Болезни Военный билет Призыв

Французский язык 7 8. Скрипт текста для аудирования. Конкурс понимания устного текста

Конспект урока русского языка в 4классе

Тема: Сочинение по картине Н. Рериха «Заморские гости»

Тип урока : Развитие речи.

Цель: Развитие умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Формируемые УУД:

Познавательные : -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные :- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные : - составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

Личностные : - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей.

Оборудование : Интерактивная доска, проектор, компьютер, репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости», портрет Н.К. Рериха,

Литература : материал о жизни и творчестве Н.К. Рериха

учебник «Русский язык» 4 класс авт. В. Канакина

УМК : «Школа России» 4 класс

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Приветствие

Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать учиться писать сочинение.

Что такое сочинение?

Сегодня наше мы напишем сочинение по картине Н.К. Рериха

Сочинение по картине – как называется тип текста?

Текст нашего сочинения – описание.

Что такое текст-описание?

Сколько можно нарисовать картин по тексту - описанию и на какой вопрос можно ответить?

Текст- описание.

Много прилагательных.

Можно нарисовать одну картину и ответить на вопрос, какая картина?

2. Подготовка к восприятию картины

Рассказ о художнике картины

Художник, картину которого мы сегодня будем описывать, человек необычайного таланта.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса. В 1883 году Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт- Петербурга – гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой лёгкостью, что фон Мая воскликнул: «Будет профессором!» Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, археология, история, коллекционирование минералов, верховая езда, охота.

В 1893 г. Н. Рерих поступил в петербургскую академию художеств. Одновременно Николай поступил на юридический факультет в университет, послушал курс историко-филологического факультета.

С весны 1918 г. Художник жил за рубежом, побывал во многих странах

Николай Константинович Рерих выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, учёный, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель.

Прочитайте текст упр. 84.

Что ещё узнали об этом человеке?

Слушают учителя.

Читают текст упражнения.

Рассказывают.

3.Рассматривание картины

Давайте «прогуляемся» по нашей «картинной галерее».

Открывают картинную галерею. (с.112)

Перед нами репродукция картины Н.К.Рериха «Заморские гости».
- Она была написана во Франции в 1901г. и входит в серию картин Рериха «Начало Руси. Славяне» Сейчас вы можете увидеть её в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Рассмотрите её внимательно.
- Поделитесь своими впечатлениями от просмотра картины.

Что на ней изображено?

Какое настроение создаёт картина?

Какие чувства, мысли пробудила у вас картина?
- Давайте подробнее познакомимся с работой художника. Картина, как вы видите, переносит нас в глубь веков. Попробуем взглянуть на картину как историки, прикоснуться к истории Древней Руси.

Понятно ли вам её содержание?

Почему картина названа «Заморские гости»?

Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г. Новгород по пути «из варяг в греки» (Торговый путь «из варяг в греки»). Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину Днепр, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Чёрным). Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути встречались иноземцам такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было попасть в Константинополь -столицу Византии,

крупнейший мировой торговый центр.

На восточнославянских землях викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того времени. Мы до сих пор вспоминаем о варягах, когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором.
Понятно ли вам теперь, что это за заморские гости изображены художником?

Описание картины . Выявление изобразительных средств картины. - Рассмотрим, как длинным рядом по реке идут расписные ладьи -заморские корабли (ладьи), груженные товаром. Опишем ладьи.

Посмотрите на воду. Какой вы видите её? -

Как вы думаете, с каким настроением плывут заморские гости?

Варяги плывут к славянским племенам с миссией мира. Волна бежит в славянскую жизнь: через леса и болота, поля и холмы, к стенам далёкого града. Увидят народы славянские редких, незнакомых гостей, подивятся они на строй боевой, на их заморский обычай. -Обратим внимание на самих заморских гостей, на варягов. Опишите их.

Всмотримся в пейзаж северной природы. Что видят вокруг заморские гости?

Какое настроение вызывает у вас эта картина

В картине «Заморские гости» оживает глубокая старина, она проникает в наши чувства в блеске ослепительных красок, жизнерадостная, бодрая, прекрасная. Художник заставляет нас стать очевидцами событий яркой жизни Древней Руси. Рерих писал, что для понимания красоты этой Руси нужно полюбить её славную, родную, полную дикого простора и воли.
- Выразите своё отношение к картине.

Рассматривают картину.

Делятся своими впечатлениями.

Парусные лодки.

Радостное, весёлое.

Радости, покоя.

Прибыли из других стран. Из-за границы.

Одежда и оружие не характерны жителям Древней Руси, флаг на мачте корабля не российский.

Ладьи ярко окрашены, борта украшены разноцветными щитами, полосатые алые паруса пылают на фоне голубого неба, яркая раскраска горит на солнце, на носах

кораблей гордо вздымаются узорчатые головы д раконов, середина ладьи покрыта расписным покрывалом(намётом), скрывающим гребцов от дождя и жары.


Тёмно- синяя река; вода словно пропиталась синевой ясного неба; ветер рябит по ней; в прозрачной чистой воде ярко отражаются разноцветные (красные, зелёные, жёлтые, синие) полосы и круги заморских узоров. Чайки спустились на волны, закружились над водой.
Спокойно, г о рделиво, плавно

рассекают воду волны. Плывут с хорошим настроением.

Народу довольно много, кто сидит,

кто стоит.В се они в шлемах тяжёлых металлических, рубахи с узорами, поверх которых надет защитный жилет; кустистые брови, усы; кто-то пристально, с интересом всматривается в даль на берега славянские, кто-то переговаривается, делится впечатлениями.

Зелёные холмы, поля. Всё вокруг

полно силы, красоты. Простор. На одном из холмов три

кургана , на другом - град, обнесённый крепостной стеной.

Бодрое, ликующе е -радостное чувство

Составление плана сочинения.

- По содержанию этой картины мы будем писать текст. Определим, какой будет текст по типу?
- Составим план сочинения. Сколько частей выделим в тексте? Как они называются?
- О чём мы будем писать во вступлении?
- О чём будем писать в основной части? - Выделим две подтемы в основной части.


- Как закончим сочинение?

План записан на доске.

1.Художник Н. К. Рерих и его картина.

2.-Расписные ладьи.

-Северная природа

3.Моё отношение к картине.

Описание.

Вводная, основная, заключительная.

О Н.К. Рерихе и его картине.

О заморских гостях, плывущих на расписных ладьях. Об окружающей природе.

Выразим своё отношение к картине.

Речевая и лексическая подготовка

- В записи текста вам поможет текст упр. 85.

- Составим предложение(я), которые могли бы войти в 1-ую часть.

Составим предложения для основной части.
- С какого предложения можно начать основную часть?
- Что вы можете рассказать о расписных ладьях? Опишите их.
- Какие краски использовал художник?
- Кто плывёт в ладьях?
- С какой целью отправились варяги в чужие страны?

- Всмотритесь в пейзаж северной природы. Как вы думаете, какое время года изобразил Рерих? Обратим внимание на краски. (Нам сложно определить время года, но сам Рерих писал, что это весенний день.)
- Попробуем определить, какое время суток?
- Какая погода? Чувствуется ли радостное сияние весеннего солнца? Как можно составить предложение о реке (используйте слово «отражаются»)?
- Опишите, что видно вдалеке на берегу?
- Чем привлекла вас картина? Можно ли сказать, что в картине оживает глубокая старина? История Древней Руси?
- Выразим своё отношение к картине. Какое настроение вызвала работа художника? О чём заставила задуматься?

Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости».

Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи.

Стоит тёплый весенний день. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей.

Орфографическая работа

Как оформляется каждая часть сочинения?
- При написании обратите внимание тексты упражнений 84, 85. Если нужна помощь, поднимите руку.
- Прежде чем записать предложение, подумайте. Записав - проверьте.

Слова –помощники на доске.

Художник, живописец, в глубь времён, изобразил. Расписные ладьи, раскраска, паруса, борта, украшены, разноцветные, узорчатые, варяги, товар. Синева небес, сияет, отражаются, вдалеке, холмы, курганы, град.
Глубокая старина, приоткрыла, Древняя Русь, настроение, чувства.
Примерный текст.
Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа живописца переносит нас вглубь времён. На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле.
Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи. Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны.
Стоит тёплый весенний день. Чистая синева небес. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Белоснежные чайки спустились на волны, закружились над водой. Кругом зелёные холмы, поля. Вдалеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля!
В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина. Работа художника приоткрыла мне историю Древней Руси, которую каждый русский человек должен знать и уважать. Картина вызвала у меня радостные, светлые чувства.

Запись текста на черновик

Написание учащимися сочинения в черновике.

Д/з. написать сочинение в тетрадь.

Но у Рериха — необычный подход. Его реализм выражается в том, что он хочет слышать и видеть в природе такие эстетические звучания и краски, такую правду жизни, которую познал только он. Именно, Рерих в пульсирующей жизни нашей планеты услышал те жизнеутверждающие, эволюционные космические тона, которые может воспринять лишь высококультурный, музыкальный дух.

Картина Николая Рериха «Заморские гости»

Картина Н.Рериха «Заморские гости» написана в 1901 году. За два года до этого художник совершил путешествие по великому водному пути к Новгороду «из варяг в греки» .
Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Чёрным). Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути встречались иноземцам такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было попасть в Константинополь - столицу Византии, крупнейший мировой торговый центр. На восточнославянских землях викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того времени. Мы до сих пор вспоминаем о варягах, когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором.

Путешествие поразило художника.

Он представлял, как по этому пути много лет назад приплывали на славянскую землю варяги, как новгородцы отправлялись в походы, как рассекали водную ладь струги новгородского купца Садко.

Тогда и родилась у художника идея написать картину о гостях из-за моря, приплывших к русичам за миром.

Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа живописца переносит нас в глубь времён.

На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле.
Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи. Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны.

Легко крепкие ладьи рассекают незнакомые воды. Гости внимательно вглядываются в чужие берега. Художник четко прописал малейшие детали украшения чужеземных кораблей, от щитов на корме до узорной резьбы, которую венчает голова дракона. Сквозь прозрачную воду видны камни на дне.
Стоит тёплый весенний день. Чистая синева небес. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Белоснежные чайки спустились на волны, закружились над водой.

Все спокойно в чужедальней стороне. Вода не волнуется. По ней лишь пробегает рябь от кораблей. Вода такая синяя, как будто небесная синь смешалась с ней. Стая чаек мирно сидела на водной глади. Но странные чужие корабли спугнули птиц. И теперь они с криками носятся вокруг ладьи, любопытствуя, кого это занес попутный ветер.

А на берегу не видно ни одного человека. Вдали виднеется поселение славян. Но их не тревожит появление заморских гостей. Воинственные славянские племена привыкли силой отстаивать свою правоту и независимость. Потому и плывут гости к славянским берегам, заключить мир, прекратить вражду.


Кругом зелёные холмы, поля. В далеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля!

Картина поражает зрителя яркостью красок, какой-то светлой чистотой. Как можно сражаться среди этого синего великолепия, уходящего далеко-далеко, до самого горизонта!

В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина. Работа художника приоткрывает историю Древней Руси, которую каждый русский человек должен знать и уважать. Картина вызвает радостные, светлые чувства.

На своем полотне «Заморские гости», художник изобразил караван судов. Это ладьи, приплывшие на русские земли по каким-то своим делам. Зритель может только догадываться, купцы ли привезли товар или приехали послы.

Но можно определить, что миссия у заморских гостей мирная, ведь в руках людей нет оружия. Да и русская деревянная крепость на холме выглядит вполне дружелюбно. Впрочем, в те далекие времена мир очень быстро мог поменяться на войну, но ладьи приспособлены к битве. Мы видим щиты на их бортах и ратный шлем на голове у одного из гостей. Так же, как и на стены крепости в любой момент могут подняться ее защитники.

Судя по скромной растительности на берегах, можно предположить, что суда проходят по одной из северных рек. Да и путь в другое место у норманнов (а ведь именно их суда зритель видит на картине), занял бы слишком много времени. Из курса истории мы знаем, что в слишком далекие путешествия этот северный народ не отправлялся, ввиду того, что их суда были небольших размеров.

Николай Константинович не пожалел красок, чтобы подробно изобразить судно. Разноцветные паруса придают ему даже какой-то праздничный вид. Так же, как и многочисленная резьба на бортах, и искусно выполненная голова дракона. Все это говорит зрителям, что перед ними ладья не обычных воинов.

Дует попутный ветер, наполняя паруса. Большие буруны у носа ладьи говорят о том, что судно движется довольно быстро.

Природу Рерих тоже изобразил мастерски. Зеленая трава на холмах, необычайно прозрачная вода, в которой отражается судно, чайки, низко летящие впереди первой ладьи. Несмотря на военный вид судна, вся атмосфера пропитана умиротворением. Тут и люди, мирно беседующие на борту, и город, на стенах которого не видно беспокойно суетящихся людей. И даже чайки ведут себя спокойно. Они просто сопровождают судно. Может от любопытства, а может и от избытка гостеприимства.

Русская земля во все времена славилась хорошими, мирными отношениями с соседями. Конечно, если заморские гости приходили с миром.

Дополнение

Это то, что видит зритель, который первый раз любуется этой картиной. Тот зритель, который еще не вникал в историю ее создания. Но сам Рерих многое рассказал об этой своей работе. Художник, в одной из написанных им статей утверждал, что изобразил знаменитый путь «из варяг в греки». Что на картине изображены суда викингов.

Зрителю будет интересно узнать и тот факт, что во время написания картины художник изучал народную лубочную технику нанесения рисунка. Это и отразилось на цветовой палитре, которую Рерих подобрал для своего полотна, на манере письма.

Картина была написана в 1901 году, и на выставке ее приобрел царь Николай II. Сегодня это произведение каждый желающий может увидеть в Государственной Третьяковской галерее.