Болезни Военный билет Призыв

Электронные публикации

Слайд 2

Цель урока: создать условие для формирования представлений о значении веры в жизни русского человека, по средствам произведения «Повесть о Темир Аксаке» Задачи: Познакомить с произведением «Повесть о Темир Аксаке»; Составить характеристику основных героев. Объяснить в чем заключается смысл данного произведения.

Слайд 3

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ 1 ВАРИАНТ Какая просьба Батыя разозлила князя Федора Юрьевича? Что означает выражение «Заразилась смертью»? Куда и за что был сослан ЕвпатийКоловрат? Почему ЕвпатияКоловрата можно сравнить с былинным героем? Какой современный город находится на месте Рязани, где был бой с Батыем? 2 ВАРИАНТ Почему Батый вопреки обещания двинул свои полки на Рязань? Кто рассказал Батыю о красоте княжны? Сколько дней шла осада Рязани, и чем она закончилась? Кто решил сразиться с ЕвпатиемКоловратом, и чем закончилось эта битва? Почему икона Николы Чудотворца стала зваться Зарайской?

Слайд 4

ПОВЕСТЬ О ТЕМИР-АКСАКЕ посвящена нашествию на Русь Тимура (Тамерлана) в 1395 г.

Слайд 5

Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей поднял в Орде и на Руси своим приходом. Темир Аксак по происхождению не царского был рода, а из низший из самых захудалых людей. По ремеслу он кузнец был черный, по нраву же и повадке - безжалостен, и разбойник, и насильник, и грабитель. Однажды, когда он был еще молод с голоду украл он у овцу, но люди выследили его. И жестоко избили до смерти, перебив ему ногу в бедре пополам. Рана его зажила, а он был прозван Темир Аксаком, ибо Темир означает железо, а Аксак- хромец. Вскоре он стал атаманов злых грабителей. Они нападали на земли, пенили их, собирали дань. И собрал он всех воинов своих, прошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих и пошел из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, идти на всю Русскую землю. Великий князь Василий Дмитриевич велел народу поститься и молиться с усердием, что бы Темир Аксак не напал на Москву. Также повелел князь наместникам своим и воеводам усилить укрепления и собрать всех воинов. Они же, услышав повеление господина своего, собрали знатных людей и весь город и укрепили оборону. Князь Василий Дмитриевич, вспомнив об избавлении Москвы от язычника царя Хозроя, надумал послать за иконой пречистой владычицы Богородицы, во Владимир. И было тогда, месяца августа в пятнадцатый день, в самый праздник славного Успения богородицы. Жителя Владимира вышли, на проводы чудесной иконы. Когда же донесли икону эту почти до Москвы, весь город вышел навстречу и в слезах, от мала до велика, все молились ей: «О святая владычица богородица! Избавь нас и город наш Москву от нашествия поганого, Темир Аксака - царя, и каждый город христианский и страну нашу защити, и князя и людей от всякого зла оборони, и город наш Москву от нашествия варварских воинов». Так по божьей благодати, молитвами святой богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксак-царь возвратился назад, ушел в свою землю. В тот самый день, как принесли икону пречистой Богородицы из Владимира в Москву, Темир Аксак - царь испугался, и в смятение впал. И нашел на него страх и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду. Не мы ведь их гнали, но бог изгнал их незримою силой своей и пречистой своей матери. Князь Василий Дмитриевич и архиепископ Киприан повелели на том месте, где встречали чудотворную икону пречистой Богородицы, поставить церковь во имя пречистой Богородицы, славной встречи ее на память о той незабвенной милости божьей, чтобы не забыли люди дел божьих. Эту же церковь освятил сам митрополит, поставили монастырь. И с тех пор постановили праздник праздновать месяца августа в двадцать шестой день, в день поминовения святых мучеников Андреана и Наталии. Эта же чудесная икона святой Богородицы написана была рукою святого апостола и евангелиста Луки. По материалам сайта http://oldrus.by.ru

Слайд 6

Вопросы к тексту. Опишите характер Темир Аксака. Почему его так звали? Как решил великий князь Василий Дмитриевич спасти Москву от нападения Темир Аксака? От куда доставили икону в Москву? В чем заключается чудо, описанное в данной повести? Какой праздник с тех пор празднуется?

Русь многострадальная, нрав проявлявшая, себя уважавшая, словно бед не знавшая, Мамая одолевшая, Тохтамышем покорённая, уповала в гордости своей на помощь Богородицы. Всякий раз, стоило беде сойти с русской земли, в том божественный промысел находя. А коли беда настигала Русь, то за грехи случалась она, за зазнание. Вот и в княжение Василия Дмитриевича, внука Ивана Ивановича, правнука Ивана Даниловича, вторглась орда великая, Темир Аксаком ведомая. Шёл на Русь хромец железный, разбойник степной, покоритель земель от Китая самого. Возил он за собою следом султана турецкого, в клетке сидящего. Велик Темир Аксак, быть беде, а то и вечному разорению.

Тимур, он же Тамерланом прозываемый, был без роду и племени. Овец он воровал, юным будучи. За то его, изловивши умеючи, избили и нанесли увечие. Хром стал, потому Аксак, железом ногу обил, потому Темир. Сколотил он банду, разбоем поживаючи. Росла шайка его разбойная, размером страны превышая, им покоряемые. Пала Азия пред ноги его, руки Европою овладеть замыслили. Тохтамыш уступил власть ему. Осталось над Русью покуражиться. И вошёл тогда Темир Аксак на Рязанщину, пятнадцать дней стоя близ Ельца лагерем.

Русью правил тогда Василий Дмитриевич. Год тогда был 1395 по христову летоисчислению. Правил Василий мудро и славны дела его были. А кто отец – в повести о том не рассказано. Не Дмитрий ли Донской? Неважно то обстоятельство. Али не знали о таком предке текста составители? Али обиду какую затаили на князя Великого? Допустившего Москвы разорение, отчего о поле Куликовом помнить пропало желание.

Ожидали в Москве осаду неизбежную. В силы свои больше не верили. Не повернётся ли сын князя Дмитрия спиною к городу, не побежит ли искать спасение в землях северных? Проявит ли на этот раз смелость митрополит Киприан, некогда Москву оставивший без божьей помощи? Волновался народ, веру в человечность избранников утрачивая. Но случилось небывалое, в месте, где поставлен Сретенский монастырь после был, встретили москвичи шествие с иконой Владимирской Божией Матери, как сразу стало известно им – снялся Темир Аксак с Рязанщины, уйдя в земли южные. Снова помогла Богородица, Руси заступница.

Так в повести сказывается. Верить сказанному полагается. Таким был Тимур, каким представлен он. Такой же важности Василий Дмитриевич, беды не испугавшийся, прегрешений не имевший, живший жизнью праведной, дальним предкам его подобной, потомкам во исполнении в пример быть должной. Потому отступил враг грозный, поражений не принимавший, а то быть Руси в порошок стёртой, дабы ветер из степей преград деревянных и каменных никогда более не встречал на всём пространстве до моря северного да до Литвы, что с Ордою силой не боялась мериться.

Кажется, ничего особенного. Только страшен факт осознания исторической мимолётности. Жил народ, границы владений отстаивал. Жил он долго, о будущем не зная. Потом пришёл соперник и стёр тот народ до основания, оставив о нём у потомков предания. Многие в степи растаяли, так и Русь оказалась перед подобным испытанием. И растаял бы народ русский, не поверни Тимур в обратную сторону. Что с Литвой сражения, что позднее правды отстаивание, когда подобное всегда может вновь быть повторено. Пока помнит потомок, живёт жизнью полной и о грядущем не думает, но настанет пора, произойдёт небывалое, проснётся новый хромец железный, двинет рати и уже не станет искать пути обратного. Всему суждено рассыпаться. Как был Темир Аксак, владевший Азией. Теперь нет его, как и владений его, зато осталась память о нём.

Дополнительные метки: повесть о темир аксаке критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, analysis, review, book, content, Месяца августа двадцать шестого на память святых мучеников Андреана и Натальи повесть полезная из древних сказаний сложенная представляющая преславное чудо бывшее с иконой пречистой Богородицы которая называется Владимирской как пришла она из Владимира в боголюбивый град Москву избавила нас и город наш от безбожного и зловерного царя Темир Аксака

Это тоже может вас заинтересовать:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Повесть о Темир Аксаке Подготовил учитель православной культуры: Белкина Ю.Ю. Белгород, 2013г. МБОУ «Лицей №9»

Цель урока: создать условие для формирования представлений о значении веры в жизни русского человека, по средствам произведения «Повесть о Темир Аксаке » Задачи: Познакомить с произведением «Повесть о Темир Аксаке »; Составить характеристику основных героев. Объяснить в чем заключается смысл данного произведения.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ 1 ВАРИАНТ Какая просьба Батыя разозлила князя Федора Юрьевича? Что означает выражение «Заразилась смертью»? Куда и за что был сослан Евпатий Коловрат? Почему Евпатия Коловрата можно сравнить с былинным героем? Какой современный город находится на месте Рязани, где был бой с Батыем? 2 ВАРИАНТ Почему Батый вопреки обещания двинул свои полки на Рязань? Кто рассказал Батыю о красоте княжны? Сколько дней шла осада Рязани, и чем она закончилась? Кто решил сразиться с Евпатием Коловратом, и чем закончилось эта битва? Почему икона Николы Чудотворца стала зваться Зарайской?

ПОВЕСТЬ О ТЕМИР-АКСАКЕ посвящена нашествию на Русь Тимура (Тамерлана) в 1395 г.

Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей поднял в Орде и на Руси своим приходом. Темир Аксак по происхождению не царского был рода, а из низший из самых захудалых людей. По ремеслу он кузнец был черный, по нраву же и повадке - безжалостен, и разбойник, и насильник, и грабитель. Однажды, когда он был еще молод с голоду украл он у овцу, но люди выследили его. И жестоко избили до смерти, перебив ему ногу в бедре пополам. Рана его зажила, а он был прозван Темир Аксаком, ибо Темир означает железо, а Аксак - хромец. Вскоре он стал атаманов злых грабителей. Они нападали на земли, пенили их, собирали дань. И собрал он всех воинов своих, прошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и многих людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих и пошел из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, идти на всю Русскую землю. Великий князь Василий Дмитриевич велел народу поститься и молиться с усердием, что бы Темир Аксак не напал на Москву. Также повелел князь наместникам своим и воеводам усилить укрепления и собрать всех воинов. Они же, услышав повеление господина своего, собрали знатных людей и весь город и укрепили оборону. Князь Василий Дмитриевич, вспомнив об избавлении Москвы от язычника царя Хозроя, надумал послать за иконой пречистой владычицы Богородицы, во Владимир. И было тогда, месяца августа в пятнадцатый день, в самый праздник славного Успения богородицы. Жителя Владимира вышли, на проводы чудесной иконы. Когда же донесли икону эту почти до Москвы, весь город вышел навстречу и в слезах, от мала до велика, все молились ей: « О святая владычица богородица! Избавь нас и город наш Москву от нашествия поганого, Темир Аксака - царя, и каждый город христианский и страну нашу защити, и князя и людей от всякого зла оборони, и город наш Москву от нашествия варварских воинов » . Так по божьей благодати, молитвами святой богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксак-царь возвратился назад, ушел в свою землю. В тот самый день, как принесли икону пречистой Богородицы из Владимира в Москву, Темир Аксак - царь испугался, и в смятение впал. И нашел на него страх и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду. Не мы ведь их гнали, но бог изгнал их незримою силой своей и пречистой своей матери. Князь Василий Дмитриевич и архиепископ Киприан повелели на том месте, где встречали чудотворную икону пречистой Богородицы, поставить церковь во имя пречистой Богородицы, славной встречи ее на память о той незабвенной милости божьей, чтобы не забыли люди дел божьих. Эту же церковь освятил сам митрополит, поставили монастырь. И с тех пор постановили праздник праздновать месяца августа в двадцать шестой день, в день поминовения святых мучеников Андреана и Наталии. Эта же чудесная икона святой Богородицы написана была рукою святого апостола и евангелиста Луки. По материалам сайта http://oldrus.by.ru

Вопросы к тексту. Опишите характер Темир Аксака. Почему его так звали? Как решил великий князь Василий Дмитриевич спасти Москву от нападения Темир Аксака? От куда доставили икону в Москву? В чем заключается чудо, описанное в данной повести? Какой праздник с тех пор празднуется?

С одной стороны, это – воинская повесть, рассказывающая о первой бескровной победе русских войск после страшного Тохтамышева разорения. С другой – сказание о чуде иконы Владимирской богоматери, спасшей столицу Русского государства от нашествия жестокого азиатского завоевателя Тимура. ВЫВОД:

С этой поры чудо от иконы Владимирской Божьей матери стало на Руси отмечаться 26 августа как особый церковный праздник, в день ее “сретения”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке". Цель: воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Бабенко А.Ю.

В основе Повести о Темир-Аксаке лежат грозные события августа 1395 года. Речь идет о нашествии войск Тамерлана на русские земли и их внезапное возвращение в Центральную Азию после принесения в Москву Владимирской иконы Богоматери. При этом надо отметить, что на протяжении XV-XVI веков данный литературный памятник неоднократно подвергался существенному редактированию, что говорит о его важности для Московских князей. Целью данного исследования является изучение Повести о Темир-Аксаке (по основным ее редакциям) как памятника промосковской литературы.

До сих пор поднятая нами проблема почти не рассматривалась в отечественной и тем более в зарубежной историографии. Приятное исключение составляют работы Бориса Михайловича Клосса, в которых содержится информация обзорного характера об идейном аспекте Повести о Темир-Аксаке, но основной упор им делается на датировку и систематизацию редакций и списков летописного и нелетописного происхождения. Другие же исследователи занимавшиеся Повестью о Темир-Аксаке уделяли в основном внимание вопросу датировки редакций и почти не касались проблемы возвеличивания Москвы на страницах Повести.

Повесть о Темир-Аксаке сохранилась во множестве списков, выявление и классификация которых еще не завершена. Но основные редакции определены уже давно, это: 1) Повесть в составе Московского свода 1479 года; 2) Повесть, читающаяся в Софийской II летописи; 3) Рассказ о Темир-Аксаке Типографской летописи.

О происхождении редакций высказывались различные мнения. А. А. Шахматов предполагал, что Повесть создавалась в рамках Полихрона 1418-1423 гг. Л. В. Черепнин считал ранней версией рассказ Ермолинской летописи и относил его к концу XIV в., но в современной литературе признается, что Ермолинская летопись передает в сокращении Свод 1477 г., версию же Софийской II и Типографской летописей исследователь датировал второй половиной XV в. Впервые к изучению Повести о Темир-Аксаке широко привлек рукописный материал В. П. Гребенюк. По его мнению, старшей является редакция Софийской II летописи, созданная между 1402-1408 гг.; редакция, отразившаяся в Московском своде 1479 г., возникла до 1408 г.; вариант Типографской летописи является соединением текстов первых двух редакций. Но как отмечает Б. М. Клосс, отсутствие прочной базы для текстологических сопоставлений и игнорирование исторических реалий привели исследователя к неверным выводам. В итоге редакция Софийской II летописи, занесенная в летописи церковного происхождения, оказалась «княжеской», а редакция, содержавшаяся в великокняжеском своде 1479 г.,- «митрополичьей»; версия, осложненная вставками из дополнительных источников (из Повести о Хоздрое), почему-то признана «старшей» по сравнению с теми видами Повести, которые этих вставок не содержали (Типографская и Свод 1479 г.).

Указанные недостатки в работе В. П. Гребенюка подметила И. Л. Жучкова. По ее заключению, основные редакции памятника создаются в 70-80-х годах XV в.: сначала в рамках Свода 1479 г., на самом деле - Свода 1477 г., на его основе - Типографская редакция, которая, в свою очередь, перерабатывается составителями редакции, отразившейся в Софийской II летописи. Но получить правильный результат, по мнению Б. М. Клосса, исследовательнице помешали крайняя субъективность в трактовке текстологических связейи несовсем верное понимание этапов истории летописания в XV веке.

В зарубежной историографии Повесть о Темир-Аксаке привлекла внимание немецкого исследователя А. Эббингхауса и американского ученого Д. Миллера. А. Эббингхаус считает, что Повесть составлена после 1480 г. Д. Миллер выдвинул гипотезу, что Повесть создана в Кирилло-Белозерском монастыре в 1470-е годы; старшая версия текста содержится в Погодинской летописи и списке Царского Софийской II летописи, однако, по современным представлениям, эта версия является производной от Свода 1479 г.

Б. М. Клосс приводит убедительную систему доказательств, которая не дает нам повода сомневаться в правильности его выводов, относительно определения авторства интересующих нас редакции и их датировки.

В данной работе мы ограничиваемся рассмотрением редакции Повести, составленной Епифанием Премудрым под 1412 – 1414 годы, а также Второй редакции Пахомия Логофета, созданной им между 1477 и началом 1480 года и еще одной, более поздней, редакцией Повести о Темир-Аксаке в составе Никоновской летописи, созданной в конце 20-х – начале 30-х годов XVI века.

В ходе исследований списков Повести о Темир-Аксаке Б.М. Клосс пришел к выводу, что наиболее полно Епифаниевскую редакцию Повести о Темир-Аксаке в составе Троицкой летописи, характеризуют списки двух основных изводов: древнейший нелетописный Лихачевский список Повести о Темир-Аксаке (Санкт-Петербургский филиал Института российской истории РАН, ф. 238 (Коллекция Н. П. Лихачева), оп. 1, № 161 (л. 450 – 457 об.), торжественник 70-х годов XV века) и летописный вариант Повести в составе Типографской летописи Мазуринской редакции (РГАДА, ф. 196 (Собр. Ф. Ф. Мазурина), оп. 1, № 533).

В качестве списка наиболее полно отражающего Вторую Пахомиевскую редакцию, Б. М. Клоссом был выбран список Повести о Темир-Аксаке из сборника конца 80-х - начала 90-х годов XV века из Софийского собрания хранящийся в РНБ (РНБ, Софийское собр., № 1389 (л. 484 - 492)).

Повесть о Темир-Аксаке редакции Никоновской летописи рассматривается в данном исследовании по тексту опубликованного оригинала: РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), оп. 1. № 163 (л. 620 - 624).

Поскольку Епифаниевская редакция была признана Б. М. Клоссом старейшей, то представляется логичным начать рассматривать промосковские тенденции именно с этой редакции, а затем, оттолкнувшись от нее проследить усиление московской идеологии в более поздних редакциях Повести.

За отсутствием текста самой Троицкой летописи Епифаниевскую редакцию повести о Темир-Аксаке изучаем по спискам основных изводов, ее характеризующих, по древнейшему нелетописному Лихачевскому списку и по Типографской летописи Мазуринской редакции.

Первым моментом в Епифаниевской редакции Повести, где подчеркивается значение Москвы, является краткое описание планов Тимура по завоеванию Руси после победы над Тахтомышем. При этом стоит отметить один нюанс – в Лихачевском списке читаем: «И оттолѣ въсхотѣ ити на Русскую землю и к Москвѣ христианъ воевати», а в составе Типографской летописи Мазуринской редакции этот же фрагмент видим в несколько ином свете: «И оттолѣ восхотѣ ити на Рускую землю, к Москвѣ христианъ воевати». И хотя летописный список не восходит ни к одному из списков Повести того же Типографского варианта, но нелетописного происхождения, куда относится и Лихачевский список, для нас очень важно отметить наличие союза «и» во втором и его отсутствие в первом из рассматриваемых нами списков. Если в нелетописном списке Лихачева союз «и» показывает нам, что «Русская земля» и Москва это не совсем одно и то же, то в летописном списке Типографско-Мазуринской редакции вместо союза «и» стоит запятая, в результате чего смысл фразы меняется на противоположный - Москва показывается в качестве «сердца Русской земли», за счет намеренной конкретизации: «… ити на Рускую землю, к Москвѣ христианъ воевати». Таким образом, Москва становится главным оплотом в борьбе против полчищ великого азиатского завоевателя Тамерлана во главе с самим великим князем Василием Дмитриевичем: «И се слышавъ князь великыи Василии Дмитреевичь, собравъ воа многы, поиде с Москвы х Коломнѣ, хотя ити противу его въ срѣтенье ему».

Развивая идею о том, что Москва – сердце Руси проводится и другая мысль: Москва – центр православной веры: Тимур «… похваляется ити к Москвѣ, хотя взяти ю, како хощеть люди русскыя пленити и святыя церкви жещи, вѣру христианьскую искоренити, а христианъ бити и гонити, томити и мучити, огнем печи и жещи, и мечем сѣщи». Таким образом, выступивший против Тимура московский князь становится автоматически защитником православной веры от посягательств «поганых».

Ключевым же моментом Повести о Темир-Аксаке является перенесение Владимирской иконы Богородицы в Москву: «В то же время клирикы святыя и великыя съборныя церкве Святыя Богородица, иже въ Володмерѣ протопопъ съвѣт сътвори съ прочими попы и съ диаконы и съ клирошаны, пречистую и чюдную икону Пресвятыя Богородица взяша и понесша от града Володимеря на Москву страха ради татарьска, паче же страха ради Темиръ Аксакова…».

Так Москва обрела одну из самых почитаемых святынь на Руси, что, несомненно, подчеркивает роль Москвы в качестве одного из главных центров православия наряду с Киевом, Владимиром и даже Константинополем. Более ярко эта мысль будет выделена в последующих редакциях. Значение переноса святыни из старого Владимира в новый центр православия – Москву подчеркивает случившееся чудо: «И тако Божиею благодатию и неизреченною Его милостию и молитвами Святыя Богородица Москва град нашь цѣлъ съхраненъ бысть, а Темирь Аксакъ царь възратися въспять и поиде въ свою землю. О пресланое чюдо! О превеликое удивление! О многое милосердие Божие к роду христианьскому! В который день принесена бысть икона Святыя Богородица из Владимеря на Москву, в тои день и Темирь Аксакъ поиде въ свою землю». Когда Владимирскую икону Богородицы перенесли в Москву, Тимур неожиданно направил свои войска обратно в Азию. По всей видимости, в империи Тамерлана вспыхнули восстания, и Тимуру пришлось возвращаться в Азию для наведения порядка в своих обширных владениях. Впрочем, внятного ответа у историков нет до сих пор на вопрос, чем был вызван неожиданный уход Тамерлана с Руси. Но это непонятное с точки зрения здравого смысла событие было истолковано летописцем в религиозном ключе, то есть уход Темир-Аксака был приписан чуду проявленному Богородицей и Богом, в знак благоволения православной Руси вообще и Москве в частности. Не вдаваясь в вопросы веры, стоит отметить тот факт, что по мере дальнейшего укрепления позиций Москвы не только среди других русских городов, но и среди политических центров Восточной Европы и особенно после падения Константинополя, подобные умонастроения оформляются в идеологию, выраженную тезисом: «Москва – третий Рим». Но истоки такого рода воззрений уже прослеживаются в Повести о Темир-Аксаке, то есть уже с первой половины XV века.

В более поздних редакциях Повести встречается упоминание о том, что Владимирская икона Богородицы, пользовавшаяся на Руси и без того большим почитанием, оказывается, была создана самим евангелистом Лукой. Во всяком случае, так пишет летописец. Так, в начале Повести о Темир-Аксаке Первой редакции Пахомия Логофета уже содержится краткое упоминание о том, что икона написана апостолом Лукой. Во Второй Пахомиевской редакции это упоминание было убрано из начала Повести, но появляется в ее конце: « Сиа же чюдная икона Святыа Богородица списана бывши от руки святого Христова апостола и еуангелиста Лукы». Таким образом, согласно Пахомиевской редакции, получается, что Москва становится хранительницей святыни, имеющей огромное значение для всего христианского мира, как западной, католической его части, так и восточной, православной. Естественно, этот факт должен был еще сильнее упрочить позиции Москвы не только на региональном уровне, но и в масштабах всего христианского мира.

Большое значение имеет и тот факт, что еще до переноса иконы из Владимира в Москву, она была перенесена Андреем Боголюбским во Владимир из Киева, старого православного центра, что символизирует приемственность власти. Владимир, отдав икону Богородицы Москве, признал тем самым ее верховенство. Так, молодое Московское государство стало наследником старой Киевской Руси.

Вторая Пахомиевская редакция получила широкое распространение. И идея о том, что Владимирская икона Богородицы написана самим Лукой, апостолом Иисуса Христа, прекрасно прижилась в условиях продолжающейся централизации нового Русского государства. В качестве подтверждения данных слов можно привести в пример тот факт, что тезис об авторстве Луки можно увидеть и в Повести о Темир-Аксаке в составе Никоновской летописи, написанной в конце 20-х – начале 30-х годов XVI века: «Повесть преславного чюдеси о иконѣ Пречистыа Богородици, еже нарицается Володимерскиа, юже, глаголють, написа Лука еуагелистъ, ея же принесоша от града Владимеря въ боголюбивый град Москву в нахожение нечестиваго царя Темир Аксака».

В данном фрагменте из Никоновской летописи стоит обратить внимание на формулировку «боголюбивый град Москва». Подобных фраз в Епифаниевской редакции замечено не было. Даже в самые волнующие момементы повести Епифаний не удостаивает Москвы таких эпитетов. Подобные описания впервые встречаются в Пахомиевской редакции Повести, откуда они перешли в другие летописи, как, например, в Никоновскую. Так Повесть о Темир-Аксаке была преобразована Пахомием Логофетом в жанр Слова, и его сочинение оказалось посвященным «славному граду Москве» и прославлению Владимирской иконы Богоматери в качестве новой патрональной святыни, «заступающей и сохраняющей град сей», являющей «Покров граду нашему». Так зарождалась идея о претензии Москвы на роль центра православия и хранительницы мировых святынь.

Что касается Никоновской летописи, то в ней представлена коренная переработка Повести. Главной особенностью этой редакции явилось введение в повествование сюжета с явлением Темир-Аксаку в страшном сне Богородицы: «Темирю же Аксаку тогда стоащу в Рязанскои земли обапол Дона реки, и возлеже на одрѣ своем и усну, и видѣ сон страшен зѣло, яко гору высоку велми и з горы идяху к нему святители, имущи жезлы златы в руках и претяще ему зѣло; и се паки внезапу видѣ над святители на воздусе жену в багряных ризах со множеством воинства, претяще ему лютѣ». После такого видения Темир-Аксак, «трепеща и трясыйся», устремился «на бег», гоним гневом Божиим. До этого Богородица являлась лишь Сергию Радонежскому и обещала покровительство Троицкому монастырю. Здесь же Богоматерь предстала заступницей Москвы и всей Русской земли. Культ Владимирской иконы стал приобретать государственное значение. Рассказ Никоновской летописи был использован в последующих летописных сводах.

Теперь же переключим наше внимание с Владимирской иконы Богоматери на образ Темир-Аксака, который рисует Повесть. Одним из средств возвеличивающих роль Москвы является описание врага, против которого Москва и выступила. Таким образом, чем сильнее враг, против которого борется московский князь, тем величественнее выглядит Василий Дмитриевич и Москва. Иначе, в чем была бы заслуга победить немощного врага? Но сила войск Тимура и его личность не вызывают у нас сомнений. Не вызывали они сомнений и у летописцев, дающих описание Тимура как грозного врага для молодого, еще только складывающегося Московского государства. Даже если летописи и преувеличивают силы Тамерлана, то ненамного. Основной же упор в описании Тимура в Повести делается на представлении Темир-Аксака в качестве беспощадного завоевателя и врага христианской веры. Эта тенденция усиливается в каждой более поздней редакцией Повести о Темир-Аксаке. Так в Повести религиозный характер борьбы православной Москвы против войск «поганых» Тимура вытесняет собой политический аспект. Согласно Повести, получается, что основной движущей силой событий августа 1395 года были религиозные убеждения сторон: Тимур стремится искоренить христианскую веру, а Москва выступает защитником православия и всей Русской земли.

Теперь подтвердим все выше сказанное конкретными примерами. Начиная с Епифаниевской редакции виден тот образ Тимура, который будет подхвачен и дополнен в поздних редакциях: «Бѣше бо сеи Темирь Аксакъ велми нежалостив и зѣло немилостивъ, и лютъ мучитель и золъ гонитель, и жестокъ томитель, всегда воздвиже гонение велико на христианы, яко же древни злвѣрнии царие, прежние гонителие и мучители на христианы: яко же Иулианъ законопреступник и Диоклитианъ, и Максимилианъ, и Деки, и Ликинии и прочии мучители. Тако же и сии Темирь Аксак мучительскыи похваляшеся, въздвигнути хотя гонение велико на христианы». И без того нелестная характеристика Тимура была дополнена в Пахомиевской редакции сравнением куда более актуальным, нежели уподобление его древнеримским императорам – гонителям христиан. Речь в Пахомиевской редакции идет о событиях недавнего прошлого, разыгравшихся в 1237 - 1240 гг. Как и тогда будущее русских земель ставится под угрозу, но Москве выпала роль спасти страну от «беспощадного завоевателя»: Темир-Аксак «Помышляше окааный, хотѣ итьти на всю землю Русскую, аки вторый Батый, и разорити християньство». Тоже чтение есть и в Никоновской летописи: «И возхотѣ ити и на Москву и на всю Русскую землю пленити и мечю предати всѣхъ».

Чем грознее представлен Тимур, тем сильнее выглядит эффект чуда явленного Богородицей. В Никоновской летописи он достиг своего апогея: Богородица лично явилась Тамерлану во сне и велела повернуть ему свои войска назад. Не сила русского оружия прогнала врага, а сила Бога, как уверяет нас Повесть о Темир-Аксаке: «Не мы бо их устрашили, но Богъ милосердый человѣколюбецъ молитвами Святыя Богородица невидимою силою Своею устраши врагы наша, посла на ня страх и трепетъ да окаменятся». Так формировалась идея о том, что Москва – город, отмеченный благоволением Бога и Богородицы, а Русь - Богом хранимая страна, которая занимает исключительное место в христианском мире.

Говоря о возвеличивании роли Москвы в Повести о Темир-Аксаке, стоит обратить внимание и на такой аспект, как личность самого великого московского князя. Так как имеется прямая связь между могуществом князя и значением города, который претендует на статус главного политического и религиозного центра русских земель. Чем величественнее представлен московский князь Василий Дмитриевич, тем выше и положение Москвы, его вотчины. В этом плане основными способами возвышения статуса московского князя являются титулы, которыми его наделяют разные редакции Повести, и родословная князя, которая описывается в разных редакциях по-разному.

Что касается титулов князя, то здесь мы можем отметить то, что в редакции Епифания Премудрого о князе говорится достаточно просто «благочьстивыи князь Василеи Дмитреевичь» (л. 451). Зато во второй редакции Повести Пахомия Логофета встречаются существенные изменения в статусе московского князя, в этом варианте Повести о нем говорится так: «… въ дни княжения благовѣрнаго и христолюбиваго великаго князя Василья Дмитреевичя, самодеръжъца Рускои земли…» (л. 484 об.). Видно, что здесь великий московский князь Василий Дмитриевич назван «самодержцем Русской земли». В применении к московским князьям такой титул стал употребляться лишь в конце 70-х годов XV века. Именно в те годы и была составлена Пахомием Логофетом его Вторая редакция Повести о Темир-Аксаке. Главный же пафос его сочинения направлен на возвеличивание Москвы не только среди русских городов, но и в ряду других мировых религиозных и политических центров. Отчасти это достигается им за счет повышения статуса великого московского князя, которого Пахомий называет «самодержцем» наподобие императоров Византии, которая пала не так давно, в мае 1453 года. Поскольку в Повести Пахомий Серб называет Василия Дмитриевича самодержцем, то Москва, вотчина князя, по мысли автора этой редакции, является столицей Руси, что вообще-то не отвечало политическим реалиям конца XIV века, но зато вполне соответствовало государственной идеологии, которая стала активно формироваться именно во вторую половину XV века вместе с продолжавшимся процессом централизации государственной власти Московской Руси.

Вторым способом поднятия авторитета московского князя является «удлинение династического ряда». Каждая более поздняя редакция Повести стремится описать родословную великого московского князя Василия Дмитриевича более полно. Так, в редакции Повести о Темир-Аксаке начала 20-х годов XV века, принадлежащей перу Епифания Премудрого, описание родословной князя отсутствует. Но уже во Второй Пахомиевской редакции начала 80-х годов XV века приводится родословная князя Василия Дмитриевича, доведенная до Ивана Даниловича Калиты: «… въ дни княжения благовѣрнаго и христолюбиваго великаго князя Василья Дмитреевича, самодеръжъца Рускои земли, внука великаго князя Ивана Ивановичя, правнука же благовѣрнаго и христолюбиваго самодеръжъца и собрателя Руськои земли великаго князя Иоанна Даниловича…». В Повести в составе Никоновской летописи, относящейся к концу 20-х – началу 30-х годов XVI века, описание родословной великого московского князя Василия Дмитриевича намеренно доведено вплоть до Ярослава Всеволодовича, то есть до третьего сына князя Всеволода Большое Гнездо, о чем свидетельствует нижеприведенный фрагмент: «Во дни княжениа великого князя Василиа Дмитреевичя, внука Иванова, правнука Иванова же, праправнука Данила Московскаго, преправнука Александрова, пращура Ярослава Всеволодовичя…». Из всего вышесказанного становится очевидным, что «удлинение» династического ряда московского князя Василия Дмитриевича в поздних редакциях Повести является попыткой авторов редакций подчеркнуть преемственность власти между старой Киевской Русью и нарождающимся Московским государством.

Из всего вышесказанного видим, что тенденция возвеличивания роли Москвы среди других русских городов присутствует уже в Епифаниевской редакции Повести о Темир-Аксаке и с каждой более поздней редакцией она проявляется все отчетливей. Если в редакции Повести Епифания Премудрого была заложена только общая концепция возвеличивания Москвы и намечены некоторые подходы для раскрытия этой темы, то уже в Пахомиевских редакциях и в Повести в составе Никоновской летописи эта концепция была осмыслена глубже, она значительно усложнилась, обросла большим количеством деталей и получили дополнительные оттенки. Речь идет о том, что главной мыслью, которую проводит Епифаний Премудрый в своей редакции Повести, является то, что Москва – сердце России, ее политический и религиозный центр. Именно московский князь и митрополит своими действиями создали все условия для того, чтобы Богородица явила чудо. Именно они приняли судьбоносное решение о переносе Владимирской иконы Богородицы в Москву, повелели установить пост и молитву. Именно Москва возглавила борьбу против Тимура.

Во Второй Пахомиевской редакции и в Никоновской летописи Повесть была сильно переработана в соответствии с новыми задачами, возникшими перед Москвой во второй половине XV - начале XVI века. Теперь Повесть должна была не только еще более упрочить позиции Москвы среди других русских городов, но и в определенной степени представить Москву в качестве одного из политических и религиозных центров международного значения. Именно с этой целью в Повести о Темир-Аксаке появляются вставки о том, что Владимирская икона Богородицы была написана самим евангелистом Лукой, а Богородица является Небесной Покровительницей и Заступницей Москвы, в частности, и Русской земли, вообще. Также в Повести отдельно проводится линия, связывающая молодую Московскую Русь со старой, некогда влиятельной Киевской Русью. Однако, вполне естественно, что редакции Повести о Темир-Аксаке последовавшие после Епифаниевской должны были учитывать текущую политическую ситуацию в стране, в некоторой степени ее отражать и соответствовать складывавшейся государствообразующей идее, еще неокрепшей Московской Руси.

В тоже время надо отметить, что происходившее усложнение Повести в поздних редакциях связано было не только с развитием московской «идеологии», но в значительной степени и с таким явлением как борьба за первенство светской и духовной властей. Именно соперничество высшей церковной и государственной структур за доминирующее положение в стране является второй идейной составляющей Повести о Темир-Аксаке.

Источники

Повесть о Темир-Аксаке по списку РАН, ф. 238, Лих., № 161 // русской агиографии XIV–XVI веков. М.: Языки русской культуры, 2001. – С. 78–84.

русской агиографии XIV–XVI веков. М.: Языки русской культуры, 2001. – С. 84–90.

Повесть о Темир-Аксаке по списку РНБ Соф., № 1389 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М.: Языки русской культуры, 2001. – С. 107–114.

Повесть о Темир-Аксаке в составе Никоновской летописи РГАДА, ф. 201, № 163 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М.: Языки русской культуры, 2001. – С. 128–132.

Литература

Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М.: Языки русской культуры, 2001. – 488 с.

Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV – XV веках. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. – 899 с.

Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV – XVI вв. М.: Издательство Академии наук СССР, 1938. – 374 с.

Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М., 2001. С. 63.

Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV – XVI вв. М., 1938. C. 136.

Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV – XV веках. М., 1960. C. 673-682.

Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М., 2001. C.63

Там же. С. 64

Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 64.

Там же. С. 65.

Там же. С. 96.

Там же. С. 126.

Там же. С. 73.

Там же. С. 66.

Там же. С. 78.

Там же. С. 98.

Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 128

русской агиографии XIV–XVI веков. М., 2001. С.80.

Повесть о Темир-Аксаке в составе Типографской летописи Мазуринской редакции по списку РГАДА, ф. 196, № 553 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М.:, 2001. С.86.

Повесть о Темир-Аксаке по списку РАН, ф. 238, Лих., № 161 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 80.

Там же. С. 80.

Там же. С. 81.

Повесть о Темир-Аксаке по списку РАН, ф. 238, Лих., № 161 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 82 -83.

Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 91.

Повесть о Темир-Аксаке по списку РНБ Соф., № 1389 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 114.

Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 126.

Повесть о Темир-Аксаке в составе Никоновской летописи РГАДА, ф. 201, № 163 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 128.

Повесть о Темир-Аксаке в составе Никоновской летописи РГАДА, ф. 201, № 163 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 131.

Повесть о Темир-Аксаке по списку РАН, ф. 238, Лих., № 161 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 81.

Повесть о Темир-Аксаке по списку РНБ Соф., № 1389 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 109.

Повесть о Темир-Аксаке в составе Никоновской летописи РГАДА, ф. 201, № 163 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II.С. 130.

Повесть о Темир-Аксаке по списку РАН, ф. 238, Лих., № 161 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 83.

Повесть о Темир-Аксаке по списку РАН, ф. 238, Лих., № 161 // Клосс Б. М. Избранные труды. Том II. С. 79.

Тамерлан История Автор неизвестен --

ПОВЕСТЬ О ТЕМИР АКСАКЕ

ПОВЕСТЬ О ТЕМИР АКСАКЕ

МЕСЯЦА АВГУСТА ДВАДЦАТЬ ШЕСТОГО НА ПАМЯТЬ

СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ АНДРЕАНА И НАТАЛЬИ, ПОВЕСТЬ

ПОЛЕЗНАЯ, ИЗ ДРЕВНИХ СКАЗАНИЙ СЛОЖЕННАЯ,

ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ ПРЕСЛАВНОЕ ЧУДО, БЫВШЕЕ

С ИКОНОЙ ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ, КОТОРАЯ

НАЗЫВАЕТСЯ ВЛАДИМИРСКОЙ, КАК ПРИШЛА ОНА

ИЗ ВЛАДИМИРА В БОГОЛЮБИВЫЙ ГРАД МОСКВУ,

ИЗБАВИЛА НАС И ГОРОД НАШ ОТ БЕЗБОЖНОГО

И ЗЛОВРЕДНОГО ЦАРЯ ТЕМИР АКСАКА -

ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ!

В 1395 году, во время княжения благоверного и христолюбивого великого князя Василия Дмитриевича, самодержца Русской земли, внука великого князя Ивана Ивановича, правнука великого князя, самодержца Ивана Даниловича, при влаголюбивом архиепископе Киприане, митрополите киевском и всея Руси, на пятнадцатом году царения Тохтамыша и на седьмом году княжения великого князя Василия Дмитриевича, и в индикте третьем, и на тринадцатый год после татарщины, по взятии Москвы, поднялась великая смута в Орде.

Пришел некий царь Темир Аксак из восточной страны, из Синей Орды, из Самаркандской земли, большую войну затеял, много мятежей поднял в Орде и на Руси своим приходом.

Об этом же Темир Аксаке рассказывали, что по происхождению не царского был он рода: ни сын царский, ни племени царского, ни княжеского, ни боярского, всего лишь низший из самых захудалых людей из числа заяицких татар, из Самаркандской земли, из Синей Орды, что за Железными Воротами. По ремеслу он кузнец был черный, по нраву же и повадке - безжалостен, и разбойник, и насильник, и грабитель. Когда раньше работал у одного хозяина, тот, видя его злонравие, от него отказался и, избив, изгнал от себя; он же, не имея пропитания, разбоем кормился.

Однажды, когда он был еще молод и с голоду крадя кормился, украл он у кого-то овцу, но люди тотчас выследили его. Он же пытался убежать, но быстро многими был окружен, схвачен и связан крепко и всего его избили нещадно, и решили убить его до смерти; и перебили ему ногу в бедре пополам, и тут же бросили как мертвого, недвижимым и бездыханным; ибо решили, что умер, и оставили псам на съедение. Лишь только зажил у него эта смертельная рана, поднялся, оковал себе железо ногу свою перебитую - по этой причине и хромал; потому прозван был Темир Аксаком, ибо Темир означает железо, а Аксак - хромец; так в переводе с половецкого языка объясняется имя Темир Аксак, которое значит Железный Хромец, ибо, от вещи и дел имя получив, делами своими прозвище себе добыл.

Так и потом, исцелившись от ран, после страшного того избиения, не изменил прежнего злобного нрава, не смирился, не укротился, но только больше испортился; сильнее прошлого и пуще прежнего стал он лютым разбойником. А потом к нему пристали молодцы лихие, мужи свирепые, всякие злые люди, похожие на него, такие же разбойники и грабители - и стало их очень много. И когда стало их числом до ста, назвали его своим атаманом; а когда стало их числом до тысячи, тогда уже князем его звали; а когда они сильно умножились, больше числом стали, многие земли попленили, многие города и царства захватили, тогда и царем его своим нарекли.

И этот Темир Аксак начал многие войны затевать и частые битвы, многих побед добился, многих неприятелей одолел, много городов разрушил, многих людей загубил, многие страны и земли покорил, многие государства и народы пленил, многие царства и княжества покорил себе; царя турецкого Крещения пленил, а его царство захватил. А вот и названия тем землям и царствам, которые покорил Темир Аксак: Чагатай, Хоросан, Голустан, Китай, Синюю Орду, Шираз, Исфаган, Орначь, Гилян-Сиз, Шебран, Шемаху, Сивас, Арзрум, Тифлис, Тавриз, Гурзустан, Грузию, Багдад, Темир-Кабы, иначе сказать Железные Ворота, и Ассирию, и Вавилонское царство, где был Навуходоносор, который пленил Иерусалим и трех отроков - Анания, Азария, Мисаила и Даниила-пророка, и город Севастию, где было замучено сорок святых мучеников, и Армению, где был святой Григорий, епископ великой Армении, - и Дамаск великий, и Сарай великий - вот названия тех земель, и тех городов, и тех государств, над которыми царствовал Темир Аксак; со всех тех земель дани и оброки дают ему, во всём ему повинуясь. Он ведь на частые битвы ходил, и они с ним повсюду, волю его творя, многие страны завоевали; царя Крещения турецкого в клетке железной возил с собою, того ради, чтобы видели все страны таковую его славу и силу, - безбожного врага и гонителя.

Пришел Темир Аксак войной на царя Тохтамыша, и был между ними бой на месте, называемым Ораинским, на кочевье царя Тохтамыша; и изгнал он царя Тохтамыша. Оттого распалился окаянный, замыслил в сердце своём и на Русскую землю - полонить ее; как и прежде того, когда за грехи попустил это бог, полонил царь Батый Русскую землю, - так и гордый и свирепый Темир Аксак то же замышлял, желая захватить Русскую землю.

И собрал он всех воинов своих, прошел всю Орду и всю землю Татарскую, подошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, и князя елецкого захватил, и много людей замучил. Об этом прослышав, князь великий Василий Дмитриевич собрал воинов своих многочисленных и пошел из Москвы в Коломну, желая встретиться с ним; приступив с войском, встал на берегу у Оки-реки, Темир Аксак же стоял на одном месте пятнадцать дней, помышляя, окаянный, идти на всю Русскую землю, чтобы, подобно новому Батыю, разорить христиан.

Благоверный же и христолюбивый великий князь Василий Дмитриевич, самодержец Русской земли, прослышал о замышлении на православную веру того безверного, свирепого и страшного мучителя и губителя Аксака Темира-царя; боголюбивый великий князь Василий Дмитриевич, руки к небу вздымая, со слезами молился, говоря: «Создатель и заступник наш, господи, господи, посмотри из святого жилища твоего, взгляни - и смири того варвара и сущих с ним, дерзнувших хулить святое великое имя твое и пречистой всенепорочной твоей матери! Заступник наш, господи, пусть не скажет варвар: «Где же бог их?» - ибо ты наш бог, который гордым противится! Поднимись, господи, на помощь рабам твоим, на смиренных рабов своих посмотри! Не допусти, господи, этого проклятого врага поносить нас, ибо сила твоя ни с чем не сравнима и царство твое нерушимо! Вслушайся в речи варвара этого, избавь нас и град наш от проклятого и безбожного царя Темира Аксака».

И послал князь великий Василий Дмитриевич весть к отцу своему духовному, боголюбивому архиепископу Киприану, митрополиту киевскому и всея Руси, чтобы народу велел поститься и молиться, с усердием и со слезами к богу взывать. Преосвященный же Киприан, митрополит киевский и всея Руси, услышав этот наказ от господина своего, великого князя Василия Дмитриевича, призвал к себе всех архимандритов и игуменов и повелел им петь по гроду всюду молебны, а детям их духовным велел наказать, чтобы соблюдали пост и молитву, и покаянье от всей души. Сам же преосвященный Киприан-митрополит также каждый день призывая к себе благоверных князей, благочестивых княгинь и всех властителей и воевод, постоянно наказывая им, поучая; сам же Киприан-митрополит во все дни и часы из церкви не выходил, вознося молитвы богу за князя и за народ.

Также повелел князь наместникам своим, и властителям, и уродским воеводам усилить укрепления и собрать всех воинов. "Ни же, услышав повеление господина своего, собрали знатных людей и весь город и укрепили оборону.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, вспомнив об избавлении царствующего града, когда сохранила пречистая владычица наша Богородица стольный город от нашествия язычника царя Хозроя, надумал послать за иконой пречистой владычицы нашей Богородицы. Боголюбивый же Киприан, митрополит киевский и всея Руси, услышав этот наказ господина своего, великого князя Василия Дмитриевича, послал в старый и славный город Владимир за иконой пречистой владычицы нашей Богородицы служителей большой соборной церкви святой Богородицы, что во Владимире. Протопоп посоветовался со служителями, пречистую чудную икону взяли и понесли из города Владимира в Москву, из опасения перед Темир Аксаком татарским, который, как слышали мы бывало в сказаньях, был где-то там, далеко, где солнце восходит, а ныне уж тут, при дверях, приблизился - и готовится, изостряется на нас сильно. И было тогда, месяца августа в пятнадцатый день, в самый праздник славного Успения владычицы нашей Богородицы, присной девы Марии, вышли на проводы чудесной иконы, которую проводили с честью, с верою и любовью, с ужасом и томлением, с плачем, далеко за город, и в великой вере многие слезы проливали.

Когда же донесли икону эту почти до Москвы, тогда весь город вышел навстречу, и встретил ее с честью Киприан-митрополит с епископами и архимандритами, с игуменом и дьяконами, со всеми служителями и причтом церковным, с монахами и монахинями, с благоверными князьями, с благоверными княгинями, и с боярами, и с боярынями, мужчины и женщины, юноши, девы и старцы с подростками, дети, младенцы, сироты и вдовы, нищие и убогие, всякого возраста мужи и жены, от мала до велика, всё многое множество народа бесчисленного, и люди с крестами и с иконами, с евангелиями и со свечами, и с лампадами, с псалмами и с песнями и пеньем духовным, а лучше сказать - все в слезах, от мала до велика, и не сыскать человека не плачущего, но все с молитвой и плачем, все со вздохами неумолчными и с рыданьем, в благодарности руки воздевая к небу, все молились святой Богородице, восклицая и говоря: «О всесвятая владычица Богородица! Избавь нас и город наш Москву от поганого Темир Аксака-царя, и каждый город христианский и страну нашу защити, и князя и людей от всякого зла оборони, и город наш Москву от нашествия варварских воинов, избавь нас от пленения врагами, от огня, и меча, и внезапной смерти, и от теперь охватившей нас скорби, и от печали, нашедшей на нас ныне, от сегодняшнего гнева, и бед, и забот, от предстоящих нам всем искушений избавь, Богородица своими спасительными молитвами к сыну своему и богу нашему, который своим пришествием уже нас спасал, нищих и убогих, скорбящих и печальных; умилосердись, госпожа, о скорбящих рабах твоих, на тебя надеясь, мы не погибнем, но избудем тобою наших врагов; не предавай нас, заступница наша и наша надежда, в руки врагам-татарам, но избавь нас от врагов наших, враждебных советы расстрой и козни их разрушь; в годину скорби нашей нынешней, нашедшей на нас, будь верной заступницей и помощницей, чтобы, от нынешней беды избавленные тобою, благодарно мы воскричали: «Радуйся, заступница наша безмерная!»

Так по божьей благодати неизреченной милости, молитвами святой Богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксак-царь возвратился назад, ушел в свою землю. Что за преславное чудо! Что за великое диво! Какое милосердие к народу христианскому! В тот самый день, как принесли икону пречистой Богородицы из Владимира в Москву, - в тот же день Темир Аксак-царь испугался, и устрашился, и ужаснулся, и в смятение впал, и нашел на него страх и трепет, вторгся страх в сердце его и ужас в душу его, вошел трепет в кости его, и тотчас он отказался и убоялся воевать Русскую землю, и охватило его желание побыстрее отправиться в обратный путь, и скорей устремился в Орду, Руси тылы показав, и повернул с соплеменниками своими восвояси; возвратились без успеха, впали в смятение и заколебались, как будто кто-то их гнал. Не мы ведь их гнали, но бог изгнал их незримою силой своей и пречистой своей матери, скорой заступницы нашей в бедах, и молитвой угодника его, боголюбивого преосвященного Петра, митрополита киевского и всея Руси, твердого заступника нашего города Москвы и молебника города нашего Москвы от находящих на нас бед; наслал на них страх и трепет, чтобы застыли на месте.

Так же в древности при Иезекии-царе и при Исайе-пророке Сеннахирим, царь ассирийский, пришел на Иерусалим войною, весьма похваляясь в гордыне своей и на бога-вседержителя богохульные слова вознося; царь же Иезекия тогда болел, но хоть и болен был, помолился богу слезно вместе с пророком Исайей и со всеми людьми; услышал бог молитву их, и, ради угодного ему Давида, послал бог ангела своего, думаю я - великого архангела Михаила, - и тотчас в ту ночь ангел господен убил из войска ассирийского сто и восемьдесят и пять тысяч; когда поднялись наутро, увидели мертвые трупы лежащие. А царь ассирийский Сеннахирим испугался ужасно и устрашился, с остатками войска быстро бежал в Ниневию-город, где вскоре своими детьми был убит и так умер. Ведь как тогда при Сеннахириме было, так и теперь при Темир Аксаке, один ведь бог и тогда и теперь, одна благодать божия истекает тогда и ныне. Ибо милостив бог и силен, может всё, что хочет, и милостив к нам, ибо избавил нас от рук враждебных татар, избавил нас от битвы, и от меча, и от кровопролития; мощной десницей своей разогнал врагов наших, сынов Агари, рукою твердою, рукою крепкую устрашил ты сынов Измайловых; не наши воеводы прогнали Темир Аксака, не наши войска устрашили его, но силой незримой напал на него страх и трепет, страхом божьим он устрашился, гневом божьим изганан был, и без добычи ушел прочь из Русской земли, отступив туда, откуда пришел, земли русской едва коснувшись, - не надругался, не обездолил, не повредил ей ничем, но ушел без оглядки. Мы поднялись и стали открыто, он же, принизясь, исчез; мы ожили и исцелели, ибо помощь нам дал господь, сотворивший небо и землю.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, услышав об уходе проклятого и зловредного царя Темир Аксака возвратился снова во владения свои, в город Москву, и встретил его боголюбивый Киприан, митрополит киевский и всея Руси с крестами и с иконами, с архидьяконами и с архимандритами с игуменами, с попами и с дьяконами, и весь народ христианский с радостью великою. Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, и святитель, и все люди со слезами руки к небу вздымали и благодарность возносили, говоря: «Десница твоя о господи, прославилась твердостью, правая твоя, господи, рука, сокрушила врагов, и величием славы твоей стер ты противники! наших», - ибо безумный Темир Аксак, со множеством бесчисленных войск прийдя, с позором ушел.

Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич, войдя в храм пречистой владычицы нашей Богородицы, увидел чудотворную икону пречистой владычицы нашей Богородицы Владимирской; упав сердечно пред ликом святой иконы, пролил слезы умильные из очей своих и говорил: «Благодарю тебя госпожа пречистая, пренепорочная владычица наша Богородица христианам державная помощница, что нам защиту и твердость показала; избавила ты, госпожа, нас и город наш от зловредного царя Темир Аксака». Благоверный же великий князь Василий Дмитриевич и боголюбивый архиепископ Киприан, митрополит киевский и всея Руси, повелел вскоре на том месте, где встречали чудотворную икону пречистой Богородицы, поставить церковь во имя пречистой Богородицы, славной встречи ее на память о той незабвенной милости божьей, чтобы не забыли люди дел божьих Эту же церковь освятил сам митрополит, поставили монастырь и повелено было тут жить игумену и братии. И с тех пор постановили праздник праздновать месяца августа в двадцать шестой день, в день поминовения святых мучеников Андреаня и Наталии. Эта же чудесная икона святой Богородицы написана была рукою святого апостола и евангелиста Луки. Мы же, грешные слуги Христа, слышав об этом чуде господа нашему Иисуса Христа и пречистой его матери Богородицы, решили в это записать во славу имени господа нашего Иисуса Христа и пречистой его матери, владычицы нашей Богородицы, заступницы народа христианского. Ее молитвами, Христе, боже наш, помилуй нас ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Из книги Норильские рассказы автора Снегов Сергей Александрович

Повесть ни о чём На несколько лет нашей жизнью стала работа.Опытный металлургический цех – ОМЦ, – куда меня перевели с площадки Металлургстроя, приткнулся к подножью Шмидтихи, закрывшей всю южную часть горизонта. Нижняя половина горы заросла лесом, выше вздымалась голая

Из книги Против кого дружите? автора Стеблов Евгений

Не я (Маленькая повесть) Пролог – встреча со зрителемСегодня не нравлюсь сам себе. Просто видеть себя не могу. Отвернулся. Облокотился на зачехленный рояль, расстегнул пуговицы над клавиатурой, открыл крышку, попробовал звук. Вязкий и дребезжащий. Заигран, разболтан,

Из книги Я, Есенин Сергей… автора Есенин Сергей Александрович

Яр Повесть

Из книги Лев Рохлин: Жизнь и смерть генерала. автора Антипов Андрей

АФГАНСКАЯ ПОВЕСТЬ Легенда гласит: Рохлин попал в Афганистан по воле жены. Уличенный ею в неравнодушии к женскому полу вообще, а не только к законной супруге, он получил ультиматум: искупить кровью. И настоял на назначении в Афганистан.Натура впечатлительная и в то же время

Из книги Павлов автора

Повесть о неврозах Настоящая, законная научная теория должна не только охватывать весь существующий материал, но и открывать широкую возможность дальнейшего изучения и, позволительно сказать, безграничного экспериментирования. И. П. Павлов Вначале это показалось

Из книги Норильское восстание автора Грицяк Евгений

Повесть о невозможном И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. от. Матф. 10.23 Перед нами тот случай, когда автор книги не мог остаться в живых. Возглавить восстание узников сталинского концлагеря означало последний этап.Играть в жизни свою последнюю роль. С

Из книги Пути, которые мы избираем автора Поповский Александр Данилович

Повесть о недосыпании В физиологической лаборатории Педагогического института имени Герцена творилось нечто невообразимое. Слушатели, не состоявшие в числе поклонников профессора Быкова, утверждали, что все там сошли с ума. Оттуда круглыми сутками доносились крики

Из книги Том 4. Книга 1. Воспоминания о современниках автора Цветаева Марина

Повесть о Сонечке

Из книги Там, где всегда ветер автора Романушко Мария Сергеевна

Повесть об отце Неожиданно для самой себя, я решила написать повесть. Сама удивляюсь, как мне это могло прийти в голову. Ведь до этого я никаким сочинительством не занималась. Но помню оглушительную радость, когда эта мысль озарила меня:Я МОГУ НАПИСАТЬ КНИГУ – И ЭТО БУДЕТ

Из книги Когда я был маленьким, у нас была война автора Олефир Станислав Михайлович

Повесть о солдате Бывалые охотники знают, что у каждого зайчонка по несколько мам. Одна родная, остальные молочные. Родит его зайчиха, накормит, спрячет в кусты и оставляет навсегда. Если на земле всего один заячий след, это просто след, а если несколько - тропа. Лисица по

Из книги Рассказы и повести автора Хайко Леонид Дмитриевич

Повесть о капитане Бороться и искать, найти и не сдаваться. В. Каверин. От автора Эта повесть о ребятах моего поколения, которые пошли в школу в первые годы после войны. На их долю выпало трудное время. Они сполна прочувствовали голод и холод, с малых лет познали труд, и

Из книги Одна – здесь – жизнь автора Цветаева Марина

Повесть о Сонечке Часть первая Павлик и Юра Elle etait pale – et pourtant rose, Petite – avec de grands cheveux… Нет, бледности в ней не было никакой, ни в чем, все в ней было – обратное бледности, а все-таки она была – pourtant rose , и это своеместно будет доказано и показано.Была зима 1918–1919 года,

Из книги Каменный пояс, 1976 автора Гагарин Станислав Семенович

Из книги История моей юности автора Петров-Бирюк Дмитрий Ильич

В Темир-Хан-Шуре Желание стать военным у меня уже совсем пропало, а все же пришлось мне поехать в Темир-Хан-Шуру. Теперь уже неудобно было не ехать, так как о своем отъезде я слишком много наболтал в станице.Поезда во время войны ходили страшно медленно, ехал я очень долго. В

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Незаписанная повесть "Эпизод из незаписанной повести". Эта книга Клода Брэгдона имеет многих друзей. В разных частях света ее читают. Кое-кто мог бы прибавить к помянутым эпизодам и еще немалое, тоже незаписанное. Подчас целый смысл жизни заключается в таких фактах,

Из книги Встречи автора Рощин Борис Алексеевич