Болезни Военный билет Призыв

Фонетика определение. История науки фонетики. Что такое фонетика

§ 26. Термин "фонетика", как и многие другие лингвистические термины, – греческого происхождения (ср. греч. phone – "звук", phonetikos – "звуковой, голосовой", phonetike – "фонетика"). Подобно многим другим языковедческим терминам, в том числе и обозначающим названия языковых уровней, данный термин неоднозначен: им обозначается не только один из уровней языковой системы, но и раздел науки о языке, изучающий соответствующий языковой уровень, единицы последнего, их признаки, взаимоотношения между ними и т.д. Именно так объясняется термин "фонетика" в разных словарях – общих толковых и терминологических. Под фонетикой понимается, соответственно, "звуковой состав языка" и "раздел языкознания, изучающий звуковой состав языка" , "звуковой строй языка" и "раздел лингвистики, изучающий звуковой строй языка" , "акустические и физиологические (артикуляционные) свойства данного языка" и "раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические свойства, т.е. физиологию и акустику звуков речи" и т.п.

Наряду с термином "фонетика" в современном языкознании употребляются и другие соотносительные по значению однокоренные термины – "фонемика", "фонематика", "фонология", "фонемология", "фонематология". Наиболее распространенным из них является термин "фонология", который обычно используется для обозначения раздела языкознания, или, точнее, раздела фонетики, изучающего "звуки речи как средство различения звуковых оболочек (звуковой стороны, выражения) слов и морфем..." . В то же время термин "фонология" иногда употребляется также для обозначения фонетики в рассмотренном выше ее понимании, т.е. в значении учения о звуковом составе, фонетическом уровне языка вообще . Некоторые зарубежные ученые (М. Граммон, Ф. де Соссюр) называли этим термином учение о звуках речи как физико-физиологических явлениях , использовали его для обозначения "изучения звуков речи во всех их тончайших оттенках безотносительно к их значимости" . В аналогичном значении, в значении звукового строя языка, термин "фонология" иногда употребляется и в отечественном языкознании. Это видно из таких высказываний, как, например: "Задача у науки о звуковом строе языка (у фонологии) одна: установление единиц этого строя, их системы и их функционирования или эволюции..." ; "...до сих пор фонология в основном занимается характеристикой и систематикой репрезентантов фонем, а не фонем..." . По свидетельству Л. Р. Зиндера, в подобном значении некоторыми советскими лингвистами употребляется и термин "фонемология" . На основании изложенного представляется возможным упорядочить использование рассматриваемых терминов, а именно: термин "фонетика" сохранить в одном из двух его значений – использовать для обозначения фонетического уровня, фонетического строя языка (ср. "лексика"), а термин "фонология" применять для обозначения раздела языкознания, изучающего фонетический строй, единицы фонетического уровня языка (ср. "лексика" и "лексикология").

Объектом изучения в разделе фонетики, как уже было сказано при определении понятия фонетики, являются прежде всего звуки речи, или фонемы, звуковой строй, фонемный состав языка. Именно "учение о звуках... в современной фонетике занимает центральное место" . В то же время в фонетике изучаются и другие единицы языка, языковые средства, которые сами по себе, подобно звукам речи, не выражают языковых значений. Это такие отрезки звучащей речи, сегменты речевого потока, как слоги, дифтонги, трифтонги и т.п., а также некоторые несегментные, нелинейные единицы, такие, как ударение, интонация; "с изучением звуков тесно связано изучение и других явлений звуковой стороны языка: ударения, слога, интонации, в исследовании которых фонетика добилась значительных успехов" . По словам М. И. Матусевич, в фонетике изучается "вся звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, но и их фонетические чередования, различные виды ударения (в словах и во фразах), мелодические типы (т.е. типы интонаций. – В. Н.) и ряд других вопросов, касающихся звукового оформления речи" (подробнее о таких фонетических явлениях см. ниже).

Кроме названных фонетических средств, в качестве объекта фонетики как раздела языкознания нередко рассматриваются и такие сегментные единицы, или отрезки звучащей речи, как фонетическое слово, такт (речевой такт), фраза (фонетическая фраза, фонологическая фраза) . При этом такие единицы, наряду со звуками речи и слогами, иногда определяются как основные фонетические единицы языка .

Многообразие языковых средств, рассматриваемых в качестве объекта фонетики, находит отражение в предлагаемых некоторыми лингвистами определениях данного раздела языкознания. В качестве примера можно привести следующее утверждение: "Фонетика... – наука о звуках человеческой речи, или фонемах, о слогах, речевых тактах, а также о таких звуковых явлениях, которые тесно связаны с целыми словами и предложениями и самостоятельно не вычленяются в речи (ударение, интонация)..." .

Для обозначения совокупности разнородных языковых явлений, изучаемых в разделе фонетики, нередко используются такие выражения, как "звуковые средства", "звуковой материал", "звуковая сторона языка", а изучающий эти явления раздел науки о языке определяется, соответственно, как "раздел языкознания, изучающий языковые средства языка" , как наука о "звуковом материале" языка , как раздел языкознания, изучающий его "звуковую сторону" .

§ 27. Фонетическим словом называется отрезок речи, объединенный одним словесным ударением. Это – "либо одна словоформа, несущая на себе ударение, либо сочетание в потоке речи ударной словоформы с соседней безударной словоформой (реже с двумя безударными словоформами)" .

Фонетическое слово называют еще фонологическим словом , акцентным словом , акцентной группой , большим словом .

Безударные слова, входящие в состав фонетического слова, называются клитиками, среди которых различают проклитики, т.е. слова, располагающиеся перед самостоятельными, ударяемыми словами (ср. греч. proklino – "наклоняю вперед"), и энклитики , т.е. слова, располагающиеся после ударяемого слова (ср. греч. enklind – "склоняюсь"), В качестве проклитик выступают, например, предлоги в русском и многих других языках (ср.: на столе, у стола, со стола, за столом, под столом), частица не в русском языке (ср.: не хочу, не пришел, не спится), артикли в немецком, английском, французском и других языках (ср. в немецком языке: der Mensch – человек, die Hand – рука, das Buch – книга). В качестве энклитиков выступают, например, некоторые русские постпозитивные частицы (ср.: сказал бы, садись же, хочешь ли), особые, сокращенные формы личного местоимения в польском языке: go (наряду с jego – "его"), ти (наряду с jemu – "ему"), древняя форма винительного падежа единственного числа возвратного местоимения siq в том же польском языке, которой в русском языке соответствует возвратная частица, или постфикс, -ся (-сь) (ср., например: dobrac siq – "добраться", prosic siq – "проситься", zapominac siq – "забываться"). В некоторых случаях в состав фонетического слова могут входить одновременно и проклитики, и энклитики (ср. в русском языке: а придет ли, да сегодня же, на дачу бы).

Словесное ударение в составе фонетического слова может перемещаться с самостоятельного, основного слова на служебное, т.е. на клитики, обычно употребляемые без ударения. Это характерно, в частности, для некоторых языков с фиксированным ударением. Так, например, в польском языке, где ударение постоянно падает на предпоследний слог, при сочетании односложных слов (словоформ) со слоговыми предлогами или отрицательной частицей те ударение закономерно переходит на последние (ср.: do mnie – "ко мне", za rok – "за год", nie mam – "не имею"). Аналогичное явление имеет место и в русском языке, при нефиксированном ударении (ср.: на пол, за город, под руку, не был, не жил).

Фонетические слова, равно как и слоги, выделяются в потоке речи на основе собственно фонетических признаков (отношений), без учета выражаемого ими смысла .

Примечание . Возможны случаи, когда разные фонетические слона входят в состав одного слова как лексической единицы языка (так называемого словарного, или орфографического, слова). Это бывает тогда, когда слово (словоформа) имеет два равноправных, равноценных ударения, т.е. разные ударения в слове имеют одинаковую силу, например в немецком слове blutarm – "очень бледный" . Некоторые ученые в качестве разных фонетических слов рассматривают также части сложных лексических единиц, имеющих дополнительное, второстепенное, или побочное, ударение (наряду с основным, главным ударением), т.е. части этих слов, объединенные и основным, и дополнительным ударением. Это иллюстрируется такими примерами: высокоуважа́емый, перепончатокры́лые . По мнению других лингвистов, фонетическое (акцентное) слово создается главным ударением; "с помощью второстепенного ударения создается лишь некоторое различение внутри единого смыслового и фонетического целого" .

Такт (речевой такт) представляет собой отрезок речи между двумя краткими (ограничительными) паузами; он может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения .

По определению О. С. Ахмановой, такт – это "основная единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами (или минимумами ритмо-мелодической интенсивности)" . В лингвистической литературе данная фонетическая единица называется также речевым звеном , дыхательной группой . Чаще всего в этом значении используется термин "синтагма" .

Фраза (фонетическая, фонологическая фраза) – самая крупная фонетическая единица. Фраза (от греч. phmsis – "выражение, способ выражения") – это "ряд тактов, объединенных и выделенных интонацией (в частном случае ряд может состоять и из одного такта)" .

Для обозначения данной фонетической единицы иногда используются и другие термины, например: "фонетическое словосочетание" , "высказывание" , "интонема" .

Термином "фраза" нередко обозначается также фонетическая единица, обычно называемая тактом, или речевым тактом . По определению Н. Д. Светозарова, фразой называется (наряду с другими понятиями) "любое интонационно-смысловое единство, ограниченное с двух сторон паузами" . При таком употреблении данного термина "в нем объединяются понятия Ф. (т.е. фразы. – В. Я.) и синтагмы" .

§ 28. Задачи фонетики как раздела языкознания определяются объектом исследования. Фонетика занимается всесторонним изучением различных фонетических средств языка (языков), их фонетических свойств и т.д. (см. § 27). Фонетические средства изучаются в фонетике с точки зрения их функционирования в речи и изменения в процессе языкового развития. При более широком понимании фонетики как раздела лингвистики в ее задачи включается также изучение норм произношения звуков речи (соответственно выделяется подраздел орфоэпии), совокупности графических, начертательных знаков, используемых для передачи звуков речи на письме (выделяется подраздел графики), системы правил передачи звуков речи на письме, написания значимых единиц языка (подраздел орфографии).

В зависимости от характера задач, решаемых в области фонетики, принято различать фонетику частную и общую (подобно тому, как различается частное и общее языкознание). Частная фонетика занимается изучением фонетических средств, различных фонетических явлений отдельных конкретных языков или определенных групп языков, их фонетических систем в целом, вопросов функционирования и развития фонетических систем соответствующих языков. Общая фонетика изучает общие фонетические закономерности, действующие в разных языках, на основе данных, полученных в результате анализа фонетических явлений отдельных конкретных языков. В свою очередь, она является теоретической основой для изучения фонетических систем, разных фонетических явлений этих языков.

В рамках частной фонетики различается фонетика описательная, или синхроническая, и фонетика историческая, или диахроническая. Описательная фонетика изучает звуки речи и другие фонетические явления с точки зрения их функционирования, взаимодействия и использования на определенном этапе развития данного языка, в частности, в его современном состоянии. Историческая фонетика занимается изучением вопросов формирования, изменения и развития разных фонетических явлений отдельных языков или определенных групп языков и фонетических систем этих языков в целом.

В описательной фонетике звуки речи как важнейшие единицы фонетического строя языка изучаются в разных аспектах, с разных точек зрения. Обычно говорят о трех аспектах изучения звуков речи, таких, как 1) физический, или акустический, 2) биологический, физиологический (анатомо-физиологический), или артикуляционный, и 3) собственно лингвистический, социальный, или функциональный. В соответствии с этим различается фонетика акустическая, артикуляционная и функциональная.

Акустическая фонетика рассматривает звуки речи с точки зрения их физических, или акустических, признаков, т.е. изучает акустические свойства звуков, которые позволяют воспринимать звуки речи на слух и различать их.

Наряду с акустической фонетикой, акустическим аспектом изучения звуков речи, некоторые лингвисты особо выделяют перцептивный аспект, предполагающий изучение звуков с точки зрения их восприятия человеком, слушающим звучащую речь . Название этого аспекта связано по значению со словом перцепция , которое восходит к латинскому perceptio (понимание, познавание) и объясняется как "отражение предметов и явлений реального мира в их целом во время воздействия их на наши органы чувств; восприятие..." .

Артикуляционная фонетика изучает биологические, физиологические свойства звуков, физиологию их образования, т.е. работу органов речи, в результате которой образуются соответствующие звуки, а также устройство речевого аппарата.

Функциональная фонетика занимается изучением звуков речи с точки зрения их социального использования в процессе общения, выполняемой ими функции, или назначения, – служить средством общения людей.

Функциональная фонетика обычно называется фонологией, которая противопоставляется фонетике акустической и артикуляционной. Иными словами, различаются собственно фонетика, включающая акустическую и артикуляционную фонетику, и фонология как особый подраздел фонетики, или самостоятельный "раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее функциональной значимости" , "раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство различения звуковых оболочек (звуковой стороны, выражения) слов и морфем..." . По словам Л. Р. Зиндера, "звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляционном и функционально-языковом аспектах", в соответствии с чем различается собственно фонетика и фонология . Таким образом, термин "фонетика" используется в широком смысле (как учение о звуках речи в трех названных выше аспектах) и в более узком смысле (как учение о звуках речи в акустическом и артикуляционном аспектах).

При изучении звуковых единиц языка в современной лингвистике осуществляются различные опыты, эксперименты. В связи с этим особо выделяется экспериментальная фонетика, в задачи которой входит изучение звуковых единиц языка на основе опытов, экспериментов . В экспериментальной фонетике часто используются различные технические средства – приборы, аппараты, поэтому ее нередко называют фонетикой инструментальной , или аппаратурной .

Используемые в фонетических исследованиях технические средства позволяют более точно определить акустические и артикуляционные признаки звуков речи, характер изменения звуков в речевом потоке. Так, например, с помощью специальною прибора, называемого осциллографом, звуковые колебания превращаются в колебания электрического тока, светового луча, фиксируемые на кинопленке или на экране, что позволяет определить длительность, силу звука, высоту его тона. С помощью спектрографа (звукового спектрографа) можно получить общую акустическую картину звука речи. Искусственное небо (пластинка из целлулоида или иного тонкого материала, покрытая тальком) позволяет зафиксировать положение языка по отношению к небу при произнесении того или иного звука. Использование рентгеновского аппарата дает возможность наблюдать за положением и изменением разных органов речи в процессе их работы. При помощи технических средств искусственным путем (без участия человека) создаются речеподобные звуки .

§ 29. Значение фонетики. Фонетика изучает единицы языка, которые непосредственно не выражают каких-либо значений, сами по себе не содержат какой-либо информации, поэтому на первый взгляд может показаться, что изучение фонетических единиц не имеет существенного значения. На самом деле это не так: изучение фонетических единиц имеет исключительно важное как теоретическое, так и практическое, прикладное значение.

Теоретическое значение фонетики объясняется прежде всего тем, что она имеет дело с такими материальными единицами языка, как звуки речи, т.е. единицами, без материального воплощения которых невозможно представить себе другие, более сложные единицы языка и в целом язык как средство общения людей. По словам Р. И. Аванесова, "без знакомства с фонетической системой языка невозможно теоретическое или практическое изучение языка" , в частности его грамматического строя и словарного состава . Неслучайно именно с фонетики обычно начинается научное описание и изучение языков.

Изучение звуковой системы языка, изменения элементов этой системы, закономерностей изменения звуков речи в процессе исторического развития языка имеет важное значение для исторического языкознания, прежде всего для исторической грамматики и исторической лексикологии. Оно "помогает нам не только объяснить происходившие в языке изменения, но и в какой-то мере предсказать возможные пути развития его" .

Практическое, прикладное значение фонетики в области языкознания состоит, прежде всего, в том, что на основе данных фонетики создаются системы письма для бесписьменных языков и совершенствуются существующие письменные системы; фонетика положена в основу обучения письму и чтению; на нее опирается изучение произношения на неродном языке.

Лингвистические сведения, полученные в результате фонетических исследований, практически используются и в других сферах человеческой деятельности. В медицине (в такой ее отрасли, как логопе́дия), например, они широко используются для успешного лечения речевых расстройств, устранения дефектов речи. Лингвистические сведения в области фонетики необходимы для совершенствования технических средств связи, для повышения эффективности их работы, увеличения пропускной способности телефонных линий и т.д.

  • Словарь современного русского литературного языка. Т. 16. С. 1472.
  • Словарь иностранных слов. С. 743.
  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. С. 496; см. также: Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Справочник лингвистических терминов. С. 464.
  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. С. 499.
  • Об этом см., например: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. 2-е изд. М., 1979. С. 12.
  • См. об этом: Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 57.
  • Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. Т. 1. С. 162.
  • Реформатский А. А. Из истории отечественной филологии. М., 1970. С. 83.
  • Торсуев Г. II. Проблемы теоретической фонетики и фонологии. М., 1969. С. 15-16.
  • См.: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. С. 12.
  • Зиндер Л. Р. Общая фонетика. С. 4.
  • Там же.
  • Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. С. 5.
  • См., например: Волгина Н. С., Розенталь Д. Э„ Фомина М. И., Цапукевич В. В. Современный русский язык. 3-е изд. М., 1966. С. 74; Русский язык: энциклопедия / гл. ред. ТО. Н. Караулов. С. 598.
  • См.: Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. С. 598.
  • Головин Б. Н. Введение в языкознание. 1966. С. 23–24.

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слот.
ЗВУКИ ЯЗЫКА
Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением (см. с. 22,157). Однако в отличие от последних сам по себе он не имеет никакого значения.
Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
Примечание. Кроме звуков, различать слова и их формы помогает ударение, например: кружки - кружкй (см. с. 15).
ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКОВ ЯЗЫКА
Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.
В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ро-

товую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только и з голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шу ма, а некоторые - из голоса и шума.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В русском языке основных, т. е. находящихся под ударением, гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки бывают ударными (например, сок , вар [а], бур Iу], лес [б], синь [й]) и безударными (на- пример, водй [а], травй [а], судйк [у], лесок [и], Лией [и], былй [ы]).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, конь [кбн’] и кон [ибн]; лук [лук] и люк [л’ук].
Парные и непарные согласные по твёрдости / мягкости


Парные согласные по твёрдоёти / мягкости

Непарные согласные по твёрдости / мягкости
твёрдые Нягкие твёрдые мягкие только твёрдые только мягкие
м [б’1 [Я] ІН’] [ж], [ш], [ц] К], [Щ’1 ІЙ’]
[в] м [П] [П’]
[г] [Г’] [р] ІР’]
[Д] [ДІ [С] [с’]
[в] [в’1 [Т] [»’]
[х] [к’] [ф] [ф’1
[я] [Л"] [X]
М [«* ]

Звонкие и глухие согласные могут различать слова, например: шар - жар, кол - гол, дом - том.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.
Парные и непарные согласные по звонкости / глухости
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (дуб [п], пробка [п]).
Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (просьба [з’]).
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ
Чередование звуков - это мена звуков в одной и той же
части слова, например: забросить - забрасывать, пеку-печёт.
На месте ударных гласных [а], [о], [э] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [вбды] - [вадamp;], [вбс]-[воз’йт"], [л*5с] -
[лЬисок]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.
Примечания. 1. Чередование гласных [а], [о], [э] иод ударением и в безударном положении на письме не отражается, например: стол - столы.
  1. Чередование парных звонких и глухих, глухих и звонких согласных на письме не отражается, например: сад - сйдик.
На месте ударных гласных [у], [й], [ы] в безударном положении произносятся эти же звуки, например: сук - сучбк, лист - листок, стык - стыковка.
Звонкие и глухие согласные перед всеми гласными и непарными звонкими согласными й, р, л, м, н различаются, например: вода, фонарь, вить, фитиль, сок, зоб, вред, флаг, снег, знать.
В словах бывают чередования согласных перед гласными и перед непарными звонкими согласными, например:
УДАРЕНИЕ
Ударение - это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Ударение всегда падает на гласный звук в.слоге, например: травй, дзеро, небесный, приветствовать.
Примечания. 1. Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак " вверху над ударной гласной.
  1. В некоторых словах русского языка ударение ставится то яа одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: твдрог и теорб г, инйче и йначе, мышление и мышление, кёта и кетй, одновременно и одновременно и др.
  2. В словах обычно бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение, например: мелкомасштйбный, сёнокосйлка.
РОЛЬ УД АРЕНИЯ В СЛОВЕ
Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова, например: пйритъ и парйть.
Примечания. 1. В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется разноместным, например на первом слоге: бёгатъ, вечером, нйволочка, плбтничатъ; на втором слоге: бежйтъ, ребёнок, коричневый, запamp;мятоватъ;

яа третьем слоге: прибежйтъ, актуamp;лъный. авансировать; на четвертом слоге: аккордеЬн, аккумулктор; на пятом слоге: авита- минЬз, наперегонки и т. д.

  1. Ударение в русском языке может быть на любой частя слова, например иа приставке: нamp;дпись, выкрикнуть, подпись, Ьбжиг, набело, на корне: жирный, прикйдывать, подосйновик, яблонька, молдчный, пескарик, на суффиксе: деревкнпый, дубовый, рождк, прессовать, белйть, украшение, горячо, пиши, на окончании: горяча, молодой, пятй, степнде, берём, несут, несла.
  2. Русское ударение в изменяемых самостоятельных словах при их склонении или спряжении может сохраняться на той же части слова, на которой оно было в начальной форме: води - водй, молодЬй - молодого, сйний - сйнего, вйехать - вйеду, лйпа - на лйпе, курйный - курйного, красить - крашу - красил, может переходить на другую часть слова (с начала слова на конец и наоборот): рождк - рожки, принять - приняли, игрун - игруни, сйний - синёе, реки - реки, ugpU - йгры.
  3. При словообразовании ударение тоже может сохраняться на той же части слова, например: дом - домик, дёлать - надёлать, сйний - сйненький, может переходить либо ближе к концу слова, например: сйний - синйть, пёс - лесной, хорёший - хорошб, пктъ - пяток, либо ближе к началу слова: просить - прЬеьба, город - эйгородный, мёртвый - замертво.
  4. Общего правила сохранения и передвижки ударения в русском языке нет: при овладении родным языком мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове. При затруднении обращаемся к словарю.
СЛОГ
Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова.
Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: зе-мля, во-да, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: пар-та, кос-тюм, крас-ный, жел-тетъ, гор-дость, чёрный).
ГРАФИКА
Графика - это совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.
Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел (промежуток между буквами),

чёрточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (см. с. 238).
БУКВЫ РУССКОГО ПИСЬМА
Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки - буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.


Русский алфавит и

названия букв
А Б В Г д Е Е Ж 3 И И К Л
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и й ка эль
М Н О П р С Т У Ф X ц. Ч Ш
эм эн О пэ эр эс та У эф ха цэ че ша
щ Ъ Ы Ь э Ю Я
ща
твёрдый
знак
ы мягкий
знак
э ю я

Примечания. 1. Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этик звуков: [л] - звук, «эль» -7 буква.
2. О букве говорите: буква обозначает звук.
По начертанию различают следующие виды знаков букв:
а) большие (заглавные, прописные) и маленькие (строчные), например: В и в; Ж и ж; Б и в; Ж и ж;
б) печатные и рукописные, например: Б и Б; б я б; А и А; а и а.
Буквы русского алфавита делятся на три группы: 1) 10 букв гласных: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и; 2) согласных букв -21: б, є, г, д, й, ж, з9 к9 я, м, и, л, р, с, г, ф, х, ц9 н, ш, щ; 3) 2. буквы, ие обозначающие звуков: ь, ъ.
Всего букв в русском алфавите 33.
ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ЗВУКОВ
Гласные звуки обозначаются специальными буквами.
Не все основные согласные звуки обозначаются специальными буквами.
Твёрдые согласные, составляющие пары с мягкими согласными, а также твёрдые шипящие имеют свои буквы, например: [б] (борьба), [ц] (цапля), [р] (рама), [ж] (жар), [ш] (шапка). Для обозначения нехшшящих мягких согласных используются буквы твёрдых согласных в сочетании с буквами ь, е, е, ю, я, и (см. таблицу на с. 19).
Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами

для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).
Мягкие шипящие согласные [ч*] и [ш*] обозначаются своими буквами: чугун [чв], щука [ш*].
Мягкий согласный [й] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями (см. таблицу).
СООТНОШЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ
Полного соответствия букв и звуков в русском письме нет. Одни буквы обозначают свой звук (бор, сон) и другие звуки (зуб [п], ёж [ш]).
Одни буквы имеют одно звуковое значение, т. е. обозначают одни звук: апрель [а]; окна , другие - два звуковых значения, т. е. обозначают два звука: яма [йа], ёж [йб], ель [йэ], южный [йу].
Некоторые сочетания букв обозначают один звук: счастье [щ’], рассвет [с], дрожжи [ж*], бесшумно [ш] и т. п., другие - два звука: льёт [йб], подъезд [йэ].

Со словом "фонетика" каждый из нас сталкивался в школе, когда изучал русский язык. Этот раздел в русском языке очень важен, как, впрочем, и все другие. Знание фонетики позволит Вам грамотно произносить звуки в словах, чтобы Ваша речь была красивой и правильной.

Определение фонетики

Итак, начнем наш разговор с того, что скажем, что такое фонетика. Фонетика - это часть науки о языке, которая изучает звуки, являющиеся составной частью слов. Фонетика имеет связь с такими разделами русского языка, как орфография, культура речи, а также словообразование и многие другие.

Звуки в фонетике рассматриваются как элементы всей языковой системы, с помощью которых слова и предложения воплощаются в звуковую форму. Ведь только с помощью звуков люди могут общаться, обмениваться информацией и выражать свои эмоции.

Фонетику разделяют на частную и общую. Частную по-другому называют фонетикой отдельных языков. Она делится на описательную фонетику, которая описывает звуковой строй определенного языка (к примеру, фонетика русского языка) и историческую фонетику, изучающую то, как изменяются звуки с течением времени. Общая фонетика занимается изучением основных условий звукообразования, составлением классификации звуков (согласных и гласных), а также исследованием закономерностей сочетаний различных звуков.

А теперь настало время рассказать о том, что такое фонетика русского языка. Фонетика русского языка состоит из нескольких уровней формирования устной речи. А именно:

  • Звуки, разновидность звуков, произношение звуков.
  • Слоги, сочетания звуков.
  • Ударение.
  • Интонация, речь в целом и паузы.

Отметим, что русский язык включает в себя 37 согласных звуков и 12 гласных. Звуки образуют слоги. Каждый слог обязательно имеет один гласный звук (например, мо-ло-ко). Ударением называют произнесение определенного слога в слове с большей длительностью и силой. А интонация - это речевой элемент, который выражается в изменении высоты тона. Под паузой понимается остановка голоса.

Таким образом, мы теперь знаем, что такое фонетика, определение этого понятия подведет итог данной статьи. Фонетика – раздел науки языкознания, изучающий звуковую сторону языка, а именно звукосочетания и слоги, а также закономерности объединения звуков в цепочку.

а) физический (акустический)

б) физиологический (биологический)

в) социальный (языковой)

    Соотношение звуков и букв

    Классификация звуков

а) Признаки, отличающие гласные звуки от согласных

б) Классификация гласных звуков.

в) Классификация согласных звуков.

1. Определение фонетики, различные разделы фонетики

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

Фонетика – это наука о «звуковом материале» языка, об использовании этого материала в значащих единицах языка и речи, об исторических изменениях в этом материале.

В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика и сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков.

Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.

В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика . Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная фонетика, или фонология, акцентология, или учение о словесном ударении, интонология, или учение об интонации.

Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки.

Акустическая фонетика исследует чисто физические особенности (характеристики, параметры) звуков речи на отдельных языках.

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Функциональная фонетика, или фонология , изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм. Таким образом, между терминами фонетика и фонология нельзя ставить знак равенства: фонология - это лишь часть фонетики, частная дисциплина, которая изучает функции, которые звуки речи, фонемы.

В кругу остальных языковедческих единиц - грамматики, лексикологии - фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная наука. Она взаимодействует, прежде всего, с грамматикой. Это взаимодействие обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой формы языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой стороны языка, но и для некоторых участков его грамматического строя. Например, определенные виды чередований оказываются морфологизованными, то есть используются при образовании разных форм одних и тех же слов или разных слов от одних и тех же корневых морфем. (Ср. в русском языке: будить - бужу, водить - вожу, друг- дружок или в немецком языке: sprechen-sprach, stechen-stach.)

Подобные морфологизованные чередования звуков изучаются возникшей на стыке фонетики и морфологии дисциплиной, называемой морфонологией .

Как для фонетики, так и для синтаксиса весьма существенны правила фразовой интонации конкретных языков, так как каждое конкретное предложение характеризуется определенным интонационным оформлением. Поэтому данные, полученные в собственно интонологических исследованиях, находят самое непосредственное применение в работах по описательному синтаксису.

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.

Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.

Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма - три буквы, а звуков четыре й-а-м-а ). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т ) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З ], а пишем С ) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Гласные звуки

Гласными называются звуки , в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.

Гласных звуков шесть - а, о, у, э, ы, и , но на письме они обозначаются десятыо буквами - а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я . Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-йэ, ё-йо, ю-йу, я-йа - ехать - [j"э ]хать, ёжик- [j"о ]жик, юла - [j"у ]ла, яма-[j"а ]ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как [j" ].

Согласные звуки

Согласными называются звуки , которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких" согласных и 10 глухих.

Звонкие - б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие - п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слое они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.

Произносим: [сат ], [хлеп ], [морос ], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз"ба ], а пишем косьба.

Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.

Остальные четыре звонких - р, л, н, м и четыре глухих - х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим. Из числа согласных выделяются 4 шипящих - ж, ч, ш, щ.
Все согласные, кроме шипящих и
ц могут быть и твердыми, и мягкими.

Был, бал - согласные б, л в этих словах твердые.

Били - согласные б, л в этом слове произносятся мягко.

Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.

Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией - подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова:
стал - сталь, был - быль, стань - cтan, жарь - жар.

Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие" ч, щ - всегда мягкими. После ц ь (мягкий знак) никогда" не пишется (палец, колодец, огурец ), а после шипящих ж, ш , а также ч,_щ ь (мягкий знак) иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, режь, туч, сторож ).

Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:
1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными - сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо ;
2) постановкой после согласного букв и , е , ё , ю , я ; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц ") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком - бил, бюро, дядя, реже, серый .

В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь - весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется - ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)

Слог

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например:
Го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я - второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Примеры:
Мой, мо-я, вскользь, семь-я, здеш-ний и зде-шний, се-стра и сест-ра, ка-мен-ный, об-щест-вен-ный.
Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий ). если же только с одной стороны, то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла ).
Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для определения ударений, правильного произнесения слов и написания.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это - звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе -рестора н, торго во-промы шленный ).

Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому они называется свободным (кни" га, бума" га, переде" лка ).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным.

Постоянное ударение всегда ставится на одном и -том же слоге (тоска, тоски, тоской ).

Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка ).

Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у же и уже , засы пать и засыпа ть , дома и до ма ).

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.

Образец фонетического разбора:
его [j"и-вo ] 2 слога, второй ударный

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б" ] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например : шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

На едином государственном экзамене в качестве заданий к разделу «Фонетика » предлагается сделать частичный фонетический разбор .