения в виде розеток или барельефов в углублениях, добавили декоративный портик в виде полуколонн и парадный подъезд на первом этаже.

В пожаре 1812 года дом Трубецкого уцелел, хотя многие соседние строения сгорели. Более того: почти 100 лет эта усадьба находилась в собственности одной семьи.

В 1816 году владелица усадьбы, вдова А.С. Трубецкая вышла замуж за архитектора О.И. Бове.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Этот брак вызвал много разговоров в Москве: знатная дама с приличным состоянием, мать пятерых детей, вышла замуж за архитектора!

Москва помешалась - художник, архитектор, камердинер - все подходят лишь бы выйти замуж.

Дом 6 в Петровском переулке супруги Бове сдали внаем. В 1827-1830 годах здесь жил граф М.А. Дмитриев-Мамонов, один из создателей тайной организации «Орден русских рыцарей».

А в 1833 Бове построил для своей семьи новый дом рядом (Петровский переулок, дом 8). Старую усадьбу Трубецких продали ротмистру Л.К. Черепову, но уже в 1840-х годах здание купил золотопромышленник П.В. Голубков. Он разместил здесь галерею с картинами Рубенса, Греза, Тенирса и коллекцию редкостей, где были, например, шкатулка наполеоновского маршала Мюрата и рукопись «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. В 1855 году владелец умер, коллекцию развезли по разным местам, а дом Трубецких перешел П.И. Кушакевич.

Следующими владельцами здания были благотворители Спиридоновы. Они перестроили особняк, добавив мезонин и подвал. Хотели еще надстроить третий этаж, но не сложилось. А последней дореволюционной владелицей усадьбы была дочь Спиридоновых генерал-майорша М.В. Сокол (ей же принадлежал и дом №3 на Кузнецком мосту).

После революции в доме Трубецких - Бове устроили квартиры. А в 1925 здание передали Всероссийскому комитету помощи больным и раненым красноармейцам.

В 1930-х сюда переехали художественные мастерские , а в самом доме поселились артисты.


В середине 1980-х годов реставраторы института Спецпроектреставрация (Гл. архитектор проекта реставрации И.Г. Серова, автор исторической справки Е.И. Острова) открыли, то особняк, который считался построенным для своей семьи в 1830-е годы Осипом Бове, на самом деле гораздо старше. Шурфы показали, что в основе своей он 17 века.

Вот их описание - Парадный фасад древних палат через двор, обнесенный забором, выходил в некогда существовавший Трубецкой переулок, который шел параллельно Б. Дмитровке. Трубецким он назван потому, что вдоль него были обширные владения Трубецких.
Массивное здание из красного кирпича построено "покоем". Причем лицом он был обращен к Высокопетровскому монастырю.

В свое время жилые палаты были перекрыты кирпичными сводами. На верхний этаж вели, по всей видимости, наружные деревянные всходы красного крыльца, как принято было в 17 столетии. Один этаж от другого отделялся пышным карнизом.
Высокие окна обрамляли пышные наличники из резного белого камня.

По бокам оконных проемов стояло по колонке, полочку с внешней стороны поддерживали фигурные кронштейны. Завершался наличник эффектным, 2разорванным" посередине фронтоном с затейливой вставкой в центре. В общем типичное нарышкинское барокко.

Так кто построил этот дом.
Я не буду здесь перепечатывать все версии и их доказательства.
Но скорее всего заказчиком и строителем этого красавца был Патриарх Адриан и палаты скорее всего построены в промежуток 1690-1700. т.к. в этом году патриарх скончался, что дало Петру право упразднить патриаршество и учредить Синод.

Итак вот он строитель и первый владелец палат.

После его смерти возможно его двор отписал на себя Петр I, а затем пожаловал его стольнику Дмитрию Протасьеву. У вдовы его племянника М.А. Протасьева Феклы в 1731 году князь Алексей Юрьевич Трубецкой купил эти палаты. Его жена Анна Львовна ур. Нарышкина (двоюродная сестра Петра I, дочь Льва Кирилловича брата царицы Натальи Кирилловны), получила в наследство от батюшки соседний участок.


В 1766 и 1774 ее сын Иван Алексеевич Трубецкой занимается переустройством старого дома, он к тому времени требовал ремонта. К тому времени относится план владения, который выдала Трубецкому Полицейская канцелярия. Он требовался для переустройства.
С приходом к власти Петра III дворянство получило вольность и многие уехали жить из первопрестольной в Москву и перестраивают свои особняки по требованию своего времени. Живут здесь в богатстве и роскоши.
Фасады дворцов украшались колоннадами, внутри непременно анфилады парадно убранных комнат.
В "Кратком руководстве к гражданской архитектуре или зодчеству", изданном в 1789 г. говорилось: "Апартаменты назначаются или для фамилии, или для гостей, или для великолепия".
Согласно этим указаниям Трубецкие и перестроили древние палаты. Была произведена перепланировка помещений, изменили расположение окон и дверей. На стенах были лишь легкие лепные украшения в виде розеток или барельефов в углублениях. Появился декоративный портик в виде полуколонн, обрамляющих центральное окно.

В первом этаже под полуколоннами и пилястрами был устроен парадный подъезд. В центральной части здания был устроен главный зал. Дом был богато декорирован.
Словом дом Трубецких был отстроен не хуже, чем у других вельмож их ранга.
В начале 19 века домом уже владеет сын Ивана Алексеевича Алексей Иванович, который был женат на Авдотье Семеновне Гурьевой, дочери профессора С.Е. Гурьева.
Дом чудом уцелел во время пожара Москвы 1812 года.
А через несколько месяцев после изгнания французов в заграничном походе 3 февраля 1813 г. под Лейпцигом погиб князь А.И. Трубецкой. И дом достается его вдове.

В 1816 году она вступает во второй брак с 32- летним известным архитектором Осипом Ивановичем Бове.

Этот брак наделал много шума в Москве. Свет не мог простить княгине такого поступка. Мыслимое ли дело: знатная дама с приличным состоянием, мать пятерых детей выходит замуж за архитектора. Княжна Туркестанова писала в=своему корреспонденту: Москва помешалась - художник, архитектор, камердинер - все подходят лишь бы выйти замуж.
Но тем не менее они поженились и Осип Иванович перебрался из своего дома в Пименовском переулке в особняк жены. И прожил здесь всю оставшуюся жизнь. И именно здесь он создал все свои гениальные проекты по застройке послепожарной Москвы.
В 1833 году Осип Бове на участке жены строит особняк для семьи новый дом(теперьешний дом. №8). Небольшой двухэтажный дом с двумя входами, благодаря чему он мог использоваться как доходный.

И в 1830 году свой старый особняк(перестроенные палаты Адриана)с большой частью участка супруги продали ротмистру Леонтию Кирилловичу Черепову.

Еще до продажи они этот дом сдевали внаем. в 1827-30 гг. у них его нанимал и жил в нем один из создателей ранней преддекабристской организации "Орден русских рыцарей" генерал-майор М. А. Дмитриев-Мамонов.

Дмитриев-Мамонов в 1812 г., будучи одним из самых богатых людей в России, вызвался на свой счет набрать, обмундировать и вооружить целый полк. Тогда в начале Отечественной войны, как писал А. С. Пушкин в своем неоконченном романе "Рославлев", "везде повторяли бессмертную речь молодого графа Мамонова, пожертвовавшего всем своим состоянием. Некоторые маменьки после того заметили, что граф уже не такой завидный жених". Он был назначен шефом полка в чине генерал-майора и за участие в сражениях при Тарутине и Малоярославце был награжден золотой саблей с надписью "за храбрость".
У него рано обнаружились признаки душевной болезни, которая послужила причиной взятия в опеку его имения. Прожил он долгую жизнь и погиб на 73-м году, когда на нем случайно загорелась рубашка, облитая одеколоном.
В это время супруги жили у Нескучном у графини Анны Алексеевны Орловой. Бове надлежало кое-что сделать для графини. А свой дом они сдали опекунам Мамонова за 6 тысяч рублей ассигнациями.

Но возвратимся к истории дома. Ротмистру не под силу было содержать такой большой дом и он в 1840-е годы богатому купцу и золотопромышленнику,меценату П.В. Голубкову .
Сохранилось описание дома, сделанное этнографом П. И. Небольсиным. Здесь находились картинная галерея с произведениями Рубенса, Греза, Тенирса и коллекция различных редкостей, в которой были шкатулка наполеоновского маршала Мюрата и рукописный экземпляр "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева.
В 1855 году П.В. Голубков скончался. Личные бумаги его исчезли бесследно, коллекция рассыпалась по разным местам.
После его смерти дом на некоторое время перешел в руки некоей П.И. Кушакевич.
В конце 1850-х его владелицей становится М.Б. Спиридонова. Она была женой коммерции советника грека Владимира Христофоровича Спиридонова. Они были известны как благотворители. Являлись пожизненными попечителями Спиридоновской богадельни, убежища и дома Братолюбивого общества.
В 1868 году Спиридоновы задумали грандиозный ремонт особняка. Но по каким то причинам был ненадстроен третий этаж, а особняк к 1880му году приобрел тот облик, который нам знаком. С мезонином и подвалом.
В 1898 году после смерти супругов дом оказался на два года в руках купца Е.П. Чихачева.
Но в 1900 году дочь Спиридоновых генерал-майорша М.В Сокол вернула родительский дом себе.
И эта вся история усадьбы до революции.
В 1920-х гг. тут помещался Всерокомпом - Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам. Его председателем был М.И. Калинин.
Около десяти лет в этом доме прожил известный певец Г. М. Нэлепп.

После реставрации в особняке разместился Музей Большого театра. И его стоит посетить, чтобы увидеть чудесно сохранившееся и отреставрированное убранство особняка.

А теперь про соседний дом.

Первоначально этот дом (№ 8) был построен супругами Бове для себя, но уже в нашем столетии небольшой ампирный дом был совершенно неузнаваемо перестроен. В 1902 году архитектор И.А.Иванов-Шиц перестроил его в модном в то время стиле модерн. Отличительные признаки нового стиля - мягкие, изогнутые очертания оконных проемов, орнамент из текущих линий, женские головки с распущенными волосами - характеризуют декор эпохи модерна конца XIX - начала XX в.

Достоверно не известно, кто был первым владельцем усадьбы в Петровском (бывшем Богословском) переулке. Зато известно, что каменные палаты, выстроенные «покоем» (П-образные в плане) с пышными белокаменными резными наличниками и кирпичными сводами, появились здесь еще в XVII веке. Возможно, их первым хозяином стал патриарх Адриан, умерший в 1700 году, но и вполне вероятно, что владение это принадлежало Нарышкиным.

В начале XVIII столетия усадьба принадлежала стольнику Дмитрию Протасьеву, у наследников которого в 1731 году ее купил князь Алексей Юрьевич Трубецкой. Трубецкие и владели старинными палатами без малого сто лет. Дом перестраивался в соответствии с изменившейся архитектурной модой. Если первоначально своим главным фасадом он был обращен в сторону Высоко-Петровского монастыря, то после переделки главный фасад был устроен с противоположной стороны здания, лицом к застроенному позже и уже давно не существующему Трубецкому переулку, шедшему параллельно Большой Дмитровке.

В 1813 году под Лейпцигом во время заграничного похода погиб князь А. И. Трубецкой. Через пять лет его вдова Авдотья Семеновна, которой досталась усадьба, вышла замуж за знаменитого московского зодчего . Брак этот наделал много шума в светском обществе. Например, княжна Туркестанова писала по этому поводу: «Москва помешалась - художник, архитектор, камердинер - все подходят, лишь бы выйти замуж!». На соседнем участке супруги начинают строительство нового двухэтажного дома, а старинный особняк продают ротмистру Л. К. Черепову. Еще до продажи палаты сдавались внаем и в них жил знаменитый генерал М. А. Дмитриев-Мамонов, участник Отечественной войны 1812 года, награжденный золотым оружием за храбрость, один из создателей преддекабристской организации «Орден русских рыцарей».

В 1840-е годы особняк переходит к богатому купцу и золотопромышленнику П. В. Голубкову, владельцу картинной галереи и обширной коллекции различных редкостей.

Через полтора десятка лет дом вновь меняет хозяев – ими становятся супруги Спиридоновы, известные благотворители, попечители Спиридоновской богадельни, убежища и дома Братолюбивого общества. При них особняк был серьезно перестроен и приобрел тот облик, который сохраняется и поныне.

Последней дореволюционной владелицей усадьбы была дочь Спиридоновых генерал-майорша М. В. Сокол. Ей же, кстати, принадлежал и дом на Кузнецком мосту № 3 («дом Сокол»).

Вскоре после революции здесь разместился Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам (Всерокомпом). В части здания были устроены жилые квартиры.

В конце XX века особняк был отреставрирован, восстановлен архитектурный декор в стиле московского барокко с колонками, «разорванными» фронтонами наличников, фигурными кронштейнами на восточном (бывшем главном) фасаде.

В настоящее время в старинных палатах располагаются службы Большого театра. Планируется открытие театрального музея.

Сегодня предлагаю отправиться в Петровский переулок.

Который расположен между Большой Дмитровкой и Петровкой.

02. Очень уютный переулок летом становится еще более приятным местом для прогулки.

В 18-19 веках переулок носил название «Хлебный» и «Богословский», а в 1946-1993 годах это была улица Москвина. В 1994 году переулку было возвращено прежнее название.

04. Сквозь ветки виден монстр, расположенный по адресу Страстной бульвар 8а. Этот громадный (по меркам центра города) офисно-торговый центр был построен в 2001 году. Посмотрите, как он дисгармонирует со старинными особняками и доходными домами, расположенными вокруг.

Страстной бульвар это отдельная тема другой прогулки, а сейчас вернемся на Петровский переулок.

05. По четной стороне, по адресу Петровский переулок 6 нас встречает классический особняк — это Усадьба Трубецких-Бове.

06. Дом расположен тортом к Петровскому переулку, а фасадом во двор, где когда-то существовал Трубецкой переулок.

07. Если верить информации из интернета, то в конце XX века сооружение было отреставрировано, восстановлен архитектурный декор в стиле московского барокко. В настоящее время в здании усадьбы располагаются службы Большого театра.

08. Усадьба является объектом культурного наследия, но если пойти по переулку то можно увидеть, как не аккуратно была выполнена реконструкция.

09. Справа от усадьбы по адресу Петровский переулок дом 6с2 идет реконструкция художественно-производственных мастерских «Государственного академического Большого театра России». В августе 2018 должны закончить.

11. Взгляд в сторону Большой Дмитровки. На месте розового дома, что справа в кадре,

находилась Церковь Григория Богослова в Богословском переулке - здание 1-й четверти XVII века. Вот она на рисунке из книги «Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений» М 1886 (источник: www.sobory.ru). В нижнем правом углу видна часть Высоко-Петровского монастыря.

Храм был закрыт в 1929 году, а в 1931-м снесен. В результате мы имеем утраченный памятник архитектуры.

12. А это вид по нечетной стороне переулка в направлении Петровки.

Слева видны два объекта из комплекса доходных домов Бахрушина, возведенных в 1896 году архитектором Обмером. Всего шесть отдельно стоящих жилых домов, два из которых (они в кадре) выходят фасадами в Петровский переулок. Благодаря такому расположению зданий, образовалась внутриквартальная улица, что было довольно редко для Москвы. Здесь в разное время жили и работали писатели и поэты С.А. Есенин, А.Б. Мариенгоф, артисты М.И. Бабанова и Д.Н. Орлов, пианист К.Н. Игумнов.
Вообще этот комплекс особняков является выявленным объектом культурного наследия столицы, но здания прошли полную реконструкцию с сохранением исторического фасада, и сейчас это ЖК Петровский переулок 5.
Вот так у нас с объектами культурного наследия поступают.

13. Фрагмент Нарышкинских палат и купола Сергиевский церкви Храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

14. По адресу Петровский переулок 10с2 находится вот такой особняк.

15. Какие-либо сведения о доме мне найти не удалось. А в наши дни, судя по вывеске, здесь расположен офис банка.

16. Возможно, что реконструкция дома проходила в рамках проекта «Моя улица».

Напротив расположился нереальной красоты дом. Это Театр Наций.

Цитата официального сайта театра (www.theatreofnations.ru):»Историческое театральное здание было построено по проекту архитектора Михаила Чичагова. С 1885 года здесь располагался крупнейший русский частный драматический театр - Театр Корша. На его сцене впервые были поставлены знаменитые произведения русских и зарубежных авторов, здесь познакомились Антон Чехов и Константин Станиславский и состоялась премьера чеховской пьесы «Иванов»…В 2016 году по адресу Страстной бульвар, д. 12/2 открылось Новое пространство Театра Наций в реконструированном историческом особняке XIX века. Это междисциплинарный проект Театра Наций, который объединяет современных художников таких направлений как литература, танец и перформативное искусство, архитектура, музыка, визуальное искусство, кинематограф».

А вот историческое фото театра (взято с https://ru.wikipedia.org)

19. Очень круто! Наши современные архитекторы так не умеют.

20. В конце переулка по нечетной стороне мы видим часть городской усадьбы купца Кирьякова.

Главный дом усадьбы был построен во второй половине XVIII века. Асимметрия крыльев дома объясняется тем, что в основе дома легло более старое здание, которое было перестроено и повёрнуто фасадом к Петровке. Окончательный вид имение приобрело во второй половине XIX века. В 2002 году особняк был отреставрирован. Медицинский профиль заведения изменился, и в наши дни здесь расположены офисы страховой компании, которая изгадила внешний вид дома уродскими кондиционерами.

21. Вид с Петровки на усадьбу будет по интересней.

22. За спиной остаются Нарышкинские палаты.

24. По косвенным признакам можно предположить, что дом по адресу Петровка 28с5 находится не в очень хорошем состоянии.

26. А теперь пойдем в обратную сторону. Вид в направлении Большой Дмитровки.

27. И тут по адресу Петровский переулок 8 находится гордость и краса Москвы прошлого и стыд и позор современной Москвы.

28. Я бы даже сказал не позор, а позорище. А вообще это особняк Терентьева.

Как не сложно заметить, это шикарное здание в стиле модерн. Изначально сооружение представляло собой ампирный особняк, построенный в 1833 году по проекту известнейшего московского архитектора Осипа Бове, знаменитого реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизма. Продолжаем про особняк. В 1930-х годах дом был надстроен двумя этажами, из-за чего потерял свой первоначальный вид. Но даже это так не испортило дом, как отношение чиновников к нашей истории. А ведь современные архитекторы не в состоянии спроектировать подобную красоту. А еще в переулке, скорей всего, уже были проведены работы в рамках проекта «Моя улица». Так спрашивается, чего все ждут? Пока шикарный дом развалится сам по себе? Чтобы потом построить роскошный лакшери бизнес центр, как на Страстном бульваре.

33. Очень печальное зрелище.

34. Это удивительно, но внутри работают люди!

35. Видно, что кирпичная кладка смещена в плане.

36. Это архитектурное сокровище еще можно спасти.

За окном паршивая погода, но уже скоро весна, на которую у меня припасены отличные пешеходные маршруты!

Богатыми палатами по адресу Петровский переулок, 6, больше ста лет владели князья Трубецкие — одна из самых известных аристократических фамилий в России. В начале XIX века дом достался в наследство князю Алексею Ивановичу Трубецкому, гвардии поручику. Он был женат на Авдотье Семеновне Гурьевой — дочери известного профессора, автора первого в стране учебника по высшей математике. В браке родились двое сыновей. Алексей Иванович был боевым офицером, в 1812 году ушел на войну с На­­полеоном и погиб как герой в так назы­­ва­­емой Битве народов под Лейпцигом. 27-летняя Авдотья Семеновна стала вдовой.


Через три года молодая женщина вышла замуж. И брак этот стал пищей для пересудов всей Москвы. Слыханное ли дело — княгиня отказалась от титула, чтобы сочетаться браком с архитектором Осипом Ивановичем Бове, который, несмотря на свою известность, был просто чиновником седьмого класса. Для высшего света он всегда оставался всего лишь незнатным сыном неаполитанского художника Винченцо Джованни Бове, работавшего в Эрмитаже. При рождении ему дали имя Джузеппе, которое позднее трансформировали в более удобное для русского слуха — Осип. Когда в 1813 году для восстановления сож­­женной и разрушенной древней столицы была организована Комиссия для строения Москвы, Осип Иванович возглавил один из четырех участков, на которые поделили столицу. В ведении Бове находились центральные районы города — Городская, Тверская, Арбатская, Пресненская и Новинская части. Архитектор со своими помощниками составлял проекты для строительства жилых домов, участвовал в их закладке и следил за их «производством в точности по прожектированным линиям, также выдаваемым планам и фасадам».

Он проектировал торговые лавки в различных частях города. Особое одобрение получили его проекты для торгового центра на Красной площади и вокруг стен Китай-города, между Никольскими, Ильинскими и Варварскими воротами. Бове выполнял и много частных заказов — строил дома для богатых дворянских семей, купцов, чиновников, мещан. Он выработал новый тип купеческого доходного дома двойного назначения — жилого и торгового. Обычно в нижнем этаже располагались торговые лавки, а в верхнем — жилые квартиры хозяев и те, что сдавались внаем. Такие дома в два-три этажа Бове строил в Ки­­тай-городе. Архитектор также создал Теат­­ральную площадь и Триумфальные ворота, был автором проектов Большого и Малого театров, храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и Троицкого собора Свято-Данилова монастыря.


Несмотря на все пересуды, Авдотья Семеновна прожила с Осипом Ивановичем в счастливом браке 18 лет вплоть до его неожиданной кончины. Она родила ему четверых детей — троих сыновей и дочку. У Бове Трубецкая была единственной любовью. Считается, что свои чувства он навсегда запечатлел в камне, построив в имении жены — Архангельском в Рузском районе — церковь Михаила Архангела. Кирпичная с белокаменными деталями церковь в стиле ампир признана одним из лучших его творений.

Сначала семейство Бове обитало в доме № 6. Позже, в 1830 году, Осип Иванович построил рядом с ним небольшой двухэтажный особняк (дом № 8) в стиле ампир, который в начале XX века архитектор Илларион Александрович Иванов-Шиц перестроил в модном в то время стиле модерн. По этому дому можно изучать историю архитектуры — мягкие, изогнутые очертания оконных проемов, орнамент из текущих линий, женские головки с распущенными волосами и т. п.

Дом-загадка

Вернемся, однако, к дому № 6. Долгое время считалось, что этот дом построил Бове. И лишь в середине 1980-х годов реставраторы института «Спецпроектреставрация» открыли, что особняк на самом деле гораздо старше. Шурфы показали, что в основе своей это здание XVII века. Массивное строение из красного кирпича было сделано «покоем» — буквой «П». Фасад был обращен к Высокопетровскому монастырю. На верхний этаж вели наружные деревянные всходы красного

крыльца. Один этаж от другого отделялся пышным карнизом. Высокие окна обрамляли наличники из резного белого камня. По бокам оконных проемов стояло по небольшой колонне, полочку с внешней стороны поддерживали фигурные кронштейны. Изначально дом представлял собой пример нарышкинского барокко. Лишь в последней четверти XVIII века здание перестроили в стиле классицизма, и с тех пор его облик не менялся. Наружные лестницы были заменены пристройками, а западный и северный фасады богато декорированы лепными розетками и барельефами. Появился декоративный портик в виде полуколонн, обрамляющих центральное окно. В первом этаже под полуколоннами и пилястрами был устроен парадный подъезд. В центральной части здания сделали главный зал.

Хранитель тайн

После того как Бове построил двухэтажный особняк рядом с главным домом, вся семья переехала туда, а дом № 6 продали ротмистру Леонтию Кирилловичу Черепову. Еще до продажи он несколько лет сдавался внаем. В нем жил генерал-майор Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов, известный тем, что в 1812 году, будучи одним из самых богатых людей в России, вызвался набрать, обмундировать и вооружить целый полк за свой счет. И исполнил задуманное.


Черепов в 1840-е годы продал дом купцу и золотопромышленнику, меценату Платону Васильевичу Голубкову, который держал в нем картинную галерею с работами Рубенса, Греза, Тенирса и коллекцию различных редкостей, в которой были шкатулка наполеоновского маршала Мюрата и рукописный экземпляр «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Голубков умер в 1855 году, и прекрасная коллекция разошлась по рукам многочисленных родственников. Потом дом сменил еще многих владельцев, а после революции в 1920-х годах в нем помещался Всерокомпом — Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам. Его председателем был Михаил Иванович Калинин. В 1930-х годах в доме находились художественные мастерские Большого театра. Впоследствии здесь и в новом здании, построенном во дворе, жили артисты театра, в том числе известные оперные певцы Сергей Яковлевич Лемешев и Георгий Михайлович Нэлепп. В 1980-х годах здание отреставрировали. Сейчас в нем находятся службы и музей Большого театра. Фонды музея насчитывают более 80 тысяч экспонатов: фотографии, негативы, аудио- и видеозаписи, эскизы декораций и костюмов, живопись, рукописи, театральные костюмы, личные вещи знаменитых артистов и композиторов.