Болезни Военный билет Призыв

Экспедиции на южный полюс в 20 веке. Экспедиция на Южный полюс — аномальные шары провожающие исследователей в последний путь. Отличия экспедиции Скотта от современной версии

«…Черный флаг, привязанный к полозу от саней, поблизости - остатки лагеря, следы саней и лыж, идущие в обоих направлениях, четкие отпечатки собачьих лап… Тут мы поняли все. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса. Это страшное разочарование, и мне очень жаль моих верных товарищей. Мы многое передумали, немало поспорили между собой. Завтра мы должны идти дальше - к полюсу, а затем спешить домой с максимальной скоростью, на какую способны. Конец всем нашим мечтам; возвращение будет печальным» (запись из дневника Р. Ф. Скотта от 18 января 1912 г.).

Две попытки англичан покорить Южный полюс - в 1902 и 1909 гг. - оказались безуспешными. Роберту Скотту удалось продвинуться до широты 82° 17’, Эрнесту Шеклтону - до 88° 23’. К слову, известие о том, что Шеклтон, бывший участник похода Скотта 1902 г., собирается в самостоятельную экспедицию, стало для последнего неприятным сюрпризом. Он написал Шеклтону несколько писем, в которых требовал не использовать для устройства базы берег пролива Мак-Мёрдо, поскольку считал это своим исключительным правом. После того как Шеклтон был вынужден высадиться именно там, так и не найдя вокруг ничего мало-мальски подходящего, Скотт начал считать его своим личным врагом. Интересно, что бы предпринял капитан военно-морского флота Скотт в том случае, если бы Шеклтон достиг цели? Напомним, что как раз в 1909 г. начался скандал из-за другого полюса, Северного: Роберт Пири, узнав, что проиграл соревнование Фредерику Куку, использовал все свои связи и немалые деньги, чтобы смешать более удачливого конкурента с грязью.

Но Шеклтон «сошел с дистанции» за 180 км до финиша, и в 1910 г. британское правительство и Королевское географическое общество снарядили очередную экспедицию в Антарктиду, а Роберт Фалькон Скотт, возглавив ее, получил второй шанс. В конце июня экспедиционное судно «Терра Нова» вышло в плавание. На его борту находилось 65 человек. Скотт взял с собой 33 ездовые собаки и 15 низкорослых китайских (а может быть, монгольских или бурятских) лошадей, а также двое моторных саней. На борту было много научного оборудования, достаточные запасы топлива, продуктов и теплой одежды.

А в сентябре того же года к берегам Антарктиды отправился знаменитый «Фрам» во главе с Руалем Амундсеном. Это была настоящая сенсация. Амундсен мечтал покорить Северный полюс и специально для этого много раз обращался к Фритьофу Нансену с просьбой предоставить ему это испытанное судно, к тому же приносящее удачу. Однако Нансен и сам был не прочь повторить попытку достичь полюса и потому медлил, но наконец все же согласился передать «Фрам» Амундсену. Тот подготовился к плаванию - через Атлантику, вокруг мыса Горн, далее по Тихому океану до Берингова пролива, а затем дрейфом, подобно Нансену, - вместе со льдами через центральную часть Арктики.

И вдруг 9 сентября, во время захода на Мадейру, Амундсен объявил экипажу об изменении своих планов. Позже он утверждал, что принял решение идти к самой южной точке планеты спонтанно, внезапно узнав о том, что Северный полюс уже покорился кому-то из американцев. На самом деле со времени отправки победных телеграмм Кука и Пири прошел целый год - ни о какой внезапности не могло быть и речи. Скорее всего, какое-то время он действительно готовился к дрейфу в Северном Ледовитом океане, но все-таки решение о плавании в Антарктиду принял задолго до сентября 1910 г. Скрывая свои истинные планы, он выиграл время, а объявив о них, вселил нервозность в англичан. Сообщение о планах Амундсена Скотт получил в октябре, когда англичане находились в Австралии.

Экспедиция Скотта прибыла в Антарктиду, на берег облюбованного им пролива Мак-Мёрдо, в январе 1911 г. Примерно в это же время, но восточнее, в Китовой бухте, врезанной в шельфовый ледник Росса, появился «Фрам». Почти все считали крайне опасным высаживаться на поверхности ледника, тем более совсем рядом с его краем, который постоянно обламывается. Риск? Безусловно. Но Амундсен все рассчитал. Он знал, что в районе Китовой бухты край ледника стабилен уже несколько десятилетий, точнее - с 1841 г., когда ее открыл Джеймс Кларк Росс. При этом база норвежцев оказалась почти на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта.

«Фрам» быстро разгрузили. Вместо того чтобы отдыхать, Амундсен с несколькими спутниками немедленно отправился в поход к 80° ю. ш. Там он устроил склад с продовольствием. По пути следования через равные интервалы устанавливались маяки - шесты с флагами, а также делались запасы корма для собак. В конце февраля Амундсен повел еще один отряд. На этот раз склады были устроены на 81° и 82° ю. ш. Всего до наступления антарктической зимы на склады доставили 3 т продовольствия для людей и корма для собак. За время зимовки было изготовлено несколько крепких и легких нарт, предельно облегчен вес ящиков: доски обстругали до минимальной толщины. Палатки покрасили в черный цвет - мрачновато, зато очень заметно. Амундсен старался учесть каждую мелочь. По мнению великого норвежца, победу приносит не так называемая удача, а тщательный учет всех возможных трудностей и опасностей и, разумеется, подготовленность к ним.

Нельзя сказать, что Скотт готовился плохо: как и норвежцы, англичане не теряли время зря и совершили несколько рекогносцировочно-подготовительных походов по будущему маршруту. Антарктической весной оба отряда отправились к полюсу. Вот только англичане вышли 1 ноября, а Амундсен 20 октября, и лагерь последнего располагался существенно ближе к полюсу. Амундсен взял в путь несколько десятков ездовых собак, англичане снова рассчитывали на лошадиные силы. Их-то как раз и не хватило. К передвижению по льду несчастные непарнокопытные были совсем не приспособлены; уже к концу первой половины дистанции все они полегли. Кстати, моторные сани оказались на Ледяном континенте еще более ненадежным средством передвижения. В общем, вскоре людям пришлось самим тащить сани в гору. В начале января 1912 г., когда до цели оставалось около 240 км, Скотт отправил обратно последний вспомогательный отряд, а сам с четверкой спутников пошел на штурм. Англичане достигли Южного полюса 17 января, но там уже стояла палатка с норвежским флагом и запиской от Амундсена. Норвежцы пришли на полюс 14 декабря, обогнав конкурентов на месяц с лишним, а теперь заканчивали обратный путь. Для англичан это стало страшным ударом, а для безмерно честолюбивого Скотта - настоящим потрясением.

Но надо было возвращаться. Сначала все складывалось удачно: пятерка продвигалась от склада к складу, и температура не опускалась ниже –30 °С. Однако с каждым днем встречный ветер

становился все сильнее. А потом сплошной чередой пошли несчастья. Младший офицер Эдгар Эванс, здоровяк и балагур, взятый Скоттом в штурмовую группу несмотря на серьезные нарушения дисциплины, еще у полюса сильно порезал руку, и это катастрофическим образом сказалось на состоянии его духа. Вскоре он упал в трещину и получил жестокие ушибы, а также сильное сотрясение мозга. Эванс стремительно терял силы и 17 февраля умер. Идти становилось все труднее, погода портилась - начиналась зима. Мороз за сорок, и страшный ветер, сбивавший с ног. Начались обморожения; особенно сильно пострадал Лоуренс Оутс, который уже не мог ходить. Однажды в одном из промежуточных лагерей Оутс уполз в метель и не вернулся. Никто его не остановил. Это случилось 17 марта.

До береговой базы оставалось немного, но сил еще меньше, а еда и топливо подходили к концу. В довершение всех бед - чудовищная метель, не позволявшая и шагу ступить. Дневник Скотта - свидетельство постепенного угасания надежды на спасение. Последняя запись в нем датирована 29 марта: «С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм… Каждый день мы были готовы идти - до склада всего 11 миль - но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-либо надеяться… Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии писать. Р. Скотт».

Только следующим летом, через восемь месяцев, участники английской экспедиции отыскали палатку Скотта, устоявшую перед всеми ветрами. Тела Роберта Скотта, Эдварда Уилсона и Генри Боуэрса лежали в спальных мешках. Скотт умер последним: только его мешок не был закрыт. Рядом с ним нашли записные книжки, фотоаппарат, кассеты с пленками. Среди вещей были и геологические образцы.

А что же победители? На весь маршрут - до полюса и обратно, всего около 3 тыс. км - у Амундсена с товарищами ушло 99 дней. На обратном пути норвежцы были окрылены победой, а англичане, наоборот, придавлены чудовищным грузом поражения. Англичане шли пешком, а норвежцев везли оставшиеся собаки. Амундсен с товарищами успел пройти весь маршрут до ухудшения погоды, Скотта со спутниками зима застигла на полпути к берегу. И наконец, та самая исходная фора - 100 км преимущества и более ранний выход в путь. Вот, пожалуй, и все причины победы одних и поражения других - вспомните высказывание Амундсена об удаче.

Впоследствии многие обвиняли Амундсена в жестоком обращении с собаками. Дело в том, что склады с продовольствием невозможно было установить на всем протяжении маршрута. Амундсен решил использовать своих собак не только в качестве тягловой силы, но и как источник продовольствия (эскимосская собака дает около 25 кг мяса), которое к тому же не надо везти. Он рассчитал, когда следует застрелить каждую собаку, чтобы превратить ее из средства передвижения в продовольствие. Жестоко? Конечно - по отношению к собакам, верой и правдой служившим людям. А по отношению к людям? Наверное, стоит признать правоту Амундсена, выбравшего оптимальный вариант - с точки зрения выживания людей. Сам норвежец полагал, что именно это обстоятельство стало главным фактором достижения Южного полюса и благополучного возвращения к береговой базе.

Англичане еще очень долго считали настоящим покорителем полюса Роберта Скотта.

Маршрут

Москва-Пунта Аренас (Чили)-Юнион Глетчер-Южный Полюс-Юнион Глетчер-Пунта Аренас (Чили)-Москва

Почему с нами?

1) У компании 7 Вершин самый большой опыт в организации коммерческих восхождений и сложных высотных экспедиций.

2) У нас самые опытные и квалифицированные гиды, включая знаменитых альпинистов.

3) Мы предоставляем самые лучшие условия проживания и питания. Мы учитываем особенности питания (можно заказать вегетарианское меню).

4) У нас вы можете получить комплекс услуг в одном месте: тур, страховку, билет, визу, снаряжение.

5) Есть персональный консультант по снаряжению на каждую программу. Плюс бесплатная консультация по снаряжению и бесплатная доставка снаряжения при заказе с сайта.

Аннотация

Программа начинается в Пунта Аренасе (Чили), первые дни будут заняты приготвлениями к полету - мы пройдём необходимый инструктаж, во время которого Вы получите информацию о перелёте в Антарктику, о погодных условиях и о том, что Вас может ожидать по прибытии в Антарктику. В этот же день мы договоримся о времени проверки Вашей "антарктической" одежды, чтобы удостовериться, что Вы ничего случайно не забыли.
Перелёт в Антарктиду осуществляется на самолёте Ил-76. На нём мы вылетаем на Юнион Глетчер - чилийский аэродром на льду в Антарктиде, который американцы арендуют для посадки своих туристических самолётов. По времени полёт занимает приблизительно 4,5 часа.
Здесь мы опробуем всё наше снаряжение и подготовим груз для перелёта на 89-й градус. Ваш полет на 89-й градус состоится в первый же день, когда позволят погодные условия.
Полет продлится примерно 6 часов от Юнион Глетчер, мы пролетим над Ледовой Полярной Шапкой - самым высоким плато в Антарктике. Она-то и была причиной многих проблем во время полярных путешествий Скотта и Амундсена в 1900-х. По пути мы останавливаемся в горах Тьель чтобы дозаправиться. Это будет примерно середина дистанции между Юнион Глетчер и Южным Полюсом. Заправка продлится полчаса. Ровно за 111 км до Южного полюса наш самолёт, оборудованный лыжами, совершит посадку в центре большого снежного плато - именно отсюда мы начнём своё путешествие к полюсу на лыжах. Обычно на переход до полюса группа затрачивает 8-10 дней, т е каждый день мы будем проходить расстояние примерно 12-15 км. Основная часть грузов будет находиться в санях, которые пристёгиваются к специальной поясной обвязке. На спине у Вас будет лишь небольшой рюкзак весом 10-15 кг. Дневной переход составляет 7-8 часов.
Температуры в Антарктиде низкие, но всё-таки мы будем находиться там летом, когда солнце не садится и даже не нужны фонари.

Программа тура

В стоимость тура входит

Бронирование гостиницы в Пунта Аренас
Инструктаж в Пунта Аренас за день до отправления
Трансфер из аэропорта
Перелёт из Пунта Аренас в Антарктику и обратно
Все запланированные перелёты в Антарктике
Питание и размещение в Антарктике в лагере на Юнион Глетчер
Гид один на 5 участников экспедиции
Снаряжение и питание для группы на время лыжного перехода (все снаряжение для установки промежуточных лагерей и проживания в них) сани, поясные обвязки, лыжи и палки
Праздничный обед после прибытия на полюс
Личный багаж не более 25 кг на перелёт в Пунта Аренас - Юнион Глетчер

Не входит в стоимость

Перелёт до Пунта Аренас (2300-2700$)
Питание и проживание в Пунта Аренас
Провоз багажа в Антарктиду свыше 25 кг ($70 за каждый лишний кг)
Личное снаряжение и одежда и лыжные ботинки (кое что можно взять в аренду в Пунта Аренасе)
Дополнительные расходы, связанные с задержкой рейса в Пунта Аренас
Стоимость за телефонные переговоры в Антарктике
Страховка - личная, медицинская, страховка на случай эвакуации или любая другая

Подбор билетов

Необходимые дополнения

ВНИМАНИЕ: В связи с погодными условиями, сроки вылета в Антарктиду и возвращения на материк могут сместиться (были редкие случаи,когда непогода стояла до 10 дней). При смещении сроков полётов выполнение программы гарантируется! В случае отказа клиента от участия в программе в связи с переносом срока полётов, ДЕНЬГИ ЗА ПРОГРАММУ НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.

При покупке программы участник получает скидку на закупку снаряжения до 22%

Чаевые гидам и обслуживающему персоналу (важная информация!)

Вы не обидите Ваших гидов, если дадите им чаевые за их хорошую работу.

Пожалуйста оставьте Главному гиду чаевые:

  1. Минимально - если все было неплохо, 80 долларов с каждого участника (5 долларов в день за 16 дней)
  2. Обычно - если все понравилось, 160 долларов с каждого участника (10 долларов в день за 16 дней)
  3. Максимально - если все было просто супер, 240 долларов с каждого участника (15 долларов в день за 16 дней)
Остальным вспомогательным гидам и обслуживающему персоналу вы можете дать чаевые на свое усмотрение.

Необходимые документы

Загранпаспорт, действительный не менее 3-х месяцев после планируемого возвращения из Республики Чили.
Заполненные формы для посещения Антарктиды
Чилийская мультивиза*

*для граждан Российской Федерации безвизовый режим с 2011 года (пребывание на территории Республики Чили без виз в течение общего суммарного срока 90 суток на протяжении каждого периода в 180 суток, считая с даты первого въезда.)

Подробнее: Консульский департамент МИД России
http://www.kdmid.ru/docs.aspx?lst=country_wiki&it=/Чили.aspx

*для граждан Украины безвизовый режим с 2015 года

На границе необходимо предъявить обратный билет.

1. Обязательно уточните у нашего менеджера необходимость оформления визы для въезда в страну

2. Обязательно убедитесь в наличии свободных страниц в Вашем Заграничном паспорте и что действие паспорта заканчивается более чем через 6 месяцев

Транспорт

В стоимость входят все перелёты в Антарктиде.
В стоимость входит бесплатный провоз 25 кг личного багажа в Антарктиду.

Условия проживания

В Пунта Аренасе есть различные гостиницы **-****
Гостиница оплачиваются дополнительно на месте. В стоимость тура входит бронирование гостиницы.
В Антарктиде мы живём в хороших 2-3 местных палатках.

Питание

До вылета в Антарктиду вы питаетесь сами. Перед вылетом в Антарктиду мы закупаем в Пунта Аренасе все необходимые продукты.
В лагере на Юнион Глетчер мы готовим и питаемся в большой базовой палатке кухне-столовой.
Во время перехода еду участники экспедиции готовят сами в палатках на газовых горелках. Воду топят из снега

Обслуживающий персонал

С группой работает наш гид от Клуба 7 Вершин

Медицина и Страховка

В экспедиции всегда присутствует аптечка.
Однако, Ваши индивидуальные специфические лекарства необходимо привезти с собой.

Каждый участник должен быть застрахован на сумму не менее 300 000 долл. США.

Ни одна российская страховая компания не страхует поездки в Антарктиду.
Поэтому мы рекомендуем застраховаться в американской компании Tokio Marine HCC – Medical Insurance Services Group. Эту компанию также рекомендуют наши американские партнеры.

Для оформления полиса необходимо самостоятельно заполнить форму на сайте страховой компании и оплатить страховку со своей карточки.

Шаг 1. На открывшейся странице Раздел QUOTE ESTIMATOR (справа):

Coverage Area – выбрать из списка Worldwile, excluding U.S. (Весь Мир, кроме США)
- Coverage Start Date: * (дата начала поездки) - выбрать дату из календаря.
- Coverage End Date: * (дата окончания поездки) - выбрать дату из календаря на неделю позже, чем плановая дата окончания, учитывая, что могут быть задержки с обратным вылетом.
- Travelers" Birthdates: * (дата рождения) - указать дату рождения.

*В США при обозначении даты используется последовательность: месяц-день-год (mm/dd/yyyy)

Get Quote Now – переход на следующую страницу

Шаг 2. Choose Coverage Customized For You

Страховая сумма Maximum (сумма страхового покрытия) - указать $1,000,000
- Deductible (франшиза) – указать $0

Рыжая кнопка BUY NOW – переход на следующую страницу

Появится предложение увеличить страховую сумму до $2,000,000
(Increase Your Maximum Coverage of $1,000,000 to $2,000,000)

Игнорируйте, нажимаете самую нижнюю серую кнопку -
Сontinue with my current selection – переход на следующую страницу

Шаг 3. Destinations
Территория действия – выбрать из списка Antarctica

Появится предложение включить доп. опции Customize with Optional Coverages
- Accidental Death & Dismemberment Coverage
- Crisis Response Coverage with $10,000 Natural Disaster Evacuation
- Personal Liability Coverage

Их использовать не обязательно.

Шаг 4. TRAVEL INFORMATION:

Email: (на этот адрес Вам придет копия полиса)
- First Name: имя, в соответствии с написанием в загранпаспорте
- Last Name: фамилия, в соответствии с написанием в загранпаспорте
- MI – не заполнять
- Gender: (Пол) Male (муж) / Female (жен)
- Home Country (страна проживания) – выбрать из списка Russia
- Passport No. (optional): номер паспорта
- Citizenship (гражданство) – выбрать из списка Russia
- Beneficiary – указать фамилию ближайшего родственника английскими буквами

NEXT STEP – переход в следующий раздет

Шаг 5. CHECKOUT:

Country (страна) – выбрать из списка Russia
- Address: почтовый адрес (в первой графе указывается дом, корпус, квартира - во второй название улицы на английском)
- City: (город)
- Postal Code: (индекс)
- Phone: телефон (включая код страны)

PAYMENT METHOD:
Вводятся данные банковской карты.
Внизу страницы Terms and Conditions: (условия) поставить галочку - принимаю условия

SUBMIT – подтверждение оплаты

Полученный полис просьба отправить также на наш Email info@сайт

С начала 20 века на южном магнитном полюсе Антарктиды побывало 4 экспедиции: британская (1912), советская (1962), американская (1962) и ещё одна советская. Первая погибла полностью, из второй вернулись лишь двое, третья с трудом вернулась лишь на одном вездеходе, а их рассказы сразу же засекретили, как и засекретили информацию о последней советской экспедиции, из которой вернулись не все. И вот, лишь спустя много лет один из участников решился рассказать шокирующую правду о том, что там случилось!

В 1911-1912 годах между экспедицией норвежского исследователя Руаля Амундсена и экспедицией англичанина Роберта Скотта развернулась настоящая гонка за покорение Южного полюса: английскому полярному исследователю Роберту Скотту не повезло – его опередили норвежцы. Скотт обнаружил в заветной точке вымпел, оставленный командой соперника за 33 дня до него. Обратно англичанин решил возвращаться, не повторяя маршрута Амундсена, а пошёл с четырьмя спутниками через область магнитного полюса и погиб…

Полвека спустя советская экспедиция, основавшая в Антарктиде станцию «Мирный», отправила группу из шести исследователей вглубь континента, чтобы достичь Южного магнитного полюса. Вернулись лишь двое. По официальной версии, причиной трагедии были жестокая буря, сильнейшие морозы и отказ двигателя у вездехода.

Следующей группой исследователей, отправившейся к Южному магнитному полюсу, стала американская. Было это в 1962 году. Американцы учли печальный опыт советских коллег - оборудование взяли самое совершенное, в экспедиции участвовали 17 человек на трёх вездеходах, с ними поддерживалась постоянная радиосвязь. В этой экспедиции никто не погиб. Но вернулись люди на одном вездеходе. Все они находились на грани помешательства. Исследователей немедленно эвакуировали на родину, но о том, что произошло в походе, известно до сих пор очень мало.

После американцев к Южному магнитному полюсу снова отправились советские исследователи. Один из участников этого похода Юрий Ефремович Коршунов до недавнего времени жил в Санкт-Петербурге. Одному репортёру удалось «разговорить» его по поводу случившегося в том давнем походе. Репортёр записал рассказ полярника, но опубликовать его так и не сумел. Коршунов тем временем умер.

И вот недавно рассказ Юрия Ефремовича, изобилующий невероятными подробностями, появился в американской печати. Приводим его в переводе с английского.

«Был полярный день, - рассказывал Коршунов, - и почти всё время нашего пути стояла прекрасная погода. Термометр показывал всего минус тридцать градусов по Цельсию, ветра не было - для Антарктиды это редкость. Мы прошли маршрут за три недели, не потеряв ни минуты на ремонт машины. Первая неприятность произошла, когда мы разбили основной лагерь в точке, соответствовавшей, по всем нашим замерам, Южному магнитному полюсу. Все были вымотаны, поэтому легли спать пораньше, но заснуть не могли. Чувствуя неясное беспокойство, я встал, вышел из палатки и метрах в трёхстах от нашего вездехода увидел… светящийся шар! Он подпрыгивал, будто футбольный мяч, только размеры его были раз в сто больше. Я закричал, и все выбежали наружу. Шар перестал подпрыгивать и медленно покатился к нам, на ходу меняя форму и превращаясь в какое-то подобие колбасы. Менялся и цвет - становился темнее, а в передней части «колбасы» начала появляться страшная морда без глаз, но с отверстием, похожим на пасть. Снег под «колбасой» шипел, будто она была раскалённой. Пасть шевелилась, и мне показалось, будто «колбаса» что-то говорит.

Фотограф экспедиции Саша Городецкий пошёл вперёд со своей камерой, хотя старший группы Андрей Скобелев кричал, чтобы он стоял на месте! Но Саша продолжал идти, щёлкая затвором. А эта штука… Она мгновенно опять изменила форму - вытянулась узкой лентой, и вокруг Саши возник светящийся нимб, будто вокруг головы святого. Помню, как он закричал и уронил аппарат…

В этот момент раздались два выстрела - стреляли Скобелев и стоявший справа от меня наш врач Рома Кустов… Мне показалось, что стреляли не разрывными пулями, а бомбами - такой был звук. Светящаяся лента вспухла, во все стороны брызнули искры и какие-то короткие молнии, и Саша оказался охваченным как бы огнём.

Я бросился к Саше. Он лежал ничком и… был мёртв! Затылок, ладони и, как потом оказалось, вся спина словно обуглились, полярный спецкостюм превратился в лохмотья.

Мы попытались связаться по радио с нашей станцией «Мирный», но из этого ничего не вышло, в эфире творилось нечто невообразимое - сплошной свист и рычание. Никогда мне не приходилось встречать такую дикую магнитную бурю! Она продолжалась все трое суток, которые мы провели на полюсе.

Фотокамера оказалась расплавленной, будто от прямого попадания молнии. Снег и лёд - там, где «проползла» лента, - испарились, образовав колею глубиной в полметра и шириной метра два.

Мы похоронили Сашу на полюсе.

Через двое суток погибли Кустов и Борисов, затем - Андрей Скобелев. Всё повторилось… Сначала появился один шар - прямо на Сашином холме, а минуту спустя - ещё два. Они возникли, будто сгустившись из воздуха, на высоте примерно сотни метров, медленно опустились, повисели над землёй и начали двигаться по каким-то сложным траекториям, приближаясь к нам. Андрей Скобелев снимал, а я замерял электромагнитные и спектральные характеристики - приборы заранее установили метрах в ста от машины. Кустов и Борисов стояли рядом с карабинами наизготовку. Они начали стрелять, едва только им показалось, что шары вытягиваются, превращаясь в «колбасу».

Когда мы пришли в себя от шока, шаров уже не было, в воздухе стоял запах озона - будто после сильной грозы. А Кустов с Борисовым лежали на снегу. Мы сразу бросились к ним, думали, ещё можно чем-то помочь. Потом обратили внимание на Скобелева, он стоял, прижав ладони к глазам, фотокамера лежала на льду метрах в пяти, он был жив, но ничего не помнил и ничего не видел. Он… это и сейчас страшно вспоминать… младенец. Ходил, извините, под себя. Не хотел жевать - только пил, расплескивая жидкость вокруг. Наверное, его нужно было кормить из соски, но, сами понимаете, сосок у нас не было, Кустова и Борисова мы даже не смогли похоронить - сил не было. Хотелось одного - смыться поскорее. А Скобелев все время хныкал и пускал слюни…

На обратном пути он умер. В «Мирном» медики определили у него сердечную недостаточность и следы обморожения, но не очень сильного, во всяком случае, не смертельного. В конце концов, мы решились рассказать правду - слишком давило то, что произошло, К моему удивлению, нам поверили. Но ведь не было никаких убедительных доказательств. Отравлять новую экспедицию к полюсу не было никакой возможности - не позволяли ни программа исследований, ни отсутствие нужного оборудования. Насколько я понял, то же, что и с нами, произошло в 1962 году с американцами, Теперь вы понимаете, почему больше никто туда не стремится? Когда-нибудь, может, туда пойдут опять. Но не думаю, что это произойдёт скоро, - слишком надёжная требуется защита. Такая затея стоит миллионы долларов. Даже американцы вряд ли настолько богаты - они ведь сейчас, как известно, сворачивают свои антарктические станции. Основной интерес сегодня - так называемая озоновая дыра. Если бы не необходимость постоянного контроля за ней, вряд ли там вообще были бы сейчас люди».

До сих нет объяснений для явления, которое наблюдали участники полярной экспедиции. В 1966 году исследователи назвали шары-убийцы – плазмозаврами. Американский физик Рой Кристофер предположил, что эти антарктические чудовища являются электризованными живыми существами, сгустками плазмы.

Он считает, что плазмозавры могут жить на высоте 400-800 километров над поверхностью Земли. Там они остаются в разреженном состоянии, что делает их невидимыми. Но возле Южного полюса плазмозавры могут спускаться к Земле. Плотная среда увеличивает их собственную плотность, позволяя их увидеть.

По версии исследователя, плазмозавры вызывают галлюцинации и могут поразить их электрическими разрядами. Кристофер полагает, что это живые существа, которые существовали еще до органических форм жизни. Естественно, что пока это лишь предположение.

Возможно, в будущем найдётся достоверное объяснение для этого загадочного явления.

В 1910 году стартовала Британская антарктическая экспедиция на барке «Терра Нова», возглавляемая Робертом Скоттом. Основной политической целью экспедиции было достижение Южного полюса. Экспедиция была разделена на два отряда: научный — для зимовки в Антарктике — и судовой. Всего было отобрано 65 человек из более чем восьми тысяч кандидатов. Научный отряд включал двенадцать учёных и специалистов. Скотт решил использовать триаду тягловых средств: моторные сани, маньчжурских лошадей и ездовых собак. Пионером использования пони и моторных средств в Антарктике был Шеклтон, который убедился в полной практической бесполезности и того, и другого. Но к собакам Скотт относился крайне отрицательно.

15 июля 1910 года «Терра Нова» отплыла из Кардиффа. Роберта Скотта на борту не было: борясь за финансирование экспедиции, а также с бюрократическими препонами, он присоединился к команде только в Южной Африке. Барк прибыл в Мельбурн 12 октября 1910 года, там была получена телеграмма брата Руаля Амундсена — Леона: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Сообщение оказало на Скотта самое тягостное действие.

16 октября «Терра Нова» отплыла в Новую Зеландию, Скотт остался с женой в Австралии улаживать дела. Он отплыл из Мельбурна 22 октября. В Веллингтоне его встречали 27-го. К тому времени «Терра Нова» принимала запасы в Порт-Чалмерсе. С цивилизацией экспедиция распрощалась 29 ноября 1910 года.

1 декабря «Терра Нова» попала в зону сильнейшего шквала, приведшего к большим разрушениям на судне. Пришлось сбросить с палубы 10 тонн угля. Судно легло в дрейф, однако оказалось, что трюмные помпы засорены и не в состоянии справиться с непрерывно черпаемой судном водой. 9 декабря начали встречаться паковые льды, 10 декабря экспедиция пересекла Южный полярный круг. Для прохождения 400-мильной полосы пакового льда потребовалось 30 суток (в 1901 году на это понадобилось 4 суток). Было истрачено много угля и провианта.

1 января 1911 года члены экспедиции увидели сушу: это была гора Сабин в 110 милях от Земли Виктории. Острова Росса экспедиция Скотта достигла 4 января 1911 года. Место зимовки было названо мысом Эванса в честь командира судна.

2 Мыс Эванса

Экспедиция «Терра Нова» состояла из двух партий: Северной и Южной. В задачи Северной партии входили исключительно научные изыскания, тогда как Южной — покорение полюса.

С конца января до начала апреля участники экспедиции осуществляли закладки продовольственных складов для похода к полюсу. 16 февраля 1911 года на 79° 29" ю. ш. в 150 милях от мыса Эванса был заложен склад Одной Тонны, названный по весу снаряжения, оставленного там. 23 апреля наступила полярная ночь. Началась зимовка.

13 сентября 1911 года Скотт объявил команде свои планы: к полюсу отправляются двенадцать человек, но непосредственно на Полюс должны были прибыть четверо, остальные — оказывать им поддержку по пути. В составе полярной группы должны были быть два навигатора (Скотт и Отс), врач (Уилсон) и опытный моряк (Эдгар Эванс).

Полюсный отряд был разделён на три группы. Группа на мотосанях стартовала 24 октября и должна была привезти три тонны припасов на 80°30" ю. ш. Первые сани окончательно вышли из строя 1 ноября, вторые — через 87 км от Углового склада. После этого люди были вынуждены впрячься в упряжку сами и тащить её 241 км до условленного места, имея нагрузку на каждого свыше 2 центнеров.

Скотт выступил на пони 1 ноября, достигнув лагеря Корнер 5 ноября. Дневные переходы пришлось ограничить 15 милями, чтобы не перегружать пони. 7 ноября Скотта догнал Мирз, возглавлявший третий отряд, шедший на собаках. Склада Одной Тонны достигли 15 ноября, дав команде сутки отдыха. В тот же день команда лейтенанта Эванса обустраивала склад 80°30" ю. ш. В сутки они проходили до семнадцати миль.

3 Ледник Бирдмора

Первую лошадь пришлось застрелить 24 ноября. После этого Дэй и Хупер были отправлены на базу. В группе Скотта до 28 ноября оставалось восемь пони. 4 декабря экспедиция достигла «Ворот» ледника Бирдмора. 5 декабря началась сильнейшая пурга, продолжавшаяся четверо суток, и положение экспедиции было отчаянным. Путешественники смогли двинуться только 9 декабря, ненастье сбило экспедицию с запланированного графика на 5−6 дней. У подножья ледника пристрелили всех лошадей. Подъём на ледник был разведан Шеклтоном и имел длину 120 миль. Оставшиеся без тягловых средств двенадцать человек были разделены на три «упряжки». Подъём был крайне тяжёл: из-за рыхлого снега удавалось пройти не более четырёх миль в сутки. 17 декабря был устроен склад Середины Ледника. Далее переходы составили по 17 миль, но группа на пять дней отставала от графика Шеклтона. 20 декабря на базу были отправлены Аткинсон, Райт, Черри-Гаррард и Кеохэйн.

4 января должна была уйти последняя вспомогательная группа из четырех человек, однако Скотт решил взять к полюсу пятого члена команды — Бауэрса. При том, что провиант и снаряжение были рассчитаны на четырёх человек, включая место в палатке и число лыж (без них пришлось обходиться Отсу).

4 Достижение Южного полюса

5 января полюсная группа достигла 88° ю. ш., до полюса оставалось 120 миль. Переходы всё усложнялись: снег напоминал песок, скольжение почти отсутствовало. 15 января был заложен Последний склад, до полюса оставалось 74 мили. К этому времени члены команды были уже сильно истощены, а у Эдгара Эванса проявились признаки цинги. В последний рывок к полюсу было решено идти налегке, оставив на складе запас провианта на 9 дней.

17 января англичане достигли полюса через 34 дня после команды Амундсена. Для «окружения» полюса команда прошла одну милю прямо и три мили в правую сторону.

18 января Бауэрс обнаружил палатку Амундсена «Пульхейм» в двух милях от лагеря Скотта. Скотт поначалу считал, что норвежцев было двое, но в палатке были письма к Скотту и норвежскому королю, а также записка с отчётом норвежской команды, из которой выяснилось, что экспедиционеров было пятеро. Резко ухудшилась погода: начался снежный буран, заносивший следы, температура составляла −30 °C.

Скотт писал в своем дневнике: «Сбылись наши худшие или почти худшие опасения. Вся история как на ладони: норвежцы нас опередили! Они первые достигли полюса. Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей».

5 Обратный путь. Гибель

21 января началась сильная пурга, удалось пройти только 6 миль. 23 января Эванс обморозил нос и сильно повредил руки. Очередного промежуточного склада удалось достигнуть только 25 января. 4 февраля Скотт и Эванс провалились в ледниковые трещины. Скотт повредил плечо, а Эванс, очевидно, получил сильное сотрясение мозга. Он больше был не в состоянии тянуть сани, а сил его хватало только чтобы не отставать от остальных.

Спуск по леднику продолжался с 7 по 17 февраля, причём последние три дня экспедиционеры голодали: выбившись из графика, они не могли дойти до склада. 17 февраля скоропостижно скончался Эдгар Эванс. Он был похоронен в леднике. До базы оставалось 420 миль.

В лагере у подножья ледника Бирдмора экспедиционеры сменили сани и отправились в дальнейший путь 19 февраля. До Южного ледникового склада группа Скотта дошла только 24 февраля, обнаружив, что осталось мало керосина: он испарялся из негерметичных бидонов. Дневные переходы составляли 13 миль. Температура ночью опускалась до −40 °C.

К 1 марта экспедиционеры достигли склада «Середина ледника», вновь обнаружив катастрофическую нехватку керосина: его не хватало до следующего склада. К тому времени только Скотт продолжал вести дневник и отсчитывать время. Дневные переходы составляли не больше 1 мили, участники экспедиции катастрофически теряли силы. Отс получил сильное обморожение обеих ног, началась гангрена. 16 марта, Отс, не в силах идти дальше, покинул палатку в снежный буран. Больше его не видели. К этому времени экспедицию отделяли от склада 26 миль.

21 марта Скотт с оставшимися членами экспедиции был вынужден остановиться в 11 милях от лагеря «Одна тонна». Дальнейшее продвижение стало невозможным из-за сильного бурана. 23 марта у них закончилось топливо. К 29 марта положение не изменилось, и Скотт сделал свою последнюю запись в дневнике: «Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!».

Скотт умер последним: тела Уилсона и Бауэрса были аккуратно завязаны в спальные мешки, а сам командир отбросил отвороты спального мешка и раскрыл куртку. Под плечом у него находилась сумка с дневниками членов экспедиции.

На вторую зимовку на мысе Эванса остались 13 человек, группа Кемпбелла (6 человек) находилась в полной изоляции на Земле Виктории. Зимовка на базе Скотта была крайне тягостной в психологическом отношении, ибо все понимали, что произошла катастрофа. Научные работы, тем не менее, продолжались в полном объёме.

Исполнявший обязанности командира Аткинсон 29 октября 1912 года начал поиски останков группы Скотта. 10 ноября поисковая группа достигла Склада Одной Тонны и двинулась на юг, предполагая идти до ледника Бирдмора (Аткинсон полагал, что несчастье случилось на перевале). Однако уже 12 ноября они обнаружили палатку Скотта, почти занесённую снегом.

Аткинсон составил описание увиденного и забрал дневники членов экспедиции и непроявленные фотопластинки, которые хорошо сохранились за 8 месяцев полярной ночи. Тела не тронули, только убрали подпорки палатки, её полог послужил саваном погибшим. После этого над останками была построена снежная пирамида, увенчанная временным крестом из лыж.

22 января 1913 года «Терра Нова» покинула пролив Мак-Мёрдо. 10 февраля экспедиция вернулась в порт Оамару (Новая Зеландия), откуда были посланы известия в Лондон и Нью-Йорк.

Ежегодно увеличивается количество туристов-экстремалов, стремящихся посетить Южный полюс.

Сейчас подножие мира перестало быть чем-то запредельным — туда организуют экскурсии, путешественников селят на полярных станциях и даже продают им сувенирные майки.

Мы не только изучим примерный маршрут путешествия к Антарктиде, но и постараемся познакомить вас с расценками, списком необходимых в пути вещей, а также курьёзными случаями, произошедшими с некоторыми странниками.

Путешествие на Южный полюс

Индустрия экскурсий к самой южной точке планеты постепенно набирает обороты. Существует два основных маршрута, которые ведут к центру Антарктиды:

  1. Через Сантьяго и Пунта-Аренас.
  2. Через Южную Африку (пересадка в Кейптауне).

Второй маршрут туроператоры позиционируют как более короткий, но не позволяйте ввести себя в заблуждение: ЮАР географически находится дальше от Антарктиды, чем Чили. Поэтому за путёвку вы гарантированно переплатите.

В России туры предоставляют только зарубежные компании.

Транзит через Чили

Всё путешествие занимает 11 дней, причём начинается и заканчивается оно в Москве.

Вкратце ваши перемещения будут выглядеть так:

  • Первый день . Перелёт в Сантьяго. Тут всё зависит от авиакомпании, иногда осуществляется промежуточная пересадка в Европе.
  • Второй день . Вы перебираетесь в Чили. Это самостоятельный трансфер, конечная цель которого — Пунта-Аренас. Вас размещает в отеле представитель встречающей компании.
  • Третий день . Его вы проводите в сборах и подготовке. Вас ожидает презентация, посвященная Антарктиде, знакомство с попутчиками, сбор багажа.
    Организаторы туров сразу оговаривают возможные задержки вылета к полюсу — все зависит от погоды.
  • Четвёртый день . Вы отправляетесь в Антарктиду. На сборы вам дадут час, после чего автобус заберет всю группу и отвезет в аэропорт. Там вы столкнётесь со стандартной процедурой сканирования багажа. Помните — ничего острого.
    Само путешествие длится 4,5 часа. Затем — посадка в Юнион Глэйшер Кэмп — антарктическом лагере, принимающем туристические группы. Также вы посетите местный ледник.
  • Пятый-восьмой день . Вот он — великий момент. Вы достигли Южного полюса. Правда, перед этим придется 6 часов провести в самолёте и дозаправиться в горах.
    Одевайтесь тепло — вас ожидает температура до -35°С . В пути употребляйте больше горячих жидкостей и жирной пищи. Сама экскурсия длится 4 часа.
    Прихватите с собой деньги, поскольку вас сопроводят на станцию, где функционирует магазин с сувенирами. Вы сможете приобрести на память майку, значок и прочие безделушки.
    Затем вы вернётесь на Юнион Глэйшер Кэмп.
  • Девятый и оставшиеся дни . Вы направляетесь в Пунта-Аренас, затем — в Сантьяго и Москву.
    Цикл завершён.

Самые отважные путешественники могут покорить Южный полюс на лыжах.

Лыжным программам в этих суровых условиях присвоен максимальный уровень сложности. Участники перехода должны обладать физической и психической выносливостью.

От них требуются:

  • технические навыки;
  • хорошая физическая форма;
  • регулярное посещение тренировок для подготовки к экспедиции.

Кто был

Самыми знаменитыми людьми, посетившими Южный полюс, были его первооткрыватели — Пири, Амундсен и Скотт.

Впрочем, некоторые знаменитости и сейчас отправляются в холодные края, чтобы закалить характер и бросить вызов суровым морозам.

Среди известных личностей и предметов, замеченных на просторах Антарктики, выделим следующих:

  • Принц Гарри . Наследник британской короны добирался до полюса на санях в течение трех недель. Своеобразный подвиг.
  • Группа «Metallica» . Не просто побывали на полюсе, а дали там концерт.
  • Флаг Осетии . Марат Камболов, замминистра образования Северной Осетии, недавно прибыл на Южный полюс, чтобы установить там свой флаг.
  • Евгений Касперский . Основатель знаменитой лаборатории посетил полюс вместе со всей своей командой.
  • Лита Альбукерк . Популярная молодая художница установила в окрестностях Южного полюса 99 синих шаров, объединённых в общую композицию.